Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование криологических понятий в курсе географии 6-8 классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уровень усвоения криологических понятий, при котором обучающийся отличает криологические объекты, процессы или явления, проявляет только общее знакомство с их внешними, поверхностными признаками. Например, учащийся при предъявлении ему задания на определение понятий не может указать полный ответ, а пытается «угадать» правильный ответ.2- й показатель — «запоминание» — уровень усвоения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ КРИОЛОГИЧЕСКРОС ПОНЯТИЙ В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
    • 1. Л. Изучение криологических вопросов в научной литературе
      • 1. 2. Анализ криологического содержания образовательного стандарта, программ и учебников по географии 6−8 классов ГЗ. Анализ криологических знаний учащихся 6−8 классов
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КРИОЛОГРИЕСКИХ ПОНЯТИЙ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 6−8 КЛАССОВ
    • 2. 1. Психолого-педагогические основы процесса формирования криологических понятий
    • 2. 2. Система криологических понятий в школьной географии
    • 2. 3. Методика формирования криологических понятий в географии
  • 6−8 классов
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КРИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 3. 1. организация обучающего педагогического эксперимента по формированию криологических понятий
    • 3. 2. Методические рекомендации по формированию криологических понятий в курсе географии 6−8 класса
    • 3. 3. Проверка эффективности экспериментальной методики формирования криологических понятий у школьников

Формирование криологических понятий в курсе географии 6-8 классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Российская Федерация, располагающаяся в трех климатических поясах, характеризуется наличием на большой территории многолетней мерзлоты, снежного покрова, речного ледостава, то есть различных объектов и явлений, связанных с водой в твердом агрегатном состоянии. Это накладывает отпечаток на характер ведения хозяйства и быта, в связи с этим изучение криологических процессов чрезвычайно актуально в школе, так как через нее проходят все потенциальные природопользователи. Важная роль из школьных дисциплин в изучении криологических вопросов принадлежит географии. Для раскрытия у учащихся целостной научной картины мира в содержании школьной географии, наряду с климатологическими, гидрологическими, геолого-геоморфологическими и другими понятиями изучаются объекты и явления криологии, раскрывающие природное своеобразие России. Несмотря на то, что в научной литературе содержится большой объем информации о значении, распространении и свойствах криосферы в методике обучения школьной географии группа криологических понятий не вычленяется. Таким образом, выявлено противоречие между необходимостью изучения вопросов криологии в школьной географии и не разработанностью эффективной методики формирования криологических понятий у учащихся. Исходя из вышеизложенного, актуальность исследования определяется: — необходимостью построения системы криологических понятий, изучаемых в школьной географии с учетом развития криологической науки- - отсутствием в структуре географических курсов специального раздела по изучению вопросов криологии, дискретностью в раскрытии криологических темнебольшим количеством методических исследований, рассматривающих развитие криологических понятий в школьном курсе геофафии. Цель исследования состоит в повышении эффективности учебновоспитательного процесса путем формирования криологических понятий у учаш-ихся 6−8 классов. Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс на уроках географии в общеобразовательных учебных заведениях, направленный на формирование криологических понятий у учащихся 6−8 классов. Предметом исследования является методика формирования криологических понятий у учащихся в курсе географии 6−8 классов. Гипотеза исследования: эффективность школьного географического образования учащихся будет более высокой, если в процессе формирования криологических понятий в курсе географии 6−8 классов будут: — определены классификация и система криологических понятий, учитывающие логику географического содержания курса географии 6−8 классов- - теоретически обоснован процесс формирования криологических понятий для развития личности- - предложена методическая система и методика формирования криологических понятий- - разработаны задания, направленные на формирование криологических понятий у учащихся 6−8 классов. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть состояние изучения вопросов криологического содержания в методике обучения географии- 2) проанализировать криологическое содержание образовательного стандарта, учебных программ и учебников по географии 6−8 классов- 3) определить критерии и выявить степень сформированности криологических понятий и уровень обученности у учащихся 6−8 классов- 4) выявить психолого-педагогические основы формирования криологических понятий у учащихся 6−8 классов- 5) сконструировать систему криологических понятий- 6) разработать методику формирования криологических понятий в 6−8 классах, направленную на развитие географической грамотности учащихся- 7) составить методические рекомендации для проведения учебных занятий криологической тематики в 6−8 классах- 8) экспериментально проверить эффективность разработанной методики формирования криологических понятий в педагогическом процессе. Теоретико-методологической основой исследования явились концепции содержания образования (В. В. Краевский, И. Я. Лернер), теория содержательного обобщения (В. В. Давыдов, Л. Рубинштейн), теория развивающего обучения (Л. Выготский, Д. Б. Эльконин), теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Е. Н. Кабанова-Меллер), общая теория систем (Э. Г. Юдин и др.), концепция методических систем (В. П. Беспалько, А. М. Воронин), теория и положения методики формирования понятий (Н. М. Верзилин, Н. Е. Кузнецова, И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, П. В. Станкевич, Н. М. Усова). В исследовании учитывались методологические и дидактические основы процесса формирования географических понятий (С. В. Васильев, В. Дорн, И. В. Душина, В. А. Коринская, О. В. Крылова, Д. П. Финаров, В. Ян).Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: — теоретические — анализ психолого-педагогической и научнометодической литературы по исследуемой проблемеанализ образовательных стандартов, программ и учебников по географии 6−8 классов с целью выявления в них требований предъявляемых к криологическим знаниям учащихсяобобщение педагогического опыта- - эмпирические — прямые и косвенные наблюдения в школаханкетирование, опроспедагогический эксперимент- - статистические — сбор и математическая обработка данных педагогического эксперимента, графическое представление результатов эксперимента. Исследование осуществлялось в период с 2003 г. по 2006 г. и включало три этапа: На первом этапе (2003;2004 гг.) — поисково-теоретическом — осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической и научнометодической литературе, изучено содержание программно-методической документации по географическому образованиюопределены цель, объект, предмет, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза исследованияобобщен опыт 30 учителей школ г. Вологды и Вологодской области по формированию криологических понятий у учащихся 6−8 классов, разработан и проведен констатирующий эксперимент, организованный на базе девяти общеобразовательных школ (№№ 8, 9, 32 г. Вологды и шесть школ Вологодской области), выявлены его результаты. Всего на констатирующем этапе эксперимента принимало участие 531 учащийся. На втором этапе (2004;2005 гг.) — опытно-экспериментальном разрабатывалась и теоретически обосновывалась методика формирования криологических понятий у учащихся 6−8 классовапробировались элементы методики и эффективность предложенных заданий. На третьем этапе (2005;2006 гг.) — обобщающем — проводилась экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики формирования криологических понятий у учащихся 6−8 классоввыполнялась обработка полученных результатовоформление выводов и внедрение разработанных результатов в практику работы экспериментальных школ. Апробация разработанной методики и выявление ее эффективности осуществлялись на базе МОУ средних общеобразовательных школ №№ 8, 32 г. Вологды и Российской гимназии при Государственном Русском музее г. Санкт-Петербурга. На формирующем этапе педагогического эксперимента участвовало 420 учащихся. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в методике обучения географии выделена группа криологических понятий как объект специального изученияакцентировано внимание на криологическом материале в содержании школьного курса географии 6−8 классов с целью географической подготовки учаш, ихсяс позиции системного, комплексного, личностно-ориенированного и деятельностного подходов обоснована и разработана методика формирования и развития криологических понятий на уроках географии, а именно: раскрыты этапы процесса формирования криологических понятий в соотношении с этапами развития практической деятельности учащихся 6−8 классов, выявлены оптимальные методы и методические приемы на каждом этапе формирования криологических понятий у учащихся 6−8 классов, определен комплекс заданий по формированию криологических понятий. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые дано определение группе криологических понятий, представлена их классификация и выделены блоки базовых понятий криологического содержания курса географии 6−8 классов с учетом основ науки криологиисконструирована система криологических понятий, учитывающая логику содержания школьного географического образованиятеоретически обоснована модель методической системы формирования криологических понятийвыявлены методические условия формирования криологических понятий, направленные на реализацию принципов научности, связи обучения с жизнью, системности, доступности, наглядности, краеведческого и продуктивности результатов обучения. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложена и экспериментально проверена методика формирования криологических понятий при изучении курса географии 6−8 классов и определено ее влияние на развитие знаний, умений, мотивации, рефлексии учащихсяданы рекомендации по использованию предложенной методической системы, которые могут применяться как в урочной, так и во внеурочной работеразработан комплекс заданий по формированию криологических понятий, которые могут быть использованы не только учителями географии, но и учителями физики, химии, математики при условии адаптации содержания. Рекомендации по использованию научных результатов. Методика формирования криологических понятий может быть использована в практике школьного географического и естественно-научного образования общеобразовательных школ. Система криологических понятий, комплекс заданий могут являться информационной базой при разработке элективного курса по географии в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на основные теоретические положения и выводы педагогической и методической наукиадекватностью методов исследования цели, предмету, задачам и логике исследованиярациональным сочетанием теоретической и экспериментальной составляющихаргументированностью логических выводов работырезультатами экспериментальной проверки основных положений диссертации, подтвержденных статистическими методами. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в учебно-воспитательном процессе шести сельских школ Вологодской области, школ №№ 8, 9, 32 г. Вологды и Российской гимназии при Государственном Русском музее г. Санкт-Петербурга, в работе с учителями географии. Основные положения и выводы по результатам исследования изложены и обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры методики обучения географии и краеведению РГПУ им. А. И. Герцена, методических объединениях учителей географии вышеуказанных школ. Ключевые обобщения и мнения по данной проблеме высказывались на конференциях: ЬХП Герценовские чтения (2004), VI Пикалевские чтения (2004), XI Международная конференция «Ребенок в современном мире» (2005) и т. д.На защиту выносятся следующие положения: 1. Система криологических понятий в курсе географии 6−8 классов, включающая два блока: гляциология и геокриология (мерзлотоведение), системообразующими криологическими понятиями данной системы являются: «твердые атмосферные осадки», «оледенение» и «ледяной покров вод суши и океана». 2. Поэтапная модель методической системы формирования криологических понятий в курсе географии 6−8 классов, основанная на оптимальном соотношении познавательной и практической деятельности учащихся на разных уровнях самостоятельности, включающая комплекс заданий практико-ориентированного характера.3. Комплекс заданий, направленный на формирование криологических понятий у учащихся 6−8 классов и характеризующийся практической направленностью, включающий задания прикладного характера, практические работы с использованием различных источников криологического знания, практико-ориентированные проекты, наблюдения и опыты.4. Позитивные результаты обучающего педагогического эксперимента, полученные в ходе апробации и внедрения разработанной методики, заключающиеся в повышении уровня обученности учащихся 6−8 классов, в усилении практической направленности школьной географии, в развитии рефлексии учащихся при приобретении когнитивного и практического опыта.

Структура и объем диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Содержание диссертации изложено на 130 страницах, текст иллюстрируют 19 таблиц, 10 рисунков.

Список литературы

включает 184 источника.

ОЦЕНКА Влияние снега на другие компоненты природного комплекса и хозяйственную деятельность человека, Таблица 14 Компонент Влияние на другие компоненты природного комплекса природРельеф и Воздух Воды Почвы Растительность Животный Хозяйственная ного горные мир деятельность комплекса породы человека Снег (вода Передвижение 1) Влияние 1) При таянии Предохраняет от 1) Препятствует Способст1) Защищает в твердом снега ветром выпадения снега на осуществляется промерзания. вымерзанию вует защите озимые.

состоянии) способствует запьшенность и питание рек, следовательно. растений — от мороза посевы от овражной прозрачность озер, подземных в зимнее время в теплоизолирующее различных морозов и эрозии воздуха. Во время водпочве протекают влияниевидов создает снегопада снежинки 2) Препятствует биохимические 2) Механическое животных накопления адсорбируют на нарастанию процессы воздействие на влаги на своей поверхности мощности деревья и поляхпыль и различные ледяного покрова образование 2) Снежные хим. вещества. озер и рек снеголомов и заносы Происходит снеговалов создают очищение воздуха и трудности увеличение его некоторым прозрачностивидам.

2) Влияние на транспорта влажность воздуха. (железнодоро Снег, имея более жному. низкую температуру, автомобильно чем воздух у его му) поверхности вызывает конденсацию атмосферной влаги и воздух иссушается Использование материалов экскурсии на уроках географии: Материалы экскурсии можно использовать на уроке обобщающего повторения по теме: «Природные зоны России», Знания, приобретенные учащимися на экскурсии, могут служить основой для сравнения природных зон России,.

3.3. Проверка эффективности экспериментальной методики формирования криологических понятий у школьников На завершающем этапе проведения обучающего эксперимента в 9 контрольных и 9 экспериментальных классах проводились контрольные тесты (п. 1,3) с целью выяснения эффективности формирования криологических понятий у учащихся 6, 7, 8 классов. Учащиеся обследованных классов выполняли тесты в конце учебного года и оценивались по пятибалльной шкале. Критериями сформированности криологических понятий, соответствующим балльной системе оценивания, являются пять последовательных показателей (по В. П. Симонову) [30, 140- 240]:

1. «различение»;

2. «запоминание»;

3. «понимание»;

4. «умения»;

5. «перенос». 1- й показатель — «различение» (распознавание), уровень знакомства ;

уровень усвоения криологических понятий, при котором обучающийся отличает криологические объекты, процессы или явления, проявляет только общее знакомство с их внешними, поверхностными признаками. Например, учащийся при предъявлении ему задания на определение понятий не может указать полный ответ, а пытается «угадать» правильный ответ.2- й показатель — «запоминание» — уровень усвоения криологических понятий, при котором обучающийся способен достаточно полно воспроизводить изученные свойства, признаки без глубокого уяснения их сущности, благодаря механической памяти. На данном уровне усвоения, как подчеркивает В. П. Симонов, «учащийся отвечает на вопросы репродуктивного плана» [140- с.240]. 3-ий показатель — «понимание» — уровень усвоения криологических понятий, при котором учащийся выделяет существенные признаки криологических предметов и явлений, устанавливает причинно следственные связи между понятиями, умеет их обосновывать, воспроизводит изученный криологический материал в преобразованном виде, может привести собственные примеры. На этом этапе учащийся применяет мыслительные операции: анализа и синтеза, обобщения и систематизации и т. д.Умение — 4-й показатель степени обученности — уровень усвоения криологических понятий, при котором обучаемый применяет их на практике: решает стандартные (типовые) задачи, вскрывает причинно-следственные связи при анализе теоретического материала, умеет устанавливать связи теории и практики. Перенос — 5-й уровень усвоения криологических понятий, при котором обучающийся умеет творчески использовать сформированную систему криологических понятий на практике в новой ситуации. «Перенос характеризуется способностью к обобщению и переносу установленных закономерностей в новые учебные и практические ситуации. Учащийся при этой степени обученности дает ответ на любой вопрос, решает любую задачу или пример, который может быть ему предложены в соответствии с программными требованиями на данном этапе обучения, конструирует новые способы деятельности и находит часто новые, оригинальные подходы к решению поставленных перед ним задач» [140- с. 242]. В. П. Симонов отмечает эволюцию уровней усвоения и указывает на совершенствование последующего показателя по сравнению с предыдущим (рис. 7). Вся совокупность определенных знаний, умений и навыков определяется как степень обз^енности равная 100%, так I + II + III + IV +V =.

4% + 12% + 20% + 28% + 36% [140, с.243]. V перенос Рис. 7. Уровни усвоения учебного материала учащимися В. П. Симонов считает, что 1-й показатель степени обученности ;

«различение» составляет 4%- 2-й показатель — «запоминание» ;

составляет 12% от степени обученности в абсолютном измерении, учащегося достигшего этого уровня можно считать обученным до 16%- 3-й показатель — «понимание» — составляет 20% от степени обученности, и учащегося достигшего данный показатель, можно считать обученным до.

36%- 4-й показатель — «простейшие умения и навыки» — составляет 28%) от общей степени обученности, и учащегося, достигшего этого показателя можно считать обученным до 64%- 5-й показатель — «перенос» — составляет.

36% от степени обученности, и учащегося, достигшего его, можно считать обученным до 100% [140, с. 244]. Показатель степени обученности, его содержание от общей степени обученности, степень обученности учащихся при достижении этого показателя и оценка в баллах представлены в таблице 15. Таблица 15 Соотношение степени обученности учащихся к школьным отметкам Показатель степени обученности Различение Запоминание Понимание Умения и навыки Перенос Содержание от общей степени обз^енности.

4% 12% 20% 28% 36% Степень обученности учащихся достижении показателя До 4% До 16% До 36% До 64% До 100% Отметка (в.

баллах).

2 (неуд.) 2 (неуд.) 3 (УД.) 4 (хор.) 5 (отл.) Достижение учащимися уровня «различения» и «запоминания» не являются достаточными, им соответствует отметка «неудовлетворительно" — уровню «понимания» — «удовлетворительно" — уровню «умения» ;

«хорошо" — уровню «перенос» — «отлично» [30]. Согласно, вышеуказанной методике В. П. Симонова и содержанию вопросов ответы учащихся на контрольные тесты (глава 1, п. 1.3), на которые они отвечали до и после проведения обучающего эксперимента, оценивались следующим образом: шесть и менее правильных ответов отметка «2" — семь-девять — «3" — десять-двенадцать — «4" — тринадцать пятнадцать — «5». Таблица 16 Результаты эксперимента по формированию криологических понятий в курсе географии 6−8 классов (ДО ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА) Класс Количество учащихся Число обучающихся Процент успеваемости СОУ Уровень обученности 6 КЛАСС К1 23 0 4 13 73,9 0,35 Низкий К2 23 0 5 11 69,6 0,36 Низкий КЗ 24 0 5 11 66,7 0,35 Низкий Э1 23 0 3 14 73,9 0,34 Низкий Э2 23 0 4 12 69,6 0,35 Низкий ЭЗ 24 0 7 7 58,3 0,36 Низкий 7 КЛАСС К1 23 0 13 5 78,3 0,47 Средний К2 22 2 8 6 72,7 0,46 Средний КЗ 25 1 10 6 68 0,43 Средний Э1 24 0 6 14 83,3 0,40 Средний Э2 23 0 7 10 73,9 0,39 Средний ЭЗ 23 2 3 10 65,2 0,38 Средний 8 КЛАСС К1 24 2 0 14 66,7 0,34 Низкий К2 25 0 2 13 60 0,30 Низкий КЗ 21 0 3 14 80,9 0,36 Низкий Э1 23 1 3 12 69,6 0,36 Низкий Э2 24 0 5 11 66,7 0,35 Низкий ЭЗ 23 1 3 11 65,2 0,35 Низкий Таблица 17 Результаты эксперимента по формированию криологических понятий в курсе географии 6−8 классов (ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА) Класс Количество Число Процент Степень Уровень учащихся обучающихся успеваемости обученности обученности На На На учащихся (СОУ) «5» «4» «3» 6 КЛАСС К1 23 4 11 5 86,9 0,57 Высокий К2 23 9 5 6 86,9 0,64 Высокий КЗ 24 7 12 3 91,6 0,67 Высокий Э1 23 17 4 1 95,6 0,87 Высокий Э2 22 16 4 1 95,4 0,86 Высокий ЭЗ 25 18 3 3 96 0,85 Высокий 7 КЛАСС К1 23 6 10 4 86,9 0,62 Средний К2 22 3 13 3 86,4 0,58 Средний КЗ 25 4 6 11 84 0.49 Средний Э1 23 9 10 2 91,3 0,71 Высокий Э2 24 10 10 3 95,8 0,73 Высокий ЭЗ 23 8 11 4 100 0,72 Высокий 8 КЛАСС К1 24 4 11 7 91,7 0,58 Средний К2 25 6 9 8 92 0,60 Средний КЗ 21 5 8 7 95,2 0,61 Средний Э1 23 15 6 1 95,6 0,84 Высокий Э2 24 18 4 2 100 0,89 Высокий ЭЗ 23 17 3 3 100 0,87 Высокий 6 ж с л, а с с •N2 к л, а с с, а 1 ж с л, а с с №- к л, а с с, а 8 к л, а с с П Контрольные классы • Эксперименталь ные классы ЛЧЬ к л, а с с, а Рис. 8. Соотношение степени обученности учащихся контрольных и экспериментальных классов после экспериментального обучения Анализ результатов таблицы 16 показывает, что до проведения эксперимента учащиеся имели начальный уровень криологических знаний, хотя являющийся еще низким для учащихся 6 класса. Логично, что на данном этапе и успеваемость учащихся не превышает 74%. При этом следует отметить, что показатели контрольных и экспериментальных классов находились примерно в равных значениях. После проведения экспериментального обучения, что видно из таблицы 17, во всех экспериментальных классах наблюдается высший уровень сформированности криологических понятий, что превосходит уровни сформированности — в контрольных классах. Показатель степени обученности криологическим понятиям увеличивается у учащихся экспериментальных классов, превышая показатель контрольных классов в среднем примерно на 0,20 (табл. 16, рис.8). Так, в 6 классе наблюдается максимальный разрыв в 0,30 (К 1=0,5 7 и Э1=0,87), в 7 классе — в 23 (К3=0,49 и Э=0,72), в 8 классе — в 0,26 (К1=0,58 и Э 1=0,84- К3=0,61 и Э3=0,87). Наибольшие показатели СОУ экспериментальных классов отмечаются в 6 и 8 классах (до 0,87 и 0,89). По всей видимости, это связано с возможностью изучать криологический материал на краеведческий основе, при проведении работ на местности. Исходя из данных таблицы 17, подчеркнем снижение количества неудовлетворительных оценок у учащихся экспериментальных классов, что указывает на повышение процента успеваемости шестиклассников до 96, у семии восьмиклассников до 100. В ходе экспериментального обучения совместно с психологами проводилась оценка мотивации и рефлексивной деятельности учащихся контрольных и экспериментальных классов. Ниже частично представим некоторые результаты исследования, так как данные аспекты не могут четко раскрываться в рамах изучения одного школьного предмета. У учащихся 6−8 классов рассматривалось наличие основных мотивов учебной деятельности: достижения, учебно-познавательного, избегания неудач, соревнования, (таблица 18, 19).долга и ответственности перед родителями Таблица 18 Результаты оценки мотивации изучения криологических понятий в курсе географии 6−8 классов (ДО ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА) Мотив учебной деятельности Класс Число Достижения УчебноИзбегание Соревнования Ответствен обучаюпознавательный неудач ность перед щися родителями 6 КЛАСС Контрольные на «5» — - - - ;

на «4» — 4 чел. 7 чел. 3 чел. ;

на «3» — - - - 35 чел. Эксперимен тальные на «5» — - - - ;

на «4» — 4 чел. 7 чел. 3 чел. ;

на «3» — 3 чел. — - 30 чел.7 КЛАСС Контрольные на «5» Зчел. — - - ;

на «4» 3 чел. 1 чел. 10 чел. 5 чел. 12 чел. на «3» — - 7 чел. — 10 чел. Эксперимен тальные на «5» 2 чел. — - - ;

на «4» — 5 чел. 6 чел. 5 чел. ;

на «3» — - 4 чел. — 30 чел.8 КЛАСС Контрольные на «5» — - - 2 чел. ;

на «4» 5 чел. — - - ;

на «3» 2 чел. 2 чел. 10 чел. 10 чел. 17 чел. Эксперимен тальные на «5» 2 чел. — - - ;

на «4» 2 чел. 2 чел. 6 чел. 1 чел. ;

на «3» 9 чел. 1 чел. 11 чел. — 13 чел. Таблица 19 Результаты оценки мотивации изучения криологических понятий в курсе географии 6−8 классов Мотив учебной деятельности Класс Число Достижения УчебноИзбегание Соревнования Ответствен обучаюпознавательный неудач ность перед щися родителями 6 КЛАСС Контрольные на «5» 5 чел. 5 чел. 10 чел. — ;

на «4» 10 чел. 8 чел. 7 чел. 3 чел. ;

на «3» — 6 чел. 3 чел. — 5 чел. Эксперимен тальные на «5» 19 чел. 20 чел. 7 чел. 1 чел. 4 чел. на «4» — 5 чел. 6 чел. — ;

на «3» 1 чел. — - - 4 чел.7 КЛАСС Контрольные на «5» 3 чел. 4 чел. — 2 чел. 4 чел. на «4» 5 чел. 6 чел. 3 чел. 5 чел. 10 чел. на «3» — 6 чел. 3 чел. — 9 чел. Эксперимен тальные на «5» 12 чел. 17 чел. — - ;

на «4» 6 чел. 11 чел. 4 чел. 10 чел. ;

на «3» — 5 чел. — - 4 чел.8 КЛАСС Контрольные на «5» — 3 чел. — 2 чел. 10 чел. на «4» 8 чел. 3 чел. 7 чел. — 10 чел. на «3» 1 чел. — 1 чел. 10 чел. 10 чел. Эксперимен тальные на «5» 10 чел. 28 чел. — 10 чел. 2 чел. на «4» 2 чел. 9 чел. — - 2 чел. на «3» 2 чел. 2 чел. 2 чел. — - Анализ результатов мотивов способствующих учению показал:

1) До экспериментального обучения большая часть учащихся основным мотивом, стимулирующим их учебную деятельность, считала долг и ответственность перед родителями.2) Высокие результаты после экспериментального обучения имеет учебно-познавательный мотив, желание учащихся получать новые знания.3) По сравнению с до экспериментальным этапом после эксперимента мотив достижения начинает приобретать для учащихся важное значение. В ходе эксперимента проводилась работа по развитию рефлексивной деятельности учащихся. Рефлексивная деятельность ;

это аналитическая деятельность учащихся, которая направлена на осмысление и переосмысление ими тех или иных содержаний своего индивидуального сознания и обеспечивает их успешное осуществление учебной деятельности. В целом рефлексия деятельности учащихся 6−8 классов оценивалась по трем аспектам: интерес изучения криологических понятий, объем усилий необходимых для их изучения и отношение к знаниям о криологии. Учащимся предлагалось, поставив крестик, на шкале указать свое мнение и оценить свои интерес, усилия, знания по данной теме изучения (рис. 9, 10).Оценка результатов рефлексии учащихся контрольных и экспериментальных классов после проведения эксперимента показала:

1) У учащихся экспериментальных классов более высокий интерес (на это указали более 50% учащихся) к изучению криологических объектов и явлений, чем у учащихся контрольных классов;

2) Учащимися экспериментальных классов отмечается, более высокий объем усилий, требуемый для формирования криологических понятий, чем учащимися контрольных классов;

3) Показатель знаний учащиеся экспериментальных классов (по их мнению) на 20% ниже, чем учащиеся контрольных классов.1. Интерес 2. Усилия 3. Знания 000 Рис. 9. Шкалы результатов рефлексии учащихся контрольных 6−8 классов (средние показатели).

1. Интерес 2. Усилия 0(c)& 3. Знания 00 Рис. 10. Шкалы результатов рефлексии учащихся экспериментальных 6−8 классов (средние показатели) Таким образом, результаты экспериментального обучения подтверждают педагогическую эффективность предложенной методики формирования криологических понятий при изучении курсов географии 6−8 классов. Выводы по 3 главе.

1. При подготовке к экспериментальному обучению, на основе целей и задач исследования предопределены методические условия, при которых процесс формирования криологических понятий происходит эффективнее. Важнейшим из них является: соответствие обучения этапам формирования криологических понятий и их системности.3, Результаты экспериментального исследования изложены в соответствии с методикой В. П. Симонова, где проверялись «различение», «запоминание», «понимание», «умения», «перенос» криологических понятий учащимися. Указанные показатели указывали степень обученности ;

основной критерий сформированности криологических понятий учащихся.3. Педагогический эксперимент подтвердил положение о том, что использование заданий в комплексе и при организации практической работы учащихся оказывает положительное действие на формирование криологических понятий. Как показало сравнение результатов степени обученности учащихся 6−8 классов, разработанная методика и предлагаемые на ее основе методические рекомендации обеспечивают наиболее полное усвоение криологических понятий.

Заключение

Обзор психолого-педагогический литературы позволил установить, что работа учащихся над усвоением научных понятий необходима для приобретения новых знаний и влечет за собой развитие их мышления. Теоретический анализ методической литературы показал, что в методике обучения географии отводится важная роль процессу формирования географических понятий. Однако, учителями-методистами четко не выделяется группа криологических понятий, которая, на наш взгляд, требует уделить внимание. Данное положение подтвердилось на этапе констатирующего эксперимента. Анализ методической и учебной литературы позволил дать определение группе криологических понятий, выделить понятия криологического содержания в курсе 6−8 классов и их классифицировать. С учетом аспектов, предъявляемых к процессу формирования географических понятий разработаны этапы и критерии применительно к формированию криологических понятий у учащихся 6−8 классов. В соответствии с общепринятыми в дидактике положениями непрестанное развитие понятий — это в первую очередь систематизация понятий и постепенное сведение их в общую систему. Исходя из этого, разработана система криологических понятий. Предлагаемая в диссертационном исследовании методика формирования криологических понятий предусматривает применение методов и средств обучения, которые стимулировали бы добывание знаний учащимися через организацию практической деятельности. В соответствии с системой криологических понятий и последовательностью их формирования разработан комплекс заданий, характеризующихся практической направленностью. Предложенные виды работ активизируют самостоятельную деятельность учащихся в добывании криологических знаний и стимулируют их исследовательскую деятельность. На основе системного подхода смоделирована методическая система формирования криологических понятий в курсе географии 6−8 классов, которая представлена единством целевого, мотивационного, содержательного, процессуального и оценочно-результативного компонентов. Она направлена не только на формирование научного знания, но и на преобразование его в прикладное, личностно-значимое для учащихся, необходимое для географического образования и в повседневной жизни. Для проведения экспериментального обучения были разработаны методические рекомендации с учетом того, что для формирования некоторых криологических понятий приемлем индуктивный путь, а для формирования других дедуктивный. Экспериментальный этап подтвердил эффективность использования комплекса заданий, способствующих организации наблюдений, полевых практик, маршрутных съемок, работе на географической площадке, проведению практических работ, разработке и реализации учебных проектов, решению задач прикладного характера, выполнению заданий с использованием учебника и научно-популярной литературы, для повышения подготовки учащихся по криологическим вопросам в курсе географии 6−8 классов. Таким образом, подтверждена гипотеза исследования и доказана обоснованность предлагаемой методики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. — М.: 1996.-191 с.
  2. В. Научные проблемы тестового контроля знаний. — М.:Госкомитет РФ по высшему образованию: Учебный центр при исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов, 1994.- 135 с.
  3. В. Форма тестовых заданий. Учебное пособие. — М.:Исследовательский центр гособразования СССР по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1991. — 35 с.
  4. В. С, Гетманенко Г. Е. Методические принципы композициитестовых заданий. Учебное пособие для преподавателей гуманитарных дисциплин. М.: 1996. — 55 с.
  5. Р. М. Система понятий и принципов гносеологии. — Л.: Изд-воЛенинградского ун-та, 1991. — 232 с.
  6. Г. П. и др. Методика обучения географии. Учебнометодическое пособие для студентов-заочников 3−4 курсов географического факультета. М.: МГЗПИ, 1991. — 166 с.
  7. П. К. Теория функциональной системы // Успехифизиологических наук. — 1970. — № 1. — с. 19−54.
  8. Г. Я., Буткина М. В. Интегрированный урок по теме: «Живыеорганизмы в суровых природных условиях Антарктиды». // География в школе, 1998, № 7 .
  9. В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. — Иркутск: ИГПИ, 1989.- 195 с.
  10. П. Д. Вопросы о погоде. — Л.: Гидрометеоиздат, 1982. — 240 с.П. Атлас снежно-ледовых ресурсов мира. М.: Российская академия наук, 1997.
  11. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогическихисследований. — М.: Педагогика, 1990. — 176 с.
  12. И. Я. Материалы к общему мерзлотоведению / Отв. ред. Баранов И. Я. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. — 271 с.
  13. И. И. География России. Природа. 8 кл.: Учеб. дляобщеобразоват. учеб. заведений. — 6-е изд., дораб. и доп. — М.: Дрофа, 2001.-288 с.
  14. Е. А. К вопросу об усилении практической направленностишкольной географии // География в школе, 2006, № 6, с. 44−45.
  15. Е. А. От практических работ к практико-ориентированнымпроектам // География и экология в школе X X I века, 2006, № 3, с. 61−65
  16. Е. А. Усиление практической направленности школьнойгеографии в соответствии с современными требованиями к результатам обучения // География в школе, 2005, № 5, с. 47−55.
  17. В. В. Древний холод. — М.: Мысль, 1983. — 157 с.
  18. В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.:Педагогика, 1989. — 192 с.
  19. М. И. Полярные льды и климат. — Л.: Гидрометеорологическоеизд-во, 1969.-36 с.
  20. Г. В. Снежные заносы и борьба с ними. — М.: Дориздат, 1952.-49 с.
  21. В. Г. Внеклассная работа по изучению снежного покрова. //География в школе, 1972, № 1. 62−63
  22. В. Формирование природоохранных понятий в школьномкурсе физической географии. Дне. … к. пед. н, — Л.: 1987.
  23. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.- Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвеш-ение, 1979. 288 с.
  24. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Подред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. — М.: Просвеш-ение, 1967. 360 с.
  25. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Подред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. — М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1962. 287 с.
  26. Вереш-агина Н. О. Формирование экономических понятий при изучении"Экономической и социальной географии мира" 10 класс. Дне. … к. пед. п. -СПб., 1999.
  27. Л. Собрание сочинения. В 6-ти, т. 2, 4. Вопросы теории иистории психологии. / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1982.-488 с.
  28. Л. Избранные пед. сочинения. — М.: АПН РСФСР, 1956.250 с.
  29. Л. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М.Л.: Учпедгиз, 1935. — 135 с.
  30. Н. Л., Мельничук Н. Л. Сто приемов для учебного успехаученика на уроках географии: Методическое пособие для учителей по освоению и использованию пед. технологии «ИСУД» — М.: «5 за знания», 2006. — 128 с.
  31. П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов.4-е изд. — М.: «Книжный дом «Университет», 2002. — 336 с.
  32. П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формированиядетского мышления // Вопросы психологии, — 1966. — № 4. — 128−135
  33. П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М.:Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 45 с.
  34. П. Я. Психология мышления и учение о поэтапномформировании умственных действий / Исследования мышления в совет, психологии. — М., 1966. — с. 236−277
  35. А. О преподавании географии. Перевод с англ. Л. Д Синицкого.М., 1905.- 182 с.
  36. География России: Учеб. для 8−9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. А. И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл. — М.: Дрофа, 2001. — 320 с: ил., карт.
  37. География России: Учеб. для 8−9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. А. И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 2: Хозяйство и географические районы. 9 кл. — 3-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2002. — 288 с: ил., карт.
  38. География России: Учеб. для 8−9 кл. средн. шк. / А. В. Даринский, Е. Я. Чернихова, Э. Л. Файбусович и др.- Под ред. А. В. Даринского. Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Свет, 1998. — 351 с.
  39. География снежного покрова. / Под ред. Г. Д. Рихтера. — М.: Изд-воАкадемии наук СССР, 1960. — 223 с.
  40. Т. П., Неклюкова Н. П. География: Нач. курс: Учеб. для 6кл. общеобразоват. учреждений. — 10-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001.-208 с.
  41. Гин А, А, Приемы педагогической техник: Свобода выбора. Открытость, Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя, — 3-е изд, — М: Вита-Пресс, 2001, — 88 с.
  42. А. Т. Педагогические исследования: содержание, организация, обработка результатов.- М.: Издательский центр АПО, 2003. — 41 с.
  43. Гляциологический словарь / Под ред. В. М. Котлякова. — Л.:Гидрометеоиздат, 1984. — 528 с, 191
  44. Г. Л. Разноуровневая технология обучения на примереизучения темы: «Антарктида» // География в школе, 1998, № 4, с. 65−67
  45. Государственный образовательный стандарт (национальнорегиональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области: Екатеринбург, 2000. — 140 с. www.redlinemedia.m/news.php?id=5448
  46. В. С, Землянский Ф. М. Диалектика развития понятийной формымышления (Анализ становления различных понятийных форм).- М., 1981.-319 с.
  47. Н. Ф. Многолетнемерзлые породы приморской зоны Якутии.- М.: Наука, 1966.-180 с.
  48. И., Щеколдина И. В. Зимняя ландшафтная практика: Учебноепособие. — Петрозаводск: КГПУ, 2001. — 40 с.
  49. К. М. Индивидуально-психологические особенностишкольников. — М.: Знание, 1988. — 80 с. — (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 6).
  50. В. В. Виды обобщения в обучении: (Логико-психологич.проблема построения учеб. предметов). — М.: Педагогика, 1972. — 432 с.
  51. М. И. Самостоятельная работа учащихся по физическойгеографии СССР. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1982. — 112 с.
  52. Р. М. Теория и методика обучения географии: Учебное пособие. Пенза: Изд-во ПГП м. В. Г. Белинского, 2003. — 188 с.
  53. Г. В. Урок по теме «Ледники». // География в школе, 2005, № 1.с. 49−52
  54. Л. А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах:Приложение к основной книге интегрированного экспериментального учебного пособия «Земля». — М.: МИРОС, 1994. — 144 с.
  55. Диагностика обученности. Диагностические контрольные работы (география). УМП / Под ред. Дормидоптовой Т. И. — СПб: 2002 (Научнометодический центр Кировского района)
  56. Л. Д., Осипова Г. Б. Ледники. — М.: Мысль, 1989. — 447 с.(Природа мира).
  57. В., Ян В. Формирование представлений и понятий при обучениигеографии. Пер. с нем. И. М. Шрайбера. Под ред. Л. М. Панчешниковой. М.: «Педагогика», 1970. — 240 с.
  58. И. В. и др. География: Наш дом — Земля: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев. — 3-е изд. — М.: Дрофа, 1999.-416 с.
  59. Э. Д. Общая геокриология: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2002.682 с, 3−5
  60. Н. Метеорология в средней школе. — М.: Изд-во Академиипед. наук РСФСР, 1948. — 112 с. 84−87, 106−107, 110−111
  61. Заир Бек И. Формирование понятий эколого-экономического. Дис. …к. пед. наук. — СПб., 1997.
  62. Л. Я. Дидактические основы формирования системы знанийстаршеклассников. — М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  63. Л. Я. Системность — качество знаний. — М.: Знание, 1976. — 64 с.
  64. Ф. А. Формирование понятий о процессах жизнедеятельностиорганизма при обучении зоологии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. п. н. — М.: Научно-исследовательский институт содержания и методов обучения, 1982.
  65. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков ушкольников. — М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1962. — 374 с.
  66. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Знание, 1981.-96 с.
  67. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственнойдеятельности и умственное развитие учащихся. — М: Просвещение, 1968. -288 с.
  68. Г. Д. Процесс развития как целостная система. Учебноепособие. — СПб.: Образование, 1996. — 135 с.
  69. Л. Проблемы теории обучения. — М.: Педагогика, 1984.346 с.
  70. И. Д. Снежный покров на территории СССР. Автореферат насоискание уч. степени д. г. и. — Л.: Главная геофизическая обсерватория им. А. И. Воейкова, 1980. — 32 с.
  71. В. А. Формирование понятий при изучении курса географииматериков- Научно-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1979. — 152 с.
  72. В. А. и др. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. дляобщеобразоват. учеб, заведений / В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. — 8-е изд. — М.: Дрофа, 2001. — 320 с.
  73. В. А. Самостоятельная работа учащихся по географииматериков: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  74. В. А. Требования к системе заданий для самостоятельныхработ по курсам физической географии // География в школе, 1982, № 2, с. 38−41
  75. В. А. Формирование понятий при изучении курса географииматериков- Научно-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1979. — 152 с, стр. 112−113
  76. В. М. Избранные сочинения в шести книгах. Книга 2. Снежный покров и ледники Земли. — М.: Наука, 2004. — 448 с.
  77. В. М. Избранные сочинения в шести книгах. Книга 5. В миреснега и льда. — М.: Наука, 2002. — 384 с.
  78. Краткое руководство по методике географии. Для учительскихсеминарий и школ, педагогических классов женских гимназий и епархиальных женских училищ. / Составитель Я. И. Руднев, Изд. 2-е, испр. и доп. С-Петербург, 1909.
  79. В. А., Лукин Н, Психология подростка, М.: Просвещение, 1965,-316 с.
  80. О. В. Материки и океаны: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / О. В. Крылова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 303 с.
  81. О. В. Методическое пособие по географии материков иокеанов: 7 кл.: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1997. — 144 с.
  82. О. В. Физическая география: Нач. курс: Учеб, для 6 кл.общеобразоват. учреждений / О. В. Крылова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2002. — 192 с.
  83. Н. Е, Теоретические основы формирования систем понятий вобучении химии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д. п, н. — Л.: ЛГПИ им, А. И, Герцена, 1986, — 45 с.
  84. Н. Е. Формирование систем понятий в современном обучениихимии. — Л.: Изд-во ЛГПИ, 1985.- 103 с.
  85. Н. Е. Формирование систем понятий при обучении химии. М.:Просвещение, 1989. — 144 с.
  86. А. Н. Овладение учащимися научными понятиями какпроблема педагогической психологии. — М., 1980. — Т. 1. -е. 161−186
  87. Лернер И, Я. Познавательные задачи в обучении истории. — М.:Просвещение, 1968. — 98 с.
  88. В. И. Вопросы викторины для 7 кл. // География в школе, 2004, № 4, с. 34−36.
  89. А. К. Психология обучения подростка. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  90. М. И. Современный урок. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:Педагогика, 1985. — 144 с.
  91. А. В. Уровневые задания при проверке знаний // География вшколе, 2004, № 6
  92. Н. А. Мышление в процессе обучения // Исследованиямышления в советской психологии. — М., 1966, с. 349−387
  93. Н. А. Психология усвоения понятий // Известия АПИРСФСР.-М., 1950.-Вып. 2 8. — е. 3−16
  94. И. П. Урок-игра: «Будущее ледяного континента» //География в школе, 2000, № 2, с. 79−81
  95. Методика обучения географии в средней школе: Учеб. пособие длястудентов пед. ин-тов по геогр. спец. / Под ред. Л. М. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1983. — 320 с.
  96. Методика формирования системы знаний студентов при изучениихимических дисциплин в педвузе. Методические рекомендации / Под ред. Чернобельской Г. М. — М.: МГПИ, 1982. — 87 с.
  97. Л. А. Организация педагогического эксперимента в школе:Учебно-методическое пособие. — Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. — 53 с.
  98. И.А. Вечная мерзлота Якутии. Якутск: Кн. изд-во, 1984.120 с.
  99. Р. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 608 с.
  100. В. Введение в общую дидактику / Пер. с польского. — М., 1990.
  101. В. М. Петр Анжу. — М: Географгиз, 1958. — 40 с.
  102. Педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов и пед. колледжей / Подред. П. И. Пидкасистого — М, 1995. — 638 с.
  103. А. В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательныхучреждений. — М.: Дрофа, 2000. 192 с.
  104. А. В., Родина Н. А. Физика: Учебник для 7 классовобщеобразовательных учреждений. — 14-е изд. — М.: Просвещение, АО «Московский учебник», 1997. — 192 с.
  105. Н. Н. География. Начальный курс. 6 кл.: Учеб. дляобщеобразоват. учеб. заведений, — 2-е изд. — М.: Дрофа- ДиК, 1998. 256 с.
  106. Н. Н. Новый образовательный стандарт. Оценка качестваподготовки выпускников основной школы по географии: 9 класс / Петрова П. П. — М.: Изд-во «Экзамен», 2006. — 61 с. (Серия «Учебнометодический комплект) 109. Полевые практики по географическим дисциплинам: Учебное пособие /Под ред. В. А. Исаченкова. — М.: Просвепдение, 1980. — 224 с.
  107. И. И. Школьные опыты и наблюдения над снегом.Ленинград: Государственное изд-во, 1925. — 53 с.
  108. И. Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсебиологии. Учебное пособие. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979. — 88 с.
  109. Пономарева И, Н., Соломин В. П. Экологическое образование вроссийской школе: История. Теория. Методика: Учебное пособие / Под ред. В. П. Соломина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 415 с.
  110. Н. П., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операцийу старшеклассников. — М.: Педагогика, 1989, — 152 с,
  111. Презентация к уроку географии по теме: «Ледники» в 6 классе учителяРякиной Л, Н. (http://schools.perm.m/modules/wfdownloads/visit.php?cid= 11 &lid=72)
  112. Приложение к Закону Красноярского края об установлении краевогокомпонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае от 29. 09. 2005 № 16−3786
  113. Примерная программа основного общего образования по географии //Вестник образования, 2006, № 3, с. 56−57
  114. Программно-методические материалы. Физика. 7−9 кл. /Сост. В. А. Коровин, Ю. И. Дик. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 1999. — 224 с.
  115. Н. О. Игра «По Антарктиде» // География в школе, 1995,№ 3, с. 61−65.
  116. Психология развития: Учебник для студентов высш. и пед. заведений. /Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова и др. Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Изд. центр: «Академия», 2001. — 352 с.
  117. Развитие биологических понятий в V — IX классах. / Под ред. чл.-кор.АПН РСФСР доктора пед. наук Н. М. Верзилина. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956.-324 с.
  118. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся приизучении физической географии: (Из опыта работы), / Под ред. И. И, Бариновой, Т. П. Герасимовой. — М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  119. Э. М. География: природа России: Учеб. для 8 кл.общеобразоват. учреждений. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 310 с.
  120. Региональный (национально-региональный) компонентгосударственного стандарта общего образования в Сахалинской области. — Южно-Сахалинск: Департамент Сахалинской области, 12.09.2005, № 528-ОД.
  121. Г. Д. Снег и его использование. — М.: Знание, 1960. — 32 с.
  122. Ю. И., Степанов В. Е. Ступницкий В. П. Психология и педагогика:Учеб. пособие для студентов ВУЗов. — М.: Академии. Проект- Изд-во научно-образовательной лит-ры РЭА: Екатеринбург: Деловая книга, 1999.-308 с.
  123. Самостоятельная работа учащихся по географии. / Под ред. А. В. Даринского. — Л., 1961, — 228 с.
  124. Л. Р., Орлов А. В. Человек в мире льда. — М.: Знание, 1988.- 48 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Науки о Земле" — № 7).
  125. Л. Р. Древнее оледенение и жизнь. — М.: Наука, 1980.127 с.
  126. В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлениипедагогическими системами: Учебное пособие. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 1999. -430 с.
  127. В. П. Управление социальными (педагогическими) системами.Учебник. (Серия: Педагогический менеджмент. НОУ-ХАУ в образовании. — Книга пятая). Авторское издание. — М. , 2005. — 197 с.
  128. Системно-структурный подход к построению курса химии / Под ред.Е. М. Соколовской, Н. Ф. Талызиной. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1983.- 172 с.
  129. Системно-структурный подход к построению курса химии /3. А. Решетова, Т. А. Сергеева, Н. Г. Салмина и др. — М.: Изд-во МГУ, 1983. 174 с.
  130. В. В., Кутейникова М. Г. Возрастные особенности детейшкольного возраста. — Минск: Изд-во «Нар. асвета», 1973. — 96 с.
  131. Современный урок географии. Ч. 2: Методические разработки уроков сиспользованием новых пед. технологий обучения / Ред.-сост. И. И. Баринова. — М.: Школа-Пресс, 2001. — 80 с.
  132. Справочник путешественника и краеведа. Том 2. / Сост. В.Обручев.М.: Гос. изд-во географической лит-ры, 1950. — 684 с. (Статьи В. Калесника, Г. Д. Рихтера и Л. Д. Долгушина, Н. Суслова)
  133. В. П. Физическая география. Нач. курс. Учеб. для 6 кл.общеобразоват. учреждений. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1999. — 192 с.
  134. В. Д., Финаров Д. П. Методика обучения географии:предметный аспект.// География в школе, № 4, 2004, с. 41−45
  135. А. В. Работа на географической площадке. — М.:Просвещение, 1970. — 152 с.
  136. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний(психологические основы). — М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. 345 с.
  137. Н. Ф. Теория поэтапного формирования умственных действийи проблема развития мышления // Сов. педагогика. — 1967. — № 1. с. 28−32
  138. Н. Ф. Усвоение существенных признаков понятий приорганизации действий испытуемых // Доклад АПИ РСФСР. — 1957. — № 2. — с. 47−50
  139. Т. Б. Школьный агрометпост. // География в школе, 1971, № 1.С. 62−65
  140. В. Вечная мерзлота и освоение горных стран инизменностей. На примере Магаданской области и Якутской АССР. Магадан: Кн. изд-во, 1972. — 174 с.
  141. Томирдиаро С В. Природные процессы и освоение территории зонывечной мерзлоты. — М.: Недра, 1978. — 145 с.
  142. М. В. Ледники и климат. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1966.408 с.
  143. Н. В. Криолитологические исследования на учебной практике.М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1988. — 50 с.
  144. Г. К., Малиновская Н. М. Изучение снежного покрова иледников в школе. Пособие для учителей. — М.: «Просвещение», 1972. 175 с.
  145. А. В. Психолого-дидактические основы формирования уучащихся научных понятий. — Челябинск, 1978 — 97 с.
  146. А. В., Завьялов В. В. Самостоятельная работа учащихся впроцессе изучения физики: Методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1984. — 96 с. — (Проф.-тех. образование).
  147. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)Минобразования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2006/2007 учебный год, // Учительская газета, № 2, 2006, с. 20.
  148. Г. М. Термокарст и вечная мерзлота. — Новосибирск: Наука, 1984.-262 с.
  149. Физ. география в пед. ин-те. — М.: 1972.
  150. Д. П. География: Материки, океаны и страны: Учеб. для 7 кл.общеобразоват. учреждений / Д. П. Финаров, В. Васильев, Е. Я. Чернихова — М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ" — СПб.: СпецЛит, 2001. — 296 с.
  151. Д. П. Физическая география: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Д. П. Финаров. — 4-е изд. — М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ" — СПб.: СпецЛит, 2002. — 207 с.
  152. Д. П. Методика обучения географии в школе: Учебное пособиедля студентов вузов / Д. П. Финаров. — М.: ACT: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007.-382 с.
  153. Формирование понятий «природный комплекс» и «географическаяоболочка» в 5 классе. (Методическое письмо). / Под ред. А. Захарова. — Куйбышев, 1972.-47 с.
  154. В. Г. Снега и льды Земли. — М,: Наука, 1969. — 164 с.
  155. М. Б. Теория и практика конструирования педагогическихтестов: Учебное пособие. — М.: Логос, 2002. — 432 с.
  156. ЧИЖОВ А. Б. К системным исследованиям в криологии имерзлотоведении. // История и методология естественных наук. Вып. XXIII (Геология). М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. — 152 с.
  157. Т. И. Активизация учения школьников, М.: Педагогика, 1982.208 с.
  158. М. П. Мышление школьника. — М.: Учпедгиз, 1663.
  159. П. Ф., Ковальков В. П. Геокриология и проблемы освоенияСевера. — М.: Знание, 1987. — 48 с. — (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Науки о Земле», № 4).
  160. П. А. Динамическая гляциология. (Выпуск 1) — М.: 1969. — 172с. Сер. «Человек и окружающая среда»
  161. П. А. Очерк истории исследования подземных льдов.Якутск: Якуткнигоиздат, 1959. — 54 с.
  162. В. А. О группировке приемов учебной работы учащихся курсефизической географии // География в школе. — 1982. — № 2. — с. 32−37
  163. В. А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физическойгеографии: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1979. — 141 с.
  164. Е. М. Древнее оледенение Большого Кавказа. — М.: Изд-воМосков. ун-та, 1973. — 271 с.
  165. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя.М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  166. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Сост. Г. В. Карпов. — М.: Педагогика, 1981. — 384 с.
  167. Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. — М.:Эдиториал УРСС, 1997. — 444 с.
  168. Л. Я. О вечно мерзлой почве в Сибири. Сообщение инж.Л. Ячевского — СПб.: Тип. A.C. Суворина, 1889. — 15 с.
Заполнить форму текущей работой