Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система поддержки решений по обеспечению эксплуатационной надежности и экологической безопасности работы технологического оборудования магистральных газопроводов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существующая в России мощная система магистрального транспорта газа оборудована большим числом газоперекачивающих агрегатов. В силу специфических особенностей горения в камере сгорания ГПА, вместе с продуктами полного окисления природного газа производится выброс в окружающую среду и вредных веществ. Это углеводороды, окислы азота и окись углерода. Практика экологической экспертизы выхлопных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОСТОЯНИЕ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ
    • 1. 1. Современные проблемы обнаружения и диагностики дефектов в технологическом оборудовании компрессорных станций
    • 3. 2. Методы снижения выбросов окислов азота газоперекачивающими агрегатами компрессорных станций магистральных газопроводов
    • 1. 3. Цель и задачи исследований
  • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЙ
    • 2. 1. Математическое моделирование технического обслуживания системы газоперекачивающих агрегатов
  • КС в виде управляемых полумарковских процессов
    • 2. 2. Математическое моделирование технического обслуживания запорной арматуры КС в виде управляемых полумарковских процессов
    • 2. 3. Оптимизация показателей эффективности системы технологического и силового оборудования КС путем проведения планово-предупредительных осмотров
  • 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВИБРОАКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ КОМП РЕССОРНЫХ СТАНЦИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ
    • 3. 1. Теоретические и экспериментальные исследования виброакустических характеристик запорной арматуры при наличии перетечек
    • 3. 2. Экспериментальные исследования герметичности запорной арматуры компрессорных станций
    • 3. 3. Разработка методов оценки текущего состояния газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций
  • 4. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОКИСИ АЗОТА ПРИ
  • ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНОГО ГАЗА В ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВКАХ
    • 4. 3. Кинетика образования окиси азота при горении углеводородного топлива
    • 4. 2. Влияние турбулентности на интенсивность образования окислов азота
    • 4. 3. Исследование влияния турбулентных пульсаций на уровень концентрации окислов азота в условиях работы камеры сгорания ГТК
  • 5. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ГОРЕЛОЧНЫХ УСТРОЙСТВ С ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ Т0ПЛИВН0-В03ДУШН0Й
  • СМЕСИ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК
    • 5. 1. Принципы моделирования процесса горения
    • 5. 2. Экспериментальный комплекс для модельных исследований образования окислов азота при горении подготовленных метано-воздушных смесей
    • 5. 3. Анализ результатов исследований процессов горения топливно-воздушной смеси в газотурбинных установках
    • 5. 4. Разработка методов применения горелочных устройств с предварительным смешением топлива в промышленных газотурбинных установках ГТК
  • 6. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОМПРЕССОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ
    • 6. 1. Проблемы и методы обеспечения заданных характеристик равномерности поля концентраций топлива
    • 6. 2. Исследование возможности расширения диапазона экологически безопасной работы горелочного устройства с предварительным смешением топлива
    • 6. 3. Промышленные испытания горелочных устройств с предварительным смешением топлива в реальных условиях эксплуатации

Система поддержки решений по обеспечению эксплуатационной надежности и экологической безопасности работы технологического оборудования магистральных газопроводов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Газовая промышленность России представляет собой одну из важнейших составных частей топливно-энергетического комплекса. В связи с тем, что газодобывающие районы расположены далеко от центров потребления газа, возникает настоятельная потребность в увеличении единичной мощности силовых агрегатов. Такие проблемы как контроль технического состояния технологического оборудования газотранспортных систем, поддержание оптимальных режимов работы компрессорных станций (КС) и линейной части магистральных газопроводов, рациональная загрузка газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и своевременное качественное выполнение графиков планово-предупредительных ремонтов технологического оборудования являются важнейшими средствами повышения эффективности использования оборудования КС и повышения надежности работы газотранспортных систем.

Для повышения надежности силового и технологического оборудования на КС применяются различные методы диагностики. Широкое применение диагностирования силового оборудования позволяет перейти от планово-предупредительной системы обслуживания к обслуживанию по фактическому состоянию. Это в свою очередь приводит к сокращению вынужденного простоя силового оборудования вследствие аварийных отказов и дополнительных ремонтов, уменьшению времени ремонтов и, как следствие, к повышению его надежности. Диагностирование силового оборудования позволяет прогнозировать состояние агрегатов, правильно выбирать сроки межремонтного обслуживания. На основании диагностирования силового и технологического оборудования можно проводить расчеты количества запасных частей, необходимых для своевременного обслуживания оборудования КС, и качества ремонтных работ с целью уменьшения времени нахождения оборудования КС в ремонте.

Разработка методов диагностики, исследование возможностей использования различных видов диагностики, выбор наиболее рациональных методов являются важной и актуальной задачей.

Существующая в России мощная система магистрального транспорта газа оборудована большим числом газоперекачивающих агрегатов. В силу специфических особенностей горения в камере сгорания ГПА, вместе с продуктами полного окисления природного газа производится выброс в окружающую среду и вредных веществ. Это углеводороды, окислы азота и окись углерода. Практика экологической экспертизы выхлопных газов ГПА в КС магистральных газопроводов показывает, что основными компонентами вредных выбросов являются окислы азота. Реальная опасность окислов азота в тех концентрациях, в которых они обнаруживаются в атмосфере района расположения КС связаны с их активностью в фотохимических реакциях, оказывающих прямое негативное влияние на человека и растительность. Таким образом, основное внимание при рассмотрении мероприятий по увеличению экологической безопасности работы КС должно быть обращено на снижение выбросов окислов азота.

Особенности развития газопроводного транспорта обусловили высокую концентрацию мощных ГПА на небольших площадях, что дополнительно осложняет экологическую обстановку в районах расположения КС магистральных газопроводов. Эта ситуация настоятельно диктует развитие методов и разработку путей снижения эмиссии окислов азота. Следует подчеркнуть, что решение этой проблемы приобретает все большее экономическое значение.

В первую очередь это связано с ужесточением требований к уровню вредных выбросов и, как следствие, ростом штрафных санкций к нарушителям экологических норм. Во-вторых, в настоящее время на КС эксплуатируются в основном энергетические установки, разработанные еще в период, когда должного внимания образованию окислов азота в процессе горения углеводородного топлива не уделялось. Замена этих установок новыми, зачастую далекими от совершенства, требует значительных материальных затрат.

Поэтому наиболее рациональным (в силу сложившихся обстоятельств ввода в эксплуатацию нового оборудования) является проведение изысканий, связанных с изменением условий горения в камере сгорания эксплуатируемых агрегатов с целью значительного снижения концентраций окислов азота в выхлопных газах, т. е. обеспечения экологической безопасности работы КС магистральных газопроводов.

В связи с этим возникла необходимость в проведении специальных исследований, направленных на изучение: методов обнаружения и диагностики дефектов в технологическом оборудовании КС магистральных газопроводовметодов расчета технологических параметров эффективного технического обслуживания КСконструктивных решений и методов снижения выбросов окиси азота камерами сгорания газовых турбин КС.

Представленная работа является научным обобщением по проблеме обеспечения экологической безопасности и эксплуатационной надежности работы технологического и силового оборудования компрессорных станций магистральных газопроводов.

Использование математических моделей прогнозирования эффективного технического обслуживания и выполнения ремонтно-восстановительных работ при эксплуатации технологического и силового оборудования компрессорных станций магистральных газопроводов с учетом показателей автоматизированных средств сбора информации об отказах, а также разработанных алгоритмов численного поиска эффективных решений системы уравнений, описывающих формирование показателя эффективности обслуживания при эксплуатации, позволило выявить особенности обеспечения рациональности основных характеристик технического обслуживания, периодичности контрольных проверок, периодичности ремонтов и уровня запасов резервных элементов.

Изучены закономерности виброакустического диагностирования о О технического состояния технологического и силового оборудования компрессорных станций магистральных газопроводов. Выполненный вероятностно-статистический анализ натурных экспериментальных данных о состоянии технологического оборудования магистральных газопроводов дал возможность разработать методику определения перетечек газа в запорной арматуре технологической обвязки газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций. Предложена вероятностная модель оценки надежности газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистральных газопроводов.

На основе современных представлений о турбулентном течении реагирующих газов обоснована концепция внедрения предварительной подготовки топливо-воздушной смеси в рабочий цикл камер сгорания газотурбинных установок компрессорных станций.

Изучен механизм образования окислов азота при сжигании предварительно подготовленной рабочей смеси бедного состава, установлено существенное звлияние неравновесности реакций окисления природного газа на уровень эмиссии окиси азота и углерода.

Разработана принципиально новая схема организации горения в камере сгорания газоперекачивающего агрегата ГТК-30−4, обеспечивающая эмиссию окислов азота на уровне лучших мировых образцов Ш0Х не более 25.0 ррш при 35% содержания 02).

Разработана методика расчета образования окислов азота применительно к условиям работы камеры сгорания отечественных газоперекачивающих агрегатов типа ГТК-10−4, ГТ-750−6.

Промышленные испытания предложенных горелочных устройств в реальных условиях эксплуатации газоперекачивающих агрегатов на магистральных газопроводах позволили обосновать возможности расширения диапазона экологически безопасной работы компрессорных станций без снижения эксплуатационной надежности силового и технологического оборудования магистральных газопроводов.

Промышленное внедрение результатов работы в направлении улучшения экологических характеристик камеры сгорания позволило впервые в отечественной практике эксплуатировать цеха компрессорных станций «Москово», «Поляна», «Шаран» АО «Баштрансгаз» (всего 38 агрегатов) с уровнем выбросов окислов азота не более 50 мг/м3 (при 15% 02), что снизило валовый выброс окислов азота более чем на один порядок.

Результаты работы позволили создать нормативно-технические документы для обоснования организационных и технологических решений при эксплуатации компрессорных станций магистральных газопроводов. Использование руководящих документов при организации и проведении работ по техническому обслуживанию, ремонтно-восстано-вительным операциям и переоснащении компрессорных станций современным силовым оборудованием способствует обеспечению высоконадежного трубопроводного транспорта, а также сокращению стоимости и продолжительности выполнения работ.

Результаты исследований включены в следующие научно-технические разработки:

Система паспортизации запорной арматуры, ПО «Баштрансгаз», 1986 (утверждена Мингазпромом 16.03.86 г.);

Виброакустический метод определения негерметичности запорной арматуры, Башкирское УМГ, 1988 (утверждена Башкирским Управлением магистральных газопроводов 28.11.88 г.);

Методика оптимизации режимов работы центробежных нагнетателей компрессорных станций, УНИ, ПО «Баштрансгаз», 1988;

Правила капитального ремонта линейной части магистральных газопроводов, РАО «Газпром», 1995;

Система организационно-технических мероприятий по повышению надежности объектов и улучшению экологической ситуации в регионе, АО «Баштрансгаз», 1996 (утверждена АО «Баштрансгаз» 10.02.96 г.).

Указанные методические материалы и результаты исследований использованы для обоснования: системы планово-предупредительных ремонтов технологического и силового оборудования компрессорных станций магистральных газопроводов по их техническому состоянию, что позволило резко снизить расход средств на капитальный ремонт без снижения общего уровня надежностиприродоохранного мониторинга предприятия и автоматизации измеренийреконструкции камер сгорания газотурбинных агрегатов ГТК-10−4 В с установкой малотоксичных горелочных устройств ПСТ-70/30−20.

Предложенные в работе решения, методики и рекомендации были использованы при эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта РАО «Газпром», в частности при реконструкции компрессорных станций «Шаран» (8 агрегатов), «Москово» (24 агрегата), «Полянская» (8 агрегатов) и СПХГ «Канчуринская», что позволило получить экономический эффект в размере: 0.503 млн. рублей (в ценах 1988 г. без учета инфляционных коэффициентов) — 498.9 млн. рублей (в ценах 1996 г.) и 523.85 млн. рублей (в ценах 1997 г.).

Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на:

Всесоюзной конференции «Проблемы трубопроводного транспорта нефти и газа» (г. Ивано-Франковск, 1985);

Всесоюзном совещании работников Мингазпрома «Организация ре-монтно-технического обслуживания запоркой арматуры на предприятиях отрасли» (г. Ухта, 1988) — заседании технического совета производственного предприятия «Оргтехдиагностика» Мингазпрома (г. Харьков, 1988) — заседании технического совета Башкирского Управления магистральных газопроводов ПО «Уралтрансгаз» (г. Уфа, 1988);

3-ей международной деловой встрече «Диагностика-93» (г.

Москва, 1993);

13-ом тематическом семинаре ГП «Оргэнергогаз» (г. Одесса, 1993) — международной конференции «Горение и внутрикамерные процессы» (г. Москва, 1993);

4-ой международной деловой встрече «Диагностика-94» (г. Москва, 1994) — научно-технической конференции «Физико-химические проблемы экологии энергоустановок на углеводородных топливах» (г. Москва,.

1995) — научно-техническом семинаре «Передовые методы и средства защиты трубопроводных систем от коррозии» (г. Кострома, 1996);

2-й научно-технической конференции «Актуальные проблемы состояния и развития нефтегазового комплекса России» (г. Москва,.

1996).

Выполненные исследования являются актуальными, так как связаны с реализацией задач по обеспечению высоконадежного трубопроводного транспорта. Работа выполнялась в соответствии с комплексными научно-техническими программами Минвуза РСФСР «Нефть и газ Западной Сибири» на 1986;1990 гг. и РАО «Газпром» — «Высоконадежный трубопроводный транспорт» на 1990;1995 гг. Разработанные методики и алгоритмы (в частности, реализованные в виде пакетов программ для персональных компьютеров), позволяют эффективно управлять процессом совершенствования нормативной базы правил эксплуатации технологического и силового оборудования компрессорных станций магистральных газопроводов, способствуя повышению их эксплуатационной надежности и экологической безопасности.

— 326 -ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

1. На основании проведенных теоретических исследований разработаны математические модели, которые с достаточной степенью точности описывают явления, происходящие в системе технического обслуживания компрессорных станций. Предложены и реализованы алгоритмы прогнозирования эффективного технического обслуживания и выполнения ремонтно-восстановительных работ при эксплуатации технологического и силового оборудования компрессорных станций магистральных газопроводов с учетом показателей автоматизированных средств сбора информации об отказах, а также разработанных алгоритмов численного поиска эффективных решений системы уравнений, описывающих формирование показателя эффективности обслуживания КС при эксплуатации магистральных газопроводов.

2. Выполнен анализ подходов к обеспечению эксплуатационной надежности технологического оборудования компрессорных станций магистральных газопроводов. Показано, что при что при возрастающих требованиях к безопасности газотранспортных систем, а также наличия опыта конструктивно-технологического обеспечения безопасности можно считать перспективным создание методов виброакустического обнаружения и диагностики дефектов в оборудовании компрессорных станций. На основании теоретических и экспериментальных исследований разработана и реализована в виде пакета прикладных программ для ЭВМ методика по определению собственных частот акустических колебаний, возбуждаемых неисправным технологическим оборудованием.

3. Предложена методика определения наличия и величины перетечек газа через неплотности запорной арматуры компрессорных станций. Показано, что вид и характерные особенности спектров виброакустических параметров технологического оборудования компрессорных станций магистральных газопроводов являются диагностическими признаками конкретных видов неполадок оборудования. Преложена методика распознавания неполадок по аномальным изменениям спектров по сравнению с эталонным.

4. Изучены закономерности образования окислов азота при горении предварительно подготовленных смесей природного газа и воздуха для условий Твоздуха > 400 °C, р = 0. 4 ^ 0. 8 МПаустановлено существенное влияние на эмиссию М0Х интенсивности пульсации концентрации топлива и в области, а > 1.5 + 1.8 этот фактор является определяющим. В диапазоне изменения состава смеси, а) 1.9 значительно влияние неравновесности реакции окисления топлива и этот эффект имеет важное значение в перспективе при создании камер сгорания с «супер-низким» уровнем выбросов окислов азота (не более 5 ррт при 15% 02).

5. Разработана методика расчета скорости образования окислов азота с учетом турбулентности и неравновесности реакций окисления топлива применительно к условиям горения предварительно подготовленной смеси.

6. Обоснована концепция внедрения предварительной подготовки рабочей смеси в рабочий цикл камер сгорания газотурбинных установок компрессорных станций магистральных газопроводов.

7. Предложена и разработана конструкция малотоксичного горе-лочного устройства ПСТ-70/30−20, предназначенного для использования в газоперекачивающих агрегатах ГТК-10−4 при эксплуатации магистральных газопроводов. Результаты опытно-промышленных испытаний разработанного горелочного устройства ПСТ-70/30−20 показывают, что по сравнению с наиболее удачной из ранее созданных отечественных камер сгорания (микрофакельная камера сгорания) выбросы окислов азота снижены более чем в 3 раза.

8. Промышленные испытания предложенных горелочных устройств с предварительным смешением топлива в реальных условиях эксплуатации газоперекачивающих агрегатов на магистральных газопроводах позволили обосновать возможности расширения диапазона экологически безопасной работы компрессорных станций без снижения эксплуатационной надежности силового и технологического оборудования магистральных газопроводов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Информационные системы контроля параметров технологических процессов. — Л.: Химия, 1983. — 328 с.
  2. А. М. и др. Материальные ресурсы: рациональное использование и экономика. М.: Экономика, 1985. — 376 с.
  3. И.И., Генкин М. Д., Сергеев В. И. Акустическая динамика машин. Вестник АН СССР, 1968, N И, с. 50−59.
  4. И. И., Генкин М. Д., Сергеев В. И. Задачи акустической динамики машин и конструкций. Акустическая динамика машин и конструкций. — М.: Наука, 1973, с. 3−6.
  5. Г. Н., Гиршович Т. А., Крашенинников С. Ю. и др. Теория турбулентных струй. М.: Наука, 1984. — 720 с.
  6. A.c. 1 638 595 (СССР). Устройство для определения технического состояния нагнетателя. Тухбатуллин Ф. Г. и др. Опубл. в Б. И., 1990.
  7. Д.В. и др. Исследование аэродинамических сил, вызывающих вибрации и шумы воздуходувных машин. Акустика турбулентных потоков. — М.: Наука, 1983. — с. 122−129.
  8. Л. А. Поле акустических давлений вихревого звука вблизи вращающихся лопастей. Акустико-аэродинамические исследо1. ООПвания. М.: Наука, 1975. — с. 29−35.
  9. И. Байхельт Ф., Франкен П. Надежность и техническое обслуживание. Математический подход. М.: Радио и связь, 1988, — 392 с.
  10. И. Р., Бахтизин Р. Н., Тухбатуллин Ф. Г., Аминев Ф. М. Определение оптимальных параметров режимов работы КС. Газовая промышленность, 1989, N 6, с. 49−51.
  11. В.Д. и др. Трубопроводный транспорт нефти и газа. М.: Недра, 1978. — 407 с.
  12. Н. И., Поршаков Б. П. Газотурбинные установки на компрессорных станциях магистральных газопроводов. М.: Недра, 1969. — 112 с.
  13. М.Е., Игуменцев Е. А., Христензен В. Л. Определение технического состояния агрегата ГТ-750−6 по спектру виброскорости. Транспорт и хранение газа, 1979, N 3, с. 1−7.
  14. М.Е., Игуменцев Е. А. Вибрационная диагностика лопаток ГТУ по предельным уровням крутильных колебаний ротора. Проблемы прочности, 1981, N2, с. 114−117.
  15. М.Е., Сапрыкин С. А. Исследование вибросостояния ГМК. Транспорт и хранение газа, 1983, N 7, с. 32−34.
  16. М.Е., Игуменцев Е. А. Метод расчета вынужденных колебаний ротора турбомашин с подшипниками скольжения, установленного на демпфирующих опорах. Энергомашиностроение, 1980, N 3, с. 7−9.
  17. М.Е., Игуменцев Е. А. Вибрационная диагностика местонахождения дисбаланса газотурбинной установки ГТ-750−6. Энергомашиностроение, 1980, N 4, с. 27−29.
  18. Дж., Пирсон А. Применение корреляционного и спектрального анализа. М.: Мир, 1978. — 197 с.
  19. И.А. Техническая диагностика. М.: Машиностроение, 1978. 240 с.
  20. Р.В. Турбулентные течения предварительно непере-мешанных реагентов. Турбулентные течения реагирующих газов.
  21. М.: Мир, 1983, с. 100−165.
  22. Р.В. Турбулентное струйное диффузионное пламя. -Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени. М.: Машиностроение, 1981, с. 168−216.
  23. С.А., Яковлев Е. И. Газовые сети и газохранилища. М.: Недра, 1980. — 413 с.
  24. Ю. Я. и др. Исследование акустических характеристик сверхзвуковой струи, вытекающей в цилиндрическую трубу. Акустико-аэродинамические исследования. М.- Наука, 1975.с. 91−97.
  25. К.Т. Кинетика образования и разложения загрязняющих веществ при горении. Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени. — М.: Машиностроение, 1981, с.59−83.
  26. В. У. и др. Об использовании метода восстановления ФПРВ при моделировании турбулентных реагирующих потоков. Турбулентные течения в реагирующих потоках. Минск: ИТМО АН БССР, 1986, с. 30−41.
  27. Дж., Козин Ф. Вероятностные модели накопления повреждений. М.: Мир, 1989. — 344 с.
  28. В. В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций. М.: Машиностроение, 1984. — 312 с.
  29. Ю.Я., Кузнецов В. Р. Образование окислов азота при турбулентном диффузионном горении в течении струйного типа. М.: ЦИАМ, N 1086, 1983.
  30. Ю.Я., Кузнецов В. Р. Теоретическая модель процесса образования окислов азота при турбулентном диффузионном горении. М.: ЦИАМ, N 9085, 1980.
  31. Ю.Я., Кузнецов В. Р. Экспериментальное и теоретическое исследование образования окислов азота в турбулентных пла1. ОООменах. М.: ЦИАМ, N 9486, 1981.
  32. К. Турбулентные течения предварительно перемешанных реагентов. Турбулентные течения реагирующих газов. — М.: Мир, 1983, с. 166−251.
  33. Ю. Н. и др. Вибрационный контроль технического состояния газотурбинных ГПА. М.: Недра, 1987. — 197 с.
  34. Ю.Н., Христензен В. Л., Игуменцев Е. А., Предупреждение поломки рабочих лопаток газотурбинных ГПА. Транспорт, хранение и использование газа в народном хозяйстве, 1982, N 3, с. 21−24.
  35. Г. Г. Системные аспекты формирования перспективных стратегий технического обслуживания и ремонта трубопроводных систем. Диагностика трубопроводов. М.: ИРЦ Газпром, том 1, 1995. — с. 212−223.
  36. Галиуллии 3. Т., Щуровский В. А. Газотурбинные газоперекачивающие агрегаты нового поколения. Сб.: 50 лет газопроводу Саратов-Москва. — М.: ИРЦ Газпром, 1996, т. 3, с. 79−85.
  37. А. С., Власов Е. В., Колесников А. В. Аэроакустические взаимодействия. М.: Машиностроение, 1978. — 177 с.
  38. .В. и др. Надежность и эффективность в технике. Справочник. М.: Машиностроение, 1987, т. 2. — 280 с.
  39. В. В., Стасенко Л. Ф. Особенности диагностической модели цилиндро-поршневой группы ГМК. Транспорт и хранение газа, 1983, N 7, с. 22−24.
  40. А.И., Акопова Г. С. Экологические аспекты деятельности предприятий газовой промышленности. Сб.: 50 лет газопроводу Саратов-Москва. — М.: ИРЦ Газпром, 1996, т. 1, с. 215−232.
  41. И.С., Рыжик И. М. Таблицы интегралов, сумм, рядов и произведений. М.: Наука, 1971. — 1098 с.
  42. М. А., Калинина Э. В., Добкина М. Б. Методы ма1. ОООооотематической статистики в нефтяной и газовой промышленности. М.: Недра, 1979. 340 с.
  43. Л. И. и др. Метод вибродиагностики центробежных нагнетателей. Газовая промышленность, 1983, N 6, с. 26−27.
  44. Г., Ватте Д. Спектральный анализ и его приложения. М.: 1972.
  45. Н., Лион Ф. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке. Методы обработки данных. М.: Мир, 1980. — 610 с.
  46. ., Сингх Ч. Инженерные методы обеспечения надежности систем. М.: Мир, 1984. — 318 с.
  47. В. Т., Седых 3. С. Определение оптимальной наработки ГТУ до ППР. Транспорт и хранение газа, 1976, N 12, с. 7−11.
  48. Н. В., Степанов O.A., Яковлев Е. И. Компрессорные станции магистральных газопроводов (надежность и качество). СПб.: Недра, 1995. 336 с.
  49. Л. А., Завалишин В. А., Узенбаев Ф. Г. Диагностика рабочего состояния нагнетателей газа приборами акустической эмиссии. Транспорт и хранение газа, 1980, N 10, с. 15−21.
  50. В. Ю. Метод конечных разностей в волновых задачах акустики. М.: Наука, 1982. — 271 с.
  51. В.Г., Сащенко А. Е., Яковлев Е. М. К вопросу виброакустической диагностики ГПА с электроприводом. Транспорт и хранение газа, 1981, N 3, с. 9−16.
  52. В.И., Григорян Ф. Е. Шум судовых газотурбинныхустановок. М.: Судостроение, 1969. 337 с.
  53. Я.Б., Садовников П. Я., Франк-Каменецкий Д.А. Окисление азота при горении. М.: АН СССР, 1947.
  54. Я.Б. Теория горения и детонации газов. М.: АН СССР, 1944.
  55. М. А. Общая акустика. М.: Наука, 1973. — 495 с.
  56. Е.А. Исследование вибрации ГТУ в условиях эксплуатации. Транспорт и хранение газа, 1982, N 5, с. 7−9.
  57. В.К., Попков В. И. Колебание сложных активных механических систем. Акустическая динамика машин и конструкций. -М.: Наука, 1973, с. 32−37.
  58. И. Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям. М.: Машиностроение, 1975.
  59. В.М. Турбулентное движение высокотемпературных сплошных сред. М.: Наука, 1975. — 256 с.
  60. В.М. Численное моделирование турбулентных течений. М.: Наука, 1990. — 216 с.
  61. Ю. В. Горелочные устройства. М.: Недра, 1972. -276 с.
  62. С.М., Талантов A.B. Теория и расчет прямоточных камер сгорания. М.: Машиностроение, 1964. — 320 с.
  63. A.C. Основы сжигания газового топлива. Л.: Недра, 1987. — 336 с.
  64. Д.А., Яковлев Е. И. Современные методы диагностики магистральных газопроводов. Л.: Недра, 1987. — 232 с.
  65. М.С. и др. Задачи технической диагностики ГПА. -Газовая промышленность, 1982, N 4, с. 24−26.
  66. П. М. Токсичность ГТД и перспективы применения водорода. Киев: Наукова думка, 1982. — 140 с.
  67. П.М., Подгорный А. Н., Христич В. А. Энергетические и экологические характеристики ГТД при использовании углеводородных топлив и водорода. Киев: Наукова думка, 1987. — 224 с.
  68. Р. С., Максимов Д. А., Тухбатуллин Ф. Г. 0 влиянии переноса излучения на эмиссию азота в турбулентном пламени. Вопросы теории и расчета рабочих процессов тепловых двигателей. -Уфа: УГАТУ, 1994, N 16, с. 125−132.
  69. P.C., Максимов Д. А., Тухбатуллин Ф. Г. и др. Экспериментальное исследование излучательных свойств трехатомных газов при давлениях до 3.7 МПа. Вопросы теории и расчета рабочих процессов тепловых двигателей. — Уфа: УГАТУ, 1995, N 17, с. 121−126.
  70. М. С., Дубинский В. Г., Чарный Ю. С. и др. Задачи технической диагностики ГПА. Газовая промышленность, 1982, N 4, с. 24−26.
  71. В.А., Максимов В. П., Сидоренко М. Д. Вибрационная диагностика газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1978. 512 с.
  72. В. П. Система оперативной вибродиагностики ГПА в составе газотранспортного объединения. Транспорт, хранение и использование газа в народном хозяйстве, 1983, N 8, с. 14−17.
  73. А. Методы и модели исследования операций. М.: Мир, 1966. — 523 с.
  74. П.П. Расходомеры и счетчики количества. Л.: Машиностроение, 1975. 776 с.
  75. В.Р. Образование окислов азота в камере сгорания ГТД. М.: ЦИАМ, N 1086, 1983.
  76. В.Р., Сабельников В. А. Турбулентность и горение. М.: Наука, 1986. — 280 с.
  77. В.Р., Сабельников В. А. Перемежаемость и распределение вероятностей концентрации в турбулентных потоках. Успехи механики, 1981, т. 4, N 2, с. 123−166.
  78. С. С. Анализ подобия и физические модели. Новосибирск: Наука, 1986. 296 с.
  79. В. В. и др. Приборы и системы для измерения вибрации шума и удара. Справочник. М.: Машиностроение, 1978. — 429 с.
  80. Г. В. ГТС Западной Сибири: повышение эффективности реконструкции. Газовая промышленность, 1990, N 10, с. 34−36.
  81. Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука, 1984. — 831 с.
  82. В. С., Портенко Н. И., Скороход А. В., Турбин А. Ф. Справочник по теории вероятностей и математической статистике.1. М.: Наука, 1985. 640 с.
  83. В. Программирование на Фортране. Фортран 66 и Фортран 77. М.: Радио и связь, 1986. — 171 с.
  84. Л. Д., Лифшиц Е. М. Механика сплошных сред. М. :1. Гостехиздат, 1954.
  85. Л. Д., Лифшиц Е. М. Гидродинамика. М.: Наука, 1986. — 364 с.
  86. Л. Ф. Акустика. М.: Высшая школа, 1978. — 448с.
  87. А. Процессы в камерах сгорания ГТД. М.: Мир, 1986. — 566 с.
  88. А.Н. Численное моделирование образования окиси азота при турбулентном горении предварительно перемешанной газовой смеси. ФГВ, 1993, N 1, с. 78−81.
  89. Л.Г. Механика жидкости и газа. М.: Наука, 1973. — 848 с.
  90. ., Эльбе Г. Горение, пламя и детонация в газах. -М.: Мир, 1968. 592 с.
  91. И. И., Иванцов 0. М., Молдаванов 0. И. Конструктивная надежность и экологическая безопасность трубопроводов. М.: Недра, 1990. — 264 с.
  92. И. И. Экология нефтегазового комплекса. Наука. Техника. Экономика. М.: Недра, 1993. — 496 с.
  93. Л. И. Акустико-змиссионная диагностика (мониторинг) технических сооружений основа экологически безопасных технологий. — Диагностика оборудования и трубопроводов. — М.: ИРЦ Газпром, 1995, N 4−6, с. 82−97.
  94. В.И., Тимербулатов Г. Н., Карлов А. В. Реконструкция компрессорных станций предприятия «Сургутгазпром». Транспорт и подземное хранение газа. М.: ИРЦ Газпром, 1996, N 4, с. 3−6.
  95. Макс 1. Методы и техника обработки сигналов при физических измерениях. М.: Мир, 1983.
  96. A.M. Состояние и основные направления исследований по виброакустической диагностике. Транспорт и хранение газа, 1983, N 7, с. 20−22.
  97. А.Г., Кузнецов В. М., Леонтьев Е. А. Аэродинамические источники шума. М.: Машиностроение, 1987. — 248 с.
  98. Э., Мюллер П. Метод принятия технических решений. М.: Мир, 1990. — 204 с.
  99. Е. И. Анализ причин вибрации газоперекачивающих агрегатов. Транспорт и хранение газа, 1980, N 2, с. 11−17.
  100. Патент РФ N 2 036 383. Кашапов P.C., Максимов Д. А., Ахме-тов Р. Ф., Редькин A.A., Исламов P.M., Тухбатуллин Ф. Г. Горелочное устройство. Опубл. в Б. И., 1995, N 15.
  101. В. П., Лавров В. В., Лось В. А. Расчет на вибрацию многопролетных роторов турбоагрегатов. Энергомашиностроение, 1977, N 5, с. 19−21.
  102. . П., Матвеев A.B., Лопатин A.C., Рябченко A.C. Методика определения состояния и технических показателей ГПА с применением параметрической диагностики. М.: Тр. МИНХ и ГП, 1982, вып. 116, с. 155−164.
  103. . П., Грачев В. В., Иванов И. А. Оптимальное планирование ремонтов газоперекачивающих агрегатов на магистральных газопроводах. В кн.: Методические вопросы исследования надежности больших систем энергетики. — Баку: 1980, вып.21, с.4−12.
  104. Э. Л. Автоколебания роторов со многими степенями свободы. Механика твердого тела, 1977, N 2, с. 50−56.
  105. . С. Проблемы надежности газотранспортных систем. Диагностика трубопроводов. М.: ИРЦ Газпром, том 1, 1995. -с. 7−10.
  106. Правила технической эксплуатации магистральных газопроводов. М.: Недра, 1989. — 139 с.
  107. РД 51−164−92. Временная инструкция по проведению контрольных измерений вредных выбросов газотурбинных установок на компрессорных станциях. М.: ВНИИГАЗ, 1992. — 16 с.
  108. РД 51−165−92. Временная инструкция по учету валовых выбросов оксидов азота и углерода на газотурбинных компрессорных станциях по измеренным параметрам работы ГПА. М.: ВНИИГАЗ, 1992. — 27 с.
  109. РД 51−162−92. Каталог удельных выбросов загрязняющих веществ газотурбинных установок газоперекачивающих агрегатов.1. М.: ВНИИГАЗ, 1992. 49 с.
  110. Римский-Корсаков A.B.- Шум лопаточного колеса, вызываемый случайными неоднородностями набегающего потока. Акусти-ко-аэродинамические исследования: — М.: Наука, 1975. — с.72−77.
  111. В.М., Рощин Н. Д. Идентификация и контроль качества турбомашин. Энергомашиностроение, 1981, N 4, с. 16−17.
  112. В.М., Рощин Н. Д. Экспериментальное исследование сложных видов колебаний роторов турбокомпрессоров. Вестник машиностроения, 1978, N 11, с. 13−16.
  113. .А., Виноградов В. В. Опыт диагностирования газовпускного клапана газомоторного компрессора виброакустическим методом. Транспорт и хранение газа, 1983, N 7, с. 2−4.
  114. Ю.Н., Ушаков И. А. Надежность систем энергетики. М.: Наука, 1986. — 252 с.
  115. Е. Основы акустики. М.: Мир, 1976. — 486 с.
  116. Л. Ф. 0 методах обработки вибросигналов при функциональной диагностике цилиндро-поршневой группы ГМК. Транспорт и хранение газа, 1983, N 7, с. 24−26.
  117. С.Б. Акустическая спектрометрия. Л.: Энергия, 1972. — 136 с.
  118. В.И., Шевченко В. А. Об устойчивости многомассовых роторов с щелевыми уплотнениями. Энергомашиностроение, 1979, N 6, с. 7−9.
  119. A.B., Антоновский В. И. Камеры сгорания ГТУ. Теплообмен. Л.: Машиностроение, 1985. — 272 с.
  120. A.B., Маев В. А. Камеры сгорания газотурбинных установок. Интенсификация горения. Л.: Недра, 1990. — 274 с.
  121. А.Н. Распространение турбулентных струй во встречном потоке. Исследование турбулентных струй воздуха, плазмы и реального газа. — М.: Машиностроение, 1967.
  122. А.Н. Феноменологическая модель и экспериментальное исследование турбулентности при наличии пульсаций плотности. Турбулентные течения. — М.: Наука, 1977.
  123. И.Я. Защита воздушного бассейна при сжигании топлива. Л.: Недра, 1977. — 296 с.
  124. Я.П. Камеры сгорания стационарных газотурбинных и парогазовых установок. Л.: Машиностроение, 1976. — 230 с.
  125. Е. А., Пыстина Н. Б., Ульянова Л. А. Оценка влияния выбросов компрессорных станций на уровень загрязнения атмосферного воздуха. Сб.: 50 лет газопроводу Саратов-Москва. -М.: ИРЦ Газпром, 1996, т. 4, с. 62−72.
  126. Е.А., Пыстина Н. Б., Беккер В. Г. Обследование выбросов ГПА компрессорной станции г.Ухта на содержание полициклических ароматических углеводородов. Сб.: 50 лет газопроводу Саратов-Москва. — М.: ИРЦ Газпром, 1996, т. 4, с. 73−81.
  127. Г. И., Козловский A.B., Сигитов Е. В. Современные методы программирования в примерах и задачах. М.: Наука. Физматлит, 1995. — 427 с.
  128. М.Г. Надежность систем энергетики и их оборудования. Справочник. Надежность систем газо- и нефтеснабжения.
  129. М.: Недра, том 1, 1994. 414 с.
  130. Ф.Г., Маслов В. М. Оптимальные параметры технологического процесса транспорта газа для эксплуатирующейся трубопроводной системы. Л.: Недра, 1970. — 127 с.
  131. А.Л. Шум нагнетателей газотурбинных установок и его снижение в источнике возникновения. Транспорт и хранениегаза, 1980, N 8, с. 1−7.
  132. А.Н., Седых З. С., Дубинский В. Г. Надежность газоперекачивающих агрегатов с газотурбинным приводом. М.: Недра, 1979. — 207 с.
  133. Дж. Введение в теорию ошибок. М.: Мир, 1985. -272 с.
  134. Туф Дж. Л. Модель расчета выбросов воздушных, быстрых и топливных окислов азота из газотурбинных установок. Энергетические машины и установки, 1986, т. 107, N 1, с. 32−38.
  135. Ф.Г. Оптимизация показателей эффективности технического обслуживания технологического оборудования компрессорных станций. Экономика, организация и управление производством в газовой промышленности. — М.: ИРЦ Газпром, 1997, N 7, с. 18−22.
  136. Ф.Г. Акустические характеристики запорной арматуры компрессорных станций магистральных газопроводов при наличии перетечек. Диагностика оборудования и трубопроводов.
  137. М.: ИРЦ Газпром, 1997, N3, с. 47−53.
  138. Ф.Г. К расчету собственных частот магистрального газопровода и запорной арматуры. В кн.: Магистральные и промысловые трубопроводы: проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт. — М.: ЦОНиК ГАНГ, 1996, N3, с. 36−41.
  139. Ф.Г. Особенности использования спектрального анализа для оценки текущего состояния технологического оборудования компрессорных станций. Диагностика оборудования и трубопроводов. — М.: ИРЦ Газпром, 1997, N 4, с. 17−20.
  140. Ф.Г., Максимов Д. А. Основные принципы моделирования процесса горения в камере сгорания ГТК-10−4. Транспорт и подземное хранение газа. — М.: ИРЦ Газпром, 1997, N 4, с. 51−60.
  141. Ф. Г., Максимов Д. А. Экспериментальное исследование процессов горения однородной метано-воздушной смеси.
  142. В кн.: Магистральные и промысловые трубопроводы: проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт. М.: ЦОНиК ГАНГ, 1996, N 3, с. 41−47.
  143. Ф.Г. Методы обеспечения равномерности поля концентраций топлива при эксплуатации ГПА. Газовая промышленность, 1997, N 10, с. 38−41.
  144. Ф.Г. Экологически безопасная работа горе-лочного устройства на компрессорных станциях газопроводов. Газовая промышленность, 1997, N 6, с.59−60.
  145. Ф.Г. Комплексная диагностиьса на компрессорных станциях. Газовая промышленность, 1987, N 6, с.30−31.
  146. Ф.Г., Игуменцев Е. А. Виброакустический метод определения перетечек газа в запорной арматуре. Газовая промышленность, 1988, N 7, с. 30−31.
  147. Ф.Г., Игуменцев Е. А. Определение утечек газа в запорной арматуре по регистрации виброакустического сигнала. Транспорт и подземное хранение газа, 1988, N 9, с.10−14.
  148. Ф.Г. Обеспечение экологической безопасностии эксплуатационной надежности работы компрессорных станций магистральных газопроводов. М.: Нефтяник, 1996. — 252 с.
  149. Ф. Г., Аминев Ф. М. Определение негерметичности запорной арматуры. Газовая промышленность, 1989, N 1, с. 51.
  150. Ф. Г., Кашапов P.C., Максимов Д. А., Ахметов Р. Ф. Особенности кинетики окисления азота в процессе горения газообразных топлив. Вопросы теории и расчета рабочих процессов тепловых двигателей. — Уфа: УГАТУ, 1994, N 16, с. 104−108.
  151. Ф.Г., Кашапов P.C., Максимов Д. А., Ахметов Р. Ф. Образование окислов азота в турбулентном диффузионном пламени. Вопросы теории и расчета рабочих процессов тепловых двигателей. — Уфа: УГАТУ, 1994, N 16, с. 112−124.
  152. Ф. Г., Кашапов P.C. Малотоксичные горелочные устройства газотурбинных установок. Уфа: Институт проблем прикладной экологии и природопользования, 1994. — 138 с.
  153. Ф. Г., Исламов P.M., Кашапов P.C., Максимов Д. А. Промышленные испытания камеры сгорания ГПА ГТК-10−4 с предварительной подготовкой рабочей смеси. Транспорт и подземное хранение газа, 1994, N 4, с. 14−20.
  154. Ф.Г. Новое горелочное устройство Баштранс-газа с предварительным смешиванием топлива ПСТ-70/30−20. Exploration and Production Technology International, 1995, N 7, p.274.
  155. Ф. Г., Максимов Д. А., Кашапов P.C. и др. Огневое моделирование эмиссионных характеристик газогорелочного устройства. Вопросы теории и расчета рабочих процессов тепловых двигателей. — Уфа: УГАТУ, 1995, N 17, с. 93−102.
  156. Ф. Г., Ахметов Р. Ф., Байков А. З. и др. Некоторые результаты опытно-промышленных испытаний горелочного устройства ПСТ ГПА ГТК-10−4. Уфа: УГАТУ, 1995, N 17, с. 127−134.
  157. Ф.Г., Игуменцев Е. А. Виброакустическая диагностика перемычек в запорной арматуре. Доклады и сообщения на 4-ой международной деловой встрече «Диагностика-94» — М.: Газпром, 1994, с. 175−178.
  158. Ф.Г., Игуменцев Е. А. Автоматизированные виброакустические диагностические приборы и системы газоперекачивающих агрегатов. Доклады и сообщения на 3-ей международной деловой встрече «Диагностика-93» — М.: Газпром, 1993, с. 171−173.
  159. Ф.Г., Игуменцев Е. А. Автоматизированная система вибродиагностики ГПА-10. Тезисы докладов на 13-ом тематическом семинаре ГП «Оргзнергогаз». — Одесса: РАО Газпром, 1993, с. 8.
  160. M., Прата С., Мартин Д. Язык Си. Руководство для начинающих. М.: Мир, 1988. — 512 с.
  161. Д. Обнаружение и диагностика неполадок в химических и нефтехимических процессах. Л.: Химия, 1983. — 351 с.
  162. Д. Анализ процессов статистическими методами. М.: Мир, 1973. — 957 с.
  163. Д. Нелинейное программирование. М.: Мир, 1975. — 534 с.
  164. В.А., Тумановский А. Г. Газотурбинные двигатели и защита окружающей среды. Киев: Техника, 1983. — 144 с.
  165. Л.С. Исследование эксплуатационных показателей газоперекачивающих агрегатов КС магистральных газопроводов вероятностно-статистическими методами. Автореферат кандидатской диссертации — М.: 1977. — 36 с.
  166. M.X. Расчет вынужденных колебаний несимметричного гибкого ротора на многоклиновых опорах скольжения. Энергомашиностроение, 1977, N 3, с. 13−15.
  167. О.Д. Физические основы механики и акустики. М.: Высшая школа, 1981. 261 с.
  168. Е. С. Физика горения газов. М.: Наука, 1965. — 704 с.
  169. В.М., Лебедев П. Д. и др. Теплотехнический справочник. М.: Энергия, 1976. — 313 с.
  170. Е. И., Иванов В. А., Шибнев A.B. и др. Модели технического обслуживания и ремонта систем трубопроводного транспорта. М.: ВНИИОЭНГ, 1993. — 276 с.
  171. Blauwens J., Smets В., Peeters J. Mechanism of «promt» N0 formation in hydrogen flames. 16-th Symp.(Int.) on Combustion. The Combustion Inst., 1976, p. 1055−1062.1. O /1 o1. JUU
  172. Bildger R.W. The prediction of turbulent diffusion flame fields and nitric oxide formation. 16-th Symp. (Int.) on Combustion. The Combustion Inst., 1976, p.1643−1654.
  173. Bildger R.W. Perturbation analysis of turbulent nonpre-mixed combustion. Comb.Sci. and Techn., 1980, N 22, p. 251−261.
  174. Engelman V.S., Bartok W., Longwell J.P. Experimental and theore i/1 C a 1 studies of for 'nation in a jetstirred combus-tor. 14-th Symp.(Int.) on Combustion. The Combustion Inst., 1973, p. 756−763.
  175. Fenimore C.P. Formation of nitric oxide in premixed hydrocarbon flames. 13. th Symp.(Int.) on Combustion. The Combustion Inst., 1971, p.373−380.
  176. Jensen D.E., Jones G. A. Reaction rate coefficients for flame calculations. Combustion and Flame, 1978, N32, p. 1 -34.
  177. MalteP.C., Schmidt S.C., Pratt D. T. Hydroxil radical and atomic oxyden concentrations in high-intensity combustion. 16-th Symp. (Int.) on Combustion. The Combustion Inst., 1976, p. 145−154.
Заполнить форму текущей работой