Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика развития культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Модель культуры речи студентов — будущих учителей физики включает пять компонентов: 1) языковой — соблюдение норм литературного языка- 2) коммуникативный — владение функциональными стилями, целесообразность речи, соблюдение правил точности, понятности, чистоты, логичности, уместности речи и т. д.- 3) профессиональный, предполагающий владение нормами двух видов — предметными (знание физики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки развития культуры речи студентов специальности «Учитель физики»
    • 1. 1. Проблема формирования культуры речи учащихся при обучении физике в историческом развитии
    • 1. 2. Анализ проблемы развития культуры речи студентов специальности «Учитель физики» с позиций системного, компетентностного и личностно ориентированного подходов
    • 1. 3. Культура речи студентов — будущих учителей физики
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Методическая система развития культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики»
    • 2. 1. Модель культуры речи студентов — будущих учителей физики
    • 2. 2. Структура и краткая характеристика содержания компонентов методической системы развития культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики»
    • 2. 3. Приемы вовлечения студентов в процесс речевого общения на занятиях по физике
    • 2. 4. Условия более успешной реализации методической системы развития культуры речи студентов специальности
  • Учитель физики"
  • Выводы по II главе
  • Глава III. Содержание, методика проведения и результаты педагогического эксперимента
    • 3. 1. Задачи и методика проведения педагогического эксперимента
    • 3. 2. Методы диагностики и критерии оценки эффективности разработанной методической системы
    • 3. 3. Анализ результатов педагогического эксперимента
  • Выводы по III главе

Методика развития культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном информационном обществе с его новейшими технологиями роль устного живого слова по-прежнему велика. Слово является видовым человеческим признаком, поскольку среди всех видов общения преобладают те, которые опираются на устную речь.

Социально-экономические, культурно-правовые изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, выдвинули новые требования к подготовке специалиста. Рыночные отношения требуют от специалиста новых качеств, таких как инициативность, предприимчивость, профессиональная мобильность, умение адаптироваться в изменяющихся условиях, умение грамотно выразить свое мнение в той или иной ситуации.

При изучении любого предмета, в том числе и физики, надо овладеть умениями читать и понимать учебный текст, воспроизводить его общее содержание в устной или письменной форме. Особенно важно владеть культурой речи студентам, чья будущая профессия непосредственно связана с речью, — это артист, судебный работник, учитель, журналист и т. д. В учебном плане подготовки перечисленных специальностей есть предмет «Русский язык и культура речи», который дает основы знаний в области культуры речи, однако одного этого предмета недостаточно для того, чтобы научить будущих специалистов красивой и грамотной речи. В подготовке артиста, журналиста, судебного работника, за исключением профессии учителя физики, учебным планом в цикле «Общепредметные дисциплины федерального компонента» предусмотрена дисциплина, целенаправленно развивающая культуру профессиональной речи. Например, в подготовке артистов — сценическая речьсудебных работников — основы судебного красноречия (ораторское искусство) — журналистов — культура звучащей речи.

Исследование культуры речи в отечественной лингвистике связано с именами Л. В. Щербы, В. В. Виноградова, С. И. Ожегова, Т. А. Ладынежской, Л. П. Якубинского [163- 23- 106- 75- 168] и др. В 70 — 90-е годы XX века особое внимание уделяется изучению коммуникативного аспекта культуры речи. (JI.K. Граудина, E.H. Ширяев, Б. Н. Головин, Ю.Н. Караулов), выделяется личностный аспект — языковое сознание, языковая личность [35- 161- 28- 66]. Расширяющими понимание речевой культуры являются исследования E.H. Зарецкой, И. А. Зимней, А. Н. Леонтьева, А. Н. Васильевой, Л. А. Вербецкой, М. Р. Львова, В. Г. Костомарова [53- 57- 83- 18- 20- 88- 69] и др., рассматривающие речь как продукт социального развития, как передатчик общественных знаний о мире данной этической общности. Специфика речевого взаимодействия в учебной сфере исследуется достаточно интенсивно В.И. Кан-Каликом, A.A. Леонтьевым, А. К. Михальской, А. Р. Лурией [63- 64- 79- 80- 81- 82- 87] и другими учеными, в трудах которых рассматриваются риторические основы учебного общения, педагогический стиль общения, условия эффективности педагогической речи. Особый интерес представляют работы, посвященные вопросам психологии обучения речевому мастерству (Б.Ц. Бадмаев, A.A. Малышев) [7], культуры педагогического общения (B.C. Грехнев, Т. Н. Левашова, З.С. Смелкова) [36- 77- 137], профессионального обучающего общения преподавателя физики с учащимися (Н.Д. Колетвинова) [67], ораторского мастерства лектора (А.Е. Михневич) [98], речевой деятельности учителя (З.Г. Зайцева, А. Н. Ксенофонтова, Н. П. Мартинович, О. П. Протченко, Г. Е. Смирнова) [51- 72- 90- 116- 139]. В работах Н. Д. Десяевой, Т. А. Лебедевой, Л. Н. Ассуировой [43] рассмотрены речевые средства организации учебного процесса, коммуникативные качества речи, произведен анализ профессиональной педагогической речи. A.A. Мурашов [100- 101] в своих работах анализирует нормативность и целесообразность речи учителя.

В теории и методике обучения физике отдельных аспектов решения проблемы развития культуры речи в процессе обучения физике касались ученые A.B. Усова, Л. Я. Зорина, М. Д. Даммер (построение системного рассказа и его влияние на развитие речи) [151- 152- 38- 40- 41- 59]- A.A. Бобров, С. А. Суровикина (понимание и составление учебного текста по физике) [13;

14- 15]- K.K. Гомоюнов (виды многозначности терминов и способы их устранения при изучении естественнонаучных дисциплин) [30- 31] и др.

В исследование проблемы формирования культуры речи в процессе обучения физике большой вклад внесла A.B. Усова [156]. Она1 разработала планы обобщенного характера, которые помогают точно, понятно и правильно излагать суть физических теорий, явлений, законовею выделены педагогические условия формирования естественнонаучных понятий — правильное понимание и воспроизведение физических понятий, являющихся основой культуры физической речи. A.B. Усова отмечает важность учебных конференций по физике в развитии устной речи учащихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал.

Следует отметить, что в педагогической и методической литературе не раскрыты содержание, структура понятия «культура физической речи», не разработана целостная система эффективных форм и методов развития культуры физической речи в условиях вуза.

Наблюдение и анализ речевой деятельности учителей физики и студентов-физиков во время прохождения педагогической практики, собственный опыт работы показывают, что недостаточно систематизированная работа по развитию культуры речи в процессе обучения физике приводит к серьезным затруднениям в речевой деятельности у большинства студентов и даже некоторых учителей.

Таким образом, анализ научно-методических работ и диссертационных исследований позволил выявить следующие противоречия:

— на социально-педагогическом уровне — между социальной потребностью в выпускниках вузов — учителях физики, владеющих культурой речи, и реальной ситуацией в подготовке студентов специальности «Учитель физики», выраженной в низкой культуре владения ими как речевой коммуникацией, так и физической терминологией;

— на научно-педагогическом уровне — между необходимостью создания таких методических систем, которые способствовали бы развитию культуры речи в процессе обучения предметам естественно-математического цикла, и недостаточной разработанностью теоретических основ развития культуры речи при обучении названным предметам;

— на научно-методическом уровне — между необходимостью развития культуры речи в процессе обучения физике как составляющей коммуникативной компетентности студентов специальности «Учитель физики» и сложившейся практикой, в которой уделяется все меньше внимания культуре речи.

Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность исследования и его проблему: развитие культуры речи студентов при обучении физике в вузе. Тема исследования: «Методика развития культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики» «.

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методической системы развития культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики».

Объект исследования: процесс обучения физике студентов специальности «Учитель физики».

Предмет исследования: развитие культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики».

Для реализации цели исследования сформулирована гипотеза о том, что уровень развития культуры речи студентов специальности «Учитель физики» повыситься, если:

1) на основе системного, компетентностного и личностно ориентированного подходов разработать и внедрить методическую систему обучения физике, состоящую из четырех компонентов:

— мотивационно-целевого, включающего формирование компетентной личности, способного применять свои речевые умения и навыки в обучении физикеположительной мотивации студентов — будущих учителей физики для развития культуры речи;

— содержательного, включающего пять основных компонентов культуры речи студентов (языковой, коммуникативный, профессиональный, риторический, этический);

— процессуально-деятельностного, содержащего специальные задания, направленные на формирование каждого из выделенных компонентов культуры речи, и приемы их включения в учебный процесс в соответствии с этапами развития культуры речи студентовприемы вовлечения студентов в процесс речевого общения при обучении физике;

— результативно-корректирующего, предполагающего анализ и самоанализ устной и письменной речи студентов, корректирующие действия на разных этапах развития культуры речи;

2) выделить и реализовать условия более успешного функционирования методической системы:

— развитие культуры речи студентов при обучении физике во взаимосвязи с теорией и методикой обучения физике (ТиМОФ);

— введение в процесс обучения студентов-физиков в вузе курса по выбору «Культура речи учителя физики».

Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:

1. Изучить состояние проблемы развития культуры речи при обучении физике в науке и практике.

2. Раскрыть сущность, содержание и структуру понятия «культура речи», определить специфические особенности понятия «культура физической речи».

3. Разработать средства формирования положительной мотивации студентов для развития культуры речи (мотивационно-целевой компонент методической системы).

4. Разработать модель культуры речи студентов — будущих учителей физики (содержательный компонент).

5. Разработать задания, методические приемы, структуру и содержание занятий разных форм организации, направленных на формирование культуры речи студентов при обучении физике (процессуально-деятельностный компонент).

6. Разработать критерии анализа и самоанализа устной и письменной речи студентов (результативно-корректирующий компонент). Экспериментально проверить эффективность разработанной методической системы и условий ее более успешного функционирования.

Методологической основой исследования является многоуровневая концепция методологического знания, позволяющая использовать: на философском уровне — теорию познания и развития, положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и процессов окружающего мирана общенаучном уровне — системный подходна конкретно-научном уровне — идеи гуманизации образования, личностно ориентированный подход к процессу и результату обучения, компетентностный подход к образованию, теории педагогической инновационной деятельности.

Теоретическую основу исследования составили фундаментальные работы: по лингвистике, психолингвистике, социологии и деловой риторике, психологии, педагогике, связанные с культурой речи, речевым общением, речевым поведением, правилами психологического воздействия, по теории речевой деятельности и общения (JI.B. Щерба, В. В. Виноградов, E.H. Ширяев, А. Н. Леонтьев, E.H. Зарецкая, E.H. Щуркова, E.H. Шиянов, С. Л. Рубинштейн, И. А. Зимняя [163- 22- 161- 79- 53- 164- 162- 121- 58] и др.) — по теории формирования понятий (A.B. Усова) [151]- по теории педагогических систем (В.П. Беспалько, В.В.Серикова) [12- 132]- по использованию системного подхода в методике обучения физике (A.B. Усова, В. В. Завьялов, А. Н. Звягин, Л .Я. Зорина, М. Д. Даммер, И. С. Карасова, С. А. Суровикина [154- 48- 59- 38- 65- 144] и др.), личностно ориентированного подхода (Л.С. Выготский— Б.Г. Ананьева) [24- 3], компетентностного подхода (В.В. Сериков, Э. Ф. Зеер, Д. А. Иванов, Г. К. Селевко) [132- 55- 60- 128]- по методологии педагогики и теоретическим основам исследовательской деятельности учителя (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, Д. А. Новиков, М. И. Грабарь, А.А. Попова) [49- 50- 104- 33- 115] и другие, работы.

Методы исследования:

— теоретические: анализ литературы философского, психолого-педагогического, учебно-методического и лингво-риторического характера по проблеме исследованияанализ документации (учебных программ, планов, приказов, законов, стандартов) — анализ речевой деятельности учителей физики и студентовтеоретическое моделирование процесса обучения студентов по разработанной методической системе развития культуры речи в процессе обучения физике.

— эмпирические: анкетирование, беседа, наблюдение, психологическое тестирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов эксперимента, методы статистической обработки результатов.

Этапы исследования. Процесс исследования проблемы продолжался с 2003 по 2010 год на базе факультета физики и информатики Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева в три этапа:

1. Первый этап (2003 — 2004 гг.) — ориентировочно-ознакомительный и подготовительно-поисковый. Изучено состояние научного знания по проблеме исследования, определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, сформулированы исходные методологические и теоретические положения, выбраны методы исследования и разработана программа педагогического эксперимента, разработан первый вариант методической системы развития культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики». Проведены констатирующий и пробный эксперименты.

2. Второй этап (2004 — 2009 гг.) — экспериментально-аналитический. Организован и проведен обучающий эксперимент. Разработан комплекс специальных заданий, направленных на развитие культуры речи. Выделены и.

1 экспериментально проверены условия более эффективного функционирования методической системы.

3. Третий этап (2010 г.) — контрольно-обобщающий. Осуществлялся контрольный эксперимент с целью окончательной проверки эффективности разработанной методической системы и условий ее успешной реализации, статистическая обработка и оценка достоверности результатов эксперимента, обобщение и формулировка основных выводов и положений диссертации. Выполнена проверка исходной гипотезы и оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. В отличие от имеющихся работ по речевой деятельности в теории и методике обучения физике, в которых рассматривались отдельные аспекты развития речи учащихся, в настоящем исследовании выявлены возможности развивать культуру речи студентов в процессе обучения физике с позиций системного, компетентностного и личностно ориентированного подходов.

2. Построена структурная модель культуры речи студентов — будущих учителей физики, включающая компоненты: языковой, коммуникативный, профессиональный, риторический и этический.

3. Теоретически обоснована и разработана методическая система развития культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики», включающая следующие взаимосвязанные компоненты:

— мотивационно-целевой, описывающий цели и задачи развития культуры речи студентов, систему методических средств развития положительной мотивации студентов при развитии у них культуры речи в процессе обучения физике;

— содержательный, описывающий правила и нормы культуры речи студентов — будущих учителей физики;

— процессуально-деятельностный, объединяющий этапы развития культуры речи, средства развития (задания и памятки разных видов), приемы вовлечения студентов в процесс речевого общения на занятиях по физике разных форм;

— результативно-корректирующий, содержащий анализ и самоанализ' устной и письменной речи студентов-физиков, корректирующие действия на разных этапах развития культуры речи студентов.

4. Определеныи теоретически обоснованы условия, способствующие более успешной реализации разработанной методической системы: развитие культуры речи студентов при обучении физике во взаимосвязи с теорией и методикой обучения физике (ТиМОФ) — введение в процесс обучения студентов-физиков в вузе курса по выбору «Культура речи учителя физики».

Теоретическая значимость результатов исследования:

1. Уточнено содержание понятий «культура речи учителя» и «культура физической речи».

Культура речи учителя рассматривается как культура такой речи, которая проявляется в системах общения «учитель — ученик», «учитель — родитель», «учитель — учитель» и позволяет учителю при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в реализации образовательных целей.

Культура физической речи рассматривается как культура речи субъекта, проявляющаяся при описании и объяснении физических явлений и свойств материи, определении и характеристике физических величин, описании физических приборов, механизмов и машин, сопровождении физических опытов четким и логическим рассказом, грамотном чтении физических графиков, рисунков, чертежей и схем, формулировке физических законов, раскрытии физических теорий.

2. Представлен исторический анализ проблемы развития культуры речи при обучении физике в науке и практике, что вносит определенный вклад в теорию и методику обучения физике. В истории преподавания физики выделены шесть периодов, в которых проблема развития культуры речи при обучении физике решалась в той или иной степени.

3. Разработана классификация заданий для самостоятельной работы, направленной на развитие культуры физической речи студента (по временному параметру, виду использования речи, способу выполнения, способу участия студентов, месту проведения, степени самостоятельности, дидактическим средствам, выполняемой функции).

4. Разработана структура развития культуры речи студентов в процессе обучения физике, в которой выделены шесть этапов: 1) мотивационно-установочный (представление значимости и необходимости владения культурой речи) — 2) объяснительный (раскрытие сущности изучаемого материала с объяснением правил и норм построения речи) — 3) инструктивно-практический (управление практической учебной деятельностью в направлении развития культуры речи) — 4) побуждающий (постановка преподавателем проблемных вопросов, организация их самостоятельной деятельности) — 5) творческий (организация самостоятельной деятельности творческого характера) — 6) контрольно-оценочный (оценка уровня развития культуры речи студентов).

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации по развитию культуры речи в процессе обучения физике способствуют совершенствованию образовательного процесса студентов специальности «Учитель физики» в вузе. А именно:

1. Апробирована и внедрена в практику в Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева методическая система развития культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики».

2. Выделены критерии сформированности культуры речи студентов-физиков: мотивационный, языковой, коммуникативный, профессиональный, риторический, этический.

3. Определен состав знаний по культуре физической речи и состав речевых умений студентов, что позволяет проводить пооперационный и поэлементный анализ их устных и письменных ответов.

4. Разработан и опубликован учебно-методический комплекс курса по выбору «Культура речи учителя физики».

5. Разработано и опубликовано учебно-методическое пособие «Задания-по физическим основам классической механики, направленные на развитие культуры речи студентов».

6. Разработанная методическая система обладает свойством переноса, т. е. возможно внедрение подобной методической системы в процесс обучения студентов в вузе другим естественнонаучным дисциплинам.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициямиопорой на современные исследования по философии, педагогике и психологииприменением комплекса теоретических и экспериментальных методов исследования, адекватных его целям и задачамцеленаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного педагогического опытаподтверждением основных положений и выводов в ходе педагогического экспериментарепрезентативностью экспериментальной выборкистатистической обработкой эмпирических данныхкачественным и количественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культура речи студента — будущего учителя физики служит важным показателем владения предметом, методикой обучения, коммуникативными умениями. Сфера обучения является сферой «повышенной речевой ответственности», так как слово (речь) становится важнейшим (если не основным) инструментом деятельности учителя физики. Данное обстоятельство определяет значимость развития культуры речи студентов специальности «Учитель физики» и необходимость разработки соответствующей методики.

2. Исторический анализ проблемы развития культуры речи при обучении физике позволил условно выделить шесть периодов, в которых проблема развития культуры речи при обучении физике решалась в той или иной степени. К характеристикам последних периодов относятся: выделение требований, предъявляемых к речи студентов-физиковпоявление нового вида учебных занятий по физике, имеющего большое значение в развитии речи, — конференциипоявление словарей физических терминовколичественный' анализ умений студентов-физиков, в которые входят умения логически излагать и сравнивать, умение формулировать вопросы, умение составлять планвыделение специфических качеств речи физика.

3. Методическая система развития культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики» включает в себя следующие компоненты: 1) мотивационно-целевой, объединяющий цели и задачи, а также систему методических средств развития положительной мотивации студентов при развитии у них культуры речи в процессе обучения физике- 2) содержательный, включающий в себя структурную модель культуры речи студентов — будущих учителей физики- 3) процессуалъно-деятельностный, описывающий этапы развития культуры речи на занятиях по физике разной формы: мотивационно-установочный, объяснительный, инструктивно-практический, побуждающий, творческий, контрольно-оценочныйсредства развития культуры речи (задания и памятки разного вида) — приемы вовлечения студентов в процесс речевого общения на занятиях по физике (устный ответ студента, выполнение специальных заданий, направленных на развитие культуры физической речи и др.) — 4) результативно-корректирующий, включающий в себя анализ и самоанализ устной и письменной речи студентов-физиков, корректирующие действия на разных этапах формирования культуры речи.

4. Модель культуры речи студентов — будущих учителей физики включает пять компонентов: 1) языковой — соблюдение норм литературного языка- 2) коммуникативный — владение функциональными стилями, целесообразность речи, соблюдение правил точности, понятности, чистоты, логичности, уместности речи и т. д.- 3) профессиональный, предполагающий владение нормами двух видов — предметными (знание физики, согласованность темпа изложения с физическим экспериментом, специальные умения: описать и объяснить физическое явлениечетко описать структурные формы материиопределить физическую величинуправильно описать физический прибор, механизм, машинусопровождать физический опыт четким и логическим рассказомграмотно читать графики, строить рассказ по данному рисунку, объяснять чертежи и схемыграмотно формулировать физический законсодержательно раскрыть физическую теориюправильно читать физические задачи) и педагогическими (владение основами педагогического общения, умение применять различные словесные методы, знание и применение законов логики и логических функций изложения) — 4) риторический — четкое представление структуры излагаемого: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуцию (украшение) — 5) этический — знание и применение правил языкового поведения в конкретной ситуации.

5. Средствами развития культуры физической речи студентов являются задания, классифицируемые по следующим признакам: временному параметру, виду использования речи, способу выполнения, способу участия студентов, месту проведения, степени самостоятельности, дидактическим средствам, выполняемой функции. Перечисленные задания могут быть разного вида: на формулировку определенияформирование словарного запасаописание и объяснение явлений, объектовформулировку физических понятий и отношений между ними (составление топосов) — выделение существенных признаков понятиясоставление классификационных схем, графовсоставление текста по определенному вопросуразличные приемы работы с учебной, справочной, методической и художественной литературойсравнение, анализ и синтез полученных знанийрешение задач творческого характера.

6. Развитие культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики» по разработанной методической системе будет более успешным при соблюдении следующих условий: 1) развитие культуры речи студентов при обучении физике во взаимосвязи с теорией и методикой обучения физике (ТиМОФ) — 2) введение в процесс обучения студентов-физиков в вузе курса по выбору «Культура речи учителя физики».

Апробация, практическое внедрение и проверка-гипотезы исследования осуществлялись в ходе учебного процесса в Тобольской государственной социально-педагогической академии имени Д. И. Менделеева. Основные результаты исследования и положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры физики и МПФ, методических семинарах, проводимых в Тобольской государственной социально-педагогической академии, научно-практических конференциях разного уровня (региональных, всероссийских, международных), педагогических чтениях, а также путем публикаций в ведущих рецензируемых журналах, межвузовских сборниках, сборниках научных трудов, издания учебно-методических пособий.

Выводы по III главе.

1. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал несостоятельность традиционной методики обучения физике в плане развития культуры речи студентов. Студенты испытывали затруднения при описании физического процесса, объяснении причинно-следственных связей, составлении рассказа, сравнительной характеристики, установлении отношений между понятиями, составлении и объяснении классификационных схем. При выполнении заданий по физике студенты нарушили правила и нормы русского языка.

2. Пробный эксперимент показал возможность развития речевых умений в процессе обучения физике студентов — будущих учителей физики. Здесь же были разработаны различные формы занятий по физике, обеспечивающие целенаправленное вовлечение студентов в процесс речевого общения. Также был разработан комплекс заданий по физике, направленных на развитие речевых умений. Некоторые задания на данном этапе были отклонены, в виду нецелесообразности данных заданий для решения поставленной проблемы.

3. Для оценки уровня сформированности речевых умений у студентов были использованы методы поэлементного и пооперационного анализа контрольных работ студентов. Были выделены знания об отдельных элементах культуры физической речи и речевых умений, которые должны быть сформированы у студентов к окончанию педагогического эксперимента. Количественный и качественный анализ результатов наблюдений, анкетирования и психологического тестирования.

4. Результаты анализа контрольных заданий, выполненных студентами в процессе пробного и систематического обучающего экспериментов, свидетельствуют об эффективности разработанной методической системы развития культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики». Уровень сформированности речевых умений у студентов экспериментальных групп оказался намного выше, чем у студентов контрольных групп. О положительном влиянии методической системы развития культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики» говорит анализ протоколов наблюдений и психологического тестирования.

5. Результаты обучающего и контрольного эксперимента (анализ контрольных работ, протоколов наблюдения, психологического тестирования и анкетирования) подтверждают целесообразность выделенных условий более успешной реализации методической системы развития культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики». При соблюдении обоих условий обучение речевым умениям успешнее, чем при соблюдении только первого или первого и второго условий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование посвящено проблеме развития культуры речи в процессе обучения физике студентов — будущих учителей физики.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Интегрируя разные подходы к исследованию проблемы, развития культуры речи в процессе обучения физике студентов, мы остановились на системном, компетентностном и личностно ориентированном подходах. Учет индивидуальных особенностей, насыщенность профессиональной деятельностью, обучение сквозь призму культуры, формирование коммуникативной компетентности — все это в единстве связей с окружающей средой может успешно решить проблему развития культуры речи в обучении физике студентов.

2. Анализ работ, посвященных проблеме развития культуры речи в процессе обучения физике в науке и практике, а также учебников физики и сборников задач для основной школы, вузов и практической деятельности учителей показал, что в педагогической литературе эта проблема далека от решения. Сборники задач по физике (школьные, вузовские) практически не содержат заданий, направленных на развитие культуры речи, привлечение студентов в процесс речевого общения на занятиях по физике преподавателями практически не осуществляется. Следствием такого положения является крайне низкий уровень как культуры физической речи в частности, так и общей культуры речи студента.

3. Для решения проблемы развития культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики», необходимо четко представлять содержание и структуру культуры речи студентов — будущих учителей физики. С этой целью нами предложена модель, состоящая из пяти компонентов: языкового, коммуникативного, профессионального, риторического и этического.

4. Изучив проблему развития культуры речи в процессе обучения физике студентов, пришли к выводу о необходимости создания методической" системы. Методическая система развития культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики» включает в себя следующие компоненты: мотивационно-целевой, содержательный, процессу-ально-деятельностный, результативно-корректирующий.

5. Развитие культуры речи студентов на разных формах занятий по физике проходит в несколько этапов: 1) мотивационно-установочный (представление значимости и необходимости владения культурой речи) — 2) объяснительный (раскрытие сущности изучаемого материала с объяснением правил и норм построения речи) — 3) инструктивно-практический (управление практической учебной деятельностью в направлении? развития культуры речивыполнение несложных заданий, направленных на развитие культуры речиорганизация работы по созданию текста и его элементовработа по специально разработанным памяткам, которые помогут студентам отвечать кратко, логично и точно), 4) побуждающий (постановка преподавателем проблемных вопросоворганизация самостоятельной деятельности студентов по анализу проблемы развития культуры речи в науке и практикеорганизация поисковой деятельности студентов по проблеме развития культуры речи будущего учителя физики), 5) творческий (организация самостоятельной деятельности творческого характера), 6) контрольно-оценочный (организация оценки уровня развития культуры речи студентов).

6. Работу над развитием культуры речи студентов следует осуществлять целенаправленно на разных формах занятий по физике. При этом большое внимание следует уделять целесообразному вовлечению студентов в процесс речевого общения. К основным приемам вовлечения студентов в процесс речевого общения на занятиях по физике относятся: 1) устный ответ студента- 2) выполнение специальных заданий, направленных на развитие культуры физической речи и др.

7. Развитие культуры речи в процессе обучения физике студентов — будущих учителей физики будет более успешным при соблюдении следующих условий: 1) развитие культуры речи студентов при обучении физике во взаимосвязи с теорией и методикой обучения физике (ТиМОФ) — 2) введение в процесс обучения студентов-физиков в вузе курса по выбору «Культура речи учителя физики».

8. Педагогический эксперимент подтвердил выдвинутую в работе гипотезу. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что разработанная методическая система развития культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики» эффективна и может быть использована в учебном процессе.

9. Проведенное исследование и педагогический эксперимент позволили выделить перспективные направления дальнейших изысканий:

— дальнейшая разработка способов вовлечения студентов в процесс речевого общения при обучении физике;

— внедрение подобной модели в процесс обучения студентов в вузе по другим дисциплинам;

— детальная разработка методической системы развития культуры речи в процессе обучения физике школьников;

— организация курсов для учителей физики по формированию культуры речи;

— разработка учебных пособий по физике, направленных на развитие устной и письменной речи учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.К. Культура речи учителя физики. Учеб.-метод. комплекс / А.К. Алексеевнина- под ред. М.Д. Даммер- У. М. Маллабоева. — Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2010. 83 с.
  2. , А.К. Задания по физическим основам классической механики, направленные на развитие культуры речи студентов. Учеб.-метод. пособ. / А.К. Алексеевнина- под ред. М.Д. Даммер- У. М. Маллабоева. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2010. — 39 с.
  3. , Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2002.-288 с.
  4. Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978.
  5. , Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  6. , Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  7. , Б.Ц., Малышев, A.A. Психология обучения речевому мастерству. М.: Владос, 1999. — 222 с.
  8. Байденко, В. И, Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: соврем, этап. Изд. 2-е допол. и перераб. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 674 с.
  9. , H.A. Введение в педагогическую профессию. Волгоград, Перемена, 1998. — 215 с.
  10. , В.Ф. и др. Логика: Учебное пособие /В.Ф. Берков, Я.С. Яс-кевич, В. И. Павлюкевич. Мн.: Тетра Системе, 1998. -480 с.
  11. , В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  12. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Ин-т проф. обр. РАО, 1995. — 336 с.
  13. , A.A. О формировании «одноименных» физических понятий в школьном курсе физики / A.A. Бобров // Научные понятия в современном уч. процессе школы и вуза: тез. докл. на 21 межвуз. науч: семенаре. -Челябинск, 1993. 4.1. — С. 37.
  14. , Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. — 352 с.
  15. , В.Я. Избранное: Стихотворения. Лирические поэмы. -Переизд. М.: Моск. рабочий, 1983. — 287 с.
  16. , А.Н. Основы культуры речи. М.: Русский язык, 1990.-247 с.
  17. , Л. А., Павлова, Л. Г. Культура и искусство речи. -Ростов-н/Д.: Феникс, 1995. 573 с.
  18. , Л.А. Давайте говорить правильно. Пособ. по рус. языку: Учеб. пособ. / Л. А. Вербецкая. 4-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 2008.-264 с.
  19. Вербецкий, А А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: матер, к четвертому засед. метод, семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества образования подготовки специалистов, 2004. — 84 с.
  20. , В.В. О художественной прозе // Избранные труды. О языке художественной прозы. -М.: Наука, 1980. С. 55 — 175.
  21. , B.B. Проблемы русской стилистики. М.: Высшая школа, 1981.-320 с.
  22. , Л.С. Мышление и речь: Проблемы психического развития ребенка // Избр. психол. исследования / Под ред. А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  23. , П.Я. Организация умственных деятельности и эффективность учения // Возрастная и педагогическая психология: матер. Всесоюз. семинара-совещания. Пермь, 1974. — С.90.
  24. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики // Собр. соч.: В 13 т. М.: Гос. соц-экон. изд-во, 1937. — Т. 5. — 715 с.
  25. , О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учеб. для вузов / Под ред. О. Я. Гойхмана. М.: ИНФРА-М, 1997. — 272 с.
  26. , Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд., исправ. — М.: Высшая школа, 1988. — 320 с.
  27. , И.Б., Розенталь, Д.Э. Книга о хорошей речи. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 268 с.
  28. , К.К. О четкости в определении понятий // Вопросы психологии. 1986. № 3. — С.97 — 103.
  29. , К.К. Совершенствование преподавания общенаучных и технических дисциплин: методолог, аспек. анализа и постр. учеб. текстов. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Изд-во С.-Петербурского ун-та, 1993. — 252 с.
  30. , М.И., Краснянская, К.А. Некоторые положения выборочного метода в связи с организацией изучения знаний. М., 1975. — 46 с.
  31. , М.И., Краснянская, К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. — М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  32. , JI.К., Ицкович, В.А., Катлинская, Л. П. Грамматическая правильность русской речи: опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М.: Наука, 1976. — 456 с.
  33. , B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  34. , В.В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособ. для студ. вузов. М.: Академия, 2004. — 288 с.
  35. , М.Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы. Челябинск: ЧГПУ, 1996. — 241 с.
  36. , М.Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы: Дисс. докт. пед. наук. — Челябинск, 1997. -443 с.
  37. , М.Д. Приемы систематизации знаний учащихся // Физика в школе. 1989. — N 6. — С. 69 — 72. .
  38. , М.Д. Приемы и средства систематизации знаний по физике учащихся 7−8-х классов средней школы: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1990.-201 с.
  39. , М.А., Есипов Б. П. Дидактика / Под ред. Б. П. Есипова. -М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1957. 578 с.
  40. , Н.Д. и др. Культура речи педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
  41. , Л.Н. Развиваем физически грамотную речь // Физика вшколе. 2005. — № 7. — С. 45 — 46.
  42. , Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л.:ЛГУ, 1991.-106 с.
  43. , В.Ф. Формирование педагогической коммуникативной компетентности будущих учителей в процессе обучения в вузе: Дис. на со-иск. учен. степ. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 2001. — 189 с.
  44. ,. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.- 159 с.
  45. , В.В. Семинары как одна из форм учебной работы по физике в старших классах ср. шк: Дис. канд. пед. наук. М.: 1969. — 242 с.
  46. , В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Мздательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  47. , В.И. Практическая методология педагогического поиска: Учеб. пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2008. 120 с.
  48. , З.Г. Особенности речи учителя как средства педагогического труда: Автореферат дис. канд. пед. наук. Киев, 1978. — 24 с.
  49. , Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М: Дело, 1999. — 476 с.
  50. , И.И., Бруссер, A.M. Устная речь и культура общения // Русская речь. 2007. — № 1 — с. 63 — 69.
  51. Зеер', Э. Ф. Психология профессий: Учебн. пособие для студентов вузов. -4-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проспект- Фонд «Мир», 2006.-336с.
  52. , Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. — 2-е изд., перераб. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. -480 с.
  53. , Э.Ф. Психология профессионального развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
  54. , И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: ИПО «МОДЭК», 2004. — 432 с.
  55. , И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. 2-ое, доп., испр. и перераб. М.: Издат-я корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
  56. , Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  57. , Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Журнал для администрации школ. 2008. — № 1. -С. 4−24.
  58. , И.И. Структура процесса учения. Изд. МГУ, 1986.199 с.
  59. , Е.И. Условия формирования лингвистической и коммуникативной компетенции. // Формирование коммуникативной иноязычной компетенции. Труды. / Моск. гос. лингв, ун-т- вып. 437., 1999. С. 24 — 33.
  60. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении. М.:Просвещение, 1987. 190 с.
  61. Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс.: Дис. докт. психол. наук. Грозный, 1980. — 470 с.
  62. , И.С. Комплексные семинары как форма систематизации и обобщения знаний учащихся средних школ. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1980. -195 с.
  63. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.-261 с.
  64. , Н.Д. Профессиональное обучающее общение преподавателя физики с учащимися // Физика в школе. 2004. — № 7. — С. 66 — 68.
  65. , В.И. Компетентностный подход в профессиональной подготовке учителя физики // Наука и школа. 2008. — № 1. — С. 5 — 7.
  66. , В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики, 2005. — 287 с.
  67. , Н. Н. Основы ораторской речи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.-240 с.
  68. , Ю.В. Теория речевых ошибок (на материале ошибок наборщика). М.: Наука, 1980. — 122 с.
  69. , А.Н. Совершенствование речевой деятельности учителя и учащихся в учебном процессе: Автореферат дис.. канд. пед. наук.-Л., 1983.-18 с.
  70. , C.B. Современный урок: науч.-практич. Пособие / C.B. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Ростов н/Д: Учитель. — 41. — 2004.288 с.
  71. Культура русской речи / Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. М.: Изд. группа «НОРМА-ИНФРА-М», 1998. — 560 с.
  72. , Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
  73. , Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Старый сад, 1998. — 287 с.
  74. , Т.Н. Культура педагогического общения. Л.: Знание, 1977, — 17 с.
  75. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. М.: Педагогика, 1991. — 398 с.
  76. , A.A. Педагогическое общение.- М.: Знание, 1979.48 с.
  77. , A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М: Наука, 1969. — 303 с.
  78. , A.A. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  79. , A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
  80. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Прогресс, 1997.-365 с.
  81. , И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981 -186 с.
  82. , И.Я. Общедидактический аспект конструирования способов деятельности // Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. -С. 24−251.
  83. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М: Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.
  84. , А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 352 с.
  85. , М.Р. Основы теории речи / М. Р. Львов.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. 248 с.
  86. , А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  87. Мартинович, Н, П. Методика формирования профессиональных качеств устной речи учителя начальных классов: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 16 с.
  88. , H.A. Проблемы учения развития: К вопросу о теории учения // Сов. педагогика. — 1979. — № 9. — С. 35 — 41.
  89. , Н.Ф. Культура речи на уроках физики // Физика в школе. 1966. — № 1. — С. 49−51.
  90. Методика обучения физике в школах СССР и ГДР / Под ред. В. Г. Зубова, В. Г. Разумовского, М. Вюншмана, К. Либерса. М.: «Просвещение" — Берлин «Фольк унд виссен», 1978. — 223 с.
  91. Методика преподавания физики в восьмилетней школе: Пособие для учителя / Под ред. В. П. Орехова, A.B. Усовой. М.: Просвещение, 1965.-544 с.
  92. , Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 320 с.
  93. , А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10−11 классов. М.: Педагогика, 1996. — 248 с.
  94. , A.K. Педагогическая риторика: История и теория: Учеб. пособие. М.: AcademiA, 1998. — 432 с.
  95. , А.Е. Ораторское мастерство лектора.- М.:3нание, 1984.- 160 с.
  96. , В.П. Вопросы культуры речи учащихся на уроках физики // Физика в школе. 1962. — № 4. — С.89 — 90.
  97. ЮО.Мурашев, A.A. Культура речи учителя. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. -432 с.
  98. , A.A. Педагогическая риторика.- М.: Педагогическое общество России, 2001.-480 с.
  99. Мышление и речь: сборник статей / АПН РСФСР, Ин-т психологии- под ред. Н. И. Жинкина, Ф. Н. Шимякина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-272 с.
  100. , Б.С. Выразительность речи и чтения. М.: Просвещение, 1969.-264 с.
  101. , Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с.
  102. Одинцова, Н. И, Обучение теоретическим предсказаниям на уроках физики в старших классах: Дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 223 с.
  103. , С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.: Высшая школа, 1974. — 352 с.
  104. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С. А. Вишнякова и др.- Под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. СПб.: Филологический факультет СПбГУ- М.: Издат. центр «Академия», 2003. — 272 с.
  105. , К. Г. Психология спора: логико-психологические аспекты. Владивосток: Изд-во ДВУ, 1988. — 208 с.
  106. , А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.-336 с.
  107. , Е.И. Фантастика «чистая» и «нечистая» // Смена. 1971. -№ И.-С. 21.
  108. , И.Г. Статьи и отрывки из педагогических сочинений / Ред. и вступ. статья H.A. Желвакова. М.: Учпедгиз, 1939. — 110 с.
  109. , JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.:МГУ, 1989. — 216 с.
  110. ИЗ.Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-368 с.
  111. , A.A. Математические методы в педагогике: учеб. пособие / A.A. Попова. Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета, ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2010. -117 с.
  112. , A.A. Теоретические основы исследовательской деятельности учителя (квалиметрический аспект): Монография. Челябинск. Издательство ЧГПУ. 2000. — 217 с.
  113. , О.П. Формирование языковой личности учителя начальных классов в педагогическом училище: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Нац. ин-т образования. Мн., 1997. — 19 с.
  114. , Г. И. Развитие образной речи учащихся в процессе изучения физики // Физика в школе, 1991. № 2. — С.17−19.
  115. , Д.Э. Культура речи. 3-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1964 г.-140 с.
  116. Розман, Г. А., Верхозин, А. Н. Грамотность речи залог понимания физики // Физика в школе. — 2001. — № 2. — С. 61 — 64.
  117. , С.Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Барнаул: Издательство БГПУ, 2002. — 204 с.
  118. , С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  119. , В.Ф. Культура речи учителя. Практикум: Учеб. пособие. Мн.: Университетское, 1999. — 239 с.
  120. , В.Ф. Публичная речь учителя: от монолога к общению и взаимопониманию // Русская словесность. 1999. — № 2. — С. 56 — 60.
  121. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия: Дрофа, 1997.703 с.
  122. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин. М.: Сов. эн-цикл., 1979.-432 с.
  123. , И.И. Основы педагогического общения. Мн.: Белару-ская навука, 1998. — 319 с.
  124. , Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х тт. Т: 1,2006.-816 с.
  125. , Ю.В. Ознакомление учащихся с методом аналогии // Физика в школе. 1982. — № 1. — С. 27−29.
  126. , П. Искусство речи на суде. М.: Юрид. литер., 1988. —384 с.
  127. , B.B. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков- под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2008.-256 с.
  128. , E.H. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2004, — 350 с.
  129. , М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984.296 с.
  130. , Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?: справ, пособ. по произношению, ударению и словоупотреблению. 2-е изд. — М.: Знание, 1983.-223 с.
  131. , В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  132. , З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Флинта: Наука, 1999. — 232 с.
  133. Смирнов, В. Ф. Учить школьников правильно выражать свои мысли // Физика в школе. 1966. — № 4. — С. 86 — 87.
  134. , Г. Е. Коммуникативные умения учителя // Народное образование. 1999. — № 1. — С. 206−208.
  135. , Г. Е. Развитие коммуникативных умений педагогов // Школьные технологии. 1997. — № 2. — С. 100 — 104.
  136. , И.И. Методика физики. Издание второе. Учпедгиз, Москва- 1936 г.-394 с.
  137. , П.Л. Основы искусства речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-448 с.
  138. , A.M. Логическая структура учебного материала: Вопр. ди-дакт. Анализа / Под ред. М. А. Данилова. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
  139. , К.С. Работа актера над ролью: матер, к книге// Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т. -М.: Искусство, 1991. Т.4. — 399 с.
  140. , М.И. Психолого-педагогические основы общения // Физика в школе. 1988. — № 2. — С.67 — 73.
  141. , С.А. Теоретико-методологические основы развития естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике: диссертация. доктора педагогических наук: Челябинск, 2006. — 539'с.
  142. , В.А. О Воспитании. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1988.-269 с.
  143. H.H. Методические основы обучения учащихся решению задач по физике: Дис. докт. пед. наук. Челябинск, 1989. — 378 с.
  144. , И.К. История развития методики физики в России, выпуск 1. — Владимирский гос. педаг. институт им. П.И. Лебедева-Полянского. -Владимир, 1974. -232 с.
  145. , М.Н. Применение метода выборочных ответов при проверке знаний учащихся по физике // Вопросы методики преподавания физики в школе, ЧГПИ, Челябинск, 1967. 132 с.
  146. , A.B. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: учеб. пособ. к спецкурсу. Челябинск: ЧГПИ, 1986.-88 с.
  147. , A.B., Завьялов, В.В. Воспитание в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
  148. , A.B., Завьялов, В.В. Учебные конференции и семинары по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1975. 111 с.
  149. , A.B., Тулькибаева, H.H., Вологодская, З.А., Завьялов В. В. Практические занятия по методике преподавания физики М., 1980. — 109 с.
  150. , A.B., Тулькибаева, H.H. Практикум по решению физических задач: учеб. пособ. для студ. физ.-матем. Фак-та. — М.: Просвещение, 1990.-208 с.
  151. Усова, А. В: Формироавние у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла: пособ. к спецкурсу. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. — 25 с.
  152. , Т.Н., Павлова, Н.Д., Зачесова, H.A. Речь человека в общении. М.: Наука, 1989. — 192 с.
  153. , Ю.В. Типы речевых ошибок. Новосибирск, 1994.60 с.
  154. , A.B. Современная дидактика: Учебник для вузов. -СПб: Питер, 2001. 554 с.
  155. , О.Р. Методика формирования у учащихся умений комплексно применять знания для решения задач (на материале 10 класса). Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 160 с.
  156. , E.H. Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. М.: Наука, 1995. — С. 9 — 10.
  157. , E.H., Котова, И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Издат. центр «Академия», 2000. 288 с.
  158. , JI.B. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957.-188 с.
  159. , Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2005. -256 с.
  160. , Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  161. , И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.-144 с.
  162. , Н.М., Сохор, A.M. Методика и техника урока в школе: в помощь начинающему учителю. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985.-208 с.
  163. , Л.П. Избранные работы. Язык и его использование. -М.: Наука, 1990.-117 с.
  164. Danziger Kurt. Interpersonal communication. New-York, 1976.233p.
  165. Kurtz, A.K., Mayo, S.T. Statistical Methods in Education and Psychology. N.Y., etc.: Springer-Verlag, 1979. -538p.
Заполнить форму текущей работой