Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие Я-концепции (самосознания) в онтогенезе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большинство отечественных ученых (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова и другие) указывают на внутреннюю регуляцию поведения как на новообразование старшего дошкольного возраста. В связи с этим особую роль в личности дошкольника начинает играть самооценка. 2] Леонтьев Л. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 3] Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер… Читать ещё >

Развитие Я-концепции (самосознания) в онтогенезе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие Я-концепции в дошкольном возрасте

Первые признаки самосознания фиксируются у ребенка уже в период младенчества по мере осознавания возможностей своего тела, а также возможностей оперирования внешними предметами с помощью рук. Далее, в периоде раннего детства мы имеем дело с такими явными проявлениями самосознания, как использование личных местоимений и стремлением к отстаиванию самостоятельности: «Я сам».

Начало же формирования Я-концепции как совокупности представлений о себе относят к периоду старшего дошкольного возраста. Когда формируется общее отношение к себе «хороший — плохой», что часто соответствует «послушный — непослушный», «умелый — неумелый», «спокойный — плаксивый» и т. п. В этих характеристиках отражается отношение взрослых (родителей — в первую очередь). Кроме того, у детей происходит понимание и усвоение моральных норм, формируются представления о том, какими они должны быть (Я-идеальное). Эти представления об идеальном Я все больше влияют на самооценку ребенка.

Большинство отечественных ученых (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова и другие) указывают на внутреннюю регуляцию поведения как на новообразование старшего дошкольного возраста. В связи с этим особую роль в личности дошкольника начинает играть самооценка.

А. Н. Леонтьев[1][2] описывает эксперимент «Горькая конфетка», где ярко подтверждается факт влияния усвоенных моральных норм, как составляющих Я-идеалыюго на поведение старшего дошкольника в ситуации принятия или непринятия им незаслуженной награды. Результаты аналогичного эксперимента (Bandura & Kupers, 1964) описаны Дж. Капрара и Д. Сервон[3]. В экспериментальной ситуации, когда дошкольники имели возможность самостоятельно выбрать себе награду за определенные достижения, дети отказывались от нее, если, по их собственному мнению, они ее не заслуживали.

Старший дошкольник способен оценить особенности своего характера, своих умений, возможностей, оценить свое «место в системе социальных отношений». Однако, как отмечает О. II. Молчанова, моральные качества оцениваются дошкольником менее точно, чем физические особенности, предпочтения и умения. В период 6—7 лет происходит становление образа Я и общей самооценки.

  • [1] Майерс Д. Социальная психология. Глава 2. СПб.: Питер, 1997.
  • [2] Леонтьев Л. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  • [3] Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой