Особенности мотивации достижения успеха воспитанников детских домов
Апробация работы и внедрение результатов. Основные положения диссертационного исследования отражены в 12 публикациях автора общим объемом 5,84 п.л.- обсуждались на заседаниях кафедры общей и практической психологии Московского городского педагогического университетадокладывались на конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- 1. 1. Проблема мотивации в отечественной литературе
- 1. 2. Проблема мотивации в зарубежной литературе
- 1. 3. Итоги анализа проблемы мотивации в психолого-педагогической литературе (литературного обзора)
- ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 2. 1. Проблема развития мотивации достижения успеха учащихся общеобразовательных школ
- 2. 2. Проблема развития мотивации достижения успеха воспитанников детских домов
- ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ
- 3. 1. Методики исследования
- 3. 2. Констатирующий эксперимент
- 3. 2. 1. Оценка различий между возрастными группами
- 3. 2. 2. Оценка различий между девочками и мальчиками 9−11 лет
- 3. 2. 3. Сравнительный анализ учащихся общеобразовательных школ и воспитанников детских домов 9−11 лет
- 3. 2. 4. Факторный анализ
- 3. 3. Формирующий эксперимент
- 3. 3. 1. Развивающая программа (Организация экспериментальной работы)
- 3. 3. 2. Работа с экспериментальной группой
- 3. 3. 3. Анализ изменений в связи с занятиями по развивающей программе
- 3. 3. 4. Факторный анализ среди воспитанников детских домов после коррекции
Особенности мотивации достижения успеха воспитанников детских домов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Эффективное решение экономических, политических, социальных и других задач коренным образом зависит прежде всего от профессионализма специалистов различного профиля. Не только сегодня, но и в перспективе государству нужны специалисты, устойчиво мотивированные на достижение успеха в профессиональной деятельности.
Сегодняшние дети — кадровый резерв пополнения такого рода профессионалов. Однако значительное число школьников, особенно воспитанники детских домов, слабо профессионально ориентированы и слабо приспособлены к самостоятельной жизни в социуме.
Молодые люди из числа сирот, как правило, не конкурентоспособны на современном рынке труда. Реализуемые традиционные подходы к формированию личности воспитанников, как известно, не всегда обеспечивают их позитивную социализацию, успешную интеграцию в общество: особенно низок уровень их самостоятельности, ответственности за свои поступки, что напрямую связано с мотивацией достижения успеха. Д. Б. Эльконин [168]. — В. В. Давыдов [41]- Е. А. Стребелева [150] отмечают, что снижение уровня мотивации достижения успеха ведет к негативизму, недисциплинированности, высокой тревожности, агрессивности.
Авторами Бабанским Ю. К., Цетлиным B.C. [1], Демиденко Е. В. [37], Го-рожаниной Е.В. [42] подчеркивается, что изучение внутренних причин неуспешности учебной деятельности лежит в учении развития мотивации достижения успехов и устойчивой положительной мотивации учения.
В школьном возрасте формируются две противоположно направленные тенденции: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Мотив избегания неудач в меньшей степени, чем мотив достижения успехов, способствует достижению успеха в той или иной деятельности. Поэтому необходимо формировать мотив достижения успехов, больше поощряя детей за их победы. У человека с достижением успеха связаны два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач.
Проблема мотивации достижения успеха нашла свое отражение в работах отечественных психологов (Белкин А.С., [15]- Горожанина Е. В., [37]- Гри-горичева И.В., [38]- М. Е. Литвак, [78]- Магомед-Эминов М.Ш., [85]- Маркова А. К., [90]- Немов Р. С., Синягин Ю. В., [108]- Пересыпкина М. Е. [126]- Степан-ский В.И. [147]- Финько И. Л. [155]- Эльконин Д. Б. [168]), где подчеркивается, что для воспитанников детских домов имеет большое значение формирование компонентов мотивации достижения успеха.
Поэтому изучение проблемы достижения успеха у воспитанников детских домов становится наиболее актуальным, и выявление факторов, которые влияют на формирование компонентов мотивации достижения успеха, является чрезвычайно важной составляющей для профессионального и гражданского становления выпускников детских домов.
Все это определило основное содержание исследования.
Цель исследования — разработка концепции сформированности мотивации достижения успеха.
Объект исследования — процесс развития мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов и учащихся общеобразовательных школ.
Предмет исследования — особенности содержания компонентов мотивации достижения успеха воспитанников детских домов.
Гипотеза исследования.
1. Мотивация достижения успеха воспитанников детских домов характеризуется низкой надеждой на успех и высоким уровнем избегания неудач.
2. Эффективность работы субъектов образования детских домов в повышении достижения успеха школьников в значительной мере определяется степенью учета ими общих и личностных особенностей.
3. Созданная система психологических занятий является конструктивной формой психологической помощи в решении проблем мотивации успеха, повышении надежды на успех, потребности в достижении.
В соответствии с предметом и гипотезами в данном исследовании решались следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по исследуемой проблеме.
2. Выявить особенности компонентов мотивации достижения успеха воспитанников детских домов и учащихся общеобразовательных школ.
3. Раскрыть влияние мотивации достижения на результативность деятельности.
4. Выявить особенности мотивации достижения в разных сферах активности воспитанников детских домов и учащихся общеобразовательных школ.
6. Установить влияние самооценки на мотивацию достижения.
7. Разработать программу развития мотивации достижения воспитанников детских домов.
Методологическую основу исследования составили научные представления о побуждающей и направляющей роли мотивов в деятельности и поведении (Л.И. Божович [20], А. Н. Леонтьев [72], И. Лингарт [77], B.C. Мерлин [96], В. Н. Мясищев [104], А. В. Петровский [127] и др.), которые разработаны в русле личностно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн [138], А. Н. Леонтьев [70], К. К. Платонов [129], Б. Ф. Ломов [81]) — о мотивации достижения успехов и мотиве избегания неудач (А.К. Маркова [88], Г. В. Литвинова [79]) — о создании ситуации успеха для учащихся на занятиях (А.К. Маркова [88], И. Л. Финько [155]) — об особенностях психического развития детей (Л.С. Выготский [31], Д. Б. Эльконин [168], Д. И. Фельдштейн [154]).
Достоверность и надежность выводов исследования обеспечивалась адекватностью методик целям и задачам исследования, методологической обоснованностью комплекса методов, сочетанием качественного и количественного анализа, методами математической статистики, успешной апробацией материала.
Методы исследования.
В целях решения диссертационных задач исследования применялись: для диагностики мотивационных тенденций использовался тест Х-Д. Шмальта -«решётка МД" — для измерения потребности в достижении — опросник Ю. Б. Орловадля изучения мотивов учения — методика «Тройные сравнения" — для выявления мотивов получения отметки и приобретения знаний — методики Е. П. Ильина, Н. А. Курдюковой «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку" — для выявления самооценки — тест Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейндля изучения личностных особенностей — «Тематический апперцептивный тест» и «Многофакторный личностный опросник», разработанный Р. Б. Кеттелом и Р. В. Коаном. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анкетирование.
Научная новизна:
— определены предпосылки мотивации достижения успеха;
— разработана концепция психологического сопровождения процесса актуализации и закрепления мотива достижения успеха;
— представленные в работе данные получены на различных группах испытуемых, отличающихся друг от друга особенностями социального статуса (ученик, воспитанник детского дома);
— разработано программное обеспечение психодиагностической, психокор-рекционной, развивающей работы с воспитанниками.
Теоретическая значимость определяется:
— обоснованием принципов полноценной педагогической поддержки воспитанникам детских домов;
— разработкой организационно-педагогических условий, стратегии педагогической поддержки;
— выделением социально-психологических факторов школьной среды, обоснованием их воздействия на детей с разным социальным статусом (детский дом, школа).
Практическая значимость исследования заключается в реализации рекомендаций субъектам образования детских домовреализации авторской программы занятий с детьми по развитию мотивации достижения успеха. Практическое значение имеет разработка учебного спецкурса «Психологические особенности работы психолога с детьми детских домов». Также результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке психологов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мотивация достижения успеха у воспитанников детских домов имеет специфические особенности соотношения трех основных компонентов: надежды на успех, избегания неудач и боязни неудачи.
2. Существует выраженность противоречивости мотивов, связанных со значимыми отклонениями (тенденция опасения, недоверия при одновременной излишней зависимости, надежде на помощь) — ограниченность интересов текущей жизнедеятельностиразмытость представлений о будущем, их слабая связь с прошлым и настоящим.
3. Мотивация приобретения отметки не является прямым показателем приобретения знаний, средством повышения самооценки, показателем результативности достижения успеха.
4. Показатели самооценки и мотивации достижения успеха связаны между собой (высокому уровню самооценки соответствует высокая мотивация достижения успеха).
5. Разработанная программа, направленная на оптимизацию адаптации воспитанников детских домов с учетом выявленного в исследовании комплекса проблем, связана с перспективой успешной деятельности детей детских домов в их гражданском и профессиональном становлении.
Апробация работы и внедрение результатов. Основные положения диссертационного исследования отражены в 12 публикациях автора общим объемом 5,84 п.л.- обсуждались на заседаниях кафедры общей и практической психологии Московского городского педагогического университетадокладывались на конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» (Москва, апрель 2004 г.), третьей городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения «Молодые ученые — московскому образованию» (Москва, апрель 2004 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Семейные формы устройства детей-сирот» (Москва, март 2005 г.), научно-практической конференции «Взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей» (Москва, ноябрь 2005 г.). Материалы диссертации использовались в спецкурсах, лекциях и практических занятиях по дисциплинам «Социальная психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Педагогика и психология» на факультетах МГПУ и во время работы автора в детских домах в качестве педагога-психолога.
Эмпирическую базу исследования составили данные эксперимента, в котором в качестве испытуемых приняли участие 222 учащихся 9−11 лет (143 учащихся общеобразовательных школ, 79 воспитанников детских домов).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 197 наименований, а также 7 приложений на 68 листах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Посредством разных видов психологической помощи (тренинги личностного роста, индивидуальное консультирование, снятие эмоционального напряжения, обращение к сильным сторонам воспитанников, усиливая тем самым интегрированность личности) ставится акцент на личностную уникальность каждого.
Воспитанникам с глубокой фрустрацией социогенных потребностей в достижении помощь надо начать с минимизации негативных психических состояний, развития личностных ресурсовс группой воспитанников, не верящих в свое будущее, не уверенных в своем успехе в любой деятельности (учебная, производственная и т. д.) необходима работа по разблокированию подавленных эмоций достижения позитивных психических состояний.
Практически 50% детей резко улучшают свои показатели во всех сферах активности только при изменении мнения окружающих об их способностях. При использовании «отметки авансом» в педагогической практике ребенок невольно пытается подтвердить ожидания учителя, в итоге начинает действительно стараться и повышает свои возможности.
Соколов С.М. считает. что для учеников младших классов в оценочной ситуации выступают на первый план два момента: содержательность оценки и форма выражения оценки [146, с. 47−53]. Действительно, оценка должна быть значима для ученика — выражается она в словах или отметкой. Закоренелый троечник вовсе не родился им, начало его плохой учебы нередко кроется именно в оценке, которая перестала для него быть значимой в силу разных причин. Стиль преподавания влияет на атмосферу в классе, на формирование мотива-ционной сферы учащихся. «Учитель с авторитарным стилем руководства, владеющий методическим аспектом обучения, четко объясняющий учебный материал, хорошо организующий урок и поддерживающий строгую дисциплину в классе, но не умеющий эмоционально тепло общаться с детьми, создать креативную атмосферу, часто строящий оценочную деятельность психологически неграмотно, преимущественно развивает у учащихся:
174 ответственность, долг как широкий социальный мотив учений- 2) ориентацию на результат — мотивацию достижения, причем как мотивацию достижения успеха, так и мотивацию избегания неудачи. Учитель с демократическим стилем руководства, хорошо владеющий методами обучения, но при этом эмоционально тепло общающийся с учениками, поддерживающий дисциплину не давлением, а стремлением заинтересовать учебным материалом, умеющий создавать креативную атмосферу на уроке, содержательно и бережно оценивающий результаты учебной работы, преимущественно развивает познавательные интересы детей, т. е. процессуальную мотивацию [146- с. 53]. Конечно, в идеале педагог должен сочетать формирование мотивации достижения успеха и процессуальной мотивации — это должно быть единым процессом.
Результаты анализа и обобщение полученного с применением комплекса психодиагностических и психокоррекционных методов репрезентативного массива фактических данных позволили сформулировать следующие выводы.
1. Значительная часть воспитанников детских домов подвержена возникновению негативных психических состояний, которые приводят к неадекватности самооценки, несамостоятельности в суждениях и поведении, доминированию краткосрочных целей, замыканию на настоящем, отсутствию целостной временной перспективы достижения успеха.
2. Жизнь в закрытом учреждении, педагогические стереотипы многих педагогов, дефицит общения с окружающим миром обусловливают неверие воспитанников в положительность достижения успеха.
3. Отмечается большая выраженность противоречивости ценностных ориентаций (целей, мотивов), связанных со значимыми отношениями (недоверие к окружающим, тенденция опасения при одновременной надежде на их помощь в достижении успеха).
4. Самооценка связана с мотивацией достижения. Уровень самооценки соответствует уровню мотивационного компонента «надежда на успех»: высоким, средним и низким показателям самооценки соответствуют высокие, средние и низкие показатели надежды на успех. Уровни избегания неудач имеют противоположное значение, т. е. высокому уровню самооценки соответствует низкий уровень избегания неудач.
5. Низкая направленность на отметку у воспитанников детских домов показывает, что приобретение отметки не является прямым показателем мотивации приобретения знаний. Высокая направленность на отметку у учащихся общеобразовательных школ соответствует ведущей учебной деятельности школьного возраста.
6. Мотивация достижения успеха в разных сферах деятельности воспитанников детских домов характеризуется выбором легких учебных предметов и легких заданий, направленных на повторение пройденного материала, а учащихся — выбором более сложных заданий, содержащих новизну.
7. Оптимизация психологической помощи воспитанникам детских домов заключается в четкой ее направленности, концентрации усилий по искоренению причин, мешающих развитию личностного потенциала.
Список литературы
- Абасов 3. Это вечная проблема — неуспеваемость. // Директор школы. -1998. № 3.
- Абухальнова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
- Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе. Сборник научных трудов. Тверь, 1994
- Алказишвили А. А. Имедадзе П.В. Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969.
- Амонашвили Ш. А. Обучение, оценка, отметка. М., 1980.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
- Арестова О.Н., Бабанин Л. Н., Тихомиров O.K. Компьютерный анализ моти-вационной мыслительной деятельности.// Вопросы психологии 1988, № 5, с. 83−91.
- Асеев В.Г. Мотивационные резервы человека. Психологический журнал, 1987, № 5, с. 9−13.
- Ассеев А.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
- Ю.Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.
- Афанасьева Н.В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9−11 лет. -М., 1998.
- Афанасьева Н.В. Структура мотивации достижения (на выборке детей 9−11 лет). Дисс. канд. психол. н. -М., 1999.
- П.Бакланова Н. К., Бакланов К. В. Шаг к успеху: Психология для вас. Учебно-методическое пособие. М., 2000.
- М.Баршева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб, 2002.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991
- Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. Пос. М.: Высшая школа, 2003.
- Берулава Г. А. Психологические исследования стилей индивидуальности: Сборник научных трудов/ Под ред. Г. А. Берулава. Сочи.: НОЦ РАО, 1997.177
- Бибрих P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов. Вестник МГУ, сер. 14. Психология., 1987, № 2, с. 20−30.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968, 464 с.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка. В сб.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. Ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1972, с. 7−44.
- Божович Л.И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. Известия АПН РСФСР, 1951, вып. 36, с. 29−104.
- Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. // Вестн. Моск. Ун-та, Сер. 14 «Психология», 1981, № 2, с. 46−56.
- Братусь Б.С., Лишин О. В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность.// Вестн. Моск. Унта, Сер. 14 «Психология», 1982, № 1. — с. 12−20.
- Бурлачук А.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
- Вартанова И.И. Дис. Типология учебно-профессиональной мотивации подростков. М., 1996
- Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. -М., 1991.
- Вайсмар Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе. «Вопросы психологии», 1973, № 5, с.30−39.
- Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблема мотивации. // Сб. А. Н. Леонтьев и современная психология. Ред. А. В. Запорожец и др. М., 1983, с. 191−200.
- Вилюнас В.К. психологические механизмы биологической мотивации. М., 1990.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
- Выютский, Лев Семенович Психология развития ребенка / JI. С. Выготский- Москва: Эксмо, 2005
- П.Я. Гальперин Типы ориентировки и активность учения./ Радянска школа.- 1962, № 3, с. 23−28
- Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх, или когда учиться трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. Изд. 3-е, дополненное. СПб.: «Детство — пресс», 2000
- Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. (Тренинг когнитивных процессов. Тренинг развития интуиции. Тренинг навыков невербального общения.) СПб.: Речь. — 2001.
- Голу П. Проблема внутренней мотивации учения и типы ориентировки в предмете. Автореферат диссертации. кандидата психологических наук. -М., 1965.
- Гордеева Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успе-ха.//психология в ВУЗе. Научно-методический журнал. 2005, № 4.
- Горожанина Е.В. Формирование мотивации достижения успеха в процессе обучения детей с нарушениями интеллекта.//Актуальные проблемы управления образованием в регионе. Сборник научно-методических материалов. Выпуск 1 (17). Челябинск 2001.
- Григоричева И.В. Мотивация достижения у людей с разной субъективной оценкой успешности самореализации. Автореферат дис. на соискание уч. степ. канд. психол. наук. 19.00.01. Барнаул, 2003
- Гуманизация образования и проблемы развития личности: Сб. науч. ст. -Волгоград, 2000
- Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. -М.: Знание, 1998. 80. — (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 6).
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
- Демиденко Н.Н. Исследовательская методика выявления структурных уровней мотивации. Учебное пособие. Тверь, 2002.
- Директор школы. Научно-методический журнал. 1999. -№ 6
- Директор школы. Научно-методический журнал. № 10. — 2003. — с. 19−20
- Додонов Б.И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности. // психология формирования и развития личности. Под ред. Л. И. Анциферовой. М., 1981, с. 284−305.
- Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников. Вопросы психологии, 1982, № 3, с. 5661.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М., 1997.
- Елизарова Е. М Новые и старые подходы к системе общего развития Л. В. Занкова / Елизарова Е. М. Волгоград: Панорама, 2006
- Елфимова Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников. // Вопросы психологии. 1982, № 2, с. 60−67.
- Елфимова Н.В. исследование структуры мотивационного компонента деятельности. // Вопросы психологии. 1988, № 4, с. 82−87.
- Елфимова Н.В. диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.52.3ейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. М., 1981.53.3ейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
- Журнал прикладной психологии. 1998., № 4.55.3алесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994,
- Исследование мотивации достижения. Методическое пособие. СПб, 1993.
- Имедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения. // Вопросы психологии. 1984, № 6, с. 87−94.
- Казанский О. А. Игры в самих себя. 2-ое издание. М., 1995.
- Калинин К.А., Морозов А. С. Опыт использования методики Хекхаузена для исследования мотивации достижения. В кн.: «Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами» М., 1974, с. 18−20.
- Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968. -148 с.
- Ковалёв В.Н. К проблеме внутренних мотивов. Психологический журнал, 1981, № 1, с.29−44.
- Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
- Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников// Журнал прикладной психологии. 1998, № 4
- Корнилова Т.В. Теоретические конструкты и психологическая реальность в индексах мотивации опросника Эдвардса.// Вопросы психлогии 1997, № 1.
- Коротаева Е. Хочу, могу, умею. Обучение, погружённое в общение. М., 1997.
- Кривцов С.В., Махуматулина Е. А. Воспитание: наука хороших привычек. -М, 1996.
- Курганский Н.А. Мотивация и структурные особенности целеполагания у больных неврозами и их прогностическое значение. Диссертация., канд. психол. наук., М., 1982.
- Левитов Н.Д. Психологическое состояние учащихся на уроке. В кн.: Вопросы психологии личности. — М., 1960.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, 1987.
- Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы // психология /Под ред. А. А. Смирнова и др. М.: Просвещение, 1967. — 356 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971. — 40 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Прогресс, 1970. — 854 с.
- Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформации психического образа. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1988, № 2, с. 3−14.
- Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1993, № 2, с. 73−81.
- Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М.: Прогресс, 1970.-854 с.
- Литвак М.Е. Я: Алгоритм удачи. Ростов-на-Дону., 1994.
- Литвинова Г. В. Формирование мотивации достижения успеха через индивидуализацию обучения / Литвинова Г. В.- Камчат. гос. пед. ун-т Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчат. гос. пед. ун-та, 2004
- Лишин О.В. Общественно полезная деятельность как фактор формирования мотивационно-потребностной сферы личности подростка. Дисс. .канд. психол. н. -М., 1984
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / В. Ф. Ломов- Рос. акад. наук. Ин-т психологии М.: Наука, 1999
- Лопатин А.Р. Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе?//Журнал «Завуч». 2004 г., № 6.
- Лукавски Ц. Методы измерения мотивации достижения.// Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974, с. 153−157.
- Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И. А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации.//Вопросы психологии, 1986, № 5, с. 104−112.
- Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. Дисс. .канд. Психол. Н. М. 1987.
- Магомед-Эминов М. Ш. Психодиагностика мотивации. // Общая психодиагностика./ Ред. А. А. Бодалев, В. В. Столин. М., 1987.
- Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности дошкольников. // Вопросы психологии. 1980. № 5, с. 47−59.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителей. М., 1983., 96 с.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. М., 1990.
- Маркова А.К. Активизация мотивации достижения учащихся//Детский психолог. Выпуск 12.- 1996 год.
- Маркова А.К. и др. Диагностика коррекция мотивационной сфе-ры.//Детский психолог. — 1995 — Ростов на Дону. № 7 (с.65−75).
- Матейчек 3. Родители и дети: Кн. Для учителя: Пер. с чеш. М.: Просвещение, 1992.
- Матюхина М.В. Психология младшего школьника. Уч-метод. Пособие. -М., 1976.
- Матюхина М.В. Мотивы учащихся с разным уровнем успеваемости. В кн.: «Мотивация учения». — Волгоград, 1975, с.5−15.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. — 220 с.
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельно-сти//Вопросы психологии, 1987, № 5, с. 129−138.
- Моргун В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности. В кн.: «Мотивация личности», — М., 1982, с.30−41.
- Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения. Вопросы психологии, 1976, № 6, с.54−68.
- Моргун В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету. Дисс. .канд. Психол. Н. М., 1979.
- Морозова И.С. Мотивация как фактор оптимизации мыслительного процесса. Дис. канд. психол. наук. 19.00.01. — Новосибирск, 1999.
- Москвичев С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1945. — с. 143.
- Мотивация. Краткий психологический словарь./ Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М., 1985.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека// Психологическая наука в СССР. Т. II. М.: АПН РСФСР, 1960.-с. 110−125.
- Неймарк М.С. Некоторые проблемы личности школьника. М., 1975.
- Некрасова Е.В. Пространственно-временная организация жизненного мира человека: Монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005.
- Нелидов А.Л., Щелина Т. Т. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома.//Вестник психосоциальной и кор-рекционно-реабилитационной работы. 2003 г. № 2.
- Немов Р.С., Синягин Ю. В. Мотивация достижения, уровень притязания и эффективность групповой деятельности.//Психологический журнал, 1987, т.8, № 1, с. 15−26.
- Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0314 «Соц. педагогика» / Н. И. Никитина, М.Ф. Глухова- М.: Гуманитар, изд. центр Владос, 2005.
- Николаус Б. Энкельман Власть мотивации. Харизма, личность, успех: Пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт». — 2001.
- Нюттен Ж. Мотивация// Экспериментальная психология. Вып. V/ Под ред. П. Фресса, Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1975. — м. 13−110.
- Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972. -247 с.
- Общая психодиагностика./ Под ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столина М., 1987.
- Оледзская И., Меерсон С. Приёмы достижения успеха. // Директор школы.- 1998. № 3.
- Орлов А.Б. Две ориентации в исследовании мотивации за рубе-жом.//Вестник МГУ, серия 14, Психология, № 2, 1979, с.65−78.
- Орлов А.Б. Экспериментальные и прикладные исследования мотивационных образований в зарубежной когнитивной психоло-гии.//Психлогический журнал. 1990, т.11-№ 6 — с. 16−27.
- Орлов Ю.М. Академические успехи студентов и социальные потребности личности. В кн.: «Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза». — М., 1976. С.4−26.
- Орлов Ю.М. Измерение социогенных потребностей с помощью тестов тематической апперцепции.: В кн.: «Проблемы формирования социогенных потребностей.» Тбилиси, 1974, с. 169−161.
- Орлов А.Б. Изучение психологических предпосылок развития склонностей к профессионально трудовой деятельности (на материале профтехучилищ). Дисс. .канд. психол. н. М., 1978
- Орлов Ю.М. Познавательная потребность в учебной деятельности. В кн.: «Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза». -М., 1976. С.80−90.
- Орлов Ю.М. Положение учащихся в группе и его мотивы к учению. Вкн.: «Третий Всесоюзный Съезд Общества психологов СССР». М., 1968, т.2, с. 208.
- Орлов Ю.М. Потребность в достижениях в учебной деятельности. В кн.: «Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза». -М., 1976. С.26−46
- Орлов Ю.М. Тревога в учебной ситуации и академические успехи студентов. В кн.: «Проблемы формирования социогенных потребностей», -Тбилиси, 1974, с. 162−165.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. -СПб.: Издательство «Питер», 1999. 288с.: (Серия «Мастера психологии»).
- Патяева Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации. Вестн. Моск. Ун-та, Сер. 14. психология. 1983. — с. 23−32.
- Пересыпкина М.Е. О «воле к победе» в теории мотивации достижения. (На примере художественной гимнастики). СПб., 1996
- Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский Ереван: Луйс, 1983
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Л. А. Пефовская М.: Изд-во МГУ, 1982
- Платонов К.К. Занимательная психология / К. К. Платонов М.: Мол. гвардия, 1986
- Полуянович Е.Н. Формирование мотивационного компонента. //Проектирование программ развития учащихся.
- Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики.-М., 1989.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества). М.: Педагогика, 1990.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005.
- Проблема психологии развивающейся личности. Сборник статей сотрудников психологической научно-исследовательской лаборатории Камчатского государственного педагогического университета. Петропавловск-Камчатский, 2000
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. второе. М., 1946.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969.
- Саблина Т.А. Некоторые особенности мотивации достижения учащихся начальных классов компенсирующего обучения по сравнению с учащимисяобычных классов./ЛГуманизация образования и проблемы развития личности: Сб. науч. Ст. Волгоград: Перемена, 2000.
- Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000
- Симонова Н.М. Экспериментальные исследования структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе. автореферат. кандидата психологических наук. — М., 1982.
- Сиротюк A.JI. Как помочь ребенку, растущему без семьи: Методические рекомендации для работников детских домов. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1996.
- Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1992.
- Смагина С.Ю. Я и Другой. Тренинги. СПб, 1999.
- Смирнов С.Д. Психологическая теория деятельности и концепция Н.А. Бернштейна. /Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1978., № 2, с.14−15.
- Соколов С.М. Развитие учебной мотивации младших школьников при разных стилях педагогической деятельности// Прикладная психология. -№ 6.-2001.-с. 47−53.
- Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности.//Вопросы психологии, 1981, № 6, с.59−74.
- Столин В.В. Когнитивно-мотивоционная структура личности и отношение к другим людям. // Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании. Таллин, 1979.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева М.: Владос, 2001
- Талызина Н.Ф., Буткин Г. А. Педагогическая психология. Методические указания. М., 1988.
- Ткачева Н.Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста. Дисс. .канд. психол. н. М., 1983
- Учебная деятельность. Психологический словарь. / Ред. В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Б. Ф. Ломов и др. М., 1983.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
- Финько И.Л. Учителю о развитии у учащихся мотивации достижения ус-пеха.//Психологические знания в помощь учителю. Выпуск 3. Ульяновск, 1998.
- Фролов Б.А., Ярошевский М. Г. Внутренняя и внешняя мотивация как социогенные факторы научного творчества. В кн.: «Проблемы формирования социогенных потребностей», — Тбилиси, 1974.
- Формирование мотивационнной сферы личности: Сборник научных трудов. 4.1. Новосибирск, 2003
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. М., 1986.
- Хенниг В. Исследование проблем молодежи в ГДР. М., 1976
- Чирков В.И. Межличностные отношения, мотивация и саморегуля-ция.//Вопросы психологии, 1997, № 3, май-июнь, с. 102−111.
- Чирков В.И. Некоторые когнитивно-аффективные теории в объяснении процессуальных и дифференциально-психологических аспектов внутренней мотивации. —В кн.: «Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика». Ярославль, 1990, с. 137−147.
- Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека.// Вопросы психологии. 1996, № 3, с.116−132.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологические исследования. М., 1981.
- Шаров Ю.В. Типы современных старшеклассников.// Молодежь и образование. М., 1972
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. 2-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Шкуркин В.И. Потребность в достижениях и академические успехи студентов медвуза. В кн.: «Проблемы формирования социогенных потребностей». — Тбилиси, 1974, с.301−305.
- Шульга Т.И. Методика работы с детьми «группы риска» / Т. И. Шульга, В. Слот, X. Спаниярд- Ун-т Рос. акад. Образования М.: Изд-во УРАО, 2001
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993
- Юревич А.В. Психология и методология / Юревич А. В. М.: Ин-т психологии РАН, 2005
- Юферева Т.И. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников. Автореферат дис. канд. ксихол. наук. М., 1977.
- Якобсон Т.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.:Просвещение, 1969. — 317 с.
- Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации. В кн.: «Проблемы научного творчества в современной психологии». — М., 1971.
- Atkinson J.W. The Achievement Motive and Recall of Interrupted and Completed Task// J. Exp. Psych. 1958.
- Cabral C.A. Motivation. Buenos Aires, 1958/
- Deci E.L. Intrinsic motivation. N.Y., 1975.
- Gjesme T. Slope of Gradients for perfomance as a function of achievtment motive, goal distance in time, and future time orientation. Journal of Psychology, 1975/91/
- Grolnik W.S., Ryan R.M. Patent steil associated with children s self-reulation and cjmpetenct inschool//J. Educ. Psychol/ 1989. V.81.P 159−170.
- Grossman S.P. The biology of motivation. Annual Review of Psychology, 1979. Vol. 30, p 209−242.
- Guilford J. Personality. N.Y., 1959
- Heckhausen H. Hoffung und Furcht in der Leistungmotivation. Meisenheim, 1963, стр. 269.
- Herzberg F. Work and the Nature of Man. L., 1974
- Hoppe F. Erfolg und Misserfolg/ Psychologische Forschung, 1930
- Jopt U.-l. Extrinsische Motivation und Leistundsverhalten. Bochum, S.n., 1974/
- Kuhl J. Standart setting and risk prefence: An elaboration of the theory of achievement motivation and an empirical test. Psychological Review, 1978, v. 85, p.239−248.
- Lewin K. Versayz, Wille und Bedurfnis. Berlin, 1926
- Madsen K.B. Modern Theory of Motivation. Copenhagen? 1968.
- Maslow A.H. Motivation and Personality. L., 1970.
- Mc Reynolds P. The nature and assessment of intrinsic motivation. In: P. Mc Reynolds (ed). Advances in Psychological Assessment (vol. 2). Palo Alto, 1971/
- McClelland D.C., Atkinson J.W., Clark R.A., Ljwel E.L. The Achievement Motive. N.Y., 1953.
- Meyer W.-U. Leistungmotiv und Ursachenerklarung von Erfolg und Misser-folgss, Stuttgart, 1973.
- Nuttin J. Theorie de la motivation humaine. Paris, 1980.193. 0, Connor p., Atkinson J.W., Horner M.S. Motivational implication of abiliti grouping in schools. In: J.W. Atkinson, N.T. Feather (eds.). A Theory of Achievement Motivation. N.Y., 1966.
- Raynor J.O., Rubin I.S. Effects of achievement motivation and future orientation on level of perfjrmance. Journal of Personality and Social Psychology. 1971, 17.
- Reitman W.R. Motivational induction and the behavioral correlates of the achievement and affilation motives. Journal of Psychology. 1960,60.
- Rosen В., d, Andrade R. The psychological origins of achievement motivation. Sociometry. 1959, 22, p.216.
- Schmalt H.-D. Das LM-GITTER. Ein objektives Verfaren zur Messung des Leistungsmotivs bei Kindern. Zurich. 1976.