Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе изучения проблемы оценивания продуктов детского художественного творчества выделены два блока критериев. Это блок «творческой активности»: эмоциональное раскрытие темы, образное решение темы, сформированностъ замысла, применение субъективного опыта, художественно-образное сопоставление, анимация изображения, творческая смелость и блок изобразительной грамотности: композиционная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
    • 1. 1. Творческая деятельность и воображение
    • 1. 2. Особенности протекания процессов воображения у детей младшего школьного возраста
  • Глава II. РИСУНОК КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Критерии оценки рисунков учащихся начальных классов
    • 2. 2. Взаимодействие процессов воображения и творческой деятельности на занятиях по изобразительному искусству. (Констатирующий эксперимент)
  • Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Методика активизации творческой деятельности младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством
    • 3. 2. Уроки рисования по воображению — как средство активизации творческой деятельности учащихся младших классов на занятиях по изобразительному искусству. (Формирующий эксперимент)

Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Поиск путей активизации творческой деятельности человека является одной из основных задач педагогической науки. Важнейшая составляющая педагогического процесса — создание оптимальных условий для становления целостной, всесторонне развитой личности, готовой к активным творческим действиям. В этой связи возникает потребность в разработке и исследовании проблемы формирования творчески активной личности ребенка на занятиях по изобразительному искусству, так как именно изобразительное творчество является активным средством познания действительности, формирования эмоциональной отзывчивости, эстетических вкусов, развития художественных способностей детей.

Изучению специфики и характера творческой деятельности в различных областях науки и искусства посвящены исследования П. К. Анохина, Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского, Дж. Гилфорда, Дж. Дьюи, А .Я. Зись, У. Ламберта, В. Лоунфельда, Б. С. Мейлаха, А. Т. Шумилина, М.Г. Ярошевско-го. В работах данных исследователей подчеркивается, что в деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера. Проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности, так как личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности.

Деятельность — это активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром, так как он ставит перед собой цели, осознает мотивы, побуждающие его к активности, то есть деятельность — регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Исследователи определяют творческую деятельность как сознательную, целеполагающую, направленную на познание и преобразование действительности, в результате которой создаются новые, оригинальные материальные и духовные ценности.

Анализируя структуру деятельности, психологи (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, Е. И. Игнатьев, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов) показали, что она осуществляется при сознательном психическом отражении окружающего мира. То есть человек осознает цель своих действий, воображает будущий результат, воспринимает и оценивает условия деятельности, обдумывает последовательность операций, эмоционально переживает ход деятельности и ее итог. Таким образом, психика ориентирует человека в условиях деятельности и выступает в качестве регулятора, так как протекание и развитие психических процессов существенно влияют на содержание, структуру деятельности, ее мотивы, цели и средства осуществления.

Основой творческой деятельности Л. С. Выготский определяет воображение, так как оно проявляется во всех сферах жизни, делая возможным научное и художественное творчество. На сегодняшний день в психологической теории нет единства взглядов на проблему воображения, ученые вводят все новые его характеристики. Так, одни подразделяют воображение на продуктивное и репродуктивное, преднамеренное и произвольное (В.В.Давыдов, Е. И. Игнатьев, B.C. Кузин, А. В. Петровский, А.Г. Рузская), другие включают в него память как обязательный компонент (ГШ. Блон-ский, С. П. Бочарова, О. А. Данилевич, Ф. Кейра, С. Л. Рубинштейн, А. Селли), третьи настаивают на его тесной связи с мышлением (П.П. Блонский, О. И. Никифорова, А.В. Петровский), четвертые по существу отождествляют воображение с мышлением (А.В. Брушлинский).

Психологической наукой достаточно полно исследованы процессы формирования образов воображения, которые могут быть использованы в педагогической практике для разработки методов, активизирующих творческую деятельность учащихся. Для нашего исследования большое значение имеет то, что процесс воображения является основой творческой деятельности, а также то, что творчество присуще человеку с самого раннего детства и развивается, видоизменяется в процессе его взросления.

Формирование образов воображения у ребенка находится в зависимости от ведущей деятельности: в дошкольном детстве это игра, а в младшем школьном возрасте — учение, и эта зависимость обоюдная, поскольку деятельность значительно активизируется при условии развитого воображения. Оба возраста характеризуются активизацией функции воображения, поэтому этот период является сензитивным для ее формирования. Этим объясняется актуальность и необходимость развития воображения в начальной школе для подготовки детей к продуктивной творческой деятельности, а также рядом благоприятных факторов, соответствующих данному возрасту.

Проблема активизации творческой деятельности детей посредством развития воображения в процессе обучения изобразительному искусству издавна привлекает ученых, педагогов, художников, так как воображение — это процесс познания, активного изучения окружающего мира, необходимый компонент и результат творческой деятельности. Поиску эффективных путей развития воображения учащихся на материале разных видов искусства были посвящены исследования О. М. Аскеровой, Г. В. Батоева, О. М. Дьяченко, Е. И. Игнатьева, Н. Э. Изергиной, Л. И. Коноваловой, B.C. Кузина, B.C. Павлова, Ю. А. Полуянова, J1.A. Харламовой.

Изучение влияния воображения на активизацию творческой деятельности учащихся в процессе изобразительной деятельности приобретает особую актуальность в комплексе психологических проблем, связанных с развитием художественно-творческих способностей ребенка. Это обусловлено введением ряда программ по изобразительному искусству, где приоритеты отданы формированию способности к творческому самовыражению.

Опора на развитие воображения в процессе рисования имеет принципиальное значение. Это объясняется творческим характером изобразительной деятельности. Обеспечивая создание новых образов, воображение способствует раскрытию духовного богатства учеников, проявлению их индивидуальных особенностей, накоплению ими опыта творческой деятельности. Недооценка роли воображения на начальном этапе обучения ребенка рисованию приводит, в конечном счете, к примитивному восприятию им явлений жизни и искусства, затормаживает нормальное развитие аффективной и когнитивной сфер.

В период обучения в школе происходят изменения в формировании воображения, они связаны с новой задачей, поставленной систематическим обучением: выдвижением на первый план развития памяти и воссоздающего воображения. В отличие от памяти, создающей образы, максимально приближенные к эталону, деятельность продуктивного воображения направлена на создание таких моделей объектов и ситуаций, которые к тому моменту не существовали в сознании человека. Сущность работы воображения состоит в создании новых образов, на основе уже имеющихся. Таким образом, для активизации творческой деятельности учащихся целевая установка урока рисования должна быть направлена не только на воспроизведение конкретного образа, но и на формирование в сознании нового образа, элементы которого имеют аналогии в реальном мире.

Так как процесс изображения — это отражение реальной действительности, которое различно для каждого возрастного периода, и зависит от того, на каком уровне развития находятся психические процессы ребенка, то можно предположить, что рисование по воображению наиболее результативно будет в младшем школьном возрасте, в связи с тем, что уроки рисования по воображению в начальной школе опираются на наглядно-образное мышление, которое играет существенную роль на данном возрастном этапе.

Процесс формирования образов воображения на уроках изобразительного искусства рассматривается как одна из возможностей творческого самовыражения и как основа активизации творческой деятельности личности. Для учащихся начальных классов — еще и как необходимая и естественная база для формирования умения выполнить грамотное реалистическое изображение. Эта проблема недостаточно исследована в методике преподавания изобразительного искусства, хотя отдельные работы дают конкретный материал для обобщения и систематизации.

Таким образом, актуальность исследования определяется важностью этой проблемы для формирования творческой личности и недостаточной разработанностью методики формирования образов воображения, нацеленной на активизацию творческой деятельности младших школьников.

Целью исследования является методическое обоснование системы обучения, стимулирующей творческую деятельность учащихся начальных классов посредством развития воображения как необходимого условия этой деятельности.

Объектом исследования является творческая деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства.

Предметом исследования является процесс активизации творческой деятельности учащихся начальных классов на занятиях по изобразительному искусству.

Анализ научных исследований по общей и возрастной психологии, философии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства, изучение практики работы учителей в младших классах, собственная экспериментальная работа позволили сформулировать гипотезу исследования: творческая деятельность учащихся младших классов на занятиях по изобразительному искусству значительно активизируется, если процесс обучения направлен на преимущественное формирование образов воображения, стимулируемого целенаправленным восприятием предметов изображения, что способствует эффективному формированию замысла и поиску изобразительных и выразительных средств его реализации.

Цель, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:

— определить методологические и психолого-педагогические принципы активизации творческой деятельности младших школьников;

— выявить особенности влияния процесса воображения на творческую деятельность детей младшего школьного возраста;

— выявить психолого-педагогические условия, способствующие активизации творческой деятельности учащихся начальных классов на занятиях по изобразительному искусству;

— обосновать методику, способствующую активизации творческой деятельности младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством.

Методологической основой исследования являются основополагающие положения философии, психологии и педагогики о художественном познании и отражении действительности, теории личности и деятельности, теории развивающего и личностно-ориентированного обучения, положения, раскрывающие специфические особенности процесса воображения в художественном творчестве.

Методы исследования:

— теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;

— анализ педагогического процесса (изучение программ по изобразительному искусству, анализ и обобщение опыта работы преподавания изобразительного искусствапедагогические наблюдения за учащимися начальных классованализ рисунковбеседы с учителямианкетирование учителейанализ уроков);

— педагогический эксперимент;

— качественный и количественный анализ результатов эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретическое обоснование взаимодействия творческой деятельности и формирования образов воображения учащихся младших классов в процессе занятий изобразительным искусством.

2. Активизация процесса творческой деятельности учащихся посредством рисования по воображению на основе восприятия, наблюдения и преобразования образов предметов.

3. Методика проведения занятий по изобразительному искусству в 1 -3 классах, направленная на активизацию творческой деятельности учащихся.

Научная, новизна исследования заключается в следующем:

— систематизированы психолого-педагогические основы активизации творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству;

— конкретизированы и научно обоснованы методы обучения изобразительному искусству, активизирующие творческую деятельность учащихся, посредством формирования образов воображения;

— выявлены наиболее эффективные способы формирования образов воображения у младших школьников;

— определены и научно обоснованы критерии, раскрывающие творческую направленность рисунков детей;

— выявлены психолого-педагогические условия преподавания изобразительного искусства, активизирующие творческую деятельность учащихся;

— разработана методическая система активизации творческой деятельности младших школьников посредством формирования образов воображения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемая методика активизации творческой деятельности учащихся способствует качественному повышению содержательной стороны занятий по изобразительному искусству в школе. Такая методика обусловливает переход от игры в дошкольном возрасте к учению в начальной школе, формируя необходимую и органичную базу для рисования с натуры в среднем и старшем возрасте. Результаты педагогического исследования могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательных школ, в системе дополнительного образования. Отдельные положения могут быть применены в подготовке педагогических кадров.

Достоверность исследования обеспечивается теоретическим обоснованием работы, с опорой на научные исследования в области философии, психологии, педагогики и теории изобразительного искусстваэкспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследованияразработкой основных критериев оценки работапробацией исследования на курсах повышения квалификации учителейреализацией идей исследования в экспозициях городских и областных выставок детского творчества.

Этапы исследования:

1 этап (1993 — 1995 гг.) состоял в теоретическом изучении литературы, программ, учебников, статей по проблеме исследования, в наблюдении и анализе педагогического процесса, изучении опыта работы по преподаванию изобразительного искусства, в определении целей и задач опытно-экспериментальной работы в школе и методики проведения эксперимента. По завершении данного этапа были определены предмет, задачи, окончательно сформулирована гипотеза и конкретизированы методы проведения эксперимента, проведен первый этап констатирующего эксперимента.

2 этап (1995 — 1997 гг.) определил основные положения проведения заключительного этапа констатирующего эксперимента и формирующий эксперимент и включал апробацию методической системы по активизации творческой деятельности младших школьников. Проверка эффективности разработанной методики обучения была проведена в школах № 39, № 85, в изостудии галереи «Мир живописи» г. Омска.

3 этап (1997 — 2000 гг.) заключался в систематизации полученного материала, в анализе результатов опытно — экспериментальной работы, проверке отдельных положений и выводов, их обобщении. Данный этап включал внедрение материалов экспериментального исследования в практику работы учителей города Омска и области.

Апробация исследования и внедрение его результатов. Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях Омского областного ИПКРО (1994 — 1998 гг.). Апробация результатов проходила в школах с углубленным изучением изобразительного искусства № 39, № 85, в общеобразовательных школах города Омска и Омской области, в изостудии галереи «Мир живописи». По материалам исследования разработан лекционный и семинарский спецкурс для учителей, который читается на курсах повышения квалификации педагогов города и области в ООИПКРО. В контексте исследования организованы и проведены выставки детского рисунка на базе галереи «Мир живописи» (ООИПКРО).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое исследование и экспериментальная проверка проблемы активизации творческой деятельности младших школьников на занятиях изобразительным искусством привели к следующим выводам.

Одной из основных проблем образования и воспитания личности является развитие активной творческой деятельности. Под творческой деятельностью подразумевают деятельность сознательную, целеполагающую, направленную на познание и преобразование действительности, создающую новые, оригинальные материальные и духовные ценности.

Во всех видах деятельности человека проявляются два связанных между собой процесса: воспроизводящий и творческий. Деятельность, результатом которой является создание новых образов или действий, является творческой. Как правило, в деятельности воспроизводящие и творческие процессы выступают как единое целое образование, внутри которого элементы воспроизведения и творчества взаимодополняют друг друга. Рисование, как деятельность самостоятельная, всегда выполняется либо на вос-производяще-творческом, либо на творческом уровне.

Творческая деятельность основана на воображении, то есть на комбинирующей способности мозга, которая реализуется в создании нового в форме образа, представления или идеи и источником имеет объективную действительность. Многообразие приемов, способствующих возникновению образов воображения, расширяет возможности как в формировании образов, так и действий, отражается на продуктивной и процессуальной сторонах деятельности, и, следовательно, активизирует ее. Преобладание познавательного воображения способствует успешному планированию деятельности и самостоятельному ее исполнению, детальной проработке изображения. Эмоциональность воображения влияет на формирование разнообразных, оригинальных замыслов, передающих эмоции, переживания, отношения. Для активизации творческой деятельности необходимо, чтобы чувственная и рациональная стороны воображения находились в единстве.

Психологической наукой исследованы процессы формирования образов воображения, которые могут быть использованы в педагогической практике для разработки методов, активизирующих творческую деятельность учащихся.

Младший школьный возраст является сензитивным для включения ребенка в осознанную творческую деятельность, так как в дошкольном детстве благодаря игре у детей уже развивались такие особенности воображения, как установление связи между предметами и явлениями, подвижность и гибкость этих связей, эмоциональная окраска образов созданных воображением. Под руководством взрослого учащиеся начальных классов способны направлять деятельность своего воображения на решение творческих задач. Младший школьный возраст — это период, наиболее благоприятный для формирования образов воображения. Этот возраст характеризуется подъемом изобразительной деятельности, и началом формирования способности произвольно строить образы, пользуясь реальным и абстрактным материалом.

Каждый из основных видов детской игры оказывает влияние на формирование образов воображения и развитие творческих способностей ребенка. В результате образы воображения у детей возникают от двух источников: от переживаний ребенка, разрешения противоречий субъективных, когда он поглощен эмоциями, настроением, отношениями с другими людьми, и от его интереса к миру и разрешений противоречий объективного мира, когда ребенка интересует устройство, конструкция, детализация этого мира. Таким образом, превалирующий вид воображения влияет на характер рисунка, на степень его детализации, полноты, на смысловые акценты, на степень выразительности художественных средств.

Для активной творческой деятельности учащихся в процессе занятий изобразительным искусством необходима опора на субъективный опыт учеников, так как в процессе творческой деятельности происходит обязательное преобразование, изменение известных образов предметов путем сравнения и поиска общих признаков нового образа с прежними, в результате чего формируется замысел. Младший школьник способен создавать замысел рисунка, который определяет выбор действий и условий, а также осуществлять преобладающий вид деятельности (репродуктивный или творческий), необходимый для его реализации.

Творческая деятельность в процессе освоения предметно — пространственной среды становится формой самовыражения школьника, раскрывает его потенциал, а его отражение в продукте этой деятельности дает возможность педагогу видеть изменения в развитии личности ребенка.

Формирование образов воображения в процессе изобразительной деятельности младших школьников определяет адаптационный переход от образного решения тем к грамотному реалистическому изображению.

В процессе изучения проблемы оценивания продуктов детского художественного творчества выделены два блока критериев. Это блок «творческой активности»: эмоциональное раскрытие темы, образное решение темы, сформированностъ замысла, применение субъективного опыта, художественно-образное сопоставление, анимация изображения, творческая смелость и блок изобразительной грамотности: композиционная организация листа, конструктивный анализ формы предметов, отражение пространственных отношений объектов, применение законов цветоведения, тоновое решение рисунка, техника изображения. Оба блока разведены друг с другом условно, так как в реальной учебной деятельности все критерии находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, вместе с тем на стадии исследования они могут быть дифференцированы и подвергнуты определенному анализу.

Качественный анализ рисунков учащихся третьих классов, выполненных в период констатирующего этапа эксперимента, позволяет сделать следующие выводы:

— творческая активность учащихся младших классов находится в непосредственной зависимости от вида рисования;

— активизация творческой деятельности существенно зависит от заинтересованности учащихся в изображении, их настроя, когда эмоциональное отношение к теме переносится на восприятие изображаемого предмета;

— на уроках рисования с натуры, на тему и по воображению происходит формирование изобразительной грамотности младших школьников.

Результаты констатирующего эксперимента позволили предположить, что одним из основных видов занятий изобразительным искусством в начальной школе могут стать уроки рисования по воображению на основе наблюдения и преобразования образов натуры. Уроки рисования по воображению имеют свою специфику, оказывающую существенное влияние на активизацию творческой деятельности младших школьников: предоставляют возможность каждому проявить свою индивидуальность в формировании замыслов, предусматривают дифференцированный подход учеников к выбору сложности выполнения задания, формируют дивергентный тип мышления, при котором появляется возможность получить множество вариантов решения одной задачи, в результате чего не возникает условий для формирования изобразительных штампов, поддерживают интерес учащихся за счет эмоциональности и конкретности поставленных задач, обогащают знания учащихся, наполняют новым содержанием и взаимодополняют не связанные между собой образы предметов, формируют художественное видение окружающего мира, способствуют формированию изобразительной грамотности учащихся.

Каждый ребенок объективно нуждается в создании условий, содействующих его творческому росту за счет максимально возможного обогащения его воображения. Таким условием может быть методическая система, способствующая формированию воображения учащихся младших классов на уроках изобразительного искусства. В ходе диссертационного исследования был разработан и апробирован оптимальный вариант такой системы.

Компонентами содержания данной методической системы являются: цель, задачи, содержание, методы и формы работы, ориентированные на результат. Цель методической системы — активизация творческой деятельности учащихся посредством формирования образов воображения. Цель обучения реализуется через решение комплекса взаимосвязанных задач: а) формирование образов воображения в процессе рисованияб) развитие способности формировать замысел композиции на основе наблюдения натурыв) формирование специальных умений, необходимых для художественно-практической деятельности.

В процессе обучения учащихся изобразительному искусству реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств и факторов их развития. Исходя из цели, содержание для данной системы ориентировано на активизацию творческой деятельности младших школьников. Основными компонентами содержания занятий по изобразительному искусству являются: познавательный опыт личности, эмоциональный опыт личности, опыт творчества и опыт практической деятельности.

Методы обучения были выбраны в соответствии с тремя компонентами, составляющими любую деятельность — организации, стимулирования и контроля: это методы организации деятельностиметоды стимулирования деятельностиметоды контроля над эффективностью деятельности.

Организация учебного процесса осуществляется в традиционных формах обучения: групповых — урок и экскурсияиндивидуально-обособленном — домашнее задание.

Результаты обучающего эксперимента подтвердили правомерность выдвинутой нами гипотезы о том, что познавательная и творческая деятельность учащихся младших классов значительно активизируется, если в обучении изобразительному искусству преимущественно формировать образы воображения на основе наблюдения и преобразования образов предметов и явлений.

Формируя образы воображения на уроках изобразительного искусства, мы предполагаем развитие особого типа познавательного отношения к миру, при котором индивидуальная трактовка отличается вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же явления, вследствие чего повышается творческая активность учащихся. В процессе занятий изобразительным искусством через уроки рисования по воображению происходит активное познание картины окружающего мира, рисование по воображению дает возможность ученикам не только фиксировать предметы действительности, но и выражать свое к ним отношение. Рисование по воображению развивает зрительную память, совершенствует мнемонические функции, помогает устанавливать связи между далекими друг от друга явлениями, проявляет эмоциональное отношение учащихся к изображаемому, синтезирует многие впечатления, которые индивидуальны для каждого учащегося, то есть у учащихся младших классов значительно активизируется творческая и познавательная деятельность. Наряду с этим рисование по воображению формирует художественно-практические умения, способствующие адекватной реализации замысла в процессе рисования.

Рисование по воображению на основе наблюдения и преобразования образов натуры позволяет глубже познать действительность, опыт аналити-ко-синтетического восприятия предметов действительности формирует у учащихся способность к наблюдению. Вглядываясь в предметы, младший школьник замечает особенности их формы, ее изменения в зависимости от положения предмета в пространстве, характерные элементы и детали и т. д. Со временем вырабатывается способность аналитического восприятия, которое подчинено задачам изобразительной грамотности. Дети учатся фиксировать свое внимание на форме, цвете, освещенности по возможности полно и детально. Рисование по воображению на основе наблюдения и преобразования образов натуры, имея огромное значение для развития способности к образной интерпретации действительности, является базой для изобразительной грамотности.

Рисование по воображению на основе наблюдения и преобразования образов натуры, так же, как и рисование с натуры, вырабатывая способность к аналитическому восприятию, опирается на способность человека удерживать в памяти образы действительности и преобразовывать их. Благодаря деятельности воображения, увиденное в действительности человек может воссоздать, вновь пережить взволновавшее его событие, вновь и с новыми акцентами, обусловленными ситуацией, субъектным опытом, оценить ранее воспринятое, а затем отразить это в продукте творческой деятельности.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Дети младшего школьного возраста в силу психолого-физиологических особенностей наиболее восприимчивы к пониманию особенностей изобразительного искусства, если их обучение опирается на деятельность воображения.

2. Рисование по воображению развивает зрительную память, совершенствует мнемонические функции, активизирует эмоциональное восприятие изображаемого, помогает устанавливать связи между далекими друг от друга явлениями, синтезирует многие впечатления, которые индивидуальны для каждого учащегося.

3. Опыт аналитико-синтетической деятельности воображения формирует у учащихся способность к наблюдению, позволяет глубже узнать действительность. Вглядываясь в предметы, младший школьник замечает особенности их формы, ее изменения в зависимости от положения предмета в пространстве, характерные элементы, детали, цвет и т. п.

4. В процессе формирования образов воображения активизируется субъективный опыт учащихся, благодаря которому творческая деятельность приобретает личностно-ориентированный характер.

— 1645. В результате формирования образов воображения учащиеся свободно варьируют образы предметов, умеют видеть различные способы решения одной задачи, следовательно, у них появляются предпосылки к творчеству, которое может иметь различные направления развития в более позднем возрасте.

6. При активизации воображения в процессе обучения происходит развитие особого типа познавательного отношения к миру, при котором индивидуальная трактовка отличается вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же явления, вследствие чего активизируется творческая деятельность учащихся.

7. Творческая практическая деятельность в процессе освоения окружающего мира становится формой самовыражения школьника, раскрывает его творческий потенциал, так как воображение, комбинируя внутренний и внешний материал опыта, выступает как ведущее качество внутреннего духовного проявления и развития ребенка и стремится получить материальное воплощение в продукте творчества, закрепить в предметно-практической деятельности новый опыт.

— 165.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Т., Левидова М. Цвет и линия. М.: «Сов. художник», 1976.-301 с.
  2. .Г. Воспитание наблюдательности школьников. -Л.: 1940. -64с.
  3. .Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 486 с.
  4. Р. Искусство и визуальное восприятие. М: Прогресс, 1974. — 392 с.
  5. Е.А. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985.-64 с.
  6. Г. В. Живопись: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
  7. М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  8. . Диагноз по чернильным кляксам // «Наука и жизнь» 1990. -№ 6.-С. 33 -39.
  9. Н.А. Кризис искусства. (Репринтное издание). М.: СП Интерпринт, 1990. — 48 с.
  10. М.Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968. -128 с.
  11. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
  12. Д.Б. Пути к творчеству / Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 10. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  13. Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 35 — 41.
  14. С. Теория отражения и художественное творчество. М: «Прогресс», 1970. — 496 с.
  15. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 222 с.
  16. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск, 1990. — 219 с.
  17. Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
  18. В мире мудрых мыслей / Под ред. Спиркина, А Г. М: Знание, 1962. — 331 с.
  19. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1982. 288 с.
  20. Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976. — 32 с.
  21. Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985. — 321 с.
  22. А.В. Математика и искусство.-М.: Просвещение, 1992.-335с.
  23. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Шорохов. М.: Изд-во МГПИ, 1988.- 185 с.
  24. Д.И. Гармония: Интегрированная программа интеллектуально художественного развития личности дошкольника. — СПб. ЛОИ-УУ, 1995.-78 с.
  25. Г. Тренировка ума. СПб: Питер Пресс, 1996. — 288 с.- 16 729. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  26. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  27. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1968. — 576 с.
  28. А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды. Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1989. — 128 с.
  29. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ. метод, материалы к курсу «Общ. Психология»: Учеб. пособие для студентовпед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. — 272 с.
  30. И.П. Изобразительное искусство: Методика обучения в 1 3 классах. — Киев: Рад. школа, 1978. — 111 с.
  31. И.П. Изобразительное искусство: Методика обучения в 4 6 классах. — Киев: Рад. школа, 1981. — 126 с.
  32. Д.И. Творческое воображение и эстетические чувствафилософская монография/ К.: Выща шк., 1990. — 143 с.
  33. И.Л. Изобразительное творчество: Программа обучения старших дошкольников и младших школьников и методические рекомендации к ее использованию. М.: Изд-во «Прометей» Ml И У, 1998.-75 с.
  34. Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. дляучителя. М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
  35. Р.Л. Разумный глаз. М.: Мир, 1972. — 209 с.
  36. Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя -М.: Просвещение, 1986. 239 с.
  37. С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок, о воспитании зрителя. Д.: Искусство, 1990.-223 с.
  38. У. Психология / Под ред. JI.A. Петровской. М. Педагогика, 1991.-368 с.
  39. Дизайн в общеобразовательной системе. М.: ВНИИТЭ, 1994. — 130 с.
  40. К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 96 с.
  41. А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 210 с.
  42. А .Я. Воображение. Смоленск, 1969. — 94 с.
  43. Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
  44. О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста. / В сб. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. проф. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997.-с. 67−78.
  45. О.М., Веркаса Н. Е. Чего на свете не бывает? М.: Знание, 1994.- 160 с.
  46. Г. Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. — 277 с.
  47. А.С. Оранжевый лев. М.: Педагогика, 1971. — 272 с.
  48. В.П. Образ и деятельность. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 608 с.
  49. А. Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987. — 252 с.
  50. Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
  51. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. — 31 с.
  52. Е.И. Развитие изобразительных способностей младших школьников в живописи // Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников: Сб. науч. тр. М.: Изд-во НИИ школ, 1981. -С. 110−119.
  53. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л.И. Цеханская- Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. -М.: Просвещение, 1989. 127 с.
  54. Изобразительное искусство в начальных классах. Б. П. Юсов, М. Н. Семенова, Г. С. Лепский и др., под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. Минск: Народная асвета, 1986. — 167 с.
  55. Изобразительное искусство в школе. Под ред. В. В. Колокольникова -М.: Педагогика, 1975. 96 с.
  56. Изобразительное искусство в школе: Сб. материалов и документов / Сост. Г. Г. Виноградова. -М.: Просвещение, 1990. 173 с.
  57. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: Из опыта работы / А. П. Ершова и др. -М.: Просвещение, 1991. 127 с.
  58. Искусство и дети. Сост. Шестаков. М.: 1969. — с.
  59. Искусство и школа: Кн. для учителя / Сост. А. К. Василевский. М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
  60. Искусствознание и психология художественного творчества / Под ред. А. Я. Зись, М. П. Ярошевского. М.: Наука, 1988. — 352 с.
  61. Искусство как фактор интеллектуально творческого развития школьников: Сб. научн. трудов / Под ред. Ю.У. Фохта-Бабушкина и Е.К. Чух-ман. — М.: НИИОП АПНСССР, 1980. — 122 с.
  62. Искусство рисунка: Сб. статей и публикаций / Сост. Г. В. Ельшевская. -М.: Советский художник, 1990. 368 с.
  63. Использование регионального компонента базисного учебного плана. Опыт и проблемы: Материалы областной научно практической конференции 4−5 ноября 1997 г. Часть 1/ Под ред. Медведицкого А. П., Нефедовой К. А., Буяновской Е. С. — Омск: ОмИПКРО, 1998. — 72 с.
  64. Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. — 112 с.
  65. О.А. Педагогика как любовь. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 133 с.
  66. В. О духовности в искусстве. М.: «Архимед», 1992. -108 с.
  67. Кан Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  68. П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 1999.-336 с.
  69. B.C. Художественное наследие и современность: От Леонардо да Винчи до Рокуэлла Кента / Сб. статей. М.: Изобразительное, 1989. — 272 с.
  70. В.И. Психология способностей изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 324 с.
  71. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., Б.и., 1992.- 172 с.
  72. О.Е. Формирование художественной наблюдательности студентов в системе развития образного мышления на занятиях изобразительным искусством (на примере факультетов начальных классов): Дис. .канд. пед. наук М., 1989. — 247 с.
  73. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  74. Л.И. Развитие читательского воображения школьников (5−8 кл.): Дис. .доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 1994. -425 с.
  75. Константин Коровин вспоминает. / Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. М.: Изобразительное искусство, 1990. — 607 с.
  76. Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 143 с.
  77. Г. Игра как основа детского творчества // Искусство в школе. -1994.-№ 2.-С. 3−9
  78. Красная книга культуры / Сост., подгот. текста, подбор илл. и предисл. В. Рабиновича. М.: Искусство, 1989. — 423 с.
  79. Л.М. Психология мышления. М.: «Психолог», 1996. — 344 с.
  80. Г. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  81. В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В. В. Давыдова // Вопросы психологии,-1998.-№ 5.-С. 59−68.
  82. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.- 144 с.
  83. B.C. и др. Изобразительное искусство в 1 4 классах малокомплектной начальной школы: Пособие для учителя / B.C. Кузин, Э.И. Ку-бышкина, Т. Я. Шпикалова. — М.: Просвещение, 1988. — 108 с.
  84. B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 3 классах. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  85. B.C. Наброски и зарисовки. М.: Просвещение, 1970. — 256 с.
  86. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе / B.C. Кузин. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1977.-207 с.
  87. B.C. Психология. Учебник. 3-е изд. М.: АГАР, 1997. — 304 с.
  88. B.C., Кубышкина Э. И., Ростовцев Н. Н., Шорохов В. Е., Шпика-лова Т.Я. Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах (учебное пособие) / Под общ. ред. B.C. Кузина. М.: НИИ школ, 1975.- 153 с.
  89. B.C., Кубышкина Э. И., Шпикалова Т. Я., Шорохов Е. В. Рисование с натуры в 1 4 классах. Пособие для учителя / Под общей ред. канд. филолог, наук Б. И. Фоминых. — М.: Типогр. МГПИ им. В.И. Ле-ниена, 1977.-68 с.
  90. Культура современного урока / Под ред. проф. Н.Е. ЕЦурковой. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. — 92 с.
  91. Ю.Н., Сухобская Г. Г. Развитие творческого мышления школьников. JL: Знание, 1967. — 38 с.
  92. Т.И. Предупреждение ошибок на уроках рисования. Л.: Учпедгиз, 1962. — 96 с.
  93. Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.-207 с.
  94. Н.С. Возрастной подход к феноменам детской одаренности / В сб. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. проф. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. -С. 57−67.
  95. А.А. «Научите человека фантазии.» (творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. 1998.-№ 5.-С. 82 — 85.
  96. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — 391 с.
  97. А.Н. Проблемы развития психики. -М:ИзднвоМГУ, 1981.-584с.
  98. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. — 175 с.
  99. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. — 525 с.
  100. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  101. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 125 с.
  102. А.Р. Об истории развития познавательных процессов. Экспериментально психологическое исследование. — М.: Наука, 1974.- 172 с.
  103. Е.Г. В начале было детство: Записки педагога. М.: Педагогика, 1990.-256 с.
  104. З.А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение, 1983.- 192 с.
  105. Матисс Аири. Статьи об искусстве. Письма. Переписка. Записи бесед. Суждения современников / Сост. Е. Б. Георгиевская. М.: Искусство, 1993.-416 с.
  106. Л.Г. Пути формирования графического художественного образа на занятиях по академическому рисунку: Дис. .доктора педагогических наук. Москва, 1987. — 409 с.
  107. Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособ. для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1986. 159 с,
  108. Мелик- Пашаев А., Новлянская 3. Трансформация детской игры в художественное творчество: Концепция и проект программы общего художественного развития школьников первого года обучения // Искусство в школе. 1994. — № 2. — С. 9 — 18.
  109. Мелик-Пашаев А. А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 22 — 30.
  110. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  111. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. М.: Педагогика, 1989. — № 1. — С. 15 — 23.
  112. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980. 172 с.
  113. Н.М. Выдающиеся русские художники педагоги: Кн. для учителя. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991. — 416 с.
  114. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
  115. .М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987.-255 с.-175 129. Немов Р. С. Психология. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 496 с.
  116. А.И., Страунинг A.M. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром в развитии фантазии. Ростов — на — Дону: «Аспект -ТРИЗ», 1993.-32 с.
  117. З.Н. Почему дети фантазируют? / / Серия «Педагогика и психология». 1978. — № 5. — 48 с.
  118. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995.-408 с.
  119. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. проф. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — 416 с.
  120. А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся: (4−5 кл.) Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  121. Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. М.: Институт практической психологии, 1997.-136 с.
  122. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др., Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512 с.
  123. Педагогический поиск / Сост. ИН Баженова -М: Педагогика, 1987. 544 с.
  124. А.В. Роль фантазии в развитии личности. М.: Знание, 1961.-47 с.
  125. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). -М.: Педагогика, 1972. 184 с.
  126. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства / Под ред. B.C. Кузина. М.: Просвещение, 1975. — 151 с.
  127. Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков, С. Н. Николаева, Л. А. Парамонова и др.- Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. 2-еизд., дсраб. -М.: Просвещение, 1988.-192 с.
  128. Познавательные процессы и способности в обучении: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов. / Под ред. Шадрикова В. Д. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
  129. Ю.А. Дети рисуют. М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  130. Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы психологии. -1998.-№ 5.-С. 94−102.
  131. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  132. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников / Пособ. для воспит. дет. садов и учителей нач. кл-в сред шк. / Сб. статей под ред. B.C. Кузина. М.: Просвещение, 1974.- 143 с.
  133. Проблемы композиции на занятиях по изобразительному искусству: Межвузовский сборник научных трудов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. -184 с.
  134. Проблемы художественного образования: Межвузовский сборник научных трудов. Омск: изд-во ОмГПУ, 1997. — 107 с.
  135. Проблемы художественного образования и просвещения: Материалы конференции. Омск: 1996. — 58 с.
  136. Программы общеобразовательных учебных заведений в РСФСР: Изобразительное искусство 1 4 классы / Отв. ред. B.C. Кузин. — М.: Просвещение, 1991. — 33 с.
  137. Программы общеобразовательных учебных заведений в РСФСР: Изобразительное искусство 1 3 классы. — М.: Просвещение, 1991. — 29 с.
  138. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство 1 9 классы. — М.: Просвещение, 1994. — 160 с.
  139. Программы средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство и художественный труд 1 -8 классы. М.: Просвещение,
  140. Пространство картины: Сб. статей / Сост. Н. О. Тамручи. М.: Сов. художник, 1989.-368 с.
  141. Психологические исследования представлений и воображения / Под ред. Е. И. Игнатьева, Известия Академии педагогических наук РСФСР. Выпуск 76. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 248 с.
  142. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова М.: Наука, 1975. — 250 с.
  143. Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.- 532 с.
  144. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. -М.: Изд. центр «Академия», 1996. 416 с.
  145. Психология процессов художественного творчества /Отв. ред. Б.С. Мей-лах, Н. А. Хренов. Ленинград: Наука, 1980. — 285 с.
  146. Психология рисунка и живописи / Под ред. Е. И. Игнатьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 223 с.
  147. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  148. Развивающее обучение: системы Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова. Опыт и проблемы. Часть 2: Тезисы докладов областной научно — практической конференции, Омск, 25 — 27 ноября 1998 г. -Омск: Ом ИПКРО, 1998. — 70 с.
  149. Е. Е. Изобразительное искусство в школе: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1976. 118 с.
  150. Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников / Сб. научн. тр. Часть 2. М.: Сов. художник, 1973. — 875 с.
  151. Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож. -граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1984.-240 с.
  152. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов. — 2-е изд., доп и перераб. — М.: Просвещение, 1980. — 239 с.
  153. Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 288 с.
  154. Н.Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. — 176 с.
  155. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.-488 с.
  156. А.Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника / Сб. Психология младшего школьника. М., 1960, — с.- 179 176. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.-215 с.
  157. А.Е. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: «Академия развития», 1996, — 192 с.
  158. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. — 264 с.
  159. С.Д. Психология образа: Проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Московского ун-та, 1985. — 231 с.
  160. Социально исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула- Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  161. Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 368 с.
  162. JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстет, аксиологии. М.: Республика, 1994. — 464 с.
  163. A.M., Страунинг М. А. Игры по развитию творческого воображения: по кн. Джани Родари «Грамматика Фантазии». Ростов — на -Дону, 1993.-28 с.
  164. Л.Ю. Развитие воображения детей. Ярославль: «Акдемия развития», 1996. — 240 с.
  165. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1978. — 175 с.
  166. .М. Избранные труды: в 2-х т. Т.1 М.: Педагогика, 1985. — 328 с.
  167. К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. -1998. № 4. — С. 123 -133.
  168. У. Анализ красоты: Пер. с англ. / Вступ. Ст. и примеч. М. П. Алексеева. 2-е изд., испр. и доп. — Д.: Искусство, 1987. — 254 с.
  169. М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Советский писатель, 1976. — 368 с.
  170. Художественное творчество и ребенок. Монография / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — 288 с.
  171. М.И. Об искусстве. М.: Искусство, 1991. — 479 с.
  172. Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. -1998. 5. С. 68 — 82.
  173. М. С. Зрительное опознание: Закономерности и механизмы / Научно-исслед. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1981. — 264 с.
  174. Школа эйдетики. Развитие памяти образного мышления, воображения. Т. 1 / Мапогин И. Ю., Чекаберия Е. И. и др. М.: Эйдос, 1994. — 476 с.
  175. Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 207 с.
  176. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1977. — 112 с.
  177. Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1979. 303 с.
  178. Е.В. Тематическое рисование в школе. М.: Просвещение, 1970.-95 с.
  179. Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
  180. Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
  181. Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе: Учебное пособие для учителей. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  182. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  183. B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество / Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1969. — 272 с.
  184. .Д. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 416 с.
  185. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода / Под ред. Б. Г. Лихачева. М.: Педагогика, 1980. — 136 с.
  186. Эстетическое воспитание сельских школьников: Опыт педагогического исследования в школах Западной Сибири и Урала: Сб. науч. тр. / Под ред. А. Е. Мосина. Омск: Омск, ун-т, 1988. — 167 с.
  187. Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла: Сб. науч. тр. / Ред. сост. Г. В. Арзямова. — М.: Изд. АПН СССР, 1989. — 140 с.
  188. .П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Автореф. .канд. пед. наук. -М., 1963. -23 с.
  189. В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1989. — 78 с.
  190. И.С. Развивающее обучение.-М: Педагогика, 1979. -144 c.
  191. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. — 1995. — № 2. — С. 28 — 37.
  192. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников И Вопросы психологии. -1994.-№ 2.-С. 64−77.
  193. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
Заполнить форму текущей работой