Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические проблемы организации досуга учащихся системы профтехобразования: На материалах Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования выяснилось, что подавляющее большинство обследованных целевых категорий даже не имеют представления о своих возможностях, культурном потенциале и даже о своих правах по использованию достижений культуры. Впрочем, как показали наблюдения, в ПТУ и других профессионально-технических заведениях и социокультурных учреждениях не придают сколь — либо должного значения досуговыми… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Современное состояние организации досуга в системе профтехобразования
    • 1. Организация досуга в современных условиях в системе профтехобразования
    • 2. Содержание досуга учащихся профессиональнотехнического училища
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. Досуг как педагогическое направление в системе. профтехобразования
    • 1. Структура досуга учащихся ПТУ
    • 2. Пути систематизации досугового интереса учащихся
  • ПТУ
  • Выводы по главе 2

Педагогические проблемы организации досуга учащихся системы профтехобразования: На материалах Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы содержат научнообоснованную стратегическую программу дальнейшего совершенствования общего среднего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения. В Законе РТ «Об образовании» и Концепции «Национальной школы Республики Таджикистан» особое место отводится системе профтехобразования по подготовке квалифицированных рабочих кадров Сложившаяся ситуация настоятельно требует формирования рабочего нового типа, характерной особенностью которого, помимо высокого уровня общеобразовательных, политехнических, специальных знаний, умений и навыков, является его досуговой интерес.

За досугом, в основном, сохранилась традиционная рекреативно-развлекательная функция. Но существенный рост культурно-технического уровня рабочих, их духовных интересов и потребностей обусловили опережающее развитие культурнотворческой, развивающей функции досуга, его интеллектуального наполнения.

Значительное место в духовном насыщении досуга призваны занять внеурочные периоды учащихся. Однако, эффективность их воспитательного воздействия значительно отстает от требований времени. В результате слабого учета возрастающих духовных запросов учащихся ПТУ, однообразия содержания и форм социально-культурной деятельности, снижается посещаемость культурных мероприятий во внеурочное время, а вместе с тем сужаются границы педагогического воздействия досуга.

Важнейшей целью досуга на современном этапе, прежде всего, должна быть идея постоянного саморазвития и самосовершенствования личности учащихся. Воспитательная работа должна строиться на принципах ученического самоуправления, основанного на взаимном доверии преподавателя и ученика, совместной ответственности их за жизнедеятельность всего коллектива и за судьбу каждого учащегося.

Досуг, как одна из уникальных и наиболее эффективных социокультурных сфер, является сдерживающим антидуховные и асоциальные процессы в среде подростков и молодежи, что представляет собой сегодня первостепенное значение.

Воспитание генетически связано с самим понятием культура, как известно, происходящим, от латинского «cultura», означающего возделывание- «воспитание" — «образование», первоначальная обработка и уход за землей^ чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей.

Само понятие «культура» в современном мире отождествляется с образованностью, а образование — ведущий элемент культуры, важнейшая ценность в системе духовного абсолютизма, оно, как социальный феномен, является подсистемой культуры, формирует ценностную ориентацию человека и его социальный статус.

В контексте н? шего анализа нельзя не отметить, что греческое слово «школа» в буквальном переводе первоначально означало не что иное, как «досуг». Не зря Сократ не устраивал никаких классов — он просто гулял со своими учениками, и сама передача знаний шла на ходу, вливаясь в форму «непринужденных бесед, рассуждений, споров, диспутов». Сократ, Платон и Аристотель — три легендарных имени, каждый из которых следовал друг за другом благодаря образованию в подобной школе — «досуга», построенному наиболее продуктивном принципе — досуговом общении людей.

Становление личности будущего рабочего, формирование социального опыта молодого человека предполагает включение его в разнообразные социальные роли, которые требуют развития инициативы и ответственности.

В современных условиях особенно возрастает роль социально-культурной деятельности, объективно предполагающей целенаправленное регулирование сферы внеурочного времени учащихся, цивилизованный потенциал которого исключительно велик в системе профтехобразования.

Необходимость научного из> чения данной проблемы обусловлена, так же, повышением роли досуга в воспитании, от которого во многом зависит успешная реализация реформы профессионального образования. Исходя из отмеченного, изучение организации досуга учащихся ПТУ, а также создание научного представления о продуктивности и эффективности внеурочного времени представляют собой важное значение для осмысления! путей целостного развития системы профтехобразования и повышения роли социальнокультурной деятельности в повседневной жизни учащихся ПТУ.

Целью данного исследования является разработка оптимальной педагогической модели организации досуга в условиях профессионально технического образования.

Степень разработанности проблемы. В многогранном спектре проблем, которые требуют неотложного решения в философской, социологической, педагогической, культурологической и психологической науках, важное место занимает проблема формирования и организации досуговой деятельности. В условиях обретения независимости Республикой Таджикистан, одна из главных целей воспитания будущего поколения заключается в том, чтобы включить эту задачу в контекст национальной и общечеловеческой культуры. Во многих исследованиях, посвященных данной проблематике, внимание акцентируется на процессах учебной и вне учебной социально — культурной деятельности. Эта целевая установка исходит из задач, определяемых Правительством Республики Таджикистан и таджикского общества, необходимости учета специфики суверенности государства, стратегических задач общественного развития на современном этапе, нравственных, моральных и духовных ценностей народа и культурных традиций. Поэтому сегодня необходимо пересмотреть организацию и содержание досуга, сложившегося за прошедший период истории страны, т. е. советский.

Надо отметить, что в последнее времени в странах СНГ активно ведутся исследования по многим аспектам профессионально-технического образования, имеющих, несомненно, ценное научно-практическое значениеработы Батышева С .Я, Варнаковой Е. Д, Джураева Р. Х. Кустова Ю. А, Макиенко Н. И., Пирожкова В. П., Поташника М. М., Рудика Г. А, Хейфец П. С. и др.

Данная проблема достаточно масштабно и углубленно исследуется и в Республике Таджикистан. Так, в работах академика И. О. Обидова осуществлен анализ организации и развития народного образования, в частности профессионально-технического. Как бы в продолжение общего исследования проведены и исследования по отдельным конкретным аспектам и темам. В работе Мирбобоева В. Д., например, непосредственно раскрываются особенности подготовки педагогических кадров для системы профтехобразования. На основе глубокого анализа большого числа архивных материалов, обобщен опыт работы по подготовке и воспитанию педагогических кадров для профтехучилищ республики в 1940;1975 гг., сделаны соответствующие выводы и рекомендации с учетом особенностей современности. В целом, вышеназванные работы способствовали рациональной организации некоторых форм, приемов и способов организации досуга учащихся ПТУ, наполнили досуговую деятельность плодотворным, созидательным, творческим содержанием.

Проблемы воспитания молодежи в духе национальных традиций и общечеловеческих ценностей отражены в исследованиях педагогов, психологов и других ученых Тг цжикистана, в частности в работах М. Х. Буйдокова, И. Обидова, А Пахлавонова, С. Сулейманова, М., и др. В них исследованы социально-педагогические, психологические и культурологические тенденции обучения и воспитания. Исследователи, также, отмечают, что процесс развития и формирования культуры населения суверенного Таджикистана развивается сегодня в аспекте национального самовыражения, самоидентификации. В частности, исследователь национальной культуры Латипов Д. в своей докторской диссертации отмечает, что «Хатлонской области присуща своя культурная модель, Согдийской области — другая. У населения Бадахшана, Дарваза, Гиссара, Зарафшана на протяжении веков сформированы свои культурные традиции. Но культуры этих регионов, развиваясь своим оригинальным и своеобразным путем, аккумулируют общенациональные ценности и в совокупности составляют единую и целостную культуру, принадлежащую всем таджикистанцам, ставящие общенациональные интересы выше интересов отдельных этнических групп». Говоря о теоретической и практической значимости исследования Латипова Д., надо отметить, что углубленное изучение и освоение духовного наследия таджикского народа, рациональное использование достижений отечественной и мировой культуры в учебновоспитательной деятельности позволяет значительно обогатить профессиональную деятельность и продуктивность работы педагога, улучшить воспитательную направленность деятельности учреждений культуры в молодёжной среде.

Сложность и широта поставленных задач в настоящем исследовании обусловила необходимостью опоры на широкий круг публикаций, отражающих результаты исследований форм и принципов организации досуга (В.Г.Байкова, Л. Г. Белоножко, И. В. Бестужев-Лада, В. И. Болгов, Г. Г. Волощенко, Б. А. Грушин, Л. А. Гордон, Г. А. Евтеева, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский, А. В. Неценко, Г. П. Орлов, В. Д. Патрушев, 3. И. Петрова, Э. В. Соколов, В. Э. Триодин и др.). Более конкретно, «роль и место социально-культурной деятельности в формировании художественной культуры» (Т. И. Бакланова, Д. М. Генкин, И. Б. Закшевер, А. С. Каргин, В. Г. Кузнецов, Е. Смирнова, Ю. Е. Соколовский, Ф. А. Соломоник, Ю. А. Стрельцов и др.).

Специфика отмеченных выше работ по рациональной организации досуга проявляется в реализации принципа опосредованного воздействия на личность, группу или иную социальную общность через: удовлетворение и обогащение витальных (психофизиологических), коммуникативных, познавательных, эстетических потребностей и потребности в самовыражении и самоутвержденииразвитие общественно-значимых мотивов социально-культурной деятельностиформирование умений и навыков организации и самоорганизации своего досуга.

Приведенные выше работы дали возможность обосновать исходный категориально — понятийный аппарат, отражающий понимание сущности, природы и методики организации досуга. В ходе исследования мы исходили из того, что: свободное время — это часть общего бюджета времени, свободная от непреложных дел, в которой личность выбирает вариант действий с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния и уровня культурыотдых — это определяемый социальными условиями психофизиологический процесс, снижающий утомление, восстанавливающий и развивающий физические, психические и интеллектуальные силы. досуг — часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, прогулок и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых.

Принципиальное практическое значение имеет вывод исследователей о том, что деятельность человека в свободное время обладает внутренней целевой доминантой, выражающей стремление личности к реализации ее сущности её составных, целостности физического и духовного бытия, наличие внутренней закономерности в развертывании свободной деятельности, предопределяющей специфику культуры досуга.

Концентрируя внимание на выявлении качественных изменений уровня эстетической культуры под влиянием взаимообогащающей социальнокультурной деятельности учащихся и работы социально-культурных учреждений, то есть, будучи, по сути своей, педагогическим, исследование, вместе с тем, органически связанно с искусствоведением и другими науками, которые изучают особенности функционирования и дальнейшего развития художественной культуры. Стратегия и логика научного анализа учитывало, в частности, опыт и выводы ряда комплексных исследований по проблемам искусствоведения.

Проведенные в последние годы научные исследования, убедительно показывают, что рациональная организация досуга средствами искусства может и должна рассматриваться как неотъемлемая часть единой культурной политики государства, эффективность которой находится в прямой зависимости от того:

• ' насколько органично взаимосвязана она с другими компонентами системы, сохраняя, при этом, неповторимость специфических средств и методов идейно-эмоционального воздействия во время досуга;

• в какой мере эти работы дополняют, обновляют и углубляют знания, умения и навыки, приобретенные в ученических и производственных коллективах, семье, общественных организациях;

• способствует синтезированию и правильному пониманию фрагментарной информации, почерпнутой из различных источников.

Культурная среда современного учащегося это:

— в основе своей, здоровая, духовно богатая семья, в рамках которой есть достаточно широкая база индивидуального потребления ценностей культуры;

— школа, ПТУ, лицеи и другие учебные заведения, достаточно успешно формирующие эстетическое отношение и воспитание подростков, юношей к окружающей действительности, культуре и искусству в учебное и вне учебное время;

— коллективы учащихся и педагогическо — воспитательного персонала, современные формы и методы организации образования и воспитания,. современные технические средства и технологии, которые способствуют утверждению потребности рационально и плодотворно строить свой досуг;

— радио и телевещание, решающие ряд проблем духовно-эстетического наполнения досуга учащихся;

— чтение книг, научно — популярных изданий, печатной периодики и просмотры кинофильмов, занимающие существенную часть свободного времени учащихся;

— система социально-культурных учреждений: театров, библиотек, школ искусств, парков культуры и отдыха, музеев, клубов, интернет — кафе, дискоклубов и других учреждений культуры, а главное, создаваемые ими, или через них, духовные богатства.

Формирование личности происходит не только под влиянием накопленных обществом и вновь создаваемых культурных ценностей, но, в еще большей мере, благодаря воздействию на учащихся окружающих людей, их ценностных критериев, этических и эстетических ориентиров. Решающее значение имеет личностная сторона культурной среды, культурный уровень и потенциал родственников и близких людей, степень развития их духовных интересов и потребностей, их ценностные ориентации, культура отношений и общения, формируемая ими духовная атмосфера.

Научно организованный процесс внедрения рационального досуга учащихся требует не только максимально учитывать реально сложившую культурную среду, но и активно влиять на ее совершенствование средствами социально-культурной деятельности. Однако их педагогический потенциал реализуется неравномерно и порою явно недостаточно.

Серьёзную проблему представляет эффективное включение в единую систему рационализации структуры досуга ПТУ и социально-культурных учреждений, которые обладают достаточно развитой, но еще недостаточно используемой материальной базой, способной обеспечить вовлечение масс в разные виды социально-культурной деятельности.

Проблема досуга учащихся ПТУ относится к числу комплексных и находится на стыке ряда социальнопедагогических наук. Хотя в данной диссертации эта проблема исследуется с педагогической позиции, тем не менее, возникла необходимость в использовании достижений социологии, культурологии, социальной психологии, религиоведение и исторической науки.

Одновременно следует, следует подчеркнуть, что ни в одном из исследований проблем досуга не рассматривался такой важной аспект как определение педагогических основ организации досуга учащихся ПТУ. А ведь досуг, при соответствующей организации его деятельности, станет одной из основных форм внеурочной работы ПТУ, в процессе которой воспитываются активность, самостоятельность и творческие подходы в жизнедеятельности учащиеся.

Вышеизложенные обстоятельства позволяют не только подчеркнуть актуальность избранной темы исследования, но и указать на не разработанность ее применительно к современным условиям Республики Таджикистан.

Объектом исследования явились учащиеся ПТУ, отличающиеся способностью достаточно активно и плодотворно усваивать ценности досуга.

Предметом исследования является процесс социально-педагогической организации досуга учащихся ПТУ.

Цели и задачи исследования:

Целью исследования является определение предпочтений учащихся в сфере досуга, социально-культурных интересов, их удовлетворенности работой учреждений культуры, а так же интеллектуальных и эстетических интересов, нравственных ценностей и духовных потребностей. На этой основе разработать современные модели организации и наполнить содержание досуга учащихся ПТУ.

Задачами исследования являются:

— определение степени научной разработанности проблемы досуга учащихся ПТУ;

— оценка состояния и организации досуговой деятельности в условиях профтехучилищ;

— исследование объективных возможностей организации досуга учащихся средствами внеурочных форм деятельности педагогического и воспитательного персонала ПТУ;

— определение социально-культурных потребностей учащихся, уровня читательского интереса и духовных потребностей в целом;

— обоснование ведущих педагогических факторов организации досуга учащихся ПТУ;

— выделение наиболее актуальных проблем организации досуга учащихся.

ПТУопределение путей решения этих проблем в системе профтехобразования;

— разработка эффективных форм и мер организации досуговой деятельности, обеспечивающих формирование культурных, духовных и морально-нравственных ценностей учащихся системы профтехобразования.

Гипотеза исследования:

Изучение истории и теории вопроса, подкрепленные осуществленным поисково — констатирующим исследованием, позволило сформулировать рабочую гипотезу, исходящую из того, что досуговые интересы учащихся ПТУ будет эффективны, если:

• предварительно будут выявлены новые культурные потребности учащихся ПТУ в условиях суверенитета РТ, становления новых социально-экономических отношений;

• первоначально будет определено место досуга в повседневной жизни учащихся ПТУ;

• будет обеспечена гуманистическая направленность социально-культурной деятельности досуга, освобождение её от функций, несвойственных природе досуга;

• актуализируются национальная форма традиционной культуры и общечеловеческих ценностей;

• создадутся реальные условия самоорганизованности, самообразования и саморегулирования учащихся;

• будет активно проходить процесс досуговой ориентации, формирование социокультурной направленности учащихся;

• будут четко определены границы использования духовно-нравственного и эстетического потенциала культуры;

• досугового интереса учащихся в процессе формирования досуга учащихся будет осуществляться на основе широкого использования культурного наследия.

Методологической основой исследования явились этическое, эстетическое, духовное, образовательное и воспитательное наследие выдающихся мыслителей таджикского народа, идеи и взгляды крупнейших российских и зарубежных ученых в области философии, культурологии, социологии, психологии, политологии, этнологии, аксиологии, педагогики на роль досуга в формировании разносторонне развитой, духовно богатой и высоконравственной личности. Ценными представляются выдвинутые положения о путях реформирования системы образования и воспитания, модернизации их содержания с учетом требований суверенного государства и Законов РТ «Об образовании», «О начальном профессиональном образовании».

Отмеченные выше задачи обусловили использование следующего комплекса методов исследования: изучение педагогико — психологической, культурологической, социологической, философской литературы, непосредственно относящейся к проблеме исследования;

— изучение и обобщение передового педагогического опыта деятельности ПТУ по организации досуга учащихся;

— наблюдение за проводимыми культурно — досуговыми мероприятиями в профессионально — технических училищах;

— беседа с организаторами досуга учащихся ПТУ;

— организация и проведение социологического исследования:

— организация и проведение эксперимента, с последующей обработкой и коррекцией получаемых результатов.

Исследование строилось на основе сбора количественной информации с использованием анкетного опроса. Сбор информации производился в ходе опроса целевой группы посредством разработанного стандартизированного вопросника, который включал в себя два блока:

— структура досугового интереса;

— читательского и духовного интереса и потребностей.

Выборка.

Для проведения социологических исследований использовалась гнездовая выборка (выборка группировок) — ПТУ по подготовке поваров, кулинаров (сфера обслуживания), ПТУ по подготовке автослесарей и ремонтников автомобилей (производственная сфера) и лицея инвалидовсоциально уязвимая группа учащихся.

Целевая аудитория.

Социологическим исследованием были охвачены учащиеся I-III курсов ПТУ №№ 3,5,28,30,44,45,63,66 и специализированного профессионального лицея для инвалидов. Анализ эмпирических данных проводился на основании количественной информации анкет.

Опытно — экспериментальная работа была подчинена задачам социально-культурного анализа, выявления сущности досуга учащихся в ее взаимосвязи с воспитательной работы в условиях ПТУ.

На первом этапе исследования, проводился эксперимент в группах, в которых обучались преимущественно дети — сироты и инвалиды с детства. В последующем, при выявлении досугового интереса, эксперимент был расширен и объединил, наряду с специфическими группами, и традиционные группы учащихся профтехучилищ. На конструктивно — создающем этапе исследования была использована «Программа организации досугового интереса учащихся ПТУ». Программа была реализована в четырех ПТУ республики.

Опытно — экспериментальная работа включала, также, внедрение культурно — досуговых программ, предусматривающих систему вовлечения учащихся в досуговую деятельности, способствующую системно организовать внеурочные время.

Комплексное и многоаспектное теоретическо — эмпирическое исследование, включившее жизнедеятельность 5 ПТУ г. Душанбе, НИИ культуры и информации, ТГИИ им М Турсунзаде, ТГПУ им К. Ш. Джураева, несколько учреждений культуры и досуга, потребовало создать научный коллектив, который под руководством соискателя, являющегося директором ПТУ № 3 г. Душанбе, по разработанной собственной методике. Этот научный коллектив осуществил масштабную работу по сбору первичных эмпирических данных и научно-практических материалов, проведению экспериментальных социально-культурных акций, решению ряда научных задач.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования проявились в обосновании места досуга в системе профессионально-технического образования, методологического и методического осмысления путей и средств организации досуга учащихся, формирования у них способности воспринять ценности культуры, усвоить культурные традиции, осознать свою роль в системе сохранения и трансформации культурных ценностей, в разработке оптимальных педагогических моделей организации досуга учащихся ПТУ.

Практическая значимость исследования выражается в разработке научно — практических рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование организации досуговой деятельности, как неотъемлемой составной части общей системы образования и воспитания в рамках профтехобразования.

Достоверность исследования обеспечивается методологическими основами, лежащими в основе данной работы, системой примененных методов при решении поставленных задач, результатами проведенной опытноэкспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Происшедшие коренные преобразования в экономической, социальнополитической и духовной жизни в современном независимом Таджикистане вскрыли существенные противоречия в развитии культуры, обусловили принципиальные изменения в системе воспитания и образованияобнажили глубокой кризис клубных форм художественной самодеятельности, образного и технического творчества, зрелищно-развлекательного досуга и других компонентов социально — культурной деятельности.

2. Характеристика особенностей суверенитета республики, современного социально-экономического развития общества, преобразования и реформы системы профессионально технического образования, изменения ценностных ориентаций обуславливают необходимость переосмысления организации досуга учащихся в новых условиях;

3. Создание системы материального, правового, психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения, широкого доступа культурных ценностей для всех учащихся системы профтехобразования, свободы культурно — досугового творчества в условиях ПТУ, государственной гарантии защиты от коммерциализации культуры и нарушения принципа социальной справедливости, стимулирование общественных инициатив и движений в сфере рационального использования досуга учащихся ПТУ;

Формирование у учащихся ПТУ опыта социокультурного самовыражение на основе гуманистической природы духовно — нравственного и эстетического потенциала ценностей культуры.

Апробация и вьедрение результатов исследования осуществлялась:

— на конференциях и семинарах (Душанбе, 1998, 2000;2004);

— на международной научно-практической конференции «Таджикистан на пути интеграции с мировым сообществом» (Душанбе, 2004);

— на конференциях, проведенных ТГИИ им. М. Турсунзаде — «Культура и образование в XXI в.» (2003 г.), НИИ культуры и информации — «Народные традиции и обычаи: возрождение и регулирование средствами социально-культурной деятельности», Исфара (2003 г.), Куляб (2004 г.);

— на ежегодных научных конференциях в НИИ культуры и информации, НИИ труда и социальной защиты населения и т. д.

Основные результаты исследования освещались, на семинарах директоров ПТУ, на курсах повышения квалификации и в публикациях материалов исследования в качестве пособий, методических разработок и рекомендаций. Существенным фактором апробации результатов исследования стала экспертная оценка и общественное обсуждение публикаций автора, прежде всего брошюры «Досуг учащихся системы профессионально-технического образования» (Душанбе: НИИ культуры и информации, 2003. 42 е.), проблемных статей, опубликованных в специализированных изданиях и в печатных СМИ.

Основное содержание диссертации:

Структура диссертации определяется поставленными задачами, логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографией.

Результаты исследования позволяют констатировать следующее:

1. Проведенная научная работа объективно показывает необычайно мощный культурогенный потенциал досуга учащихся ПТУ и развивающейся в его рамках современной культурно — досуговой деятельности.

2. Для повышения эффективности досуговой деятельности необходимо использовать не отдельные формы, и даже не наборы форм, а научно-обоснованную и логически выстроенную систему видов и форм организации досуга.

3. В условиях социально-общественного кризиса особенно важно формировать у учащихся такие качества, как толерантность и эмпатию к другим традициям и обычаям, учить их построению содержательного, продуктивного и взаимоинтнресного диалога, прививать умение осваивать достижения культуры других регионов страны, наций и народностей в процессе досуговой деятельности.

4. Развитие форм и совершенствование методов просветительско-образовательной деятельности в сфере досуга в условиях ПТУ во многом обусловлено уровнем материально-технического обеспечения этой сферы. Необходимо шире использовать научно-популярные, учебные, документальные фильмы, тематические наборы слайдов, видео и аудиозаписи, компьютерные программы.

5. Следует особо подчеркнуть, что при реализации принципов и правил, относящихся к технологии регулирования досуговых процессов, необходимо всячески остерегаться их шаблонного применения в других системах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Происшедшие коренные преобразования в политико-экономической, социально-общественной и духовной жизни в независимых государствах на постсоветском пространстве, в том числе в Таджикистане, вскрыли существенные противоречия в развитии культуры, обусловили принципиальные изменения в системе воспитания и образования, ценностных ориентиров, обнажили глубокий кризис досуговой деятельности, как формы непрерывного просвещения и культурно-духовного обогащения, других компонентов педагогической деятельности. А чтобы разобраться в сложной диалектике происходящего, увидеть подлинную сущность, природу и тенденции дальнейшего совершенствования и развития, определить стратегические пути деятельности в новых условиях, преодолеть негативные явления, необходимо включить в досуговую деятельность все направления воспитания, включая трудовое, подняться над уровнем обыденного, упрощенного понимания досуговой деятельности, выйти на уровень научного осмысления всего, что охватывает досуговая деятельность.

Исследование показало, что сегодня речь идет не о кризисе досуговой деятельности, как широкого явления духовно-нравственной жизни любого общества, включающего все социальные, образовательные и другие институты — от школы, средств массовой информации, трудового коллектива до театра, клуба, а о крушении сложившейся при советском строе системы социально-культурной деятельности, которая:

— искусственно ограничивали рамками свободного времени;

— пыталась включить в досуговую деятельность все направления воспитания, включая трудовое, вопреки естественной природе досуга;

— в рамках досуговой сферы наблюдался целый ряд наслоений, насаждавшихся в административном порядке сверху, в виде усиленной коллективности свободного времяпровождения, идеологизации и политизации досуга, жесткого регулирования форм и содержания досуговых занятий и т. д.

Теория и практика социализации, возрастной психологии, а так же результаты исследования показывают, что именно в юношеском возрасте наблюдаются наибольшие изменения в интеллектуальных функциях индивидуума. Это свидетельствует о подвижности и гибкости во взаимосвязях между памятью, мышлением и вниманием. В связи с этим расширяются возможности специального воздействия на интеллектуальную сферу обучающейся личности. С годами, продолжительностью обучения эти возможности будут расширяться. Воспитание гармонично развитой личности, овладение профессией, специальностью на основе широкого кругозора, развития творческого мышления и воображения, формирование потребности в знаниях — все это учитывается преподавателями и воспитателями профессионально-технических учебных заведений, лицеев, техникумов. И здесь внимание акцентируется на соответствующую организацию системы досуговой деятельности с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий контингента обучающихся.

На формирование личности учащихся оказывает влияние вся система учебно-воспитательного воздействия преподавателей и воспитателей, общественных организаций учебного заведения, кураторов групп, образа жизни и организации досуга в общежитии и пр. Личность учащегося проявляется в коллективе учебной группы, в которой складываются взаимоотношения между членами группы, атмосфера психологической совместимости, симпатии и антипатии, доброжелательность, требовательность или попустительство и т. д. и т. п. Исключительно важное место занимает общение учащихся при выполнении учебных заданий в коллективной форме, так как в процессе совместной деятельности, развиваются специфические явления взаимоотношений учащихся, такие как содействие, соревнование, сочувствие, соучастие, совозбуждение и т. д.

В ходе изучения особенностей общения юношей и девушек, было обращено внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение юноши является очень «важным каналом информации». Во-вторых, это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности юношей и девушек. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной стороны личности и формированию юношеского самоуважения, который так важен в этом возрасте.

Необходимо отметить, что общение — это еще и одна из сторон взаимодействия юношей и девушек с окружающей средой. И, как установлено психологами, индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит, в первую очередь, в результате активного взаимодействия подрастающего поколения с окружающим миром. Тем более, что с возрастом влияние социального фактора на психическое развитие человека усиливается.

В характеристике психологических особенностей юношеского возраста наблюдается значительный рост социальной активности. Это находит свое выражение в стремлении юношей и девушек к общественно полезному труду, к более широкому включению в общественную жизнь, в развитии коллективной, командной направленности их деятельности, в расширении сферы общения. При этом изменяется характер контактов, которые оказываются значимыми для юношества. Если раньше — в подростковый период, было достаточно самого факта совместной деятельности, участие в коллективных делах, то теперь на первый план выдвигаются общность взглядов и интересов, авторитет среди сверстников.

Установлено, что именно в юношеском возрасте интенсивно развивается самосознание. Причем развитие самосознания, как и в предыдущие возрастные периоды, идет по всем направлениям: по линии осознания своего физического существования, собственного телаосознания себя в деятельности, во взаимоотношениях с людьми. Однако изменяется глубина и характер осознания, резко возрастает самостоятельность всех оценок, хотя оценки и самооценки юношей не всегда адекватны. Но, при этом нельзя в общем, виде говорить о том, какие неадекватные самооценки более опасны — завышенные или заниженные. Это может быть правильно определено только с учетом общей характеристики развивающейся личности.

Личность, как уже отмечалось, формируется в активной деятельности, во взаимодействии с материальной, социальной и духовной средой. Вне активности нет становление и развитие личности. При этом важнейшим фактором ее формирования выступают социальные связи, включенность в жизнь общества, в группы, коллективы разного масштаба. В целом, формирование мировоззрения является результатом и условием все более глубокого осознания юношами и девушками как личности с определенной собственной системой отношений ко всему окружающему и к самому себе.

Возрастные границы целевой группы исследования позволяют говорить, что это поколение новой — постсоветской эпохи. Сознание, мировоззрение и мироощущение учащихся профессионально-технических учебных заведений формировались уже в современную эпоху. Изменения общественно-политического строя, экономики, социальное расслоение общества и другие постсоветские явления изменили и ценностные критерии, этические, эстетические и морально-нравственные нормы. Подрастающее поколение, в силу психо — возрастных особенностей, не отягощенное грузом ценностей и норм периода «развитого социализма», быстрее и безболезненно освоило новое, по отношению к советской эпохе, хлынувшее потоком во все сферы жизни. В том числе и социальнокультурную, досуговую сферы. К тому же, сегодня стали реально доступными самые различные источники информации, в том числе и глобалт"ные, отсутствует цезура и многочисленные «табу», что обеспечивает свободу выбора, мысли, образа жизни. Вместе с тем, возрождаются многие запрещенные или критикуемые, несовместимые с моральными и ценностными нормами коммунистической идеологии нормы. Речь идет о традиционных народных, религиозных этических и эстетических ценностях, обычаев и образа жизни в целом. При этом, традиционное и современное находят точки соприкосновения, возможности взаимопроникновения. И такой симбиоз представляется подрастающему поколению само собой разумеющимся, поскольку у них отсутствуют возможности сравнивать и сопоставлять наличном опыте, а рассказы взрослых, телевидение, пресса, кино и др. источники информации о советском периоде воспринимаются исключительно как познавательная информация, без эмоций -«холодным рассудком». Зато достаточно эмоционально и энергично отстаиваются привнесенные в повседневную жизнь новшества и новинки. В том числе и в социально-культурных, досуговых сферах. В ходе исследования это нашло свое подтверждение и достаточную аргументацию. При этом устремленность к современному, передовому, мотивируется не только новым общественно-политическим строем, новыми ценностными координатами, но и потребностями в обустройстве личной жизни, собственной судьбы. И учащиеся осознают ценность всего передового, в том числе технологий, профессиональных навыков, возможности современных технических и иных средств в обеспечении эффективности, действенности досуговых мероприятий. Однако, будучи не до конца удовлетворенными деятельностью имеющихся социально-культзфнпх и развлекательных организаций, учащиеся пока не имеют возможности пользоваться альтернативными направлениями. И главное препятствие — бедность.

В ходе исследования выяснилось, что подавляющее большинство обследованных целевых категорий даже не имеют представления о своих возможностях, культурном потенциале и даже о своих правах по использованию достижений культуры. Впрочем, как показали наблюдения, в ПТУ и других профессионально-технических заведениях и социокультурных учреждениях не придают сколь — либо должного значения досуговыми интересам учащихся ПТУ. И не случайно что, оценивая положение детей и состояние культурного обслуживания, специалисты и эксперты, прежде всего, указывают на беззащитность и бесправие подрастающего поколения, особенно детей сирот и инвалидов учащихся ПТУ. Такая ситуация по отношению обездоленных, окрашивает их жизнь в мрачные тона, ломает судьбы. Однако, даже в таком положении дети остаются детьми, находят время и возможности для веселья и радости, проводя свой досуг хаотически, без плана свободного времяпровождения. Иначе говоря, исследование показало, что юношество и молодежь находят возможности и пути удовлетворения своих интересов и потребностей. Но, при этом, вряд ли кто будет оспаривать необходимость внимания и чуткости к социокультурным интересам и потребностям подрастающего поколения, что значит не оставлять на самотек процессы формирования личности, мировоззрения, самосознания. И организация, насыщенность досуговых мероприятий и средств, соответствующие времени и новому содержанию повседневной реальности, позволяют обеспечить положительную эффективность и направленность воспитательно-образовательных процессов, в том числе в профессионально-технических учебных заведениях. Современные методики, технические, технологические и иные средства позволяют продвигаться в ногу со временем.

Работа над диссертацией со всей отчетливостью высветила тот факт, что проблемы культурного развития личности учащихся профессионально-технических училищ в сфере досуга, в принципе, не могут быть объектом внимания лишь одной отрасли i научных знаний. На современном этапе эти проблемы обретают уровень высшей общественно-государственной важности.

В общем, в системе социокультурных исследований, непосредственным образом отражается все новое, что проявляется сегодня в области развивающегося гуманитарного знания. Это, прежде всего, относится к таким научным дисциплинам, как социология, педагогика, андрагогика, акмеология, креациология, рекреология. Внимательное отношение к зарождающемся идеям и представлениям, является одним из важных ресурсов профессионального самосовершенствования социокультурных работников и педагоговорганизаторов. Важнейшей целью воспитания на современном этапе, прежде всего, должна стать идея постоянного саморазвития и самосовершенствования личности учащихся. Воспитательная работа должна строиться на принципах ученического самоуправления, в основе которого должно лежать взаимное доверие и уважение преподавателя и ученика, совместная ответственность их за дело всего коллектиьа и за судьбу каждого учащегося.

Становление личности будущего рабочего, формирование социального опыта молодого человека предполагает включение его в разнообразные социальные роли, которые требуют развития инициативы и ответственности. С этой целью необходимо создание различных культурно-массовых молодежных социальных институтов, в рамках которых будут действовать политические клубы, спортивные секции, кружки технического творчества, литературные и театральные студии. Функционирование таких социо — культурных учреждений и звеньев предполагается формировать на основе национальных, традиционных особенностей Таджикистана или отдельных регионов (учет национальной культуры, традиций и обычаев, образа жизни, быта) в пределах самого училища, по месту его нахождения или же в пределах района, города. Культурно-массовые молодежные учреждения будут не только способствовать разностороннему развитию личности, привьют навыки самодеятельного творчества, но и помогут сократить число правонарушений, аморальных поступков, создадут альтернативу бессодержательному времяпровождению.

Использование методов наблюдения и системы диагностических методов, фиксирующих качественные изменения в структуре и содержании досуга учащихся ПТУ, дало основание для вывода об опосредованном воздействии досуга на личность, группу или иную социальную общность через:

— удовлетворение и обогащение коммуникативных, познавательных, эстетических и престижных потребностей;

— стимулирование общественно значимых мотивов социально-культурных деятельности в сфере досуга;

— формирование умений и навыков эстетического восприятия ценности культуры и искусства;

— вовлечение учащихся в различные формы художественной самодеятельности и технического творчества;

— полновесного финансирования молодежных досуговых учреждений со стороны государства, международных организаций, спонсоров и др. финансовых и благотворительных структур.

Сегодня от науки требуются ответы на многие вопросы, связанные с функционированием культуры досуга в новых общественно — политических и рыночных социально-экономических условиях. Также необходим профессиональный подход в обеспечении общественной культуры досуга, а это требует принципиального повышения качественного уровня подготовки кадров для этой сферы духовной жизни, использования передовой техники, технологий, методов организации и практической реализации.

Исследование показало, что осмысление опыта организации досуга учащихся ПТУ приобретает особую значимость на этапе становления в стране гражданского общества. В этих условиях как никогда важным становятся не только всемерная забота о повышении культуры и сознательности учащихся ПТУ, но и целенаправленная реализация культурогенного потенциала социальной среды и особенно — умелое использование сил общественности по оказанию всемерной помощи и поддержки человека, его социализации и инкультурации.

В заключение надо отметить, что некоторые из рассматриваемых в диссертации вопросов остаются пока еще слабо исследованными. Это в полной мере относится и к анализу деятельности по организации досуга, как деятельности ярко выраженного анимационного характера.

1.Необходио принять Закон РТ «О государственной и неправительственной досуговой деятельности в Таджикистане».

2. На государственном уровне разработать Государственную Программу развития досуговой деятельности в РТ на период до 2015 года. Будучи универсальной, применимой в организациях и ведомствах всех форм собственности, эта программа может быть использована для изменения устаревших, стереотипных форм, методов, а так же содержания мероприятий с использованием современных организационно-технических средств и технологий для учащихся ПТУ. Реализация Программы должна устранить негативные аспекты в практике досуговой деятельности в системе профессионально-технического образования страны.

Положения Программы обеспечат равные права и возможности всех социально-демографических категорий учащихся ПТУ, стать практически реальным и эффективным средством реализации досуговой деятельности в учебных заведениях и вне их, с учетом социально-культурных, обраовательнопросветительских интересов и потребностей учащихся.

В рамках Программы необходимо разработать методологию, определяющую организацию, формы и методы, рациональную структуру, сбалансированности различных видов досуговой деятельности, а так же циклической периодичности досуговых мероприятий в профессионально-технических училищах, лицеях и техникумов республики. Планы реализации Программы должны содержать приоритетные мероприятия, установленные по утвержденным стандартам, перспективным, нарастающим показателям эффективности организации досуга учащихся во внеурочное время в ПТУ, общежитиях, по месту жительства учащихся, а так же ожидаемым результатам, по установленным срокам, рационального целевого распределения досугового времени и других ресурсов. В Программе должны быть определены меры, установлены средства управления и координации деятельности ответственных лиц по реализации досуговой деятельности.

Как выяснилось по мере социального и культурного развития общества организация досуга учащихся ПТУ становится все более ответственным и сложным делом. Соответственно повышаются и требования к тем, кто этим профессионально занимается. Для ответственных работников по досугу теперь недостаточно элементарных методических умений. Сегодня каждый работник этой важной сфере должен иметь отчетливое представление о социальных и психофизиологических основах досуга. Поэтому необходимо организовать курсы по обучению основы организации досуга в ПТУ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Б, Система формирования производственно-технического творчества учащихся молодежи: Дис. д-ра пед. наук. Казань, 1994.
  2. Г. Клубный самодеятельный театр. М-Л., 1930.
  3. А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. -М., 1986.
  4. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в профессионально-технических заведениях: Метод, рекомендации. -М.: Высш. шк., 1983.- 30с.
  5. Р. Самодеятельное художественное творчество в быту, семье, по месту жительству Душанбе: Ирфон, 1983.- 55
  6. Л.Я. От рабочих кружков к народным коллективам. -М., 1973.
  7. Н. В. Збаровский В Богородская Э. Ф. Медикопедагогические требования к режиму труда и отдыха учащихся профтехучилищ. М.: Высш. шк., 1983 .-63с.
  8. Н. П., Вонакова Е Д. Идейно- воспитательная направленность содержания профессионального обучения рабочих на производстве: Сб. метод. Рек.- М.: Высш. шк., 1985.-1 Юс.
  9. М. А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. СПБ., 1999.
  10. А. И Образование: социально-культурный феномен// Культурология Новые подходы. Альманах-ежегодник.-М., 1999.-№ 5−6.-С.111.
  11. Атамуратов Национальное самосознание и национальная культура в процессе обновления общества (социально- философский аспект): Автореф. дис… д-ра филос. navK.- Ташкент, 1992.-43с,
  12. Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978.-б4с. 144
  13. Аудитория печатных СМИ Республики Таджикистан: потребности, интересы и возможности Информационно-аналитический бюллетеньДушанбе: Зеркало, 2002.-46 с.
  14. Аудитория печатных СМИ Республики Таджикистан: потребности, интересы и возможности// Информационно-аналитический бюллетень. Душанбе- Зеркало, 2003.-41 с.
  15. В. Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
  16. М. В. Формирование концепции содержания общего среднего образования единой трудовой школы. РСФСР.- М., 1994.
  17. Т. Н. Проблемы этнических меньшинств в Таджикистане. Душанбе, 2003 .-108с.
  18. Т. И. Педагогика художественной самодеятельности. М., 1992.
  19. Н. К. Профессиональное мастерства работника культуры. М., 1994.
  20. Батышев А, Реформа пpoфeccиoнaJьнoй школы (опыт, поиск, задачи, пути реализации).- М.: Высш. шк., 1987.- 343 с.
  21. Я. Актуальные проблемы педагогики и психологии профессионально- технического образования Сборник методических материалов второй всесоюзной конференции по научной организации учебновоспитательного процесса в учебных заведениях профтехобразования. М.: Высшая шк., 1975.- С 20−26.
  22. Я. Производственная педагогика: Учебник. 2-е изд. М.: Машиностроение, 1976.- 688с.
  23. Е. Д. Социально-педагогические условия реализации воспитательных возможностей трудовой деятельности (по материалам изучения деятельности рабочей учащихся молодежи на- предприятиях, в профтехучилищах и в средней общеобразовательной школе): Дис. д-ра. пед наук. Казань, 1997.
  24. В. П. Внешкольное образование народа. М., 1996.
  25. Внеклассная работа по русскому языку в средних профтехучилищах союзных республик: Метод, рекомендации. М.: Высш. шк., 1985.-32с. 145
  26. А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга. М.-1998.
  27. Г. Г. Народный досуг: социокультурные аспекты генезиса и развития. СПб., 1999.
  28. Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры: Мат-лы межвуз. науч. прак. конф (26−26 сентября 1996 г.).- Нальчик, 1996.
  29. Воспитательная работа в профессионально- технических учебных заведениях. М.: Высш. шк., 1981.-286с.
  30. Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Изб. Психологические исследования. М., 1956.- 11.
  31. Г. П. Аксиологии культуры. СПб., 1996.
  32. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. Материалы конференции Париж, 5−9 октября 1998 г.-32с.
  33. В. Г. Педагогика социальной работы. -М., 1994.
  34. Э. Г. Педагогические проблемы функционирования школ с многонациональным составом учащихся: Автореф. дис… д-ра пед. наук. Тбилиси. 1985.-49с.
  35. . Философия образования.-М.: Московский психологический институт, Флинта, 1998.- 432с.
  36. Л. А., Клопов Э. В. Человек после работы. М., 1972.
  37. И.И. Культурная политика в современной региональный аспект. Краснодар- 1
  38. А.К. Самообразование как социальная категория. -Л., 1976.
  39. В. Е. Русская народная художественная культура. СПб. 1993. 4)
  40. Р.Х. Организационно-педагогические основы интенсификации системы профессионального образования. Дис… д-ра пед. наук.-СПб: ИПТО, 1996. 146
  41. Т. М., Орлова Э. А. Основы социально-культурного проектирования. М., 1996.
  42. Социальные деятельности за рубежом. М., 1993. 210с.
  43. . Социальная культурология. М., 1996.
  44. Ерошенков И Н. Культурно -досуговая деятельность в современных условиях. М., 1994.
  45. А. Д. Технология культурно досуговои деятельности: Учебно- методическое пособие. М.: Изд-во МГУК, 2002.-288с. аспекты культурно -досуговои
  46. Духовная культура и этническое самосознание:/ Сб. тр. М., 1991.-
  47. Закон Республики Таджикистан «Об образовании».- Душанбе, 1994.95 с.
  48. Закон Республики Таджикистан «О начальном профессиональном образовании».- Душанбе, 2003.-36с.
  49. В. А. Практика внешкольного образования в России, М, 1922.
  50. Запесоцкий образование.-СПб, 1996. А. Гуманитарная культура и гуманитарное
  51. И. И. Нравственное воспитание учащихся: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1986.-144с.
  52. Р. И. Использование общечеловеческих ценностей Корана в формировании нравственной культуры студентов высшей технической школы: Дисс. д- ра пед.наук.- Казань, 1996. 55.3окирова
  53. Досуг учащихся в системе профессиональное техническое образование. Душанбе: НИИ культуры и информации, 2003- 42с. 147
  54. Структура досуга учащихся в профтехучилищах// Культура и образования XXI в. Науч. сборник. Душанбе: ТГИИ им. М. Турсунзаде. 2003.- с 41 -49.
  55. Педагогический потенциал народной культуры и реализация его средствами социально-культурной деятельности в системе профтехобразования (к постановке вопроса) Вестник культуры. Душанбе, 2003 № 9.-с. 67−69. 58. Из истории культурного строительства в 1941гг. (Сб. док.) Т. 1.-Душанбе, 1968.-234с. Таджикистане в 1924-
  56. А. Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М: Педагогика, 1991.-C.252.
  57. Т. А. Педагогика. -М., 1989.-346с.
  58. М. О. Педагогические основы использования национальных ценностей в духовно нравственном воспитание детей в семье: Автореф. дис. дра пед. наук. Ташкент. 1998.- 37с,
  59. А. А. Становление и развитие профессиональнотехнического образования в Узбекистане. Дис… д-ра пед, наук. -Ташкент, 1991.
  60. Исследование случаев и предрасполагающих факторов, оказывающих влияние на детей улицы бездомных, воспитанников интернатов и детей с различными физическими недостатками, проживающих в Таджикистане. Душанбе зеркало, 2002.- 82с.
  61. . Взаимодействие театра и клубных учреждений в организации досуга трудящихся: Дис. канд. пед наук.-Л., 1986,-189
  62. И. X. Теоретические основы гуманизации образования учащихся таджикской школы, Дис. д-ра. пед. наук. Душанбе, 2000.
  63. А. Народная художественная культура. -М, 1997.
  64. Ю. Н. Становление и развитие педагогики досуга в США и Великобритании. Дис… д-ра пед, наук. СПб: СП6ГАФК, 1995. 1 V
  65. Л. К. Теория практика индивидуализации трудных подростков.-Алма-Ата, 1991. воспитания 148
  66. Т. Г. Стрельцов Ю. А. Стрельцова Е. Ю. Культура и революция. М МГУКИ, 1999.
  67. Т. Г. Глобализация общества и культура мира. М.: МГУКИ, 2002.- 27с.
  68. Т. Г. Красильников Н. Д. Социально культурная деятельность. М МГУКИ, 2001.
  69. . М., 1980.
  70. К. Б. История педагогической мысли таджикского народа (с древнейших времен до возникновения ислама). Автореф. дис. д-ра пед. наук. шанбе, 2000.- 37с.
  71. Конституция (Основной закон) Республики Таджикистан. Душанбе, 1994.- 43
  72. Концепция национальной школы РТ.- Душанбе: Ирфон, 1995.- 31
  73. Концепция воспитательной работы. Душанбе: Ирфон, 1992.- 92
  74. Комиссаренко Клуб как социально-культурное явление. СПб., 1997.
  75. А. Б. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учашихся средней профессиональной школы. Казань, 1996. д. п. н.
  76. Ю. А. педагогический анализ учебно -воспитательного процессами управление школой. М.: Педагогика, 1986.- 143с. 80. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.- с. 93.
  77. А. И. Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми М.: Просвещение, 1986.- 160с.
  78. Л. К. Дефицит культуры: Пути преодоления. -Л.: Знание, 1990.
  79. Т.А. Политика и культура. М., 1973. «f
  80. Культурно досуговая деятельность Под. Ред. Жаркова А. Д. ЧижиковаВ. М.-М., 1998. 149
  81. Ю. А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и вузах. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990.- 150с.
  82. Ю. А. Теоретические основы преемственности профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и технических вузах Дис… д-ра пед.наук.-М.-1980.
  83. А. А. Неформальные молодежные объединение: Учеб. Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991.-48с.
  84. Д. Социально педагогические основы формирования этнокультуры молодежи: Дис. д-ра яед. наук.- Санкт Петербург, 2001 90, Левашова Т. Основные тенденции развития народных университетов культуры. л., 1986.
  85. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии,//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  86. Ю. М., Культура взрыв. М., 1992.
  87. В. Д. Теория и практика повышения воспитательного потенциала досуга молодежи рабочих общежитий.- Дис. док. пед. наук.-Л.1990.
  88. Е. М. Энциклопедия внешкольного образования. М., 1925.
  89. А. И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978.
  90. Н. И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. -М.: Высш. шк., 1983.-343с.
  91. Н. Ф. Культурно досуговая деятельность. Казань, 1999. 150
  92. A. Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству. Дис… д-ра пед. наук. М.: МПГУ, 1996.
  93. А. П. Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования. СПб 1998.
  94. Методика экономического образования и воспитания учащихся профтехучилищ. М.: Высш. шк., 1984.- 72с.
  95. В.Д. Подготовка педагогических кадров для системы профтехобразования Таджикистана (1940−1975 гг.) -Автореф. канд. пед. наук./шанбе, 1993.- 22 с.
  96. Л. И. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции, закономерности.-М., 1999.
  97. И. А. Галенская культурной сфере. СПб., 2000. Л. Н. Менеджмент в социально99. Мосалев Б. Г. Социокультурные многообразие. М., 1998.
  98. А. В. Социальная педагогика. М., 1999.
  99. Ф. А. Основы социальной педагогики, М., 2001.
  100. Научно информационная деятельность профтехобразования.- М: Высш. шк., 1986.- 151с. в системе
  101. Народная художественная культура: Учебник Под. Ред. Баклановой Т. И., Стрельцевой Е. Ю.- М., 2000.
  102. Г. Я. История культурно досуговой деятельности: Учеб. пособ. -М., 1998. ПО. Новаторов В. Е. Культурно досуговая деятельность: Словарь справочник. Омск, 1992.
  103. Н. О. История развития народного образования в Таджикской ССР (1917−1970гг).- Душанбе: Ирфон, 1968.-295с.
  104. h. О. От начального к всеобщему среднему образованию Душанбе: Маориф,-1991.-129с. 151
  105. Организация работы по предупреждению правонарушений учащимся учебных заведений системы профессионально-технического образования: Метод, рекомендации. М.: Высш. шк., 1984.- 54с.
  106. Э. А. Введение
  107. А. Социология рекреация. М., 1995.
  108. Педагогика Под. Ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.603с.
  109. Педагогическая антропология: Учеб. пособ. Авт.- сост. Б. М. Бим Бад. М., 1998.
  110. В. П. Нравственно-правовое воспитание как средство профилактикиправонарушений среди учащихся системы профтехобразования: Метод, рекомендации. М 1987.- 77с.
  111. М. М. Социально-педагогические основы организации досуга учащихся молодежи. Дис. д-ра пед. наук .-Л,-1990.
  112. Поташник М, М. Освоение методики оптимизации учебновоспитательного процесса в средних ПТУ.- М.: Высш. шк., 1984.- 19с.
  113. Программы и методические указания для работы оборонно спортивных заведениях профтехобразования.- М.: Высш. шк., 1985.- 58с.
  114. Рабочие профессии Таджикистана. Душанбе 1983.
  115. А. П. Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания в СССР Дис… д-ра пед. наук. -М 1990.
  116. О. В. культурная среда как фактор формирования досуга рабочий молодежи. Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1992.
  117. Г. А. Прогнозирование и проектирование профессиональнотехнического образования в условиях перехода к рыночной экономике: Дис… д-ра пед. наук. Казань: Каз ГПУ, 1995. 152
  118. Социально- культурная деятельность как средство развития сообщества глухих: Дис… д-ра пед. наук. СПб.: СПб ГАК, 1996.
  119. Система профессионально- технического образования Таджикской ССР-50 лет/ Автор-сост. Охонвалиев М., Махкамов И.-Душанбе:Министерство народного образования Таджикской ССР, 1990.-36 с.
  120. Е. И. Художественная самодеятельность как социальнопедагогическое явление. Дис. д-ра пед. наук. Л, 1989.
  121. Совместная работа СПТУ-3 г. Душанбе с базовыми предприятиями и обшеобразовательными школами по профессиональной ориентации учащихся/ Сост. Гарибмамадова М. Д. Душанбе: Республиканский учебнометодический центр MHO Тадж. ССР, 1989.-15с.
  122. Современные технологии социально-культурной деятельности Под. ред. Е. И. Григорьевой. Тамбов .-2000.
  123. Социальный портрет молодежи Таджикистана в аспекте обеспечения государственной и региональной безопасности Центральной Азии. Душанбе: Зеркало, 2002.- 68с.
  124. Л. А. Философия и история образования.- М., 1999.- 152
  125. Сулаймонов Клубные учреждения Республики Таджикистан в условиях рыночной экономики//Ку.ьтура: проблемы, поиски. Душанбе: НИИ культуры и информации, 2002.-С. 46−52.
  126. Сулаймонов Основные проблемы развития социально- культурной деятельности// Вестник культуры. Душанбе: НИИ культуры и информации, 2003.-№ 7.-С.З-12.
  127. Сулаймонов Воспитание у студентов общечеловеческих ценностей Анис- 2002.- 78 81 национальных и
  128. Ю. А. Культурология досуга. Учеб. Нос М.: МГУК, 2002.-182с
  129. Ю. А. Развитие теоретичиских основ просветительской деятельности советского клуба. Дис… д-ра пед. наук .-М., 1990. 153
  130. В. Л. Молодежный досуг как социально педагогическое явление. Дис… д-ра пед. наук. СПб СПб ГАК, 1995.
  131. В. Я. Молодежь и культура. СПб., 1999.
  132. . А. Досуговое объединение как фактор социализации детей, подростков и юнощества. Дис… д-ра пед. наук., 1994.
  133. Теория социальной работы. М., 1998.
  134. В. И., Эренгросс Б. А., Макаров К. А. Эстетическое воспитание: Учебник. -М.: Высш. шк., 1979., 228с.
  135. В.Е. Воспитание увеличением формирование и деятельность клубных объединений. -М.: Профиздат, 1987.-141 с.
  136. Трудовой коллектив предприятия и ПТУ/Сост. Фролов Е. А. Душанбе., 1984.-21с.
  137. Г. Л. Маркетинг в сфере культуры. -МПб., 1995.
  138. П. Теоретический основы непрерывного многоуровнего образования учащихся профессиональных лицеев. -Дис.д-ра пед. наук. М., 1995.
  139. К. М. Культурология. Энциклопедический словарь Ростов на Дону: Феникс, 1997.
  140. П. А. Мифология досуга. -М., 1998.
  141. В. М. Диалектика взаимодействия социокультурных систем города и села. -М МГУКИ, 1999.
  142. Д. Б. Психология игры. -М., 1999. X НА ТАДЖИКСКОМ ЯЗ. X X XJ|5 f
  143. Алибахшов Н Доронкина Е. Г. Мафх, уми истилох, и «фарогат» Фарх, ангу фарогат (Эх, ё, равобиту такомул) Душанбе: Пажух, ишго? и фарх, анг ва иттилоот., 1999., С88−77(0 понятии «досуга»). 154
  144. Т. Сулаймони Тамаддун.- Душанбе: Пажух, ишгох, и фарх, анг ва иттилоот (Цивилизация)
  145. . Рахимов Б. Таърихи педагогикаи халки точик. Душанбе: Маориф. 1994.-190 с. (История педагогики таджикского народа)
  146. Дастури методй оиди накдпаи намунавии корх, ои- тарбиявии муассисах, ои таълимии касбию техники/ Мураттибон А. Худойназарбеков, Д. Иматов.- Душаьбе., 2002.-26с.(Метод.рек, по составлению примерных планов воспитательной работы в ПТУ)
  147. Дастури методй ч, их, ати омузиши зарар ва мубориза- алайи маводи мухаддир дар ташаккули шахсияти хонандагони муассисахои таълимии сохаи маълумти касбй.- Душанбе, 2001,-20с. (Методическая рекомендация по изучению негативных явлений и борьбы с наркоманией в условиях ПТУ)
  148. Кодиров К,. Б. Таърихи афкори педагогии халки точик. Душанбе: Маориф., 1998.-335с. (История педагогической мысли таджиков)
  149. Рах, имовХ. Педагогика, -Душанбе: Маориф, 1997.-248с.
  150. Э. Ш. Ч, авонон ояндаи миллат.- Душанбе: Ирфон, 1997.- 96 с. (Молодежь будущее нации)
  151. Рах, монов Э. Ш. Точикистон: дах, соли истиклолият ва худшиносй.- Душанбе: Ирфон, 1995.- 208 с. (Таджикистан: десять лет суверенитета и самосознания).
  152. Сах, ми сарвар дар чараёни таълим ва касбомузии х, унаристон Мураттиб Темиров, Душанбе, 202., 48с,(Роль руководителя в процессе учебы и освоения профессии)
  153. Сулаймонов Фарх, ангшиносй.- Душанбе: Пажух, ишгох, и фарх. анг ва иттилоот, 2001.-242с (Культурология).,
  154. Тарбият ва маърифати экологии хонандагони муассисах, ои таълимии системаи маълумоти касбй-техникй дар чараёни таълиму тарбият ва корхои берун аз дарсй: Дастури методй.- Душанбе, 2001.10с.(Экологическое и просветительское воспитание учащихся ПТУ в процессе воспитание и внеклассной работы) 155
  155. Годовой отчет Министерства труда и социальной защиты населения РТ за 2000−2003 гг.
  156. Архивные материалы Министерства труда и социальной защиты населения РТ за 1995−2000 гг.
  157. Текущие архивы Министерства труда и социальной защиты населения РТ. ПО. Текущие архивы ПТУ городов Душанбе, Худжанда и Куляба д. 7. 171.ЦГАРТф.461,оп2,.5. 172. ЦГА РТ ф. 360, оп. И, д., 969, л. 315. 173. ЦГА РТ ф. 379, оп. 1, д., 34, л. 32. 156
Заполнить форму текущей работой