Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформированное^ готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников может быть оценена на основе следующих критериев и показателей: мотивационный (интенсивность и устойчивость направленности студента на деятельность, ориентированную на приобретение знаний, получение практического опыта, формирование умений и навыков, необходимых и достаточных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические аспекты формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников
    • 1. 1. Дополнительное математическое образование школьников как актуальная педагогическая проблема
    • 1. 2. Содержание и структура готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников
    • 1. 3. Модель формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников
  • Выводы по 1 главе
  • 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности модели формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников
    • 2. 1. Констатирующий этап эксперимента
    • 2. 2. Формирующий этап эксперимента
    • 2. 3. Заключительный этап эксперимента
  • Выводы по 2 главе

Формирование готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Демографическая ситуация в России последнего десятилетия 20 века характеризовалась резким сокращением рождаемости, а соответственно и количества детей, обучающихся в настоящее время в общеобразовательных учреждениях. В рабочем графике учителей уменьшилось время, отводимое на обучение учащихся по основным образовательным программам и увеличился удельный вес профессиональной деятельности в рамках дополнительного образования, способствующего самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы. Повышенное внимание государства к дополнительному образованию детей нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (от 07 мая 2012 г.), который предусматривает увеличение к 2020 г. числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 7075% [174].

Для большинства учителей математики подобное расширение как видов профессиональной деятельности (преподавание в области дополнительного математического образованияорганизация досуговых мероприятий (по предмету) — методическое обеспечение образовательного процесса), так и ее объектов (задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс дополнительного математического образования школьников) может быть сопряжено со значительными трудностями ввиду отсутствия или недостаточности необходимых знаний, умений, практического опыта. Исходя из вышеизложенного станоI вится актуальным формирование еще в условиях вуза готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников.

Степень разработанности темы исследования. Результаты имеющихся в настоящий момент трудов, посвященных профессиональной подготовке будущих учителей, показали, что применительно к формированию готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников, данная проблема остается недостаточно исследованной, однако в науке накоплен определенный опыт для более глубокого ее изучения.

Общетеоретические подходы к содержанию и организации профессиональной подготовки учителя заложены в трудах O.A. Абдуллиной [1], Ф. Н. Гоноболина [36], Н. В. Кузьминой [86], В. А. Сластенина [158], Л. Ф. Спирина [166] и др.

Различные аспекты готовности будущего учителя к педагогической деятельности исследованы Г. Л. Гавриловой [30], K.M. Дурай-Новаковой [50], Г. С. Сухобской [110],

A.И. Щербаковым [195] и др.

Ряд научных работ посвящен вопросам профессиональной подготовки будущих учителей математики (P.M. Асланов [7], М. А. Гаврилова [31], В. А. Гусев [42], И. В. Дробышева [48], О. Б. Епишева [55], В. И. Игошин [62], В. А. Кузнецова [85], И. Г. Липатникова [94], Г. Л. Луканкин [98], В. М. Монахов [112], А. Г. Мордкович [113], А. И. Нижников [118], E.H.Перевощикова [134], Е. С. Петрова [136], Т. С. Полякова [141], Г. И. Саранцев [152], Т. К. Смыковская [162], Н. Л. Стефанова [168], В. А. Тестов [172], Т. И. Уткина [175], З. И. Янсуфина [199] и др.).

Разработки в области дополнительного образования детей отражены в исследованиях С. Ю. Аверьяновой [2], Л. В. Байбородовой [11], В. А. Березиной [45], А. К. Бруднова [128], Н. К. Беспятовой [16], Н. А. Бирюковой [18], И. П. Гладилиной [34],

B.П. Голованова [35], Н. В. Добрецовой [44], Е. Б. Евладовой [54], A.B. Золотаревой [47],

B.Н.Иванченко [61], М. В. Кайгородцевой [108], О. Е. Лебедева [46], Л. Г. Логиновой [97], Л. Б. Малыхиной [100], Н. М. Михайловой [54], Н. А. Морозовой [115], Л. Н. Серебренникова [11], Е. В. Смольникова [161], М. О. Чекова [190] и др.

Особенности организации дополнительного образования детей в условиях школы рассмотрены Л. Н. Буйловой [21], Е. Б. Евладовой [65], А. В. Золотаревой [65],

C.Л. Паладьевым [65], Н. В. Кленовой [21], А. Б. Фоминой [146] и др.

Проблема дополнительного математического образования школьников исследуется в трудах: П. М. Горева [38], З. С. Гребневой [40], И. К. Кондауровой [72], И. В. Косолаповой [78], И. А. Кругловой [81], Е. Л. Мардахаевой [101], Н. И. Мерлиной [105], H.A. Стукаловой [171] и др.

Вместе с тем, при всей несомненной теоретической и практической ценности проведенных исследований и их важности в повышении качества профессиональной подготовки будущих учителей следует отметить, что круг вопросов, связанных с проблемой формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников (содержание и структура готовности, модель формирования готовности), остается открытым для теоретического и практического поиска.

Актуальность исследования обусловлена наличием противоречий между:

— потребностью общества в учителе математики, способном реализовывать дополнительное математическое образование детям в условиях общеобразовательной школы и недооценкой высшей школой важности данного направления профессиональной подготовки будущих учителей;

— необходимостью разработки модели формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников и недостаточной теоретической и практической обеспеченностью данного процесса.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования, состоящую в изучении и обосновании содержания, структуры и путей формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников. Потребность в разрешении проблемы определила выбор темы исследования: «Формирование готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников».

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности модели формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущего учителя математики в вузе.

Предмет исследования: процесс формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников.

Гипотеза исследования: формирование готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников будет эффективным, если:

— дополнительное математическое образование школьников рассматривать, с одной стороны, как составляющую школьного дополнительного образования, с другой стороны, как часть непрерывного математического образования, обеспечивающую посредством реализации дополнительных образовательных и досуговых программ на основе свободного выбора и самоопределения учащихся формирование у них устойчивого познавательного интереса к предметувыявление и развитие математических способностей, необходимых для продуктивной жизни в обществеповышение уровня математической образованности;

— готовность понимается как личностное образование, существующее в единстве мотивационного, теоретического и практического компонентов, позволяющее будущему учителю математики осуществлять виды профессиональной деятельности по реализации дополнительного математического образования школьников;

— выделены критерии и показатели для оценки уровней сформированности исследуемой готовности, подобраны и разработаны диагностические методы и методики, аргументированы уровни сформированности готовности;

— формирование готовности осуществляется поэтапно в контексте предстоящей профессиональной деятельности в рамках теоретически обоснованной, разработанной и экспериментально проверенной модели формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников сообразно выявленным компонентам ее структуры и соответствующим факторам, условиям, механизму реализации.

Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования, были выдвинуты следующие задачи:

1. Уточнить содержание и структуру понятия «дополнительное математическое образование школьников».

2. Охарактеризовать содержание и структуру понятия «готовность будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников».

3. Разработать диагностический инструментарий для оценки уровней сформированности готовности будущих учителей математики к реализации дополнительного математического образования школьников.

4. Создать и экспериментально проверить модель формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:

— уточнены содержание и структура понятия «дополнительное математическое образование школьников» как особой, самоценной составляющей школьного дополнительного образования, неотъемлемой части непрерывного математического образования, обеспечивающей посредством реализации дополнительных образовательных и досуговых программ на основе свободного выбора и самоопределения учащихся формирование у них устойчивого познавательного интереса к предметувыявление и развитие математических способностей, необходимых для продуктивной жизни в обществеповышение уровня математической образованности;

— углублены знания о содержании и структуре готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников как личностном образовании, существующем в единстве мотивационного, теоретического и практического компонентов, позволяющем будущему специалисту осуществлять виды профессиональной деятельности по реализации дополнительного математического образования школьников;

— предложен диагностический инструментарий для оценки уровней сформированное&tradeготовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников;

— разработана модель формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников, представляющая собой систему, в которой составляющие ее структурные компоненты (мотивационно-целевой, содержательно-организационный, оценочно-результативный) объединены и взаимодействуют с учетом структурно-функциональных доминант (механизм реализации, факторы, условия) в контексте будущей профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что:

— уточненные содержание и структура понятия «дополнительное математическое образование школьников» конкретизируют теоретические представления о дополнительном образовании школьников применительно к образовательной области «математика»;

— предложенные содержание и структура понятия «готовность будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников» расширяют традиционные представления о готовности будущего учителя к педагогической деятельности;

— выявленные уровни сформированности готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников, а также определяющие их критерии и показатели, обогащают уровневый подход к оценке сформированности педагогических явлений;

— разработанная модель формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников дополняет современные представления о процессе профессиональной подготовки будущих учителей математики.

Практическая значимость работы заключается в направленности ее результатов на совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей математики. Материалы исследования (программы, содержание дисциплин «Дополнительное математическое образование школьников», «Психолого-педагогические основы обучения математике», «Основные линии школьного курса математики и их реализация в действующих учебниках" — авторские учебно-методические пособия «Дополнительное математическое образование детей в условиях школы», «История школьного математического образования в России и за рубежом», направляющие тексты по дисциплинам «Психолого-педагогические основы обучения математике», «Основные линии школьного курса математики и их реализация в действующих учебниках" — комплекс диагностических методик и др.) могут быть использованы в подготовке будущих педагогов-математиков в системе среднего и высшего профессионального образования, а также при повышении квалификации и переподготовке действующих учителей математики.

Теоретико-методологическая основа исследования:

— фундаментальные концепции в области методологии профессионального образования (Ю.К. Бабанский [10], Б. С. Гершунский [33], В. И. Загвязинский [56], Э. Ф. Зеер [58], A.M. Новиков [120] и др.);

— исследования по проблемам формирования готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности (K.M. Дурай-Новакова [50], М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович [53], Н. В. Кузьмина [85], В. А. Сластенин [158] и др.);

— концептуальные подходы к профессиональной подготовке будущего учителя: личностный подход (В.В. Сериков [154], И. С. Якиманская [198] и др.) — проблемно-дея-тельностный подход (A.B. Барабанщиков [14], В. И. Ваганова [22] и др.) — контекстно-биографический подход (А.Г. Гавриков, О. М. Зайченко, О. С. Орлов, М. Н. Певзнер [133] и др.) — системный подход (В.П.Беспалько [15], Т. А. Ильина [124], А. Г. Мордкович [113], A.M. Пышкало [114] и др.);

— теории профессиональной подготовки будущего учителя математики (В.А.Кузнецова [85], ГЛ. Луканкин [98], В. М. Монахов [112], А. Г. Мордкович [ИЗ], А. И. Нижников [118], В. Д. Шадриков [139] и др.);

— теория и методика дополнительного образования (А.К. Бруднов [128], Н. В. Добрецова [44], Е. Б. Евладова [54], О. Е. Лебедев [46], Н. И. Мерлина [105], H.A. Морозова [115], А. Б. Фомина [146], М. О. Чеков [190] и др.).

Проверка гипотезы и решение поставленных задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих методов исследования: теоретических (теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованияконкретизация, сопоставление, систематизация, изучение опыта профессиональной подготовки учителеймоделирование процессов) — эмпирических (методы сбора и накопления данных: наблюдение, беседа, анкетированиеметоды контроля, диагностики и измерений: тестирование, шкалированиеметоды оценивания: самооценка, метод экспертных оценокметоды обработки данных: математические, табличные, графические) — экспериментальных (педагогический эксперимент).

Положения, выносимые на защиту:

1. Дополнительное математическое образование школьников представляет собой особую, самоценную составляющую школьного дополнительного образования, неотъемлемую часть непрерывного математического образования, обеспечивающую посредством реализации дополнительных образовательных и досуговых программ на основе свободного выбора и самоопределения учащихся формирование у них устойчивого познавательного интереса к предметувыявление и развитие математических способностей, необходимых для продуктивной жизни в обществеповышение уровня математической образованности.

Дополнительное математическое образование школьников имеет сложную системную организацию и выступает как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение целевого (цели дополнительного математического образования школьников), содержательного (содержание дополнительного математического образования), процессуального (методы обучениядидактические средстваформы организации деятельности детей) и результативного (образовательные результаты учащихся) компонентов.

2. Готовность будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников представляет собой личностное образование, объединяющее в себе: психолого-педагогические, предметные (математические) и методические знания, умения, практический опыт, необходимые и достаточные будущему учителю математики для реализации дополнительного математического образования детей в условиях школыумения творчески применять полученные знания, умения, практический опыт в реальной педагогической деятельностинаправленность на деятельность, ориентированную на приобретение соответствующих знаний, умений, практического опыта.

Структура готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников представлена тремя взаимосвязанными компонентами: мотивационным (направленность студента на деятельность, ориентированную на приобретение знаний, получение практического опыта, формирование умений и навыков, необходимых и достаточных будущему учителю математики для реализации дополнительного математического образования детей в условиях школы), теоретическим (система психолого-педагогических, предметных (математических) и методических знаний, необходимых и достаточных для реализации дополнительного математического образования школьников), практическим (умения и навыки, практический опыт, необходимые и достаточные для осуществления преподавания в области дополнительного математического образованияорганизации досуговых мероприятий (по предмету) — методического обеспечения образовательного процесса).

3. Разработанный диагностический инструментарий включает в себя: критерии и показатели оценки уровней сформированности готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников (мотивационный критерий, характеризующий направленность студента на деятельность, ориентированную на приобретение знаний, получение практического опыта, формирование умений и навыков, необходимых и достаточных будущему учителю математики для реализации дополнительного математического образования детей в условиях школы (показателиинтенсивность и устойчивость направленности) — когнитивный критерий, характеризующий сформировавшуюся систему психолого-педагогических, предметных (математических) и методических знаний, необходимых и достаточных будущему учителю математики для реализации дополнительного математического образования школьников (показатели — наличие психолого-педагогических, предметных (математических) и методических знаний) — операционно-деятельностный критерий, характеризующий сформировавшуюся систему умений, навыков, практического опыта, необходимых и достаточных будущему учителю математики для реализации дополнительного математического образования детей в условиях школы (показатели — владение психолого-педагогическими, предметными (математическими) и методическими умениями, практическим опытомуспешность применения полученных знаний, умений, практического опыта при реализации школьного дополнительного математического образования в реальных условиях) — методики оценки уровней сформированности исследуемой готовностихарактеристику уровней сформированности исследуемой готовности (адаптивногорепродуктивногоэвристическогокреативного).

4. Модель формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников, разработанная на основе личностного, проблемно-деятельностного, контекстно-биографического и системного подходов, представляет собой систему, в которой составляющие ее структурные компоненты (мотивационно-целевой, содержательно-организационный, оценочно-результативный) объединены и взаимодействуют с учетом структурно-функциональных доминант (механизм реализации, факторы, условия) в контексте будущей профессиональной деятельности. Механизм реализации модели формирования исследуемой готовности функционирует посредством последовательного прохождения этапов (адаптационно-ознакомительногопоисково-информирующегопрактико-моделирующегоаналитико-обобщающего).

Степень достоверности результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положенийиспользованием комплекса взаимодополняющих методов и методик исследования, адекватных его цели, задачам, природе изучаемого явлениясогласованностью теоретических выводов и практических результатовколичественным и качественным анализом и обсуждением результатов исследования, их апробацией и внедрением в практику работы вузавоспроизводимостью полученных результатовличным участием автора в осуществлении эксперимента.

Этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» с 2005 по 2012 гг. и осуществлялось в три этапа. На первом этапе (2005;2006 гг.) выявлялось состояние теоретической разработанности проблемы, изучался опыт работы вузовуточнялись содержание и структура понятий «дополнительное математическое образование школьников», «готовность будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников" — осуществлялись научное обоснование и разработка модели формирования исследуемой готовностиразрабатывалась программа эксперимента. Второй этап (2006;2011 гг.) включал опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности модели формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников (констатирующий, формирующий, заключительный эксперимент). Третий этап (2011;2012 гг.) был посвящен анализу, обобщению итогов эксперимента, а также оформлению диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования.

1. Теоретические положения исследования проверялись посредством публикаций его результатов и выступлений на международных (Екатеринбург (2011 г.), Киев (2006, 2010, 2012 гг.), Орск (2011г.)) и всероссийских (Москва (2011г.), Барнаул (2011г.), Елабуга

2011 г.), Пенза (2011г.), Саратов (2005;2012 гг.), Тобольск (2012 г.)) конференциях и семинарах.

2. Представленные в работе результаты нашли отражение в монографии- 2 учебно-методических пособиях- 17 научных статьях и тезисах.

3. Результаты исследования внедрены в учебный процесс и используются при подготовке учителей математики на механико-математическом факультете ФГЪОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» и в Балашовском институте (филиале) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».

Выводы по 2 главе

1. Целью опытно-экспериментального исследования явилась проверка эффективности предложенной модели формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников. Программа опытно-экспериментальной работы, состояла из трех этапов (констатирующийформирующийзаключительный).

2. Констатирующий этап эксперимента, соответствующий адаптационно-ознакомительному этапу в предложенной модели формирования исследуемой готовности, предполагал: а) разработку диагностического инструментария, позволяющего на каждом этапе опытно-экспериментальной работы оценить уровни сформированности готовности будущих учителей математики к реализации дополнительного математического образования школьниковб) определение исходного уровня сформированности исследуемой готовностиб) выбор контрольной и экспериментальной групп для проведения формирующего эксперимента.

Были выделены следующие критерии и показатели оценки сформированности компонентов готовности будущих учителей математики к реализации дополнительного математического образования школьников:

— мотивационный критерий, характеризующий направленность студента на деятельность, ориентированную на приобретение знаний, получение практического опыта, формирование умений и навыков, необходимых и достаточных будущему учителю математики для реализации дополнительного математического образования детей в условиях школы (показатели — интенсивность и устойчивость направленности);

— когнитивный критерий, характеризующий сформировавшуюся систему психолого-педагогических, предметных (математических) и методических знаний, необходимых и достаточных будущему учителю математики для реализации дополнительного математического образования школьников (показатели — наличие психолого-педагогических, предметных (математических) и методических знаний);

— операционно-деятельностный критерий, характеризующий сформировавшуюся систему умений, навыков, практического опыта, необходимых и достаточных будущему учителю математики для реализации дополнительного математического образования детей в условиях школы (показатели — владение психолого-педагогическими, предметными (математическими) и методическими умениями, практическим опытомуспешность применения полученных знаний, умений, практического опыта при реализации школьного дополнительного математического образования в реальных условиях).

Сформированность готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников может быть оценена по четырем уровням: адаптивномурепродуктивномуэвристическомукреативному.

В ходе эксперимента использовались методы (собеседование, включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, математической статистики) и авторские диагностические методики (анкета «Мое отношение к учению и будущей профессии" — диагностическая карта «Оценка (самооценка) уровня сформированности готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников" — тесты (№ 1, № 2) для определения уровня сформированности готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников).

Диагностика исходного уровня сформированности исследуемой готовности показала, что все студенты, участвующие в эксперименте, находятся на адаптивном уровне. Существенных расхождений между результатами, показанными студентами первой и второй групп специальности «Математика с дополнительной специальностью Информатика» (год поступления в Саратовский государственный университет — 2006, год окончания — 2011), выявлено не было, что дало основание рассматривать одну из групп (первую) как экспериментальную, а вторую — как контрольную.

3. На формирующем этапе эксперимента осуществлялись: а) экспериментальное внедрение поисково-информирующего и практико-моделирующего этапов разработанной модели формирования исследуемой готовности в процесс профессиональной подготовки студентов специальности 50 201 «Математика с дополнительной специальностью Информатика" — б) мониторинг уровней сформированности исследуемой готовности у участвующих в эксперименте студентов контрольной и экспериментальной групп.

На формирующем этапе эксперимента изменение готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников у студентов экспериментальной группы происходило по прогрессирующей нарастающей. Показатели количественной оценки уровня сформированности исследуемой готовности у студентов контрольной и экспериментальной групп на момент окончания формирующего этапа эксперимента составили: Оэ = 49 баллов (находится в пределах эвристического уровня), вк = 29,73 балла (соответствует репродуктивному уровню). При этом планируемого результата практико-моделирующего этапа реализации предложенной модели достигли 80% студентов экспериментальной группы (эвристический уровень — 66,67% студентовкреативный уровень — 13,33% студентов) и 13,33% студентов контрольной группы (эвристический уровень — 13,33% студентовкреативный уровень — 0% студентов).

4. Заключительный этап эксперимента, соответствующий аналитико-обобщающему этапу в предложенной модели, предполагал: а) итоговую диагностику сформированности уровней исследуемой готовности у участвующих в эксперименте выпускников экспериментальной и контрольной группб) обобщение итогов опытно-экспериментальной работы.

Показатели количественной оценки уровня сформированности исследуемой готовности у выпускников контрольной и экспериментальной групп на момент окончания эксперимента достигли значений: вэ = 60,27 баллов (находится в пределах нижней границы креативного уровня), вк — 33 балла (соответствует репродуктивному уровню). При этом планируемого результата аналитико-обобщающего этапа реализации предложенной модели креативный уровень) достигли 53,33% выпускника экспериментальной группы, что свидетельствует об их подготовленности к выполнению видов профессиональной деятельности по реализации дополнительного математического образования детей в условиях школы, а 26,67% студентов подошли к указанному уровню настолько близко (верхняя граница эвристического уровня — 55−58 баллов), что смогут достичь его в процессе профессиональной деятельности в ближайшее время после окончания вуза. В контрольной группе указанного уровня не достиг ни один студент.

Математическая обработка результатов эксперимента с использованием методики A.A. Кыверялга [90, с.282] подтвердила эффективность предложенной модели и осуществленной на ее основе опытно-экспериментальной работы. Полученные данные указывают на необходимость и оправданность внедрения в процесс профессиональной подготовки студентов специальности 50 201 «Математика с дополнительной специальностью Информатика» специально разработанной модели формировании готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников.

Заключение

Результаты проведенного научно-теоретического и опытно-экспериментального исследования подтверждают гипотезу и выступают основаниями для подведения следующих итогов.

1. Дополнительное математическое образование школьников представляет собой особую, самоценную составляющую школьного дополнительного образования, неотъемлемую часть непрерывного математического образования, обеспечивающую посредством реализации дополнительных образовательных и досуговых программ на основе свободного выбора и самоопределения учащихся формирование у них устойчивого познавательного интереса к предметувыявление и развитие математических способностей, необходимых для продуктивной жизни в обществеповышение уровня математической образованности (за счет расширения, углубления и дополнения знаний, умений и навыков, формируемых в соответствии с основной образовательной программой, развития интеллектуальных, поведенческих и профессионально-значимых качеств, способности к интеллектуальной и творческой деятельности, к продолжению своего образования, к самообразованию). Дополнительное математическое образование школьников имеет сложную системную организацию и выступает как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение целевого (цели дополнительного математического образования школьников), содержательного (содержание дополнительного математического образования), процессуального (методы обучениядидактические средстваформы организации деятельности детей) и результативного (образовательные результаты учащихся) компонентов.

2. Готовность будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников понимается нами как личностное образование, объединяющее в себе: психолого-педагогические, предметные (математические) и методические знания, умения, практический опыт, необходимые и достаточные будущему учителю математики для реализации дополнительного математического образования детей в условиях школыумения творчески применять полученные знания, умения, практический опыт в реальной педагогической деятельностинаправленность на деятельность, ориентированную на приобретение соответствующих знаний, умений, практического опыта.

Структура готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников представлена тремя взаимосвязанными компонентами: мотивационным (направленность студента на деятельность, ориентированную на приобретение знаний, получение практического опыта, формирование умений и навыков, необходимых и достаточных будущему учителю математики для реализации дополнительного математического образования детей в условиях школы) — теоретическим (система психолого-педагогических, предметных (математических) и методических знаний, необходимых и достаточных для реализации дополнительного математического образования школьников) — практическим (умения и навыки, практический опыт, необходимые и достаточные для осуществления преподавания в области дополнительного математического образованияорганизации досуговых мероприятий (по предмету) — методического обеспечения образовательного процесса).

3. Сформированное^ готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников может быть оценена на основе следующих критериев и показателей: мотивационный (интенсивность и устойчивость направленности студента на деятельность, ориентированную на приобретение знаний, получение практического опыта, формирование умений и навыков, необходимых и достаточных будущему учителю математики для реализации дополнительного математического образования детей в условиях школы) — когнитивный (наличие психолого-педагогических, предметных (математических) и методических знаний, необходимых и достаточных будущему учителю математики для реализации дополнительного математического образования школьников) — операционно-деятельностный (владение психолого-педагогическими, предметными (математическими) и методическими умениями, практическим опытом, необходимыми и достаточными будущему учителю математики для реализации дополнительного математического образования детей в условиях школыуспешность применения полученных знаний, умений, практического опыта при реализации школьного дополнительного математического образования в реальных условиях) с использованием методов (собеседование, включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, математической статистики) и авторских диагностических методик (анкета «Мое отношение к учению и будущей профессии" — диагностическая карта «Оценка (самооценка) уровня сфор-мированности готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников" — тесты (№ 1, № 2) для определения уровня сформированное&tradeготовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников) по четырем уровням (адаптивномурепродуктивномуэвристическомукреативному).

4. Модель формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников, разработанная на основе личностного, контекстно-биографического и системного подходов, представляет собой систему, в которой составляющие ее структурные компоненты (мотивационно-целевой, содержательно-организационный, оценочно-результативный) объединены и взаимодействуют с учетом структурно-функциональных доминант (механизм реализации, факторы, условия) в контексте будущей профессиональной деятельности.

В качестве правил, регулирующих процесс формирования исследуемой готовности будущего учителя математики, выступают принципы: целостностиструктурностипреемственностиконтекстностипоследовательного перехода от учебной деятельности академического типа к учебно-профессиональной деятельностиактивно-деятельност-ного развития личности обучаемогооткрытости.

Содержание мотивационно-целевого компонента представлено приоритетной целью (повышение уровня сформированное&tradeготовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников) и уточнено через формулировку задач, детерминированных спецификой будущей профессиональной деятельности. Содержательно-организационный компонент предполагает практическое обеспечение процесса формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников, предусматривающее организацию соответствующей профессионально ориентированной информационно-коммуникационной образовательной среды, вооружающей студентов за счет специально отобранного содержания, соответствующих форм, методов и средств обучения знаниями, умениями, навыками, практическим опытом, необходимыми и достаточными для реализации дополнительного математического образования школьников. Оценочно-результативный компонент модели формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников позволяет осуществить оценку уровней сформированности исследуемой готовности и констатировать эффективность модели.

Факторы эффективного формирования исследуемой готовности — фундаментали-зация педагогического образованиякогнитивно-исследовательская направленность педагогического образованиянаправленность педагогического образования на развитие личности.

Механизм реализации модели формирования исследуемой готовности функционирует посредством последовательного прохождения этапов (адаптационно-ознакомительногопоисково-информирующегопрактико-моделирующегоаналитико-обоб-щающего). Каждый этап представлен целью, конкретными задачами, условиями реализации, результатом.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила необходимость и оправданность внедрения в процесс профессиональной подготовки студентов специальности 50 201 «Математика с дополнительной специальностью Информатика» специально разработанной модели формировании готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников.

Результаты диссертационного исследования рекомендуется использовать в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов-математиков в системе среднего и высшего профессионального образования, а также при повышении квалификации и переподготовке действующих учителей математики.

Перспективы дальнейшей разработки темы. Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы, а предлагает один из путей ее решения. Более глубокого изучения, на наш взгляд, требуют вопросы подготовки будущего учителя к деятельности в условиях интеграции основного и дополнительного математического образования.

Список сокращений и условных обозначений

Сокращения или условные обозначения Расшифровка

ГИА Государственная итоговая аттестация

ГОС ВПО Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

ЕГЭ Единый государственный экзамен

ИКТ Информационные и коммуникационные технологии

КГ Контрольная группа л Лекции

ПР Практические занятия

РФ Российская Федерация

СРС Самостоятельная работа студентов тсо Технические средства обучения

УВК Учебно-воспитательный комплекс

ФГБОУ ВПО Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ФГОС ВПО Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

ФГОС СПО Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования эг Экспериментальная группа

ЭОР Электронные образовательные ресурсы

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1992. — 141 с.
  2. , С. Ю. Образовательное пространство «школа дополнительное образование — вуз» как фактор профессионального самоопределения старшеклассников : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Аверьянова Светлана Юрьевна. -Ростов н/Д, 2010. — 24 с.
  3. , Е. А. Пути развития творческой деятельности учащихся в процессе внеклассной работы по математике : автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.01 / Акопян Евгений Александрович. М., 1973. — 22 с.
  4. , И. Н. Вопросы усовершенствования внеклассной работы по математике и подготовки учителя к ее проведению : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Алексеева Ирина Николаевна. Алма-Ата, 1969. — 23 с.
  5. , З.Н. Внеклассная работа по математике / 3. Н. Альхова, А. В. Макеева. Саратов: Лицей, 2003. — 90 с.
  6. , Б. Г. К психологизации студенческого возраста / Б. Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — С. 44−49.
  7. , Р. М. Методическая система обучения дифференциальным уравнениям в педвузе : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Асланов Рамиз Муталлим Оглы. М., 1997. — 36 с.
  8. , А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А. Г. Асмолов // Внешкольник. 1997. — № 9. — С. 3−9.
  9. , Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  10. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  11. , Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения ребенка : монография / Л. В. Байбородова, А. В. Золотарева, Л. Н. Серебренников. Ярославль: ЯГПУ, 2009. — 219 с.
  12. , Г. Д. Некоторые вопросы внеурочных занятий по математике в современной средней школе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Балк Георгий Дмитриевич. Смоленск, 1970. — 298 с.
  13. , М. Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике / М. Б. Балк. М.: Учпедгиз, 1956. — 608 с.
  14. , А. В. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Н. Н. Конюхов, Г. Ф. Феденко. М.: ВПА, 1987.-252 с.
  15. , В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Просвещение, 1989. — 144 с.
  16. , Н. К. Программа педагога дополнительного образования : от разработки до реализации / Н. К. Беспятова. М.: Айрис-Пресс, 2004. — 90 с.
  17. , В. С. Диалог культур и школа XXI века / В. С. Библер // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово: Алеф, 1993. — С. 9−106.
  18. , H.A. Роль и место дополнительного образования в современном образовательном пространстве / Н. А. Бирюкова // Теория и практика дополнительного образования: актуальные проблемы развития. Йошкар-Ола: МарГУ, 1999. — С. 5−16.
  19. , JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : Психологическое исследование / JI. И. Божович. СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
  20. , Г. А. Дидактические основы совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе обучения общенаучным дисциплинам : автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Бокарева Галина Александровна. Волгоград, 1987. — 36 с.
  21. , JI. Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе? / Л. Н. Буйлова, Н. В. Кленова. М.: АРКТИ, 2005. — 288 с.
  22. , В. И. Система профессионально-методической подготовки преподавателя физики в классическом университете / В. И. Ваганова. М.: Прометей, 2005.-200 с.
  23. , А. А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  24. , Н. Я. За страницами учебника математики / Н. Я. Виленкин, И. Я. Депман. М.: Просвещение, 1989. — 287 с.
  25. , Л. В. Методика преподавания математики в средней школе / Л. В. Виноградова. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 252 с.
  26. Внеклассная работа по математике в 4−5-х классах / В. А. Гусев и др.- под ред. С. И. Шварцбурда. М.: Просвещение, 1974. — 191 с.
  27. Внеклассная работа по математике в средней школе / под ред. В. В. Сухорукова. Балашов: Изд-во БГПИ, 1994. — 90 с.
  28. , С. Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников : состав, структура, деятельностный компонент / С. Г. Воровщиков. -М.: АПК и ППРО, 2006. 160 с.
  29. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. М.: Мирос, 1997.-207 с.
  30. , Г. Л. Формирование профессиональной самостоятельности у будущего учителя в процессе обучения в вузе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Гаврилова Галина Леонидовна. Казань, 1992. — 24 с.
  31. , М. А. Становление и развитие профессиональной компетентности педагогов-математиков в системе непрерывного педагогического образования : автореф. дис.. д-ра пед. наукб 13.00.08/Гаврилова Маргарита Алексеевна.-М., 2012.-46 с.
  32. , Н. Ф. Опережающая профессиональная подготовка будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности в период обучения в вузе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ганцен Наталья Федоровна. Магнитогорск, 2002. -24с.
  33. , Б. С. Педагогическая прогностика : методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. Киев: Вища шк., 1986. — 197 с.
  34. , И. П. Работа с одаренными школьниками в системе дополнительного образования / И. П. Гладилина, М. В. Жиркова, О. С. Михно. М.: ООО «Коллаж», 2008. — 96 с.
  35. , В.П. Разработка механизма оценки дополнительной образовательной программы / В. П. Голованов // Бюллетень: региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи. 2009. — № 4. — С. 15−23.
  36. , Н. Ф. Книга об учителе / Н. Ф. Гоноболин. М.: Просвещение, 1965. -260 с.
  37. , П. М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Горев Павел Михайлович. Киров, 2006. — 24 с.
  38. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 32 100.00 Математика с дополнительной специальностью.
  39. Квалификация учитель математики и (в соответствии с дополнительнойспециальностью). Утвержден 31.01.2005 г., № 692 пед/сп. Режим доступа: www.vspu.ac.ru/~chul/kollegam/ 32 100 002 005.pdf.
  40. Гребнева, 3. С. Обучение математике одаренных школьников региона в условиях дистанционной модели дополнительного математического образования: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Гребнева Зоя Сергеевна. Орел, 2008. — 22 с.
  41. , Д. Н. Педагогические основы формирования системы дополнительного образования в современных общеобразовательных учреждениях : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Грибов Денис Николаевич. -М., 1998. -21 с.
  42. , В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В. А. Гусев. М.: Вербум-М, Академия, 2003. — 432 с.
  43. , Н.И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. М.: Академический Проект, 2000. — 184 с.
  44. , Н. В. Возможности дополнительного образования для реализации профильного образования / Н. В. Добрецова- под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005.- 151 с.
  45. Дополнительное (внешкольное) образование детей в России: 90 лет / под ред. В. А. Березиной. М.: Диалог культур, 2008. — 423 с.
  46. Дополнительное образование детей / под ред. О. Е. Лебедева. М.: ВЛАДОС, 2000.-256 с.
  47. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования: монография / под ред. А. В. Золотаревой, С. Л. Паладьева. -Ярославль: ЯГПУ, 2009. 300 с.
  48. , И. В. Методическая подготовка будущего учителя математики к дифференцированному обучению учащихся средней школы : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Дробышева Ирина Васильевна. М., 2001. — 44 с.
  49. , И. В. Анализ компонентов математических способностей в младшем школьном возрасте : автореф. дисс. канд. псих, наук: 19.00.01 / Дубровина Ирина Владимировна. М., 1963. — 23 с.
  50. , И. И. Развитие математических способностей учащихся на внеклассных занятиях: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Дырченко Инна Ивановна. М., 1963. — 24 с.
  51. , Е. А. Игротека математического кружка / Е. А. Дышинский. -М.: Просвещение, 1972. 234 с.
  52. , М. И. Психологические проблемы готовности к педагогической деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1981. — 175 с.
  53. , Е. Б. Дополнительное образование детей / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. М. Михайлова. М.: ВЛАДОС, 2004. — 349 с.
  54. , О. Б. Общая методика преподавания математики в средней школе : курс лекций / О. Б Епишева. Тобольск: Изд. ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1997. — 191 с.
  55. , В. И. Теория обучения : Современная интерпретация / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
  56. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992.56 с.
  57. , Э. Ф. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: МПСИ, 2005.-216 с.
  58. , И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2002.384 с.
  59. , Т. А. Гуманитаризация математического образования / Т. А. Иванова. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. — 206 с.
  60. , В. Н. Инновации в образовании : общее и дополнительное образование детей / В. Н. Иванченко. Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 314 с.
  61. , В. И. Математическая логика в системе подготовки учителей математики / В. И. Игошин. Саратов: Слово, 2002. — 240 с.
  62. , В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  63. , Г. Н. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технического вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ильина Галина Николаевна. Волгоград, 1994. — 24 с.
  64. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / под ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. Л. Паладьева. М.: АРКТИ, 2006. -296 с.
  65. , Ф. Й. Методика преподавания экономических дисциплин : основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения / Ф. Й. Кайзер, X. Камински. М.: Вита-Пресс, 2007. — 184 с.
  66. , Т. А. Педагогическая практика / Т. А. Капитонова, И. К. Кондаурова, О. М. Кулибаба, С. В. Лебедева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. -200 с.
  67. , В. В. Развитие математических способностей студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Кертанова Валерия Викторовна. Саратов, 2007. — 23 с.
  68. , М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  69. , Е. А. Путь в профессию / Е. А. Климов. Л.: Лениздат, 1974. — 190 с.
  70. , И. К. Избранные главы теории и методики обучения математике : дополнительное математическое образование школьников / И. К. Кондаурова. -Саратов: ИЦ «Наука», 2010.-192 с.
  71. , И. К. Теоретическое и технологическое обеспечение развития познавательной самостоятельности студентов в условиях вуза : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Кондаурова Инесса Констанитиновна. Саратов, 1999. — 274 с.
  72. , И. К. Дополнительное математическое образование детей в условиях школы : учебно-методическое пособие / И. К. Кондаурова, О. С. Кочегарова, Н. А. Терновая. Саратов: ИЦ «Наука», 2012. — 160 с.
  73. , И. К. История школьного математического образования в России и за рубежом : учебно-методическое пособие / И. К. Кондаурова, О. С. Кочегарова, Н. А. Терновая. Саратов: ИЦ «Наука», 2012.-160 с.
  74. , В. Е. Математическая обработка и оформление результатов измерений / В. Е. Коробов. Волгоград: Перемена, 1992. — 120 с.
  75. , В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
  76. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма / под ред. Е. И. Щеблановой. М.: ИНТОР, 1995. — 45 с.
  77. , И. А. Содержание дополнительного математического образования старшеклассников, проявляющих интерес к музыке : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Круглова Ирина Алексеевна. Омск, 1998. — 24 с.
  78. , В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  79. , В. А. Психология / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1986.336 с.
  80. , А. А. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды / А. А. Кузнецов, С. В. Зенкина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-63 с.
  81. , В. А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования / В. А. Кузнецова. Ярославль: ЯрГУ, 1995. — 268 с.
  82. , Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 2429.
  83. , Н. В. Формирование педагогических способностей / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. — 97 с.
  84. , О. М. Формирование готовности будущих учителей математики к ' работе с одаренными детьми : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Кулибаба Ольга Михайловна. Саратов, 2008. — 204 с.
  85. , Н. В. На пути к профессиональному совершенству / Н. В. Кухарев. -М.: Просвещение, 1990. 214 с.
  86. , А. А. Методы исследований в профессиональной педагогике / -
  87. A. А. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  88. , В. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического образования /
  89. B. В. Лаптев, М. В. Швецкий. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000 — 508 с.
  90. , Н. Д. Психология труда / Н. Д. Левитов. М.: Учпедгиз, 1963.340 с.
  91. , Г. И. Внеклассная работа по математике в средней школе / Г. И. Линьков. М.: Учпедгиз, 1954. — 62 с.
  92. Э. К. Брейтигам и др.- под’ред. И. Г. Липатниковой. Екатеринбург: УрГПУ, 2010. -С. 35−48.
  93. Личность в психологии: парадигма субъективности / под ред. А. В. Петровского. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.
  94. , Н. И. Научно-педагогическое наследие / Н. И. Лобачевский. -М.: Наука, 1976.-662 с.
  95. , Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент / Л. Г. Логинова. М.: Агентство «Мегаполис», 2008. — 392 с.
  96. , Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте : дис.. д-ра пед. наук в форме науч. докл.: 13.00.02 / Луканкин Геннадий Лаврович. Ленинград, 1989. — 59 с.
  97. , И. Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Малова Ирина Евгеньевна. Ярославль, 2007. -40 с.
  98. , Л. Б. Аттестация педагогов дополнительного образования / Л. Б. Малыхина, Н. Ю. Конасова, Н. И. Бочманова. М.: Планета, 2011. — 144 с.
  99. , Е. Л. Математический кружок в системе дополнительного математического образования учащихся 5−7 классов основной школы : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Мардахаева Елена Львовна. М., 2001. — 24 с.
  100. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Наука, 1996.-308 с.
  101. Математика в образовании и воспитании / сост. В. Б. Филиппов. М.: ФАЗИС, 2000.-256 с.
  102. , И. И. Научно-методические основы взаимодействия школьного и вузовского математического образования в России : дис.. д-ра пед. наук в форме научн. докл.: 13.00.02 / Мельников Иван Иванович. -М., 1999. 36 с.
  103. , Н. И. Дополнительное математическое образование школьников и современная школа (Состояние. Тенденции. Перспективы) / Н. И. Мерлина. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 180 с.
  104. Методика и технология обучения математике / под научн. ред. Н. Л. Стефановой, Н. С. Подходовой. М.: Дрофа, 2005. — 416 с.
  105. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
  106. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение / авт.-сост. М. В. Кайгородцева. Волгоград: Учитель, 2009. — 377 с.
  107. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях // Народное образование. 2003. — № 2. -С. 29−34.
  108. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя / под ред. Ю. М. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1980. — 81 с.
  109. , А. И. Внеклассная работа как средство расширения политехнического кругозора учащихся / А. И. Можаев // Математика в школе. 1954. — № 3. — С. 59−64.
  110. , В. М. Технологические основы проектирования учебного процесса / В. М. Монахов. Волгоград: Перемена, 1995. — 115 с.
  111. , А. Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в пединституте : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Мордкович Александр Григорьевич. М., 1986. — 355 с.
  112. , М. М. Методика обучения математике в 1−3 классах / М. М. Моро, А. М. Пышкало. М.: Просвещение, 1987 .-416 с.
  113. , H.A. Российское дополнительное образование как многоуровневая система : развитие и становление: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Морозова Нонна Анатольевна. М., 2003. — 332 с.
  114. , A.B. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования / А. В, Мудрик. М.: Академия, 2004. — 240 с.
  115. , А. К. Методика выявления параметров математических способностей учащихся при обучении математике : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Насыбуллина Алла Константиновна. М., 1993. — 286 с.
  116. , А. И. Теория и практика проектирования методической системы подготовки современного учителя математики : дис.. д-ра пед. наук в виде научн. докл.: 13.00.02 / Нижников Александр Иванович. М., 2000. — 45 с.
  117. , H.H. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. — 228 с.
  118. , A. M. Профессиональное образование России / А. М. Новиков. -М.: ИНЦПНПО РАО, 1997. 160 с.
  119. , М. В. Формирование готовности будущих офицеров к применению естественнонаучных знаний в ходе изучения военно-профессиональных дисциплин : дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Новикова Марина Васильевна. Саратов, 2008.-161 с.
  120. О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей. Приказ Министерства образования РФ от 03.05.2000 г., № 1276. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901 763 634.
  121. О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений / Письмо Минобрнауки РФ органам управления образования субъектов РФ (Исх. № 03−417 от 01.04.2005). Режим доступа: http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/l 186/.
  122. Общая теория систем. М.: Мир, 1966. — 188 с.
  123. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. -192 с.
  124. , A.A. Урок? Мастерская? Или. / А. А. Окунев. СПб.: Просвещение, 2001. — 304 с.
  125. Организация внеклассной работы по математике в средней школе / под ред. В. JI. Пестеревой. Пермь: ПГПУ, 2010. — 240 с.
  126. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей / под ред. А. К. Бруднова. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 544 с.
  127. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  128. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластенина-М.: Академия, 2004. 368 с.
  129. Педагогические мастерские: Теория и практика / сост. Н. И. Белова, И. А. Мухина. СПб.: Питер, 1998. — 318 с.
  130. Педагогический словарь: В 2 т. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960. — Т.1. — 776 е., Т.2. — 768 с.
  131. Педагогическое образование в университете: контекстно-биографический подход. В.-Новгород: Изд-во НовГУ, 2001. — 299 с.
  132. , Е. Н. Теоретико-методические основы подготовки будущего учителя математики к диагностической деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Перевощикова Елена Николаевна. Н.-Новгород, 2000. — 18с.
  133. , И. С. Математические олимпиады школьников / И. С. Петраков. -М.: Просвещение, 1982. 96 с.
  134. , Е. С. Система методической подготовки будущих учителей по углубленному изучению математики : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Петрова Елена Степановна. М., 1999. — 38 с.
  135. , К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. М.: Высшая школа, 1981. — 175 с.
  136. , А. П. Вопросы внеклассной работы по математике в школе /
  137. A. П. Подашов. М.: Учпедгиз, 1962. — 191 с.
  138. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы / под ред.
  139. B. Д. Шадрикова. -М.: Гардарики, 2002. 383 с.
  140. , А. М. Дидактические условия становления и развития готовности у студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Подрейко Александр Михайлович. Калининград, 1996. — 23 с.
  141. , Т. С. Историко-методическая подготовка учителей математики в педагогическом университете : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Полякова Татьяна Сергеевна. СПб., 1998. — 43 с.
  142. Предметные недели в школе. Математика / сост. Л. В. Гончарова. -Волгоград: Учитель, 2002.
  143. Проблемы формирования нового поколения учебных изданий. Аналитический доклад / под ред. О. Е. Лебедева. М.: ЗАО «МТО Холдинг», 2005. -46 с.
  144. Программно-методические материалы. Математика. 5−11 кл. / сост. Г. М. Кузнецова. М.: Дрофа, 1999. — 192 с.
  145. Программно-методические материалы. Математика. 5−11 кл. Тематическое планирование / сост. Г. М. Кузнецова. М.: Дрофа, 2003. — 186 с.
  146. Развитие теории и практики интеграции общего и дополнительного образования детей / под ред. А. Б. Фоминой. -М.: УЦ «Перспектива», 2010. 120 с.
  147. Резолюция Всероссийского Съезда учителей математики (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова 28−30 октября 2010 г.). Режим доступа http://math.teacher.msu.ru/resolution.
  148. , Н. С. Философия гуманитарного образования : ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе / Н. С. Розов. М.: ИЦПКПС, 1993.- 193 с.
  149. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1. — М., 1993. — 608 е.- Т.2. — М., 1999. — 672 с.
  150. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 720 с.
  151. , А. И. Одаренные дети в детском саду и школе / А. И. Савенков. -М.: Академия, 2000. 323 с.
  152. , Г. И. Методология методики обучения математике : монография / Г. И. Саранцев. Саранск: «Красный Октябрь», 2001. — 144 с.
  153. , Е. К. Опыт внеклассной работы по математике / Е. К. Серебровская. Иркутск: Обл. Гос. Изд., 1952. — 118 с.
  154. , В. В. Личностный подход в образовании : концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  155. В.А. Дидактика. М.: Академия, 2008. — 416 с.
  156. , А. В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Скачков Андрей Владимирович. -Ростов-на-Дону, 1996. 24 с.
  157. , Е. Ю. Педагогические условия повышения качества обучения математике в техническом вузе: на примере экономических специальностей: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Скоробогатых Елена Юрьевна. Калининград, 2001. -24 с.
  158. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. -160 с.
  159. , В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. -М.: Академия, 2012.-496 с.
  160. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: Академия, 2001. — 304 с.
  161. , Е. В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Смольников Евгений Вильевич. Ульяновск, 2006. — 229 с.
  162. , Т. К. Теоретико-методологические основы проектирования методической системы учителя математики и информатики : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Смыковская Татьяна Константиновна. М., 2000. — 36 с.
  163. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е. С. Мн.: Современное слово, 2001. — 928 с.
  164. Современный учебник: Проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: ИСМО РАО, 2004. — 300 с.
  165. , Н. Н. Дополнительное эколого-биологическое образование : модели и технологии: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Сотникова Наталья Николаевна. М., 2007. — 36 с.
  166. Спирин, JL Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя / JI. Ф. Спирин. Ярославль: ЯрГПИ, 1976. — 86 с.
  167. , В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе / В. Д. Степанов. -М.: Просвещение, 1991. 80 с.
  168. , Н. JI. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Стефанова Наталья Леонидовна. СПб., 1996. — 32 с.
  169. , А. А. Педагогика математики / А. А. Столяр. Минск: Вышейшая школа, 1969. — 368 с.
  170. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. за № Пр-212 // Российская газета. 2008. -№ 4591. — фев. — С. 1.
  171. , H.A. Повышение качества математической подготовки ориентированных на обучение в вузе старшеклассников в системе дополнительногообразования : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Стукалова Наталья Александровна. Омск, 2004. — 23 с.
  172. , В. А. Стратегия обучения математике / В. А. Тестов. М.: Технологическая школа бизнеса, 1999. — 304 с.
  173. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г., № 28−02−484/16. Режим доступа: www. school791.ru/school/dopobr.htm.
  174. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Российская газета. — 2012. — № 5775.-май.-СЛ.
  175. , Т. И. Теоретические основы управления качеством подготовки учителя математики : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Уткина Тамара Ильинична. М., 2005. — 32 с.
  176. Факультативный курс по математике: учебное пособие для 7−9 кл. ср. шк. / сост. И. Л. Никольская. М.: Просвещение, 1991. — 383 с.
  177. , А. В. Внеклассная работа по математике. 5−11 классы / А. В. Фарков. -М.: Айрис-пресс, 2009.-288 с.
  178. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. -Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d10/ml897.html.
  179. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d09/m373 .html.
  180. , А. И. Внеклассная работа по математике / А. И. Фетисов // Известия АПН РСФСР. 1958. — Вып. 92. — 256 с.
  181. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А. К. Марковой. -М.: Педагогика, 1986. 191 с.
  182. Формы и методы общеобразовательной подготовки / под ред. М. И. Махмутова. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  183. , Н. И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования детей : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Фунникова Надежда Ивановна. Челябинск, 1998. — 24 с.
  184. , И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. М.: Гардарики, 2010. -520 с.
  185. , X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986.-Т.2.-374 с.
  186. , Н. Г. Методическая система становления готовности будущих учителей к формированию математической компетентности школьников : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ходырева Наталья Геннадьевна. Волгоград, 2004. — 24 с.
  187. , А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. СПб: Питер, 2001.-544 с.
  188. , М. О. Теория и практика дополнительного образования детей в России : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Чеков Максим Олегович. Самара, 2003.-36 с.
  189. , Н. А. Теория и практика дополнительного образования / Н. А. Чернова. Кемерово: КемГУ, 1995.-149 с.
  190. , Ф. Н. Исследование возможностей классных и внеклассных занятий по математике в подготовке к выбору профессии : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Чинчирова Фаина Николаевна. М., 1981. -15 с.
  191. , С. И. Психологический анализ структуры математических способностей в старшем школьном возрасте : автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.01 / Шапиро Самуил Иосифович. Курск, 1966. — 20 с.
  192. , И. Г. Основы психологии и педагогики / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко. Минск: БГУИР, 2008. — 234 с.
  193. , А. И. Профессиограмма учителя советской школы / А. И. Щербаков // Проблемы профессиональной подготовки педвузов и университетов. -М.: АПН СССР, 1976. С. 24−33.
  194. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. — 224 с.
  195. , Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  196. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь. — 144 с.
  197. Янсуфина, 3. И. Методическая подготовка будущего учителя математики в педвузе на основе инновационных подходов к обучению: монография. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2008. — 100с.
  198. Ше1е Уап Р.-Н. Ьа репвеё бе Уехйгий ейа geometrie. ВиМт ёе 1'АКМ, 1959.198 р.
  199. Наименование иллюстрации Страница, на которой расположена иллюстрация
  200. Рисунок 1. Модель формирования готовности будущего учителя математики к реализации дополнительного математического образования школьников 87
Заполнить форму текущей работой