Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Внеурочная деятельность как форма образовательной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внеурочная деятельность компенсирует удовлетворение потребностей учащихся, которые невозможно реализовать во время учебного процесса. Особенность внеурочной деятельности состоит в том, что образовательные учреждения могут самостоятельно выбрать его наполнение, главное, чтобы каждый учащийся нашел подходящее ему занятие. Именно внеурочная деятельность дает ребенку возможность развиваться… Читать ещё >

Внеурочная деятельность как форма образовательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для современного общества проблема использования свободного времени школьников является по-прежнему очень актуальной. Социальные сети, компьютерные игры, запрещенные Интернет-ресурсы могут стать опасной ловушкой для подростка, у которого не организовано времяпрепровождение после окончания уроков. Ведь именно в свободное от учебы время ребенок наиболее уязвим перед какими-либо влияющими на него негативными факторами. С другой стороны, именно во внеурочное время процесс воспитания школьников осуществляется гораздо продуктивнее, растет их творческий потенциал, улучшаются коммуникативные навыки, формируется духовно-нравственный потенциал. Но происходит это только при правильно организованной внеурочной деятельности учеников.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и входит в новую структуру учебного плана. Согласно ФГОС «Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов». [1].

Внеурочная деятельность «является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, направленной на решение задач воспитания и социализации» Внеурочная деятельность — эта образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. [26, 59].

Внеурочная деятельность компенсирует удовлетворение потребностей учащихся, которые невозможно реализовать во время учебного процесса. Особенность внеурочной деятельности состоит в том, что образовательные учреждения могут самостоятельно выбрать его наполнение, главное, чтобы каждый учащийся нашел подходящее ему занятие. Именно внеурочная деятельность дает ребенку возможность развиваться в соответствии с его индивидуальными способностями и интересами. Если внеурочная деятельность организована правильно, и дети с удовольствием посещают занятия и кружки, у них планомерно развиваются творческие способности, формируются коммуникативные навыки, повышается интерес к изучению школьных предметов, они становятся более активными и социализированными. Во время внеурочной деятельности школьники достигают трех уровней воспитательных результатов. Во-первых, они приобретают различные социальные знания, узнают о нормах поведения и порядке в современном обществе. Во-вторых, учатся ценностному отношению к социальной реальности в целом. И в третьих, приобретают опыт самостоятельного общественного действия. [21,83].

При организации внеурочной деятельности нужно в первую очередь учитывать возрастные особенности детей. Именно от этого принципа зависит содержание курсов, занятий, секций и т. д. и количество отведенных на них часов в неделю. Также очень важно грамотно сочетать на занятиях индивидуальные и коллективные формы работы, предоставляя возможность школьникам проявить себя и научиться работать в команде. Какой-либо теоретический материал, предлагаемый на кружках и секциях, должен быть доступен и понятен школьникам, а также иметь связь с практической деятельностью.

Особенности организации внеурочной деятельности школьников Многие школы стремятся повысить уровень организации внеурочной деятельность. С этой целью школы начинают сотрудничать с различными учреждениями дополнительного образования или организациями, занимающимися развитием культуры и спорта. Существует четыре модели организации внеурочной деятельности. Первая модель считается наименее продуктивной, хотя именно она наиболее популярна среди общеобразовательных школ. При данной модели в школах нет единой стратегии развития внеурочной деятельности школьников, все зависит от материальных возможностей школы, а кружки и секции никак не связаны между собой. [43].

Второй модели присуща внутренняя организованность всех структур воспитательной системы в школе. В таких моделях порой встречаются интересные формы работы школьников, разнообразные секции и кружки могут объединяться в клубные центры, но нет четко функционирующей единой системы.

Третья модель подразумевает под собой тесное, постоянное и продуктивное сотрудничество школы с каким-либо учреждением дополнительного образования. Это может быть музыкальная или спортивная школа, центр детского творчества, библиотека, театр и т. д. При этом у школы и ее «партнера» имеется общая разработанная совместная программа. [43].

Наиболее продуктивной и разработанной моделью организации внеурочной деятельности в современной школе считается четвертая модель, включающая глубокую интеграцию основного и дополнительного образования учащихся. Вся организация внеучебной деятельности построена на основе единых концептуальных идей, способных обеспечить развитие образовательного учреждения в целом. Такая модель реализуется в учебно-воспитательных комплексах, школах-клубах и школа коммунарского типа. Количество часов, которые отводятся на внеурочную деятельность, учреждение определяет самостоятельно. Главной целью внеурочной деятельности является реализация планируемых результатов основной образовательной программы. Содержание внеурочной деятельности определяется на основании запросов обучающихся, и их родителей. [49].

В соответствии с требованиями образовательного Стандарта внеурочная деятельность в школе организуется по основным направлениям развития личности: духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д. «Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении». [1] При этом форма организации занятий должна отличаться от урочной систем обучения. Это могут быть различные экскурсии, секции, кружки, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Какую форму организации внеурочной деятельности выбрать, решает образовательное учреждение.

Формы работы во время внеурочной деятельности подразделяются на три вида: массовые, групповые и индивидуальные. Массовые формы работы подразделяются на эпизодические и периодические мероприятия и постоянные массовые формы работы. У эпизодических и периодических массовых мероприятий можно четко выделить тематику и цель проведения. Такие мероприятия обычно не имеют постоянной организационной структуры. Примерами подобных мероприятий являются всевозможные олимпиады и конкурсы, различные конференции и т. д. [24,67].

К групповым формам внеклассной деятельности относятся кружки и спецкурсы по изучению иностранных языков. А к индивидуальным формам — подготовка докладов, чтение лекций, заучивание стихов и песен и др.

Для того, чтобы качественно и продуктивно организовать внеурочную деятельность учеников в образовательном учреждении, необходимо планомерно поддерживать работу методического совета, ШМО, ПДС и т. д. Очень важно обеспечить учебное заведение всем необходимым техническим оборудованием, оснастить им учебные кабинеты, спортивные и актовые залы. Безусловно, в современной школе ученики должны использовать современное мультимедийное оборудование, а также иметь возможность выхода в сеть Интернет. Для того, чтобы формы и виды внеурочной деятельности в школе были как можно разнообразнее, следует наладить партнерские связи и сотрудничество с УДО, учреждениями культуры и спорта, и, конечно, родителями учащихся.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников Существуют следующие виды внеурочной деятельности:

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

спортивно-оздоровительное;

художественно-эстетическое;

научно-познавательное;

военно-патриотическое;

общественно полезная деятельность;

проектная деятельность.

Все направления внеурочной деятельности связаны между собой. [9,15].

Познавательная деятельность учеников обычно организована разнообразными кружками, секциями и факультативами познавательной направленности. Это могут быть интеллектуальные клубы, научные сообщества, предметные факультативы, дидактические театры и т. д. Во время познавательной деятельности ученики должны изучать социальный мир, учиться вести себя в обществе, успешно в нем социализироваться. Очень важно привнести ценностную составляющую в содержание познавательной деятельности. Для этого необходимо организовывать работу учащихся с воспитывающей информацией, при этом обсуждая ее со школьниками. Во время познавательной деятельности между учителями и учениками должны вестись диалоги и дискуссии. Ведь благодаря им школьники учатся выражать и отстаивать свое мнение, уметь слушать собеседников и анализировать их позиции. В данных навыках проявляется коммуникативная компетенция школьников.

Следующим видом внеурочной деятельности является проблемноценностное общение. «Оно может быть организовано в форме этических бесед, дебатов, тематический диспутов, проблемно-ценностных дискуссии». [9,20].

«Этическая беседа — обращенное к слушателю развернутое личное высказывание инициаторы беседы, проникнутое эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей». Предметом этической беседы обычно служат какие-либо сложные жизненные итуации, которые могут быть отражены в книгах или в реальной жизни. При проведении подобной беседы, педагог должен уметь удерживать нить разговора и быть готовым к разным сценариям развития коммуникации. Однако это форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой. В отличие от другой образовательной технологии — «дебатов». Именно во время дебатов школьники учатся анализировать аргументы оппонента, высказывать и отстаивать свою точку зрения, подбирать доказательства для ее защиты. Наиболее важной формой проблемно-ценностного общения является проблемно-ценностная дискуссия. Она проходит в групповой форме работы и нацелена на получение школьниками опыта социального действия. Во время такой дискуссии школьники обсуждают различные ситуации социальной реальности. При этом учениками реализуется позиционная коммуникация. [9,22].

Досугово-развлекательную деятельность школьников можно организовать в форме культпохода в театр или музей, концерта, инсценировки, праздничного «огонька» или ярмарки. Во время концерта учащиеся смогут проявить свои творческие способности, побывать в роли ведущих мероприятия, почувствовать себя настоящими артистами. На праздничном «огоньке» в классе обычно улучшается межличностное общение школьников, ребята набираются опыта совместного социально-приемлемого поведения в свободное время. Но насколько бы сильно не были вовлечены ученики в организацию таких досуговых мероприятий, большая часть ответственности за их проведение лежит, безусловно, на классном руководителе (или педагоге-организаторе).

Игровая деятельность, по моему мнению, является одной из наиболее важных и интересных видов внеурочной деятельности школьников. Ведь процесс игры очень расширяет сферу педагогической деятельности и считается мощным воспитательным средством. Во время ролевых игр ученики приобретают социальные знания, игры с деловым акцентом, например бизнес-игра, формируют у школьников позитивное отношение к социальной реальности в целом. А опыт самостоятельного общественного действия школьники могут получить во время социально-моделирующей игры.

Социальное творчество является не только одним из видов внеурочной деятельности, но также и высшей формой социальной деятельности.

«Социальное творчество школьников — это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме». В формате «социальной пробы» ученики участвуют в социально значимых мероприятиях, которые организуют взрослые. Это может быть субботник, концерты для ветеранов, выпуск газеты и др. В форме «социальнообразовательного проекта» школьники изучают и принимают меры по решению многих социальных проблем, таких как загрязнение водоемов, снижение грамотности, травматизма на дорогах. К социальному творчеству также можно отнести обучение как создавать бизнес-планы, проводить исследования, изучать востребованность того или иного продукта на рынке и так далее. [9,51].

Внеурочная художественная деятельность школьников направлена, прежде всего, на их духовно-нравственное развитие, а уже потом — на развитие компетенции художественного творчества. Поэтому внеурочная деятельность включает в себя синтетические виды художественного творчества. Например, любительский театр, дизайн или видеотворчество. Благодаря этому виду внеурочной деятельности ученики могут исследовать нюансы поведения человека в разных жизненных ситуациях, овладевают способами самопознания, рефлексии, учатся вести переговоры и выявлять интерес зрителей.

Очень важным компонентом внеурочной деятельности является также трудовая (производственная) деятельность. В рамках занятий на кружках по техническому творчеству, например по авиамоделированию, у школьников формируется понимание культуры труда, растет самостоятельность учеников. Ребенок осознает свою причастность к миру взрослых. Во время коллективных трудовых игр закладывается понимание этики трудовых отношений, и кроме того, воспитывающим фактором становится особое производственное общение. Трудовая деятельность развивает у школьников умение анализировать, прогнозировать свою деятельность, и, конечно, дисциплинирует учеников.

В современном мире ребенок подвержен многим негативным факторам, влияющим на его здоровье. Именно поэтому так важно сформировать у учащихся активистскую культуру здоровья, которая естественным образом связана со спортом. Во время внеурочной деятельности нужно развивать у детей интерес к спорту и оздоровлению, ученики должны знать правила ведения здорового образа жизни, способы самозащиты, уметь ориентироваться на местности и т. д. Чтобы занятия проходили эффективно, школа должна быть, прежде всего, технически оборудована, однако особую роль в работе с подростками всегда играет педагог. Именно от него зависит, насколько ученикам будет интересно заниматься спортом, и насколько они захотят в нем развиваться. Для полноценной реализации внеурочной программы спортивнооздоровительной деятельности школам необходимо наладить сотрудничество с образовательными учреждениями спортивной направленности. Это могут быть спортивные клубы, секции, бассейны, катки и т. д.

Очень интересным видом внеурочной деятельности считается туристскокраеведческая деятельность. Она может проходить в форме регулярных кружков, либо нерегулярных походов, экскурсий, полевых лагерей или экспедиций. Во время такой деятельности школьники узнают о правилах поведения в лесу, на реке, расширяют свои знания о родном крае, знакомятся с нормами и ценностями людей других городов и стран. В экстремальных, походных ситуациях у детей есть шанс и возможность показать себя, победить слабости, побороть преграды.

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что все виды внеурочной деятельности связаны между собой. Следовательно, различные направления внеурочной деятельности нужно рассматривать как содержательный ориентир во время построения образовательных программ, а разрабатывать и реализовать какие-то конкретные формы внеурочной деятельности школьников нужно на основании конкретных видов деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой