Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях детского дома как основа оптимизации процесса адаптации к самостоятельной жизни

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментальная семья «Жулдыз» в основном состоит из детей, имеющих живых родителей, которые были лишены родительских прав. Даже хорошо, что у этих детей нет возможности перенимать социальный опыт родителей, так как он носит в основном асоциальный характер. Такое положение определяет особую потребность каждого ребенка во внимании и доброжелательности. В условиях детского дома всегда есть… Читать ещё >

Социально-психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях детского дома как основа оптимизации процесса адаптации к самостоятельной жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ научной литературы и публикаций, а так же собственных наблюдений за выпускниками детского дома показывает, что на сегодняшний момент уровень социальной адаптации воспитанников является явно недостаточным. У воспитанников детских домов низкая успеваемость, подавляющее их число заканчивает лишь 9 классов. Лишь незначительное их число заканчивает 11 классов, и уж совсем малый процент выпускников поступают затем в высшие учебные заведения. Подавляющее число воспитанников после выпуска поступают в ПТУ.

К сожалению, нет возможности дать развернутый анализ устройства бывших воспитанников детского дома, по причине того, что функционирует он совсем недавно. Но, по отзывам педагогов только открывшегося в Дома молодежи «Жастар» немногочисленные выпускники детского дома намного лучше приспособлены к самостоятельной жизни. Во-первых, они во всем поддерживают друг друга. Во-вторых, они рационально тратят деньги. В-третьих, соблюдают правила внутреннего распорядка и соблюдают правила личной гигиены.

Такие показатели говорят о том, что коллектив детского дома правильно выбрал направление построения социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников. Полностью проработана программа приема и адаптации новичков. В ее работе задействованы как воспитатели, так и специалисты: психолог, медицинский работник.

Первый этап программы предполагает знакомство педагогического коллектива с ребенком и ребенка с детским домом. В течение трех дней идет медицинское, психологическое обследование воспитанника. В это же время ребенок знакомится с воспитателями и детьми, посещая различные группы-семьи. В заключение первого этапа проводится медико-психолого-педагогический консилиум, который на основании заключения психолога о психологической совместимости ребенка с воспитателями и детьми, определяет его в группу. Если ребенок школьного возраста, на консилиум приглашается учитель школы, в которой будет учиться новый воспитанник. Составляется план работы по изучению личности ребенка. В течение одного-двух месяцев ведется планомерное наблюдение за поведением ребенка, изучение его умственного, социального развития, взаимоотношений с воспитателями и детьми. И только после консилиума по результатам наблюдения новичок окончательно определяется в ту или иную группу семью.

Воспитатели групп составляют на каждого воспитанника индивидуальную карту развития, в которой отражается состояние физического и психического здоровья и план мероприятий, направленных на его поддержание.

Перед педагогическим коллективом воспитательных учреждений стоят задачи: не только помочь ребенку адаптироваться в новой для него обстановке, но и так организовать жизнь воспитанников, чтобы, выйдя из детского дома, они чувствовали себя социально защищенными и психологически готовыми к взрослой самостоятельной жизни. Поддерживаются контакты с внешкольными организациями города, дети посещают детские сады и школы. Через трудовое обучение и воспитание идет социально-трудовая адаптация детей. И, прежде всего это работа по самообслуживанию и обслуживанию столовой, спален, мест отдыха и классных комнат. Старшие дети принимают участие в ремонте помещений.

Важным качеством социально успешной личности является ее социальная компетентность. В процессе эмпирического опыта мы, педагоги детского дома, определили признаки социальной компетентности для наших воспитанников, которые складываются в следующие знания и умения:

  • — принимать решения относительно себя и нести ответственность за свои деяния (моральную, юридическую);
  • — представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;
  • — правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, учитывать их интересы, уважать их права;
  • — анализировать область, определяемую социальными институтами (учреждениями, структурами, организациями), роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;
  • — представлять, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание других людей;
  • — адекватно оценивать свои способности и качества, заботиться о чувстве собственного достоинства;
  • — проявлять инициативу и творчество в решении социальных вопросов.

На данный момент мы имеем следующие результаты:

  • — определена модель выпускника, имеющего потенциальные возможности успешной социальной адаптации;
  • — разработана модель детского дома как воспитательного учреждения, создающего благоприятное психолого-педагогическое пространство для подготовки детей к успешной адаптации в социуме;
  • — определены наиболее значимые компоненты воспитательной работы, направленные на подготовку детей к самостоятельной жизни: это развитие в детях самосознания, позитивного отношения к самому себе, эмоционально-волевой сферы личности, нравственно-правовой культуры и ответственности, потребности сохранять и укреплять свое здоровье.

Пока мы не можем уверенно сказать, что процесс воспитания наших детей полностью технологически обеспечен. С определенными трудностями педагогический коллектив столкнулся во время массового направления новых воспитанников из других детских домов в наш детский дом. В основном новички социально дезадаптированны, тяжело поддающиеся педагогическому воздействию. В штате детского дома нет социального педагога, который призван помочь каждому ребенку навести социальные связи в обществе, помочь реализовать потенциальные способности через посещение кружков по интересам.

Экспериментальная семья «Жулдыз» в основном состоит из детей, имеющих живых родителей, которые были лишены родительских прав. Даже хорошо, что у этих детей нет возможности перенимать социальный опыт родителей, так как он носит в основном асоциальный характер. Такое положение определяет особую потребность каждого ребенка во внимании и доброжелательности. В условиях детского дома всегда есть опасность, что у ребенка сформируется особая позиция — позиция сироты, беспомощного и зависящего от всех и вся. С таким мироощущением, при почти полном отсутствии социального опыта молодой человек не сможет стать полноценным членом общества. Ситуация осложняется тем, что воспитанники детских домов воспринимают воспитателей и педагогов как данность, как людей, занимающихся с ними по обязанности, и исключения здесь чрезвычайно редки. Озлобленность воспитанников направляется на педагогов, воспитателей и других детей.

Воспитать гражданина, который сможет жить в обществе, не травмируя остальных его членов — задача-минимум, стоящая перед детским домом, приютом или интернатом. Задача-максимум — выпустить в мир человека с активной жизненной позицией, готового и умеющего помогать тем, кто в помощи нуждается. Если эта задача выполняется, в будущем, безусловно, выигрывает общество, но уже в настоящем это помогает самому воспитаннику детского дома не чувствовать себя постоянно униженным и оскорбленным, достойным жалости изгоем общества. Часто у таких детей наблюдаются реакции оппозиции и компенсации.

В этой связи трудно переоценить значимость расширения социальных связей и отношений детей-сирот с окружающим миром, возможность вступления их в разнообразные отношения с этим миром и при этом сохранение своего собственного «я». Ощутив свою нужность, ребенок или подросток поверит в себя, увидит в себе человека, такого же, как и те взрослые, которые помогают ему самому. Он научится творить добро и через это почувствует свою необходимость в этой жизни. Ведь многие детдомовские дети прямо говорят: «Если мы умрем, этого никто не заметит. Мы никому не нужны» … Помощь другому даст ощущение того, что и он, оказывается, личность, что и он может принести кому-то радость.

Выводы по первой главе Основной путь развития личности — через деятельность и общение. Многочисленные исследования убедительно показывают, что условия пребывания в детском доме не требуют от воспитанников тех свойств и качеств личности, которые будут затребованы в их самостоятельной жизни и определяют успешность социальной адаптации. Обобщая данные этих исследований, можно сделать следующие выводы:

  • · Необходимые для успешной самостоятельной жизни качества и свойства личности в детском доме не развиваются (или развиваются крайне недостаточно, как правило, нецеленаправленно и несистематически), а ранее сформированные — атрофируются;
  • · Вынужденный приспосабливаться к специфическим условиям пребывания в детском доме, ребенок развивает определенные качества и свойства личности (которые затребованы в этих условиях);
  • · Пребывание в течение ряда лет в условиях детского дома приводит к закреплению этих качеств, они становятся устойчивыми личностными образованиями и определяют характер поведения и общения воспитанников, как в детском доме, так и после выпуска;
  • · Воспитанники, приспособленные (адаптированные) к жизни в детском доме, после выпуска попадают в совершенно иные условия, где самостоятельная жизнь в социуме требует от них как раз те качества и свойства личности, которые у них несформированы или искажены. Это неизбежно приводит к серьезным трудностям в социальной адаптации воспитанников.

Очевидно, что пребывание в условиях детского дома приводит к появлению ряда особенностей в психическом развитии воспитанников (как это было показано выше). В основном это задержки психического развития и формирование ряда негативных личностных образований. А так как на успешность социальной адаптации (как результата) в значительной степени влияют именно особенности психического развития, необходимо, что бы вся работа по социальной адаптации (как процесс) носила коррекционно-развивающую направленность. При реализации коррекционно-развивающей направленности работы по социальной адаптации воспитанников детских домов необходимо целенаправленно и систематически проводить работу по профилактике негативных отклонений и задержек в развитии личности воспитанников, корректировать уже сформировавшиеся негативные личностные образования и развивать требуемые для успешной самостоятельной жизни качества и свойства личности.

Подводя итог вышесказанному, можно еще раз вспомнить, что сложный внутренний мир подростка, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной квалифицированной поддержке и коррекции. Со стороны взрослого, в первую очередь — специалиста, надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, чтобы потом долго и упорно не заниматься исправлением их ошибок. Ведь именно взрослый человек, осознанно или нет, оказывает решающее влияние на формирование личности, стратегии самоутверждения и адаптации у подростка.

Воспитать гражданина, который сможет жить в обществе, не травмируя остальных его членов — задача-минимум, стоящая перед детским домом, приютом или интернатом. Задача-максимум — выпустить в мир человека с активной жизненной позицией, готового и умеющего помогать тем, кто в помощи нуждается. Если эта задача выполняется, в будущем, безусловно, выигрывает общество, но уже в настоящем это помогает самому воспитаннику детского дома не чувствовать себя постоянно униженным и оскорбленным, достойным жалости изгоем общества.

Одним из методов социальной адаптации признается метод расширения социальных контактов, обогащения социальной среды позитивными стимулами.

Данные выводы перекликаются с результатами двадцатилетних исследований Лаборатории психического развития и воспитания детей дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН (под руководством М. И. Лисиной). Исследования были посвящены изучению различных аспектов онтогенеза психики детей, растущих в разных условиях воспитания: в семье, яслях, детских садах, в домах ребенка и детских домах и проводились в конце прошлого столетия [12]. На основе полученных результатов были разработаны требования по реорганизации детских домов. Данные требования были проанализированы и взяты за основу в разработке конкретных методик экспериментальной части данной дипломной работы и поэтому приводятся без изменений:

«Поскольку в настоящее время по всей стране функционирует огромное число домов ребенка, детских домов-интернатов и в них еще (пока разрабатываются и принимаются законы) будут проживать дети, необходимо произвести их реорганизацию и создать адекватные психологические условия для воспитанников этих учреждений. (Перечисленные далее требования должны соблюдаться при любой организационной форме).

  • 1. Учреждения должны быть приспособлены для постоянного проживания в них детей от момента поступления до достижения совершеннолетия, для чего необходимо переоборудовать существующие дома ребенка, детские дома, интернаты, сохранив необходимый медицинский, педагогический персонал и обеспечив их квалифицированными психологами.
  • 2. Во всех типах учреждений необходимо создавать условия для установления системы аффективно-личностных связей детей с взрослыми и другими детьми, для чего требуется: обеспечение постоянного персонала, ухаживающего за детьми, хотя бы и работающего посменно; сохранение отношений ребенка в микрогруппе вместо постоянного его перемещения в новую жизненную среду, перевода из одной группы в другую; сделать круг людей, взаимодействующих с ребенком, стабильным на протяжении ряда лет. Наличие круга близких людей, «родного помещения» позволит ребенку чувствовать себя увереннее, психологически комфортнее.
  • 3. Ограничить число детей до трех—пяти на одного ухаживающего взрослого. Это в совокупности с указанными мерами сделает излишним привлечение дополнительных специалистов, так как многие задержки развития, вызванные дефицитом общения и неадекватным образом жизни, не возникнут.
  • 4. Необходимо создавать разновозрастные группы, ограничивая число детей до пяти человек. В такой группе могут проживать не более двух младенцев, не более трех дошкольников и не более двух подростков.
  • 5. Учреждение должно быть домом для ребенка со свободными контактами с окружающим миром (вплоть до посещения детских садов, школ), выходом за пределы территории в магазины, кино, театры и т. д. Обеспечить включенность детей в жизнь и быт людей; это делает необходимым архитектурную перепланировку помещений по квартирному типу.
  • 6. Необходимо повысить уровень педагогической и психологической подготовки кадров. Начать специальную подготовку воспитателей для работы в учреждениях данного профиля с обязательным прослушиванием курсов детской и возрастной психологии, психологии общения, психодиагностики.
  • 7. Создать условия, сделать престижной, социально значимой работу в таких учреждениях не только для женщин, но и для мужчин — врачей, психологов, педагогов и т. д. Феминизированность этой системы общественного воспитания делает обедненными личностные контакты детей, особенно мальчиков.
  • 8. Организовать отбор персонала с учетом личностных качеств (любящих детей, умеющих выражать свою любовь, желающих общаться с детьми). Отбор персонала производить по конкурсу с тестированием.
  • 9. Проблематичным является вопрос о детях-инвалидах. С одной стороны, гуманно воспитывать психически больных детей вместе со здоровыми. С другой стороны, для их воспитания необходим персонал со специальным образованием, которого в настоящее время недостаточно. Кроме того, проблема усугубляется нравственным состоянием общества: к сожалению, еще многие люди с предубеждением относятся к больным детям. Эта тема должна стать предметом широкого обсуждения.
  • 10. Необходимо учредить гуманитарную экспертизу принципов организации всех детских учреждений в стране, так как с психологической точки зрения и ясли, и детские сады, и школы не отвечают современным требованиям к воспитанию и обучению детей".
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой