Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные пути обновления начального образования: На материалах национальной школы Республики Саха

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Систематизация и анализ имеющейся в республике практики инновационных преобразований в системе начального образования выявили, что обновление элементарного образования осуществляется по трем основным направлениям. Первое — в совершенствовании типов образовательных учреждений начального образованиявтороеобновление содержания и способов обучения и воспитания детей на основе синтезирования передовых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ т ИННОВАЦИЙ
    • 1. 1. Инновация как социальная категория
    • 1. 2. Характеристика педагогических инноваций на современном этапе
    • 1. 3. Инновационные процессы в системе начального образования
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ > НАЦИОНАЛЬНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    • 2. 1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Пути и способы обновления деятельности национальной начальной школы (по результатам опытно-экспериментальной работы)
      • 2. 2. 1. Организация новых типов школ начального образования
      • 2. 2. 2. Основные пути и условия внедрения инновационных идей
  • Ф: в национальной школе
    • 2. 2. 3. Создание условий для компенсирующего обучения детей младшего школьного возраста
  • Выводы по главе

Основные пути обновления начального образования: На материалах национальной школы Республики Саха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преобразования в современной школе в соответствии с законами демократических тенденций в развитии общества связаны с необходимостью разрешения постоянно возникающих социально-педагогических проблем. Социально-педагогические проблемы как зеркало развития общества обусловлены многочисленными противоречиями в социальной жизни, в образовательной системе. Для их преодоления осуществляется обновление образования, что представляет из себя изменения в формах, содержании, технологиях педагогической системы. Однако, как показывает практика, не всякое изменение приводит к позитивным результатам.

Историко-педагогический анализ инновационных «всплесков» в области образования в 20−30-х, 60−70-х, 80−90-х гг. XX века показывает, что разумное управление процессом обновления дает новые импульсы в развитии педагогической теории и практики. Вместе с тем отношение к нему как к проявлению временного следования моде, односторонний подход к его анализу и обобщению выступают тормозом в обогащении системы знания об этих явлениях педагогической реальности. Стихийность процессов создания новшеств и, как правило, неуправляемость их внедрения в массовую практику обосновывает потребность формирования механизмов реализации тактического и стратегического планирования, прогнозирования инновационного развития образования.

Учет и творческое использование опыта инновационных изменений позволяют обосновать верные пути к логическим, выверенным целенаправленным переменам в образовании, отобрать наиболее значимые направления и сферы реформирования, определиться в характере и качестве возможных новшеств, выявить их комплексную эффективность и ценность. В этом проявляется актуальность инновационных процессов в рамках формирования целостного научного знания об инновациях, в познании и реализации законов становления нововведений.

Показателем пристального интереса к проблеме педагогических инноваций, проявившегося со стороны членов педагогического сообщества, ученых, журналистов, руководящих работников, отдельных граждан в середине 80-х годов и не потерявшего смысла и значения в наши дни, выступают многочисленные публикации в педагогической периодической печати, научно-практические конференции, разнообразные историко-педагогические исследования, теоретические разработки, связанные с анализом отдельных аспектов данной проблемы. Но отношение к нему временного следования моде, односторонний подход к его анализу и обобщению выступают тормозом в обогащении системы знания об этих явлениях педагогической реальности.

Стихийность процессов создания новшеств и, как правило, неуправляемость их внедрения в массовую практику обосновывает потребность формирования механизмов реализации тактического и стратегического планирования, прогнозирования инновационного развития образования.

Разрешение названной проблемы продвигает создание эффективных методических основ для творческой деятельности педагогов — главных субъектов преобразований.

Развитию инновационной деятельности учителей-практиков и развертыванию опытно-исследовательской работы учителей-экспериментаторов и теоретической деятельности ученых необходимые условия, связанные, например, с материальными стимулами и психологическим обеспечением новаторства.

Эффективность организационной системы содействия развитию инновационных процессов, общей программы инновационного развития образования непосредственно связана с опытом создания и практического использования новшеств в разные периоды, зависит от всестороннего анализа инновационных преобразований прошлого и возможности результатов сегодня. Таковы основные факторы, определяющие актуальность данного исследования.

Степень разработанности проблемы. В педагогической литературе имеется значительное число публикаций, работ, созданных по различным аспектам педагогических нововведений. Особую роль в содержательном плане представляют исследования педагогов-новаторов и ученых, выдвинувших и апробировавших различные новаторские идеи (Ш.А.Амонашвили, Ю. К. Бабанский, П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, И. П. Волков,.

B.В.Давыдов, М. А. Данилов, Л. В. Занков, Е. Н. Ильин, ИЛ. Иванов, П.Ф.Кап-терев, Н. К. Крупская, С. Н. Лысенкова, А. С. Макаренко, М. И. Махмутов, З. И. Равкин, М. М. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, В. Ф. Шаталов, С. Т. Шацкий, Г. И. Щукина и др.). Смыслом новшеств российских ученых и педагогов является признание необходимости развития личности в качестве субъекта педагогического процесса, активного участника социальных отношений, стимулирование раскрытия его индивидуальных резервов и возможностей.

Другая группа авторов в своих публикациях рассматривает теоретические основы инноваций в целом, их сущностные характеристики, закономерности и противоречия развития и т. д. (А.Г.Дмитриев, Ю. Вооглайд, Н. И. Лапин, В. А. Лопатин, А. И. Пригожин, Б. Б. Сазанов, В. С. Толстой, Б. Ф. Усманов, А. Г. Фотонов, Н. И. Шелейкова и др.).

Процесс формирования специализированной отрасли знания об инновациях в образовании — педагогической инноватики, в плане классификации нововведений, выявления особенностей развертывания инновационных процессов в образовании, создания инновационных теорий, систем управления рассматривались в трудах Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского,.

C.В.Пирогова, С. Д. Полякова, М. Л. Портнова, Н. М. Таланчука, В.С.Шубин-ского, Г. П. Щедровицкого, Н. Р. Юсуфбековой, Ю. ВЛковца и др., а также местных авторов В. М. Анисимова, В. Н. Афанасьева, П. П. Борисова, Е. П. Жиркова, Н. И. Иванова, А. В. Ивановой, Г. Ю. Протодьяконовой, К. Ф. Федорова и др.

Вместе с тем, без достаточного внимания исследователей остается анализ противоречий педагогических нововведений, внутриструктурных связей и специфика взаимовлияния инноваций в системе образования. Недостаточно разрабатываются вопросы специальных методов изучения и прогнозирования нового в педагогике. Все это снижает практико-ориентированный потенциал педагогической инноватики, тормозит реализации механизмов более эффективного влияния науки на функционирование системы образования.

Таким образом, целостных работ, дающих обобщенную педагогическую оценку инноваций, в отечественной педагогической литературе нет.

Изложенное позволяет утверждать, что постановка проблемы исследования инновационных процессов в педагогике является актуальной и имеет теоретическое и прикладное значение. Это и определило выбор темы исследования — «Основные пути обновления начального образования (на материалах национальной школы Республики Саха)». Объект исследования — процесс совершенствования системы начального образования в Республике Саха.

Предмет исследования — организационные и общепедагогические основы обновления деятельности якутской начальной школы.

Цель исследования — на основе ведущих тенденций и закономерностей развития педагогических инноваций разработать пути и способы обновления деятельности якутской начальной школы.

В качестве гипотезы выдвигается следующее: Обновление начального образования на фундаментальных идеях о развитии личности ребенка в процессе обучения и воспитания, о гуманизации и демократизации школьного образования как самоцели педагогической деятельности, возможно, когда:

— созданы новые типы учреждений, обеспечивающие на основе сензи-тивности, эмоционально-образной восприимчивости, наблюдательности и других возрастных особенностей раннее общее, интеллектуальное развитие, социальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста в единой системе начального образования;

— школа находится в режиме развития, творчески используя в соответствии с направлением своей работы идеи и положения инновационной педагогики прошлого и настоящего;

— содержание образования обогащено материалом, отражающим жизнедеятельность, быт, культуру, психологию, мировоззрение жителей, этническими традициями воспитания и социализации.

Исходя из цели и сформулированных гипотетических предположений, определены задачи исследования:

— раскрыть роль и место педагогических инноваций в обновлении содержания деятельности начальной школы;

— определить основные направления инновационных процессов, совершенствующих начальное образование в Республике Саха;

— разработать и опытно-экспериментальным путем обосновать рациональные организационно-педагогические условия обновления начального образования с учетом региональных условий республики.

Теоретической основой и научными источниками исследования стали диалектико-материалистическое учение о развитии, общенаучные положения о связи методологии, теории и практикифилософские, социологические, историко-педагогические концепции об инновацияхтруды отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов по проблеме обновления и совершенствования образования.

Методы исследования: теоретический анализ результатов научных исследований по проблемам инноватикисравнительно-сопоставительный анализ новых идей, концепций, теорийизучение и обобщение передового опытамоделирование организационно педагогического обеспечения начального образования в республикеорганизационно-экспериментальная работа по проверке положений и идей разработанной моделинаблюдение, беседы, интервью, тестированиеанализ продуктов деятельности участников педагогического процесса (творческих, самостоятельных работ и др.) — статистико-математическая обработка полученных данных.

Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальных положений обновления начального образования в сельском регионе Республики Саха (Якутия) и педагогических основ совершенствования деятельности начальных классов национальных школ.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: -проанализированы и раскрыты теоретико-методологические основы педагогических инноваций в системе начального образования;

— определены основные направления инновационных процессов в системе начального образования;

— выявлены рациональные пути и способы совершенствования деятельности начальных школ в Республике Саха (Якутия).

Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные положения и идеи одновременно использованы в массовой практике начального образования, выводы и рекомендации способствовали совершенствованию деятельности национальных начальных школ, о чем свидетельствует реализация выводов и рекомендаций в практической деятельности школ. Теоретический и фактический материал, выводы и принципиальные положения исследования становятся основой для создания спецкурсов, а также для совершенствования содержания лекций и практических занятий по данной проблематике в высших педагогических учебных заведениях, в системе повышения квалификации учителей, работников образования.

Достоверность и обоснованность выводов диссертации обеспечивается последовательной реализацией ее методологических основадекватностью методов цели и задачам исследованиямногократной проверкой теоретических выводов и практических рекомендацийреальными позитивными сдвигами в совершенствовании начального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогические инновации обусловлены общественно-исторической ситуацией, выступающей внешней детерминантой, и отражают общие признаки нововведений как прогрессивных, актуальных преобразований, направленных на формирование качественно нового состояния образовательно-воспитательных системв области начального образования они ориентированы на формирование личности младших детей в соответствии со спецификой их психофизического, нравственного, интеллектуального развития.

2. Инновационные процессы, обновляющие и совершенствующие систему начального образования, развиваясь в рамках антропоориентированной педагогической парадигмы, имеют разные направления: создание новых типов школ начального образованияпреобразование содержания, форм, способов учебно-воспитательного процесса на основе комбинации инновационных идей прошлогообновление педагогического процесса на принципах современной личностно ориентированной педагогики.

3. Организационно-педагогические условия обновления начального образования в Республике Саха заключаются: в расширении сети новых типов школ начального образования — школ-садов, воплощающих идеи раннего обучения, общего, интеллектуального развития детей, социализирующей роли семьи и педагогизации средыв совершенствовании содержания, организационных форм, способов учебно-воспитательной работы, используя инновационные идеи прошлого и настоящего.

Выводы по главе.

Инновационные процессы в системе начального образования развиваются по трем основным направлениям. Первое — расширение границ общего образования путем включения в него системы дошкольного воспитания, что позволяет осуществить раннее обучение детей в соответствии со стратегией развития образовательной системы в странах мира, обеспечить оптимальное интеллектуальное развитие детей на основе сензитивности младшего возраста, а также ведет к созданию новых типов учебных заведений начального образованияшкол-садов. Школы-сады, функционирующие в сельской местности республики как открытая социально-педагогическая система, как показывают результаты исследования, экономически и педагогически целесообразны для обеспечения полноценного обучения и воспитания младших детей.

Второе направление инновационных процессов в системе начального образованияобновление содержания, способов деятельности начальных классов на основе сентизирования передовых педагогических идей прошлого и настоящего, адекватного развитию образовательной системы на новых парадигмальных основах. Данный путь открывает простор для творческой деятельности учителей, которые ориентируют обучение и воспитание на реализацию отдельных инноваций, адаптируя их к местным условиям. Сам процесс адаптации ведет к новаторству. Опытно-экспериментальная работа выявила рациональные условия обновления начального образования по данному направлению. Этомысли и идеи «свободного воспитания» о духовно свободной личности, способной к творческой деятельности, к саморазвитию, о пробуждении скрытых природных задатков, о недопустимости насилия над ребенкомприоритет самостоятельных индивидуальных занятий как форма обучения и воспитания для развития способностей и задатков каждого в системе организационных форм работыадаптация к условиям работы школы, к национальной психологической специфике детей идей развивающего обучения, учителей-новаторов, передового опытаинтегрированные уроки (курсы) как основа целостного восприятия мира, систематизации и действенности знаний и др.

Третье направление, связанное с инновацией в системе начального образования, — это коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с проблемами в обучении и воспитании. В процессе опытно-экспериментальной работы определены рациональные условия обучения и воспитания данной категории детей: гуманизация педагогического процесса, обеспечивающее комфортное психологическое самочувствие детейвоспитательное воздействие ориентированное на личностное своеобразие каждогопедагогические меры, направленные на преодоление закомплексованности детей, на развитие у них своего «Я», самостоятельности, самовыражения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Систематизация и анализ имеющейся в республике практики инновационных преобразований в системе начального образования выявили, что обновление элементарного образования осуществляется по трем основным направлениям. Первое — в совершенствовании типов образовательных учреждений начального образованиявтороеобновление содержания и способов обучения и воспитания детей на основе синтезирования передовых педагогических идей прошлого и настоящеготретье — поиск рациональных форм работы с категорией детей, имеющих проблемы в обучении и воспитании. Наше исследование выразилось как в обобщении и анализе практики, так и в опытно-экспериментальной проверке разработанных нами положений в школах, разрабатывающих инновации по вышеназванным направлениям, согласовав свою программу с программой деятельности школьных коллективов.

Анализ исследуемой проблемы, проведенный на синтезе теоретико-методологического, исторического и конкретно-научного знаний о нововведениях выявил: во-первых, наиболее общие признаки педагогических инноваций, как вид социальных нововведений, инструмент преобразования педагогической науки и практики, формирование нового качества образовательно-воспитательных систем, творческое воспроизводство педагогической деятельностиво-вторых, движущие силы педагогических инноваций как противоречия, вытекающие из целей и сущности педагогического процессасвязанные с отбором содержания, выбором методов, организационных форм и способов обучения и воспитанияв-третьих, современное инновационное поколение своим приоритетом выдвинуло не улучшение социально-педагогической ситуации, а ее коренное реформированиеноваторские искания объединяются необходимостью создания личностно-ориентирован-ной школы, организации гуманного процесса обучения и воспитания.

Диссертационное исследование, проведенное на основе выявленных методологических позиций и подходов, в основном подтвердило общие положения рабочей гипотезы. Опытно-экспериментальная проверка их в сочетании с обобщением и анализом практики педагогических инноваций в системе элементарного образования помогла определить следующие рациональные условия обновления и совершенствования начального образования в республике.

Прежде всего, создание нового типа элементарной школы, интегрирующего дошкольное воспитание с начальным образованием — школы-сада. В условиях сельской местности республики это оптимальный вид школы, позволяющий рациональнее использовать финансово-материальные ресурсы и педагогически целесообразнее организовать процесс обучения и воспитания детей младшего возраста. Близость семьи младшего ребенка к образовательному учреждению является реальной базой функционирования школы-сада как открытой социально-педагогической системы. Это позволяет, во-первых, единению школы, семьи и общественных организаций в деле обучения и воспитания детей, во-вторых, использовать в педагогическом процессе дидактический и воспитательный потенциал семьи, в-третьих, совершенствовать содержание и технологии педагогического процесса, используя лучшие традиции этнической педагогики и «воспитание всем миром», в-четвертых, осуществлять педагогический процесс в реальной жизнедеятельности людей.

Далее, несмотря на то, что в инновационной практике начального образования республики нет кардинально нового, в корне меняющего его парадигму, создается нечто новое, сочетающее в себе идеи и мысли педагогики Р. Штайнера, С. Френе, М. Монтессори и др., положения развивающего обучения Эльконина-Давыдова, идеи Ш. А. Амонашвили, С.Н.Лы-сенковой и др., помогающие решить задачи обучения и воспитания младших детей в соответствии со стратегией личностно ориентированной педагогики. Новое также содержится не в механическом перенесении идей и мыслей их в практику якутской школы, а в творческой их адаптации к своеобразию местных условий, как кочевые условия производства и быта, специфика циркумполярной цивилизации и социального окружения, формирующей адекватное мировосприятие, мироощущение детей, особенности психических качеств и свойств коренных жителей и т. д.

Разработанные и опытно-экспериментальным путем обоснованные педагогические условия функционирования школ, где обновления построено на синтезировании апробированных идей и мыслей, состоят в следующем. Осуществление педагогического процесса на основе того, что в его центре находится духовно свободная личность, способная к различным видам интеллектуальной, творческой деятельности, к саморазвитию, что у отдельных детей природные задатки скрытые, еще не проявились. Все это обеспечивает такую организацию обучения и воспитания, где нет никакого насилия над ребенком, где у ученика есть возможность пробуждать свои скрытые задатки, развивать свои способности.

Другое условие — адаптация идей развивающего обучения Эльконина-Давыдова, новаторских мыслей Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой, идей «свободного воспитания» Р. Штайнера, М. Монтессори, Л. Н. Толстого и др. к социально-педагогической, социально-психологической специфике якутской школы, где обучаются дети, мировосприятие, мироощущение, психический склад которых сформирован в условиях циркумполярной цивилизации, созданный в процессе тесного взаимодействия человека с природой, имеющей коренные отличия от других в образе жизни, культуре, мировоззрении жителей края. Адаптация новшеств к условиям функционирования якутской школы связана с изменением содержания и организационных форм обучения и воспитания, а также с учетом того, что самостоятельность и взаимопомощь составляют интегрированное нравственно-психологическое качество детей.

В условиях социально-экономической нестабильности общества, экологических и других катаклизмов растет число детей, имеющих проблемы в обучении и воспитании. Речь идет о той категории детей, которые имеют отклонения в общем, интеллектуальном, психическом развитии, в морально-этической, нравственной воспитанности. Их обучение и воспитание требует адекватного психолого-педагогического подхода. Практика школы № 34 г. Якутска и опытно-экспериментальной работы, проведенная с нашим участием, также выявили условия успешной реализации коррекционно-развивающей работы.

Обновление начального образования в республике в соответствии с разработанными идеями его развития по трем направлениям ведет к формированию выпускника начальной школы, образ которого мы находим в совокупном результате проведенной опытно-экспериментальной работы, где получило отражение интеллектуальное развитие учащихся, формирование их мировоззрения, мотивационной, эмоционально-волевой сферы личности. Разработанный таким путем образ выпускника начальной школы представляет собой главный итог апробации основных положений опытно-экспериментальной работы. Другими словами, он является программой обновления начального образования в республике. Образ выпускника якутской начальной школы представляется нами как синтез нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного, физического потенциала личности.

Нравственный (ценностный) потенциал:

— трудолюбие, уважение других людей;

— восприятие и понимание таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «моя республика», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим" — почитание и соблюдение якутских национальных нравственно-этических традицийпотребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людейправильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движениясоблюдение моральных норм своего народа как условие овладения общечеловеческими нравственными ценностями.

Познавательный потенциал: хорошее знание языка, культуры не только своего, но и других народов, природы родного краянаблюдательность, активность и прилежание в учебном трудеустойчивый интерес к познанию (учению) — овладение этническими средствами развития памяти, пространственного, логического мышления.

Коммуникативный потенциал'. овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушатьспособность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природесформированность первичных навыков саморегуляции, саморазвития, самостановления.

Художественный (эстетический) потенциал'. эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среденаличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусствахорошее знание основного содержания якутского национального музыкально-танцевального, художественно-прикладного искусства.

Физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиеныстремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким и закаленнымзнание и использование в физическом развитии национальных видов спорта, этнических средств закаливания организма.

Данный образ выпускника якутской национальной школы является ориентиром для совершенствования учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  2. Айотунде ЙолойеЭ. Анализ и оценка реформы. // Перспективы, 1983 № 1.С. 113−123.
  3. Актуальные проблемы развития отечественной начальной школы. // Начальная школа, 1994. № 5.
  4. Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем. Сб. научн. тр. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. // Инст. пед. инноваций РАО, М.: 1990. 103 с.
  5. Альтернативная сущность педологической концепции П. П. Блонского // Современные проблемы образования и педагогической науки. Монографический сборник: В 3 т. / Под ред. чл.-корр. РАО З. И. Равкина. T.III. М.: 1994. С. 106−124.
  6. Л.И. Теоретические основы обучения и воспитания. Якутск: ЯНЦСОРАН, 1998. 124 с.
  7. Ш. А. Как живете, дети? Книга для учителя. 2-е издание. М.: Просвещение, 1991. 175 с.
  8. Ш. А. Созидая человека. М.: Знание, 1982. 95 с.
  9. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1995. 496 с.
  10. К. Учителя и инновации. Пер. смакед. М.: Просвещение, 1991. 159 с.
  11. И. АндрееваЛ.С. Задачи школ передового педагогического опыта. // Школы передового педагогического опыта / Под. ред. Н. П. Щербова, М., 1966. С. 6−16.
  12. А.В. Скрытые механизмы новаторского опыта / О педагогике сотрудничества // Начальная школа, 1988. № 9. С. 68−70.
  13. АркинИ.И. «Методика обновления» или граница дилетантов: Полемические заметки о концепциях учителей-новаторов // Народное образование, 1988. № 9. С. 82−86.
  14. АркинИ.И. Полеты во сне и наяву: (Иронические размышления на серьезную тему) / О педагогах-новаторах // Советская педагогика, 1990. № 3 С. 82−84.
  15. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн. изд-во, 1979. 182 с.
  16. А.С. Социокультурные проблемы инновационных процессов // Проектирование и организация нововведений / Сб. статей. Вып. 17.: ВНИИСИ, 1987. С. 45−48.
  17. Ю.К. Избранные педагогические труды /Сост. М.Ю.Бабан-ский. М.: Педагогика, 1989. 585 с.
  18. Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика, 1987. № 2. С. 5−8.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  20. В.И. Критерии передового педагогического опыта // Методологические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового опыта. М., 1978. С. 45−76.
  21. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Псих, иссл. АПН СССР. М.: Просвещение, 1968. 463 с.
  22. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.
  23. А.Л., Самойлова Е. Н. Просвещение на крайнем Севере. СПб, 1992. 125 с.
  24. Д.М., Данилов Д. А., Намсараев С. Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Бэлиг, 1993. 136 с.
  25. М.С. Инновации и новизна в педагогике // Советская педагогика, 1989. № 12. С. 36−40.
  26. Р.Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты. М.: 1993. 82 с.
  27. ВентцельК.Н. Свободное воспитание // Сб. избр. трудов. М.: А.П.О., 171 с.
  28. У.А. Учет особенностей социализации детей народов Севера в психокоррекционной работе медико-педагогических комиссий. // Детский практический психолог, 1995. С. 70−75.
  29. А.П. Инновационные тенденции в образовании как фактор развития педагогического опыта. Дисс. на соиск. учен. степ. к. п. н. Ростов.: 1997.
  30. И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982. 136 с.
  31. Г. Н. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания // Из истоков народной педагогики якутов. Якутск: РИО Госкомпечати РС (Я), 1992. С. 25−28.
  32. Ю. Методологические проблемы классифицирования и структурирования инноваций // Проблемы инноватики и экспериментатики / Тезисы семинара «Инновации и эксперимент». Таллин, 1981.
  33. Войдем в новую школу // Педагогика сотрудничества. Тбилиси, 1988. С. 71−77.
  34. JI.C. Собр. сочин. в 6-ти т., т. 4. Детская психология. Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  35. JI.C. Педагогическая психология. Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.480 с.
  36. М.Д. Целостная воспитывающая среда социума // Народное образование Якутии, 1995. № 1 С. 31.
  37. .С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. 160 с.
  38. .С. Философия образования. М.: Изд. «Флинта», 1998. 427с.
  39. Н.Ф. Педагогические основы социализации младшего школьника. Дисс. на соиск. учен. степ. к. п. н. М.: 1996.
  40. Н.К. Дифференциация обучения на втором этапе среднего образования // Из истории педагогической России (1941−1985) / Под общ. ред. М. И. Кондакова. В 4-х кн. Кн. 1. М.: изд. ИТП и МИО РАО, М., 1993. С. 204−225.
  41. Э.М. Образование личности: Пособие для преподавателя. М.: Интерпракс, 1994. 134 с.
  42. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 240 с.
  43. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  44. Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе. Якутск: ЯГУ, 1991. 125 с.
  45. Д.А. Народная педагогика основа развития науки о воспитании // Народное образование Якутии, 1993. № 1. С. 32−33.
  46. А.Г., Усманов Б. Ф., Шелейкова Н. И. Социальные инновации: сущность, практика осуществления. Учебно-метод. пособие. М., 44 с.
  47. О.А., Хван А. А., Кулакова И. В. Психологическое обеспечение инновационной деятельности / Психологическое обеспечение инновационных процессов. Новокузнецк, 1993. С. 22.
  48. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1991.160 с.
  49. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 192 с.
  50. К.В. Некоторые особенности жизнедеятельности нововведений в образовании // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990. С. 59−66.
  51. Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992. 210 с.
  52. Е.П. Ведущие идеи и положения концепции национальной школы Якутии // Народное образование Якутии, 1993. № 2. С. 20−26.
  53. В.И. Взаимодействие педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. 176 с.
  54. Закон Российской Федерации «Об образовании». Дом Советов России. 1992. 33 с.
  55. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень,
  56. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 120 с.
  57. В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. 96 с.
  58. ЗанковЛ.В. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 424 с.
  59. ЗанковЛ.В. Преемственность между начальной и основным образованием // Начальная школа, 1994. № 7. С. 12−14.
  60. А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка / Под ред. В. В. Давыдова., В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. 316 с.
  61. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1994
  62. И.Х. Острые грани педагогического новаторства // Советская педагогика, 1987. № 11. С. 75−79.
  63. И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 144 с.
  64. Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя словесника. Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1988. 224 с.
  65. Е.Н. Шаги навстречу: Из опыта работы учителя. Ижевск: Удмуртия, 1988. 42 с.
  66. .Р. Правовое нормирование инновационного процесса // Инновационные процессы в образовании. Новокузнецк, 1994. С. 50−52.
  67. Инновационные процессы в образовании. 11. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сборник статей. СПб.: РГТТУ им. А. И. Герцена, 1997. 285 с.
  68. Инновационные процессы в преподавании отдельных предметов / Сб. тезисов докладов и выступлений на научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании: опыт, проблемы, решения» Новокузнецк, 1994. 76 с.
  69. В.А. Воспитай гражданина: Записки директора школы. М.: Знание, 1987. 144 с.
  70. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Авторские школы, 1992. 128 с.
  71. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994. 224 с.
  72. КларинМ.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. 75 с.
  73. КлячкинаН.Л. Теория и практика «новых» школ в Западной Европе и России в конце 19-в нач. 20 вв. М.: Просвещение, 1996. 123 с.
  74. Л.Г. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как основа деятельности инновационного образовательного учреждения. Дисс. на соиск. учен. степ. к. п. н. М.: 1998.
  75. JI.Ф. и др. Эффективность образования / Л. Ф. Колесников, В. Н. Турченко, Л. Г. Борисова. М.: Педагогика, 1991. 269 с.
  76. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 190 с.
  77. А.Г. Педагогические основы социального воспитания. Якутск, 1992. 70 с.
  78. А.Г. Педагогика социальной работы в сельской среде (по материалам Республики Саха). Москва-Якутск: изд. ЯНЦ СО РАН, 1997. 144 с.
  79. А.Г. Некоторые методологические проблемы исследования структуры инновационного процесса// Инновационные процессы / Сб. трудов М.: ВНИИСИ, 1982. С. 29−36.
  80. Н.В. Способности, одаренности, талант учителя. Л.: Знание, 1985. 32 с.
  81. Г. В. Поиски адаптивной модели образования в младшем звене школы // Начальная школа, 1994, № 2. С. 15−19.
  82. Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997. 315с.
  83. Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  84. Лаборатория начальной школы: Пути поиска адаптивной системы образования в начальной школе // Учитель-ученик: проблемы, поиски, находки. М., 1993. № 2.
  85. Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений // Социальные факторы нововведений в организационных системах. М.: ВНИИСИ, 1987. С. 120−160.
  86. Н.И. Нововведение // Социология: Словарь-справочник. Т. 1. Социальная структура и социальные процессы. М.: Наука, 1990. С. 63−66.
  87. Н.И., Пригожин А. И., Сазанов Б. Б., Толстой B.C. Нововведения в организациях. М.: ВНИИСИ, 1984. 147 с.
  88. С.А. О преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа, 1996. № 3. С. 20−23.
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: изд. МГУ, 1977.
  90. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.
  91. П.Ф. Значение школы // Избранные педагогические сочинения / Сост. И. Н. Решетень. М.: Педагогика, 1988. 400 с.
  92. ЛозингВ.Р. Организационно-педагогические условия построения практики развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Дисс. на соиск. учен. степ. к. п. н. М., 1997.
  93. А.В. Философия школы и революция // О воспитании и образовании. М.: 1976. С. 116−136.
  94. С.И. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 г. Москвы. М.: Педагогика, 1985. 176 с.
  95. С.Л. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  96. М.Р. Передовой опыт и творчество учителей // Советская педагогика, 1989. № 1.С. 52−56.
  97. А.С. Собр. пед. соч.: В 8-ми т. / Под ред. М. Д. Виноградовой, А. А. Фролова. М.: Педагогика, 1984.
  98. Д.С. Народная мудрость. Знания и представления. Якутск: Кн. изд-во, 1993. 110 с.
  99. МальковаЗ.А. Гуманизация образования // Образование в современном мире на пороге XXI века. М.: Изд. АПН СССР. 1991. С. 43−64.
  100. А. Психология бытия. «Рафл-бук» «Ваклар», 1997. 300 с.
  101. МахмутовМ.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  102. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972. 551 с.
  103. Методическая и организационная система изучения и обобщения педагогического опыта: Сб. науч. ст. / Редкол.: Я. С. Турбовского и др. М.: изд. АПН СССР. 1990. 126 с.
  104. В.Д. Философия согласия. М.: Гуманитарий, 1995. 248 с.
  105. З.И. Методологические и теоретические вопросы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта // Методологические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта. М., 1978.
  106. М. Метод научной педагогики применимый к детскому воспитанию в Домах ребенка. М.: ТОО «Монтессори-центр», 1993.
  107. МухановаЕ. Буржуазные концепции управления инновационными процессами // Вопросы экономики. 1987. № 7.
  108. Национальная школа: концепция и технология развития./ Под. ред. ЖирковаЕ. П, М.: Просвещение. 1993. 318 с.
  109. Н.Д. Специфика деятельности сельских малокомплектных школ на Крайнем Севере. Якутск, 1990. 146 с.
  110. А., Эргис Г. Национальная культура как способ бытия этноса // Полярная звезда. 1994. № 2. С. 147−154.
  111. А.Г. О менталитете саха. Якутск: Аналитический центр при Президенте РС (Я), 1996. 149 с. 11 306 укреплении связи с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР. М.: Просвещение, 1972. С. 313−317.
  112. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. 112 с.
  113. А. и др. Инновации в школе: характер и результаты. // Народное образование. 1993. № 6. С. 16−27.
  114. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика, 1996. № 3. С. 9−15.
  115. Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. М.: Педагогика, 1967. 427 с.
  116. ОсуховаН.Г., Рахматшаева В. А. Проблемы функционирования педагогических инноваций // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1992. С. 49−58.
  117. И. Нововведения в организациях: Пер. со словац. / Науч. ред. Н. И. Лапина. М.: Экономика, 1981. 144 с.
  118. В.А. Идея «Я-мир» в развитии личности. В кн. Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. № 3.
  119. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 280 с.
  120. .Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск: ИСКРО, 1994. 139 с.
  121. .Н. Семейная культура народов Северо-Востока России: Традиции и инновации. Новосибирск: Наука. 1993. 263 с.
  122. ПортновМ.Л. О новаторах и новаторстве // Народное образование, 1987. № 8. С. 76−81.
  123. И.С. Этнопедагогическое учение айыы. Школа кут-сюр. Якутск: ЯГУ. 1994. 76 с.
  124. М.М. Право на эксперимент // Народное образование, 1989. № 1.С. 33−38.
  125. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Политиздат, 1989. 270 с.
  126. Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания / Под ред. В. М. Коротова. М.: Педагогика, 1989. 320 с.
  127. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. М.: Большая Российская энциклопедия. 1993. 607 с.
  128. . Инновации как средство экономического развития: Пер. с венг. / Общ. ред. и вступ. Ст. Б. Б. Сазонова. М.: Прогресс, 1990. 296 с.
  129. А.Д. Использование методов и приемов этнопедагогики в начальных классах. Якутск: ЯГУ. 1996. 150 с.
  130. М.Н. Основные проблемы современной дидактики. Из цикла лекций «Актуальные проблемы методики преподавания гуманитарных дисциплин» М., 1971. 440 с.
  131. В.Н. Новое образование как путь к новому сообществу. В кн. Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. № 5.
  132. В.Н. Основания и смысл инновационной деятельности в образовании. Сб. научн. тр. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. Инст. пед. инноваций РАО. М., 1994. 103 с.
  133. В.Н., Давыдов В. В., ЦукерманГ.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности / Вопросы психологии, 1992. № 1−2.
  134. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.239 с.
  135. В.А. Мудрая власть коллектива // Изб. пед. соч.: В 3-х т. ТЗ. 1981.640 с.
  136. В.А. Павлышская средняя школа. Обобщение опыта учебно-воспитательной работы сельской средней школы. М.: Просвещение, 1969. 393 с.
  137. В.А. Воспитание личности в советской школе. Киев: Рад. школа. 1965. 213 с.
  138. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1972. 244 с.
  139. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во Мое. ун-та. 1969. 133 с.
  140. Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. М., 1991. 183 с.
  141. Теория и практика педагогического эксперимента А. И. Пискунов, Г. В. Воробьев, B.C. Ильин и др. М. Педагогика, 1979. 207 с.
  142. Ф.Ш. Критерии передового педагогического опыта // Советская педагогика, 1989. № 1. С. 56−60.
  143. JI.H. Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вейкшан. М.: Педагогика, 1989. 544 с.
  144. А.Н. Школа самоопределения: первый шаг. Ч. 1. М.: Авторские школы, 1991. 153 с.
  145. В.Н. Достижения педагогов-новаторов как фактор переориентации современных педагогических представлений: / В. Ф. Шаталов., С. Н. Лысенкова и др. // Социальное развитие советского общества и молодежь. Барнаул, 1987. С. 175−184.
  146. А.Ю. Информационное моделирование как метод дидактических исследований // Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология». № 11. М.: Знание, 1971. 47 с.
  147. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987. 154 с.
  148. Учитель-ученик: проблемы, поиски, находки (из опыта работы пед-кол-лективов Юго-Западного округа). М., 1993. 184 с.
  149. К.Д. Собрание сочинений в 6-ти т. М.: Педагогика, 1990.
  150. Федеральная экспериментальная площадка // Народное образование. 1993. № 2.
  151. Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. М. Политиздат, 1987.
  152. Философское образование для XXI века. М.: Школа, 1992. 310 с.
  153. А.Г. Россия на пути от мобилизационного общества к инновационному. М.: Наука, 1993. 271 с.
  154. Ф.А., Малинин Г. А. Воспитательная система С.Т.Шацкого. М.: Прометей, 1993. 176 с.
  155. И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве. М.: Педагогика, 1992. № 7. С. 11−15.
  156. ХванА.А. Функциональное состояние ученика как показатель эффективности инновационного процесса. // Психологическое обеспечение инновационных процессов. Новокузнецк, 1993.
  157. Г. И. Определение понятия «педагогический опыт» // Методологические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта. М., 1978. С. 132−135.
  158. A.M. К вопросу об изучении педагогического опыта // Новые исследования в педагогических науках. Вып.1 (41). М., 1983. С. 3−6.
  159. A.M. Этапы становления опыта педагогов-новаторов // Новые исследования в педагогических науках. Вып.2 (44). М., 1984. С. 53−56.
  160. A.M. Вариативная организация образования в сельской местности. Методология, теория и практика проектирования. Сб. научн. тр. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. // Инст. пед. инноваций РАО. М., 1994. 103 с.
  161. В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. Минск: Университетское изд-во. 1990. 223 с.
  162. В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. 336 с.
  163. С.Т. Школа и строительство жизни // Избр. пед. соч. М. 1958. С. 245−312.
  164. Р. Истина и наука. М., МЦВП, 1992.
  165. В.Н. Основные вопросы социального воспитания. М.: Работник просвещения, 1926. 127 с.
  166. B.C. Вопросы разработки новой педагогической теории // Новые исследования в педагогических науках. Вып.1 (53). М., 1989. С. 7−10.
  167. Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. С. 16−20с.
  168. Эксперимент в школе. Допустим ли он? // Учительская газета. 1992. № 7.
  169. Эксперимент в школьной практике. В 2-х ч. М.: Центр педагогических инноваций, 1991.
  170. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  171. П.М. Обучение математике в начальных классах: Опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц. М.: Педагогика, 1979. 176 с.
  172. Н.Р. К проблеме разработки основ педагогической иннова-тики // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1(55). М., 1990. С. 3−7.
  173. Н.Р. О педагогической инноватике // Советская педагогика. 1991. № 11. С. 21−25.
  174. Н.Р. Педагогическая неология как направление методологических исследований // Новые исследования в педагогических науках. М., 1989. Вып.2 (54). С. 8−10.
  175. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Метод, пособие. М.: ЦС ПО РСФСР, 1991. 91 с.
  176. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1986.
  177. Ю.В., Пирогов С. В. Закономерности цикличной динамики и генетики образования // Закономерности цикличной динамики и генетики науки, культуры и образования. М., 1993. С. 29−50.
  178. Sharma A.R. Education Technology. The Author College: Arga2 (India), 1985, p. 72−73.
Заполнить форму текущей работой