Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие у младших школьников логических суждений в процессе освоения учебного материала

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данное исследование показало, что работа по развитию логических суждений не может проводиться нерегулярно, ее надо сделать неотъемлемой частью всего учебного процесса. Система учебно-познавательных заданий на уроке математики, тщательно продуманная учителем, вся работа учащихся на уроке в целом должны быть превращены в работу над развитием логических приемов и операций, в частности логических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Проблема развития логических суждений в теории и практике начального обучения
    • 1. 1. Теоретические основы развития логических суждений у младших школьников
    • 1. 2. Особенность развития логического мышления у младших школьников
    • 1. 3. Функции логических суждений в процессе обучения учащихся начальной школы
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальиая работа по развитию у младших школьников логических суждений
    • 2. 1. Обоснование методики эксперимента
    • 2. 2. Формирующий эксперимент
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы

Развитие у младших школьников логических суждений в процессе освоения учебного материала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие логических суждений у младших школьников в процессе освоения учебного материала в наше время приобретает большое значение. Поскольку самостоятельность мысли сопутствует осознанности обучения и влияет на индивидуальное самоопределение ребенка.

Иными стали условия обучения, его характер и объем. Необходимо учитывать и то, что сейчас в школу приходят дети, уже обогащенные большим количеством знаний и навыков, неплохо представляющие себе такие явления жизни, о которых и понятия не имели дети лет пятнадцать назад. Современные дети младшего возраста сегодня встречаются на каждом шагу с информационными технологиями, с дистанционным управлением целыми автоматическими системами, с постоянно увеличивающимися темпами внедрения в жизнь все новых и новых устройств, заменяющих людей, а людям заменяющим многие «простые радости жизни» виртуальными переживаниями. Поколение, которое впервые садится сегодня за парты школы, требует несколько модифицированного педагогического подхода. С одной стороны, мышление таких детей — это то же самое мышление шестилеток, раскрытое впечатлениям, новым знаниям и мирус другой же стороны мышление этих детей уже логично своей уверенной детской самостью, всё- видевшего, всё- знающего человека. Наши дети овладевают правилами логических игр и, применяя их, зачастую систематически обыгрывают взрослых.

Начальное образование должно заложить базовые основы общего умственного развития детей, которые создали бы условия для воспитания самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который бы мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводыприменять знания в нестандартных условиях. Необходимым условием интеллектуальной грамотности такого человека является овладение логическими приемами и операциями. Освоение и оперирование ими является одним из важнейших условий, обеспечивающих качественный процесс обучения в начальной школе.

Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте.

Умственное развитие младших школьников проявляется в интеллектуальной сфере, в познавательных интересах, в отношении учащихся к учению. В качестве показателей умственного развития школьников могут служить следующие: умение переносить приемы действий на учебную и внеучебную деятельностьумение использовать логические приемы и операции, выбирать их, преобразовывать заданный материал при переносе приемов. В большей степени способствует этому продуктивная деятельность, которая связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных приемах как анализ им синтез, сравнение, обобщение. Эти мыслительные приемы являются составной единицей операций или форм логического мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Одной из основных логических операций мышления является операция логического суждения. Суждение — это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, о наличии или отсутствии у них каких-либо свойств о состоянии, виде деятельности, или об отношениях между предметами.

С педагогической точки зрения, логическими суждениями можно считать такие, с помощью которых ребенок последовательно, обоснованно излагает свои мысли. Так как суждение — это умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный с убеждением или сомнением в его истинности или ложности, то развитию логических суждений требуется уделять особое внимание в организации учебного процесса потому, что овладение этой операцией является необходимым условием успешного освоения материла в начальной школе.

В современной начальной школе недостаточное внимание уделяется развитию логических суждений как самостоятельного компонента учебного процесса. В связи с этим одна из задач обучения — учить детей логике суждений, доказательств, делать умозаключения, анализировать, сравнивать и обобщать. При целенаправленном обучении у учащихся развиваются умственные действия, логические приемы и операции.

Развитие логического мышления в общем плане в теории и практике начального обучения представлено в трудах психологов, педагогов и методистов довольно широко.

В психологической литературе существует значительное число исследований, позволяющих описать сгроение мыслительной деятельности, ее генезис, возрастные и индивидуальные отличия (Л.И. Божович, Дж. Брунер, А. Валлон, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин. А. А. Люблинская, Л. Ф. Обухова, Ж. Пиаже, Л. С. Рубинштейн, O.K. Тихомиров, Д. Халперн, М.Н. Шардаков).

Проблема управления мыслительными процессами учащихся в ходе обучения всегда была одной из важнейших как в педагогике, так и в психологии (С.М. Бондаренко, А. В. Брушлинский, Б. Я. Бурштейн, И. Г. Вергелес, Н. З. Дьяченко, Н. Н. Жалдак, Т. В. Косма, Н. И. Лифинцева, Е. П. Маланюк, Е. Е. Останина, В.А. Филь).

Проблема обучения учащихся логическим приемам и операциям — не только методическая, но и важная общедидактическая и психологическая проблема, так как с ее решением связано формирование тех качеств ума, которые имеют значение для освоения любого предмета и подготовки к любому виду деятельности. (С.П. Баранов, Е.Н. Кабанова-Меллер, З. И. Калмыкова, Т. В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, Н. А. Менчинская, П. И. Пидкасистый, А. И. Савенков, И С. Якиманская).

Как же организовать процесс обучения, чтобы достичь максимальной интенсивности развития мышления ребенка. Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов, делая основной акцент на сферу теоретических знаний, тем самым обеспечивали развитие у детей теоретического мышления. Это положение стало основополагающим в разработанном ими экспериментальном обучении младших школьников. Д. Б. Эльконин полагал, что основным условием развития является определенное содержание знаний, осваиваемых учащимися, с содержанием знаний, в свою очередь, связаны методы преподавания и формирования у ребенка тех способов действий, которые нужны для освоения понятий. В. В. Давыдов подчеркивал, что этапы и темпы развития детского мышления зависят от организации обучения и, прежде всего, от содержания учебных предметов.

В отличие от системы развивающего обучения Д.Б. ЭльконинаВ.В. Давыдова, JI.B. Занков разработал свою экспериментальную систему обучения, делая акцент на общее развитие младших школьников. JI.B. Занков выдвинул свою концепцию умственного развития учащихся определяющую показатели умственного развития. Ученый характеризует его сдвигами в трех сторонах умственной деятельности: в наблюдении, мышлении и практических действиях. Показателем изменений в мышлении служит появление более сложных мыслительных операций: переход от альтернативного к разностороннему рассмотрению предмета, использование большего числа признаков при обобщении.

П.Я. Гальперин отмечал, что поэтапное формирование действий активно способствует интеллектуальному развитию ребенка. Это обусловлено тем, что новое знание, умение, приемы их приобретения становятся «общими формами» отношения ученика к решению других задач. Н. Ф. Талызина разработала методы начального обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

А.З. Зак разработал систему заданий по развитию самостоятельной, поисковой логической деятельности ребенка, которая сегодня используется в практике начальной школы.

Е.А. Дмитриевым и М. Р. Львовым разработана концепция готовности учителя к реализации задач образования, воспитания, развития младшего школьника. С. П. Барановым дана характеристика функций чувственног о образа в индивидуальном развитии младших школьников.

Одна из основных дисциплин в школе, которая направлена на развитие логических суждений ребенка, — это математика. В работах по методике преподавания математики Н. Б. Истоминой, Л. Г. Петерсон, И. И. Аргинской сосредоточено внимание на развитии приемов умственных действий. Развитию умения логически мыслить уделяли внимание М. Н. Алексеев, А.Д. Гетмано-ва, Ю. В. Ивлев, А. Л. Никифоров, М. И. Панков, Г. И. Рузавин, А. А. Столяр.

Вместе с тем в практике работы учителей недостаточно акцентируется внимание на развитии логических суждений младших школьников.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы показывает, что развитие логических суждений, овладение законами и правилами логики, пронизывает весь учебный процесс. На всех уровнях образования подразумевается, что сформированные логические суждения обеспечат более прочное освоение материала, позволят ребенку запоминать материал, высказывать свое мнение, использовать полученные знания в пракшческой деятельности и применять их для приобретения новых знаний. В свое время Джон Локк отмечал: «Тот, кто рассуждал хорошо, в чем-нибудь одном обладает умом, по природе способным хорошо рассуждать и о других вещах, с той же или быть может с еще большей силой и ясностью, лишь бы его разум хорошо применялся.» [129, с. 268].

В практике обучения школьников развитие логических суждений решается порой без четкого представления учителем этого процесса. Наблюдение показывает, что учитель считает, развитие всех логических приемов и операций присутствует само по себе в учебном процессе, что это заложено в учебные задания, в структуру учебника. Часть учителей полагает, что дети сами с возрастом научатся рассуждать.

Чтобы научить детей мыслить, рассуждать, необходима методика развития логических суждений, доступная каждому учителю. Этот вопрос применительно к обучению и развитию младших школьников не является достаточно разработанным.

Изучение опыта работы учителей начальных классов, наблюдение за деятельностью учащихся на уроках показывают, что учителя целенаправленно не развивают логические суждения, этот процесс идет спонтанно и медленно. Из вышесказанного следует, что современная начальная школа недостаточно использует логические суждения в качестве орудийного компонента развития системы знаний.

Некоторые учителя используют в основном репродуктивные задания. Это зависит не только от учебных пособий, которые они используют, а от их профессиональной подготовки, системы обучения, выбранной ими.

В решении коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 11 декабря 1996 года, где рассматривался вопрос «О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации», отмечалось, что в настоящее время в школе представлены три системы начального образования: первая базируется на традиционной системе обучения, вторая — это система, предложенная J1.B. Занко-вым, и третья — система развивающего обучения, разработанная школой Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова [25, с. 13].

Традиционная система, основана на опыте ученыхв ней учитываются достижения отечественных методистов и в то же время включен современный передовой педагогический опыт учителей-новаторов.

В дидактической системе J1.B. Занкова рассматривается соотношение обучения и общего развития психики ребенка, которое направлено на оптимальное развитие школьника.

Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова строится на вполне определенных фундаментальных положениях. Они связаны с пониманием соотношения обучения и развития, меры обусловленности этого соотношения содержанием обучения, развитием теоретических знаний у учащихся в условиях организации учебной деятельности и становлением у них теоретического типа мышления.

Развитие детей в процессе обучения все больше занимает место в системе образования. В традиционных программах пересматриваются цели, задачи, так как этого требует современная обстановка. В связи с этим появляется вариативные программы.

Учителю в современной школе сложно ориентироваться в вариативных программах, инновационных процессах, которые направлены на различные логические подходы в анализе педагогических явлений.

Поэтому в практике учитель часто ориентируется на развитие умений и навыков, запоминание материала, не выделяя логические суждения как самостоятельный компонент развития ребенка.

В педагогике в развитии младших школьников логическое суждение, как самостоятельный компонент развития детей младшего школьного возраста, недостаточно изучено. Не определены педагогические условия развития логических суждений у младших школьников, недостаточно выявлена связь между умением логически рассуждать и качеством освоения учебного материала. Недостаточная разработанность данных вопросов в теории и практике начального обучения обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Проблема исследования: каковы педагогические условия развития логических суждений у младших школьников? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: освоение учебного материала в процессе обучения младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития логических суждений в учебной деятельности младших школьников.

В основе гипотезы исследования лежит предположение о том, что успешность развития логических суждений у младших школьников значительно повысится, если в работе учителя будут реализованы следующие условия: выделены логические суждения детей как самостоятельный компонент процесса освоения учебного материаласоставлена система заданий, соответствующую структуре, основным параметрам логического мышления ребенка и адекватным возрастным и индивидуальным особенностям его личностисформированы самостоятельность и обоснованность суждений ребенкавыявление интереса к логическим суждениям, удовлетворенности собственной деятельностью.

Задачи исследования:

Дать сущностную характеристику развития логических суждений у младших школьников.

Выявить функции логических суждений в процессе освоения учебного материала младшими школьниками.

Обосновать педагогические условия развития логических суждений у младших школьников в процессе освоения ими учебного материала.

Разработать практические рекомендации учителям начальных классов по развитию логических суждений младших школьников.

Методологической основой исследования являются теория познания, философские положения об этапах познания чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, теоретического и эмпирическогомоделированиепсихологические и педагогические положения о закономерностях развития индивидуальных способностей и интеллектуального развития в обучении младших школьниковсистемный, деятельностный и личностный подходы, способствующие решению выдвинутых проблем, а также совокупность теоретических положений, рассматривающих человека как субъекта деятельности и общения, раскрывающих способы влияния на активизацию его мыслительных процессовлогические теории о понятиях, суждениях, умозаключенияхсовременные методики изучения математики в начальных классах.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный методы философской, педагогической, психологической, логической, методической литературы и др.), диагностические (наблюдение, тестирование и др.), праксиметрические (анализ продуктов деятельности учащихся, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта) — экспериментальные (педагогический эксперимент, разработка, апробация, внедрение экспериментальной программы) — методы статистической обработки данныханализ процесса обучения.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования являлись общеобразовательные школы г. Москвы: № 913, № 1934, № 641. Исследование проводилось в течение 1998 — 2002 гг. и в своем развитии прошло три этапа.

Первый этап (1998 — 1999) носил константирующе-поисковый характер. В этот период изучалась специальная литература по выделенной теме, в результате чего выявлено современное состояние проблемы, определены цель, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования. Были рассмотрены следующие аспекты проблемы: опыт формирования системы знаний у младших школьников в различных системах обученияотношение к поставленной нами проблеме педагогов, учителей-практиков.

На втором этапе (1999 — 2001) — теоретико-экспериментальном — разработано методическое и дидактическое обеспечение учебного процессаразработана система курса, целью которого является развитие логических суждений и система заданий, способствующих развитию логических суждений у младших школьниковразработанная система заданий была внедрена в практику работы учителей начальных классов. Проведена опытно-экспериментальная работа, в результате которой определены педагогические условия эффективного развития логических суждений в процессе обучения младших школьников.

Третий этап (2001 — 2002), завершающий, был посвящен обобщению и систематизации данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работыапробировались и внедрялись основные результаты исследования, проверялись практические рекомендации для учителей начальных классов по развитию логических суждений в процессе обучения младших школьников. Осуществлялось литературное оформление диссертации.

Научная новизна заключена в том, что: дана сущностная характеристика взаимосвязи процесса логических суждений у младших школьников и освоения ими учебного материалараскрыты особенности развития логических приемов и операций в процессе освоения материалаобоснована взаимосвязь уровней развития логических суждений младших школьников и зависимости освоения учебного материала от этих уровнейтеоретически и экспериментально обоснованы функции логических суждений в процессе освоения учебного материала детьми младшего школьного возраста (выделение младшими школьниками главных мыслей в учебном материалеовладение признаками понятий данного учебного материаласамостоятельное оперирование данными понятиямивключение новых знаний в индивидуальный опыт ученика) — обоснованы и подтверждены в опытно-экспериментальной работе педагогические условия развития логических суждений у детей младшего школьного возрастаразработаны педагогические рекомендации по развитию логических суждений у младших школьников.

Теоретическая значимость: дополнена и расширена сущностная характеристика развития логических суждений у младших школьников в процессе освоения ими учебного материалавыявлено соотношение уровней развития логических суждений у детей и освоения ими учебного материаласобран материал по обогащению опыта работы учителей начальных классов по развитию логических сз’ждений у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость. Разработаны дидактические материалы, которые способствуют развитию логических суждений у младших школьников и могут быть использованы в практике учителей начальных классов. Данные методические рекомендации включают систему дидактических заданий специально разработанных в ходе осуществления исследования. Они прошли опытную проверку и использовались учителями начальных классов различных школ: № 913, № 1934, № 641 г. Москвы в 1999 — 2001 гг.

Теоретические положения и практические выводы исследования использованы в системе курсов повышения квалификации учителей Юго-Восточного учебного округа г. Москвы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается фактом применения научной методологии исследования, использованием современных концепций и методов анализа педагогического процесса, а также длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы. Результаты эмпирического исследования обоснованы привлечением психологического аппарата для диагностики основных параметров личностного развития младшего школьника в интеллектуальной, творческой и социальной сферах. Экспериментальная часть диссертационной работы содержит статистическую обработку.

Основные положения, выносимые на защиту:

Функции логических суждений в процессе освоения учебного материала младшими школьниками: выделение главных мыслей, свободное оперирование признаками понятий, включение новых понятий в систему личного опыта ребенка.

Уровни развития логических сужденийзависимость освоения учебного материала от этих уровней, динамика перехода ребенка на более высокий уровень.

Педагогические условия формирования и развития логических суждений у детей как самостоятельного компонента процесса освоения учебного материала.

Система логических заданий для младших школьников, целенаправленно способствующая развитию логических приемов и операций мышления, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и направленная на развитие самостоятельности и обоснованности суждений ребенка в процессе освоения заданного учебного материала.

Экспериментальные данные подтверждающие продуктивность разработанной системы заданий применительно к учебному процессу в начальной школе.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Кроме основного текста, каждая глава содержит материал иллюстративного характера: таблицы, схемы, диаграммы, рисунки.

Заключение

.

В современном быстроменяющемся мире новых знаний, умений, навыков, профессий в первую очередь надо научить школьника учиться, то есть самостоятельно производить отбор информации и критически ее осмысливать. Только тогда, когда человек умеет выявлять в предметах и явлениях их общие признаки, определять их логические структуры, находить правильную и рациональную последовательность операций, самостоятельно строить процесс рассуждения, логически строго обосновывать и доказывать свои утверждения и т. д. мы можем утверждать, что он владеет определенными методами мышления.

Исследование показало, что в процессе начального обучения эффективность подготовки детей к основному звену школы зависит и от создания условий общего развития учащихся, включающего теоретическое мышление. Важной стороной деятельности начальной школы является создание условий полноценного умственного развития детей. Опыт показывает, что ребенок, не овладевший операциями и приемами мыслительной деятельности, в начальных классах, в средней школе обычно переходит в разряд неуспевающих. Развитие логических суждений способствует развитию теоретического мышления, устойчивых познавательных интересов, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения учебных задач, обучению детей ясно и точно излагать свои мысли и делать умозаключения на основе логических суждений.

В результате проведения диссертационного исследования подтверждена первоначальная гипотеза, решены поставленные задачи и достигнута основная цель: определены педагогические условия развития логических суждений у младших школьников.

Во-первых, проведенные нами исследования свидетельствуют о необходимости выделения логических суждений как самостоятельного компонента процесса освоения материала — это первое педагогическое условие.

Во-вторых, опыт показывает, что логические суждения интенсивнее развиваются, если использовать логические задания, особенно в системе, применять их в своей деятельности. Составление системы заданий, соответствующей структуре, основным параметрам логического мышления ребенка и адекватной возрастным и индивидуальным особенностям его личности — это второе педагогическое условие.

Третье педагогическое условие — развитие самостоятельности и обоснованности выдвигаемых суждений. Важно так организовать обучение, чтобы оно способствовало не только развитию самостоятельности и обоснованности суждений, но и стимулировало ребенка к учебе. Так, можно выделить четвертое педагогическое условие — выявление интереса к логическим суждениям, удовлетворенности собственной деятельностью.

Реализация выделенных педагогических условий требует от учителя: четкого понимания проблемы развития логических суждений у детейприменения и использования разработанной системы заданий, выполнение которых обеспечило бы актуализацию логических суждений и систематическое использование их в учебной деятельностииспользования совокупности таких методов и приемов в организации всей учебной деятельности, которая в свою очередь способствовала не только развитию логических суждений, но и способствовала повышению мотивации к обучению.

В современной практике преподавания в начальной школе учителю сложно ориентироваться в вариативных программах, инновационных процессах, которые направлены на различные логические подходы в анализе педагогических явлений. Обычно учитель ориентируется на развитие знаний, умений и навыков, запоминание материала, не уделяя должного внимания логическим суждениям. В частности, это имеет отношение к урокам математики, где логические суждения развиваются недостаточно, так как редко выделяются как отдельный компонент.

С учетом данных теоретических положений, касающихся освоения учебного материала школьниками младших классов, для апробации построенных на них выводов в исследовании был проведен эксперимент, целью которого явилось определение зависимости между оперированием детьми логическими суждениями и степенью освоения ими учебного материала.

Этот эксперимент, условно разделенный на констатирующий, формирующий и контрольный этапы, показал, что специально организованное обучение способствует развитию логических суждений у младших школьников.

До эксперимента мышление детей имело ряд недостатков: дети допускали ошибки во всех группах заданий, не знали общих методов и приемов решения предлагаемых заданий, не могли дать полного ответа на вопрос, предложенный в заданиях, выделяли мало признаков сходств и различий, затруднялись найти основания для классификации, им сложно было сделать заключения из данных посылок. Таким образом, оказалось, что к моменту исследования дети слабо владели мыслительными приемами и операциями, которые способствуют решению поставленных перед ними задачу них недостаточно были развиты аналитические способности, сравнение было основано на рядоположенном перечислении существенных и несущественных признаков предмета. Вызывали трудности задания на аналогию и обобщение, а также задания на определение правильности суждений и умозаключений.

После эксперимента многие задания ученикам стали доступнее. Анализ результатов экспериментальных занятий показал, что уровень развития мыслительных приемов и операций значительно изменился в лучшую сторону.

После проведенного эксперимента учащиеся экспериментальных классов выполнили задания гораздо качественнее, нежели учащиеся контрольных классов, обучавшихся по обычной методике. После эксперимента в отличие от учащихся контрольных классов большинство детей экспериментальных классов исходили в своих действиях из правильных оснований и свои решения могли правильно обосновать. Это явилось следствием того, что учащиеся экспериментальных классов специально тренировались в осознании достаточности признаков и приучались принимать решения только после того, как они выяснили наличие всех условий, достаточных для умозаключения.

Изменилось отношение детей к учебе. Причина таких изменений, на наш взгляд, в систематическом и целенаправленном применении заданий, способствующих развитию логических суждений. Применение системы таких заданий как на уроках математики, так и факультативно, позволяет значительно расширить имеющиеся в практике приемы работы учителя, способствует развитию интереса к учению у учащихся, так как подобная работа содержит и элементы игры, и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение различных видов заданий.

Таким образом, экспериментальная работа позволила установить, что развитие логических суждений положительно влияет на качество усваиваемых знаний. Основываясь на критериальном анализе объема знаний учащихся (такие критерии как умение применять знания, используя ранее образованные ассоциации в новых условияхпереход, при анализе явлений и предметов, от опоры на внешние признаки к использованию существенных признаковпереход от альтернативного к разностороннему рассмотрению предметаиспользование большего числа признаков при обобщениисамостоятельное оперирование суждениями и умозаключениями), а также на знании функций логических суждений (таких как выделение главных мыслей в учебном материале младшими школьникамиовладение детьми признаками понятий данного учебного материаласамостоятельное оперирование данными понятиямивключение новых знаний в индивидуальный опыт ученика), была составлена система уровневой классификации развития логических суждений на основе проверки выполнения экспериментальных заданий.

Данная система включала в себя пять уровней: недостаточный, низкий, средний, достаточный и высокий, каждый из которых характеризуется следующими особенностями:

Первый уровень — недостаточный. Ученик не владеет свободно мыслительными приемами и операциями. Об этом свидетельствует тот факт, что он обычно строит свои суждения по образцу не проявляет достаточной самостоятельности мыслительной деятельности, отвлекается от общей формулировки вопроса, не может выделить структурную общность заданий, затрудняется планировать ход и этапы своего рассуждения, приводит в качестве аргументов случайные несущественные признаки, приводит отдельные факты, перечисляет единичные понятия, не может переносить полученные ранее знания на новые задания, отказывается от выполнения заданий или большинство задания выполняет неверно.

Второй уровень — низкий. Ученик частично сознает структурную общность заданий, конкретно-содержательные связи, сравнение основано на ря-доположенном перечислении существенных и несущественных признаков предмета, затруднено разностороннее рассмотрение предмета. Ученик объясняет свои мысли, однако объяснение дает неполное, рассматривает несущественные факты, которые не объясняют той или иной ситуации. Можно говорить о недостаточном развитии рефлексии и планировании мыслительной деятельности. Большая часть заданий, выполненных ребенком, решена неправильно.

Третий уровень — средний. Ученик сознает структурную общность заданий, но у него недостаточно развиты аналитические способности. Учащийся выделяет существенные признаки предметов и явлений, может определить истинность или ложность простых суждений, но, когда встречается со сложными суждениями, возникают трудности в определении правильности их построения. Он умеет устанавливать связи и зависимости, но часто дать объяснение этим связям не может. Ученик использует недостаточное количество признаков при обобщении, у него возникают затруднения в планировании хода и этапов своего рассуждения. В процессе решения заданий он допускает ошибки, так как не умеет обоснованно применять полученные знания ввиду недостаточного развития мыслительных приемов и операций.

Четвертый уровень — достаточный. Ученик обладает развитыми аналитическими способностями, обусловленными нормами возрастного развития. Он способен к разностороннему рассмотрению предмета, использует большее число признаков при обобщении. Он может самостоятельно оперировать суждениями, высказывать собственные суждения, основная масса заданий у него не вызывает трудностей. Ошибки возникают в основном из-за необоснованной уверенности в своих знаниях.

Пятый уровень — высокий Хорошо развиты логические приемы и операции, ребенок умеет переносить полученные знания в другие предметные области знания кроме математики. Детям доступно понимание обобщенно-содержательной связи, выделяют как р^утренние, так и существенные признаки предметов и явлений, самостоятельно оперирует суждениями, могут делать умозаключения. Здесь можно говорить уже о достаточном развитии рефлексии и планирования, поскольку все предложенные задания решаются ребенком успешно.

Большая часть учащихся экспериментальных классов обнаружила достаточный и высокий уровни развития логических суждений.

В экспериментальном обучении большое внимание было уделено не только тому, чтобы диагностировать и классифицировать особенности мышления детей, но и были разработаны дидактические подходы к содержанию, методам и формам обучения.

Практическая ценность исследования заключается в том, что выявленный у детей уровень развития логических суждений позволил разработать некоторые методические материалы, которые включали: программу факультативного курса, целью которого было научить детей сознательно использовать мыслительные операции и приемы, то есть развить умение четко мыслить, ясно излагать свои мысли, последовательно и убедительно рассуждатьсистему заданий, способствующих развитию логических приемов и операций, в частности логических сужденийпрактические разработки: сценарии проведения внеклассных занятий, а именно олимпиад, викторин, особые формы внеклассной работы — математическая газета и компьютерная программа.

Данное исследование показало, что работа по развитию логических суждений не может проводиться нерегулярно, ее надо сделать неотъемлемой частью всего учебного процесса. Система учебно-познавательных заданий на уроке математики, тщательно продуманная учителем, вся работа учащихся на уроке в целом должны быть превращены в работу над развитием логических приемов и операций, в частности логических суждений. Из урока в урок нужно развивать у ребенка логическое мышление. Острота аналитического ума позволят ему разобраться в сложных вопросах, помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, находить связи между единичными факторами и общими закономерностями. Критическая направленность ума предостерегает его от поспешных обобщений и решений. Важно развивавать у ребенка способность к созданию новых идей, умению устанавливать новые связи между предметами, сопоставлять их с ранее известными. Для этого необходимо учить детей мыслить вслух, объяснять свои действия, переводить увиденное на знаковый язык, использовать усвоенные знания при решении учебных и практических заданий, так как без овладения школьниками логическими приемами и операциями невозможно полноценное освоение ими учебного материала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Е. Формирование элементов логической и алгоритмической грамотности при изучении математики з начальной школе. // Начальная школа, № 10, 1991. С. 24−27.
  2. Е.Л. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст). // Дошкольное воспитание, № 1, 1982. С. 38−41.
  3. М.Н. Логика в работе учителя. // Народное образование, № 6, 1970. С. 133−142.
  4. М.Н. Логика и педагогика. М.: Знание, 1965. 32 с.
  5. Г. П. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших школьников // Вопросы психологии, № 6, 1965. С. 52−64.
  6. И.П. Особенности развития мышления и памяти у детей 6 лет в процессе обучения: Автореферат диссертации. канд. пед. наук М., 1986.20 с.
  7. И.И., Занков Л. В. Математика: Учебник для 1 класса. М.: Просвещение, 1991. 189 с.
  8. И.И., Занков Л. В. Математика: Учебник для 2 класса. М.: Просвещение, 1991. 202 с.
  9. И.И., Занков Л. В. Математика: Учебник для 3 класса. М.: Просвещение, 1991. 202 с.
  10. Л.И. Развитие аналитических компонентов мышления у младших школьников при различных типах обучения: Автореферат диссертации. канд. психолог, наук. Киев, 1982. 17 с.
  11. Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии, № 5, 1995. С. 41−50.
  12. Р. Математическое мышление и методики определения уровня его развития / Под научной ред. действительного члена РАО, профессора В. В. Давыдова. М., Рига, 2000. 208 с.
  13. ХЪ.Бабанский Ю. К. Система способов оптимизации обучения // Вопросы психологии, № 5, 1982. С. 12−22.
  14. М.А. Об уровнях усвоения младшими школьниками теоретических заданий по математике / Активизация работы учеников на уроке. Материалы научно-мстодич. конф. Лиепая, 1973. С. 101−104.
  15. СП. Принципы обучения: (Лекции по дидактике). М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975. 94 с.
  16. СП. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981. 143 с.
  17. С.П., Сластенин В. А. Педагогика. М., 1986. 346 с.
  18. Н. Руссо и его педагогические воззрения. СПб., 1913. 84 с.
  19. А.В., Кабанова Н. В. Моделирование в курсе: Математика и конструирование. // Начальная и, кола, № 9, 1990. С. 38.
  20. С.Ю. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6−7 лет: Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М., 1979. 21 с. 21 .Бирюкова Л. А. Прием классификации при обучении математике. // Начальная школа, № 5, 1988. С. 32.
  21. П.П. Развитие мышления школьников. М.: Учпедгиз, 1935. 260 с.
  22. П.П. Психология доказывания и ее особенности у детей // Вопросы психологии, № 3, 1964. С. 40−55.
  23. П.П. Развитие мышления школьников. (Избр. пед. и психол. соч.) Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. Т. 2. С. 5−117.
  24. П.П. Память и мышление // Избранные психологические произведения в 2 т. М., 1979. Т. 2. С. 118−340.
  25. С.М. Учите детей сравнивать. М.: Знание, 1981, 96 с.
  26. Л.Н., Максимова А. К. Математика: Учебник для ' класса. М.: Кафедра начального обучения, 1993. 196 с.
  27. В.Н. Уровни логического процесса и основные направления их использования. Новосибирск, 1967. 211 с. 31 .Боричевская В. И. Развитие самостоятельности мышления учащихся. // М.: Начальная школа, № 1, 1992. С. 2−6.
  28. Дж. Процесс обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 84 с.
  29. А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. 230 с.
  30. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. 96 с.
  31. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологичес-кое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. 136 с.
  32. .Я. Вопросы воспитания логического мышления в процессе обучения в начальной школе: Автореферат диссертации. канд. пед. наук.-Л., 1960. 26 с.
  33. Ф.Г. Развитие у младших школьников общего умственного развития классификации в условиях управления их умственной деятельностью: Автореферат диссертации. канд. психолог, наук. JL, 1979. 19 с.
  34. В.П. Предметный метод обучения. 5-е изд. М., 1918. С. 34−35.
  35. Н.Я., Коротина В. А. Классификация объектов и умственное развитие школьников. // Начальная школа, № 5, 1974. С. 61.
  36. М.В. Задачник: Нестандартная математика в школе. М.: Лайда, 1993. 60 с.
  37. Возрастные возможности усвоения знаний (Младшие классы школы) / Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1966. 422 с.
  38. АЬ.Войшвило Е. К. Понятие. М.: Изд-во МГУ, 1967. 286 с.
  39. .С. Методы изучения психики ребенка. М.: МПГУ, 1994. 64 с.
  40. С.И., Столярова Н. Н. Развитие познавательных способностей детей Hi уроках математики. // Начальная школа, № 8, 1992. С. 27−32.
  41. СИ., Столярова НН. Тетрадь с математическими заданиями: для 1 класса четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 1993. 96 с.
  42. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. М. JL: АПН РСФСР, 1949. 452 с.
  43. Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 254−273.
  44. Л.С. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. 224 с.
  45. Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. 414 с.
  46. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. 144 с.
  47. ЬА.Галъперин П. Я. Формирование знаний, умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М., 1968. 268 с.
  48. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. // Вопросы психологии, № 1, 1969. С. 15−25.
  49. И.Ф. Избранные педагогические сочинения / Ред., пер. и примеч. Г. П. Вейсберга. Т. 1. М.: Учпедгиз, 1940. 292 с.
  50. АД. Логика: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1986. 320 с.
  51. Д.П. Некоторые вопросы объема понятия // Вопросы логики. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. С. 285−326.
  52. М.Д. Развитие мысли младшего школьника. В кн.: психология младшего школьника / Под ред. В. И. Игнатова. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 93−127.
  53. М.Д. Развитие мышления младших школьников. М.: 1960. С. 93 127.
  54. В.В. Психическое развитие младших школьников. М.: Педагогика, 1990. 484 с.64Давыдов В В. Математика: Учебник для 3 класса. М.: Просвещение, 1993. 240 с.
  55. Давыдов В В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
  56. ЮДистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. 374 с. 1.Дистервег А. Начатки детского школьного учения Адольфа Дистервега. Пер. с нем. Изд. 4-е. СПб., 1875. 95 с.
  57. А.Е., Львов М. Р. Концепция подготовки учителя начальных классов. // Начальная школа, № 7, 1990. С. 64−72.
  58. .П. Активизация мышления учащихся в процессе обучения математике. М.: АПН РСФСР, 1949. 250 с.1Ъ.Есипов Б. П. Воспитание мышления в процессе обучения в начальной школе. // Сов. педагогика, № 6, 1946. С. 32—45.
  59. Л.Г. Психодиагностика для учителя: Пособие для учителей. -Кишинев: Лумина, 1990. 12S е.: ил.
  60. Н.Н. Развитие логичности мышления у младшего школьника // Начальная школа. 2000, № 7. С. 77−82.
  61. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьников. М.: Знание, 1982. 248 с.
  62. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 152 с.
  63. Зак А. З. Задачи для развития логического мышления. // Начальная школа, № 6, 1989. С. 32−38.
  64. Зак А. З. Различия в мышлении детей. М.: Просвещение, 1992. 151 с.
  65. Зак А. З. Диагностика мышления детей 6−10 лет.-М.: Форум, 1993. 312 с.
  66. Зак А. З. Психодиагностика детей и подростков. М.: Форум, 1993. 292 с.
  67. Ю.Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Владос, 1994. 301 с. 88.3<�зк А. З. Диагностика видов мышления младших школьников. М.: МОИПК, 1995.253 с.
  68. Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. 175 с.
  69. A.M., Фещенко Т. Н. Математика: Учебник для 1 класса. Харьков, Москва, 1993. 198 с. 91 .Захарова A.M., Фещенко Т. Н. Математика: Учебник для 2 класса. Харьков, Москва, 1993. 202 с.
  70. Е.А. Логика: Учебник. -М.: Бек, 1996. 344 с.
  71. Ю.В. Логика: Учебник для высших учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. 272 е.: ил.
  72. И., Шванцар И. Диагностика психического развития. Прага, 1978. С.263−264.
  73. Интеллектуальные системы и логика. Новосибирск: Наука, 1973. 172 с.
  74. Н.Б., Нефедова И. Б. Новый учебник по математике для 1 класса (1−3). // Начальная школа, № 1, 1994. С. 22−30.
  75. Н.Б., Нефедова И. Б., Кочеткова И. А. Математика: Учебник для 1 класса. 1-е изд. -М.: Linka-Press, 1994. 198 с.
  76. Н.Б., Нефедова И. Б., Кочеткова И. А. Математика: Учебник для 2 класса. 1-е изд. М.: Linka-Press, 1994. 216 с.
  77. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. 288 с.
  78. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981. 96 с.
  79. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Знание, 1979.48 с.
  80. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981. 200 с.
  81. Клищенко З А. Индивидуальные различия в усвоении математических знаний, умений и навыков младшими школьниками. Махачкала: Дагуч-педгиз, 1980. 192 с.
  82. Я.А. Избранные педагогические сочинения. / Под ред. А. А. Красновского. М.: Учпедгиз, 1955. 651 с.
  83. Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. П. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. 416 с.
  84. Н.И. Введение в логику. М.: Наука, 1967. 466 с.
  85. В.А. Задания творческого характера на уроках математики. // Начальная школа, № 12, 1995. С. 55−57.
  86. Т.В. Влияние обучения на развитие действия классификации у младших школьников. // Вопросы психологии, № 3, 1964. С. 65−74.
  87. Т.В. Мышление младшего школьника. Автореферат диссертации. канд. психолог, наук. Киев, 1971. 49 с.
  88. Г. Психология развития. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 992 е.: ил.
  89. В.И. активизация познавательной деятельности на уроках математики // Начальная школа, № 8, 1999. С. 36−37.
  90. В.А. Возрастная психология. Психическое развитие младших школьников. М.: Педагогика, 1990. 360 с.
  91. В.А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1968. 431 с.
  92. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. 303 с.
  93. И.Ю., Колющий В.Н Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.
  94. А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 511 с.
  95. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. -М.: Просвещение, 1982. 191 с.
  96. В.П. Дедуктивные рассуждения в курсе математики начальных классов // М.: Начальная школа, № 5, 1998. С. 24−28.
  97. И.А. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа, № 8, 1999. С. 37−39.
  98. Н.И. Логические операции как компонент формирования системы знаний у младших школьников: Диссертация. канд. пед. наук. -М., 1986. 220 с.
  99. Л.М. Занимательные логические задачи: Книга для учащихся начальной школы. СПб.: Лань, Мик, 1996. 125 с.
  100. Логика и проблемы обучения. Сборник статей / Сост.: В. Г. Фарбер. Под ред. Б. В. Бирюкова и В. Г. Фарбера. М.: Педагогика, 1977. 216 с.
  101. Логика научного исследования / Под ред. П. В. Копнина. М.: Наука, 1965. 264 с.
  102. Логика рассуждений и ее моделирование: Сб. статей / Под ред. Д. М. Поспелова. М., 1983. 180 с.
  103. Логическая структура учебного материала: Сб. нруч. трудов. Минск, 1983.94 с.
  104. Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. М.: Луч, 1995. 258 с.
  105. Дж. Мысли о ьоспитании и о воспитании разума. Пер. с англ. М. А. Энгельгарда. СПб.: Школа и жизнь. 324 с.
  106. М.Р. Формирование грамматических понятий у младших школьников // Начальная школа, № 11, 1981. С. 23−27.
  107. А. А. Очерки психологического развития ребенка. М. —Л-: АПН РСФСР, 1959. 224 с.
  108. А.А. О построении метода изучения умственного развития детей. В кн.: Вопросы мышления детей / Отв. ред. А. А. Люблинская. -Л., 1962. С. 3−15.
  109. А.А. Овладение знаниями одна из задач обучения младших школьников // Начальная школа, № 5, 1970. С. 19−22.
  110. А.А. Теоретические основы современного начального обучения // Народное образование, № 4, 1974. С. 112−117.
  111. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. 224 с.
  112. Е.П. Формирование логической грамотности учащихся 1−5 классов в процессе обучения математики: Автореферат диссертации. канд. пед. наук-Киев, 1979. 18 с.
  113. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 206 с.
  114. Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики. // Начальная школа, № 5, 1997. С. 63.
  115. Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М.: Знание, 1970. Вып. 2. 32 с.
  116. Н.А. Мышление в процессе обучения / Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1996. С. 349−387.
  117. Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. Дневник развития дочери: Вступит, ст. Е.^ Божович. М.: Институт практической психологии, 1996. 185 с.
  118. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1980. 172 с.
  119. Дж.С., о нём. Что такое логика? Казань, 1905. 22 с.
  120. М.И. и др. Математика: Учебник для 1 класса. М.: Просвещение, 1996. 180 с.
  121. М.И. и др. Математика: Учебник для 2 класса. М.: Просвещение, 1996.204 с.
  122. М.И. и др. Математика: Учебник для 3 класса. М.: Просвещение, 1996. 208 с.
  123. М.И. и др. Математика: Учебник для 4 класса. М.: Просвьще-ние, 1996.208 с.
  124. B.C. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1990. 175 с.
  125. B.C. Возрастная психология. М.: Academia, 1998. С. 251−323.
  126. Р.С. Психология: Учебное пособие для пединститутов и педучилищ. М.: Просвещение, 1990. 301 е.: ил.
  127. Р.С. Психология: (Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений). В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994. 576 с.
  128. Р. С. Психология: (Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений). В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1994. 496 с.
  129. А.Л., Панов М. И. Введение в логику: Для начальной школы. Концептуальные основы курса «Введение в логику» для начальной школы и Программа курса логики. М.: Университетский гуманитарный лицей, Скорина, 1995. 60 с.
  130. А.Л., Панов М. И. Учебное пособие для учителя и родителя. М.: Университетский гуманитарный лицей. Скорина, 1995. 64 с.
  131. И.Л. О привитии школьникам логической грамотности при обучении математике (Новые исследования в педагогических науках.) -М.: Педагогика, 1971. Вып. 4. С. 88−93.
  132. Л. Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972. 152 с.
  133. Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
  134. Обучаем по системе JI.B. Занкова: Первый год обучения. М.: Просвещение, 1991. 228 с.
  135. Обучение и развитие: Сборник статей. М.: Просвещение, 1966. 582 с.
  136. Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. М.: Академический проект, 1999. 208 с.
  137. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. Ред. Г. В. Бурменской и В.М. Слуцкого- предисловие В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. 376 с.
  138. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе. Сб. ст. / Под. Ред. И.Т. Ого-родникова. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1972. 352 с.
  139. Е.Е. Обучение школьников приему классификации // Начальная школа, № 4, 2000. С. 52−56.
  140. Педагогика: (Учебное пособие для пед. уч-щ.) / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 1981. 367 с.
  141. Педагогика: (Учебное пособие для студ. пед. институтов) / Под ред. Ю. К. Бабанского М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  142. Г. А. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа, № 11, 2000. С. 74−77.
  143. Я.И. Занимательные задачи и опыты. М., 1972. 218 с.: ил.
  144. ИГ. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М.: Учпедгиз, 1936. 350 с.
  145. Л.Г. Математика: Учебники для 1 класса. В 4 частях. М.: ИНПРО-РЕС, 1992, 1993, 1994. 196 е.: ил.
  146. Л.Г. Математика: Учебники для 2 класса. В 4 частях. М.: ИНПРО-РЕС, 1992, 1993, 1994. 204 е.: ил.
  147. Л.Г. Математика: Учебники для 3 класса. В 4 частях. М.: ИНПРО-РЕС, 1992, 1993, 1994. 206 е.: ил.
  148. Е.И. Развитие мышления учащихся в процессе обучения. // Советская педагогика, № 7, 1947. С. 94—101.
  149. Е.И. Развитие мышления в процессе обучения. Сб. «Вопросы советской дидактики». М.: АПН СССР, 1950. 460 с.
  150. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1966. 659 с.
  151. . Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериации. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963. 448 с.
  152. . Роль действий в формировании мышления // Вопросы психологии, № 6, 1965. С. 33−61.
  153. . Суждение и рассуждение ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997. 288 с.
  154. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1985. 80 с.
  155. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьника в обучении. М., 1986. 239 с.
  156. М.М. Сравни и сделай вывод. // Начальная школа, № 7, 1998. С. 71−72.
  157. Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967. С. 45−61.
  158. Н.Н. Пути обучения операции сравнения. // Советская педагогика,^" 3, 1979. С. 101.
  159. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З. И. Калмыковой. М: Педагогика, 1975. 208 с.
  160. Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965. 532 с.
  161. Психология: Словарь. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1990. 464 с.
  162. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.- Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. 303 е.: ил.
  163. Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1959. 104 с.
  164. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний / Под ред. М. Б. Зверевой. М.: Педагогика, 1983. 168 с.
  165. Реатизация развивающего обучения на уроках математики: Метод, рекомендации / Омский гос. пед. ун-т: (Сост. М. И. Бобошко, Ф.Ф. Колесова). Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. — 30 е.: ил. — Библиогр.: с. 30.
  166. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. 529 с.
  167. Т.Д., Сергеева Л. А. Система обучения сравнению выражений. // Начальная школа, № 12, 1997. С. 22−28.
  168. А.В. Развитие у учащихся обоснованности и доказательности мышления // Начальная школа, № 9, 1967. С. 86−89.
  169. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М. Л.: 1958. 147 с.
  170. С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. М., 1960. 258 с.
  171. В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: Изд-во «Институт практической психологии». — Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. 384 с.
  172. Г. И. Логика и аргументация: Учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 351 с.
  173. Руссо Ж.-Ж. О влиянии наук на нравы. Пер. с фр. Б. Б. Княжицкого. -СПб., 1908. 56 с.
  174. А. Развитие объемно-пространственного мышления ребенка // Обучение, № 3, 1999. С. 18−21.
  175. А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 232 с.
  176. И.В. Развитие внимания и логического мышления на занятиях по математике. // Начальная школа, № 6, 1995. С. 51.
  177. И.М. Элементы мысли. Избранные произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1952.-Т. 1.-С. 224−233.
  178. Т.А. Геометрия вокруг нас. // Начальная школа, № 6, 1989. С. 21.
  179. А.В. Формирование обобщенных способов решения арифметических задач у младших школьников // Вопросы психологии, № 4, 1963.С. 85−83.
  180. Л. С. Знать ребенка, чтобы воспитывать. М., 1976. — 62 с.
  181. К.А. Мысль в действии. М., 1968. — 208 с.
  182. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1986. 1600 е.: ил.
  183. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. 136 с.
  184. Ю.П. О логике деятельности воспитателей: В помощь педагогам-исследователям. Магнитогорск, 1991. 64 с.
  185. И.А. Теория и практика начального образования в России второй половины XIX начала XX вв. Монография М Прометей, 1992. 191 с.
  186. A.M. Методические проблемы системно-структурного исследования учебного материала // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, № 6, 1972. С. 48−53.
  187. A.M. Логическая структура учебного материала. (Вопросы дидактического анализа) / Под. ред. М. А. Данилова. М.: Педагогика, 1974. 192 с.
  188. А.А. Как научить мыслить. Л.: Общество «Знание. Ленинград», 1971. 20 с.
  189. Степанов В Д. Организация развивающего пространства в инновационной ш.'оле: Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Иркутск: Институт педагогических инноваций РАО, 1999. 23 с.
  190. А.А. Как мы рассуждаем? Минск: Народ, асвета, 1968. 109 с.
  191. А.А. Как математика ум в порядок приводит. Минск: Вы-шэйшая Школа, 1982. 206 с.
  192. Н.Ф. Методика составления обучающих программ: (Учебное пособие). М.: Изд-во МГУ, 1980. 46 с.
  193. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Просвещение, 1988. 173 с.
  194. Творческая педагогика. Творческие поиски московских учителей начальной школы.-М., 1993. 173 с.
  195. Э.Д., Богданова Т. Г. Соотношение мотивов и целей в структуре мышления // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под. ред. О. К. Тихомирова. М., 1979. С. 38−45.
  196. Л. С. Развитие логического мышления школьника на уроках математики. // Начальная школа, № 10, 2000. С. 69−73.
  197. O.K. Психология мышления М., 1984. 270 с.
  198. Л.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: 1 ринго Лайнер, 1995. 240 с.
  199. М.С. Роль сравнения на уроках математики. // Начальная школа, № 2, 1997. С.41−43.
  200. B.C. К вопросу о приемах развития логического мышления учащихся // Ученые записки Томского Ун-та. 1963. Вып. 49. С. 37−44.
  201. А.И. О значении логики для преподавания некоторых школьных дисциплин // Ученые записка Ивановского пед. ин-та. 1958. Т. 19. С. 2329.
  202. Т.А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. -М.: Просвещение, Владос, 1995. 291 с.
  203. К.Д. Собрание сочинений. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ред. кол.: A.M. Еголин (гл. ред.) М. Л., 1950. Т. 8. С. 267−679.
  204. К.Д. Человек как предмет воспитания // Собрание сочинений. Т. 9 — М.-Л., 1950. 627 с.
  205. К.Д. Воспитание т! еловека: Избранное / Сост., вступ. статья С. Ф. Егорова. М.: Издательский дом «Карапуз», 2000. 256 е.: ил.
  206. К.Д. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. 224 с.
  207. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. 560 с.
  208. В.А. Особенности доказательств у учащихся 1−3 классов: Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Киев, 1970. 28 с.
  209. Формирование приемов математического мышления / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: ТОО «Вентана-Граф», 1995. 232 е.: ил.
  210. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991. 168 с.
  211. Д. Психология критического мышления. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 512 е.: ил.
  212. М.А. Интегральная структура понятийного мышления. -Томск: Издательство Томского Университета 1983. 190 с. 2 j9. Хомякова Л В. Индуктивные рассуждения в курсе начальной математики // Начальная школа, № 5,1998 С. 18−21.
  213. Цвь.шова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е испр. и доп. М.: Российское педагогическое агентство, Когито-центр, N98. 128 с.
  214. Цукерман Г. Л Азбучные истины развивающего обучения. // Начальная школа, № 1994. С.37−42.
  215. В.К. Формирование быстрой мысли / Под общ. Ред. П. Я. Гальперина. Алма-Ата: Мектет, 1982. 152 с.
  216. М.Н. Мышление школьника. М., 1963. 255 с.
  217. А.И. Правила логического доказательства. Киев, 1956. 106 с.
  218. А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. Москва, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 544 с.
  219. Д.Б. Детская психология. М., 1960. 320 с.
  220. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. 64 с.
  221. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.: ил.
  222. Энциклопедия психологических тестев для детей. М.: Арнадия, 1998. 256 с
  223. И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144 с.
  224. Levi-Strauss С. The structural studu of muth. Structural antropologu. New York, Basic Books, 1963. P. 206−231.
  225. Waber P. Sex Differences in Cognition A Function of Maturation Rate? -Science, 1976. P. 572−573.
Заполнить форму текущей работой