Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы рационального размещения элементов железнодорожных промышленных транспортно-технологических систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Созданы программные научные комплексы (НК): «НК — узел» для поиска рационального размещения предприятий в промышленных узлах при проектировании генеральных планов- «НК — станция» позволяет находить рациональное размещение заводской сортировочной или грузораспредели-тельной станции в промышленном железнодорожной TTC- «НК — сортировочный комплекс» для автоматизированного расчета, проектирования… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Промышленно-транспортные системы и узлы. Методический и практический опыт формирования схем
    • 1. 1. Анализ существующих проектных решений развития промыш-ленно-транспортных узлов
    • 1. 2. Структура поездо- и вагонопотоков промышленных узлов (на примере юга России)
    • 1. 3. Состав, типы и перспективная классификация узлов
    • 1. 4. Существующие методы теоретического обоснования размещения, проектирования и эксплуатации элементов железнодорожных промышленных транспортно-технологических систем
      • 1. 4. 1. Особенности эмпирических подходов в решении задач о размещении и их недостатки
      • 1. 4. 2. Влияние социальных и экологических факторов на проектирование транспортных коммуникаций
    • 1. 5. Выводы по главе
  • 2. Основные факторы, определяющие эффективность размещения и использования комплекса станционных устройств в промышленных узлах
    • 2. 1. Внешние и внутренне факторы, влияющие на размещение станционных устройств
      • 2. 1. 1. Существующая топология и техническое состояние железнодорожных устройств в узлах
      • 2. 1. 2. Основные зависимости мощности станционных устройств
      • 2. 1. 3. Системы организации вагонопотоков при различных схемах размещения станционных устройств
    • 2. 2. Выбор критериев расчета расположения промышленных предприятий и технологических станционных устройств в узле
    • 2. 3. Существующие модельные схемы, имитирующие состояние объектов и их положение в узле
      • 2. 3. 1. Взаимодействие элементов транспортных систем как формы слияния или комбинации устройств с различными свойствами
      • 2. 3. 2. Выбор модели перехода подвижного состава по фазам обслуживания на станциях и в узлах
      • 2. 3. 3. Понятие скорости обслуживания в модели связного перехода подвижного состава. Критериальный подход к выбору модели
    • 2. 4. Выводы по главе
  • 3. Разработка математических моделей функционирования взаимоувязанного комплекса производственно-транспортно-складских устройств в узлах

3.1 Исследование порогового значения мощности значимых факторов с переходом проектируемой транспортной системы в новое качественное состояние 123, 0 3.2 Модели рационального размещения промышленных сортировочных, распределительных и сырьевых станций в узлах

3.3 Моделирование генерального плана агрегированного комплекса узла с рациональным размещением производственно-транспортно-технологических систем

3.4 Модели рационального размещения терминальных складских комплексов в промышленно-транспортных узлах

3.4.1 Оптимизация размещения выгрузочных терминалов и грузо-распределительных центров в узлах

3.4.2 Системно-матричное представление транспортно-технологических и складских систем

3.5 Формирование общесистемных критериев оценки проектных решений по размещению транспортно-технологических устройств в

Ч узлах

3.6 Выводы по главе

4 Применение разработанных методов рационального размещения устройств промышленно-транспортных систем

4.1 Выбор основных системологических парадигм рационального проектирования

4.2 Структурные схемы системного представления научных методов расчета и проектирования элементов промышленно-транспортных узлов

4.3 Понятие блочно-связного комплекса устройств при автоматизации проектирования и размещения предприятий в промышленном узле

4.4 Визуализация топологических структур железнодорожного путевого развития узлов

4.5 Выводы по главе

5 Эффективность предлагаемой теории концентрации транспортно-технологических систем в промышленно-транспортных узлах

5.1 Разработка вариантов этапного переустройства промышленных узлов согласно перспективным программам модернизации транспорта юга России

5.2 Экономическая целесообразность создания выгрузочных транспортно-складских комплексов (накопительных терминалов) в промышленных узлах

5.3 Экономический эффект внедрения разработанной теории концентрации транспортно-технологических систем в узлах

5.4 Выводы по главе

Заключение

Теоретические основы рационального размещения элементов железнодорожных промышленных транспортно-технологических систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За 170 лет существования отечественного железнодорожного транспорта он был и остается источником и предпосылкой значительных успехов в жизни российского общества. На современном этапе деятельность магистральных и промышленных железных дорог заключается в эффективном удовлетворении рыночного спроса на транспортные услуги, повышении конкурентоспособности, достижении экономической эффективности и финансовой устойчивости, создании системы государственно-частного партнерства в целях реализации государственной политики в области экономики, обороны и развитии социальной сферы. Российские железные дороги по производственным и техническим показателям занимают передовые позиции в мире. Грузонапряженность дорог, производительность локомотивов и вагонов превышают аналогичные показатели ведущих зарубежных стран США, Канады, Франции. По объемам перевозок грузов и пассажиров российские железные дороги находятся на вторых-третьих местах, по безопасности движения — на первых местах. Технические показатели транспортной системы России по состоянию на 01.01.06 г. [36] приведены в табл. 1.

Таблица 1 — Технические показатели транспортной системы России.

Виды элементов транспортной системы Протяженность, тыс км.

Сеть железных дорог общего пользования, 85,3 в т. ч. двухпутные линии, 36,6 в т. ч. электрифицированные линии 42,92.

Пути промышленного железнодорожного транспорта 55,0.

Линии метрополитенов 0,423.

Трамвайные пути 2,82.

Троллейбусные линии 4,85.

Сеть автомобильных дорог с твердым покрытием 871,0.

Судоходные внутренние водные пути 101,7.

Воздушные линии 600,0.

Если оценить первичную работу всех видов транспорта в отраслях экономики, то на долю промышленного железнодорожного транспорта относится около 27% объема перевозок, на долю автомобильного — 55%, трубопроводного — 8%, магистрального железнодорожного — 9%, водного транспорта — 1% [192].

Важнейшим элементом транспортного комплекса страны является про> мышленный транспорт, на путях которого зарождается и погашается более 80% грузопотока, перерабатываемого магистральным транспортом. В связи с коренными изменениями общественно-политическими и промышленными приоритетами увеличивается роль транспорта, обеспечивающего функционирование и развитие экономики.

18 мая 2001 года правительством России утверждена «Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте», которая предусматривает три этапа и рассчитана до 2010 г. В 2003 г. .создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), которое взяло на себя всю полноту хозяйственной деятельности на транспорте.

Следующим важнейшим этапом явились разработки федеральных целевых программ (ФЦП), в т. ч. «Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года». Она предусматривает [99] строительство свыше 20 тыс. км новых магистральных линий и освоение более 20 сырьевых месторождений, комплексное развитие международных транспортных коридоров и ж.-д. подходов к морским портам Северо-Западного, Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов, создание опорной сети терминально-логистических центров (до 40 единиц, в т. ч. и за рубежом).

По итогам 2007 г. [36, 97, 98] на сети железных дорог России отправлено 1,31 млрд т грузов (увеличение на 2,5%), перевезено свыше 1,3 млрд пассажиров, грузооборот превысил 2,2 трлн т-км. Впервые за последние 14 лет достигнут уровень погрузки 4 млн 290 тыс т в сутки (17.10.07 г.), что на 30% выше соответствующих показателей 1993;1994 гг. Следует отметить высокую динамику роста погрузки готовой продукции в сравнении с 2006 г.: машины и оборудование на 14%, автомобили — 30%, металлоконструкции — 18%, зерно — 25%, грузы в контейнерах — 5%.

Структура погрузки основных грузов на железнодорожном транспорте приведена в табл. 2. В сравнении с 2005 г. объемы погрузки в 2006 г. увеличились: каменного угля — на 1,7%, нефти — на 4,4%, черных металлов — на 2,2%, строительных грузов — на 12,6%, лесных грузов — на 8,2%.

Таблица 2 — Погрузка грузов по сети железных дорог, млн т.

Грузы 2005 г. Прогноз.

2010 т. 20,15 г.

Погрузка всего, в том числе: 1273,3 1480,0 1675,0 уголь 278,7 318,0 345,0 кокс. 11,3 12,8 14,0 нефтегрузы 219,0 253−7 271,5 руда 127,2 147,5 168,8 черные металлы 73,6 85,0 ^ 94,7 лесные грузы 64,4 75,0 87,0 минерально-строительные 289,3 334,5 380,5 удобрения 43,4 46,0 49,5 хлебные 23,8 27,5 29,0 прочие 142,6 180,0 235,0.

75% общего объема погрузки и выгрузки грузов выполняется на более чем 24 ООО железнодорожных подъездных путях, обслуживающих грузоотправителей и грузополучателей, из которых 65% подъездных путей находится на балансе предприятий, а остальные — на балансе железной дороги. Доля затрат на промышленный транспорт в общих затратах на производство промышленной продукции колеблется в пределах от 10 до 60%.

Промышленно-транспортные узлы являются важнейшим макроэлементом экономики страны, обеспечивающим экономическую стабильность и обороноспособность, связывающим в единую технологическую цепь производство и транспорт (общего и необщего пользования), а также влияющим на социальную и экологическую сферу. Следует отметить, что в кризисные периоды экономики страны (1996 — 1999 гг., 2008 — 2009 гг.) недостаточное внимание уделяется развитию промышленных узлов, транспортных систем и оптимизации размещения производственно-транспортных объектов, в результате чего по уровню материально-технической базы и современным технологиям промышленные узлы стали отставать от уровня развития транспортных узлов общего пользования.

На современном сложном экономическом этапе возрастает роль отраслевой науки в более детальных и качественных разработках технического и технологического перевооружения транспорта. Федеральными целевыми программами модернизации транспортной системы России предусматриваются следующие основные инновации в транспортной стратегии [97, 99]:

— совершенствование законодательной и нормативной базы взаимодействия магистрального, промышленного транспорта и пользователей их услуг;

— широкое внедрение современных информационных технологий в организацию транспортного процесса;

— реконструкция и развитие промышленно-транспортных узлов на важнейших направлениях грузопотоков на основе современных методик комплексной оптимизации размещения производств и инфраструктуры;

— концентрация сортировочной и грузовой работы в крупных промышленно-транспортных узлах;

— оценка синергетического характера транспорта в развитии регионов и промышленных узлов.

В диссертации исследуются промышленные транспортно-технологические системы (TTC) Северо-Кавказского экономического региона (СКЭР). Известно, что СКЭР — самый многонациональный район России. Здесь проживает более 40 национальностей. Ш численности населения (17,7 млн чел.) СКЭР занимает третье место в РФ [46, 131, 144] после Центрального и Уральского регионов. Средняя плотность населения района — 49,8 чел. на км, что более чем в 5 раз выше, чем в целом по России. На территории СКЭР размещены промышленно-транспортные системы практически всех видов и отраслей экономики (как сравнительно «молодых» по вводу в эксплуатацию, так исторически сложившихся), имеется 12 припортовых станций, 9 международных портов, 3 крупнейших в РФ нефтеперевалочных базы.

По территории региона проходят важнейшие транспортные коридоры, в том числе международные (Восток — Центр — Запад, Центр — Север и Юг, автомобильная магистраль «Кавказ» и др.). К числу перспективных и треб" 5тощих дальнейшего развития транспортных направлений Северо-Кавказского региона относятся: продление международного транспортного коридора № 7 (Дунайского) через промышленно-транспортные узлы в водном и сухопутном сообщениях по маршруту Дунай — Черное море — Волго-Донской канал — Балтийское море — Канал Майн-Рейнразвитие инфраструктуры Международного транспортного коридора № 9 (Критского) по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Ростов-на-Дону — Новороссийск — Астрахань [193].

В настоящее время задача реконструкции и развития TTC СКЭР сталкивается с трудностями поиска оптимальных мест размещения предприятий и транспортных коммуникаций. Исторически сложилось, что «старые» TTC размещены вблизи жилых застроек и при дальнейшем развитии городов их производства оказываются внутри селитебных зон. Это приводит к нерациональной компоновке, запутанным транспортно-технологическим схемам, нарушениям требований безопасности и экологической напряженности.

Современные решения по размещению элементов железнодорожных промышленных TTC не всегда отвечают требованиям рациональности вследствие сложности и многовариантности задач: строительство промышленно-транспортных объектов производится однократно, а эксплуатация — в течение многих десятилетий. Поэтому необходимы новые комплексные методы направленного поиска рациональных вариантов компоновок TTC на основе адаптивных критериев.

Целью диссертационного исследования является разработка новой ^ комплексной теории рационального размещения элементов железнодорожных промышленных транспортно-технологических систем с учетом значимых факторов.

Решаются следующие основные задачи:

— исследование научного, методического и практического опыта формирования схем железнодорожных промышленных TTC;

— влияние основных факторов, определяющих эффективность размещения и использования элементов транспортно-технологических комплексов;

— разработка новой методики системной классификации промышленно-транспортных узлов с учетом современных требований и логистических концепций;

— определение условий, определяющих эффективность размещения и использования комплекса станционных объектов железнодорожных транспортно-технологических систем с учетом влияющих факторов;

— разработка новых моделей функционирования взаимоувязанного комплекса производственно-транспортно-складских устройств на основе применения методов математического программирования, теории вероятностей и массового обслуживания;

— разработка инструментария практического моделирования генерального плана агрегированного комплекса промышленно-транспортного узла с рациональным размещением производственно-транспортно-технологических систем на основе новых критериев оценки;

— практическое исследование возможностей рационального размещения центров поездных и маневровых нагрузок промышленно-транспортного узлагрузораспределительных комплексов, накопительных терминалов и производственно-транспортных подсистем;

— внедрение разработанных методов рационального размещения элементов железнодорожных промышленных TTC в практику проектирования, в том числе автоматизированного.

Объектом исследования является техническое оснащение, компоновочные решения и технология работы основных железнодорожных промышленно-транспортных узлов Северо-Кавказского экономического региона и промышленные TTC других регионов, взаимодействующие с СКЭР.

Предмет исследования — методология традиционного и автоматизированного проектирования генеральных планов железнодорожных промышленно-транспортных узлов и распределительных систем.

Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области проектирования и размещения элементов железнодорожных промышленных TTC, применения методов системного анализа, экономико-математического программирования, теории графов, массового обслуживания в моделировании транспортных систем, а также программные документы, законодательные и нормативные акты Правительства РФ по развитию транспорта, региональные статистические данные.

На защиту выносятся:

1. Концепция и теоретическое обоснование размещения элементов железнодорожных промышленных TTC на принципах рациональности.

2. Комплексная теория рационального размещения производственно-транспортно-технологических и складских систем промышленных узлов.

3. Метод и оценочные критерии компоновочных решений размещения элементов транспортно-технологических систем при проектировании генпланов промышленных узлов.

4. Практический инструментарий реализации проектов рациональных компоновок TTC на основе созданных программных научных комплексов.

Научная новизна. В диссертации впервые разработана теория рационального размещения элементов железнодорожных промышленных TTC на основе универсального методологического подхода к комплексному проектиро-* ванию производственно-транспортно-технологических и складских систем промышленных узлов, что позволяет экономить трудозатраты на проектные работы и сокращать стоимость строительства.

Практическая значимость. Разработанные автором в диссертации методы, модели и алгоритмы решения задач реализованы в программных научных комплексах: «узел», «станция», «сортировочный комплекс», «размещение», «терминал», «путевое развитие», которые позволяют в автоматизированном режиме размещать и проектировать элементы транспортно-технологических систем узлов с учетом взаимодействия различных видов транспорта при перевозках грузов.

Разработанная в диссертации методология рационального размещения и проектирования элементов TTC реализована проектными институтами:

Кавжелдорпроект" г. Ростов — при компоновке вариантов реконструкции складских комплексов Чертково, Невинномысская, Донская-Промышленная Ставропольского края и новом строительстве терминалов Ростовского и Крымского узловпри разработке масштабных планов основных станций главного хода северного направления Сев.-Кав. ж. д.- при формировании рекомендаций по переустройству станций Крымская, Адлер, 9 км;

ОАО «Мосгипротранс» г. Москва, отдел «Станций и узлов» — при разработке технического проекта накопительно-перегрузочного терминала в районе 9 км Крымского узлапри реконструкции четной сортировочной системы станции Лихая;

Службой перевозок Северо-Кавказской железной дороги — при зонировании территории предприятий северо-западного промузла с грузовой станцией Ростов-Западныйпри развитии Крымского, Новороссийского транспортных узловпри переустройстве важнейших сортировочных станций дороги (Ба-тайск, Краснодар, Лихая). Теория принципиального развития промышленного узла при размещения транспортно-складских объектов внедрена в логистическом центре СКЖД с выбором размещения терминального комплекса на станции Заречная Ростовского узла.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и получили положительную оценку: на Международной научно-практической конференции Ростовского государственного строительного университета (РГСУ, г. Ростов н/Д, 1997 г.) — на Четвертой Международной научно-практической конференции «Телекоммуникационные и информационные технологии на транспорте России — ТелеКомТранс-2006» (г. Сочи) — на ЬХУ1 Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта» (г. Днепропетровск, ДИИТ, Транспортная академия Украины, май 2006 г.) — на научно-теоретических и научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС) в 2000;2009 гг. Результаты исследований докладывались и были одобрены на расширенных заседаниях и семинарах кафедр «Станции и грузовая работа» и «Управление эксплуатационной работой» РГУПС- «Организация перевозок и дорожного движения» РГСУ- «Железнодорожные станции и узлы» МИИТа и ПГУПС (ЛИИЖТа) в 2007 — 2009 г.

Результаты диссертации также использовались при подготовке учебных курсов «САПР ж.-д. станций», «Проектирование пассажирских, грузовых станций и узлов», «Контейнерно-транспортная система», «Технология и автоматизация проектных работ», «Железнодорожные станции и узлы» РГУПС и РГСУв курсовом и дипломном проектировании, о чем получен акт внедрения и гранты Северо-Кавказской и Приволжской железных дорог.

Публикации. Результаты автррских исследований опубликованы в 55 печатных научных работах. Из них по теме диссертации — 37, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК — 11, в двух монографиях и четырех главах учебника для вузов «Железнодорожные станции и узлы промышленных районов».

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и шести приложений. Общий объем работы — 368 страниц, 124 иллюстрации, 85 таблиц'.

Список использованных источников

включает 196 наименований.

5.4 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ Как показывают исследования грузопотоков узлов Азово-Черноморского бассейна, несмотря на кризисные явления, в перспективе планируется увеличение объемов перевозок. Имея выгодное экономико-географическое положение, узлы СКЭР с морскими портами находятся на стыке основных грузовых потоков. Сюда тяготеют поволжская, азербайджанская и казахстанская нефтьлипецкие, уральские и казахстанские металлыставропольские и кубанские удобрения и зерносибирский лес и другие грузы. Согласно программам модернизации промышленно-транспортных узлов Юга России необходимо развитие основных сортировочных станций Баг тайск, Лихая, Тихорецкая, совершенствование накопительно-распределительных систем Таманского (Крымского), Новороссийского, Ростовского и других узлов, усиление мощности станционных устройств грузовых станций, работающих на южные порты.

В пятой главе определена экономическая эффективность от внедрения разработанной теории концентрации транспортно-технологических систем в промышленных узлах по одноэтапным вложениям. Результаты научных разработок диссертации внедрены на станциях Сев.-Кав. ж. д. и в промышленных узлах СКЭР, опубликованы в журналах и сборниках научных трудов. Получена дополнительная прибыль от использования научных разработок. Например, при рационализации обходов в Ростовском узле по проектным предложениям экономится расходов на пропуске только одного грузового поезда 639,24 руб. Экономия средств в год составляет 11,7 млн руб.

Особое значение имеет выполненная при участии автора работа «ТЭО развития Крымского ж.д. узла, как накопительно-распределительной системы портовым станциям Азово-Черноморского бассейна». В ней определены и сформулированы основные пути развития TTC при возрастающих объемах перевозок грузов и пассажиров:

— повышение пропускных способностей линий и участков за счет строительства вторых главных путей в Крымском и Таманском узлах;

— электрификация путей и станций на главных направлениях перевозок;

— внедрение прогрессивных видов тяги, увеличение плеч обслуживания и оборота локомотивов;

— удлинение приемоотправочных путей на портовых станциях до 1050 — 1250 м для пропуска поездов повышенной массы и длины (5000 т и более);

— увеличение количества приемоотправочных и сортировочных путей на существующих станциях;

— создание современных сортировочных систем на участковых и грузовых станциях (горки малой мощности с тормозными позициями);

— строительство путепроводных развязок в узлах и на подходах к ним для ликвидации враждебных маршрутов и повышения безопасности движения поездов;

— повышение перерабатывающей способности перегрузочных терминалов в портах за счет развития и нового строительства причалов;

— создание и строительство накопительных грузовых терминалов на подходахчк портам.

Прибыль от перевозочной деятельности на данном направлении при завершении строительства в 2020 г. превысит транспортную составляющую почти в два раза.

Внедрена работа по южной системе ст. Батайск «Проектирование продольных профилей сортировочных горок и путей сортировочных парков северной и южной систем станции Батайск». За счёт снижения энергетических расходов на расформирование вагонов и повышения перерабатывающей способности горки экономия средств по одной системе составила 1 млн руб.

Экономический эффект от внедрения и строительства новых парков и механизированной горки средней мощности в южной сортировочной системе станции Лихая составит 54,31 млн руб.

С применением методов рационального проектирования ПЖДС выполнена разработка масштабной схемы участковой станции Таманская на 9 км Крымского узла по данным грузопотоков 2020 г. Эффективность проекта составляет 91,33 млн руб.

Логико-графическая интеграция научных комплексов «размещение», «терминал» и «ПЖДС» внедрена при автоматизации проектирования генерального плана выгрузочного накопительного терминала («сухого порта») на новой участковой, станции 9 км в Таманском (Крымском) узле. Терминал позволит накапливать судовые партии порта в случае форс-мажорных обстоятельстввыполнять комплекс таможенных, карантинных и коммерческих операцийразгрузить складские площади порта. На основе вероятностного анализа форс-мажорных причин неприема грузов НМТП определена доля грузопотока в «брошенных» поездах, приходящаяся на складские емкости терминала. В результате работы комплекса «НК — терминал» получены рациональные компоновки складских объектов и сформирован масштабный план комплекса. Общие капитальные вложения по проекту составили 438 млн руб. Годовой экономический эффект равен около 60 млн руб., которые окупаются за срок меньший нормативного при коэффициенте Ен = 0,125.

За счет рационального размещения объектов выгрузочных комплексов в Ростовском узле и северо-западной промзоне получено сокращение транспортных расходов на 10,6 млн руб.

При реальном проектировании Северо-Восточного промышленного узла с рациональным размещением в нем предприятий строительной индустрии транспортные расходы сократились на 112,3 млн руб. в год по сравнению с существующим положением, высвобождено 49 га земельных угодий.

В результате применения научных комплексов и создания универсальных алгоритмов и программ получен косвенный эффект от сокращения сроков проектирования и штата исполнителей в 2 — 3 раза на одном проекте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертация посвящена разработке теории рационального проектирования и размещения элементов железнодорожных промышленных транс-портно-технологических систем с учетом значимых факторов. Промышленный железнодорожный узел рассматривается как единая сложнокомплекси-рованная производственно-транспортно-складская структура с общей целью функционирования систем магистрального, промышленного транспорта и производства для получения наибольшей суммарной прибыли.

1. Исследованы компоновочные решения основных узлов СКЭР (Ростовского, Таганрогского, Шахтинского, Краснодарского, Крымского, Новороссийского, Волгодонского, Махачкалинского, Ставропольского, Невинно-мысского, Нальчинского), а также важнейших промузлов добывающей и металлургической промышленности, взаимодействующих с транспортной системой СКЭР, и зарубежных узлов США, ФРГ, Франции, Японии и др.

Определена зависимость мощности путевого развития 58 станций основных узлов СКЭР от количества обслуживаемых ими предприятий обрабатывающей и добывающей промышленности. Установлено, что имеется значительный разброс значений с наибольшей плотностью путевой топологии от 3-х до 45 путей (без учета главных путей) при количестве предприятий, равном от одного до 28. Графики зависимостей для небольших станций имеют экспоненциальный характер с переходом в линейную зависимость для крупных узловых станций.

2. Разработана новая методика системной классификации промышлен-но-транспортных узлов по пятнадцати признакам с учетом современных тенденций развития TTC и логистических концепций. В исследовании предложено классификацию узлов по виду преобладающей транспортно-технологической составляющей дополнить позициями: транзитные мульти-модальные и производственно-терминальные, которые позволят учесть степень вовлечения региональной TTC в международное транспортное производство.

3. Исследованы теоретические и практические результаты отечественного и зарубежного проектирования и размещения элементов железнодорожных промышленных TTC. Установлено, что существующая отечественная методология компоновочных решений требует развития на основе новых технологических требований с учетом передовых зарубежных разработок. Анализ существующих методов размещения и проектирования TTC показал, что наиболее часто используются экономико-математическое программирование, теория вероятностей и массового обслуживания, статистический анализ, теория графов и сетей, методы системного анализа, экспертных оценок.

Установлено, что математически точное решение задач размещения и проектирования элементов железнодорожных промышленных TTC затруднено большим количеством влияющих факторов, поэтому в дальнейших теоретических исследованиях работы используется термин «рациональное размещение производственно-транспортно-складских объектов» узлов. Элементами TTC, в зависимости от уровня рассмотрения, являются промышленные узлы, станции, предприятия, ПЖДС, порты, складские комплексы, сортировочные устройства, парки, ремонтно-экипировочные устройства й т.п.

4. Разработаны рациональные транспортно-технологические структуры промышленных сортировочных и грузовых станций как многоканальных систем обслуживания. Уточнен моделирующий алгоритм функционирования транспортно-технологической системы железнодорожной станции и сформирована блок-схема алгоритма процесса обслуживания заявок.

В работе формализовано понятие скорости транспортного обслуживания и ее критерий оценки — коэффициент задержки по видам подсистем. Для формирования связанной модели подсистемы обслуживания узла применен критерий «уровень организации подсистемы маневровой работы», который выражается через интегральный безразмерный показатель, оценивающий количественную и качественную стороны организации технологического процесса.

5. Сформированы этапы новой методологии рациональной концентрации элементов железнодорожных промышленных TTC.

Первым является поиск рационального размещения промышленных сортировочных, распределительных и сырьевых станций в узле. Для формализации транспортно-технологических связей узла используется логико-графическое моделирование. На основе разработанного авторского метода попарных сравнений маршрутов перевозок по каждой вершине графа сети определяется кратчайший маршрут по разработанному алгоритму. Решение транспортной задачи формализовано для автоматизации расчетов и выполнена апробация на примерах размещения распределительных станций.

Второй этап — проектирование генерального плана промышленного узла. Впервые разработана методика системно-матричного представления, при которой фиксируются центры распределения грузопотоков промышленного узла со стороны железнодорожного, автомобильного, водного и других видов транспорта с назначением точек входа и выхода, определяются положения селитебной и защитных зон, намечается исходное местоположение и размеры производственно-заводской зоны в соответствии требованиями СНиП, экологическими, социальными и архитектурными требованиями. Созданы новые системно-матричные схемы узлов обрабатывающей и добывающей промышленности и выполнена постановка экономико-математических моделей с критериями рациональности.

Для решения задач компоновки генпланов (третий этап) автором разработана модификация критерия оптимальности метода двойного предпочтения при размещении объектов. Введен новый понятийный инструментарий и терминология рационального проектирования: «модуль зоны» — предприятие с наименьшими геометрическими размерами- «вес объекта» — суммарные расходы на перевозку грузов данного предприятия всеми видами транспорта на единицу расстояниякоэффициенты «нагрузки» элементов TTC. Создана методика последовательности выбора объектов на основе перекрестного ранжирования ТСС по их «весам» в зависимости от вида транспорта.

Четвертый этап — рациональное размещение транспортно-складских систем в промышленных узлах, выгрузочных баз и грузораспределительных центров предложено определять на основе уточненных экономико-математических моделей со сведением к комбинаторной транспортно-производственной задаче. Для решения используется метод потенциалов, обеспечивающий надежность получения оптимума с относительно эффективным процессом сходимости.

Разработанная в диссертации универсальная методика системно-матричного представления транспортно-технологических систем узла формализована для транспортно-складских систем. Впервые разработаны системно-матричные схемы грузовых комплексов тупикового, комбинированного и сквозного типов, позволяющие учесть субъективные (складские) и объективные (системные) требования к ТСК.

6. Сформирована интегральная функция эффективности проектного решения по размещению транспортно-технологических устройств в узле относительно установленного в диссертации критерия «вес» объекта. Для формирования общесистемного критерия оценки генеральных планов выделены функциональные зависимости количественных, качественных и стоимостных показателей с учетом значимых факторов (социальных, экологических). Установлены показатели надежности, энтропии и уровней организации производственно-транспортных структур.

7. Научной новизной работы являются определение основных системо-логических парадигм рационального проектирования (целенаправленность, сложность, целостность, наблюдаемость, управляемость, устойчивость, адаптация, человеческий фактор, открытость) и установление механизмов их использования. Для этого сформированы новые методологические комплексы постановки задач и технологии принятия решений: «узел», «станция», «сортировочный комплекс», «размещение», «терминал», «ж.-д. путь», которые развивают инструментарий рационального размещения и проектирования.

8. Созданы программные научные комплексы (НК): «НК — узел» для поиска рационального размещения предприятий в промышленных узлах при проектировании генеральных планов- «НК — станция» позволяет находить рациональное размещение заводской сортировочной или грузораспредели-тельной станции в промышленном железнодорожной TTC- «НК — сортировочный комплекс» для автоматизированного расчета, проектирования и выбора сортировочных устройств различных типов и мощности на промышленных сортировочных, заводских и грузовых станциях- «НК — размещение» позволяет находить рациональное размещение грузораспределительного терминала в промышленном железнодорожном узле с минимальными внутриуз-ловыми транспортными расходами- «НК — терминал» обеспечивает проектировщиков начальной информацией о размещении складов внутри грузовых комплексов (терминалов, выгрузочных баз, грузовых дворов). На основе матричного изображения складской территории с модульным представлением объектов, грузопотоками и себестоимостями перевозок грузов различными видами транспорта решается задача наилучшей компоновки по сумме миниk мальных транспортных расходов- «НК — ПЖДС» позволяет в автоматизированном и ручном режиме выполнять электронное проектирование путевого развития промстанций и терминалов, выбирать рациональную конфигурацию горловин и парков грузовых станций и в целом ПЖДС.

В результате применения научных комплексов получено: сокращение сроков проектирования генеральных планов в 2—3 раза или экономия 2 млн руб. на одном проектесокращение итераций поиска рационального размещения транспортных объектов от 72−100 при полном переборе до 3−5 по разработанной методикеулучшение показателей генпланов: коэффициента застройки с 0,15−0,17 до 0,26−0,3- коэффициента использования территории с 0,5−0,57 до 0,7−0,75- высвобождение земель до 20%.

9. Результаты исследований внедрены при развитии Крымского про-мышленно-транспортного узла, как накопительно-распределительной системы портовым станциям Азово-Черноморского бассейна. Прибыль от перевозочной деятельности на данном направлении при завершении строительства в 2020 г. составит 1,64 млрд руб. С применение методов рационального проектирования ПЖДС выполнена компоновка масштабной схемы участковой станции Таманская на 9 км Крымского узла.

Логико-графическая интеграция «НК — размещение», «НК — терминал» и «НК — ПЖДС» апробирована при автоматизации разработки генерального плана выгрузочного накопительного терминала («сухого порта») на новой участковой станции 9 км. В результате расчетов на основе «НК — терминал» получены рациональные компоновки складских объектов и сформирован масштабный план комплекса.

Эффективность созданной методологии подтверждается при проектировании продольных профилей сортировочных горок и путей парков южной и северной систем станции Батайск, южной сортировочной системы станции Лихая.

Применение разработанных методов рационального проектирования позволило улучшить в 1,2—1,5 раза показатели генеральных планов транс, портно-складских комплексов станций Ростов — Товарный, Донская — Промышленная, Чертково, Минеральные Воды.

Результаты диссертации внедрены на станциях и узлах СевероКавказской железной дороги, в проектных организациях (прил. 6), а также опубликованы в двух монографиях, учебнике для вузов (в соавторстве) и научных статьях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.М. Организация перевозок на промышленном транспорте: учебник / В. М. Акулиничев.- М.: Высшая школа, 1983 230 с.
  2. , В.М. и др. Математические методы в эксплуатации железных дорог: учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / В. М. Акулиничев, В. А. Кудрявцев, А. П. Корешков. М.: Транспорт, 1981. — 223 с.
  3. , И. Стратегическое управление / И. Ансофф. М.: Экономика, 1989.-520 с.
  4. Ананьев, А.И. Visual Basic 6.0 I А. И. Ананьев, А. Ф. Федоров. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. — 624 с.
  5. , A.A. Проектирование заводов и механосборочных цехов в автотракторной промышленности: учеб. пособие / A.A. Андерс, Н. М. Потапов, A.B. Шулешкин. М.: Машиностроение, 1982. — 271 с.
  6. , В.И. Оптимизация транспортного производства в железнодорожных узлах / В. И. Апатцев. М.: РГОТУПС, 2000. — 244 с.
  7. , Е.Б. Расчет показателей эффективности перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом: учеб. пособие / Е. Б. Айзенберг, А. Ф. Романихин. Ростов н/Д: РИИЖТ, 1991. — 59 с.
  8. , В.М. Основы автоматизированного проектирования схем путевого развития промышленных узлов: учеб. пособие / В. М. Астафьев. — Ростов н/Д: РИСИ, 1987. 81 с.
  9. , А.П. Управление взаимодействием транспортных систем / А. П. Артынов, Г. А. Кондратьев. М.: Наука, 1986. — 198 с.
  10. , В.И. Теория катастроф / В. И. Арнольд. М.: Наука, 1990. — 128 с.
  11. , В.В. Теоретико-концептуальные основы организации региональной транспортной системы (на примере республики Бурятия): дис. д-ра техн. наук / В. В. Багинова. — М., 2004. — 295 с.
  12. , X. Модульное автоматизированное проектирование путевого развития станций / X. Балух (H.Baluch) // CAD in modular designing of tracklayout in railway stations. Журнал «Железные дороги мира». — 1989. — № 7. — С.70−74.
  13. , В.И. Регулирование грузовых перевозок на железных дорогах / В. И. Балч, И. Г. Казовский, В. А. Кудрявцев, В.Ф. Гречанюк- под ред. В. А. Кудрявцева. — М.: Транспорт, 1984. — 248 с.
  14. , Д.К. Принципы совершенствования промышленных узлов и транспорта районов угледобывающих промышленности. Автореф. дис. канд. техн. наук / Белов Д. К. Ростов н/Д: РИСИ, 1970. — 25 с.
  15. , И. Оптимальное программирование / И. Бирман. — М.: Экономика, 1968.— 231 с.
  16. , С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гуревич. — М.: Статистика, 1980. 264 с.
  17. , В.А. Автоматизированные информационные системы на железнодорожном транспорте / В. А. Буянов, Г. С. Ратин. М.: Транспорт, 1984.-239 с.
  18. Н.П. Моделирование сложных систем / Н. П. Бусленко. — М.: Наука, 1968.-356 с.
  19. Бюллетень транспортной информации / Информационно-практический журнал. 2007. -№ 6 (144). — С. 29−31.
  20. Бюллетень транспортной информации / Информационно-практический журнал. 2007. — № 8 (146). — С. 32−33.
  21. , Д.Г. Применение методов теории массового обслуживания для оптимизации работы сортировочных станций / Д. Г. Вишневецкий // Сб. работ лауреатов конкурса молодых ученых 1997 г. -Ростов н/Д: СКНЦВШ, 1998. С. 73−84.
  22. , Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология: учеб. пособие для вузов / Е. С. Вентцель. М.: Дрофа, 2004. — 208 с.
  23. , В.А. Теория вероятностей и математическая статистика в задачах: учеб. пособие для вузов / В. А. Ватутин, Г. И. Ивченко, Ю. И. Медведев и др. М.: Дрофа, 2003 — 328 с.
  24. , С.П. Теория и практика автоматизированного проектирования железнодорожных станций / С. П. Вакуленко // Транспорт: наука, техника, управление. 2006. — № 1. — С. 34−37.
  25. , Т.А. Закономерности формирования пригородных пассажиропотоков на железнодорожном транспорте больших и средних городов республики Беларусь: автореф. дис. канд. техн. наук / Власюк Т. А. — УО БелГУТ, Гомель. 2007. 23 с.
  26. Генеральный план и транспорт промышленных предприятий: учеб. для вузов / В. М. Акулиничев, A.C. Гельман, В. И. Тиверовский, Б. Ф. Шаульский. М.: Стройиздат, 1990. — 303 с.
  27. Гиг, Дж. Прикладная общая теория систем: в 2-х кн.: пер. с англ. / Дж. Гиг- под. ред. Б. М. Сушкова, В. С. Тюхтина. М.: Мир, 1981.
  28. , А.К. Научные основы формирования интегрированной системы автоматизированного проектирования железнодорожных станций: автореф. дис. докт. техн. наук / Головнич А. К Гомель: БелГУТ, 2004. — 42 с.
  29. , П.С. Эксплуатационная надежность станций / П. С. Грунтов. М.: Транспорт, 1986. — 247 с.
  30. , Е.Г. Задачи линейного программирования транспортного типа / Е. Г. Гольштейн, Д. Б. Юдин. М.: Наука, 1969. — 384 с.
  31. , В.Г. Единая транспортная система / В. Г. Галабурда, В. А. Персианов, A.A. Тимошин, H.A. Троицкая, C.B. Милославская- под ред. В. Г. Галабурды. М.: Транспорт, 1996. — 295 с.
  32. , Ф.С. Технология и организация перевозок на железнодорожном транспорте / Ф. С. Гоманков. — М.: Транспорт, 1994. 208 с.
  33. , В.Н. Транспортные узлы промышленных районов: учебник для вузов / В. Н. Дегтяренко. М.: Стройиздат, 1974. — 303 с.
  34. , В.Н. Автомобильные дороги и автомобильный транспорт промышленных предприятий: учеб. для вузов / В. Н. Дегтяренко. -М., 1981.-261 с.
  35. , В. А. Экономика промышленного железнодорожного транспорта : учеб. для вузов / В. А. Дмитриев, В. И. Зеленков, А. Д. Шишков. -М.: Транспорт, 1989. 359 с.
  36. , В.А. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации / В. А. Егиазаров, В. Б. Ляндрес. — М.: Юридическая фирма «Контракт», 2005. — 271 с.
  37. Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы. — М.: Экономика, 1987. 158 с.
  38. , С.Ю. Логистика в управлении внешнеторговыми перевозками: статья / С. Ю. Елисеев, Э. В. Тучков, П. В. Куренков // Экономика железных дорог. — 2005. — № 7. — С. 28−33.
  39. , С.Ю. Концепция управления грузовыми перевозками в транспортных узлах с применением логистических центров: статья / С. Ю. Елисеев // Вестник транспорта. — 2006. — № 3. С. 9−14.
  40. , И.А. Эффективность логистических транспортно-технологических систем (теория и методы расчета): монография / И. А. Еловой. Гомель: БелГУТ, 2000 — 290 с.
  41. , Ю.И. Краткий исторический обзор теоретических работ по вопросам этапности развития станций и узлов (1961- 2006 гг.) / Ефименко
  42. Ю.И., Олейникова JI.A. // Актуальные проблемы управления перевозочным процессом: Сб. науч. тр. Вып. 7. СПб.: ПГУПС, 2007. — С. 3−15.
  43. , Б.Б. Теоретические основы развития железнодорожных станций и узлов: автореф. дис. д-ра техн. наук / Б. Б. Жардемов. М., 1999. -48 с.
  44. , В.П. Экономическая география: учеб. пособие для вузов / В. П. Желтиков. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 384 с.
  45. , Н.П. Транспортно-грузовые системы: учебник для вузов ж.-д. транспорта / Н. П. Журавлев, О. Б. Маликов. М.: Маршрут, 2006.-368 с.
  46. , В.А. Перспективы развития железнодорожной транспортной системы южного региона России / В. А. Жуков, H.H. Числов, В. Н. Зубков // Вестник РГУПС. Науч.-техн. журнал. 2004. — № 4.
  47. , В.А. Снижение эксплуатационных расходов при расформировании вагонов на совмещенных сортировочных горках / H.H. Числов, А.Д. Петрушин- О. Н. Числов // Железнодорожный транспорт. 2006. -№ 9.-С. 32−35.
  48. , JI. Понятие состояния в теории систем / Л. Заде // Общая теория систем. М.: Мир, 1966. — С. 49−65.
  49. , В.Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории / В. Б. Занг. М.: Мир, 1999. — 335 с.
  50. Защита атмосферы от промышленных загрязнений / Справочник в двух частях: пер. с англ. / под ред. С. Колверт, Г. Инглунд. — М.: Металлургия, 1988.
  51. , М. Алгоритм выбора места расположения проектируемых станций / М. Зюмер (M.Sumer) // An algorithm for determining convenient location of projected station points with probability theory. II Журнал «Железные дороги мира». 1990. — № 4. — С. 47−50.
  52. , В.Н. Опорные станции нового типа / В. Н. Зубков, П. Г. Кучеренко, В. А. Чеботников // Железнодорожный транспорт. 1999. — № 7. — С. 14−18.
  53. , A.A. Основы теории графов / A.A. Зыков. М.: Наука, 1987. -384 с.
  54. Зильберман-Мягков, Я. С. Методология эффективного управления локомотивами при маршрутных перевозках промышленных грузов: монография / Я.С. Зильберман-Мягков. М.: Маршрут, 2005. — 290 с.
  55. , М. Математические методы оптимизации и экономическая теория: пер. с англ. Г. И. Жуковой, Ф. Я. Кельмана. / М. Интрилигатор. — М.: Айрис-пресс, 2002. 576 с.
  56. , И.Г. Рационализация перевозок грузов на железных дорогах / И. Г. Казовский. М.: Транспорт, 1977. — 280 с.
  57. , С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. М.: Наука, 1997. — 285 с.
  58. , В.Г. Математическое программирование / В. Г. Карманов. М.: Наука, 1980. — 256 с.
  59. , В.П. Методология комплексного развития транспортных систем в проектах взаимодействия железнодорожного и морского транспорта: автореф. дис. д-ра техн. наук / В. П. Клепиков. — М., 2007 — 48 с.
  60. , В.П. Математические модели взаимодействия видов транспорта, участвующих в смешанных перевозках / В. П. Клепиков // Прил. к журналу «Мир транспорта», Соискатель. 2005. — № 2. — С. 4−17.
  61. , В.П. Транспортные узлы: основные этапы развития и их роль в транспортной системе России / В. П. Козлова // Вестник транспорта. -2004.-№ 11.-С. 32−36.
  62. , А.Н. Теория информации и теория алгоритмов / А. Н. Колмогоров. — М.: Наука, 1987. 214 с.
  63. , Г. Методология проектирования путевого развития станций / G. Corazza, A. Musso II Methodology for station track layout design. II Журнал «Железные дороги мира». 1991. — № 4. — С. 46−52.
  64. , Ю.М. Математические основы кибернетики: учебн. пособие для вузов / Ю. М. Коршунов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Энергоатомиздат, 1987. — 496 с.
  65. И.И. Комплексное развитие и использование магистрального и промышленного транспорта / И. И. Кукушкин. М., 1966. — 248 с.
  66. , А.И. О совершенствовании законодательной и нормативной базы / А. И. Кукушкин // Промышленный транспорт XXI век. — 2006.- № 1.-С. 35−38.
  67. , П.А. Теоретические основы, организационные формы, методы оптимизации гибкой технологии транспортного обслуживания заводов черной металлургии: дис. д-ра техн. наук / Козлов П. А. М., 1988. -350 с.
  68. , Ф.П. Управление эксплуатационной работой железных дорог: учебн. пособие для вузов / Ф. П. Кочнев, И. Б. Сотников. М.: Транспорт, 1990. — 424 с.
  69. , Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер. М.: Росинтер, 1996.-704 с. t
  70. , Е.С. Теория вероятностей в задачах и упражнениях: учеб. пособие / Е. С. Кочетков, С. О. Смерчинская. М.: Форум: Инфра — М, 2005. -480 с.
  71. , A.B. Разработка моделей и алгоритмов решения функциональных задач управления транспортными системами и производством: дис. д-ра техн. наук / A.B. Кутыркин. М., 2003. — 383 с.
  72. , Б.А. Мультимодальные транспортные коридоры (системный подход) / Б. А. Лёвин, В. И. Галахов, В. Н. Морозов, В. В. Шашкин. — М.: Транспорт, 2001. 71 с.
  73. , А.Я. Распределение грузопотоков в промышленных районах страны / А. Я. Локтев, Е. К. Курганов // Тр. РИСИ. Вып. 1. — 1971. — С. 20−35.
  74. , A.A. Организация рационального распределения грузопотоков в железнодорожном транспортном узле: автореф. дис. канд. техн. наук / Леонов A.A. М., 2002. — 24 с.
  75. , С.И. Развитие Санкт-Петербургского железнодорожного узла (1858−2005 гг.) / Логинов С. И., Олейникова Л. А. // Актуальные проблемы управления перевозочным процессом: сб. науч. тр. Вып. 7. — СПб.: ПГУПС, 2007. С. 18−29.
  76. , H.H. Техническая кибернетика на железнодорожном транспорте: учебник / H.H. Лябах, А. Н. Шабельников. — Ростов н/Д, 2002. -283 с.
  77. , В. Н. Промышленно-транспортная экология: учебник / В. Н. Луканин, Ю.В. Трофименко- ред. В. Н. Луканин. М.: Высш. шк., 2001. -273 с.
  78. , С.С. Оптимизация развития узлов и усиления их пропускной способности с помощью математических методов и ЭВМ. Ташкент: Фан. 1981:-112 с.
  79. , H.H. Математические задачи системного анализа / H.H. Моисеев. -М.: Наука, 1981.-488 с.
  80. , О.Б. Склады промышленных предприятий: справочник / О. Б. Маликов, А.Р. Малкович- под общ. ред. О. Б. Маликова. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд., 1989. — 672 с.
  81. , Э.А. Моделирование региональных транспортных систем в условиях конкуренции: дис. д-ра техн. наук / Мамаев Э. А. — М., 2006. 348 с.
  82. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиции-онных проектов и их отбору для финансирования. М.: Информэлектро, 1994. — 60 с.
  83. Методические рекомендации по определению экономической эффективности мероприятий научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте / ВНИИЖТ М.: Транспорт, 1991. — 239 с.
  84. , В.М. Некоторые вопросы автоматизации проектирования железнодорожных станций с помощью ЭЦВМ. Автореферат дис. к.т.н. / ХИИТ, Киев, 1969. 26 с.
  85. Моделирование экономических процессов на железнодорожном транспорте / под ред. И. В. Белова и A.M. Макарочкина. М., 1977. — 246 с.
  86. Модернизация транспортной системы России. Федеральная целевая программа Министерства транспорта РФ: ВНИИЖТ. М., 2001.
  87. , У. (W, Muller). Устройства железной дороги и динамика движения. Eisenbahnaniagen и. Fahrdynamik. V-l-2. Springer-Verlag, Berlin, 1960. // Железные дороги мира. 1991. — № 4. — С. 46−52.
  88. , А.Д. Элементы теории математических моделей / А. Д. Мышкис. М.: Наука, 1994. — 191 с.
  89. , Б. Методы программирования, в 2-х томах / Б. Мейер, К. Бодуэн.-М.: Мир, 1982. т. 1.-356 е., т. 2.-368 с.
  90. , Е.П. Транспортные задачи линейного программирования / Е. П. Нестеров. -М.: Транспорт. 1971. 216 с.
  91. , В.М. Методология организации производства и функционирования транспортно-логистических комплексов (на примере железнодорожного транспорта): дис. д-ра техн. наук / Николашин В. М. — М., 2001.-318с.
  92. , И.П. Основы автоматизированного проектирования: учебник для вузов / И. П. Норенков. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. — 336 с.. г
  93. Олимпийские хлопоты. РЖД готовятся к росту объемов перевозок на Южном направлении / Газета «Гудок». 17.10.2007. — № 187.
  94. Ответ на вызов времени. Выступление президента ОАО «РЖД» В. И. Якунина на Железнодорожном съезде // Газета «Гудок». 24.10.2007. -№ 193.-С. 1,5.
  95. , Н.В. Экономико-математическое моделирование: практическое пособие по решению задач: учебник для вузов / Н. В. Орлова. — М., 2004.-144 с.
  96. , Е.М. Основы грузоведения: учеб. пособие / Е. М. Олещенко, А. Е. Горев. М.: Издательский дом «Академия», 2005. — 228 с.
  97. , А.Т. Рациональная организация вагонопотоков на основе методов многокритериальной оптимизации: автореф. дис. д-ра техн. наук / А. Т. Осьминин. Самара, 2000. — 48 с.
  98. Отраслевые правила по охране труда в хозяйстве грузовой и коммерческой работы на федеральном железнодорожном транспорте. ПОТ РО- 13 153 -ЦМ- 933 -03. -М.: ВНИИЖТ, 2003−47 с.
  99. , В.А. Применение теории массового обслуживания на транспорте (железнодорожном, автомобильном, водном и воздушном) / В. А. Падня. М.: Транспорт, 1968. — 207 с.
  100. , Ф.С. Перспективы развития отрасли. О Генеральной схеме развития железнодорожного транспорта на период до 2010 г. / Ф. С. Пехтерев // Железнодорожный транспорт.— 2004.- № 4 С. 2−6.
  101. , Б.Н. Теория моделей в процессах управления / Б. Н. Петров, Г. М. Уланов и др. М.: Наука, 1978. — 223 с.
  102. , М.Б. Методология организации региональной транспортной системы: дис. д-ра техн. наук / Петров М. Б. М., 2004. — 321 с.
  103. , В.А. и др. Моделирование транспортных систем / В. А. Персианов, К. Ю. Скалов, Н. С. Усков. М.: Транспорт, 1978. -208 с.
  104. ПОПоттгофф, Г. Теория массового обслуживания: пер. с нем. / Г. Поттгофф- под ред. Е. П. Нестерова. М.: Транспорт, 1979. — 144 с.
  105. , Э.В. Экспертные системы / Э. В. Попов. М.: Наука, 1987. — 283 с.
  106. , JI.C. Математическая теория оптимальных процессов / JT.C. Понтрягин, В. Г. Болтянский, Р. В. Гамкрелидзе, Е. Ф. Мищенко. М.: Наука, 1969.-481 с.
  107. , В.В. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач / В. В. Подиновский, В. Д. Ногин. М.: Наука, 1982. — 256 с.
  108. , Н.В. Взаимодействие различных видов транспорта в узлах / Н. В. Правдин, В .Я. Негрей. М.: Транспорт, 1983. — 296 с.
  109. , Н.В. О рациональном размещении промышленных предприятий и транспортно-складских систем в узлах / Н. В. Правдин, О. Н. Числов //Вестник РГУПС. Науч.-техн. журнал, № 1(33). 2009. — С. 91−101.
  110. , Н.В. Взаимодействие различных видов транспорта: (примеры и расчеты) / Н. В. Правдин, В. Я. Негрей, В.А. Подкопаев- под ред. Н. В. Правдина. -М.: Транспорт, 1989.-208 с.
  111. Правила и технические нормы проектирования станции и узлов на железных дорогах колеи 1 520 мм. М.: Техинформ, 2001. — 256 с.
  112. Правила и нормы проектирования сортировочных устройств на железных дорогах колеи 1 520 мм. М.: МПС РФ, 2003. — 163 с.
  113. Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом Сборник. Кн. 1. М.: Юридическая фирма «Юртранс», 2003 — 712 с.
  114. Прейскурант № 10−01. Тарифы по перевозке грузов и услуг инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами. — М.: Красный пролетарий, 2003.
  115. Промышленный транспорт / под ред. А. Т. Дерибас. М.: Транспорт, 1974. — 558 с.
  116. Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна на перспективу до 2015 г. / Выступлениевице-президента ОАО «РЖД» В. Б. Воробьева. // Журнал «Железнодорожный транспорт». 2008. — № 1. — С. 28−36.
  117. , С.М. Логистика экспедирования грузовых перевозок / С. М. Резер. М.: ВИНИТИ РАН, 2002. — 472 с.
  118. , С.М. Взаимодействие транспортных систем / С. М. Резер. — М.: Наука, 1985.-246 с.
  119. , JI.A. Современные принципы управления сложными объектами / JI.A. Растригин. М.: Советское радио, 1980. — 232 с.
  120. Региональная экономика: учеб. для вузов / под ред. Т. Г. Морозовой.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2002. — 468 с.
  121. Развитие транспортного обслуживания в промышленных узлах / под ред. В. Н. Дегтяренко. Ростов н/Д: РГУ, 1987. — 224 с.
  122. , М.О. Транспорт на заводах черной металлургии / М. О. Рыбкин. — М.: Металлургиздат, 1960. -294 с.
  123. , В.И. Глобальные логистические системы: учеб. пособие / В. И. Сергеев, A.A. Кизим, П.А. Эльяшевич- под общ. ред. В. И. Сергеева.
  124. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001. — 240 с.
  125. , В.А. Развитие экономики страны и задачи промышленного транспорта / В. А. Сидяков // Промышленный транспорт XXI век. — 2006. — № 1. С. 25−29.
  126. , В.А. О задачах развития промышленного железнодорожного транспорта на период до 2030 года / В. А. Сидяков // Промышленный транспорт XXI век. 2008. — № 2. — С. 3−6.
  127. , A.A. Логистический подход к установлению уровня тарифов // Железнодорожный транспорт. 1996. — № 5. — С. 21—22.
  128. , A.A. Эффективность логистической системы // Железнодорожный транспорт. 1995. — № 3. — С. 10−12.
  129. , A.A. Математические модели процессов грузовой работы / A.A. Смехов. -М.: Транспорт, 1982. -256 с.
  130. , В.А. Маркетинг и менеджмент каналов логистики / В. А. Смехов // Экономика железных дорог. 2004. — № 6. — С. 43—54.
  131. , Н.Г. Себестоимость железнодорожных перевозок: учебник для вузов ж.-д. транспорта / Н. Г. Смехова, А. И. Купоров, Ю. Н. Кожевников и др.- под ред. Н. Г. Смеховой, А. И. Купорова. — М.: Маршрут, 2003- 494 с.
  132. , Н.К. Метод сравнения схем станций / Н. К. Сологуб, Б. Б. Жардемов // Железнодорожный транспорт. 1994. — № 9. — С. 20−27.
  133. , Н.К. Автоматизированное проектирование железнодорожных станций: учеб. пособие / Н. К. Сологуб, А. Т. Осьминин. Куйбышев: КИИТ, 1990. — 84 с.
  134. Сборник правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта. Сб. № 160. М.: Транспорт, 1992. — 96 с.
  135. СНиП 2.05.07−91*. Промышленный транспорт / Минстрой России. -М.: ГП ЦПП, 1996. 112 с.
  136. К.К. Основные вопросы применения методов моделирования при проектировании станций и узлов / Сб. науч. тр. ЦНИИС, вып. 47. 1971. — С. 56−96.
  137. Теория прогнозирования и принятия решений / под ред. С. А. Саркисяна. М.: Высшая школа, 1997. — 352 с.
  138. , П.И. Оптимизация транспорта строительных материалов. Автореф. дис. канд. техн. наук / Троян П. И. — Ростов н/Д: РИСИ, 1971.-21 с.
  139. Ту, Дж. Принципы распознавания образов / Дж. Ту, Р. Гонсалес. — М.: Мир, 1978.-411 с.
  140. Транспортные узлы (определение мощности устройств) / под ред. К. Ю. Скалова, М. Н. Стефаненко, Н. Ф. Попова. М.: Транспорт, 1985 — 200 с.
  141. , Ф. Теория графов: пер. с англ. В.П. Козырева- под ред. Г. П. Гаврилова / Ф. Харари. Изд. 2-е — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 296 с.
  142. , Е.Д. Транспорт и размещение производства / Е. Д. Хануков. М.: Трансжелдориздат, 1956. — 412 с.
  143. , В.Н. Автоматизация расчетов и масштабного проектирования железнодорожных станций. Раздел № 21: научно-исследовательская разработка / В. Н. Чернов, H.H. Числов, О. Н. Числов. Ростов н/Д: РГУПС, 2002. — 74 с.
  144. , А.Б. Оценка уровня организации производственно-транспортных систем / А. Б. Чернобельский, В. Н. Дегтяренко. Сб. науч. тр. РИСИ, № 6. 1979. Стр. 11−15.
  145. , H.H. Метод проектирования транспортно-складских комплексов / H.H. Числов, Л. И. Леонтьева, О. Н. Числов // Железнодорожный транспорт. 1995. — № 8. — С. 14−17.
  146. , H.H. Железнодорожные станции и узлы промышленных районов: учебник для вузов железнодорожного транспорта / H.H. Числов, В. Н. Дегтяренко, Е. Г. Лазарев, В. М. Астафьев, О.Н. Числов- под ред. H.H. Число-ва. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2004. — 568 с.
  147. , H.H. Проектирование участковых станций: учебн. пособие / H.H. Числов, В. А. Лебедева, О. Н Числов, Р. Л. Гайдамашко. Ростов н/Д: РГУПС, 2000. — 75 с.
  148. , H.H. Проектирование продольных профилей сортировочных горок и путей сортировочных парков северной и южной систем станции Батайск / H.H. Числов, В. Н. Чернов, О. Н. Числов, М. В. Шкурган, B.JI. Люц, И. С. Шпаков. Ростов н/Д: РГУПС, 2006. — 146 с.
  149. , H.H. Проектирование продольных профилей сортировочной горки и путей сортировочного парка южной системы станции Лихая / H.H. Числов, В. Н. Чернов, О. Н. Числов, М. В. Шкурган, В. Л. Люц. Ростов н/Д :РГУПС, 2008. — 138 с.
  150. , H.H. Теоретические основы проектирования железнодорожных станций с применением ЭВМ: статья /H.H. Числов, О. Н. Числов // Вестник РГУПС. Науч.-техн. журнал.- 2002.- № 2 С. 69−78.
  151. , О.Н. Станция как транспортно-технологическая система: статья / О. Н. Числов // Вестник РГУПС. Науч.-техн. журнал. 2005. — № 3. -С. 94−101.
  152. , О.Н. Логико-математическое описание горловин транспортно-складских комплексов / О. Н. Числов // Материалы междунар. науч.-практ. конф.: тез. докл. Ростов н/Д: РГСУ, 1997. — Стр. 51.
  153. , О.Н. Перспективы развития транспортных систем юга России / О. Н. Числов // Тез. докл.: Материалы Всерос. науч.-практ. конф.
  154. Транспорт 2004″, май 2004 г., в 3-х частях. Ч.З.- Ростов н/Д: РГУПС, 2004.-С. 21−22.
  155. , О.Н. Система автоматизированного проектирования железнодорожных станций: лекции (учебно-методическая разработка) / О. Н. Числов. Ростов н/Д: РГУПС, 1999. — 72 сГ
  156. , О.Н. Проектирование транспортно-складских комплексов грузовых станций с применением ЭВМ: учебн. пособие / О. Н. Числов. -Ростов н/Д: РГУПС, 2000. 110 с.
  157. , О.Н. Станционная учетно-статистическая система грузовых перевозок: учеб. пособие / О. Н. Числов, Н. И. Орлова, М. Г. Украинцев. — Ростов н/Д: РГУПС, 2005. 72 с.
  158. , О.Н. Проектирование транспортно-складских комплексов грузовых станций с применением экономико-математических методов и средств ЭВМ: Дис.канд. техн. наук / Числов О. Н. М., 1997. — 270 с.
  159. , О.Н. Анализ современного продвижения южнопортового интермодального товаропотока / О. Н. Числов, B.JI. Люц // Совершенствование технологии железнодорожных перевозок: Межвуз. сб. научн. тр. Ростов н/Д: РГУПС, 2006. — С. 114−116.
  160. , О.Н. Оптимизация размещения и проектирования транспортно-технологических систем железных дорог: монография / О. Н. Числов // Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2006. — 323 с.
  161. , О.Н. Автоматизация проектирования и размещения терминально-складских комплексов / Транспорт: наука, техника, управление // РАН, ВИНИТИ. Москва. — 2006. — № 10. — С. 22−27.
  162. , О.Н. Актуальные вопросы совершенствования путевого развития и сортировочных устройств станции Лихая / О. Н. Числов, E.H. Легкова // Актуальные проблемы управления перевозочным процессом: сб. науч. тр. Санкт-Петербург, ПГУПС, 2007. — Стр. 85−90.
  163. , О.Н. Проблемы развития станций, морских портов и подходов к ним в Азово-Черноморском бассейне / H.H. Числов, В. Л. Люц // Вестник РГУПС. Науч.-техн. журнал, № 1 (29). 2008. — С. 101−108.
  164. , О.Н. Об особенностях эмпирического подхода в решении задач размещения транспортных систем в промышленных узлах / О. Н. Числов // Тр. РГУПС: Науч.-техн. журнал, № 3 (7), 2008. Стр. 135−140.
  165. Д.Г., Шишкина JI.H. Логистика на транспорте: учеб. пособие для техн. и колледжей ж.-д. транспорта М.: Маршрут, 2006.- 224 с.
  166. , М. И. Информационные системы на промышленном транспорте / М. И. Шмулевич, В. Г. Зиненко. — М.: Транспорт, 1980. 264 с.
  167. , H.H. Применение теории массового обслуживания для расчета устройств станции. М.: МИИТ, 1968 87 с.
  168. , К. Работы по теории информации и кибернетике / под. ред Р. Л. Добрушина и О. Б. Лупанова.-М.: Иностр. лит., 1963. — 832 с.
  169. Экономика и организация промышленного транспорта: учебник для вузов ж.-д. тр. / под ред. Н. П. Журавлева и И. С. Беседина. М.: ИГЖ «Желдориздат», 2001. — 440 с. 193 www. rzd-partner.ru
  170. , C.B. Научно-методические основы функционирования и развития промышленных транспортных систем: дис. д-ра техн. наук /C.B. Трофимов. М., 2004. — 245 с.
  171. , Н.Р. Теоретические основы ритмичной работы станций и участков промышленных районов: дис. д-ра техн. наук / Н.Р. Ющенко- М., 1950.
  172. , Ф. Математическая теория транспортных потоков / Ф. Хейт. — М.: Мир, 1966.
Заполнить форму текущей работой