Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические особенности организационного поведения сотрудников исправительных учреждений в процессе вхождения в должность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Должностная позиция играет ведущую роль в регулировании организационного поведения сотрудника, через свои мотивационные элементы определяет степень нужды во взаимодействии и общении сотрудников друг с другом. Представляется целесообразным отметить, что в ходе диссертационного исследования нами было установлено, что существенной разницы в доминировании мотивов профессиональной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Организационное поведение сотрудников исправительных учреждений как предмет психологического исследования
    • 1. 1. Основные направления в психологических исследованиях организационного поведения
    • 1. 2. Особенности организационного поведения сотрудников исправительных учреждений и факторы, оказывающие влияние на его формирование
    • 1. 3. Концепция организационного поведения сотрудников исправительных учреждений, методика и организация его психологического исследования
  • Глава 2. Анализ результатов психологического исследования организационного поведения сотрудников и их использование в практике совершенствования управления исправительными учреждениями
    • 2. 1. Психология должностного поведения сотрудников исправительных учреждений
    • 2. 2. Психология формирования эффективных организационных отношений сотрудников исправительных учреждений

Психологические особенности организационного поведения сотрудников исправительных учреждений в процессе вхождения в должность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из задач современного реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста России стала разработка мер по совершенствованию организационного обеспечения профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров органов и учреждений УИС Министерства юстиции Российской Федерации1, управления исправительными учреждениями, оказания помощи при вхождении руководителей и рядовых сотрудников в должность и овладении ими должностной позицией. На необходимость совершенствования деятельности и организационной культуры в уголовно-исполнительной системе России указывается в ряде нормативных актов: Законе РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" — приказе МЮ РФ от 29 декабря 2001 г. № 356 «О федеральной целевой программе «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002;2006 годы» и др. Без решения проблем гуманизации среды учреждений УИС невозможно выполнение в полном объеме требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, положений Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и других нормативных актов.

От успешного решения проблемы оптимизации организационного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы зависит эффективность деятельности руководителей и сотрудников исправительных учреждений. Поэтому психологическое сопровождение сотрудников в момент вхождения в должность и овладения должностной позицией, разработка психологических рекомендаций и предложений по совершенствованию организации деятельности сотрудников ИУ несомненно являются одними из приоритетных направлений обеспечения организации управления исправительными учреждениями.

Представляются актуальными проведение специального углубленного изучения психологических факторов, влияющих на формирование и динамику Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации «О мерах по совершенствованию организационного обеспечения профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации»: Приказ МЮ РФ от 29 декабря 2001 г. № 357. организационного поведения сотрудников РТУ, разработка психологических рекомендаций по совершенствованию управления персоналом ИУ, обеспечивающих слаженность в работе сотрудников и формирование у них чувства социальной причастности и ответственности за свою работу и деятельность всей организации.

Степень разработанности проблемы. Психологическим особенностям организационного поведения работников в различных учреждениях уделяли внимание в своих работах следующие авторы: в производственных организациях и бизнес-фирмах — Ф. У. Тейлор, 1900; М. Вебер, 1905; Э. Мэйо, 1930; Д. Мак-Грегор, 1940; А. Маслоу, 1955; Т. В. Прокопенко, 2000; А.Н. Занков-ский, 2000; И. Д. Ладанов, 2000 и др.- в правоохранительных органах — А. И. Китов, 1975; A.M. Столяренко, 1980; А. И. Папкин, 1985; В. А. Бакеев, 1986; В. И. Черненилов, 1987 и др.- в исправительных учреждениях — Э. Гофман, 1963; М. Г. Дебольский, 1978, 1989; H.A. Тюгаева, 1980; А. И. Папкин, 1984; В. М. Поздняков, 1990; А. Н. Сухов, 1992, 2001; С. В. Ботенков, 1998, 1999; Б. Б. Казак, 1999; М. И. Кузнецов, 1999; А. И. Ушатиков, 1999; A.B. Чечкова, 2001; Д. В. Сочивко, 2003 и др.

Специальных монографических исследований по изучению психологических особенностей организационного поведения сотрудников исправительных учреждений в процессе вхождения в должность не проводилось. Поэтому нами избрана тема диссертации, ориентированная на разработку психологических рекомендаций, повышающих эффективность вхождения сотрудников ИУ в должность и овладения ими должностными обязанностями.

Объект исследования — организационное поведение сотрудников исправительных учреждений.

Предметом исследования являются психологические особенности организационного поведения сотрудников исправительных учреждений в процессе вхождения в должность.

Цель исследования — выявление детерминант психологических затруднений и динамики организационного поведения сотрудников исправительных учреждений и разработка психологических рекомендаций, способствующих эффективному формированию организационного поведения сотрудников ИУ и вхождению в должность.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ подходов к изучению и оптимизации организационного поведения в юридической и социальной психологии, социальном управлении.

2. Провести теоретический анализ особенностей организационного поведения сотрудников исправительных учреждений и факторов, оказывающих влияние на его формирование.

3. Разработать и обосновать комплекс методов и методических процедур эмпирического исследования особенностей организационного поведения сотрудников исправительных учреждений.

4. Провести эмпирическое исследование организационного поведения сотрудников исправительных учреждений в зависимости от особенностей формирования должностной позиции.

5. Провести эмпирическое исследование влияния организационных отношений, сложившихся в исправительном учреждении, на психологические особенности организационного поведения сотрудников.

6. Разработать и апробировать научно-практические рекомендации по обеспечению эффективности вхождения сотрудника в должность и исполнения им своих обязанностей.

Выделенные объект, предмет, цель и задачи исследования позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования: организационное поведение сотрудников ИУ в процессе вхождения в должность представляет собой сложный многоплановый процесс, детерминированный следующими психологическими факторами: 1) профессиональными качествами, 2) должностной позицией на основе имеющегося коммуникативного потенциала, 3) выбором индивидуального или коллективного способа решения поставленных профессиональных задач- 4) адаптационно-коммуникативными возможностями личности.

Методологические основы исследования. В качестве методологической основы исследования выступили принятые в отечественной и зарубежной науке методолого-концептуальные положения о влиянии социальной среды и деятельности на психологию личности, о специфике связей и взаимоотношений людей в организованных системах и роли общения в организации совместной деятельности, методологические принципы: развития человеческой психики в деятельностидетерминизмаединства сознания и деятельности, а также принципы юридической психологии, разработанные в трудах A.M. Столяренко, В. В. Романова, В. М. Позднякова, А. И. Ушатикова.

Организация и методика исследования. Диссертационное исследование проводилось в три этапа.

В рамках первого этапа проводился сравнительный анализ зарубежной и отечественной литературы по изучаемой проблеме.

Второй этап был направлен на диагностику психологических особенностей организационного поведения сотрудников исправительных учреждений.

В рамках третьего этапа диссертационного исследования разработаны рекомендации по обеспечению эффективного вхождения сотрудника исправительного учреждения в должность и исполнению им должностных обязанностей.

Для решения поставленных задач использовался следующий методический инструментарий: базовый опросник, разработанный А. И. Папкинымметод незаконченных предложенийнаблюдениеэкспертный опросконтент-анализ должностных инструкций и других управленческих документовметодика органиграммопросник К. Томаса и Р. Киллменаориентировочная анкета М. Кучеры и В. Смейкламетодика диагностики межличностных отношений JI.H. Собчикшкала измерения атмосферы в группе Ф. Фидлераопросник «Стиль руководства» A. JL Журавлева. Для обработки полученных результатов использовались методы математической статистики, позволяющие обосновать статистические закономерности в изученных феноменах.

С помощью указанных методов обследовано 692 сотрудника, работающих в воспитательных отделах исправительных учреждений, имеющих высшее и неоконченное высшее образование: из них 217 сотрудников, только что приступивших к исполнению своих должностных обязанностей- 235 сотрудников, проработавших от года до трех лет, и 240 сотрудников, проработавших более трех лет.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые проанализировано организационное поведение сотрудников исправительных учреждений, изучены детерминирующие психологические факторы и разработаны рекомендации по обеспечению эффективности вхождения сотрудника в должность и исполнения своих обязанностей, по совершенствованию управления персоналом ИУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование организационного поведения сотрудника исправительного учреждения представляет собой процесс преобразования его личности в системе организации ИУ, включающий в себя развитие профессиональных качеств и овладение должностной позицией и приводящий в итоге к оптимизации индивидуального или коллективного способа решения поставленных профессиональных задач с учетом адаптационно-коммуникативных возможностей.

2. Эффективность формирования организационного поведения сотрудников ИУ определяется уровнем развития должностной позиции, знанием организационной структуры РТУ, системы организационных отношений, сложившихся в ИУ, специфики работы исправительного учреждения, степенью развития организационной культуры.

3. Динамика роста профессионализма сотрудников при занятии должностной позиции заключается в том, что в период службы в УИС все больше профессиональных качеств становятся регуляторами организационного поведения, определяющими психологические особенности профессионально-должностного становления сотрудника на каждом году службы.

4. На организационное поведение сотрудников ИУ и эффективность формирования должностной позиции сотрудников ИУ оказывают влияние три основных фактора: 1) личность сотрудника ИУ- 2) функциональная группа, в которой он занимает определенную должность- 3) особенности организации управления в исправительном учреждении.

5. Обоснованный и апробированный в исследовании комплекс диагностических методов позволяет выявить психологические особенности организационного поведения сотрудников исправительных учреждений и определить пути совершенствования процесса их вхождения в должность.

6. Рекомендации руководителям ИУ и психологам и программа специального курса «Психология должности и должностного поведения сотрудников УИС» способствуют повышению уровня психологического обеспечения эффективного вхождения в должность и формирования должностной позиции сотрудника ИУ.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования: выявлены психологические особенности организационного поведения сотрудников исправительных учреждений в процессе вхождения в должность и определяющие его факторы, изучен механизм формирования организационного поведения сотрудников ИУ в процессе вхождения в должность и дальнейшего выполнения профессиональной деятельности, выделены виды должностных позиций сотрудников ИУ в зависимости от отношения к должностным инструкциям, установлена связь организационного поведения сотрудников ИУ с их организационным опытом и личностными особенностями, а также с организационными отношениями, которые сложились в том или ином исправительном учреждении.

Практическое значение диссертационного исследования заключается в обосновании комплекса психодиагностических методик по исследованию организационного поведения сотрудников ИУ, в разработке рекомендаций и предложений по организации их вхождения в должность, выполнения профессиональных обязанностей. Полученные результаты по исследованию организационного поведения сотрудников ИУ могут использоваться в учебных курсах специализированных вузов и в системе повышения квалификации сотрудников.

Обоснованность и достоверность основных результатов, положений, выводов и рекомендаций исследования обеспечивались: избранной методологией, применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследованиярепрезентативностью выборкииспользованием валидного психологического инструментарияобработкой результатов исследования методами математической статистики (корреляционный анализ, факторный анализ, кластерный анализ, критерий Пирсона, критерий Стьюдента, критерий ранговой корреляции Спирмена) с использованием электронных таблиц Excel и с помощью программы STATISTICA 6.0- подтвержденной гипотезой.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации прошли апробацию на научно-практической конференции, посвященной памяти В. Г. Деева (Рязань, 2000) — научно-теоретической конференции «Человек: преступление и наказание» (Рязань, 2003), научно-практической конференции «Проблемы развития личности» (г. Рязань, 2003), Всероссийской научно-методической конференции «Пути дальнейшего повышения эффективности и качества образовательного процесса в высшей школе» (г. Самара, 2004), при обсуждении материалов диссертации на заседаниях кафедры юридической психологии и педагогики Академии права и управления Минюста России. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 печатных работ.

Результаты исследования использовались при разработке учебно-методических материалов по учебным дисциплинам: «Психология труда», «Дифференциальная психология» и «Психодиагностика» в Академии права и управления Минюста России.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, выводов и предложений, списка литературы и.

Основные выводы по второй главе.

1. На формирование должностной позиции оказывают влияние личностные особенности сотрудника ИУ, групповая позиция и организация (ИУ), которые тесно взаимосвязаны между собой и оказывают существенное влияние друг на друга.

2. После года службы в УИС у сотрудников формируется заинтересованность в изучении своих обязанностей по должности и появляется стремление их качественно выполнять, при этом данный факт остается без внимания психологов ИУ и администрации РТУ. Как следствие, у сотрудников после трех лет работы в исправительном учреждении происходит появление отрицательных моментов в оценке и отношении к своим профессиональным обязанностям.

3. Предпочтения организационных концепций сотрудниками (функционально-ролевая, функционально-организаторская, операциональная, характерологическая) зависят от стажа службы в УИС. По мере овладения должностной позицией сотрудники связывают свою профессиональную компетенцию не только с личными качествами, но и с необходимостью знания и понимания своих функциональных обязанностей и прав по должности.

4. Должностная позиция играет ведущую роль в регулировании организационного поведения сотрудника, через свои мотивационные элементы определяет степень нужды во взаимодействии и общении сотрудников друг с другом. Представляется целесообразным отметить, что в ходе диссертационного исследования нами было установлено, что существенной разницы в доминировании мотивов профессиональной деятельности сотрудников ИУ трех указанных нами групп в зависимости от стажа службы в УИС нет. Доминирующей направленностью большинства сотрудников всех трех групп является направленность на себя. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что сотрудники ИУ больше рассчитывают на себя и свои возможности при выполнении обязанностей по должности.

5. У молодых специалистов наблюдается завышенная самооценка относительно своих профессиональных качеств. Сотрудники, проработавшие больше трех лет в ИУ, имеют адекватную самооценку своих профессиональных качеств, однако у них формируется специфический опыт избегать необходимости подчиняться и появление стереотипа безнаказанности.

6. Динамика развития адаптационных способностей у сотрудников ИУ, проработавших до года в ИУ, и сотрудников ИУ, проработавших от года до трех лет в ИУ одинакова. Однако происходит снижение морально-нравственных способностей, увеличение личностного потенциала социально-психологической адаптации, поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости у сотрудников от первого года к третьему году службы в УИС.

6. Формирование организационного поведения сотрудников исправительных учреждений можно представить как процесс и результат системных преобразования развивающейся личности, включающий взаимосвязанные изменения основных структурных свойств личности.

7. В зависимости от стажа службы в УИС у сотрудников происходит существенное изменение отношения к себе как к профессионалу. После года работы в исправительном учреждении у них повышается готовность помогать окружающим, чувство ответственности, в большей степени проявляются искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели. Можно предположить, что чем больше стаж службы сотрудников в УИС, тем уверенней они себя чувствуют при выполнении должностных обязанностей, у них более выражены, становятся качества организатора и руководителя, проявляется в незначительной степени стиль нетерпимости к критике и переоценка собственных возможностей. Представляется целесообразным отметить, что у всех трех групп сотрудников ИУ наблюдается завышенная самооценка своих профессиональных качеств, при этом самооценка повышается с увеличением срока службы в УИС.

8. На формирование организационного поведения сотрудников ИУ оказывает влияние динамика смены способа поведения в конфликтной ситуации, которая происходит под влиянием специфики исправительного учреждения в момент ее изучения и адаптации к ней. Молодые специалисты разделились на две группы по способу предпочтения разрешения конфликтной ситуации, одни более осмотрительные и осторожные, прибегают к избеганию, другие пытающиеся занять место лидера в коллективе, — соперничество.

9. Эффективность формирования организационного поведения сотрудников ИУ зависит от структурированности личностных подструктур и определяется должностной позицией сотрудника с учетом применения профессиональных качеств, знания организационной структуры ИУ, организационных отношений, сложившихся в ИУ, организационной культуры и специфики работы исправительного учреждения. У молодых специалистов наблюдается слабая структуризация организационного поведения. Динамика формирования организационного поведения сотрудников ИУ идет от меньшей структурированности включенных свойств к большей.

10. Организационное поведение сотрудников ИУ в процессе вхождения в должность представляет собой сложный личностный многоплановый процесс, детерминированный следующими основными факторами: 1) профессиональными качествами, 2) должностной позицией на основе имеющегося коммуникативного потенциала посредством ориентации в конфликтной ситуации, 3) выбором индивидуального или коллективного способа решения поставленных профессиональных задач и 4) адаптационно-коммуникативными возможностями. Данный факт подтверждает, выдвинутую нами гипотезу.

11. С целью повышения эффективности вхождения сотрудников ИУ в должность и организации эффективных организационных отношений предлагается ввести подготовительную обучающую программу в период стажировки сотрудников исправительных учреждений — спецкурс под названием «Психология должности и должностного поведения сотрудников УИС».

Анализ полученных результатов данной программы, позволяет сделать вывод, что подготовленность к выполнению должностных обязанностей сотрудниками ИУ можно повысить с помощью обучающей подготовительной программы «Психология должности и должностного поведения сотрудников УИС». Данная программа оказывает положительное влияние на формирование организационного поведения сотрудников ИУ, а это в свою очередь способствует эффективному овладению должностной позиции молодым сотрудником ИУ и более быстрой адаптацией к организационной структуре ИУ, организационным отношениям и организационной культуре.

Заключение

.

Проведенное исследование, включающее в себя теоретический анализ литературных источников по проблеме психологических особенностей организационного поведения сотрудников различных учреждений и предприятий, системное обследование трех групп сотрудников в зависимости от стажа службы в УИС, многомерный анализ данных и его интерпретация, а так же формирующий эксперимент позволяют сделать следующие выводы:

1. Современный подход к формированию эффективного управления исправительными учреждениями и подготовка специалистов, в максимальной степени пригодных к работе в ИУ, требуют учета психологических особенностей организационного поведения сотрудников ИУ в процессе вхождения в должность.

2. Организационное поведение личности определяет формирование должностной позиции, которая обеспечивает включение и ориентацию индивида в системе управления и его организационное самоопределение. На организационное поведение сотрудников ИУ, а следовательно, и на эффективность формирования должностной позиции сотрудников ИУ оказывают влияние три основных фактора: 1) личность сотрудника ИУ- 2) функциональная группа, в которой он занимает определенную должность- 3) особенности организации управления в исправительном учреждении.

Организационное поведение сотрудников исправительного учреждения проявляется в должностной позиции, которая с психологической точки зрения выражается в усвоении, понимании сотрудниками ИУ организационных, правовых и психологических свойств занимаемой должности и организационной структуры ИУ. В процессе службы у сотрудников УИС происходит смена представлений о необходимых для исполнения служебных обязанностей личностных качествах, знаниях, умениях и навыках у них как у профессионалов. Сотрудники, проработавшие в ИУ меньше года, предпочитают, исполняя обязанности по должности, ориентироваться на свои личные качества, необходимые им в профессиональной деятельности, сотрудники, проработавшие больше года в ИУ, предпочитают при исполнении обязанностей по должности ориентироваться на знание нормативных и организационных документов, регулирующих эту деятельность.

Сотрудники, проработавшие от года до трех лет в ИУ (2-я группа), в отличие от сотрудников других групп считают, что исправительные учреждения являются независимыми организациями. Молодые специалисты представляют свою организацию как рисковую, сотрудники второй и третьей группы, напротив, как осторожную. Во всем остальном их мнения об исправительном учреждении не различаются.

3. Динамика адаптационных способностей оказывает существенное влияние на формирование организационного поведения сотрудников в процессе службы в УИС. Происходит снижение морально-нравственных способностей, повышение личностного потенциала социально-психологической адаптации и поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости у сотрудников от первого года к третьему году службы в УИС.

4. Чем дольше сотрудники работают в ИУ, тем они выше оценивают организационные отношения, сложившиеся в ИУ. При исследовании организационного климата в ИУ нами было установлено, что в среднем большинство сотрудников ИУ оценивают отношение своей организации к себе как положительное. Однако у сотрудников, проработавших больше трех лет в исправительном учреждении, наблюдается неудовлетворенность отношением своей организации к ним.

5. Формирование организационного поведения сотрудников ИУ можно представить как процесс и результат системных преобразований в психодинамике личности в условиях организационной системы ИУ. Динамика формирования организационного поведения сотрудников ИУ идет от меньшей структурированности включенных свойств к большей. Эффективность формирования организационного поведения сотрудников ИУ зависит: 1) от структурированности личностных подструктур, управляемых организационным поведением- 2) уровня развития должностной позиции с учетом применения профессиональных качеств- 3) знания организационной структуры ИУ- 4) организационных отношений, сложившихся в ИУ- 5) организационной культуры- 6) специфики работы исправительного учреждения.

6. Установлено, что в период службы в УИС профессиональные качества все более становятся регуляторами организационного поведения, что, в свою очередь, определяет специфику структуры личности сотрудника на каждом году службы.

7. Предложенный комплекс диагностических методик позволил провести исследование психологических особенностей организационного поведения сотрудников ИУ в процессе вхождения в должность. Проведенное исследование продемонстрировало соответствие поставленным задачам сконструированного комплекса диагностических методик для исследования организационного поведения сотрудников ИУ в процессе вхождения в должность.

8. Исследованием установлено, что организационное поведение сотрудников ИУ в период вхождения в должность представляет собой сложный личностный многоплановый процесс, детерминированный следующими основными факторами: 1) профессиональными качествами- 2) должностной позицией на основе имеющегося коммуникативного потенциала- 3) выбором индивидуального или коллективного способа решения поставленных профессиональных задач- 4) адаптационно-коммуникативными возможностями личности.

9. Предложено ввести во время стажировки сотрудников ИУ подготовительную обучающую программу занятий под названием «Психология должности и должностного поведения сотрудников УИС». Проведенный анализ результатов ее реализации позволяет утверждать, что спецкурс способствует эффективному исполнению должностных обязанностей сотрудниками исправительного учреждения, оказывает существенную помощь при вхождении молодых сотрудников ИУ в должность и овладения ими должностной позицией.

На основании результатов диссертационного исследования мы предлагаем следующие практические рекомендации по оптимизации процесса формирования организационного поведения сотрудников ИУ:

1. Внедрить в период стажировки сотрудников ИУ обучающую подготовительную программу — спецкурс «Психология должности и должностного поведения сотрудников УИС».

2. Проводить психологам и администрации ИУ мероприятия с сотрудниками ИУ при вхождении в должность, направленные на ознакомление их с должностными обязанностями и правами по должности, а также с документами, регулирующими их профессиональную деятельность, с организационной структурой ИУ, организационными сетями с использованием активных форм обучения (тренинги, спецкурсы и т. д.).

3. Психологам ИУ необходимо разрабатывать и использовать мероприятия по развитию у сотрудников ИУ способностей применять конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

4. Проводить (по возможности) итоговую практику курсантов вузов Минюста России в тех организациях, где они будут работать по окончании высшего образовательного учреждения.

5. Полученный теоретический и практический материал может быть обобщен в виде учебно-методического пособия «Психология организационного поведения сотрудников ИУ», которое может быть использовано в учебном процессе в соответствующих вузах.

Дальнейшую разработку проблемы психологических особенностей организационного поведения сотрудников целесообразно продолжить в исследованиях:

— взаимосвязи и взаимовлияния профессиональной деформации опытных сотрудников ИУ на процесс формирования у молодых сотрудников должностной позиции;

— влияния негативно составляющих организационной культуры на формирование организационного поведения сотрудника РТУ;

— возможностей обучающих программ для руководителей ИУ и всех подразделений ИУ по созданию условий эффективного овладения должностной позицией у подчиненных;

— пути оптимизации организационного климата исправительного учреждения с целью совершенствования организационных отношений сотрудников ИУ и процесса адаптации сотрудников к организации.

Анализируя результаты всего диссертационного исследования можно утверждать, что поставленные задачи и выдвинутые на защиту положения были изучены и доказаны. В результате экспериментальной проверки нашла подтверждение выдвинутая нами гипотеза. Цель исследования — изучение психологических особенностей организационного поведения сотрудников в системе исправительных учреждений, создание и апробация спецкурса, способствующего повышению эффективности профессиональной деятельности сотрудников ИУ, достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. //Бюллетень текущего законодательства. Вып. 5. — Ч. 1. — М., 1993.
  2. Концепция совершенствования воспитательной работы с личным составом уголовно-исполнительной системы / Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации. М., 2001.
  3. О повышении роли психологической службы в организации и проведении отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации: Приказ от 20 апреля 1999 г. № 170.
  4. Положение МВД России о наставничестве в органах внутренних дел Российской Федерации: Приложение к приказу МВД РФ № 221 от 30 июня 1994 г.
  5. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. М., 1993.
  6. Руководство по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: Приложение к приказу ГУИН МЮ РФ от 18 декабря 1997 г. № 103.
  7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Вып. 3(23). М.: ИНФРА-М, 2002. — 108 с.
  8. Книги, учебники, учебные пособия
  9. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. 155 с.
  10. A.A. Проблемы государственного управления в уголовно-исполнительной системе России. Состояние и перспективы (организационно-правовой аспект): Моног. / РИПЭ МВД РФ. Рязань, 1996. — 193 с.
  11. A.A. Состояние и перспективы теории и практики управления в условиях реформирования УИС. М., 1989.
  12. .Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1968.-339 с.
  13. Г. М. Социальная психология: Учеб. для вузов. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 364 с.
  14. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. — 367 с.
  15. Т.Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом. Учеб. 2-е изд. перер. и допол. М.: ЮНИТИ, 2001, 560 с.
  16. Т.Ю., Пищелко A.B. Психолого-педагогические основы применения видеотренинга в учебном процессе: Уче. Пособие. Домодедово: РИПК работников МВД РФ, 1989. — 78 с.
  17. В.А. Психологические проблемы повышения эффективности управленческих решений руководителей ОВД. М., 1983. — 88 с.
  18. В.А., Панкин А.К, Черненилов В. И. Психологические условия повышения организованности, информированности сотрудников ОВД и качества принимаемых управленческих решений: Учеб. пособие. М.: Академия МВД СССР, 1986.-82 с.
  19. С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001. — 170 с.
  20. .Г. и др. Методические рекомендации по психологическому отбору лиц, поступающих на работу в исправительно-трудовые учреждения. -М., 1993.
  21. В.В. Психологическая совместимость сотрудников // Энциклопедия юридической психологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. 607 с. С. 182.
  22. В.Р. Основы менеджмента: Учеб. / Ин-т международного права и экономики A.C. Грибоедова. 2-е изд. М.: триада. Лтд. 1997. — 384 с.
  23. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. 3-е изд. — М.: Гарда-рики, 2001.-527 с.
  24. А.П., Матирко В.К, Модин A.A. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. (Опыт ФРГ). М.: Дело, 1992. — 178 с.
  25. Д.М. Главные школы и направления теории организации и управления // Организационная психология: Хрестоматия / Сост. JI.B. Винокуров, И.И. Скрипюк- Под ред. В. Усманова. СПб.: ПИТЕР, 2001. — 511 с.
  26. . Дж. Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж. X. -мл. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000.
  27. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1979. — 500 с.
  28. АД., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. Учеб./ Академия МВД СССР. -М., 1974. 426 с.
  29. В.А., Яковлев И. П. Менеджмент: социально-гуманитарное измерение. СПб., 1996.
  30. М.Г. Психологические основы совершенствования управления производством ИТУ: Лекция. М.: Академия МВД СССР. 1989. -67 с.
  31. М.Г., Локтева O.A. Взаимоотношения между персоналом пенитенциарных учреждений и осужденными // Энциклопедия юридической психологии / Под ред. A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ- ДАНА. Закон и право. 2003.-607 с. С. 240.
  32. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Кн. 2: Акмеологические основы управленческой деятельности. М.: РАГС, 2000. — 536 с.
  33. A.A., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Питер, 2003. 232 с.
  34. A.A., Зазыкин, Маркова А.К. Психология развития профессионала.-М.: РАГС, 2000.
  35. Джуэлл Линда. Индустриально-организационная психология. -Спб.: Питер, 2001. -709 с.
  36. Дизель Пол-М., Мак-Кинли У. Поведение человека в организации: Пер. с англ. М.: Фонд за экономическую грамотность, 1993.
  37. В.Л. Организационное поведение. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. — 128 с.
  38. Добрынина 5.Н., Ратова И. В. Развитие профессионально значимых качеств специалиста: Метод, пособие / Вадос. ин-т повышения квалификации работников МВД России. Домодедово, 2001. — 26 с.
  39. А.Е. Тренинг продаж. СПб.: Речь, 2002. — 219 с.
  40. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994. -83 с.
  41. Е.С. Вступающему в должность // Научно-популярный справочник для начинающего руководителя. М.: Знание, 1985. — 128 с.
  42. Г. Г. Работа с персоналом в современных условиях хозяйствования: Метод. Реком. СПб.: ЛДНТП, 1991. — 39 с.
  43. Г. Г., Файбушевич С. И. Управление кадрами на предприятии. Персональный менеджмент: Текст лекций. СПб.: С.-Петер, ун-т экономики и финансов, 1992. — 72 с.
  44. А.Н. Организационная психология. М.: «Флинта» МПСИ, 2002. — 647 с.
  45. А. И, Калинин Ю.И., Сысоев В. Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. / Под ред. и с предисловием Министра внутренних дел Российской Федерации. П. В. Крашенинникова. М.: НОРМА, 1998. — 176.
  46. Е.П. Дифференциальная психофизиология: Сер. Учебник нового века. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2001. — 454 с.
  47. Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учеб. пособие СПб.: Питер, 2003. — 400 с.
  48. Т.С. Психология управления. Часть 1. Управленческая деятельность. М., 1996. — 146 с.
  49. Л.В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Организационное поведение: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2001.
  50. А.И. Психология управления: Учеб. /Академия МВД СССР. -М., 1979.-521 с.
  51. Е.А. История психологии труда в России. М.: Моск. Ун-та, 1992.-221 с.
  52. Е.А. Психология профессионала. Изб. Псих, труды. М.: Институт практической психологии, 1996. — 400 с.
  53. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студентов вузов. Ростов — на — Дону: Феникс, 1996. — 505 с.
  54. В.И. Теория, практика и искусство управления. Учеб. для вузов по спец. «Менеджмета». М: Норма ИНФРА, 1999. — 511 с.
  55. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.
  56. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Учеб. пособие 2-е изд. Минск: Тетра Систем, 2000. 431 с.
  57. А.И. Социология: Хрестоматия для студ. вузов. М.: Academia, 1997.-351 с.
  58. Ю.Д. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 1999.
  59. Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практ. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.-362 с.
  60. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. Шк., 1998.
  61. Г., Одоннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2 т. М.: Прогресс. — Т. 1. — 368 с.
  62. М.И. Курс лекций по теории вероятностей и математической статистике. Рязань- 2000. — 101 с.
  63. ИД. Практический менеджмент. (Психотехника управления и самотренировки). М.: Элник, 1995. — 491 с.
  64. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  65. . Ф. Психология и управление. М., Знание, 1978. 64 с.
  66. Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-е изд. -М.: ИНФРА-М, 1999.
  67. Мальцева Т. В, Кризисы профессионального становления сотрудников // Энциклопедия юридической психологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. — 607 с.
  68. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  69. К., Энгельс Ф. Наемный труд и капитал. //Соч. 2-е изд. Т. 6. 1987 г.-664 с.
  70. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА — М, 1996.
  71. Н.К., Кулапов М. Н., Журавлев Н. В. Управление карьерой персонала в условиях производства (социально-экономический аспект): Учеб. пособие. -М., 1993. 173 с.
  72. М. Работа с персоналом: введение в должность. СПб.: Питер, 2002.- 160 с.
  73. Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1998.
  74. В.Н. Психология отношений: Избр. Психол. труды /Под ред. Бодалева A.A. М.: Воронеж: 1995. 357 с.
  75. Г. С., Сливин Ю. Н. Психология менеджмента // Вестник ЛГУ, серия 6, выпуск 2, 1991.
  76. И.Н. Введение в технологию психодиагностики: Пособие для студ. и начинающих психологов. М.: Ин-т психотерапии, 2003. — 251 с.
  77. В., Дэвис К. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте: Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2000. — 448 с.
  78. Организационное поведение. Учеб. пособие под ред. Э.М. Коротко-ва. Тюмень, 1998.
  79. Организационная психология: Хрестоматия / Сост. И общ. редакция Л. В. Винокурова, И. И. Скрипюка. СПб.: Питер, 2001.-512.
  80. У. Методы организации производства: японский и американские подходы. М.: Экономика, 1984.
  81. А.И. Основы практического менеджмента: Учеб пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 288 с.
  82. А.И. Психология организационных отношений в деятельности органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1984. — 68 с.
  83. А.И. Психология организационных отношений: методология, теория, практика. М.: Академия МВД СССР, 1990. — 158 с.
  84. А.И. Социально-психологические особенности коллективов ОВД и их организации на выполнение поставленных задач //Вопросы психологии коллектива сотрудников ОВД. М.: Академия МВД СССР, 1981. — С.43−41.
  85. Г., Кропп Р. Формирование команды: Сб. упражнений. -СПб.: Питер, 2002. 160 с.
  86. А.Г. О значении понятий «цель», «задача», «функция» в управлении ИТК // Проблемы функционирования органов, исполняющих наказания: Труды Академии МВД СССР. М., 1987. — 165 с.
  87. А.Г. Вхождение в должность начальника исправительно-трудового учреждения: Учеб. пособие. Уфа: Уфим. Высш. Шк. МВД СССР, 1989.-66 с.
  88. A.B. Личность в конфликте (влияние установки на тип конфликтного поведения): Учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 1999.-52 с.
  89. A.B. Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров: Учеб. пособие. Домодедово: Изд-во ВИПК работников МВД РФ, 1998. — 57 с.
  90. А., Герасимов А. НЛП практик. — М.: КСП+, 2000. — 576 с.
  91. В.М. Методологические и теоретические основы юридической психологии. Рязань, 1997. — 44 с.
  92. В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность: Монография. М.: Академия управления МВД России, 2000. 270 с.
  93. В. М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в XX столетии. М.: Академия права и управления МВД России. 2000.-148 с.
  94. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учеб пособие. СПб.: Речь, 2000. — 298 с.
  95. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снетковой. -СПб.: Речь, 2003.-445 с.
  96. Практикум специализации (введение в должность): Учеб.-метод, материалы для слушателей псих, фак-та по спец. 20 400 (психология). Рязань, 2000.
  97. Прикладная социальная психология: Учеб. пособие / Под ред. А. Н. Сухова, A.A. Деркача. М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-688 с.
  98. Прикладная юридическая психология / Под ред. A.M. Столяренко. -М, 2000.
  99. Принципы подготовки персонала УИС Минюста России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: Сб. научн. статей. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002. — 139.
  100. Промышленная социальная психология. / Под ред. И. П. Волкова, A.A. Русалинова, A.JI. Свенцицкого и др. Л., ЛГУ, 1982. — 205 с.
  101. Н.С. Психологический смысл труда: Учеб. пособие к курсу «Психология труда». Акад. Пед. И соц. Наук- Московский психолого-соц. Ин-т. Москва-Воронеж, 1997. 352 с.
  102. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Под ред. Никифорова Г. С. СПб.: СПб. ун-т, 1991. 152
  103. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций //Ответ, ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: ин-т психологии РАН. -2001.-288 с.
  104. Рабочая книга пенитенциарного психолога / Под ред. А.И. Мокре-цова, В. П. Голубева, A.B. Шамиса. М., 1998. — 107 с.
  105. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности: Пособие для специалистов, работников с персоналом. / Научн. ред. Деркача A.A., М.: Красная площадь, 1996. 398 с.
  106. В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. -СПб.: Речь, 2003.- 174 с.
  107. В.А. Психология управления: Учеб. пособие. 2-е изд. -М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 384 с.
  108. B.B. Юридическая психология: Учеб. М.: Юристъ, 1998.- 312с.
  109. C.JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957. — 328 с.
  110. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. -712 с.
  111. Н. Групповая психотерапия: Пер с англ. М.: Прогресс, 1990.
  112. JI. Организационное поведение. М., 1958.
  113. A. JI. Психология управления органами. СПб.: СПб унта, 1999.-231 с.
  114. А. Л. Социальная психология: Учеб. для вузов по спец. «Психология». М.: Проспект: ТК Велби, 2004. 332 с.
  115. A.JI. Социально-психологические проблемы управления. Л. 1975.- 120 с.
  116. Ф.К. Профессиональное самосознание сотрудника //Энциклопедия юридической психологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. — 607 с.
  117. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Социальный психолог, центр, 1996. 350 с.
  118. Ю.В. Психология внутриорганизационных отношений. Учеб. пособие. М. -Ульяновск: Фирма Darp, 1995.
  119. Д.Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев: Внешторг-издат., 1991.- 192 с.
  120. И.А., Ефремов О. Ю. Управление персоналом: Учеб. пос. для вузов / Смоленский ун-т, СПб.: Смол, ун-та, 2000. 399 с.
  121. М.Дж. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Комплект, 2002.- 244 с.
  122. H.H. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: Ин-т прикл. Психол., 2001. — 511 с.
  123. Д.В., Якунин В. А. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях. Д.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1988. — 69 с.
  124. Д.В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. М.: ПЕР СЭ, 2002. -304 с.
  125. Д.В. Психодинамическая диагностика личности в разных по экстремальности условиях жизнедеятельности: Метод, указания. Псков, 2001.- 16 с.
  126. Социальная психология / Под ред. A.M. Столяренко. М., 2001.510 с.
  127. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов высших учебн. Завед. / А. Н. Сухов, A.A. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.- Под ред. А. Н. Сухова, A.A. Деркача. М.: Академия, 2001. — 600 с.
  128. Социальная теория организации: Словарь. М.: Инфра-М, 2000.
  129. Социальная психология и социальное планирование /Под ред. Е. С. Кузьмина, A.A. Бодалева. JL: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1972. — С.84−91.
  130. В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2001.-412 с.
  131. С. Управленческий тренинг. СПб.: Питер, 2002. — 250 с.
  132. A.M. Общая и профессиональная психология: Учеб. -М.: ЮНИТИ, 2003.-382 с.
  133. A.M. Процессуально-деятельностная концепция управления // Энциклопедия юридической психологии /Под ред. A.M. Столяренко. -М.: ЮНИТИ, Закон и право. 2003.
  134. A.M. Психологические и педагогические проблемы управления в МВД, УВД: Учеб пособие. М., 1982. — 57 с.
  135. Л.Д., Самыгин С. И. Психология управления. Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феник: М.: ЗЕВС. 1997. — 510 с.
  136. А.Н., Поздняков В. М. Профессиональное общение сотрудников ИТУ с осужденными: Учеб.-метод, пособие. Рязань, 1992.
  137. KP. Психология взаимоотношений. Академический проект /Институт психологии РАН. М.: Деловая книга- Екатеринбург, 1999. — 447 с.
  138. Д. Ролевые игры. Практическое руководство /Пер. с англ. Н. Сафроновой. СПб.: Питер, 2002. — 352 с
  139. Д.Н. Основные положения теории установки. Тбилиси- М, 1961.
  140. Управление деятельностью служащих / Р. Вильяме. СПб.: Питер, 2003. — 302 с.
  141. Управление органами, исполняющими наказания: Учеб. /Под ред. А. И. Зубкова, Г. А. Туманова. М., 1983. — 377 с.
  142. Управление персоналом. Энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА — М, 1998. — 453 с.
  143. Управление экономикой: Словарь. Основные понятия и категории / Под ред. P.A. Белоусова, A.C. Селезнева. М.: Экономика, 1986. — 303 с. С.65−66.
  144. Управление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. -М.: Республика, 1992.-351 с.
  145. A.M., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. — Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. — 758 с.
  146. А.И., Казак Б. Б. Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений: Учеб. пособие. Рязань, 1999.- 198 с.
  147. A.B. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1990. — 168 с.
  148. М.Н. Психологические проблемы формирования благоприятного социально-психологического климата и повышение управленческой компетентности руководящего состава УИС. М. — 239 с.
  149. Г. Парадоксы тюрьмы. М., 1990.
  150. Jl., Зиглер Д. Теории личности. Мастера психологии. СПб., 1997.- 606 с.
  151. В.И. Введение в 10-й раздел: Психология управления правоохранительными органами // Энциклопедия юридической психологии / Под ред. A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.
  152. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
  153. Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002.
  154. О^Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М.: Прогресс, 1979.
  155. Д., Шулъц С. Психология и работа. 8-е изд. — М.: Питер, 2003.-557 с.
  156. Ю.И., Глушков А. И., Мамагулашвши Д. И. Организационное поведение. М.: PC, 2000. 128 с.
  157. С.И. Индустриальная социология в США. М.: Политиздат, 1972.-232 с. 1. Статьи
  158. М.Г. Психологическая служба в УИС // Преступление и наказание. 1995. — № 4. — С. 58.
  159. М.Г. Психологическая служба в УИС // Преступление и наказание. 1995. — № 5. — С. 56.
  160. М.Г. Психологический анализ взаимоотношений между администрацией ИТУ и осужденными // Педагогическое наследие A.C. Макаренко и проблемы воспитания осужденных. Рязань, 1978.
  161. М. Г. Поздняков В.М. Социально-психологический анализ текучести кадров в ИТУ // Социально-психологические проблемы перестройки деятельности ИТУ: Сб. науч. тр. Рязань: РВШ МВД СССР, 1990. С.115−133.
  162. В.Н., Тюгаева Н. А. Адаптация молодых специалистов ИТУ// Бюллетень ВНИИ МВД СССР. 1980. — № 10. — С.8−13.
  163. Г. Б., Козюля В. Г. Механизмы формирования негативных стереотипов поведения сотрудников РТУ при осуществлении профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. -№ 2 (6).-124 е., С. 38.
  164. И.И. О некоторых особенностях проявления «закона силы» в условиях специфики человеческой деятельности // Вопросы психологии. 1973. -№ 2. — С. 26−36.
  165. Кун К Выступление на «круглом столе» // Проблемы реформирования УИС и подготовки персонала: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (май 1997 г.). Рязань, 1997. — С. 48−49.
  166. А.Г., Положенцев С. Д., Руднев Д. А. Психологические механизмы поведения типа, А у молодых людей в период адаптации к длительным психоэмоциональным нагрузкам // Психологический журнал. 1993. — Т. 14, № 6. — С. 86−95.
  167. Пономарев И, Б. Главное управление кадров и кадровой политики // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД: Сб. тез. выступ, участн. регион, семинаров практ. психологов. МВД РФ. -М, 2000.
  168. С.К. Об исследованиях социально-психологического климата в США // Сборник тезисов Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М.: Наука, 1979. — С. 103−116.
  169. И.И. Нарушения законности и их профилактика в деятельности сотрудников ИТУ // Социально-психологические проблемы перестройки деятельности МТУ: Сб. науч. тр. Рязань: РВШ МВД СССР, 1990. — 172 е., С. 148.
  170. A.M. Опыт разработки психологической концепции управления в сфере правопорядка // Психологический журнал. 1983. — № 3.
  171. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал. 1996.-Т. 17. № 1.-С. 19−35.1. Диссертации, авторефераты
  172. С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты: Автореф. дис.. канд. психол. наук по спец. 19.00.16 / Академия управления МВД России. М., 1998. — 27 с.
  173. .И. Формирование модели организационного поведения персонала на предприятиях промышленности: Дис.. канд. эконом, наук. Владимир, 2000.
  174. И.А. Психология аттестации руководящих кадров органов внутренних дел МВД России (концепция, принципы, технологии): Автореф.
  175. Дис.. д-ра психол. наук по спец. 19.00.03 / Моск. Ун-т МВД России. М., 2004. — 45 с.
  176. Клименко С. К Управление процессом формирования взаимоотношений между сотрудниками ИТУ и осужденными: Автореф. дис.. канд. юрид. наук по спец. 05.13.10.- М., 1987. — 19с.
  177. А.Ф. Тюремная политика Англии и Уэльса (историко-правовое исследование): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук по спец. 12.00.01. -Петерб. ун-т МВД России, СПб., 2001. — 48 с.
  178. .Д. Психологические особенности возникновения профессиональных деформаций сотрудников исправительно-трудовых учреждений: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тверь, 1993. — 25 с.
  179. В.М. Психологические аспекты повышения готовности слушателей и курсантов учебных заведений МВД СССР к службе в ИТУ: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: Академия МВД СССР, 1989. — 23 с.
  180. Т.В. Организационное поведение как основа формирования системы управления персоналом современной организации: Дис.. канд. эконом, наук по спец. 08.00.05. СПб., 2000. — 148 с.
  181. О.В. Социально-психологические условия профессионального становления молодых сотрудников ОВД: Автореф. Дис.. канд. юрид. Наук, по спец. 19.00.05. М., 2000. 24 с.
  182. И. В. Историко-сравнительный анализ достижений психологии в пенитенциарной практике англоязычных стран в XX столетии: Дис. канд. психол. наук. Рязань, 2002. — 236 с.
  183. Deutsch М., Krauss R. Theories in social psychology. New York, 1965.
  184. M., Hornstein H. (eds). Applying Social Psychology. Implications for Research, Practice, and Training. John Wiley & Sons. New York, 1975.
  185. Kanigel R. The one best way: Frederick Winslow Taylor and the enigma of efficiency. New York: Viking, 1997.
  186. Culbertson R. G. Personnel Conflicts in Jail Management // American Journal of Correction. 1977. -March-April. P. 28−35.
  187. Maricopa County Sheriff «s Office. Detention Officer Academy. Training Handouts Rev. 7/14/98.
  188. De Firman Р/ Inmate Rehabilitation. Michigan Departament of Corrections, 1973.
  189. Lytle M. A. Staff Development Technigue//Correctional Training Personnel. Vol. 1. 1976. P. 9−11.
  190. Culbertson R. G. Personnel Conflicts in Jail Management // American Journal of Correction. 1977. — March-April. — P. 28−35.
  191. Pointer D., Kravitz M. Correctional Staff Development and Training. US Department of Justice. USA, Washington D. C. July, 1980. — P. 56.
  192. Wickman P. Rolle Conflict and Stress of Prison Guards: Organizational and Cross-National Perspectives // Comparative Criminology. 1983. — Vol. 31. — P. 152.
Заполнить форму текущей работой