Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Руководство театрализованными играми детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В старших группах обычно договариваются о двух — трех составах «артистов», занятых в игре. С целью усвоения последовательности событий, уточнение образов персонажей организуется разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой работе раскрылись возможности всех детей. Старшие дошкольники могут работать по подгруппам… Читать ещё >

Руководство театрализованными играми детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как писал Л. С. Выготский: «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и строение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка». То есть, рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая деятельность воображения, он подчеркивал, что ребенок в игре создает новое творческое построение образа, принадлежащего ему самому из элементов, взятых из окружающей жизни. [8].

Дети усваивают из окружающей среды и прочитанных литературных произведений обобщенное представление, типичное как в изображении характеров персонажей, так и в изображении их поступков. Это общее, типичное представление ложится в основу исполнения роли, при этом ребенок не выделяет и не конкретизирует индивидуальные черты героев. Удачное исполнение ролей вызывает положительную реакцию, чувство эмоционального удовлетворения у самих исполнителей и у зрителей. [1].

Выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев писал: «Игра необыкновенно многообразна не столько по своему содержанию, но и по своим формам и источникам». Анализ игры, он начал с самой простой игровой деятельности ребенка, и остановился на одном виде игр, которые можно было бы назвать играми рубежными. Они действительно стоят на рубеже классической дошкольной игры, и представляют собой некоторые переходные формы игры — переходные либо к неигровой деятельности, которую они прямо подготавливают, либо к играм, характерного для школьного периода психического развития ребенка. Мотив данных игр нацелен на получение результата. [25].

Н.Н. Поддъяков выдвинул положение о значении для развития творческих процессов дошкольники проблемных ситуаций, детский театр предполагает расширение содержаний воспринимаемой действительности, умение «схватывать» целостное впечатления ранее детализированного анализа. Безусловно, значимым является овладения социальными средствами воплощение образа и варьирование их использования в совместном творчестве ребенка. В ходе театрализованной игры зарождаются и разрушаются противоречия, которые обеспечивали развитие произвольности поведения; противоречия между импульсивностью переживаний ребенка, динамизмом и неустойчивостью его представлений и необходимостью выражать образы воображения в творческом продукте. [40].

Психологической основой организации процесса театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях является особенности восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того, чтобы это восприятие было полным, детей следует знакомить с различными видами театральных игр.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией, жестами. Пантомима ребенка ограничена, так как он действует неподвижной или малоподвижной игрушкой, на первый план выступает речь, её содержание, интонационная выразительность, дикция. [3].

Вторая группа — театрализованные игры, основаны на собственных действиях исполнителя роли. При этом, могут быть использованы куклы — бибабо, шапочки. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, самое сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образец.

Для того чтобы театрализованные игры в группе имели место, воспитатель должен организовать предметно-игровую среду в группе, и уметь выразительно читать, используя мимические жесты, побуждать ребенка воспроизводить услышанное, являясь определенным эталоном для подражания. [1].

В раннем детстве, ребенок имеет возможность играть в театрализованную игру, быть самостоятельным, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, её правилами. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает театрализованная игра (особенно педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов. [32].

В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать, поэтому интонации детей бывают мало выразительными, а движения однообразными. [15].

Дети испытывают неудовлетворенность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес к театрализованным играм. Поэтому необходимо выделять и показывать детям средства образной выразительности в исполнительской деятельности, которые стимулировали бы творческие проявления детей.

Характерным для театрализованных игр является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных отношений участников совместной игры, которые не являются тождественными. При вполне благополучном сюжете могут проявляться (и явно, и открыто) весьма неблагополучные реальные взаимоотношения. [14].

Дошкольникам нравятся театрализованные игры, так как они живут одной жизнью героев инсценировок, выражают свое одобрение или негодование. Часто самостоятельно повторяют, преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые игры, которые, благодаря этому, становятся более выразительными и интересными.

Немаловажное значение для игр, является то, каким образом педагог руководит игрой. Функции воспитателя сводятся к тому, чтобы предложить детям литературное произведение и обеспечить необходимыми атрибутами. При формальном руководстве игра лишена чувства, а значит, их развивающее значение сводится к минимуму. В результате внимание ребенка бывает сосредоточено на том, чтобы не пропустить свою реплику. Действия движения детей, бедны, мало выразительны, так как ребенок не задумывается над тем как произнести слова, как выполнить действие, не замечает, что на протяжении сказки, рассказа меняются поведение героя, его чувства.. [21].

Р. И. Жуковская считает, что в основу руководства театрализованными играми следует положить работу над текстом интересующего произведения. Текст литературного произведения должен преподноситься детям выразительно, художественно, при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей. [16].

Организация театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно участвуют дошкольники. Старшие дети активно обсуждают, во что лучше поиграть, согласовывают свои замыслы и желания. Распределение ролей не представляется сложным. Дети знают, что игра будет повторяться несколько раз, поэтому для каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, поэтому хорошо запечатлить ее с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями Психологическим настроем на предстоящую игру служит оформленная деятельность детей: участие в подготовке афиш, пригласительных билетов, костюмов и т. п. Чтобы в театрализованной игре участвовали все, воспитатель обсуждает с группой, кто будет готовить зрительный зал, кто отвечать за музыкальное сопровождение спектакля. С помощью педагога дети решают, кого пригласить. Это могут быть родители, воспитатели, воспитанники других групп, педагогический и обслуживающий персонал. Приглашенным заранее вручают билеты. [16].

В старших группах обычно договариваются о двух — трех составах «артистов», занятых в игре. С целью усвоения последовательности событий, уточнение образов персонажей организуется разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой работе раскрылись возможности всех детей. Старшие дошкольники могут работать по подгруппам (не менее 6 человек). Каждая подгруппа получает задание, например, вылепить фигурки персонажей так, чтобы можно было с их помощью разыграть сказку. Внутри подгруппы дети сами договариваются, кто это будет делать. Заканчивая лепку, рисование, аппликацию каждая подгруппа представляет по своим работам сказки. Данный прием не включает специальное запоминание текста, что повышает интерес детей к игре.

Таким образом, в дошкольном возрасте руководство театрализованной игрой заключается в том, что воспитатель должен правильно преподнести литературное произведение, а именно, эмоционально и выразительно. Воспитатель должен быть инициатором этого вида деятельности, вовлекать и заинтересовывать детей.

В старших группах, перед игрой проводится беседа по содержанию, педагог помогает детям разделять текст на смысловые части, в которых проявляются способности поведения персонажей. Например, в сказке «Заячья избушка», каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа, всякий смысловой отрезок дети фиксируют с помощью фишки. Затем можно разделить полоску бумаги на несколько частей, — сколько отложено фишек, и схематично изобразить содержание каждого отрезка: получается пиктограмма. Например, эпизод появления лисы: воспитатель предлагает детям представить и рассказать, чем в это время были заняты медведь, заяц, как подошла лиса к дому. Вопросы педагога помогают детям понять изменения, произошедшие в поведении и настроении обитателей теремка с появлением лисы. Внимание детей заострялось на том, что делали персонажи, как делали, почему так делали. Обогащению детей художественными средствами передачи способствуют этюды. Детям предлагают изобразить отдельные этюды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избу, а заяц лубяную. В сказке об этом говориться всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалога, реплики, а затем проиграть. В другом случае, от детей требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные дети, — зрители угадывают, какой эпизод сказки представлен.

Интересны этюды, в которых дети выполняют движения под фрагменты музыкальных произведений. Благодаря таким игровым импровизациям, у ребенка постоянно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка чтото хорошо, получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных детей это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности. По ходу самой игры педагог, замечая «бедность» выразительных средств у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания, приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, выразительные речевые средства.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме организации и руководства театрализованными играми, мы сделали следующие выводы:

  • — Полноценное участие детей в театрализованной игре, как игре с заданным сюжетом, требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Для выполнения взятой на себя роли, ребенок должен понимать характер героя, мотивы его поступков, мораль произведения.
  • — Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта детей, что формируется в ходе воспитатально-образовательной работы.
  • — Педагогическое руководство театрализованной игрой должно быть направлено на овладение детьми выразительными средствами общения: мимикой, пантомимикой, выразительностью и интонационностью речи, следовательно, подготовленность к театрализованной игре определяется как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой