Правописание чередующихся гласных А-О в корнях ЛАГ-ЛОЖ
Как, на ваш взгляд связаны чередование и правильное написание букв? (зная, какие чередуются звуки, мы можем выбрать необходимую для написания букву). Разбор слова по составу (ученик вызывается к доске, на которой заранее написаны слова для разбора, и работает во время фронтального опроса). Ребята, наша сегодняшняя тема одновременно относится к предыдущей теме — чередования и к разделу науке… Читать ещё >
Правописание чередующихся гласных А-О в корнях ЛАГ-ЛОЖ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задачи:
Познавательные:
- — Повторить учеников с новой орфограммой.
- — Указать на условия выбора той или иной гласной в корне.
- — Указать на лексическое значение данного корня.
Практические:
Научить правильно выбирать гласную при написании слов с данным корнем.
Научить отличать данный корень от омонимичных корней.
Общепредметные:
- — Развивать логическое и языковое мышление в процессе работы над данной орфограммой.
- — Обогащать речь учеников словами с данным корнем.
План урока:
Оргмомент (1 мин.).
Психологическая подготовка (слово учителя; 2 мин.).
Повторение ранее изученного материала (фронтальный опрос; 5 мин.).
Лингвистическая работа (разбор слов по составу; 5 мин.).
Изучение нового материала (проблемная ситуация; занесение правила в справочники; 13 мин.).
Закрепление изученного (работа у доски и на местах; 15 мин.).
Итог урока (3 мин.).
Домашнее задание (1 мин.).
Ход урока:
I Оргмомент.
II Психологическая подготовка к работе на уроке.
Метод — слово учителя.
Ребята, наша сегодняшняя тема одновременно относится к предыдущей теме — чередования и к разделу науке о языке — орфографии.
III Повторение ранее изученного материала.
Метод повторения:
Фронтальный опрос.
И для начала давайте вспомним, что изучает орфография? (правильное написание слов).
А что такое чередование? (замена одних звуков другими в одной и той же части слова).
Как, на ваш взгляд связаны чередование и правильное написание букв? (зная, какие чередуются звуки, мы можем выбрать необходимую для написания букву).
При чередовании гласных в корне слов, можем ли мы проверить ударением написание той или иной гласной? (Нет. Необходимо знать условия выбора буквы для написания).
IV Лингвистическая работа:
Разбор слова по составу (ученик вызывается к доске, на которой заранее написаны слова для разбора, и работает во время фронтального опроса).
ОСЛОЖНЕНИЕ ЛОЖНЫЙ БЛАГОДАРНОСТЬ ПРЕДЛАГАТЬ.
ИЗЛОЖЕНИЕ ВОЗЛАГАТЬ ВОЗЛОЖИТЬ ЛАГЕРЬ.
V Изучение нового материала:
Метод — создание проблемной ситуации:
Ученикам предлагается из слов, разобранных по составу, выбрать однокоренные слова. «Осложнение, благодарность, лагерь» отпадают сразу. Если ученики считают однокоренными слова «возложить» и «ложный», то обращается внимание на лексическое значение слов. Если слова «предлагать, изложение, возлагать, возложить» ученики не считают однокоренными, то обращается внимание на общность лексического значения корней и на таблицу чередований, где упоминается кореньЛАГ- — -ЛОЖ-.
Ученикам самим предлагается определить условия выбора написания гласной в корне. Если они затрудняются, то учитель обращает внимание на согласную, которая идет после гласной. В итоге ученики сами формулируют правило и записывают его под диктовку учителя в справочник: в корнелаг- — -ложв безударном положении, А пишется перед Г, О — перед Ж.
V Закрепление изученного:
- 1)
- 1. Вид работы: Словарный диктант.
- 2. Задание к упражнению: «Записать предложение. Найти слова с корнемЛАГ- — -ЛОЖ-, выделить корни, объяснить выбор гласных в корне».
- 3. Цель упражнения: Отработать навыки грамотного написания слов на данное правило.
- 4. Выполнение упражнения:
- 1) Ложился на поля туман. 2) Сумерки и шум дождя за окном располагали ко сну. 3) При сложении числа называются слагаемыми. 4) Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. 5) За нарушение правил дорожного движения налагается штраф. 6) Наши дела сложились блестяще.
- 6. Два человека делают упражнение поочередно у доски, остальные работают в тетрадях, дополняя с места.
- 7. Вопрос к упражнению: когда в данных корнях пишется буква А, а когда — буква О? (А — перед Г, О — перед Ж).
- 2)
1. Вид работы: Распределительный диктант.
2. Задание к упражнению: «Распределить слова в 3 столбика».
3. Цель упражнения: Научить учеников отличать кореньЛАГ- — -ЛОЖот омонимичных и схожих корней.
- 4. Содержание упражнения: располагать, изложить, пролагать, влага, ложбина, предложить, флаг, обложка, приложение, прилагается, сложный, без отлагательств.
- 5. Выполнение упражнения:
гласная корень орфограмма.
ЛАГ; | — ЛОЖ; | Другие корни. |
РАСПОЛАГАТЬ ПРОЛАГАТЬ ПРИЛАГАЕТСЯ Без ОТЛАГАТЕЛЬСТВ. | ИЗЛОЖИТЬ ПРЕДЛОЖИТЬ ОБЛОЖКА ПРИЛОЖЕНИЕ. | ВЛАГА ЛОЖБИНА ФЛАГ СЛОЖНЫЙ. |
6. Три человека делают упражнение поочередно у доски, остальные работают в тетрадях, дополняя с места.
7. Вопросы к упражнению: Почему при работе с корнями слов мы должны обращать внимание на их лексическое значение? (потому что существуют похожие корни, на которые распространяются разные правила).
V Итог урока:
Фронтальный опрос:
Что такое чередование? С каким чередованием мы сегодня познакомились? Когда в корнеЛАГ- — -ЛОЖпишется А, а когда — О.
Выставляются оценки за работу у доски и за активную работу с места.
VI. Домашнее задание:
- 1. Прочитать § 52 (стр.198−199).
- 2. Упр.509 (по заданию).