Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Синдром профессионального выгорания у врачей-хирургов: диагностика, методы коррекции, профилактика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью профилактики возникновения неврологических нарушений, вследствие синдрома профессионального выгорания у врачей-хирургов для раннего выявления негативного влияния профессионального стресса на состояние здоровья целесообразно использовать разработанный диагностический алгоритм, предусматривающий комплексное клиническое обследование с применением специальных инструментальных методов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Синдром профессионального выгорания и его соматические (неврологические) проявления (обзор литературы)
    • 1. 1. Профессиональный стресс и психосоциальная адаптация
    • 1. 2. Реакции со стороны нервной системы на профессиональный стресс
    • 1. 3. Способы противодействия профессиональному стрессу, методы коррекция нарушений со стороны нервной системы, обусловленных синдромом профессионального выгорания
  • Глава 2. Материалы и методы исследования
    • 2. 1. Общая характеристика материала
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Методы оценки состояния нервной системы
      • 2. 2. 2. Психологические методы исследования
      • 2. 2. 3. Специальные инструментальные методы оценки состояния нервной системы
      • 2. 2. 4. Методы статистической обработки
  • Глава 3. Неврологическое, нейропсихологическое и нейрофизиологическое содержание феномена профессионального стресса у врачей-хирургов
  • Методы коррекции нарушений со стороны нервной системы и иных патофизиологических расстройств,
  • Глава 4. обусловленных синдром профессионального выгорания у врачей-хирургов
  • Способы противодействия профессиональному стрессу

Синдром профессионального выгорания у врачей-хирургов: диагностика, методы коррекции, профилактика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

В настоящее время оптимизация состояния здоровья населения и удовлетворение потребности граждан в высококачественной медицинской помощи являются приоритетными направлениями внутренней политики государства. Наряду с этим, необходимо понимать, что внедрение современных стандартов и создание новой перспективной модели оказания медицинской помощи предъявляют также повышенные требования и к непосредственным исполнителям намеченных программ. Поэтому проблемы, связанные с разработкой методических подходов к диагностике, коррекции и профилактике состояний психической дезадаптации врачей, работающих в условиях длительного и интенсивного профессионального стресса, приобретают особую актуальность и значимость.

Детальная оценка влияния профессионального стресса и связанных с ним проявлений, так называемого, «синдрома профессионального выгорания» (СПВ), применительно к врачам различных специальностей: стоматологам, анестезиологам-реаниматологам, психиатрам и по некоторым другим специальностям представлена в ряде работ отечественных и зарубежных авторов. Вместе с тем, среди медицинских работников выделяется категория специалистов с особыми условиями профессиональной деятельности. В первую очередь к данной группе могут быть отнесены врачи-хирурги, работа которых не только связана с повышенной моральной и юридической ответственностью, но и при этом требует больших физических сил и выносливости, характеризуется наличием многочисленных факторов профессиональной вредности (длительное вынужденное положение во время операций, неблагоприятные микроклиматические условия и загрязнение воздуха операционных блоков, влияние ионизирующего излучения), нарушениями режима сна и отдыха. Кроме того, в последние годы действие стрессогенных и неблагоприятных факторов потенцируется увеличением функциональной нагрузки на этих специалистов, что связано с повышением хирургической активности и увеличением числа оперируемых пациентов с тяжелой сопутствующей патологией. Однако, по состоянию на сегодняшний день, систематизированных исследований по оценке проявлений синдрома профессионального выгорания и разработке рекомендаций для данной профессиональной группы не проводилось.

В связи с этим важной задачей становится разработка методических подходов к диагностике, коррекции и профилактике состояний психической дезадаптации врачей-хирургов, работающих в условиях длительного и интенсивного профессионального стресса, что и послужило основанием для проведения настоящего исследования.

Цель исследования.

Целью настоящей работы является совершенствование диагностики и оптимизация методов лечебной коррекции нарушений со стороны нервной системы и иных психофизиологических изменений у врачей-хирургов с синдромом профессионального выгорания.

Задачи исследования.

1. Проанализировать уровень профессионального стресса, провести анализ и уточнить специфику синдрома профессионального выгорания у врачей-хирургов.

2. Уточнить характер и выявить клинические особенности нарушений со стороны нервной системы и иных психофизиологических изменений у врачей-хирургов, обусловленных синдромом профессионального выгорания.

3. Разработать практические рекомендации по ранней диагностике, профилактике и лечебной коррекции нарушений со стороны нервной системы и иных психофизиологических изменений у врачей-хирургов, обусловленных синдромом профессионального выгорания.

4. Оценить эффективность применения разработанных методов лечебной коррекции нарушений со стороны нервной системы и иных психофизиологических изменений у врачей-хирургов, обусловленных синдромом профессионального выгорания.

Научная новизна. Впервые проведено комплексное исследование по изучению структуры синдрома профессионального выгорания среди врачей-хирурговосуществлён детальный анализ факторов риска развития синдрома выгорания в данной профессиональной группеизучены особенности клинической симптоматологии профессионального стресса и синдрома профессионального выгорания указанной категории работников, уточнен характер нарушений со стороны нервной систем и иных психофизиологических изменений, вызываемых синдромом профессионального выгорания.

Впервые разработаны подходы к организации лечебной помощи, предусматривающие раннее выявление симптомов поражения нервной системы, вызываемых синдромом профессионального выгорания с целью их дальнейшей коррекции и профилактики для возможности продления профессионального долголетия работающих.

На основе полученных данных о специфике формирования синдрома профессионального выгорания у врачей-хирургов предложены и апробированы соответствующие лечебно-профилактические мероприятия, которые продемонстрировали свою эффективность.

Практическая значимость.

Полученные результаты исследования уточняют диагностические клинические и инструментальные критерии неврологических нарушений, свойственных синдрому профессионального выгорания, что способствуют решению сложных диагностических проблем, возникающих при клинической интерпретации данной патологии. Определены и систематизированы факторы риска развития синдрома выгорания у врачейхирургов, принципы организации профилактических и коррекционных мероприятий. Внедрение результатов поможет снизить уровень выраженности синдрома выгорания, что будет способствовать снижению количества ятрогенных осложнений, предупреждению ухода из профессии квалифицированных специалистов.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Перманентные интенсивные нервно-психические нагрузки, которые, как и повышенные требования, предъявляемые к нервно-психическому и физическому состоянию врачей-хирургов, могут выступать в качестве непосредственной причины возникновения у них различных нарушений со стороны нервной системы и иных психофизиологических изменений.

2. Наиболее ранними и часто встречающимися проявлениями нарушений со стороны нервной системы, возникающими у врачей-хирургов в симптомокомплексе ПС и СПВ, являются синдром вегетативной дистонии и различные по характеристикам и степени выраженности психоэмоциональные расстройства.

3. Сложный симптомокомплекс нарушений, возникающий у врачей-хирургов, в результате развития у них синдрома выгорания, имеет выраженное негативное социальное воздействие, поскольку не только влияет на физическую активность индивидуума, настроение, самооценку, систему отношений с другими людьми, но и на его способность к трудовой деятельности, что определяет необходимость в проведении соответствующих методов коррекции.

4. Разработанные методы лечебной коррекции и профилактики нарушений со стороны нервной системы и иных психофизиологических изменений у врачей-хирургов, обусловленных синдромом профессионального выгорания, способствуют сохранению здоровья и продлению профессионального долголетия данной категории работников.

Внедрение в практику.

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках ГК 16.512.11.2006 ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007;2013 годы».

Полученные результаты внедрены в практическую и консультативную работу кафедры нервных болезней и нейростоматологии НОУ «Медицинский стоматологический институт Департамента образования Правительства» г. Москвыиспользуются в педагогическом процессе, в лекциях и практических занятиях, при подготовке слушателей на указанной кафедре. По теме диссертации опубликованы 3 научные работы.

ВЫВОДЫ.

1. Для врачей-хирургов характерен высокий уровень профессионального стресса: более 60% лиц в обследованной выборке были подверженными профессиональному стрессу, при этом у большинства из них были выявлены соматические проявления синдрома профессионального выгорания.

2. Симптомы поражения нервной системы, выявленные у врачей-хирургов, подверженных профессиональному стрессу, напрямую связаны с соматическими проявлениями синдрома профессионального выгорания, при этом типичными являются нарастание количества и расширение круга жалоб и объективных признаков изменений в вегетативной, и реже в сенсомоторной сферах — при увеличении стажа работы по основной специальности.

3. Психологические реакции у врачей-хирургов, подверженных синдрому профессионального выгорания облигатны и имеют свои особенности: высокий уровень реактивной тревожности, доминирование астенических эмоций, сниженные показатели, характеризующие качество жизни, с нарастанием степени выраженности всех выявленных изменений соответственно увеличению длительности профессионального стажа.

4. Результаты проведенной инструментальной оценки функционального состояния вегетативной регуляции у врачей-хирургов, подверженных профессиональному стрессу, свидетельствуют о возникновении у них нарушений адаптационных возможностей основных функциональных систем организма.

5. Применение разработанной многоуровневой системы лечебно-профилактических мероприятий по коррекции нарушений со стороны нервной системы и иных патофизиологических расстройств, обусловленных синдромом профессионального выгорания у врачейхирургов, позволяет получить отчетливый терапевтический эффект большинстве случаев.

Практические рекомендации.

1. Высокий уровень распространенности синдрома профессионального выгорания и его соматических (неврологических) проявлений среди врачей-хирургов определяет целесообразность популяризации знаний о данной патологии, необходимости коррекции его проявлений для сохранения здоровья медицинского персонала и продления его профессионального долголетия.

2. С целью профилактики возникновения неврологических нарушений, вследствие синдрома профессионального выгорания у врачей-хирургов для раннего выявления негативного влияния профессионального стресса на состояние здоровья целесообразно использовать разработанный диагностический алгоритм, предусматривающий комплексное клиническое обследование с применением специальных инструментальных методов объективизации вегетативной регуляции, предложенных методов психологического тестирования.

3. Лечебно-профилактические программы по коррекции и предупреждению дальнейшего развития нарушений со стороны нервной системы и иных психофизиологических изменений, развивающихся у врачей-хирургов в результате ПС, должны включать все предусмотренные уровни функционального воздействия: индивидуальную психологическую помощь, восстановление межличностных отношений в коллективе, осуществление организационных мероприятий, проведение индивидуальных лечебных программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во КГУ, 1997. 198 с.
  2. Ю.А. Пограничные психические расстройства. — М, 2000.-496 с.
  3. Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсации. М.: Наука, 1996. 214 с.
  4. А. Психологическое тестирование / А. Анастази. М.: Педагогика, 1982.-316с.
  5. В.В. Изменения нервной системы у больных с различными вариантами нейроциркуляторной дистонии / В. В. Аникин, A.A. Курочкин. H.H. Слюсарь // Клиническая медицина. 1999. — № 11.-С.28−30.
  6. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 2004. № 1. С. 3−18.
  7. В.Я., Цыган В. Н. Стрессоустойчивость человека. СПб.: ВМедА, 1999.- 187 с.
  8. Г. Г. Стресс и его механизмы // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 2005. № 4. С. 45−54.
  9. A.A. Состояние профессионального здоровья работающих во вредных условиях / A.A. Баранов // Российский медицинский журнал. -1998.-№ 1.-С. 5−8.
  10. P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации // Вести. АМН СССР.- 1989. № 8. — С. 73−78.
  11. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.
  12. М.: Медицина, 1979. 298 с.
  13. P.M., Сыркин А. Л., Ибатов А. Д., Соболев A.B., Черникова А. Г. Оценка адаптационных возможностей организма и проблемы восстановительной медицины // Вестник восстановительной медицины. -2004.-№ 2.-с. 18−22
  14. Г. С. Значение аутогенной тренировки в комплексном лечении психогенного стресс-синдрома //Вопросы патологии. М.: 1999. С. 29−31.
  15. Г. С., Лобзин В. С., Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция. Л.: Медицина, 1997. с. 256
  16. Ю.Г., Виноградов В. М. Фармакологическая коррекция умственной и физической работоспособности // Фармакологическая регуляция процессов утомления / Под ред. Ю. Г. Бобкова. М.: Изд-во НИИ фармакологии АМН СССР, 2002. С. 7−33.
  17. Ю.Г., Виноградов В. М., Катков В. Ф., Лосев С. С., Смирнов A.B.
  18. Фармакологическая коррекция утомления. М.: Медицина, 1984. 30 с.
  19. Боевой стресс: стратегии и коррекции. Сб. научных трудов / Под ред. И. Б. Ушакова и Ю. С. Голова. М.: Изд-во ГНИЛИ ВМ МО РФ, 2002. Т. 1.- 2003. Т. 2.
  20. В.А. Работоспособность человека-оператора и пути ее повышения // Психологический журнал. 1997. № 3. С. 107−117.
  21. В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001.-402 с.
  22. В.А., Орлов В. Я. Психология и надежность. М.: Изд-во Ин-та Психологии РАН, 1998. 78 с.
  23. В.В. Энергия эмоций в общении. Самара: Информац. Издат. Дом Филин, 1999. — 472 с.
  24. В.И., Рустанович A.B., Ерофеев Г. Г. Об оценке показателей работоспобности лиц с психическими расстройствами в экстремальных условиях // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. ВИНИТИ, 1999. — № 6. — С. 78−84.
  25. Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.
  26. ВальдманА.В., Козловская М. М., Медведев О. С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса. М.: Медицина, 1999. 342 с.
  27. В. С. Личностные характеристики и состояние напряженности в трудовой деятельности // Психологическая напряженность в трудовой деятельности. М.: Изд-во Ин-та психологии, 1999. С. 217−224.
  28. A.M. Состояние механизмов вегетативной регуляции при ВСД / A.M. Вейн, В. Ю. Окнин, Н. Б. Хаспекова // Журнал неврологии и психиатрии. 1996. — № 4. — С.20−25.
  29. A.M. Заболевания вегетативной нервной системы: Руководство для врачей. Москва, 1991.-621 с.
  30. A.M., Данилов А. Б. Диагностическое значение вызванных кожных симпатических потенциалов // Журн. Невропатологии и психиатрии. 1992. — Т.92, № 5. — с. 3−6.
  31. Вид В.Д., Лозинская Е. И. Синдром перегорания в психиатрии // Российский психиатр, журн. 1998. — № 1.-е. 19−21.
  32. .М. О частоте первичной профессиональной заболеваемости в различных профессиональных группах / Б. М. Голиков, A.A. Лукашов // Актуальные проблемы профессиональной и экологической патологии: сб. Курск, 1994. — С. 233−247.
  33. С., Аурэнбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб.: Питер, 2002. 325 с.
  34. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: 2000. 21 с.
  35. Л.Г. Психофизиология профессиональной деятельности // Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова.
  36. СПб.: Питер, 2001. С. 379−393.
  37. И.В. Посттравматические стрессовые расстройства у военнослужащих, получивших тяжелые ранения в военном конфликте // Мед.катает. 2007. — № 1. — С. 48−52.
  38. М.И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Военно-медицинский журнал. 1999. № 5. С. 106−112.
  39. Д.Н., Барабанщиков В. А. Детерминация и развитие психики // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 3−6.
  40. М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб.: Изд-во НИПИ им. В. М. Бехтерева, 1998. 127 .
  41. К.Ф. Неврозы в клинике внутренних болезней / К. Ф. Канарейкин, В. Т. Бахур // Клиническая медицина. 1985. — № 3.- С. 116−122.
  42. .Д. Неврозы. М., 1980, — 448 с.
  43. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. 345 с.
  44. E.H. Проявление риска в деятельности специалистов опасных профессий: Дисс. на соиск. ст. канд. мед. наук. М.: 2003.
  45. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М.: Наука, 2003. 231 с.
  46. Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1998.-49 с.
  47. В.Н. Соматопсихиатрия и неотложная психиатрическая помощь. // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. — № 1. — С. 116−118.
  48. Г. Ф. Электростимуляция нервно-мышечного аппарата. Киев: Здоров’я, 1988. 142 с.
  49. Ф.И. Медицинская реабилитация в лечебных учреждениях CA и ВМФ // ч Л, М., 2000, 367 с.
  50. С.А. Клинико-нейрофизиологическая характеристика вегетативных дисфункций при заболеваниях нервной системы // Дис.. канд. мед. наук. СПб, 2006. — 138 с.
  51. В.Н. О начальных проявлениях рецидивов циркулярных депрессий. // Депрессии в амбулаторной и общесоматической практике. М., 1984.-С. 103−112.
  52. Е.Г. Уровень развития саморегуляции личности: критерии ее определения: Автореф. дис. на соиск. ст.канд. психол. наук. М., 1998.
  53. .В. Основы профессиональной психодиагностики / Б. В. Кулагин. Л.: Медицина, 1984. — 216 с.
  54. Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1990. С. 178 208.
  55. Н.Д., Трунова М. М. Неврозы, невротические развитияличности: клиника и лечение. М., 1994. — с. 7 — 81.
  56. Н.Д., Ушаков Г. К. Учебное пособие по медицинской психологии. М., 1976.
  57. Л.И. Профессиональный стресс врачей-стоматологов и методы его коррекции: Автореф. дисс. докт.мед.наук. М., 2003. -43 с.
  58. А.Н. Кардиоинтервалограф // В сб.: Математические методы анализа сердечного ритма. — М.: Наука, 1968, С 156−165
  59. С., Чабаяа Ч., Косевска А. Некоторые итоги исследований в области групповой психотерапии // Восстановительная терапия и реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями. Л.: Медицина, 2002. С. 278−282.
  60. К. Акцентуированные личности / Карл Леонгард- пер. с нем. В. М. Лещинской. Киев: Вища школа, 1981. — 392 с.
  61. ЛеоноваА.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во МГУ, 1999. 78 с.
  62. А.Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний // Психологический журнал. 2001. № 3. С. 43−52.
  63. ЛеоноваА.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2000. № 3. С. 4−21.
  64. ЛеоноваА.Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. № 2. С. 76−85.
  65. О.В., Снедков КВ., Белинский А. В. Проблема нозологической самостоятельности посттравматического стрессового расстройства // Мед. катастроф. 2007. — № 1 — С. 102−108.
  66. . Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 3−17.
  67. В.В. Клинические варианты психосоматической патологии ЖКТ. Авто-реф.докт.мед.наук. Москва, 1993. — 38 с.
  68. В.Л. Самоуправление своими эмоциями в условиях психического стресса // Вестник гипнологии и психотерапии. СПб., 2004. № 4. С. 56−59.
  69. В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М.: 2001. С. 625−672.
  70. Медицинская реабилитация: Руководство для врачей в 3-х томах / Под ред. академика РАМН В. М. Боголюбова. Пермь: Звезда, 1998. — 1950 с.
  71. Г. В. Основные принципы формирования здорового образа жизни // Вестник АМН. 1999. № 4. С. 16−22.
  72. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 20−30.
  73. А.Д. Физиология вегетативной нервной системы. Л.:1. Медицина, 1993. 296с.
  74. В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. 1996. № 1.С. 62−72.
  75. А.Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека (Основы восстановительной медицины) / Под ред. B.C. Шинкаренко. М.: Медицина, 1996. 254 с.
  76. Розенбаум J1. Саморегуляция стрессовых реакций / Биоупр. Инст. мед. и биолкиберн. СО РАМН, Новосибирск. 2003. — С. 25−28.
  77. Т.Л. Физиотерапия / Под общ. ред. В. М. Кузнецовой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 189 с.
  78. Руководство по психиатрии. / Под ред. Г. В. Морозова. Т. 1. — М., 1988.-640 с.
  79. Руководство по психотерапии. Под ред. Рожнова В. Е., 2-е издание. Ташкент. Медицина, 1989, 640 с.
  80. Д.С. Следует, наконец, отказаться от понятий «функциональная болезнь», функциональная патология (по поводу статьи A.M. Ногеллера «Следует ли кли-ницистам отказаться от понятий функциональной патологии?»). Клин. мед. 1998. — № 3. — С. 64 — 66.
  81. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960. -145 с.
  82. Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972. -201 с.
  83. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 75 с.
  84. A.M. Неврозы и их лечение. М., Медицина, 1971, 456 с.
  85. Т. Дж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М., 2001. Т. 2. С. 356−392.
  86. Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и стресс. М., 1993. 112 с.
  87. В.Д. Психосоматические расстройства / В. Д. Тополянский, М. В. Струковская. -М.: Медицина, 1986. 385 с
  88. .Н. Валеология. М., 2004. 340 с.
  89. Юнг К. Г. Психологические типы / К.Г. Юнг- пер. с нем. Е. И. Рузера. -М.: Алфавит, 1992, — 105 с.
  90. R.S. (Ed.). Genius and eminence. New York: Pergamon Press, 1993.
  91. Aldwin C. The role of values in stress and coping processes: A study in person-situation interactions. Unpublished doctoral dissertation University of California. San Francisco, 2022.
  92. Aldwin C.M. Stress, coping and development. New York- London: The Guilford Press, 2004.
  93. Aldwin C., Stokols D. The effect of environmental change on individuals and group: Some neglected issues in stress research // J. of Environmental Psychology. 1998. Vol. 8. P. 57−75.
  94. Alexander F. Psychosomatic medicine: Its principles and applications. New York: Norton, 2000.
  95. Amirkhian J. H, A factor analytically derived measure of coping: The coping strategy indicator // J. of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 59. P. 1066−1074.
  96. Baltes P.B., Smiih J. Toward a psychology of wisdom // Wisdom: Its nature, origins, and development / Ed. by R.J. Sternberg. New York: Cambridge University Press, 1999. P. 87−120.
  97. Banduro A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change//Psychological Review. 1997, Vol. 84. P. 191−215.
  98. Bandura A. Self-referent thought: A developmental analysis of self-efficacy // Social cognitive development: Frontiers and possible futures / Ed. by J.H. Flavell & L. Ross. England: Cambridge
  99. University Press, 2001. P. 200−239.
  100. Beehr T.A., Newman J.S. Psychological stress in the workplace. London- New York, 2005.
  101. Billings A.G., Moos R.H. Coping, stress and social resources among adults with unipolar depression // J. of Personal and Social Psychology. 2004. Vol. 46. P. 877−891.
  102. Brooks J.S., Scarano T. Transcendental meditation in the treatment of postVietnam adjustment // J. of Consulting and Development.2005. Vol. 64. P. 212−215.
  103. Byrne D. Depression-sensitization as a dimension of personality // Progress in experimental personality research / Progress in experimental personality research / Ed. by B.A. Maher. New York: Academic Press, 2004. Vol. 1. P. 169−220.
  104. Byrne D.C., Whyte Y.M. State and trait anxiety correlates of illness behavior in survivors of myocardial infection // International J. of Psychiatry in Medicine. 2003−2004. Vol. 13. P. 1−9.
  105. Canway V.J., Terry DJ. Appraised controllability as a moderator of the effectiveness of different coping strategies: A test of the goodness of fit hypothesis // Australian J. Psychology. 2002. Vol. 4, N LP. 1−7.
  106. Carver C.S., SchneierM. F, Veintraub J.K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach // J. of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 56. P. 267−283.
  107. Carver C.S., Scheier M.F. Situational coping and coping dispositions in a stressful transaction // J. of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 66. P. 184−199.
  108. G.V., Hamburg D.A., Adams J.E. (Eds.). Coping and adaptation. New York: Basic Books, 2004.
  109. Cohen P., Lazarus R.S. Active coping processes, coping dispositions, andrecovery from surgery // Psychosomatic Medicine.2003. Vol. 35. P. 375 389.
  110. Collins D.L., Baum A., Singer J.E. Coping with chronic stress at Three Mile Island: Psychological and biochemical evidence // Health Psychology. 2003. Vol. 2. P. 149−166.
  111. Compas B.E., Wagner B. M" Slavin L.A., Vannatta K. A prospectivestudy oflife events, social support, and psychological symptomatology during the transition from high school to college // American J. of Community Psychology. 1996. Vol. 14. P. 241−258.
  112. Cook T.M., Novaco R. W., Sarason J. G. Military recruitment training as an environmental context affecting expectancies for control of reinforcement // Cognitive Therapy and Research. 2002. Vol. 6. P. 409−428.
  113. Coyne J., Aldwin C., Lazarus R.S. Depression and coping instressful episodes // J. of Abnormal Psychology. 2001. Vol. 90. P.439−447.
  114. Davidovitz M., Myrick R. D. Responding to the bereaved: An analysis of «helping» statements // Research Record. 2004. Vol. 1. P.35−42.
  115. Decker T.W., Williams J.M., Hall D. Preventive training in management of stress for reduction of physiological symptoms through increased cognitive and behavioral controls // Psychological Reports. 2002. Vol. 90. P. 408−422.
  116. Denenberg V.H. Critical periods, stimulus input, and emotional reactivity: A theory of infantile stimulation // Psychological Review. 2004. Vol. 71. P. 335−357.
  117. Dohrenwend B.P. The social psychological nature of stress: A framework for causal inquiry//J. of Adnormal Social Psychology. 1996. Vol. 62. P. 294 302.
  118. Dolan C.A., White R, W. Issues of consistency and effectiveness in coping with daily stressors//! of Research in Personality. 1998. Vol. 22. P. 395 407.
  119. Doley D. Causal inference in the study of social support // Social support and health / Ed, by S. Cohen, S.L. Syme. San Diego: Academic Press, 1995. P. 109−120.
  120. Doolfy D., Catalano R. The epidemiology of economic stress // American J. of Community Psychology. 2004. N 2. P. 387−409.
  121. Dush D.M., Bin M.L., Schroeder H. Self-statement modification with adults: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 2003. Vol.94, p. 408−422.
  122. Ellis A. The impossibility of achieving consistently good mental health // American Psychology. 1997. Vol. 42, N 4. P. 35−43.
  123. EndlerN., Parker J.D.A. Multidimensional assessment of coping: A critical evaluation // J. of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 58. P. 844 854.
  124. EysenkfiJ. The measurement of emotion: Psychological parametersand methods // Emotion, their parameters and measurement / Ed. by L. Levi. New York: Academic Press, 2005. P. 47−63.
  125. Fitmey J.W., Mitchell R.E., Cronkite R.C., Moos R.H. Methodological issues in estimating main and interactive effects: Examples fromcoping-social support and stress field // J. of Health and Social Behavior. 2004. Vol. 25. P. 85−98.
  126. Fleming J.S., Courtney B.E. The dimensionality of self-esteem: II. Hierarchical facet model for revised measurement scales // J. of Personality and Social Psychology. 2004. Vol. 46. P. 404−421.
  127. Folkman S. Personal control and stress and coping processes: A theoretical analysis // J. of Personality and Social Psychology. 2004. Vol. 46. P. 839 852.
  128. Folkman S., Lazarus R., Dunkel-Schetter C., DeLongis A., Gruen R. The dynamics of a stressful encounter: Cognitive appraisal, coping and encounter outcomes // J. of Personality and Social Psychology. 2006. Vol. 50. P. 9 921 003.
  129. Forsythe C.J., Compas B.E. Interaction of cognitive appraisals of stressful events and coping: Testing the goodness of fit hypothesis // Cognitive Therapy and Research. 1999. Vol. II. P. 473−385.
  130. FreedyJ.R., HobfollS.E. Stress inoculation for reduction of burn out: A conservation of resources approach // Anxiety, Stress and Coping. 1994. Vol. 6. P. 311−325.
  131. Fredenberger H.J. Staff burn-out //Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30.P. 159−165.
  132. Friedman MJ. Post-Vietnam syndrome: Recognition and manage-ment//Psychosomatics. 2001. Vol. 22. P. 931−943.
  133. Fuller G.D. Biofeedback: Methods and procedures in clinical practice. San Francisco: Biofeedback Press 3, 1997.
  134. Gaillard A. W. Comparing the concepts of mental load and stress // Ergonomics. 1999. Vol. 36. N 9. P. 991−1005.
  135. Garmezy N., Hasten A.S. Stress, competence, and resilience: Common frontiers for therapist and psychopathologist // Behavior Therapy. 1996. Vol. 17. P. 500−521.
  136. Gleick J. Chaos: Making a new science. New York: Viking Press, 1987.
  137. Goertzel V., Goertzel M.G. Cradles of eminence. Boston: Little Brown, 2002.
  138. L., Breznitz S. (Eds.) Handbook of Stress: Theoretical and clinical aspects. 2nd ed. New York: Free Press. A Division of Macmillan, 2003.
  139. Green E.E., Green A.M., Walter E.D., Sargent J.D., Meyer R.G. Autogenic feedback training. Topeka: The Menninger Foundation, 2003.
  140. Greenberg J.S. Compressive stress management. 4lhed. New York: Brown and Benchmark, 2003.
  141. Hancock P.A. A dynamic model of stress and sustained attention // Human
  142. Factors. 1999. Vol. 31, N 5. P. 519−537.
  143. Handbook of coping: Theory research application / Ed. By M. Zeidner, N. Endier. New York, 1996.
  144. Hobfall S. Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress // American Psychologist. 1998. Vol. 44. P.51 3−524.
  145. Holahan C., Moos R. Life stress and health: Personality, coping and family support in stress resistance // J. of Personality and Social Psychology. 1985, Vol. 45. P. 739−747.
  146. Holahan C., Moos R. Life stressor, personal and social resources and depression: A 4-year structural model // J. of Abnormal Psychology. 2001. Vol. 100. P. 31−38.
  147. Home J.A. The effects of exercise upon sleep: A critical review // Biological Psychology. 1981. Vol. 12. P. 241−290.
  148. Horowitz MJ. Psychological response to serious life events // Human stress cognition: An information processing approach / Ed. by V. Hamilton, D.M. Warburton. New York: Wiley, 1999. P.235−263.
  149. Hubbard E. The cognition stress system: Attitudes, beliefs and expectations // Stress and health / Ed. by L. Rice. Brooks: Cole Publishing Company, Pacific Grove, California, 2002. P. 61−84.
  150. Hull J. G., van Treuren R.R., Propsom P.M. Attributional style and the components of hardiness // Personality and Social Psychology Bulletin. 1998. Vol. 14. P. 505−513.
  151. Jackson S.E., Schuler R.S. Understanding human resource man agement in the context of organizations and their environments // Annual Review Psychology. 1995. Vol. 46. P. 237−264.
  152. Janis J., Mann L. Decision-making: A psychological analysis of conflict, choice, and commitment. New York: Free Press, 1997.
  153. Janis J. Stress, attitudes and decisions. New York: Praeger, 1992.
  154. Jung C. G. Two essays on analytical psychology. Princeton: Princeton University Press, 1996.
  155. Jung C.D. Personality and stress: Traits, type and biotyper// Stress and health / Ed. by P.L. Rice. Brooks: Cole Publishing Company, Pacific Grove, California, 2002. P. 125−179.
  156. Kahneman D. Attention and effort. Englewood Cliffs. New York: Prentice-Hall, 1993.
  157. Kobasa S. Stressful life events, personality and health: An inquiry into hardiness // J. of Personality and Social Psychology. 1999. Vol.37. P. 1−11.
  158. Kobasa S. Commitment and coping in stress resistance among lawyers//J. of Personality and Social Psychology. 2002. Vol. 42. P. 707−717.
  159. Kobasa S.C., Maddi S.R., Kahn S. Hardiness and health: a prospective study //J. of Personality and Social Psychology. 2002. Vol. 42. N1. P. 558−567.
  160. Kugelman R. Stress: The nature and engineered grief. Wesport: Praeger Publishers / Green Wood Publishing Group, inc., 2002.
  161. LaceyJ.I. Somatic response and stress: some revisions of activationtheory //
  162. Psychological stress / Ed. by M. Applay, R. Trumbull. New York: Appleton Century Crobts, 1967. P. 84−97.
  163. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. New-York: McGraw-Hill, 1996.
  164. Lazarus R.S. Cognitive and personality factors underlying threat and coping // Psychological stress/ Ed. by M. Appley, R. Trumbull. New York: Appleton Century Crobts, 1997.P. 11−21.
  165. LockeE.A., TaylorM.S. Stress, coping and the meaning of work // The meaning of work / Ed. by W. Nord, A.P. Brief. New York: Health, 1990. P. 135−170.
  166. Long B.C., SangsterJ. L Dispositional optimism/pessimism and coping strategies: Predictors of psychosocial adjustment of rheumatoid and osteoarthritis patients // J. of Applied Social Psychology. 2003. Vol. 23. P. 1069−1091.
  167. Lyons J. A. Strategies for assessing the potential for positive adjustment following trauma//J. of Traumatic Stress. 2001. Vol. 4. P.93−111.
  168. Maccoby E.E. Social emotional development and response to stressors // Stress, coping and development in children / Ed. by N. Garmezy, M. Rutter. New York: McGraw-Hill, 1993. P.217−234.
  169. Maslach C., Jackson S. E., Leiter M. P. Maslach Burnout Inventory Manual, Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, 1981.
  170. Maslach C. Burnout: A multidimensional perspective // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Eds W. B. Shaufeli, Cr. Maslach and T. Marek.- Washington DC: Taylor & Francis, 1993.-P. 19−32.
  171. Maslach C., Schaufeli W. B. Historical and conceptual development of burnout // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Eds W. B. Shaufeli, Cr. Maslach and T. Marek. Washington DC: Taylor & Francis, 1993. P. 1−16.
  172. Maslach C., Schaufeli W. B., Leiter M. P. Job burnout, In: Fink S. T., Schcter D. L., Zahn Waxier C. // Annual Review of Psychology,-2001. Vol. 52.-P. 397−422.
  173. Martin R.A., Lefcourt H.M. Sense of humor as a moderator of the relation between stressors and moods//J. of Personality and Social Psychology. 1993. Vol. 45. P. 1313−1324.
  174. Martenuick R.G. Differential effects of shock arousal on motor performance // Perception and Motor Skills. 1969. Vol. 29. N 2. P. 443−447.
  175. Maruyatna M. The second cybernetics: Deviation-amplifying mutual causal processes // American Scientist. 1993. Vol. 51. P. 164−179.
  176. Marx E.M., Williams J.M.C., Claridge G. C. Depression and social problem-solving//J. of Abnormal Psychology. 2002.Vol. 101. N1. P. 73−84.
  177. Maslow A.H. Toward a psychology of being. 2nd ed. Princeton- New York: VanNostrand, 1998.
  178. Matheny K.B., Aycock D.W., Hugh J.L., Cutlette W.L., Silva-Cannella K.A.
  179. Stress coping: A qualitative and quantitative synthesis with implications for treatment // Counseling Psychologist. 1996. Vol. 14. P. 499−549.
  180. Mattlin J., Wethington E., Kessler R.C. Situational determinants of coping and coping effectiveness // J. of Health and Social Behavior. 1999. Vol. 31. P. 103−122.
  181. McCrae R.R. Age differences and changes in the use of coping mechanisms//J. of Gerontology: Psychological Sciences. 1999. Vol. 161. P. 161−169.
  182. McGrath J.E. Stress and behavior in organizations // Handbook of Industrial and Organization Psychology/ Ed. by M. Dunnette. Chicago: Rand McNally, 2006. P. 1353−1395.
  183. McGaugh J.L. Peripheral and central adrenergic influences on brain systems involved in the modulation of memory storage // Annals of the New York Academy of Sciences. 1985. Vol. 444. P. 150−161.
  184. Mechanic D. Students under stress: A study in the soda! Psychology of adaptation. Madison: University of Wisconsin Press, 1998.
  185. Menaghan E.G. Individual coping efforts: Moderators of the relationship between life stress and mental health outcomes // Psychosocial stress trends in theory and research / Ed. by H.B. Kaplan. New York: Academic Press, 2003. P. 157−191.
  186. Menninger K. The vital balance: The life processes in mental health and illness. New York: Macmilian, 2003.
  187. Miller A. The untouched key: Tracing childhood trauma in creativity and destructiveness. New York: Doubleday, 1999.
  188. Miller S.M. When is a little information a dangerous thing? Coping with stressful events by monitoring vs. blunting // Coping and health/ Ed. by S. Levine, H. Ursin. New York: Plenum, 2000. P. 145−170.
  189. Miller S.M. Cognitive informational styles in the process of coping with threat and frustration // Advances in Behavior Research and Therapy. 1999. Vol. 11. P. 223−234.
  190. Minuchin S. Families and family therapy. Cambridge: Harvard University Press, 2004.
  191. Mitchell L. Simple relaxation: The psychological method for easing tension. London, 2000.
  192. R. (Ed.). Coping with physical illness: New perspectives. New York: Plenum, 2004.
  193. Mullen В., Suls J. The effectiveness of attention and rejection as coping styles: A meta-analysis of temporal differences // J. of Psychosomatic Research. 2002. Vol. 26. P. 43−49.
  194. Murphy L. Coping, vulnerability, and resilience in childhood // Coping and adaptation / Ed. by G.V. Coelho, D.A. Hamburg, J.E. Adams. New York: Basic Books, 2004. P. 69−100.
  195. Norman D.A., Bobrow DJ. On Data-limited and resource-limited processes // Cognition Psychology. 1995. Vol. 7. P. 44−64.
  196. Occupational stress: A handbook/Ed. by R. Crandall, P. Perrewe. Philadelphia: Taylor and Francis, 1995.
  197. O’LearyA. Stress, emotion, and human immune function // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 108. P. 363−382.
  198. Parkes K.R. Locus-of-control, cognitive appraisal, band coping in stressful situations // J. of Personality and Sociality psychology. 2004. Vol. 46. P. 655−668.
  199. Parkes K.R. Personality and coping as moderators of work stress processes: Models, methods and measures // Work and Stress. 2004. Vol. 8. N2. P. 110 129.
  200. Parsons P.A. Behavior, stress and variability // Behavior Genetics. 1998. Vol. 18. P. 293−308.
  201. Pearlin L.I. The sociological study of stress // J. of Health and Social Behavior. 1999. Vol. 30. P. 241−256.
  202. Peterson C., Seligman M.E.F. Causal explanations as a risk factor for depression: Theory and evidence // J. of Psychological Review. 1994. Vol. 91. P. 347−374.
  203. Peterson C., Seligman M.E.F. Explanatory style and illness//J. of Personality. 1997. Vol. 55. P. 237−265.
  204. Peterson C., Seligman M.E.F., VaillantG.E. Pessimistic explanatory style is a risk factor for physical illness: A thirty-five-year longitudinal study // J. of Personality and Social Psychology. 1988. Vol. 55. P. 23−27.
  205. Popkin M.K., Stillner V., Hall R. C. et al. A generalized response to protracted stress // Military Medicine. 2006. Vol. 143. N 7. P.479−480.
  206. Puente A.E., Beiman J. The effects of behavior therapy, self-relaxation and transcendental meditation on cardiovascular stress response//J. of Clinical Psychology. 2000. Vol. 36. P. 291−295.
  207. Ranieri D.J., Weiss A.M. Induction of depressed mood: A test of the opponent process theory // J. of Personality and Social Psychology. 2004. Vol. 47. P. 1413−1422.
  208. Reichard S. r Livson F., Peterson P. G. Aging and personality. New York: Wiley, 2002.
  209. Rhodewalt F., Zone J.B. Appraisal of life-change, depression and illness in hardy and non-hardy women // J. of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 56. P. 81−88.
  210. Rice P.L. Stress and health: Principles and practice for coping and wellness. Monterey: Brooks/Cole, 1997.
  211. Rice P.L. Stress and health. California: Brooks/Cole Publishing Company, Pacific Grove, 2002.
  212. Riesman D. The lonely crowd: A study of the changing American character. Hew Haven: Yale University Press, 2001.
  213. Rizvi N.H. A critique of the models to study stress // J. of Social Science and Humn. 2005. Vol. 1−2. P. 103−123.
  214. Rogers C.R. On becoming a person: A therapist’s view of psychotherapy.
  215. Boston: Houghton Miffing, 2001.
  216. Rosenham D.L., Seligman M.E.F. Abnormal psychology. 2nd ed. New York: Norton, 1999.
  217. Rosenstock J.M., Strecher V.J., Becker M.H. Social learning theory and the health belief model // Health Education Quarterly. 1998. Vol. 15. P. 175 183.
  218. Rothbaum F., Weisz J.R., Snyder S.S. Changing the self: a two-process model of perceived control//!, of Personality and Social Psychologist. 1982. Vol. 42. N l.P. 33−42.
  219. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs. 1996. Vol. 80. P. 1−28.
  220. Scheier M.F., Carver C.S. Optimism, coping, and health: Assessment and implications of generalized outcome expectancies // Health Psychology. 2005. Vol. 4. P. 219−247.
  221. Scheier L.M., Kleban M.H. Multidimensional structure of psychological distress in the aged. Paper presented at the annual meeting of the American Psychological Association. Washington, 2002.
  222. Scrignar C. B. Stress strategies: The treatment of the anxiety disorders. New York: Karger, 1993.
  223. Sellers R.M., Peterson C. Explanatory style and coping with controllable events by student-athletes // Cognition and Emotion. 2003. Vol. 7. P. 431 441.
  224. Sefye H. The stress of life. New York: McGraw-Hill, 1996.
  225. Shapiro D. Neurotic styles. New York: Basic Books, 2005.
  226. Shrout P. E., Link B. G., Dohrenwend B. D. et al. Characterizing life events as risk factors for depression: the role of fateful loss event // J. of Abnormal Psychology. 1999. Vol. 98. N 4. P. 138−143.
  227. Simonton D.K. Genius, creativity, and leadership: Histriometric inquires. Cambridge: Harvard University Press, 2004.
  228. Smith R.S. The immune system is a key factor in the etiology of psychosocial disease // Medical Hypotheses. 2001. Vol. 34. P. 49−57.
  229. Smith J. C. Steps toward a cognitive-behavioral model of relaxation // Biofeedback and Self-Regulation. 1998. Vol. 13. P. 307−329. 462. Smith
  230. M J. Understanding stress and coping. New York: McMillan Publishing Co, Inc., 2003.
  231. Smith M.S., Womack W.M. Stress management techniques in childhood and adolescence: Relaxation training, meditation, hypnosis and biofeedback:
  232. Appropriate clinical applications 11 Clinical Pediatrics. 1997. Vol. 26. P. 581−585.
  233. Solomon G.F., AmkrautA.A. Psychoneuroendocrinological effects on the immune response // Annual Review of Microbiology. 2001. Vol. 35. P. 155 184.
  234. Solomon R.L. The opponent-process theory of acquired motivation: The costs of pleasure and the benefits of pain // American Psychologist. 2000. Vol. 35. P. 691−712.
  235. Sorbi M., Tellegen B., du Long A. Long-term effects of training in relaxation and stress-coping in patients with migraine: A 3-year follow-up//Headache. 1999. Vol. 29. P. 111−121.
  236. Spielberger C.D. Trail-state anxiety and motor behavior // J. of Motor Behavior. 2001. Vol. 3. P. 265−279.
  237. Spielberger C.D. Theory and research on anxiety // Anxiety and behavior/ Ed. by C.D. Speilberger. New York: Academic Press, 1996. P. 3−20.
  238. Spivack G. Shure M.B. The cognition of social adjustment: Interpersonal cognitive problem-solving thinking // Advances in clinical child psychology / Ed. by B.B. Lahey, A.E. Kazdin. New York: Plenum, 2002. Vol. 5. P. 323 372.
  239. Steinberg L. Early temperamental antecedents of adult Type Abehaviors //Developmental Psychology. 2005. Vol. 21. P. 1171 -1180.
  240. Steptoe A. Psychological coping, individual differences and physiological stress responses // Personality and stress: Individual differences in the stress process / Ed. by C. L. Cooper, R. Payne. Wiley: Chichester, 1999. P. 205 233.
  241. Stone A.A., Greenberg M.A., Kennedy-Moore E., Newman M. G. Self-report, situation-specific coping questionnaires: What are they measuring? // J. of Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 61. P. 648−658.
  242. Stone A., Shiffman S. Reflections on the intensive measurements of stress, coping, and mood, with an emphasis on daily measures //Psychology and Health. 2002. Vol. 7. P. 115−129.
  243. Suls J., Fletcher B. The relative efficacy of avoidant and nonavoid-ant coping strategies: A meta-analysis // Health Psychology. 2005. Vol. 4. P. 249−288.
  244. Taylor S.E. Adjustment to threatening events: A theory of cognitive adaptation // American Psychologist. 2003. Vol. 38. P. 1161−1173.
  245. Thoits P. Social support as coping assistance // J. of Consulting and Clinical Psychology. 1996. Vol. 54. P. 416−423.
  246. Terry D.J., Tenge L., Callan VJ. Employee adjustment to stress: the role of coping resources, situational factors and coping responses // Anxiety, stressand coping. 1995. Vol. 8. P. 1−24.
  247. Thomae H. Das Individuum und siene Welt. Goettingen. Toronto: Zuerich, 1998.
  248. Thrall D.A. Transcendental meditation and progressive relaxation: The physiology effects // J. of Clinical Psychology. 2002. Vol. 38. P. 522−530.
  249. Tomporowsky P.D., Ellis N.R. Effects of exercise on cognitive processes: Review//Psychological Bulletin. 1996. Vol. 99. P. 338−346.
  250. Turner R.J., Roszell P. Psychological resources and the stress process // Stress and mental health: Contemporary issues and prospects for the future / Ed. by W.R. Avison, J.H. Gotlib. New York: Plenum Press, 2004. P. 179 209
  251. Ursano R.J., Wheatly R., Sledge W., Rahe A., Carlson E. Coping and recovery styles in the Vietnam era prisoner of war // J. of Nervous and Mental Disease. 1996. Vol. 75. P. 273−275.
  252. Vaillant G. Adaptation to life: How the best and the brightest came of age. Boston: Little Brown, 2002.
  253. Vaillant G.E. The nature of alcoholism. Cambridge: Harvard University press, 2003.
  254. Vitaliano P., Russo J., CarrJ., Maiuro R., Becker J, The ways of coping checklist: Revision and psychometric properties // Multivariate Behavioral Research. 2005. Vol. 20. P. 3−26.
  255. Wallace R.K., Benson H. The physiology of meditation // Scientific American. 2002. Vol. 226. P. 84−90.
  256. Weber H, Belastungs verarbeitung // Z. fur Klinische Psychologic. 2002. B. 21. N1. P. 17−27.
  257. Whitbourne S.K. The psyhological construction of the lifespan // Handbook of the psychology of aging / Ed. by J.E. Birren, K.W. Schail. New York: VanNostrand, 2005. P. 594−618.
  258. White R. W. Strategies of adaptation: An attempt at systematic description // Coping and adaptation / Ed. by G.V. Coelho, DA. Hamburg, J.E. Adams. New York: Basic Books, 2004. P. 47−68.
  259. Wierwill W. W., Connor S.A. Evolution of 20 workload measures using a psychomotor task in a moving-base aircraft simulator // Human Factors. 2003. Vol. 25. P. 1 — 16.
  260. WilligesR.S, Wierwill W. W. Behavioral measures of aircrew mental workload //Human Factors. 1999. Vol. 21. P. 49−674.
  261. Winfield J. Counseling with biofeedback: A review // British J. of Guidance and Counseling. 2003. Vol. 11. P. 46—51.
  262. Wong P.T. Effective management of life stress: The resource-congruence model//Stress Medicine. 2003. Vol. 9. P. 51—60.
Заполнить форму текущей работой