Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Резюме. 
Психолого-педагогический мониторинг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако некритичность в выборе диагностического инструментария и зачастую неквалифицированное использование методов обследования негативно отразились на качестве собираемой информации: вместо заявленной выработки целостного представления о ребенке на основе синтеза медицинских, физиологических, психологических и других данных составлялась компиляция мало связанных между собой сведений из разных… Читать ещё >

Резюме. Психолого-педагогический мониторинг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прообразом педагогического мониторинга в России была образовательная статистика, обеспечившая сбор количественной информации о школах, учителях и учащихся. Большой вклад в разработку научных основ мониторинга внесли педологи, впервые обратившие внимание на ребенка, на необходимость целостного подхода к его изучению, разработки научного диагностического инструментария и создания специальных служб, которые непосредственно занимались бы сбором и хранением информации о детях.

Однако некритичность в выборе диагностического инструментария и зачастую неквалифицированное использование методов обследования негативно отразились на качестве собираемой информации: вместо заявленной выработки целостного представления о ребенке на основе синтеза медицинских, физиологических, психологических и других данных составлялась компиляция мало связанных между собой сведений из разных наук, изучающих ребенка; не было найдено и принципа, объединяющего эти сведения. Все это, включая стихию тестирования и анкетирования, стало причиной принятия ЦК ВКП (б) в июле 1936 г. известного Постановления «О педологических извращениях в системе наркомпросов», осудившего и запретившего деятельность педологов.

Лишь в конце 1940;х и в 1950;е гг. снова был поставлен вопрос о необходимости изучения учащихся с целью использования собранной информации в их обучении и воспитании.

В 1960;е и последующие годы начал складываться перечень показателей эффективной деятельности школы, замыкавшийся на количественной информации, в которой не нашлось места для сущностных характеристик личностного развития учащихся.

Впервые мониторинг в России начали практически организовывать и проводить лишь в самом начале 1990;х гг. в связи с введением педагогических новшеств, отслеживание эффективности реализации которых стало обязательным условием инновационной деятельности, всегда сопровождающейся определенным риском. Остро ощущалась потребность в федеральном мониторинге качества образования. Однако все попытки его создания пока не вышли на уровень их практической реализации.

Национальные системы оценки качества образования, сопоставимые по своей организации и содержанию с мониторингом, во многих европейских странах были созданы уже к началу 1980;х гг. Из существующих ныне международных мониторинговых исследований в сфере образования наиболее авторитетными признаются PIRLS, T1MSS и PISA.

Целью PIRLS-исследования является изучение качества чтения и понимания текста учащимися 4 классов начальной школы различных стран. Как показали результаты исследований, российские выпускники начальной школы успешно справляются с заданиями, проявляя способность интегрировать информацию, содержащуюся в тексте, понимать основную идею текста и смело высказывать свою точку зрения.

Исследование TIMSS направлено на изучение качества математического и естественнонаучного образования учащихся 4 и 8 классов. Образовательные достижения учащихся оцениваются по следующим критериям: уровень усвоения школьных программ по математике и естественнонаучным предметам (знания и умения), отношение к изучаемым дисциплинам, интересы и мотивация обучения. Специально выявляется степень владения учащимися основными видами познавательной деятельности: знанием, применением и рассуждением.

Наши учащиеся 4 и 8 классов, особенно углубленно изучающие предметы естественно-математического цикла, показывают в TIMSSисследовании достаточно высокий уровень предметных знаний и умений. По результатам последних двух исследований (2007 и 2011 г.) они вошли в первую десятку и по математике (10 и б места соответственно), и по естествознанию (5 и 7 места). Однако демонстрация учащимися значительного багажа предметных знаний обнаружила и целый ряд недостатков в их естественно-математической подготовке. Самыми существенными из них в области математической подготовки являются неумение применить полученные знания к реальным ситуациям, характерным для повседневной жизни, недостаточное развитие пространственных геометрических и вероятностных представлений, а также умения интерпретировать количественную информацию, представленную в характерной для средств массовой информации форме — таблиц, диаграмм и графиков; а в области естественнонаучной подготовки — неумение интегрировать приобретенные знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем нас мире.

Концепция оценки качества образования PISA-исследования разработана на основе компетентностного подхода. Показателем результатов обучения выступает не степень освоения учебных программ, а способность применять предметные знания и умения в ситуациях, требующих умения обобщать, размышлять, делать выводы, принимать решения и продуктивно действовать, то есть сформированность основных (базовых) компетенций, названных грамотностями.

В тестах PISA учащимся предлагаются не типичные задачи по физике, химии или математике, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированное™ общеучебных и интеллектуальных умений.

Россия принимала участие во всех циклах PISAисследования — 2000, 2003, 2006, 2009, 2012 г. Однако наши школьники пока не показали высоких достижений в умении применять школьные знания в жизни. В 2012 г. Россия заняла 34 место по математической грамотности, 42 место — по читательской и 37 место — по естественнонаучной из 65 стран-участниц. Первые места в мониторинге PISA-2012, как и прежде, заняли страны ЮгоВосточной Азии (Китай, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Япония), а также Финляндия. Тем не менее мониторинг 2012 г. показал, что результаты российских учащихся 15-летнего возраста за последние три года улучшились практически по всем направлениям. На 14 баллов (с 468 до 482) повысились средние результаты по математической грамотности; на 16 баллов (с 459 до 475) — по читательской; на 8 баллов (с 478 до 486) — по естественнонаучной грамотности. Несмотря на относительно невысокие результаты, эксперты отмечают, что в абсолютном выражении образовательные умения и навыки российских подростков за три года выросли, и эта благоприятная тенденция будет сохраняться и впредь.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой