Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие локального рынка образовательных услуг малого города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными результатами исследования можно считать авторское уточнение таких понятий как «локальный рынок образовательных услуг», «образовательная услуга» — выявление проблем, и особенностей локального рынка образовательных услуг, определение и исследование структуры данного рынка, функции и роли его субъектовопределена актуальность концепции социально-ответственного маркетинга, в контексте… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.,
  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 1. 1. Содержание и особенности развития локального рынка образовательных услуг малого города
    • 1. 2. Региональная окружающая среда и локальная сегментация рынка образовательных услуг
    • 1. 3. Трансакции на локальном рынке образовательных услуг
  • Глава 2. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ МАЛОГО ГОРОДА
    • 2. 1. Анализ локального рынка образовательных услуг малого города (по материалам малых городов Волгоградской области)
    • 2. 2. Позиционирование Фроловского филиала Волгоградского государственного университета на локальном рынке образовательных услуг малого города
    • 2. 3. Разработка модели компетенций конкурентоспособного выпускника филиала вуза с позиций работодателей

Развитие локального рынка образовательных услуг малого города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из результатов проведения социально-экономических реформ воссии в течение последних пятнадцати лет стало внедрение рыночных отношений в сферу высшего профессионального образования, формирование рынка образовательных услуг. Реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 гг. приводит к смене парадигмы обучения в высшей школе, предполагая активное внедрение компетентностного подхода.

Особенностью современного этапа модернизации высшего профессионального образования является его регионализация, проявляющаяся в учете особенностей региона при определении направлений диверсификации деятельности высших образовательных учреждений и ассортимента предлагаемых образовательных услуг. Развитие территории всё в большей степени зависит от сбалансированности местной экономики, и именно перед системой высшего профессионального образования стоит задача обеспечения населения образовательными услугами, которые будут способствовать социально-экономическому развитию экономики региона, малых городов и уменьшат социальную напряженность.

Формирующийся локальный рынок образовательных услуг малого города характеризуется как социально-значимый рынок, поэтому исследование специфики рыночных отношений в системе образования малого города, выявление содержания локального рынка образовательных услуг посредством анализа структуры, функций, особенностей механизма функционирования и перспектив его развития является в современных условиях актуальной и своевременной исследовательской задачей.

Степень разработанность проблемы. В экономической литературе методологические подходы к анализу проблем формирования рынка образовательных услуг заложены в работах классиков Маркса К., Маршалла А., Пети В., Смита А., где дан целый ряд положений о ценности образования и высокой эффективности вложений в образование. В них образовательная услуга трактуется как товар нематериальной сферы со стоимостной оценкой затрат на его производство.

В работах Беккера Г., Кона Э.^Минцера Я., Фридмена Р., Шульца Т. дается оценка экономической эффективности инвестиций в образование путем сопоставления затрат индивида на образование с его будущими доходами и изменениями социального положения в обществе. Рынок образовательных услуг изучается на основе анализа рационального поведения производителя и спроса потребителя па данном рынке. Дается научное обоснование процесса взаимного приспособления рынка образовательных услуг и рынка труда.

В отечественной экономической науке проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг свелись к сопоставлению выгод и затрат на производство и потребление образовательных услуг, определению цены подготовки специалистов в условиях рыночной экономики, и получили свое развитие в работах Егоровой Г., Малиновской О., Моргунова В., Сосновской А., Якобсона Л. и др.

Обоснование необходимости социальной защиты населения и государственного регулирования рынка образовательных услуг дается в работах Га-узнера Н., Гутмана Г., Киселева Ф., Никитина С., Тимофеева О., Щетинина А. и др.

До настоящего времени в теоретических исследованиях условий, тенденций, закономерностей формирования рынка образовательных услуг не определено понятие «локальный рынок образовательных услуг». Нет однозначного подхода к анализу содержания и особенностей функционирования локального рынка образовательных услуг. Недостаточно полно исследованы проблемы формирования спроса и предложения на локальном рынке образовательных услуг в малом городе.

Актуальность, недостаточность теоретической и методологической базы указанной проблемы предопределили выбор темы, цель и задачи исследования.

Целью исследования является анализ особенностей функционирования локального рынка образовательных услуг высшего профессионального образования малого города, выявление тенденций и перспектив его развития.

В соответствии с целью диссертационного исследования были решены следующие задачи:

— исследовать теоретические основы функционирования локального рынка образовательных услуг малого города;

— определить воздействие региональной среды на локальный рынок образовательных услуг малого города, провести его сегментацию и определить эффективные технологии сегментирования этого рынка;

— раскрыть содержание категории «образовательная услуга», определить её свойства, особенности спроса и предложения и виды трансакций на локальном рынке образовательных услуг малого города;

— проанализировать состояние, тенденции и перспективы развития локального рынка образовательных услуг малого города;

— выявить способы позиционирования производителей образовательных услуг высшего профессионального образования на локальном образовательном рынке малого города региона;

— сформировать модель компетенций конкурентоспособного выпускника высшего профессионального образовательного учреждения с учетом требований работодателей малого города.

Объектом исследования является локальный рынок образовательных услуг, формирующийся в условиях малого города.

Предмет исследования — система организационно-экономических отношений по поводу формирования, функционирования и развития локального рынка образовательных услуг высшего профессионального образования малого города.

Теоретико-методологической базой исследования явилась совокупность выводов и концептуальных положений, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных ученых и практиков, специализирующихся в области рыночных отношений в сфере образования.

При обработке теоретическогоуи фактологического материала использовались такие традиционные научные методы исследования, как диалектический, научных обобщений, компаративный, дедуктивный и индуктивный, статистический, наблюдения и группировки, а также приемы графического и математического моделирования, ранжирования, факторного анализа, применение которых позволило обеспечить обоснованность теоретических выводов и практических предложений, содержащихся в диссертационном исследовании.

Ипформационнотэмпирнческая база исследования представлена данными Федеральной службы государственной статистики РФ, Волгоградского областного комитета государственной статистики, законодательными актами и программными документами Правительства РФ и Волгоградской области, Государственного учреждения «Центр занятости населения», Комитета образования Администрации Волгоградской области, структурных подразделений высших профессиональных образовательных учреждений, работающих в малых городах Волгоградской области, а также основана на собственных социологических опросах, анкетах и расчетах автора.

Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. Локальный рынок образовательных услуг представляет собой элемент рыночной организации региональной сферы образования и выполняет жизненно важные социально-экономические функции (формирование научно-технического, интеллектуального потенциала региона, малого городаобеспечение конкурентоспособности образовательных услуг и дифференциация их производителей и др.), которые создают условия для развития малых городов, регионов и государства в целом. В зависимости от численности населения малого города существует два вида локального рынка образовательных услуг: чистый и комплексный локальный рынок образования.

2. На конъюнктуру локального рынка образовательных услуг малого города непосредственное влияние оказывают экзои эндогенные условия, ресурсы и факторы региональной оредц. Макросреда влияет на данный рынок посредством таких факторов, как демографические, экономические, научно-технические, политические, правовые, социально-культурные, а микросреда — это политика самого вуза, его филиалов и представительств, а также состав и структура его клиентов, конкурентов, контактных аудиторий.

Сегментация рынка позволяет уточнить и дифференцировать спрос на образовательные услуги и выбрать наилучший вариант для его удовлетворения. Сегментирование локального рынка образовательных услуг малого города по группам потребителей осуществляется на основе факторного анализа, включающего географические, демографические и психографические признаки. В качестве эффективных методик сегментирования локального рынка образовательных услуг малого города предложены: по конкурентамкомпаративный анализпо параметрам образовательных услуг — функциональные карты.

3. Образовательная услуга как особый товар, который создается в образовательной сфере, обладает специфическими чертами потребительной стоимости и стоимости в малом городе, поскольку эти свойства по масштабу ограничены и неустойчивы, ассортимент образовательных услуг сужен профилем хозяйства, основной формой получения образовательных услуг является заочная форма обучения, что обусловлено занятостью и уровнем доходов населения.

Высшие образовательные учреждения и их структурные подразделения, работающие на локальном рынке малых городов, предлагают потребителям образовательных услуг трансакционные сделки, которые содержат основополагающие условия: идентификацию и установление правоспособности сторон договораопределение цены и общей стоимости реализуемых образовательных услуг, порядка и сроков ее оплатыобязательства производителя образовательных услуг и др.

4. Для локального рынка образовательных услуг высшего профессионального образования малых городов характерны: ограниченные возможности производителей образовательных услугпревалирование экономических и юридических специальностейузкая сфера влияния локального рынка (потребителями образовательных услуг являются большей частью жители малого города, данной территории) — незначительное воздействие ценовых факторов на спрос на образовательные услуги и особая значимость неценовых факторовжесткая конкурентная борьба между высшими профессиональными учреждениями за потребителей образовательных услугнеобъективная или неполная информация о всех участниках локального рынка образовательных услуг в результате недостаточного использования информационных коммуникаций во многих структурных подразделениях вузов малых городов.

5. Проведенный SWOTанализ деятельности высшего образовательного учреждения и сравнительный анализ эффективности функционирования структурных подразделений высших учебных заведений, работающих на локальных рынках образовательных услуг малых городов, показал, что радикальные изменения в российской экономике, обусловленные возрастающей ролью знаний, информационных и коммуникационных технологий формируют новые требования к специалистам. В настоящее время наметилась тенденция перехода от квалификационной модели подготовки специалистов к компетентностной, которая определяет те умения и навыки, к выполнению которых специалист должен быть подготовлен, какими знаниями и личностными качествами он должен обладать.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в следующем:

— определены основные функции локального рынка образовательных услуг малого города: формирование научно-технического, интеллектуального потенциала региона, малого городаобеспечение конкурентоспособности образовательных услуг и дифференциация их производителей;

— выявлены особенности развития локального рынка образовательных услуг, среди которых наиболее значимы: ограниченная роль и функции государства в регулировании этого рцнкасвоеобразие субъектно-объектной структурысетевая организация высшего образования (франчайзинг) — существование двух моделей рынка: монопольной и олигополистическойнеразработанность маркетинговой политики высшими образовательными учреждениями, работающими на образовательном рынке малого города;

— раскрыты факторы, определяющие спрос на образовательные услуги и его особенности в малом городе, предложены методики дифференцирования спроса (компаративный анализ и функциональные карты);

— разработан алгоритм проведения оценки конкурентоспособности производителей образовательных услуг локального рынка малого города;

— сформирована модель компетенций конкурентоспособного выпускника высшего профессионального учреждения, которая может быть использована высшими образовательными учреждениями и их структурными подразделениями для повышения качества образования, подготовки высококвалифицированных специалистов, способных адекватно адаптироваться к современной экономике.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения связаны с проблемами развития локального рынка образовательных услуг в условиях реструктуризации экономики малого города и могут быть использованы при разработке экономической политики государства в сфере образования на различных уровнях управления.

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании таких дисциплин как «Региональная экономика», «Государственное регулирование экономики», «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования прошли апробацию на научнопрактических конференциях различного уровня, в том числе: «Конкурентоспособность региона: экономические, социальные и экологические аспекты» (г. Волгоград, 2004 г.), «Динамика научных достижений «2005» (г. Днепропетровск, 2005 г.), «Инновационная концепция развития экономики» (г. Краснодар, 2007 г.), «Модернизация экономики Юга России и новые стратегии государственной региональной политики» (г. Сочи (Домбай) 2007 г.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 работ общим объемом 4 п.л., в том числе авторских — 3,9 п.л., из них 1 работа в рецензируемом научном журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Структура и объём диссертационной работы. Структура отражает логику исследования в соответствии с его целью и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы (183 наименования) и приложений. Объем работы — 205 страниц.

Основные выводы диссертационного исследования заключаются в следующем.

Локальный рынок образовательных услуг представляет собой неотъемлемый элемент рыночной организации региональной сферы образования, экономический механизм, обеспечивающий удовлетворение потребности жителей малого города в повышении своего образовательного уровня. По численности населения малого города локальный рынок образовательных услуг делится на чистый и комплексный локальный рынок образования. Данный рынок выполняет жизненно важные социально-экономические функции (формирование интеллектуального потенциала региона, малого городавоспроизводство высококвалифицированных кадров и др.), которые являются условиями развития малых городов, регионов и общества в целом.

Формирование и функционирование рынка образовательных услуг подчиняется общим законам рынка, однако обладает рядом специфических особенностей: ограниченные функции субъектов этого рынканебольшой ассортимент образовательных услугсетевая организация высшего образования (франчайзинг) — наличие двух моделей рынка: монопольной и олигополисти-ческойнеразработанность маркетинговой политики высшими образовательными учреждениями, работающими на ЛРОУ малого города.

На коньюктуру ЛРОУ малого города непосредственное влияние оказывает региональная окружающая среда (макрои микросреда). Макросреда влияет на данный рынок образовательных услуг посредством таких факторов как демографические, экономические, научно-технические, политические и правовые, социально-культурные, а микросреда — это политика самого вуза и его филиалов, представительств, а также состав и структура его клиентов, конкурентов, контактных аудиторий.

В качестве эффективных методик сегментирования локального рынка образовательных услуг эффективно использование алгоритма, включающего выполнение шести процедур (определение принципов сегментацииоценка степени привлекательности полученных сегментоввыбор одного или несколько сегментов рынка для выхода на него со своими услугамирешение о позиционировании услугиразработка общих черт и составляющих стратегии маркетинга для каждого целевого сегмента). Для сегментирования локального рынка образовательных услуг малого города по группам потребителей необходим факторный анализ, включающий в себя демографический и тендерный анализ. В качестве эффективных методик сегментирования локального рынка образовательных услуг малого города по конкурентам является SWOTанализ. Для исследования сегментации локального рынка образовательных услуг малого города по параметрам образовательных услуг считается продуктивной технология функциональных карт. Однофакторные модели составления функциональных карт применимы к филиалам неполного цикла обучения высших профессиональных образовательных учреждений, а многофакторные модели сегментации ЛРОУ — к филиалам вузов полного цикла обучения.

Образовательная услуга как это особый вид товара, который создается в образовательной сфере, обладает специфическими чертами потребительной стоимости и стоимости в малом городе, поскольку эти свойства по масштабу ограничены и неустойчивыассортимент образовательных услуг суженосновной формой получения образовательных услуг является заочная форма обучения, что обусловлено занятостью и уровнем доходов населения.

Высшие образовательные учреждения и их структурные подразделения, работающие в малых городах предлагают потребителям образовательных услуг трансакционные сделки, которые содержат основополагающие условия: индентификацию и установление правоспособности сторон договораопределение цены и общей стоимости реализуемых образовательных услуг, порядка и сроков ее оплатыобязательства производителей образовательных услуг и др. Трансакции образовательных услуг позволяют дифференцировать спрос на образовательные услуги.

В процессе оказания образовательных услуг происходит освоение трансинформационных (человеческий, технико-технологический, природно-сырьевой) и трансакционных (институциальный, организационный, информационный) факторов. Поиск информации об образовательных услугах, их качестве, цене, сами торги, составление контрактов и др. представляет собой трансакционные издержки.

На локальных рынках образовательных услуг малых городов, в отличие от регионального рынка образовательных услуг Волгоградской области, имеются не все сегменты рынка образования, отсутствует сегмент послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовки дипломированных специалистов. Сегмент дополнительного образования практически не развит в малых городах, осуществляется только довузовская подготовка школьников. Локальный рынок образовательных услуг высшего профессионального образования малых городов области за последние годы стремительно развивался.

Доля локального рынка образовательных услуг высшего профессионального образования малых городов Волгоградской области составляет 9,2% от регионального рынка. Для предприятий малых городов характерна ориентация на выпускников областных вузов, так как локальный рынок образовательных услуг узок и не может удовлетворить их потребности. По существу локальный рынок образовательных услуг слабо коррелирован с реальным сектором экономики города. Это объясняется отсутствием возможностей эффективного прогнозирования изменения структуры рабочих мест в ряде отраслей экономики города по причине недостаточных баз данных, отражающих спрос и предложение на локальном рынке труда малых городов области.

Для локального рынка образовательных услуг высшего профессионального образования малых городов области характерны тенденции: ограниченные возможности производителей образовательных услугпревалирование экономических и юридических специальностейузкая сфера влияния локального рынка (потребителями образовательных услуг являются большей частью жители малого города, данной территории) — незначительное воздействие ценовых факторов на спрос на образовательные услуги и особая значимость неценовых факторовжесткая конкурентная борьба между высшими профессиональными учреждениями за потребителей образовательных услугнеобъективная или неполная информация о всех участниках локального рынка образовательных услуг в результате недостаточного использования информационных коммуникаций во многих структурных подразделениях вузов малых городов.

Позиционирование Фроловского филиала ВолГУ на локальном рынке образовательных услуг осуществляется следующим образом: определение сегментов локального рынка и оценка степени их привлекательностивыбор целевого сегментаизучение внешней среды филиала (макроокружение и непосредственное окружение) — SWOTанализ филиала (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы) и сравнительный анализ конкурентовразработка основных мероприятий, направленных на использование сильных сторон филиала для получения отдачи от возможностей, существующих во внешней среде и для адаптации филиала к угрозам внешней среды, а также мероприятия по использованию возможностей для преодоления слабых сторон.

В результате проведенного SWOTанализа Фроловского филиала ВолГУ и сравнительного анализа структурных подразделений высших учебных заведений г. Фролово сложилось определенное видение перспективы развития локального рынка образовательных услуг и определено место Фроловского филиала ВолГУ на нем. Сегодня филиал занимает прочные позиции на локальном рынке образовательных услуг г. Фролово и характеризуется как структурное подразделение ВолГУ с высоким качеством образования, хорошей материально-технической базой, востребованными специальностями.

Радикальные изменения в экономике, обусловленные возрастающей ролью знаний, революцией в информационных и коммуникационных технологиях диктуют новые требования к специалистам. В настоящее время наметилась тенденция перехода от квалификационной модели подготовки специалистов к компетентностной. Описание того, к чему должен быть пригоден специалист, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен, какими качествами он должен обладать представляет собой модель компетенций специалиста.

Разработка модели компетенций конкурентоспособного выпускника вуза с позиций работодателей малого города должна основываться на изучении мнения работодателей о качестве выпускников высших образовательных учреждений. Модель компетенций конкурентоспособного выпускника вуза может включать основные компетенции личности. Автором определены четыре группы ключевых компетенций, формированию которых должно придаваться важное значение в процессе подготовки специалистов с высшим образованием: ценностно-смысловая компетенцияпрофессиональная компетенциясоциальнопсихологическая компетенциякультурная компетенция.

Такая модель соответствует цели системы высшего профессионального образования: стремление подготовить конкурентоспособного специалиста, подходящего для конвергентной информационной среды, готового к «непрерывному», продолжающемуся всю жизнь образованию, а также способного адекватно адаптироваться к быстро изменяющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям современного мира.

Перспективы дальнейшего исследования состоят в последующей конкретизации основных понятий и определений исследуемой нами проблемы, в дальней разработке технологического обеспечения локального рынка образовательных услуг малого города, совершенствование модели подготовки специалистов, применительно к различным видам учебных заведений,.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В целом, проведенное исследование позволило достаточно эффективно решить выдвинутые задачи и реализовать поставленную в диссертации цель.

Основными результатами исследования можно считать авторское уточнение таких понятий как «локальный рынок образовательных услуг», «образовательная услуга" — выявление проблем, и особенностей локального рынка образовательных услуг, определение и исследование структуры данного рынка, функции и роли его субъектовопределена актуальность концепции социально-ответственного маркетинга, в контексте которой и выстроено диссертационное исследованиехарактеристика факторов региональной окружающей среды и ее влияние на локальный рынок образовательных услугописание трансакций образовательных услугпредложения и рекомендации по развитию и позиционированию локального рынка образовательных услуг малого г. Фролова Волгоградской области, полученные на основе анализа, и проект модели конкурентоспособного специалиста, разработанный на основе потребностей работодателей малого города.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (ED-98/TONF202/3).- Париж, 1998.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, принят Государственной Думой 21.11.1994 г. с изменениями и дополнениями.- М., 2006.
  3. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92. № 2300−1.
  4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 № 3266−1 с последующими изменениями и дополнениями.
  5. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями.- М., 2006.
  6. О Доктрине развития образования в России. Постановление Совета Российского союза ректоров от 02.04.1999 г. № 2.
  7. О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения. Решение Коллегии Министерства образования РФ от 27.03.2001 г. № 7/2.
  8. Письмо Минобразования РФ от 30 марта 1999 г. № 14−55−156-ин/15 «О подготовке специалистов по сокращенной программам».
  9. Письмо Минобразования РФ от 2июля 2001 г. № 17−55−52 ин/17−11. «Примерное положение о представительстве государственного высшего учебного заведения, подведомственного Министерству образования Российской Федерации».
  10. Письмо Минобразования РФ от 28 марта 2001 г. № 24−55−62 ин/10 «О совершенствовании работы с филиалами высших учебных заведений».
  11. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональном образовании».
  12. Приказ Минобразования РФ от 16 июня 1998 г. № 1578 «О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями».
  13. Приказ Минобразования РФ от 02.03.2000 г. № 686 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» с изменениями.
  14. Приказ Минобразования РФ от 28 июля 2003 г. № 3177 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» с изменениями.
  15. Приказ Минобразования РФ от 14.12.2003 г. № 4482 «О применении Общероссийского классификатора специальностей по образованию».
  16. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 г. № 264.
  17. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.
  18. Г. Л. Анализ деятельности конкурентов /Г.Л.Азоев.- М., 1995
  19. В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Издание третье, переработанное и дополненное / В. Алексунина.- М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.-С. 300−301.
  20. М.Б. Системное управление подготовкой специалиста (методология и методы) / М. Б. Алексеева.- СПб.: изд-во СПбГИЭА, 1997.-С. 184.
  21. Аналитическая записка по итогам работы ГУ «Фроловский межрайонный центр занятости населения» за 2005 г.
  22. Г. Маркетинг: принципы и стратегия /Г.Ассель: учебник для вузов.- М.:ИНФРА, 2001.-С. 12.
  23. В.Я., Черкасов В. В. Маркетинг образовательных услуг /В.Я.Афанасьев, В. В. Черкасов //Маркетинг.-1999.-№ 5.-С. 68−76.
  24. И.Т. Инновационный менеджмент /И.Т.Балабанов.-СПб.: Питер, 2000.-С. 200.
  25. В.Б. Исследование рынка услуг в области бизнес-образования и разработка инструментов их продвижения / В. Б. Банслова: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.- СПб.: ИПК СПбГИЭА, 1999.
  26. В., Хридина Н. Рынок образовательных услуг Уральского федерального округа./ В. Басаргин, Н. Хридина // Высшее образование в России.-2004.-№ 11.-С.15.
  27. В.И. Болонский процесс: курс лекций /В.И. Байденко.- М.: Логос, 2004.-С. 208.
  28. А.С. Маркетинг образовательных услуг (http:// www, aha, ru./).
  29. Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории /Г.С. Беккер.- М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  30. С.А. Государственное регулирование высшего образования (Экономический аспект) / С. А. Беляков: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук.- М., 1997.
  31. С. Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом /С.А.Беляков.- СПб, 1996.- С. 267.
  32. Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя./Е.П. Белозерцев: автореферат диссертации доктора педагогических наук. Л., 1990.-С. 24.
  33. Н., Могилевкин Е. Карьера молодого специалиста: взгляд вуза / Н. Богдан, Е. Могилевкин //Управление персоналом.- 2004.-№ 13.-С. 20.
  34. Е.В. Профессиональная компетентность специалиста в условиях становления информационного общества /Е.В.Бондарева //Вестник Волгоградского государственного университета. Выпуск 6.-2003.-С. 45.
  35. Н. Рост образовательного уровня путь качественного совершенствования рабочей силы / Н.Бойко.//Экономические науки.- 1984.-№ 9.-С. 45.
  36. Большой Российский энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», М.: 2003.-С. 718.
  37. А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика /А. Бравермен.- М.: Экономика, 1997.-С. 132−142.
  38. А.И. Количественный коэффициент конкурентоспособности товаров и слуг / А. И. Булеев. //Маркетинг и маркетинговые исследования в России.- 1997.-№ 5.-С. 47−50.
  39. Быстрое В. Ф. Основы маркетинга /В.Ф.Быстров.- СПб.: СПбГИЭА, 1996.
  40. И., Сорокина Н. Кадровая политика вузов в современных условиях / И. Васенина, Н.Сорокина. // Высшее образование в России.-1999.-№ 6.-С. 48−49.
  41. Н., Бурлюкина Е., Секерин В. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе./ Н. Васильченко и др.// Маркетинг.- 2002.-№ 6.-С. 24.
  42. Н.П. и др. Маркетинг / Н. П. Ващекин и др., М., 1999.-С. 569.
  43. Волгоградский областной комитет государственной статистики. Фро-ловский городской отдел государственной статистики 29.04.2004 г. № 277. Материалы Всероссийской переписи населения 2002 г.
  44. О. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ /О.Волкова // Высшее образование в России.- 2005.-№ 4.-С.34.
  45. Ворошилова JI. JL, Чулок А. И. Инновационный менеджмент в образовании/Л.Л.Ворошилова, А. И. Чулок.- М., 2002.- С. 100
  46. Н., Иванов Н., Михина Н. Стратегия развития человеческих ресурсов в условиях перехода к рынку / Н. Гаузнер и др. // Мировая экономика и мировые отношения.- 1992.- № 9.-С. 30−45.
  47. Гильде де Ромеро П. Латинская Америка: основные черты модели образования / П. Гильде де Ромеро. // Перспективы: вопросы образова-ния.-ЮНЕСКО. 1984 г.- № 2.-С. 125.
  48. Е.П. О некоторых аспектах концепции маркетинга и его терминологии /Е.П.Голубков. //Маркетинг в России и за рубежём.-1999.-№ 6.-С. 3−17.
  49. Е.П. Основы маркетинга/ Е. П. Голубков.- М.: Финпресс, 1999.
  50. Л. Формирование рынка образовательных услуг./ Л. Гончарова: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.- Саратов, 1997.-С. 10.
  51. Ю.В., Лазарев В. Концепция прогноза развития образования до 2015 г./ Ю. В. Громыко и др.//Народное образование.-1993.-№ 2.
  52. А.Г. Основы региональной экономики /А.Г.Гранберг: учебник для вузов.- М.: ГУ ВШЭ, 2000.-С. 25.
  53. И.А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа./ И. А. Гундарев.// Общественные науки и современность.-2001.-№ 5.-С. 58.
  54. Н.Д., Макаркин Н. П., Салимова Т. А. Мониторинг качества образования / Н. Д. Гуськова и др. // Стандарты и качество.-2000.-№ 5.-С. 17.
  55. В.М. Профессиональная школа в условиях рыночных отношений./ В. М. Демин.- М.:НТЦ «Техинформпресс». 1997.-С. 304.
  56. ДелорЖ. Образование: сокрытое сокровище /Ж.Делор.-UNECCO, 1996.
  57. JI.H., Лысенко А. Ю. Маркетинг образовательных услуг./ Л. Деревягина, А.Лысенко.- М.: изд-во ООО НВТ-Дизайн, 2001.-С. 77.
  58. Р. Маркетинг услуг профессионального образования /Р.Джапарова. //Маркетинг. 2005.-№ 4.-С. 58.
  59. Е., Хершген X. Практический маркетинг./ Е. Дихтль, Х.Хершген.-М.: Высшая школа. 1995.-№ 23.-С.3−24.
  60. ДорофеевА. Профессиональная компетентность как показатель качества образования./А.Дорофеев.//Высшее образование в России.-2005.-№ 4.-С.30.
  61. Г. В. Совершенствование инвестиционных механизмов формирования образовательных услуг в регионе/ Г. В. Егорова: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономичес. наук, — Саранск, 2000.
  62. О.Е. Маркетинговое обоснование эффективности направлений формирования человеческого капитала /О.Е.Ежова //http: //rias. Volsu. Ru / konf/ Egova O.E. Doc.
  63. Е.Н., Зуев В. М., Колосова Г. П. Коммерциализация высшего образования в России: возможности и границы./Е.Н. Жильцов и др.// Вестник Московского Государственного Университета. Серия 6 «Экономика». -1993.-№ 6.-С.64−70.
  64. В.П., Сенашенко В. Н., Сенаторова Н. И. О дополнительных образовательно-профессиональных программах /В.П.Жураковский и др.// Высшее образование в России.-1999.-№ 1.-С.83−90.
  65. П.С. Российский рынок глазами маркетолога / П. С. Завъялов // Российский экономический журнал.-1995.-№ 7.-С.24.
  66. А.П., Петроченко Н. П. Большой англо-русский, русско-английский словарь по бизнесу / под общей редакцией П. Ф. Петроченко.-М.: Джон Уайли энд Санз, 1994.
  67. У.Г. Маркетинг в образовательной деятельности вузов: теория и методы решений / У. Г. Зинуров.-Уфа: изд-во УГАТУ, 1993.
  68. Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы./ Т. И. Заславская./Юбщественные науки и современность,-2004.-№ 6.-С.10.
  69. Г., ШуклинаЕ., Тейтельман. Образовательные потребности студентов в малом городе./ Г. Зборовский и др.// Высшее образование в России.-2004.-№ 9.-С. 18−29.
  70. Э., Сыманюк Э. Компетентный подход к модернизации профессионального образования./Э.Зеер, Э.Сыманюк.// Высшее образование в России.-2005.-№ 4.-С.25−27.
  71. Г. И. К вопросу о региональной политике в Читинской области./ Г. И. Зимиров.// Национальная идея: образование и воспитание.-Чита, 1998.-С.79.
  72. И.А. Компетентность человека новое качество результата обучения. Проблемы качества образования./И.А. Зимняя.-Москва-У фа, 2003.-С.53.
  73. В.И. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции./ В. И. Зотов: автореферат.- М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1997.-С.77.
  74. В.М. и др. Организационно-экономический механизм региональных систем высшего образования / В. М. Зуев и др.: учебное пособие.-М, 1995.-С.184.
  75. О.В. О стратегии развития южного макрорегиона России/ О. В. Иншаков: методологические и методические проблемы формиро-вания.-Волгоград, 2003.- 16−17.
  76. О.В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства /О.В.Иншаков //Экономическая наука современной России.- 2003 .-№ 1.
  77. Качество высшего образования (Материалы всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию)// Alma Mater.-1999.-№ 1.-C.30−31.
  78. Ю. Маркетинг образовательных услуг./ Ю.Кириллина.// Высшее образование в России.-2000.-№ 5.--С.26−29.
  79. Н., Окорокова Г. О статусе филиала./ Н. Кликунов, Г. Окорокова.//Высшее образование в России.-2001.-№ 5.-С.24−25.
  80. И.В. Маркетинговые исследования рынка / И. В. Князева.-Новосибирск, 1998.
  81. А.И. Маркетинговый анализ / А. И. Ковалев.- М.: ЦЭМ, 1996.
  82. А. Образовательный франчайзинг (Ещё раз о статусе филиала)./ А.Коваленко.// Высшее образование в России.-2004.-№ 12.-С.З.
  83. В. Рынок образовательных услуг и ценности образования./ В. Колесов.//Высшее образование в России.-2006.-С.З.
  84. Ф. Маркетинг. Менеджмент (перевод с англиского О. А. Третьяк, JI.A. Волковой, Ю. Н. Каптуревского./ Ф.Котлер.- СПб: изд-во «Питер», 1999.-С.896.
  85. Ф. Основы маркетинга./ Ф. Котлер.- Санкт-Петербург.- АО «Коруна», АОЗТ «Литераплюс», 1994.-С.688.
  86. Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В.Основы маркетинга. Второе европейское изд./ Ф. Котлер и др.- Москва-Санкт-Петербург-Киев, 2002.
  87. А.Н. Интеллектуальный потенциал общества./
  88. A.Н.Кочетков.-Саратов: изд-во СГУД991.-С.127.
  89. В.Н., Смирнова М. Н. и др. Психологический словарь./
  90. B.Н.Копорулина и др.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-С.186.
  91. Ю. Прогнозирование и стоимостный анализ рынка образовательных услуг./ Ю. Краковский.// Alma mater. Вестник высшей шко-лы.-2000.-№ 9.-С.38−40.
  92. Г. Ф. Высшая школа России. Проблемы сохранения интеллектуального потенциала / Г. Ф. Краспоженова.-М.:Мысль, 1998.-С.216.
  93. Краткий словарь иностранных слов.- М., 1952.-С.84.
  94. О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг. /О.В. Крухмалева.// Социология образования перед новыми проблемами.- Москва-Омск, 2003.
  95. В., Виноградова И. Рынок образовательных услуг: стратегия расширения /В.Кручинин, И. Виноградова //Высшее образование в Рос-сии.-2006.-№ 6.-С.97.
  96. В.М. Специфика проблемы формирования рыночных отношений в сфере образования / В. М. Куксова, — Ростов-на Дону, 1995.- С. 256.
  97. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка / Е. Б. Куркин.-М.: Новая школа, 1997.- С. 257.
  98. О. Развитие услуг: социально-экономические условия развития услуг в социалистическом хозяйстве / О.Ланге.-Варшава, 1965.-С.55.
  99. Лебедева Н. Н. Новая институциональная экономическая теория /Н.Н.Лебедева.- Волгоградское научное издательство, 2005.
  100. Н.П. и др. Маркетинг образовательных услуг /Н.П.Литвинова.-Санкт-Петербург, 1997.-С.365.
  101. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц: 2-е издание.-М.: Юрайт, 2001.-С.11,13.
  102. М.И., Хейр П. Коммерциализация российского высшего образования: первые результаты и ближайшие перспективы / М. И. Лугачев, П. Хейр// Вестник Московского университета, серия 6 «Экономика». -1999.-№ 1.-С.24−39.
  103. З.А. Гуманизация образования / З. А. Мальков.// Образование в мире на пороге ХХ1века: сборник научных трудов, — М., 1991.-С.47−48.
  104. О.В. Новый хозяйственный механизм в образовании /О.В.Малиновская.- Спб, 1993.
  105. С.А. Рынок образования: различие подходов и взглядов / С. А. Мамонтов.//Маркетинг в России и за рубежом.-2001.-№ 2.- С.3−12.
  106. А. Менеджмент / А. Маслоу: 2-е издание под ред. Виханского О. С. Учебник.-М.: Фирма Гардарика, 1996.-С.384.
  107. МарксК., ЭнгельсФ. Сочинение./К.Маркс, Ф.Энгельс.-Т.25.-Ч. 1 .-С.413−414.
  108. Мельниченко Л. Н. Эволгоция маркетингового управления, основные этапы и современные тенденции ./Л.Н.Мельниченко //Маркетинг.-1999.-№ 5.-С.З-16.
  109. Меморандум о взаимодействии РФ и ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) от 25 июля 1993 года.- М.: изд-во МЭСИ, 1999.-С.З.
  110. К. Экономика организаций /К.Менар.- М., 1996
  111. Митасова О. В Образовательный маркетинг как инструмент развития учреждения среднего профессионального образования в малом промышленном городе /О.В.Митасова: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Брянск, 2001.-С. 16−18.
  112. Т.В. Педагогическая этика./ Т. В. Мишаткина: учебное пособие. Серия «Высшее образование».- Ростов-на-Дону, Феникс: Тетра Системе, 2004.-С.304.
  113. Н.К., Пискунова Н. Н., Костина Г. Д. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения (вуза) / Н. К. Моисеева и др.//Маркетинг.-1999.-№ 5.-С.77−89.
  114. В. Ценовой механизм в экономике образования /В.Моргунов: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук.- СПб, 1993.
  115. А.И. Проблемы формирования и функционирования рынка образовательных услуг./ А. И. Морозова.// Вестник Волгоградского государственного университета.СерияЗ.Экономика.-2003.-Выпуск8.-С.37.
  116. Научно-популярный альбом «Волгоградская область 2000 г.».- Издательство «Городские вести», 2002.-С.8.
  117. Р.С. Психология./ Р. С. Немов: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Книга1. Общие основы психологии, второе издание.-М.:Просвещение:Владос, 1995.-С.576.
  118. М.В. Практический маркетинг в микроэкономике учреждения профессионального образования / М. В. Никитин.- М., 1999.-С.203.
  119. М.В. Прикладная микроэкономика образовательной услуги / М. В. Никитин.// Специалист.- 2000.-№ 6, — С.29−30.
  120. И.В. Платная образовательная деятельность как вид предпринимательства / И. В. Никулина .// Вопросы исследования экономических отношений и механизмов рынка: сборник статей, — М., 2000.- С. 80.
  121. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики /Д.Норт.-М., 1997.41.
  122. Общероссийский классификатор услуг населению ОК-002−93,-М., ИПК, издательство «Стандарт».- 2000.
  123. С.И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов.- Российская Академия наук.
  124. О доктрине развития образования в России: Постановление Совета Российского союза ректоров № 2 от 02.04.1999 г.
  125. П.Г. Экономические проблемы повышения уровня жизни./ П. Г. Олдак.-Москва, 1963 .-С 21.
  126. С.В., Сутырин С. Ф. Разработка принципов определения цен на многоуровневой системе подготовки специалистов./ С. В. Осипов и др.// Вестник СПбГУ. Серия 6.Экономика.-1993.-№ 11.-С.104.-107.
  127. В.Д. Концепция товарного образовательного производства в системе высшего образования./ В. Д. Остапенко.// Молодежь, образование, рынок.- М.: НИИВО, 1992.-№ 3.-С.83−92.
  128. А.П. Маркетинг./ А. П. Панкрухин.-М.: Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, 1999.-С.398.
  129. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие./ А. П. Панкрухин .-М.: Ин-терпракс, 1995.-С.12.
  130. А.П. Маркетинг: основы теории, стратегии и технологии / А. П. Панкрухин.-М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 1997.
  131. А.П. Философские аспекты маркетингового подхода к образованию./ А. П. Панкрухин.// Alma- mater. Вестник высшей школы.-1997.-№ 1.-С.24−30.
  132. В. Экономические и статистические работы /В.Пети.- М., 1940.
  133. А.А. Стратегия модернизации содержания образования: материалы для разработки документов по обновлению образования./ А. А. Пинский.-Москва, 2001 .-С. 14.
  134. Н.Н. Исследование рынка / Н. Н. Пискунова.-М., 1997.
  135. Н.Н. Маркетинг образования /Н.Н.Пискунова.- М.: Жизнь и мысль, 2001.
  136. В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству РФ об образовании /В.М.Полонский.- М.: ИНФРА, 1995.-С.520.
  137. М. Конкуренция / М. Портер: перевод с английского.- М.: Издательский дом «Вильяме», 2001.
  138. Е.Н. Проблема формирования рынка образовательных услуг./ Е.Попов.//Молодежь, образование, рынок.-М.:НИИВО, 1992.-№ 6.-С.75.
  139. JI.A. Основы маркетинга в сфере образования./ Л. А. Потев.-СПб.: издательство СП6У, 1992
  140. Н.А. Образование как общественное благо: воспроизводство, распределение, потребление./ Н. А. Пруель.-СПб.: СП6ГУ, 2001.-С.187.
  141. Ф.О. О функционировании высшего образования в условиях перехода к рыночной экономике./ Ф.Пугач.// Образование в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике: сборник научных трудов./ НИИ Высшее образование.-М., 1991 .-С. 12−21.
  142. .А., Лозовский Л. Т., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг и др.: 3-е издание, допол.- М.: ИН-ФРА, 2000.-С.480.
  143. Реформа развития высшего образования: Программный документ ЮНЕСКО, 1995.-С.29.
  144. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы. Доклад министра образования РФ Филиппова В. М. на Всероссийском совещании работников образования. М.: Кремль, 14.01.2001 г.
  145. О.В. Маркетинг образовательных услуг./ О. В. Сагинов.// Маркетинг в России и за рубежом.-1999.- № 3.-С.48−59.
  146. О.В. Природа и характеристика образовательных услуг./ О. В. Сагинов.// Маркетинг.-2005 .-№ 3 .-С.5 8.
  147. А.С. Образовательный франчайзинг: сущность, принципы построения и функционирования сети: Автореферат диссертации кандидата экономических наук./ А. С. Семенова.-М.:МЭСИ, 2002.-С.5.
  148. А. Исследование о природе и причинах богатства народов /А.Смит.-М., 1993.
  149. Справка на коллегию администрации городского округа г. Фролово по вопросу «Итоги социально-экономического развития городского округа г. Фролово за 2005 год и прогноз на 2006 год».
  150. Сон Т. А. Формирования рынка образовательных услуг./ T.A.Coh.-www. Marketing. Spb. ru.
  151. В. Развитие маркетинга малого города / В. Старовойтов//Практический маркетинг.-2005.-№ 2.-С.2.
  152. Стивен Льюис. Достижения всеобщего доступа к основным социальным услугам./ Л.Стивен.// Международный журнал социальных наук.-2000.- № 2.-С.147−159.
  153. A.M. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений./ A.M. Стрижов.// Стандарты и мониторинг в образовании.- 1999.-№ 3.-С.47−50.
  154. А.И., Чекмарев В. В. Битва за высшее образование: 19 922 003гг./ А. И. Субетто, В. В. Чекмарев.- Кострома: Костромской государственный университет, 2003.-С.22.
  155. B.JI. Формальное и неформальное в управлении экономикой/ В. Л. Тамбовцев, М., 1990.
  156. Н.Г. Модели и методы прогнозирования рынка /Н.Г.Тихомирова.-М., 1991.
  157. Управление качеством образования: практикоориентированная монография / под ред. Поташника М.М.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-С.484.
  158. А.И. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема /А.И.Фатхутдинов // Высшее образование в России.-1999.-№ 2.-С.54−57.
  159. А.В. Формирование и развитие маркетинга развернутого спектра образовательных услуг в государственном вузе / А. В. Федотова: автореферат диссертации кандидата экономических наук.- М., 2001.-С.23.
  160. С. Региональные модели рынка образовательных услуг/ С.Филатов.// Экономика образования.- 2004.-№ 1.-С.38.
  161. О.И. Формирование и функционирование рынка образовательных услуг / О. И. Фокина: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук.- М.: 1998.
  162. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка, /Весь мир/.- М., 2003.-С.8.
  163. М. Количественная теория денег /пер. с англ. / М.Фридман.-М.: Эльф Пресс, 1996.
  164. О.А. Предпринимательство в сфере услуг./ О. А. Хаширов.-Санкт-Петербур. институт экономики и финансов.- СПб, 1993.-С.113.
  165. Д. Современные теории познания./Д.Хилл.-М.:Прогресс, 1965.-С.346.
  166. В.Е., Корнеева И. В., Аетухова Е.Э.Современный маркетинг/ В. Хруцкий и др.- М.1991.-С.64−65.
  167. Н. Человеческий капитал неотъемлимый фактор экономического роста./ Н. Чеботарев.// Маркетинг.- 2005.- № 4.-С.13.
  168. О.А. О бизнесе образовательных услуг / О. А. Ченцев.// Высшее образование в России.- 1999.-№ 2.-С.120−123.
  169. В.Г. Рынок образовательных услуг: социальный анализ состояния и перспектив развития /В.Г.Чумак: диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук.-М.:1999.-С.58−74.
  170. Д. Маркетинговые исследования на рынке образования./ Д.Шевченко.// Высшее образование в России.- 2003.-№ 5.-С.З7−41.
  171. Д.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России./ Д. А. Шевченко.// Маркетинг в России и за рубежом.-2003.-№ 4.-С.23−31
  172. Е.Н., Котова И. В. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шия-нов, И. В. Котова: учебное пособие для вузов.-М.: Академия, 1999.-С.224.
  173. В.П. Своеобразие российского рынка образовательных услуг /В.П. Щетинин // Маркетинг.-1997.-№ 2.-С. 127−135.
  174. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования / В. П. Щетинин и др.: учебное пособие.-М.: Роспедагенство, 1998.-С.306.
  175. А., Крамко И., Латышева Л. Маркетинговая активность вузы на рынке образовательных услуг и рынке труда./ А. Эфендиев и др.// Российский экономический журнал.- 2004.-№ 8.-С.80−81.
  176. В.В. Экономическое регулирование сферы платных услуг: монография./ В. В. Юхименко.- Киев: Наук думка, 1992.- С. 67.
  177. И.С. Региональная политика в образовании / И. С. Якиманская.- М.: Перспектива, 1997.
  178. Л. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика / Л.'Якобсон.- М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  179. В. Услуги: вопросы теории и методологии. / В. Яковлев.-Краснодар, 1973.-С.34.
Заполнить форму текущей работой