Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Междисциплинарная интеграция как условие развития правовой культуры студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования обусловлена целой совокупностью обстоятельств. Коренные преобразования в нашей стране, 90-х гг. XX в., повлекшие смену политических и экономических основ Российского государства, также были связаны с существенными изменениями идеологии, социальной структуры общества и реформированием правовой системы. На сегодняшний день особого внимания со стороны общества требует процесс освоения… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК ОБЪЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Право как составляющая общей культуры личности
    • 1. 2. Сущностные и содержательные характеристики правовой культуры личности
    • 1. 3. Междисциплинарная интеграция: актуальность использования иноязычного образования как средства для развития культуры личности
  • Выводы
  • Глава 2. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В РАМКАХ
  • МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
    • 2. 1. Учебные пособия по иностранным языкам как источник информации правового характера
    • 2. 2. Анализ сформированности правовой культуры студентов Сургутского государственного университета
    • 2. 3. Описание методики по развитию правовой культуры студентов на занятиях по английскому языку
    • 2. 4. Результаты опытно- экспериментальной работы по развитию правовой культуры студентов
  • Выводы

Междисциплинарная интеграция как условие развития правовой культуры студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Диссертационное исследование обращено к проблеме использования междисциплинарной интеграции как условия развития правовой культуры студентов.

Актуальность темы

исследования обусловлена целой совокупностью обстоятельств. Коренные преобразования в нашей стране, 90-х гг. XX в., повлекшие смену политических и экономических основ Российского государства, также были связаны с существенными изменениями идеологии, социальной структуры общества и реформированием правовой системы. На сегодняшний день особого внимания со стороны общества требует процесс освоения своего социального положения молодым поколением. Основой, объединяющей всех людей нашего государства и ставящей их в равное положение, является право. Процесс становления новых законов и правовых норм идет постепенно, что усиливает правовую напряженность в обществе. Познание законов, становление правосознания населения может способствовать установлению стабильности социальных отношений в стране.

Статья 1 Конституции РФ провозгласила демократическое федеративное правовое государство. [64] Демократическое правовое общество основано на способности каждого отдельного гражданина брать на себя ответственность, участвовать в совместно принятом решенииумении регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов. Во взаимодействии человека и общества всегда присутствуют социально-правовые аспекты деятельности личности. В современных условиях российской действительности именно они приобретают первостепенное значение. В этом смысле правовая культура выступает как составная часть общей культуры личности в ее взаимоотношениях с обществом и государством.

Правомерно считать, что именно образование становится не только средством передачи молодому поколению накопленных знаний, формирования его культурно-нравственного и гуманитарного потенциала, но и важнейшим фактором подготовки к жизнедеятельности в новых условиях, к решению нестандартных задач. Оно должно способствовать развитию взаимопонимания, солидарности и терпимости между людьми, между этническими, социальными, культурными и религиозными группами, а также между суверенными нациями. 34,64,133,135 и др.].

Традиционная система обучения имеет дело с множеством учебных дисциплин, которые по содержанию и методически плохо согласуются между собой. Организационный принцип традиционной системы обучения — предметоцентризм, что порождает серьезные трудности в формировании у учеников и студентов целостной картины мира.

В условиях бурного роста научно-технической информации, возрастающего накопления эмпирического и теоретического материала наблюдается неизбежный процесс дифференциации научного знания, возникновения все новых научных дисциплин. Углубляющаяся дифференциация наук объективно порождает необходимость противоположного процесса — интеграции научного знания.

Интеграция в образовании есть движение от внутрипредметной к межпредметной интеграции. При этом следует учитывать, что образование не отбрасывает старые организационные формы, а в процессе своего развития сохраняет их в качестве элементов целого, то есть межпредметная интеграция предполагает не замену, а дополнение одного принципа другим. [72].

Именно интегративное содержание на межпредметной основе дает больше возможности для создания интеллектуального творческого мышления через создание проблемных ситуаций, решение межпредметных проблем.

Таким образом мы можем выделить рад противоречий:

1. Между требуемым обществом состоянием правовой культуры его граждан (соответствующим уровню развития его правовой системы) и наличным уровнем его развития.

2. Между временным ресурсом, ограничивающим выбор образовательных дисциплин в системе образования, и необходимостью включения в образовательный блок новой информации, отвечающей потребностям современного гражданина, общества и мира.

В диссертационной работе рассмотрен процесс междисциплинарной интеграции, выделена образовательная дисциплина («иностранный язык») содержание обучения которой возможно использовать для развития культуры студентов, а также определены основные направления работы педагогов по развитию правовой культуры студентов.

Провозгласив государство демократическим правовым, общество должно создать условия для того, чтобы граждане осознали и поддержали данные основы. [137] Образование способно и должно выступить в качестве системы подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях демократии и права. Социально-правовое образование направлено на социализацию молодого поколения. Отказ от единой государственной идеологии привел к возникновению различных мировоззренческих ценностных ориентации людей. В условиях «идеологического вакуума» и ориентации государства на либеральные ценности социально-правовое сознание может стать для молодого поколения важной основой в его гражданском самоопределении.

Социально-правовое образование надпредметно — оно не ограничено только процессом изучения одной дисциплины, оно вбирает те аспекты жизнедеятельности человека, которые обеспечивают приобретение опыта социальноправовой деятельности.

Междисциплинарная интеграция способна разрешить проблему связанную, с одной стороны, с ограниченностью временного ресурса, отведенного на аудиторные занятия и, с другой — необходимостью введения новой информации необходимой современному специалисту и гражданину государства.

В рамках современного содержания иноязычного образования непосредственное изучение иностранного языка (грамматико-переводной метод) не является целью дисциплины. Дисциплина «иностранный язык» является средством, имеющем огромный образовательный и воспитательный потенциал, который возможно использовать для приобщения учащихся к осознанию культурного наследия своего народа и народов других стран, для поддержания стремления учащихся к осуществлению межличностного и межкультурного общения, так как изучение иностранного языка в первую очередь позволяет осуществить социокультурное обогащение мировосприятия и мировидения изучающих иностранный язык в процессе совершенствования их иноязычной коммуникативной компетенции [136].

На сегодняшний день, когда содержание образования наполняется все новыми и новыми составляющими, когда мы выдвигаем новые компетенции, которыми должна обладать личность, мы не можем не использовать в учебном процессе междисциплинарные связи, позволяющие нам при таком возрастающем объеме знаний не увеличивать количество учебных предметов. Включение в процесс обучения таких универсальных проблем как проблемы человеческих прав, экономики и экологии заставляет нас использовать систему междисциплинарных связей и дисциплина «иностранный язык» по сущности своего содержания является одним из оптимальных. Положительное отношение к языку, культуре народа, говорящего на этом языке, понимание важности изучения иностранного языка, потребность пользоваться им как средством общения, способствуют приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям, помогают им осознать свою планетарную принадлежность.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Междисциплинарная интеграция как условие развития правовой культуры студентов».

Цель исследования: определение педагогических условий в рамках междисциплинарной интеграции для развития правовой культуры студентов.

Объект исследования: образовательный процесс в высшей школе.

Предмет исследования: развитие правовой культуры студентов в условиях междисциплинарной интеграции.

Гипотеза исследования:

1. Развитие правовой культуры личности выступает в качестве одной из ведущих целей современного образования.

2. Правовая культура — это сложное динамичное личностное образование, характеризующее социально обусловленный уровень развития личности в правовой деятельности.

3. Междисциплинарная интеграция в системе современного содержания образования является одним из условий развития культуры личности и может быть использована для развития правовой культуры студентов.

4. В рамках междисциплинарной интеграции дисциплина «иностранный язык» может быть использована для развития правовой культуры студентов.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутыми гипотетическими положениями были поставлены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа литературы по философии права и педагогике определить сущность правовой культуры личности.

2. Определить место правовой культуры в современном содержании образования.

3. Доказать, что дисциплина «иностранный язык» может выступать средством развития правовой культуры студентов в рамках междисциплинарной интеграции.

4. Провести диагностическое исследование, выявляющее педагогические условия развития правовой культуры студентов средствами дисциплины «иностранный язык».

5. Экспериментально проверить предлагаемые пути развития правовой культуры студентов.

Теоретикометодологическую основу исследования составили:

— работы по теории образования и междисциплинарной интеграции (Т.К.Александрова, З. И. Васильева, Б. С. Гершунский, А. С. Запесоцкий, Е. И. Казакова, А. В. Кирьякова, О. Е. Лебедев, В. Н. Максимова, В. Д. Повзун, Т. В. Светенко, А. П. Тряпицина и др.);

— работы, посвященные вопросам педагогической культурологии (В.Г. Белинский, Б. С. Гершунский, Л. Н. Каган, М. С. Каган, Н. К. Рерих, Э. Тейлор, А. Швейцер, Ф. Шиллер и др.).

— работы, посвященные философии права, правосознанию личности, правовой культуре, социально-правовому образованию (В.Н.Ильин, И. Кант, Ж. Карбонье, Б. А. Кистяковский, В. С. Нерсесянц, и др.);

— концепции теории и методики обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, А. И. Клишина, Е. И. Пассов, Э. Сэпир, С. Г. Тер-Минасова, и др.).

Методы педагогического исследования: теоретический анализ философской, педагогической и правовой литературытеоретическое и практическое моделирование процесса развития правовой культуры студентовдиагностические методы (включенное наблюдение, беседы, анкетирование, анализ продуктов учебной деятельности) — анализ педагогических условий развития правовой культуры студентовэксперимент.

Экспериментальная база исследования. Диагностическое исследование проводилось на базе Сургутского государственного университета. В эксперимент были вовлечены студенты II курса факультета биологии СурГУ.

Логика и этапы исследования. Исследование проводилось в 19 992 003 годах. Логическая схема исследования включала в себя осуществление следующих шагов:

1) первичный диагностический анализ проблемы на базе Сургутского государственного университета (СурГУ) (1999г.);

2) изучение философской, правовой и психолого-педагогической литературы, выделение основных положений и методов исследования, формирование гипотезы (1999 — 2000 г. г.);

3) исследование проблемы в ходе активного включения в педагогическую деятельность на базе Сургутского Государственного Университета (1999 -2003 г. г.);

4) формирующий эксперимент (2000 -2002 г. г.);

5) оформление основных результатов в диссертационное исследование (2002; 2003 г. г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Правовая культура личности — это сложное динамическое образование, представляющее собой единство правовых знаний, адекватно отражающих правовую действительность, эмоционально-окрашенного отношения к правовым явлениям и правомерного поведения.

2. Развитие правовой культуры личности, являясь одной из целей современного образования, вступает в противоречие с ограниченным временным ресурсом в высшей школе, которое может быть преодолено за счет интеграции различных учебных дисциплин на основе единства их целей и задач.

3. Междисциплинарная интеграция вузовских образовательных дисциплин может выступать эффективным средством формирования й развития правовой культуры студента.

4. Междисциплинарная интеграция при изучении иностранного языка может способствовать развитию правовой культуры студентов, если будут реализованы следующие психолого-педагогические условия:

— содержание обучения иностранному языку дополнено дидактическими материалами, связанными с понятиями правовой культуры, правовых ценностей общества;

— педагогический процесс изучения иностранного языка нацелен на развитие и саморазвитие студента как гражданина правового государства;

— ориентация педагогов на развитие правовой культуры личности как значимую цель образования;

— моделирование ситуаций в области права, порождающих интерес студентов к изучению норм права;

— наличие доступных источников на иностранном (английском) языке по различным областям права;

— создание учебно-методического пособия на английском языке, способствующего развитию правовой культуры студентов и поддерживающего их интерес к изучению норм права.

5. Учебно-методический комплекс, способствующий формированию правовой культуры в рамках междисциплинарнои интеграции, должен обеспечивать студентов информацией, создавать условия для позитивной мотивации в процессе обучения, обеспечивать возможность самореализации в контексте правовой деятельности.

Достоверность научных результатов исследования обусловлена адекватным использованием методологических и теоретических основ формирования и развития правовой культуры студентовприменением методов исследования, адекватных предмету, целям и задачам исследованиянепротиворечивостью и четким обозначением теоретико-методологических позиций, формированию которых способствовал анализ литературы по проблеме исследованияапробацией результатов опытной работы на базе университета.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:

— выявлена необходимость использования междисциплинарной интеграции в процессе развития правовой культуры личности в высшем учебном заведении, обусловленная ограниченностью временного ресурса, а, следовательно, и отсутствием возможности введения новых дисциплин в учебный процесс;

— обоснована взаимосвязь изучения иностранного (английского) языка с процессом развития правовой культуры студентов, которая базируется на использовании средств образовательной дисциплины «английский язык» для развития правовой культуры студентов;

— выделены педагогические условия развития правовой культуры студентов в рамках междисциплинароной интеграции средствами дисциплины «иностранный язык», а именно: содержание обучения иностранному языку дополнено дидактическими материалами, связанными с понятиями правовой культуры, правовых ценностей обществапедагогический процесс изучения иностранного языка нацелен на развитие и саморазвитие студента как гражданина правового государстваориентация педагогов на правовую культуру личности как значимую цель образованиямоделирование ситуаций в области права, порождающих интерес студентов к изучению норм праваналичие доступных источников на иностранном языке по различным областям правасоздание учебно-методического пособия на английском языке, способствующего развитию правовой культуры студентов и поддерживающего их интерес к изучению норм права;

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

— уточнено понятие «правовая культура личности» в контексте образовательного процесса в высшей школе, под которым понимается сложное динамичное образование, представляющее собой единство правовых знаний, адекватно отражающих правовую действительность, эмоционально-окрашенного отношения к правовым явлениям и правомерного поведения;

— разработаны и обоснованы принципы построения учебно-методического комплекса на английском языке, использование которого способствует развитию правовой культуры студентов.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что в нем даны научно обоснованные рекомендации по организации процесса развития правовой культуры студентов средствами иностранного языка. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для совершенствования содержания и повышения эффективности обучения правовой культуре средствами междисциплинарной интеграции. Основные результаты исследования могут служить основой при создании научно-практических разработок по проблеме использования предмета иностранный язык для формирования и развития других направлений базовой культуры личности.

Апробация результатов исследования осуществлялась через обсуждение основных положений диссертации на кафедре педагогики СурГУ, в педагогическом процессе по иностранному языку и на заседаниях кафедры иностранных языков № 2 Сургутского государственного университета, всероссийских, региональных и окружных научно-методических и научно-практических конференциях (Тюмень, 2001 г., Екатеринбург, 2002 г., Челябинск, 2002 г., Сургут, 2001 г., 2002 г, 2003 г., 2004, Томск 2004 г.), на международной научно-практической конференции (Сургут, 2002 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы сделанные в результате нашего исследования не претендуют на всеобщность, а актуальность темы оставляет широкое поле деятельности для будущих исследователей. В частности открывается возможность рассматривать предмет иностранный язык как средство для развития иных составляющих базовой культуры личности студента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты теоретического и опытно-экспериментального исследования дают основание утверждать, что в рамках междисциплинарной интеграции существует принципиальная возможность развития правовой культуры посредством изучения иностранных языков в высшем учебном заведении.

В условиях бурного роста научно-технической информации, возрастающего накопления эмпирического и теоретического материала наблюдается неизбежный процесс дифференциации научного знания, возникновения все новых научных дисциплин. Углубляющаяся дифференциация наук объективно порождает необходимость противоположного процесса — интеграции научного знания.

Интеграция в образовании есть движение от внутрипредметной к межпредметной интеграции. При этом следует учитывать, что образование не отбрасывает старые организационные формы, а в процессе своего развития сохраняет их в качестве элементов целого, то есть межпредметная интеграция предполагает не замену, а дополнение одного принципа другим.

Изучение иностранных языков в вузе является тем непосредственным процессом, на основе которого можно осуществлять развитие правовой культуры студентов, не используя для этого специальную учебную дисциплину. Отбор содержания обучения иностранным языкам, направленного на развитие правовой культуры студентов ИIII курсов вузов, возможен на основе учета специфики характера взаимодействия элементов правовой культуры в педагогическом процессе по иностранному языку. Процесс обучения иностранным языкам в вузе обладает большими внутренними резервами, проявлением которых служит большая вариативность при подборе учебных материалов на иностранном языке и проектирование соответствующих целям развития правовой культуры предтекстовых и послетекстовых заданий и упражнений.

Использование различных видов учебной деятельности, методов и форм обучения студентов на практических занятиях по иностранному языку в вузе приводит к различным изменениям в качествах личности студента. Развитие правовой культуры на практических занятиях по иностранному языку возможно посредством формулирования трех составляющих правовой культуры студентов: знания, отношений и деятельности.

Противоречие между наличным и требуемым уровнями правовой культуры студента является внутренней движущей силой ее развития. Основной движущей силой этого процесса выступает рассогласование между отношением и деятельностью в рамках правовой культуры студентов, рассогласование между требованиями общества к уровню правовой культуры и ее наличием, а также между требованиями общества к будущему гражданину и процессом самоактуализации личности.

В процессе развития личности студента изучение иностранных языков выполняет интегрирующую, обобщающую, мотивационную и деятельностную функции, единство и взаимосвязь которых обеспечивают эффективность реализации целей развития правовой культуры.

Важнейшим условием эффективного использования процесса обучения иностранным языкам как средства развития правовой культуры в рамках междисциплинарной интеграции является мотивационная готовность студентов к восприятию культурологического и правового содержания учебных материалов на иностранном языке. Направленная на развитие правовой культуры, она способствует лучшему усвоению студентами текстов, содержащих информацию правового характера. Текстотека должна включать тексты, затрагивающие вопросы правового характера, активизировать знания студентов о нормах различных отраслей права, предлагать в сравнении нормы Российского и международного права в частности ряда англоязычных стран), а также обладать потенциалом для развития самостоятельного правотворчества студентов. Другим важным условием эффективного использования процесса изучения иностранных языков для нужд правового образования является применение специфических технологий обучения иностранным языкам, включающих подбор и конструирование специальных предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий и упражнений направленных на развитие правовой культуры студентов. Развитость элементов правовой культуры обеспечивает необходимые гражданину демократического государства умения решать вопросы, руководствуясь нормами права, компетентно представлять себя и свои интересы, корректно позиционировать себя в мировом сообществе, проводить переговоры, урегулировать конфликты, поддерживать постоянный творческий рост, генерировать новые социокультурные идеи в рамках правовых норм государства, пользоваться социокультурными ценностями и технологиями и т. д. Реализация мотивационной готовности студентов к восприятию текстов правового содержания на иностранном языке обусловливается комплексом внешних и внутренних условий, наиболее значимыми из которых, являются благоприятный психологический климат на практических занятиях по иностранному языку, экспектация (ожидание) преподавателя, гуманистическая направленность всего процесса обучения иностранным языкам, расположение студента в центре процесса обучения, активизация и стимулирование процесса самоактуализации обучаемого как личности.

Развитие правовой культуры студента вуза осуществляется в результате специально организованного процесса изучения иностранных языков, которое развивает в комплексе интеллектуальную, эмоциональную и деятельностную сферы личности студента. Этот процесс осуществляется путем использования специально подобранных текстов, заданий и упражнений, путем накопления опыта, тренировки в принятии ответственных, взвешенных с точки зрения социокультурных требований решений, в занимании нравственной позиции при принятии такого рода решений. Совершенствованию процесса развития правовой культуры студентов способствует самоконтроль и самоанализ, стремление совершенствовать свою эмоциональную природу, стремление к самоактуализации.

По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Правовая культура личности — это сложное динамическое образование, представляющее собой единство правовых знаний, адекватно отражающих правовую действительность, эмоционально-окрашенного отношения к правовым явлениям и правомерного поведения.

2. Развитие правовой культуры личности, являясь одной из целей современного образования, вступает в противоречие с ограниченным временным ресурсом в высшей школе, которое может быть преодолено за счет интеграции различных учебных дисциплин на основе единства их целей и задач.

3. Междисциплинарная интеграция вузовских образовательных дисциплин может выступать эффективным средством формированию и развитию правовой культуры студента.

4. Междисциплинарная интеграция при изучении иностранного языка может способствовать развитию правовой культуры студентов, если будут реализованы следующие психолого-педагогические условия:

— содержание обучения иностранному языку дополнено дидактическими материалами, связанными с понятиями правовой культуры, правовых ценностей общества;

— педагогический процесс изучения иностранного языка нацелен на развитие и саморазвитие студента как гражданина правового государства;

— ориентация педагогов на развитие правовой культуры личности как значимую цель образования;

— моделирование ситуаций в области права, порождающих интерес студентов к изучению норм права;

— наличие доступных источников на иностранном (английском) языке по различным областям права;

— создание учебно-методического пособия на английском языке, способствующего развитию правовой культуры студентов и поддерживающего их интерес к изучению норм права.

5. Учебно-методический комплекс, способствующий формированию правовой культуры в рамках междисциплинарной интеграции, должен обеспечивать студентов информацией, создавать условия для позитивной мотивации в процессе обучения, обеспечивать возможность самореализации в контексте правовой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Е. В. Аграновская, — М.: Наука, 1988. 145 с.
  2. , О.В. Новый курс английского языка для общеобразовательной школы / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева // Иностранные языки в школе 2002.- № 3.- С.13−19.
  3. , Ю. Студент: возможности личностного роста / Ю. Азаров // Высшее образование в России.-2002.-№ 1.-С.50−57.
  4. , А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А. Л. Андреев // Педагогика.-2002.-№б.-С.
  5. , И.Л. Еще раз об устройстве России / И. Л. Андреев // Вестник российской академии наук. 2001. — Т.71, № 1. — С.39−44.
  6. , А.С. Философские основы социокутурной теории и методологии / А. С. Ахиезер //Вопросы философии. 2000. -№ 9.- С.
  7. Антология гуманной педагогики: Живая этика / Московский госуд. пед. ун-т.- М.,
  8. , А.Н. Правовая культура личности: Автореферат / А. Н. Бабенко.- Москва., 1996. 21с.
  9. П.Бим- Бад, Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком / Б.М. Бим- Бад//Педагогика. 1996. -№ 5.- С.
  10. Бим, И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. 2001. -№ 4.- С.5−7.
  11. Бим, И. Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. 2002. — № 3. — С.3−8.
  12. Бим, И. Л. Языковой плюрализм веление времени / И. Л. Бим // Преподаватель. — 2001. — № 1. — С.7−8.
  13. , М.Г. Правовая культура: Лекция / М. Г. Болдырева. М.: МЮИ МВД России. — 1998. — 35с.
  14. , А.П. Изучение иностранных языков в России / А. П. Булкин // Иностранные языки в школе. 1998. — № 3. -С.16−20.
  15. П.Будилина, Т. В. Правовая культура как фактор совершенствования системы социального управления / Т. В. Будилина // Актуальные вопросы правоведения в современный период: Сб. статей / Томский ун-т. Томск, 1995. — С.15−16.
  16. , Л. Человек, культура и образование в кризисном социуме / Л. Буева // Вестник высшей школы. 1997.- № 4. — С.11−17.
  17. , В.И. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению: Учебное пособие / В. И. Букреев, И. Н. Римская. М.: Юрайт, 1998. — 336с.
  18. , А.В. Об обучении иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур / А. В. Вартанов // Иностранные языки в школе. 2003. — № 4. — С.21- 25.
  19. , З.И. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е гг. XX в. Россия): Педагогическое исследование / З. И. Васильева. -СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003. 336с.
  20. Вентцель. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. — 216с.
  21. , Ю. Ю. Правовая культура в России на рубеже столетий / Ю. Ю. Ветютнев, А. С. Шириков, А. С. Трифонов // Государство и право. -2001. № 10. — С.106−109.
  22. , В. Подготовка специалиста как человека культуры / В. Виноградов // Высшее образование в России. 2000. — 32. — С.40- 42.
  23. , Ж.Л. Международная конференция «Современные методы преподавания и изучения иностранных языков» / Ж. Л. Витлин, Л. В. Московкин // Иностранные языки в школе. 1998. — № 3.- С.87- 92.
  24. , Н.Н. Правосознание и правовая культура (учебное пособие)/ Н. Н. Вопленко.- Волгоград: Изд-во ВолГу., 2000. 52с.
  25. , Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. Изд-во Лабиринт — 5-е изд, испр. — М., 1999. — 352с.
  26. , С. Система образования в условиях демократизации российского общества / С. Галкин // Вестник высшей школы. 1997. — № 4.-С. 18−20.
  27. , З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / З. Т. Гасанов // Педагогика. 1996.- № 6. — С. 51−55.
  28. Гегель, Г. В. Ф. Философия права. Пер. с нем. / Г. В.Ф. Гегель- Ред. и сост. Д. А. Керимов, B.C. Нерсесянц- Авт. вст. ст. и примеч. B.C. Нерсесянц. -М.: Мысль, 1990. 524с.
  29. , Т. 2000 Международный год культуры мира / Т. Георгиева // Высшее образование в России. — 2000. — № 2. — С. 75.
  30. , Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры / Б. С. Гершунский // Педагогика. 1998.- № 2. -С.49−57.
  31. , Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико- ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608с.
  32. , Л. Древняя Русь и Великая степь / Л. Гумилелев. М., 1992. -600с.
  33. Гражданственность интеллигенции: пути формирования в кризисном обществе // Вестник высшей школы. 2001. — № 3. — С.21−27.
  34. , Д.В. Социокультурное самоопределение подростка / Д. В. Григорьев // Педагогика. 2000.- № 7.- С. 42−47.
  35. , Д. Курс римского права. Учение об основных правовых понятиях / Д. Гримм. СПб, 1904. — с.39.
  36. , П.С. Философия культуры / П. С. Гуревич. М., 1995. — 145с
  37. , Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип / Г. Д. Дмитриев // Педагогика. 2000. — № 10.- С.3−11.
  38. , Г. Век информационного общества / Г. Довгаль //Учительская газета 20 002. — № 45. — С.18
  39. , О. Какова наша школа по результатам международного сравнения / О. Довженко // Народное образование. 2002. — № 7.- С. 17−23.
  40. , A.M. Правовая культура и правосознание (проблемы, трудности, противоречия) в условиях становления тоталитарного общества: Монография / A.M. Евстратов. Кострома: Изд-во КГТУ, 2001. — 152с.
  41. , М.С. Доступ граждан к правовой информации как условие развития правосознания и правовой культуры / М. С. Егорова // Государство и право. 2001. — № 9.- С.108−109.
  42. , В.В. Политическая антропология / В. В. Ильин, А. С. Панарин, Д.В. Бардовский- Под ред. В. В. Ильина. М.: Изд- во МГУ, 1995. — 254с.
  43. , И.А. Философия права. 2 т. 1 т. Нравственная философия / И. А. Ильин. Изд- во Медиум, 1993.- -510с.
  44. , И.А. Понятия права и силы. Опыт методологического анализа // И. А. Ильин. Собр. Сочин.- М., 1994. Т.4.
  45. , В.В. Английский язык межкультурного общения новый аспект в преподавании английского языка / В. В. Кабакчи // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 6. — С.84- 89.
  46. , С .Я. Методологическая культура студентов в условиях фундаментализации обучения / С. Я. Казанцев, JI.A. Казанцева // Педагогическое образование и наука. 2001.- № 3.- С. 9−14.
  47. , Р.А. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь (Материалы Международной конференции, поев. 50-лет. Всеобщей декларации прав человека) / Р. А. Каламкарян // Государство и право. -2000.- № 4. С.31−41.
  48. , И. Критика чистого разума / И. Кант. М., 1994. — 62с.
  49. , А.С. Культурология: Культура социальных отношений. Серия «Мир культуры, истории и философии / А. С. Кармин. СПб.: Изд- во Лань, 2000. — 128с.
  50. , Н.М. Политическая и правовая культура: Методологические проблемы / Н. М. Кейзеров. М.: Юрид.лит., 1983. — 232с.
  51. , Б.А. Философия и социология права / Б. А. Кистяковский.- СПб, 1998. 640с.
  52. , Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) / Б. А. Кистяковский.- Вехи. М.: Новости, 1990. -481с.
  53. , М.С. Философия культуры. Становление и развитие / М. С. Коган. СПб: Изд- во «Лань», 1998. — 448с.
  54. , О.А. Язык и современное социально- политическое развитие общества / О. А. Колыхалова // Преподаватель. 2001. — № 5. — С.4−7.
  55. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Издательство БЕК, 1994. -458с.
  56. , В.В. Организация обучения иностранному языку и профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях модернизации содержания образования / В. В. Копылова, Г. И. Воронина // Иностранные языки в школе. 2003. — № 1. — С.4−11.
  57. , В. Что делать? (размышления о поисках новой идеологии) / В. Корзун // Вестник высшей школы. 1997. — № 4.- С.3−10.
  58. , С.С. Диалог культур становится реальностью / С. С. Куклина // Иностранные языки в школе. 2002.- №б.- С.82−86.
  59. , П.А. Правовое просвещение основа общественного согласия / П. А. Лаптев // Школьное обозрение. — 2002. — № 4. — С. 18.
  60. Лики культуры: Альманах. Том 1. М.: Юрист, 1995. — 527с.
  61. , В.В. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы / В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова // Педагогика. — 1999. — № 4. — С. З- 10.71 .Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили.- М., 1990. 189С.
  62. Межпредметная интеграция в образовательном процессе в начальной школе // www.Bolshe.ru
  63. , О. Модель специалиста / О. Мельничук // Высшее образование в России. 2000. — № 5. — С. 19−25.
  64. , Д. Объективная цель воспитания формирование самоуправляемой и управляемой личности / Д. Мехонцева // Народное образование. — 2001. — № 8. — С.16.
  65. , Р.П. Современные концепции коммуникативного обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. 2000. — № 4. — С.9−15.
  66. , А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам / А. А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. -2001.- № 5. — С.11−14.
  67. , В.И. Мир личности как мир культуры / В. И. Митина // Вестник московского ун- та. Сер№ 7 Философия. 1997. — № 6. — С.51−64.
  68. Модернизация образования реформа 2000 // 1 сентября. — 2000. — № 50.- с. 4.
  69. , С.А. Юридическое образование как основная составляющая правовой культуры общества (историко-правовой аспект) / С. А. Мурашова // Юридическое образование и наука. № 1. — 2003. — С.41−44.
  70. , И. Язык мой друг мой / И. Неелов // Европа. — 2001. — № 4. -С.8−9.
  71. , В.П. Право математика свободы / В. П. Нерсесянц. -М., 1996.- 120с.
  72. , Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 3. — С.3−10.
  73. , П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. Серия «Мир культуры, истории и философии» / П. И. Новгородцев. СПб.: Изд- во «Лань», Санкт- Пет. Унив. МВД России, 2000. — 352с.
  74. , П.И. Историческая школа юристов / П. И. Новгородцев. -СПб.: Изд- во «Лань», 1999.- 192с.
  75. , П.И. Об общественном идеале / П. И. Новгородцев. -М.: Изд- во «Пресса», 1991. 639с.86.0маров, О. С. Правовая культура: становление и развитие (на материале Дагестана): Дис.канд. филос. наук: 09.00.11 / О. С. Омаров. Москва, 2000.- 164с.
  76. , С.И. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеол. выражений / С. И. Ожегов, НЛО. Шведова. Российская АН. Ин-т рус.яз.- Российский фонд культуры. — М.: Азъ Ltd., 1992. — 960с.
  77. , В.Г. Модель выпускника университета / В. Г. Пищулин // Педагогика. 2002. — № 9. — С. 22−27
  78. Правовая и политическая культура молодежи в условиях радикальной демократической реформы: Материалы Всесоюзной научно- практической конференции / Омск. гос. ун-т. Омск, 1990. — 186с.
  79. Правовая культура молодежи и формирование правомерного поведения: Сб. науч. тр. / Москва, 1985. 210с.
  80. Правовое воспитание, правовая культура и правосознание: Реферативный сб. / Москва, 1985. 195с.
  81. Примерная программа дисциплины «иностранный язык» компонента цикла ОГСЭ в ГОС ВПО второго поколения / Мое. гос. лингв, ун-т, 2000. -21с.
  82. , В.М. Генезис права / В. М. Розин. М.: Изд. дом «NOTA BENE», 2001.- 208с.
  83. Е. Выборы или баррикады? Гражданско правовая компетентность российских подростков по материалам международных исследований / Е. Рутковская // Школьное обозрение. — 2002. — № 4. — С.31−32.
  84. , М.Д. Гуманитаризация высшего профессионального образования: изучение иностранного языка: Монография / М. Д. Рыбаков, О. В. Немирович. М.: Прометей, 1999. — 201с.
  85. , В. Гражданское образование: проект ЮНЕСКО / В. Сартания // Высшее образование в России. 2001. — № 5. — С. 147−149.
  86. , В.В. Культурно- языковая экспансия и её проявление в языковой политике и образовании /В.В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2002. — № 3. — С.22−23.
  87. , Н.В. Педагогическая культура учителя / Н. В. Седова. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003.- 208с.
  88. , И.П. Формирование социокультурной компетенции при работе с иноязычным текстом / И. П. Селезнева, Е. Чубченко // Язык как средство межкультурной коммуникации: Тезисы всеросс. конф. с междунар. участием / Красноярск, 1998. С.27−28.
  89. , А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс / А. П. Семитко. Урал.гос.юрид. акад., Гуманитар. Ун-т. — Екатеринбург, Изд-во УрГЮА: Изд-во Гуманитар. Ун-та, 1996. — 312с.
  90. , В. Размышление о фундаментальном блоке инженерного образования / В. Сергиевский, О. Полещук // Вестник высшей школы. 1996.-№ 4.-С. 11−16.
  91. , В.Н. Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция / В. Н. Симкин // Иностранные языки в школе. 1998.- № 3. — С.82−86.
  92. , И. М. Новый миллениум: роль и место иностранного языка в поликультурном социуме / И. М. Синагатуллин // Иностранные языки в школе. 2002. — № 1. — С.32−37.
  93. Содержание обучения иностранным языкам: учебное пособие / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.- 40с. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 3)
  94. , Э. Образование путь к культуре мира и толерантности / Э. Соколова // Народное образование. — 2002. — № 2. — С. 111- 113.
  95. , Н.И. Педагогические взгляды Н.И. Лобачевского на проблемы воспитания студентов / Н. И. Старшинов // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 1. — С. 55−60.
  96. , П.В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России средствами иностранного и родного языков / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. 2003. — № 1.- С.42−47.
  97. , П.В. Язык и культура: в поисках нового направления / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. 2001. — № 4. — С.12−18.
  98. Смирнов, И.П. XXI веку открытое образование /И.П. Смирнов // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 8. — С.4−13.
  99. Словарь- справочник по праву / Сост. А. Ф. Никитин. М.: Акамикс, 1995.-215с.
  100. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов. энц. 1984. — 1600с.
  101. , Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Пер. с англ. / Э. Сэпир- Общ. ред. и вступ. ст. А. Е. Кибрика. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993.-656с.
  102. , С.А. Культура и педагогика мира / С. А. Тангян // Педагогика. 1997. — № 6. — С.3−14.
  103. , Н.М. Правосознание и правовая культура личности в условиях обновления России: Дис.канд. юрид. Наук: 12.00.01 / Н. М. Тапчанян. Москва, 1999. — 164с.
  104. , О. Культурологические аспекты образования / О. Тарасова // Вестник высшей школы. 2001. — № 5. — С. 26- 28.
  105. Тер- Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2000. — 624с.
  106. , Б.Н. Сильное государство объективная потребность общества / Б. Н. Топорнин // Вопросы философии. — 2001. — № 7. — С.
  107. , JI.B. Понятие культуры и построение теории содержания образования / JI.B. Тодоров // Педагогика. 1999. — № 8.- С. 4−11.
  108. Ушинский М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 224с.
  109. , В.И. Право на образование / В. И. Шкатулла // Государство и право. 1997. — № 7. — С.5−13.
  110. , З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека / З. К. Шнекендорф // Педагогика. 1997. -№ 2. — С. 43−50.
  111. , А.В. Проблемы преподавания второго иностранного языка и вопросы подготовки педагогических кадров / А. В. Щепилова // Иностранные языки в школе. 2000. — № 6. — С. 15- 22.
  112. , Г. Г. Юридическое образование важное условие формирования гражданского общества и правового государства в России / Г. Г. Файзуллин // Государство и право. — 2001. — № 3. — С.112- 118.
  113. , И. Качество образования категория фундаментальная / И. Федоров //Высшее образование в России. — 2000. — № 2. — С.3−7.
  114. , В. Модернизация школы / В. Филиппов // Преподаватель. 2001. — № 5. — С.2.
  115. , В. Образование для новой России / В. Филиппов // Высшее образование в России. 2000. -№ 1. — С. 7−13.
  116. , Т.Е. И.А. Ильин о духовной природе права / Т. Е. Чердакова // Вестник АмГУ. № 16. — 2002. — С.3−5.
  117. Чик, Г. Единицы культуры / Г. Чик // Общественные науки и современность. 2000. — № 2. — С.111.
  118. Элиасберг, Н. И. От общества риска к правовой культуре
  119. , Б.Г. Многомерный человек / Б. Г. Юдин // Наука в России. -2002. № 2. С.35- 39.
  120. , JI.H. Межкультурная коммуникация как основа обучения второму иностранному языку / JI.H. Яковлева // Иностранные языки в школе. 2001. — № 6. — С.4−7.
  121. Apter, D.E. The Politics of Modernization / D.E. Apter.- The University of Chicago Press., 1965.-481p.
  122. Curtis, S.J. An Introduction to the Philosophy of Education / S.J. Curtis.-University Tutorial Press LTD., 1958. 228p.
  123. Ellis, R. Research and Language Teaching / R. Ellis. Oxford: Oxford University Press. 1997. — 347p.
  124. Hofstede, G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values / G. Hofstede. London: Sage Publications. — 1980. — 138p.
  125. Neuner, G. The Role of Sociocultural Competence in Foreing Language Teaching and Learning / G. Neuner. Strasbourg: Council of Europe. 1994. -264p.
  126. Russell, B. Principles of social Reconctruction / B. Russell. F.R.S. London: George Allen and Unwin Limited., 1964. — 250c.
Заполнить форму текущей работой