Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-философский анализ феноменов любви и пола

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Малинин В. А. Диалектика Гегеля и антигельянство. — М.: Мысль, 1983. — С. 181. полководца, крупного ученого нередко поворачивало колесо истории. Но на сегодняшний день состояние половой энергии человечества весьма далеко от идеалов, заповеданных традицией. Практически отсутствует метафизика пола. В области пола фактически наблюдается растущее отчуждение между полами. Откровенная мужская… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Сущность и генезис понятия пола
    • 1. Сущностное понимание пола: ретроспективный анализ философских воззрений прошлого
    • 2. Пол в контексте единства и оппозиции духовного и телесного .(Г-сзд""??*"*'''
    • 3. Проблема социально-философского анализа тендерных исследований пола
  • Глава 2. Феномены любви й пола человека: опыт социальнофилософского анализа
    • 1. Любовь как универсалия культуры
    • 2. Проблема любви и пола в истории культуры
    • 3. Проблема ценностной ориентации полов и культура любви в современном мире (на базе социологических исследований Уральского региона)

Социально-философский анализ феноменов любви и пола (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования обусловлена прежде всего тем, что современный кризис в России охватил практически все области человеческого существования, в том числе и половую сферу. Кризисные явления (в экономике, духе, культуре и нравственности) неразрешимы только на политической стезе. Должны приниматься в расчет иные стороны бытия. Невозможно возродить страну одними политико-экономическими методами без преображения более глубинного слоя национальной души, отвечающего за внутреннее, сущностное общение между полами.

Истинный человек только и проявляется в очевидности глубины своего духа. «Все те, -пишет А. Менегетти, — кого человечество признает своими учителями, отличались глубиной собственной души» 1. Именно такая постановка вопроса, увязывающая сущность полового чувства со стремлением человека обрести целостность на всех планах и уровнях своего бытия, является творчески продуктивной. Ведь существует по меньшей мере три уровня проявления пола: телесный, душевный и духовный. По нашему мнению, ни теория удовольствия, ни концепция деторождения, ни доктрина платонической природы любви, не в состоянии исчерпать сущность пола. Чисто метафизический подход к проблеме или идея «Божественного Андрогината» на деле оборачивается принижением значения женского начала на всех планах бытия.

Актуальность настоящего исследования обосновывается также тем, что по состоянию половой морали, характерной для тех или иных.

Менегетти А. Мотивация комплекса взаимосвязи «мужчина — женщина» // Онтопсихология. Санкт — Петербург, 1996. — С.12. культур и общественных отношений, можно судить о состоянии общества в целом. Процесс вырождения многих государств и крушения некогда великих империй во многом был обусловлен деградацией и десакрализацией половой сферы. Народ, избравший путь абсолютно бесконтрольной гонки за удовольствиями, отказавшийся от принципа самоконтроля, в конечном счете, достигает снижения духа пассионарности. В то же время полное пренебрежение принципом счастья как сконцентрированным выражением стремления человека к полнокровной, многогранной и плодотворной для него жизни, оборачивалось преступной подменой любви этикой холодного долга, обернувшейся не только равнодушием, но и невистью к тем, кто не был склонен слепо уверовать в «любовь к дальнему» .

В действительности, как будет далее показано нами, тело человека принадлежит его сущности также, как духовная и душевная организация. Об этом размышляли Шеллинг и Кьеркегор, Герцен и Чернышевский, Маркс и Фейербах. Бытие человека есть в первую очередь его чувственное бытие, а не логическое. Человек не только мыслит, но и переживает, стемится к чему-то, страдает о чём-то. Человек не может быть абстрактной идеей, и всякие рассуждения о конкретности вне человека просто абсурдны. «К сожалению, пишет В. А. Малинин, — немецкие философы фактически игнорировали этическое начало человеческой личности. В одном из своих эссе Киркегор замечает, что во взаимоотношениях конкретного мужчины и конкретной женщины больше философского смысла, чем в абстрактно-логических рассуждениях вообще и ни о чём» 1.

Следует также заметить, — что сексуальный инстинкт оказывал и продолжает оказывать мощное воздействие на исторический процесс. Любовное чувство того или иного фараона, царя, императора,.

1 Малинин В. А. Диалектика Гегеля и антигельянство. — М.: Мысль, 1983. — С. 181. полководца, крупного ученого нередко поворачивало колесо истории. Но на сегодняшний день состояние половой энергии человечества весьма далеко от идеалов, заповеданных традицией. Практически отсутствует метафизика пола. В области пола фактически наблюдается растущее отчуждение между полами. Откровенная мужская доминация, часто сопровождающаяся высокомерным отношением к женщине как к низшему существу, странным образом сосуществует в современном мире со скрытым господством низших женских идеалов, представлений и ценностей1. Усиленное стремление к эмансипации и профаническое равноправие, за которое сражаются многие женщины, в сущности есть бегство от собственногопола. В настоящее время нарушается космический закон равноправия двух начал. Однако конфликт между полами на отечественной почве пока ещё не перерос в необратимую фазу взаимного отчуждения и войны. Вместе с тем, необходимо заметить, что любая социальная смута, общественные катаклизмы порождают разгул половых страстей. Падение нравов, пропаганда нестандартных сексуальных ориентаций, апология вульгарности, анархо-коммерческая антикультура секса, ошеломляющая своей вакханальностью — всё это соседствует с другой тенденцией, связанной с угасанием двойной морали (гусарской для мужчин, монашеской для женщин), с уменьшением невежества и предрассудков, с ростом •влияния сексологии и полового просвещения. Начинает формироваться гуманистическая культура любви. Она углубляет личностные отношения между людьми, насыщая их глубокой духовностью. Ведь человек и разделен по половому признаку («секс» означает «разделенный»), чтобы реализовать возможность встречи с любовью. Феномен полового разделения подразумевает обретение духовного начала. «Сексуальная.

4 См.: Ключников С. Ю. Предисловие к-кн.: К) лиус Эвола. Метафизика пола. — М.: Беловодье, 1996. — С.15. реальность, констатирует А. Менегетти, — дает возможность достичь адекватного измерения Я и того чувства, что приближает к жизни в целом" 1.

Итак, человек должен, наконец, серьезно отнестись к своему полу как к источнику своей жизни. Пол присутствует и в теле, и в душе. Поэтому вне пола нет человека, как единства душевного и телесного. Тело как бы имеет отношение с двумя абсолютно разными пространствами. Во-первых, со всем тем, чем оно само не является. Во-вторых, с некоторой модификацией пространства в качестве самого себя. Более того, пространство во втором смысле не ограничивается местом тела, а является постоянно меняющейся величиной, и о пг и расширяющейся и сужающейся. Б своих краиних пределах тело может постоянно утесняться в сторону небытия. Причем речь здесь идет не только о смерти как пределе небытийственности тела (напротив, смерть предоставляет телу определенный минимум пространства)2. Отсюда возрастает актуальность одухотворенного секса (любви), как мощнейшего инструмента преображения человеческой личности, поскольку он предполагает участие человека противоположного пола и тем самым включает в себя момент трансцендирования за пределы той или иной телесной и духовной организации.

В настоящее время, когда в стране развертываются острейшие споры о путях гуманизации жизни, мало кто из обществоведов связывает демократизацию социальных, политических, экономических отношении с половыми и семенными отношениями. Б изучении полового вопроса наблюдается стремление избавиться от наслоений экономического детерминизма, преодолеть ограниченность классового.

1 См.: Менегетти А. Мотивация комплекса взаимосвязи «мужчина — женщина» // Онтопсихология. Санкт — Петербург, 1996. — С.62.

2 См.: Серкова В. А. Взаимодействие пространства и тела // Человек — Философия — Гуманизм: Тезисы докладов Первого Российского философского конгресса (4 — 7 июня 1997 г.). В 7 томах. Т.6. — СПб., 1997. — С.155. подхода. В рамках данного направления создаются работы, авторы которых пытаются осмыслить проблему «женщина и общество» всесторонне, не ограничиваясь рассмотрением лишь одного вопроса.

Степень разработанности проблемы. Исследованию проблемы пола посвящено сравнительно небольшое количество работ. Прежде всего, это труды H.A. Бердяева, Отто Вейнингера, Эмиля Дюркгейма, Герберта Маркузе, В. В. Розанова, Р. Тэннэхилла, 3. Фрейда, Ю. Эволы. Из наших современных отечественных авторов особо выделим труды Андреевой И. С., Абубикировой Н. И., Ворониной O.A., Гуревича А. Я., Габриэлян И. М., Гулыги A.B., Жарова Л. В., Киященко Л. П., Кона И. С., Короленко Ц. П., Литвиновой А. Л., Лукьянова A.B., Любутина К. Н., Руткевича A.M., Розина В. М., Рюрикова Ю. Б., Ушакина С. А., Хидиятова Н. Б., Харчева А. Г., Чучина-Русова А.Е., Чанышева А.Н.

Часть из них связана с анализом «гендерных исследований», в которых термин «гендер» трактуется как социально-закрепленные отношения полов. В работах В. М. Розина раскрывается глубинная связь таких понятий, как «пол» и «тело». По его мнению она осуществляется в «телесности», которая претерпевает самые необычные изменения и метаморфозы. Сексуальность в данном плане можно рассматривать как форму телесности.1 В сочинениях Габриэлян Н. М. проблема пола осмысливается через символы «женского» и «мужского» рядов, что позволяет пролить дополнительный свет на соотношение внешнего и внутреннего, физического и духовного пола2.

Значительное количество авторов (Абрамов А.И., Бычков В. В., Губин В. Д., Жанбуршина Р. Б., Ивин A.A., Нарский И. С., Рюриков Ю. Б., Семенова С. Г., Стрельцова Г. Я., Чанышев А.Н.) пол человека соотносит с такой сущностной силой последнего, как любовь. Так, Ивин.

1 См.: Розин В. М. Природа сексуальности // Вопросы философии, № 4. 1993. — С.83.

2 См.: Габриэлян Н. М. Пол. Культура. Религия // Общественные науки, № 6. 1996. — С.126−132.

A.A., реконструируя концепцию любви B.C. Соловьева, понимает под половой любовью полноту жизненной взаимности, становящейся высшим символом идеального отношения между личным началом • и общественным целым1. Рюриков Ю. Б. специально обращает внимание на тот момент, что пол — это «не полчеловека, а весь человек,. «2. Однако способность человека чувствовать свой пол есть нечто внутреннее. Свойство чувственности, с самого начала присущее человеку как живому биологическому существу, пишет Д. А. Нуриев, «существует в нем самом «невидимо», ^скрыто» в виде способности и эта способность остается «невидимой», «скрытой», до тех пор пока он не входит в субъектно-субъектные или субъектно-объектные отношения» 3. Развивая эту мысль дальше, можно сказать, что в половом чувстве заключено огромное многообразие черт скрытой реальности (например, диалог обретает подлинно духовное содержание, если озарен любовью, эросом).

В последние десятилетия интерес к полу приобрел значение глобальной проблемы. На смену патриархату идет новое состояние, биархат — главенство обоих полов. Эти кардинальные перемены в положении женщины усиливают женское начало в культуре. Биархатные влияния преобладают в мировом реалистическом искусстве, в сексологии, в половом просвещении, в женском движении, во всей к* т~> «-» демократической культуре в целом. В нашей литературе, к сожалению, очень мало работ посвященных тому, что делается в данной области на.

1 См.: Ивин A.A. Многообразный мир любви // Философия любви. 4.1. — М.: Политиздат, 1990.

— С.383.

2 См.: Рюриков Ю. Б. Любовь: её настоящее и будущее // Философия любви. 4.1. — С.292.

3 См.: Нуриев Д. А. Историческое, логическое и мировоззренческое основания категории «материя» .

— Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 1996. — С. 137.

Западе. Можно, однако, указать на следующие работы1, в которых выявляется сложность взаимодействия двух течений современной сексуальной революции — прегрессивного и регрессивного.

Однако существующая научная литература, посвященная половому вопросу, касается в основном психологических, социо-культурных, естественно-научных, нравственных, художественных и религиозных аспектов пола. Философский анализ пола, особенно социально-философское измерение последнего, всё ещё остаётся задачей будущего. Настоящая диссертация восполняет существующий пробел в том плане, что пол осмысливается как понятие социальной философии. В определенном отношении на социальные характеристики пола проливают свет тендерные исследованиякоторые мы и учитываем в процессе выполнения данного исследования.

В качестве объекта исследования выступает внутренний пол человека, как единство его сущностных сил и качеств.

Предмет исследования — внутренний пол в свете такой человеческой сущностной силы, как любовь.

В связи с этим главной целью диссертации является выявление сущности пола, его генезиса и социо-культурной детерминации.

В соответствии с этим в исследовании ставятся и решаются следующие задачи:

— проанализировать сущностное понимание пола на основе ретроспективного анализа философских систем прошлого;

1 См.: Гулыга A.B., Андреева И. С. Пол и культура // Философские науки, № 4. 1973. Давыдов Ю. Мистика потребительского сознания // Вопросы — Литературы, № 5. 1973. Голод С. О так называемой сексуальной революции Наукаи техника (Рига), № 1. 1976. Кон И. Секс, общество, культура // Иностранная литература,.№ 1. 1970. Харчев А. Г., Голод С. И. Молодёжь и брак // Человек и общество. ЛГУ, вып. VI. 1969.

— рассмотреть пол человека с точки зрения понятий «телесного» и «духовного» ;

— проанализировать тендерные исследования проблемы пола;

— выявить соотношение половой любви и любви как универсалии культуры;

— соотнести пол и любовь в культурном и историческом развитии;

— дать социологический и социально — философский анализ культуры любви и ценностной ориентации полов в современном мире.

Методологическая основа диссертации. В настоящем исследовании мы исходим из той идеи, что разделение человечества на два пола является источником таких огромных и разнообразных возможностей развития многоцветия человеческой культуры, которые в противном случае никогда не смогли бы появиться даже в зачатке.

В основу исследования положен принцип единства биологического и социального, духовного и телесного в человеке, а также принципы развития, дополнительности и историзма.

Источниками исследования явились классические труды Платона,. Аристотеля, Декарта, Канта, Фихте, Гегеля, Фейербаха, а также наших отечественных представителей религиозной философской мысли конца XIX — начала XX века, в первую очередь Н. Ф. Федорова, B.C. Соловьева, В. В. Розанова, В. П. Вышеславцева.

В диссертации творчески реконструированы идеи Ф.В. Й. Шеллинга, С. Киркегора, К. Маркса, Э. Фромма, О. Вейнингера, Г. Маркузе, Ю. Эволы, Э. Дюркгейма. Проанализированы работы зарубежных исследователей семьи и брака, так или иначе затрагивающие проблему пола. Обобщены феминистские исследования. Изучено состояние половой культуры на современном этапе Российского общества.

Научная новизна диссертационного исследования связана с социально — философским анализом феноменов любви и пола. Эта.

— и новизна сводится в основном к следующим научным результатам:

— сделан вывод о том, что пол, характеризующий процесс становления личности, представляет собой единство телесного и. духовного, что позволяет отнести его к разряду сущности;

— на основе анализа генезиса понятия пола, установлено, что человеческий пол формируется в противоречивом процессе дистанцирования и совпадения духовного и телесногона базе социально-философского анализа тендерных исследований проблемы пола, выявлено, что внутренний пол человека выражается в системе взаимодействия таких понятий, как духовность и телесность;

— исследовано отличие половой любви от любви как инварианта, остающегося неизменным в разных исторических эпохах;

— в ходе исследования современных тенденций развития культуры любви и пола обнаружено смещение духовного «Я» молодого человека в сторону душевности или мира ценностных переживаний.

Научно-теоретическая и практическая ценность исследования состоит в том, что анализ феномена пола позволяет глубже выявить особенности современной личности, её структуры в категориях пола и ценностные ориентации.

Результаты диссертации найдут свое применение в процессе преподавания социальной философии, при разработке различных спецкурсов, в чтении проблемных лекций.

Апробация исследования. Теоретические положения диссертации изложены в пяти публикациях и апробированы в выступлениях на научных конференциях: на Российской конференции «Декабризм и-конец XX века» (Оренбург, 1996) — на Российской конференции.

Личность и культура на рубеже веков" (Екатеринбург, 1997) — На Российской конференции «Философия ценностей» (Курган, 1998).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Башкирского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, заключения, приложения и списка использованной литературы в количестве 209 наименований.

Заключение

.

Разделение человечества на два пола (мужской и женский) обусловлено не только биологически, но и тем обстоятельством, что пол человека есть источник многообразия форм развития человеческой культуры. Пол, тело, дух, душа — это важнейшие универсалии, определившие развитие цивилизации. Их разрушение чревато самыми трагическими последствиями для существования человека.

Социально-философское исследование проблемы пола, проведенное в настоящей диссертации, позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Тезис об однозначной детерминации человека полом не выдерживает критики. Мало сказать, что вне пола нет человека. Человека нет и вне взаимодействия. различных полов, предполагающего взаимовлияние не только физического, но и духовного, душевного начал.

2. Тело и пол входят в сущность человека. Пол бывает не только внешним, но и внутренним. Однако не следует гиперболизировать ни внутренний, ни внешний пол. Нельзя подменять вопрос о соотношении социального и биологического в человеке проблемой социальных детерминант пола.

3. Тендерные исследования показывают, что следует различать такие понятия, как тело и телесность. В отличие от тела, которое сначала растет, потом стареет, телесность претерпевает самые необычные метеморфозы. Органы телесности на протяжении жизни могут рождаться и отмирать, пространственно накладываться друг на друга и проникать друг в друга. В данном отношении пол человека может быть выражен, на наш взгляд, в системе таких понятий, как тело любви", «тело общения», «эмоциональное тело» и т. д. Но сексуальность, как форма телесности, должна быть дополнена соответствующей формой любовного поведения.

4. Пол реализует свою сущность как в процессе дистанцирования полов, так и посредством их взаимодополнения. Именно дистанцирование полов определяет необходимость преодоления дистанции. Но формирование культуры любви не связано только с открытием новых форм сексуальности. Проблема состоит в том, чтобы обрести единство форм любви.

5. Половая любовь не может претендовать на роль последнего или предельного основания культуры, если вступает в противоречие с одухотворенным эросом. Отношение мужчины к женщине детерминирует, по нашему мнению, все виды творчества, поскольку выступает в качестве непосредственного, естественного и необходимого отношения человека к человеку.

6. Анализ тенденций развития современного нам состояния половой культуры показывает, что она приобретает всё более тесную сопряжённость с такими характеристиками бытия культуры любви, как здоровье, счастье, стабильность, ориентация на единство эроса и этоса и т. д.

7. Социологическое исследование показало, что молодёжь (главным образом студенчество) под полом чаще всего сегодня понимает душу (но не дух !), считая развитость душевного мира неотъемлемым' элементом половой культуры.

Единство мира и человека предполагает автономную разнокачественность составляющих его частей. Каждая вещь имеет свое место в мире. Относительно разделены, отчуждены и оба пола, прежде всего благодаря своим телесным и душевным свойствам. Вместе с тем каждый пол, имея свое назначение и место в социальной иерархии, един с другим в своем высшем абсолютном или общечеловеческом измерении: ни один человек вместе со своим полом, душевной и духовной организацией не должен выступать в качестве средства, а только в качестве цели.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аристотель. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1976−1984.
  2. H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. — 383 с.
  3. H.A. О назначении человека. М., 1993.
  4. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. — 380 с.
  5. Д. О героическом энтузиазме. М., 1953.
  6. Вейнингер Отто. Последние слова: Пер. с нем. К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1995. — 256с.
  7. Вейнингер Отто. Пол и характер. М., 1991. — 190 с.
  8. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. — 525 с.
  9. Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3-х т.: Т.1−3. М.: Мысль, 1975−1977.
  10. Гёте Иоганн Вольфганг. Собр. соч. в 10-ти т.: Т.8. М.: Худож. лит., 1979. — 462 с.
  11. Р. Мифы древней Греции. М., 1992. — 200 с.
  12. А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века). М.: Искусство, 1989. — 367с.
  13. Гелиодор. Эфиопика. М., 1965.
  14. Р. Избранные произведения. М., 1950.
  15. Р. Соч. В 2-х томах. М., 1989. ТЛ.
  16. Древнекитайская философия. В 2-х т. М., 1973. Т.2.
  17. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. — 571 с.
  18. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М: Наука, 1990. -575 с.
  19. . Африканцы. Введение в историю культуры. М., 1975.- 300 с. 120. «Духовные проповеди и рассуждения Мейстера Экхарта». М., 1912. 120 с.
  20. K.M. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990.- 399 с.
  21. У. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ. М.: Наука, 1993. — 432 с.
  22. Ф.М. Поли. собр. соч. в 30-ти томах. М., 1972−1989.
  23. Н.П. Что такое человек ? М.: Мысль, 1983. — 334 с.
  24. Н.П. Некоторые проблемы современной генетики. М.: Наука, 1994. — 224 с.
  25. В.И. Пословицы русского народа. Соч. в 2-х т.: Т.1. М.: Худож. лит., 1984. — 383 с.
  26. С.Н. Молодежь и культура. М., 1989.
  27. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. .- 464 с.
  28. И. Соч. в 6-ти т. М., 1965. Т.4. 4.2.
  29. И. Трактаты и письма. М., 1980. — 420 с.
  30. Кон И. С. Введение в сексологию. -, М.: Медицина, 1989.
  31. Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. М., 1987.
  32. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. — 114 с.
  33. Китайский эрос. Научно-художественный сборник. СП «Квадрат». М., 1993. 504 с.
  34. Л. Религиозно-философские сочинения. М., 1992.
  35. Ц.П. Мифология пола. Красноярск, 1994.
  36. A.M. Труд женщины в эволюции народного хозяйства.- М., 1923.
  37. Н. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1979−1980.
  38. A.B. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762−1814).- Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 1997. 251 с.
  39. A.B. Основы истории и философии религии. В 3-х т.: Т.1. Дохристианский период. Уфа: Изд-е ВЭГу, 1995. — 127 с.
  40. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли.- М.: Наука, 1989. 475 с.
  41. Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М.: Наука, 1987. — 616 с.
  42. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. — 525 с.
  43. Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики- характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. — 368 с.
  44. Дж. Соч. в 3-х т.:Х2. м.: Мысль, 1985. — 560 с.
  45. Г. В. Сочинения в 4 т.: ТА. М.: Мысль, 1989. — 556 с.
  46. А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
  47. Лирика Древнего Египта, М.,. 1965. — 252 с.
  48. Л. Славянская мифология. Воронеж, 1908.
  49. М.В. Древняя российская история. 4.1−2. СПб., 1766.
  50. Ц. Гениальность и помешательство. Репринтное воспроизведение издания Ф. Павленкова. «С-Петербург». 1892 г.- 253 с.
  51. Р.Л. Духовность и бездуховность личности.- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. 152 с.
  52. К. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты/Пер. с англ. М.: Республика, 1992. 432 с.
  53. К.Н. Человек в философском измерении. Свердловск: Изд-воУрал. ун-та, 1991. 130 с.
  54. В.А. Русь и Запад. Начальный фазис отношений. МФТИ. М., 1995. 156 с.
  55. В.А., Шинкарук В. И. К.Маркс, Ф. Энгельс и левое гегельянство. Киев: Наукова думка, 1986. — 320 с.
  56. Маркузе Герберт. Эрос и цивилизация. К.: «ИСА», 1995. — 352 с.
  57. М.Л. Женщины, их Воспитание и значение в семье и обществе. СПб., 1903.
  58. В.Н. Антология философской мысли. Русский космизм.- М., 1993.
  59. Г. Г. Этика в средние века. М., 1986. — 248 с.
  60. И. Этюдьто природе человека. М., 1961.
  61. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1955 — 1981.- Т.1−50.
  62. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. — 689 с.
  63. Мифы древних славян. Велесова книга. Сост. А. И. Баженова, В. И. Вардугин. — Саратов, «Надежда», 1993. — 320 с.
  64. К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О женском вопросе. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1978. 223 с.
  65. Мишель Монтень. Опыты. В трех книгах. Книги первая и вторая.- М.: Рипол классик, 1997. 928 с.
  66. Мишель Монтень. Опыты. В трех книгах. Книга третья. М.: Рипол классик, 1997. — 672.
  67. Ф. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1990.
  68. Т.И. Философия Фихте. М., 1962. — 69 с.
  69. Платон. Собрание сочинений. в 4 т.- Т. 1−3. М.:Мысль, 1990−1994.
  70. . Мысли, — М., 1905.: :
  71. Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека. Философия религии. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993.
  72. В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства.- М.: Дружба народов, 1990. 340 с.
  73. В.В. Религия, философия. Культура. М.: Республика, 1992. — 397 с.
  74. В.В. Религия и культура. СПб., 1899, 1901 г. г. — 636 с.
  75. В.В. В мире неясного и нерешенного. М.: Республика, 1995.
  76. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1981. 1981. — Т.2. — 336 с.
  77. A.M. Социальная философия «Мадридской школы».- М., 1981.
  78. A.M. От Фрейда к Хайдеггеру. М., 1985. — 175 с.
  79. B.C. Соч. в 2-х т. М., 1988. — Т.2.
  80. В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.
  81. П.В., Ершов II.М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. — 352 с.
  82. В.И. Брак и семья при капитализме и социализме. М., 1939.
  83. Ф.Б. Коммунистическая нравственность. Новосибирск, 1963.
  84. В.Ф. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. Л., 1980.
  85. В.Ф. Личность как предмет философского познания. -Новосибирск, 1984.
  86. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л. 1990.
  87. В.Ф. Характер и деструктивное поведение. СПб., 1993.
  88. Л.В. Культура самосознания: человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.
  89. В.В. Средневековая философия. М., 1979.
  90. В.В. Европейская философия XV—XVII вв.еков. М., 1984, (2 — е изд. 1994). '
  91. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  92. B.C. Философская антропология и история науки. М., 1992
  93. Г. Я. Блез Паскаль. М., 1979.
  94. Р. Секс в истории. М., 1995.
  95. Л.Н. Полн. собр. соч. М. — Л., 1928−1958.
  96. H.H. Время человеческого бытия. М., 1987. — 221 с.
  97. И.С. Социально-философские проблемы пола, брака и семьи//Вопросы философии, № 1. 1980. с. 135−143.
  98. Н.И. Что такое «тендер»?//Общественные науки и современность, № 6. 1996. с. 123−125.
  99. О.М. Деятельность декабристов в свете проблемы пола //Движение декабристов в историческом самосознании: Сборник научных статей/Изд-е Башкирск. ун-та. Уфа, 1998. — с. 36−39.
  100. Э. Феминизм //50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989. — с. 524.
  101. O.A. Феминизм//Современная западная социология. Словарь М., 1990. — 367.
  102. O.A. Феминизм//50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989. — с. 528.
  103. П.С. Антропологический ренессанс//Феномен человека. Антология. М., 1993. — с. 19.
  104. П.С. Философская антропология: опыт систематики//
  105. Вопросы философии, № 8. 1995. с. 92−102.
  106. И.М. Пол. Культура. Религия.//Общественные науки и современность, № 6. 1996. с 123−125.
  107. B.C. Антропоцентризм и биоцентризм: попытка сопоставления//Человек, № 3. 1996. с. 187−189.
  108. М. Чужие среди нас. Идентификация страхов// Общественные науки и современность, № 1. 1997.
  109. A.B., Андреева И. С. Пол и культура//Философские науки, № 4. 1973.
  110. С. О так называемой сексуальной революции//Наука и техника (Рига). № 1. 1976.
  111. А. Азбука для двоих//Студенческий меридиан, № 8, 9. 1980.
  112. H.A. Современное женское движение и идеология неофеминизма//Рабочий класс и современный мир, № 2. 1977. с. 132−143.
  113. Л.В. О специфике телесной культуры человека//Вопросы философии, № 6. 1987. с. 145−148.
  114. Т. Феминизм как культурная позиция// Преображение, № 1. 1993. с. 9.
  115. Л.П. О границах телесности человека//Телесность человека: проблемы междисциплинарного анализа. М., 1991.
  116. Л.П. Классика и неклассика о телесности: два взгляда на одну проблему//Эпистемологические проблемы постнеклассической науки. М., 1993.
  117. К.С. Любовь//Вопросы философии, № 8. 1989. с. 107−108.
  118. В.М. Женский язык//Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. — с. 153.
  119. А.Л. Неопубликованные произведения И.Г. Фихте о проблемах брака и семьи//Философские науки, № 5. 1972. -с. 118−125.
  120. A.B. Баранова О. М. Пол как ценность существования: к вопросу о единстве душевного и телесного «Я"//Философия ценностей: Тезисы Российской конференции. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1998. с. 61−62.
  121. А. Сексуальное поведение//Онтопсихология. 1996.
  122. А. Мотивация комплекса взаимосвязи „мужчина -женщина“/Онтопсихология. Санкт-Петербург, 1996. с. 12−19.
  123. М. Социальные роли женщины (по материалам исследования общественного мнения в ПНР//Социологические исследования, № 3. 1978.
  124. М.Т. Образ женщины в религиозном сознании: прошлое, настоящее, будущее//Общественные науки и современность, № 4. 1993. с. 177−183.
  125. С.Г. Метаморфоза пола. Фрагмент из кн.: Путь к древу бессмертия//Вестник МГУ, № 1. 1991. с. 314−335.
  126. H.A. Антропософия здоровья: тело и дух//Экология человека, № 1. 1995.
  127. Ф.Б. Критерии разумных потребностей//Вопросыфилософии, № 1. 1985. с, 45−54.
  128. B.C. Культура и развитие человека//Вопросы философии, № 4. 1982. с. 15−29.
  129. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия//Психология бессознательного. М., 1989.
  130. Э. Психоанализ и религия//Сумерки богов. М., 1989.
  131. А. Г. Голод С.И. Молодежь и брак//Человек и общество. ЛГУ, 1969. Вып. VI.
  132. П. Проблема тела и души как проблема естественных наук //Вестник МГУ, № 5. 1994.1. Авторефераты диссертаций
  133. С.Ю. Проблема единства воли и чувственности в философии Фихте. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Вильнюс, 1986. — 18 с.
  134. Д.Ж. Проблема императивности в этике. Авт-т. дисс. канд. филос. наук. — М., 1970. — 20 с.
  135. .С. Принцип развития в основаниях научной картины природы (методологические проблемы): Авт-т. дисс. докт. филос. наук. Свердловск, 1988. — 41 с.
  136. П.С. Человек как объект социально-философского анализа. Авт-т. дисс. докт. филос. наук. — М., 1991. — 39 с.
  137. Р.Б. Онтологическое обоснование любви: философско-антропологический аспект. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 1996. — 17 с.
  138. Л.П. Методологический анализ основания экологического прогнозирования. Авт-т. дисс. канд. филос. наук. — М., 1983. — 21 с.
  139. А.Л. Проблема брака и семьи в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель). Авт-т. дисс. канд. филос. наук. — М., 1972. — 24 с.
  140. А.В. Идея духовного в философии И.Г. Фихте. Авт-т. дисс. докт. филос. наук. Уфа, 1994. — 32 с.
  141. Butler J. Sexual Inversions // Foucault and the Critique of Institutions. University Park, 1993.42. d’Alverny. M. Th. Comment les theologiens et les philosophes voient la femme. — „Cahiers de civilisation medievale“, XXe annee, 1977, № 2−3.
  142. Hirdman, Yronne: „Makt och Kon“, i O. Peterson (red): Maktbegreppet. Stockholm, 1987.
  143. J. „Geander: A Useinl Category of Historical Analysis“, i The American Historical Review, vol 91, nr 5, 1986.
  144. Schelski H. Soziologie dsr Sexualitat. Hamburg, 1955, p. 126.
  145. Jonas D., Jonas A. Sex and Status. N.Y., 1975.
  146. Fridan B. The Feminine Mystique. N.Y., 1963.
  147. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.- М.: Мысль, 1988. 255 с.
  148. В.Н. Гносеологическая концепция классического марксизма (философский анализ). Авт-т дисс. докт. филос. наук.- Уфа, 1995. 38 с.
  149. В.У. Философия духа (опыт интенционального анализа). М., 1995. — 103 с.
  150. Д.Ю. Идея эроса в русской религиозной философии.- Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 1997. 18 с.
  151. Д.Ж. Происхождение морали. Саратов: Сарат. ун-т, 1981.- 168 с.
  152. Т. Человеческая природа//Избр. произв.: в 2 х т. М.: Политиздат, 1984. Т.1.
  153. В.Д. Проблема человека в современной философии: Учеб. пособие/Международ, педаг. академия. М., 1992.
  154. H.A. Современное женское движение и идеология неофеминизма//"Рабочий класс и современный мир», 1977, Nb 2.- с. 132−143.
  155. В.В. Социальная философия. Екатеринбург, 1994. — 90 с.
  156. Г. Мужественность и женственность//"Изменение положения женщины и семья". М., 1977. с. 166−179.
  157. .О. Сочинения. 2 — е изд. — М.: Мысль, 1983.
  158. Д.А. Историческое, логическое и мировоззренческое основания категории «материя». Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 1996. — 164 с.
  159. В.А. Феноменология тела (Введение в философскую антропологию). Материалы лекционных курсов 1992—1994 гг. -М., 1995. 339 с.
  160. С.М., Фролова И. В. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1997. — 150 с.
  161. С.М. Человек и его мир: Учебное пособие. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1996. — 170 с.
  162. Ю.Б. По закону Тезея. Мужчина и женщина в начале биархата// Новый мир. 1986. № 7.
  163. В.И. Человек и мир: проблема антропоцентризма//Философские науки, Nb 3. 1992.
  164. А.И. Мозаичная философия развивающегося мира.- Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1997. 160 с.
  165. С.А. Пол как идеологический продукт//Откуда и куда. 1997.
  166. Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии. Идеи. Труды. Изд-е 2. М.: «Книга и бизнес», 1995.
  167. Н.Б. Психоаналитическая теория 3. Фрейда о противоречивой сущности и движущих силах поведения человека. Уфа, 1994. — 38 с.
  168. Чучин-Русов А. Е. Природа культуры//Общественные науки и современность, № 6. 1995.
  169. Чучин-Русов А. Е. Тендерные аспекты культуры//Общественные науки и современность, № 6. 1996. с. 141−152.
  170. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Дух Меркурий/Пер. с нем. М.: Канон, 1996. — 384 с.
  171. В.Б. Мужская ментальность и роль женщины в политике //Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов Первого Российского философского конгресса (4−7 июня 1997 г.). В 7 томах. Т.4. СПб., 1997. — с. 266−268.
  172. Е., Шевцов Ю. Эмансипация женщины как фактор социального прогресса//Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов Первого Российского философского конгресса (4−7 июня 1997 г.). В 7 томах. Т.4. СПб., 1997. — с. 38−41.
  173. П.П. Философия Фихте и современность. М.: Мысль, 1979. — 288 с.
  174. В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М.: Мысль, 1983. — 240 с.
  175. A.M. Эрос невозможного (история психоанализа в России). М.: Гнозис. Прогресс-Комплекс, 1994. — 374 с.
  176. Э. Мужская сущность. М.: Новости, 1995. — 301 с.
  177. В. Онтология человеческой телесности. Ижевск: Изд-во • Удмурск. ун-та, 1993. — 169 с.
  178. Судьбы людей: Россия XX в. Биографии семей как объект социологического исследования. Под ред. В. Семенова,
  179. Е. Фотеевой. М. Инс-т социологии, 1996. — 426 с.
  180. Совет да любовь. Сборник статей. Под ред. Л. О. Хаирова. Уфа: Башкнигоиздат, 1991. — 154 с.
  181. В.М. Сощально-ф1лософсьш аспекты феномену любовь Авт-т 3anopi3. дерис. ун-т., 1992. 23 с.
  182. О.В. Сущность любви и ее роль в нравственном совершенствовании человека. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Тбилиси, 1987. 21 с.
  183. Л.Н. Проблема эмансипации женщин в социальном учении. А. И. Герцена. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Л., 1988. — 18 с.
  184. В.К. Общественная роль женщины и идеология феминизма (Критич. анализ). Авт-т дисс. канд. филос. наук. — М., 1984. — 25 с.
  185. A.C. Концепции родовой сущности человека в философии И. Канта, А. Шопенгауэра и Л. Фейербаха. Авт-т дисс. доктора филос. наук. Екатеринбург, 1996. — 47 с.
  186. В.М., Шапинская Рина. Природа любви: понимание и изображение любви и сексуальности в разных культурах, в работах философов, в искусстве. М., 1993. — 173 с.
  187. A.A. Расщепленный человек и целостная личность. М., 1990. — 255 с.
Заполнить форму текущей работой