Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правописание чередующихся гласных А-О в корнях ЛАГ-ЛОЖ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как, на ваш взгляд связаны чередование и правильное написание букв? (зная, какие чередуются звуки, мы можем выбрать необходимую для написания букву). Разбор слова по составу (ученик вызывается к доске, на которой заранее написаны слова для разбора, и работает во время фронтального опроса). Ребята, наша сегодняшняя тема одновременно относится к предыдущей теме — чередования и к разделу науке… Читать ещё >

Правописание чередующихся гласных А-О в корнях ЛАГ-ЛОЖ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задачи:

Познавательные:

  • — Повторить учеников с новой орфограммой.
  • — Указать на условия выбора той или иной гласной в корне.
  • — Указать на лексическое значение данного корня.

Практические:

Научить правильно выбирать гласную при написании слов с данным корнем.

Научить отличать данный корень от омонимичных корней.

Общепредметные:

  • — Развивать логическое и языковое мышление в процессе работы над данной орфограммой.
  • — Обогащать речь учеников словами с данным корнем.

План урока:

Оргмомент (1 мин.).

Психологическая подготовка (слово учителя; 2 мин.).

Повторение ранее изученного материала (фронтальный опрос; 5 мин.).

Лингвистическая работа (разбор слов по составу; 5 мин.).

Изучение нового материала (проблемная ситуация; занесение правила в справочники; 13 мин.).

Закрепление изученного (работа у доски и на местах; 15 мин.).

Итог урока (3 мин.).

Домашнее задание (1 мин.).

Ход урока:

I Оргмомент.

II Психологическая подготовка к работе на уроке.

Метод — слово учителя.

Ребята, наша сегодняшняя тема одновременно относится к предыдущей теме — чередования и к разделу науке о языке — орфографии.

III Повторение ранее изученного материала.

Метод повторения:

Фронтальный опрос.

И для начала давайте вспомним, что изучает орфография? (правильное написание слов).

А что такое чередование? (замена одних звуков другими в одной и той же части слова).

Как, на ваш взгляд связаны чередование и правильное написание букв? (зная, какие чередуются звуки, мы можем выбрать необходимую для написания букву).

При чередовании гласных в корне слов, можем ли мы проверить ударением написание той или иной гласной? (Нет. Необходимо знать условия выбора буквы для написания).

IV Лингвистическая работа:

Разбор слова по составу (ученик вызывается к доске, на которой заранее написаны слова для разбора, и работает во время фронтального опроса).

ОСЛОЖНЕНИЕ ЛОЖНЫЙ БЛАГОДАРНОСТЬ ПРЕДЛАГАТЬ.

ИЗЛОЖЕНИЕ ВОЗЛАГАТЬ ВОЗЛОЖИТЬ ЛАГЕРЬ.

V Изучение нового материала:

Метод — создание проблемной ситуации:

Ученикам предлагается из слов, разобранных по составу, выбрать однокоренные слова. «Осложнение, благодарность, лагерь» отпадают сразу. Если ученики считают однокоренными слова «возложить» и «ложный», то обращается внимание на лексическое значение слов. Если слова «предлагать, изложение, возлагать, возложить» ученики не считают однокоренными, то обращается внимание на общность лексического значения корней и на таблицу чередований, где упоминается кореньЛАГ- — -ЛОЖ-.

Ученикам самим предлагается определить условия выбора написания гласной в корне. Если они затрудняются, то учитель обращает внимание на согласную, которая идет после гласной. В итоге ученики сами формулируют правило и записывают его под диктовку учителя в справочник: в корнелаг- — -ложв безударном положении, А пишется перед Г, О — перед Ж.

V Закрепление изученного:

  • 1)
  • 1. Вид работы: Словарный диктант.
  • 2. Задание к упражнению: «Записать предложение. Найти слова с корнемЛАГ- — -ЛОЖ-, выделить корни, объяснить выбор гласных в корне».
  • 3. Цель упражнения: Отработать навыки грамотного написания слов на данное правило.
  • 4. Выполнение упражнения:
  • 1) Ложился на поля туман. 2) Сумерки и шум дождя за окном располагали ко сну. 3) При сложении числа называются слагаемыми. 4) Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. 5) За нарушение правил дорожного движения налагается штраф. 6) Наши дела сложились блестяще.
  • 6. Два человека делают упражнение поочередно у доски, остальные работают в тетрадях, дополняя с места.
  • 7. Вопрос к упражнению: когда в данных корнях пишется буква А, а когда — буква О? (А — перед Г, О — перед Ж).
  • 2)

1. Вид работы: Распределительный диктант.

2. Задание к упражнению: «Распределить слова в 3 столбика».

3. Цель упражнения: Научить учеников отличать кореньЛАГ- — -ЛОЖот омонимичных и схожих корней.

  • 4. Содержание упражнения: располагать, изложить, пролагать, влага, ложбина, предложить, флаг, обложка, приложение, прилагается, сложный, без отлагательств.
  • 5. Выполнение упражнения:

гласная корень орфограмма.

ЛАГ;

— ЛОЖ;

Другие корни.

РАСПОЛАГАТЬ ПРОЛАГАТЬ ПРИЛАГАЕТСЯ Без ОТЛАГАТЕЛЬСТВ.

ИЗЛОЖИТЬ ПРЕДЛОЖИТЬ ОБЛОЖКА ПРИЛОЖЕНИЕ.

ВЛАГА ЛОЖБИНА ФЛАГ СЛОЖНЫЙ.

6. Три человека делают упражнение поочередно у доски, остальные работают в тетрадях, дополняя с места.

7. Вопросы к упражнению: Почему при работе с корнями слов мы должны обращать внимание на их лексическое значение? (потому что существуют похожие корни, на которые распространяются разные правила).

V Итог урока:

Фронтальный опрос:

Что такое чередование? С каким чередованием мы сегодня познакомились? Когда в корнеЛАГ- — -ЛОЖпишется А, а когда — О.

Выставляются оценки за работу у доски и за активную работу с места.

VI. Домашнее задание:

  • 1. Прочитать § 52 (стр.198−199).
  • 2. Упр.509 (по заданию).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой