Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость. Дано определение «готовность к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей у студентов народного хорового профиля» понимаемое нами как совокупность профессионально значимых качеств специалиста, в состав которых входят ф потребность будущего педагога-музыканта в реализации себя как руководителя детского фольклорного коллектива и педагогические потребности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей
    • 1. 1. Сущность готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей
    • 1. 2. Модель формирования готовности студентов народного хорового ф профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей
    • 1. 3. Методы профессиональной подготовки студентов народного хоровог о профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей
    • 2. 1. Задачи и этапы опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы

Формирование готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях стремительного развития fинформационных технологий возрастает роль культуры, как основы общественного развития, опирающейся на ее традиционные формы — фольклор. На протяжении предшествующих десятилетий в условиях директивного управления общественной жизнью механизм передачи народной мудрости на уровне поколений был нарушен. В связи с этим в современном обществе наблюдается дефицит духовности, национального самосознания. Незнание исторической правды народного искусства ведет к деформации его восприятия, непониманию современным поколением традиций своих предков, а,.

• следовательно, к невозможности осознать свою причастность к великой русской культуре.

В связи с этим необходимо признать, что фольклор — это не только бытовая форма музицирования, но многофункциональное, уникальное средство музыкально-эстетического образования и духовно-нравственного воспитания детей. «Он дает исключительно большие возможности: для развития всяких дарований, всех без исключения детейдля использования нестандартных форм музицирования, раскрывающих способности ребенка к активному духотворчествудля раскрытия музыкально-речевым способом природных ресурсов детских голосов и естественного развития их» (Л.В. Шамина).

Новая идеология музыкального образования, основанная на истоках народной культуры, требует совершенствования вузовской системы обучения и подготовки специалиста, способного профессионально и компетентно развить творчески силы ребенка, формировать эмоционально-образное и осознанное восприятие музыки.

Современное поколение учителей при обучении в вузах искусств ® должно получить углубленные профессионально-педагогические знания и умения, ориентированные на формирование и развитие музыкального восприятия детей, их творческую деятельность. Необходимость повышения профессиональных знаний обусловлена возрастающими требованиями к % уровню специальной подготовки выпускников вузовподготовкой будущих специалистов к профессиональному, компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном самообразовании и саморазвитии, а также возросший интерес пауки и общества к воспитанию и обучению детей средствами традиционной народной культуры и искусства.

Дети восприимчивы ко всему подлинно народному. Воспроизводя свойственную фольклору парадигму мифологического мировосприятия и мироосознания, дети особо остро переживают ощущение родства с природной Ф средой. Они вновь воссоздают и заново осваивают образный строй родного языка, овладевают всем спектром творческих задатков. Синкретическая природа фольклора, основанная на изначальном единстве словесных, музыкальных, у* кинетических и изобразительных средств и форм выражения, оказывается, чрезвычайно близка к детским формам самоуправления и коммуникацииспецифической системе «детского языка». Таким образом, среда традиционной культуры — идеальная среда для воспитания и развития ребенка.

На этом пути педагог выступает в роли проводника, а, следовательно, сам ^ должен в полной мере владеть традициями родной культуры, а так же целым спектром знаний и умений в области профессионально-педагогической деятельности, педагогического руководства музыкальным восприятием детей.

Готовность к профессиональной деятельности является целыо длительного процесса формирования специалиста. В частности, говоря о готовности студентов народного хорового профиля к работе с детьми, следует выделить педагогическую направленность их профессиональной деятельности. Выпускники этой специализации имеют квалификацию ф «преподаватель» и после окончания вуза работают с детскими хоровыми и фольклорными коллективами, зачастую имея смутные представления о специфике педагогического руководства музыкальным восприятием детей, об особенностях работы с детским фольклорным коллективом.

Несмотря на то, что социокультурная сфера востребует сегодня людей с высоким уровнем готовности к профессионально-педагогической деятельности, учебные заведения по-прежнему ориентируется на узкопаправленную подготовку в конкретной области художественно-исполнительской деятельности. Студенты учебных заведений культуры и искусства в настоящее время не обеспечиваются условиями овладения всем разнообразием сфер художественно-педагогической деятельности, хотя вузы и выполняют заказ государства: реализуют образовательные стандартыпропагандируют получение квалификации «преподаватель" — расширяют подготовку по новым специальностям и специализациям, имеющим педагогическую направленность. Вместе с тем образовательный процесс не наполняется новым содержанием, предполагающим высокий уровень не только развития, но и интеграции культурологических, искусствоведческих и психолого-педагогических знаний и умений, формирования широкого культурного и общепедагогического кругозора, стремления и готовности активно участвовать в нравственно-этическом воспитании детей и молодежи.

Изучение современного состояния содержания методики работы с детским фольклорным коллективом будущих специалистов выявили противоречиетрадиционная подготовка студентов народного хорового профиля в вузах искусств и культуры к работе с детским фольклорным коллективом направлена на совершенствование вокально-хоровых навыков детей, развитие дикции, артикуляции, певческого дыхания, изучение фольклорного песнетворчества, но не обеспечивает психолого-педагогическую подготовку студентов в области развития восприятия музыки — ведущего вида музыкальной деятельности детей. Как показывают наши наблюдения, отсутствие знаний в указанной области у педагога затрудняет восприятие детьми художестве! шо-образного содержания музыки, проникновение во внутреннюю структуру фольклорного произведения с непосредственной эмоциональной реакцией. Возникают интонационные сложности в воспроизведении музыкальных произведений, в реализации педагогом принципов художественности и доступности музыкального репертуара и т. д. В результате, мы вынуждены констатировать низкий уровень музыкально-педагогической деятельности руководителей фольклорных коллективов в области развития восприятия музыки у детей. Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в несогласованности между потребностями в специалисте, подготовленном к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей средствами фольклорного песнетворчества, и недостаточной разработанностью научных и практических основ такой подготовки.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, материалов конференций по проблемам народно-певческого образования выявил, что готовность студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей до настоящего времени не являлась предметом специального педагогического исследования, не была уточнена сущность «готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей». Отсутствуют и исследования, посвященные специфике развития музыкального восприятия средствами фольклорного песнетворчества, а знания о педагогическом руководстве рассредоточены в методической литературе, отдельных статьях.

Следует отметить, что в педагогической теории готовность к различным видам деятельности всесторонне исследуется с конца 50-х годов прошлого столетия (B.C. Ильин, В. Ф. Райский, C.JI. Рубинштейн, U.K. Сергеев, В. В. Сериков и другие) и к сегодняшнему дню накоплен обширный материал, раскрывающий ее сущность и структуру. «Профессиональную готовность» считают одним из непременных условий эффективности профессиональной деятельности специалиста (Н.И. Дьяченко, B.C. Мерлип, В. Н. Мясишсв,.

В.К. Платонов и другие). О. А. Абдуллина, К.М. Дурай-Новакова, П. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и другие, рассматривают проблемы готовности педагога к выполнению профессиональной деятельности.

Педагоги народного хорового профиля рассматривают различные направления педагогической деятельности в народном пении, подчеркивают важность педагогического аспекта, исследуют специфику освоения музыкального фольклора в начальной школе (JI.B. Шамипа, Н. К. Мешко, М. Новицкая). Авторы предлагают разработки, обобщающие опыт и педагогическую практику известных педагогов, дают методические рекомендации, раскрывают формы, способы и приемы работы с певцом в различных ситуациях, рассматривают различные аспекты народно-певческого образования. Вместе с тем вопрос о подготовке студентов к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей средствами музыкального фольклора затронут не был.

Народно-певческое образование в России опирается на опыт всей музыкальной культуры и имеет значительный практический опыт. Он позволяет серьезно и вдумчиво разрабатывать принципы пародпо-певческой педагогики, искать новые пути, направления и оптимальные методики в построении учебного процесса с целью подготовки всесторонне образованных специалистов.

Теоретического осмысления в контексте специальной подготовки студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей не проводилось.

Суммируя вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что готовность студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей до настоящего времени пе являлось предметом специального педагогического исследования.

Таким образом, имеющиеся противоречия актуализируют проблему подготовки студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству в работе с детьми, изучающими фольклорное песпетворчество, обусловленную социальным заказом, недостаточностью теоретической и практической разработанности исследуемой проблемы. Па основании указанных противоречий сформулирована тема исследования: «Формирование готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей».

Объект исследования — учебно-образовательный процесс студентов народного хорового профиля вузов искусств и культуры.

Предмет исследования — педагогические условия формирования готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей.

Цель исследования — теоретически обосновать и практически апробировать педагогические условия формирования готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей.

Гипотеза исследования состоит из ряда предположений о том, что процесс формирования готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей будет более эффективным, если:

— среди приоритетных целей профессиональной подготовки студентов народного хорового профиля проектировать готовность к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей как специально организуемый процесс;

— для формирования исследуемой готовности будут созданы необходимые педагогические условия предусматривающие: а) поэтапное формирование профессионально необходимых качеств личности студентов, основанное на единстве и взаимосвязи компонентов исследуемой готовности (мотивационном, содержательном и операциональном) — б) активность и самостоятельность студентов в приобретении ими комплекса качеств профессионально необходимых для развития музыкального восприятия детейдиалогичность общения субъектов образовательного процесса, вовлечение обучаемых в квазипрофессиональную деятельностьв) применение адекватных проблеме технологий творческого развития личности;

— разработать содержание спецкурса «Методика работы с детским фольклорным коллективом» опираясь на фундаментальные знания о восприятии музыки.

Исходя из цели, объекта, предмета исследования и для проверки выдвинутой гипотезы, необходимо реализовать комплекс исследовательских задач:

1. Уточнить понимание сущностных характеристик готовности у студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей.

2. Разработать теоретическую модель формирования готовности у студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей.

3. Определить педагогические условия формирования готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей.

4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку разработанной модели процесса формирования готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей у студентов народного хорового профиля.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: идеи целостного, системного подхода к изучению педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, В. В. Краевский, Н. К. Сергеев, A.M. Саранов и другие) — теория развития личности в деятельности и общении (С.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А.Н. Леонтьев) — теория творческой педагогической деятельности (Б.З. Вульфов, С. И. Вульфсоп,.

В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, Н.Ю. Посталюк) — теоретические основы подготовки специалистов в системе высшего образования (О.А. Абдуллина, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, И. Я. Лерпер, A.M. Матюшкин, А. И. Мищенко, В. В. Сериков, В. А. Сластеиии и другие) — теория личностно-ориентированного подхода в обучении (Е.В. Бопдаревская, И. А. Колесникова, Е. А. Крюкова и другие) — субъектное развитие и саморазвитие личности учителя (Е.П. Белозерцев, Н. М. Борытко, Н. Д. Никандров, Е. Н. Шиянов и другие) — теория организации разнообразной коллективной деятельности (П.И. Иванов, А. С. Макаренко, Л. М. Митина, А. В. Мудрик, П. Е. Решетников, В. А. Сухомлинский и другие) — художественная дидактика (Б.М. Неменский, М.О. Кнебсль) — проблемы подготовки учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Л. И. Уколов, Г. М. Цыпин) — интонационный подход к содержаниям и методам музыкального образования (Б.В. Асафьев, Б. В. Яворский, Д. Б. Кабалевский, В.В. Медушевский), теории слухового и музыкального восприятия (В.К. Белобородова. С. А. Гольфанд, С. Н. Гольдбург, А. Г. Костюк, Е. Н. Мальцев, Е. Н. Назайкинский, Л. В. Нейман, В. Н. Носулспко, О. В. Овчинникова, А.И. Соловьева) — вопросы методики вокальпо-хорового воспитания детей (В.А. Багадурова, Т. Л. Беркман, Н. А. Ветлугина, Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский, Б. Д. Критский, Г. М. Наумепко, Н. Д. Орлова, Г. П. Стулова).

Эмпирическую базу исследования составила опытно-экспериментальная работа, проводимая на факультете народного художественного творчества и социально-культурной деятельности Волгоградского государственного института искусств и культуры в группах кафедры народного хорового и сольного пения.

Для реализации поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические: изучение философской, психолого-педагогической литературы, научно-методической, учебной литературы, литературы по народно-певческому образованию по проблеме исследования, теоретическое моделированиеэмпирические: обобщение, сравнение, систематизация, педагогическое наблюдение, метод анализа документов, опросно-диагиостические методы, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ, методы самооценки и экспертных оценок, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).

Исследование проводилось с 2002 г. по 2005 г. в три этана.

Первый этап (2002;2003 гг.) — поисково-аналитический. На основе теоретического анализа литературы определялись исходные параметры исследования, осуществлялось изучение педагогического опыта, соответствующего проблеме исследования, его предмет, структура, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат. Спланирован и проведен констатирующий эксперимент, направленный па выявление исходного уровня готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей у студентов народного хорового профиля.

Второй этап (2003;2004 гг.) — опытно-экпериментальный. На этом этапе разработана технология (определены содержание, формы и методы обучения).

Уточнена система педагогических средств, способствующих формированию готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей ф у студентов народного хорового профиля. В данный период проведен формирующий эксперимент, в ходе которого проверялась гипотеза, и решались выдвинутые задачи.

Третий этап (2004;2005 гг.) — заключительно-обобщающий. На этом этапе проведен анализ и систематизация результатов исследования, уточнены теоретические и экспериментальные данные, сформулированы основные выводы и рекомендации, проведены подготовка и оформление рукописи диссертации и апробации полученных результатов.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что Ф выявлена сущность готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей. Обоснована и экспериментально подтверждена модель исследуемой готовности, V> предусматривающая поэтапное формирование профессионально необходимых качеств личности студентов, в единстве и взаимосвязи компонентов исследуемой готовности (мотивационном, содержательном н операциональном). Выявлены педагогические условия, предусматривающие субъектную позицию студента как автора и соавтора образовательного ® процесса, выраженную в его ответственности, активности, творчестве, самостоятельностивовлечение обучаемых в профессионально-педагогическую деятельность с помощью следующих методов активного бучения — проблемно-диалогического, наглядно-практического и деловой игры.

Теоретическая значимость. Дано определение «готовность к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей у студентов народного хорового профиля» понимаемое нами как совокупность профессионально значимых качеств специалиста, в состав которых входят ф потребность будущего педагога-музыканта в реализации себя как руководителя детского фольклорного коллектива и педагогические потребности в развитии восприятия музыки у детей средствами фольклорного искусства, умения и навыки организации педагогического руководства музыкальным восприятием детей. Разработана структура исследуемой готовности, включающая три компонента. Раскрыта сущность педагогического руководства музыкальным восприятием детей студентов народного хорового профиля, понимаемая как деятельность, направленная на формирование у детей познавательных, эмоциональных и эмоционально-оценочных процессов музыкального мышления, в процессе музыкально-творческой деятельности. Описаны этапы и уровни формирования данной готовности. Разработаны критерии и показатели для их определения, соответствующие природе данной деятельности (устойчивая мотивация к педагогической деятельности по развитию музыкального восприятия детей средствами фольклоравладение системой теоретико-методологических знаний специфики и особенностей развития музыкального восприятия у детейсформироваппость умений и навыков профессионально-педагогической деятельности в области педагогического руководства музыкальным восприятием детей).

Практическая значимость исследования определяется гем, что разработана и внедрена в действие система формирования готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей, а также определены методы совершенствования профессиональной направленности студентов и активизации их учебно-познавательной деятельностиразработано содержание спецкурса «Методика работы с детским фольклорным коллективом». Комплекс диагностических методик, разработанных в диссертации, может быть рекомендован в качестве инструментария для выявления уровней сформированное&tradeисследуемой готовности на всех этапах ее формирования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования.

Теоретические и экспериментальные выводы исследования обеспечивались: а) привлечением значительного фактического материала в результате наблюдения за работой руководителей детских фольклорных ансамблей и проведением опытноэкспериментальной работыб) применением комплекса методов научного познания и практической деятельности, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованияг) использованием методов математической обработки результатов опытно-экспериментальной работыд) внедрением полученного результата в практику.

Апробация и результаты исследования.

Содержание диссертационного исследования обсуждалось на кафедре музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного университета культуры и искусств и на кафедре народного хорового и сольного пения Волгоградского государственного института искусств и культуры. Разработанная модель готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей внедрена в учебный процесс ВГИИК. Материалы исследования использовались при проведении городских семинаров руководителей народно-хоровых коллективов, организованных институтом повышения квалификации г. Волгограда. Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях (2003, 2004, 2005 гг.). Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и практическое значение, отражены в публикациях.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Готовность к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей является необходимой характеристикой личности и профессиональной деятельности студентов народного хорового профиля. Она представляет собой единство трех основных компонентов — мотивациоиного, содержательного и операционального.

2. Логика процесса формирования готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей предусматривает поэтапность его развития в единстве и взаимосвязи составляющих ее компонентов.

3. Педагогические условия формирования искомой готовности предусматривают: направленность педагогического процесса на мотипацпонную сторону, акцентирование ее значимости и, как следствие, создание блока самоуправления познавательной деятельностьюпозицию студента как автора и соавтора процесса формирования готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детейпрактическую деятельность студентов, но развитию музыкального восприятия средствами фольклора.

4. Процесс формирования готовности предполагает вовлечение студентов в квазипрофессиональную деятельность на основе методов активного обучения (проблемно-диалогического, наглядно-практического, деловой игры), побуждающих к самостоятельному добыванию знаний, активизирующих их познавательную деятельность, развивающих мышление, формирующих стойкие практические умения и навыки педагогического руководства музыкальным восприятием детей.

Структура и объем диссертации

обусловлены логикой проведенного научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

В настоящей главе рассмотрены особенности процесса формирования готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей. Анализ проведенного исследования выявил следующее.

I. Процесс формирования готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей рассмотрена как определенная последовательность трех взаимосвязанных этапов, охватывающих период обучения в третьем звене ВГИИК, и осуществлен в системе общей профессионально подготовки, в рамках психолого-педагогических и специальных дисциплин. а) первый этап направлен на формирование мотивационного компонента. Систему педагогических средств первого этапа составляют беседы-практикумы, дискуссии, встречи, рассказы о деятельности известных педагогов, методы эмоционального стимулирования, создания ситуации успеха в учении, наблюдение за творческим процессом работы руководителей детских фольклорных коллективов. б) второй этап направлен на формирование содержательного компонента. Система педагогических средств второго этапа направлена на формирование готовности к педагогичному руководству музыкальным восприятием детей студентов вузов искусств в целом с приоритетом содержательного компонента. Наряду с педагогическими средствами первого этапа оказалось эффективным применение активных методов обучения проблемно-диалогического, наглядно-практического), выполнение творческих заданий, направленных на актуализацию и интеграцию знаний, необходимых для педагогического руководства музыкальным восприятием детей в курсе «Методика работы с детским фольклорным коллективом». в) третий этап формирования готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей средствами фольклорного песнетворчества направлен на организацию разнообразной творческой коллективной деятельности, самостоятельную практическую работу, применение метода деловой игры, практически закрепляет усвоенные знания, необходимые для педагогического руководству музыкальным восприятием детей.

2. Сравнительные результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей у студентов вузов искусств, описанные во второй главе дают основание рассматривать приведенный нами вариант построения педагогического процесса как эффективного средства формирования готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей работе впервые осуществлена попытка специального педагогического исследования педагогического руководства музыкальным восприятием детей студентов народного хорового профиля, показана возможность формирования столь важного личностного образования в учебно-воспитательном процессе вуза искусств и культуры.

В исследовании поставлены четыре задачи, решение которых определило научную новизну, теоретическую и практическую значимость диссертации. Изложим результаты решения основных задач исследования.

В результате решения первой исследовательской задачи были выявлены сущностные характеристики готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей, путем анализа понятийной цепочки «готовность», «готовность к деятельности», «готовность к музыкально-педагогической деятельности», «готовность студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей».

Представленный анализ походов, трактовок к определению готовности и ее структуры к различным видам деятельности позволил уточнить наше понимание готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей как сформированность личностных и профессионально значимых качеств специалиста, в состав которого входят потребность будущего педагога-музыканта в реализации себя как руководителя детского фольклорного коллектива и педагогические потребности в развитии восприятия музыки у детей средствами фольклорного искусства, умений и навыков организации педагогического руководства музыкальным восприятием детей, приобретенных в результате целенаправленной профессиональной подготовки.

Уточнение знания о сущности «готовности» потребовало выявления специфики педагогического руководства музыкальным восприятием детей средствами фольклора. Осуществленный анализ научной литературы позволил проследить эволюцию представлений о музыкальном восприятии как категории музыкознания. Современная наука, настаивает па принципиальной разнице между восприятием музыки и слушанием музыки. Именно в этом видится ошибка многих педагогов, учителей музыки, когда они принимают установку на развитие восприятия музыки, но при этом ограничивают его лишь слушанием музыки. Развитие восприятия музыки происходит только в процессе совмещения различных видов музыкальной деятельности детей — пения, танцев, игры на музыкальны инструментах и пр. Все это органично сочетает в себе фольклор и тем самым является уникальным средством развития музыкального восприятия у детей. Мы склонны рассматривать «восприятие музыки» — как освоение детьми различных видов музыкальной деятельности в процессе занятий фольклорным песнетворчеством. Под педагогическим руководством музыкальным восприятием детей (на материале фольклора) мы понимаем профессионально-педагогическую деятельность специалиста, направленную на формирование у детей познавательных, эмоциональных, эмоционально-оценочных процессов музыкального мышления в процессе занятий фольклорно-творческой деятельностью, в результате которого в сознании ребенка рождается музыкальный образ.

Такая готовность обеспечивается взаимосвязью и взаимообусловленностью мотивационного, содержательного и операционального компонентов.

Вторая задача исследования преследовала теоретическую разработку модели процесса формировании готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей. Опираясь на практический опыт педагогов-хоровиков и анализ паучпо-педагогической литературы, в структуре готовности к формированию музыкального восприятия детей, деятельности студентов народного хорового профиля мы выделяем наиболее важные для нашего исследования компоненты: мотивационный, содержательный и операциональный.

Структуру мотивационного компонента составляют мотивы достижения, профессиональной ориентации, познавательные мотивы. В состав содержательного компонента входят знания предметов психолого-педагогических цикловспецкурса «Методика работы с детским фольклорным коллективом" — особенностей форм, методов и технологии работы, но развитию музыкального восприятия детей. Основой операционального компонента являются практические навыки и умения в области воспитательно-образовательной работы с детским фольклорным ансамблем, навыки педагогического руководства музыкальным восприятием средствами фольклорного песнетворчества.

Третья задача исследования была связана с выявлением педагогических условий и детерминирующих факторов процесса формирования искомой готовности. В ее решении мы исходили из методологического положения о зависимости эффективности подготовки учителя от организации целесообразных педагогических условий. Детерминирующими факторами, обусловившими выделение педагогических условий формирования готовности учителя, выступают: содержание спецкурса «Методика работы с детским фольклорным коллективом» с опорой на фундаментальные знания о восприятии музыкипоэтапное формирование необходимых качеств личности студентов, основанное на единстве и взаимосвязи компонентов исследуемой готовностистановление позиции студента как автора и соавтора образовательного процесса, механизмом формирования которой выступит увеличение ответственности, активности, творчества, самостоятельностивовлечение обучаемых в квазипрофессиональную деятельностьприменение методов активного обучения.

Критериями сформированное&tradeготовности студентов к педагогическому руководству музыкальным восприятием в соответствии с нашей моделью являются мотивационная, содержательная и операциональная готовность. Среди многих ее показателей выбраны показатели для мотивационной готовности — устойчивая мотивация к профессионально-педагогической деятельности по развитию музыкального восприятия детей средствами фольклора. Показателями содержательной готовности являются — степень осведомленности об особенностях педагогического руководства музыкальным восприятием детей, владение теоретико-методологических системой знаний специфики и особенностей развития музыкального восприятия у детейоперациональной готовностиактивность в применении усвоенных знаний, уровень сформированности умений и навыков осуществлять педагогическое руководство музыкальным восприятием детей средствами фольклорного песнетворчества. Для выявления сформированности готовности студентов народного хоровою профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей разработан комплекс диагностических методик, включающий субъективные методы, методы экспертных оценок, наблюдение, опросные методы, метод анализа документов и др. Большинство тестов и диагностических методик адаптированы с учетом системы требований, предъявляемых к деятельности руководителя детского фольклорного ансамбля.

В соответствии с требованиями к выделению уровпевых характеристик с выбранными показателями и спецификой рассматриваемой готовности были выявлены и содержательно наполнены три уровня. Низкий уровень характеризует нефункционирующую готовность к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей. При среднем уровне готовность к исследуемой деятельности можно охарактеризовать как формирующуюся и осознаваемую. Высокий уровень характеризуется сформированной готовностью к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей средствами фольклорного песнетворчества.

Четвертая задача была решена в процессе экспериментальной работы, реализующей три смоделированных этапа. Этапы различались по целям и достижениям в формировании готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей.

Первый этап был направлен на формирование мотивационного компонента. Систему педагогических средств первого этапа составляют беседы-практикумы, дискуссии, встречи, рассказы о деятельности известных педагогов, методы эмоционального стимулирования, создания ситуации успеха в учении, наблюдение за творческим процессом работы руководителей детских фольклорных коллективов, посещение конкурсов и концертов. Данные средства повышают интерес к педагогической деятельности, формируют профессионально-педагогическую направленность, актуализируют профессиональные и познавательные мотивы, мотивы достижения. Результатом первого этапа формирования готовности к студентов вузов искусств к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей (на материале фольклора) является сформированная мотивационная готовность.

Система педагогических средств второго этапа направлена па формирование содержательного компонента готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей средствами фольклорного песнетворчества. Наряду с педагогическими средствами первого этапа оказалось эффективным применение активных методов обученияпроблемно-диалогического и наглядно-практического, активизация самостоятельной учебной деятельности студентов и развитие их профессионально-познавательной активности. Итогом данного этапа также является и сформированпость знаний, необходимых для осуществления педагогического руководства музыкальным восприятием детей на материале фольклора.

Завершающий, третий этап формирования готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей (на материале фольклора) у студентов вузов искусств направлен па актуализацию операционального компонента.

Эффективным было применение метода деловой игры, где использовались педагогические упражнения, профессиональные задачи, выполнение творческих заданий, направленных на актуализацию и интеграцию знаний, необходимых для выполнения педагогического руководства музыкальным восприятием детей средствами фольклорного песнетворчества.

Включение студентов в организацию разнообразной творческой коллективной деятельности, самостоятельной практической работы эффективны при формировании операционной готовности, актуализирует психолого-педагогические и методические знания, стимулирует потребности в повышении уровня профессионально-педагогических умений и навыков, необходимых для осуществления педагогического руководства музыкальным восприятием детей, повышает активность в применении усвоенных знаний, практически закрепляет усвоенные знания.

Результатом данного этапа также являются сформированность практических навыков и умений, необходимых для осуществления педагогического руководства музыкальным восприятием детей, умений видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций, самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, находить способы их решения, высокий уровень общепедагогических умений, навыков руководства педагогическим и иравсгвенно-этическим процессом.

Диагностика продемонстрировала факт сформированное&tradeготовности у студентов экспериментальной группы. Сравнительные результаты в формировании студентов экспериментальной и контрольной групп указывают на эффективность предложенных нами характеристик педагогического руководства музыкальным восприятием детей студентов народного хорового профиля и готовности к данной деятельности, процесса ее формирования и оснащающей системы средств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.В. Формирование готовности инженерно-педагогических работников к профессиональному развитию в системе повышения квалификации Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / J1.B. Абдалипа. — Воронеж, 2002. — 22 с.
  2. , Э.Б. Теория музыкального образования Текст.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — М., 2004. — 335 с.
  3. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абдуллипа. — М.: Просвещение, 1990.— 141 с.
  4. , Т.В. Развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы Текст.: автореф. дис. .капд. пед. наук / Т. В. Абрамова. — Белгород, 2000. — 23 с.
  5. , Ю.П. Радость учить и учиться Текст. / Ю. П. Азаров. — М.: Политиздат, 1989. — 335 с.
  6. , Н.Г. Организационно-деятельностная игра: возможности в области применения Текст. / Н. Г. Алексеев, Б. А. Золотник, Ю. В. Громыко // Вестн. высш. шк. — 1987. — № 8. — С. 35 — 38.
  7. , Э.Е. Раннефольклорное интонирование Текст. / Э. Е. Алексеев. — М., 1986. — 74 с.
  8. , Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. М. Алифанова. — Волгоград, 2001. — 198 с.
  9. , Г. А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию Текст.: дис.. канд. пед. паук / Г. А. Алферова. -Волгоград, 1998. — 226 с.
  10. Ю.Алферова, Г. В. Формирование у студентов педвуза готовности кпрофессиональному общению с родителями Текст.: дис.. канд. пед. наук/ Г. В. Алферова. — Астрахань, 1996. — 216 с.
  11. П.Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
  12. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. — Л., 1969, —339 с.
  13. Андреев, М. О педагогической подготовке учителей Текст. / М. О. Андреев // Современная высш. шк. — 1988. — № 4. — С. 99 — 105.
  14. , В.П. Русское устное народное творчество Текст.: учебник / В. П. Аникин. — М.: Высш. шк., 2001. — 467 с.
  15. , В.П. Русский фольклор Текст.: учеб. пособие для филол. спеп. вузов / В. П. Аникин. — М.: Высш. шк., 1987. — 263 с.
  16. , П.В. Методика преподавания музыки Текст. / П. В. Аписимов // Материалы VII Международной научно-практической конференции. — М., 2002. —С. 63—71.
  17. , Т.Е. Дети. Фольклор. Творчество Текст. / Т. Е. Артемкипа, А. В. Артемкин. — Владимир: Изд-во «Транзит- Икс», 2002. — 94 с.
  18. , Л.В. Театрализованные игры дошкольников Текст. / Л .В. Артемова.— М.: Просвещение, 1991. — С. 10 — 13.
  19. , Л.Г. Профессия учитель музыки: кп. для учителя Текст. / Л. Г. Арчажникова. — М., 1984. — 127 с.
  20. , Б.В. Музыкальная форма как процесс Текст. Кн. 2: Интонация/ Б. В. Асафьев. — 2-е изд. — Л., 1971. — С. 52 — 73.
  21. , Б.В. О хоровом искусстве Текст.: сб. ст. / Б.В. Асафьев- сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. —Л.: Музыка, 1980. — С. 31 — 43.
  22. , Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей Текст. / Б. В. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / под ред. Е. М. Орловой. — М.-Л., 1965.—-С. 101.
  23. , Б.В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки Текст. / Б. В. Асафьев //
  24. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/ Б.В. Асафьев- под ред. Е. М. Орловой. — М.- Л., 1965. — С.86 — 92.
  25. , В.Г. Мотивация поведения и формирования личности Текст. / В. Г. Асеев, — М&bdquo- 1976. — 158 с.
  26. , А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. — М.: Смысл: ИЦ «Академия», 2002.—325 с.
  27. , Л.Ф. Формирование готовности у студентов вуза искусств и культуры к профессиональной педагогической деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/Л.Ф. Афонченко. — Воронеж, 2002. — 24 с.
  28. , Ю.К. Оптимизация педагогического процесса в вопросах и ответах Текст. / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. — Киев, 1984. — С.43 --56.
  29. , В.А. Вокальное воспитание детей Текст. / В. А. Багадуров. — М., 1953, —73 с.
  30. , Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры Текст. / Н. К. Бакланов. — М.: Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 1994. — 120 с.
  31. , Н.В. Педагогика и практическая психология Текст. / Н. В. Басова. — Ростов ц/Д.: Феникс, 2000. —416 с.
  32. , В.П. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к нравственному воспитанию школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. П. Бездухов. —Л., 1987. — 16 с.
  33. , В.К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) Текст. / В. К. Белобородова // Музыкальное восприятие школьников. — М., 1975,—С. 64 — 82.
  34. , Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки Текст. / Е. П. Белозерцев. — М.: Педагогика, 1989. — 135 с.
  35. , Б.Н. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития) Текст. / Б. Н. Бережанский. — М., 2000. —114 с.
  36. , В.П. О критериях качества подготовки специалиста Текст. /
  37. В.П. Беспалько // Вести, высш. шк. — 1988. — № 1. — С. 27 — 34.
  38. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. — М., 1989. — С. 24 — 51.
  39. , Л. Р. Дошкольная педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. Г1. Баранов. — 2-е изд. — М.: Изд. центр «Академия», 1997. — 214 с.
  40. , Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности Текст. / Е. В. Бондаревская. — Ростов п/Д.: РГПУ, 1993. —С. 26 — 35.
  41. , Е.В. Педагогика Текст. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. —• М.- Ростов н/Д.: Учитель, 1999. — 87 с.
  42. , Н.В. Педагогика Текст. / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2000, —304 с.
  43. , Б.И. Фонационное дыхание. Начальный этап работы Текст.: учеб.-метод, пособие / Б. И. Борисенко, B.C. Ловчинская. — Волгоград: Перемена, 1996. —47 с.
  44. , Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. М. Борытко. — Волгоград, 2001. — 46 с.
  45. , Н.Я. Задачи народного музыкального образования Текст. / Н. Я. Брюсова. — М., 1919.
  46. , П. Десять заповедей творческой личности Текст. / П. Ваицвойг. — М., 1990. — 146 с.
  47. Введение в педагогическую деятельность Текст. / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова [и др.]. — М.: Изд. центр «Академия», 2000.— 208 с.
  48. , JI.M. Восприятие и основы его моделирования Текст. /Л.М. Веккер. — Л., 1964,—95 с.
  49. , А.А. Самостоятельная работа студентов Текст. / А. А. Вербицкий //Высш. образование в России. — 1995. — № 2 — С. 137— 145.
  50. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст.: метод, пособие / А. А. Вербицкий. — М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  51. , А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов Текст. / А. А. Вербицкий // Обзорная информация НИИВШ. — 1986. — Вып. 3.
  52. , Г. С. Страна детей Текст. / Г. С. Виноградов. — СПб.: Ист. наследие, 1998. — 278 с.
  53. Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности: экспресс-информация Текст. / отв. ред. Ю. К. Васильев. — М., 1978. — С. 36 — 43.
  54. , Б.З. Технология педагогического творчества Текст. / Б. З. Вульфов // Сов. педагогика. — 1989. — № 9. — С. 148. — 149.
  55. , С.И. Уроки профессионального творчества Текст. / С. И. Вульфсон. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 160 с.
  56. , Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте Текст. /Л.С. Выготский. — М.: МГУ, 1976.
  57. , Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991,—480 с.
  58. , Л.С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. — М., 1987.— 334 с.
  59. , А.Н. Активные методы обучения при подготовке будущего учителя к педагогической деятельности в условиях перестройки системы народного образования Текст. / А. Н. Вырщиков, В. В. Сериков, Н. К. Сергеев. — Волгоград, 1987. —27 с.
  60. , Ю.В. Игра, модель, экономика Текст. / IO.B. Гсропимус. -М.: Знание, 1989, — 208 с.
  61. , С.В. Гимнастика чувств Текст. / С. В. Гиппиус. — Jl.- М.: Искусство, 1967. — 296 с.
  62. , Н.М. Яворский и музыкальное воспитание детей Текст. / Н. М. Гольденберг // Теория музыкального образования. — М., 2004. — С. 233 — 238
  63. , Л.В. На пути к педагогике искусства Текст. / JI.B. Горюнова // Музыка в школе. — 1988. — № 2. — С. 7 — 8.
  64. , А.Л. Генезис музыкального восприятия Текст. / АЛ. Готсдинер // Музыкальная психология. — М., 1993. — С. 84 — 103.
  65. , НЛ. Школьники слушают музыку Текст. / Н. Л. Гродзепская. — М, 1963, —С. 32.
  66. , А.Л. О системе психорегулирующих воздействий в театральной педагогике Текст. / А. Л. Гройсман //Прикладная психология. — 1998.— № 6,—С.59 —68.
  67. , Л.М. Педагогические основы формирования социально-психологической готовности студентов педвузов к профессиональной деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. М. Гура. — Иркутск, 1994, —209 с.
  68. , А.П. Формирование личности ребенка в детском саду Текст.: учеб.-метод, пособие/ А. П. Гуркина. — М.: Просвещение, 1980. — 125 с.
  69. , Г. Б. Формирование готовности учителя музыки к организации пространства художественного воспитания учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. Б. Двойнина. — Волгоград, 2004. — 192 с.
  70. Диагностика успешности учителя Текст. / сост. Т. В. Морозова. — М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997. — 94 с.
  71. , Л. Голосообразование у певцов (материалы рентгенологических исследований) Текст. / Л. Дмитриев. — М., 1962. — С. 25 — 31.
  72. , Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе Текст.: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко.— 2-е изд., стер.— М.: Изд. центр «Академия», 1998. —216 с.
  73. , Г. А. Хороведепие и управление хором. Элементарный курс Текст. / Г. А. Дмитриевский.—2-е изд. —М.: Гос. муз. изд-во, 1957. —82 с.
  74. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности Текст.: дис.. д-ра пед. паук / К.М. Дурай-Новакова. — М., 1983. — 356 с.
  75. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности Текст. / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. — Минск, 1976. — 175 с.
  76. Дыс, Л. И. Музыкальное мышление как объект исследования Текст. / Л. И. Дыс // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / отв. ред. И. Г. Ляшенко. — Киев, 1989. — С. 10.
  77. , Т.А. Организация учебно-воспитательной работы в детских хоровых студиях Текст.: метод, пособие / Т.А. Жданова- Всерос. науч. метод, центр нар. творчества и культуры, просвет, работы им. H.IC. Крупской. — М.: Всерос. НМЦНТИКПР, 1987. — 63 с.
  78. , Т.А. Формирование готовности студентов, молодых специалистов к внеучебной воспитательной работе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. А. Забкова. — Тюмень, 2001. — 20 с.
  79. , А.В. Избранные психологические труды Текст. / А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1986. — 296 с.
  80. , Г. А. Практикум по педагогике Текст. / Г. А. Засобииа [и др.]. —
  81. М.: Просвещение, 1986. — 111 с.
  82. , И.И. О природе фольклора в свете исполнительского общения Текст. / И. И. Земцовский // Искусство и общение / сост. А. Я. Куклин. — JI., 1984. —С. 16 — 20.
  83. , И.И. О творческой природе фольклора Текст. / И. И. Земцовский // Стилевые тенденции в советской музыке I960 — 1970-х годов: сб. науч. тр. — Л., 1979. — 92 с.
  84. , И.И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды Текст. / И. И. Земцовский. — Л.: Сов. композитор, 1977. — 112 с.
  85. , Н.В. Элементы театральной педагогики в системе профессиональной подготовки учителя Текст.: автореф. дис.. канд. пед. паук / Н. В. Иванова. — Минск, 1993. — 20 с.
  86. , И. В. Формирование готовности учителя музыки к обучению игре на фортепиано детей дошкольного возраста Текст.: дис.. канд. пед. паук / И. В. Игольникова. — М., 2000. — 168 с.
  87. Из истории музыкального воспитания Текст.: хрестоматия / сост. О. А. Апраксина. — М.: Просвещение, 1990. — 173 с.
  88. , B.C. Процесс воспитания в обучении как педагогическая проблема. Его сущность. Проблематика исследования Текст. / B.C. Ильин // Совершенствование учебно-воспитательного процесса. — Волгоград, 1976.— 147 с.
  89. , B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) Текст. / B.C. Ильин. — М.: Педагогика, 1984. — 114 с.
  90. , B.C. Целостный процесс формирования всесторонне развитой личности его строения Текст. / B.C. Ильин // Целостный подход к учебно-воспитательному процессу: сб. науч. тр. — Волгоград, 1984. — С. 3 — 27.
  91. , К. Педагогическая диагностика Текст. / К. Иигелькамп. — М.: Педагогика, 1991. — 239 с.
  92. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. — М.: Изд. центр «Академия», 2002.
  93. , И.Ф. Теория и практика формирования ирофсссиопальпо-педагогической культуры преподавателя высшей школы Текст. / И. Ф. Исаев. — М.- Белгород, 1993. — 158 с.
  94. , Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы Текст. / Д. Б. Кабалевский // Музыка. Начальная школа: метод, материалы. — М., 1975. — С. 8—19.
  95. , М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе Текст. / М. С. Коган // Музыка в школе. — 1987. — № 4. — С. 28 — 32.
  96. , М.С. Человеческая деятельность Текст. / М. С. Кагап. — М.: Политиздат, 1974. — 247 с.
  97. , А.С. Формирование готовности учителя к созданию личиостпо-развивающих учебных ситуаций дидактических компьютерных средах Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. С. Каменев. — Волгоград, 2000,—20 с.
  98. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении Текст.: кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  99. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. — М.: Педагогика, 1990. — 194 с.
  100. , А.С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика Текст. / А. С. Каргин. — М.: Высш. шк., 1988. — С. 51— 69, 245 — 267.
  101. , А.И. Педагогические условия формирования певческой деятельности детей 5 — 7 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. И. Катинене. — М., 1974, — 128 с.
  102. , Д.К. Музыкальные способности Текст. / Д. К. Кирнарская. — М., 2003. —462 с.
  103. , М.О. Поэзия педагогики Текст. / М. О. Кнебель. — М.: Искусство, 1976. — 527 с.
  104. , Г. М. Педагогический словарь Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 176 с.
  105. , А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества Текст. /
  106. A.Ю. Козырева. — Пенза: НМЦ Пензен. отдела образования, 1984. — 334 с.
  107. , И.А. Как приблизить подготовку учителя к потребностям школы Текст. / И. А. Колесникова // Сов. педагогика. — 1992. — № 5/6. — С.71 —78.
  108. , И.А. О гуманности педагогических технологий Текст. / И. А. Колесникова // Интеграция педагогической науки и практики. — СПб., 1997,—С. 79.
  109. , И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии Текст. / И. А. Колесникова. — СПб.: СПбГУПМ, 1999, —242 с.
  110. , З.Я. Первый год. Продолжение Текст. /З.Я. Корогодский. — М., 1972.
  111. , И.Б. Педагог: профессия и личность Текст. / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. — Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1997. — 144 с.
  112. , В.В. Структура готовности будущего учителя к применению технологий открытого образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/
  113. B.В. Кравец. — Воронеж, 2003. — 19 с.
  114. , В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования Текст. / В. В. Краевский. — Волгоград, 1994. — 32 с.
  115. , Г. В. Мемуары как источник изучения психологии творчества Текст. / Г. В. Краснов // Психология процессов художественного творчества,—Л.: Наука, 1980. — С. 84 — 93.
  116. , Е.А. О роли разума в восприятии произведений искусства Текст. / Е. А. Кремлев. — М.: Музыка, 1970. — 65 с.
  117. , В.А. Психология математических способностей школьников Текст. / В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1968. — 78 с.
  118. , В.В. Музыкальная педагогика Текст. / В. В. Крюкова. Ростов п/Д.: Феникс, 2002, — 149 с.
  119. , Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Е. А. Крюкова. — Волгоград, 2000. — 276 с.
  120. , Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты Текст.: практ. пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов / Ф. А. Кузин. — 2-е изд., доп. — М.: Ось-89, 2001.
  121. , Н.В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся Текст. / Н. В. Кузьмина // Вопр. психологии. — 1984. — № 1.
  122. , Н.В. Способности, одаренность, талант учителя Текст./ Н. В. Кузьмина. — Л., 1985. — 95 с.
  123. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования Текст. / М. М. Левина. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 272 с.
  124. Леви ган, К. М. Личность педагога: становление и развитие Текст. / К. М. Левитан. — Саратов: Изд-во СГУ, 1990. — 168 с.
  125. , Л.А. Логика педагогического процесса Текст. / Л. А. Левшип. — М.: Знание, 1980, —96 с.
  126. , А.Н. Педагогическое общение Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Знания, 1979.— С. 34.
  127. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. —2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  128. , A.H. Потребности, мотивы и эмоции Текст. / А. Н. Леонтьев.— М&bdquo- 1984. — С. 162— 173.
  129. , А.Н. Анализ системного строения восприятия Текст. / А. Н. Леонтьев, О.В. Овчинникова//Докл. АПН РСФСР. — 1958. — № 3. — С. 51 —62.
  130. , Д.Л. Руководство смешанным хором старших школьников Текст. / Д. Л. Локшин. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 73 с.
  131. Лук, А. Н. Мышление и творчество Текст. / А. Н. Лук. — М.: Политиздат, 1976. — 165 с.
  132. , Т. Внимание исполнительству в фольклоре Текст. / Т. Лукьянова, И. Земцовский //Сов. музыка. — 1973. — № 3. — С. 21 — 24.
  133. , А.С. Педагогические сочинения Текст. / А. С. Макаренко.— М.: Педагогика, 1983. — 431 с.
  134. , В.И. Педагогический эксперимент как методологическая проблема Текст. / В. И. Малинин, И. К. Экгольм // Сов. педагогика. — 1970,—№ 8,—С. 59 — 80
  135. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. — М&bdquo- 1996, —309 с.
  136. , А.К. Психология труда учителя Текст. / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  137. , A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы Текст. / A.M. Матюшкин. —М.: Педагогика, 1981. — С. 47 — 62.
  138. , В.Н. Фольклорная практика в музыкальном ВУЗе Текст.: учеб. метод, пособие / В. Н. Медведева. — М., 1993. — 83 с.
  139. , M.H. Русский детский фольклор Текст.: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / М. Н. Мельников. — М., 1987. — 185 с.
  140. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст. / B.C. Мерлин. — М.: Педагогика, 1986. — 253 с.
  141. , А.В. Способности и потребности личности Текст. / А. В. Милкин. —М.: Мысль, 1983. — С. 65 — 73.
  142. Мир профессий: Человек художественный образ Текст. / сост. А. Смирнов. — М.: Мол. гвардия, 1987. — 383 с.
  143. Мир профессий: Человек — человек Текст. / сост. Р. Каверина. — М.: Мол. гвардия, 1986. — 300 с.
  144. , Л.М. Учитель как автор и профессионал (психологические проблемы) Текст. / Л. М. Митина. — М.: Дело, 1994. — 216 с.
  145. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя Текст. / под ред. Г. С. Сухобской. — М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  146. , В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса Текст. / В. М. Монахов. — Волгоград: Перемена, 1995, —С. 152.
  147. , А.В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов Текст./ А.В. Мудрик- под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд. центр «Академия», 2002.
  148. , А.В. Учитель: мастерство и вдохновение Текст. / А. В. Мудрик.— М&bdquo- 1986, —160 с.
  149. Музыкальный фольклор и дети Текст. / сост. Л. В. Шамипа. — М., 1992.— 193 с.
  150. , Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания Текст. / Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки. — М., 1980. — С. 48 — 76.
  151. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия
  152. Текст. / Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1972. — 274 с.
  153. Народно-певческое образование в России: проблемы и пути развития Текст.: материалы Всерос. науч.- практ. конф. 1992, 1995 годов и пед. семинара 1997 года / РАМ им. Гнесиных. — М., 1998. — 113 с.
  154. Паумепко, Г М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное музыкальное творчество Текст. / Г. М. Науменко. — М.: Сов. композитор, 1988, — 183 с.
  155. , Г. М. Русские народные детские песни и сказки с напевами Текст. / Г. М. Науменко. — М.: ЗАО «Цептрополиграф», 2001. — 264 с.
  156. , Г. М. Этнография детства Текст.: сб. фольклорных и этнограф, материалов / Г. М. Науменко. — М.: Рос. союз любителей фольклорных ансамблей: Изд-во «Беловодье», 1998. — 456 с.
  157. , Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов Текст. / Р. А. Низамов. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975. — 302 с.
  158. , Н.Д. Об активизации учебной деятельности Текст. / Н. Д. Никандров // Вестн. высш. шк. — 1983. — № 8. — С. 26 — 31.
  159. , Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности Текст.: учеб. пособие для студ. сред. проф. учреждений / Н. Н. Никитина, О. М. Железнова, М. А. Петухов. — М.: Мастерство, 2002. — 312 с.
  160. , Л.П. Изучение элементов и психотехники актерского искусства. Тренинг и муштра Текст. / Л. П. Новицкая. — М., 1969. — 275 с.
  161. , Л.П. Уроки вдохновения Текст. / Л. П. Новицкая. — М.: ВТО, 1984.—92 с.
  162. Обучение студентов педагогике: аспект технологий Текст. — Волгоград: Перемена, 1996. — 115 с.
  163. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов- под ред. НЛО. Шведовой. — М.: Сов. энцикл., 1973. — 846 с.
  164. Основы педагогического мастерства Текст. / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, 11.Н. Тарасевич [и др.]- под ред. И. А. Зязюна. — М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  165. , П.И. Вокально-хоровые зарядки Текст.: опыт работы Красиоуфим. пед. училища / П.И. Осокин- под ред. А. А. Сергеева. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1951. — 35 с.
  166. , О. А. Структурно-типологические исследования в советской музыкальной фольклористике Текст. / О. А. Пашина // Музыкальная фольклористика. Проблемы истории методологии: сб. ст. / ред.-сост. Э. Е. Алексеев, Л. И. Левин, — М., 1990. —С. 101 — 106.
  167. Педагогика Текст. / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Рос. пед. агентство, 1996. — 637 с.
  168. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии Текст. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов [и др.] - под ред. С. А. Смирнова. — М.: ИЦ «Академия», 1999. — 512 с.
  169. , В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика Текст.: учеб. пособие / В. И. Петрушин. — М., 2000. — С. 16 — 24.
  170. , Ж. Речь и мышление ребенка Текст. / Ж. Пиаже. — М., 1994. — 132 с.
  171. , П.И. Некоторые аспекты построения модели профессии учителя с многоуровневой подготовки Текст. / П. И. Пидкасистый // Педагогические системы в школе и в вузе: технология и управление. — Волгоград: Перемена, 1993. — С. 60 — 61.
  172. , П.И. Игра как средство активизации учебного процесса Текст. / П. И. Пидкасистый, Н. К. Ахмедов, Т. С. Хойдеров // Сов. педагогика.— 1985, — № 3. — С. 22 — 25.
  173. , Т.А. Роль мотивации в познавательной активности Текст. / Т. А. Платонова // Активность личности в обучении: сб. пауч. тр. — М.: НИИВШ, 1986. — С. 21 — 30.
  174. , К.К. Вопросы психологии труда Текст. / К. К. Платонов. — М.: Медицина, 1970. — 264 с.
  175. , К.К. Проблема способностей Текст. / К. К. Платонов. — М., 1972.—187 с.
  176. . К.К. О системе психологии Текст. / К. К. Платонов. — М., 1972, —216 с.
  177. , К.К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1986, —254 с.
  178. , Е.А. Детские игры Текст. / Е. А. Покровский. — СПб.: Ист. наследие, 1994. — 280 с.
  179. , И.П. Пособие для руководителей самодеятельных хоровых коллективов Текст. / И. П. Пономарьков. — М.: Искусство, 1955. — 73 с.
  180. , Н.Ю. Творческий стиль деятельности : Педагогический аспект Текст. / Н. Ю. Посталюк. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. — 208 с.
  181. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах Текст. // Проблемы отбора. — Л., 1970. — С. 47 — 61.
  182. , И.В. Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Прокофьева. — Тюмень, 2002. — 24 с.
  183. Психодиагностика Текст.: учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2003, —287 с.
  184. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве Текст. / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Мысиной. — М.: Просвещение, 1966. — 185 с.
  185. , Л.А. Музыкальное воспитание Текст. / Л. А. Рапацкая // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М&bdquo- 1993,—Т.I, —С. 604 — 712.
  186. , И.П. НОТ учителя Текст.: кн. для учителя / И. П. Рачепко. — М.: Просвещение, 1989. — 238 с.
  187. Резерв успеха творчество Текст. / под ред. Нойера, В. Калвейта, X. Клейна. — М.: Педагогика, 1989. — 117 с.
  188. , П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера Текст. / П. Е. Решетников. — М.: ВЛАДОС, 2000. —304 с.
  189. , А.С. Развитие педагогического знания как гуманитарног о Текст. / А. С. Роботова // Педагогика и образование: Герценовские чтения. — СПб., 1997, —С. 3 — 11.
  190. , Е.И. Личность в педагогической деятельности Текст. / Е. И. Рогов. — Ростов н/Д.: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1994. — 240с.
  191. , Н. В. Хоровой словарь Текст. / Н. В. Романовский. — JI.: Музыка, 1968. — 57 с.
  192. , С.Л. Основы общей психологии Текст.: в 2 т. / СЛ. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989. — 485 с.
  193. , СЛ. Проблемы общей психологии Текст. / СЛ. Рубинштейн. — М., 1976. — С. 236.
  194. , Л.И. Нравственное воспитание личности Текст. / Л. И. Рувинский. — М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
  195. , Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя Текст.: монография / Н. Я. Сайгушев. — М. — Магнитогорск: МПГУ: МаГУ, 2002. — 274 с.
  196. , Г. Культура — духовность — профессия Текст. / Г. Сафар // Высш. образование в России. — 1996. —№ 2. — С. 114 — 117.
  197. , Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов. (Вопросы теории) Текст.: монография / Н. К. Сергеев. — СПб.- Волгоград: Перемена, 1997. — 166 с.
  198. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. — Волгоград, 1999,—213 с.
  199. , В.В. Формирование у учащихся готовности к труду: (Педагогическая наука — реформе школы) Текст. / В. В. Серпков. — М.: Педагогика, 1988, — 192 с.
  200. , П.В. Темперамент. Характер. Личность Текст. / П. В. Симонов, П. М. Ершов. — М.: Наука, 1984. — С. 161.
  201. , Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность Текст.: учеб. пособие для преподавателей / Г. Б. Скок- отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. — М.: Пед. о-во России, 2001. — 102 с.
  202. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст. / В. А. Сластенип. — М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  203. , В.А. Педагогика Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов Е.Н. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  204. , В.А. Психология и педагогика Текст. / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — М.: ИЦ «Академия», 2001. — 480 с.
  205. , В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности Текст. / В. А. Сластенин, Н. Е. Мажар. — М.: Прометей, 1991. — 144 с.
  206. , В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя Текст. / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Сов. педагогика. — 1991. — № 10. — С. 79 — 84.
  207. , Т.А. Педагогика: паука и искусство Текст. / Т. А. Стефаповская. —-М.: Совершенство, 1998. —368 с.
  208. Стоя и, Е. В. Становление профессионально важных качеств специалиста в условиях средних специальных учебных заведений Текст.:автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Стоян. — Брянск, 2002. — 17 с.
  209. , Г. И. К проблеме музыкальности Текст. / Г. И. Стоянова // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век: материалы 111 Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — М&bdquo- 1996. — С. 86 — 87.
  210. , В.А. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 3 т. / В. А. Сухомлинский. — М.: Педагогика, 1980. — С. 64 — 99.
  211. , В.А. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 3 т. / В.А. Сухомлинский- сост. О. С. Богланова, В. Э. Смаль. — М.: Педагогика, 1979 — 1981.
  212. , Н.Н. Обретение педагогического мастерства Текст. / I IЛI. Тарасевич // Сов. педагогика. — 1990. — № 11. — С. 73 — 77.
  213. , Г. С. Музыкальная психология Текст. Г. С. Тарасов // Спутник учителя музыки / Г. С. Тарасов- сост. Т. В. Челышева. — М., 1993. — С. 30.
  214. , Б.М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов // Избранные труды: в 2 т.— М., 1985.— Т. 1. — С.69—82.
  215. , Б.М. Способности и одаренность Текст. / Б. М. Теплов // Избранные труды: в 2 т. — М., 1985. — Т.1. — С. 15 — 41.
  216. , JI.A. Методика работы с детским фольклорным ансамблем Текст.: учеб. пособие / JI.A. Терентьева. — Самара: Изд-во СГАКИ, 2000. — 45 с.
  217. , А.В. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж Текст. / А. В. Толстых. — М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  218. , Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки Текст. / Д. Н. Узнадзе. — Тбилиси, 1961. — 210 с.
  219. Философский энциклопедический словарь Текст. — М.: Политиздат, 1983. — 840 с.
  220. , И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве Текст. / И. Ф. Харламов // Педагогика. — 1992. —№ 7/8. — С. 11 — 115.
  221. , И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах Текст.: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. — М., 2001. — 259 с.
  222. , X. Мотивация и деятельность Текст. / X. Хекхаузен. — М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
  223. , Ю. Автобиография и педагогика Текст. / Ю. Хеннипгсен. — М., 2000. — С. 83.
  224. , А.С. Проектирование процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях среднего педагогического образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. С. Ховрипа. — Тамбов, 2004, —21 с.
  225. , В.Н. Музыка как вид искусства Текст.: учеб. пособие / В. Н. Холопова. — СПб.: Изд-во «Лань», 2000. — С. 47 — 59.
  226. , Н.В. Психотренинг Текст. / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. — М., 1988, —С.93 —113.
  227. , Г. М. Предисловие Текст. / Г. М. Цыпип // Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпипа. — М., 2003. —С. 4—93.
  228. , Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества Текст. Кн.1 / Г. М. Цыпип. — М., 1988. — С. 25 — 32.
  229. , В.И. Методика проведения педагогической игры в учебном процессе Текст. / В. И. Черниченко, Л. С. Азарцева. — М., 1988. — 37 с.
  230. , Е.К. Формирование готовности студентов педвузов овладению систем индивидуальной деятельности Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Е. К. Черничкина. — М., 1991. — 19 с.
  231. , Г. П. Торжественно, красиво, памятно: Массовые школьные праздники и театрализованные представления Текст.: кн. для учителя / Г. П. Черный. — М.: Просвещение, 1989. — 191 с.
  232. , Ю.Ж. Точка отсчета: методики личностной и социально-психологической диагностики учителей Текст.: кн. для учителя / Ю. Ж. Шайгородский. — Омск: Иптеллектика, 1992. — 40 с.
  233. , Л.В. Теоретико-методические основы обучения русскому народнопевческому искусству Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук /Л.В. Шамина. — М&bdquo- 1996. —26 с.
  234. , Л.В. Школа русского народного пения Текст. / Л. В. Шамина. — М., 1997. —С. 45 —78.
  235. , Л.В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира Текст. / Л. В. Шамина // Преподаватель. Спецвып.: Музыкант-педагог. — 2001. —№ 6. — С. 23 —40.
  236. , О.В. От песен рот тесен Текст. Вып.1 / О. В. Шикова. — М.: Палея-Мишин, 1999. — С. 79 — 90.
  237. , Е.Н. Гуманизация образования в профессиональной подготовки учителя Текст.: учеб. пособие / Е.Н. Шиянов- Моск. пед. гос. ин-т. — М.-Ставроиоль, 1991. — 180 с.
  238. , Е.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности Текст.: дис.. канд. пед. паук/ Е. Н. Шиянов.— М., 1982. — 210 с.
  239. , Н.Е. Педагогическая технология как педагогическая дисциплина Текст. / Н. Е. Щуркова // Сов. педагогика. — 1993. — № 2,—С. 66 —70.
  240. , Н.Е. Педагогическая студия Текст. / Н. Е. Щуркова, О. И. Залекер. — М., 1993. — 63 с.
  241. Энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Сов. энцикл., 1983. — С. 147.
  242. Этнопедагогика. Теория и практика: материалы XII чтений, посвящ. памяти Г. С. Виноградова. Авторские образовательные программы по фольклору Текст. / сост. С. Г. Айвазян. — М.: Ин-т Наследия, 2003. —С. 23 — 26.
  243. , Г. А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагоговТекст.: дис.. канд. пед. наук / Г. Г. А. Ястребова. — Волгоград, 1998. — 194 с.
Заполнить форму текущей работой