Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационные принципы формирования системы управления персоналом предприятий: На примере Кабардино-Балкарской республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработан организационно-экономический механизм процедурного обеспечения системы управления персоналом предприятий В числе разработок: а) установление параметров и объемности управленческого воздействия на персонал предприятия- 6) фиксация экономических и социальных характеристик управления персоналом в программе действий, нормативных документах, прогнозах хозяйственной деятельностив… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основания развития организационных принципов формирования системы управления персоналом предприятий
    • 1. 1. Развитие концептуальных положений о процессах формирования системы управления персоналом предприятий
    • 1. 2. Мотивационная составляющая в формировании системы управления персоналом предприятий
    • 1. 3. Институционализация организационно-трудовых отношений как основа совершенствования системы управления персоналом
  • Глава II. Анализ и оценка организационных принципов формирования системы управления персоналом предприятий
    • 2. 1. Принципы функционального развития системы управления персоналом предприятий
    • 2. 2. Принципы стимулирования процессов организационного развития системы управления персоналом предприятий
    • 2. 3. Принципы учета социального самочувствия персонала предприятия
  • Глава III. Разработки и предложения по реализации организационных принципов формирования системы управления персоналом предприятий
    • 3. 1. Операционная формализация организационных структур управления персоналом предприятий
    • 3. 2. Процедурное обеспечение организационного развития системы управления персоналом предприятий
    • 3. 3. Регуляция социально-психологического климата в системе управле- 111 ния персоналом предприятий

Организационные принципы формирования системы управления персоналом предприятий: На примере Кабардино-Балкарской республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преобразования в системе социально-экономического развития страны затронули и процессы управления персоналом предприятий, которые постепенно начинают функционировать как основные субъекты рыночной экономики. Обусловлено это тем, что управление персоналом признано считать одним из ключевых вопросов адаптации предприятий к условиям рыночной экономики1, оно является основой формирования новой философии производства и организационно-трудовых отношений между различными профессионально-квалификационными группами работников, имеющих самые различные отношения к собственности предприятий2. Вместе с тем до настоящего времени не сложились научно обоснованные представления о сущности категорий «персонал», «управление персоналом», не всегда эти понятия различаются с понятиями: работник, трудовой коллектив, управление трудом. Подмена управления персоналом управлением трудом приводит к утрате адресности управленческого воздействия, снижению уровня организационно-распорядительной и экономической ответственности персонала предприятия за результаты хозяйственной деятельности. Снижается, тем самым, и эффективность производства, утрачивается трудовой потенциал предприятий, по оценкам экспертов на воспроизводство которого в современных условиях требуется от 7 до 10 лет3. Именно эти обстоятельства и обусловили разработку организационных принципов формирования системы управления персоналом предприятий, отличных от общепринятых и связываемых с реализацией целевых комплексных программ.

1 Фюэр X. Вопросы и проблемы адаптации предприятий к условиям рыночной экономики. — С.-Петербург, 1993. С. 21.

2 Управление персоналом // Под. ред. Зайцева Г. Г. С.-Петербург: Изд-во С.-Пб УЭФ. 1995. С. 121.

3 Научные основы управления социальным воспроизводством человека в крупном городе // Под. ред. В.К.ПотемкинаЛ.: ИСЭП АН СССР, 1990 — С. 153- Потемкин В. К., Тюличева Л. Д., Ширнова С. А. Трудовой потенциал и проблемы социальной защиты незанятого населения. — С.-Петербург: ИСЭП РАН, 1994. -С.116. подготовки кадров, стимулирования мотивация в сфере труда и т. д. и основных рыночных методах хозяйствования.

В этой связи, целью исследования является разработка концепции взаимосвязи организационно-трудовых отношений с процессом преобразования системы управления персоналом и разработки организационно-экономических принципов преобразования системы управления персоналом.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решались следующие научные и практические задачи:

— развитие концептуальных положений о процессах формирования системы управления персоналом, определение мотивационной составляющей в преобразовании условий, стимулирующих эффективную работу персонала;

— определение организационных принципов формирования системы управления персоналом предприятий;

— разработка мер по реализации принципов формирования системы управления персоналом предприятий.

Предметом исследования являются организационные принципы формирования системы управления персоналом предприятий, функционирующих в условиях рыночной экономики. Объектом исследования выбраны предприятия промышленности Кабардино-Балкарской республики.

Теоретической и методической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные акты, нормативно-инструктивные документы и решения правительства Российской Федерации по обеспечению проведения экономических реформ.

Информационной базой исследования послужили материалы статистического управления КБР, первичная документация предприятий, данные социологического опроса, проведенного при непосредственном участии автора.

Исследование проводилось на принципах системного подхода, логического моделирования экономических и социальных процессов в коммерческих организациях с применением приёмов классифицирования и сопровождалось содержательной интерпретацией выводов. Обработка фактических данных выполнялась с применением экономико-статистических методов на ПЭВМ.

Научная новизна исследования состоит в концептуальном развитии теории управления персоналом предприятий в экономике переходного периода. В частности, в диссертации:

1. Систематизированы подходы к совершенствованию системы управления персоналом предприятий и обоснована необходимость учета внешних и внутренних факторов осуществления хозяйственной деятельности;

2. Определены процессорные мотивации развития системы управления персоналом, которые на различных этапах хозяйственной деятельности стимулируют участие персонала предприятий в управлении и самоуправлении;

3. Осуществлена институционализация организационно-трудовых отношений — основы развития организационных принципов управления персоналом предприятий;

4. Определены принципы организационного развития системы управления персоналом предприятий, среди которых функционального развития, стимулирования и учета социального самочувствия;

5. Разработаны меры по реализации организационных принципов управления персоналом предприятий, основанные на операционной формализации организационных структур, процедурном обеспечении организационного развития и регуляции социально-психологического климата посредством управленческого воздействия на персонал управления предприятия.

Практическая значимость работы состоит в том, что сформированные выводы и предложения составляют основу рационализации системы управления персоналом предприятий промышленности КБР РФ, подготовки отраслевых нормативно-распорядительных документов и инструкций, обеспечивающих эффективное функционирование работников в сфере производства.

Теоретические положения работы использованы в учебном процессе кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарского государственного университета.

Результаты проведенного исследования вошли составной частью в научно-исследовательскую работу КБГУ, осуществляемую в период с 1998 по 2000 и апробированы на республиканской научно-практической конференции (г.Нальчик — 1999 г.) и семинарах (С.-Петербург — 1999;2000 гг.).

По результатам проведенного исследования опубликовано три печатных работы объемом 3,5 п.л.

Диссертация представлена на 134 страницах, включая 15 таблиц и 7 схем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

При выполнении диссертационной работы по исследованию организационных принципов формирования системы управления персоналом предприятий-субъектов рыночной экономики, в качестве которых выбраны предприятия Кабардино-Балкарской республики, удалось решить научно-практическую проблему, имеющую существенное значение для преобразования управления в условиях развития рыночных отношений. В частности, в работе исследован процесс формирования системы управления персоналом, который эволюционно переходил от принципов административно-командной системы, основанных на жестком соподчинении работников, организационной регламентации их деятельности, функционально-ролевых отношениях между персоналом управления и исполнителями к системе взаимодействия персонала предприятия: организационного, экономического, правового, социально-психологического в процессе достижения стратегических и практических целей предприятия.

В этом взаимодействии персонала предприятия обозначались не отношения соподчинения, а функции и отношения работников по выполнению этих функций в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Эти отношения персонала синхронизируются посредством управленческого воздействия руководящего звена предприятия на персонал и стимулирования интересов отдельных работников в выполнении поставленных задач. Причем, стимулы выступают не как материальные и моральные, а как процесс управляющего воздействия на работников.

В процессе управления персоналом выделен аспект саморганизации управления, который включает самонастрой, саморегуляцию выполнения хозяйственных и производственных функций, самоуправление как составную часть системы управления персоналом. Достигается это за счет расширения диапазона действий персонала, повышения их производственно-экономической самостоятельности и экономической ответственности, активизации производственного поведения работников предприятия.

Как общая тенденция определена методом социальной диагностики готовность участия различных профессионально-квалификационных групп работников к управлению и самоуправлению. Установлено представительство различных категорий работников в управлении персоналом по признаку владения и совладения предприятием, проведено их ранжирование.

Обоснована рыночная концепция технологии воздействия на процесс, управления персоналом предприятий в условиях развития рыночных отношений.

Исследован мотивационный механизм управления персоналом предприятий в основе которого свойства организации предприятия в переходный период к рыночной экономикеценностные ориентации и предпочтения работников, занятых в процессе производства и на которых распространяется управленческое воздействие, удовлетворенность составом и содержанием работ в сфере приложения труда.

Определены взаимосвязи различных мотивов и построена схема процессорно-технологических мотиваций управления персоналом предприятия.

Предложен механизм определения и шкалирования социальной активности работников — участников управления персоналом предприятия.

Исследована роль социально-трудовых отношений в системе преобразования управления персоналом. Как следствие этого определена классификационная структура социально-трудовых отношений, их содержание, принципы воздействия на процесс управления персоналом предприятия.

Проведена социальная оценка эффективности управления персоналом предприятия в переходный период к рыночной экономике. В частности, этому способствовало: I) формализация целей и задач управления персоналом в условиях развития рыночных отношений- 2) классификация функций управления персоналом и их структуризация по функциональным подразделениям предприятия- 3) институциирование процессов принятия решений в системе управления персоналом предприятия. На оснований экспертного опроса установлены социальные оценки уровня эффективности управления персоналом.

В работе исследованы факторы и ограничения преобразования системы управления персоналом предприятий. Причем, сделано это в динамике, с охватом периода 1998;2000 годов, а именно периода наиболее активных преобразований потенциала предприятий на основе рыночных отношений. Метод исследования социальных характеристик был задан следующим образом: «Оцени ситуацию и оцени свое участие в развитии этой ситуации». Проведено ранжирование факторов и ограничений по степени их влияния на процессы преобразования управления персоналом предприятий, что дает возможность не только их учета в хозяйственной деятельности, но и разработки программы действий, направленной на повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

Результатом работы явилась и оценка социального самочувствия работников в процессе управленческого воздействия на персонал предприятия. В частности, установлены основные характеристики социального самочувствия персонала в процессе управления и определена степень удовлетворенности работников различными элементами управленческого воздействия. Кроме того, определен основной тип социального самочувствия работников.

Теоретическое исследование и анализ составляющих управления персоналом предприятий в переходный период к рыночной экономике создали научные основы для выработки организационных принципов преобразования системы управления.

Среди предложений:

1. Операционная (формализация организационных структур управления персоналом предприятий, учитывающая ресурсы производственно-хозяйственной деятельностисоотношение факторов и ограничений процесса труда по приоритетам, свойствам, размерам, функциямсостояние внешней среды деятельности предприятий и развитость процессов управления персоналом на предприятиях.

Предложена экономико-математическая модель преобразования системы управления персоналом предприятия.

2. Разработан организационно-экономический механизм процедурного обеспечения системы управления персоналом предприятий В числе разработок: а) установление параметров и объемности управленческого воздействия на персонал предприятия- 6) фиксация экономических и социальных характеристик управления персоналом в программе действий, нормативных документах, прогнозах хозяйственной деятельностив) установление правил и предписаний по управлению персоналомг) определение социальных последствий мер управленческого воздействия на персонал предприятияд) операционализация системы управления персоналом предприятияг) выбор общих и частных процедур управленческого воздействия на персонал предприятия: планирования, организация, контроль, учет координация, стимулирование и т. д.

Классификация процедурного обеспечения выполнена по основным направлениям управления персоналом предприятия.

3. Полагая, что реализация разработанных предложений во многом зависит от включенности персонала предприятия в систему управления, в процессе проведенного исследования разработаны организационные основы формирования и регуляции социально-психологического климата персонала предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Базилевич J1.A., Соколов Д. В., Фанева JI.K. Модели и методы рационализации и проектирование организационных структур управления. JI.: ЛФЭИ, 1991.-С. 79.
  2. С. Развитие управления фактор обновления. — Сывтывкар, 1991. — С. 101.
  3. Ю.П. Управление развитием производства: (опыт США). М., 1989.-С. 17.
  4. М.И., Соболев Э. Н. Экономическое самочувствие человека. -М.: ИЭ АН СССР, 1991. С. 43.
  5. В.Н., Карлик А. Е. Предприятия и акционерные общества в экономике рыночного типа. Л.: ЖЭИ, 1990. — С. 31.
  6. И.Н. Менеджмент. М.: 1994. С. 219.
  7. В.В. Основы менеджмента. С.-Петербург: Изд-во ГТУ, 1994. -Т. I, II.
  8. В.В., Караюков А. Ю. Управление персоналом в акционерном обществе. С. Петербург: ГТУ, 1994. — С. 51.
  9. В.А. Управление подготовкой и повышением квалификации муниципальных служащих в России: Автореф.дис. С.-Петербург, ИСЭП РАН. 1999. -40 с.
  10. М.В., Корытов К. Г. Трудовой коллектив: проблемы развития. -М.: Изд-во Полит, лит-ры, 1975. С. 200.
  11. М.В., Соболевская А. А. Кузин Д.В., Стерлин А. Р. капиталистическое управление: уроки 80-х. М., 1991. — С. 37.
  12. Дж. Кмл., 0"Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991.-С. 164.
  13. Г. А., Онуфриенко А. Л., Щубин В. И. Организация регла-ментно-хозрасчетной системы управления на предприятиях, в трестах, объединениях. Киев: ВИПК Минвозхоза СССР, 1990.
  14. Г. А. Системное управление трудовым коллективом предприятий и организаций. Киев, 1990.
  15. Г. Н. Экономика производственной коммерческой организации: аспекты переходного периода: Автореф. дис. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  16. И.А. Антикризисное управление на предприятиях сферы услуг: Автореф. дис -М.: Изд-во СПб ГУ ЭФ, 1999.
  17. А.В. Адаптивное управление фирмы по слабым сигналам: Автореф. дис. СПб: Изд-во СПб ГЭУФ, 1999
  18. Т.И. Человеческий фактор развития экономики и социальная справедливость // Коммунист. 1966. — № 13. — С. 68.
  19. А.В. Самоуправление как способ преодоления кризиса. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1994. — С. 18−38.
  20. А.В. Экономическое саморегулирование. Нижний Новгород, 1992. — С. 135.
  21. П.Н., Щербаков А. И., Юделевич М. А. Труд в сфере науки. -М.: Экономика, 1973. С. 295.
  22. A.M., Крутик А. Б. Основы бизнеса и предпринимательства. -С.Петербург, 1992. С. 128.
  23. А.И. Личный фактор общественного производства и проблемы его активизации. J1.: Изд-во Лен. ун-та, 1991. — С. 32−44
  24. А.И. Кадры управления в корпорациях США. М.: 1988. — С. 61.
  25. Ю.М. Научно-технический потенциал // Отв.ред. А. И. Журавель. Новосибирск, 1974. — С. 254.
  26. . Деловая стратегия. М., 1991. — С. 154.
  27. Книга делового человека // Под ред. Г. А. Краюхина, Э. С. Минаева. -М., 1993. С. 73.
  28. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1975. — С. 40−42.
  29. А.В. Управление региональной системой подготовки кадров на основе социального партнерства: Автореф. дис. С.-Петербург: Изд-во СПб ГПУ, 2000, — 15 с.
  30. П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М., 1993. -С. 142.
  31. Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. С. Петербург: Изд-во С. Пб ГУ, 1994. — С. 206.
  32. Ч. Японская промышленная система. М.: Прогресс, 1986.- С. 399.
  33. Н.Г., Суворов А. Ь., Паршин Е. А. Методы проектирования технологических структур. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост ун-та, 1986. — С. 37.
  34. Т.В. Разработка организационно-экономического механизма управления целевыми комплексными программами. С. Петербург: Автореф. дис. — С.-Петербург: СПб ГТУ, 1999. — 17 с.
  35. О.Г. Свободная экономика и управление предприятием. -С.-Петербург, 1993. С. 461.
  36. Д. ИВМ. Управление самой преуспевающей корпорацией мира.- М.: 1991. С. 368.
  37. Научные основы управления социальным воспроизводством человека в крупном городе // Под ред. Потемкина В. К. Л.: ИСЭП АН СССР, 1990. -С. 153.
  38. М.И. Формирование и использование персонала управления на промышленном предприятии в условиях рынка. С. Петербург: Изд-во СПбУЭФ, 1992.-С. 6−43.
  39. Общество и экономика. М. — 1993. — № 2. — С. 18.
  40. Основы научного управления социально-экономическими процессами // Под ред. Р. А. Белоусова М., 1984. — С. 417.41,Оучи У. Г. Методы организации производства: японский и американский подходы. Сокр. перевод с англ. М., 1984. — С. 182.
  41. .Д. Социально-психологический климат коллектива Л.: Наука, 1981. — С. 182.
  42. Ю.В., Введение в менеджмент // Вестник СПб ГУ. Сер. 5. -Вып. 2. — 1993. — С. 72.
  43. В.К., Балкизов М. Х. Социальное партнерство в экономической системе рыночного типа. Нальчик: Эльбрус, 1994. — С. 266.
  44. В.К., Научные основы формирования социально-трудовых отношений. С. Петербург: ИСЭП РАН, 1994. — С. 12.
  45. В.К. Самоуправляющиеся хозяйственные системы рыночной экономики. С. Петербург, АЕН, 1995. — С. 116,
  46. В.Н. Социальные индикаторы трудового потенциала. С. Петербург: ИСЭП РАН, 1995. — С. 126.
  47. В.К., Тюличева Л. Д., Ширнова С. А. Трудовой потенциал и проблемы социальной защиты незанятого населения. С. Петербург: ИСЭП РАН, 1994. — С. 116.
  48. В.К. Эффективность коллективного труда в деревообрабатывающей промышленности. М.: Лесная промышленность, 1985. — С. 116.
  49. B.C. Развитие организационных форм управления НТП в промышленности. -М.: Экономика, 1979.
  50. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива // Под. ред. Б. Д. Парыгина Л.: Наука, 1986. — С. 157.
  51. Ф.Д. ИБМ. Взгляд изнутри. М., 1990. — С. 69.
  52. Роль человеческого фактора в производственной организации. Вильнюс, 1987. — С. 184.
  53. Румянцева 3., Алешникова В. Становление рынка управленческого консультирования // Рос. эконом, журнал. 1993. — № 3. — С. 48.
  54. Р. Культура предпринимательства. М., 1992. — С. 94.
  55. Н.Н. Наука и общество. М.: Наука, 1981. — С. 487.
  56. Система управления трудом. М.: Экономика, 1980. — С. 543.
  57. С.И. Экономико-организационные основы системы управления маркетингом рабочей силы: Автореф. дис. С. Петербург: Изд-во СПб ГУЭФ, 1999.-36 с.
  58. Совершенствование организационных структур управления предприятий производственных объединений. М.: 1991. — С. 47.
  59. Д.В. Теоретические и методические предпосылки моделирования организационно-экономических хозяйственных систем. Л.: ЛФЭИ, 1986. — С. 58.
  60. Социальные проблемы индустриального труда, Вильнюс, 1970. -С. 316.
  61. Социально-экономические проблемы самоуправления трудового коллектива. М.:. 1990. — С. 141.
  62. Социальные проблемы управления трудовыми коллективами // Под ред. Г. Н. Черкасова, Я. Когоута- Прага: Профиздат, 1972. С. 262.
  63. Социально-экономические и организационные вопросы науки в СССР. Вып. 4.-М., 1970. С. 49−50.
  64. Социология и социальная практика // Под ред. А. Г. Харчева, Б. П. Рус. -М.: ИСИ АН СССР, 1988. С. 43.
  65. Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. М., 1994. — С. 43.
  66. Ф. Научные основы организации промышленных предприятий. -С.Петербург, 1916-С. 28.
  67. Управление персоналом // Под ред. Г. Г. Зайцева С. Петербург: Изд-во С. ПбУЭФ, 1995. — С. 121.
  68. Р. Энциклопедия современного управления. Т. I. — М., 1992. -С. 144.
  69. X. Вопросы и проблемы адаптации предприятий к условиям рыночной экономики. С. Петербург, 1993. — С. 21.
  70. Р., Петере М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. М., 1994. — С. 168.
  71. А. Курс предпринимательства. М., 1993. — С. 288.
  72. Э. Практика управления: Пер. с нем. «Титул», 1992. — С. 116.
  73. Человек в экономической системе // Под ред. В. К. Потемкина Д.: ИСЭП АН СССР, 1990. — С. 163.
  74. Дж.О. Принципы организации управления фирмой. М.: Прогресс, 1979. — С. 147.
  75. В.А. Человек и его работа. Социологическое исследование.- М.: Мысль, 1967.-С. 200.
  76. Lyman W. Perter and Edward E. Lawler, Managerial Attitudes and Performance (Homewood, II: Lrwin, 1968). P. 165.
  77. M.X., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента. M.: Дело, 1992.-С. 143.
  78. Herbent A. Simon, Administrative Behavion- 3 rd ed (New York: Press, 1976).
  79. Chester Д. Barnard, The Functions of ihe Executine (Cambridqe, Mass: Harvard Universite Press, 1985), p. 163.
  80. Posse L.C. and Zander A., «Need. Satis Faction, and Employee Turnover», Perconeel Psycnolody, vol. 10 (Autumn 1957) p. 327
  81. Ellen F. Yacliofsky, «Turnover and Yob Performance: An Inteqrated Process Model» Academy of Manaqement Review, vol. 9 (1984), p. 83.
  82. Abraham Maslov, «A Theory of Human Motivation», Psycholoqical Review, no. 50 (1943) P.P. 370−396.
  83. Edward. E. Lawier, Motivation in Work Orqanizations (Mon-terey, Calif.: Brooks Cole, 1973.
  84. Vichr H. Work and Motivation. (Hew York: Wiley, 1964).
  85. Lyman W. and Edward. E. Lawier, Manaqerial Attitudes and Performance Homewood, III.: Lrrwin, 1968.
  86. Herzberq F., Mauser В., and. B.B. Shyderman, The Moti-vation to Work (Hew Vork: Wiley, 1959.
  87. David C. Mc. Clelland, «The Faces of Power», Journal of International Affairs, vol. 24 (1970- p.p. 30−41.
  88. Edward Б. Lawier, Poyand Orqanizational Effectiueness: A Psycholoqicoi View (Nev Vork: Me Qraw-Hill, 1971
  89. Stoqdill, Handbook of Leadership- Y.K. White and R.H. Ruh, «Effects of personal Values on the, Relationship Between. Participation and Yob Attitudes» Administrative Science Quaterly, vol. 18 no 4, p.p. 545.
  90. Victor H. Broom, Work and Motivation /Hew Vork: Wiloy, 1964, p. 455.
  91. Fred E. Fiedler, «Endineer the Yob to Fit the Manader, «Harvard Business Review, 1965, p. 116.
  92. Bichy W. Qriffen, «Relationships Amond Individual, Task Desiqn, and Leader Behavion Variables», Academy of Management Journal, vol. 23 (1988, p. 670.
Заполнить форму текущей работой