Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гуманистические традиции русского просвещения в царкосельском лицее первой четверти XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Благодаря первоначальной установке В. Ф. Малиновского в Лицее стало естественным непосредственное общение преподавателей с учениками, в результате чего воспитание утрачивало дидактическую направленность и становилось органической частью быта. За короткое время это дало весьма положительные результаты. Уже в первые годы существования Лицея появляются свои поэты, прозаики, музыканты, художники… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОГО 11 ПРОСВЕЩЕНИЯ КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XIX ВЕКА
    • 1. Просветительские воззрения русских мыслителей конца XVIII— 13 начала XIX века
    • 2. Социокультурные предпосылки возникновения Лицея
    • 3. Своеобразие Царскосельского Лицея, как учебного заведения 53 просветительской эпохи
  • ГЛАВА II. НРАВСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ 61 ЛИЦЕЙСКИХ НАСТАВНИКОВ
    • 1. В.Ф. Малиновский
    • 2. Е.А. Энгельгардт
    • 3. А.П. Куницын. А.И. Галич
    • 4. Н.Ф. Кошанский. И.К. Кайданов
    • 5. Рукописное творчество воспитанников Лицея
  • ГЛАВА III. ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ И КУЛЬТУРА 171 РУССКОГО ОБЩЕСТВО ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
    • 1. Императорский Лицей в контексте культурной жизни Царского 172 Села
    • 2. События 1812 года в восприятии лицеистов
    • 3. Литературное окружения воспитанников
    • 4. Театрально-музыкальные традиции в Царскосельском Лицее
    • 5. Лицей первой четверти XIX века по воспоминаниям 239 воспитанников

Гуманистические традиции русского просвещения в царкосельском лицее первой четверти XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В своем стремлении обрести устойчивые ценности и ориентиры современная культура обращается к истории. Процесс «реставрации», возрождения культурного прошлого, начатый сравнительно недавно, связан не только с необходимостью напомнить о богатейшем культурном наследии Отечества, но и возвратить забытые имена, неизвестные сочинения и великие духовные ценности. К таким непреходящим ценностям русской культуры относится принцип гуманизма и гуманистическая традиция.

Актуальность темы

исследования состоит в осмыслении культурного наследия России в аспекте становления гуманистической традиции русского Просвещения конца ХУШ — начала XIX века. Именно в этот период сформировались основные гуманистические принципы, которые во многом предопределили дальнейшие пути развития русской просветительской культуры.

Просветители рассматривали человека как существо свободное, одаренное разумом и свободной волей, обладающее достоинством и высоким пониманием своего предназначения.

Принцип гуманизма получил свое наиболее яркое воплощение в учебном заведении нового типа — Царскосельском Лицее. Ни одно учебное заведение прошлого века не вызывало такого пристального интереса, как Императорский Царскосельский Лицей. Этот интерес, не утраченный и по сей день, легко объясним: проблема воспитания и образования молодого поколения сейчас актуальна.

Обращение к истории Царскосельского Лицея первой четверти XIX века, названного «золотым веком» этого учебного заведения, не только способствует выявлению лучших достижений русского воспитательного и образовательного опыта предшествующих поколений, но и проясняет современную духовную ситуацию.

В Лицее, созданном под непосредственным влиянием идей русского Просвещения, не просто давали лучшее по тем временам образование: здесь стремились сформировать «государственный» тип личности — участника и творца исторических событий, личности, которая, обогатившись общеевропейскими культурными и научными достижениями, способствовала бы просвещению и укреплению Российской державы.

Царскосельский Лицей можно считать своеобразным государственным экспериментом. И хотя далеко не все питомцы Лицея достигли столь значительных высот на поприще государственной службы, как министр иностранных дел A.M. Горчаков, государственный секретарь М. А. Корф, адмирал русского флота Ф. Ф. Матюшкин, но их нравственные и эстетические позиции сформировались под влиянием русской культуры XIX века.

Обращение к гуманистическому наследию Царскосельского Лицея первой четверти XIX века связана с насущной необходимостью определения целей и основных ценностей культурно — воспитательного процесса. Опыт Лицея актуален сегодня, так как процесс реформирования затронул не только экономику, политику, основы духовности и другие сферы жизни нашего общества, но прежде всего воспитание и обучение. Необходимость смены парадигмы воспитания и образования, являющихся стержневой основой культуры, требует осмысления культурно — исторического прошлого.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Основной целью диссертационного исследования является комплексный междисциплинарный анализ гуманистической традиции русского Просвещения в Царскосельском Лицее первой четверти XIX века.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие взаимосвязанные задачи:

• рассмотреть нравственно-гуманистические традиции в педагогических концепциях русского Просвещения, воплотившихся в Царскосельском Лицее;

• раскрыть социокультурные предпосылки возникновения Царскосельского Лицея;

• проанализировать просветительские воззрения лицейских наставников: директоров В. Ф. Малиновского, Е. А. Энгельгардтапрофессоров А.П.Куницына, А. И. Галича, Н. Ф. Кошанского, И. К. Кайданова, явившихся основой их научной и педагогической деятельности;

• рассмотреть литературно — публицистическое творчество лицейских наставников и его влияние на становление литературных вкусов воспитанников Лицея;

• выявить роль общественно-культурной среды Царского Села в воспитании гармонической личности;

• осмыслить влияние конкретных исторических событий начала XIX века на формирование гражданской позиции лицеистов;

• проанализировать своеобразие рукописной периодики воспитанников как средство характеристики их мировоззрения и научно-эстетического потенциала, формирующих эстетические вкусы и мировоззренческие ориентации.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — Царскосельский Лицей в контексте культуры русского Просвещения первой четверти XIX века.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — гуманистическая традиция культуры русского Просвещения, реализовавшаяся в Царскосельском Лицее.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

В отечественной литературе существует достаточно много работ, посвященных истории Царскосельского Лицея. В их ряду можно выделить несколько основных направлений: Лицей как учебное заведениеА.С. Пушкин в Лицеевыпускники Лицея.

В трудах ИЛ. Селезнева, В. П. Гаевского, Я.К. и К. Я. Гротов, Н. А. Гастфрейнда, Д. Ф. Кобеко, А. А. Рубца, появившихся во второй половине XIX века, Лицей предстает прежде всего как учебное заведение. Авторы подробно излагает историю его создания, приводят документы, дают краткие биографические сведения о выпускниках.

Работы Я.К. и К. Я. Гротов, В. П. Гаевского посвящены прежде всего Пушкину в Лицее, становлению его поэтического таланта. Все особенности лицейской педагогики рассматриваются прежде всего с точки зрения воспитания и образования Пушкина-поэта. Н. А. Гастфрейнда интересовали судьба первых воспитанников Лицея, период ученичества и отношения друг с другом, дружеские связи, их дальнейшая личная и служебная жизнь.

Обилие литературы о Лицее создавало впечатление, что для исследователей не осталось больше «белых пятен» в истории этой школы, но, вместе с тем, личности лицейских педагогов, методы преподавания в Лицее, учебные программы, труды преподавателей, причем не только учебные пособия, но и литературно-публицистическая деятельность — все это почти не анализировалось.

В советский период Лицей привлекал внимание литературоведов именно как факт биографии А. С. Пушкина, что и нашло отражение в рабо-та*Ю.Н. Тынянова, Б. В. Томашевского, Ю. М. Лотмана, Н. Н. Скатова. Особо следует выделить обширный труд Б. С. Мейлаха «Пушкин и его эпоха». В нем прослеживается эволюция общественно-педагогических взглядов преподавателей Лицея (в различные периоды его существования) и их влияние на лицеистов.

В настоящее время в связи с возросшим интересом к Лицею и реформам высшего и среднего образования, появились работы по изучению особенностей лицейской педагогики. Среди них труды М. П. Руденской, З. И. Равкина, М. А. Любимова. Судьбам потомков выпускников Лицея посвящены работы С. М. Некрасова.

Несмотря на внимание к Царскосельскому Лицею со стороны исследователей, авторы не ставили перед собой задачи рассмотреть это учебное заведение с точки зрения культурологических тенденций и закономерностей, как целостное явление русской культуры первой четверти XIX века.

ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Исследование осуществлено на базе источников различных типов, составивших основу диссертационной работы.

В работе используются архивные материалы Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург), Государственного исторического архива Ленинградской области, Российского государственного архива литературы и искусства (Москва), Исторического архива Украины (Киев), Института русской литературы РАН и отдела рукописей Российской Национальной библиотеки.

Впервые вводятся в научный оборот незаконченные сочинения по истории Царскосельского Лицея В. А. Военского и Д. М. Лёвшина из коллекции отдела рукописей РНБ. На архивных материалах построен раздел «Царскосельский Лицей и русское общество» с использованием документов Царскосельского дворцового правления РГИА.

Исследование строилось на анализе первоисточников, т. е. сочинений российских авторов второй половины XVIII века, позволяющих воссоздать реальную картину развития русской культуры данного периода.

Это работы Н. И. Новикова, М. Н. Муравьева, А. Ф. Бестужева, И. П. Пнина, во многом определившие направление и характер развития гуманистической мысли конца ХУШ века.

В диссертации рассматривались литературно-публицистические произведения лицейских наставников, как опубликованные, так и хранящиеся в различных архивах.

Анализировались дневники, воспоминания, эпистолярная литература. Данные источники позволили выявить особенности культурной жизни русского общества начала XIX века. Значительная роль среди источников принадлежит официальным документам Министерства народного просвещения начала царствования Александра I.

В работе использованы периодические издания конца ХУШ — начала XIX века (журналы «Санкт-Петербургский журнал», «Утренний свет», «Осенние вечера», «Сын Отечества» и др.) — энциклопедические и справочные издания по истории Просвещения и образования в России.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАБОТЫ.

Методологической основой диссертационного исследования явились труды по теории и истории культуры С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, по проблемам русского Просвещения — С. Н. Артановского, Г. А. Гуковского, П. Н. Милюкова, В. Н. Орлова, Ю. М. Лотмана, А. В. Предтеченского, А. И. Новикова, Т. В. Артемьевой.

В процессе работы над диссертацией, в целях воссоздания картины исследуемой эпохи, использовался метод комплексного культурологического анализа, включающий в себя частные методы и подходы к анализу явлений культуры:

• исторический метод, позволяющий проанализировать русскую культуру конца ХУШ — первой четверти XIX веков;

• типологический метод, раскрывающий особенности Царскосельского Лицея как учебного заведения в системе русского просвещения и его место в ряду культурных явлений эпохи;

• историко-биографический метод, с помощью которого исследуются просветительские взгляды, творческая биография лицейских наставников, в своей деятельности реализовавших просветительские ценности.

Диссертация опирается на архивные разыскания с использованием разнообразных методик архивного поиска.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что в нем:

• дан комплексный историко-культурологический анализ Царскосельского Лицея первой четверти XIX века как явления русской культуры, воплотившего гуманистические традиции Просвещения. Лицей рассмотрен в совокупности культурных, педагогических, литературных и исторических аспектов его духовной жизни;

• выявлены основные взаимосвязи духовной культуры русского общества начала XIX века и культурной жизни Царскосельского Лицея;

• проанализирована литературно-публицистическая деятельность лицейских наставников, продолжавших просветительские традиции русской культуры начала XIX века. В диссертации используются архивные материалы, многие из которых впервые включаются в контекст научных исследований данного периода;

• рассмотрена рукописная периодика воспитанников как средство характеристики их взглядов и научно-эстетического потенциала. Раскрыто влияние литературного творчества лицейских наставников на формирование литературной культуры лицеистов;

• проанализировано целостное влияние культурной среды Царского Села (единство архитектурных ансамблей, природного ландшафта, садово-паркового искусства) на формирование гуманистического мировоззрения воспитанников Царскосельского Лицея.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.

Результаты данной работы могут быть использованы в процессе чтения лекций по культурологии, литературе, истории педагогической мысли для студентов гуманитарных факультетов и педагогических вузов.

Поскольку многие годы Лицей является уникальным музеем—учебным заведением, диссертация имеет непосредственное практическое значение при проведении лекций-экскурсий по теме «Царскосельский Лицей и реформы Александра I в области просвещения.».

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

• проведенное комплексное междисциплинарное исследование позволяет представить Царскосельский Лицей не только как учебное заведение, но прежде всего как целостный культурный феномен, воплотивший в первой половине XIX века в России важнейшие принципы Просвещения;

• культурологический анализ литературного творчества преподавателей и воспитанников Лицея дополняет картину развития гуманистических традиций Просвещения в отечественной культуре;

• литература, являясь приоритетным направлением в культуре русского Просвещения, во многом обусловила особенности воспитательного процесса и культурной жизни Лицея пушкинской эпохи;

• культурно-организованная среда Царского села явилась одним из важнейших факторов, определивших формирование личности воспитанников Царскосельского Лицея в духовно-нравственном, культурном, творческом проявлении. Гуманизм, свободолюбие, творческая активность,.

10 воплотившиеся в личности воспитанников Лицея во многом явились плодом привитых им в стенах Царскосельского Лицея идеалов Просвещения.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

Основные положения работы легли в основу тематико-экспозиционного плана выставки «Императорский Лицей. Наставники и питомцы.1811−1918гг.» (раздел «Царскосельский Лицей»), открытой к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина в музее-Лицее (г. Пушкин).

По теме данной работы опубликовано одиннадцать статей, общим объемом 9,7 печатных листов. Положения данного исследования апробированы в выступлениях на конференциях и научных симпозиумах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

История Царскосельского Лицея первых лет его существованиянеотъемлемая и значимая часть культурного процесса России начала XIX века. Лицей, созданный в эпоху, ознаменованную либеральными веяниями и духом гуманности, реализовал одну из центральных идей эпохи Просвещения — образование и воспитание не сводятся к усвоению простой суммы императивов и аксиом, а предполагает формирование развитой, независимой, оригинально мыслящей личности, наделенной твердыми понятиями о гражданском долге и нравственной ответственности.

Основным принципом воспитания в Царскосельском Лицее становится принцип гуманизма, разработанный в трудах русских просветителей Н. И. Новикова, М. Н. Муравьева, А. Ф. Бестужева, И. П. Пнина. Эти гуманистические идеи получили продолжение в литературно-публицистическом творчестве и педагогической деятельности лицейских наставников.

Гуманистическое воспитание предполагало свободное развитие личности, необходимое для раскрытия индивидуальных особенностей воспитанника. Именно свободное развитие личности способствовало выявлению и развитию талантов. В этом отношении опыт Царскосельского Лицея уникален.

Эти присущие Лицею черты привлекают наше внимание именно сегодня, когда созданы условия и резко активизировался поиск новых методов социализации личности, включение ее в культурный контекст своего времени.

Для реализации любого дарования чрезвычайно важно «оказаться в нужное время в нужном месте». И — нужном окружении. Именно лицейская среда способствовала развитию и возмужанию пушкинского таланта. «Роль Лицея как школы поэтического воспитания будущего гениального поэта была очевидна уже первым его биографам. Сам Пушкин положил начало этой устойчивой традиции восприятия, отведя Лицею совершенно особое место в своем поэтическом творчестве."1.

Важное значение для становления творческой личности воспитанников имело активное проникновение культурной среды в повседневное существование этой школы. В Лицее имело место не просто усвоение определенной суммы знаний, когда на учащихся смотрят только как на пассивный объект воспитания и образованияздесь воспитанникам помогали выработать собственные нравственно-художественные ценности, творчески усвоить культурное и научное наследие.

Благодаря первоначальной установке В. Ф. Малиновского в Лицее стало естественным непосредственное общение преподавателей с учениками, в результате чего воспитание утрачивало дидактическую направленность и становилось органической частью быта. За короткое время это дало весьма положительные результаты. Уже в первые годы существования Лицея появляются свои поэты, прозаики, музыканты, художники. Из учебного заведения, цель которого была в подготовке государственных деятелей, вышло поколение не только с серьезным литературным образованиемряд лицеистов намеревались связать свою будущую жизнь с литературой и искусством.

Творческий дух в Лицее формировался, разумеется, прежде всего преподавательским сообществом, состоявшим в основном из творческих личностей. В. Ф. Малиновский, Е. А. Энгельгардт, Н. Ф. Кошанский, А. И. Галич, А. П. Куницын и многие другие педагоги и воспитатели создавали особую культурную и литературную среду. Они придавали литературе и ее влиянию огромное значение, надеясь с ее помощью изменить условия жизни и общественные нравы. Эта точка зрения была усвоена ли.

1 Вацуро В. Э. Лицейское творчество Пушкина. // Пушкин А. С. Стихотворения лицейских лет. 1813 — 1817. СПб., 1994. С. 383. цейскими воспитанниками, для которых литературные занятия явились реализацией личностного творческого потенциала. Творческое начало, взаимное уважение воспитанников и наставников способствовало возникновению в Лицее той особой атмосферы, которая не существовала в других учебных заведениях.

Гуманистические принципы воспитания, которыми руководствовались лицейские наставники, сформировали особую культурную среду, которая характеризовалась прежде всего культом дружеских кружков, литературных встреч, живым словом, традициями салонного общения.

Своеобразие Лицея как учебного заведения было обусловлено также самой художественной атмосферой Царского Села. Эстетически организованное пространство (единство архитектурных ансамблей, природного ландшафта, садово-паркового искусства) несомненно влияло на формирование эстетического вкуса воспитанников. Царское Село соединяло в себе обаяние исторического прошлого и живой современности, создавая благоприятную обстановку для развития творческих возможностей.

Воспитанники Царскосельского Лицея были непосредственно вовлечены в ход исторических событий 1812 года, оказавших значительное влияние на формирование патриотического сознания. «Любовь к отеческим гробам» сочеталась с желанием приумножать славу предков, или, по меньшей мере, быть достойным ее. В этот период происходил наиболее активный процесс формирования самостоятельных взглядов, которые позднее явятся своеобразным нравственным иммунитетом против бездуховности окружающей действительности.

Комплексный подход к изучению феномена Царскосельского Лицея (влияние литературной, историко-культурной обстановки) позволил обозначить те направления, в которых необходимо вести работу для воспитания талантливого, нравственного, гуманистически мыслящего человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. Пушкинская эпоха домашнего альбома. //Декоративное искусство. -1985.- № 6.- С. 39 — 43.
  2. М.П. Пушкин и наука его времени. // Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л.: Наука, 1984. С. 22 173.
  3. М.П. Пушкин и проблемы вечного мира // Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л.: Наука, 1984. С. 174 220.
  4. М.П. Из истории русских рукописных собраний // Неизданные письма иностранных писателей XVIII XIX в. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 7 — 122.
  5. М.П. Этюды из истории испано-русских отношений. // Культура Испании. Л.: Изд-во ЛГУ, 1940. С. 394 398.
  6. И.Д. Пушкин и Тацит. // Пушкин. Временник пушкинской комиссии. М.- Л: Наука, 1940. № 6. С. 160 180.
  7. П.В. А.С.Пушкин. Материалы для его биографии и оценки произведений. СПб., 1873. -475с.
  8. Ю.Анненков П. В. Материалы для биографии Пушкина. СПб., 1855. -317с.
  9. П.Анненков П. В. А. С. Пушкин в Александровскую эпоху. СПб., 1874.-359с.
  10. И.Ф. Книга отражений. М.: Худож. лит., 1979.-364с.
  11. Антология педагогической мысли России. 1 пол. XIX в. М.: Педагогика. 1987.-559с.
  12. Н. Пушкин в Царском Селе. М.: Госкультпросветиздат, 1950.-80с.
  13. Араб-Оглы Э. А. Выдающийся русский просветитель-демократ (В.Ф.Малиновский) // Вопросы философии.- 1954.- № 2.- С. 181 197.
  14. С.Н. Методологические проблемы исследования истории культуры. Л.: ЛГИК, 1982.-166с.
  15. С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л.: ЛГИК, 1977.-83с.
  16. Т.В. История метафизики в России XVIII века. СПб.: Алетейя, 1996.-319с.
  17. Архив братьев Тургеневых. Вып. 1. 1806−1811. Пг. 1911 .-512с.
  18. В. К другу стихотворцу // Поэзия. Вып. 37. М., 1983. С. 146 -154.
  19. В.И. Двенадцатый год в записках. // Русская старина.- 1885.- Т. 47.- № 9. -С. 391 410.
  20. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969.-294с.
  21. Н.П. Жизнь и труды М.Н.Погодина. Кн. 1. СПб., 1888.- 489с.
  22. П.И. А.С.Пушкин. Материалы для его биографии. // Московские ведомости.- 1854. №№ 71, 117, 119.- 1855. №№ 142, 144, 145.
  23. К.Н. Нечто по поэте и поэзии. М.: Современник, 1985.- 408с.
  24. Е.В. Афоризмы и размышления А.С.Пушкина. // Русская речь.-. 1985.-4.-С. 33 -39.
  25. Белуха-Кохановский М. А. Воспоминания Царскосельского лицеиста IV выпуска // Русская старина. -1890.- Т. 65.- № 3.- С. 833 849.
  26. А.Ф. О воспитании.// Антология педагогической мысли России XVIII века. М.: Педагогика, 1985. С.410−449.
  27. А.Ф. Русский биографический словарь. Т.2. СПб., 1900. С. 766 -767.
  28. Бестужевы. Воспоминания. M.-JI.: Изд-во АН СССР, 1951. 891с.
  29. Биографический словарь питомцев Московского университета. М., 1855. -320 с.
  30. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского университета. Ч. 1. М., 1855.
  31. Благородный Пансион Царскосельского Лицея. СПб., 1869.
  32. Н.Л. «Евгений Онегин» роман А.С. Пушкина. М.: Просвещение, 1956.-415с.
  33. Н.П. О Пнине и его сочинениях.// Журнал российской словесности. 1805. -№ 10.- С.52−63.
  34. Г. Г. Город муз. Л.: Лениздат, 1987. 222с.
  35. А.П. Орест Кипренский в Петербурге. Л.: Лениздат, 1981. -261с.
  36. А.П. Русская эстетика XVIII века. М.: Искусство, 1983. 238с.
  37. В.Э., Гиллельсон М. И. Сквозь «умственные плотины». М.: Книга, 1986.-382с.
  38. В.Э. Лицейское творчество Пушкина // Пушкин А. С. Стихотворения лицейский лет. 1813 -1817. СПб.: Наука, 1994. -715с.
  39. В.Э. Записки комментатора. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1994.-347с.
  40. А.П., Горохов В. А. Русские сады и парки. М.: Культура, 1986. -431с.
  41. А.П. Горохов В.А.Вертоград. Садово-парковое искусства России. М.: Культура, 1996.- 431с.
  42. В.В. Пушкин в жизни. Т. 1. СПб.: Лениздат, 1995. -432с.
  43. В.В. Спутники Пушкина. Т. 1. М.: Сов. писатель, 1937.- 401с.51 .Вернадский Г. В. Русское масонство XVIII в. Пг., 1917. 436с.
  44. К.С. Воспоминания о Царскосельском Лицее. // Русская старина.- 1900.- Т. 104.- № 10.- С. 3 29.
  45. Ф.Ф. Записки Ф.Ф.Вигеля. Ч. 1. М.: Академия, 1928. -369с.
  46. С.Н. Царское Село. СПб.: Титул, 1992. -277с.
  47. К.А. Лицей и война 1812 г. // Лицейский журнал. 1907/08 год. — № 1.- С. 74−87.
  48. А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа. СПб., 1849.- 63с.
  49. В память графа М. М. Сперанского. 1772 1872. СПб., 1872. — 96с.
  50. В память первого директора Царскосельского Лицея. // Русский инвалид.-1861.-№ 131.
  51. П.А. Записные книжки (1813 1848). М.: Рус. кн., 1992.- 379с.
  52. П.А. Сочинения. Т. 1 2. М.: Худож. лит., 1982. Т. 1−462с. Т.2 -383с.
  53. П.А. Стихотворения. Воспоминания. Записные книжки. М.: Правда, 1988.-480с.
  54. В.П. Празднование Лицейских годовщин при Пушкине и после него. СПб., 1910.-239с.
  55. В.П. Пушкин в Лицее и лицейские его стихотворения. // Современник. -1863.- Т. 57.- Отд.1.- С. 129 177.- № 8.- Отд. 1.- С. 349 — 399.
  56. А.А., Никандров П. Ф. Русская философия XI—XIX вв.еков. Л.: Наука, 1970.-651с.
  57. А.И. Картина человека. СПб., 1834. -456с.
  58. А.И. История философских систем. Кн. 1−2. СПб., 1819. Кн. 1−345с. Кн.2 -367с.
  59. А.И. Опыт науки изящного. // Русские эстетические трактаты первой трети XIX в. Т. 2. М.: Мысль, 1974. С. 145−190.
  60. А.И. Логика. Выбранная из Клейна. СПб., 1831.-245с.
  61. А.И. Лексикон философских предметов. СПб., 1845.-278с.
  62. А.И. О простосердечном // Сочинения студентов СПб. Педагогического института по части эстетики. СПб., 1806. С. 49 65.
  63. Н. Товарищи Пушкина по Императорскому Царскосельскому Лицею. Материалы для словаря лицеистов 1-го курса. Т. 1 3. СПб., 1912 -1913.Т.1 -567с. Т.2−605с. Т.3−489с.
  64. М.О. История молодой России. М.- Пг.: Гослитиздат, 1923. -318с.
  65. М.И. Материалы по истории арзамасского братства. // Пушкин. Исследования и материалы. -Т. 4.- М.- Л.: Наука, 1962.- С. 287 326.
  66. М.И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л.: Наука, 1974. 226с.
  67. М.И. Русская эпиграмма // Русская эпиграмма XVIII начала XIX века. М.: Сов. Россия, 1988.- 317с.
  68. Л.Я. Мемуары // О психологической прозе. Л.: Худож. лит., 1977. С.48−63.
  69. Л.Я. Вяземский и его «Записная книжка». // Гинзбург Л. Я. О старом и новом. Л.: Сов. писатель, 1982. С. 60 91.
  70. Л.Я. Человек за письменным столом. Л.: Сов. писатель, 1989. -605с.
  71. С.Н. Записки. М., 1885. 412с.
  72. А.А. Пушкин и русский театр десятых годов XIX века. // Пушкин. Исследования и материалы.- Т. 12.- Л.: Наука, 1986. С. 28 59.
  73. Э. Город муз. Царское Село в поэзии. СПб.: «Арт-люкс», 1993. 224с.
  74. Н. Благородный пансион Императорского Царскосельского Лицея. 1814 1829. СПб., 1869. — 148с.
  75. А.В. Записки для немногих. РНБ ОР. Ф. 208, А. В. Головнин. -Т. 1.- С. 1821 1850.
  76. К.Д. П.Г. Демидов и история основанного им в Ярославле училища (1803−1886). Ярославль. 1887. 119с.
  77. М.А. Искусство театрала. // Жихарев С. П. Записки современника. Л.: Искусство, 1989. С. 3 28.
  78. A.M. Лицейские письма 1814 1818. // Красный архив. 1936. Т. 6. (79). С. 175 — 206.
  79. Грамота, пожалованная Императорскому Лицею императором Александром 122 сентября 1811 года. Пг., 1916. 26с.
  80. Г. С. Дунайские княжества в политике России. 1774 1806. Кишинев: «Штиинца», 1975.-221с.
  81. К.Я. Пушкинский Лицей. Бумаги первого курса, собранные Я. К. Гротом. СПб., 1911. 520с.
  82. К.Я. Празднование лицейских годовщин при Пушкине и после него. //Пушкин и его современники. -Вып. 13.- СПб., — 1910. С. 38 89.
  83. Я.К. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. СПб., 1887.-360с.
  84. Я.К. Старина Царскосельского Лицея. // Русский архив. -1875.- № 4.-С. 279 293.
  85. Я.К. Е.А.Энгельгардт. // Исторический Вестник. -1905. -июль. -С. 79 -93.
  86. А. Гердер. М.: Мысль, 1975. 181с.
  87. А. Кант. М.: Мол. Гвардия, 1981. 303с.
  88. И.И. Записки. // Русский архив. 1889.- № 12 -С. 542 — 566.
  89. В.В. Описание лицейских материалов пушкинского фонда ИР ЛИ // Бюллетени Рукописного отдела Пушкинского Дома. -Вып. 6. Л.: Наука, 1956. С. 27 29.
  90. С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М.- Л. 1948.
  91. Делиль. Сады. Л.: Наука, 1987.- 230с.
  92. А.А. Сочинения. Л.: Худож. лит., 1986. 472с.
  93. М.И. Влияние западно-европейской педагогики на русскую педагогику.// Журнал Министерства народного просвещения. Ч. 27. 19Ю.Отд. Ш. С.28−60.
  94. Де Местр Жозеф. Петербургские письма. 1803−1817. СПб.: Инапресс, 1995.-336с.
  95. Г. Р. Сочинения. Письма. Т. 6. СПб., 1871. С.321−330.
  96. И.И. «Взгляд на мою жизнь. М., 1886. -376с.
  97. Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII в. М.: Мысль, 1960 1962. С.156−238.
  98. С.Р. Документы В.Ф.Малиновского в собрании ЦТ АДА. // Советские архивы. -1974.- № 6.- С. 100 102.
  99. С.Р. «Никто лучше Вас.» // Куранты.- Вып. 2.- 1987.- С. 351 -354.
  100. И.С. Европейская утопия В.Ф.Малиновского. // Вопросы истории.- 1979.- № 6.- С. 32 46.
  101. Достян И, Араб-Оглы Э. Завещание В. Ф. Малиновского. // Коммунист. -1991.-№ 13.-С. 72−74.
  102. Дружеские письма графа М. М. Сперанского к П. Г. Масальскому, писанные с 1798 по 1819 год. СПб., 1862.- 279с.
  103. Н.М. Избранные труды. Революционное движение в России в XIX в. М.: Наука, 1985. -485с.
  104. Н.М. Декабрист Никита Муравьев. M.-JI.: Изд-во Политкаторжан, 1933. -404с.
  105. Н. Русская жизнь в начале XIX в. // Русская старина. -Т. 113. -1903.-№ 1.-С. 37−65.
  106. Я.С. Письма главных деятелей в царствование императора Александра I. СПб., 1883.- 406с.
  107. Т. Крепостной театр. Л.: Сов. писатель, 1933. 148с.
  108. ., Цыпина Н. «Нашли приют надежный.» Книги Царскосельского Лицея в библиотеке Уральского университета // Уральский библиофил. Свердловск.- 1984.- С. 81 — 93.
  109. Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. (первая половина XIX века). М.: Мысль, 1981.- 252с.
  110. Н.П. М.Н.Муравьев. // Известия отделения русского языка и словесности Академии Наук. T.XVIII. 1913. Кн. 1. С. 35 48.
  111. С.П. Записки современника. Т. 1. Л.: Искусство, 1989. -311с.
  112. М. Петр Яковлевич Чаадаев: Из воспоминаний современников. // Вестник Европы. 1871.- Кн. 7.- С. 172 — 208.
  113. В.К. «Страж верный прошлых лет.» Петербургские встречи Пушкина. Л.: Искусство, 1987.- 249с.
  114. И.С. Художник декабрист Николай Бестужев. М.: Изо-браз. Искусство, 1988. 680с.
  115. В.М. О .Кипренский. М.: Искусство, 1988.- 349с.
  116. Р.В. Жуковский и его время. Л.: Наука, 1989. -287с.
  117. Р.В., Левкович Я. Л. Пушкин и Петербург. Страницы жизни поэта. СПб.: Спец. лит., 1999. -453с.
  118. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII ввека. В 2х тт. М.: Гослитиздат, 1952. T.l. -712с. Т.2. 607с.
  119. Н.В. Политическая эпиграмма Лицейской эпохи. // Пушкинский сборник. М.- Пг.: Изд-во Ан СССР, 1922. С. 13 23.
  120. Н.В. Новый сборник лицейских стихотворений. // Сборник Пушкинского дома на 1923 г. Пг.: Изд-во АН СССР, 1922. С. 35 77.
  121. Н.В. Пушкин в переписке и дневниках современников. // Временник пушкинской комиссии. 1962. М.- Л.: Наука, 1963. С. 29 31.
  122. Из пушкинианы Всесоюзного музея А. С. Пушкина. Л.: Изд-во ЛГЭ, 1988. -142с.
  123. С.Н. Методологические проблемы изучения культуры. Л.: ЛГИК, 1978, -140с.
  124. С.Н. Методология и методы исследования культуры. Л.: ЛГИК, 1984.-169с.
  125. С.Н. Театральная деятельность А.А.Шаховского // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1989.- 21с.
  126. История эстетики в 5 т. Т. 2. М.: Наука, 1964. Эстетические учения XVII XVIII в. Н. М. Карамзин. С. 793 — 799.
  127. История русской драматургии XVII первой половины XIX века. М.: Искусство, 1982.-412с.
  128. История русского драматического театра. В 7тт.Т. 2. (1801 1825). М.: Искусство, 1977. — 555с.
  129. М.С. Искусство в системе культуры. JL: Наука, 1987. 272с.
  130. М.С. Чем же был XVIII век в истории русской культуры? // Вече. Альманах русской философии и культуры. Вып. 3. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. С.20−23.
  131. М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб.: Славия, 1996.-407с.
  132. И.К. Освобождение Швеции от тиранства Христиана II, короля Датского. // Сын Отечества. -1812.- Ч. 2, — № 10.- С. 143 159.
  133. И.К. Отзыв об учебнике истории // Сын Отечества. -1813.-Ч. 20. -№ 8.- С. 69.
  134. И.К. Руководство к познанию всеобщей политической истории. СПб., 1817. -216с.
  135. И.К. Крестовые походы. Из истории средних веков // Сын Отечества. -1819.- №. 13.- С. 3−27.
  136. И.К. Обозрение политических происшествий Европы //Сын Отечества. -1821.- №. 69.- С. 54 70.-- № 70.- С. 101 — 117.- - № 71.- С. 247 -284.
  137. И.К. Краткое начертание Всемирной истории с принадлежащими к нему большими хронологическими таблицами. СПб., 1822. 315с.
  138. И.К. Краткое изложение дипломатии русского дворянства. СПб., 1833.-257с.
  139. З.А. Философские идеи русского Просвещения. М.: Наука, 1971.-396с.
  140. З.А. Московский кружок любомудров. М.: Наука, 1980. -327с.
  141. З.А. А.И.Галич. М.: Изд-во ИФРАН, 1995.- 229с.
  142. Н.М. Странность. // Вестник Европы. Ч. 1. — 1802. — № 2. -С.52 — 57.
  143. Н.М. О новом образовании народного просвещения в России. // Вестник Европы.- Ч. 8. -1803.- № 5.- С. 49−61.
  144. Н.М. и поэты его времени. М.: Сов. писатель, 1936. 493с.
  145. Н.М. Письма русского путешественника. Л.: Наука, 1984.-718с.
  146. Н.И. Краткий очерк истории Лицея. Памятная книжка Императорского Александровского Лицея на 1886 г. СПб., 1886. С. 135−163.
  147. А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка. М.: Правда, 1929.-480с.
  148. О.А. Документы. Переписка. Свидетельства современников. СПб.: Искусство, 1994. -768с.
  149. И. Орест Кипренский. Эпоха и герои. М.: Изобраз. Искусство, 1977. -142с.
  150. Д. Благородный пансион Императорского Царскосельского Лицея, 1814- 1829, СПб., 1869. -136с.
  151. Д. Директор Лицея Е.А.Энгельгардт. // Вестник Всемирной Истории. 1899. — № 1.- С. 90 — 104.
  152. Д. Альбом директора Царскосельского Лицея Е.А.Энгельгардта. // Пушкин и его современники.- Вып. 7.- СПб., 1908. -С. 1 18.
  153. Д. Императорский Царскосельский Лицей. Наставники и питомцы. 1811 1843. СПб., 1911.-553с.
  154. Д. Первый директор Царскосельского Лицея. // Журнал министерства народного просвещения. -1915.- № 1- С. 30 32.
  155. В.П. Колумбы российских древностей. М.: Наука, 1981.-168с.
  156. Е. И.И.Мартынов, переводчик «греческих классиков». // Современник. -1856.- № 3.- Отд. 3.- С. 40 44.
  157. Н. Биография А.И.Кошелева. В. 2х тт. Т. 1. М., 1889. С.123−128.
  158. С.Д. Записки о Пушкине. // Я. К. Грот. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. СПб., 1887. С. 250 253.
  159. С.Д. Журнал, или ежедневные поступки // Грот К. Я. Пушкинский Лицей. Бумаги первого курса, собранные академиком Я.Гротом. СПб., 1911. С. 10−23.
  160. Е.М. М.А.Богульянский и Петербургский университет 2-й четверти XIX в. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. 272с.
  161. М.А. Краткий очерк моей жизни. РНБ ОР. Ф. 380, ед. хр. 1.
  162. М.А. Записки барона Корфа // Грот Я. К. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. СПб., 1887. С. 253 283.
  163. Н.Ф. // Русский библиографический словарь. Т. 9, Кнаппе -Кюхельбекер. СПб., 1903. С.383−385.
  164. Н.Ф. Таблицы латинской грамматики. М., 1803. -68с.
  165. Н.Ф. Правила, отборные мысли и примеры латинского языка. М., 1806. -179с.
  166. Н.Ф. Цветы греческой поэзии. М., 1811. -217с.
  167. Н.Ф. Известие о жизни Малиновского. // Сын Отечества.-Ч. 13. -1814.- № 17.- С. 220 223.
  168. Н.Ф. Басни Федра. СПб., 1814. -169с.
  169. Н.Ф. Корнелий Непот. СПб., 1814.-217с.
  170. Н.Ф. Ручная книга древней классической словесности, собранная Эшенбургом, умноженная Крамером и дополненная Н.Ф.Кошанским. В.2х тт. СПб., 1816. Т.1−314с. Т.2−298с.
  171. В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. М: Современник, 1987. -349с.
  172. .А. Очерки истории русской культуры XVIII века. М.: Просвещение, 1972. -335с.
  173. А. Морской кадетский корпус. Краткий исторический очерк. СПб., 1887.-215с.
  174. И. П.Л.Яковлев // Русская старина. Т. 115. 1903. № 7. С. 195 -213.
  175. Культура и искусство России XVIII века. Л.: Изд-во ЛГЭ, 1981. -239с.
  176. Культура и искусство России XIX века. Л.: Изд-во ЛГЭ, 1985. 251с.
  177. Л.И. М.Н. Муравьев.// Ученые записки ЛГУ. Вып. 4. Л.: Изд-во ЛГУ, 1939. № 33. С. 12−27
  178. Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. Л.: Просвещение, 343с.
  179. А.П. «Пустынник». // Лицей. -1806.- № 2.- С. 8.
  180. А.П. «О вкусе». // Сочинения студентов Санкт-Петербургского Педагогического института по части эстетики. СПб., 1806. С. 232−251.
  181. А.П. Наставление воспитанникам, читанное при открытии Императорского Царскосельского Лицея СПб., 1811.С.5−17.
  182. А.П. Послание к русским // Сын Отечества. -1812.- № 5.- С. 177 185.
  183. А.П. Замечания на нынешнюю войну // Сын Отечества. -1812.-№ 8.- С. 49−53.
  184. А.П. Речь скифского посла Александру Македонскому. // Сын Отечества. -1812.- № 11, — С. 189 194.
  185. А.П. Изобретение взаимной связи государственных сведений. СПб., 1817.-356с.
  186. А.П. О состоянии иностранных крестьян. // Сын Отечества. -1818.-№ 17.- С. 152- 159.
  187. А.П. О Конституции. // Сын Отечества.- 1818.- № 18.- С. 193 -199.
  188. А.П. Рассмотрение речи г. Президента Академии Наук. // Сын Отечества.- 1818. -№ 23 24.- С. 136 — 146- -С. 174 — 191.
  189. А.П. Право естественное. СПб., 1818. -415с.
  190. А.П. Рассмотрение книги «Опыт теории налогов, сочиненной Н.И.Тургеневым. СПб., 1819. // Сын Отечества. 1819.- № 50.- С. 207 -224--С. 258−271.
  191. А.П. История изобретения древнего судопроизводства в России. СПб., 1843. 329с.
  192. А.П. Частные правила для воспитанников. // Селезнев И. Я. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского Лицея за первое его пятидесятилетие, с 1811 по 1861 год. СПб., 1861. Приложения. С. 21 26.
  193. Н.Я. А.П.Куницын, учитель Пушкина. // Советское государство и право.-1978.- № 3. -С. 106 112.
  194. Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. М.: МГУ, 1980. -168с.
  195. В.К. Сочинения. Лирика и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1939. 492с.
  196. В.К. Путешествия. Дневник. Статьи. Л.: Наука, 1979. -790с.
  197. С.С. Дух революционных преобразований. // Из истории формирования идеологических и политических организаций декабристов. 18 161 825. М.: Мысль, 1975. -381с.
  198. Я.Л. По неизвестным письмам. Письма Пушкиных А. А. Самборской. // Звезда. -1974.- № 6. -С. 176 190.
  199. Д.М. Грановский. СПб., 1901. С. 14−23.
  200. Д.М. История Царскосельского Лицея. РНБ РО. Ф. 152, оп. 3, ед. хр. 10.
  201. И.К. А.С.Пушкин как художник и рисовальщик. М., 1915. -210с.
  202. Лирика лицеистов. М.: Худож. лит., 1991. -219с.
  203. Я.Г. Академия художеств. Л.: Искусство, 1982. С. 44 49.
  204. К. Пушкин и театр. М.: Сов. писатель, 1974. -167с.
  205. Д.С. Поэзия садов: К символике садово-парковых стилей. СПб.: Наука, 1991. 343с.
  206. Д.С. Делиль учитель садоводства. // Делиль Н. Сады. Л.: Наука, 1987. С. 210−213.
  207. Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет. лит., 1988.- 237с.
  208. Д.С. Прошлое будущему. Л.:Наука, 1985. — 575с.
  209. М.Н. О послании Пушкина к Ф.Глинке. // Современник. -1856.-№ 6.-Отд. 5.- С. 8−10.
  210. М.Н. Некролог П.Я.Чаадаева. // Современник. -1856.- № 7.-Отд. 5.- С. 5 8.
  211. М.Н. Письма Карамзина к А.Ф.Малиновскому и письма Грибоедова к С. Н. Бегичеву. М., 1860. С. 1 -114.
  212. Ю.М. Руссо и русская культура XVTII начала XIX в. // Руссо Ж. Ж. Трактаты. Л.: Наука, 1962. С. 555 — 604.
  213. Ю.М. Поэзия 1790 1810 — х годов // Поэты 1790 — 1819 -х годов. Л.: Сов. писатель, 1971. С.5−62.
  214. Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» // Комментарий. Л.: Просвещение, 1983. -415с.
  215. Ю.М. Актуальные проблемы семиотики культуры. Тарту,. Изд-во Тартуского университета, 1987.- 150с.
  216. Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. Таллинн: Александра., 1992.Т. 479с. Т.2 — 489с. Т. 3 — 494с.
  217. Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII начала XIX века. // Из истории русской культуры (XVIII — начало XIX века). Т. 4. М., 1996. — 832с.
  218. М.А. Из истории издания книг профессора А.П.Куницына. // Книга. Исследования и материалы.- М., -1994.- № 69. -С. 96 102.
  219. М.А. Лицейские учителя Пушкина и их книги. СПб.: Изд-во «Сударыня», 1997 188с.
  220. С. Античный мир в поэзии А.С.Пушкина. М., 1899.
  221. Л.Н. Пушкин в изображении М.А.Корфа. // Русская старина. -1899.- №. 8.- С. 305 311.- № 9.- С. 517 — 530.
  222. М.Н. Не выдержки, а почти выдержки о прошлых временах. // Московский наблюдатель, — Ч. 3. -1835.- С.613−617.
  223. М.Н. А.С.Пушкин в детстве. // Современник. -1843. Т. 29.-С. 375 — 385.
  224. Г. П. Новиков и русское просвещение в XVIII в. М.- Л.: Гослитиздат, 1951. 544с.
  225. Н.А. Архивные документы Лицея в ГИАЛО (1811 1817 г.) // Пушкин и его время. Исследования и материалы. Вып. 1. Л.: Изд-во ЛГЭ, 1962. С. 265 — 269.
  226. А.И. Пушкин и Овидий. // Пушкин и его современники. Вып. 4. Пб., 1916. С. 26−38.
  227. А.Г. Н.Ф.Кошанский. Памяти Л.Н.Майкова. СПб., 1902. -179с.
  228. А.Ф. К истории Московского главного архива Коллегии иностранных дел. М., 1899. 159с.
  229. В.Ф. Россиянин в Англии. // Приятное и полезное препровождение времени. -1796. -Ч. 9.- № 5. С. 56−71.-№ 6. С.97−155. № 7. С. 209- 219.- Ч. 11. № 6. С. 257−321. — 7.С. 365−409.
  230. В.Ф. Записки о Молдавии. // Приятное и полезное препровождение времени. 1797.- Ч. 13.- № 2. С. 417−425. № 3.- С. 213−229.-Ч. 14. — № 6.С. 33−39. — № 7. С.56−71. — № 8.С. 90−123.
  231. В.Ф. Рассуждение о мире и войне. СПб., 1803. 56с.
  232. В.Ф. Осенние вечера. № 1 8. СПб., 1803. С1−53.
  233. В.Ф. Из дневника. // Голос минувшего, — 1915.- № 10. С.247−264.
  234. В.Ф. Дневниковые записи на разных языках. РГАЛИ. Москва. Ф. 312. On. 1, ед. хр. 1. 1782 1807 гг.
  235. В.Ф. О значении государственной Коллегии иностранных дел. ИР ЛИ. № 54/37, кп. 3067.
  236. В.Ф. Об утешении дщери Иудейской. РГИА. Санкт-Петербург. Ф. 1261. On. 1, ед. хр. 2822.
  237. В.Ф. «Пустынник». // Europa Orientalis. XV. -1996.-1.- С. 181 — 199.
  238. В.Ф. Избранные общественно-политические сочинения. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1958. 189с.
  239. Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I. Ч. 2. СПб., 1866. 459с.
  240. И.Л., Николаев А. С. Санкт-Петербургский университет в первое столетие его деятельности. СПб., 1919. 432с.
  241. А.Н. Орест Кипренский в Царском Селе. // Тезисы научной конференции «Ампир в России». -ГМЗ Царское Село.- СПб., -1997. -С. 56 -59.
  242. И. П.Л.Яковлев и его альбом. // Звенья Вып. 6.- М.- Л.: Изд-во политкаторжан, 1936. С. 101 — 133. Медынский Е. Н. Трактат отца декабристов А. Ф. Бестужева «О воспитании» // Советская педагогика. -1955.-№ 11. С.23−42.
  243. .С. Лицейские лекции по записям А.Горчакова. // Красный архив.- 1937.- № 1.- С. 75 206.
  244. .С. Пушкин и его эпоха. М.: Худож. лит., 1958. 670с.
  245. .С. Пушкин лицеист и оппозиционное движение преддекаб-ристского периода // Пушкин. Итоги и проблемы изучения. М.- Л., 1966. С. 158 — 167.
  246. П.Н. Очерки по истории русской культуры. М.: Прогресс, 1993 1995. Т. 3. С. 42.
  247. Л.Б., Лебедева Э. С. «В начале жизни школу помню я.» // «И в просвещении стать с веком наравне». СПб.: Образование, 1992. С. 35 -45.
  248. Н.И. Письма В.Л.Пушкина к А. А. Вяземскому. // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 11. Л.: Наука, 1983. С. 213 249.
  249. Н.И. Судьба «Риторик» Н.Ф.Кошанского // Альманах библиофила.- Вып. 16.- М.: Книга, 1984. С. 211 224.
  250. Н.И. «Парнасский мой отец». М.: Сов. Россия, 1983.-192с.
  251. .Л. К биографии Н.И. Новикова. СПб., 1917. 147с.
  252. .Л. Очерки по истории воспитания и образования с древнейших до наших дней. В 2х тт. СПб.: Алетейя, 2000. Т.-425с. Т.2.-489с.
  253. Московский университет и развитие философской и общественно-политической мысли в России. М.: Изд-во МГУ, 1957. 470с.
  254. М.Н. Опыты истории, словесности и нравоучения. В 2х тт. М.: 1810. Т.1 -235с. Т.2.-217с.
  255. М.Н. Собрание сочинений . В. Зх тт. СПб., 1819−1820. Т.1 -216с. Т.2 187с. Т. З — 245с.
  256. О.С. Как воспитывали русского дворянина. СПб.: Журнал «Нева», 1998. 222с.
  257. Нартов Андрей. Речь скифского посла Александру Македонскому. // Полезное увеселение. -1761.- № 2. С. 41 — 44.
  258. С.М. Апостол добра. М.: Русский путь, 1994. 223с.
  259. М.В. Пушкин и декабристы. // Вестник АН СССР.- 1937.- № 2 -3. С. 137- 184.
  260. М.В. Движение декабристов. М.: Изд-во АН СССР, 1955.-484с.
  261. Нечто о Царскосельском Лицее и духе оного. // Русская старина. -1877.Т. 28.- С. 657 660.
  262. А.В. А.И.Галич, бывший профессор Санкт-Петербургского университета. СПб., 1869. 178с.
  263. Н.И. и его современники: Избранные сочинения. М.: Изд-во АН СССР, 1961.- 535с.
  264. Н.И. Избранные сочинения. М.-Л.: Гослитиздат, 1951. 744с.
  265. А.И. История русской философии Х-ХХ веков. СПб.: Лань, 1998.-314с.
  266. С .П. История СССР. Конец XVIII начала XIX в. 4.1.Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. -222с.
  267. Ю.Г. И.И.Пущин. Записки о Пушкина. // Пушкин. Временник пушкинской комиссии. Вып. 1.- М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1936. С. 333 -335.
  268. О.В. Декабристы и внешняя политика России. М.: Просвещение, 1984. -286с.
  269. В. Н. Русские просветители. 1790 1800. М.: Гослитиздат, 1953 -544с.
  270. Е.И. Три жизни Карамзина. М.: Современник, 1985.- 302с.
  271. И.Д. Философия русского либерализма XIX начала XX в. СПб.: Наука, 1996. -347с.
  272. От Лютера до Вайцзекера. Великие протестантские мыслители Германии. М.: Мысль, 1994. -226с.
  273. Педагогическое наследие. Я. Коменский. Д.Локк. Ж.-Ж. Руссо. И. Пес-талоцци. М.: Педагогика, 1988. -416с.
  274. Н.Н. Из материалов Пушкинского Лицея. // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 13. Л.: Наука, 1989. С. 306 345.
  275. Н.К. Н.Ф.Кошанский // Пушкин А. С. ПСС. Под ред. С. А. Венгерова. Пб., 1907. Т.1. С. 253 259.
  276. А. Предметы для художников. СПб., 1807. 346с.
  277. А. Начертание художеств. СПб., 1808 215с.
  278. Письма главных деятелей в царствование императора Александра I с 1807 1829. СПб., 1883. — 512с.
  279. Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву. СПб., 1866. 657с.
  280. Письма Н. М. Карамзина к князю П. А. Вяземскому 1810 1826. СПб., 1897.-698с.
  281. М.П. Н.М.Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников. Ч. 1,2. М., 1866.
  282. И.П. Сочинения. М.: Изд-во Политкаторжан, 1934. -319с.
  283. И.П. Опыт о просвещении относительно России.// Антология педагогической мысли России первой половине XIX века. М.: Педагогика, 1987. С.75−85.
  284. И.П. // Русский биографический словарь. Т. 14. С.520−522.
  285. В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX в. М.: Просвещение, 1975. -278с.
  286. М.М. Пушкин и античность. // Пушкин. Временник пушкинской комиссии. Вып. 4 5. М.- Л.: Изд-во Ан СССР, 1939. С.27−57.
  287. Л.В. Развитие лицейского образования в России в XIX начале XX в. // Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ярославль. 1997. -21с.
  288. Постановление о Царскосельском Лицее.// Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М.: Педагогика, 1987. С. 130 139.
  289. С.П. Демидовский Лицей в Ярославле в его прошлом и настоящем. Ярославль. 1924. 138с.
  290. А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX в. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1957. 456с.
  291. Прокопович-Антонский А.А. К истории Московского университетского Благородного пансиона. // Русский архив.- 1897.- Кн. 2.- № 5.- С. 113 — 116
  292. Н.В. Из записной книжки // Русский архив. -1899. Т.7. № 4. С.78−123
  293. А.С. в воспоминаниях современников. В 2х тт. М.: Л.: Наука, 1985. Т.1−512с. Т.2−656с.г 333. Пущин И. И. Записки о Пушкине. Письма. М.: Правда, 1989.- 576с.
  294. М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб.: Лениз-дат, 1996. -669с.
  295. А.Н. Общественное движение в России при Александре I. СПб., 1895−544с.
  296. Пятидесятилетний юбилей Императорского Лицея. // Русский художественный листок.-1861.- №№ 30, 32, 33.
  297. З.И. Отечество нам Царское Село. // Советская педагогика-1979.- № 8.- С. 101 109.
  298. З.И. Педагоги Царскосельского Лицея. // Народное образование.-1979.-№ 6.- С. 81 -85.
  299. З.И. Педагогика Царскосельского Лицея пушкинской поры. М.: ИГПИМИО, 1993. -130с.
  300. Э. А.И.Галич. // А.С.Пушкин. ПСС под редакцией С.А.Венгерова. Сб., 1907. Т. 1. С. 240 246.
  301. А.Н. Сочинения. М.: Худож. лит., 1988.- 687с.
  302. М. Русское искусство первой половины XIX века. М.: Искусство, 1975. -239с.
  303. Речи, произнесенные при открытии Императорского Царскосельского Лицея. СПб., 1811.
  304. С.В. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения в царствование Александра I. 1802 1825. Ч. 1. СПб., 1864- 1894.-698с.
  305. С.В. Сословный вопрос в русских университетах в 1-й четверти XIX в. СПб., 1907. 28с.
  306. С.В. Исторический обзор деятельности Министерства просвещения. 1802 1902. СПб., 1909. — 758с.
  307. С.В. Материалы для истории учебных реформ в России XVJU-XIX века. Ч. XVI, Вып. 1. СПб., 1910. 397с.
  308. А.Е. Записки декабриста. Иркутск. Восточно-Сибирское кн. Изд-во, 1984. 480с.
  309. А.А. Столетний юбилей Императорского Александровского, бывшего Царскосельского Лицея. СПб., 1912. -478с.
  310. М.П. Новое о здании Лицея. // Пушкин и его время. Исследования и материалы. Вып. 1. Л.: Наука, 1962. С. 265 269.
  311. М. П. Руденская С.Д. Они учились с Пушкиным. Л.: Лениз-дат, 1976.-318с.
  312. М. П. Руденская С.Д. «Наставникам за благо воздадим». Л.: Лениздат, 1986. -320с.
  313. Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты. М.- Л.: Академия. 1935.- 582с.
  314. Русская мысль в век Просвещения. М.: Наука, 1991. 279с.
  315. Русская эпиграмма XVIII начала XIX вв. М.: Сов. писатель, 1988. -472с.
  316. Русские мемуары XVIII в. М.: Правда, 1988.- 624с.
  317. Русские просветители от Радищева до декабристов. В 2х тт. М.: Мысль, 1966. T.I. -440с. Т.2. -472с.
  318. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. В 2х тт. М.: Искусство, 1974. Т.1 420с.
  319. . Ж. Трактаты. М.: Наука. 1969.- 704с.
  320. А.А. Письмо к А.К.Разумовскому. // Русская старина. -1908.-№ 3.- С. 619−621.
  321. Санкт-Петербургские ведомости. 1816.- № 40, — № 43, — № 46, -№ 56, — № 65, -№ 66.
  322. М.М. Самодержавие и борьба вокруг государственных реформ в первые годы XIX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л., 1975. —24с.
  323. М.М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII начала XIX вв. Л.: Наука, 1988. -247с.
  324. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1875. Т. 1 С.56−149.
  325. Страницы истории пушкиноведения. СПб.: Образование, 1994,-127с.
  326. Светоч. -1861.- № 11.- Критика.- С. 1 32.
  327. Северный вестник. Ч. 2.-1804.-С.317. Критика на книгу В. Ф. Малиновского «Рассуждение о мире и войне». СПб., 1803.
  328. Северная почта. -1811.- № 84.- № 101. Сообщение об открытии Императорского Лицея.
  329. Северная почта. 1813. -№ 36, — № 57.
  330. Северная почта. 1816. -№ 45, — 47, — 50, — 52.
  331. Северная пчела. 1831. № 293.
  332. И.И. Сады века философов в Польше. М.: Наука, 1994.-217с.
  333. И.Я. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского Лицея за первое его пятидесятилетие, с 1811 по 1861 год. СПб., 1861.-724с.
  334. В.И. Политические и общественные идеи декабристов. СПб., 1909. -694с.
  335. М.И. М.А. Бестужев. // Заря. 1869. Т. VII. Отд. 2. С.1−57.
  336. М.И. Павловск. СПб.: Лига Плюс. 1997. 607с.
  337. М.Н. Русский водевиль 1810 1820-х гг. // Автореферат кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Томск, 1989. — 20с.
  338. Н.Н. Русский гений. М.: Правда, 1984.-47с.
  339. Н.Н. Пушкин. Очерк жизни и творчества. Л.: Дет. лит., 1990. -239с.
  340. А.А. Пушкин и комедия 1815 1820-х гг. // Пушкин. Временник пушкинской комиссии. Вып. 2. М.- Л. Наука. 1936. С. 23 — 46.
  341. Ю. Балетные строки Пушкина. Л.: Искусство, 1974.-174с.
  342. Г. И. Академия наук и российская школа второй половины XVIII века. СПб.: Наука, 1996.- 136с.
  343. П.В. Очерки русской эстетики 1 половины XIX в. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1975. Ч.1-.264с.Ч.2−164с.
  344. И.М. Русские университеты в уставах и воспоминаниях современников. Вып. 1. СПб., 1914. -346с.
  345. М.М. Предварительные рассуждения о просвещении в России вообще. II Антология педагогической мысли России 1 пол. XIX в. М., 1987. С. 47 54.
  346. М.М. Первоначальное начертание особенного Лицея. // Лицейский журнал. Год IV, 1906 1907. № 3. С. 20−27.
  347. М.М. Проекты и записки. М.: Изд-во АН СССР, 1961. -244с.
  348. Стихотворная комедия конца XVIII начала XIX вв. М.- Л.: Сов. писатель, 1964. -966с.
  349. В .Я. Исторические сочинения. СПб., 1881. -489с. Стоюнин В. Я. Педагогические сочинения. СПб., 1892. -367с.
  350. П.И. Краткая история академической гимназии бывшей при Императорском Московском университете. М., 1854.-489с.
  351. А.К. Иоганн Готлиб Фихте. Жизнь и философское учение. // Фихте И. Г. Наставление к блаженной жизни. М.: Канон. С.324−390.
  352. М.И. Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I. В 2хтт. СПб., 1866.Т. 1 -508с.
  353. Н.В. Московский университетский Благородный пансион, изд. 2-е. М., 1858. 306с.
  354. Сын Отечества. 1821. -№ 4.- С. 147 148.- Критика.
  355. Сын Отечества. 1822.- № 71.- С. 279 282. Рецензия на учебник И. К. Кайданова «Краткое начертание всемирной истории». СПб., 1822.
  356. А.Г. Военная публицистика. 1812. М.: Мысль, 1967 -222с.
  357. Н.К. «Лицейское дело» 1925 года. // Царскосельский Лицей: наставники и питомцы. Тезисы докладов научной конференции. СПб., 1996. С. 47 49.
  358. .В. Пушкин. В 2х тт. М.- Л.: Наука, 1956. Книга 1. 1813−1824.-743с.
  359. Ю.Н. В.К.Кюхельбекер. // В.К.Кюхельбекер. Лирика и поэмы. Л.: Сов. писатель. 1939. 489с.
  360. Ю.Н. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1969.- 424с.
  361. И.В. Эстетика Карамзина и Пушкин-лицеист. // Эстетические взгляды писателя и художественное творчество. Краснодар, 1979. Кн. 3. С. 13−16.
  362. Ф.М. Александр и Сперанский. СПб., 1910. -139с.
  363. А. И. Канцлер кн. Горчаков о Пушкине. // Русский Архив. 1883. -Т. 2.- № 6.- С. 205 206.
  364. В. А. Сперанский М.М. и А.А.Аракчеев. М.: Изд-во МГУ, 1997.-254с.
  365. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII начала XIX в. М.: Искусство, 1953. — 583с.
  366. Е. Материалы для истории Просвещения в России. СПб., 1869.-489с.
  367. А.Н. Пнин и его непропущенный цензурой «Опыт о просвещении относительно России» // Известия по русскому языку и словесности. Академии Наук СССР. Т. 11. 1929. Кн. 2. С. 493−527.
  368. М.М. Судьбы русской философии. Эстетические и антропологические взгляды Галича А. И. // Русское богатство.- 1894. № 4. — С. 65 -92.
  369. А.А. Пушкин и древности. М.: Наука, 1979. 119с.
  370. Е.П. Каламбуры у Пушкина и Вяземского. // Образование стилистики русского языка в пушкинскую эпоху. М., 1964. С. 285 333.
  371. Н.И. Записки. // Русский архив. -1907.- Кн. 2.- № 8.- С. 368 380.
  372. Т.Г. Рисунки Пушкина. М.: Искусство, 1987.-446с.
  373. М.А. Автографы лицейских стихотворений А.С.Пушкина. // Красный архив. -1937.- № 1.- С. 21 73.
  374. М.А. И.В.Малиновский о Пушкине в Лицее. // Пушкин и его современники. Вып. 38 39. М.- Л.: Наука, 1938. С. 213 — 216.
  375. М.А. Летопись жизни и творчества А.С.Пушкина. 1799 -1826. Л.: Наука, 1991.- 784с.
  376. П.Д. О преподавании истории детям // «Их вечен с вольностью союз». М.: Худож. лит., 1983. С.238−244.
  377. Л.А. Пушкин и его окружение. Л.: Наука, 1988 -543с.
  378. Человек эпохи Просвещения. М.: Наука, 1999. 223с.
  379. С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность. Политические взгляды М. М. Сперанского. М.: Воскресенье, 1993. 238с.
  380. А.Н. Пушкин по неопубликованным материалам архива братьев Тургеневых. Пушкин. // Временник Пушкинской комиссии. Вып. 1. М.- Л.: Наука, 1936. С. 196 200.
  381. С.П. История императорского Московского университета. М., 1855.- 567с.
  382. И.Я. Московский университет и развитие философской и общественно-политической мысли в России. М.: Мысль, 1957.-235с.
  383. П.С. Философия России XVIII века. М.: Высшая школа. -254с.
  384. Г. Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. -601с.
  385. М.М. Демократическая интеллигенция в России в XVIII в. М.: Наука, 1965.-306с.
  386. Н.Я. Пушкин Пущин. // Знание — сила.- 1978.- № 11.- С. 38 — 41.- № 12.-С. 31 -34.
  387. Н.Я. Карамзин и Пушкин // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 12. Л.: Наука, 1986. С. 289 304.
  388. В.Е. Воспоминания о директоре Е.А. Энгельгардте. // Русский архив. -1872.- № 7 8.- С. 1462 — 1491.
  389. Е.А. Педагогические заметки. // Русский архив.- 1872. -№ 7 8. 1457−1459.
  390. Е.А. Альбом. // РНБ РО. Ф. 1000. СОП. Оп. 3 ед. хр. 1448.
  391. А. Рисунки поэта. М.- Л.: Академия, 1933. -490с.
  392. И. Описание Села Царского или спутник обозревающим. СПб., 1830.-259с.
  393. Н.И. Очерки русской культуры первой половины XIX века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. -165с.
  394. К.К. А.С.Пушкин и Н. И. Тургенев. Из истории идейно-творческих связей. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Симферополь. 1994. 22с.
  395. П.Л. Записки москвича. М., 1828.- 309с.
  396. Д.П. Античность в творчестве Пушкина. // Временник Пушкинской комиссии. Т. 6. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1941. С. 103 139.
  397. И.Д. Записки, статьи, письма. М.: АН СССР, 1951.-411с.
  398. А.Н. Воспоминания Царскосельского лицеиста. // Русская старина, — 1888. -Т. 60.- № 10.- С. 101 -124.
  399. О.А. «Принадлежит к числу достойнейших бывших лицеистов.» // Страницы истории пушкиноведения. СПб.: Образование, 1994. С. 41 54.
  400. О.А. А.П.Куницын: невостребованное наследие. // Вече. -Альманах русской философии. Вып. 2. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. С. 25 -42.
  401. Г. Приетень де пеалте мелягур. (В.Ф. Малиновский) // Алте па-жинь де историографие летерарэ. Кишинэу, 1984.С. 86−107.
  402. Bagatelles. Promenades dvum desoeuvra dans la Ville de S.-Petersbourg СПб., 1811.276
  403. Das Inland. Eine Wochenschrift fur Liv-, Est- und Kurlands Geschichte, Geographie, Statistik und Literatur. 1862, № 13, 27 Jahrgang, 26 Marz, S. 206 -208.
  404. Literatur-Blatt, Stuttgart Tubingen. 1824. № 65 vom 13.VIII. S. 259 — 260.
  405. Marinelli-Konig G. Rubland unter Wiener. Zeitschriften und Almanachen des Vormass (1805 1848), Wien, 1990. -315S.
  406. Матер1али да бюграфи О. С. Пушкша. Лщейсю роки О. С. Пушкша (1811 -1817) // О. С. Пушюн. Кшв, 1938. 89с.
  407. Russische Miscellen zur genaueren Kenntnisse Rutland und seiner Bewohner herausgeben von G.E. SPb., 1828 1832.
  408. Ziegengeist G. Georg Engelgardt Schuhlmeister zu Zarendorf (1816 -1817) und Mitler Puskins in der deutschen Presse (1824): Neue Quellen // Zeitschrift fur Slawistik. 1987. Bd. 32. № 1.
  409. Царскосельское дворцовое правление. РГИА Санкт-Петербург.
  410. Ф. 487. Оп. 8. ед. хр. 6525. О поставках фруктов к высочайшему столу.
  411. Оп. 8. ед. хр. 6529. О выделении денег на содержание садов.
  412. Оп. 8. ед. хр. 6534. О содержании дворцовых оранжерей.
  413. Оп. 8. ед. хр. 6815. О выдаче денег на содержание зверинца.
  414. Оп. 20. ед. хр. 70. О предоставлении возможности свободно гулять в садах.
  415. Оп. 20. ед. хр. 1163. О принятии зверей для зверинца.
  416. Оп. 21. ед. хр. 6536. О том, кому дозволяется в экипажах и верхом гулять в царскосельских садах.
  417. Оп. 21. ед. хр. 6591. О строительстве дороги вокруг Екатерининского парка.
Заполнить форму текущей работой