Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Классно-урочная система обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Некоторые черты классно-урочной системы имели место в средние века в монастырских школах (классы, парты, кафедра учителя, звонки перед началом и в конце занятий). В эпоху Возрождения появилось разделение детей на классы по знаниям, стали вводиться учебные планы, разнообразились методы и приемы обучения. Классно-урочная система была принята также в иезуитских школах и коллегиумах. В 20−30-х годах… Читать ещё >

Классно-урочная система обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие классно-урочной системы обучения, ее суть и история развития

Классно-урочная система обучения — это такая организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются по классам и основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Уроки проводятся по расписанию, составленному на основе учебного плана. Учебные помещения в школе называются классными комнатами, учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими.

Классно-урочная система является важнейшим изобретением в дидактике. Она преодолела долгий и сложный путь, придя на смену индивидуальному обучению, которое широко применялось в школах древнего мира и средневековья.

Некоторые черты классно-урочной системы имели место в средние века в монастырских школах (классы, парты, кафедра учителя, звонки перед началом и в конце занятий). В эпоху Возрождения появилось разделение детей на классы по знаниям, стали вводиться учебные планы, разнообразились методы и приемы обучения. Классно-урочная система была принята также в иезуитских школах и коллегиумах. В 20−30-х годах XVI в. классно-урочная система применялась в общедоступных школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии и других странах.

Творцом классно-урочной системы справедливо считают Яна Амоса Коменского, который проверил, усовершенствовал и использовал ее основные принципы при организации школ в Чехии и Польше. В «Великой дидактике» и в «Законах благоустроенной школы» (1633−1638) он обобщил огромный опыт, оформил контуры классно-урочной системы, которая уже более 350 лет господствует как форма организации учебно-воспитательного процесса в школах всего мира.

Развитие классно-урочной системы XIX в. тесно связано с именем К. Д. Ушинского, который в своих трудах представил урок как неотъемлемую и главную форму классно-урочной системы. Разработанная Ушинским теория урока основана на его дидактическом учении о систематичности, последовательности и прочности усвоения знаний, о наглядности и активности учащихся в обучении, на учете психофизиологических законов.

В конце XVIII — начале XIX в. получили распространение в различных странах белл-ланкастерская система обучения (названа именами английских педагогов Абелла и Дж. Ланкастера) как система парного обучения: ученики были разделены на десятки (отделения), учились у своих старших товарищей («мониторов»), которых в свою очередь готовил учитель. Вместо учебников широко применялись иллюстрации (самодельные таблицы). При взаимном обучении ученики быстрее, чем в обычных школах, овладевали навыками письма, чтения, счета. Эта система считается прогрессивной, в России свидетельством были офицеры-декабристы, они учили письменности своих солдат. Белл-ланкастерская система оправдывала себя там, где не хватало учителей, но она не давала прочных знаний, потому что с «монитором» всегда можно было договориться, поэтому ее перевели в систему малокомплектных школ в селах, где учитель учил два-три класса одновременно.

В 20-х годах XX века были многочисленные попытки подменить установленную в советской школе классно-урочную систему обучения. Как альтернатива в 20-х годах в общеобразовательных школах широко применялся бригадно-лабораторный метод, который побудил учеников объединяться в бригаду, обрабатывать материал под руководством учителя или консультанта, а затем один из учеников от всей бригады сдавал его учителю. Этот метод, как и каждый метод обучения, имел свои преимущества и недостатки: в какой-то мере приучал учащихся к самостоятельности, демократии и в то же время способствовал безответственности части учащихся, которые прятались за спиной бригадира. Бригадно-лабораторный метод был несколько похож на типичный американский «метод проектов», при котором учащиеся получали большое задание («проект») и разрабатывали его по очереди.

В 20-е годы в советской школе частично проникла американская система Дальтон-план, правильнее Долтон-план (по названию американского города Долтон, где она широко применялась). Создателем этого плана стала известна учительница О. Паркхерст. Ученики сходились утром в школу в «класс организации», где они под руководством учителя-консультанта составляли план на день, а потом работали самостоятельно. Учет работы у учеников осуществлялся с помощью сложной системы: в конце занятия ученики сдавали зачет, результаты которого заносились в индивидуальную карточку. Домашние задания отсутствовали. Это была одна из самых распространенных школьных систем, основанных на принципе индивидуального обучения. Негативными чертами этой системы были: низкий уровень дисциплины, отсутствие работы учителя со всем классом, конечный слабый результат. В школах России в 20-х годах были попытки применения Дальтон-плана как формы «свободного обучения», но он оказался неэффективным.

В начале XX в. А. Ферьер (Швейцария), О. Декролли (Бельгия), О. Шульц (Германия) ввели в школах комплексный метод обучения, который заключался в объединении учебного материала вокруг тем-комплексов. Комплексность нарушала предметность преподавания, систематичность изучения основ наук. В советских школах западные комплексы заменялись новым содержанием, существовали комплексы-программы «Труд», «Природа», «Общество», предметная система почти терялась. Все эти системы обучения не выдерживали испытания конечным результатом — не хватало прочных систематизированных знаний, поэтому в 30-х годах отечественная школа и педагогическая наука отказалась от этих экспериментов. С 1931 года вернулась к классической классно-урочной системе обучения.

В США, Японии, во многих европейских странах классно-урочная система сохраняется лишь в младших (1−6) классах, а дальше обучение организуется добровольно в факультативных группах В последнее десятилетие классно-урочная система обучения обогатилась новыми теориями целостности, проблемно-развивающего и программированного обучения, крупноблочной системы преподавания, личностно ориентированного обучения, дифференциации и индивидуализации учебной работы, самостоятельной работы учащихся и др. В систему учебных занятий прочно вошли наблюдения, демонстрации и различные лабораторные работы, экскурсии, использование технических средств обучения, опорных таблиц-сигналов, учебные модули, стандартизация, 12-балльное оценивание и тематический учет знаний учащихся.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой