Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия формирования воспитывающей среды во временном детском объединении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возникает нетипичная для постоянного коллектива ситуация, при которой формирование норм отношений происходит каждый раз заново при каждом новом заезде детей в лагерь. В связи с этим социально-педагогическая задача формирование воспитывающей среды становился актуальной задачей педагогического коллектива детского центра. Решение этой задачи значительно усложняется в международных детских центрах… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВО ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. Характеристика процесса формирования воспитывающей среды
    • 2. Особенности формирования воспитывающей среды во временном детском объединении
    • 3. Модель процесса формирования воспитывающей среды во временном детском объединении
  • ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВО ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
    • 1. Игра как средство формирования воспитывающей среды во временном детском объединении
    • 2. Реализация эмоциональных потенциалов временного коллектива
    • 3. Подготовка педагогов к формированию воспитывающей среды во временном детском объединении

Педагогические условия формирования воспитывающей среды во временном детском объединении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы формирования воспитывающей среды во временном детском объединении обусловлена социальной ситуацией, при которой на протяжении ряда лет ведется поиск оптимального использования потенциала временных детских объединений для социального развития детей, участвующих в их работе. Особое внимание при этом уделяется адекватному реформированию бывших пионерских лагерей и детских центров. Все это происходит на фоне противостояния двух диаметрально-противоположных подходов к организации их деятельности. Отказавшись от стереотипных форм, обусловленных моно идеологическим подходом, часть таких центров превратилось в учреждения санаторного типа. Другие центры продолжали решать задачу воспитания социальной активности детей, реализуя их потребность в общении и желании быть вместе с другими детьми. Тенденция гуманизации педагогики все больше определяет в качестве доминанты интересы человека, а следовательно педагошческая деятельность в качестве главного результата рассматривает самореализацию и самоопределение ребенка в системе новых для него социальных отношениях.

Возникла необходимость существенно пересмо! реть функции детских объединений, в том числе и временных, создаваемых на базе детских оздоровительных центров. Сохраняя в основном свою организационную структуру, временные детские объединения призваны на новой гуманистической основе решать функции развития инициативы и самостоятельности школьников, формировать у них готовность к решению жизненно важных проблем и способствовать социальному самоопределению.

Актуальность обуславливается также и особенностями подростковой среды во временных объединениях. Приезд ребенка в детский лагерь всегда предполагал стремление приобщиться к иному, нерегламентирован-ному существованию. Однако не всегда формируемая система отношений в лагере способствовало этому.

В связи с этим особо актуальным становится задача формирования такой среды, которая способствовала бы освоению ребенком социального опыта, и обеспечивала его самореализацию в различных социальных ролях.

Среда временного детского объединения, создаваемого на базе детских центров имеет свои особенности. Прежде всего, эти особенности связаны с постоянно изменяющимся составом детей. При этом каждый ребенок, приезжающий в лагерь, привозит с собой нормы среды своего постоянного обитания. Эти нормы не всегда социальны по своей направленности. Во временном детском объединении происходит как бы столкновение различных ценностей — норм, которые в представлении детей являются значимыми и норм, которые задаются педагогическим коллективом лагеря.

Возникает нетипичная для постоянного коллектива ситуация, при которой формирование норм отношений происходит каждый раз заново при каждом новом заезде детей в лагерь. В связи с этим социально-педагогическая задача формирование воспитывающей среды становился актуальной задачей педагогического коллектива детского центра. Решение этой задачи значительно усложняется в международных детских центрах, куда приезжают дети из стран и регионов, с различными системами социальных отношений.

Проблема формирования воспитывающей среды являлась предметом исследований многих ученых, как в нашей стране, так и за рубежом.

Роль социального окружения в воспитании детей изучались Т. Брэмельдом, Х. Раггом, Дж. Лаурайсом, Ж. Адером и другими зарубежными учеными.

В нашей стране роль среды в воспитании детей была в центре внимания многих социологов, психологов и педагогов. Наиболее известны педагогические идеи В. Г. Бочаровой, Р. Г. Гуровой, А. С. Куракина, АС. Макаренко, Л. И. Новиковой, С. Т. Шацкого, В. Д. Семенова, В. А. Сухомлинского, Л. И. Умайского и других.

В работах вышеназванных авторов соотношения воспитания и среды рассматривалась преимущественно с позиций учета влияния среды на воспитательный процесс. Однако не менее значим процесс организации среды, оказывающей благоприятное влияние на воспитание детей.

В этом плане особую сложность представляет организация воспитывающей среды во временных детских объединениях, которые имеют свои особенности по сравнению с образовательными учреждениями, в которых обучается постоянный контингент.

Различные аспекты воспитания детей во временных детских объединениях рассмотрены в исследованиях Ю. В. Буракова, А. В. Волохова, О. С. Газмана, И. Г. Доценко, Л. В. Ершовой, Н. Е. Иванюшкина, В. П. Ижицкого, А. Г. Кирпичника, Б. В. Куприянова, А. В. Мудрика, Р. С. Немова, Л. Ф. Спирина, А. И. Тимонина, АЛ. Уманского и др. Во всех перечисленных работах подчеркивается влияние среды на воспитание детей.

Однако условия и средства формирования воспитывающей среды во временном детском объединении специально не рассматривались.

В то же время современные психолого-педагогические исследования, характеризующиеся личностно-ориентированным подходом к воспитанию молодежи придают большое значение поиску средств ориентированных на самоопределение подростка в системе социальных отношений. Так, например, А. Г. Асмолов и Б. Ф. Ломов подчеркиваю! практическую значимость для воспитательной работы изучения проблемы соотношения объективного и субъективного «пространств» личности, «личностного смысла», объективной социальной деятельности личности.

Возникло противоречие между ориентацией педагогической теории и практики на непосредственные взаимодействия педагогов и учащихся в процессе организации совместной деятельности и стихийным влиянием окружающей среды, которое часто отличается по своей направленности от педагогического.

Воспитательный эффект ожидается прежде всего от самой деятельности учащихся, регламентируемой спецификой временного объединения. В то же время без внимания остаются неформальные отношения детей, возникающие в ходе этой деятельности. Наблюдается неготовность педагогов к анализу воспитательного влияния среды, к педагогической коррекции отношений в ней.

Это свидетельствует о существовании проблемы: при каких социально-педагогических условиях происходит формирование воспитывающей среды во временном детском объединении.

Цель исследования: выявить комплекс социально-педагогических условий формирования воспитывающей среды во временном детском объединении и разработать рекомендации по обеспечению этого процесса.

Объект исследования: процесс формирования воспитывающей среды во временном детском объединении.

Предмет исследования: комплекс социально-педагогических условий формирования воспитывающей среды во временном детском объединении.

Гипотеза исследования: формирование воспитывающей среды во временном детском объединении буде^г оптимальным, если: доминирующим средством формирования воспитывающей среды является играреализуются эмоциональные потенциалы временного детского коллекгивабудет осуществляться специальная подготовка педагогов к решению педагогических задач, связанных с формированием среды.

Задачи исследования: выявить сущность и критерии эффективности процесса формирования воспитывающей среды во временном детском объединенииобосновать комплекс условий, форм и методов педагогического управления процессом формирования воспитывающей среды во временном детском объединенииразработать содержание подготовки педагогов к коррекции влияния окружающей среды.

Методологической основой исследования являются подходы к воспитанию, базирующиеся на i-уманистических и демократических взг лядах. В качестве теоретической платформы нами использовались труды исследователей, занимающихся разработкой проблем воспитания во временных объединениях С. Т. Шацкого, А. У. Зеленко, М. М. Штейнгауз и другие.

В решении некоторых теоретических аспектов проблемы мы опирались на работы отечественных и зарубежных психологов (Л.С.Выготского, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе, Э. Эриксона, И. С. Кона, А. Маслоу, У. Шутца). Нами были использованы выводы и достижения отечественной педагогики: методика коллективной организаторской деятельности И. П. Ивановавзгляды на роль среды в воспитании детей Л. И. Новиковой, В. Д. Семенова, В. Г. Бочаровой, М. И. Рожкова.

Решение поставленных задач осуществлялось в процессе использования различных методов исследования:

— теоретические методы: изучение и анализ философской, психологической, научно-методической литературы по вопросам воспитания детей во временных объединенияхсинтез, аналогия, обобщение результатов исследования ;

— эмпирические методы: включенное наблюдение, педагогический эксперимент /констатирующий и преобразующий/, изучение опыта работы различных временных объединений, беседы, анкетирование учащихся, педагогов, родителейстатистическая обработка результатов исследования.

Экспериментальной базой исследования являлся международный детский центр «Артек» .

Исследования носило длительный характер и проводились в четыре взаимосвязанных этапа:

1 этап — анализ психолого-педагогической литературы, ретроспектива собственного практического педагогического опыта, разработка про-фаммы исследования (1993 — 94 гг);

2 этап — проведение констатирующего эксперимента и анализ его материалов (1994 — 96 гг);

3 этап — проведение формирующего эксперимента, анализ и обработка его результатов (1996 — 1998 гг);

4 этап — обобщение результатов исследования, внедрение разработанных рекомендаций в практику воспитательной работы временных детских объединений и литературное оформление текста диссертации (1998 — 1999 гг).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— определены особенности процесса формирования воспитывающей среды во временном детском объединении;

— определен комплекс педагогических средств, обеспечивающих формирование воспитывающей среды во временном детском объединении;

— обоснована система подготовки педагогов к формированию воспитывающей среды в условиях временного детского объединения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые формирование воспитывающей среды определяется как процесс, имеющий статические и динамические компонентыразработаны критерии сформированности воспитывающей средывыявлены необходимые условия педагогического влияния на процесс формирования воспитывающей среды.

Практическая значимость исследования определяется тем, что использование разработанных по его материалам методических рекомендаций позволяет в качестве важнейшего фактора воспитания использовать среду временного детского объединения. Обобщенный в исследовании оныг педагогической работы по формированию воспитывающей среды может быть широко использован в работе различных летних детских центров.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы в международном центре «Артек». Ход, основные положения и результаты исследования докладывались на конференциях и семинарах «Проблематизация инициативного творческого начала личности в деятельности по интересам» (1993), «Опыт, проблема, перспективы деятельности «Артека» (1994), «Теоретические и методические аспекты педагогики «Артека» (1995), «Развитие системы деятельности лагерей Украины» (1999), «Талантливые дети в XXI веке» (1999).

Достоверность результатов исследования обеспечивалась характером опытно — экспериментальной работы в строго учитываемых и контролируемых условияхцеленаправленным анализом опыта работы педагогов во временных детских объединенияхреализацией комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватным поставленным в исследовании задачаманализом результатов исследования с использованием методов статистической обработки.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность понятия «воспитывающая среда», определяющим признаком которой является позитивное влияние на процесс социального становления человека, при этом нормы, складывающиеся между людьми выступают в качестве нравственных регуляторов поведения ребенка.

2. Оптимизация взаимодействия компонентов среды для усиления непосредственного и опосредованного воспитательного влияния на ребенка.

3. Этапы формирования воспитывающей среды, каждый из которых решает комплекс специфических для временного объединения педагогических задач адекватными средствами. Выделяется четыре этана: подготовительный, адаптационный, коррекционный, заключительный.

4. Обоснование игры как средства формирования воспитывающей среды.

5. Содержание педагогической работы, направленной на реализацию эмоциональных потенциалов коллектива и предполагающей создание воспитывающих ситуаций, в которых бы формировалось позитивное отношение к лагерю и его людям, создание обстановки сопереживания и социальной поддержки.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по второй славе.

1. Одним из важнейших условий формирования воспитывающей среды является использование игры, которая представляет широкие возможности управления не только эмоциональным, но и содержательным ритмом жизнедеятельности временного детского объединения. В частности, эффективным, по нашему мнению, является использование приема игровой драматизации при проведении общелагерных праздников.

2. Игра как средство формирования воспитывающей среды во временном детском объединении может использоваться в четырех основных вариантах: ситуативный вариант, эпизод совместной деятельности, форма организации неигровой или другой игровой деятельности, системообразующая деятельность.

3. Формированию воспитывающей среды способствует создание ситуаций, которые способствовуют раскрытию эмоциональных ресурсов коллектива, усиливают, ускоряют или замедляют реализацию эмоциональных состояний. Это своеобразные ситуации — «катализаторы», спутники содержательной стороны деятельности.

4. Важнейшим условием формирования воспитывающей среды является сохранение стабильности отношений и чередование эмоциональных состояний. При этом возможно такое планирование смены лагеря, в котором праздники и будничные трудовые дела гармонически сочетались.

5. Для формироования воспитывающей среды важное значение имеет обучения педагогов. На основе сформированных знаний у педагоге" должно быть сформировано представление о своей роли в реализации этой педагогической функции, с другой они должны овладевать конкретными умениями влияния на микросоциум с целью изменения его воспитывающей роли в педагогическом процессе, организуемом в детском центре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В проведенном нами исследовании мы исходили из того, что для воспитания человека существенное значение имеет та социальная среда, которая создается в воспитательном учреждении, способствующая или не способствующая адекватному социальному развитию человека.

Учитывая особенности временного детского объединения, в процессе опытно-экспериментальной работы мы попытались разработать оригинальную методику формированию воспитывающей среды, адекватную этим особенностям.

Исследование охватывало три детских центра. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе лагеря «Морской» детского центра «Артек», который диссертант возглавлял течении нескольких лет.

Большое значение для проведения исследование имело изучение опыта работы временных детских объединений, а также ретроспективный анализ работы автора диссертации.

В своей основе результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1 .Формирование воспитывающей среды предполагает поэтапную педагогическую работу по оптимизации отношений всех компонентов среды, направленную на усиление непосредственного и опосредованного воспитательного воздействия на объект воспитания.

2. Особенностями формирования воспитывающей среды во временном детском объединении определяется кратковременностью, автономностью объединения и сборностью состава. При этом данные особенности в одних случаях затрудняют процесс формирования воспитывающей среды, в других позволяют реализовать ее потенциал более успешно.

3.Этапами формирования воспитывающей среды могут быть: подготовительный, адаптационный, корректирующий и заключительный. На каждом этапе решаются специфические педагогические задачи и имеются свои показатели успешности их решения.

4.Интегративным показателем влияния воспитывающей среды на воспитание личности ребенка являются изменения в его социальности, выражающей в показателях социальной адаптированности, автономности и активности.

5.Игра, адекватная возрастным особенностям детей выступает в качестве основного педагогического средства, влияющего на формирование гуманистических норм отношений. При этом игра должна стимулировать состязательность и творчество в детском коллективе б. Обеспечение стабильного эмоционального климата может быть осуществлено на основе внедрения в жизнь лагеря разнообразных праздников. При этом должно обеспечиваться чередование праздников и нравственных акций детей, направленных на оказание помощи людям. Стабилизации эмоционального климата служит организации групповой рефлексии, в процессе которой конкретизируются трудности и намечаются пути их преодоления.

Исследование не охватывает весь спектр аспектов изучаемой проблемы. Выявленные нами условия формирования воспитывающей среды являются необходимыми, но не достаточными. Возможно выявление и других условий, способствующей формированию воспитывающей среды. Вне поля зрения исследования остались аспекты управления этим процессом, которые могут изучаться в дальнейшем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АйзенкГ. Проверь свои способности. М., 1972. -121с.
  2. Н.Г., Злотник В А, Громыко Ю.В. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения //Вестник высшей школы. № 7. С.30−35.
  3. Ш. А. Искусство сотрудничать. М.: Учительская газета, 1988. — 3 сентября.
  4. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания /Избр.психологич.труды т.2./ Под ред. ААБодалева, Б. Ф. Ломова, И. В. Кузьмина. М.: Педагогика, 1980. — С. 82−90.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. — 314с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Изд. Казанского унивесритета, 1998. — 318 с.
  8. Г. М. Социальная психология. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Изд-во МГУ, 1988. — 432с.
  9. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158с.
  10. Л.В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Учебное пособие. Ярославль, 1998. — 355 с.
  11. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: Возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации./ Огв.ред. Г. В. Осипов. М.: Наука, 1987.-214с.16."Биржа идей" (Документы и материалы Сбора 91) Сборник 3. — М., 1991.-26 с.
  12. Большая Советская Энциклопедия. М.: Изд-во Советская Энциклопедия, 1973. Т. 13, с. 608.
  13. Н.Ф. Проблемы истории создания пионерской организации в СССР.-М., 1975.-24 с.
  14. И.В., Садовский В. Н., Юдин Б. Г. Философский принцип системности и системный подход Вопросы философии. — 1978 — N 8. — С.52−93.
  15. И.В., Юдин Б. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270с.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1986. — 464с.
  17. Ю.В. Система воспитательной деятельности круглогодичного пионерского лагеря (На опыте Всероссийского пио1. М., 1980. 19с.
  18. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы./ Пер. с англ. Общ. ред. М. С. Мацковского. М.: Педагогика, 1988.-400с.
  19. И. А., Потужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М.: Изд-воМГУ, 1980. 192с.
  20. Вестник воспитания: Научно-популярный журнал для родителей и воспитателей. М., 1890. Вып. 1,3.
  21. К.Н. Основные педагоигческие проблемы организации летней работы с детьми. Автореф. дисс. канд. пед.наук. — М., 1966 — 19с.
  22. А.В. Вариативно-деятельностый подход к социализации личности в условиях детских общественных организаций. Дис.канд.пед.наук.: Казань, 1992. 162 с.
  23. Вопросы воспитания: системный подход./ Под ред. Новиковой Л. И. -М.: Прогресс, 1981. 135с.
  24. Воспитание детей в игре. /Под ред. Д. В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1979. -175 с.
  25. Выбираем свой путь: программы деятельности детских и подростковы организаций./ Сост. А. В. Волохов. М.: НПЦ Совета СПО (ФДО), 1992. -154с.
  26. Л.С. Педология подростка: проблема возраста. -Собр.соч. в 6-ти тт. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — С.5−242.
  27. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6.
  28. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. -79 с.
  29. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: Магистр, 1995. -112 с.
  30. О.С. Каникулы: игра, воспитание. М.: Провещение, 1988. — 158 с.
  31. О.С., Матвеева В. Ф. Педагогика в пионерском лагере. М.: Педагогика, 1982. — 96 с.
  32. Ф.Н. психологический анализ педагогических способностей. М.: Просвещение, 1962. — 180 с.
  33. В.В., Неверкович С. Д., Самоуткина Н. В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителя //Вопросы психологии. 1990. № 3. -С. 76−81.
  34. А.Н. Основы профессионального мастерства пионерского работника. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1979. — 99с.
  35. Детская республика «Дружба» /Авторы составители: Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. Ярославль, 1998. — 96 с.
  36. Диалектика социальной инициативы./ рук. авт. кол. Ю. А. Харин. -Минск: Беларусь, 1986. 112с.
  37. О.В. Стимулирование процесса самосовершенствования участников летних объединений старшеклассников. Общество молодежь -личность: опыт, уроки, перспективы: материалы открытых чтений, посвященных 80-летию ВЛКСМ — Кострома: КГПУ, 1998.- С. 79−85.
  38. И.Г. Педагогическое управление временным объединением подростков. Дисс.канд.пед.наук. Ярославль, 1995. -146 с.
  39. JI.B. Организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении. Автореф. Дис.канд.псд.наук. Ярославль, 1995. -19 с.
  40. Ю.Н. Деловые игры как средство социально-психологического обучения мастеров промышленного производства //Психология производству и воспитанию. Л.: ЛГУ, 1977. — с. 55−56.
  41. Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.-112с.
  42. М.И. Проблемы воспитательной деятельности пионерской организации в период летних каникул. Дисс. канд. пед. наук, 1990.
  43. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. — 208с.
  44. Г. И. Театрализованная игра и ее влияниена воспитание старшеклассников. Автореф. Дис.канд.пед.наук. Л., 1983. -16 с.
  45. Кан-Калик В. А. Право вести за собой. -М.: Мол. гвардия, 1987.191с.
  46. И. О педагогике. М., 1907. Вып. 7. — 94 с.
  47. В.А. Воспитание гражданина. Записки директора школы. М.: Моск. рабочий, 1987. — 144с.
  48. В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления./ Дисс. док. пед.наук. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1989.
  49. Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен// Психологический журнал.-1988.- N5.- С. 89−91.
  50. А.Г. Критерий реальная самодеятелыюсть.Вожатый, 1987. -N11.
  51. А.Г., Ижицкий В. П. Летние объединения старшеклассников. М.: Знание, 1984. — 80с.
  52. С.М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986. -287с.
  53. Коллектив, личность, общение: Словарь социально- психологических понятий./ Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. -144с.
  54. Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие./ Сост. В. И. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1987. -413с.
  55. Кон И. С. Какими они себя видят. М.: Знание, 1975.96с.
  56. Кон И. С. Психология социальной инерции. Коммунист, 1988. — N 1. С.64−75.
  57. Кон И. С. Психология старшеклассника. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  58. Кон И. С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978. -367с.
  59. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335с.
  60. Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе. М.: АПН РСФСР, 1957.-400 с.
  61. Е.П., Юдина О. Н. К психологической характеристике эффективности учебно-ролевых игр. // Вопросы психологии. 1980, N 1. С. 112−115.
  62. Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании./ Пер. с польск. -М.: Политиздат. 1990. 493с.
  63. М.В. Содержание и методика пионерработы. Вожатый, 1926. -N 5. — С.2−4.
  64. .В. Игра-эпопея форма организации жизнедеятельности летних объединений старшеклассников Общество — молодежь — личность: опыт, уроки, перспективы: материалы открытых чтений, посвященных 80-летию ВЛКСМ.- Кострома: КГГГУ, 1998.- С. 68−74
  65. .В., Подобии А. Е., Скрябина О. Б. Управление эмоциональными состояниями воспитанников как компонент педагогической деятельности (на примере педагогической деятельности во временном детском объединении) Кострома: КГПУ, 1997.
  66. .В. Ситуационно-ролевая игра как средство общепедагогической подготовки будущего учителя. Дис.канд.пед.наук. — Ярославль, 19%.-234 с.
  67. В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980.- 208с.
  68. Л.П. Критический анализ педагоигческих основ современного скаутинга./Дисс. канд. пед.наук. М., 1981. — 170с.
  69. Г. Психодрама: терия и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. Пер. с нем./ Общ. ред. и предисл. Е. В. Лопухиной и А. Б. Холмогоровой.- М.: Издательская группа «Прогресс», Универс", 1994. -352 с.
  70. А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304с.86 .Леонтьев Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке. Вопросы психологии, 1989. — N3.-C.11−21.
  71. Н.А. Формирование творческого стиля взаимоотношений педагогов и старшеклассниковв воспитательном процессе / Автореф. дисс. канд. пед.наук. М., 1985. — 19с.
  72. Д. Мысли о воспитании.// Пед. соч./ Пер. с англ. Ю.М.Давидсона/ Иод ред. И. Ф. Свидковского. М.: Учпедгиз, 1939. — С.69−224.
  73. .Ф. Личность в системе общественных отношений. //Психологический журнал № 1, Т.2,1981. С. 41.
  74. А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. 2-е изд. — доп. и перераб., М., Просвещение, 1981−208 с.
  75. А.С. Цель воспитания./ Пед.соч. в 8-ми т. М.: Педагогика, 1986. Т.4. — С.41−49.
  76. А.С. Игра. // Сочин. в 7 т. 2-е изд.. М.: АПН, 1957. Т.4, -383 с.
  77. Т. На изломе. Вожатый, 1988. — N 8. — С.9−12.
  78. Методологические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового опыта./ Под ред. М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1978. -213с.
  79. Д.В. Воспитателю о детской игре: Посо-бие для воспитателя детского сада. / Под ред. Т. А. Марковой. -: Просвещение, 1982. -182 с.
  80. А.В. Общение как фактор воспитания школьника. -М.:Педагогика, 1984. 112с.
  81. А.В. Социализация и «смутное» время. М., 1991. — 80с.
  82. Мудрик AJB. Социально-педагогические аспекты коммунарской методики //Коммунарская методика как феномен педагогической действительности: материалы заседания научного совета. Кострома, 1989. — С. 612.
  83. В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности./ Доклады на совещании по вопросам психологии личности. -М.: АПН РСФСР, 1956. -С.3−11.
  84. Назаренкова Г. Н. Игра как средство развития творческой активно
  85. Г. Н. Игра как средство развития творческой активности подростков: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М.,-15с.
  86. П. Социальная педагогика. С. Петербург, 1911. — 412с.
  87. Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективизму: книга для учителей о психологии ученического коллектива. М.: Педагогика, 1988. -114с.
  88. Р.С. Психология: Учебник для студентов высш.пед. учеб. заведений: В 2 кн.: Кн. 2.: Психология образования.- М.: Просвещение: Владос, 1994. 496 с.
  89. Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3.: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.- М.: Просвещение: Владос, 1995. 512 с.
  90. Л.И. Психология развивающей личности. М., 1987. -159 с.
  91. Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. -М.: Педагогика, 1978. 144с.
  92. Областной лагерь комсомольского актива «Комсорг» (Методический материал в помощь комсомольскому активу по организации лагерей школьного актива) /Под ред. А. Г. Кирпичника. Кострома, 1984. — 46 с.
  93. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/Под. ред. чл. -корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой/. 20-е изд., стереотип.- М.: Рус. яз., 1988, — 750 с.
  94. О летнем отдыхе и не только. (Организация летнего отдыха детей на базе учреждения дополнительного образования). Научно-методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха /Под ред. Ю. П. Кудинова. М.: НИИ Семьи, 1997. -112 с.
  95. A.M. Управление и человек. М.: Политиздат, 1989. — 80с. временном ученическом коллективе. М.: АПН СССР, 1991. — 65с.
  96. П.Н. Педагогические основы стимулирования самовоспитания учащихся средней профессиональной школы./ Дисс. докт. пед. наук. Казань: ИССО РАО, 1992. — 357с.
  97. Основные положения концепции социализации личности ребенка в условиях деятельности СПО (ФДО) СССР. Документы и материалы Сбора-91./Сборник5. -М., 1991. -22с.
  98. А.Н. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. — 352 с.
  99. С.И. Педагогические основы профессиональной подготовки отрядных вожатых пионерских лагерей круглогодичного типа. Дисс. канд. пед. наук. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1989.
  100. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.й. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агенство, 1995, — 637 с.
  101. Педагогическая энциклопедия./ Под ред. А. Г. Калашникова. При участии М. С. Эпштейна. Т-П. — М.: Работник просвещеения, 1928. — С.465−502.
  102. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255с.
  103. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. — 175 с.
  104. Познай себя./ Авт.кол. под рук. М. И. Рожкова, А. В. Волохова. М.: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1993. — 78с.
  105. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений.- М.: Просвещение: Владос, 1996.
  106. С.Д. Психопедагогика воспитания. Опыт популярной монографии.- М.: Новая школа, 1996.- 160 с.
  107. С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. М.: Знание, 1990. — 80 с.
  108. М.М., Вульфов Б.3.Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983. — 144с.
  109. Программа 'Творческий мир". Педагогическая серия «Созвездия «Артека». «Артек», 1977. — 98 с.
  110. Программа «Лидер»./ Авт. кол. под рук. М. И. Рожкова. М.: НПЦ Совета СПО-ФДо, 1992. 75с.
  111. И.И. Принцип преемственности и его осуществление в летней деятельности пионеров./ Дисс. канд. пед. наук. Минск, 1970.
  112. Психология. Словарь, под ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского- М.: Политиздат, 1990. 495 с.
  113. В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность. Дис.канд.пед.наук. — Ярославль, 1994. — 186 с.
  114. Рожков М. И, Волохов А. В., Кочергин В. Н. Социализация личности ребенка в условиях деятельности Совета СПО-ФДО. М.: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1991.-38с.
  115. М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. Казань: Татарское кн. изд-во. 1987. — 119с.
  116. М.И. Социальные пробы как фактоор социализации учащихся. \Ярославский педагогический вестник. Я лавль, 1994. № 1.
  117. М.И. Теоретические основы педагогики: Учебное пособие.-Я рос лав ль: ЯГПУ им. Ушинского, 1994.- 63 с.
  118. Руководство самовоспитанием школьников. Из опыта работы./ Ред. сост. Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин. -М.: Просвещение, 1983. 143с.
  119. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. -152с.
  120. .Ф. Вопросы теории и практики целевого управления специальными процессами. М. Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. -141с.
  121. Словарь иностранных слов в русском языке/под ред. Ляхина, Ф. Н. Петрова. М.: Юнвес, 1995.- 832 с.
  122. К. Курс педагогики. Часть1. Педагогическая психология и общая дидактика. Издание шестое книгоиздательства К. И. Тихомирова. -М., 1913.-98 с.
  123. В.М. Социализация, общение, педагогика. Вопросы педагогики и психологии общения (научные труды). Вып. Л., 1975. — 217 с.
  124. СПО-ФДО: Итоги пятилетия. Документы и материалы ассамблеи СПО-ФДО 1996 года //Сост. Е. Е. Чепурных, А. В. Волохов, В. Н. Кочергин, И. И. Фришман и др.- М., 1996. 90 с. 148. Ступени. М, 1991. №№ 1−6.
  125. В.А. Духовный мир школьника. Избр. соч. в 65-ти т. — Киев: Рад. школа, 1979. — Т.1. — С.221−424.
  126. В.А. Как воспитать настоящего человека. -Избр.произв. в 5-ти т. Киев: Рад. школа, 1979.12. — С.159−443.
  127. В.А. Мудрая власть коллектива. Избр. пед.соч. в 3-х т./ Редкол. Н. П. Кузин и др., сост. О. С. Богданова и др. — М.: Педагогика, 1981.-т.З, С.205−394.
  128. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1980.
  129. Н.М. Системно-ролевая концепция школьного воспитания. Казань, 1991. — 23с.
  130. А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства./ Дисс. пед. наук. -Ярославль, 1995.
  131. Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1993.-192 с.
  132. Т.М. Подготовка педагогов к сотрудничеству во временном ученическом коллективе. М.: АПН СССР, 1991. — 46с.
  133. А.Л. Педагогическое стимулирование лидерства в подростковых группах./ Дисс. канд. пед. наук. Казань: ИССО РАО, 1992. -122с.
  134. Л.И. Психология организаторской деятельности. М.: Просвещение, 1980. — 206с.
  135. Л.И., Лутошкин АН. Псхиология и педагогика работы комсорга. 3-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1984. — 296с.
  136. А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976.96 с.
  137. К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология. Избр. пед.соч. в 2-х т./ Под ред. А. И. Пискунова, Г. С. Костюна, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шабаевой. — М.: Педагогика, 1974. — Т.1. — С.229−547.
  138. Фантазия + творчество = каникулы (Методические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков). М.: 1994. — 190 с.
  139. Д.И. Психология личностного развития подростка. -Советская педагогика. М.: Педагогика, 1991. — N 4. — С.31−38.
  140. П.Б. Методика контактного взаимодействия, методы изучения подростков с отклоняющимся поведением./ Формы и методы воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися. М., 1980. -С.24−44.
  141. Е.А. Игра как средство воспитания коллектива// Из опыта организации и воспитание ученического коллектива. М.: АПН РСФСР, 1955.-С.236−244.
  142. Фришман И И. Хоббитские игры. М.: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992. — 124с.
  143. И.И. Игра как средство гуманизации социальных отношений в детских и подростковых организациях./ Дисс. канд. пед. наук. -Казань, 1992. 142с.
  144. Й. «Homoludens». М.: Прогресс, 1992. — 459с.
  145. С., Вульфов Б. Доверие без опеки: проблема повышения роли школьного комсомола. Комсомольская правда. — 28 апреля 1985 г.
  146. Р.Х. Самолюбие детей.-М., 1969.-С.18.
  147. С.Т. Работа для будущего. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
  148. С.Т. Собрание сочинений. В 4-х т.т. М.: Педагогика, 1962. -Т. 1−4.
  149. А.Д. Педагогические проблемы совершенствования подготовки старшеклассников к активной общественной деятельности. Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1978. — 18 с.
  150. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.-239 с.
  151. Р. Воспитание человека с точки зрения духовной науки. Сущность социального вопроса. Калуга: Духовное познание, 1992. — 125с.
  152. С.Н. Идеалы и ценностные ориентации подростков 90-х годов. Автореф. дисс. канд. социол. наук. — М., 1994.
  153. Г. П., Надеждина Р. Г. О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей. Вопросы психологии, 1973. -N 5. -С.74−84.
  154. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304с.179. «Я и МЫ»: Программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям. М., 1996. — 95 с.
  155. Beebe, St.A., Masteerson, j.t. Communicating in Small Groups. -Glenview. Scott, Foresman & Co -1986. 274 p.
  156. Blot В., Ferran., Porcher L. Pedagogie de 1'environ-nement Paris: Arraand Colin, 1975. — 218 c.
  157. Carraz R. Rechorche en education et en sociali sation de Г enfant. Paris, 1983.-78 p.135
Заполнить форму текущей работой