Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Преподавание и учение. 
Движущие силы обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе осуществления обучения, воспитания и развития учащихся учитель выдвигает перед ними все более усложняющиеся задания, организует преодоление ими трудностей, противоречий. В дидактике (М. А. Данилов) установлено, что движущей силой учебного процесса является преодоление противоречий между выдвигаемыми ходом обучения задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков, умственным… Читать ещё >

Преподавание и учение. Движущие силы обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс обучения включает в себя деятельность учителя (преподавание) и деятельность ученика (учение). Преподавание учителя и учение ученика находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Преподавание учителя — процесс передачи знаний, умений, навыков, воспитания и развития школьников. Ведущая, руководящая роль в учебном процессе принадлежит учителю. Он проявляет инициативность в изучении передового опыта преподавания, в поиске наиболее совершенных приемов обучения, воспитания и развития детей. Преподавание протекает в условиях чуткости и заботы о детях, в атмосфере теплоты и доброты, бодрости и оптимизма, сочетания требовательности к ученикам и уважения к ним. Установлены четыре функции руководства учением школьников:

Учитель преподает знания, использует рациональные формы, средства, методы передачи знаний. Он подготавливает школьников к активному восприятию учебного материала, привлекает их внимание, интерес к знаниям. Учитель организует деятельность школьников по восприятию, осмысливанию, запоминанию фактов, понятий, законов. Он проявляет к детям внимательность, выявляет трудности, ошибки, оказывает помощь в их преодолении, оценивает результаты учения, обеспечивает рациональное сочетание индивидуальных, групповых, общеклассных форм занятий, вступление учащихся в деловое сотрудничество, их общение.

Учитель обучает младших школьников умениям и навыкам чтения, письма, наблюдения окружающего мира, измерения и счета и др. Он объясняет, показывает способы выполнения действий, организует выполнение операций по образцу и в новых условиях, руководит применением отрабатываемых действий и операций в практической и творческой деятельности.

Учитель обеспечивает реализацию на практике единства обучения и воспитания. В учебном процессе создаются условия для социализации личности ребенка, осуществления в тесной взаимосвязи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым, физическим воспитанием. В этих целях всемерно используются воспитательные влияния личности учителя, содержания, форм, средств, методов обучения, интенсивного общения, моральных стимулов одобрения, поощрения, осуждения.

Учитель обеспечивает развитие младших школьников в процессе обучения. Организация овладения детьми знаниями, умениями и навыками сочетается с развитием их природных сил и способностей, познавательной активности, интереса, внимания, наблюдательности, приемов логического запоминания, элементов творческого мышления.

Учение ученика — процесс целенаправленной познавательной деятельности, формирования собственной личности. Учение включает в себя такие взаимосвязанные компоненты: 1. Понимание учебной задачи (для чего, зачем необходимо выполнять учебное задание);

  • 2. Деятельность с учебным материалом при восприятии, осмысливании, закреплении, применении усваиваемого учебного материала.
  • 3. Осуществление самоконтроля, самооценки результатов учения.

В процессе осуществления обучения, воспитания и развития учащихся учитель выдвигает перед ними все более усложняющиеся задания, организует преодоление ими трудностей, противоречий. В дидактике (М. А. Данилов) установлено, что движущей силой учебного процесса является преодоление противоречий между выдвигаемыми ходом обучения задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков, умственным развитием школьников; нарастанием потока информации и ограниченными возможностями овладеть им в учебно-воспитательном процессе; новыми образовательными задачами и степенью обученности ребенка; регламентацией учебно-воспитательного процесса и собственной активностью ученика; коллективной формой организации обучения и индивидуальным характером овладения системой знаний, умений и навыков.

Мыслить ребенок начинает тогда, когда у него появляется желание что-то понять, узнать. Новое, неизвестное и является предметом поиска. Ученик осознает несоответствие между знанием и незнанием, известным и неизвестным, умением и неумением, неполными и неточными и более полными и точными знаниями, привычными, житейскими и научными представлениями о предметах и явлениях. Он получает сигнал к активной поисковой деятельности, к преодолению возникших противоречий.

Преодоление этих противоречий становится движущей силой, если школьники понимают и осознают необходимость преодоления возникших трудностей, проявляют к ним внимание, повышенный интерес, активность, волю в наблюдении фактов, событий, привлечении имеющихся знаний, умений и навыков, в поиске нужной информации из книг, учебников, словарей, справочников, в сети Интернет, в проведении опытной работы. Процесс преодоления учеником трудностей, открытие для себя новых знаний и способов действий приносит ему радость успеха, приводит к изменению психического состояния детей, к ускорению развития у них приемов умственных действий, обогащению опыта познавательной деятельности, к проявлению более высоких уровней деятельности и новых потребностей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой