Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Русское альтовое искусство XVIII — начала XX века: Инструмент, сфера применения, композиторское творчество

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За этим феноменом стоит целый ряд факторов, совокупность которых открыла новую, самую яркую страницу в биографии инструмента. Ушли в прошлое тормозившие эволюцию альта такие проблемы как недостаточное количество полномерных, хорошо звучащих альтов, слабая техническая оснащенность исполнителей, снисходительное отношение к художественным возможностям инструмента, недооценка его тембровых качеств… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • СПЕЦИФИКА ИНСТРУМЕНТА И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ
    • 1. Строение и акустические свойства
    • 2. Приемы игры
  • Глава II.
  • СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АЛЬТОВОГО ИСКУССТВА
    • 1. Народные истоки славянской смычковой культуры
    • 2. От любительства к профессионализму альт в оркестровом и квартетном музицировании)
    • 3. Образование и педагогика
  • Глава III.
  • АЛЬТ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ
    • 1. Оркестровая музыка симфонические жанры, музыкальный театр)
    • 2. Смычковый квартет
    • 3. Сольный репертуар

Русское альтовое искусство XVIII — начала XX века: Инструмент, сфера применения, композиторское творчество (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Альт прошел долгий и без преувеличения тернистый путь развития — с точки зрения и его конструкции, и использования в исполнительском искусстве, и внимания к нему композиторов. Разумеется, непросто формировались и другие инструменты. Но, вероятно, нет среди них второго такого, чья судьба сложилась так драматично, настолько изобилует чередованием взлетов и падений, недоразухмениями и несправедливостями. Как и многие другие его собратья по симфоническому оркестру, альт в XX столетии приобрел статус сольного концертного инструмента, но и в этом плане ему пришлось долго преодолевать стойкое предубеждение в среде исполнителей, композиторов, слушателей.

В сознании многих, даже консерваторских студентов-альтистов, этот инструмент до недавнего времени воспринимался как «большая скрипка», то есть «скрипка второго сорта», а сами альтисты — исключительно как несостоявшиеся скрипачи. Ситуация стала меняться только в последние десятилетия под воздействием того революционного переворота, который совершили видные исполнители и композиторы. «Раньше я шутил, а теперь серьезно могу сказать начинающему скрипачу: будешь хорошо играть, сможешь перейти на альт» [187, 62]. В этом высказывании Ю. Башмета ныне слышится не только остроумный смысловой перевертыш, но и отражение важных реалий современной музыкальной культуры. Колоссальные успехи альтового искусства недавнего прошлого и наших дней побуждают внимательнее присмотреться к его истории, попытаться понять, с одной стороны, что тормозило его подъем, с другой — что послужило предпосылками такого подъема.

Альт считают родоначальником всего струнно-смычкового семейства. Во второй половине XVI века он первым — из закрепившихся в художественной практике струнных инструментов — вошел в состав оркестра (такова точка зрения авторитетных зарубежных и российских инструментоведов [132,.

13]). В историческом плане альт явился связующим звеном между уходящей эпохой семейства ренессансных виол и зарождавшейся эпохой семейства скрипок. В Новое время скрипка, наделенная более ярким звучанием, предрасположенностью к виртуозной игре, выиграла соперничество у виол (альтов), с их матовым, приглушенным тембром и оттеснила эти инструменты в собственную тень. Не случайно в квартетном исполнении альт часто «западает».

Одна из причин трудностей, пережитых инструментом, заключается в парадоксальности его функций на протяжении долгого времени: его роль в музицировании была второстепенной и, вместе с тем, незаменимой. Без альта не обходились ни камерные ансамбли, ни оркестры, однако более ответственные роли ему не доверялись. За отдельными исключениями (немногочисленные концертные пьесы XVIII века), он на такие роли и не претендовал.

Противоречивыми тенденциями от*мечено отношение к альту в XIX столетии. С одной стороны, век романтизма, принесший с собой культ виртуозности, не мог не пробудить интереса к инструменту. Но эта тенденция нашла отражение, главным образом, в усложнении альтовых партий в оркестре и ансамблях. С другой стороны, ни абсолютное большинство музыкантов, ни публика еще не были готовы к тому, чтобы признать за альтом такие же права, как за скрипкой. Показательно, что когда Паганини впервые выступил как альтист-солист со своей Сонатой для Большого альта с оркестром, лондонские слушатели и критика встретили это событие без энтузиазма.

Другая причина длительного пребывания инструмента на вторых ролях более специфична. Новый Словарь Гроува подытоживает: «Главная проблема альта в том, что он физически не может дать совершенный акустический результат, подобный скрипке. Настроенный на квинту ниже скрипки, [он] акустически потребовал бы корпус в полтора раза больше скрипичного (т. е. длиной около 53 см). Инструмент же, чей размер превышает 43 см, неудобен для исполнителя с руками нормальной длины» [222, 808]. Добавим, что музыканту, играющему на таком инструменте, надо было бы обладать чрезвычайно длинными пальцами и сверхъестественной их растяжкой.

Вместе с тем, несмотря на все препятствия, альт существует на протяжении нескольких эпох. Сочинения для него создали выдающиеся мастера XVII, XVIII и XIX столетий (не говоря уже о XX веке, остающемся за пределами нашей темы), в том числе Гайдн, Моцарт, Берлиоз, Паганини, Брамснекоторые из них сами охотно играли на альте. О непременном участии альта (альтов) в составе ансамблей и оркестров напоминать излишне. С давних пор известен альт в нашей стране, где к нему также обращались видные музыканты — композиторы и исполнители.

Выдающийся альтист и педагог XX столетия В. В. Борисовский писал: «В наше время, когда альт как сольный инструмент вышел (вернее, выходит) на широкую дорогу. становится очевидным, что для изучающих альт как сольный инструмент необходимо совершенно знать историю его возникновения, развитие исполнительского мастерства на нем и его литературу» ([168,10]- курсив мой. — В. Г.). Эти слова музыкант произнес более 30 лет назад. Если бы он дожил до наших дней, то характерная оговорка — «вернее, выходит» — уже не понадобилась бы. По сути дела, приведенное высказывание в общих чертах намечает перспективы предлагаемого исследования. Однако до сего времени во всех поставленных вопросах ощущаются зияющие пробелы, заполнить которые, хотя бы отчасти, представляется задачей вполне своевременной.

Российскими и зарубежными инструментоведами в этом плане исследованы преимущественно скрипка и виолончель. Между тем, не появилось еще фундаментальных работ, в которых бы всесторонне рассматривались вопросы конструкции и акустики альта, динамических и тембровых характеристик. Не создана, в частности, история альта в русской музыке: не изучено его распространение и эволюция, сфера практического применения, репертуар и т. д.

Названными обстоятельствами определяется актуальность данной работы.

Конечная цель исследования — воссоздать и осмыслить историю русского (дореволюционного) альтового искусства во всех формах его проявления в соотнесении с эволюцией самого инструментов и приемов игры на нем. Под формами проявления мьл имеем в виду в данном случае оба вида творчества — композиторское и исполнительское, а также рассмотренный в двух соответствующих аспектах весь спектр жанров — оркестровых, ансамблевых, сольных.

Стремление к указанной цели выдвинуло перед автором комплекс задач:

— проследить процессы возникновения альта, его функционирования в разные исторические периоды;

— рассмотреть проблемы усовершенствования конструкции и акустических качеств альта (далее мы будем называть их объективными факторами звучания) в сопоставлении с наиболее близким ему инструментом — скрипкой, что представляется особенно важным в свете того, что на протяжении длительного времени строение именно альта подвергалось не всегда оправданным экспериментам и претерпело наибольшие и изменения;

— обобщить, систематизировать и прокомментировать взгляды по этим вопросам, существующие в разных областях науки (инструментоведение, музыкальная акустика) и практики (исполнительство, педагогика, изготовление инструментов);

— дать подробную классификацию разновидностей альта, не обходя вниманием историю его ближайшей «родственницы» — виоль д’амур;

— рассмотреть приемы игры на альте с точки зрения их сходства и различия с приемами игры на скрипке — субъективные факторы звучания;

— уяснить место, занимаемое альтом в русской музыкальной культуре от истоков к зарождению профессионального искусства и затем до начала XX столетия;

— исследовать роль темброво-технических и выразительных качеств альта в создании музыкального образа;

— воссоздать процесс становления и развития струнно-смычкового образования и педагогики, уделяя специальное внимание вопросам воспитания альтистов в эпоху, когда система такого воспитания еще не существовала.

О степени исследованности проблемы может дать представление краткий обзор источников. Сочетание в диссертации разных ракурсов анализа обусловило обращение к нескольким их группам.

1. Изучение альта собственно как инструмента, то есть акустического прибора, потребовало опоры на работы инструментоведов, музыкальных акустиков, мастеров по изготовлению инструментов. Вопросы конструкции и акустики альта исследованы чрезвычайно малоимеющиеся сведения на этот счет разрознены, затеряны среди материалов по скрипке и носят порой случайный характер. Специальные обстоятельные работы по данной теме нам не известны. Скупо сказано о мастерах-изготовителях инструмента, о поисках ими наиболее совершенной конструкции. Информацию приходилось, в основном, «транспонировать» из скрипичной сферы в альтовую, добывая ее по крупицам у десятков авторов. Среди них С. Артамонов [6], В. Вертков [31], Е. Витачек [33], Д. Зеленский [78], П. Зимин [79- 80], Г. Май-нель [102], Ж. Можен и В. Мень [107], В. Оберберг [120] АПальмин [124], П. Пищик и Б. Янковский [127], Т. Подгорный [129- 130], С. Понятовский [132- 134], А. Рождественский [149−151], В. Стахов [163−165], П. Шенанте [193], Б. Янковский [203], С. Ф. Саккони [219], У. В., А. Ф. и А. Е. Хилл [210], В. Лютгендорф [212], О. Мёккель [216], Й. Рейсс [218].

Автор счел целесообразным опереться также на методы исследования, предложенные в некоторых работах, посвященных другим инструментам, не относящихся к струнно-смычковым. Для примера назовем: «Фортепиано» М. Бражникова [26], «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры» С. Левина [93- 94], «Орган в истории русской музыкальной культуры» JI. Ройзмана [152].

Отдельно упомянем имеющие отношение к избранной теме работы по музыкальной акустике Н. Гарбузова [39], JI. Кузнецова [91], Г. Гензеля и А. Заездного [41], А. Лемана [95], Г. Майнеля [102], В. Порвенкова [136], Д. Ярового [204], А. Володина [36], А. Харуто [183].

2. Приемы игры на инструменте — субъективные факторы его звучания — исследуются в работах О. Агаркова [1], Л. Ауэра [12], А. Броуна [27], Л. Гуревич [63], И. Лесмана [98], К. Мостраса [109- 110- 111], И. Назарова [116], Б. Степанова [166]. Среди трудов такого рода абсолютное большинство посвящены скрипке либо семейству струнно-смычковых инструментов в целом, и лишь немногие — непосредственно альтовой проблематике: статьи О. Шульпякова [196], Л. Сквирского [160], брошюра Б. Палшкова [123].

3. Соответствующие источники привлекались по проблемам возникновения смычковых инструментов в России, шире — в славянских культурах, роли альта в историческом развитии русского музыкального искусства, в эволюции ансамблевых и оркестровых жанров, сольного альтового репертуара, К этой же группе мы относим литературу о видных исполнителях-альтистах прошлого. В числе важнейших в этом ряду выделим фундаментальные труды К. Закса и Э.-М. Хорнбостеля [185,], И. Ямпольского [201], Б. Струве [170], Л. Гинзбурга [42- 43- 44- 45-]. В советской и постсоветской музыкальной науке подобных работ, к сожалению, мало. Несколько больше публикаций просветительского, популяризаторского характера, которые также использовались в диссертации. Автором учтены результаты исследований старинных смычковых инструментах южных и восточных славян, полученные российскими и польскими учеными М. Тихомировым [174], Н. Приваловым [138], В. Камински [211], А. Полински [217]. Важные сведения о русском смычковом инструментарии, формах музицирования почерпнуты в работах, описывающих русский музыкальный быт XVI—XVIII вв.еков (И. Забе.

ЛИН [74- 75- 76- 77], Б. Машкин [103], П. Морозов [108], Т. Ливанова [99- 100], П. Столпянский [167].

4. Изучение сферы применения альта, места инструмента в наследии русских авторов, а также сольного, камерно-ансамблевого и оркестрового альтового исполнительства обусловило обращение к значительному массиву литературы. Во-первых, это монографические работы о творчестве крупных русских композиторах, об отдельных, интересующих нас жанрах, а также мемуарные, эпистолярные и публицистические источники (они многочисленны, общеизвестны и поэтому здесь не перечисляются). Во-вторых, специальные исследования по вопросам оркестровки, а инструментовки (Г. Берлиоз [18], М. Глинка [52], Н. Римский-Корсаков [146], Э. Гиро [49]. А. Каре [85], А. Веприк [30], Д. Рогаль-Левицкий [147- 148], Г. Благодатов [22], Ф. Витачек [34], и др.). В-третьих, труды об исполнительстве и исполнителях, в частности, альтистах (Л. Раабен [139- 140], Р. Давидян [64], С. Понятов-ский [132], М. Гринберг [62], В. Юзефович [198]). В-четвертых, методические работы, особенно те, в которых авторы, наряду с конкретными исполнительскими и педагогическими рекомендациями, стремятся к обобщающим наблюдениям и выводам историко-теоретического характера (К. Аджемов [2], Д. Благой [23], А. Григорян [61], Л. Гинзбург [45], А. Зыбцев [81], М. Мильман [104], Е. Стоклицкая [168], В. Ширинский [194], О. Шульпяков [196], В. Юзефович [199]). Разумеется, в целом ряде работ указанные ракурсы переплетаются, поэтому распределение их в настоящем обзоре по группам в известной мере условно.

Знакомство с означенной литературой приводит к нескольким выводам. В соответствии со своими целями, авторы зачастую сосредотачиваются на каком-либо одном из названных вопросов или большем их количестве, но практически никто не сводит воедино все заявленные проблемы. В частности, никем последовательно не сопоставлены строение и акустические свойства альта, с одной стороны, и его историческое бытование в отечественной музыкальной культуре — с другой. Важная роль альтов в камерно-ансамблевом и оркестровом исполнительстве признается всеми авторами, но современное музыкознание до сих пор не располагает специальным исследованием эволюции функций альтов в ансамблях и оркестре. Не в достаточной мере изучены приемы употребления композиторами альтового звучания, особенности использования исполнительской технологии, т. е. принципиально важные вопросы, определяющие назначение данного инструмента, оркестровой группы в семействе струнных смычковых как важнейшей темброво-выразительной сферы ансамбля и оркестра. В частности, эти вопросы обойдены молчанием в содержательной книге М. Гринберга «Русская альтовая литература» [62]. Однако не стоит недооценивать итогов проведенных исследований, поскольку без них не был бы возможен следующий шаг в изучении альта.

5. Предмет нашего исследования потребовал также обращения и к таким источникам информации как газеты, журналы, каталоги, энциклопедии и словари, а также архивы.

6. Не менее ценными, нежели литературные источники, для автора оказались личные контакты со скрипичными мастерами, крупными исполнителями, педагогами, дирижерами, композиторами. Из бесед и переписки с ними почерпнуты редчайшие, труднодоступные данные, представляющих огромный интерес для работы над темой.

Поставленные задачи определили методы исследования. Диссертация возникла на стыке различных научных дисциплин: истории и теории музыки и музыкальной культуры, истории и теории исполнительского искусства, ин-струментоведения, отдельных областей музыкальной акустики.

Музыкальный материал собирался и систематизировался с таким расчетом, чтобы наиболее полно выявить роль и основные этапы эволюции альта в различных жанрах творчества русских композиторов. Именно с этих позиций, для иллюстрирования основных положений работы, отбирались произведения тех авторов XVIII — начала XX века, которые внесли наибольший вклад в развитие альтового искусства, выявили лучшие качества инструмента, создали почву для его дальнейшего совершенствования. В некоторых случаях, при описании приемов игры на альте, наряду с образцами русской музыки, привлекались также отдельные произведения зарубежных композиторов.

Важнейший фактор научной новизны диссертации обусловлен следующим обстоятельством. В эволюции историко-теоретического знания о струнном инструментарии выкристаллизовались два ведущих пласта — скрипичный и виолончельный. Однако принципиальное отличие природы альта и этих инструментов еще никем не анализировалось как специальная проблема. В диссертации впервые собран и систематизирован обширный материал, связанный со строением и акустикой альта, вскрыты закономерности его использования на фоне общего развития русской музыкальной культуры и в тесной связи с индивидуальными манерами крупнейших русских композиторов. Достаточно ново выявление специфики исполнительской техники альтиста, вытекающей из конструкции и выразительных возможностей инструмента.

Практическая значимость предлагаемой работы состоит в ее многопрофильном назначении. Использование ее результатов возможно (некоторые уже используются) в учебных курсах истории и теории смычкового искусства, методики обучения игре на скрипке (альте), инструментоведения и оркестровки, истории музыки. Работа может оказаться полезной для педагогов и студентов-альтистов, музыковедов, дирижеров, композиторов, мастеров по изготовлению струнных смычковых инструментов.

Задачи исследования определили и структуру работы: Введение, три главы, Заключение, приложение (нотные примеры), библиографический список (222 наименования).

Первая глава, «Специфика инструмента и исполнительской техники», посвящена двум взаимосвязанным вопросам: конструкции (строению) и акустическим свойствам инструмента, а также приемам игры — звукоизвлече-нию, штрихам, двигательной сфере и т. п. — в их сходствах и отличиях от аналогичных скрипичных приемов. Каждый из названных вопросов рассматривается в отдельном параграфе.

Во второй главе, «Становление профессионального альтового искусства», анализу изучению подвергнуты народные истоки струнно-смычковых инструментов у славян и их (инструментов) разновидности (первый параграф), пути развития альта в России, оркестровое и квартетное музицирование (второй параграф), а также музыкальное образование в этой сфере (третий параграф).

Предмет третьей главы, «Альт в творчестве русских композиторов» -эволюция технических возможностей и выразительных функций инструмента в музыке оркестровой (первый параграф) и квартетной (второй параграф), зарождение и развитие сольного репертуара.

В Заключении сжато очерчены исторические судьбы альта в последующую эпоху — в XX веке.

Автор отчетливо сознает, что не все заявленные проблемы освещены в работе в равной мере подробно. Однако стремление к такой подробности привело бы либо к мозаичности изложения, либо к значительному превышению допустимого объема исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Окидывая историю альтового искусства взглядом из сегодняшнего дня, хорошо видно, что принципиальные позитивные изменения, о которых можно говорить как о качественном скачке, принес с собой только XX век. В первой четверти столетия альт заявил о себе как сольный инструмент, стал полноправным «персонажем» концертной эстрады. С указанной точки зрения альт проделал тот же путь, что и другие оркестровые инструменты, отвоевавшие в XX веке «место под солнцем», но в ряде отношений превзошел их.

За этим феноменом стоит целый ряд факторов, совокупность которых открыла новую, самую яркую страницу в биографии инструмента. Ушли в прошлое тормозившие эволюцию альта такие проблемы как недостаточное количество полномерных, хорошо звучащих альтов, слабая техническая оснащенность исполнителей, снисходительное отношение к художественным возможностям инструмента, недооценка его тембровых качеств, бедность репертуара. Перемены затронули абсолютно все сферы: не только сольное, но и ансамблевое, оркестровое исполнительство, композиторское творчество, педагогику и многое другое. Можно утверждать, что главный итог завершившегося столетия в области альтового искусства — коренной сдвиг, произошедший в сознании всех, кто к нему причастен: создателей музыки, артистов, музыкантов-педагогов, наконец, слушателей. Достаточно вспомнить, что одно из лучших русских камерно-ансамблевых сочинений — Неоконченная соната М. И. Глинки — более ста лет оставалась невостребованной, а ныне широко вошла не только в концертный, но и учебный репертуар студентов вузов и училищ.

Чем обусловлен расцвет?

Безусловно, едва ли не в первую очередь, — целой плеядой выдающихся музыкантов, ярко проявивших себя в качестве концертирующих солистов, педагогов, редакторов, авторов переложений и т. д.

На протяжении полувека отечественное альтовое искусство возглавлял В. В. Борисовский (1900;1972). Обучавшийся игре на скрипке у М. И. Пресса и Р. Поллака и закончивший Московскую консерваторию по классу альта В. Р. Бакалейникова, В. Борисовский в 1922 году (совместно с К. Н. Игумновым) сыграл свой первый сольный концерт. С 1923 по 1966 год он — неизменный альтист квартета им. Бетховена, получившего мировую известность лучшего русского квартета середины XX века. Блестящие концертные выступления с выдающимися музыкантами — Е. Бекман-Щербиной, К. Игумновым, Л. Обориным, А. Гольденвейзером и другими — сделали имя альтиста весьма заметным в советском музыкальном мире (параллельно разворачивалась концертная деятельность выдающихся зарубежных альтистов — англичанина Л. Тертиса и шотландца У. Примроза). Ряд композиторов-современников посвятили В. Борисовскому свои альтовые сочинения, он же был их первым исполнителем. Добавим, что он — фактически первый российский музыкант в XX веке, кто регулярно обращался к такому редкому в наши дни инструменту как виоль д’амур. Н. Мясковский считал Борисовского «несравненным альтистом», а П. Хиндемит уважительно называл его «председателем международного союза альтистов» [134, 173].

Проявил себя В. Борисовский и на поприще редактора учебных пособий, а также как создатель многочисленных переложений и обработок для альта сочинений разных эпох, стилей, национальных школ, которые существенно пополнили репертуар альтистов. Той же цели послужил составленный В. Борисовским в содружестве с немецким музыковедом В. Альтманом каталог нотной литературы для альта и виолы с XVII по XX век (издан в Лейпциге в 1927 году).

В тесном творческом контакте с В. Борисовским работал скрипичный мастер Т. Ф. Подгорный, создавший большое количество превосходных по своим звуковым качествам альтов. Его работы способствовала возвращению альтистов к полноценно звучащим инструментам и отказу от «альтов-недомерков», не обладающих требуемыми звуковыми качествами. Потребность в качественных инструментах побудила последовать примеру Подгорного другого замечательного мастера — Е. Ф. Витачека и других советских мастеров старшего поколения.

По отношению к В. Борисовскому часто приходится употреблять слова «первый», «впервые», «единственный». В начале 20-х годов он был единственным в Московской консерватории студентом-альтистом (это и был «класс альта профессора В. Бакалейникова»), остальные овладевали навыками игры на альте в рамках учебной дисциплины «Обязательный инструмент» под руководством педагогов-скрипачей. Нехватка профессиональных альтистов-педагогов служила препятствием к воспитанию альтистов-студентов, обусловливала невысокий престиж специальности, что в свою очередь не способствовало становлению альтового педагогического корпуса. В. Борисовский разорвал этот порочный круг, создав в Московской консерватории полноценный класс специального альта, который он вел с 1925 года до конца своих дней (1972), возглавлял кафедру альта и арфы. Немало способствовал музыкант созданию классов альта в Музыкальном училище при консерватории, позднее — в других консерваториях страны.

За долгую педагогическую жизнь В. Борисовский воспитал около двухсот альтистов, которые определили взлет отечественного альтового искусства в XX веке. Его по праву считают основателем советской альтовой школы.

Нет возможности даже кратко охарактеризовать деятельность питомцев В. Борисовского, среди которых такие видные музыканты — солисты, ан-самблисты, дирижеры, педагоги — как Р. Баршай, Ф. Дружинин, Л. Куренко-ва, Г. Матросова, Е. Страхов.

Ради хотя бы относительной полноты картины следует упомянуть и другие московские альтовые школы." Главой одной из них, безусловно, являлся М. Тэриан. Многолетний участник квартета им. Комитаса, солист оркестра Большого театра, руководитель классов альта, квартета и студенческого камерного оркестра в Московской консерватории, он играл в ансамблях с Д. Ойстрахом, П. Бондаренко и С. Кнушевицким, Л. Обориным — и это далеко не полный перечень видов его деятельности. Как солист он выступал лишь эпизодически. Из класса М. Тэриана вышли такие блестящие альтисты как Г. Талалян, Г. Одинец, Г. Безруков.

Выдающимся русским альтистом, представляющим Ленинградскую исполнительскую школу, был блестящий альтист-концертант, профессор Ленинградской консерватории Ю. М. Крамаров (1929;1982). В 1957 году он получил первую премию на Шестом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Ему принадлежит множество редакций и транскрипций для альта, в частности — Шести сюит для виолончели соло И. С. Баха. Ю. Крамарову посвятили свои альтовые сочинения композиторы В. Цытович, С. Слонимский, В. Богданов-Березовский и другие. Среди воспитанников Ю. Крамарова такие известные альтисты как В. Шульга, В. Стопичев, М. Кугель.

Превосходными исполнителями-альтистами показали себя в разные годы концертмейстеры симфонических и оперных оркестров Москвы и Ленинграда — М. Гурвич, И. Бабич, А. Багринцев, И. Гольденберг, Я. Каплун, И. Вакс, А. Шейдин, А. Ржев и др.

Отечественная альтовая школа вполне может стать темой специального исследования.

Сегодня неоспоримое лидерство в мировом альтовом исполнительстве принадлежит Ю. Башмету (р. 1953), ученику В. Борисовского и Ф. Дружинина. В молодые годы он стал лауреатом двух престижных международных конкурсов альтистов — им. Ф. Эрекпя в Будапеште (1975, вторая премияпервая премия — М. Кугель) и Мюнхенского (1976, Гран-При). Уже тогда мир заговорил о нем как о феноменально одаренном альтисте. Ныне его справедливо называют уникальным явлением в современной музыкальной культуре, первым альтистом мира. Он входит в число сравнительно немногих академических музыкантов, чья популярность способна сравниться с популярностью эстрадных звезд. Но если присутствие среди них скрипачей, виолончелистов, певцов можно было прогнозировать, ибо оно подготовлено веками развития виртуозности в этих областях исполнительства, то вхождение в их круг альтиста показательно в высшей степени. Ю. Башмет утвердил в общественном мнении альт как инструмент, ни в чем не уступающим его прославленным собратьям.

В этом плане символическим событием явился его сольный концерт в Большом зале Московской консерватории 28 апреля 1983 года — первое выступление альтиста на этой сцене за всю ее историю. По мистическому совпадению, произошло оно ровно, день в день, через 149 лет после того как Паганини сыграл свою Альтовую сонату перед лондонской публикой. Справедливости ради следует заметить: предубеждение о том, что альту не место в больших престижных залах, за рубежом было сломлено раньшек тому времени Ю. Башмет уже выступал в крупнейших концертных залах мира, включая Карнеги-холл, Концертгебау, Барбикан, Синтори-холл, Берлинскую филармонию. Репертуар артиста поистине огромен и включает едва ли не всё значительное, что написано для альта за всю историю его существования, а также многочисленные переложения.

Список созданных специально для Ю. Башмета *музыкальных произведений включает более 50 наименований, среди них концерты, сонаты, сочинения других жанров С. Губайдулиной, А. Головина, Э. Денисова, В. Кахидзе, Р. Леденева, М. Плетнева, А. Раскатова, М. Таривердиева, А. Чайковского, А. Шнитке, Р. Щедрина, А. Эшпая.

За 25 лет педагогической деятельности в Московской консерватории он воспитанников около 50 музыкантов, среди которых артисты и солисты оркестров в России, Европе, Америке, Африке, лауреаты международных конкурсов, педагоги. В настоящее время Ю. Башмет возглавляет созданную им кафедру Экспериментального альта и арфы.

Если к сказанному прибавить, что он много играл в ансамбле с такими знаменитостями как С. Рихтер, В. Третьяков, Г. Кремер, А. Любимов, М. Ростропович, что он создал и возглавляет ансамбль «Солисты Москвы», осуществил громадное число звукозаписей, активно занимается общественно-музыкальной деятельностью, является телеведущим популярной программы «Вокзал мечты» и автором одноименной книги, что он стал одним из прототипов главного героя романа В. Орлова «Альтист Данилов» (1977), то вывод, к которому приходит биограф музыканта, не покажется преувеличением: «Сделать столько же не сумел до него ни один альтист в мире» [190,57].

Появление в стране ярких исполнителей-альтистов решающим образом способствовало той яркой вспышке интереса отечественных композиторов к инструменту, который наблюдается в последние десятилетия. В 1930—1950;е годы, вдохновленные талантом В. Борисовского, сочинения для альта создали С. Василенко, В. Гайгерова, В. Крюков, 3. Левина, А. Крейн, В. Шебалин, В. Ширинский. К сожалению, в этом ряду нет имен наиболее выдающихся композиторов того времени — Н. Мясковского и С. Прокофьева. Симптоматично, что А. Хачатурян и Д. Шостакович обратятся к альту позднее, в середине 70-х годов, вдохнув в альтовую литературу новую жизнь. Именно этот факт — появление музыки для альта, созданной «первыми лицами» отечественной композиторской школы, — открыл новую эпоху в истории инструмента, удостоверил его причисление к «сонму великих».

Период 60−90-х годов принес также немало сочинений, связанных с артистической деятельностью Ф. Дружинина, Д. Шебалина, М. Толпыго, Ю. Крамарову, И. Богуславского, других видных альтистов. Им посвящены концерты, сонаты, другие произведения Э. Аристакесяна, Р. Бунина, Е. Голубе-ва, В. Цытовича. Особо выделим М. Вайнберга, Р. Леденева, Г. Фрида, обращавшихся к альту неоднократно, питающих к нему явную приязнь. К примеру, Г. Фрид создал Сонату (1972), Шесть пьес для альта и фортепиано (1975), Концерт для альта, фортепиано и струнного оркестра (1981), наделил солирующий альт функцией лейттембра в моноопере «Письма Ван Гога» (1975). Имеются сведения о том, что толчком для создания Д. Шостаковичем Альтовой сонаты, его «лебединой песни», послужили прослушанные им сочинения М. Вайнберга и Г. Фрида, чье творчество он высоко ценил [184, 333].

Библиотека литературы для альта ныне столь огромна, что ее изучение также могло бы стать специальным предметом научного осмысления.

Характерная примета художественной жизни XX века — музыкальные конкурсы. Вполне закономерно, что наибольшее их число проводится для пианистов, скрипачей, вокалистов. Однако к середине столетия круг специальностей расширяется, и в него немедленно входят альтисты. Так, например, в Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (Москва, 1933) участвовали только пианисты, скрипачи, виолончелисты и вокалисты. А уже через два года на Втором таком конкурсе (Ленинград, 1935) к ним присоединились альтисты (наряду с контрабасистами, арфистами и др.). Однако состязались музыканты без дифференциации по инструментам: среди струнников первой премии был удостоен Д. Ойстрах, второй — альтист Е. Страхов.

Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей на оркестровых инструментах в Ленинграде (1963) выявил группу молодых музыкантов, показавших высочайший исполнительский уровень владения инструментом. Лауреатами этого напряженного творческого состязания стали И. Малкин, И. Богуславский, М. Толпыго, В. Трушин и А. Людевиг. Дипломами отмечены А. Венжега, В. Горбунов, Я. Фудиман.

Впоследствии исполнители на альте принимали участие в ряде Всероссийских, Всесоюзных и Международных конкурсов, проводившихся в нашей стране и за рубежом. Более десяти лет (с 1993 года) существует основанный Ю. Башметом единственный в России Московский Международный конкурс альтистов, который проводится раз в два года.

Таким образом, даже эскизно очерченная панорама отечественного альтового искусства в XX веке убедительно показывает, насколько мощный рывок совершило оно за последние 80−100 лет. Столь же очевидно и то, что такой прорыв был бы невозможен без предшествующих этапов, рассмотреть которые и входило в задачу настоящего исследования.

М. Вайнбергсправедливо замечал: «.В наше время происходит своего рода „раскрепощение“ инструментов и освобождение их от незаслуженно приписываемых в прошлом характеристик. На примере виолончели мы видим, что сто лет тому назад у нее не было такого сольного репертуара, какой существует сейчас. По-моему, то же самое происходит и с альтом, и это, на мой взгляд, совершенно естественный исторический процесс» [134, 222].

Альт, можно сказать, выстрадал свое право на первые роли в современной музыке и продолжает завоевывать всё новые рубежи. Это позволяет смотреть на будущее альтового искусства с надеждой и оптимизмом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. Вибрато как средство музыкальной выразительности в игре на скрипке:. Исследовательско-методический очерк. М., 1956.
  2. К. Избранные сочинения Клода Дебюсси в классе камерного и фортепианного ансамбля // Камерный ансамбль: Педагогика и исполнительство. М., 1979.
  3. Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией. СПб. 1842, т. 4, № 36.
  4. Е. Прошлое и настоящее оркестра. СПб., 1886.
  5. АлыивангА. П. И. Чайковский. 2-е изд. М., 1967.
  6. С. Замечания инженера о механизмах звучания инструментов скрипичного семейства // Муз. академия. 1996. № 3−4.
  7. Архив дирекции императорских театров. Вып. 1. СПб., 1892.
  8. . О русской песенности // Асафьев Б. Избр. труды. Т. 4 М., 1955.
  9. . Об исследованиях русской музыки XVIII века и двух операх Бортнянского // Музыка и музыкальный быт старой России. JL, 1927.
  10. . Русская классическая музыка. М., 1945.
  11. . Русская музыка: XIX и начало XX века. Л., 1968.
  12. Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. М., 1965.
  13. Л. Николай Григорьевич Рубинштейн. М., 1982.
  14. Баршай P. Virtuosi di Roma // Сов. музыка. 1961. № 7.
  15. Р. Загребский ансамбль // Сов. музыка. 1957. № 8.
  16. А. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном. 1805−1850. СПб., 1882.
  17. В. А. К. Глазунов. Материалы к его биографии. Т. 1.4. 1. П., 1922.
  18. Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. Т. 1. М., 1972.
  19. А. А. Ф. Львов как музыкант и композитор. СПб, 1900.
  20. БерындаП. Лексикон славяноросский. Киев, 1927.
  21. Библиографический обзор // Труды ГИМНа, сб. работ по музыкальному инструментоведению. М., 1926. Вып. 1.
  22. Г. История симфонического оркестра. Л., 1969.
  23. Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. М., 1979.
  24. А. Жизнь и приключения, описанные и*м самим. Т. 1−1У, СПб., 1871−1873.
  25. А. Жизнь, переписка, музыкальные статьи. СПб. 1889.
  26. М. Фортепиано. М., 1967.
  27. А. Очерки по методике игры на виолончели. М., 1967.
  28. БэлзаИ. История польской музыкальной культуры. Т. 1. М., 1954.
  29. И. История чешской музыкальной культуры. Т. 1. М., 1959.
  30. ВеприкА. Очерки по вопросам оркестровых стилей. М., 1961.
  31. В. Русские народные музыкальные инструменты. М., 1963.
  32. И. Некоторые черты русской оркестровой культуры XVIII века. М., 1987.
  33. Е. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. 2-е изд. М., 1964.
  34. Ф. Очерки по искусству оркестровки XIX века. М., 1979.
  35. Вопросы музыкальной педагогики: Смычковые инструменты / Сост. и ред. М. Берлянчик и А. Юрьев. Новосибирск, 1973.
  36. А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музыкальное искусство и наука. М., 1970.
  37. Т. Заметки о виолончельной сонате Рахманинова и ее исполнителях // Вопросы музыкального исполнительства. Вып. 4. М., 1967.
  38. JI. Фортепианная музыка XX века. M.-JL, 1976.
  39. Н. Музыкальная акустика. М., 1940.
  40. Ф. Новый курс инструментовки. М., 1892.
  41. Г., ЗаездныйА. Основы акустики. М., 1952.
  42. Л. История виолончельного искусства. Кн. 1. Виолончельная классика. M.-JL, 1950.
  43. Л. История виолончельного искусства. Кн. 2. Русское виолончельное искусство до 60-х годов XIX века. М., 1957.
  44. Л. История виолончельного искусства. Кн. 3. Русская классическая виолончельная школа (1860−1917). М., 1965.
  45. Л. История виолончельного искусства. Кн. 4. Зарубежное виолончельное искусство XIX—XX вв.еков. М., 1972.
  46. Л. К истории исполнения квартетов Бетховена в России // Гинзбург J1. Исследования, статьи, очерки. М., 1971.
  47. Л., Григорьев В. История скрипичного искусства. Т. 1. 1990.
  48. Л. Камерная музыка в современной музыкальной практике // Камерный ансамбль: Педагогика и исполнительство. М., 1979.
  49. Э. Руководство к практическому изучению инструментовки. / Под ред. Д. Рогаль-Левицкого. М., 1934.
  50. А. Исследования. Материалы. Публикации. Письма. Т. 1. Л., 1959.
  51. И. А. Г. Рубинштейн. М., 1929.
  52. А. Музыкальный мир Пушкина. М.-Л., 1950
  53. В. Записки (1750−1816). СПб., 1911.
  54. Г. Камерные ансамбли А. Бородина. М., 1972.
  55. А., Леонов А. Производство и ремонт смычковых музыкальных инструментов. М., 1975.
  56. А. Моя музыкальная жизнь. Париж, 1934.
  57. В. Методические взгляды Ю. И. Янкелевича // Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. М., 1983.
  58. А. Заметки преподавателя квартетного класса // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. М., 1979.
  59. Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. Л., 1988.
  60. Р. Квартетное искусство. 2-е изд., доп. и перераб. М. 1994.
  61. Р. Из опыта работы в квартетном классе // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. М., 1979.
  62. Р., Стоклицкая Е. Г. С. Талалян // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 8. М., 1987.
  63. В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М., 1989−1991.
  64. . А. А. Алябьев. Камерно-инструментальное творчество. М.-Л., 1948.
  65. . Евстигней Фомин. 2-е изд. М., 1968.
  66. Н. Ремонт смычковых музыкальных инструментов. М., 1986.
  67. Ежегодник института истории искусств Академии наук СССР: Театр и музыка. М.-Л., 1948.
  68. Н. Театры Шереметевых. М., 1944.
  69. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. Т. 1. СПб., 1870.
  70. И. Добавления к дворцовым разрядам. Ч. 1. М., 1882.
  71. И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Ч. 1. 3-е изд. М., 1895.
  72. И. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. 3-е изд. М., 1901.
  73. И. Опыты изучения русских древностей и истории. Исследования, описания и критические статьи. Ч. 1. М., 1872.
  74. Д. Итальянские смычковые инструменты. Полтава, 1826.
  75. П. К вопросу о звукообразовании у смычковых инструментов // Труды ГИМНа. Сб. работ комиссии по музыкальной акустике Вып. 1. М., 1926.
  76. П. О единообразном методе исследования дек смычковых инструментов // Труды ГИМНа. Сб. работ по музыкальному инструментоведению. Вып. 1. М., 1926.
  77. А. Из опыта работы педагога класса камерного ансамбля // Камерный ансамбль: Педагогика и исполнительство. М., 1979.
  78. М. История музыкального развития России. Т. 1. СПб., 1910.
  79. История о Казанском царстве. Казанский летописец. Полн. собр. русских летописей. Т. 19. СПб., 1903.
  80. Канн-Новикова Е. М. И. Глинка. Новые материалы и документы. М.-Л., 1950.
  81. А. История оркестровки. М., 1925.
  82. Каталог разным нотам, продающимся у Карла Коха в Москве в типографии Августа Семена. М, 1784.
  83. Каталог Бернара за 1833 год. СПб, 1833.
  84. Ю. Русская музыка XVIII века. М. 1965.
  85. . Новгородские древности. Деревянные изделия // Археология СССР. М&bdquo- 1968.
  86. Л. Инструментальное творчество С. И. Танеева. М., 1981.
  87. Л. Акустика музыкальных инструментов. Справочник. М., 1989.
  88. Кюи Ц. Избр. статьи об исполнителях. М., 1957.
  89. С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л., 1973.
  90. С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Ч. 2. Л., 1983.
  91. С. О русских оркестрах начала XVIII века // Ученые записки Гос. науч.-исслед. ин-та театра, музыки и кинематографии. Т. 2. Л., 1958.
  92. А. Акустика скрипки. М., 1903.
  93. А. О скрипке (виолончели). СПБ., 1908.
  94. И. Пути развития скрипача. Тритон. 1934.
  95. Этнографический сборник. Вып. 5. 1862.104 .Мильман М. Мысли о камерно-ансамблевой педагогике иисполнительстве // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. М., 1979.
  96. МинченковЯ. Воспоминания о передвижниках. М., 1940. 10 В.МодрА. Музыкальные инструменты. М., 1959.
  97. ., Менъ В. Скрипка, альт, виолончель, контрабас и гитара. М., 1899.
  98. П. История русского театра до половины XVIII века. СПб., 1889.
  99. К. Динамика в скрипичном искусстве. М., 1956.
  100. Мострас К Ритмическая дисциплина скрипача. М.-Л., 1951.
  101. К. Система домашних занятий скрипача. М., 1956.
  102. Музыка и музыкальный быт старой России. M.-JL, 1927.
  103. Музыкальная старина: Сб. ст. и материалов по истории музыки в России, издаваемый Ник. Финдейзеном. Вып. 1., СПб., 1903.
  104. Ш. Я- дирижер. М., 1960.
  105. Н. Собрание материалов в двух томах. 2-е изд. Т. 2 М., 1964.
  106. И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. Д., 1969.
  107. Ml.Наумов А. Николай Авьерино и его воспоминания о Рахманинове // Искусство на рубежах веков. Материалы Междунар. науч. конф. Ростов н/Д, 1999.
  108. А. Очерки по истории русских народных инструментов. М., 1931.
  109. М. Симфонический оркестр и его инструменты. М., 1950.
  110. В. Мое исследование одной из скрипок Страдивари и некоторые выводы отсюда // Труды ГИМНа. Сб. работ комиссии по музыкальному инструментоведению. Вып. 1.М., 1926.
  111. Описание Киевско-Софийского собора. Киев, 1882.
  112. Отчет Русского музыкального общества за 1862−1863 годы. СПб., 1863.
  113. . Особливост1 звуковидобувания та штонування на альтк Кшв. 1982.
  114. А. Скрипичные и смычковые мастера. М., 1963.
  115. Патриаршая или Никоновская летопись. Полное собрание русских летописей. Т. 9. СПб., 1862.
  116. Письма декабриста А. П. Юшневского и его жены Марии Казимировны из Сибири. Киев, 1908.
  117. П., Янковский Б. Исследование зависимости динамики скрипок от их главных конструктивных элементов. М., 1968.
  118. В. Столетие организации московских императорских театров. Вып. 3. СПб., 1908.
  119. Т. Из записок мастера / Под ред. И. М. Ямпольского. М., 1960.
  120. Т. Пружина, душка, подставка в скрипке и других смычковых инструментах. М., 1956.
  121. И. Ансамблевая культура глинкинской эпохи // Проблеми взаемодп мистецтва, педагопки та Teopi’i i практики освгги: 36. наук. пр. / Упоряд. JI. I. Шубша. За загал. ред. H.G. Гребенюк. Вип. 10. Kh’ib, 2002.
  122. С. Альт. М., 1974.
  123. ЪЪ. Понятовский С. К интерпретации концерта для альта с оркестром Г. Ф. Телемана// Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 8. М., 1987.
  124. С. История альтового искусства. М., 1984.
  125. ХЪЪ.Порвенков В. Контроль качества звучания музыкальных инструментов. М., 1980.
  126. ХЪЪ.Порвенков В. Настройка музыкальных инструментов. М., 1977.
  127. Э. М. Камерный оркестр как явление в музыкальной культуре XVII—XX вв.еков. Красноярск. 2002.
  128. Н. Гудок, древнерусский музыкальный инструмент. СПб., 1899.
  129. РаабенЛ. Вопросы квартетного исполнительства. Л., 1960.
  130. РаабенЛ. Инструментальный ансамбль в русской музыке. М. 1961.
  131. Л. История русского и советского скрипичного искусства. Л., 1978.
  132. Л. Скрипка в оркестре Глинки // М. И. Глинка. Исследования и материалы / Под ред. А. В. Оссовского. М.-Л., 1950.
  133. А. Русская опера до Глинки. М.-Л., 1948.
  134. Е. Преподавание искусств в Харьковском университете. К истории харьковского университета (1805−1905). Харьков, 1905.
  135. М. Иван Андреевич Батов. «Северная пчела», 1841, № 206, 207.
  136. Al .Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. Т. 1. М., 1953.
  137. Рогаль-ЛевицкийД. Современный оркестр. Т. 4. М., 1956.
  138. А. К вопросу о составе итальянского лака // Смычковые инструменты. Вып. 1. М., 1933.
  139. А. Старые и новые скрипки // Смычковые инструменты. Вып. 1. М., 1933.
  140. А. Что представляет собой лак Гривеля? // Труды ГИМНа. Сб. работ по музыкальному инструментоведению. Вып. 1. М., 1926.
  141. РойзманЛ. Орган в истории русской музыкальной культуры. М., 1979.
  142. М. Русская музыка XVIII века. М. 1987.
  143. РыцареваМ. Композитор Д. Бортнянский. Л., 1979.
  144. М. Композитор М. Березовский. Л., 1983.
  145. В. Крепостной усадебный театр. М., 1924.
  146. Л. У истоков русского квартета // Традиции русской музыки XVII—XIX вв.еков: Сб. тр. Вып. 38 (межвуз.). М., 1978.
  147. Л. Игра на альте в высоких позициях // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 8. Москва, 1987.
  148. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 3. СПб., 1912.
  149. В. Домашний крепостной театр Шереметевых XVIII века. М., 1927.
  150. В. Скрипка и ее мастера в наши дни. Л., 1978.
  151. Стахов.Сохранение и монтировка скрипки. Л., 1983.
  152. В. Творчество скрипичного мастера. Музыка. Л., 1988.
  153. . Основные принципы применения смычковых штрихов. Л., 1971.
  154. П. Музыка и музицирование в старом Петербурге. 2-е изд. Л., 1989.
  155. Е. В. Борисовский педагог. М., 1984.
  156. . Виола помпоза И. С. Баха // Сов. музыка. 1935. № 9.
  157. . Инструментарий в России до Петра I. Рукопись. Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии.
  158. . Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959.
  159. . Типовые формы постановки рук инструменталистов (смычковая группа). М., 1934.
  160. А. В мире камерной музыки. 2-е изд. Л., 1970.
  161. М. Исторические связи русского народа с южными славянами с древнейших времен до половины XVII века // Славянский сборник. М., 1847.
  162. А. Записки, воспоминания. СПб., 1854.
  163. Ульянов-Нетоев Я. Воспоминания о М. И. Глинке его дворового человека // Глинка в воспоминаниях современников. М., 1955.
  164. Г. Иван Евстафьевич Хандошкин. Л., 1972.
  165. Н. А. Г. Рубинштейн. СПб. 1907.
  166. Н. М. И. Глинка. СПб. 1903.
  167. Н. Очерки по истории музыки в России. Т. 1. Вып. 2. 1928.
  168. Н. Очерк деятельности Санкт-Петербургского отделения РМО (1859−1909). СПб., 1909.
  169. А. Скоморохи на Руси. СПб., 1889.
  170. А. Музыкальная информатика. Компьютер и звук. М., 2000.
  171. С. Д. Д. Шостакович. Тридцатилетие. 1945−1975. Л., 1981.
  172. Хорнбостелъ Э.-М, Закс КСистематика музыкальных инструментов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сб. ст. и мат-лов / Ред.-сост. И. В. Мациевский. Ч. 1. М., 1987.
  173. П. Музыкально-критические статьи. Л., 1986.
  174. П. Переписка с Н. Ф. фон Мекк. Т. 1. М.-Л., 1934.
  175. П. Переписка с Н. Ф. фон Мекк. Т. 3. M.-JL, 1936.
  176. Д. К испытанию инструментов Д. К. Чернова в СПб. Консерватории 16 января 1911 года. СПб., 1911.
  177. Чернова-Строй И. Юрий Башмет грани совершенства. Львов, 2003.
  178. ЧулакиМ. Инструменты симфонического оркестра. Музгиз. М., 1956.
  179. ШвирекЙ. Скрипичное мастерство. Краков. 1972.
  180. П. Утомление смычковых инструментов // Смычковые инструменты. Вып. 1. М., 1933.194 .Ширинский В. Из истории квартетных классов Московской консерватории // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. М., 1979.
  181. ШтелинЯ. Музыка и балет в России XVIII века. Л., 1935.
  182. О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Л., 1969.
  183. О. Исполнительские и педагогические принципы Ю. М. Крамарова// Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 8. М., 1987.
  184. В. Кретьен Юран первый исполнитель партии альта в «Гарольде» Берлиоза // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 4. М., 1967.
  185. В. В. Борисовский основатель советской альтовой школы. М., 1977.
  186. И. Избранные исследования и статьи. М.1985. 201. Ямпольский И. Русское скрипичное искусство. М.-Л., 1951.
  187. Ю. Педагогическое наследие. М., 1983.
  188. . Метод объективной оценки качества звучания скрипок // Акустический журнал АН СССР. 1965. Т. 2. Вып. 3.
  189. Д. О системе собственных частот в деках скрипок А. Страдивари // Акустический журнал АН СССР. 1968. Т. 1. Вып. 1.
  190. В. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания. Т. 1. Л., 1958.
  191. Berner A. Viola. Munchen, 1981.
  192. Chybinski A. Instrumenty muzyczne ludu polskiego na Podhalu. Krakow, 1924, s. 124.
  193. Chybinski A. Instrumenty muzyczrebung polskiegoria Padhalu. Krakow. 1924.
  194. Geigenwart. Frankfurt an Main, 1922.
  195. Middendorf A. Th. Reise in den aussersten Norden und Osten Sibiriens wahrend der Jahre 1843 und 1844. St. Peterbourg, 1848, Bd. IV, Teil 2.
  196. Miklosich F. Lexicon palaeoslovenico-grecco-latinum, Vindobonae, 18 621 865.
  197. Moos er A. Annales de la Musique et des Musiciens en Russie en XVIII sieele. V. I. 1948.
  198. Mockel O. Die Kunst des Geigenbaues. Leipzig, 1930.
  199. Polinski A. Dzieje muzyki polskiej w zarysie. Krakow, 1907.
  200. Reiss J. Skrzypce. Warszawa. 1924.29. Sacconi S. F. «Secreti» die Stradivari. Cremona, 1972.
  201. Sachs C. Histora instrumentow muzychnych. Tlumachil bl. Ol^dzki.
  202. Warshawa, 1975. 221.SpohrL. Selbstbiographie, I Bande, Kassel u Aottingen, 1861. 222. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. 19. L., 1980.
Заполнить форму текущей работой