Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социологический анализ основных направлений эволюции концептуального осмысления понятия и оценки качества жизни во второй половине XX — начале XXI веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность данного исследования обусловлена и тем обстоятельством, что научные представления о качестве жизни в рамках существующих теоретико-методологических подходов отличаются неточностью, фрагментарностью, абстрактностью, неопределенностью, фиксируют лишь отдельные стороны данного понятия. Между тем развитие социальной практики, ее динамизм детерминирует необходимость исследования качества… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»
    • 1. 1. Основные теоретические подходы к анализу понятия «качество жизни»
    • 1. 2. Основные теоретические модели качества жизни: общее и особенное
    • 1. 3. Теоретико-методологический потенциал социологического неовитализма в исследовании качества жизни
  • ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
    • 2. 1. Теоретико-методологические основы выявления индикаторов качества жизни
    • 2. 2. Методики оценки качества жизни
  • ГЛАВА III. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 3. 1. Социальная культура как основа обеспечения качества жизни
    • 3. 2. Культуроцентричность современного образования как необходимое условие повышения качества жизни
    • 3. 3. Социальная безопасность как условие совершенствования качества жизни

Социологический анализ основных направлений эволюции концептуального осмысления понятия и оценки качества жизни во второй половине XX — начале XXI веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Рубеж XXI в. человечество перешагнуло в условиях сложных, противоречивых событий, процессов и перемен, затрагивающих судьбы многих стран, народов и коренным образом изменяющих общество.

Существенное влияние на жизнедеятельность современного общества оказали глобализация экономикивозрастание роли интеллектуальных информационных технологийпереход от высокого уровня удовлетворения материальных потребностей к высокому качеству образования, здравоохранения, к формированию нового типа потребления, обогащенного наличием духовных, социальных и культурных благизменение отношений между человеком, обществом и окружающей средой. Развитие общества все больше зависит не только и не столько от природных ресурсов, сколько от самого человека, знаний, информации, используемых им технологий. В конце XX — начале XXI вв. общество, переходя от качества товаров к качеству человека, качеству образования, вступило в новую цивилизацию, получившую название «цивилизация качества жизни».

Качество жизни стало средством осуществления реальной социальной политики, целью социально-экономического развития многих стран, критерием научно-технического прогресса, что обусловлено той функциональной ролью, которую оно выполняет на данном этапе развития, а также степенью ее адекватности потребностям и запросам общества и личности.

Обращение к проблемам оценки качества жизни необходимо с целью изучения экономических возможностей стран, а также для анализа перспектив развития человеческого капитала. Эта оценка важна и для определения уровня развития социальной сферы, и для выявления потенциальных возможностей страны и региона.

В настоящее время, во-первых, произошли изменения в представлениях человека о своем месте в мирево-вторых, произошло превращение социального капитала и научных знаний в решающий фактор общественного развития. Это требует использования новых показателей уровня развития социальной системы, новых индикаторов оценки включенности личности в общественные отношения.

Особую актуальность и важность приобретают вопросы измерения и оценки качества жизни. Измерение качества жизни позволяет выявить аспекты, отражающие структурные преобразованияоценить слабые и сильные стороны жизнедеятельности современного общества. Оценка качества жизни дает возможность определять пути и механизмы перехода к политике улучшения качества жизни как стратегической задаче, от реализации которой будет зависеть будущее цивилизации.

Сегодня многие государства, принадлежащие к западной индустриальной цивилизации, стоят перед необходимостью разработки социально-экономической концепции своего развития, имеющей целью обеспечение достойного качества жизни. Это предполагает необходимость использования новых теоретико-методологических подходов к созданию социально-экономических программ, концепций, проектов и методов оценки эффективности разработанных нормативно-правовых документов.

Обращение к проблемам качества жизни особенно важно для России, которая переживает период структурной перестройки, трансформацию моделей социальной политики, поиска новых направлений, путей и механизмов социально-экономического развития.

Актуальность данного исследования обусловлена и тем обстоятельством, что научные представления о качестве жизни в рамках существующих теоретико-методологических подходов отличаются неточностью, фрагментарностью, абстрактностью, неопределенностью, фиксируют лишь отдельные стороны данного понятия. Между тем развитие социальной практики, ее динамизм детерминирует необходимость исследования качества жизни как интегральной характеристики, раскрывающей критерии, условия жизнедеятельности и жизнеобеспечения общества, отражающей качественное состояние природной среды обитания, состояние здоровья, образования, наличие свободного времени, духовно ориентированную жизнь. В связи с этим важным становится формирование новых теоретико-методологических оснований, открывающих перспективу выработки целостной концепции качества жизни. Противоречие между необходимостью социологической науки в создании концепции качества жизни и невозможностью ее разработки в рамках классической методологии определяет актуальность проблемы социологического анализа основных направлений эволюции концептуального осмысления понятия и оценки качества жизни, а также задачу разработки концепции качества жизни в рамках неклассической методологии.

Степень научной разработанности проблемы Проблемы качества жизни стали объектом исследования различных наук со второй половины XX века. В частности, выделяются следующие направления исследований:

• изучение влияния на качество жизни научно-технического прогресса и экономического роста общества (Р. Арон, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, П. Дракер, Э. Ласло, П. Самуэльсон, Э. Тоффлер, У. Ростоу, Ж. Фурастье, Дж. Хикс и др.);

• анализ влияния социокультурных факторов на качество жизни (В. Библер, У. Бек, Э. Гидденс, J1. Гуслякова, J1. Ионин, В. Кузнецов, В. Немировский, Р. Трофимова и др.);

• выявление экологической составляющей качества жизни населения в современном обществе (У. Бек, Д. Маркович, Р. Ступек, Дж. Форрестер и др-);

• анализ социально-психологической составляющей качества жизни населения (А. Кэмбелл, П. Конверс, А. Маслоу, Г. Маркузе, К. Рорджерс, Э. Фромм и др.);

• исследование проблемы взаимообусловленности качества жизни и здоровья человека (Ю. Александрович, Н. Берковитц, А. Васильев, В. Гордеев, JI. Дженикс, М. Карновски, А. Новик, В. Флэкер и др.);

• анализ проблемы управления качеством жизни (Б. Бойцов, А. Гличев, А. Субетто, В. Патрушев, И. Шалаев и др.);

• разработка индикаторов и методик оценки качества жизни (А. Аваков, С. Айвазян, С. Григорьев, Н. Жукова, П. Мстиславский, Г. Осадчая, Г. Осипов, А. Субетто, А. Удоденко и др.);

• определение категориального статуса понятия «качество жизни» (JI. Арутюнян, И. Бестужев-Лада, М. Глезерман, Г. Здравомыслов, И. Левыкин, М. Руткевич, И. Толстых, А. Цыпко, В. Ядов и др.);

• формирование концептуальных моделей качества жизни (Д. Гвишиани, Е. Давыдова, А. Давыдов, А. Печчеи, А. Субетто и др.).

Но до сих пор остается малоисследованным ряд теоретических и практических проблем изучения качества жизни. В частности, отсутствуют работы, содержащие социологический анализ понятия и оценки качества жизни в условиях развития современного общества.

Актуальность этих проблем и их недостаточная разработанность определили объект, предмет, цель и задачи данного диссертационного исследования.

Объект исследования — концептуальные подходы к понятию и оценке качества жизни.

Предмет исследования — анализ основных направлений эволюции концептуальных подходов к понятию и оценке качества жизни в контексте современного социологического знания.

Цель исследования — систематизировать основные концептуальные подходы в современном социологическом знании к пониманию качества жизни и его оценке и расширить возможности неклассической социологии в исследовании проблем качества жизни.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ основных концептуальных подходов к качеству жизни.

2. Выявить основные модели качества жизни, разработанные на основе классической методологии.

3. Осуществить анализ качества жизни в контексте неклассической социологии.

4. Выявить различные теоретические подходы к описанию показателей и индикаторов оценки качества жизни.

5. Разработать типологию индикаторов оценки качества жизни на основе неклассической методологии.

6. Выявить и классифицировать основные методики оценки качества жизни.

7. В рамках социологии неовитализма разработать методики оценки качества жизни, позволяющие учитывать и жизненные силы социального субъекта, и его жизненное пространство.

8. Обосновать возможности социологического подхода к выявлению роли социокультурных условий формирования социальным субъектом оценки качества своей жизнедеятельности.

Гипотезы исследования:

Концептуальные идеи исследования нашли свое отражение в основной гипотезе: формирование концептуальных подходов к оценке качества жизни в контексте неклассической социологии в значительной мере дополняет и расширяет возможности теоретической социологии в исследовании качества жизни, а также частных гипотезах:

— социологический анализ качества жизни позволяет выявить особенности сочетания объективного и субъективного уровней оценки социальным субъектом качества его жизнедеятельности на разных этапах развития общества;

— в рамках различных концептуальных подходов описание феномена качества жизни происходит либо на основе объективных, либо субъективных индикаторов, что не позволяет достаточно адекватно оценить качество жизни социального субъекта в конкретном социуме в определенное социальное время;

— особенности концептуального подхода обусловливают выбор типа методик, фиксирующих объективные либо субъективные уровни оценки социальным субъектом качества своей жизнедеятельности;

— социологический подход позволяет выявить роль социокультурных условий формирования оценки социальным субъектом качества своей жизнедеятельности.

Теоретическую основу исследования составляют:

— структурный функционализм (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др.);

— теория социальной стратификации (М. Вебер, П. Сорокин);

— концепция постиндустриализма (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Тоффлер и др.);

— социологическая концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности (С.И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Ю.В. Растов);

— социальная квалитология (С.И. Григорьев, А. И. Субетто и др.);

— социология безопасности (У. Бек, Э. Гидценс, В. Н. Кузнецов, О. Н. Яницкий и др.).

Методологическую основу исследования составляют принципы системного, сравнительно-исторического и культурологического подходов. Системный подход позволил раскрыть целостность качества жизни, выявить взаимосвязи между всеми его составляющими, выделить главное, существенное. Сравнительно-исторический подход дал возможность осуществить социологический анализ концепций качества жизни, выявить тенденции их изменения. Культурологический подход позволил выявить механизмы обеспечения достойного качества жизни в современном социуме.

Методы исследования: диалектические (метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.) — общенаучные методы: системно-структурный анализ, идеализация, моделирование, сравнение, мысленный экспериментвторичный анализ результатов исследований.

Научная новизна исследования:

1. Для преодоления противоречивости существующих научных подходов к исследованию качества жизни предложено выйти за рамки классического социального знания и рассматривать социологическую концепцию жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности как методологическую основу исследования качества жизни.

2. Предложено выделить новый этап исследований качества жизни, осуществляемых в рамках неклассической социологии, условно названный «информационно-интеллектуальный», началом которого являются 1990;е гг.

3. Осуществлен социологический анализ моделей качества жизни представителей Римского клуба, позволяющий доказать, что, несмотря на различия между этими моделями, общим для них является понимание качества жизни как совокупности условий жизнедеятельности, позволяющих обеспечить «безопасность, комфортность, удобство, самовыражение личности».

4. Обосновано, что для различных моделей качества жизни (Римского клуба, «знаниевой» модели и др.) характерны как общие компоненты, так и особенные, обусловленные либо концептуальными основами понимания качества жизни, либо теоретическими подходами к оценке основных этапов развития общества.

5. Доказано, что социологическая концепция жизненных сил человека, в отличие от других концепций, существующих в рамках классической науки, позволяет рассматривать качество жизни как интегральную специфическую характеристику взаимодействия общества и человека.

6. Обосновано, что в контексте социологии неовитализма качество жизни рассматривается как совокупность показателей, детерминирующих уровень реализации потребностей личности и степень ее удовлетворенности реализацией своих жизненных сил, а измерение качества жизни осуществляется через реализацию социальным субъектом своих жизненных сил, через его удовлетворенность (неудовлетворенность) этой реализацией.

7. Доказано, что качество жизни является интегральным индикатором оценки социальных программ, направленных на поддержку жизнедеятельности социальных субъектов.

8. Предложена типология индикаторов оценки качества жизни по: а) сферам деятельностиб) содержанию, которое включает объективные условия социального бытия, социальные взаимодействия, реальное поведение социальных субъектов и их отношение к социальным целям обществав) способам получения.

9. В рамках неклассической социологии разработаны авторские методики оценки качества жизни (методика интегральной оценки качества жизниметодика оценки качества жизни в муниципальном социумеметодика оценки потребностей социального субъекта).

10. Осуществлен анализ социальной культуры, образования и социальной безопасности в контексте социологической концепции жизненных сил человека, что позволило выявить социокультурные основы и условия повышения качества жизни в современном обществе.

11. Доказано, что образование только в том случае будет способствовать достижению достойного качества жизни, если его определяющим принципом будет культуроцентричность.

12. Доказано, что качество жизни можно рассматривать как показатель уровня социальной безопасности, а социальная безопасность, в свою очередь, является условием повышения качества жизни в современном обществе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Рассмотрение социологической концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности как методологической основы исследования качества жизни позволяет преодолеть противоречивость основных подходов к анализу проблем качества жизни, существующих в рамках классической науки.

2. Социологический анализ позволяет рассматривать качество жизни как совокупность показателей, характеризующих взаимовлияния, взаимозависимости и взаимообусловленности жизненных сил социального субъекта и его жизненного пространства, что позволяет учитывать как объективные, так и субъективные индикаторы оценки качества жизни.

3. Проблемы измерения качества жизни, развития человека и общества на рубеже XX—XXI вв. приобретают статус глобальных, в связи с чем возрастает значимость социологических исследований качества жизни как интегральной специфической характеристики взаимодействия общества и человека.

4. Социологический анализ индикаторов оценки качества жизни позволяет осуществить их типологизацию по следующим основаниям: а) сферам деятельностиб) содержанию, которое включает объективные условия социального бытия, особенности самой деятельности, ее результаты, социальные взаимодействия, реальное поведение и отношение к социальным целям обществав) способам получения.

5. При оценке качества жизни нельзя ограничиваться одной методикой, т.к. индикаторы качества жизни включают и объективные, и субъективные показатели, а существующие методики в основном выявляют либо объективные, либо субъективные показатели.

6. Для России значимость повышения качества жизни населения в условиях современного общества возрастает в связи с необходимостью обеспечения социальной безопасности, сохранения традиций социальной культуры и фундаментальных основ образования.

7. Социологический анализ позволяет выявить, что в условиях современной социокультурной ситуации российского общества только культуроцентричность образования вообще и социального образования в частности является условием формирования социально активной личности, а также основой фундаментализации и технологизации подготовки кадров для всех сфер жизнедеятельности общества, что обеспечивает социальное благополучие человека и его семьи.

8. В рамках социологии неовитализма социальную безопасность можно рассматривать как состояние социума, при котором обеспечена надежная и всесторонняя защита личности, общества и государства в социальном пространстве от воздействия различного рода рисков, исходящих от природной, социальной, технологической реальностей, что способствует сохранению и повышению качества жизни.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят вклад в развитие современного социального знания, неклассической социологии (социологии качества жизни, социальной квалитологии, социологии безопасности, социологии социальной работы и др.) посредством раскрытия эвристической значимости основных идей и положений социологической концепции жизненных сил человекарасширяют методологический потенциал теоретической социологии в исследовании качества жизниспособствуют повышению эффективности проведения социологических исследований по оценке качества жизни представителей различных социальных группмогут использоваться в качестве методологической основы при разработке программ политических, социологических, психологических и культурологических исследований по проблемам, связанным с оценкой качества жизни.

Практическая значимость исследования. Основные положения и материалы диссертационного исследования могут использоваться:

— при разработке и реализации региональных, муниципальных программ в сфере обеспечения и улучшения качества жизни населения;

— органами государственного регионального и муниципального управления для дальнейшего совершенствования мониторинга качества жизни;

— при подготовке лекционных курсов и спецкурсов по дисциплинам «Социология», «Социальная работа», «Социальная антропология» и др.

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования изложены на симпозиумах, научно-практических конференциях и семинарах различного уровня:

— международная научно-практическая конференция «Теория и практика социальной работы на рубеже веков» (Новосибирск, 2001 г.);

— межрегиональная научно-практическая конференция «Социально-психологическая помощь семье» (Чита, 2001 г.);

— международная научно-практическая конференция «Международный опыт и региональные особенности социальной работы» (Улан-Удэ, 2002 г.);

— международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и практики социальной работы» (Екатеринбург, 2002 г.);

— международная научно-практическая конференция «Забайкалье в геополитике России» (Улан-Удэ, 2003 г.);

— международная научно-практическая конференция «Образование и воспитание в XXI веке: глобальный и региональный аспекты» (Чита, 2003 г.);

— международная научно-практическая конференция «Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знания» (Пенза, 2004 г.);

— международная научно-практическая конференция «Трансформация социально-экономических отношений в современных экономических условиях» (Пенза, 2004 г.);

— международная научно-практическая конференция.

Совершенствование деятельности как фактор формирования креалогии и профессиологии во взаимовлиянии" (Пенза, 2004 г.);

— международная научно-практическая конференция «Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов» (Пенза, 2004 г.);

— Байкальская международная конференция «Образование и глобализация» (Улан-Удэ, 2004 г.);

— II международный экологический симпозиум «Экологическая культура современного общества» (Чита, 2004 г.);

— международная научно-практическая конференция «Традиции и инновации: проблемы качества образования» (Чита, 2005 г.).

— всероссийская научно-практическая конференция «Социальная сфера общества: региональные особенности, тенденции развития, подготовка кадров» (Санкт-Петербург, 2004 г.);

— всероссийская научно-практическая конференция «Социально-экономическое развитие России в XXI веке» (Пенза, 2004 г.);

— всероссийская научно-практическая конференция «Качество жизни: региональные аспекты социальных процессов» (Чита, 2006 г.).

По теме диссертации опубликовано 52 печатных работы общим объемом 55 п.л.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать вывод о том, что при формировании концептуальных оснований для исследования качества жизни особое значение имеет характер взаимодействия личности и общества. В соответствии с типом взаимодействия выделяются различные этапы формирования теоретических подходов к анализу качества жизни. В существующей научной литературе большинство авторов выделяет три этапа: для первого этапа характерно рассмотрение качества жизни на основе выделения материальных показателей — уровень жизни, семейный бюджет и т. п.- на втором этапе в центре внимания исследователей оказываются социальные условия жизнедеятельности личности — здоровье, условия труда, тип образования и т. п.- для третьего этапа характерно выделение психологических характеристик и в соответствии с этим выделение социальных показателей — степень удовлетворенности и т. п. В ходе диссертационного исследования диссертантом было обосновано выделение четвертого этапа, для которого характерно выделение таких показателей, как знания, информация и интеллект.

На каждом из этих этапов доминировал один из теоретических подходов, среди которых в ходе исследования были выделены: философский, экономический, психологический, экологический, медицинский. Но как было доказано диссертантом, анализ понятия «качество жизни», выявление его категориального статуса, разработка методик оценки невозможны в рамках этих подходов. Таким образом, в ходе диссертационного исследования была подтверждена основная гипотеза, заключающаяся в том, что формирование концептуальных подходов к оценке качества жизни, прежде всего, должно опираться на теоретическую социологию, возможности которой в значительной степени дополняются и расширяются через контекст неклассической социологии. Основной концепцией неклассической социологии, в контексте которой осуществлялось диссертационное.

311 исследование, является социологическая концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности, которая позволяет дать оценку качества жизни различных социальных групп и оценить возможности их участия в жизнедеятельности общества. Таким образом, исследование качества жизни в контексте социологической концепции жизненных сил человека позволяет осуществить комплексный анализ качества жизни с учетом характера взаимодействия жизненных сил человека и его жизненного пространства. На основе этой концепции доказывается, что реализация жизненных сил человека зависит не только от возможностей, предоставляемых ему обществом, но и от индивидуально-личностных характеристик человека, так как духовные ценности и установки личности являются важнейшей составляющей жизненных сил как отдельного человека, так и всего общества. В рамках концепции социологического неовитализма качество жизни понимается как оценка социальным субъектом уровня развитости своих жизненных сил, как степень самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности общества. В соответствии с этим качество жизни, как было доказано в ходе диссертационного исследования, это совокупность показателей, детерминирующих уровень реализации потребностей личности и степень ее удовлетворенности реализацией своих жизненных сил. В соответствии с этим качество жизни определяется степенью реализованное&tradeжизненных сил человека, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) этой реализацией, а также соотнесенностью этой удовлетворенности с возможностями, предоставляемыми ему обществом.

В ходе диссертационного исследования была подтверждена частная гипотеза, что феномен «качество жизни» может быть описан на основе индикаторов в рамках различных концептуальных подходов. Так, отправными моментами выбора индикаторов могут быть: сфера жизнедеятельности, пространственно-временной интервал, ВНП на душу населения, число и доля лиц, живущих ниже черты бедности и т. д.

Для построения социальных индикаторов могут использоваться статистические данные, эмпирические данные, национальные архивные данные и пр. В диссертации социальные индикаторы понимаются как качественные социальные переменные, раскрывающие содержание категории «социальное качество». В свою очередь, социальный индикатор рассматривается как показатель для диагноза качества жизни социального субъекта. Социальные индикаторы выступают как исходная основа формирования социальных программиндикаторы качества жизни — это оценка комфортности существования человека в его жизненном пространстве. Эта оценка реализуется через средства фиксации субъективных реакций социального субъекта на экономические и социальные условия жизнедеятельности. Эта реакция может фиксироваться различными способами, например через социологические исследования, статистические данные и т. д. Диссертантом было доказано, что до сих пор отсутствуют общепризнанные методики оценки качества жизни, а осуществленный анализ в ходе диссертационного исследования анализ методик качества жизни позволил, с одной стороны, типологизировать существующие методики и выделить методики, фиксирующие объективные либо субъективные уровни оценки качества своей жизнедеятельности. А с другой стороны, предложить авторские методики, позволяющие учитывать социальные показатели качества жизнедеятельности, которые определяются в том числе и социокультурными факторами. Это представляется важным в связи с тем, что качество жизнеосуществления социальных субъектов в основных сферах общества есть не что иное, как выражение их взаимозависимости по поводу использования средств жизнеосуществления в конкретных параметрах жизненного пространства, что в конечном счете и является общей характеристикой социальной культуры общества. Культуроцентричность развития социальной практики эта та основа, которая позволяет обеспечить человеку достойное качество жизни. Так, принцип культуроцентричности образования в современном обществе, как доказывается в работе, позволяет социальному субъекту успешно интегрироваться в социальную жизнь общества. Но, как доказывает диссертант, качество жизни социального субъекта в современном обществе во многом детерминируется обеспечением социальной безопасности.

Таким образом, проведенное диссертационное исследование показывает, что формирование концептуальных подходов к пониманию и оценке качества жизни в контексте социологии неовитализма позволяет расширить возможности теоретической социологии в исследовании качества жизни в современном обществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Судьбы либерализма. М., 2000. — 336 с.
  2. Адам Смит. Беккариа и Бентам. Джон Милль. Прудон. Ротшильды. Биографические повествования. Урал, 1998. -509 с.
  3. Т. Социология музыки. -М., 1998. 445 с.
  4. С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическим управлении и межрегиональных сопоставлениях. М., 2000. — 118 с.
  5. . Вклад в будущее: приоритеты образования. М., 1993. -357 с.
  6. Алтайская социологическая школа: история, современность и перспективы развития / под ред. Григорьева С. И., Растова Ю. Е. Барнаул, 2000.- 170 с.
  7. Е.Г., Елохов А. М., Сухих В. А. Качество жизни населения крупнейшего города. 4.1. — Екатеринбург, 2000. — 408 с.
  8. Аристотель Никомахова этика: Аристотель. Сочинения в 4-х т. / пер. с древнегреч.- общ. ред. А. И. Доватура. М., 1983. Т.4 — С.53−293.
  9. Аристотель Политика // Аристотель Сочинения в 4-х т. Т.4 / пер. с древнегреч. / под общ. ред. А. И. Доватура. М., 1983. — С. 375−644.
  10. Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992. — 608с.
  11. Асп Э. К. Введение в социологию. СПб., 2000. — 248 с.
  12. В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования. М., 1973. — 392 с.
  13. П. Рассуждения о природе богатства, денег и налогов / Пер. с франц. М., 1973. — 41 с.
  14. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / пер. с нем. Б. Седельника и Н. Федоровой- Послес. А. Филиппова. М., 2000. -384 с.
  15. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию / пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника. — М., 2001. — 304 с.
  16. Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избр. труды по экономич. Теории. Г. С. Беккера. / пер. с англ. Е. В. Батраков. М., 2003.-671 с.
  17. А.А. Культурология. Антропологические теории культур. -М., 1999.-241 с.
  18. Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. под ред. B.JI. Иноземцева. М., 1999.-956 с.
  19. Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры. М., 2004.-256 с.
  20. А. Собрание сочинений. М., 1992. — 336 с.
  21. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. — 323 с.
  22. П., Бергер Б. Социология: Биографический подход // Личностно-оринетированная социология. М., 2004 — С.25−399.
  23. Н.А. О культуре // Антология русского качества / сост. Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев и др.-М., 2000. -С.151−157.
  24. Бестужев-Лада И.В., Методологические проблемы исследований качества, уровня и образа жизни // Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М., 1978. — С. 18−31.
  25. Бестужев-Лада Альтернативная цивилизация. М., 2003. — 448 с.
  26. Бестужев-Лада И. В., Батыгин Г. С. О «качестве жизни в США //США экономика, политика, идеология.- 1978.-№ 1.- С. 23−25.
  27. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы / пер. с англ. О. Ю. Уральской. М., 2003. -256 с.
  28. B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. -1996.-№ 4.-С. 66−73.
  29. В.Н., Масловский-Мстиславский П.С. Качество жизни: концепция и измерение. М, 1998. — 19 с.
  30. В.Н., Мстиславский П. С. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд 1996 — № 6. — С.76−79
  31. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / пер. с франц. Л. Любарской, Е.Марковской. М., 2000. — 258 с.
  32. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Р-н/Д., 1999. -560 с.
  33. Э. Интеллектуальный капитал / пер. с англ. под ред. Л. Н. Ковачин. Питер, 2001.- 288 с.
  34. М. Два образа веры. / пер. М. И. Левиной, И. И. Маханькова. -М&bdquo- 1999.-592 с.
  35. А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна, 2001. — 208 с.
  36. П. Социальное пространство: поля и практики / пер. с франц. Шматко Н. А. М., СПб., 2005.- 576 с.
  37. Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор «четыре». В два раза больше богатства из половины ресурсов // Новая постиндустриальная волна на Западе / под ред. Иноземцева В. Л. М., 1999. — С.596−629.
  38. А. Л. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация. М., 2003. — 440 с.
  39. М. Основные социологические понятия. // Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова- Предисл. П. П. Гайденко. М., 1990. — С.602−643.
  40. Н.В. Категория «Качество жизни» и территориальное планирование // Стандарты и качество. 2003. — № 2.
  41. В.И. Вопрос о производительных силах России с XVIII по XX век // Антология русского качества / сост. Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев и др.- М., 2000. С.261−263.
  42. В.И. Из книги философские мысли натуралиста. // Антология русского качества / сост. Б. В. Бойцов, Ю. Крянев и др. М., 2000. — С. 275−283.
  43. В. Избранное. Дух и история. М., 1995. — 688 с.
  44. В.Н., Эрлих О. В. Социальное проектирование становления и развития гражданского сообщества: создание стратегического плана района, города, региона. // Научно-методическое пособие. СПб., 2000.- 120 с.
  45. . И. Общество, культура, социология / пер. с венг. под общ. ред. С. Н. Плотникова. М., 1984. — 288 с.
  46. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена указом Президента РФ № 706 от 21 апреля 2000 г.
  47. Ю.Г. Социология /под общ. ред. В. И. Добренькова. -Р-н-Д., 2005.-576 с.
  48. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология : Учебник для вузов / под ред. В. И. Добренькова. М., 1998. — 244 с.
  49. Всемирная организация здравоохранения (История, проблемы, перспективы) / под ред. Д. Д. Бенедиктова М., 1975. — 222 с.
  50. Д.М. Методологические проблемы моделирования глобального развития // Вопросы философии. 1978. — № 2. — С. 14−29.
  51. Гегель. Энциклопедия философских наук: Собр. соч. М., 1974. -Т. 1.-452 с.
  52. .М. Эффективность труда и качество жизни. СПб., 1997. -112с.
  53. .С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики. М., 1998. — 605 с.
  54. Э. Социология. М., 1999. — 704 с.
  55. Э. Устроение общества: очерк теории структурализации. -М., 2003.-528 с.
  56. Г. Е. Образ жизни как социологическая категория // Социологические исследования. 1976. — № 1. — С. 127−144.
  57. . П. А. Избр. произв. В 2 т. — М., 1963. Т. 2. — 563 с.
  58. В., Александрович Ю. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) новый инструментарий оценки развития детей.-СПб., 2001 — 200 с.
  59. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) (одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608).
  60. С.И. Культурология развития российского университета. Барнаул-Москва, 2003 — 252 с.
  61. С.И. Основы становления социальной квалитологии как отрасли современного социологического знания. Барнаул-Москва, 2004. -18 с.
  62. С.И. Социальное образование и социальная культура в России: национально-региональный контекст 1990-х годов: Барнаул-Москва, 1994.-с. 34.
  63. С.И. Социологическое образование в условиях действия ГОС второго поколения // Социс. 2003, № 2. — С. 126−130.
  64. С.И., Гуслякова Культуроцентричность университетского образования (стратегические направления модернизации социального образования в системе «школа-вуз» современной России): Монография. Барнаул, 2004. — 146 с.
  65. С.И., Гуслякова Л. Г. Особенности организации социальной работы в регионе экологического неблагополучия. М, 1996. -46 с.
  66. С.И., Гуслякова Л. Г. Социология в подготовке и деятельности специалиста по социальной работе в России : Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. Барнаул, 2001. — 144 с.
  67. С.И., Гуслякова Л. Г., Синцова Л. К. Культуроцентричность социального воспитания в современном российском обществе. Барнаул 2004. — 34 с.
  68. Гуманистический подход к охране здоровья / отв. Ред. Н. Берковитц / пер. с англ. К. В. Григорьева, М., 1998. — 254 с.
  69. П.С. Социальная мифология. М., 1983. — 175 с.
  70. П.С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. 1995. — № 8. — С. 92−102.
  71. Л.Г. Формирование системы профессионального социального образования в российском обществе во второй половине XX -начале XXI веков: Избранные труды. Барнаул, 2004. — 244 с.
  72. Л.Г., Лига М. Б. // Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей. Барнаул-Москва, 2003. — С. 132−141.
  73. Д. Жизнь в наше время / пер. с англ. О. С. Васильева. М., 1986.-406 с.
  74. Дж. К. Экономические теории и цели общества / пер. с англ.-М., 1973.-406 с.
  75. Е.В., Давыдов А. А. Измерение качества жизни. М., 1993.- 52 с.
  76. Э. Жизнь в эпоху интернета. М., 1998. — 400 с.
  77. В. И. Толковый словарь живого русского языка. М., 1994. -736 с.
  78. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Глобальный экологический вызов: теоретический анализ и возможные сценарии // Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. М., 2003. — С. 251−289.
  79. Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / пер. с англ. М., 2002.- 288 с.
  80. Декларация по окружающей среде и развитию, принятая в Рио-де-Жанейро. Утверждена Конференцией ООН по окружающей человека среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3−14 июня, 1992 года.
  81. В.В. Социальная экология и массовое сознание. -Волгоград, 2000. 203 с.
  82. Денисон Э. Исследование различий в темпах экономического роста. -М., 1971.-225 с.
  83. У. Воля к вере / пер. с англ. Церетели С. И. и др. / сост. Блинников Л. В. Поляков А.П. М., 1997. — 431 с.
  84. Г. Г. Человек перед лицом глобальных процессов // Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. М., 2003. -С. 329−359.
  85. В. Описательная психология. М., 2001. — 13 8 с.
  86. И. Социальная составляющая развития переходной экономики // Общество и экономика. 1997. — № 1−2. — С. 147−174.
  87. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена указом Президента РФ № 1895 от 9 сентября 2000 г.
  88. О. В. Очерки по философии образования : учебное пособие. -М, 1995.-239 с.
  89. Ф.М. Из дневника писателя. // Антология русского качества / сост. Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев и др. М., 2000. — С.238−246.
  90. П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под редакцией В. Л. Иноземцева.- М, 1999.-С.67−101.
  91. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с франц. А. Б. Гофмана. М., 1995.-352 с.
  92. Д. Школа и общество. / пер. с англ. М., 2002. — 160 с.
  93. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.).
  94. Европейская Социальная Хартия (Турин, 18 октября 1961 г. Пересмотрена в Страсбурге 3 мая 1996 года).
  95. .С. Социальная культурология. М., 2000. — 591 с.
  96. Жизненные силы: социальная метатеория или виталистская социологическая парадигма?: Монография / под. ред. С. И. Григорьева, Л. Д. Деминой Л.Д. Барнаул, 2000. — 248 с.
  97. В.И. Социальная политика и социальное образование в России.-М., 1998.-32 с.
  98. В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. 1985−2001 годы. М., 2002. — 672 с.
  99. Н.В. Индикаторы социального развития как инструмент социального программирования: зарубежный опыт // Социология. № 3−4. -1994.-С.110−153.
  100. Заботясь о будущем. Доклад Независимой комиссии по проблемам народонаселения и качества жизни / пер. с англ. М., 1998. — 334 с.
  101. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124−1 (изменения от 29.06. 2004 № 58-ФЗ от 22.08. 2004 № 122-ФЗ от 21.07. 2005 № 93-Ф3).
  102. С.Н. История культурологических теорий. СПб., 2000 -474 с.
  103. И.А. Спасение в качестве. // Антология русского качества / сост. Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев и др. М., 2000. — С. 10−14.
  104. Р. Культурный сдвиг. // Новая постиндустриальная волна на Западе. / Антология. / под ред. В. JI. Иноземцева. М., 1999. — С.245−261.
  105. Р. Модернизация и постмодернизация. //Новая постиндустриальная волна на Западе. /Антология / под. В. Л. Иноземцева. -М., 1999.-С. 261−292.
  106. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований / Ветров Г. Ю., Визгалов Д. В., Шанин А. А., Шевырова Н. И. -2-е изд., доп. М., 2002. — 134 с
  107. Ш. Иноземцев В. Л. Структурирование общественного производства в системе постиндустриальных координат (методолого-теоретические аспекты) // Российский экономический журнал. 1997. 11−12. -С.59−68.
  108. В.Л. За пределами экономического общества. М., 1998. — 640 с.
  109. В.Л. Расколотая цивилизация. М., 1999. — 704 с.
  110. B.JT. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе / Антология / под ред. B.JT. Иноземцева. М., 1999. — С.3−76.
  111. B.JT. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учебное пособие для студентов вузов. М., 2000. — 304 с.
  112. Пб.Ионин JI. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие для студентов вузов. М., 2000. — 430 с.
  113. История теоретической социологии. В 4-х т. / ответ, ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. М., 1977. — Т.З. — 448 с.
  114. М.С. История культуры Петербурга : учебное пособие. -СПб., 2006.-320 с.
  115. А. Счастливая смерть: Роман- Посторонний- Повесть- Чума: Роман- Падение: Повесть- Калигула: Пьеса- Миф о Сизифе: Эссе- Нобелевская речь / пер. с франц. пред. В. Ерофеева. М., 1993. — 574 с.
  116. И. Антропология с прагматической точки зрения. М., 2002. -471 с.
  117. А.С., Новикова Е. С. Культурология. СПб., 2005. — 464 с.
  118. Карсавин J1. Философия истории. СПб., 1993. — 101 с.
  119. Э. Опыт о человеке. Проблемы человека в западной философии, М., 1988. — С. 3−30.
  120. В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история. М., 1985. — 351 с.
  121. Дж.У. Проблемы повышения производительности в компаниях США. // Обществ. Науки за рубежом. Сер. 2, Экономика: РЖ. -М., 1985. -№ 6. -С. 106−111.
  122. А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М., 1991. — 354 с.
  123. Г. Нужна ли Америке внешняя политика? К дипломатии XXI века. М., 2002. — 351 с.
  124. К. Зеркало для человека. Введение в антропологию / пер с англ. под ред. Панченко А.А.- СПб., 1998. 352 с.
  125. . Моя жизнь / пер. с англ. М., 2005. — 1088 с.
  126. В.Н. Социология управления социальной сферой : Учебное пособие для вузов. М., 2003. — 240 с.
  127. Л.Н. Социология культуры : учебное пособие. -Екатеринбург, 1992. 120 с.
  128. Р. Социологическая интуиция: Введение в неочевидную социологию // Личностно-ориентированная социология. М., 2004. — С. 399 605.
  129. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой. -СПб., 2004. 392 с.
  130. П.Д., Поварович И. П. Управление качеством жизни населения на основе финансово- промышленной группы. Кемерово, 1999 -132 с.
  131. Кон И. С. Сексуальность и культура. СПб., 2004. — 104 с.
  132. Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики // Антология русского качества / сост. Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев и др.- М., 2000.-С.З 84−397.
  133. О. Дух позитивной философии. СПб., 2001 — 162 с.
  134. Конституция РФ 12 декабря 1993 года.
  135. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. -М&bdquo- 2004.-24 с.
  136. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000 г.
  137. Концепцию перехода к устойчивому развитию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ № 440 апреля 1996 г.
  138. В.В. Динамика качества жизни в субъектах Российской Федерации и направленность социальной политики // Мир России. 2001. -№ 2.-С. 12−18.
  139. А.С., Мнацаканян М. О., Покровский Н. Е. Социология: парадигмы и темы. Учебник для вузов. М., 1997. — 404 с.
  140. В.Н. Социология безопасности: Учебник / Инст. соц. и пол. исслед. РАН. М., 2003. — 880 с.
  141. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов / Всеросс. заоч. финансово-экон. ин-т- А. Н. Маркова и др. / под ред. А. Н. Марковой. М., 1995. — 221 с.
  142. Культурология / под ред. Г. В. Драч. М., 1995. — 567 с.
  143. Кэмпбелл. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / пер. с англ. М., 1980. — 392 с.
  144. С. Б., Сдасюк Г. В. Этот контрастный мир: географические аспекты некоторых глобальных проблем. М., 1985. — с. 136.
  145. . О. Сочинения. М., 1976. — 552 с.
  146. Ю.В. Мировоззренческо-методологические основы постижения культуры: проблемы концептуализации: Автореферат дисс. д-ра филос. наук: спец.24.00.01 теория и история культуры / Ю. В. Ларин, Тюм.гос.ин-т искусств и культуры. — Тюмень, 2004. — 32 с.
  147. Э. Пути, ведущие в грядущее тысячелетие. Проблемы и перспективы // Вопросы истории, естествознания и техники. 1997. — № 4. -С. 80−105.
  148. Л., Андерсон Л. Народонаселение, окружающая среда и качество жизни. М., 1979. — 144 с.
  149. Леви- Стросс К. Печальные тропики. -М., 2001.-576 с.
  150. В.М. Модели мира и образ человека: Критический анализ идей Римского клуба. М., 1982. — 255 с.
  151. В.М. Фрейд, психоанализ и современная западнаяфилософия. М., 1990. — 397 с.
  152. .Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М., 2002. — 200 с.
  153. В.И. О культуре (сборник) М., 1980, с. 336.
  154. М.Б. Здоровье человека и качество жизни Вестник Бурятского университета. Сер. 5. Философия. Социология. Вып. 9. Улан-Удэ, 2004. -С. 190−205.
  155. М.Б. Качество жизни и качество окружающей среды. Трансграничье в изменяющемся мире. Чита, Хулуньбуир, 2005 — С. 53−64.
  156. М.Б. Проблемы качества жизни: позиция Римского клуба: монография. Чита, 2005. — 158 с.
  157. М.Б. Управление качеством жизни как новая управленческая парадигма // Муниципальный мир. № 2, 2005. — С.35−42.
  158. М.Б. Факты социального знания как отражение качества жизни : монография. Барнаул, 2005. — 115 с.
  159. М.Б., Софронова И. А. Методология и методика оценки качества жизни : учебное пособие. Чита, 2004. — 89 с.
  160. М. Карл Маркс и современная культура / Собр. Соч., в 3-х т, М., 1984.- Т. I. — С. 250 -272.
  161. Ю.М. Семиосфера: Сборник. СПб., 2000 — 703 с.
  162. Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии / ред. А. О. Бороноев. СПб, 1994. — С.25−42.
  163. Н. Понятие риска//THESIS, 1994.-Вып. 5.-С. 135−160.
  164. А. Неизданные материалы / под ред. Трифонова Н. А., -М., 1970.-672 с.
  165. Х.Дж. Географическая ось истории // Полис: Полит, иссл. 1995. — № 4. — С. 162−170.
  166. Р. Вглядываясь в прошлое. Трагедия и уроки Вьетнама. -М., 2004.-409 с.
  167. А.Ф. Мир человека : Пособие для учителя. М., 1995.- 192 с.
  168. К. Избранное. Социология культуры. СПб., 2000. — 501 с.
  169. Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М., 1983. -248 с.
  170. Д.Ж. Общая социология / пер. с сербскохорват. Акад. Соц. наук. М., 1995. — 320 с.
  171. Д.Ж. Социальная экология и качество жизни. Конспект лекций / Междунар. Независимый эколог.-полит. ун-т. М., 1998. — С. 23, 68.
  172. К. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1975. — Т. 3. — С.7−544.
  173. Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / пер. с англ. А. А. Юдина М., 2003. — 526 с.
  174. Г. Опыт конкретной философии. М., 2004. — 224 с.
  175. Д.Ж. Социология. -9-е изд. СПб., 2004. — 752 с.
  176. Маслоу, А Г. Мотивация и личность / пер. с англ. Татлыбаевой A.M. -СПб., 1999.-479 с.
  177. Д., Медоуз Д., Рандерс И. За пределами допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее // Новая постиндустриальная волна на Западе / под ред. Иноземцева В. JL М., 1999. — С.572−596.
  178. Д.Х. Пределы роста / Медоуз Д. Л., Рэндерс Й., Беренс В. В.: пер. с англ. М., 1980. — 304 с.
  179. Р. Социальная теория и социальная структура (фрагмент) / под общ. ред. В.В. Тангера- реферативный пер. и вступ. ст. В. Костинской. -Киев, Л, 1996.-112 с.
  180. Метафизика // Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996. — С. 323−333.
  181. Мид М. Культура и мир детства. -М., 1988 169 с.
  182. В. И. Социальное партнерство : учебно-методическое пособие.-М., 1998.-251 с.
  183. Н., Федорова Л., Олейникова В. и др. О медицине со знаком качества // Стандарты и качество. 2002. — № 11. — С.28−33.
  184. Н.Н. Цивилизация на переломе. Пути России. М., 1996. -176 с.
  185. А. Социодинамика культуры / пер. с фр. М., 1973. — 406 с.
  186. Мор Т. Утопия. -М., 1978. с. 274.
  187. Г. Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир. // Социально-политический журнал. № 2. — 1997. — С. 189−201.
  188. П.С. Социальные параметры в сопоставлении с Европейскими странами // Уровень жизни населения регионов России. -2003.-№ 2.
  189. Муниципальная наука: теория, методология, практика / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др. М., 2003. — 288 с.
  190. Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн. лит. / пер. с разн яз. / сост., общ.ред. и предисл. В. А. Чаликовой.-М., 1991.-С. 79−98.
  191. Наше общее будущее: доклад междунар. комис. по окружающей среде и развитию. М., 1989. — 52 с.
  192. В.Г. Неклассические и постнеклассические подходы в современной российской социологии. Социология. — № 2.- 2005, — С.19−31.
  193. В.Г. Универсумная парадигма в российской социологи // Социология на пороге XXI века: Основные направленияисследований / под ред. Григорьева С.И.(Россия), Коэнен-Хуттера (Швейцария). -М, 1999.- С.80−106.
  194. Г., Пригожин П. Познание сложного. Введение. М., 1990.- 280 с.
  195. Ф. По ту сторону добра и зла. М., 2001. — 848 с.
  196. П.И. О путях и задачах русской интеллигенции.// Интеллигенция Власть — Народ. Русские источники современной социальной философии. — М, 1992. — С. 225−241.
  197. П.И. Об общественном идеале. М., 1991. — 198 с.
  198. А.А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. СПб., М., 2002. — 320 с.
  199. Р. М., Ну гаев М. А. Качество жизни в трудах социологов США // Социологические исследования. 2003. -№ 6. -С. 100−104.
  200. Д. Что нас ждет в 90-е годы: мегатенденции. Год 2000: десять новых направлений на 90-е гг. / Нэсбитт Д., Эбурдин П. / пер. с англ. М., 1992.-414 с.
  201. Обновление образования в России (региональный уровень). Отдел развития человеческих ресурсов. Регион Европы и Центральный Азии. Документ Всемирного банка. Доклад 18 666-RU. Июль 1999 г. 82 с.
  202. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 2001. — 512 с.
  203. Г. И. Социология социальной сферы: Учебное пособие: -М., 1999.-279 с.
  204. Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика. -М., 2000. 543 с.
  205. Г. В. Социология и социальное мифотворчество. М., 2002.- 656 с.
  206. Оттавская Хартия по развитию здоровья Оттава, Канада, 17−21 ноября 1986 г.
  207. Г. Человек в современном мире. М., 1985. — 428 с.
  208. Э. За пределами роста. М., 1988. — 272 с.
  209. А. Человеческие качества / пер. с англ. Захаровой О. В. М., 1980.-302 с.
  210. А. Экономическая теория благосостояния. В 2 т. — М., 1985. Т.1 -512 с.
  211. Ч. Начала прагматизма/ пер. с англ. В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина. СПб., 2000. — 318 с.
  212. Т., Уотерман-мл., Роберт X. В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки / пер. с англ.- М., СПб., 2005. 560 с.
  213. Платон Государство // Платон Сочинения в 3-х т. / пер. с древнегреч. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса, ред. В. Ф. Асмус. М., 1971. — Т. 3 Ч. I. -С. 89−454.
  214. Платон. Законы. -Брянск, 1999. 832 с.
  215. Г. В. К вопросу о роли личности в истории. Избр. филос. Произв. М., 1956. Т. 2. — С.300−335.
  216. С.И. Проблема качества жизни в современной идеологической борьбе. М., 1977. — 280 с.
  217. К. Открытое общество и его враги: в 2 т./ пер. с англ. В. Н. Садовского. М., 1992. — 310 с.
  218. Потребности, доходы, потребление (методология анализа и прогнозирования народного благосостояния) / отв. ред. Н. П. Федоренко, Н. М. Римашевская. М., 1979. — 240 с.
  219. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / пер. с англ. 4-е изд., стереотип. М., 2003. — 312 с.
  220. Проблемы теоретической социологии: Сборник статей Санкт-Петербург. гос. ун-та / под ред. А. О. Бороноева. СПб., 1994. — 248 с.
  221. А.С. Уровень жизни населения: Методология и проблемы регионального исследования. М., 1989. — 143 с.
  222. Я.В. Качество жизни и общественное благо. // Образ жизни в условиях перестройки (Динамика, тенденции, противоречия). М., 1992. -С. 75−103.
  223. Н. К. Избранное. -М., 1979. 384с.
  224. Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Соч. в 3-х т.- М., 1955. — Т.1. — 360 с.
  225. Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. — С.43 128.
  226. Н. Глобализация и мировое население: социодемографические и этнодемографические сдвиги // Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. М., 2003. — С. 289 327.
  227. Римский клуб: История создания / Избр. докл. и выступления, офиц. Материалы (The club of Rome) / под ред. Гвишиани Д.М.- М., 1997. -388 с.
  228. Риск в социальном пространстве / под ред. А. В. Мозговой. М., 2001.-347 с.
  229. Ритцер Д. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб., 2002.- 688 с.
  230. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.-480 с.
  231. Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992. -214 с.
  232. Л.Я. Образовательный путь поколения // Социальные проблемы образования / Свердловск, гос. пед. ин-т. Свердловск, 1991. — С. 68−73.
  233. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. — 703 с.
  234. М.Н. Макросоциология: методол. очерки / РАН Отд. философии, социологии, психологии и права. М., 1995. — 187 с.
  235. Т. Стоимость, созданная знанием, или История будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под редакцией В. Л. Иноземцева. М., 1999. — С.337−374.
  236. А.И. Современные проблемы развития материальной базы отраслей социальной сферы России. М., 2002. — 165 с.
  237. П. Э., Вильям Д. Нордхаус Экономика / пер. с англ. -М., 2000. 688 с.
  238. Т.А. Принципы жизнестойкости социального бытия русской культуры // Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века / под. ред. С. И. Григорьева, М. Я. Боброва и др. М., 2003. -С.242−288.
  239. Н. Социология / пер. с англ. М., 1994. — 688 с.
  240. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М., 1993.-684 с.
  241. Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М., 1978.- 198 с.
  242. B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. Антология русского качества // Антология русского качества / сост. Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев и др.- М., 2000. С.320−333.
  243. B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. М., 1996.-479 с.
  244. Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба, М., 1976.-194 с.
  245. Социальная статистика: Учебник / под ред.И. И. Елисеевой. 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.- 480 с.
  246. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения / Парыгин Б.Д.- Ред. Ядов В. А., АН СССР. Л., 1981. -190 с.
  247. П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006.1176 с.
  248. П. А. Человек. Цивилизация. Общество / пер. с англ. -М., 1992.-543 с.
  249. Социальный менеджмент: Учебное пособие / В. И. Иванов, В. И. Патрушев, Н. С. Данакин и др. / под ред. В. Н. Иванова. М., 2002. — 271 с.
  250. Социология в России / под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн, — М., 1988.-696 с.
  251. Социология: учебное пособие для вузов / под ред. Осипов Г. В., Кабыща А. В., Туличинский М. Р. и др.- Редкол.: Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев отв. редакторы и др. М., 1995. -373 с.
  252. Социология: Энциклопедия / сост. Грицанов А. А., Абушенко В. Л. -М., 2003.- 1312 с.
  253. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. А. Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М. М. Циканова и др. -М.,-414 с.
  254. П. Б. Интеллигенция и народное хозяйство / В кн. Интеллигенция. Власть. — Народ. Русские источники современной социальной философии./ Ред сост. Новиква Л. И., Сиземская И. Н. — М., 1992. — С.204−210.
  255. Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организации.// Новая постиндустраильная волна на Западе. Антология / Под редакцией B.JI. Иноземцева. М, 1999. — С. 372−401.
  256. СубеттоА.И. Система управления качеством в вузе (модель). -СПб. -М., 2002. -30 с.
  257. А.И. Управление качеством жизни и выживаемость человека // Стандарты и качество. 1994.- № 1. — с.32−36.
  258. А.И. Качество жизни: грани проблемы. Кострома, 2004. -170 с.
  259. А.Д. Прогресс и история. М., 1983. — 111 с.
  260. А.Н. Социальная психология безопасности : учебное пособие. М., 2002. — 256 с.
  261. США глазами американских социологов. М., 1982. — 260 с.
  262. Я. Пересмотр международного порядка / пер. с англ. -М., 1980. -416 с.
  263. А. Ст. Качество жизни: критический анализ буржуазных концепций. М., 1960. — 224 с.
  264. Дж. А. Цивилизация перед судом истории: сборник / пер. с англ. И. Е. Киселевой, М. Ф. Носовой. -М, СПб., 1996. 478 с.
  265. JI. В чем моя вера? // Антология русского качества / сост. Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев и др. М., 2000. — С. 225−237.
  266. В. И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы. М., 1975.- 184 с.
  267. О. Адаптивная компания // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. B.JI. Иноземцева. М., 1999. — С. 448 465.
  268. Э. Третья волна / пер. с англ. М., 1999. — 784 с.
  269. Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М., 2001. — 669 с.
  270. Э. Шок будущего / пер. с англ. Э. Тоффлер. М., 2004.557 с.
  271. Р. А. Библиотерапия в контексте взаимодействия духовной и душевно-психической структур личности // Теория и практика библиотечного дела на Алтае. 2000. — Вып.6. — С. 6−17.
  272. Р. А. Концепция библиосоциалыюй работы / Р. А. Трофимова. Барнаул, 1996. — 203 с.
  273. Л.Д. Портреты революционеров: Сборник. М, 1991.365 с.
  274. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М., 1989. -496 с.
  275. Ю.Я., Бочаров В. В., Фокина Е. Ю. Показатели качества жизни и уровни психического здоровья в комплексной оценке эффективности лечения больных с пограничными нервно-психическими заболеваниями. СПб., 2004. — 22 с.
  276. Л.С. Социалистический образ жизни как объект управления. М., 1983.-163 с.
  277. В.А. Глобальные вызовы человечеству : учебное пособие. -М., 2002.- 192 с.
  278. А. Возвращение человека действующего. М., 1998. — 204 с.
  279. Э.Б. Первобытная культура / пер. с англ. Д. А. Коропчевского М., 1989. — 573 с.
  280. А. Избранные экономические произведения. М., 1961.198 с.
  281. А.А. Социология региона: показатели и критерии. -Барнаул, 1992.-308 с.
  282. Федеральный закон Российской федерации «О безопасности» № 2446- 1 от 5 марта 1992 г. (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г.).
  283. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ 1995 № 48.
  284. Н. Ф. Сочинения. М., 1982. -711 с.
  285. А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002. — 492 с.
  286. А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. 1997. — № 2. — С. 124 145.
  287. Дж. Мировая динамика / пер. с англ. М., 1978. — 166с.
  288. СЛ. Соборность и общественность // Антология русского качества / сост. Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев и др. М., 2000. — С. 169−181.
  289. В.Э. Человек в поисках смысла / пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева. М., 1990. — 367 с.
  290. Н. : реф. на кн. Штомпка П. Доверие: Социологическая теория. Режим доступа // Социологическое обозрение. -2002. — Т. 2. — № 3. -С.1−12.
  291. И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М., 1989.-559 с.
  292. Э. Бегство от свободы. Человек для себя / пер. с англ. Д. Н. Дудиной. Мн., 2000. — 672 с.
  293. Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни / пер. с англ. пред. П. С. Гуревича. М., 2004. — 384с.
  294. Ф. Социальные добродетели и созидание благосостояния. // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999. — С. 123−163.
  295. Хабермас 10. Политические работы. М., 2005. — 368 с.
  296. М. Работы и размышления разных лет / пер. с нем. М., 1993.-464 с.
  297. С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Велимеева Т., Ю. Новикова. М., 2003. — 603 с.
  298. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. /пер. с нидер. В. Ошиса. М., 1997. — 941 с.
  299. П., Кастелс М. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель / пер. с анг. М., 2002. — 224 с.
  300. Э. Век революции. Европа 1789−1848 / пер. с англ. Л. Д. Якуниной / под ред. А. А. Егорова. Р-н-Д., 1999. — 480 с.
  301. А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучить всех по-разному? М., 2005. — 383 с.
  302. Цивилизационный процесс и социальные итоги развития США / Любимов Л. Л., Назаревский В. А., Яровая Е. В. и др.- отв. ред. Любимов Л. Л. -М., 1993.-317 с.
  303. И. К. Научные основы мотивационного программно-целевого управления. Барнаул, 1995.-71 с.
  304. И.К. Программно-целевой подход к повышению эффективности управления образование: Практикоориентированная концепция. Баранул, 2002. — 68 с.
  305. И.К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности: Учебное пособие. Барнаул, 2004.-318 с.
  306. С.А. Универсальные константы института образования механизмы воспроизводства общества: Монография. — М., 2004 — 357 с.
  307. А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. -576 с.
  308. Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / пер. с англ. / под ред. В. А. Спивака. СПб., 2001 — С. 173−198.
  309. Ф.Э. Социология образования: прикладные аспекты / Ф. Э, Шереги, В. Г. Харчева, В. В. Сериков. -М., 1997. 301 с.
  310. О. Закат Европы. В 2-х т. Т. 1 М., 2004 — 528 с.
  311. А. Избранные произведения. М., 1993. — 479 с.
  312. П. Социология социальных изменений / пер. с англ. М., 1996.-416 с.
  313. В.Е. Инновационное образование: идеи, принципы, модели / В. Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, Л. И. Романкова. М., 1996. — 292 с.
  314. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир- эпоха Просвещения. Хрестоматия. М., 1991. -С. 294−297.
  315. Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании. // Новая постиндустраильная волна на Западе. Антология / под редакцией В. Л. Иноземцева. М., 1999. — С 429−448.
  316. Экологическая доктрина Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 125-р.
  317. Г. Детство и общество. СПб., 2000. — 415 с.
  318. Л. Благосостояние для всех / пер. с нем. М., 1991. — 336 с.
  319. Юнг К. психологические типы. СПб., 1998. — 716 с.
  320. О. Альтернативная социология // Социологический журнал, 1994.-№ 1 -С.70−83.
  321. О. Экологическое движение в России. Критический анализ. -М., 1996.-216 с.
  322. О.Н. Россия как экосистема // Социс. 2005. — № 7. -С.84−93.
  323. К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М., 1991.527 с.
  324. Agenda An of Science for Environment and Development into the 21st Century. JCSU. Cambridge University Rress, 1992. P. 331
  325. Allart E., Having, Loving? Being: An Alternative to the Swedish Model of Welfare Research. In: Quality of Life, WIDER, 1996
  326. Andrews F., Withney S., Social Indicators of Weil-Being: American/s perception of Life Quality. N.Y., L. Plenum Press, 1976.
  327. Arbor A. Research on the Quality of Life. Inst. Research The Univ. of Michigan, 1986. P.I.X.
  328. Aron R. Progress and Disillusion Hammonds worth: Penguin Books Ltd., 1972. P. 320.
  329. Bauer R. Social Indicators London, 1969, P. 357.
  330. Bell D. The Sozial Framework of the Information Society. Oxford 1980, P. 276.
  331. Berry B.J.L. Land Use, Urban From and Environmental Quality. Chicago: The Univ. Of Chicago, 1974. № 155. P. 440
  332. Bowling Measuring Health. A review of quality of life measurement scales. Open University Press 1994.
  333. Brock D. Quality of Live Measures in Health Care and Medical Ethics //The Quality of Life. Oxford: Clarendon Press, 1993. P. 95−132. (моральное качество жизни).
  334. Campbell A. The Sense of Well Being in America. Recent patterns and Trends. — N.Y.: McGraw Hill, 1981.
  335. Campbell Angus, Converge Philip, Rodgers Willand Z. The Quality of American Life, N., 1976.
  336. Cleland D. The achieving society. 1961).
  337. Dasgupta P., Weale M. On measuring thequality of life // World development. Oxford, 1992.
  338. Eyles J. Objectifying the Subjective: Measurement of Environmental Quality // Social Indicators Research, 1990. Vol. 22. № 2.P.139−151.
  339. Gabriel Z., Bowling A. Quality of life from the perspecitives of older people // Ageing a society Cambridge, 2004. — N24. — P. 675−691
  340. Hagen E. On the Theoiy of Social Change. Homewood, 1962
  341. Hankiss E. Cross Culture Quality of Research: An outline for Conceptual Framework. In: The Quality of Life: Problems of Assessment and Measurement. Paris: UNESCO, 1983.
  342. Hughes W. Urban Indicators, Metropolitan Evolution and Public Policy. New Brunswick: Rutgers, 1972.
  343. Johnston D.F. Toward a comprehensive «Quality of Life», Index // Social indicators research, 1988. v. 20 № 45. PP. 473−496.
  344. Nussbau M., Sen A. The Quality of Life. Oxford, 1995/ 68 p.
  345. Pringl D. G. Measuring the Quality of Life: Some Methodological Problems // Collog. Geographicum. 1982. N 15.
  346. Riesman D. Lonely Crowd: A Study of Changing American Character. New Haven: Yale University Press. 1961.
  347. Roston W. Politics and Stages of Growth. Cambridge University Press, 1977 (политика и стадии роста).
  348. Ryan A.M., Robic С., Schmieder R.A., Fernando L. and Smith P.C. The Relation between Job level and Job Satisfaction. Group and Organization Management. 1998. Vol. 23. № 4. PP. 470−492.
  349. Sen A. Capability and Well-Being. The Quality of Life, WIDER, Clarendon Press, 1996.
  350. Smit A.E., Sim J., Schare Th., Phillipson C. Determinants of quality of life amongst older people in deprived neighborhoods // Ageing a society-Cambridge, 2004. N24. — P. 793−814.
  351. Social Indicators of Well-Being: American/s Perception of Life Quality, N.Y., 1976.
Заполнить форму текущей работой