Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предромантизм в творчестве В.П. Титова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Западов В. А. Сентиментализм и предромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1983. самостоятельной системы предромантизма вызывает вопрос о выделении и других переходных явлений, например, предклассицизма, но данная концепция в настоящее время не находит развития. В настоящее время понятие «предромантизм» используется активно и в литературоведческих трудах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Предромантизм в русской прозе 1800 — 1830-х годов
    • 1. 1. Литература русского предромантизма: итоги и перспективы изучения

    1.2 Оформление жанра предромантической повести: художественные открытия Н. М. Карамзина и В. А. Жуковского.

    1.3 Жанр повести в творчестве писателей 1820 — 1830-х годов.

    История и современность в повестях A.A. Бестужева-Марлинского.

    Синкретизм жанров и стилей в творчестве Антония Погорельского.

    Глава 2. Повествовательная проза В. П. Титова в контексте предромантической традиции.

    2.1 Литературная проблематика в трудах Общества любомудрия.

    2.2 Вклад В. П. Титова в формирование теории повествовательных жанров.

    Вопрос о новой русской прозе в журнальной критике 1820-х годов.

    Споры о повествовательных жанрах в критике 1830-х годов.

    2.3 Черты готического романа и идиллии в повести «Уединенный домик на Васильевском.».

    2.4 Историческое повествование в «Монастыре святой Бригитты»

    2.5 Картина мира в переводных повестях Титова.

    Глава 3. Предромантическое сознание в публицистике и эпистолярном наследии В. П. Титова.

    3.1 Критика и публицистика В. П. Титова.

    3.2 Творческое сознание автора в «Материалах для биографии Алексия Титова, архиепископа Рязанского и Муромского».

    3.3 Предромантическое сознание Титова в эпистолярии.

Предромантизм в творчестве В.П. Титова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало XIX века — важный и интересный этап в истории развития русской прозы, к которому всегда было обращено внимание литературоведов. Долгое время изучались преимущественно те литературные имена и произведения, которые относили к числу наиболее значимых и ценных. Разносторонне исследовалось в первую очередь творчество крупных художников слова, но остается недостаточно изученным то, что было создано писателями второго плана. Малоизвестные писатели сыграли определенную роль в развитии литературы, без них сложно представить в полном объеме специфику литературного процесса того или иного периода. В творчестве писателей «второго ряда» наиболее видны особенности литературного процесса, в то же время яркая индивидуальность выдающихся писателей порой преобразует эти особенности, переводя их на совершенно другой уровень. К числу таких полузабытых авторов можно отнести Владимира Павловича Титова (1807−1891).

Личность В. П. Титова принадлежит к примечательным явлениям в истории не только русской литературы, но и духовной жизни русского общества. Современник его К. А. Бутенев писал: «Всякая несправедливость и незаконность его глубоко возмущали, он был действительно «алчущий и жаждущий правды», и это, быть может, самая отличительная его черта. Другой чертой очень выдающейся в нем была ненасытная пытливость ума, доходившая иногда, по усвоенной привычке, почти до смешного. Вся область человеческого мышления и знания всегда его привлекала."1. Выдающийся философ, юрист, историк и социолог Б. Н. Чичерин писал о Титове: «Человек честный, благородный, с разносторонним образованием, о котором остроумный поэт Тютчев говорил в шутку, что он создан для.

1 Бутенев К. А. Владимир Павлович Титов // Русский архив. 1892. кн.1. № 1−4. С. 91. того, чтобы составить инвентарь творения.".1 Широко образованный человек, дипломат и государственный деятель, кавалер всех российских орденов, Титов вошел в литературу в начале XIX века как любомудр и сумел влиться в общий поток русской прозы этого времени, отразив в творчестве мысли и чувства своего поколения. В его художественной прозе проявились характерные черты повествовательной поэтики указанного периода, творческие искания русских литераторов.

Титов являлся членом Общества любомудрия, изучавшего немецкую романтическую философию. Немецкая романтическая эстетика во многом определила его взгляды как писателя и критика. Титов как любомудр воспринял идеи историзма, свободы от следования образцу, избранности писателя-творца и философа, но по-своему отразил в художественной и публицистической прозе. Учась у немцев-романтиков, он стал автором предромантических произведений. Его творчество дает материал для выявления общих предромантических тенденций в русской и европейской литературе. Настоящая работа посвящена изучению наследия Титова, уточнению его места в истории русской критики, прозы, публицистики того времени. В исследовании отражены разные стороны жизни и творчества Титова, своеобразие его гражданской позиции, рассматриваются особенности поэтики его произведений и специфика решения им литературоведческих и эстетических проблем, актуальных для русского литературного процесса первых десятилетий XIX века. Среди этих проблем можно выделить эволюцию жанровой системы, синкретизм жанров и стилей, вопрос о соотношении новых форм и нового содержания литературы, основанных на национальных традициях, вопрос об общенациональном и мировом значении русской литературы.

Наследие В. П. Титова до сих пор не систематизировано и в целом не изучено. В основном внимание исследователей было обращено к анализу.

1 Чичерин Б. Н. Воспоминания. М., 1929. С. 55. повести «Уединенный домик на Васильевском», что отразилось в.

1 2 предисловиях В. Ходасевича (1915г.), С. А. Фомичева (1990), статьях.

Т.Т.Цявловской (1960)3, В. В. Виноградова (1982)4. О готической традиции в повестях Титова писал В. Э. Вацуро в работе «Готический роман в.

России"5. Вопрос о предромантическом двоемирии, а также сочетании идиллической и готической традиции с точки зрения развития мотива.

Дома как «микрокосма» в произведениях Титова рассматривается в исследованиях Л.Н.Бугровой6 и Т.А.Китаниной7. Критической о деятельности писателя посвящена статья В. И. Сахарова, о работе Титова в «Московском вестнике» писал В.Д.Морозов9. К исследованию биографии автора обращены статьи Л.А.Черейского10, Т. Шустовой11, И.Н.Гаврилова12. В данном исследовании принимается точку зрения В. И. Сахарова, характеризующего в своей статье В. П. Титова как «талантливого прозаика и эстетика», эрудита, во многом определившего направление журнала любомудров.

Период обращения Титова к литературной и критической деятельности — начало XIX века, когда происходят изменения в художественном сознании писателей и, как следствие, в системе жанров, о Ходасевич В. Вступ.ст. // Титов В. П. Уединенный домик на Васильевском. М., 1915. С. 3−7.

2 Фомичев С. А. В. П. Титов // Русская романтическая проза эпохи романтизма. Л., 1990. С. 607.

3 Цявловская Т. Т. Влюбленный бес (Неосуществленный замысел Пушкина) // Пушкин: Исследования и материалы. М.-Л., 1960. Т. 3. С. 101−130.

4 Виноградов В. В. Сюжет о влюбленном бесе в творчестве Пушкина и Тита Космократова // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1982. Т.10. С. 146.

5 Вацуро В. Э. Готический роман в России. М., 2002. С 352.

6 Буфова Л. В. Мотив Дома в русской романтической прозе 20−30-х гг: Дисс.канд.филол.наук. / Л. В. Бугрова. Тверь, 2000. С. 93−100.

7 Китанина Т. А. «Двойник» Антония Погорельского в литературном контексте 1810−1820-хгг.: Дисс. на степ.канд.наук / Т. А. Китанина. СПб., 2000.

8 Сахаров В. И. Романтик-любомудр В. П. Титов и его литературно-критическое наследие // Контекст. Литературно-теоретические исследования. 1994;1995. М., 1996. С. 106−111.

9 Морозов В. Д. «Московский вестник» и его роль в развитии русской критики. Новосибирск, 1990. С. 188−199.

10 Черейский Л. А. Пушкин и его современники. Л., 1986. С. 435−436.

11 Шустова Т. Владимир, родство помнивший // Насельники рязанских усадеб. Рязань, 2007. С. 211 222.

12 Гаврилов И. Н. «Архивный юноша» и его повесть // Есенинский вестник. Вып. 5. Рязань: Изд-во Рязанского музея-запов., 2001. С. 54−58. чем В. Г. Белинский писал: «.если есть идеи времени, то есть и формы времени"1. По словам Л. А. Капитановой, средние жанры в это время приобрели «судьбоносный характер, поскольку стали мировоззренчески значимыми». Демократизация в среде как писателей, так и читателей привела к тому, что первостепенное значение приобрела повесть — жанр, способный через событие открыть мир души обычного человека. Буквально за два десятилетия повести захватили русские журналы того времени, заявили о себе новые молодые литераторы и критики. Одновременно происходило осознание процессов, охвативших русскую литературу.

Как отмечают А.Н.Соколов3, Г. Н.Поспелов4, В.И.Кулешов5, В.Н.Аношкина6 и другие исследователи, новые черты в прозе связаны с осмыслением революционных событий в Европе. С одной стороны, потерпела крах идея существования просвещенной монархии как идеального государства, а с другой — не принесли ожидаемых результатов провозглашенные лозунги свободы, равенства и братства. Лишенный монаршей власти народ испугал дворянство своей жестокостью и неуправляемой, почти стихийной силой. Ю. М. Лотман писал о том времени: «Новый век пришел в таком сложном переплетении общественных вопросов, что многие чаяния и верования предшествующего показались наивными. Пожалуй, самым основным среди раскрывающихся перед современниками, прежде неизвестных им качеств жизни была сложность"7. Большое влияние на рост национального самосознания оказали события Отечественной войны 1812 года, которые.

Белинский В. Г. Собр. соч.:В 3-х т. Т.1. М., 1948. С. 112.

2 Капитанова В. А. Повествовательная структура русской романтической повести. М., 1994. С. 4.

3 Соколов А. Н. История русской литературы XIX века (1-я половина). М., 1976.

4Поспелов Г. Н. История русской литературы XIX века (1840−1860-е годы) М., 1981.

5 Кулешов В. И. История русской критики XVIII — начала XX вв. М., 1991.

6 История русской литературы XIX века: 1800−1830-е годы: Учебник для студ. вузов / Под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой. М., 2008.

7 Лотман Ю. М. Русская поэзия 1800−1810 гг. // История русской поэзии: В 2-х т., Т. 1. Л., С. 191. привели к стремлению определить место личности в истории и современном обществе. Ожидания неминуемых перемен к лучшему рухнули после 1825 года, сам факт декабрьского восстания и последовавшие за ним события вызвали серьезные размышления на политические, нравственные темы и повлияли на мировоззрение писателей и прозу этого периода.

Но не только исторические события сказались на процессах, происходивших в то время в русской литературе. Важная особенность литературного развития начала XIX века — ускоренное прохождение «стадий развития, соотносимых с аналогичными в европейской литературе"1. Молодые русские литераторы в одни и те же годы знакомились и воспринимали опыт зарубежных авторов, заметно отстоящих друг от друга по времени. Все это привело к формированию особого художественного сознания, активно стремящегося к творческому экспериментированию. Так возникла переходная эстетическая система, названная предромантизмом. Изучение поэтики предромантизма как определенной системы в творчестве одного писателя (В.П.Титова) способствует выявлению особенностей предромантизма как системы.

Проблема предромантизма с точки зрения его теории активно изучается и вызывает разные мнения в отечественной науке. Самое полное теоретическое осмысление явления представлено в работах A.B.Архиповой, посвященных проблеме историзма и предромантизму в русской критике, и В.А.Западова3, который исследовал преимущественно поэзию. Существуют следующие точки зрения. Первая опирается на особые свойства, присущие предромантизму, которые отличают его от других литературных направлений. С другой стороны, выделение.

1 Биткинова В. В. Творчество Н.М.Карамзина 1780-х — сер. 1790-х гг.: к проблеме предромантизма в русской литературе. Дисс.канд.наук / В. В. Биткинова. Саратов, 2004. С. 17.

2Архипова A.B. О русском предромантизме//Русская литература. 1978. № 1. С. 14−16.

3 Западов В. А. Сентиментализм и предромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1983. самостоятельной системы предромантизма вызывает вопрос о выделении и других переходных явлений, например, предклассицизма, но данная концепция в настоящее время не находит развития. В настоящее время понятие «предромантизм» используется активно и в литературоведческих трудах, и в учебных пособиях, но временные рамки предромантизма, объем самого понятия до конца не изучены. Авторы монографии «История романтизма в русской литературе. Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе (1790−1825)», выпущенной в 1979 году учеными ИМЛИ РАН, относят возникновение предромантического движения в России к 1760−1770-м годам и связывают его с поисками исторических корней нации и национальной культуры, изучением древнерусской письменности, публикацией фольклорных материалов, развитием историзма как типа общественного мышления. Но до сих пор не определен порог, ограничивающий проявление предромантизма в.

1 2 литературе XIX века, хотя в работах Ю. В. Манна, А. В. Архиповой. 1825 год определяет переход к романтизму. В действительности черты предромантизма не исчезают из творчества русских писателей и в более поздний период. С этой точки зрения изучение творчества одного автора в сопоставлении с другими, писавшими в то же время, позволяет проследить историю русского предромантизма.

Употребление самого термина «предромантизм» однозначно связано с изучением зарубежной литературы, но не всегда применяется к русской. Многие современные ученые рассматривают русский предромантизм как комплекс незавершенных литературных «тенденций» и «веяний», преуменьшая его роль в историко-литературном процессе. Истоки.

1 Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

2Архипова A.B. Цит.соч. С. 14. новаторских черт относят к эволюции сентиментализма1 или классицизма2.

История изучения предромантизма показывает, что это было «мощное движение, определившее характер литературного периода, включающего в себя как минимум три десятилетия — с 1790 до 1820 года"3. Работы современных исследователей положили начало изучению предромантизма как эстетически самоценного явления. В настоящем исследовании такой подход конкретизируется на материале ранее не изученной с этой стороны прозы Титова. Титов начинал с переводов, а затем стал одним из активнейших авторов журнала любомудров «Московский вестник», опубликовав здесь в 1827 — 1828 гг. критические и публицистические статьи и переводные повести «Печеная голова» [Московский Вестник, 1827, Ч. 4, № 13] и «Переход через реку, приключение брамина Парамарти» [там же, № 15]. В альманахе Дельвига «Северные цветы» в 1828 году вышла повесть Титова «Уединенный домик на Васильевском», а в 1831 — повесть «Монастырь святой Бригитты» (обе под псевдонимом Тит Космократов). Перечисленные произведения впервые анализируются в работе. Исключение составляет лишь повесть «Уединенный домик на Васильевском.», к которой обращались исследователи.

В работе не идеализируется содержательный и художественный уровень произведений Титова. Его творчество являлось неотъемлемой частью литературы того времени, о чем В. Г. Белинский писал: «Бедна литература, не блистающая именами гениальнымино не богата и литература, в которой все — или произведения гениальные, или Кочеткова Н. Д.

Литература

русского сентиментализма (Эстетические и художественные искания) СПб., 1994. С.14−15.

2 Кибальник С. А. Русская антологическая поэзия первой трети XIX века. Л., 1990.Кузьмина.

Е.И.Неоклассицизм как литературно-эстетическое явление рубежа XVIII — XIX веков: Автореферат дис.уч. степ. канд. филол. наук. Оренбург, 2001.

3 Федосеева Т. В.

Литература

русского предромантизма (1790−1820): Развитие драматических и прозаических жанров: Дисс. доктора филол. наук. М., 2006. С. 5. произведения.пошлые. Обыкновенные таланты необходимы для богатства литературы"1. Литературно-общественная деятельность Титова дает возможность понять многие стороны литературной жизни эпохи, ее сложность и многоаспектность.

Все вышесказанное определяет актуальность работы как в теоретическом, так и в историко-литературном аспекте.

Объектом исследования в диссертации является творчество В. П. Титова 20−30-х гг. XIX века в соотнесении с тенденциями развития русской прозы данного периода, а также «Материалы для биографии Алексия Титова, архиепископа Рязанского и Муромского», изданные в 1889 г., письма писателя. Для целостного анализа выбраны предромантические повести «Уединенный домик на Васильевском» и «Монастырь святой Бригитты», а также переводные повести «Печеная голова» и «Переход через реку, приключение брамина Парамарти». Исследуются также критические статьи Титова, изданные в журналах «Московский вестник», «Современник». 1820−1830-е годы — время изучения и осмысления Титовым на русской почве достижений немецкой романтической эстетики, повлекшего за собой интерес писателя к теории и практике повествовательного жанра как наиболее актуального для данного периода.

Предметом исследования является предромантическая поэтика художественных, публицистических и критических произведений Титова в контексте русской предромантической прозы того времени.

Цель исследования — выявить особенности предромантической поэтики в творчестве В. П. Титова, а также черты русского предромантизма как самостоятельной художественной системы.

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд конкретных задач:

1 Белинский В. Г. Поли. собр. соч.: В 13 т. М., 1953;1959.T. 8. С. 68.

1. С опорой на работы исследователей выявить пути реализации поэтики предромантизма в творчестве авторов начала XIX века, составивших ближний литературный контекст творческого наследия Титова.

2. Осуществить целостный анализ повествовательных произведений автора, как оригинальных, так и переводных, с целью выявления эстетических и нравственных убеждений писателя.

3. Исходя из результатов анализа, определить специфику решения ведущих проблем, выдвинутых русским предромантизмом, в произведениях Титова.

4. Выявить особенности предромантической эстетики в критике и публицистике Титова.

5. Проследить жанровую эволюцию творчества Титова, раскрывая характер его художественного мировоззрения.

6. Рассмотреть биографический жанр и эпистолярий писателя с точки зрения выраженного в нем предромантического типа художественного сознания.

Методологической основой диссертационного исследования являются работы Г. А. Гуковского, А. В. Архиповой, В. А. Западова, В. А. Лукова, В. Н. Аношкиной, А. И. Разживина, Т. В. Федосеевой (работы по теории русского предромантизма), В. М. Жирмунского (подход к предромантизму как к межнациональному явлению), В. Э. Вацуро, Ю. М. Лотмана, Т. А. Китаниной, В. В. Биткиновой, Л. П. Бугровой, Т. А. Алпатовой, Т. К. Батуровой (рассмотрение произведения в контексте традиции), Ф. З. Кануновой (историко-литературный подход), В. Э. Вацуро, Е. А. Суркова (конкретные методики анализа текста) — Л. Зингер, В. В. Виноградова, С. А. Фомичева, Т. Т. Цявловской, В. И. Сахарова, И. Н. Гаврилова (исследования, посвященные творчеству В.П.Титова). Так как предромантизм — это переходная эстетическая система, наиболее адекватным становится использование структурного анализа текста со сравнительно-типологическим, сравнительно-историческим, культурно-историческим и аксиологическим методами.

Научная новизна работы определяется малой степенью изученности творчества В. П. Титова в связи с проблемой предромантизма в русской литературе, привлечением малоизученных источников. Впервые предпринята попытка целостного анализа повести «Монастырь святой Бригитты» по прижизненному изданию в альманахе А. Дельвига «Северные цветы» (1830), переводных повестей, литературно-критического наследия автора. В работе рассматриваются ранее не публиковавшиеся письма Титова В. Ф. Одоевскому, М. П. Погодину, П. А. Вяземскому и другим, находящиеся в фондах Российского государственного архива литературы и искусства. Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов для дальнейших исследований, касающихся русского предромантизма, истории литературы и литературной критики. Результаты диссертации могут быть учтены при создании учебных пособий, разработке семинаров и специальных вузовских курсов. На защиту выносятся следующие положения:

1. В художественной прозе В. П. Титова отразились основные черты, характеризующие творческое сознание русского предромантического автора: четкое выражение духовно-нравственной позиции, определившее выбор главного героя, особенности сюжета, его развитие, композиционное строение произведенийособое историческое мышление, выраженное в мифологизации поэтического пространства и герояприем игры в использовании заимствованных сюжетных мотивовоптимистическая ирония.

2. В художественной и публицистической прозе Титова отражено предромантическое представление о цельной, гармоничной личности, в основе которой лежат этические нормы христианской духовности.

3. Становление В. П. Титова как писателя и литературного критика происходило в период его активной работы в журнале «Московский вестник». Он вошел в русское литературоведение как один из теоретиков романа — жанра, находящегося в России начала XIX века в стадии становления.

4. Титов выразил свои представления об идеальном образе поэта и писателя. Впервые в истории русской критической мысли у авторов «Московского вестника», в том числе Титова, оценка художественного произведения происходит с позиции историзма, в контексте развития общественного сознания.

Первая глава «Предромантизм в русской прозе 1800 — 1830-х годов» начинается с обзора научных работ, посвященных предромантизму. Актуальным для настоящего времени признается изучение особенностей поэтики предромантизма и особого предромантического типа художественного сознания.

Осмысление времени и процесса формирования эстетических и философских взглядов В. П. Титова способствует выявлению связи этого процесса со становлением и развитием предромантической поэтики в русской прозе. Дается характеристика эпохи, выявляются предромантические начала в прозе Н. М. Карамзина и В. А. Жуковского, которые были активно восприняты в творчестве В. П. Титова.

Жанровая структура карамзинских повестей стала образцом для писателей. Карамзин делает «категорию «обыкновенного» эстетически значимой и выводит на первый план личность обыкновенного, маленького человека, интересуясь его внутренним миром «'. Титов продолжает традицию своего предшественника, делая героями своих произведений вдову чиновника и его дочь («Уединенный домик на Васильевском»), горожан и ремесленников («Монастырь святой Бригитты») и обращаясь к миру их чувств и мыслей. Происходящее в душе обыкновенного человека, а не его поведение в рамках социальной роли находится в центре произведений и Карамзина, и учившегося у него Титова.

Человек в духовном поиске становится главным героем предромантической прозы. Рядом с людьми обыкновенными появляются личности, олицетворяющие в своей безнравственной деятельности не подвластный никому мир потустороннего зла. Вовлекая читателя в сопереживание коллизий, происходящих с героями, автор преподносит нравственный урок, свойственный предромантическому дидактизму.

В исторических повестях Карамзина и Жуковского очевиден интерес не только к внешнему миру старины, но и к особенностям национального характера. В сложной исторической ситуации их герои оказываются перед нравственным выбором и мыслят себя счастливыми только в единении с интересами своего народа. Прием мифологизации истории, дидактичность авторской оценки были активно восприняты и получили отражение в повести В. П. Титова «Монастырь святой Бригитты», в основе которой события, связанные с периодом Реформации.

Для писателей 1810−1820-х годов характерен поиск новых форм, способных широко и понятно отразить человеческую жизнь. Итогом творческих исканий стало смешение в рамках одного произведения элементов разных жанров: идиллии, «готического романа», исторического предания. Такой синкретизм проявился и в прозе Титова.

Предромантическая традиция находит свое продолжение в 18 201 830-е годы в творчестве Титова и его современников: A.A. Бестужева,.

1 Топоров B.H. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995. С. 27.

A.A. Погорельского (Перовского). Процесс дальнейшего развития повести от сентиментальной к романтической связан с ее новеллизацией.

Динамизм событий, многоголосие рассказчиков, острота чувств, переживаемых героями, — все это присуще прозе A.A. БестужеваМарлинского. Особое место в творчестве Бестужева-Марлинского занимают повести, связанные с историей Ливонии: «Замок Эйзен», «Ревельский турнир», «Замок Нейгаузен», «Замок Венден». Насыщенность событиями, борьба народов Ливонии за свою независимость с захватчиками из Западной Европы, экзотические для русского человека средневековые замки и связанные с ними предания — все это привлекало русского читателя, а автору давало простор для развития действия и характеров героев. Сюжет из истории Ливонии использовал и Титов, который заимствовал из повести Бестужева-Марлинского место действия — монастырь святой Бригитты. Как и Бестужев-Марлинский, Титов обращается к событиям сложного времени — Реформации, так как они позволяют раскрыть личные качества главного героя.

В творчестве А. А. Погорельского (Перовского) отразились жанровые искания русской прозы, которые проявились и в повестях Титова. Сопоставление повестей Титова и Погорельского из цикла «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» позволяет выявить сходство типологии героев, ряда мотивов, характерных для предромантической прозы.

Писатели 1810-х — 1820-х гг. воспринимали достижения своих русских и зарубежных предшественников и современников не как идеальный эталон, которому нужно однозначно подражать, а как источник собственного вдохновения и творческого поиска. Следование общей традиции сочеталось со стремлением к самовыражению. Проявилось такое авторское сознание и в прозаических опытах Титова.

Во второй главе «Повествовательная проза Титова в контексте предромантической традиции» рассматриваются основные положения эстетической программы любомудров, одним из которых был Титов. В этой программе важное место занимает вопрос о прозаических жанрах. Идеи всеобщей взаимосвязи и постоянного движения, бесконечности познания, достижения гармонии через философское знание оказались близки молодым мыслителям. В немецкой теории они увидели путь для развития России: через познание к просвещению и духовному развитию как необходимому условию гармонии. Члены Общества любомудрия творчески воспринимали идеи немецких философов.

В ходе сопоставления литературно-критических взглядов исследователей и публицистов указанного периода выявляется представление о жанровой структуре русской прозы того времени, о тех критериях, с которыми подходят к оценке прозы литераторы и критики первой трети XIX века: Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Н. И. Надеждин, H.A. и К. А. Полевые, Д. А. Милютин. Общими становятся требования свободы форм при соблюдении принципов историзма и формирующейся народности, декларируется особое значение роли поэта и писателя, требование качественной содержательной литературы осознается как исторически важное не только для русской культуры, но и для общего прогресса российской жизни.

Далее анализируется предромантическая поэтика прозы Титова. В повести «Уединенный домик на Васильевском» (1828) выявляется сочетание черт готического и сентиментально-идиллического повествования. В повести «Монастырь святой Бригитты» (1830) исследуются особенности исторического повествования в духе предромантизма: в центре событий образ главного героя — простого горожанина, обнаруживается мифологизация исторического пространства, синкретичность поэтических средств, назидательность авторской позиции.

Характерной чертой литературного развития начала XIX века стали переводные произведения, в том числе в восточном стиле. Примером обращения Титова к переводам стали повести «Печеная голова» и ««Переход через реку, приключение брамина Парамарти». В них мы обнаруживаем игру с экзотичным для русского читателя сюжетом и героями, к созданию мнимого восточного предания с завуалированной назидательной целью.

В третьей главе «Предромантическое сознание в публицистике и эпистолярном наследии В.П.Титова» анализируется публицистика Титова, отражающая его эстетические и общественные взгляды. Начинающий критик обращается к актуальной проблеме становления новых прозаических жанров, выступает как теоретик романа и аллегории.

Далее идет исследование творчества Титова как биографа. Любомудры видели в изучении истории ключ к созданию общефилософской картины мира в целом и к самоопределению русского народа в частности. В русской истории они стремились найти примеры, достойные внимания и подражания со стороны юношества. Титов искал такие примеры среди деятелей русского духовенства и в своем роду, что привело к написанию «Материалов для биографии Алексия Титова, архиепископа Рязанского и Муромского». В центре внимания авторанепростая жизнь священнослужителя, без идеализации, но тем и интересная и поучительная для читателя.

Объектом изучения в работе становятся также и письма Титова к М. П. Погодину, В. Ф. Одоевскому, П. А. Вяземскому и другим известным его современникам. В них создается образ автора, человека обширных знаний и интересов, поборника просвещения, полного творческих планов, искренне любящего Россию. Письма Титова разнообразны по жанру и стилю и помогают понять некоторые особенности литературного процесса эпохи.

Научная новизна, практическая и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем впервые предпринята попытка целостного изучения и систематизации творчества В. П. Титова. В работе анализируется предромантическая поэтика повестей Титова, как оригинальных, так и переводных в контексте литературно-исторической традиции своего времени. Очевидными представляются творческие взаимосвязи прозы Жуковского и Карамзина, Бестужева-Марлинского и Погорельского (Перовского).

В ходе анализа малоизученной критики и публицистики Титова, опубликованной в «Московском вестнике» и «Современнике», выясняется вклад автора в формирование теории повествовательных жанров.

В «Материалах для биографии Алексия Титова, архиепископа Рязанского и Муромского» (1890) и ранее не публиковавшихся и не исследованных письмах Титова, адресованных Н. П. Барсукову, П.А. и П. П. Вяземским, А. И. Кошелеву, М. П. Погодину, В. Ф. Одоевскому, С. А. Соболевскому (находятся в фондах Российского государственного архива литературы и искусства) выявляются особенности предромантического художественного сознания.

Материалы диссертации способствуют уточнению представления о русском предромантизме как литературном течении, развитие которого не прерывается с наступление романтического периода. Предромантическое художественное сознание обнаруживается в творчестве писателей и поэтов 1820—1830-х годов и более поздних периодов в развитии русской литературы.

Апробация результатов исследования. Основные результаты проведенного исследования представлялись в качестве докладов на международных научных конференциях «Русское литературоведение на современном этапе» в Московском государственном гуманитарном университете им. М. А. Шолохова (2009), «Духовные начала русского искусства и просвещения» в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого (2009), на Международной научно-практической конференции «Роль и место краеведения в гражданско-патриотическом воспитании учащихся в образовательных учреждениях» в Рязанском государственном университете им. С. А. Есенина (2010), нашли отражение в ряде статей, опубликованных в сборнике «Русское Слово в культурно-историческом контексте» Кемеровского государственного университета культуры и искусств, «Забытые и малоизвестные писатели как феномен русской культуры» Елабужского государственного педагогического университета, в «Аспирантском вестнике» Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, журнале «Филологические науки"2011, № 2, «Вестнике МГОУ» 2011, № 6, журнале «Литература в школе» 2012, № 2.

Достижению целей и задач исследования отвечает структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 222 наименования, в приложении помещены архивные документы, включающие письма В. П. Титова М.П.Погодину (1865−1874), П. А. Вяземскому (1861 -1869).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Первые десятилетия в русской литературе ознаменованы активным ростом национального самосознания и многообразием литературных мнений. Следствием этого стало творческое освоение достижений отечественной и зарубежной литературы, развитие жанровой системы, стремление к поиску новых поэтических средств, теоретическому обобщению характерных явлений литературного процесса. История творческих идей того времени — это история личностей, развивающих и воплощающих в своем творчестве эти идеи. Ю. М. Лотман отмечал, что «в изучении забытых биографий судьбы русской культуры раскрываются порой в не менее захватывающей и драматической форме, чем в высших творческих достижениях гениев"1. К числу таких забытых авторов принадлежит и творчество В. П. Титова. В его творческом сознании отразились эстетические и философские убеждения, свойственные этому важному этапу в отечественном литературном процессе, названному предромантическим. В творчестве и эпистолярии Титова на протяжении всей его долгой жизни очевидно проявление предромантических взглядов. Это обстоятельство позволяет определить и роль Титова в общероссийском литературном процессе начала XIX века, и его связь с литературной традицией того времени.

Свою литературно-критическую деятельность он начинал как любомудр — исследователь и преобразователь на русской почве идей немецкой романтической философии. Вопросы о новой художественной форме, философском мировоззрении и творческой свободе истинного писателя, о развитии жанров и преобразующей роли литературы были в центре его внимания и нашли отражение в критических статьях.

1 Лотман Ю. М. Биография — живое лицо // Новый мир. 1985. № 2.

Большинство этих статей были опубликованы в журнале «Московский вестник», где Титов был активнейшим сотрудником. Для основателей журнала, как и для многих критиков, поэтов и писателей того времени, создание новой эстетической концепции и воспитание общественного читательского вкуса было делом первостепенной важности. Титов размышляет о природе поэтического творчества, о личностных особенностях поэта. Критик делает вывод, что, только предлагая в своих произведениях образцы жизни совершенной, гармоничной, поэт может дать достойную пищу духовному развитию читателя. Тем самым утверждалась зависимость содержания произведения от личности автора. По его мнению, литература должна соответствовать требованиям времени, а писатель быть свободным в выборе художественной формы.

Опираясь на труды А. И. Галича и немецких критиков, Титов заложил основу теории романа в русской эстетике, видел сходство в работе романиста и исследователя. Роман, по мысли автора статьи, решает просветительские и воспитательные задачи, оставаясь при этом произведением искусства слова. Впервые в истории русской критической мысли у авторов «Московского вестника», Шевырева и Титова, оценка художественного произведения дается с позиции историзма, в контексте развития человеческого сознания. Проводится связь между этапами истории общества и литературы, художественное содержание которой определяется эпохой. Область интересов критика распространялась и на вопросы теории жанра аллегории, и на рецензирование произведений зарубежной литературы. Истинное достоинство литературного произведения Титов видит в умении автора облечь в современную по духу форму такие события и таких героев, которые могли бы стать для читателя ориентиром нравственного развития.

Отражение предромантического художественного сознания очевидно и повествовательной прозе Титова. В его повестях мы видим, насколько трудно бороться человеку со своими слабостями и несправедливостью, особенно когда против него вооружаются сильные мира сего или потустороннего. Героями его произведений стали обычные, «маленькие люди», способные к искренним чувствам, ищущие себя в этом мире, порой совершающие ошибки. Положительные герои всегда верны нравственному долгу. Для них счастье невозможно, если оно становится греховным. Автор преподносит нравственные уроки через события своих произведений. Осуждению подвергает он забвение христианских заповедей и лицемерие в вопросах веры. Сущность человека раскрывается для него в умении противостоять греховным побуждениям, добиваться своих целей, если они продиктованы настоящим чувством.

Титов придавал исключительное значение нравственному прогрессу общества. Он был убежден, что изменение мира начинается с его познания и познания человеческой души. Герои Титова больше действуют, чем размышляют. Идеалы положительных героев его произведений просты и непритязательны. Но эти «маленькие люди» хранят в себе те высокие нравственные нормы, которые вырабатывал народ столетиями. Их существование стало доказательством прочности национальных основ русской жизни.

Повести Титова сочетают в себе черты разных жанров: баллады, готического романа, исторического романа вальтер-скоттовского типа и идиллии. В творчестве Титова обращение к новеллистической традиции позволило передать веру в силу человеческой личности и ее стремление к свободе. Интерес Титова к необыкновенным и ужасным событиям сближает его с поэтикой «удивительного» и «чудесного» (определение Л. Тика), «замечательного» (А. Шлегель). Сближение с новеллой очевидно и в приеме рассказывания, корнями уходящего в фольклор.

В повести «Монастырь святой Бригитты» Титов, следуя традиции предромантической «старинной повести», создает мифологизацию исторического пространства-времени. Постоянно ссылаясь на исторические документы, он старается убедить читателя в достоверности событий, в строгом следовании историческим реалиям, но перед нами герои, обладающие мировоззрением человека XIX века. Их поведение и идеалы понятны с точки зрения современников самого автора. Исторический колорит становится основой для выражения авторской позиции.

Стремясь к творческим экспериментам, находясь в творческом поиске, Титов пробует свои силы и в качестве переводчика. Его переводные повести посвящены восточной теме в предромантическом осмыслении. Восток становится для писателя не только источником иносказательных средств, как это было в эпоху Просвещения, но и воплощением мира иного, не похожего на русский. В этой непохожести и видит автор основу интересного и поучительного, основу «другого», не христианского мировоззрения. Титов обращается к приему литературной игры, обозначая жанры своих восточных повестей как «рассказ дервиша» и «восточная сказка», т. е создает мнимое восточное предание с завуалированной назидательной целью.

В повестях Титова проявились предромантические черты: типология героев, синтетизм жанров, двоемирие, особое историческое мышление, выраженное в мифологизации поэтического пространства и героя, в обращении к народному преданиюприем игры в использовании заимствованных сюжетных мотивовоптимистическая ирония, назидательность авторской позиции.

Многочисленные впечатления дипломата и светского человека воплощены в публицистике Титова. Он не склонен к крайностям идеализации европейского или восточного общества, но находит в том и другом черты, которые стоит перенять русскому человеку. Восток нетороплив и более терпим к другой вере, по мнению автора. Восточный человек умеет уважать своих представителей власти и философски, созерцательно смотреть на мир. Европеец практичен и деятелен, способен выделять главное в направлении своей деятельности, многого достиг в развитии благ цивилизации. Однако Титов отказывает европейскому обществу и в подлинной демократии, поскольку она не подкреплена настоящим равенством жизни разных слоев общества, и в подлинном просвещении. Истину он видит где-то между Европой и Азией, и в этом особая роль России.

Вместе с лучшими представителями творческих сил России Титов ищет основу для возрождения духовности русского общества в сложной обстановке конца XIX века. Как и в молодые годы, он выделяет такой жанр, который может быть полезен и понятен юношеству. Таким жанром становится биография. Опираясь на пример личностей, посвятивших жизнь духовным исканиям, совершавших ошибки, но способных двигаться дальше, можно найти свой собственный путь. В качестве примера такой личности стал предок В. П. Титова Алексий Титов, архиепископ Рязанский и Муромский. Документальная сторона становится основной для этой биографии. Очевидно стремление к полной объективности, основанной на фактах. Писатель создает поучительную ситуацию самим подбором материала, описываемыми событиями. Мы видим, как труден путь истинного христианина, понимаем, что мерилом его личности остаются совершаемые дела.

В переписке раскрывается индивидуальность авторского лица, воплощающего в себе предромантическое сознание. В деятельной жизни В. П. Титова переписка играла важную роль. Его письма обращены к виднейшим деятелям русской культуры: В. Ф. Одоевскому, М. П. Погодинудрузьям Титова со времен Общества любомудрия и «Московского вестника" — П.А. и П.П.ВяземскимН.П. Барсукову, П.А. ЕфремовуН.В. Путяте, С. А. Соболевскому, дипломату Д. Ф. Голицыну. В эпистолярии.

Титова можно отметить дружеские исповеди, критические заметки, философские раздумья, публицистические заметки. В письмах обнаруживаются цели и источник творческой деятельности, взгляды автора на образование, смысл человеческой жизни и творчество, интерес к русской истории. Писатель выражает свои дружеские чувства, оценивает прожитые годы. Письма Титова позволяют понять логику творческого развития и его самого, и литературного процесса того времени в целом.

Наследие Титова выражает глубину духовного опыта автора. В его произведениях отразился особый тип предромантического художественного сознания, сложившийся в начале XIX века. В своем творчестве Титов выступил и как теоретик, и как практик. Он разрабатывал вопросы жанра романа, тему предназначения поэта, великой миссии русской литературы. В своей прозе Титов стремился к освоению новых форм для изображения внутреннего мира человека, вызывающих у читателя желание сопереживать. Творчество Титова отличается открытостью для диалога с разными национальными культурами, с разными идеями и являет собой свободное единство. Его художественные поиски явились неотъемлемой частью русской предромантической литературы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г. Поли. собр. соч.: В 13-томах. М., 1955.Т.8,9.
  2. Н.М. Избранные сочинения: В 2-х т. М., 1965.
  3. Киреевский И. В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1998.440 с.
  4. Материалы для биографии Алексия Титова, архиепископа Рязанского и Муромского. Рязань: Типография губернского правления, 1890. 59 с.
  5. А. Конрад Валленрод / Московский вестник. 1828. № 1−4. Ю. Мориер Д. Печеная голова. Перевод В. П. Титова / Московскийвестник. 1827. № 13.С. 12−43.
  6. В.Ф. Русские ночи. СПб., 1844. 320 с.
  7. Н.Ф. Словарь древней и новой поэзии: В 3-х т. СПб. 1821.
  8. Переход через реку брамина Парамарти. Перевод В. П. Титова / Московский вестник. 1827. № 15. С.33−36.
  9. Погорельский А. А. Избранное. Проза. М.: Правда, 1988. 400 с.
  10. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: В 2-х т. М.: Искусство, 1974.
  11. Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820−1840 гг.). Л.: ЛГУ, 1990. 667 с. 21.Современник. 1837. Т. 7.
  12. И. Аксель // Московский вестник. 1828. № 5−9.
  13. Титов В. П. Восточная жизнь // Современник. 1837.Т.8.С.35−56.
  14. В.П. Монастырь святой Бригитты // Северные цветы на 1831 г. С. 125−147.
  15. В.П. Мысли о красноречии // Московский вестник. 1827. № 19.
  16. В.П. О достоинстве поэзии // Московский вестник. 1827. № 7. С. 231−233.
  17. В.П. Опыты аллегорий или иносказательных описаний в стихах и прозе // Московский вестник. 1827. № 2.С.130−138.
  18. В.П. О романе как представителе жизни новейших европейцев // Московский вестник. 1828. № 2. С. 170−176.
  19. В.П. Разбор перевода В.И.Оболенского «Платоновы разговоры о законах» // Московский вестник. 1827. № 13. С.41−43.
  20. В.П. Роман Купера «Прерия» // Московский вестник. 1827. № 16. С.336−342.
  21. В.П. Светский человек дипломат, литератор, воин // Современник. 1837.Т.7. С.148−181.
  22. В.П. Уединенный домик на Васильевском. СПб.: Издательство товарищества писателей, 1913. 64 с.
  23. Труды высочайше учрежденной Рязанской ученой архивной комиссии за 1892 год. Рязань: Типография губернского правления, Т.7,вып.1. 205с.
  24. Труды высочайше учрежденной Рязанской ученой архивной комиссии за 1891 год. Рязань: Типография губернского правления, Т.6. № 6. 211с.
  25. П1евырев С. П. Об отечественной словесности. Сборник статей. М.: Высшая школа, 2004. 304 с.
  26. С.А. Размышления над переводами Жуковского // Зарубежная поэзия в переводах В. А. Жуковского. Т.2. М.: Наука, 1985. С.565−591.
  27. И.А. Жанрово-стилевая система прозы В.А.Жуковского. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2004.415 с.
  28. Т.А. Н.М.Карамзин: проблемы творчества (текст): учебное пособие по спецкурсу. М.: Спутник +, 2011.
  29. М. «Ирод и Мариамна» Гавриила Державина (К вопросу о формировании русской предромантической драмы) // Гаврила Державин / под ред. Е. Эткинда и С. Ельницкой. Нордфилд, Вермонт, 1995. С.224−233.
  30. С.А. «Остров Борнгольм» Н.М.Карамзина: структура повествования и особенности композиции // Русский текст.1995. № 3. СПб. С.63−73.
  31. П.Н. Летопись русского театра. СПб.: Универ.тип. 1862.386 с.
  32. Р. Избранное: Измерения исторического сознания. М.: РОССПЭН, 2004. 528 с.
  33. К.Н. Комментарии // Radcliffe Ann/ The Romance of the Forest. M.: Радуга, 1983. 506 с.
  34. В. Ученая республика (Вольное общество любителей русской словесности) М. Л.: Наука, 1964. 463 с.
  35. B.C. История русской поэзии. Смоленск: Русич, 1994.304 с.
  36. М. А. Эпохи и идеи: становление историзма. М.: Наука, 1987. 348 с.
  37. М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 301 с.
  38. Т.К. Страницы русских альманахов (Духовные искания литераторов пушкинского круга). М.: Век, 1998.107 с.
  39. П. Н. История русской журналистики XVIII в. М. -Л.:Наука, 1952. 341 с.
  40. Н.Я. Романтизм в Германии. Л.:Азбука-классика, 1973.367 с.
  41. М.Я. Русская проза XVIII века: Документальные жанры. Повесть. Роман. СПб.: Азбука, 1995.315 с.
  42. Биографии и биографические сборники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. У. Полут.7.СПБ., 1891. 470 с.
  43. B.В.Биткинова, Саратов, 2004. 330 с.
  44. Д.Д. Подлинный Веневитинов // Благой Д. Д. От Кантемира до наших дней. М.: Наука, 1979. С.267−277.
  45. В.В. Творчество Антония Погорельского: К истории русской романтической прозы: Автореферат дис.канд.филол. наук. М., 1990. 26 с.
  46. Бэгби Льюис. Александр Бестужев-Марлинский и русский байронизм. СПб.: Акад. проект, 2001.368 с.
  47. JI.H. Мотив Дома в русской романтической прозе 20−30 rr.XIX века: Дисс.. канд.филол. наук/ Л. Н. Бугрова, Тверь, 2004. 188 с.
  48. Ф. И. О влиянии христианства на славянский язык.М., 1848.88 с.
  49. Ф.И. Народная поэзия. Исторические очерки. СПб., 1887. 504 с.
  50. К.А. Владимир Павлович Титов / К. А. Бутенев // Русский архив. 1892. кн. 1.№ 1−4.С.87−91.
  51. В.Г. Фантазии об искусстве: рассказы и эссе. М.: Искусство, 1977. 264 с.
  52. В.Э. Готический роман в России. М.: Новое лит. обозрение, 2002. 544 с.
  53. В.Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». СПб.: Наука, 1994. 240 с.
  54. Д.В. и любомудры: Сборник статей. М.: РОССПЭН, 2010.830 с.
  55. А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». M.: INTRADA, 1999. 448 с.
  56. В.В. Проблемы авторства и теории стилей. М., 1961. 614 с.
  57. В.В. Сюжет о влюбленном бесе в творчестве Пушкина и Тита Космократова // Пушкин: Исследования и материалы. Л.: Наука, 1982. Т. 10. С.146−157.
  58. Т.О. Биография и культура. М.: Рус. словари, 1997 .186 с.
  59. , И. Ф. Романтизм как творческий метод // Проблемы романтизма: Сб. ст. Вып. 2. М.: Наука, 1971.С. 19−62.
  60. А.Х. Краткая история Общества любителей наук, словесности и художеств // Периодическое издание ВОЛСНХ. СПб., 1804. С. 1−19.
  61. А.Х. Опыт о русском стихосложении. СПб., 1817.
  62. В. Крылов и театр // И. А. Крылов. Исследования и материалы. М., 1947. С. 230−251.
  63. Вышенский паломник. Православный журнал. 1998. № 2 (7).
  64. И.Н. «Архивный юноша» и его повесть // Есенинский вестник. Вып. 5. Рязань: Изд-во Рязанского музея-заповедника, 2001.77с.
  65. К. Кун Г. История эстетики. М.: Наука, 1960.656 с.
  66. М. М. Ритм художественной прозы. М.: Наука, 1982. 367 с.
  67. В.А. Проблематика и особенности поэтики «Славенских вечеров» В.Т. Нарежного // Филологические науки. 1986. № 1. С.72−75.
  68. Т. Словесность и коммерция (Книжная лавка А. Ф. Смирдина) / Под ред. В. Б. Шкловского и Б. М. Эйхенбаума. М.: Аграф, 2001. 304 с.
  69. Г. А. Очерки по истории русского реализма. 4.1: Пушкин и русские романтики. М., 1965. 355 с.
  70. В. Избранные труды по языкознанию / Пер. с нем. Под ред. и с предисл. Г. В. Рамишвили. М.: Прогресс, 1984.397 с.
  71. А.И. Мои воспоминания. Московский публичный и Румянцевский музей, 1912.374 с.
  72. Н.Г. Эволюция русской романтической повести первой трети XIX века: Ф. Глинка, Н. Бестужев, А. Бестужев, А. Корнилович: Дисс.канд. филол. наук / Н. Г. Дергунова, Нижний Новгород, 1993. 196 с.
  73. Г. Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М.: Наука, 1982. С.235−263.
  74. А. Эпистолярная проза романтиков // Европейский романтизм. М.: Наука, 1973. С.234−251.
  75. Р. В. Жуковский и его время. Л.: Наука, 1989. 289 с.
  76. Н.В. Пушкин и В.Ф.Одоевский //Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. Л.: Наука, 1975. 340 с.
  77. История эстетической мысли: становление и развитие эстетики как науки: В 6 т. / Под ред. Овсянникова М. Ф. Т. 1−2. М.: Искусство, 1985.
  78. Л.И. Восток и Запад в романах Джеймса Мориера о Хаджи-Бабе: особенности авторской интерпретации: Автореферат дисс.канд. филол. наук. Магнитогорск, 2010.24 с.
  79. З.А. Московский кружок любомудров. М.: Наука, 1980. 327 с.
  80. Каменка-Страшакова Я. Творческий гений как категория эстетики и этики в романтической культуре // О Просвещении и романтизме: советские и польские исследования. М.:АН СССР, 1989. С. 93−108.
  81. Л.А. Повествовательная структура русской романтической повести (начальный этап развития). М.:МПГУ, 1994. 303 с.
  82. Ф.З. Эстетика русской романтической повести. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1973. 184 с.
  83. Л.А. Повествовательная структура русской романтической повести (начальный этап развития). М.: МПГУ, 1994. 112 с.
  84. В.Н. Предромантизм в русской лирике. К. Н. Батюшков. Н. И. Гнедич: Учебное пособие по спецкурсу. М.:МОПИ, 1987. 90 с.
  85. И.А. Для читателя современника. Статьи и исследования. М.: Советский писатель, 1968. 559 с.
  86. А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка. М.: Правда, 1974. 349 с.
  87. С.А. Русская антологическая поэзия первой трети XIX века. Л.: Наука, 1990.269 с.
  88. H.A. Пушкин и Веневитинов // Котляревский H.A. Старинные портреты. СПб., 1907. С.75−132.
  89. Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. Л.: Просвещение, 1968. 357 с.
  90. Д.С. Избранное. Воспоминания. СПб.: Наука, 2000.608 с.
  91. Д.С. Избранное. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. СПб: Русское слово, 2000. 528 с.
  92. В. А. Предромантизм. М.: Наука, 2006. 683 с.
  93. Е.А. Владимир Одоевский и его роман «Русские ночи». М., 1975.
  94. Маймин Е. А. Русская философская поэзия: Поэты-любомудры. М.: Наука, 1976.192 с.
  95. Ю.В. Русская философская эстетика. М.: МАЛП, 1998. 384 с.
  96. Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1980.278 с.
  97. Н.И. Русская критика первой четверти XIX века. М.-Л.: Наука, 1959.432 с.
  98. В.Д. «Московский вестник» и его роль в развитии русской критики. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. 268 с.
  99. Т.А. Жанровая система А.А.Бестужева Марлинского: Автореферат дисс.канд.филол.наук. Самара, 2002.24 с.
  100. А.Н. Категория Возвышенного в поэзии русского сентиментализма и предромантизма: Эволюция и типология. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. 212 с.
  101. А.И. «Чародейство красных вымыслов». Эстетика русской предромантической поэмы. Киров, 2001. 96 с.
  102. Русская новелла: проблемы теории и истории / Под ред. В. М. Марковича и В. Шмида. СПб.: Наука, 1993.
  103. Русская повесть XIX в.: история и проблематика жанра /под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1973.565 с.
  104. Э. Ориентализм. СПб., 2006. 640 с.
  105. В.И. Страницы русского романтизма. М., 1978.350 с.
  106. A.B. Род дворян Титовых. Рязань, 1893. 14 с.
  107. B.B. Очерки из истории русского романа XVIII века. Т. 1. Вып.1−2. СПб., 1909−1910.
  108. В.В. Русская жизнь XVIII века по романам и повестям // Русская старина. 1906. № 5−6.
  109. Сковорода Е. В. Балладный элемент в структуре русской романтической повести первой трети XIX века: Автореферат на соиск. уч.степ. канд.филол.наук. Псков, 2001.18 с.
  110. В. Миссис Анна Радклиф. Пер. М. Ю. Бриловой / Радклиф А. Итальянец / Отв. ред. Н. Я. Дьяконова. М., 2000: ЭКСМО. 512 с.
  111. .В. Эстетические и философские воззрения Д.В.Веневитинова//Филологические науки, 1969. № 6. С.36−48.
  112. H.A. В лабиринте фантазии // Комната с гобеленами: английская готическая проза /Сост., вст. ст. Н. А. Соловьевой. М.: Правда, 1991. 557с.
  113. Сурков Е. А. Русская повесть первой трети XIX века (Генезис и поэтика жанра) Кемерово, 1991.276 с.
  114. В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995.509 с.
  115. В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20−30-х годов XIX века. М.: Наука, 1985.279 с.
  116. М.А. Примечания // Антоний Погорельский. Избранное. М., 1985. С.405−409.
  117. Т.Т. Лермонтов и Восток // Россия и Восток: Филология и философия. Материалы IV Международной научной конференции «Россия и Восток: проблемы взаимодействия». Омск., 1997. С.57−61.
  118. Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф. П. Федоров. Рига: Зинатне, 1988. 454 с.
  119. Т.В. Основы народной духовности в «русских повестях» А.А.Бестужева // «Поэзия есть добродетель». Сборник статей к юбилею профессора В. Н. Аношкиной. М., 2009.
  120. Т.В. Художественная функция иронии в «восточной повести» И.А. Крылова «Каиб» // Филологические науки. 2005. № 5. С. 77−86.
  121. С.А. В.П.Титов // Русская фантастическая проза эпохи романтизма. Jl., 1990.
  122. Д.Н. Государственные деятели Российской империи. 18 021 917. Биобиблиографический справочник. СПб.: Интер, 2002. 936 с.
  123. Т. Владимир, помнящий родство // Насельники рязанских усадеб: документально-художественное издание / Сост. И. Красногорская. Рязань: Издатель Ситников, 2007. С.211−222.
  124. Черейский Л. А. Пушкин и его современники. Л.: Наука, 1986.536 с.
  125. Е.Г. Мифопоэтические мотивы в русской фантастической прозе 20−40-х годов XIX века: автореферат дис. доктора филол.наук. М., 2001. 33 с.
  126. Е.Г. Проблемы поэтики русской фантастической прозы 20−40-х годов XIX века. М.: Прометей, 2000.143 с.
  127. .Н. Воспоминания. М., 1929.293 с.
  128. Т.Т. Влюбленный бес. (Неосуществленный замысел Пушкина) // Пушкин: Исследования и материалы. М Л.: Наука, 1960. Т. 3. С.101−130.
  129. A.C. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск: Изд-во ТГУД985. 289 с.
  130. Дипломатический словарь: В 3-х т. / Гл. ред. А. А. Громыко. Т.З. М: Наука, 1986.749 с.
  131. A.Н.Николюкин. М.: Интелвак, 2001.
  132. B.М.Кожевникова и П. А. Николаева. М.: Сов. энцикл., 1987. 750 с.
  133. Новейшая философская энциклопедия: В 4 т. / Под ред. В. С. Степина. М.: Мысль, 2001.
  134. Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-науч. Центр «Православная энцикл.», 2000.752 с.
  135. Русская повесть XIX в.: История и проблематика жанра / Под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1973.
  136. C.В.Тураев. М.: Наука, 1974. 237 с.
  137. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд. дом ИНФРА-М, 1997. 574 с.
Заполнить форму текущей работой