Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Математические методы в педагогике как условие совершенствования качества образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшие документы, определяющие стратегию развития образования (Национальная доктрина образования 2000 года, Концепция модернизации образования до 2010 года), затрагивающие приоритетное направлениеобеспечение качества образования — предусматривают: обоснование системы показателей, характеризующих уровень образованности обучаемых и эффективность образованияразработку объективных процедур… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы математических методов в педагогике
    • 1. 1. Место математических методов в общей теории научного познания
    • 1. 2. Генезис применения математических методов в науках о человеке
    • 1. 3. Научно-теоретическая аппроксимация математических методов к ф социально-педагогическим исследованиям
    • 1. 4. Методологические основы информационно-математического моделирования в педагогике
  • Выводы по главе I
  • Глава II. Методики и технологии математических методов в системе образования
    • 2. 1. Системно-структурный подход в рассмотрении качества образовательной системы
    • 2. 2. Интегративные модели совершенствования качества образования
    • 2. 3. Методики адресного применения математических методов в личностно-ориентированном образовании
  • Выводы по главе II

Математические методы в педагогике как условие совершенствования качества образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Революционные изменения технологий на рубеже веков, опирающиеся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы, становится важнейшим фактором, определяющим экономику и политику нового века. В связи с этим уровень интеллектуального потенциала страны, напрямую определяющийся качеством образования, представляет собой ключевую составляющую экономического и социального развития, а также является необходимым условием экономической и политической самостоятельности страны, фактором ее выживания.

Важнейшие документы, определяющие стратегию развития образования (Национальная доктрина образования 2000 года, Концепция модернизации образования до 2010 года), затрагивающие приоритетное направлениеобеспечение качества образования — предусматривают: обоснование системы показателей, характеризующих уровень образованности обучаемых и эффективность образованияразработку объективных процедур и технологий оценки, обеспечивающих получение достоверных и сопоставимых данныхпредоставление объективной информации о достоинствах и недостатках конкретной образовательной системы. Главная задача российской образовательной политики — обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Современные исследования проблемы качества образования идут в ряде направлений: экономическом (Н.Ш. Ватолкина, В. А. Гневко, В. Е. Деминг и др.), социальном (Т.И. Власова, Е. А. Неретина, В. Н. Нуждин и др), управленческом (В.И. Байденко, В. П. Панасюк, М. Поташник и др.), личностно-ориентированном (Е.В. Бондаревская, А. Г. Бермус, С. В. Кульневич и др.) и др. В последнее десятилетие в нашей стране проблема качества образования активно рассматривается также с квалиметрических позиций, т. е. с привлечением математических методов (корреляционный анализ, регрессионный анализ, сетевые методы планирования и др.). Кроме того, в федеральной концепции оценки качества образования заложен квалиметрический подход (Б.К. Коломиец, Н. И. Максимов, А. И. Субетто, Н. А. Селезнева, В. М. Соколов, Ю. Г. Татур, М. Б. Челышкова и др.). При данном подходе к образованию актуализируется проблема оценки качества образования, управления этим качеством и его совершенствования на основе научно обоснованного математического инструментария.

В отечественной и зарубежной педагогике накоплен обширный научный опыт, который создает предпосылки определения математических измерителей и моделей для обеспечения качества образования: теория применения математических методов в педагогике (В.П. Беспалько, М. Н. Грабарь, К.А. Крас-нянская, Г. В. Суходольский, Л. Б. Ительсон, В. Я. Якунин и др.) — система критериев оценки качества образования (А.Г. Бермус, Б. С. Гершунский, М. М. Поташник и др.) — философские и методологические основы квалитологии образования (С.А. Сафонцев, А. И, Субетто, Н. А. Селезнева и др.) — технологии анализа оценочных шкал (В.В. Гузеев, М.А. Чошанов) — теории оценки качества образования и образовательных систем (А.А. Макаров, В. П. Панасюк, Т. А. Родыгина, И. Г. Салова и др.).

Решение квалиметрических задач в образовании сопряжено с большими трудностями, обусловленными отсутствием фундаментальных работ в соответствующей области педагогического знания, а также обусловлено наличием ряда противоречий между сторонниками внедрения математических методов в педагогику и парадигмой личностно-ориентированного образования.

В современной отечественной педагогике легитимация новых целей, смыслов и ценностей образования связана, прежде всего, с необходимой их корреляцией с человеком, миром чувств и отношений, его культурой, экологией, моралью, творчеством. Это привело к появлению новой педагогической парадигмы — гуманистической, в которой гуманитарная составляющая представлена значительно и ярко (Е.В. Бондаревская, Т. И. Власова, В. В. Гузеев, О. В. Гукаленко, С. В. Кульневич, В. Я. Лыкова, Г. Е. Сенькина, В. В. Сериков, В. Т. Фоменко и др.). В связи с этим гуманитарный характер педагогических теорий, в отличие от математических, не в полной мере способен обеспечить точность характеристик образовательного процесса. При этом проблема совершенствования качества образования остается открытой. Поэтому наиболее оптимальной в решении данной проблемы в образовательной практике представляется система интеграции математических методов с современными педагогическими методиками и технологиями.

Необходимость применения математических методов в педагогике как условия обеспечения качества образования обусловлена рядом противоречий между:

— реальными потребностями педагогической науки в эффективном обеспечении качества образовательного процесса и отсутствием валидных методик и технологий применения математических методов в образовании;

— востребованностью математического моделирования в совершенствовании качества образования и неразработанностью моделей и методик применения математических методов в педагогической практике;

— необходимостью разработки в педагогической науке и практике критериев оценки качества образования и недостаточной разработанностью диагностического инструментария с применением математических методов;

— развитостью теории математического науковедения и недостаточностью применения методологии математики в системе подготовки педагогических кадров;

— востребованностью системно-структурного подхода в реформировании современного образования и недостаточным сопровождением этого процесса количественным моделированием.

Исходя из выявленных противоречий, мы определили проблему исследования как выявление путей и механизмов применения математических методов в аспекте совершенствования качества образования. В ракурсе указанной проблемы сформулирована тема исследования: «Математические методы в педагогике как условие совершенствования качества образования».

Объект исследования: современное образование в условиях модернизации.

Предмет исследования: математические методы в педагогике как условие совершенствования качества образования.

Цель исследования: научно обосновать и разработать систему использования математических методов в педагогике в контексте совершенствования качества образования.

Гипотеза исследования: разработанная система использования математических методов будет способствовать совершенствованию качества образования, если:

— данная система будет построена на основе принципов личностной ориентации, целостности, технологичности, интеграции и междисциплинарной дополняемости;

— в основе проектирования образовательного процесса будет использован алгоритм информационно-математического моделирования;

— математическое моделирование будет осуществляться в соответствии с технологической моделью «уровня личностных достижений обучаемого»;

— процесс совершенствования качества образования будет опираться на межпредметный комплекс «математикам педагогика<=> кибернетика».

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

— выявить особенности и основные направления использования математических методов в педагогике;

— разработать многофункциональную систему использования математических методов, направленную на совершенствование качества образования;

— определить алгоритм информационно-математического моделирования в образовательном процессе;

— создать педагогико-математический критерий оценки «уровня личностных достижений обучаемого»;

— разработать и апробировать интегративную модель межпредметного комплекса «математика-» педагогика о кибернетика", включающую программно-методическое обеспечение системы использования математических методов в педагогике.

Теоретико-методологическая основа исследования обусловлена: методологией и теорией междисциплинарного подхода (А.Н. Колмогоров,.

A.В. Коржуев, И. П. Лебедева, A.M. Новиков, Ю. М. Нейман, В. А. Попков,.

B.А. Хлебников, В. А. Якунин, и др.), квалиметрического подхода (В.П. Бес-палько, М. И. Грабарь, К. А. Краснянская, Г. В. Суходольский, Е. В. Сидоренко,.

A.И. Субетто, Н. А. Селезнева, Л. Б. Ительсон и др.), системно-структурного подхода (С.И. Архангельский, М. С. Каган, Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина,.

B.П. Симонов и др.) — идеями личностно-ориентированного и развивающего образовния (Е.В. Бондаревская, В. В. Гузеев, О. В. Гукаленко, С. В. Кульневич, В. Я. Лыкова, Г. Е. Сенькина, В. В. Сериков и др.) — структурой качества образования (А.А. Аветисов, Ю. К. Бабанский, А. Г. Бермус, Н. А. Селезнева, А. И. Субетто, Н. Ф. Талызина, Ю. Г. Татур и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: теоретического исследования: анализ социологической, математической, философской, педагогической, дидактической и методической литературыобобщение, сравнение, систематизация, прогнозирование и проектированиеэмпирического исследования: изучение опыта практической деятельности педагогов, научно-практических лабораторий Государственного института развития образования (ГИРО) — математические: статистическая обработка полученных результатов, линейное программирование, математическое моделирование.

Опытно-экспериментальной базой служили Бендерский педагогический колледж, Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко (аграрно-технологический факультет), Государственный институт развития образования (г. Тирасполь).

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2002;2003 гг.) определялись обоснование проблемы, изучение уровня ее разработанности в педагогической теории и практикеосуществлялась выработка гипотезы, постановка целей и задач исследования.

На втором этапе (2003;2005 гг.) осуществлялось теоретическое и практическое исследование проблемы, проводились анализ и синтез педагогического, социологического, математического, общенаучного знания, связанного с разработкой теоретических основ применения математических методов в педагогике в аспекте совершенствования качества образования.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) осуществлялись внедрение в практику, анализ и обобщение результатов программно-методического применения математических методов исследования, литературное оформление материалов диссертации.

Научная новизна исследования: разработаны научно-теоретические основы аппроксимации математических методов в педагогикеопределены особенности и направления применения математических методов в педагогикераскрыта сущность математического обеспечения как педагогической необходимости в системе совершенствования качества образования.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в следующем:

— выявлена совокупность математических методов, характерных для практической деятельности в области совершенствования качества образования;

— определен критерий оценки «уровня личностных достижений обучаемого» и на его основе построена математическая модель;

— обоснована и внедрена интегративная модель межпредметного комплекса «математикао педагогика о кибернетика»;

— раскрыто новое интегрированное понятие «радиус поля личностной поддержки».

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан и внедрен в образовательный процесс алгоритм информационно-математического моделирования, позволяющий более полно использовать развивающий потенциал учебной информации. Математическая модель и технология построения критерия оценки «уровня личностных достижений обучаемого», а также разработанные методики применения математических методов в личностно-ориентированном образовательном процессе могут быть использованы в организации педагогического процесса различных образовательных учреждений. Специальный курс «Математическая теория педагогических исследований» включен в подготовку студентов и аспирантов педагогических специальностей. Материалы исследования были использованы при чтении курсов и разработке спецкурсов по проблемам качества образования в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров. Практические рекомендации по применению математических методов позволят педагогам-исследователям осуществить творческий педагогический поиск на высоком методологическом уровне.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Совершенствование системы качества образования определяется обеспечением адекватности характеристик образовательного процесса, при этом одним из инновационных решений данной проблемы является интеграция математических методов с современными педагогическими методами и технологиями. Основными направлениями использования математических методов в педагогике является реформирование целостного педагогического процесса (структур, форм и методов) — реализация факторов формирования и развития индивидуальных и личностных особенностей субъектов образовательного процессавыявление закономерностей успешности и эффективности педагогического процесса, а также научно-исследовательских работ в данной области и пр.

2. Математизация педагогической науки позволяет переходить от качественного описания объектов и компонентов образования к их количественному моделированию и систематизации. Система использования математических методов в педагогике включает: принципы — личностной ориентации, целостности, технологичности, интеграции и междисциплинарной дополняемостисовокупность математических методовалгоритм информационно-математического моделированияпедагогико-математический критерий оценки «уровня личностных достижений обучаемого», интегративную модель межпредметного комплекса «математика о педагогика о кибернетика" — мате-матико-педагогические методики. Она позволяет реализовать механизмы целостного инновационного развития образовательного учреждения с целью повышения качества образования.

3. Алгоритм информационно-математического моделироеа-ния имеет целью построение критериального аппарата оценки подачи образовательной информации на основе качественного и количественного анализа объектов педагогического моделированиятрансформации качественных характеристик в количественныеэкспериментальной и логической проверки данныхпостроение полной математической модели образовательной информации.

4. Педагогико-математический критерий оценки «уровня личностных достижений учащихся», основанный на системно-структурном подходе, позволяет объединить в единый комплекс стандартные диагностические методики, создать системную диагностику задач учебно-воспитательного процесса, определить уровень образованности обучаемого и качество педагогических технологий в целом.

5. Интегративная модель межпредметного комплекса «математикам педагогика^ кибернетика» построена на основе интеграции научных областей математики, педагогики и кибернетики. Модель включает уровни интеграции учебного предмета, кафедры, области педагогических исследований и систему непрерывного образованиясредством реализации модели выступает программно-методическое обеспечение: программа учебного спецкурса «Математическая теория педагогических исследований», методики: «Успеваемость учащихся в радиусе поля личностной поддержки», «Оптимизация учебного курса в личностно-ориентированном образовании».

Достоверность результатов исследования обеспечена: методологической обоснованностью исходных теоретических положенийкорректным применением математических методовсогласованностью результатов исследования с основными выводами и теоретическими положениями педагогической науки.

Апробация и внедрение материалов исследования осуществлялась путем участия в научных конференциях Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, в международных семинарах (Одесса, Чебоксары, Тирасполь). Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и современных образовательных технологий, математики и методики преподавания математики Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, на методологических семинарах аспирантов Приднестровского научно-образовательного центра ЮО РАО, на I Международном конгрессе «Славянский педагогический собор» (Тирасполь, 2002), на Международной конференции «II славянские педагогические чтения» (Тирасполь 2003), на III, IV Международной научно-практической конференции «Математическое моделирование в образовании, науке и производстве» (Тирасполь, 2003, 2005), III Международной научно-практической конференции «Совершенствование математического образования в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях» (Тирасполь, 2004), на Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Проблемы личности в современной науке: результаты и перспективы исследования» (Одесса, 2005), на Международном конгрессе «IV Славянские педагогические чтения: развитие личности в поликультурном образовательном пространстве» (Черкассы, 2005), на республиканской научно-практической конференции «Управление качеством образования как условие модернизации отрасли» (Тирасполь, 2005), на IV Международной научно-практической конференции «Совершенствование математического образования в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях» (Тирасполь, 2006).

В научно-методических публикациях и выступлениях перед педагогами излагались содержание, методики, основные выводы исследования, а также рекомендации педагогам по применению математических методов в педагогических исследованиях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Список литературы

включает 190 источников.

Выводы по главе II.

Во второй главе в плане исследования вопросов применения математических методик и процедур в совершенствовании качества образовательного процесса представлены положения системно-структурного подхода, дающие возможность проникнуть в механизм жизнедеятельности объекта оценочной деятельности, составить четкую картину взаимодействия и связей его составных частей, рассмотреть его как целостное образование.

Применительно к проблемам оценки качества результирующих параметров образовательного процесса выделены признаки образовательных сис-Ф тем и указана необходимость их количественного описания. Среди возможных подходов к категории «качество» выбран квалиметрический подход, позволяющий раскрыть связи данной категории с категориями свойства, системы, оценки, управления, развития.

Основываясь на постановках квалиметрических проблем и их решения в процессе развертывания квалиметрической практики в образовании выделены уровневые основания (парадигмы): знаниевая (традиционная), системодеятельная, синтетическая. Согласно рассмотренным парадигмам, представление «качества» осмысливается согласно принципу иерархического по-ф строения структуры качества как многоуровневого раскрытия внутренних взаимодействий свойств объекта.

Анализ всех точек зрения на раскрытие взаимодействия качества и количества позволил нам определить принципы единства качества и количества. Первый принцип определяет количественность качества и служит системно-методологическим основанием принципиальной измеримости качества и соответственно существования квалиметрии как научного направления, а значит актуальность нашего исследования. Второй принцип определяет качественную количественность, т. е. формирование количества качества.

В своем исследовании мы выявляем, что квалиметрический подход л вносит свое содержание в понятие измерения. Наряду с сугубо измеренческим аспектом оценка качества в отличие от «чистого измерения» во многих случаях имеет ярко выраженную ценностную окраску, вытекающую из ценностного аспекта качества. При выборе индикаторов и оценочных шкал в современной системе педагогического контроля задействуется потенциал математических методов, т. е. создается система весовых коэффициентов. Таким образом, мы можем утверждать, что весовые коэффициенты по своей природе являются математическим аналогом важности сторон образовательного процесса.

Мы также отмечаем, что стабильность функционирования образовательной системы предполагает работу в заданном режиме, по заданным параметрам и некоторым стабильным качеством образования. Поэтому особое место в развитии качества образовательной системы имеет оптимальное управление. На основе теории принятия решений нами перечислена совокупность математических методов формирования, оценивания и реализации управленческих решений на каждом этапе жизненного цикла его реализации.

Разработанная система применения математических методов в педагогике рассматриваться как одно из условий развития образовательных систем, поскольку оно представляет возможность вносить направленные управляющие воздействия на систему, приводящие к достижению нового качества образования.

В русле гуманистической парадигмы мы выделяем тенденцию в рассмотрении качества образования как важнейшей характеристики тех субъективных изменений, которые произошли в личности в процессе образования. Поэтому в своем исследовании качество образования мы связываем с уровнем образованности (уровнем личностных достижений) обучаемого и рассматриваем возможность построения общей математической модели критерия для оценки этого уровня.

Проблема качества образования в первую очередь является постоянной педагогической проблемой и для решения ее необходимо в первую очередь подготовить к этому кадры, т. е. научить педагога оценивать и прогнозиро.

Ф вать результаты своей деятельности. А это, в большей степени, связано с характером и содержанием математического образования в педагогическом вузе. Мы выделяем принцип педагогико-прикладной направленности математического образования в педагогическом вузе, который согласуется с принципом гуманизма в образовании и является одним из методологических принципов при рассмотрении качества педагогической деятельности. Реализацию указанного принципа мы осуществляем разработанной интегративной моделью межпредметного комплекса «математика о педагогика о кибернетика».

В своем исследовании мы определяем направление повышения качества образования, состоящее в совершенствовании средств, методов и приемов ® диагностики, поиск эффективных инструментариев и процедур для оценки качества тех явлений в педагогической практике, которые оказывают влияние на формирование и развитие личности учащихся. Одним из таких средств является применение математических методов для количественного выражения закономерностей педагогики, преследующих цель улучшения нормирования, установление меры, выбора момента и направления того или иного педагогического действия во благо личности.

Практическая реализация указанного направления представлена в двух разработанных методиках «успеваемость студентов в радиусе поля лично-ф стной поддержки» и «оптимизаъ^ия учебного курса в личностноориентированном образовании». Данные методики использования математических методов выявили положительный момент влияния математического обеспечения на образовательный процесс, позволяющий осуществить принцип индивидуализации подхода к образованию личности и возможности существования в современной педагогике двух подходов: личностно-ориентированного и формально-логического. Ф.

Заключение

.

Инновационные процессы в области развития образовательных технологий, обеспечивающих фундаментальность, личностное ориентирование современного образования, обусловили необходимость разработки и внедрения математических технологий в процесс совершенствования качества образования в контексте современных концепций гуманизации, интеграции и личностной ориентации в образовании.

Таким образом, внедрение математических методов в педагогику должно быть основано на принципах гуманистичности и технологичности с уче-^ том особенностей образовательной системы, ценностно-целевых ориентиров, принятой образовательной концепции. Являясь условием совершенствования качества образования, математические методы в педагогике способны выполнять важнейшие функции: междисциплинарную, коррекционную, диагностическую, контролирующую, прогнозирующую, управляющую и др. Поэтому научный подход к использованию математических методов требует обоснования и поиска эффективных способов их включения в образовательную практику (педагогико-математический критерий оценки «ровня личностных достижений обучаемого», интегративная модель межпредметного ком-G плекса «математика о педагогика о кибернетика»);

Разработанный алгоритм информационно-математического моделирования позволяет оптимально использовать развивающий потенциал учебной информации и формирует у учащихся новое отношение к информации, основанное на ее восприятии как особого компонента для личностного развития. Системно-структурный подход к определению качества образования позволяет: перейти от конкретных факторов и показателей образования к обобщеннымопределить степень достижения промежуточных и конечных целей образования в виде конкретных количественных характеристик, субъекту управления образовательной деятельности системно и прогностично осуще-Щ ствлять педагогический процесс.

В качестве программно-методического обеспечения системы использования математических методов в педагогике как условия совершенствования качества образования могут выступать: учебный спецкурс «Математическая теория педагогических исследований" — математико-педагогические методики: «Успеваемость учащихся в радиусе поля личностной поддержки» (позволяет численно определить величину влияния предшествующей оценки учащегося на его последующую) и «Оптимизация учебного курса в личностно-ориентиро-ванном образовании» (решает задачу оптимизации учебного курса в интересах личности учащихся) и др.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает первоначально выдвинутую гипотезу и позволяет наметить перспективы дальнейших исследований:

— разработка современных математических технологий совершенствования качества образовательного процесса в интересах развития и саморазвития личности;

— исследование методологических основ формирования математической культуры педагога в области использования математических методов в системе современного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.Г. Индивидуальный подход как средство коррекции учебно-познавательной деятельности студентов (на примере курса высшей математики): дис.. канд. пед. наук / Абрамова Л. Г. Л., 1988. — 207 с.
  2. , Е.В. Психолого-педагогические факторы продуктивного использования технических средств обучения преподавателями профтехучилищ: дис. .канд. пед. наук / Адаменко Е. В. Л., 1990. — 230 с.
  3. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов с позиций общей дидактики / под. ред. Р. Я. Касимов М., 1993. — 64 с.
  4. , Г. Н. Математические методы в психологии и педагогике / Г. Н. Александров, А. Ю. Белогуров. -Владикавказ, 1997. 302 с.
  5. , Н.А. Искусственный разум / Н. А. Амосов Киев: Наукова думка, 1969.-54 с.
  6. , Е.Ю. Вероятностные методы в психологии / Е. Ю. Артемьева, Е. Ю. Мартынов. М.: Изд-во МГУ, 1975.- 207 с.
  7. , С.И. Теоретические основы научной организации учебного процесса / С. И. Архангельский. М.: Знание, 1975 — 368 с.
  8. , С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований / С. И. Архангельский, В. И. Михеев, Ю. И. Перельувайг. М.: Знание, 1975. — 104 с.
  9. Э.С. Психолого-педагогические проблемы формирования активной жизненной позиции учащихся техникума: дис. .канд. пед. наук Ахапкина Э.С./-Л., 1982.-213 с.
  10. , Н.К. Несколько статистических задач / Н. К. Бакиров. М.: УНЦ РАН, 1994, 30 с.
  11. , Р. Конечные графы и сети / Р. Басакер, Г. Саати. М.: Наука, 1974. -265 с.
  12. , А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении / А. И. Берг. — М.-Л.: Энергия, 1964. — 345 с.
  13. , К. Теория графов и ее применение / К. Берж. М.: Знание, 1962. -453 с.
  14. , Б.П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. -Воронеж, 1977.- 304 с.
  15. , В.П. Программирование обучение / В.П. Беспалько- М.: Высшая школа, 1970. 369 с.
  16. , С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. М.: Статистика, 1974. — 160 с.
  17. Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации /Б.М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 3−8.
  18. , Г. Математика и психология / Г. Биркгофф. М.: Советское радио, 1977: — 154.
  19. , Н.А. Взаимодействие мастера производственного обучения и классного руководителя СПТУ в решении воспитательных задач: дис. .канд. пед. наук/БирюковаН.А. -JL, 1988.-215 с.
  20. , Б. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии/Б. Битинас.-Вильнюс, 1971.-233 с.
  21. , Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированнрго образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  22. , C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования / СЛ. Братченко. СПб., 2003 .-55 с.
  23. , Е.С. Исследование операций / Е. С. Вентцель. М.: Советское радио, 1972.-211 с.
  24. , В.М. Критерии оценки качества лекции по экономической и научно-технических тематик / В. М. Вергасов. Киев: Общество «Знание», 1981.-20 с.
  25. , Н.Н. Параметрическое программирование в экономике (методы оптимальных решений) / Н. Н. Вильяме М.: Статистика, 1976. — 86 с.
  26. , Н.У. Некоторые вопросы теорий средств представления измерительной информации: автореф. дис.. канд. тех. наук / Винер Н. У. Л., 1969.-22 с.
  27. , Т.А. Формирование у студентов готовности к педагогическому самообразованию в условиях университета: дис.. канд. пед. наук / Воронова Т. А. Л., 1986,-280 с.
  28. , А.Ф. Математическое моделирование макроэкономических процессов / А. Ф. Гамецкий, В. А. Слободенюк.- Кишинэу: Еврика, 1997.- 315 с.
  29. , А.Ф. Модели и методы исследования операций / А. Ф. Гамецкий, В. А. Слободенюк, Г. В. Спиридонова-Кишинев: КГУ, 1985. 176 с.
  30. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласе, Дж. Стендли.-М.: Прогресс, 1976.-495 с.
  31. , Т.В. Факторы учебной успешности студентов заочного технического вуза: дис. .канд. пед. наук / Глюжецкене Т. В. Л., 1986 — 229 с.
  32. , Е.Г. Новые направления в линейном программировании / Е. Г. Голыптейн, Д. Б. Юдин. М.: Советское радио, 1966. — 97 с.
  33. , Л.Г. Коррекция педагогических целей в процессе формирования активной нравственной позиции учащихся: дис. .канд. пед. наук / Голяшова Л. Г. Л., 1986.-241 с.
  34. , М.И. Некоторые положения выборочного метода в связи с организацией изучения знаний учащихся / М. И. Грабарь, К.А. Краснян-ская.-М.: Педагогика, 1973.-46 с.
  35. Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях / М. И. Грабарь, К.А. Краснянская- М.: Педагогика, 1977.- 136 с.
  36. , А.А. Как принять наилучшее решение в реальных условиях / А. А. Грешилов.-М.: Радио и связь, 1991. 244 с.
  37. , Н.Д. Особенности применения методов многомерного статистического анализа в педагогическом исследовании: дис. .канд. пед. наук / Гусева Н. Д. Л., 1973, — 189 с.
  38. , Б.З. Об использовании методов факторного анализа в работах советских исследователей (обзор) / Б. З. Докторов // Вопросы психологии.-1969.-№ 2.
  39. Дубовая, J1.B. Информационное представление учебного материала: дис.. .канд. пед. наук / Дубовая J1.B. Владивосток, 2004. — 120 с.
  40. , A.M. Обработка статистических данных методом главных компонент / A.M. Дубров. М.: Статистика, 1978 — 136 с.
  41. , Г. Метод парных, сравнений / Г. Дэвид. М.: Статистика, 1978 -144 с.
  42. , М. Многомерное шкалирование: Методы наглядного представления данных / М. Дэйвисон. М.: Финансы и статистика, 1988.- 254 с.
  43. , Б. Кластерный анализ / Б. Дюран, П. Одели. М.: Статистика, 1977, — 128 с.
  44. Е.Д. проектировочная и конструктивная деятельность преподавателя по формированию умений учащихся решать технические задачи (на материале техникума): дис. .канд. пед. наук / Егин Е.Д.-Л, 1982.-213 с.
  45. , В.В. Методика проектирования и реализации инновационной педагогической технологии как средства повышения качества образования: дис.. .канд. пед. наук / Ефросинин В.В.- Тольятти, 1999.-178 с.
  46. , ДА. Психологические особенности взаимодействия руководителя с лидерами учебной группы педагогического колледжа: автореф. дис.. .канд. псих, наук / Журина ДА. М., 2000. — 21 с.
  47. , A.M. Развитие творческой готовности студентов будущих педагогов в процессе учебной деятельности: дис. .канд. пед. наук / Заребина A.M. — Ижевск, 2003- 184 с.
  48. , С.И. Учебный процесс в советской высшей школе / С.И. Зиновьев-М.: Высшая школа, 1968.
  49. , С.И. Математические методы сетевого планирования / С. И. Зуховицкий. -М.: Высшая школа, 1965. 321.
  50. , С.И. Линейное и выпуклое программирование (справочное руководство) / С. И. Зуховицкий, Л. И. Авдеева. М.: Наука, 1964. — 84.
  51. Исследование операций в экономике / под ред. проф. Н. Ш. Кремера. -М.: ЮНИТИ, 1997.- 121.
  52. , Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике / Л. Б. Ительсон. М.: Просвещение, 1964. — 142.
  53. , М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 280 с.
  54. , М.С. Что должно быть в основе? / М. С. Каган // ВВП!.- 1990 № 5.-С. 15−19.
  55. , А.С. Методы и модели эkciгерименгальной педагогики / А.С. Казаринов- Глазов: Глазовский государственный педагогический институт, 1997, — 108 с.
  56. , М.П., Помогайбин В. Н. К вопросу о становлении новой педагогической парадигмы и ее технологическом обеспечении / М. П. Карпенко, В.Н. Помогайбин//Мир психологии 1998. -№ З.-С. 172−181.
  57. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / под ред. М. Н. Скаткина, В.В.Краевского- М.: Педагогика, 1978. 208 с.
  58. , Г. Кибернетика и философия / Г. Клаус. М.: Изд-во ин. лит., 1963.-531 с.
  59. , Э. Проверка значимости / Э. Колкот. М.: Статистика, 1978 — 128 с.
  60. , А.Н. Математика в ее историческом развитии / А. Н. Колмогоров. -М.: Наука, 1991.-221 с.
  61. , Ю.А. Система. Урок. Анализ / Ю.А. Конаржевский-Псков: ПОИПКРО, 1996.- 440 с.
  62. , Р.В. Теория расписаний / Р. В. Конвей, B.JI. Максвелл, JI.B. Милляр, — М.: Наука, 1975.-75.
  63. , Т.Н. Формирование готовности будущих учителей к использованию гуманитарно ориентированных образовательных технологий: дис.. .канд. пед. наук / Т. Н. Корякина. Волгоград, 2003. — 211с.
  64. , А. Займемся исследованием операций / А. Кофман, Р. Фор. -М.: Мир, 1966.-99с.
  65. , К. Сетевые методы планирования / К. Кофман, Г. Дебазей. М.: Прогресс, 1968.
  66. , И. Качество негосударственного высшего образования в оценках студентов и преподавателей / И. Кощеева, Е. Щукина // Вестн. высш. шк, — 2003,-№ 7.- С. 23.
  67. , В.В. Воспитание или образование? / В. В. Краевский // Педагогика, — 2001.-№ 3,-С. 7.
  68. , Ю.Н. Математическое программирование / Ю. Н. Кузнецов, В. И. Кузубов, А. Б. Волощенко. -М.: Высшая школа, 1980.
  69. , Н.А. Квалиметрический мониторинг в системе общего образования /Н.А. Кулемин//Педагогика- 2001.-№ 3.
  70. Курнт, Р. Что такое математика? / Р. Курнт, Г. Робине М., 1967.
  71. , Г. Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакин. М.: Высшая школа, 1968 — 288 с.
  72. , Ю.В. Воспитание нравственной культуры у курсантов военных училищ России (на опыте СПб ВВКУ ВВ МВД России): автореф. дис.. канд. пед. наук / Лаптев Ю. В. СПб, 1996.- 22 с.
  73. С.Г. Оценка профессионализма офицеров преподавателей юридических ВУЗов МВД: автореф. дис.. канд. пед. наук / Лапиков С. Г. -СПб, 1996.-19 с.
  74. Ф 75. Лебедева, В. П. Основные направления самообразования педагогическихработников в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис.. .канд. пед. наук / Лебедева В. П. М., 2000.
  75. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  76. , Б.Ю. Корреляционный анализ многомерных случайных величин: Программная система / Б. Ю. Лемешко Новосибирск: Новосибирский гос. техн. ун-т. 1995 — 39 с.
  77. , А.А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. М.: Знание, 1972.
  78. , В. Инвариантные компоненты деятельностных знаний впрофессиональном образовании / В. Лихолетов // Вестн. высш. шк.2002.- № 2.
  79. , В.А. Активизация преобразующего потенциала личностно развивающейся среды учреждений дополнительного образования: дис. .канд. пед. наук/Лобов В. А. Уфа, 2003 — 174 с.
  80. , A.M. Основные иностранные библиографические источники по математике и механике (1931−1957) / A.M. Лукомская М.-Л., 1960.
  81. , Р.Д. Игры и решения / Р. Д. Льюс, X. Райфа. М.: Изд-во иностр. литры, 1961.
  82. , В.Н. Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования / В. Н. Максимова // Педагогика 2002- № 2.
  83. , А.А. Методология и методы системной организации комплексного мониторинга качества образования: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / Макаров А. А. М.: Исслед. центр, 1999.
  84. , И.Д. Кластерный анализ / И. Д. Мандель. М.: Финансы и статистика, 1988 — 176 с.
  85. , С.А. Разработка и исследование средств управления фунда-ментализацией образования в социальных системах (на основании логико-категориальных моделей): автореф. дис.. канд. техн. наук / Маркеф лов, С.А. М.: Исслед. центр, 1996.-18 с.
  86. Математические методы в социальных науках / сборник статей под ред. П. Лазарсфельда. -М.: Прогресс, 1973.
  87. Математический энциклопедический словарь / под ред. Ю. В. Прохорова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995 — 847 с.
  88. , Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полевой, Н. Н. Мельникова // Школьные технологии. -1999.-№ 1−2.- С. 10−21.
  89. , Г. У. Педагогическое тестирование в России / Г. У. Мату-шанский // Педагогика 2002 — № 2.
  90. , Л.А. Общая концепция и структура опережающего стандарта качества высшего образования и ее приложения применительно к крестьянскому высшему образованию / Л. А. Майборода, А. И. Субетто. -СПб.-М., 1994.-204 с.
  91. , А.Н. Тесты учебных достижений: конструирование, проведение, использование / А. Н. Майоров. СПб.: Образование и культура, 1997.-304 с.
  92. , А.Н. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении / А. Н. Майоров, Л. Б. Сахарчук, А. В. Сотов. -СПб.: СПб ГУПМ, 1992. 79 с.
  93. , М.И. Современный урок. Вопросы теории / М. И. Махмутов. -М.: Педагогика, 1985.- 184 с.
  94. , В.П. Особенность влияния комплексного применения средств обучения на результативность учебно-познавательной деятельности студентов: дис. .канд. пед. наук/Медведев В.П. Л., 1979.-231 с.
  95. Методические основы профессионального отбора / под ред. К. А. Леонтьева. Рига, 1968 — 77 с.
  96. Методологические и методические проблемы контент-анализа М.-Л., 1973 .-Вып. 1.
  97. Методы социальной психологии / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.- 176 с.
  98. , В.П. Теория модели дидактического объекта / В. П. Мизинцев // Вестн. высш. шк 1970.-№ 9.
  99. , В.И. Моделирование и методы теории измерения в педагогике / В. И. Михеев. М., 1987. — 128 с.
  100. , Н.Н. Кибернетические системы / Н. Н. Моисеев // Кибернетика, — 1977,-№ 1.
  101. , Н.Н. Математика ставит эксперимент / Н. Н. Моисеев. М.: Наука, 1979.
  102. , Н.Н. Люди и кибернетика / Н. Н. Моисеев. М.: Молодая гвардия, 1984.
  103. Ю5.Молибог, А. Г. Программированное обучение / А. Г. Молибог М.: Высшая школа, 1967.
  104. Юб.Монаков, В. М. Методы оптимизации: Пособие для учителей / В. М. Монаков, Э. С. Беляева, Н.Я. Краснер-М.: Просвещение, 1978.
  105. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  106. , Б. Современное линейное программирование: Теория и практика: пер. с англ. / Б. Муртаф, под ред. А.-И.А. Станевичуса.-М.: Мир, 1984.
  107. , А.Д. Многомерные методы обработки в психологии: учеб. пособие / А. Д. Наследов. СПб: Факультет психологии СпбГУ, 1998 — 88 с.
  108. , Ю.М. Введение в теорию моделирования и параметризаци педагогических тестов / Ю. М. Нейман, В. А. Хлебников. М., 2000.
  109. , A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / A.M. Новиков.-М., 1998.
  110. Нововведения во внутришкольном управлении / Моисеев, A.M. и др. -М.: Пед. общество России, 1998. 272 с.
  111. Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте (мнение участников «круглого стола») // Вестн. высш. шк- 200. -№ 6.
  112. Образовательная программа маршрут ученика / отв. ред.
  113. A.П.Тряпицын- СПб, 1998.-С. 15.
  114. , А.А. Сетевые методы планирования и организации учебного процесса / А. А. Овчинников, B.C. Пугинский, Г. Ф. Петров М.: Высшая школа, 1972.
  115. , А.А. От логической сети к линейной диаграмме / А. А. Овчинников, B.C. Пучинский // Вестн. высш. шк.-1968.-№ 9.
  116. , Я. Факторный анализ / Я. Окунь. М.: Статистика, 1974- 200 с.
  117. Оре, О. Графы и их применение / О. Ope М.: Мир, 1965.
  118. , Г. В. Методы измерения в социологии / Г. В. Осипов, Э. П. Андреев.-М.: Наука, 1977.
  119. , В.П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса: монография / В. П. Панасюк. СПб.-М., 1997. — 297 с.
  120. , В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: дис. .д-ра пед. наук / Панасюк
  121. B.П. СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1998. — 450 с.
  122. , С.С. Математические методы в социальной психологии / С. С. Паповян. М., 1983.
  123. , В.В. Вступительная статья // Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация: пер. с англ. М.: Прогресс, 1989 — С. 5−11.
  124. Щ 125. Пехлецкий, И. Д. Количественный анализ и структурные модели в процессе обучения: учеб. пособие / И. Д. Пехлецкий.-Л.- Пермь, 1983. -32 с.
  125. , А.Г. Основы оптимального программирования / А. Г. Пинскер, Э. Ф. Брыжина. -М.: Изд-во Ленинградского ун-та Л., 1974.
  126. , Г. Ю. Личностно-профессиональная направленность эстетического образования в процессе подготовки учителя начальных классов: автореф. дис.. .канд. пед. наук / Пискачева Г. Ю. Краснодар, 2000.
  127. , В.А. Дидактика высшей школы / В. А. Попков, А.В. Коржуев-М., 2001.
  128. , М.М. Качество образования: проблемы и технология управ-^ ления / М. М. Поташник М.: Педагогическое общество России, 2002.
  129. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / под ред. М. А. Данилова. М.: Педагогика, 1971.-350 с.
  130. Проблемы стандартизации высшего педагогического образования // Педагогика, — 2001.-№ 6.- С. 66.
  131. Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: сб. науч. статей / под ред. Н. А. Селезневой, В. Г. Казановича. М.: Исслед. центр, 1998.- 156 с.
  132. Проверка и оценка знаний в высшей школе / под ред. Г. В Осмолова -# Томск: Изд-во Томского университета, 1969.
  133. С.В. Программирование обучение / С. В. Протасов М.: Высшая школа, 1970.
  134. , Г. Числа и фигуры / Г. Радемахер, О.Теплиц. М.: Физматиз, 1962.
  135. , А.А. Психология и педагогика / А. А. Радулин.-М.: Центр, 1999.
  136. , Л.А. Кибернетика как она есть. (Кибернетика и психика) / Л. Растригин, П. Граве. М.: Молодая гвардия, 1975 — 208 с.
  137. Рейтинговая система управления обучением студентов / Касимов Р. Я. и др.-М., 1994.-64 с.
  138. , И.Г. Квалиметрические методики и процедуры в управлении качеством школьного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / Салова И.Г.- СПб., 1999.-21 с.
  139. , И.Г. Квалиметрические методики и процедуры в управлении качеством школьного образования: дис.. канд. пед. наук / Салова И.Г.-СПб., 1999.-216 с.
  140. , С.А. Образовательная квалиметрия как фактор повышения эффективности контроля качества процесса обучения: дис.. д-ра. пед. наук / Сафонцев С. А. Ростов н/Д., 2004. — 395 с.
  141. , Г. Парадоксы в теории вероятностей и математической статистике / Г. Секей. М.: Мир, 1990, — 240 с.
  142. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб., 1996, — 349 с.
  143. , В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом / В. П. Симонов. -М.: Педагогика, 1987. -160 с.
  144. , В.П. Педагогический менеджмент / В. П. Симонов. М.: Педагогическое общество России, 1999 — 430 с.
  145. , В.И. Корреляционный анализ в экономических исследованиях / В. И. Сиськов. -М.: Статистика, 1975 168 с. ф 147. Скаткин, М. Н. Беседа с поступающими к работе над диссертацией / М.Н.1. Скаткин. М., 1967.
  146. , М.А. Применение экспертной системы для оценки качества педагогической подготовки будущего учителя: дис. .канд. пед. наук / Смирнова М. А. Тула, 1997.
  147. , Д.В. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях: учеб. пособие / Д. В. Сочивко, В. А. Якунин. Л.: ЛГУ, 1988, — 69 с.
  148. , А.Г. Основы философии / А. Г. Спиркин. М., 1998 — С. 237.
  149. Ш 151. Субетто, А. И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития (философия качества образования) / А. И. Субетто. СПб.: Кострома, 2000.
  150. , А.И. Новое качество высшего образования в современной России / А. И. Субетто. -М., 1995.- 199 с.
  151. , А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Книга II «Концепция квалиметрии &bdquo-Система категорий и понятий»" / А. И. Субетто. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1991. — 122 с.
  152. , А.И. Концепция стандарта качества базового высшего образования. (Системная методология стандарта и проблема нормативного отражения в стандарте фундаментализации оборудования) / А. И. Субетто.- СПб.-М.: Исслед. центр, 1992. 35 с.
  153. , А.И. Проблемы фундаментализации и источников формирования содержания высшего образования: грани государственной политики / А. И. Субетто Кострома — М.: КГПУ, Исслед. центр, 1995. — 332 с.
  154. , А.И. Квалиметрия человека и высшего образования / А. И. Субетто // Квалиметрия человека и образования. Ч. 1. М.: ПАНИ, 1992. — С. 7−16.
  155. , А.И. Исследование проблемы качества сложных объектов: дис.. д-ра экон. наук / Субетто А. И Л.: ВИКИ, 1997. — 722 с. ф 158. Сумароков, Л.Н. В целях оптимизации обучения / Л. Н. Сумароков, А.Г.
  156. Романенко, Э. В, Мухин // Вестн. высш. шк 1968 — № 2.
  157. , Г. Н. Планирование и оценка дидактического эксперимента с использованием математических методов: дис. .канд. пед. наук / Сумина, Г. Н.-М., 1987.- 171 с.
  158. Г. В. Основы математической статистики для психологов / Г. В. Суходольский. СПб.: СПбГУ, 1998, — 462 с.
  159. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина.-М.: МГУ, 1984.-344 с.
  160. , С.Г. Основы применения математических методов в психолош гии / С. Г. Тарасов. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1998.- 116 с.
  161. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского и И. Я. Лернера. -М., 1983.
  162. , П.В. Инструментальные и математические методы мониторинга дополнительного профессионального образования: дис. .канд. экон. наук / Третьяк П. В. СПб., 2002.
  163. , С.С. Распределение аудиторного фонда с помощью ЭВМ / С. С. Тихонов // Вестн. высш. шк. 1978 — № 7 — С. 20.
  164. Управление развитием школы / под. ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. -М.: Новая школа, 1995.-464 с.
  165. , Г. Н. О достоверности педагогических исследований / Г. Н. Филонов // Педагогика № 4 — 2004.
  166. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. М.: Советская энциклопедия, 1983, — 840 с.
  167. , X. Потоки в сетях / X. Форд, Д. Фалькерсон М.: Мир, 1966. — 87.
  168. , П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Плаже М., 1966. -213.
  169. , Л.М. О корректном применении статистических методов в психолого-педагогических исследованиях / Л. М. Фридман // Советская педагогика 1971-№ 3.
  170. , Ф. Теория графов / Ф. Харари.- М.: УРСС, 2003. 453.
  171. , Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Холмский М.: Изд-во Московского университета, 1972. — 63.
  172. , М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных матмоделей / М. Б. Челышкова М., 1995 — 32 с.
  173. , B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / B.C. Черепанов. М., 1989.- 102 с.
  174. , Б.П. В чем преимущество сетевого учебного плана / Б. П. Черкасов //Вестн. высш. шк-1968 -№ 1.
  175. , Б.П. Совершенствование учебных планов и программ на базе сетевого планирования / Черкасов, Б.П. М.: Высшая школа, 1975.
  176. , М.Г. Опыт организации самостоятельной работы студентов / М. Г. Чиликин, П. Г. Груднинский. -М.: Изд-во МЭИ, 1950.
  177. , Ю.Ф. В поисках новых путей подготовки инженеров / Ю. Ф. Чубук, Г. Л. Таукач // Вестн. Высш. шк 1969 — № 1.
  178. Школьная энциклопедия. Математика / под ред. С. М. Никольского М.: Дрофа, 1997.-527 с.
  179. , И.Н. Язык красноармейца / И. Н. Шпильрейн, Д.И. Рейтын-барг, Г. О. Нецкий. -М.-Л., 1928. 75.
  180. , Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам / Э. П. Шубин. М.: Просвещение, 1972. — 62.
  181. , У. Росс. Что такое разумная машина / У. Росс Эшби // Возможное и невозможное в кибернетике М.: Наука, 1963. — 421.
  182. , Д.Б. Линейное программирование. Теория и конечные методы / Д. Б. Юдин, Н. Е. Гольштей. М.: Физматгиз, 1963. — 231.
  183. , И.М. Математика и реальный мир / И. М. Яглом. М.: Знание, 1978.-63 с.
  184. В.А. Педагогическая психология / В. А. Якунин СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1998, — 638 с.
  185. , В.А. Обучение как процесс управления / В. А. Якунин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-160 с.
  186. Berelson, В. Content analysis in communication research. Glencoe (III), 1952.
  187. Lewin, K. Principles oftopological psychology. New York, 1939.
  188. Программа учебного спецкурса «Математическая теория педагогических исследований»
  189. Семестр Количество часов Итоговые формы контроля1. Всего занятий В том числе лекций практических1. I 20 16 Зачет1. Итого 20 16 Зачетп/п Наименование лекционных и практических занятий. Кол-во лекц. часов Кол-во практ. часов
  190. Методологические основы применения математических методов в педагогических исследованиях. Особенности педагогических явлений и процессов как объектов научного исследования. 2
  191. Проблема измерения в педагогических исследованиях. Математические средства выявления и количественного описания педагогических закономерностей. 2 2
  192. Специальные методы статистического исследования педагогических явлений. Статистическая оценка значимости педагогических обобщений и гипотез. Статистические требования к педагогическим наблюдениям и эксперименту. 2 2
  193. Основные положения выборочного метода в связи с организацией изучения знаний учащихся. 2 2
  194. Математическое моделирование и параметризация педагогических тестов. Латентные параметры трудности задания и уровня подготовленности испытуемого. 2 2
  195. Система параметров, используемая в измерительных технологиях учебного процесса. Параметры контроля качества учебного процесса и их эффективность. Оценка (измерение) качества обучения на основе экспертных методов. 2 2
  196. Математическое программирование в планировании и организации обучения и воспитания. 2 2
  197. Сетевые методы планирования и организации учебного процесса. Совершенствование учебных планов и программ на базе сетевого планирования. 2 2
  198. Теория квалиметрии (педагогическая квалиметрия- экспертная квалиметрия). Отображение шкалирования и отображения свертывания (агрегирования). Интегрирование педагогических показателей. 2 2
  199. Математическая теория планирования эксперимента. Обзор программного обеспечения для статистического анализа данных педагогического эксперимента. 21. Итого 20 16
  200. Рекомендации по применению математических методов в педагогических исследованиях
  201. Обобщая все выше перечисленное и, главное, основываясь на рассмотренных педагогических исследованиях, выделим некоторые критерии применения математических методов в общем виде:
  202. Выбор математических методов, как правило, определяется на этапе планирования исследования. При этом существует возможность корректировки набора методов в ходе проведения эксперимента.
  203. Выбор математических методов обуславливается, прежде всего, целью и задачами планируемого исследования.
  204. В ходе проводимого эксперимента соблюдается условие применения того или иного математического метода (количество выборок, объем и однородность выборочной совокупности, закон распределения случайных величин и т. д.)
  205. В ходе непосредственной обработке экспериментальных данных достигается соответствие проводимого анализа (корреляционный, регрессионный и т. д.) и методов проверки значимости и достоверности гипотез (t критерий Стьюдента, F — критерий Фишера и т. д.).
  206. Применяемые методы, представляют возможность приведения результатов обработки в форме пригодной для интерпретации.
  207. Кроме того, более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одной методике, методу обработки данных, могут быть подтверждены или продублированы данными, полученными по другим.
  208. Также необходимо помнить о том, что использование любого конкретного математического метода имеет свои условия применения. В связи с этим, при ознакомлении с методами математической статистики следует обращать внимание на область возможного применения.
  209. Отметим, что каких-либо универсальных процедур, помогающих выбору или применению математических методов, просто нет. Существует лишь набор методов, который чаще всего используется в определенной области знаний, в данном случае педагогической.
  210. .
Заполнить форму текущей работой