Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Модели и механизмы эффективного привлечения и использования материально-технических ресурсов в организации строительного производства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ ABC является также вспомогательным средством для классифи-, кации хранимых изделий и основан на их стоимости, а также на других данных о них, например числе деталей, необходимых для сборки всего изделия. Этот метод классификации продукции позволяет распределить их, например, на основе их объема или веса и выяснить размеры складского помещения и количество транспортных средств. Такой подход… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СУЩЕСТВУЮИЕ МОДЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
    • 1. 1. Функции и задачи материально-технического обеспечения
    • 1. 2. Организационные формы материально-технического обеспечения
    • 1. 3. Способы продвижения товаров на рынке строительных материалов и изделий
    • 1. 4. Существующие методы и модели распределения ресурсов
    • 1. 5. Выводы и постановка задач исследования
  • 2. МОДЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
    • 2. 1. Формирование ассортиментных группы
    • 2. 2. Оценка спроса на основе логистической функции
    • 2. 3. Моделирование функционирования специализированной организации в сфере централизованной схемы снабжения
    • 2. 4. Выбор оптимальных параметров функционирования сбытовой системы
    • 2. 5. Моделирование процесса движения потребителей
  • 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ МАТЕРИАЛЬНО — ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
    • 3. 1. Распределение заказа между поставщиками
    • 3. 2. Оценка механизмов стимулирования поставщиков
    • 3. 3. Распределение заказов учетом бонусов
    • 3. 4. Анализ моделей управления хозяйственными связями
    • 3. 5. Формирование оптимального плана закупки
    • 3. 6. Распределения заказов с учетом топологии грузоперевозок
    • 3. 7. Учет бюджетных ограничений задачи распределения заказов на поставку продукции

Модели и механизмы эффективного привлечения и использования материально-технических ресурсов в организации строительного производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В сфере строительных услуг важно своевременное движение товарных потоков между заказчиком и поставщиком. Это движение призвана обеспечить система материально-технического обеспечения строительного производства. Неэффективная организация этой системы, как правило, приводит к нарушению договорных обязательств одной из сторон, в отношении которой могут быть применены штрафные санкции, предусмотренные договором подряда.

Такая ситуация приводит к коренной перестройке политики в инвестиционной сфере. Теперь предприятия вынуждены сами искать инвесторов и объемы работ. Низкая инвестиционная активность, неблагоприятный деловой климат вынуждают предприятия крайне осмотрительно использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Это вызывает необходимость применения современных оптимизационных моделей и теорий, обеспечивающих принятие адекватных управленческих решений.

В условиях полной хозяйственной самостоятельности субъектов строительной деятельности каждое предприятие выбирает себе партнеров, руководствуясь только своей выгодой. В этой ситуации особую значимость приобретают вопросы оптимизации функционирования системы материально-технического обеспечения, так как именно через органы материально-технического обеспечения проходит основной финансовый поток, обеспечивающий реализацию строительного проекта. Это обстоятельство объясняется тем, что в себестоимости строительной продукции 55 — 60% приходится на материальные ресурсы.

Моделирование товарных потоков между заказчиком и поставщиком имеет ряд особенностей, связанных с тем, что реализация программы поставок может быть охарактеризована двумя определяющими статистическими характеристиками: функцией распределения вероятностей интервалов поставок и функцией распределения вероятностей объемов поставок. Кроме того, для рассматриваемой системы характерным является случайный характер объемов партий поставок для пополнения запасов в системе в ответ на подаваемые заявки, причем спрос на запасы ресурсов в системе материально-технического обеспечения, как правило, имеет случайный характер.

Наиболее часто в таких задачах имеет место предположение о том, что объемы спроса в последовательных интервалах времени взаимно независимы, хотя на практике оно не всегда выполняется. Еще один важный элемент систем управления запасами заключается в неполной наблюдаемости спроса. Возникать она может по разным причинам, но наиболее распространенной является функционирование системы при дефиците, когда наблюдается лишь фактическое потребление, а неудовлетворенный спрос не регистрируется. Учитывая стохастический характер анализируемой системы материально-технического обеспечения, для ее изучения целесообразно использовать аппарат теории массового обслуживания.

Существует некоторое сходство между математическим аппаратом теории массового обслуживания и теории управления запасами. Это сходство было замечено еще на довольно ранней стадии развития этих теорий. Кратко говоря, какое-либо количество материала, запасенного для использования в будущем, можно сравнить с группой клиентов, которые ожидают у устройства, производящего обслуживание. Поэтому модели, описывающие эти две системы, приводят к случайным процессам с одинаковыми основными свойствами.

Таким образом, актуальность темы диссертационной работы определяется необходимостью разработки новых подходов к организации системы материально-технического обеспечения строительного производства.

Основные исследования, получившие отражение в диссертации, выполнялись по планам научно-исследовательских работ: федеральная комплексная программа «Исследование и разработки по приоритетным направлениям науки и техники гражданского назначения" — грант Президента России № МК -6210.2008.6 «Инструменты оценки эффективности инвестиций и учета неопределенности при распределении ресурсов" — госбюджетная научно-исследовательская работа «Разработка и совершенствование моделей и механизмов внутрифирменного управления».

Степень разработанности проблемы. Современная теория управления запасами была заложена в работах Т. Хедли, Е. А. Хруцкого, Дж. Уайтин и получила дальнейшее развитие в работах отечественных и зарубежных ученых (И.А. Аренков, С. А. Баркалов, В. Н. Бурков, П. Винкельманн, Ян X. Гордон, В. А. Гудков, E.H. Десятирикова, П. Н. Курочка, В. А. Лотоцкий, Ю. С. Мандель, Н. М. Розанов, Т.Н. Толстых). Предложенные этими учеными модели до сих пор используются на практике в сфере системы материально-технического обеспечения строительного производства.

Проблема управления запасами является одной из наиболее важных в организационном управлении. Но, как правило, не существует типовых решений — условия на каждом предприятии или фирме уникальны и включают множество ограничений и различных особенностей. С этим связаны и проблемы, возникающие при разработке математической модели и определении оптимальной стратегии управления запасами.

В диссертации рассматривается подход к описанию взаимодействия системы материально-технического обеспечения строительного производства с потребителями, основанный на агрегировании товарного ассортимента, классификации потребителей и применении результатов теории массового обслуживания для анализа связей типа «поставщик-потребитель».

Объект исследования — предприятия строительной отрасли в процессе формирования, функционирования и интеграции логистических систем.

Предмет исследования — математический аппарат моделирования системы материально-технического обеспечения строительного производства на основе теории управления запасами, теории массового обслуживания, системного анализа, имитационного моделирования.

Цель исследования. Целью диссертационной работы является разработка методов и моделей оптимального выбора вариантов оптовых закупок в системе материально-технического обеспечения производства.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие основные задачи:

— проанализировать существующие модели и методы материально-технического обеспечения строительного производства и практики продвижения строительной продукции на рынок;

— разработать модель описания обратной связи между ценой товара и объемом спроса;

— построить стохастическую модель функционирования специализированного предприятия, реализующего функцию централизованной схемы материально-технического обеспечения строительства;

— получить модель распределения заказов с учетом бонусов с отпускных цен;

— предложить модель распределения заказов с учетом возможной взаимозаменяемости поставляемых материалов.

Область исследования. Содержание диссертации соответствует пункту 1.4 «Разработка и исследование моделей и математических методов анализа микроэкономических процессов и систем: отраслей народного хозяйства, фирм и предприятий.» и п. 1.8 «Математическое моделирование экономической конъюнктуры, деловой активности, определение трендов, циклов и тенденций развития» специальности 08.00.13 — Математические и инструментальные методы экономики Паспорта специальности ВАК РФ.

Теоретической и методологической основой исследования послужили современные достижения экономической и математической науки, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых по теории управления запасами, теории массового обслуживания. Для решения поставленных задач прикладного исследования применялись методы системного анализа, имитационного моделирования и анализа статистических данных.

Информационную базу исследования составили данные информационно-аналитических материалов по исследуемой проблеме, представленные в научной литературе, периодической печати и сети Интернет, в частности данные сайтов www. cia-center.ru, www.transport.ru, www.gks.ru.

Научная новизна исследования состоит в разработке комплекса стохастических моделей, функционирования специализированного предприятия, реализующего функцию централизованной схемы материально-технического обеспечения строительства.

Научная новизна реализована в следующих результатах, полученных лично автором:

— разработана модель описания обратной связи между ценой товара и объемом спроса, отличающаяся использованием логистической зависимости и той информации, которая может быть определена в результате наблюдения за квазиравновесным состоянием рынка, что позволяет прогнозировать относительное изменение спроса при изменении цен для обоснования ценовых скидок с использованием известных значений эластичности спроса по цене;

— построена модель функционирования специализированного предприятия, реализующего функцию централизованной схемы материально-технического обеспечения строительства, отличающаяся учетом стохастического характера поведения отдельного потребителя на основе одноканальной системы массового обслуживания с ограничением на время пребывания требований в очереди, что позволяет определить момент подачи поставщиком заявки на пополнение запасов продукции на складе;

— получена модель распределения заказов с учетом бонусов, отличающаяся тем, что на каждом шаге оцениваются варианты увеличения заказа поставщику, отказа от услуг поставщика или адресации заказа на определенный набор товаров поставщику, предлагающему более выгодные условия сделки, и позволяющая сформировать заказ минимальной стоимости;

— предложена модель распределения заказов с учетом возможной взаимозаменяемости поставляемых материалов, отличающаяся построением графа закупок, в котором оптимальный план будет соответствовать пути в сети, имеющему максимальную длину, и позволяющая получить оптимальный по критерию затрат план закупок.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой комплекса моделей, описывающих поведение системы «поставщик-потребитель» в процессе функционирования специализированного предприятия, реализующего функцию централизованной схемы материально-технического обеспечения строительства. Полученные результаты формируют научно-методическую основу дальнейших исследований, ориентированных на развитие и совершенствование математического аппарата моделирования функционирования системы материально-технического обеспечения строительства.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость результатов работы состоит в разработанных эффективных алгоритмах оптимизации организационных процедур в системе материально-технического обеспечения строительства.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации, ее основные положения и результаты доложены и обсуждены на научно-технических конференциях Воронежского государственного архитектурно-строительного университета (г. Воронеж, 2007;2011 гг.) — международной научно-практической конференции «Теория активных систем управления» (г. Москва, 2009 г.) — международной научно-практической конференции «Образование, наука, производство и управление» (г. Старый Оскол, 2009) — первой всероссийской научно-технической конференции «Системы организационного поведения» (г. Москва, 2009 г.) — межрегиональной научно-технической конференции «Проблемы управления в социальных и экономических системах» (г. Москва, 2010 г.).

Разработанные модели и механизмы реализованы, внедрены и используются в практике работы ЗАО «Воронеж-Дом» (г. Воронеж) и ОАО «Томская домостроительная компания» (г. Томск).

Основы теории (модели, алгоритмы и механизмы) включены в состав учебного курса «Исследование операций при моделировании социально-экономических систем», читаемого в Воронежском ГАСУ.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 19 печатных работ, в том числе 10 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Личный вклад автора в работах, опубликованных в соавторстве в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, состоит в следующем: в работах [5], [7], [9], [12], [18] автором предложена модель описания обратной связи между ценой товара и объемом спросав работах [1], [3], [4], [11], [13] автором предложена стохастическая модель функционирования специализированного предприятияв работах [2], [6], [8], [14], [17] автором предложена модель распределения заказов с учетом скидок с базовых ценв работах [10], [15], [16], [19] автором разработана модель распределения заказов с учетом возможной взаимозаменяемости поставляемых материалов.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Она содержит 140 страниц основного текста, 9 рисунков, 6 таблиц и 3 приложения. Библиография включает 99 наименований.

1.5. Выводы и постановка задач исследования.

На систему материально-технического обеспечения традиционно смотрели как на нечто весьма второстепенное и не заслуживающее пристального изучения сферу деятельности. Такое отношение, продолжавшееся не один десяток лет, наложило соответствующий отпечаток на весь комплекс МТО и послужило причиной того, что этими проблемами занимались специалисты, как правило, более низкого уровня чем в основном производстве. И это не смотря на то, что в распоряжение этих специалистов оказывались значительные суммы финансовых и материальных средств. Если проанализировать структуру себестоимости строительной продукции, то можно установить, что на долю материалов приходится 55 — 60% всех средств, затрачиваемых на производство готовой продукции. Таким образом, в распоряжении органов материально — технического обеспечения находится большая часть сметной стоимости реализуемого проекта. Следовательно, одним из главных резервов снижения себестоимости строительной продукции является совершенствование системы материально — технического обеспечения строительного производства.

Анализируя модели, используемые для описания &bdquo-сферы материальнотехнического обеспечения можно придти к заключению, что при исследовании этой области строительного производства не соблюдается принцип комплексного подхода к изучаемой проблеме или же пока не создана комплексная модель материально — технического обеспечения производства. Все известные подходы к изучению данной проблемы пока носят только функциональный характер, так как описывают одну или несколько функций материально — технического обеспечения (хранение запасов, транспортировка, прогнозирование спроса, оценка надежности контрагентов и т. п.).

Более общий характер носит сетевая модель межхозяйственных связей, но такая постановка не учитывает интересы отдельного субъекта хозяйственных связей, которые могут быть антагонистичны ко всем остальным участникам или всей системе в целом.

Если же учесть, что сфера материально-технического обеспечения является сферой деятельности различных субъектов, интересы которых часто не совпадают, а иногда и вообще антагонистичны, то следует признать, что достаточно перспективной моделью может быть модель построенная на основе теории игр.

При этом следует отметить, что в настоящее время наблюдается резкое снижение интереса строительных фирм к централизованным схемам снабжения, о чем свидетельствуют данные современных исследований. Следовательно, необходимо создание модели, позволяющей изучить условия применения централизованных схем снабжения, определить выигрыш каждого из участников такой схемы и выигрыш снабженческой фирмы, осуществляющей централизованное комплектование строительными материалами строящихся объектов.

С другой стороны, основой для получения прибыли специализированной снабженческой фирмы, играющей роль центра, являются крупнооптовые скидки представляемые изготовителями продукции. Следовательно, возникает задача построения модели распределения заказа между несколькими изготовителями с целью максимизации прибыли. Основной трудностью построения алгоритмов решения такой задачи являются разрывный характер целевой функции, как правило, задаваемой таблично.

При этом следует иметь ввиду, что объемы поставляемых ресурсов распределены на достаточно большой промежуток времени, следовательно, необходимо создание модели выбора вариантов оптовых закупок в системе материально — технического обеспечения. Для достижение этого потребовалось решение следующих основных задач:

1. Проанализировать существующие модели и методы материально-техни-ческого обеспечения строительного производства и практики продвижения строительной продукции на рынок;

2. разработать модель описания обратной связи между ценой товара и объемом спроса;

3. построить стохастическую модель функционирования специализированного предприятия, реализующего функцию централизованной схемы материально-технического обеспечения строительства;

4. получить модель распределения заказов с учетом скидок с базовых цен;

5. предложить модель распределения заказов с учетом возможной вза-миозаменяемости поставляемых материалов.

2. МОДЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

2.1. Формирование ассортиментных групп.

Несмотря на то, что предприятия отличаются друг от друга размерами, структурой, продукцией, которой они торгуют или которую выпускают, всем им приходится иметь дело в процессе деятельности с оптимизацией организации закупок товара. Чем крупнее фирма, тем серьезнее стоят перед ней проблемы проектирования оптимального и эффективного потока материальных ценностей. С одной стороны, широта ассортимента, наличие прогрессивных форм обслуживания, оптимальная ценовая политика фирмы существенно влияют на объем продаж готовой продукции, а, следовательно, на финансовое состояние фирмы. С другой стороны, за счет возможного увеличения срока реализации товаров может наблюдаться временное омертвление финансовых ресурсов организации, что уменьшает, в конечном счете, доходность торговых операций. Ответом на вопрос: «Что, по какой цене и в каких количествах следует закупать для поддержания максимального объема продаж, избегая при этом разрывов в торговом и производственном процессе, снижая при этом риск затоваривания на складе и минимизируя объем финансирования закупок?» является организация финансового управления закупками и товарными запасами [23].

Для достижения положительных финансовых результатов, помимо управления закупками и товарными запасами, важным элементом является регулирование отпускных цен на продукцию. Решающее значение для ценообразования предприятия играют его расположение и круг покупателей (также, может быть, комфорт покупателей и культура обслуживания). Кратчайший период анализа предприятия опирается на предположение фиксированное&tradeего ресурсов (торговых площадей, трудовых ресурсов, оборудования, складов). Здесь прибыль предприятия определяется ассортиментом и стоимостью продукции, закупаемой для последующей реализации [1].

Предприятия-поставщики предлагают на рынке большой ассортимент товаров. Поэтому процесс моделирования взаимодействий в системе «Поставщик-Потребитель», эконометрический и статистический анализ изменений товарного ассортимента, движения материалов и продукции громоздок и сложен. Чтобы облегчить такую задачу обычно рассматривают ассортиментные группы товаров, а не товары по отдельности.

Далее рассмотрим различные способы классификации исходного ассортимента продукции на товарные группы с определенными характеристиками, причем число таких групп много меньше числа позиций товаров из исходного ассортимента. Такой подход позволяет уменьшить число рассматриваемых переменных при построении математической модели функционирования системы «Поставщик-Потребитель». Благодаря которому, также удается строить удобные механизмы управления закупками и товарным ассортиментом, а также запасами на складе предприятия.

Пусть исходное множество М продуктов разбивается на непересекающиеся группы т продуктов так, что М = (т1,., тх), причем перекрестная эластичность спроса по цене равна нулю, для любых двух продуктов, оказавшихся в разных группах. Такая группа продуктов, связанных отношениями взаимозаменяемости и взаимодополняемости, называется отделимой группой товаров [1].

Всю совокупность продуктов, входящих в одну группу, будем называть агрегированным продуктом или агрегатом.

В рассматриваемом кратчайшем периоде группы продуктов будем считать фиксированными, однако в каждый момент времени в продаже не обязательно могут находиться все продукты из того или иного агрегата. Так, способ агрегирования некоторых характеристик товарных групп или агрегатов: — спрос на агрегированный продукту.

Р = —цена или индекс цен продуктов группы;

1>/ 1.

АУС = —средние издержки на единицу агрегированного продукта 1 или индекс средних издержек.

Далее автор предлагает подход, основанный на анализе составляющей квазиренты. Квазирента — величина дохода, остающаяся после уплаты переменных издержек фирмы в краткосрочном периоде. Обозначим {г1}, {Р1} - временные ряды, где г, — величина составляющей квазиренты, полученной от реализации продукции группы товаров в момент времени Г, Р (- индекс цен на продукты группы в момент времени.

Допустим, построена экономическая зависимость г = к{Р). Тогда индекс цен на продукцию группы может определяться из условия к' = 0.

Если значения Р" лежат вне интервала, содержащего фактические значения индекса цен Р1, то появляется основание для корректировки отпускных цен на продукцию группы с целью изменить индекс цен в нужном направлении. Увеличение цен на все продукты агрегата может привести к снижению индекса цен на агрегат, причем обратное утверждение также выполняется. Справедливы следующие утверждения.

Если агрегат состоит из двух взаимозаменяемых продуктов и величина спроса на каждый продукт больше нуля, то малое увеличение цены на продукт, имеющий меньшую или равную цену, приведет к увеличению индекса цен на агрегат.

Если агрегат состоит из двух взаимозаменяемых продуктов и величина спроса на каждый продукт больше нуля, то малое снижение цены на продукт, имеющий большую или равную цену, приведет к снижению индекса цен на агрегат.

Нами был рассмотрен всего лишь один из подходов формирования агрегированных групп продуктов или агрегатов [1] и выделен ряд полезных свойств для такого представления ассортимента продукции. Конечно, существуют и другие способы классификации товаров. Например, для управления закупками определение товарных групп осуществляется на основе АВС-классификации, принципиально отличающейся от рассмотренной ранее.

Как известно при логистической оптимизации многономенклатурных запасов широко используется метод ABC или Классификация АБС [4, 36, 69, 70, 81], который основывается на принципе «20/80», открытом более 100 лет назад итальянским экономистом и социологом Вильфредо ПАРЕТО. Суть его отражает подтверждаемый мировой торговой практикой факт: прибыль от продаж примерно 20—25% всех артикулов ассортимента составляет около 70—80% всей валовой прибыли (поставщика, товарной категории либо розничной сети в целом). В соответствии с классификацией ABC весь ассортимент распределяется на три или более уровня приоритета (при номенклатуре более 3000 артикулов рекомендуется 4 уровня). Соотношение между этими уровнями приведено в табл. 2.1. Однако, в начале 2004 г. в Америке возобновились дискуссии относительно общепринятого метода ABC. По мнению специалистов, известный инструментарий нуждается в верификации или уточнении [81].

С помощью данной классификации получаем определенные сегменты, причем представители одного рыночного сегмента должны подобным образом относится к продукту с точки зрения найденных в нем достоинств, сходным образом его применять, одинаковым образом реагировать на инструменты маркетинговой деятельности (цену, рекламу и др.), демонстрировать схожие поведение и лояльность к продукту [18]. Сегменты, полученные в результате успешной сегментации должны быть:

1. определенными, то есть иметь четкий набор потребностей и реагировать схожим образом на предлагаемый продукт;

2. достаточно существенным по размеру, чтобы оправдать дополнительные затраты на «подгонку» маркетинговых стратегий под требования данного сегмента;

3. доступными для эффективной маркетинговой деятельности;

4. количественно измеряемыми;

5. используемыми в течение достаточно длительного периода.

Для практического классифицирования ассортимента (групп товаров, поставщиков, категорий и т. д.) применяется следующий алгоритм: рассчитывается общее количество артикулов в ассортиментерассчитывается количество артикулов каждого приоритета в соответствии с их суммарной долей в ассортименте (табл. 2.1.1) — рассчитываются прибыль по каждому артикулу и валовая прибыль по ассортиментурассчитывается доля прибыли каждого артикула в валовой прибылиданные сортируются по столбцу с долями прибыли (в порядке убывания) — артикулы распределяются по приоритетам в соответствии с их количествами, то есть верхним 10% присваивается приоритет А, последующим 15% -приоритет В и т. д.;

—рассчитывается накопленная доля прибыли каждого приоритета.

Анализ ABC является также вспомогательным средством для классифи-, кации хранимых изделий и основан на их стоимости, а также на других данных о них, например числе деталей, необходимых для сборки всего изделия. Этот метод классификации продукции позволяет распределить их, например, на основе их объема или веса и выяснить размеры складского помещения и количество транспортных средств. Такой подход облегчает размещение в особенности тяжелых и объемных деталей при одновременном учете их стоимости и соблюдении удобства получения со склада. После проведения анализа может быть, в частности, принято решение о создании склада мелких деталей, которые должны быть всегда готовы к отправке.

Заключение

.

В диссертационной работе на основе выполненных теоретических и прикладных исследований в области моделирования системы материально-технического обеспечения строительного производства сформулированы выводы, заключающиеся в следующем:

Сложность эконометрического и статистического анализа изменений товарного ассортимента, движения материалов и продукции ставит задачу разработки гибкой системы управления материальными ресурсами предприятия на различных стадиях производственного процесса. Разработанная в диссертации модель обеспечения взаимодействий в системе «Поставщик-Заказчик» основана на формировании ассортиментных групп материалов, что позволяет уменьшить число рассматриваемых переменных при построении математической модели функционирования рассматриваемой системы. Благодаря этому также удается построить удобные механизмы управления закупками, товарным ассортиментом и запасами на складе предприятия.

2. Исследование квазиравновесного состояния рынка позволило создать модель описания обратной связи между ценой товара и объемом спроса на основе логистической зависимости. С целью расширения прогностических возможностей кривой спроса для определения коэффициентов логистической кривой используется информация о ценовой эластичности спроса и статистическая информация о спросе и цене в области квазиравновесного состояния системы «объем спроса — цена товара», что позволяет прогнозировать относительное изменение спроса при изменении цен для обоснования ценовых скидок с использованием известных значений эластичности спроса по цене.

3. Предложенная в диссертации модель функционирования специализированного предприятия, реализующего функцию централизованной схемы материально-технического обеспечения строительства, построена на основе одноканальной системы массового обслуживания с ограничением на время пребывания требований в очереди. Эта модель учитывает стохастический характер поведения отдельного потребителя и позволяет определить момент подачи заявки поставщиком на пополнение запасов продукции на складе.

4. Алгоритм распределения заказов с учетом бонусов представлен в виде итерационной задачи, в которой на каждом шаге оцениваются варианты увеличения заказа поставщику, отказа от услуг поставщика, адресации заказа на определенный набор товаров (из уже рассмотренных, плюс рассматриваемый) поставщику, предлагающему более выгодные условия сделки (базовые цены, скидки). Этот алгоритм позволяет сформировать заказ минимальной стоимости.

5. Перед потребителем возникает задача целесообразного выбора плана закупок с учетом своих интересов, то есть удовлетворения своих потребностей при минимально необходимых для этой цели затратах. Основной трудностью в данном случае является то, что возможны взаимозаменяемые группы материалов. Для решения поставленной задачи в диссертации разработана модель распределения заказов с учетом возможной взаимозаменяемости поставляемых материалов. Построение графа закупок, вкотором оптимальный план соответствует пути в сети, имеющему максимальную длину, позволило получить оптимальный по критерию затрат план закупок.

6. Разработанные в диссертационной работе модели и алгоритмы позволяют провести оптимизацию организационных процедур в системе материально-технического обеспечения строительного производства. Возможность оценки ситуации при наличии большого ассортимента продукции, множества предложений поставщиков, финансовых ограничений позволяет сделать вывод о том, что разработанный в диссертации метод дает возможность поиска оптимального решения в части обеспечения функционирования системы управления материальными ресурсами на предприятии по критерию минимизации затрат.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Ю. Количественный анализ спроса на агрегированный продукт (Препринт). — М., 1999. с. 10−16.
  2. В.И., Баркалов С. А., Бурков В. Н., Курочка П. Н. и др. Прикладные задачи управления строительными проектами. Воронеж «Центрально — Черноземное книжное издательство» 2008. — 765 с.
  3. А. Партнерство при закупках. // Логинфо № 1, 2003.
  4. О. С., Мамиконов А. Г. Математические модели маркетинга. Аналитический обзор. // Автоматика и телемеханика № 8, 1991. с. 3 16.
  5. С.А., Бабкин В. Ф. Управление проектами в строительстве // Учебное пособие. Воронеж: ВГАСУ, 2000. — 310 с.
  6. С.А., Бурков В. Н., Курочка П. Н., Образцов H.H. Задачи управления материально техническим снабжением в рыночной экономике (Препринт)-М.: ИПУ им. В. А. Трапезникова РАН, 2000.
  7. И.М., Дурасов A.C., Карпенко О. И. Материально-техническое снабжение: Учебное пособие/Под ред. Л. М. Михневича.-Мн.: БГЭУ, 2002.-182 с.
  8. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 320 с.
  9. Богатова Татьяна. Всё для строительства и ремонта. // PC Week № 7, 2001.
  10. К.Я. Экономическая оценка производственно-технологической комплектации строительства. Минск: Беларусь, 1979. -191 с.
  11. Дж., Кенигсберг Э. Научное управление запасами.-М., 1967.-424 с.
  12. В.Н., Джавахадзе Г. С. Экономико-математические модели управления производством строительных материалов (Препринт). М.: Институт проблем управления РАН, 1996.
  13. Вавилонская башня? www.sovtransavto.m.
  14. Г. Основы исследования операций. Т. 1 3. — М.: Мир, 1973.
  15. А., Панибратов Ю. П., Резник С. Д., Хитров В. А. Управление в строительстве. Москва — Санкт-Петербург: Изд-во ассоциации строительных вузов, 2001, — 348 с.
  16. A.M. Логистика: Учебник.-М.: ИТК Дашков и К, 2003. 408 с.
  17. A.M. Методы и модели в управлении опытным производством.- М.: Машиностроение, 1980. 224 с.
  18. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство «Финпресс», 1998. — 416 с.
  19. Е.Г., Юдин Д. Б. Задачи линейного программирования транспортного типа. М.: Наука, 1969.
  20. Гордиенко И. e-Procurement. Сила простых идей. // Бумажный инфобизнес № 3, 2001.
  21. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992. -351 с.
  22. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М. Котельниковой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 288 с.
  23. A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы.-М., 1998.-486 с.
  24. . Аутсорсинг: критерии естественного отбора // http://www.devbusiness.ru/development/strategy/outsourcingalt.html
  25. Ю.М., Ястремский А. И. Стохастические модели и методы в экономическом планировании. М.: Наука, 1979.- 253 с.
  26. Е.П., Мытник Н. П., Щербаков А. И. Маркетинг и логистика в строительстве. Учебное пособие. Новосибирск: НГАС, 1994. — 64 с.
  27. П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 496 с.
  28. A.M., Петров В. В. Логистика производственных и товарных запасов. Учебник. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 320 с.
  29. Ю.П., Лотов A.B. Математические модели в экономике. М.:1. Наука, 1979. 304 с.
  30. .П., Мартыщенко Л. А., Иванцов И. Б. Информационная микроэкономика. М., 1998. — 162 с.
  31. Информационные системы в управлении складированием. Николаев А. //1. Логинфо № 4, 2003.
  32. К.В., Шепелев И. Г., Аксенов В. М. Автоматизация управления снабжением в строительстве.-Л.: Стройиздат, Ленингр. отд., 1987.-152 с.
  33. Н.Я., Руссман И. Б. Модели и программное обеспечение прогноза финансовой состоятельности предприятия. Системное моделирование. Сб. Трудов ВГУ, Воронеж, 1994, с. 34−38.
  34. Е. Дистанционное управление. // Секрет фирмы № 5, 2003.
  35. В.А., Козловская Э. А., Савруков Н. Т. Логистический менеджмент. СПб.: Политехника, 1999. — 275 с.
  36. Е.И. Финансовое управление закупками в торговых организациях. // Финансовый менеджмент № 2, 2001. с. 42 52.
  37. В.В. Маркетинг: сервисная деятельность.-СПб.: ПИТЕР, 2000.-240 с.
  38. П.Н., Храбсков A.C. Задача выбора поставщиков с учетом системы стимулирования потребителей // Современные сложные системы управления. Тверь: Тверской гос. техн. ун-тет, 2004. с. 113−118. (Личноавтором выполнено 4 е.).
  39. Лично автором выполнено 1 е.).
  40. В.А., Мандель A.C. Методы управления запасами в АСУП. -М.: ИПУ РАН, 1975.-64 с.
  41. В.А., Мандель A.C. Модели и методы управления запасами. -М.: Наука, 1991.- 189 с.
  42. В. Комментарии к статье «Аутсорсинг интернет-решений». // Журнал «СЮ», № 7, 2002.
  43. Маркетинг / Под ред. Кродисова. Киев: Украина, 1995.
  44. Маркетинг в строительстве / Под ред. И. С. Степанова, В. Я. Шайтанова -М.: Юрайт-М, 2001. 344 с.
  45. Методические рекомендации по организации снабженческо-сбытовой деятельности предприятия на основе маркетинга / изд.2-е уточненное и дополненное под редакцией В. А. Шумаева.-М.: ин-тут микроэк-ки, 2002,82 с.
  46. С.П., Козлов П. А. Оптимизация структуры транспортных потоков в динамике при приоритете потребителей. // Экономика и математические методы. Том XVIII, вып. 3, 1982. с. 521−531.
  47. Н.К., Конышева М. В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии. Учебное пособие. М.: Финансыи статистика, 2002. 304 с.
  48. , И.Ф. Механизм использования ресурсов в антикризисном управлении на основе инноваций / Т. А. Аверина, И. Ф. Набиуллин // Вестник Воронеж, гос. техн. ун-та. 2009. — Т. 5, № 9. — С. 190 — 194. (Лично автором выполнено 2 с.)
  49. , И.Ф. Задача поиска оптимального привлечения ресурсов в зависимости от функции затрат / И. Ф. Набиуллин, Ю. А. Черенков // Вестник Воронеж, гос. техн. ун-та. 2009. — Т. 5, № 11. — С. 237 — 240. (Лично автором выполнено 2 с.)
  50. , И.Ф. Распределение ресурсов по множеству независимых проектов / И. Ф. Набиуллин, A.M. Ханов // Вестник Воронеж, гос. техн. ун-та. 2009. — Т. 5, № 12. — С. 135 — 140. (Лично автором выполнено 2 с.)
  51. , И.Ф. Построение оптимального календарного плана выполнения всех работ проекта / И. Ф. Набиуллин, Е. А. Сидоренко // Вестник Воронеж, гос. техн. ун-та. 2010. — Т. 6, № 6. — С. 88 — 91. (Лично автором выполнено 1с.)
  52. , И.Ф. Комплексная оценка в задачах управления программами / В. Н. Бурков, Е. А. Власова, И. Ф. Набиуллин // Вестник Воронеж, гос. техн. ун-та. 2010. — Т. 6, № 8. — С. 145 — 149. (Лично автором выполнено 2 с.)
  53. , И.Ф. Задача выбора оптимального механизма управления объединением / И. Ф. Набиуллин, Ю. А. Карпов // Вестник Воронеж, гос. техн. ун-та. 2010. — Т. 6, № 10. — С. 147 — 150. (Лично автором выполнено 1с.)
  54. , И.Ф. Разработка моделей эффективного распределения заказа между поставщиками / И. Ф. Набиуллин, В. Б. Курносов, И. С. Суровцев // Вестник Воронеж, гос. техн. ун-та. 2010. — Т. 6, № 11. — С. 8 — 13. (Лично автором выполнено 2 с.)
  55. , И.Ф. Оценка сбытовой политики поставщика / И. Ф. Набиуллин, И. С. Суровцев // Научный вестник Воронеж, гос. арх.-строит. ун-та. 2010. — № 4. (Лично автором выполнено 2 с.)
  56. , И.Ф. Формирование оптимального плана закупок / И. Ф. Набиуллин, И. С. Суровцев // Научный вестник Воронеж, гос. арх.-строит. ун-та. 2010. — № 4. (Лично автором выполнено 2 с.)
  57. Ю. М. Логистика: Учебник для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 389 с.
  58. Д.А. Механизмы стимулирования в моделях активных систем с нечеткой неопределенностью. М.: ИЛУ РАН, 1997. 101 с.
  59. М.В. Маркетингово-экономическая модель аттестации поставщиков. // Корпоративный менеджмент № 5, 2003.
  60. Р.Б., Крылова Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) — «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001.-232 с.
  61. Т.Н., Первозванский A.A. Элементы теории управления запасами. Ленинград: Ленинградский университет, 1983. — 109 с.
  62. И.П. К уточнению некоторых понятий логистики. // Автоматизация и современные технологии № 11, 1996. с. 28 31.
  63. Н. Методы теории массового обслуживания и управления запасами: Пер. с англ. Е. Г. Коваленко. Под ред. H.H. Коваленко. М., 1969.-356 с.
  64. Правильный Cash&Carry-HOBbm формат для России. // Логинфо, № 9, 2001.
  65. Прикладные модели в организации и управлении организационными системами: / С. А. Баркалов, В. Н. Бурков, H.A. Шульженко- Воронеж, гос. арх.-строит. ун-т. Тула, 2002. — 310с.
  66. Прикладные экономико-математические модели процессов сбыта и материально-технического снабжения в строительстве: Учебное пособие /
  67. С. А. Баркалов, А. С. Храбсков, И. А. Малинова, А. И. Половинкина- Под общ. ред. С. А. Баркалова- Воронеж, гос. арх.-строит. ун-тет. Воронеж, 2003.-250 с.
  68. А., Моисеева Н., Савруков Н., Пилищенко Н. Промышленная логистика. Конспект лекций. Чебоксары, 1994. с 64−69.
  69. А.Р., Радионов Р. А. Нормирование производственных запасов и вложенных в них оборотных средств. М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. — 248 с.
  70. А.Р., Радионов Р. А. Управление сбытовыми запасами и оборотными средствами предприятия (практика нормирования): Учебное пособие. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1999. — 400 с.
  71. Регионы догнали Москву по темпам роста розничных торговых сетей. // www. cia-center.ru/news.
  72. В.Н., Федоркова Н. В. Оптимизация материальных потоков в производственно-сбытовой системе. Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 1999. — 169 с.
  73. Ю.И. Теория очередей и управление запасами. СПб: Питер, 2001.-384 е.: ил.
  74. Система визуального слежения за грузом. // www.tses.ru.
  75. М.П. Оперативное управление производством и поставками. -Киев: Наук, думка, 1991. 144 с.
  76. М.В. Контрактно-ценовая политика в маркетинге. Курс лекций. // www.marketing.spb.ru/read/lcursl/36.htm
  77. Л.А., Тамашевич В. Н., Уебе Г., Шефер М. Многомерный статистический анализ в экономике: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. Н. Тамашевича. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 598 с.
  78. В.Н., Ивакин Е. К. Маркетинг строительства: Учебное пособие. М.: Изд-во ПРИОР, 2001.- 144 с.
  79. А.Н. Управление запасами широкой номенклатуры: с чего начинать? // Логинфо № 12, 2003.
  80. Суу^н Ю Г. Ппк-пя п прези лента АСМАП // www.transport.ru/asmap.
  81. В. М. Ценовая политика предприятия. СПб: Питер, 2001.-272 с.
  82. ТитоваВ.А. Маркетинг. Учебное пособие-Ростов н/Д: Феникс, 2001.-448 с.
  83. Н.Ф. Взаимодействие участников логистической цепи. Место транспортно-экспедиторской компании в логистической цепи. // www. с i a-center.ru.
  84. Н.Ф. Логистическая цепь и ее элементы. Современные концепции логистики.// www. cia-center.ru.
  85. Н.Ф. Оргструктура складской компании и подразделений. Функции персонала. Информационные потоки. // www. cia-center.ru.
  86. В.В., Эриашвили Н. Д. Экономико-математические методы и модели в маркетинге: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. В. Федосеева. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 159 с.
  87. Э.С., Шестаков В. Н. Управление материальными ресурсами. -М.: Экономика, 1987. 159 с.
  88. Дж., Уайтин Т. Анализ систем управления запасами.-М.:1. Наука, 1969.
  89. Е.А., Сакович В. А., Колосков С. П. Оптимизация хозяйственных связей и материальных запасов. М., «Экономика», 1977, 263 с.
  90. Е.А. Автоматизированные системы управления, планирования и учета в материально-техническом снабжении.-М.: Экономика, 1989.-158 с.
  91. Эрв Мате, Даниель Тиксье. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия. М.: АО Издат. группа «Прогресс», 1993. с. 7−32.
  92. Beasley J.E. Operations Research-Notes (OR-Notes). // http://mscmga.ms. ic. ac.uk/i eb/or/index .html.
  93. Cavatinio, Kaufmann. QDA: Quantity Discount Analysis. //www.ideas.repec.org/
  94. ArticleSeries/Textchl9QDADefinitionandExample.ppt.
  95. Charles J. Corbett, Xavier de Groote. A Supplier’s Optimal Quantity Discount Policy Under Asymmetric Information. // Management Science Vol. 46, № 3, March 2000. pp. 444 450.
  96. Chuck Wong, Bernard Price, Michael Bogner. Quantity discount analysis and Software. // www.nionmouth.armY.mil.
  97. E-commerce. Прозрение B2B. // ИнфоБизнес № 37, 2000.
  98. KNLogin устанавливает новые стандарты. // www.sovtransavto.ru.
  99. Открытое акционерное общество
  100. ул., д.79/1, г. Томск, 634 021 тел./факс (3822) 711−000 e-mail: [email protected] 9001 ¦ l. llllll JJ. I1. Томскаядомостроительная компания
  101. ИНН/КПП 7 014 036 553 / 701 701 001 ОГРН 1 027 000 761 040 Код по 0КП0 209 016 101. УТВЕРЖДАЮ
  102. Заместитель генерального директора ОАО «То^г^^д^Е^сроительская1. A.A.J1. АКТ28 сентября 2010 г. «г. Томск
  103. О результатах внедрения законченной научно-исследовательской работы по разработке методических рекомендаций
  104. Результатом работы явилась разработка ряда методических материалов по созданию и практическому использованию эффективных алгоритмов оптимизации организационных процедур в системе материально-технического обеспечения строительства.1. В их числе:
  105. Коммерческий директор ЗАО «СУ ТДСК"1. К.А.Прохорец
Заполнить форму текущей работой