Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Финансовый лизинг как инструмент санации предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Способ финансирования при помощи лизинга влияет на распределение денежных потоков инвестиционного проекта между государством, частными инвесторами и участниками сделки. Рассмотренная модель рынка, в которой исключены амортизация и не связанные напрямую с денежным потоком налоговые отчисления, рассмотрены проекты, в которых исключена возможность ущерба от необоснованных налоговых потерь, в том… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ^ Теоретические основы лизинговых отношений и методология их Ф ' ' исследования. 2 Международное и российское правовое регулирование лизинговых операций и их отражение в бухгалтерском учете. ^ Экономические интересы участников лизинговых операций.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ЛИЗИНГА В ПРОЦЕССЕ САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ.

2 | Соотношение экономических категорий неплатежеспособности, банкротства и санации.

2 2 Роль лизинга в изменении структуры собственности предприятия. 2з Лизинг как способ кредитования санируемых предприятий.

2 ^ Ценообразование на лизинговые услуги для малоприбыльных и неприбыльных предприятий.

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЗИНГА В ПРОЦЕССЕ САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ. ^ Коммерческое лизинговое кредитование предприятий. 2 Государственное кредитование предприятий на лизинговой основе

Финансовый лизинг как инструмент санации предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования механизма использования финансового лизинга в санации предприятий обусловлена последовательным формированием рыночных отношений в российской экономике и объективными причинами неплатежеспособности предприятий. До настоящего времени остаются нерешенными многие теоретические вопросы разработки и практической реализации эффективных рыночных управленческих решений как в финансово-кредитной сфере, так и в реальных отраслях экономики.

До последнего времени развитие лизингового бизнеса в РФ сохраняется на невысоком уровне. По данным большинства экономических источников, объемы, лизинговых операций в развитых странах составляют 25 — 30% от общей суммы прямых инвестиций.1 В России, при правительственной поддержке и даже непосредственном финансировании лизинга из бюджетов различных уровней, этот показатель составлял примерно 1−2% до последних лет и по самым оптимистичным оценкам стал немногим более 5% к концу 2002 года.2 Эти показатели, очевидно, неадекватны тому сравнительно льготному налоговому режиму для лизинга в РФ, который сложился на протяжении последних почти 10 лет и которого нет в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Такое положение дел свидетельствует о нереализованных возможностях в управлении лизинговой деятельностью как на корпоративном, так и на государственном уровне, использовании его возможностей в целях санирования неплатежеспособных предприятий. Новым импульсом в развитии лизинга могут стать теоретическое обоснование и практические рекомендации возможности его использования в процессе финансовой санации предприятий.

1 См., например, данные по лизинговому бизнесу в странах Америки и Европы в книге «Лизинг и коммерческий кредит», статистические исследования ассоциаций арендодателей стран Европы и Америки, а также статистические исследования, опубликованные в журнале «Лизинг-Ревю» в 1996;2003 гг.

2 Газман В. Рынок лизинговых услуг России-2002. // Лизинг-Ревю, 2003, № 3, С 4.

Создание и совершенствование правовой базы для дальнейшего развития рыночных отношений, структурная перестройка экономики, реорганизация финансовой и кредитной систем, экспорт капитала транснациональных корпораций в Россию в виде товаров производственного назначения сопряжены с созданием большого числа универсальных и специализированных предприятий, способных организовывать и проводить лизинговые операции. Вопросы управления лизингом как новой для РФ формы финансово-кредитной и инвестиционной’деятельности имеют особую актуальность, если принять во внимание, что лизинг традиционно считается коммерчески эффективным способом капиталовложений, а также одним из действенных методов достижения стабильности в долгосрочном кредитовании в жизненно важных для страны отраслях экономики.

Таким образом, проблема эффективного использования лизинга для более быстрых преобразований в экономике, сопряженная с теоретическим обоснованием и практическим применением новых действенных методов санации предприятий, определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Труды российских и зарубежных авторов составили методологическую основу исследования возможности использования лизинга в процессе санации предприятий. В диссертации использованы работы российских ученых, посвященные проблемам лизинга (Чекмарева Е., Газман В, Сусонян К., Джуха В., Горемыкин В., Прилуцкий JI. и другие), а также зарубежных ученых, исследовавших вопросы эффективного управления лизинговой деятельностью (Д. Эдви, Д. Колин, Кэмпеблл, Д. Бросма П. Б., дэ Граба П., Дюринк Е., Янсэн К., Лэверен Е., Хулле К., Гутман Е, Ягил Ж., Хопэ П. Ф., Хугель Р., Кринский И., Мехрез А., Модильяни Ф., Миллер М., Петролилло П., Портер Р.).

Степень разработанности проблемы можно характеризовать в двух аспектах.

1. Недостаточность и неоднозначность теоретических исследований лизинга, осуществленных до настоящего времени российскими учеными.

Относительная новизна проблемы, возникшей с развитием рыночных отношений, ее недостаточная степень разработанности обусловлены тем, что в условиях плановой экономики использование лизинга как финансового инструмента не могло осуществляться. За 15 лет рыночных реформ значительных изменений и масштабного использования лизинга на практике не произошло. Г.

Выявлены значительные расхождения в глубине анализа лизинга в к. зарубежной и отечественной литературе. Так, за последние 10 лет вышло более 200 отечественных изданий по лизингу, однако теоретическая часть в основном строится на комментариях меняющегося российского законодательства.

2. Отсутствие экономических исследований, связанных с возможностью использования лизинга, как инструмента финансовой санации предприятий.

До настоящего времени в России таких исследований не проводилось. Устоявшееся в среде российских экономистов-практиков мнение таково, что лизинг эффективен только для высокорентабельных предприятий, однако, зарубежная лизинговая практика не дает повода для таких утверждений.

Сложную задачу представляет адекватное применение общих теоретических разработок к относительно новым финансово-кредитным инструментам в конкретных отечественных экономических условиях России. Материалы многих зарубежных академических работ по теории и практике лизинга, выполненных за последние 50 лет, так или иначе могут быть использованы в российской практике санации предприятий. Однако требуются существенные дополнения и корректировки, учитывающие специфику российской экономики, прежде чем станет возможным применение в РФ использующихся за рубежом методов.

Наличие нерешенных проблем в управлении лизинговыми операциями, направленными на финансовое оздоровление предприятий общепризнанно, но удовлетворяющих специалистов моделей использования лизинга для решения финансовых проблем российских предприятий в настоящее время не выработано.

Самостоятельный анализ автора диссертации в данной сфере изначально сконцентрировался на выявлении конкретных действий по применению лизинга в указанной области: производилось моделирование различных ситуаций, дающих представление о результатах лизингового кредитования предприятий, давалась оценка их приемлемости в современных российских условиях. Г.

Актуальность и недостаточная реализация возможностей использования лизингового финансирования инвестиций для антикризисного управления на предприятиях страны определяют объект, предмет и цель исследования.

Объект исследования. В качестве объекта выступает лизинговое финансирование и методы его эффективного использования для антикризисного управления на предприятиях.

Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, складывающихся между участниками лизинговой сделки в процессе антикризисного управления на предприятии. Такое исследование позволяет разработать модели эффективного использования лизинга в процессах санации.

Целью диссертационной работы является обоснование возможности и необходимости использования лизинга в процессе санации предприятий. Достижение поставленной цели требует решения конкретных задач: ^ 1. теоретически обосновать возможности использования финансового лизинга в процессе санации предприятий- 2. определить экономические интересы участников лизинга в процессе санации предприятийг 3. исследовать лизинг как способ изменения структуры собственности гfr предприятия;

4. рассмотреть лизинг как инструмент особого рода кредитования L санируемых предприятий;

5. обосновать способ ценообразования на лизинговые услуги для малоприбыльных и убыточных предприятий;

6. исследовать методические вопросы реформирования лизингового бизнеса в современных российских условиях и выявить перспективные направления совершенствования экономического регулирования лизинга в РФ;

7. на основе российской практики применения лизинга в санации предприятий создать модель коммерческого лизингового кредитования санируемых предприятий и дать оценку государственному кредитованию предприятий на лизинговой основе. *.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют фундаментальные положения экономической теории. В работе использован диалектический метод исследования противоречий в развитии объекта, а также системный подход для выработки оптимизационных процедур в рамках разработанной концепции финансового лизинга как инструмента санации предприятия. Для решения поставленных задач применялись методы математической статистики, экономического и логического анализа.

Наиболее существенные результаты, полученные автором:

1. Доказано, что в транзитивной экономике РФ целесообразно развитие финансового лизинга и использование его как одного из инструментов санации предприятий. Обоснована необходимость разработки специальных нормативно-методических документов, регламентирующих и обеспечивающих механизм использования лизинга как финансового инструмента санации.

2. -" Аргументированы возможность и необходимость использования возвратного лизинга в процессе финансового оздоровления предприятий для временного изменения структуры собственности.

Г" .

3. Обоснована целесообразность использования возвратного лизинга для увеличеь^я оборотных средств санируемого предприятия. Как источник оборотных средств возвратный лизинг может быть выгоднее банковского кредита, в особенности для малорентабельных и неприбыльных предприятий.

4. Раскрыта возможность реструктуризации дебиторской задолженности с использованием механизма возвратного лизинга. Лизинговая компания выкупает у предприятия-кредитора долги предприятия-должника и приобретает у него имущество, одновременно передавая ему это имущество в лизинг.

5. Выявлено:

— при отсутствии не связанных напрямую с денежным потоком налоговых отчислений договора об аренде оборудования и" его покупке в кредит с экономической точки зрения тождественны, т.к. нет существенных различий двух форм финансирования;

— финансовая аренда приобретает свои характерные особенности при существовании различных ограничений, в том числе в виде налогов;

— оптимальным способом финансирования капиталовложений является тот, в соответствии с которым денежные потоки генерируются в наиболее льготном с точки зрения налогов режиме, когда налоговая ставка для арендодателя выше, чем для арендатора.

6.Сформулированы и обоснованы меры рационального использования целевых средств государственного бюджета для финансирования на лизинговой основе предприятий приоритетных отраслей, которым необходимо финансовое оздоровление. *.

Е" .

Новизна диссертационного исследования состоит в разработке авторской концепции использования финансового лизинга для санации предприятий, г.

1. Доказана, что финансовые ресурсы российских лизинговых компаний.

Г" могут эффектною использоваться в процессе санации предприятий. При существующем Порядке налогообложения они могут субсидировать стоимость лизинга за счет экономий на налогах и таким образом финансировать малорентабельные санируемые и особенно неприбыльные предприятия. Коммерческая эффективность лизинговой сделки в данном случае заключается в особом ценообразовании на лизинговые услуги и уменьшении налоговых поступлений в государственный бюджет.

2. Разработана модель расчета стоимости лизингового финансирования по сравнению с альтернативным инвестиционным кредитом. Она обеспечивает кредиторам предприятия возможность более полно учесть собственные экономические интересы и рассчитать экономическую целесообразность лизинга по сравнению с традиционным инвестиционным кредитом.

3. Создана модель замещения инвестиционных кредитов лизинговым финансированием в долгосрочной временной перспективе. Она раскрывает экономические преимущества лизинга, если лизингополучатель планирует расширение масштабов бизнеса, поскольку лизинг создает такую возможность посредством ускорения амортизации основных средств.

4. Обоснована модель оперативного управления с использованием лизинга в деятельности санируемых предприятий. Модель базируется на том, что инвестиционный проект не является высоко рентабельным, сокращение сроков инвестирования нецелесообразно или невозможно, предприятие-лизингополучатель не предполагает развитие тех направлений бизнеса, в которых осуществляются инвестиции, и рассматривает возможные последствия (в том числе налоговые) его продажи в будущем. В этом варианте необходим корректный! учет сроков сравнения различных схем финансирования в инвестиционного проекта. Модель ориентирована на завершение проекта, организованного на основе кредитования, в срок окончания лизинга.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях в Московском государственном университете экономики, статистики и информа-шки: «Экономическая теория и практика: проблемы взаимодействия», МГУЭСИ, 2003 г., международной научно-практической конференции «Бизнес в России и с Россией», а также освещались в печати.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использовать основные выводы и рекомендации в научно-исследовательской работе по изучению проблем лизинга как в целом, так и его эффективного применения в процессе санации предприятий.

Практическая значимость результатов исследования заключается в реализации разработанных в диссертации моделей в антикризисном управлении предприятиями, в решении задач инвестиционного и финансового планирования лизинговой деятельности хозяйствующими субъектами и органами государственного управления, в адекватном выборе имеющихся альтернативных возможностей антикризисного управления.

Основные положения диссертации могут использоваться в учебном процессе по курсам лизинга, инвестиционного менеджмента и антикризисного управления. г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Становление транзитивной рыночной экономики, ее развитие создали необходимые социально-экономические основы для появления и массового распространения лизинга как особой формы имущественных отношений, обусловленных отделением собственности на капитал от его функции, проявляющихся в отношениях долгосрочной арендыособой формы кредитования и инвестированияотношений купли-продажи в рассрочку.

2. Современная экономика России не устранила причин достаточно массовой неплатежеспособности предприятий и не сняла проблемы их несостоятельности (банкротства). Для предотвращения банкротства российским законодательством предусмотрена мера санации.

3. В диссертации раскрыто, что лизинг можно использовать как финансовый инструмент санации предприятий, т.к. он имеет ряд преимуществ перед другими формами финансирования в целом предприятий и, в особенности, для неплатежеспособных, т.к. им трудно получить как государственный, так и коммерческий кредит, получить отсрочку кредиторской задолженности, продать свою дебиторскую, для улучшения своего баланса.

4. Сравнительный анализ российской и мировой (развитых стран Северной Америки и Западной Европы) нормативно-правовой базы по лизинговым отношениям показал, что лизинг в развитых странах, как правило, не регламентируется специальным законодательством, а регулируется общими нормами гражданского, торгового, коммерческого и др. права. Экономическое регулирование лизинговых отношений обычно осуществляется правилами бухгалтерского учета арендных отношений, учитывающих наряду с другими моментами налоговые льготы.

5.' В диссертации выявлены и обоснованы экономические интересы участников лизинговой сделки и возможности их задействования в процессе санации предприятий. Рассмотрение возможности организации лизинговой деятельности в целом, а также целесообразность проведения конкретной лизинговой сделки для санации предприятия, в частности, следует начинать с выявления конкретных интересов хозяйствующих субъектов в рамках лизинга. Если для каждого из участников лизинговой сделки (а автора интересуют, прежде всего, интересы лизингополучателя санируемого предприятия), то лизинг лишен экономического смысла.

6. — Анализ механизма использования возможностей лизинга для санаций предприятий предполагает рассмотрение основополагающих исходных понятий: неплатежеспособность, ее общих и специфических причин, банкротства, санации и ее форм и показал, что решающее значение имеет для восстановления платежеспособности движение денежных потоков, в оптимальной реализации которых может сыграть лизинг.

7. Исследование механизма использования лизинга как финансового инструмента санации и три направления его использования для изменения структуры собственности, реструктуризации кредиторской задолженности и при ценообразовании для малорентабельного и неприбыльного производства доказали возможности использования механизма лизинга в современных российских условиях для санации предприятий.

8. Рассмотренные варианты увеличения капитала предприятия: дополнительное акционирование (невозможное для неплатежеспособного предприятия), покупка имущества с использованием заемных средств (сомнительно) и аренды с последующим выкупом (в России выступает как сделка лизинга) показало экономические преимущества (при соблюдении ряда экономических условий помимо льгот по налогообложению) последнего варианта.

9. Способ финансирования при помощи лизинга влияет на распределение денежных потоков инвестиционного проекта между государством, частными инвесторами и участниками сделки. Рассмотренная модель рынка, в которой исключены амортизация и не связанные напрямую с денежным потоком налоговые отчисления, рассмотрены проекты, в которых исключена возможность ущерба от необоснованных налоговых потерь, в том числе в будущем (или задним числом). Показала, что лучшим способом финансировать программу капиталовложений является тот, в соответствии с которым генерируются денежныепотоки в максимально льготном с точки зрения налогов режиме.

10. Разр1ботанная экономическая модель для обнаружения и конкретизации налогового эффекта аренды и определения возможностей его использования в ценообразовании на лизинговые услуги для малоприбыльных и неприбыльных предприятий доказала возможность использования лизинга для снижения затрат на капиталовложения субъектов бизнеса.

11. Доказано положение, что финансирование в форме лизинга для малорентабельных и неприбыльных предприятий и обеспечивает получение экономической прибыли. Коммерческая эффективность лизинговой сделки в данном случае прежде всего заключается в особом ценообразовании на лизинговые услуги и оборачивается уменьшением налоговых поступлений в государственный бюджет. Хотя последнеенегативный эффект лизинга с точки зрения фискальной функции государства, но если предприятия в приоритетных для государства отраслях требуют санации и связанных с ней скорейших инвестиционных вложений, то действия лизингодателей как финансовых посредников могут быть восприняты нейтрально с точки зрения государства.

12. Для прогнозирования экономических результатов реализации инвестиционного проекта с использованием лизинга была разработана модель и рассмотрен пример коммерческого лизингового кредитования предприятия, учитывающий действующую в настоящее время в России нормативно-правовую основу ведения предпринимательства. Доказано, что в современных условиях России экономически выгодными могут быть соглашения между лизингодателем и лизингополучателем на коммерческой основе в 10-летней временной перспективе.

13. Анализ эффективности использования государственной финансовой поддержки посредством лизинга показал, что в целом полученные средства используются предприятиями, как правило, на увеличение производства и проведение санационных мероприятий. Однако существует проблема своевременности лизинговых платежей. с.

При государственной лизинговой поддержке санируемого предприятия, распределение финансовых ресурсов осуществляется по двум ключевым направлениям: централизованном и децентрализованном.

14. При отсутствии прямых финансовых отношений между государством и санируемым предприятием нецелесообразно рассматривать вопрос о предоставлении лизинговой поддержки конкретным субъектам хозяйствования — санационным структурам. Это должно быть компетенцией соответствующих банков и лизинговых компаний, поскольку они берут на себя всю полноту ответственности перед государством за целевое использование предоставленных правительством кредитных ресурсов и их своевременный возврат.

15. Существующий механизм финансовой поддержки в настоящее время оправдал себя не полностью. По причине чрезмерно высоких процентных ставок за пользование имуществом на основе лизинга (некоторые предприятия сами отказались от санационных лизинговых вложений), так и отсутствия у многих субъектов хозяйствования достаточного обеспечения, что послужило причиной отказа коммерческих банков и лизинговых компаний от предоставления данным предприятиям в пользование материальных ресурсов.

— 16. В результате проведенного исследования сформулированы практические рекомендации по улучшению использования средств государственного бюджета на лизинговой основе для санации предприятий:

— необходимость прекращения пролонгации сроков лизинговых платежей предприятиям, получившим имущество в лизинг за счет средств федерального лизингового фонда;

— целесообразность установления финансовой ответственности администраций субъектов РФ как гарантов своевременного возврата полученных регионами средств федерального лизингового фонда. При этом не должна снижаться финансовая ответственность лизингодателей (использующих бюджетный средства) за эффективное использование лизингового фонда;

— при ограниченных объемах средств лизингового фонда, предприятиям, занимающимся размещением государственных средств в лизинговые проекты санируемых предприятий, необходимо направлять в первую очередь производителям высокотехнологичной продукции;

— лизингодателям, использующим средства государственного бюджета, целесообразно провести инвентаризацию соответствующих лизингополучателей, чтобы пополнить лизинговый фонд за счет восстановления средств, используемых не по назначению или в. нарушение принятых порядков;

— управляющим государственного лизингового фонда необходимо обеспечить своевременный возврат средств лизинговым компаниям в форме поставки продукции лизингополучателям;

— доработать порядок использования средств федерального бюджета, выделенных на проведение лизинговых операций, устранив множественность директивных документов по лизинговым операциям;

— предусмотреть предоплату предприятиям отечественного машиностроения за технику, поставляемую в лизинг, с жесткой финансовой ответственностью за своевременную ее поставку;

— приостановить выделение средств из государственного бюджета на закупку импортной техники для поставок по лизингу, аналоги которой выпускаются отечественными заводами, кроме техники из стран СНГ.

— установить государственный контроль за ценами на продукцию, поставляемую по лизингу за счет средств федерального бюджета в случае гарантированного государственного заказа.

— обеспечить срочное восстановление бюджетных средств федерального лизингового фонда из коммерческих банковнаходящихся в стадии банкротствав будущем использовать для этих целей лицевые счета казначейства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. (а). Действующие нормативные документы федерального уровня.
  2. ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 24, 25 июля 2002 г.).
  3. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изм. и доп. от 29 января 2002 г.).
  4. Федеральный закон РФ от 8 февраля 1998 г. № 16-ФЗ. «О присоединении Российской Федерации к конвенция УНИДРУА О международной финансовой аренде от 28 мая 1988 года».
  5. Федеральный закон РФ подписан президентом 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
  6. Федеральный закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  7. Федеральный закон РФ от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
  8. Новая редакция закона «О несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ, принята Государственной Думой 27 сентября 2002 года, одобрена Советом Федерации 16 октября 2002 года.
  9. Закон BP Украины от 16.12.1997 г. № 723/97-ВР О лизинге (изменения касаются ситуации банкротства лизингополучателя) •
  10. Приказ МНС РФ от 26 февраля 2002 г. N БГ-3−02/98 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
  11. Приказ Минфина РФ от 17 февраля 1997 г. N 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» (с изм. и доп. от 23 января 2001 г.).
  12. Приказ Министерства по антимонопольной политике (МАП) РФ от 6 мая 2000 г. N 342 «Об утверждении порядка определения доминирующего положения лизинговых компаний на рынке лизинговых услуг».
  13. Об изменении порядка передачи в лизинг оборудования (имущества), являющегося собственностью города Москвы (распоряжение премьера правительства Москвы от 06 февраля 1996 года 3 101). // Экономика и жизнь, февраль 1996, № 8.
  14. Письмо МНС РФ от 10 апреля 2002 г. N 02−5-10/50-Н890 «Об учете лизингового имущества в соответствии с Главой 25 НК РФ».
  15. Письмо ГТК РФ от 24 мая 1999 г. N 01−15/14 858. «О применении Федерального закона от 29.10.98 N 164-ФЗ «О лизинге».
  16. Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 8 января 2002 г. N 0402−06/½. «О применении коэффициента ускоренной амортизации при лизинге автотранспорта с 1 января 2002 г. «.
Заполнить форму текущей работой