Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие предпринимательской деятельности предприятий с государственным участием: Теория и практика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшими методологическими принципами, которые представляют для исследования достаточные возможности при обосновании стратегии реформирования естественных монополий, на взгляд автора, являются: системность применяемых методов и инструментов, подразумевающая использование современных теоретических положений в области естественной монополии, исследование нормативных и поведенческих аспектов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Комплексная характеристика предпринимательской 19 деятельности
    • 1. 1. Содержание предпринимательской деятельности и её материальная основа
    • 1. 2. Воздействие нематериальных факторов на предпринимательскую деятельность
    • 1. 3. Взаимосвязь форм собственности и характера предпринимательской деятельности
  • Глава 2. Функционирование государственных предприятий как предпринимательских структур в рыночной экономике
    • 2. 1. Опыт обобщения деятельности государственных предпри- 65 ятий в странах с развитой рыночной экономикой
    • 2. 2. Экономико-правовые аспекты функционирования российских государственных предприятий
    • 2. 3. Особенности предпринимательской деятельности как фактора производства в различных организационно-правовых формах государственных предприятий в России
    • 2. 4. Реализация государством предпринимательских функций в деятельности интегрированных структур
  • Глава 3. Предпринимательская деятельность государственных предприятий в отраслях естественных монополий
    • 3. 1. Особенности механизма хозяйствования естественных монополий
    • 3. 2. Способы выявления направлений реформирования деятельности государственных предприятий естественно-монопольных отраслей
    • 3. 3. Стратегия развития предпринимательской деятельности предприятия почтовой связи как монополиста в регионе
  • Глава 4. Коммерциализация деятельности предприятий с государственным участием в российской экономике
    • 4. 1. Характеристики эффективности деятельности предприятий с государственным участием
    • 4. 2. Особенности реализации предпринимательских функций государственными предприятиями в переходный период российской экономики
    • 4. 3. Реструктуризация предприятий с государственным участием в системе их предпринимательской деятельности
  • Глава 5. Совершенствование организационной структуры государственных предприятий-монополистов, функционирующих на региональных рынках, как условие стимулирования их предпринимательской деятельности
    • 5. 1. Анализ организационной структуры государственного предприятия — монополиста на региональном рынке
    • 5. 2. Оценка экономической целесообразности изменения структуры управления государственного предприятия — монополиста на региональном рынке
    • 5. 3. Приоритетные направления реструктуризации предприятия — монополиста на региональном рынке, обеспечивающие реализацию предпринимательских функций

Развитие предпринимательской деятельности предприятий с государственным участием: Теория и практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике выступает источником инноваций, основой экономического роста, двигателем процессов производства, обмена я распределения. Несмотря на приоритет частной собственности в странах рыночной экономики, в третьем тысячелетии проявляется тенденция возрастания роли государства как субъекта экономики, значимости государственной собственности, активизации деятельности предприятий с участием государства. Данная тенденция, а также учет соответствующей российской социально-экономической среде ведущей роли государства в экономике, в соответствии с которой предпринимательство выступает не только частной инициативой, а составляющей государственной экономической политики, обусловливают исследования особенностей предпринимательской деятельности государственных предприятий.

Решение проблемы эффективности деятельности предприятий с государственным участием мы связываем с использованием предпринимательства как фактора производства, необходимого для организации производства на основе как государственной, так и частной формы собственности. Получившие коммерческую самостоятельность российские государственные предприятия избирают предпринимательский тип хозяйственного поведения, что порождает необходимость анализа особенностей реализации предпринимательских функций в различных организационно-экономических формах предприятий с государственным участием, поиска новых организационно-правовых форм консолидации государственных промышленных предприятий и иных коммерческих, научно-исследовательских и финансово-кредитных организаций.

Использование государственными предприятиями предпринимательских методов ведения хозяйства: оперативного управления и хозяйственного ведения, аренды, концессии, трастового управления, акционирования и т. п. актуализирует исследование особенностей механизма хозяйствования в государственном секторе экономики, определение способов и направлений его реструктуризации, выбор стратегии развития предпринимательской деятельности государственных предприятий, соответствующей значению и масштабам производимой ими продукции.

Важным направлением исследования представляется создание условий и механизмов реализации предпринимательских функций, обеспечивающих поддержание потенциала предприятий с государственным участием, их новаторскую экономическую деятельность, предполагающую развитие на новой технической и технологической основе, внедрение новых видов продукции или модификацию её потребительских характеристик, постановку и решение нестандартных хозяйственных задач.

Направленность настоящего исследования обусловлена системной ролью предпринимательства в рыночной экономике, значимостью проблем формирования предпринимательской модели поведения государственных предприятий и эффективного использования таких характеристик предпринимательства, как инновационность, лидерство, адаптивность к изменениям рыночной конъюнктуры, которые рассмотрены в работе как с общетеоретических позиций, так и с позиции методологического обоснования формирования механизма реализации предпринимательских функций предприятиями с государственным участием в современной экономике России.

Степень разработанности проблемы. Отдельные сегменты проблемной области диссертационной работы являлись и продолжают оставаться объектом внимания как зарубежных, так и отечественных исследователей. Фундаментальные подходы к анализу специфики предпринимательской деятельности заложены в работах М. Вебера, В. Зомбарта, К. Маркса, А. Смита, Ф. Хайека, Й. Шумпетера, Д. Белла и др. Институциональное направление исследования представлено работами Т. Веблена, Ф. Найта, Д. Норта, Р. Коуза, О. Уильямсона, Д. Ходжсонав России — работами Р. Нуреева, В. Радаева, В. Тамбовцева и др.

Общие концептуальные проблемы институциональных преобразований экономики, создания и функционирования корпоративных структур изучались многими отечественными и зарубежными учеными, такими как И. Ансофф, JI. Абалкин, С. Авдашева, Е. Балацкий, Ю. Винслав, П. Друкер, Я. Муйжель, Я. Паппэ, А. Радыгин, Ж. Тироль, Ю. Якутии и др.

Проблемы функционирования государственных предприятий, их взаимодействия с корпоративными структурами и связанные с этим вопросы государственно-правового регулирования деятельности интегративных форм предпринимательства ставятся и частично решаются в работах Б. Аткинсона,.

A. Ахмадуева, С. Батчикова, А. Блинова, В. Болотина, Ю. Богатина, А. Войтенко, Г. Клейнера, Н. Косяковой, Д. Кувалина, Д. Львова, Ю. Перевалова,.

B. Рудашевского, Дж. Стиглица, Е. Торкановского и др.

Труды вышеназванных авторов значительно повысили уровень разработанности некоторых аспектов проблемы, таких как механизм хозяйствования государственных предприятий, способы их реформирования, коммерческая деятельность государственных предприятий, но комплексно проблема предпринимательской деятельности предприятий с государственным участием до сих пор остается малоизученной.

В связи с этим возникла настоятельная практическая потребность в развитии теории и выработке методологии проведения исследований по вопросам реализации предпринимательских функций государственными предприятиями, разработки способов и направлений их реформирования и определения стратегии развития этого ведущего субъекта хозяйствования в российской экономике.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы — на основе системного анализа сущности, функций и принципов осуществления предпринимательской деятельности раскрыть ее содержание, дать комплексную характеристику современного состояния, выявить особенности и перспективы реализации предпринимательских функций, сформулировать рекомендации по ее стимулированию и смоделировать организационно-экономические механизмы формирования и развития предпринимательской деятельности российских предприятий с государственным участием.

В соответствии с поставленной целью в диссертации необходимо было решить следующие задачи: систематизировать, обобщить и дать критическую оценку сложившимся в экономической литературе представлениям о материальной основе предпринимательской деятельности и воздействии на неё нематериальных факторовпровести структурно-функциональный анализ взаимосвязи форм собственности и степени реализации предпринимательских функцийвыявить экономические особенности функционирования и тенденции развития государственных предприятий в странах рыночной экономикипроанализировать особенности предпринимательской деятельности как фактора производства в различных организационно-правовых формах государственных предприятий и исследовать ее инновационную рольисследовать компенсаторные процессы реализации государством предпринимательских функций в интегрированных структурахвыявить эффективные направления и формы реформирования деятельности предприятий естественно-монопольных отраслей и обосновать систему способов их осуществления как условий реализации предпринимательских функцийизучить инновационную природу предпринимательской деятельности государственных предприятий в рамках отрасли и определить стратегию ее развитияобосновать основные направления реструктуризации предприятий государственного сектора в системе их предпринимательских функцийразработать модель совершенствования организационной структуры государственных предприятий, функционирующих на региональном монопольном рынке, стимулирующую их предпринимательскую деятельностьинструментарно-методически обосновать приоритетные направления реструктуризации государственных предприятий, обеспечивающие стабилизацию отрасли в регионе.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают предприятия с различной долей государства в капитале, рассматриваемые как субъекты хозяйствования рыночной экономики России. Предметом исследования явились конкретные формы предпринимательской деятельности предприятий с государственным участием.

Теоретико-методологической основой исследования послужили: совокупность общепризнанных фундаментальных положений неоклассической экономической мысли о сущности предпринимательской деятельностиконцепции институциональной экономики о зависимости эволюции институтов от предшествующего пути развития, об исторической обусловленности трансформационных процессов и блокировке неэффективных состояний системысовременные исследования по проблемам реализации предпринимательских функций различными субъектами хозяйствования, базирующиеся на системно-функциональном подходе.

Диссертационная работа на тему «Развитие предпринимательской деятельности российских предприятий с государственным участием» выполнена в рамках паспорта специальности ВАК 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством, раздела 10 Предпринимательство, п. 10.01 Развитие методологии и теории предпринимательстваразработка методики организации предпринимательской деятельности в различных формах предпринимательствап. 10.22 Организация взаимодействия властных и предпринимательских структур.

Инструментарно-методический аппарат. При разработке проблемы использовались различные методологические подходы, в том числе гипотетико-дедуктивный метод, системный подход в его субъектно-объектном и функционально-структурном аспектахметоды и инструментальные технологии общенаучного исследования, экономико-статистических группировок, экономико-математического моделирования, статистического анализа и прогнозирования. Каждый из частных методов использовался адекватно его функциональным возможностям и разрешающим способностям для решения соответствующих исследовательских этапных задач. Использование эвристического потенциала этих способов познания в рамках концепции исследования обеспечило достоверность оценок и аргументированность выводов работы.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных федеральных и региональных органов Росстата, законодательных и нормативных актов Российской Федерации, указов Президента РФ, программных документов Правительства РФ, статистических сборников, периодических научных изданий, материалов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, а также документов первичной отчетности ряда предприятий и личных многолетних наблюдений автора за деятельностью государственных предприятий.

Концепция исследования исходит из анализа процессов глубинной трансформации всей системы российской экономики, изменившей хозяйственный механизм деятельности государственных предприятий1, который вбирает в себя взаимоотношения субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм и применение разнообразных методов реализации предпринимательских функций: оперативного управления и хозяйственного ведения, аренды, концессии, трастового управления,.

1 Здесь и в дальнейшем под государственными предприятиями мы понимаем не только унитарные предприятия, но и предприятия с долей государственной собственности в капитале. акционирования и т. д. Предпринимательская деятельность рассматривается как важнейший элемент рыночной экономики, которому присущи как общие родовые признаки — принципы и процедуры осуществления деятельности, формы и методы реализации предпринимательских функций субъектами хозяйства, так и особенные — специфические черты, формирующиеся под воздействием социальных связей внеэкономического характера между объектом, инструментами и результатами предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов.

Основная идея настоящего исследования базируется на теоретико-методологическом положении институционального направления экономической мысли, постулирующего доминантность государственных институтов в российской цивилизации. Сегодняшними реалиями экономической системы России являются не только активное вовлечение государства в экономические процессы путем тех или иных форм и степеней участия, но и действия государства, оцениваемые как импульс рыночного развития. Ведущая роль государства рассматривается нами как закономерная тенденция, соответствующая национальным хозяйственным традициям и центростремительным силам экономического развития, требующая разработки конкретных форм и методов сочетания государственного регулирования в процессе реализации предпринимательских функций посредством исследования хозяйственного поведения различных организационных форм предприятий с долей государственной собственности. Доминирование государства в экономике, являющееся российской спецификой, требует обоснования новой парадигмы деятельности государственных предприятий, учитывающей рациональное сочетание государственных и рыночных регуляторов.

Логика исследования состоит в движении от сущностного представления о предпринимательской деятельности как факторе производства, применяемом во всех экономических системах, которое выявляет её природу посредством анализа реализации предпринимательских функций, к разработке инструментария по выработке стратегии рационального использования предпринимательского потенциала российских предприятий с государственным участием на основе применения диверсифицированных схем и выделения производственных бизнес-структур.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особенности предпринимательской деятельности как фактора производства в единстве двух его сторон (как деятельности с присущими ей объектом, инструментами и результатам и как типа хозяйственного поведения, характеризующегося созидательными мотивами и стремлением к получению прибыли) формируются под воздействием социально-экономических отношений, основным элементом системы которых являются отношения собственности, характеризующие процесс производства со стороны его общественной, социальной формы.

2. Интенсивность реализации предпринимательских функций предприятиями с государственным участием в значительной мере зависит от согласования действий их менеджмента с органами исполнительной власти. Отсутствие согласованности в их действиях резко снижает потенциальные возможности реализации предпринимательских функций менеджментом предприятий с государственным участием. Координация действий должна сводиться к рациональному сочетанию инициативы и самостоятельности менеджеров предприятий с государственным участием с достаточным контролем за их деятельностью со стороны органов, в ведении которых находится данный субъект хозяйствования.

3. Объединение субъектов государственной собственности с субъектами частной собственности посредством акционерной организационно-правовой формы позволяет выражать общественные интересы в приоритетах экономической политики, проводимой государственными органами, корректировать расхождение между личными и общественными интересами.

Государство как субъект хозяйствования обладает присущими только ему специфическими возможностями для получения предпринимательского дохода. Во-первых, это возможность приоритетного приобретения элементов оборотного капитала в значительных масштабах и на льготных условиях. Во-вторых, возможность льготного кредитования, в том числе, лизинга. В-третьих, доступность и надежность информации о рыночной конъюнктуре, устойчивые деловые связи. Эти преимущества государственных предприятий успешно используются в деятельности предприятий смешанной формы собственности.

4. Государство, являясь одновременно субъектом хозяйствования и субъектом права, должно регулировать не столько конкретные формы реализации экономических отношений, сколько условия, влияющие на их динамику: развитие и размещение факторов производства, специализацию предприятий, рациональное использование природных и трудовых ресурсов, формирование и использование доходов, выявление эффективных технологий управления государственными пакетами акций и регулирования деятельности смешанных предприятий со значительной долей государственной собственности.

5. Участие государства в акционерных корпорациях с различной долей государственной собственности позволяет проводить структурную и промышленную политику государства, направленную на решение национальных стратегических задач и дает возможность реализовать предпринимательские функции на уровне корпорации, обеспечивая коммерциализацию её деятельности.

6. Сформулированное на основе федерального закона определение естественной монополии допускает неоднозначную трактовку и не устанавливает её границы, что не соответствует современным представлениям об экономических субъектах, хозяйствующих в сферах естественных монополий, и затрудняет проведение реформ, направленных на развитие предпринимательских функций в государственных предприятиях естественномонопольных отраслей. Это требует углубленного исследования направлений развития монопольных отраслей в таких реалиях российской экономики, как сочетание приоритетности государственной собственности с процессами дальнейшей приватизации.

7. Политика государственного регулирования естественных монополий в России на фоне экономической специфики отдельных инфраструктурных отраслей приводит к значительной дифференциации финансового положения предприятий этих отраслей и, как следствие, к различным возможностям формирования инвестиционных ресурсов. Поэтому важной задачей реформирования является выявление таких альтернативных государственному бюджету источников финансирования инвестиционной и инновационной деятельности предприятий естественно-монопольных отраслей, как привлечение кредитных источников и прибыль от предпринимательской деятельности.

8. Важнейшими методологическими принципами, которые представляют для исследования достаточные возможности при обосновании стратегии реформирования естественных монополий, на взгляд автора, являются: системность применяемых методов и инструментов, подразумевающая использование современных теоретических положений в области естественной монополии, исследование нормативных и поведенческих аспектов естественно-монопольного рынка, применение всех сочетающихся между собой регулирующих мер со стороны государствапоследовательность разработки стратегии реформ: от идентификации отраслевой естественно-монопольной структуры к рационализации её экономического поведенияучет многопродуктовости естественной монополии, которая требует сегментации рынков промежуточной и конечной продукции и диверсификации мер регулирования по сегментам рынкаориентация на достижение максимальной общественной пользы с наименьшими издержками, т. е. обеспечение высокой результативности деятельности естественных монополий, в том числе за счет выбора и осуществления эффективного государственного регулирования экономичными средствамисоздание совместимой с естественной монополией конкурентной среды на определенных сегментах рынка и введение специальных типов конкурентных сред путём необходимых институциональных преобразований, адаптированных к нестабильной экономике России.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в выявлении особенностей генезиса предпринимательства и в разработке системной концепции реализации предпринимательских функций государственными предприятиями.

К конкретным результатам исследования, обладающим научной новизной, относятся следующие:

1. Существенно дополнен и развит понятийный аппарат, используемый в сфере теории предпринимательства. Предложены новые дефиниции понятий «предпринимательская деятельность предприятий с государственным участием» как тип хозяйственного поведения менеджеров предприятий с государственным участием, характеризующийся созидательными мотивами и стремлением к прибыли- «предпринимательская функция» как реализация экономических взаимосвязей, складывающихся по поводу оптимального использования факторов производства, в трактовке которых учтены закономерности развития рыночной экономики, а также институциональные особенности российской экономики.

2. Установлено и доказано, что на текущем этапе экономического развития России преобладающим началом выступает сознательное субъектное воздействие на экономические процессы путем корректировки существующих или создания новых институтов. Корректировка заключается в формализации неформальных институциональных преобразований, учитывающей экономические реалии, которыми сегодня являются тенденции государственного корпоративного предпринимательства.

3. Разграничена эффективность деятельности предприятий с государственным участием: первичная — в тех случаях, когда посредством данного предприятия государство реализует общенациональные цели, и вторичная — когда данное предприятие работает эффективно как самостоятельный субъект экономики, осуществляющий предпринимательскую деятельность.

4. Предложены рекомендации для улучшения экономического и правового положения государственного унитарного предприятия, не имеющего потенциальных инвесторов, основными из которых являются: не меняя организационно-правовую форму предприятия обеспечить создание условий, способствующих повышению конкурентоспособности его продукции и стимулированию инвестиционной деятельности путем перехода на рыночную оценку активов, что позволит предприятиям формировать более рациональную предпринимательскую стратегию в отношении использования собственных активовпредоставить предприятиям права приобретения по минимальным ценам в собственность земельных участков, на которых они размещены, что позволит повысить ликвидность активов предприятий и развивать ипотечное кредитование.

5. Установлено, что степень реализации предпринимательских функций предприятиями с государственным участием обусловлена объемом полномочий данных хозяйствующих субъектов в отношении объектов государственной собственности и разновидностей их правовых форм, достигающим наибольшей полноты в такой организационно-правовой форме, как акционерное общество.

6. Разработаны методические принципы для обоснования стратегии реформирования естественных монополий различных уровней народнохозяйственной системы: системность применяемых методов и инструментов использования современных теоретических положений в области поведения естественной монополии с целью исследования нормативных и поведенческих аспектов естественно-монопольного рынка для последующего применения всех сочетающихся между собой регулирующих мер со стороны государствапоследовательность разработки стратегии реформ: от идентификации отраслевой естественно-монопольной структуры к рационализации её экономического поведениясоздание совместимой с естественной монополией конкурентной среды на основе анализа возможностей использования конкуренции на определенных сегментах рынка.

7. Предложено и обосновано использование предпринимательских функций в качестве основного инструментарного компонента инновационного обеспечения процесса управления государственным предприятием, что обеспечивает при выработке стратегических управленческих решений обновление элементов функционально-технологической структуры бизнеса, а также раскрыты возможности предпринимательских функций в комбинационном взаимоприспособлении хозяйственных структур и восстановлении позиций разрушенных реформами крупных организационных форм в производственном секторе, обеспечивших оздоровление экономики, которое заключается в упорядочении структуры государственной собственности и повышении конкурентоспособности предприятий с государственным участием в рыночной экономике.

8. Разработана методика построения функционально-технологической структуры бизнеса в ходе реинжиниринга организационно-производственной структуры предприятия естественно-монопольной отрасли путем разделения производственной деятельности на профильную, профильную коммерческого характера и коммерческую, позволяющего выделить наибольшее число структурных подразделений в бизнес-единицы, способные функционировать прибыльно.

Теоретическая значимость исследования. Теоретико-методологические и концептуальные положения, выдвинутые и обоснованные в диссертации дополняют и расширяют теоретический ракурс исследования предпринимательской деятельности российских предприятий с государственным участием и представляют комплексное решение проблемы их развития. Определяется также актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработанности проблематики, анализом зарубежного и отечественного опыта функционирования государственных предприятий, выявлением причин недоиспользования потенциала предпринимательства, обоснованием тенденций и разработкой стратегии развития предпринимательской деятельности государственных предприятий. Углубленное концептуальное осмысление и предложенные методологические подходы к оценке предпринимательской деятельности государственных предприятий могут явиться теоретической базой разработки мероприятий государственной политики.

Практическая значимость исследования. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования ориентированы на широкое использование при формировании механизма обеспечения эффективности деятельности государственных предприятий.

Практические результаты и рекомендации могут быть использованы властными органами для выработки законодательных актов, регламентирующих деятельность государственных предприятий, при разработке документов нормативно-правового, прогнозного и программного характера, определяющих направления реформирования российской экономики.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке и преподавании учебных курсов «Экономика предприятия», «Экономика предпринимательства», «Основы бизнеса» в вузах соответствующего профиля.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях, посвященных проблемам становления рыночной экономики в России.

Разработанные в диссертации положения и рекомендации использованы в ходе реализации выполненной в рамках плана научно-исследовательской работы РГЭУ «РИНХ» темы «Выявление путей обеспечения финансовой устойчивости Государственного учреждения «Управление Федеральной почтовой связи по Ростовской области».

Апробация и внедрение рекомендаций и выводов диссертационного исследования осуществлены в ФГУП «Управление федеральной почтовой связи по Ростовской области», ФГУП «Издательство «Молот».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 24 работы, из них 16 статей и 2 монографии общим объемом около 25 п.л.

Заключение

.

Для установления взаимосвязей между объектом, инструментами и результатами предпринимательской деятельности и определении закономерностей их изменений использовался комплексный подход. При проведении анализа особенностей предпринимательской деятельности использование концепции институциональных матриц в качестве методологического инструмента позволило предположить, что если предпринимательство является необходимым фактором производства, то предпринимательская деятельность существует в экономических системах всех типов. Характер предпринимательской деятельности задается институциональной системой, которая, в свою очередь, корректируется государством. Так, становление рыночной экономики в России проявилось в возникновении и функционировании институтов рынка, среди которых ведущее место занимает частная собственность, без которой невозможна предпринимательская деятельность. Однако в работе установлено, что предпринимательство как тип хозяйственного поведения, характеризующийся созидательными мотивами и стремлением к прибыли, может быть присущ и руководителю государственного (казенного) производственного предприятия, тем более что русская традиция не отделяет руководителя казенного предприятия от предпринимателя, а государственное и частное предпринимательство в России с давних пор активно сотрудничают.

Проделанный теоретический анализ позволил оценить действия государства в качестве субъекта хозяйствования на предприятиях с государственным участием в капитале как реализацию предпринимательских функций. Решение проблемы эффективности предприятий с государственным участием связывается с использованием предпринимательства как фактора производства, необходимого для организации производства на основе как государственной, так и частной формы собственности. Это положение подтверждается рассмотренными в работе примерами предпринимательского типа хозяйственного поведения государственных предприятий, получивших коммерческую самостоятельность. После десятилетия трансформационного спада предприятия с государственным участием в капитале адаптировались к экономической ситуации, сформировали новую систему взаимосвязей, приобрели опыт работы в рыночной среде, ориентируются на специфические критерии своей предпринимательской деятельности. Важным условием деятельности российских предпринимателей является соответствующая социально-экономической среде доминирующая роль государства в экономике, имеющая, по нашему мнению, глубокую институциональную основу: основополагающая роль общественной (государственной) собственности как базового института российской экономики. Поэтому предпринимательство в российских условиях означает не только частную инициативу, поскольку оно осуществляется в соответствии с государственной экономической политикой, о чем свидетельствуют проанализированные принятые на макрои мезоуровнях властные решения, закрепившие признание высокой роли государственных предприятий, как новую тенденцию в развитии экономики, и содержащие систему мер общеэкономического и специального характера, обращенных только или преимущественно к государственному сектору экономики и государственным предприятиям. Среди этих мер главными являются повышение эффективности использования государственной собственности путем оптимизации её структуры и повышения конкурентоспособности предприятий с государственным участием в рыночной экономике. Такая установка оценена как создающая условия для предпринимательского типа хозяйственного поведения субъектов различных организационно-правовых форм предприятий с государственным участием в капитале.

Исходя из того, что предпринимательская деятельность как фактор производства является необходимым элементом для осуществления производственного процесса во всех организационно-правовых формах предприятий, в том числе полностью или частично принадлежащих государству, в работе системно анализируются разновидности правовых форм предприятий с участием государства в капитале и выявлены различия объемов полномочий в отношении объектов государственной собственности, обусловливающие различную степень реализации предпринимательских функций или коммерциализации деятельности предприятий с государственным участием. Установлено, что реализацию всех предпринимательских функций, в том числе взятие на себя хозяйственного риска, позволяет обеспечить такая организационно-правовая форма, как акционерное общество с участием государства в капитале.

Особое внимание в работе уделено проблемам в деятельности государственных акционерных корпораций, решение которых предлагается путем увеличения объема полномочий в отношении государственной собственности в различных разновидностях организационно-правовых форм предприятий с государственным участием в ходе реструктуризации государственного сектора. Корпоративная акционерная собственность оценивается как наиболее перспективная с точки зрения развития современных крупных интегративных структур из-за возможности комбинации в рамках одной организационной формы производства частной и государственной собственности. При реализации предпринимательских функций в таких хозяйственных структурах, интегрированных с государственной собственностью, приоритетным является достижение народнохозяйственной эффективности, оцениваемой в макроэкономических показателях. С этой точки зрения проведен анализ новых организационно-правовых форм консолидации промышленных государственных предприятий и иных коммерческих организаций, научно-исследовательских, проектно-конструкторских, а также финансово-кредитных организаций.

Выявлены принципы эффективного государственного регулирования естественных монополий, позволяющие последним реализовывать предпринимательские функции: системность применяемых методов и инструментовопределение этапов реформированияучет многопродуктовостидостижение максимальной общественной пользы с наименьшими издержкамисоздание совместимой с естественной монополией конкурентной среды. Установлено, что асинхронность, запаздывание в проведении реформ в инфраструктурных отраслях по отношению к экономике в целом, обусловлены сложившимся в плановой экономике «запаздывающим» типом развития инфраструктуры по отношению к базовым отраслям экономики. Установлено, что реформы естественных монополий должны предусматривать не только осуществление структурных преобразований в сфере организации и управления соответствующими отраслями, но и создание условий и механизмов реализации предпринимательских функций, обеспечивающих поддержание их потенциала, новаторскую экономическую деятельность предполагающую развитие на новой технической и технологической основе, внедрение новых видов продукции или её иных потребительских характеристик, постановку и решение нестандартных хозяйственных задач.

В соответствии с принципами эффективного государственного регулирования естественных монополий предложена стратегия реформирования деятельности такого естественно-монопольного производителя, как государственное унитарное предприятие Управление федеральной почтовой связи по Ростовской области. Решение проблемы эффективности его функционирования связано с использованием предпринимательства как фактора производства, необходимого для его организации на основе как государственной, так и частной формы собственности. Организационная структура государственного унитарного предприятия Управление федеральной почтовой связи по Ростовской области классифицирована как функциональная, преимущества которой оцениваются нами как в определенной мере исчерпанные в связи с обостряющейся конкуренцией и сокращающимся спросом, т.к. сосредоточение производственных и управленческих ресурсов на некоторых видах деятельности неэффективно для сбыта. Проделанный анализ позволил рассмотреть основные направления реструктуризации УФПС по РО, создающие условия для расширения масштабов предпринимательской деятельности путем диверсификации. Предложено перестроить структуру управления в соответствии с изменениями в хозяйственной структуре, направление и форма которых были определены при анализе диверсификации деятельности УФПС по РО. Отдельной важнейшей задачей представляется пересмотр организационно-производственной структуры с точки зрения изыскания возможности выделения наибольшего числа структурных подразделений в бизнес-единицы, способные функционировать прибыльно. Для этого все направления производственной деятельности УФПС по РО предлагается разделить на профильные, профильные коммерческого характера и коммерческие.

Выделены основные задачи реструктуризации УФПС по РО, к которым отнесены управление связями между ключевыми направлениями деятельности, определение политики внутреннего взаимодействия между бизнес-единицами, установление единых «правил игры» в сфере взаимодействия бизнес-единиц, выполнение функций инвестора, обеспечение общих коммуникаций, контроль и анализ исполнения принятых управленческих решений, анализ рисков.

Выявлен потенциал роста рассматриваемого предприятия за счет как внутренних источников, к которым отнесены предотвращение дублирования, конфликтов, формирование единого стратегического мышления в рамках АО, поиск возможностей для использования синергетического эффекта, так и внешних — выявление новых рыночных сегментов. Процесс перехода от функциональной структуры к одному из вариантов децентрализованной структуры управления предложено начать с комбинации продуктов и рынков, с которыми (на которых) работает предприятие, и на которых должны сосредоточиться ее обновленные подразделения.

Таким образом, оценка ведущей роли государства в экономической системе России как специфической особенности российской экономики, определяющей социальные связи экономического и внеэкономического характера между объектом, инструментами и результатами предпринимательской деятельности, позволила выявить единые родовые признаки, общие принципы и процедуры их осуществления, формы и методы реализации предпринимательских функций субъектами рыночного хозяйства. Условием для расширения масштабов предпринимательской деятельности, рассматриваемой как необходимый элемент производства, в том числе на предприятиях, полностью или частично принадлежащих государству, является реструктуризация государственного сектора путем увеличения объема полномочий в отношении объектов государственной собственности — разновидностей организационно-правовых форм предприятий с государственным участием.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. — 1990.-№ 25.-Ст. 460.
  2. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990.-№ 30. —Ст. 416.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Профиздат, 1995, ч. 1, ст. 214, ст. 50.
  4. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. -1991.-№ 27.-Ст. 927.
  5. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. -1991.-№ 27.-Ст. 927.
  6. Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. -1991.-№ 27.-Ст. 927.
  7. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  8. Концепция программы РФ в области связи до 2010 год. М. 1993. — 96 с.
  9. Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке функционирования связи в РФ» от 24. 04. 92. № 270.
  10. Ю.Постановление Правительства РФ «О приватизации предприятий связи» № 1003 от 22. 12. 92.
  11. Постановление Правительства РФ от 09.12.1999 № 1366 «О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации».
  12. М.Постановление Правительства РФ от 03.02.2000 № 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящихся в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» и др.
  13. Постановление Правительства РФ от 27.08.2004 № 443 «Об утверждении положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации».
  14. Постановление Правительства РФ от 27.11.2004 № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом».
  15. Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».
  16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 № 454-р «О прекращении государственного участия в уставных капиталах кредитных организаций».
  17. Указ Президента РФ № 1390 от 16.11.92. «О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи РФ».
  18. Указ Президента РФ № 1114 от 02.06.94. «О продаже государственных предприятий должников».
  19. Указ Президента РФ № 1003 от 23.05.94. «О реформе государственных предприятий».
  20. Указ Президента РФ № 440 от 01.04.1996 г. «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
  21. Федеральный закон РФ № 147 от 17.08.1995 г. «О естественных монополиях».
  22. Федеральный Закон № 123 от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».
  23. Федеральный Закон № 122 от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
  24. JI.И. Хозяйственный механизм общественных формаций. М.: Мысль, 1986.- 286 с.
  25. С.Б. Хозяйственные связи в российской промышленности: проблемы и тенденции последнего десятилетия. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
  26. B.C. Модель человека в экономической науке. Спб.: «Экономическая школа». 1998.
  27. . Управление, собственность и государственное регулирование экономики. // Российский экономический журнал. 1993. — № 4.
  28. Акционирование и реформа («круглый» стол с участием представителей Института США и Канады АН СССР, Союза акционерных обществ, редакции журнала «Экономические науки») И Экономические науки. -1991. № 6.
  29. И.М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. проф. А. В. Сидоровича. — М. 1998.
  30. А.П., Кармалицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1997.
  31. А. Российский социум на фоне реформ: общество, государство, нация // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 5.
  32. В. Теория саморегуляции рыночной экономики.// Общество и экономика. № 12.1998.
  33. Э.Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. 1995.
  34. И.Д. Экономика и духовная программа России. СПб. Изд-во «Третье тысячелетие». 2000.
  35. В.Н. Диалектика собственности: логика экономической формы. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1991.
  36. С. Кризис на развивающихся рынках и экономические институты. // Мировая экономика и международные отношения. № 5.1999.
  37. А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т.1. От прошлого к будущему. 2-е изд., переработанное и доп. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997
  38. А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования.// Вопросы экономики. 1994. — № 8.
  39. А. Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий. // Экономист. 1996. — № 10.
  40. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 1995. -384 с.
  41. A.M., Павлова JI.H. Государственные муниципальные финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.51 .Балацкий Е. Влияние реструктуризации форм собственности на производство // Проблемы прогнозирования. 1999. № 1.
  42. В.А., Манцев В. Н., Тихонова А. Ф. Организация и планирование почтовой связи. М.: Связь, 1997. -296 с.
  43. В.А., Губин Н. М. Применение теории массового обслуживания в экономике и организации связи. М.: ВЗЭИС, 1969. -487 с.
  44. В.А., Губин Н. М., Батый Р. А. Экономико- математические методы и модели в планировании и управлении в отрасли связи. М.: Радио и связь, 1984. -264 с.
  45. А., Казорла А., Долло К., Дре A.M. 25 ключевых книг по экономике. Урал LTD, 1999.
  46. С.А. и др. Производственные интервью. Выпуски 1−4. М.: ИНП АН СССР, 1991.
  47. О.С., Вольчик В. В., Мурадов А. А. Институциональные особенности распределения доходов в переходной экономике. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2000.
  48. Н., Васильева Е., Лившиц В. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России // Общество и экономика. № 1. 2002.
  49. Н.А. Философия неравенства // Русская философия собственности (XYII-XX вв.). СПб., 1993.
  50. ., Эванс Д. Ж. Маркетинг. М.: 1990. — 309 с.
  51. О.Э. Институты раздаточной экономики России. Ретроспективный анализ. Новосибирск. 1997.
  52. Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятий. М.: Изд. Стандартов, 1991. -214 с.
  53. В.Б. Программа России по развитию электросвязи // Вестник связи, 1993.-№ 6, с.8−10.
  54. С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
  55. .П., Кузовкова Т. А. Почта в Росси и за рубежом// Вестник связи, 1992. -№ 10, с.8−10.
  56. .П., Кузовкова Т. А. Перспективы развития почтовой связи. Сборник «Новая Россия», -М.: Изд. МАИ, 1994. с. 485−487.
  57. Дж. М. Границы свободы / Сочинения. Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т. 1. /Фонд экономической инициативы- Гл. ред. кол.: Нуреев P.M. и др./ М.: «Таурус Альфа», 1997.
  58. А., Хиревский Д. Проблемы реформирования государственных унитарных предприятий России // Право и экономика. — 2000. — № 5.
  59. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. М., 1990.
  60. Т. Теория праздного класса. М., 1984.
  61. Ю. и др. К развитию постсоветских корпораций (фактология, аналитика, предложения) // Российский экономический журнал, № 11−12.1999.
  62. Г. Вхождение в рынок: от хозяйственного расчета к коммерческому. // Российский экономический журнал. 1992. — № 8.
  63. В.А. Системный анализ экономики связи. М.: Радио и связь, 1993. -128 с.
  64. Всемирная история экономической мысли. Т. 2. М., Мысль, 1988.
  65. В.Н. Социально-экономические проблемы предпринимательства в современной России. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2002. — 103 с.
  66. Л. Д. Преобразующий менеджмент: лидерам реорганизации и консультантам по управлению. М., Дело, 1999.
  67. М.А. и др. Кто и сколько теряет// Вестник связи, 1992.- № 6, с.3−32.
  68. А. Об основах институциональной трансформации // Вопросы экономики, № 10,2000.
  69. А., Павленко Ю., Френкель А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике // Вопросы экономики, 1995, — № 11.
  70. С. Эволюция отношений собственности: форма содержание // Экономист.- 1997. — № 2.
  71. О.В. Трансформация собственности в современной России. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2001.
  72. Д.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.
  73. Г. Б. Влияние научно-технического прогресса на макроэкономические показатели развития отрасли связи / Экономика и математические методы. РАН.- 1992. Т.27, № 3.
  74. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4. СПб., 1994.
  75. И.В. Государственное предпринимательство. М.: ПРИОР, 2000. -239 с.
  76. Документы Сеульского конгресса Всемирной почтовой связи. Общая дискуссия. Сеул. 1994.
  77. Т. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. М.: Дело Лтд, 1995.
  78. Доля почтовой связи в НД и ВВП России.//Вестник почтовой связи. 1999. № 7.
  79. Инфраструктура и интенсификация экономики / Красовский В. П. (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1980.
  80. История экономических учений. Ростов-на-Дону, РГЭА, 1997.
  81. Р.И. Экономическая теория прав собственности. -М.-.ИМЭМО, 1990.
  82. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. / Антология экономической классики. В 2-х томах. Сост. д.э.н. И. А. Столярова М.: Москва, Эконов, 1993.
  83. Л.У. Качественный механизм в бесприбыльной сфере. Пер. с англ. Спб: Просвещение. Санкт-Петербургское отд-е, 1994.
  84. ЮО.Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000.
  85. Дж. Б. Распределение богатства: Пер. с англ./ Науч. ред А. Белых, А.Полетаев. -М.: Экономика, 1992.
  86. Ю2.Козаченко В. Собственность: присвоенческий аспект // Экономист. 1996. -№ 12.
  87. ЮЗ.Козловски П. Общество и государство неизбежный дуализм: Пер. с нем. -М.: Республика, 1998.
  88. Ю4.Колесников В. П. Социальное измерение экономики. // Вестник МГУ. Сер. 6, экономика. 1994. — № 1.
  89. А.И. Отношения собственности в переходной экономике: теория и практика./Автореферат дисс. к.э.н.: 00.08.01.-Орел, 1999.
  90. Юб.Корнаи Я. Макростабилизация в Венгрии: политэкономический взгляд // Мировая экономика и международные отношения. № 3. 1999.
  91. Ю7.Косякова Н. И. Государственное предприятие в рыночной экономике. М.: Юриспруденция, 2001.
  92. Ю8.Косякова Н. И. Государственное предприятие: Правовое положение коммерческой организации / Под ред. Ю. А. Тихомирова. — М., 2001.
  93. Ю9.Кочеврин Ю. Эволюция отношений собственности в контексте современного развития // Общество и экономика, № 1−2,1997.
  94. Ю.Коуз Р. Г. «Природа фирмы» влияние. / Природа фирмы: Пер. с англ. — М.: Дело, 2001.
  95. Р. Фирма, рынок, право. М.: Дело. 1993.
  96. И.Е. Эволюция хозяйственного регулирования экономики России. Саратов. 1996.
  97. ПЗ.Кувалин Д. Б. Адаптация предприятий к трансформационным процессам в России. М.: Гуманитарий. 1996.
  98. Д.Б. Поведение предприятий как фактор макроэкономической динамики в переходной российской экономике // Проблемы прогнозирования. № 6, 2002.
  99. Д.Б. Российские предприятия в начале 2000 г.: текущее финансово-экономическое положение и экспансия на внутреннем рынке//Проблемы прогнозирования. 2001. № 1.
  100. Пб.Кувалин Д. Б. Экономические реформы в России: кризис 1991—1996 гг. и реакция предприятий // Проблемы прогнозирования. 1996. № 6- Струков М. Ю. Российская налоговая система и предприятия (практический аспект) // Проблемы прогнозирования. 2002. № 1.
  101. Г. А. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: проблемы правоприменения // Юридический мир. 2002. — № 3. -с.56−62.
  102. П., Муравьев А. Структура акционерного капитала и результаты деятельности фирм в России: анализ «голубых фишек» фондового рынка. Научный доклад РПЭИ (EERC) № 1/10. Москва, 2002.
  103. Т.А., Борисов В. В. Российская ускоренная почта этап становления // Вестник связи, 1994. — № 3, с. 25 — 27.
  104. Т.А., Козлова Г. В., Володина Е. Е. и др. Теория и практика маркетинга в почтовой связи. М.: ЦНТИ «Информсвязь». 1994. — 60 с.
  105. Т. А., Козлова Г. В., Козлов В. Б. Интегральная оценка и экономическое регулирование качества почтовых услуг // Вестник связи. 1992. -№ 7, с. 23−27. № 8, с. 29−32.
  106. Т.А. Комплексный подход к системе обеспечения качества пересылки писем. М.: ЦНТИ «Информсвязь», 1990. -№ 2, с. 2 -13.
  107. Т.А., Пряничникова О. В., Шаравова О. Анализ финансового состояния УФПС (по итогам прошлого года).//Российская почта -распространение печати. 1995. № 4. С. 29 31.
  108. Т.А., Хабаров Н. А. Статистика связи. Уч. пособие. М.: МЭ-ИС, 1986. -62 с.
  109. Т.А., Устинова Ю. В. Совершенствование принципов и методов выборочного статистического учета в связи. М.: ЦНТИ «Информсвязь», 1992.-№ 4, с. 12−22.
  110. Т.А. Эффективность использования основных производственных фондов почтовой связи и пути её повышения. М.: Радио и связь, 1986. — 72 с.
  111. В. Еще раз о смене приватизационной модели.//Российский экономический журнал. 1996. — № 5−6.
  112. В. Социальный вектор измерения реформационной модели. // Российский экономический журнал. 1996. — № 9.
  113. Курс экономической теории. Общие основы: микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика. Учебное пособие. М.: ДИС, 1997.
  114. Н.Н. Институциональные предпосылки становления цивилизованных форм хозяйствования // Экономическая история России: проблемы, поиски, решения: Ежегодник. Вып.1. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999.
  115. К. Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность// Вопросы экономики № 1. 2000.
  116. Дж. Два трактата о правлении. Кн. 2. / Дж. Локк. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988.
  117. А.Н. Организационные структуры управления в условиях становления рыночных отношений // Деньги и кредит.- 1990. № 10.
  118. Л. Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами // Общество и экономика, № 9,2003.
  119. К. Р. Стенли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т.- М.: Республика. 1992.
  120. Г. Г. Хаос, структуры, вычислительный эксперимент. М.: Наука, 1997.
  121. Е.А. Тарифная политика: диалог с американскими специалистами //Вестник связи, 1993. -№ 8, с. 11 -14.
  122. К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е издание, т.22.
  123. Ш. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.46.
  124. К.Н., Тихонова А. Ф., Сайфутдинов А. Ф. Организация, планирование и АСУ предприятиями почтовой связи.- М. :Радио и связь, 1985.- 320 с. 141.Меркантилизм. Л., 1935.
  125. В.Д. Методология систем. М.: Экономика, 1999.
  126. Я. Перестройка системы государственных предприятий. //Вопросы экономики. 1994. — № 8.
  127. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. М.: Фонд экономической книги «Начала»., 1997.
  128. Я.Ш. «Олигархи». Экономическая хроника. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
  129. Ю., Басаргин В. Формирование структуры собственности на приватизированном предприятии // Вопросы экономики, № 5,1999.
  130. Ю., Гимади И., Добродей В. Анализ влияния приватизации на деятельность промышленных предприятий. Научный доклад РПЭИ (EERC) № 2К/01. Москва, 2000.
  131. Пособие по нормам качества службы. Международная сеть. Берн: МБ ВПС, 2002. -19 е., с прилож.
  132. Почтовая связь РФ. Показатели за 1990 2002 годы в целом по РФ. / Статистический справочник. — М.: ФУПС, 2003. -27 с.
  133. Предпринимательский тип хозяйствования / В. А. Швандар, В.Я. Горфин-кель, М. Г. Лапуста и др. М.: Путь России, 2002. — 231 с.
  134. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1996.
  135. А. Слияния и поглощения в корпоративном секторе (основныеподходы и задачи регулирования)// Вопросы экономики. № 12,2002.
  136. И.А. Является ли частной акционерная форма собственности. // Вестник Московского Университета, Серия 6, Экономика. 1991. — № 4.
  137. Российская экономика в 2001 г.: тенденции и перспективы. М.: ИЭГШ, 2002.
  138. В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в Х1Х-ХХ вв. СПб. 1998.
  139. Э.С. Приватизация ключ к рынку. Дело. 1991.
  140. Садовский 3. Политика по отношению к государственным предприятиям в процессе системных преобразований.//Вопросы экономики. 1994. — № 8.
  141. А., Тихонова А. Показатели оценки эффективности работы структурных единиц УФПС. // Российская почта распространение печати. 1995. № 1.С. 24−25.
  142. П. Экономика. В 2-х т. М.: Прогресс, 1992. — 576 с.
  143. П. Экономика. Вводный курс. М.: Изд-во «Прогресс». 1964.
  144. В. Российская национальная идея целостного гармоничного общества. М.: ВНТИЦ, 1997.
  145. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
  146. Дж. Алхимия финансов. М: Инфра-М. 1996.
  147. Состав потребителей услуг связи и средние доходные таксы. М.: Радио и связь, 1982,1986,1991,1999. -202 с.
  148. Статистика почтовых служб. Берн: МБ ВПС, 1990 — 2003.
  149. . Государственная поддержка стратегических отраслей промышленности в странах ОЭСР в 90-е годы. / РЖ Общественные науки за рубежом. Серия 2.-1992 -№ 2.
  150. С.В., Коваль B.C. Ценообразование и рынок. М.: Прогресс, 1992. -204 с.
  151. В.Л. Государство и экономика. Инст-т «Открытое общество». Изд-во «Магистр». М., 1997.
  152. Ю. Предпринимательство в переходной экономике // Экономист. -2000. -№ 10.-с.12−40.
  153. Ф. Усовершенствованная система сдельной оплаты труда.- М.: СПб, 1914.
  154. . Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. / Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1996. 745 с.
  155. Ш. Толстошеев В. В. Региональное экономическое право России: Учебно-практическое пособие. М., 1999.
  156. Е. Государственное предпринимательство: организационно-правовые формы. // Вопросы экономики, 1995, № 12.
  157. Е. Структура акционерного капитала // Экономист. 1999. -№ 2.
  158. В.А. Вопросы управления экономическими системами// Автоматика и телемеханика.- № 1,1969. С.5−25.
  159. О. Частная собственность и рынок капитала // ЭКО, 1993, № 5.
  160. Управление государственной собственностью: Учебник/ Под. ред. проф. В. И. Кошкина, доц. В. М. Шупыро. М.: 1997.
  161. Ю.В. Принципы и методы совершенствования выборочного наблюдения в почтовой связи. Дисс. на соискание кандид. экон. наук. — М.: 1995.170 с.
  162. Философский словарь. М. 1998.
  163. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф. Н. И. Химичева. — М.: Изд. БЕК, 1997.
  164. Финансовый менеджмент: теория и практика. / Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива. 1996.
  165. Ф. А. фон. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.
  166. Г. Синергетика. Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985.
  167. Хасамова 3. Что подумает сосед Василий?// Эксперт, № 38,14 окт. 2002 г.
  168. С.А. Отрасли инфраструктуры и их роль в системе общественного разделения труда // ЭКО. -1991.- № 1.
  169. Л.Г. Основы государственной политики. — М., 1997.
  170. Э. Теория монополистической конкуренции. М., Экономика, 1996.
  171. Г. Н., Горбоносова Ю. А. Финансовый анализ и управление финансами на предприятиях связи. М.: Статистика, 1978. -210 с.
  172. И.А. Этапы формирования структур государственного предпринимательства // Ученые записки Института управления и экономики. -2003.-№ 2.-с. 110−118.
  173. Ф.М. Структура отраслевых рынков. М., ИНФРА-М, 1997.
  174. В.К. Связь как фактор интенсификации (опыт ведущих капстран) // Электросвязь, 1989. № 6.
  175. Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982.
  176. Экономика переходного периода. М.:ИЭППП, 1998.203 .Экономика связи: Под ред. Горелик М. А. -М.: Радио и связь, 1993. -240 с.
  177. Экономика связи: Учебник для вузов./ Под ред. О. С. Срапионова. М.: Радио и связь, 1992. -320 с.
  178. Экономическая теория в вопросах и ответах. Учебное пособие Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998.
  179. Т. Неприбыльный сектор в рыночной экономике. // Российский экономический журнал. 1994. — № 1.
  180. Т. Современное рыночное хозяйство как синтез коммерческого и некоммерческого секторов // Российский экономический журнал. 1996. — № 4.
  181. Л.И. Экономика общественного сектора. М., Наука, 1995.
  182. К.В. Экономические беседы. М.: Центр исследований статистики и науки, 1998.2Ю.Ясин Е. Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  183. Aaker David A. And George S. Marketing Researth: Private and Public Sector Decisions. New York: Wiley, 1980.
  184. Baumol W.J., Panzar J.C., Willig R.D. Contestable Markets and the Theory of Industry Structure. -N.Y., 1982.
  185. Boiteux M. On the Management of Public Monopolies Subject to Budgetary Constraints Journal of Economic Theory — 1971.
  186. Census Measures Information Consunption / MPT News-Japan.- N10. 1991Glemawat P., Nalebuff B. Exit// Rand Journ. Econ. 1985. Vol. 16. P. 184−194.
  187. DemsetzH. Why Regulate Utilities-Journal of Law and Economics, 1968.
  188. Glemawat P., Nalebuff B. Exit// Rand Journ. Econ. 1985. Vol. 16
  189. Laf-font J.-J., Tirole J. A Theory of Incentives in Procurement and Regulation. -Cambridge: MIT Press, 1993.
  190. Laffont J.-J., Tirole J.A. Access Pricing and Competition. European Economic Review-1994.
  191. Millar A., James R. The ABC: Of soviet socialism Urbane etc.: of Illinois press/-Cop, 1981.-XYI.
  192. Ramsey F. R. A Contribution to the Theory of Taxation. The Economic Journal -1927.
  193. Sharkey W. The Theory of Natural Monopoly. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1982.
  194. Shicifer A., Vishny R. Politicians and Firms. Quarterly Journal of Economics, 1994, vol. 109- Shicifer A., Vishny R. A Theory of Privatisation. — Economic Journal, 1996, vol. 106.
  195. Urwick, Lindall and Etk. Tne marking of scientific management. Vol.1/- 3/- London, Pitman, 1957
Заполнить форму текущей работой