Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессиональная подготовка студентов туристских вузов к зарубежной стажировке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Занимаясь исследованиями в сфере туризма и гостеприимства, мы неизбежно касаемся вопросов связанных с человеческим капиталом, потому что именно от сотрудников, от уровня профессионального сознания и от уровня их профессиональной подготовки, в конечном счете, зависит и качество услуг, и рентабельность бизнеса. Статистика индустрии туризма и гостеприимства показывает, что при обслуживании клиентов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИСТСКИХ ВУЗАХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ЗАРУБЕЖНОЙ СТАЖИРОВКЕ
    • 1. 1. Анализ развития туристского образования в системе профессионального образования
    • 1. 2. Особенности профессиональной подготовки туристских кадров 35 1.3 Проблемы организации профессиональной подготовки студентов туристских вузов к зарубежной стажировке
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКИХ ВУЗОВ К ЗАРУБЕЖНОЙ СТАЖИРОВКЕ ?
    • 2. 1. Педагогическое обеспечение подготовки студентов туристских вузов к зарубежной стажировке
    • 2. 2. Критерии оценки профессиональной готовности студентов туристских вузов к зарубежной стажировке
    • 2. 3. Модель профессиональной подготовки студентов туристских вузов к зарубежной стажировке Ю
  • Выводы по главе

Профессиональная подготовка студентов туристских вузов к зарубежной стажировке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глобализация как отражение новейшей реальности ставит систему российского профессионального образования перед необходимостью? бьютро и эффективно предоставлять ответы на многочисленные вопросы. Главный среди них — сможет ли традиционная система профессионального образования и регулирования рынка труда обеспечить новую развивающуюся экономику конкурентоспособными профессионалами, обеспечить конкурентоспособность всей экономики страны, каждого предприятия.

Предприятия туристской индустрии по оценке экспертов на сегодняшний день отправляют около 19 миллионов туристов из России в год на курорты Турции, Египта, Таиланда, Индии и т. д. Увеличить рост потока людей заинтересованных в выездном туризме поможет, только улучшение качества обслуживания сферы ! выездного туризма. Таким образом, I предприятия туристской индустрии должны ориентироваться на желания и потребности туристов, которые нуждаются в квалифицированном отдыхе. Качественно решить данную задачу можно внедрением русского квалифицированного персонала в места отдыха российского туриста. Для решения данных задач туристские вузы совместно с турфирмами должны уделять первостепенное значение подготовке специалистов для сферы выездного туризма.

Так как предприятия туристской индустрии нуждаются в специалистах, обладающих базой специальных знаний и практических умений, которые нужны в сфере обслуживания туристов выезжающих на отдых., то такого рода знания возможно получить только в процессе прохождения стажировок в местах отдыха туристов. Для этого студенту необходимо прохождение как можно большего количества стажировок в процессе обучения. Тем самым стажировка являет собой важнейший этап подготовки профессионала туристской индустрии.

Стажировка не является обязательной программой профессионального образовательного процесса, но предприятия туристской индустрии требуют от 3 студентов специальных знаний и умений, получить которые можно только в процессе стажировок. Наиболее эффективной является зарубежная стажировка, так как зарубежный туризм наиболее популярен среди населения России.

Для выявления актуальности данного исследования было проведено анкетирование студентов туристских вузов. Анкетирование помогло определить проблемы связанные с неготовностью студентов к прохождению зарубежных стажировок и выявить затруднения, влияющие на нежелание проходить стажировки: у 75% студентов нежелание ехать на стажировку связано с незнанием языка страны пребывания- 72% студентов не готовы к длительным срокам прохождения стажировок, 68% студентов волнуют организационные моменты- 58% студентов психологически неподготовлены и 74% студентов отказываются от стажировок из-за незнания особенностей: религии, культуры, менталитета местных жителей страны прохождения стажировки.

Следует выявить проблемы, возникающие в процессе организации и прохождении зарубежных стажировок студентов туристских вузов препятствующие профессиональной подготовке.

Проблема профессиональной подготовки студентов к прохождению зарубежных стажировок ранее рассматривалась в ряде научных трудов отечественных исследователей: Попова И.Б.- Филиппова С. ВБуторовой Н.В. и Васильева В. В., но речь шла об отдельных аспектах программ профессиональной подготовки к зарубежной стажировке.

Сложившаяся система подготовки к прохождению зарубежных стажировок не отвечает требованиям сегодняшнего дня, она не в состоянии развить творчество, новаторство и, самое важное, дать студентами практические знания условий реального рынка и умения безошибочно ориентироваться в динамичной деловой среде современной туристской индустрии.

В связи с этим, необходимо разработать педагогическое обеспечение профессиональной подготовки студентов, выезжающих для зарубежных стажировок.

В процессе исследования было сформулировано противоречие, которое состоит в следующем: с одной стороны, вузы и предприятия туристской индустрии уже имеют сложившиеся программы подготовки студентов к зарубежным стажировкам. С другой стороны, программы не полностью отвечают требованиям и задачам зарубежных стажировок, что проявляется в слабой языковой и межкультурной подготовке студентов, в коммуникативной сфере, в недостаточной психологической подготовке и в отсутствии знаний о странах прохождения стажировки.

Данное противоречие определило проблему исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки студентов туристских вузов к зарубежным стажировкам.

Проблема определила цель исследования: ?

Цель исследования: разработать модель профессиональной подготовки студентов туристских вузов к зарубежным стажировкам. д.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов туристских вузов.

Предмет исследования: профессиональная подготовка студентов туристских вузов к зарубежным стажировкам.

Гипотеза исследования: подготовка студентов к прохождению стажировок за рубежом будет более эффективной, если:

— на основе анализа процесса профессиональной подготовки студентов туристских вузов будут выявлены проблемы: организационного, психологического, содержательного характера, препятствующие прохождению зарубежной стажировки;

— будет разработано педагогическое обеспечение профессиональной подготовки студентов туристских вузов к зарубежной стажировке, включающее в себя модули и структуру организации зарубежной стажировки;

— будут выявлены критерии оценки профессиональной готовности студентов туристских вузов к зарубежной стажировке: когнитивный, деягельностный, мотивационный.

— будет разработана и экспериментально проверена модель профессиональной подготовки студентов туристских вузов к зарубежной стажировке, включающая в себя этапы, раскрывающие построение процесса подготовки;

Задачи исследования:

1. Проанализировать процесс профессиональной подготовки студентов туристских вузов и выявить проблемы, препятствующие организации и прохождению зарубежных стажировок.

2. Разработать педагогическое обеспечение профессиональной подготовки студентов туристских вузов к зарубежным стажировкам.

3. Выявить критерии оценки профессиональной готовности студентов-туристских вузов к зарубежным стажировкам.

4. Разработать и экспериментально проверить модель профессиональной > подготовки студентов туристских вузов к зарубежным стажировкам.

Методологической основой диссертационного исследования является: принципы целостности и системности, взаимосвязи явлений и процессов, единства педагогического и логического, формы и содержания, неразрывности теории, методики и практики.

В своем диссертационном исследовании мы опирались на:

— теорию профессионального образования, основываясь на принципе его непрерывности в контексте интеграции общего, политехнического и профессионального обучения, принимая во внимание потребности и состояние кадрового вопроса на туристском рынке и социального заказа межотраслевого туристского комплекса страны, в том числе ведущие положения в области философии и методологии образования (В .И. Загвязинский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер и др.);

— исследования по проблемам качества профессионального образования и его оценки — И. В. Зорин, В. А. Квартальное, В. А. Кальней, С. Е. Шишов, Т. В. Санникова и др.;

— исследования по профессиональной педагогике — A.M. Новиков, B.C. Леднев, В. В. Давыдов и др.;

— исследования по вопросам профессионального образования в туризмеВ.А. Квартальнов, И. В. Зорин, A.M. Новиков, А. И. Сеселкин, JI.A. Семенова и др.- исследования по проблемам формирования содержания профессионального образования — И. В. Зорин, В. А. Квартальное, В. И. Жолдак и др.;

— исследования по общетеоретическим вопросам психологии — JI.C. Выготский, И. А. Зимняя, Н. Ф. Талызина, М. Т. Громкова и др.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: изучение и. анализ философской, психологической, педагогической, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследованияанализ государственных образовательных стандартов и учебно-программной документацииизучение опыта разработки и использования мониторинга профессионального образованияобобщение и систематизация научных положений по теме исследованиячастные эмпирические методы и приемы (анкетирование, тестирование, беседа), позволяющие проводить анализ и оценку результатов.

Исследования проводились в несколько этапов:

Аналитический этап-(2005;2006 гг.) — определено направление научного исследования, проанализированы научные труды в области профессионального туристского образования и профессиональной подготовки, изучена педагогическая литература, касающиеся темы исследования, сформулирована тема научной работы, определены ее цель, объект, предмет, гипотеза, задачи.

Опытно-экспериментальный этап (2006;2007гг.) — анализировался и обобщался накопленный материал по теме исследования, проводилось практическое исследование включающее: выявление проблем организации зарубежной стажировки студентов туристского вуза в процессе их профессиональной подготовки, разработку педагогического обеспечения профессиональной подготовки студентов туристских вузов к прохождению зарубежной стажировки, разработки экспериментальной и проверки модели профессиональной подготовки студентов туристских вузов к прохождению зарубежной стажировки и выявлению критериев оценки профессиональной готовности студентов туристских вузов к зарубежной стажировке.

Завершающий этап (2007;2008 гг.) — заключался в обобщении результатов опытно-экспериментальной работы, выполнении систематизации, в обобщении и статистической обработке экспериментальных данных, подведении итогов опытно-экспериментальной работы, в формулировании выводов и литературном оформлении диссертации.

Экспериментальная база исследования — Российская международная академия туризма (Октябрьская улица, 10, микрорайон Сходня, г. Химки Московской области, 141 420), туроператорские компании «1епе1 Типггп» и «БопепуеК», специалисты туристских предприятий — всего более трехсот студентов и более ста сотрудников.

Научная новизна состоит в следующем:

1. Проанализирован процесс профессиональной подготовки студентов туристских вузов к зарубежной стажировке и выявлены проблемы: организационного (работа в другой стране, новый коллектив), психологического (работа в команде, длительный срок пребывания вне дома), содержательного (сложности восприятия новой информации, несовершенство методического обеспечения профессиональной подготовки) характера, которые мешают взаимодействию всех компонентов системы студент-вуз-стажировка", замедляют эффективность процесса профессиональной подготовки, влияют на желание студентов проходить стажировку (пока новый работник плохо знает свои обязанности, местность прохождения стажировки, язык страны пребывания, психологически не подготовлен он работает менее эффективно).

2. Разработано педагогического обеспечения подготовки студентов туристских вузов к зарубежным стажировкам которое основывается на специфике конкретной профессиональной деятельности и включает определение, содержание и структуру изучения конкретного раздела, связанного с профессиональной деятельностью в процессе зарубежной стажировки, включает методическое обеспечение этого раздела, обеспечивает соотношение теории и практических занятий, а также определяет методы заполнение документации и отчета.

3. Выявлены критерии оценки профессиональной готовности студентов туристских вузов к зарубежной стажировке и их показатели:

Когнитивный критерий — основывается на количественных, и качественных описаниях эффективности процесса обучения, принятых в педагогике и психологии: пополнение (приращение) знаний (по сравнению с исходным состоянием работника), реальный объем знаний (по сравнению с требованиями стандарта), актуализация знаний при решении познавательных и практических задач. Показатели оценки для когнитивного критерия: знания особенностей мест проведения стажировки, знание языка места проведения стажировки, знания должностных обязанностей.

Деятельностный критерий — позволяет оценить сформированность познавательных практических (общепедагогических) умений: объем умений, полноту операционного состава данного умения, усвоение опорной теоретической основы умения, интегрированность (комплексность) — устойчивость, гибкость (перенос в новые ситуации), действенность. Показатели оценки для деятельностного критерия: умение выполнять нестандартные задачи, умение соблюдать трудовую дисциплину, умение влиться в коллектив.

Мотивацгюнный критерий — позволяет оценить развивающий характер образовательного процесса: мотивы учения, динамику интеллектуального и физического развития, личностный смысл полученных знаний, удовлетворенность процессом обучения, характер отношений с коллегами, преподавателями, готовность к самообразованию. Показатели оценки для мотивационного критерия: желание работать с людьми, желание получать новые знания, желание работать в туризме.

4. Разработана модель профессиональной подготовки студентов к зарубежной стажировке, которая включает в себя три этапа профессиональной подготовки:

Первый этап: Подготовка студентов туристского вуза до начала прохождения ими стажировки (прохождение собеседования, тестирование, определение функциональных обязанностей профессиональной деятельности, прохождение специальных психологических тренингов).

Второй и третий этапы включают профессиональную подготовку студентов непосредственно после начала прохождения стажировки.

Второй этап: Предварительно-ознакомительный этап учебно-воспитательного процесса, влияющий на эффективность процесса профессиональной подготовки во время прохождения стажировки. Проверка внутрифирменной программы подготовки к зарубежной стажировке.

Третий этап: Дополнительные внутрифирменные семинары и тренинги в процессе профессиональной деятельности, разработка персональной программы профессионального роста.

Теоретическая значимость исследования: теория и методика профессионального образования дополнена моделью профессиональной подготовки студентов туристских вузов к зарубежной стажировке, раскрывающей этапы этой подготовки, критерии оценки и их показатели.

Практическая значимость исследования: заключается в дополнении программы профессиональной подготовки студентов туристских вузов к зарубежной стажировке учебно-методическими рекомендациями для.

10 преподавателей и студентов по организации занятий и освоению учебного материала по взаимосвязи аудиторного обучения в вузе и профессиональной деятельности, комплексом заданий и вопросов для контроля и самоконтроля знаний студентов, а также перечнем диагностических материалов для текущего и итогового контроля (упражнения, тесты, контрольные задания).

На защиту выносится:

1. Процесс профессиональной подготовки студентов туристских вузов к зарубежной стажировке должен учитывать организационные, психологические, содержательные компоненты системы «студент-вуз-стажировка», которые влияют на профессиональную подготовку к зарубежной стажировке, формируют положительные мотивации студентов к прохождению стажировки.

2. Содержание педагогического обеспечения подготовки студентов туристских вузов к зарубежным стажировкам основывается на специфике конкретной > профессиональной деятельности и включает определение, содержание и структуру изучения конкретного раздела, связанного с профессиональной деятельностью в процессе зарубежной стажировки, отражение методического обеспечения этого раздела, соотношение теории и практических занятий, а также методы отчета и заполнения документации.

3. Оценка профессиональной готовности студентов туристских вузов к зарубежным стажировкам будет оцениваться по критериям и их показателям:

Когнитивный критерий: знания особенностей мест проведения стажировки, знание языка места проведения стажировки, знания должностных обязанностей;

Деятелъностный критерий: умение выполнять нестандартные задачи, умение соблюдать трудовую дисциплину, умение влиться в коллектив;

Мотиеацгюнный критерий: желание работать с людьми, желание получать новые знания, желание работать в туризме.

4. Модель профессиональной подготовки студентов туристских вузов к зарубежной стажировке должна включать в себя три этапа, каждый из которых последовательно реализует процесс подготовки и прохождения студентом стажировки: Первый этап: Подготовка студентов туристского вуза до начала прохождения ими стажировкиВторой этап: Предварительно-ознакомительный этап учебно-воспитательного процессаТретий этап: Дополнительные внутрифирменные семинары и тренинги в процессе профессиональной деятельности.

Апробация результатов исследования осуществлялось на базе туроператорских компаний «Jenel Turizm» и «Sonenvelt». Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма (20 052 007 г. г.), на научно-практических конференциях и форумах РМАТ, таких как: Intourmarket — 2007/2008, MITT — 2007/2008, Международный Форум «Туризм: Наука и образование» научная конференция, «Культурно-историческое наследие и туризм» в рамках Международного форума «Квартально вские научные чтения» (2006 г.), Научно-практическая конференция под эгидой ЮНЕСКО «60 лет ЮНЕСКО — путь к миру и развитию» (2005 г.), Международный форум «Туризм: наука и образование» (2007 г.), Научная конференция «Культурный туризм и межкультурные коммуникации в современном обществе» в рамках Международного форума «Квартальновские научные чтения» (2008 г.) и др.- на семинарах для аспирантов и соискателей РМАТ (2005;2007 гг.).

Исследование проведено в рамках комплексной программы научных исследований Российской академии образования и Российской международной академии туризма «Научное и методическое обеспечение педагогических, организационных и социальных инноваций в целях модернизации профессионального образования».

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по главе 2.

Решение проблемы развития системы профессиональной подготовки студентов туристских вузов к зарубежной стажировке, непосредственно связано с построением открытой образовательной среды в образовательном учреждении. В условиях становления информационного общества все больше набирают силы тенденции интеграции общества и образования, когда открытость среды образовательного учреждения возводится в ранг дидактического принципа, на котором основывается проектирование образовательного процесса.

Наблюдения показали, что туризм бурно развивается, в последнее время особенно это касается внутреннего туризма. У менеджеров туристских фирм проявляется активный интерес к изучению региональных ресурсов. Исследования показали, что для подготовки специалистов в области туризма в большей степени необходимы практические навыки и умения, следовательно, и приоритеты при использовании существующих педагогических методик должны смещаться в сторону педагогических методов и приёмов, позволяющих наиболее эффективно влиять на развитие именно практических навыков и умений.

Важным моментом является также то, что в процессе учебно-производственной практики (стажировки) развивается коммуникабельность.

Можно констатировать тот факт, что при отсутствии у студента желания изучать иностранные языки принимающая сторона не будет нуждаться в таком стажере, а скорее пригласит заинтересованного студента, выезжающего впервые, с целью его обучения и возможностью дополнительного самообучения. Условия выплаты заработной платы резко изменяются при желании стажера обучаться и быть обучаемым.

Также важна роль руководителя зарубежной стажировки от предприятия при подготовке студентов-стажеров.

У руководителей стажировки на местах существует потребность в передаче своих знаний студентам с целью пропаганды и продвижения своего бизнеса, а также в дальнейшем с целью привлечения грамотных, квалифицированных специалистов в туристскую отрасль той страны, где проводится стажировка.

Особенности профессиональной подготовки туристских кадров в условиях открытой образовательной среды позволяют разрабатывать модель системы профессиональной подготовки туристских кадров. Образовательная среда, обладающая свойством открытости, позволяет обеспечивать эффективность функционирования такой модели и развивать систему в трех основных направлениях (личностном, содержательном, организационном).

Модель, построенная на основе анализа требований предприятий и фирм туристской отрасли, для которых учебным заведением ведётся подготовка специалистов, выявляет параметры модели студента, задаваемые рыночными требованиями. В рамках общей методологии нашей концепции проводится классификация, систематизация, агрегирование и отбор важнейших параметров модели, совместимой с существующей образовательной системой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя общие итоги проведенного в диссертации теоретического и практического исследования, необходимо еще раз вернуться к полученным выводам и результатам.

Существенным признаком современного мира являются процессы глобализации всех сфер социальной действительности, что привело к возрастанию числа проблем, носящих ковариантный характер, разрешение которых возможно средствами междисциплинарного анализа и синтеза.

Мы рассматриваем профессиональное образование, которое является для государства и общества национальным приоритетом, что зафиксировано в соответствующих законодательных актах, политических решениях, социальной и экономической поддержке системы образования. Образование стало не декларируемым, а реальным фактором развития общества и достижения благополучия людей. Ключевой идеей'' становится то, что образование важно не только как средство индивидуального развития, но и как фактор качественного изменения общественной жизни. Сущность современного образования заключатся в том, что оно не может ограничиваться рамками традиционных образовательных институтов. Самообразование, неформальное образование, стажировки за рубежом, информационные технологии становятся неотъемлемой частью современного образования и образовательного общества.

В настоящее время предприятия туристской индустрии нуждаются в специалистах, обладающих базой специальных знаний и практических умений, которые нужны в сфере обслуживания туристов выезжающих на отдых, то такого рода знания, возможно получить только в процессе прохождения стажировок в местах отдыха туристов. Для этого студенту необходимо прохождение как можно большего количества стажировок в процессе обучения. Тем самым стажировка являет собой важнейший этап подготовки профессионала туристской индустрии.

Стажировка не является обязательной программой профессионального образовательного процесса, но предприятия туристской индустрии требуют от студентов специальных знаний и умений, получить которые можно только в процессе стажировок. Наиболее эффективной является зарубежная стажировка, так как зарубежный туризм наиболее популярен среди населения России.

Сегодня по мере развития эволюционных процессов главным инструментом прогресса туризма становятся знания, средства познания, которыми обладает конкретный специалист, преобразующий мир туризма вокруг себя и туризма в целом.

Профессиональное туристское образование превращается в настоящее время в главную область вложения интеллектуально-трудовых усилий и экономических затрат в туризме. Люди, способные к развитию, к принятию нестандартных решений, — поистине важнейший капитал современного туристского сообщества. Образованность, межвузовская интеграция, практика и зарубежные стажировки, таким образом, является новым пониманием качества туристской деятельности, при которой накопление и закрепление профессионального, жизненного опыта, общее и профессиональное развитие самосознания и сознания специалистов туризма на протяжении всей их туристской занятости является приоритетной целью.

Занимаясь исследованиями в сфере туризма и гостеприимства, мы неизбежно касаемся вопросов связанных с человеческим капиталом, потому что именно от сотрудников, от уровня профессионального сознания и от уровня их профессиональной подготовки, в конечном счете, зависит и качество услуг, и рентабельность бизнеса. Статистика индустрии туризма и гостеприимства показывает, что при обслуживании клиентов возникает до 80% «нештатных» ситуаций, провоцирующих неудовлетворенность потребителей качеством обслуживания. Для повышения качества обслуживания, а, следовательно, для повышения конкурентоспособности всего предприятия необходима постоянная, ежедневная работа с персоналом, что в свою очередь вносит огромный вклад в образование, получение практического опыта для студентов, стажирующихся на предприятии.

Анализ процесса профессиональной подготовки студентов туристских вузов, и, проблем, препятствующих организации и прохождению зарубежных стажировок, позволил сделать вывод о том, что сложившаяся система подготовки к прохождению зарубежных стажировок не отвечает требованиям сегодняшнего дня, она не в состоянии развить творчество, новаторство и, самое важное, дать студентами практические знания условий реального рынка и умения безошибочно ориентироваться в динамичной деловой среде современной туристской индустрии.

В связи с этим, определена необходимость разработки педагогического обеспечения профессиональной подготовки студентов, выезжающих для зарубежных стажировок.

Анализ практики образования в сфере туризма показал, что меняются социальные условия, ценности, установки, запросы, которые встроены в организационную практику. Меняются (сообразно смене этих условий, ценностей и установок) и цели образования, обусловливая смену идей и концепций относительно организационной практики. Если генерализация этих долговременных процессов удается, то это хорошо помогает систематизировать явления в образованиипоказать их интегративный характер (все усиливающееся взаимодействие отдельных компонентов при сохранении их самостоятельности). Это также помогает лучше понять какие именно последовательные процедуры нужно проводить в дальнейшем (уже не только на уровне образовательной теории, но и образовательной политики, а затем и практики). Важно отметить, что общественные ценности, запросы общества, социальные условия не являются стабильными, они видоизменяются постоянно: как отражение этой динамики и как ответ на нее — институциональные образцы реформ образования (при том, что сам процесс реформирования тоже является перманентным), а затем и видоизменения в самих образовательных системах.

Анализ практического опыта профессиональной подготовки студентов туристских вузов в условиях зарубежных стажировок, показал, что все работодатели охотно берут студентов престижных туристских вузов, но не скрывают, что предпочтение отдается тем, кто имеет профессиональный опыт. Студентам нужно учитывать, что компании всегда приветствуют опыт, приобретенный во время стажировок, работы на летних каникулах или в вечернее время. Таким образом, задумываться о будущей работе нужно не в момент получения диплома, а уже на первом курсе, если конечно, студент собирается строить карьеру в эффективной российской или международной компании. Приглашение на работу в солидную компанию получает тот, кто креативен, готов к росту и самосовершенствованию. Выяснилось, что в условиях постоянной нехватки квалифицирован пых кадров многие компании сами разрабатывают серьезные программы по привлечению и выращиванию студентов.

При таком взгляде на содержание профессионального туристского образования важное. значение приобретает работа со знаниями1 (систематизация, типологизация, применение «и др.). В этом случае знания перестают смешиваться с информацией. Они начинают рассматриваться как. результат предшествующих процессов туристского просвещения, понимания и мышления, а освоение учебных предметов посредством зарубежных стажировок служит средством развития указанных выше универсальных способностей специалиста туризма.

Сложившаяся социальная структура, необходимость постоянного учета ее проявляющихся особенностей, с одной стороны, предопределяют формирование квалификационной структуры, базой которой выступают виды и степень профессиональной и общей облученности и делового уровня общественных туристских кадров и актива. С другой стороны, структура сама подвергается влиянию изменяющихся квалификационных требований в ходе подготовки, переподготовки, обучения и воспитания студентов, специалистов, организаторов и функционеров. Проявляясь как составной фактор, необходимое звено в РМАТ, межнациональные связи в условиях зарубежных стажировок (совместная работа с туроператорскими компаниями, осуществляющими сервис на принимающей стороне во многих странах, в том числе Турции, Египте, Греции, Австрии, Италии, Испании и т. д, также совместная работа с вузами в зарубежных странах: Турции, Франции, Греции (Кипр), Нидерланды и др.), реализуют подбор, обучение и воспитание кадров в условиях остро поставленной задачи (обеспечение высоко качественного сервиса на принимающей стороне туристской организации путем языковой и культурной подготовки студентов в условиях страны пребывания, как-то изучение местных культурных особенностей) -ориентироваться на инициативно мыслящего студента, обладающего принципиально новой политической информационной и методической культурой в условиях закономерно необходимого изменения системы их обучения и профессионального роста.

В ходе исследования был проанализирован процесс профессиональной подготовки студентов туристских вузов к зарубежной стажировке и выявлены проблемы: организационного (работа в другой стране, новый коллектив), психологического (работа в команде, длительный. срок пребывания вне дома), содержательного (сложности восприятия новой информации, несовершенство методического обеспечения профессиональной подготовки) характера, которые мешают взаимодействию всех компонентов системы «студент-вуз-стажировка», замедляют эффективность процесса профессиональной подготовки, влияют на желание студентов проходить стажировку (пока новый работник плохо знает свои обязанности, местность прохождения стажировки, язык страны пребывания, психологически не подготовлен он работает менее эффективно).

Также, была разработана система педагогического обеспечения подготовки студентов туристских вузов к зарубежным стажировкам которое основывается на специфике конкретной профессиональной деятельности и включает определение, содержание и структуру изучения конкретного раздела, связанного с профессиональной деятельностью в процессе зарубежной стажировки, включает методическое обеспечение этого раздела, обеспечивает соотношение теории и практических занятий, а также определяет методы заполнение документации и отчета.

В нашей работе мы выявили критерии оценки профессиональной готовности студентов туристских вузов к зарубежной стажировке и их показатели:

Когнитивный критерий — основывается на количественных и качественных описаниях эффективности процесса обучения, принятых в педагогике и психологии: пополнение (приращение) знаний (по сравнению с исходным состоянием работника), реальный объем знаний (по сравнению с требованиями стандарта), актуализация знаний при решении познавательных и практических задач. Показатели оценки для когнитивного критерия: знания особенностей мест проведения стажировки, знание языка места проведения стажировки, знания должностных обязанностей.

Деятельностный критерий — позволяет оценить сформированность познавательных практических (общепедагогических) умений: объем умений, полноту операционного состава данного умения, усвоение опорной теоретической основы умения, интегрированность (комплексность) — устойчивость, гибкость (перенос в новые ситуации), действенность. Показатели оценки для деятельностного критерия: умение выполнять нестандартные задачи, умение соблюдать трудовую дисциплину, умение влиться в коллектив.

Мотивационный критерий — позволяет оценить развивающий характер образовательного процесса: мотивы учения, динамику интеллектуального и физического развития, личностный смысл полученных знаний, удовлетворенность процессом обучения, характер отношений с коллегами, преподавателями, готовность к самообразованию. Показатели оценки для мотивационного критерия: желание работать с людьми, желание получать новые знания, желание работать в туризме.

Во второй главе подробно рассмотрена модель профессиональной-подготовки студентов к зарубежной стажировке, которая включает в себя три этапа профессиональной подготовки:

Первый этап: Подготовка студентов туристского вуза до начала прохождения ими стажировки (прохождение собеседования, тестирование, определение функциональных обязанностей профессиональной деятельности, прохождение специальных психологических тренингов).

Второй и третий^ этапы включают профессиональную' подготовку студентов непосредственно после начала прохождения стажировки.

Второй этап: Предварительно-ознакомительный этапучебно-воспитательного процесса, влияющий на эффективность процесса профессиональной* подготовки во время прохождения стажировки. Проверка г внутрифирменной программы подготовки к зарубежной стажировке. г.

Третий этап: Дополнительные внутрифирменные семинары и тренинги в процессе профессиональной деятельности, разработка персональной* программы профессионального роста.

В целом, опытно-экспериментальная работа подтвердила" своевременность, целесообразность описанного подхода к решению проблемы профессиональной подготовки, студентов туристских вузов к зарубежной стажировке.

Для количественного анализа достигнутого результата нами была разработана система, критериев оценки профессиональной готовности студентовтуристских вузов к зарубежным стажировкам. Данная система позволяет измерить уровень технических знаний и профессиональной зрелости студентов, что-было апробировано на более чем 300 студентах. По окончанию учебной программы, 96% тестируемых демонстрируют необходимое количество набранных баллов.

Таким образом, подводя итоги опытно — экспериментальной работы, мы можем сделать следующий вывод:

Организация стажировки студентов на предприятиях туристского профиля за рубежом является трудоемким и длительным процессом.

Однако, данная система позволяет готовить высококвалифицированных практических специалистов, способных в условиях рыночной экономики решать поставленные перед туристской сферой задачи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Г. Фундаментальные и прикладные исследования в педагогике. М., 1998.
  2. П. В. Философия: Учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. -М.: Проспект, 1998. 608 с.
  3. Т. А. Один из методов реализации проблемно-развивающего обучения // Сред. спец. образование. 1999. — № 9. — С. 21−23.
  4. Г. С. Творчество как точная наука М.: Мир, 1979. — 259с.
  5. О. С. Основы методологического мышления. М., 1989.
  6. , Ю.Н., Щербакова, В.А. Проблемы подготовки менеджера туризма в едином образовательном пространстве. // Туризм: от науки к практике. Труды Российской академии естественных наук. Том I. / Под ред. И. В. Зорина. — М.: РАЕН, 2006. — С. 142−148.
  7. Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. Учебное пособие.-М.: 1999.-116 с. .
  8. С. Я. Задачи системы профессионального образования в условиях развития рыночной экономики. М.: Педагогика, 1993. — 198
  9. Л. В. Аксиология профессионально-личностного самоопределения в контексте синергетического подхода // Пед. образование и наука. 2004. -№ 3. — С. 13−19.
  10. П. П. Избранные психологические произведения. М., 1964.-412 с.
  11. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. в 30 т.-566 с. — С.243.
  12. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования Текст. //Педагогика. 1997. — № 4, — С.11−17.
  13. Е. В. Смыслы и стратегия личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 17−24.
  14. Е. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. — № 10. — С. 23−31.
  15. Е. М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности //Психология формирования и развития личности /Под ред. JI. И. Анцыферовой. -М., 1981.-С. 198−231.
  16. А. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. М.: Педагогика, 1986. — 226 с.
  17. A.A., Шалаев И. К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог, 1998.
  18. В. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе /В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман. -М.: Педагогическое общество России, 2004. 192 с.
  19. Т.И., Богданов Ю. В. Проблемы повышения профессионального уровня туристских кадров// Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов: Материалы научно-практической конференции.-Минск, 1997.
  20. JI.A., Мухаметзянова Г. В., Тихонова Л. П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методологические подходы. Казань, 1997
  21. JI. С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, I960. — 500 с.
  22. А.И., Полянская Г. И. Система зарубежной высшей школы : обзорная информация НИИВО. М., 1998. Вып.4.
  23. Т. А. Влияние государства на рекреационную сферу развитых капиталистических стран // Региональные проблемы управления хозяйством (зарубежный опыт). М., 1990. — С. 186 — 208
  24. П. Я. Лекции по психологии. М.: Высш. шк., 2002. — 400
  25. П. Я. Введение в психологию. М: Изд-во МГУ, 1976. -289 с.
  26. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Проект/Сост. А. В. Квартальнов, Ю. М. Лагусев, А. И. Сеселкин. М.: РМАТ, 1999. — С. 47.
  27. В.А. Стратегия вовлеченности: социально-технологические подходы к управлению карьерой менеджеров туризма // Актуальные проблемы туризма 99. — М.: 1999. — С. 217−223
  28. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. М.: Юнити — Дана, 2003. — 415 с.
  29. Ю.В. Проектирование и программирование развития образования / Ю. В. Громыко. М.: Юнити — Дана, 1996. — 50 с.
  30. В.Т. Туризм: экономика и социальное развитие / В. Т. Гуляев. -М.: Финансы и статистика. 2003. 304 с.
  31. Гуманистическая парадигма профессионального образования: реалии и перспективы: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции 21−23 сентября 1998 г. Казань: ИСПО РАО, 1996. — 244 с.
  32. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  33. В.И. Толковый словарь великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. -М., 1989.-95 с.
  34. Л. Наука и ценности современной философской науки /Л.Даудан. М.: Наука, 1994. — 487 с.
  35. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Академические основы управленческой деятельности. Кн. 2. М.: 2000. — 109 с.
  36. М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск, 1976. — 127 с.
  37. .В. Экскурсоведение: Учебное пособие. Ч. 1 / Б. В. Емельянов. М.: Турист, 1992. — 120 с.
  38. Е.Ю. Реализация модульной системы обучения в колледже / Е. Ю. Емельянова. // Специалист. 1999. — № 6. — С. 19−22.
  39. А.Х. Экономико-географическая модель территориально-рекреационной системы городского типа (на примере Центрального Кавказа): Автореф. дис. канд. геогр. наук / А. Х. Ерижева. М.: ИГ АН, 1975. — 22 с.
  40. Е.А. Формирование профессиональной готовности менеджеров туризма средствами современных телекоммуникационных технологий. — Дисс.. канд. пед наук /Е.А.Ершова. Сходня, 2000. — 128 с.
  41. B.C. Семь граней современного менеджмента / В. С. Ефимов. // Менеджмент в России и за рубежом. М.: Наука, 1997. — С. 3 — 12.
  42. Э.О. К стратегии Крымского рекреационного территориального комплекса / Э. О. Жедудковский. // Украин. геогр. журнал. -1993. № 4. — С. 53 — 57 (укр.)
  43. В.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / В. И. Жолдак. -М.: Сов. спорт, 1994. 237 с.
  44. В.И. Социально-педагогические проблемы олимпийского движения / В. И. Жолдак. // Социал. -пед. аспекты физической культуры: Сб. науч. тр. Челябинск, 1994. — С. 40−45.
  45. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1984. — 327 с. 47.3агвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 237 с.
  46. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб., 1995.49.3еер Э. Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. 2-е изд., перераб. — М.: Изд-во Моск. псих -соц. инта, 2003.^480 с.
  47. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / И. А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2003. — 384 с.
  48. И.В. География туризма и экскурсий в СССР: Учеб. пособие / И. В. Зорин. М: ЦРИБ «Турист», 1986. — 327 с. 52.3орин И. В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме / И. В. Зорин. -М.: РМАТ, 1997. 240 с.
  49. И.В. Рекреационная освоенность территории СССР /И.В.Зорин, H.H. Мирошниченко, Л. Н. Шильников //Геогр. проблемы организации туризма и отдыха. М., 1975. — Вып. 2.-127 с.
  50. И.В. Толковый словарь туристских терминов / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. М.: АО ЦСТЭ-Интур. — 1994. — 407 с.
  51. И.В. Туризм и охрана окружающей среды: Учеб. пособие /И.В. Зорин, Ю. А. Штюрмер. М.: Турист. — 1986. — С. 101.
  52. И.В. Социально-экономическая программа долгосрочного развития рекреационных систем / И. В. Зорин. //Социал. геогр. проблемы повышения эффективности туристско-экскурсионного обслуживания. -Минск, 1978. — 287 с.
  53. И.В. Образование и карьера в туризме: Учебное пособие /И.В.Зорин. М.: Советский спорт, 2000. — 224 с.
  54. И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования: Монография /И.В.Зорин. М.: Советский спорт, 2001. — 264 с.
  55. И. В. Энциклопедия туризма /И.В. Зорин, В. А. Квартальнов. -М.: Финансы и статистика, 2001. 368 с.
  56. Г. И. Формирование содержания образования в профессиональном лицее туристского профиля: Авторефер. дис. канд. пед. наук / Г. И. Зорина. М, 1998. — 21 с.
  57. И.В. Теоретические основы формирования содержания профессионального туристского образования Текст.: Автореф. дисс.. докт. пед. наук / И. В. Зорин. Москва, 2001. — 152 с.
  58. И.В. Профессиональное образование и карьера в туризме /И.В.Зорин, А. И. Зорин. М.: Советский спорт, 2005. — 528 с.
  59. И.В. Научные основы профессионального туристского образования / И. В. Зорин. // Туризм: от науки к практике. Труды Российской академии естественных наук. Том I. / Под ред. И. В. Зорина. — М.: РАЕН, 2006. -С. 94−111.
  60. И.В. Развитие профессионального туристского образования в условиях Болонского процесса: Материалы Международного форума «Туризм: наука и образование», Москва, 2007. — 201 с.
  61. Г. И. Главное качество профессионального образования /Г.И. Ибрагимов. // Профессиональное образование. — 2001. — № 3. — С.12 — 18.
  62. Н. С. Охрана природы / Н. С. Иванченко. — М.: Пищ. пром -сть, 1978. -247 с.
  63. И. А. Метод олого-теоретические основы оценочно-критериальной системы многоуровневой профессиональной подготовки Текст.: Автореф. дисс.. докт. пед. наук /И.А.Ивлиева. СПб., 1998. — 35 с.
  64. E.H. Туризм и экскурсии: влияние на решение экономических, социальных и гуманитарных проблем: Конспект лекций / Е. Н. Ильина. М.: Рекл. -инф. бюро Турист. — 1992. — 31 с.
  65. E.H. Туроперейтинг: организация деятельности / Е. Н. Ильина. М.: Финансы и статистика, 2000. — 180 с.
  66. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения /Т.А.Ильина. М.: Знание, 1972. — 152 с.
  67. Т.П. Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использованием деловых игр на примере преподавания дисциплины «Введение в туризм»: Дис.. канд. пед. наук. Сходня: 1999. -171 с.
  68. В.А. Взаимодействие межшкольных УПК и промышленных предприятий в экономическом воспитании учащихся / В. А. Кальней. //Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. М., 1986. — С. 24 — 32.
  69. В.А. • Корпоративная культура как компонент профессионального воспитания студентов туристского вуза / В. А. Кальней, Г. Б. Литовченко. // Туризм: наука и образование.-2006.-№ 1.-С.68−70.
  70. В.А. Методика профессионального обучения и подготовка специалистов по туризму в России / В. А. Квартальнов. // Туризм: теория и практика: Избр. тр.: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 5. -248с.
  71. В.А. Новые цели и функции туризма //Туризм: теория и практика: Избр. тр. в 5 т / В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 3. — 384 с.
  72. В.А. Организация туристско-рекреационного обслуживания / В. А. Квартальнов, В. С. Сенин. М. ЦРИБ ЦСТЭ, 1987. — 89 с.
  73. Квартально в В. А. Социальный туризм / В. А. Квартальнов. // Туризм: теория и практика: Избр. тр. в 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. -Т. 2. -256 с.
  74. В.А. Становление системы образования для целей туризма: Содержание эксперимента на примере РМАТ / В. А. Квартальнов. -М.: РМАТ, 1997−75с.
  75. В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления / В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 1999. — 496 с.
  76. В.А. Туризм: история и современность: Избр. произведения: В 4 т. / В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2002. -224 с. 91 .Квартальнов В. А. Туризм социальный: история и современность. /В.А.Квартальнов. Киев: Выща школа, 1989. 342 с.
  77. В.А. Туризм: теория и практика: Избр. тр.: В 5 т. /В.А.Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 1998. — 110 с.
  78. В.А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика / В. А. Квартальнов. М.: Наука, 1993. — 512 с.
  79. В.А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания: Зарубежный опыт /В. А. Квартальное, И. В. Зорин.-М., 1990, — 137 с.
  80. В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристической деятельности: Автореф. дисс.. докт. пед. наук / В. А. Квартальнов.-М., 2000.-35 с.
  81. В.В. Региональная экономика России /В.В. Кистанов, Н. В. Копылов. М.: Финансы и статистика, 2003. — 584 с.
  82. Классификатор направлений и специальностей подготовки специалистов в ВУЗах РФ // Бюл. Гос. ком. РФ по высшему образованию. -1993.-№ 9-С. 157.
  83. Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 320 с.
  84. В.А. Построение Модели гуманитарной образовательной среды / В. А. Козырев. // Педагог № 7, 1999. 130 с.
  85. В. А. Образование как способ становления современного человека: Автореф. дисс.. канд. философ. Наук / В. А. Колесников. Иркутск, 2000. — 19 с.
  86. В.В. Концепция культуры: образ понятие — символ / В. В. Колесов. // Вестник СПбГУ. Сер. 2. Вып. 3 (№ 16). — 1992. — С. 30−40.
  87. Э.М. Менеджмент в России и за рубежом / Э. М. Коротков, А. Г. Поршнев, B.C. Румянцев, Ю. Л. Старостин, В. С. Ефремов.-М.: Наука, 1997. 190 с.
  88. Ю.С. Теоретические основы программно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля. Дис.. канд. пед. наук / Б. С. Константинов. -М., 1999. 181 с.
  89. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: 1993.95 с.
  90. М.И. Теоретические основы школоведения. М.: 1982.58 с.
  91. В.А. Концепция перехода к многоуровневой системе высшего педагогического образования / В. А. Корнилова, Э. И. Кузнецова,
  92. A.К.Рычкова, Ю. Л Хотунцева. // Высшее образование в России. 1993.№ 3 -258 с.
  93. В.В. Проблемы научного обоснования обучения /
  94. B.В.Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 388 с.
  95. Н.Г. К обоснованию непрерывности современного образования / Н. Г. Красильников, Г. И. Кузьмин. // Инновационные и традиционные процессы в современном образовании. Томск, 1996. — С.63−66.
  96. Краткий психологический словарь / Сост. JI. А. Карпенко, Под. общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошенко. M.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  97. Краткий словарь когнитивных терминов. / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.:Наука, 1996. 150 с.
  98. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Кузьмина H.B. М., 1967. — 206 с.
  99. Я.В. Подготовка экскурсоводов в системе туристского образования: Дисс.. канд. пед. наук. -М.: 1998. -236 с.
  100. H.H. Психология менеджмента: Практикум по курсу «Основы психологии и педагогики» / H.H.Лагусева. M.: РМАТ, 1998. — 235 с.
  101. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М.: Новая школа, 1993. — 153 с.
  102. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание / В. С. Леднев. М.: Педагогика, 1988. — 320 с.
  103. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  104. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М.: Высшая школа, 1994. — 70 с.
  105. A.A. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. М.: Знание, 1979.-47с.
  106. И.Я. О методах обучения / И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. // Сов. педагогика. 1965. — № 3. — С. 14−17.
  107. И .Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1980. -96 с.
  108. Лефрансуа Ги Прикладная педагогическая психология. — СПб.: Прайм Еврознак, 2003. 416 с.
  109. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1990. — 682 с.
  110. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя / Ю. Л. Львова. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1992. — 224 с.
  111. Д. Общая семиотика // Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. М.: Академический проект, 2001. — С. 234−246.
  112. A.M. Некоторые проблемы психологии мышления / А. М. Матюшкин. // Психология мышления. М., 1985. — С. 64—75.
  113. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  114. М.И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  115. М.И. Современный урок / М. И. Махмутов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  116. А. и др. Основы менеджмента / А.Мескон. М.: Дело, 1994. — 772 с.
  117. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  118. A.B. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие /A.B. Морозов, Д. В. Чернилевский. М.: Академический проект, 2004. — 560 с.
  119. Н.С. Теоретические основы рекреационного районирования /Н.С. Мироненко, И. И. Пирожник, И. Т. Твердохлебов // Теорет. проблемы рекреационной географии. М.: ИГ АН, 1989. — С. 80−91.
  120. Н.С. Рекреационная география /Н. С. Мироненко, И. Т. Твердохлебов. М.: МГУ, 1981. — 208 с.
  121. Н.С. Гуманитарные аспекты исследования рекреационных систем /Н.С. Мироненко, Э. М. Эльдаров // Вестник МГУ. Сер. География. 1998. — № 1. — С. 22 — 27.
  122. Н.С. Новые аспекты рекреационной географии /Н.С.Мироненко, Э. М. Эльдаров // Изв. МГУ Сер. География. 1987. — № 1. -С. 23−26.
  123. Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Педагогика, 2004. — 108 с.
  124. Н.К. Проблемы подготовки маркетологов в сфере туризма / Н. К. Моисеева, О. В. Столярова. // Туризм: от науки к практике. Труды Российской академии естественных наук. Том I. / Под ред. И. В. Зорина. — М.: РАЕН, 2006. — С. 130−141.
  125. Я.М., Образование в 21-веке. Тенденции и прогнозы. -М., 2002-С.145−159.
  126. H.H. Психолого-психологические основы формирования профессиональной деятельности / Нечаев H.H. М.: Изд-во МГУ, 1988. -166 с.
  127. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.:Педагогика, 1997. — 65с.
  128. Н.Н. Основы профессионально-педагогических деятельности /Н.Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
  129. Д. В. Socio-cultural foundations of East-European & Russian geopolitics. Report. v «Rethinking Identities: State, Nation, Culture». ASN 4th Annual Convention, Columbia University, NY 15−17 April 1999. 59 p.
  130. Николаенко Д.В. Socio-Cultural Worlds. // Константы: Альманах социальных исследований. M., 1999. — Спец. вып. III. — 21 у. п. л.
  131. Николаенко Д.В. Theory of the Socio-Cultural Systems: Definitions, Typology, Time-Spatial Models// Культура народов Причерноморья. 1998. -№ 2.-С. 152−239.
  132. Д.В. Гуманистическая география Запада. Критический анализ. Дис.канд. геогр. наук / Д. В. Николаенко. Л.: Ленинградский гос. ун-т, 1983. — 162 с.
  133. Д.В. Пространственно-временная динамика процессов социо-культурного освоения территорий. Автореф. дис. докт. геогр. наук / Д. В .Николаенко. СПб.: СПб гос. ун-т, 1999. — 42 с.
  134. Д.В. Эволюция освоения региона и формирование его рекреационной специализации / Д. В. Николаенко. // Состояние и перспективы развития туризма на пространстве СНГ. СПб.: Ин-т управления и экономики, 2000. — С. 55 — 56.
  135. Л.И. Педагогика коллектива. М.: 1979. — 97с.
  136. A.M. Интеграция базового профессионального образования /А.М.Новиков. // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 54−59.
  137. A.M. Методология. Учебно-методическое пособие /
  138. А.МЛовиков., ДА. Новиков М.: СИНТЕГ, 2007. — 660 с.
  139. A.M. Профессиональное образование в России / А. М. Новиков. -М.: Педагогика, 1997. -178 с.
  140. A.M. О взаимоотношениях науки и практики в туристской отрасли * А.М.Новиков. // Туризм: наука и образование.-2006,-№ 1.-С.20−26.
  141. Организация и методика игровой деятельности: Теорет. курс: Программа/Московский экспер. гуманит. ун-т. М., 1994. — 18 с.
  142. A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании / А. А. Орлов. // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 9−15.
  143. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1988. — 480с
  144. И.И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания / А. В. Пирогова. Минск: Университет, 1985. — 137
  145. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учеб. -практ. Пособие /В.Ю.Питюков. -М.: Тандем, Роспедагенство, 1997. 174 с.
  146. Ю.П. Психология коллективной деятельности /Ю.П.Платонов. Л., 1990. — 181с.
  147. И.П. Педагогика: Учебник. М.: Просвещение, Владос, 1966.-432 с.
  148. Психология и педагогика: Учеб. пособие /Под редакцией К. А. Альбухановой. -М.:Высш.шк., 1998. -320 с.
  149. Т.В. Мониторинг качества образования в учреждениях общего и начального профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук.-М.: 1999.-244 с.
  150. JI.A. Глобализация международного бизнеса: // Туристский форум: Квартальновские научные чтения. Москва, 20−22 февраля2006 г. / Ред. кол.: И. В. Зорин (отв.ред.) и др. М.: Советский спорт, 2006. -(Научный альманах. Вып.2.) — С. 128−131.
  151. Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. -М.: НИИВО, 1993, вып. I-C. 111.
  152. А.И. Диверсификация профессионального туристского образования / А. И. Сеселкин. М.: Советский спорт, 2004. — 233с.
  153. А.И. Основные направления диверсификации профессионального туристского образования / А. И. Сеселкин. // Туризм: от науки к практике. Труды Российской академии естественных наук. Том I. / Под ред. И. В. Зорина. — М.: РАЕН, 2006. — С. 112−118.
  154. В.А. Педагогика: инновационная деятельность /В.А.Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Педагогика, 1997. — 224 с.
  155. В.А. Формирование личности социалистического типа /В.А.Сластенин. -М.: Просвещение, 1981. 150с.
  156. В.И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.:Высш.шк., 1995. — 119 с.
  157. В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.:Высш.шк., 1995. 173 с.
  158. И.Г. Формирование профессиональной готовности менеджеров туризма средствами дополнительного образования : Дис.. канд. пед. наук/И.Г.Соколова.-Сходня, 2002.-146 с.
  159. Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. — 3-е изд, перераб. и доп. Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. — 672 с.
  160. В.А. Методика воспитания коллектива / В. Н. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1981. -192 с.
  161. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие /Н.Ф.Талызина. М: Педагогика, 1998. -288 с.
  162. А.И. Введение в экономику рекреационного природопользования / А. И. Тарасов. // Теорет. проблемы рекреационной географии. М.: ИГ АН, 1989. — С. 357.
  163. А.И. Экономика рекреационного лесопользования / А. И. Тарасов. М.: Наука, 1980. — 300 с.
  164. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие /Н.Ф.Талызина. М: Педагогика, 1998. -288 с.
  165. А.И. Новые технологии обучения в профессиональном образовании как средство оптимизации спроса и предложения на рынке труда / А. И. Таюрский, Г. В. Литвинович. // Образование в Сибири. 1994. — № 1.-С. 85−88.
  166. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес /Авт. сост., авт. предисл. И. В. Зорин, В. А. Квартальное. — М.: Афины: INFOGROUP, 1994. — 407с.
  167. И.С. Педагогические аспекты подготовки туристских кадров в условиях регулирования рыночных процессов: Дис.. канд. пед. наук. М.: 1998.-164 с.
  168. В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения / В. А. Трайнев. М.: Дашков и К, 2002. -86 с.
  169. Туризм и социально-экономическое развитие территории: Материалы Второй межрегиональной научно-практической конференции. Шушенское, 7−8 июля 2004 г. Шушенское, 2004. — 216 с.
  170. Туризм: от науки к практике. Труды Российской академии естественных наук. Том I. / Под ред. И. В. Зорина. — М.: РАЕН, 2006. — 335 с.
  171. Е.И. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. Учебно-методическое пособие / Е. Н. Фадеева, М. В. Ясюкевич. М.: ЦГЛ, 2004. -96 с.
  172. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996 г.) Текст. // Российская газета. 1996. — 3 декабря. — С. 4.
  173. И.П. Основные концепции и модели рекреационной географии / И. П. Чалая. // Теорет. проблемы рекреационной географии. М.: ИГАН, 1989.-С. 47−68.
  174. М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов / М. Б. Челышкова. М.: Логос, 2002. — 432 с.
  175. В.Д. Подготовка научно-педагогических кадров для туризма /В.Д.
  176. А. Д. Менеджмент туризма /А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. М.: Финансы и статистика, 2002. — 288 с.
  177. В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. — М&bdquo- 1995.-С. 79.
  178. И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы / И. К. Шалаев. — Барнаул, 1987.-С. 79.
  179. В.А. Природный комплекс, его место в рекреационной географии и методы исследования / В. А. Шальнев. // Вопросы рекреационной географии Северного Кавказа. Вып. II. Ставрополь: Ставропольский госпединститут, 1977. — С. 50 — 53.
  180. М.И. Личностно-ориентированный подход в профессиональном образовании / М. И. Шилова. // Теория и практика гуманизации. Иркутск: ИГЛУ, 2002.- С. 115.
  181. O.P. О некоторых закономерностях формирования стационарных рекреационных систем городов / О. Р. Ширгазин. // Известия ВГО. 1991. — № 123, том 6. — С. 531 — 535.
  182. С.Е. Мониторинг качества образования в школе /С.Е.Шишов, В. А. Кальней. М.: Роспедобщество, 1999. — 215 с.
  183. С.Е. О федеральном компоненте государственных образовательных стандартов для образовательных учреждений / С. Е. Шишов. // Тезисы докладов Всероссийской конференции «Изменения в педагогике». -СПб., 1994.-С. 18−22.
  184. С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М. Роспедобщество, 2000. — 320с.
  185. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя / Е. Н. Шиянов. М., 1991.
  186. Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественных теорий личности / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. -Ростов н/Д., 1995. С. 80.
  187. В.Е. Инновационное образование: парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения/ В. Е. Шукшунов. // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 13−18.
  188. Г. П. Методология и философия организационно-управленческой деятельности: основные понятия и принципы /Г.П.Щедровицкий. М., 2003. — С. 85.
  189. Г. П. Педагогика и логика / Г. П. Щедровицкий, Н. И. Непомнящая. М., 1993. — С.98.
  190. Т.К. О некоторых вопросах психологии усвоения знаний и совершенствования навыков / Т. К. Яковлева. // Сред. спец. образование. 1997. — № 1. — С. 22−25.
  191. Е. Единое образовательное пространство / Е.Ямбург. // Народное образование, 1994. № 1. — С. 24.206. philosophy / E.Ashworth. Cambr. etc., 1988.
  192. Calhoun Cn. What is an Emotion / Cn. Calhoun, R. C.Solomon. -N У. Oxford, 198
  193. Lifelong Learning and Lifewide Learning. National Agency for Education Text. Stockholm, January 2000.
  194. Porter M. E. Concurrence / M.E.Porter. N.Y.: The free press, 1988, 476 c.
  195. Schildberg-Schroth G. Eigenname und Literarizitat / G. Schildberg-Schroth. Neumiinster, 1995.
  196. Schmidt C. The relevance to semantic theory of a study of vagueness
  197. C.Schmidt // Papers from the Regional Meeting of the Chicago Linguistic Society, 1974.
  198. Super D. Professional development / D.Super. McGrow-Hill, 1985.
  199. Weirzbicka A. Lexicography and conceptual analysis / A.Weirzbicka. Ann Arbor, 1985.
Заполнить форму текущей работой