Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические особенности управления инновационными процессами в системе регионального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результативность экспериментальной непрерывной многоуровневой подготовки специалиста была доказана сравнением данных констатирующего и формирующего экспериментов. Измерялись компоненты в структуре профессионально-личностной культуры студентов на фоне низкого уровня самостоятельности первокурсников при выполнении заданий (54% студентов находятся на данном уровне) и затруднений при освоении… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ
    • 1. 1. Развитие среднего профессионального образования в условиях трансформационных процессов
    • 1. 2. Региональные и социально-педагогические особенности реформирования современного профессионального образования
    • 1. 3. Проблемы управления развитием регионального среднего профессионального образования
  • Выводы
  • ГЛАВА II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Учреждение среднего профессионального образования как инновационная система
    • 2. 2. Особенности личностно-ценностного развития и формирования профессиональных установок и умений у студентов ССУЗа
    • 2. 3. Дидактические аспекты подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях ССУЗа: результаты и анализ опытноэкспериментальной работы
  • Выводы

Психолого-педагогические особенности управления инновационными процессами в системе регионального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Интеграция России в систему мирового сообщества обусловила ряд специфических для нашей страны проблем, одной из которых является необходимость интеграции отечественной системы профессионального образования в международное информационно-образовательное пространство без потери собственных достижений в этой области. Эта длительная и кропотливая работа охватывает широкий спектр вопросов — от проектирования систем управления образованием до реализации и контроля результатов его реформирования и модернизации.

Важнейшим фактором этого процесса является демократизация общественных институтов, в контексте которой социальное управление требует разработки организационных форм, гармонизирующих богатейший спектр инноваций и позволяющих не только планировать процесс развития образования, но и переосмыслить статус человека как познающего и действующего субъекта.

Этап развития, на котором находится сегодня педагогическая теория и практика профессионального образования, характеризуется рядом противоречий, в частности, противоречием между повышающимися требованиями к системе профессиональной подготовки и ее реальными возможностями, необходимостью в подготовке высококвалифицированных специалистов и сложностями в обеспечении процесса обучения материально-техническими, психолого-педагогическими и организационными ресурсами, возникновением и развитием инноваций в системе профессионального образования и отсутствием разработок по управлению этими процессами. Это вызывает необходимость приоритетного решения проблем системы общего и профессионального образования и отказа от традиционных стереотипов обучения и градации образовательных учреждений.

Все сказанное ставит в ряд наиболее приоритетных исследование проблему усиления эффективности системы профессионального образования, зависящую от опережающего просчета тенденции в инновационном поле образования, преодоления консерватизма управленческих форм и структур в проектировании новых моделей управления на основе научных исследований.

В настоящее время уже наметились контуры основных направлений реформирования профессионального образования. Одним из таких направлений является создание интегрированных по структуре и функциям типов образовательных учреждений, соединяющих общее и начальное профессиональное образование, обеспечивающих социализацию и вхождение в самостоятельную трудовую деятельность учащихся под гарантированной защитой государственного образовательного учрежденияуспешность его реализации зависит от макроконтекста управленческих, экономических, социальных и психолого-педагогических факторов.

Данное направление напрямую связано с разработкой структуры содержания образования и работы интегрированных учебных заведений. Определяющим условием решения поставленной задачи является эффективная организация прогностических исследований под руководством и при участии управленческих структур в научных учреждениях профессионального профиля и в сфере практических достижений инновационного характера в школах общего, начального допрофессионального и профессионального типов. Это, в свою очередь, требует осмысления и проработки воспитательных и образовательных приоритетов и их реализации в системе региональных и общегосударственных проектов.

Разработке теоретических основ вышеобозначенных проблем посвящены работы Н. И. Алпатова, А. В. Арановича,.

Ю.К.Бабанского, А. В. Барабанщикова, С. Я. Батышева,.

В.А.Бернацкого, Л. Г. Бескровного, П. О. Бобровского,.

В.Н.Бондаренко, В. С. Олейникова, А. М. Пырского, ВЛ. Слепова, Ю. И. Тарского, В. И. Хальзова, Я. Я. Юрченко и других ученых.

Проблемы непрерывного обучения в учебных заведениях профессиональной направленности получили теоретическое обоснование в работах С. Я. Батышева, А. П. Беляевой,.

A.В.Головачева, З. К. Каргиевой, И. Д. Клочкова, В. С. Леднева,.

B.А.Максимова, А. Е. Шильниковой, В. И. Щеголя и других исследователей.

Стержневым в решении вышеозначенных проблем в настоящее время является усиление профессиональной направленности обучения и организация преемственности в системе непрерывного образования (А.В.Красильников, Ю. А. Кустов, М. В. Потоцкий и др.) — преемственность в содержании общего и профессионального образования молодежи (М.В.Берулава, В. С. Леднев, Н. К. Чапаев и др.) — политехнический аспект и преемственность профессиональной ориентации учащихся в средней школе и обучаемых в средних профессиональных учебных заведениях (Г.В.Ахметжанова, Г. А. Журавлева, И. В. Загорец, С. ПЛистякова и др.).

Одними из главных компонентов здесь выступают также взаимосвязь деятельности преподавателя и обучаемого (Е.П.Белозерцев, В. Гаймен, В. А. Сластенин и др.) — содержание и технология преподавания различных дисциплин в гимназиях, лицеях, классах с углубленным изучением ряда дисциплин (С.Ф.Артюх, В. С. Безрукова, Т. И. Шамова и др.), а также интеграция в системе непрерывного профессионально-педагогического образования (С Л. Батышев, С. Каримбеков, Р. А. Низамов, Н. А. Пановникова, Н. К. Чапаев и др.). Достаточно интенсивно эти проблемы разрабатываются представителями зарубежной науки (Р.Дейв — Франция, Ж. Генри — Бельгия, Д. Бок — США и др.).

Общеметодологические проблемы экономики профессионального образования в новых условиях рассмотрены в работах A.M. Бабича, A.A. Воронина, Е. П. Воронова, А. П. Панкрухина, О. В. Репиной, Т. В. Юрьевой и других исследователей.

Экономические аспекты проблемы регионализации профессионального образования исследованы в работах E.H. Богачева, С. Джалалова, Е. В. Егорова, В. И. Ерошина, E.H. Жильцова, A.M. Озиной, A.M. Юркова и др.

Обоснование подходов к формированию региональных систем профессионального образования проведено в исследованиях В. А. Антропова, А. И. Галагана, В. М. Зуева, Г. В. Мухаметзяновой, В. М. Петровичева, А. И. Сухарева, В. Е. Яценко.

Определенным образом рассматриваемые вопросы исследованы в ряде трудов зарубежных авторов, но в них практически не отражена специфика российского среднего профессионального образования.

Вместе с тем отсутствие научных исследований, содержащих целостную концептуальную модель управления развитием системы среднего профессионального образования, анализ противоречия между глобально — цивилизационным и региональным в развитии образовательной системы, традиционными и инновационными формами, видами и технологиями обучения, обусловливают актуальность исследования. С учетом вышеизложенного сформулирована проблема настоящего исследования: каковы ведущие тенденции развития современного регионального профессионального образования и какими должны быть социально-педагогические и организационные условия эффективной модели управленческой деятельности в системе регионального профессионального образования в современных условиях. Решение данной проблемы явилось целью нашего исследования.

Научный аппарат исследования включает в себя:

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в учреждении среднего профессионального образования.

Предмет исследования: педагогические условия, формы, технологии управления инновационными процессами в системе целостного профессионально-ориентированного образовательного процесса.

Гипотеза исследования содержит в себе предположение о том, что эффективность модели управления региональным профессиональным образованием может быть значительно повышена, если процесс ее проектирования и реализации будет осуществляться в логике непрерывного многоуровневого образовательного процесса в системе подготовки обучающихся, с усилением профессиональной направленности обучениясориентирован на адаптацию и корректировку государственного стандарта образовательных дисциплин с максимальной реализацией инновационных процессов в образованииобеспечен единством общеобразовательной, предметно — специальной и культурологической составляющих содержания образования на основе интеграции основных принципов в моделировании управленческой деятельности.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: проанализировать основные тенденции развития современного профессионального образования, связанные с глобализацией и регионализацией социальных процессовобосновать функции среднего профессионального образования как активного элемента социально-экономических региональных комплексов, определить основные задачи и пути регионализации среднего профессионального образования в общем контексте государственной региональной политики, а также методы управления этим процессом;

— выявить социальные предпосылки и прикладные аспекты управленческой деятельности в системе регионального профессионального образования, определить организационно-педагогические и содержательные компоненты управления как основы инновационной деятельности системы профессионального образованияраскрыть психолого-педагогические особенности и организационно-содержательные аспекты формирования профессионально — ориентированной целостной многоуровневой образовательной системы;

— провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной модели управления инновационными процессами в системе среднего профессионального образования на базе Владикавказского техникума железнодорожного транспорта.

Основанием разработки модели управленческой деятельности в системе регионального профессионального образования явились общепедагогические и общепсихологические теории, раскрывающие роль и место профессионально-образовательного учреждения в региональной системе, теоретические основы построения системы трудового обучения учащейся молодежи, в процессе которого формируются нравственные и волевые черты характера, связанные с преодолением трудностей, профориентационные проблемы и их влияние на формирование жизненных планов молодежи, личностно-деятельностный подход в образовательном процессе, требующий целостного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и практическую сферы жизнедеятельности индивида и коллектива в учении, труде и общении, системный подход к педагогическим явлениям.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на трудах отечественных и зарубежных ученых в области современных проблем профессиональной педагогики, философии образования, управления образованием, а также теории разностороннего развития личности как субъекта и объекта деятельности, соединения обучения с производительным трудом, профессиональной деятельности и образования.

Исследование базируется на научных трудах по общим проблемам развития человеческих ресурсов и квалификации рабочей силы (И.ПСмирнов, А. М. Новиков, П. Н. Новиков и др.), теоретических разработках в области дидактики профессионального образования (М.Н.Скатккн, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. Е. Шильникова и др.), концепции личностно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков и др.), теории поэтапного усвоения умственных и практических действий (В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина), методологии формирования профессиональных и общетрудовых умений и навыков (Г.Г.Голубев, Л. М. Лазарева, З. А. Решетова, Е. Г. Силяева и др.).

При проведении работы широко использовались результаты исследований влияния рыночной экономики на изменение содержания профессионального образования, а также теоретико-методологические положения государственных образовательных стандартов профессионального образования (А.Н.Лейбович, Л. Д. Федотова, Е. Я. Бутко, Б. С. Гершунский, О. Б. Читаева, Ю. А. Якуба и др.).

Опытно-экспериментальной базой исследования выступил Владикавказский техникум железнодорожного транспорта. Экспериментом было охвачено более 1000 человек.

В исследовании применялся комплекс взаимопроникающих и дополняющих друг друга методов исследования, адекватных природе изучаемого явления, цели, предмету исследования, а также сформулированным задачам: теоретический анализ литературы, обобщение педагогического опыта, моделирование учебного процесса, прогнозирование, анализ структур учебных планов, содержания программ и учебников, наблюдение за педагогическим процессом, изучение результатов учебной деятельности, экспертная оценка и самооценка, обобщение независимых характеристик, анкетирование и интервьюирование, педагогический эксперимент и математические методы обработки его результатов.

Организация исследования. Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в период 1996 — 2004 гт. и включало три логически связанных этапа:

На первом, проблемно — поисковом, этапе исследования (1996; 1999гг.) проводилось ознакомление с литературой. Рассмотрены разные концепции и подходы к его организации, прослежена эволюция профессионально-ориентированного обучения, выявлены особенности его организации в зарубежной и отечественной образовательной практике. В результате были выделены проблема, цель и гипотеза исследования.

На втором, системообразующем, этапе исследования (19 992 000 гг.) происходило определение собственной позиции в вопросе целесообразности и способов организации инновационного обучения на базе Владикавказского техникума железнодорожного транспорта, создание собственной экспериментальной системы и вариантов моделей, апробирование которых должно было подтвердить или опровергнуть основную и рабочие гипотезы.

На третьем, экспериментально-обобщающем, этапе исследования (2001;2004 гг.) осуществлялось экспериментальное апробирование модели управления системой среднего профессионального образования, корректировка отдельных положений, оформление полученного теоретического и практического материала в диссертационную работу.

Научная новизна исследования. К наиболее существенным результатам, определяющим научную новизну исследования, следует отнести:

— анализ направлений и тенденций инновационных процессов в развитии профессиональной школы, а также региональные и социально-педагогические особенности ее реформирования с учетом процессов гуманизации, гуманитаризации, регионализации и фундаментализации образованияобоснование основных, отвечающих современным условиям, методов управления процессами реализации государственной политики регионализации среднего профессионального образования, трансформацией сети средних специальных учебных заведений, функционирующих на территории регионов, в единые региональные образовательные системыразработку модели многоуровневого профессионального образования в подготовке специалистов среднего звена с учетом социально-экономических потребностей региона и обоснование организационно-педагогических и содержательных аспектов управления ею;

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: обоснованы функции и структура региональных государственно-общественных систем управления средним профессиональным образованиемпроанализированы организационно-педагогические и содержательные особенности построения системы управления инновационными процессами в учреждениях среднего профессионального образованияобоснованы принципиально новые подходы к моделированию содержания, форм и методов управления инновационными процессами в системе регионального профессионального образования, формы повышения квалификации преподавателей средних профессиональных учебных заведений.

Практическая значимость исследования состоит в:

— разработанной и апробированной педагогической модели содержания управленческой деятельности в системе регионального профессионального образования;

— эффективной реализуемости образовательных проектов в сфере развития учреждения среднего профессионального образования, повышающих статус регионального образования;

— разработанном и апробированном комплексе инструктивной документации, программ и методических рекомендаций для учреждений среднего профессионального образования региона.

Основные положения диссертационного исследования реализованы: при подготовке соответствующего раздела Программы развития образования в Северо-Кавказском регионепри разработке нормативных документов и положений, определяющих развитие регионального аспекта деятельности средних специальных учебных заведенийпри создании организационных структур управления ими в регионепри создании многоуровневой системы среднего профессионального образования.

Достоверность и объективность результатов работы обусловлена адекватностью исходных методологических позиций исследования, опорой на психолого-педагогические основания, критическим анализом содержания управленческой деятельности и многолетней организационной и научной деятельностью соискателя в качестве директора Владикавказского техникума железнодорожного транспортанепротиворечивостью и корректностью исходных теоретико — методологических исследовательских позицийметодологической и фактологической аргументацией разработанной концепции с позиции результатов научного анализа фактического материала, достоверностью и проверяемостью полученных данныхцелостностью теоретических и эмпирических методовприменением методов логической и математической формализации, адекватных конкретным исследовательским ситуациямрепрезентативностью объема выборок, статистической значимостью полученных опытно-экспериментальных данных, воспроизводимостью результатов, независимой экспертизой.

Положения, выносимые на защиту: 1. Результативная подготовка специалистов среднего звена в системе профессионального образования осложнена недостаточностью ориентации на ее конечный результат в виде профессионально-личностной культуры выпускников, формируемой с учетом региональной специфики. Одним из путей разрешения противоречия между обозначенной потребностью общества в специалистах, обладающих профессиональноличностной культурой, и недостаточным уровнем готовности педагогических кадров к организации учебного процесса в новых социально-экономических условиях будет непрерывная многоуровневая система подготовки специалистов, осуществляющая межи внутридисциплинарное взаимодействие содержания обучения в целях поэтапного формирования профессионально-личностной культуры.

2. В условиях целостной многоуровневой системы обучения реализуются необходимые организационно — педагогические и содержательные условия для подготовки конкурентоспособной личности, способной на высоком уровне ставить и разрешать комплексные проблемы, влияющие на сознание, систему мотивации, определяющие выбор деятельности, ориентирующие на успех, на самовоспитание и самообразование в плане повышения конкурентоспособности.

3. Эффективность модели управления региональным профессиональным образованием может быть значительно повышена, если процесс ее проектирования и реализации будет осуществляться усилением профессиональной направленности обучения, сориентирован на адаптацию и корректировку государственного стандарта образовательных дисциплин с максимальной реализацией инновационных процессов в региональном образованииобеспечен единством общеобразовательной, предметно — специальной и культурологической составляющих содержания образования на основе интеграции основных принципов в моделировании управленческой деятельности.

Апробация и внедрение результатов:

Основные положения исследования обсуждались и были одобрены на совещаниях директоров средних учебных заведений РФ, заседаниях Коллегии Министерства общего и профессионального образования РСО-Алания, методического совета Владикавказского техникума железнодорожного транспорта, кафедры педагогики высшей школы Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, докладывались на 4 международных, всероссийских и региональных научных конференциях: Владикавказ (2002;2004), Красноярск (2003), Ростов-на-Дону (2002), на ежегодных научно-методических конференциях и семинарах во Владикавказском техникуме железнодорожного транспорта. Основные положения работы отражены в печатных научных изданиях.

На базе Владикавказского техникума железнодорожного транспорта проведен педагогический эксперимент по реализации модели управления инновационными процессами в учреждениях среднего профессионального образования. Материалы внедрены в практику работы профессиональной школы Северного Кавказа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.

Выводы.

Основные направления инновационной деятельности в системе организации среднего профессионального образования связаны с такими идеями, как обновлением содержания образования, гуманитаризацией и индивидуализацией учебно-воспитательного процесса, усилением практико-ориентированной направленности преподаваемых специальных дисциплин, а также построением разноуровневой образовательной системы, способной выступать действенной основой дифференциации и фундаментализации учебного процессанаправленностью на регионализацию образовательного процесса, предусматривающую ориентацию на социокультурные потребности региона, рынка труда, личностные, профессиональные, национально-региональные запросы обучаемыхреализацией личностно ориентированного подхода в обучении, предполагающего усиление принципа индивидуально — личностного развития обучаемых и направленного на усиление мотивационного, рефлексивного, эмоционального и деятельностного компонентов учениясоединением образовательной системы среднего профессионального учебного заведения и системы повышения квалификации педагогических кадров, что поззоляет решать комплекс педагогических и методических задач по разработке и апробации современных образовательных технологий, учебных комплексов, сохранению и развитию интегративной образовательной среды учебного заведения.

Рассмотрение адаптационных возможностей студентов-будущих профессионалов в условиях быстро меняющейся профессиональной среды и спроса рынка труда позволило сформулировать понятие «потенциал профессионального развития студента», под которым нами понимается интегративное свойство личности, включающее мотивационный, ¦ креативный, рефлексивный, деятельностный, технологический компоненты.

Анализ и интерпретация результатов эксперимента позволили сформировать условия повышения личностно ориентированного профессионального обучения студентов — будущих специалистов железнодорожного транспорта. К их числу относится: развитие студента как субъекта управления собственной деятельностьюсовмещение усилий преподавателей и студентов за счет организации способов ученияреализация в период обучения студентов системы социально-профессиональных проб, то есть включение в ситуации, требующие принятия самостоятельного решенияразработка программ и учебников с учетом требований формирования личности студентов, с уровнем развития их учебно-профессиональных целейразвитие профессионального интереса преподавателей к овладению ими педагогическим мастерствомпедагогическое стимулирование личностно ориентированного обучения будущего специалиста, как важнейшей функции преподавателяреализация в содержании обучения проблемно-развивающего обучения, направленного на развитие деятельностных умений выпускника.

Разработанная технология подготовки конкурентоспособного специалиста включает:

1. Содержательный компонент: тематическая интеграция знаний, умений, направленных на формирование профессиональной компетентности, готовности к профессиональной деятельности. Основным средством интеграции является междисциплинарный подход, проблемная организация материала.

2. Эмоционально-ценностный компонент: формирование интереса к профессиональной деятельности, мотивация учебнопрофессиональной деятельности. Используемые средства, приемы: самооценочные тесты, применение практических заданий, связанных с реальной производственно-хозяйственной практикой.

3. Профессионально — деятельностный компонент: формирование компетенций, профессиональных качеств. Основные средства — тренинг, производственная практика.

В качестве основных условий, факторов, обеспечивающих процесс подготовки конкурентоспособного специалиста, выступают: организация обучения в контексте будущей производственной деятельности, достаточная методическая оснащенность учебного процессавладение преподавателями приемами, средствами формирования профессиональной направленности, тесная связь ССУЗа с предприятиями и профильными организациями региона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Возрастание значимости среднего профессионального образования в современной России, необходимость качественного обновления его содержания выступает объективной закономерностью, связанной с повышением научно-технического уровня производства, изменением профессионально-квалификационной структуры рынка труда, всей социально-экономической системы. В соответствии с данными обстоятельствами Концепция модернизации российского образования предусматривает в качестве приоритетной задачирегионализацию, связанную с развитием среднего профессионального образования и проведением его структурной перестройки с учетом потребностей региональных рынков труда, реформирования системы управления средней профессиональной школой.

Особенностью реформирования среднего профессионального образования явилась разработка в 2002 году Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ГОС СПО) второго поколения по 236 специальностям, в процессе которой были выделены следующие факторы обновления и инновации в системе среднего профессионального образования:

— предъявление повышенных требований к общекультурной подготовке выпускника со средним профессиональным образованием;

— создание необходимых социально-педагогических условий для адаптации выпускников средних профессиональных учебных заведений к новым экономическим реалиям современной жизни и изменчивости рынка труда, развитие их профессиональной мобильности, умения применять свои знания в широком профессиональном поле с ориентацией не только на сегодняшний уровень развития производства, но и перспективное научно-технологическое развитие;

— ориентация на гуманистическую образовательную парадигму и связанные с ней тенденции развития среднего профессионального образования: гуманизацию, гуманитаризацию, демократизацию образования;

— всемерное использование личностно-ориентированных образовательных технологий в целостном учебно-воспитательном процессе учреждения среднего профессионального образования, предоставление каждому студенту реальной возможности участвовать в формировании содержания своего образования, стимулировании активности в процессе профессионально-^ личностного развития;

— максимальный учет международного опыта и тенденций развития мирового образования, обеспечение сопоставимости отечественного среднего профессионального образования с зарубежными аналогами.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указывается, что государство возвращается в образование как гарант качества образовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и т профессиональными образовательными учреждениями, независимо от их организационно-правовых форм.

В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Необходимо создание системы постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствие с этими потребностями предстоит выстроить многоуровневую структуру профессионального образования. Решению данной задачи в полной мере призваны способствовать ГОС СПО второго поколения, в основе построения которых заложены следующие педагогические принципы:

— приоритет качества подготовки специалистов среднего звена, его соответствие установленным стандартами квалификационным характеристикамприведение в соответствие профессиональной направленности содержания образования потребностям регионального, российского и мирового рынка труда, различных отраслей отечественной экономики и перспективам их развития за счет обновления содержания общеобразовательных и профессиональных курсов;

— диагностичность целей профессионального образования, предполагающая возможность измерения и оценки уровня подготовленности выпускников, а также создания действенной системы контроля достижений обучаемых и качества организации образовательного процессаориентация в построении содержания среднего профессионального образования на современные тенденции, выражающиеся в гуманизации, гуманитаризации, фундаментализации и регионализации содержания образования, повышении уровня интеллектуальной и естественнонаучной подготовки специалистов, их информационной, производственной и экономической культуры;

— усиление практической ориентированности среднего профессионального образования, предполагающее отведение на практическую подготовку студента не менее 50% от общего объема учебного времени;

— гибкость и вариативность образования, обеспечивающая академические свободы образовательного учреждения в формировании содержания образования и организации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации образовательных программ, ориентированных на потребности личности обучающегося и рынка труданепрерывность образовательной траектории, предусматривающая преемственность различных уровней образования, обеспечение условий для получения высшей квалификации на более высоких образовательных уровнях.

Весьма показательно, что при формировании ГОС СПО второго поколения одной из основных задач явилось усиление гуманитарного компонента и общая ориентация на гуманитаризацию образовательного процесса. Важно отметить и то обстоятельство, что в рамках реализации данных учебных курсов предусматривается сбалансированное сочетание федерального, национально-регионального компонентов и компонента образовательного учреждения.

Основной целью развития средней профессиональной школы на ближайшую перспективу является обеспечение ее высококвалифицированных кадрах. В этой связи необходимо задействовать инновационные формы развития для повышения качества профессиональной подготовки, ориентации на международные стандарты качества, интенсификации деятельности по укрупнению, интеграции профессий, сориентироваться на местные потребности.

Деятельность в инновационном режиме позволит реализовать на практике оптимальную концепцию соотношения федерального и регионального компонента профессионального образования, обеспечить практическую ориентированность образовательных программ, а также вертикальную мобильность обучаемых. При этом, достижение нового качества профессионального образования на региональном уровне предусматривает, на наш взгляд, решение следующих организационно-педагогических задач:

— прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости;

— устранение сегментации профессионального образования, неоправданного монополизма и слабой информированности потребителей, а также диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадровоптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадровструктурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание образовательных комплексов;

— радикальное улучшение материально-технической базы профессиональных учебных заведенийинформатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий дистанционного образованияуглубление в средней профессиональной школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с современными достижениями науки и техники;

— повышение статуса педагогической науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, развития производительных сил общества и непрерывного обновления содержания профессионального образования;

— осуществление государственной поддержки ведущих научных и творческих школ с определением порядка и форм такой поддержкиформирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного профессионального образования;

— обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе в разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов РФ.

Таким образом, основная цель профессионального образования на современном этапе видится в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ^ ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильностиудовлетворении потребностей личности в получении соответствующего образования.

Решение задачи коренного улучшения системы среднего профессионального образования, качества подготовки специалиста в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной ^ науки имеет определяющее значение для реализации программы социально-экономического развития страны.

Процесс обновления содержания общего и профессионального образования актуализировал становление и развитие инновационных учебных заведений, обеспечивающих дифференциацию учебно-воспитательного процесса, развитие индивидуальных способностей обучаемых, их интеллектуальное, духовно-нравственное, гражданское становление. т.

Основные направления инновационной деятельности в системе организации среднего профессионального образования связаны со следующими идеями:

— обновлением содержания образования, гуманитаризацией и индивидуализацией учебно-воспитательного процесса, усилением практико-ориентированной направленности преподаваемых специальных дисциплин, а также построением разноуровневой образовательной системы, способной выступать действенной основой дифференциации и фундаментализации учебного процесса;

— направленностью на регионализацию образовательного процесса, предусматривающую ориентацию на социокультурные потребности региона, рынка труда, личностные, профессиональные, национально-региональные запросы обучаемых;

— реализацией личностно ориентированного подхода в обучении, предполагающего усиление принципа индивидуально — личностного развития обучаемых и направленного на усиление мотивационного, рефлексивного, эмоционального и деятельностного компонентов учениясоединением образовательной системы среднего профессионального учебного заведения и системы повышения квалификации педагогических кадров, что позволяет решать комплекс педагогических и методических задач по разработке и апробации современных образовательных технологий, учебных комплексов, сохранению и развитию интегративной образовательной среды учебного заведения.

Исследование опыта подготовки специалистов позволил в качестве основных выделить следующие средства оптимизации педагогического процесса:

— мониторинг образовательного процесса, его результатов, что связано с применением диагностических методик;

— проектирование технологии подготовки с учетом особенностей региона, возможностей образовательного учреждения и обучаемых в нем студентов;

— установление взаимодействия с социально-экономической, производственно-хозяйственной средой для усиления практической составляющей в подготовке специалиста;

— выявление наиболее востребованных форм и методов воспитательной работы, включение студентов в социально значимые виды деятельности, сохранение и развитие профессионально-личностного пространства формирования личности.

Нами выделяются следующие направления инновационной деятельности, определяющие приоритеты в развитии среднего профессионального образования:

1. Ориентация на гуманитаризацию содержания общекультурных и специальных дисциплин, с акцентом на реализацию личностно ориентированных технологий организации целостного учебно-воспитательного процесса.

2. Развитие многоуровневой системы профессионального образования, включающей следующие ступени: детская железная дорога (допрофессиональное образование), начальная профессиональная подготовка рабочих кадров железнодорожной профессии, подготовка специалистов среднего звена, повышение квалификации рабочих и специалистов (на базе отделений начального профессионального образования и повышения квалификации специалистов). Реализация данной многоуровневой модели обучения ориентирует студента на получение специального высшего образования по сокращенной программе.

3. Разработка и реализация образовательных технологий, связанных с использованием современных технических средств обучения: автоматизированного рабочего места (АРМ), тренажерных комплексов, мультимедийных компьютерных учебных программ, а также модернизация учебно-материальной базы в соответствии с современным уровнем развития железнодорожного транспорта и экономических реалий.

4. Разработка системы мониторинга рынка труда, по итогам проведения которого организуется целевая форма приема и подготовки кадров, ориентированных на региональные потребности экономики (в частности, для Владикавказского вагонно-ремонтного завода), а также расширение спектра профессий в соответствии с региональными нуждами (например, для работы в структуре трамвайно-троллейбусного хозяйства городов региона).

5. Реализация образовательных услуг по подготовке специалистов, востребованных не только различными структурами железнодорожного транспорта, но и другими областями хозяйства региона, а также подготовка специалистов по профессиональным направлениям широкого спектра применения (например, специалист технологической связи).

6. Организация системы повышения квалификации преподавателей на передовых предприятиях отрасли с целью обеспечения качественной подготовки специалистов.

7. Организация эффективной системы проведения производственной практики, позволяющей выпускнику организовать самостоятельную учебную деятельность по овладению основами профессиональных знаний и обеспечивающей возможность включения выпускника в самостоятельную трудовую деятельность без дополнительного доучивания.

Выделенные направления инновационной деятельности апробированы во Владикавказском техникуме железнодорожного транспорта. Практикуется проведение регулярных сетевых совещаний руководителей учреждений среднего профессионального образования с целью обсуждения итогов деятельности, обмена позитивным опытом и корректировки образовательной деятельности.

В результате проведенного исследования установлено, что владение технологией профессионального роста и развития профессионально-личностного пространства деятельности способствуют решению стратегической задачи техникума — непрерывному профессиональному развитию, созданию новых инвариантов профессиональной деятельности.

В связи с тем, что конечной целью профессиональной подготовки студента на современном этапе выступает успешность деятельности выпускника, его способность к адаптации и эволюции в быстро меняющемся профессиональном мире, личностные качества, определяющие уже не только сугубо профессиональные характеристики человека, но и образ его жизни, уровень его культуры и интеллектуальное развитие, можно утверждать, что основными задачами профессионального развития в образовательной среде техникума является формирование умения прогнозировать развитие профессиональной среды, определять оптимальные способы продвижения к прогнозируемому результату, владеть тактикой и стратегией решения актуальных профессиональных задач.

Реализация педагогической модели непрерывной многоуровневой системы подготовки специалистов в педагогическом эксперименте достигалась включением студентов в различные виды деятельности с использованием традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения (моделирование, конструирование, творческое проектирование, самои взаимопроверка, ролевые игры), что позволило повысить его результативность. Данная модель подготовки будущих специалистов железнодорожного транспорта, представляющая единство централизации и автономии составляющих ее подсистем, предполагала повышение качество подготовки специалистов, их конкурентоспособность как социальную защищенность от изменяющихся требований рынка труда.

Рассмотрение адаптационных возможностей студента в условиях быстро меняющейся профессиональной среды и спроса рынка труда позволило сформулировать такое понятие, как «структура профессионального развития студента», которая объединяет мотивационный, креативный, рефлексивный, деятельностный и технологический компоненты. В иерархии представленных компонентов наибольший интерес представляет технологический компонент, по степени проявления которого можно оценивают уровень сформированности профессиональных умений и навыков, потенциал профессионального развития студента, к ресурсам формирования которого мы относим систему базовых знаний, способов деятельности, мировоззрения и активности личности.

В результате проведения констатирующего эксперимента нами получены данные, определяющие уровни проявления каждого из представленных компонентов профессионально-личностного развития у студентов, обучающихся по программе подготовки специалиста среднего звена двух категорий: а) прошедших все предыдущие уровни обученияб) поступивших непосредственно в техникум после окончания девяти (одиннадцати) классов средней общеобразовательной школы. Сделанные замеры позволили констатировать высокие показатели степени проявления каждого из компонентов профессионально-личностного развития у представителей первой группы (в пределах от 0,70 до 0,93) и низкие — у представителей второй группы испытуемых (в пределах от 0,23 до 0,67), что позволило сделать вывод об эффективности организации инновационной многоуровневой профессионально-образовательной системы подготовки специалистов железнодорожного транспорта. Таким образом, можно утверждать, что в условиях многоуровневой системы обучения реализуются необходимые организационно-педагогические и содержательные условия для подготовки конкурентоспособной личности, способной на высоком уровне ставить и разрешать комплексные проблемы, влияющие на сознание, систему мотивации, определяющие выбор деятельности, ориентирующие на успех, на самовоспитание и самообразование в плане повышения конкурентоспособности.

Целью экспериментальной работы явилось также изучение состояния учебно-воспитательного процесса, степени соответствия его результатов требованиям государственных стандартов и обоснование целесообразности совершенствования содержания и организации процесса подготовки конкурентоспособного специалиста в сфере выбранной профессиональной деятельности. При этом основные задачи констатирующего эксперимента связывались с выявлением степени достаточности овладения студентами общегуманитарными, естественнонаучными и специальными знаниями, умениямиопределением характера ценностных ориентаций, интересов, мотивов выбора профессии, степени сформированности профессиональной направленностивыявлением наиболее типичных самоограничений, препятствующих формированию готовности к конкурентоспособной профессиональной деятельностиопределением характера занятости студентов, ее влияния на формирование профессиональной компетентности, готовности к конкурентоспособной деятельности.

Интегральным критерием оценки профессионального облика специалиста является готовность выпускника к профессиональной деятельности как условие его конкурентоспособности, одним из показателей которой является его востребованность на рынке труда.

Разработанная технология подготовки конкурентоспособного специалиста включает:

1. Содержательный компонент: тематическая интеграция знаний, умений, направленных на формирование профессиональной компетентности, готовности к профессиональной деятельности. Основным средством интеграции является междисциплинарный подход, проблемная организация материала.

2. Эмоционально-ценностный компонент: формирование интереса к профессиональной деятельности, мотивация учебно-профессиональной деятельности. Используемые средства, приемы: самооценочные тесты, применение практических заданий, связанных с реальной производственно-хозяйственной практикой.

3. Профессионально — деятельностный компонент: формирование компетенций, профессиональных качеств. Основные средства — тренинг, производственная практика.

В качестве основных условий, факторов, обеспечивающих процесс подготовки конкурентоспособного специалиста, выступают: организация обучения в контексте будущей производственной деятельности, достаточная методическая оснащенность учебного процессавладение преподавателями приемами, средствами формирования профессиональной направленности, тесная связь ССУЗа с предприятиями и профильными организациями региона.

Для реализации указанных задач нам потребовалось разработать критерии, показатели степени сформированности изучаемых параметров, спроектировать диагностическую программу изучения социально значимых и профессионально важных качеств студентов. В констатирующем эксперименте приняли участие студенты, обучающиеся по специальностям: 1707 — Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт подвижного состава- 2103 — Автоматика, телемеханика и управление на железнодорожном транспорте- 2401 — Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте (всего 540 человек).

Для оценки степени сформированности знаний и умений, личных качеств, участия в деятельности студентов применялись когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностный критерии. В соответствии с критериально-уровневым подходом дифференцировались низкий, средний и высокий уровни сформированности измеряемых параметров. Показательно, что преобладание высокого уровня проявления данных критериев (63%) наблюдается у студентов, завершивших предыдущие ступени допрофессионального и начального профессионального образования, в то время как у студентов, пришедших в техникум со школьной скамьи преобладает низкий (31%) и средний (43%) уровни проявления данных компонентов деятельности.

Формирующий эксперимент имел цель обосновать и доказать эффективность авторской технологии управления процессом подготовки конкурентоспособного специалиста в области железнодорожного транспорта в процессе аудиторных занятий, самостоятельной работы и производственной практики. В ходе формирующего эксперимента определялась динамика положительных изменений в профессиональной компетентности студентов, в формировании профессиональной направленности, коммуникативных способностей.

Результативность экспериментальной непрерывной многоуровневой подготовки специалиста была доказана сравнением данных констатирующего и формирующего экспериментов. Измерялись компоненты в структуре профессионально-личностной культуры студентов на фоне низкого уровня самостоятельности первокурсников при выполнении заданий (54% студентов находятся на данном уровне) и затруднений при освоении специальных профессионально-ориентированных знаний (65% студентов отмечают эту особенность). Анализ характера затруднений позволил установить их причины: констатирующий эксперимент выявил недостаточный уровень общей специальной грамотности (достаточный уровень развития когнитивного компонента показали 19% опрошенных, операционального компонента — 20% всей выборки, креативного компонента — 37% и высокий уровень технологического мышления обнаружили 35% первокурсников).

В процессе реализации инновационных форм и средств обучения произошло повышение уровня сформированности профессиональных знаний, что показали более 80% студентов. Для сравнения результатов двух срезов по когнитивному компоненту был применен критерий Стьюдента 1=4,55, для определения коэффициента корреляции применялась формула Пирсона (г=0,62). Численные значения подтвердили эффективность использования инновационных образовательных технологий в процессе подготовки специалистов железнодорожного транспорта на основе индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения, применения активных форм и методов обучения.

Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу исследования, эффективность и практическую значимость выполненной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.Б. Региональные особенности развития начальной школы с полиэтническим составом учащихся (на примере Республики Дагестан). Автореф. дис.. канд.пед.наук. Махачкала: ДГПУ, 2003. 21 с.
  2. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с. (Серия «Мастера психологии»).
  3. П.Ф. Формирование региональных систем среднего профессионального образования (организационно-управленческий аспект). Автореф.канд.экон.наук. М., 1998. 25 с.
  4. И.А. Этническая культура и поликультурное образование // Проблемы развития образования на Северном Кавказе. Сборник научных статей / Отв. ред. и сост. В. В. Макаев. -Пятигорск: ПГЛУ, 1998. С.13−19.
  5. О.В. Поликультурное образование как фактор гражданского равновесия // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2002. № 6. — С. 103−108.
  6. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.-416 с.
  7. А.Ф. Национальная доктрина образования: детям хорошие школы, обществу экономический рост и процветание // Вестник образования. — 2000. № 8. — С.65−71.
  8. К.Ум. Образовательный стандарт как основа разработки новых технологий подготовки специалиста. Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб.: СпбГУ, 1997. 30 с.
  9. О.В., Романенко Н. М. Проблемы гуманизации образования в современной школе // Развитие личности в процессе образования: концепции и технологии: Сбор.науч.трудов. Вып.1. Волгоград: РИО, 1996. — С.135−138.
  10. Н.В. Педагогика и практическая психология: Учеб.пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 416 с.
  11. В.К. «Вертикаль власти» в многомерномобразовательном пространстве // Управление школой. 2002. № 43 (238).
  12. Беднова JLH. Методика моделирования управленческой деятельности в системе муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования. Автореф.канд.пед.наук. Тольятти, 1999. 24 с.
  13. В. А., Беловолова С. П. Этнокультурная направленность содержания образования // Педагогическое образование и наука. 2002. № 4. — С. 37−45.
  14. А.Ю., Елканова Т. М. Общегуманитарный базис современной системы образования (попытка концептуально-теоретической модели) // Высшее образование в России. 1995. № 4. С.64−66.
  15. А.Ю. Образовательная политика Республики Северная Осетия Алания в контексте модернизации российского образования. Учебное пособие. — Владикавказ: СОГУ, 2002. — 108 с.
  16. А.Ю. Влияние процесса глобализации на формирование регионального образовательного пространства //
  17. Бюллетень Центра социальных и гуманитарных исследований Владикавказского института управления и Владикавказского центра этнополитических исследований института этнологии и антропологии РАН. Владикавказ. 2002. № 2(8). — 247 с.
  18. A.B. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. Дис. .докт. пед. наук. Ставрополь, 1997. 311 с.
  19. В.И. Принцип регионализации в развитии образовательных систем // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. VII годичное собрание Южного отделения РАО. Ростов-на-Дону: РГПУ. Часть I. 2000. С. 252.
  20. Бестужев-Лада И. В. Нужна ли школе реформа? XXI век: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования России. М.: Педагогическое общество России, 2000. 192 с.
  21. В.Г. Принципы новой гуманной школы. Начальное образование в России. Инновации и практика. М.:Школа, 1994. 36 с. m
  22. М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. // Педагогика, 2000. № 4. С.63−70.
  23. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш.пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1999. 560 с. m
  24. Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000. 304 с. (Серия «Учебник нового века»).
  25. К. Этничность и политика (некоторые тенденции и результаты развития современных прикладных исследований) //Вестник Московского университета, 1999. № 4. Серия 18. С. 3−21.
  26. С. Образование: ненасилие, толерантность и гуманитарная экспертиза // Век толерантности: Научно-публицистический вестник / Гл. ред. А. Асмолов. М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2001. Вып. 3−4. С. 112−123.
  27. Х.Х. Глобализация, образование и революция в технологии // Перспективы: сравнительные исследования в области образования, 2001. Том XXXI. № 3. С.9−26.
  28. Вернер Вайденфельд Х. С. Конструктивные конфликты: воспитание толерантности как основы демократии // Перспективы: сравнительные исследования в области образования. Том XXXII. № 1,2003. С.109−116.
  29. А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие // Педагогика, 2001. № 7. С.3−7.
  30. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ.пед.вузов и колледжей. М.: Академия, 1999. 440 с.
  31. М.Я., Мещерякова Е. В. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогическое образование и наука, 2002. № 2. С.8−12.
  32. Волкодав И.В. Психолого-педагогические основы социализации личности старшеклассников в условиях Республики
  33. Северная Осетия Алания. Дис. .канд. пед.наук. Владикавказ: СОГУ, 2001.- 149 с.
  34. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: УРАО, 1999. 208 с.
  35. . Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. М.: Институт практ. психологии, Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 256 с.
  36. .Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв. // Педагогика, 2002. № 10. С.3−14.
  37. М.М. Дифференциация отношений учащихся к ценностям и ценностным ориентациям в условиях кризисного состояния социума (на примере Республики Дагестан). Автореф. дис. .канд. пед. наук. Махачкала: ДГПУ, 2001. 21 с.
  38. У.Б. Педагогические условия социализации дошкольников среднего возраста (на материале Республики Дагестан). Автореф. дис. .канд. пед. наук. Пятигорск: ПГЛУ, 2002.-18 с.
  39. .С. Философия образования. М.:МПСИ — Флинта, 1998.432 с.
  40. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд.2-е, переработанное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2002. 512 с.
  41. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  42. Ю.Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: Учебник. М.: Гардарики, 2002. 384 с.
  43. Е. Гуманитаризация как педагогическая проблема// Aima mater, 1993. № 3. С. 31.
  44. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Государственный Комитет РФ по высшему образованию, 1995. 383 с.
  45. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998.331 с.
  46. А.Я. Теория интеграции образования. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. 440 с.
  47. А.Н. Развитие образования в современном мире.: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1999. 200 с.
  48. А. Преимущества интеграционной модели образования в мультикультурном обществе // Лучшие страницы педагогической прессы, 2003. № 1. С.3−6.
  49. Диагностическое сопровождение региональных образовательных программ / Антонова Э. Е., Кочетова А. А" Проданов И. И. Сочи: ИИЦ, 1997. 100 с.
  50. Л.А., Пимчев С. П., Буркова Н. Г. Качество жизни и модернизация образования (в регионе субцивилизации Российского севера). М.-Нижневартовск: Приобье, 2000. 127 с.
  51. A.B., Столяренко Л. Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 480 с. (Серия «Учебники, учебные пособия»).
  52. В.М., Кураков Л. П. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования. М.: Гелиос АРВ, 2000. 422 с.
  53. В.И. Проектирование региональных образовательных систем // Педагогика, 1999. № 5. С. 8−14.
  54. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Справочник менеджера образования. В 2-х т./ Сост. В. С. Гиршович. М.: Новая школа, 1995. Т. 1. С.5−41.
  55. Закон об образовании Республики Северная Осетия -Алания. Владикавказ: Мин-во общего и проф. образования, 2000. 49 с.
  56. A.C. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002.456 с.
  57. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
  58. З.К. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации преподавателей в системе университетского образования. Дисс. .докт. пед. наук: 13.00.01. Владикавказ, 1995. 311 с.
  59. А.Г., Левит М. Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. Сер.: Библиотечка директора школы.- М.: МИРОС, 1994. 144 с.
  60. A.A. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки//Педагогика, 1998. № 2. С. 17−22.
  61. Т.Б. Социально-этническая среда как фактор воспитания. Учеб.-метод пособие / Под ред. Дреева О. И. Владикавказ: СОГУ, 1996. 45 с.
  62. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв.ред. В. И. Шкатулла. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристь, 2001. — 778 с.
  63. Концепция прогноза развития образования до 2015 года / Громыко Ю., Давыдов И., Лазарев В., Рубцов В., Слободчиков В. // Народное образование, 1993. № 1. С. 17−27.
  64. С.П. и др. Синергетика и прогнозы будущего / Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. 2-е изд. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 288 с.
  65. Е.А. Управление профессиональным лицеем в условиях регионализации образования. Автореф.кан.пед.наук. М., 2000. 23 с.
  66. Г. В. Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизационного подхода. Автореф. дис. .докт.наук в форме науч. доклада. М.: РАО, 1994. 65 с.
  67. В.П. Философия и методология науки: Учебник для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 576 с.
  68. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое общество России, 2001. 36 с.
  69. В.Г. Философия образования XXI столетия // Вестник образования России, 2003. № 7. С.3−12.
  70. Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
  71. Н.Б. Факторы образовательной политики // Народное образование, 2001. № 7. С.9−17.
  72. М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека. М.: ИНПО, 1997. 30 с.
  73. М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика, 1999. № 6. С.3−11.
  74. Д. Качество образования и безопасность страны // Лучшие страницы педагогической прессы, 2002. № 4. С. 811.
  75. В.С. Стандарты общего образования: от идеи к реализации // Известия Российской Академии образования, 1999. С.59−67.
  76. В.Н. Школьные реформы в России. М.: Б-ка журнала «Вестник образования», 2002. 64 с.
  77. А.П. Интеграция мирового образования — реальность третьего тысячелетия: Монография. М.: Славянская школа, 1997. 226 е., илл. 11, 18 табл.
  78. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.учебн.заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. 528 с.
  79. .Т. Вступая в третье тысячелетие // Педагогика, 1999. № 5. С.120−121.
  80. Г. И. Психолого-педагогические основы формирования региональной образовательной политики (на примере Калужской области). Автореф.канд. псих, наук: 19.00.07. М.: Психологический институт РАО, 1995. 23 с.
  81. Д. Социальная психология. Пер. с англ. Мелевской С., Викторовой Д., Гаврилова В., Шпака С. СПб.: Питер, 2000. 688 с.:ил. (Серия «Мастера психологии»).
  82. В.Н. Национальный ресурс обновления страны // Лучшие страницы педагогической прессы, 2001, № 3.
  83. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Изд.2-е. М.: Педагогическое общество России, 2001. 128 с.
  84. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред.П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985.240 с. с илл.
  85. В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. 176 е.- (Человечество на рубеже XXI века).
  86. Ю. Новые проблемы в образовании и научные исследования в условиях глобализации экономики // Перспективы: сравнительные исследования в образовании, 2001. Том XXXI. № 4. С. 72−78.
  87. Модернизация среднего профессионального образования (Доклад о ходе реализации Программы развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 годы). М., 2003.97 с.
  88. Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков (Материалы Международной конференции 18−19 ноября 2000 г., Москва). / Под научн. и общей ред. И. М. Ильинского. М.: Сентябрь, 2001. 464 с.
  89. A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издат. центр «Академия», 2000.200 с.
  90. М.И. Гуманизация как системообразующее основание развития образования в странах СНГ // Развитие образования в странах СНГ. Сборник научных трудов / Под ред. докт. пед. наук, проф. В. А. Мясникова. М.: ИТОП РАО, 2000. С.93−116.
  91. В.А. Развитие интеграционных процессов в образовании стран СНГ. М., 2001. 155 с.
  92. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) //Учительская газета.-№ 42.-1999.-19 октября.
  93. Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002. 410 с.
  94. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000. 304 с.
  95. С.К., Степанчикова М. А. Анализ опыта работы регионов Российской Федерации по развитию технического творчества учащихся (методическое пособие для педагогическихработников системы дополнительного образования). М.: Изд-во МАИ, 2000. 47 с.
  96. А.И. О новой системе образования (Направление поиска). Пермь, 1995. 112 с.
  97. A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.
  98. Образовательная политика России на современном этапе. Справка Госсовета РФ // Официальные документы в образовании, 2002. № 2. С.2−49.
  99. Об утверждении Федеральной программы развитияобразования (Федеральный закон РФ от 10.04.2000 № 51-ФЗ) // Вестник образования, 2000. № 12. С.3−70.
  100. Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества // Телекоммуникации и информатизация образования. 2001. № 1. С.6−14.
  101. Н.О. Реформирование профессионального образования за рубежом. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2003. 152 с.
  102. А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. Фак. Вузов. — М.: Издат. центр «Академия», 2002. 272 с.
  103. От века к веку: страницы истории образования в Северной Осетии / Под ред. Черджиева A.B., Белогурова А. Ю. М.: АРТ-Бизнес-Центр, 2001. 370 с.
  104. E.H. Информатизация образования в стратегии устойчивого развития (философско-методологический анализ). М.: Изд-во РАГС, 1999.243 с. т
  105. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ.высш. и сред. учеб заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 1999. 512 с.
  106. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф, исаев, Е.Н.Шиянов- Под ред.
  107. B.А.Сластенина. M.: Издат. центр «Академия», 2002. 576 с.
  108. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студ. пед. спец-тей / Под общей ред. В. С. Кукушина. М: ИКЦ «Март" — Ростов н/Д: ИЦ «Март», 2004. 336 с.
  109. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 688 с. (Серия «Мир психологии»).
  110. В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование, 1996. № 3.1. C.100−109.
  111. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.432 с.
  112. В.М. Научно педагогическая информация: Словарь — справочник. М.: Новая школа, 1995. 256 с.
  113. Г. Выход из транса. М.: Юрист, 1995. 575 с. -(Лики культуры.)
  114. М.Вл. Основы психологических знаний как фактор гуманитаризации общего среднего образования. Дисс. .канд.пед.наук.М., 1993. 320 с.
  115. P.A. Гуманизация образования как фактор преобразования общества (на примере средней школы Российской Федерации). Дисс. .канд.филос.наук: 09.00.11. М., 1992. 119 с.
  116. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программ поцелевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / Вступит.ст. В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1996. 320 с.
  117. Право на образование: на пути к образованию для всех в течение всей жизни. Всемирный доклад ЮНЕСКО по образованию 2000 г. М.: Издательский Дом «Магистр-пресс», 2000. 192 с.
  118. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов / # Сост. и отв. редактор Радугин A.A. М.: Центр, 1996. 334 с.
  119. Психология и педагогика / Реан A.A., Бордовская Н. В., Розум С. И. СПб.: Питер, 2000, С. 309
  120. Проблемы законодательного регулирования процесса сохранения единого образовательного пространства России на примере Северо-Кавказского региона (рекомендации парламентских слушаний) // Документы в образовании, 1999. № 19.
  121. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы /Под ред. А. М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 2001. 256 с.4)
  122. Проектирование систем внутришкольного управления /Под ред. А. М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 2001.384 с.
  123. В.Г., Тарасов Л. В. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация // Советская педагогика, 1988. № 7. С. 3−10.
  124. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Пер. с англ. Мальгиной Н., Харитоновой С., Рысева С., т
  125. JI. СПб.: Питер, 2000. 656 е.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
  126. A.B. «Национально-региональный» или республиканский? // Высшее образование в России, 2002. № 5. С.93−96.
  127. А.И. Будущее России — общество высоких технологий // Проблемы информатизации, 1995. № 2−3.
  128. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  129. A.A. и др. Психология и педагогика / Реан A.A., Бордовская Н. В., Розум С. И. СПб.: Питер, 2000. 432 е.: ил. -(Серия «Учебники нового века»).
  130. Регионоведение: Учебное пособие / Отв. ред. проф. Ю. Г. Волков. Ростов-наДону: Феникс, 2002. 416 с.
  131. Рекомендации парламентских слушаний (о концепции реформирования образования Российской Федерации) // Школа. № 2.-1998.С. 2−4.
  132. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Под ред. Б. Л. Вульфсона, Н. М. Воскресенской, З. А. Мальковой, В. Я. Пилиповского. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. 272 с.
  133. В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия // Русское богатство, 1997. № 1−2. С.70−89- 2747.
  134. Рац М.В. К концепции открытого общества в современной России // Вопросы философии, 1999. № 2. С. 23−34.
  135. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Под ред. Б. Л. Вульфсона. М.: Изд-во РУО, 1995. 270 с.
  136. М.Н. Школа: социальный кризис и коммерциализация // Народное образование, 2000. № 8. С.5−12.
  137. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России, 1994. № 2.
  138. . Общество и образование: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1989. — 200 с.
  139. Ю.И. Социально-педагогические основы совершенствования профессионального образования (на примере Московского региона). Автореф.канд.пед.наук. М., 1999. 23 с.
  140. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.
  141. В.П. Педагогический менеджмент. Изд. З-е, испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 1999. 430 с.
  142. P.P. Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы. № 1, 1993. С.7−21.
  143. Система образования Республики Северная Осетия — Алания. Владикавказ: Мин-во общего и проф. образования РСО-Алания, 2000. 54 с.
  144. В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
  145. Н. Социология. Пер. с англ. / Под ред. В.АДдова. М.: Феникс, 1994. 688 с.
  146. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 1999.-416 с.
  147. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М: Академия, 2001. 304 с.
  148. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: Современное слово, 2001. 928 с.
  149. В.И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук (печатается в сокращении)// Образование, 2000. № 2. С. 47−78.
  150. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 1998 году. М.: МОиПО РФ. 174 с.
  151. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.416 с.
  152. Социология: Курс лекций: Учеб. пособие / Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Попов A.B., Самыгин С. И. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 512 с.
  153. И.Г. Социокультурные процессы современного российского общества. Автореф.канд. социол. наук: 22.00.06. Курск: КГТУ, 2002. 20 с.
  154. Среднее профессиональное образование в Российской Федерации к 2003 году (статистический сборник). М., 2002. 72 с.
  155. В. А. Научно-методические основы построения региональных образовательных программ по физике (на примере региона Чувашской республики). Автореф.докт. пед.наук. 13.00.02. Чебоксары, 1998. 40 с.
  156. Л.А. Философия и история образования: Учеб. пособие для студентов вузов. М.:МПСИ Флинта, 1999.268 с.
  157. A.M. Психология и педагогика: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.423 с.
  158. Стратегия модернизации содержания общего образования (материалы для разработки документов по обновлению общего образования) // Управление школой, № 30. 2001.
  159. О.Ю. Разработка национально-региональных компонентов: вариативность // Стандарты и мониторинг в образовании, 2001. № 4. С. 43−49.
  160. О.Ю. Национально-региональный компонент: вероятностные поля смыслов и значений понятия // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002. № 4. С.27−32.
  161. М.Г., Воленко О. И. Моделирование поликультурного образования в многонациональном обществе // Лучшие страницы педагогической прессы, 2001. № 4. С. 19−26.
  162. Техническое и профессиональное образование и обучение в XXI веке. М., 2003. 83 с.
  163. У. Образование в целях содействия социальной сплоченности и утверждения культуры ненасилия //
  164. Перспективы: сравнительные исследования в области образования, 2001. Том XXXI. № 4. С. 65−71.
  165. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Тихонов А. Н, Абрамешин А. Е., Воронина Т. П., Иванников А. Д. Молчанова О.П.- Под ред. Тихонова А. Н. М.: Вита-Пресс, 1998. 256 с.
  166. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // Учит, газета.-1996.-30 января.
  167. Федеральная программа развития образования. Приложение к проекту Федерального закона РФ «О реализации Федеральной программы развития образования» // Учит.газета.-1997.-22 апреля.
  168. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001−2005 годы)» // Народное образование, 2002. № 1. С. 255−263.
  169. А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001. 368 е.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
  170. В.М. Образование для новой России // Высшее образование в России, 2000.№ 1. С.7−13.
  171. Философия, культура и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1999. № 3. С.3−54.
  172. JI.M. Основные проблемы региональной системы образования и пути ее решения // Образование, 2001. № 6. С.4−11.
  173. В.Г. Постиндустриальный мир надежды и опасения // Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия. Сб.1. Общие проблемы постиндустриальной эпохи. М.: МОНФ- ИМЭиМО РАН, 1999. С.7−30.
  174. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Пер. с англ. Мелевской С., Викторовой Д. СПб.: Питер, 2000. 608 е.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
  175. З.Б. Этнопедагогический диалог культур: Научно-методическая разработка проблемы формирования культуры межнациональных отношений. Владикавка: СОГУ, 2001. 197 с.
  176. М.К. Среднее профессиональное образование на пути модернизации. Владикавказ: СОГУ, 2004. 33 с.
  177. М.К. Содержательные и организационно-педагогические особенности управления инновационными процессами в системе регионального профессионального образования. Владикавказ: СОГУ, 2004. 35 с.
  178. М.А. Глобальный контекст постсоветской России. Очерки теории и методологии мироцелостности. М.: Центконвертируемого образования МОНФ- ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999. 300 с.
  179. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами / Под ред.Т. И. Шамовой. М: ВЛАДОС, 2001.320 с.
  180. Н.М. Социально-педагогические основы региональной образовательной политики. Дисс.докт. пед. наук: 13.00.01. М., 2000. 280 с.
  181. В. Основа развития регионального Д1 образования природосообразность // Народное образование, 2000.7. С.25−28.
  182. В.М. Управленческая психология. М., 1984. 246 с.
  183. Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М.: Academia, 2001. 464 с.
  184. Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. 544 с.
  185. В.А. Правовые аспекты развития единого образовательного пространства СНГ // Право и образование, 2000. № 5. С. 15−20.
  186. E.H. Регионально-этническая культура в концепции развития, социализации и воспитания личности // Семейная этнопедагогика и современная национальная школа: Материалы межвузовской научной конференции. Карачаевск: КЧГПУ, 1997. С. 18−26.
  187. Школа: реформы и социальные трансформации 90-х годов (социологический очерк) / Герасимов Г. И., Денисова Г. С., Чеботарев Ю. А. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2002. 203 с.
  188. Е. Этническая толерантность личности: опыт эмпирического исследования // Век толерантности: Научно-публицистический вестник / Гл. ред. А. Г. Асмолов. М.: Центр СМИ МГУ им. М.ВЛомоносова, 2001. Вып. 3−4. С. 124−131.
  189. И. А. Народная педагогика о воспитании гуманизма у молодого поколения // // Семейная этнопедагогика и современная национальная школа: Материалы межвузовской научной конференции. Карачаевск: КЧПТУ, 1997. С.27−34.
  190. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Взгляд в XXI век //Высшее образование в России. 1993. № 4. С.55−68.
  191. П.Г. С чем войдем в XXI век? // Народное образование, 1992. № 5−6. С. 68−73.
  192. А.Н. Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов (на материале Республики Саха (Якутия)). Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб: СпбГУ, 2002. 39 с.
  193. Kameoka Y. The international of higher education // OECD observer P., 1996. № 202. P.34−36.
  194. Martin J.R. A Philosophy of Education For the Year 2000 // Phi Delta Kappan. 1995, № 1.P.3 55−359.
  195. Ratinoff L. General unstability and educations: culture of globalization // Prospects London, vol. XXV, no. 2, 1996. P. l 13−127.
Заполнить форму текущей работой