Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика обучения учащихся исследовательской деятельности при изучении биологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки педагогических приемов развития познавательного интереса и активизации устойчивой творческой деятельности учащихся, обязательных для совершенствования биологического образования. К таким приемам относится внедрение исследовательского, деятельностного, системно-комплексного принципов в процессе биолого-экологической подготовки… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Исследовательская деятельность учащихся при изучении биологии
    • 1. 1. Внеклассное исследовательское опытничество учащихся 10 как форма научной деятельности
    • 1. 2. Внеклассная исследовательская деятельность в учебно-методической и научной литературе
    • 1. 3. Педагогические аспекты формирования технологической культуры в процессе исследовательской деятельности
    • 1. 4. Требования к общеобразовательной подготовке в области исследовательской деятельности
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Методические особенности обучения и проведения исследовательской деятельности на основе сочетания преподавания обязательного факультативного курса и биологии
    • 2. 1. Программа, факультативный курс, система и модель исследовательской деятельности
    • 2. 2. Взаимосвязь теоретической и практической подготовки учащихся 6 класса к исследовательской деятельности при изучении биологии
    • 2. 3. Опыты для обучения учащихся исследовательской деятельности
    • 2. 4. Результаты исследовательской деятельности при изучении биологии
  • Выводы по второй главе

Методика обучения учащихся исследовательской деятельности при изучении биологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки педагогических приемов развития познавательного интереса и активизации устойчивой творческой деятельности учащихся, обязательных для совершенствования биологического образования. К таким приемам относится внедрение исследовательского, деятельностного, системно-комплексного принципов в процессе биолого-экологической подготовки и воспитания учащихся. Одним из эффективных источников этого процесса является исследовательская деятельность в форме опытничества, проводимого с культурными, практически ценными растениями.

Осуществляемое в настоящее время реформирование школьного образования [132, 133] к числу основных требований выдвигает необходимость усиления реализации одного из ведущих, фундаментальных дидактических принципов биолого-экологической подготовки — установление постоянных и прочных взаимосвязей теоретических и практических знаний. Это касается всей биологии и особенно ее ботанического, зоологического и экологических разделов, изучить которые глубоко осознанно, конкретно и целостно только вербально невозможно, ведь теория без практики мертва. В этой связи учащимся необходимо постоянно и целенаправленно контактировать с природой родного края, практически и творчески работать, выращивать растения, проводить исследовательскую деятельность в форме опытничества. Это способствует закреплению, углублению, расширению, конкретизации знаний, получаемых на уроках, а также формированию комплекса умений, в том числе и умение «мыслить глобальнодействовать локально» .

В связи с реформацией общества исследование актуально не только для учащихся сельских, но и в не меньшей степени для учащихся городских школ. Осваивающие в процессе исследовательской деятельности в форме опытничества технологию выращивания культурных растений учащиеся могут стать и становятся квалифицированными помощниками родителей на своих садово-огородных участках, особенно в летние каникулы. Их совместная, творческая и практически ценная работа — это прекрасная возможность для их общения в условиях реальной трудовой деятельности, способствующая лучше познать друг друга, почувствовать себя полноценным соучастником выращивания экологически чистой продукции для всей семьи. Наряду с этим, указанная деятельность отвлекает детей от незанятости и безделья в летние каникулы, способствует укреплению их здоровья, помогает своевременно и правильно найти свое призвание, выбрать профессию.

Анализ результатов вступительных экзаменов по биологии в Тамбовский госуниверситет им. Г. Р. Державина, разноуровневых (школьных, районных, городских, областных, зональных) биологических олимпиад школьников, данных констатирующего этапа эксперимента автора свидетельствуют, что старшеклассники и выпускники школ не имеют, в частности, прочных, целостных знаний о культурных растениях своего края. Причин, порождающих указанные пробелы в биологическом образовании, несколько. Наиболее существенными из них являются следующие:

— изучение биологии, в том числе ее ботанического и экологического разделов, по-прежнему проводится в основном на уроках в классе;

— внеклассная работа по биологии, особенно исследовательская деятельность в форме опытничества с культурными растениями, в школе почти не проводится.

Жизнь предъявляет повышенные требования не только к качеству биологических знаний, что само собой разумеется, но и к умению реализовать их на практике.

Все вышеуказанное и определило проблему исследования. Она состоит в разрешении противоречия между большой ролью биологии и экологии как фундаментальной научной основы совершенствования технологии основополагающих прикладных отраслей (медицины, сельского хозяйства, природоохранной деятельности, рационального природопользования) и недостаточным использованием возможностей школы обеспечить высокий уровень биолого-экологической подготовки, который в большей мере отвечал бы запросам жизни и требованиям времени. Данная проблема определила и цель исследования — разработать методику исследовательской деятельности в форме опытничества учащихся при изучении биологии.

Объект исследования: процесс обучения биологии.

Предмет исследования: обучение учащихся 6 класса исследовательской деятельности в форме опытничества с культурными растениями при изучении биологии.

Гипотеза исследования: учащиеся при обучении биологии овладевают основами первоначальных знаний и умений исследовательской деятельности, если их работа будет организована на основе сочетания теоретической и практической подготовки к ней по трем ключевым темам:

— индивидуальное развитие растений;

— методы экологически безопасной защиты растений от болезней и вредителей;

— взаимодействие организма и среды.

Для разрешения проблемы, проверки гипотезы и достижения цели исследования были поставлены задачи:

— обосновать модель обучения и проведения исследовательской деятельности учащихся в форме опытничества при обучении биологии;

— разработать тематику и методику опытов для обучения и проведения учащимися исследовательской деятельности в форме опытничества с культурными растениями;

— выявить эффективность педагогического воздействия двух вариантов (факультативного и контрольного) на качество подготовки и проведения исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии.

Методологическую основу исследования составляют: фундаментальные идеи о жизненно важной взаимосвязи человека с землей как основой всего живого, органичном единстве теории и практики [7, 8, 9, 11, 16, 23, 25, 43, 50, 56]- дидактические, методические, психолого-педагогические концепции содержания образования [4,15, 17, 18, 20, 23, 24,28, 30, 40, 44, 50, 60, 128].

В процессе исследования использовались методы:

1. Эмпирические — педагогическое наблюдение, констатирующий, поисковый и обучающий виды эксперимента.

2. Социологические — анкетирование, систематическое проведение и психолого-педагогический анализ уровня самооценки учащихся, беседы с учащимися, учителями, родителями.

3. Теоретические — анализ философской, методической, методологической, биологической, экологической, сельскохозяйственной литературы, школьных учебников, программ по биологии и смежным дисциплинам.

4. Статистические — систематическая и комплексная количественная и качественная обработка экспериментальных данных.

Диссертационное исследование опиралось на:

— теории развивающего (Л.Г.Выготский, С. Л. Рубинштейн, В.В.Давыдов), деятельностного (А.Н.Леонтьев) обучениятеорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина);

— концепции биологического и экологического образования (И.Д.Зверев, В. Д. Комиссаров, И. Н. Пономарева, И.Т.Суравегина) — формирования учебной деятельности (Д.Н.Богоявленский, Е.Н.Кабанова-Меллер) — формирования приемов исследовательской деятельности t (В.И.Загвязинский, Л.В.Занков).

I Научная новизна и теоретическая значимость исследования. i 1. Разработана и теоретически обоснована модель обучения и прове.

II дения учащимися 6−7 классов исследовательской деятельности в форме I.

I опытничества с культурными растениями, включающая разделы и блоки, содержание и структура которых ориентирует учителя биологии, педагога дополнительного образования и сотрудников внешкольных учреждений на методику реализации одной из актуальных целей обучения биологии: внедрение исследовательского метода в процесс биолого-экологической подготовки и воспитания учащихся.

2. Выявлена высокая эффективность педагогического воздействия факультативного курса на процессы и качество исследовательской деятельности и биолого-экологической подготовки учащихся.

3. Установлен и обоснован механизм позитивного педагогического воздействия исследовательской деятельности учащихся на процесс обучения биологии.

Практическая значимость исследования.

Педагогам дополнительного образования, учителям биологии, руководителям юннатских кружков, методистам внешкольных учреждений предлагаются:

1. Комплексная программа и факультативный вариант ее применения для обучения учащихся исследовательской деятельности в форме опытничества с культурными растениями при изучении биологии.

2. Комплексная система, модель обучения и проведения учащимися исследовательской деятельности в форме опытничества при изучении биологии.

3. Тематика и методика серии опытов для подготовки и проведения исследовательской деятельности при изучении биологии.

Достоверность и обоснованность полученных в работе результатов и выводов обусловлены:

— соответствием исследования современной концепции биологического образования и требований проекта государственного стандарта биологического образования [132, 133];

— сочетанием различных методов исследования;

— результатами многолетнего опытного преподавания, выполненного с учащимися школы № 2 и станции юннатов г. Тамбова.

Апробация результатов исследования и внедрение в практику осуществлялись через:

1. Доклады на кафедре зоологии и методики преподавания биологии (1994;1998 гг.), на научных конференциях преподавателей Тамбовского университета (1994;1998 гг.), на региональной научно-практической экологической конференции (1995 г.), на международной (голландско-российской) научно-практической конференции (Москва, 1994 г.). Всего сделано 16 докладов.

2. Чтение лекций, проведение лабораторных, практических, семинарских занятий, учебная и стажерская педагогическая практика, полевая учебная практика в Тамбовском госуниверситете им. Г. Р. Державина (19 941 998 гг.). Р.

Выводы по второй главе.

1. Разработаны комплексная программа и факультативный курс (вариант) обучения учащихся 6 класса исследовательской деятельности в форме опытничества с культурными растениями при изучении биологии. Комплексная программа и факультативный вариант её практической реализации в процессе обучения учащихся исследовательской деятельности органично связаны с учебной программой по биологии.

2. Разработаны комплексная система и модель методики организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии.

3. Благодаря взаимосвязи факультативного обучения учащихся исследовательской деятельности и обучения их биологии достигается наибольшая синхронность знаний и умений интеллектуального, общеучебного и практического характера, являющихся обязательным условием качественного обучения исследовательской деятельности и биолого-экологической подготовки учащихся.

4. Использование комплексной программы в процессе факультативного курса обучения учащихся исследовательской деятельности в форме опытничества с культурными растениями оказывает разностороннее позитивное педагогическое воздействие на процессы:

— обучения и проведения исследовательской деятельности;

— биолого-экологической подготовки и воспитания учащихся.

5. Разработана тематика и методика серии опытов с наиболее ценными с педагогической и прикладной точек зрения культурными растениями для использования в исследовательской деятельности при изучении биологии.

Заключение

.

1. Разработаны, научно-теоретически обоснованы, экспериментально апробированы: комплексная программа, факультативный курс, комплексная система и модель методики организации исследовательской деятельности в форме опытничества с культурными растениями учащихся 6 класса при изучении биологии. Недооценка, тем более игнорирование хотя бы одного из блоков программы, системы, модели может не только снизить, но и свести их эффективность на-нет. Это указывает на безальтернативность и эффективность системно-комплексного подхода к обучению и проведению исследовательской деятельности при изучении биологии.

2. Будучи тесно взаимосвязанными с программами по биологии, модель и её разделы ориентируют учителя на методику эффективного системно-комплексного внедрения в процесс обучения биологии серии тех ключевых дидактических принципов, подходов, без которых заинтересованная и, следовательно, качественная биолого-экологическая подготовка и воспитание учащихся затруднительны и даже невозможны. К таким принципам, подходам относятся: исследовательский, деятельностный, системно-комплексный, сравнительно-аналитический, профориентационный, оздоровительный, природоохранныйустанавливаются и укрепляются внутрии межпредметные связи, особенно связи теории с практикой, науки с жизнью.

3. В связи с вышеизложенным модель методики исследовательской деятельности следует рассматривать как оригинальную методико-орга-низационную разработку, сочетающую (синтезирующую) в себе все три добровольных вида внеклассной работы (опытничество, наблюдение, дополнительное чтение специальной литературы) с обязательным видом групповой внеклассой работы — факультативным обучением. На основе такого сочетания и разработан факультативный курс обучения учащихся исследовательской деятельности в форме опытничества с культурными растениями при изучении биологии.

4. Механизм высокой эффективности системно-комплексного подхода к исследовательской деятельности проявляется в том, что он оказывает разностороннее позитивное педагогической воздействие на развитие и формирование у учащихся:

— основных сфер их личности (эмоциональной, познавательной, деятельностной);

— комплекса фундаментальных качеств характера — самостоятельность, самодисциплинированность, самокритичность, трудолюбие, ответственность, наблюдательность, терпение, выдержка, уважительное и бережное отношение к людям труда, земле, растениям, выращенному урожаю и т. д.

5. Разработаны, обоснованы, апробированы тематика и методика обширной серии разнообразных опытов для исследовательской деятельности с культурными растеньями.

6. Разработана, обоснована, апробирована методика дифференцированной проверки и оценки качества выполнения исследовательской деятельности учащимися.

7. Зафиксировано и обосновано позитивное педагогическое воздействие исследовавательскои деятельности на развитие познавательного интереса, активизацию трудовой творческой деятельности.

8. Вскрыты причины недостаточного применения исследовательской деятельности в процессе биолого-экологической подготовки и воспитания учащихся, разработаны пути их устранения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Познавательные потребности и интересы. Л. Педагогика. 1959. с.42
  2. Л.Т., Кучер Т. В. Экологическое образование в Голландии и России // Биология в школе. 1995. 1. с.79
  3. А.Н. Комплексные самостоятельные исследования учащихся в процессе экологического образования. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н., М., 1992
  4. В.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактические аспекты). М.: Педагогика. 1982
  5. Ф.Я. Воспитание у школьников интереса к исследовательской работе // Советская педагогика. 1965. 7
  6. Д.Э. Познавательные интересы учащихся как средство активизации учебного процесса // Советская педагогика. 1958. 9
  7. Большая российская энциклопедия. М. 1993. с.608б. Верзилин Н. М. О содержании биологического образования в среднейшколе // Советская педагогика. 1964. 9. с.25
  8. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе.: Педагогика. 1965
  9. Л.С. Развитие интересов в переходном возрасте.
  10. М.: Педагогика. Собр. соч., т. 4. 1984. с.432
  11. А .Я. Избранные педагогические труды. Под ред. Б. Е. Райкова. М., изд-во АПН РСФСР. 1953
  12. П.Я. Экспериментальное формирование внимания. М., изд-во Моск. ун-та. 1974. с. 100
  13. В.В. О понятии развивающего обучения. Томск.: Пеленг. 1995. с. 142
  14. Л.М., Колонтаев В. М. Основные проблемы и аспекты экологии современности. В сб."Флора и фауна Черноземья". Тамбов. Изд-во Тамбовского ун-та. 1997. Вып.З. с.116
  15. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика. 1982. с. 160
  16. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень. 1995. с.96
  17. Занков J1.B. О предмете и методах дидактических исследований. М.: Педагогика. 1982. с. 160
  18. А.Н. Школа и проблема охраны природы. М.: Педагогика. 1981. с.26
  19. А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассное работе. М.: Просвещение. 1984
  20. А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе. Диссертация на соискание учёной степени д.п.н. И. 1985
  21. И.Д. Внеклассная работа по биологии. М.: Педагогика. 1960
  22. И.Д. Проблемы методики обучения биологии в средней школе. М.: Педагогика. 1978. с.245
  23. И.Д., Суравегина И. Т. Отношение школьников к природе. М.: Педагогика. 1988
  24. И.Д., Суравегина И. Т. Организация экологического образования в школе. М.: Педагогика. 1988
  25. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М., изд-во АПН РСФСР. 1962. с.376
  26. М.И. О воспитании и обучении. М.: Учпедгиз. 1957. с. 157
  27. Г. С., Мягкова А. Н., Резникова В. З. Подходы к совершенствованию среднего биологического образования // Биология в школе. 1991.4. с.27
  28. Г. С., Мягкова А. Н. Актуальные проблемы среднего биологического образования. // Биология в школе. 1995. 4. с.22
  29. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просведение. 1991
  30. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: изд-во СамГЛИ. 1994. с. 165
  31. В.М. Воспитывающее обучение. М.: Педагогика. 1980
  32. А.А., Чуракова С. В., Кузнецов В. Н. Познавательный интерес, условия его развития. // Биология в школе. 1996. 2. 29
  33. А.Н. Проблемы развития психики. М.: изд-во МГУ. 1972.с.574
  34. А.С. Воспитание в советской школе. М. соч. Т.5. 1958
  35. Н.М., Суравегина И.Т.Подготовка учащихся по экологии. Содержание и требования. // Биология в школе. 1996. 2. с.25
  36. Мамедов Н. М, Суравегина И. Т. О требованиях к уровню подготовки учащихся по экологии. // Биология в школе. 1996. 3. с. ЗЗ
  37. В.В. Век образования. М.: Педагогика. 1990
  38. А.И. Внеклассная работа по биологии. М.: Просвещение.1974
  39. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: изд-во АПО. 1996. с. 132
  40. В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии. Диссертация на соискание учёной степени д.п.н. М. 1994.
  41. В.В. Биология (бактерии, грибы, растения). Пробный учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 1995. с.272
  42. И.Н. Экологическая культура основа гуманизации биологического образования школьников. В сб."Экологическоеобразование в Голландии и России. М. изд-во ин-та общего образования РАС. 1994. с. 108
  43. .Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М. Педагогика. 1960. с.488
  44. .Е., Римский-Корсаков М.Н. Зологические экскурсии. М.: Топикал. 1994. с.640
  45. C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика. Т.2. 1989. с.323
  46. Н.Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1991. с.207
  47. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика .1986. с. 152
  48. М.Д., Маркова Ю. И. О культуре чтения.Что нужно знать каждому. М.: Педагогика. 1984
  49. В.Е., Чернова Н. М. Экологическому образованию глубокую научную основу. II Биология в школе. 1991. 2. с.24
  50. И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии. Диссертация на соискание учёной степени д.п.н. М. 1986
  51. И.Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии. М.: Просвещение. 1995. с. 16
  52. В.А. Избранные пед. сочинения. T.l. М.: Педагогика. 1979. с.501
  53. М.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение. 1988. с. 173
  54. Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. М.: Просвещение. 1979. с. 171
  55. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз. 1945. с.255
  56. Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика. 1981. с. 176
  57. Н.М. Наука об окружающей среде. // Биология в школе. 1994. 4. с.77
  58. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика. 1982. с.121
  59. Д. Преподавание науки как исследование. М.: Просвещение. 1972
  60. Д. Настольная книга для преподавателей биологии. М.: Просвещение. 1974. с.416
  61. С.Т. Избранные сочинения. Т. 2. М., 1980
  62. Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М.: Просвещение. 1984. с. 176
  63. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение. 1986. с. 144
  64. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М.: Педагогика. 1988. с.204
  65. Экологическое образование: концепции и методические подходы. Отв. ред. Мамедов Н. М.: Экономика и информатика. 1996. с. 136
  66. В.А., Спирин А. Ф. Активные формы и методы обучения биологии. Внеклассная работа по биологии в сельской школе. М.: Просвещение. 1991. с. 271. Б-ПРАКТИКА
  67. А.Г. Воспитание детей в труде на учебно-опытном участке школы. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. J1., 1957
  68. Е.А. Создай свой парк. // Биология в школе. 1991. 1. с.60
  69. Н.А. Фенологические наблюдения: организация и программа. // Биология в школе. 1994. 3. с.60
  70. Н.А. Организация территории и учебно-опытнической работы. // Биология в школе. 1995. 2. с.70
  71. Н.Н. Организация школьного сада и использование его в учебно-воспитательной работе в начальной и средней школе. Диссертация на соикание учёной степени к.п.н. Д., 1955
  72. Н.М. Методика осуществления взаимосвязи обучения с жизнью в курсе биологии 5 класса. Диссертация на соикание учёной степени к.п.н. JL, 1988
  73. Н.А. Опыты в школьном саду. Книга для учителя. М.: Про-свещение. 1991. с.42
  74. С.В., Крылов М. П. Человек и природа: особенности взаимодействия. // Биология в школе. 1990. с.5
  75. А.В. Методика учебного эксперимента по биологии (5 кл.). Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. Орехово-Зуево. 1986
  76. Блинов J1.B. Формирование политехнических основ межпредметных связей курсов биологии и сельскохозяйственного труда. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. М., 1988
  77. Блинов J1.B., Щербаков С. В. Коллективная познавательная деятельность на уроке и во внеклассной работе. // Биология в школе. 1989. 6. с.31
  78. Л.Д. Практика экологического воспитания школьников. //Биология в школе. 1994. 3. с.55
  79. А.Е. Практические работы учащихся. // Биология в школе. 1990. 2. с.40
  80. Л.А. Натуралистическая работа в ученических производственных бригадах как средство связи биологии с сельскохозяйственным трудом школьников. Диссертация на соискание учёной степени к.п.п. М., 1985
  81. Е.Т., Державина Т. Б. Экскурсии в природу. // Биология в школе. 1993. 5. с.57
  82. Е.Т., Державина Т. Б. Экскурсии на сельскохозяйственную выставку. // Биология в школе. 1990. 2. с.43
  83. Н.М. Методика работы с учащимися на школьном учебно-опытном участке. М.:Педагогика. 1956
  84. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биоло-гии. М.: Просвещение. 1985. с.315
  85. А.С. Комплексный подход к защите картофеля. // Картофель и овощи. 1993. 5−6
  86. А.Н. Обучение старшеклассников агроэкологии. // Биология в школе. 1994. 1. с.48
  87. Г. В. На пути к рынку. // Биология в школе. 1993. 5−6. с.64
  88. А.Я. О методике преподавания естественных наук. // Учитель. 1866. 2−3
  89. Г. И. Методика развития деятельности экологичнского содержания у учащихся при изучении растений в школьном курсе биологии. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н., С.Пб. 1994
  90. Н.В. Как приобщить шкодников к исследовательской деятельности. // Биология в школе. 1991. с.59
  91. .А. Методика полевого опыта. М.: Колос. 1979
  92. Д.М., Пичугина Т. В. Фермеров готовим в школе. // Биология в школе. 199″. l.c.35
  93. JI.M., Колонтаев В. М. Организация и методика опытнической работы школьников. В сб. «Флора и фауна Черноземья». Тамбов. 1994. с. 150
  94. JI.M. Проблемы и пути активизации познавательной деятельности школьников при изучении биологии. В сб. «Тезисы докладов к научной конференции преподавателей». Тамбов. 1994. с.52
  95. JI.M., Колонтаев В. М. Роль экскурсий в биолого-экологической подготовке учащихся. В сб."Тезисы докладов к научной конференции препрдавателей". Тамбов. 1994. с.52
  96. Л.М., Соловьева Л. С. Экологическая подготовка учащихся в процессе проведения биологических экскурсий.? сб. «Экологическое образование в Голландии и России». М. Изд-во ин-та общего образования МОРФ. 1994. С. 108
  97. Л.М., Колонтаев В. М. Местные удобрения, экология и урожай. В сб. «Флора и фауна Черноземье». Тамбовского ун-та. Тамбов. Вып. 2. 1996. С. 156
  98. Л.М. Методические приёмы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении биологии. В сб. «Научные доклады сотрудников ТГУ». Тамбовского ун-та. Тамбов. 1995. с. 156
  99. Л.М. Комплексная система подготовки учащихся к опытничеству и формирование у них устойчивой творческой деятельности при обучении биологии. В сб. «Материалы научной конференции преподав. Тамбовского ун-та». Тамбов. 1996. с.22
  100. Л.М. Организационно-мотивационные и методические требования, предъявляемые к опытничеству учащихся при обучении биологии. В сб. «Флора и фауна Черноземья «Тамбовского ун-та. 1997. Вып.З.
  101. Л.М. Формы организации самостоятельной работы учащихся и методы активизации у них устойчивой познавательной деятельности при обучении биологии. В сб. «Флора и фауна Черноземья» Тамбовского ун-та. Тамбов. 1997. Вып. 3. с.144
  102. Г. М. Как повысить эффективность экскурсий. // Биология в школе. 1991. 5. с.37
  103. Г. Г. Экскурсии в тепличное хозяйство. // Биология в школе. 1993. 3. с.36
  104. Ю.А. Экологические основы защиты растений. // Биология в школе. 1991. 2.
  105. Ю.А. Биологические методы в системе интегрированной защиты растений. // Биология в школе. 1991. 5. с. 14
  106. Т.И. Сельская малокомплектная школа: занятия вне урока. // Биология в школе. 1992. 2−3. с.46
  107. B.C. Связь сельскохозяйственного труда и биологии как средство повышения трудовой подготовки учащихся. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. М., 1987
  108. Л.Ф. Экологическое воспитание в средней и высшей школе. Тезисы республиканской научно-методической конференции. Даугавпилс. 1988
  109. С.В., Полькина Л. Ф. Урок биологии в малокомплектной школе. // Биология в школе. 1990. 2. с.31
  110. З.А. Трудовое обучение. Сельскохозяйственные работы. М.: Просвещение. 1991
  111. Р.Н. Комплексные экскурсии в малокомплектной школе. Биология в школе. 1993. 7. с. 44.
  112. В.Н. Лаборатория под открытым небом. // Биология в школе. 1990. 2. 58
  113. .С. Значение целенаправленности и логики обучения. // Биология в школе. 1991. 5. С. 19
  114. А.В. Как написать и оформить реферативную работу. // Биология в школе. 1995. 2. с.33
  115. А.Т. Учителю о профориентации. // Биология в школе. 1993. 1. с.63
  116. B.C., Краевский В. В., Полёнский В. М., Штульман Э. А. Требования к диссертациям по педнаукам. М.: ВАК / Эксперта. совет по педагогике и психологии/. 1990. с.20
  117. И.М. Связь курса ботаники с трудом по выращиванию растений и влияние этой связи на знания учащихся. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. Баку. 1965
  118. В.Д. Дидактические формирования экологических знаний иумений младших школьников в процессе внеклассной и внешкольной работы. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. М. 1995
  119. А.И. Ботаника. Размножение растений. Учебное пособие.
  120. М.: Изд-во гимназии «Открытый мир». 1995. с.64
  121. А.И. Ботаника. Отделы растений. Учебное пособие. М.: Изд-во гимназии «Открытый мир». 1995. с.64
  122. A.M. Как работать над диссертацией. М.: изд-во ИПК и ПРНО МО. 1996. с.112
  123. А.А. Экологическое объединение как разновидность внеклассной работы. // Биология в школе. 1995. 3. с.51
  124. Н.В. Практические работы на школьном участке. М.: Учпедгиз. 1955. с.37
  125. В.М., Иманаева Т. Н. Подготовка учащихся к сельскохозяйственному труду в условиях малокомплектной школы. // Биология в школе. 1991. 2. с.28
  126. В.М., Иманаева Т. Н. Кружковая работа как средство трудового воспитания учащихся. // Биология в школе. 1993. 1. с.50
  127. М.А., Попова М. И. Учебно-опытная работа на школьном участке. М.: Учпедгиз. 1959. с.68
  128. М.А., Клинковская Н. И., Милованова Е. С. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. М.: Просвещение. 1974. с.79
  129. В.В. Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся на уроке. // Биология в школе. 1990. 6. с.23
  130. А.И. Опытническая работа учащихся по растениеводству в системе биологического образования. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. М., 1977
  131. С.П., Чувикова А. А., Черных Т. Г., Коваль А. А. Методика постановки опытов с плодовыми, ягодными, цветочно-декоративными растениями. М.: Просвещение. 1982. с.86
  132. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений М.: Просвещение. 1993. с.219
  133. Программы общеобразовательных учреждений по биологии. М.: Просвещение. 1994. с. 142
  134. JT.B. Юннатским традициям жить. // Биология в школе. 1994. 3. с.58
  135. Н.Ф. Надежда на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: Россия молодая. 1992. с. 19
  136. Р.К. Развитие экологических знаний и умений у школьников в кружках юннатов. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. JI. 1966.
  137. Российская педагогическая энциклопедия.: М. Научное изд-во. 1993
  138. В.А. Методика использования учебно-опытного участка в трудовом воспитании школьников при обучении биологии в 5−6 классах. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. 1989
  139. Н.П. Сорта картофеля для широкого использования. // Картофель и овощи. 1995. 2. с. 10
  140. О.А. Самостоятельная работа учащихся средней школы по общей биологии на учебно-опытном участке, в уголке живой природы и дома. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. JI. 1964. с.72
  141. Н.П. Наблюдение за цветением и опылением растением растений. // Биология в школе. 1991. 2. с.24
  142. А.С. Зелёные уроки. // Биология в школе. 1995. 3. с.32
  143. А.Г. Организация внеучебной деятельности трудных подростков как средство развития интереса к учению. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. Иркутск. 1971. с.71
  144. И.Т. Четыре занятия об экологической опасности напланете. // Биология в школе. 1991. 2. с.29
  145. В.П. Система подготовки учителей биологии к работе на школьном учебно-опытном участке (в курсе методики биологии). Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. JI. 1975. с.41
  146. Толстой J1.H. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз. 1953. с.269
  147. Г. В., Трафимов С. А. Слово о зелёном друге (материалдля проведения школьного праздника). // Биология в школе. 1. с.60
  148. Г. Н. Закрепление учебного материала в процессе обучения. // Биология в школе. 1990. 1. с.24
  149. Н.Б., Синельников В. И. Ученическая производственная бригада школа трудового воспитания. // Биология в школе. 1991. 2. с.62
  150. Г. А. Методика организации усвоения научных фактов наоснове связи биологии и сельскохозяйственного труда. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. М. 1986. с.51
  151. Учебно-опытный участок: большие и малые проблемы. // Биология в школе. 1990. 2. с.61
  152. Методика постановки и проведения учебно-полевых опытов в связи с изучением курса биологии (5 класс). Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. М. 1960
  153. Н.А. Ускорение и реформа общеобразовательной школы. М.: Педагогика. 1988. с.46
  154. Е.С. Опытная работа с плодовыми растениями на пришкольном участке. Тамбов. 1987. с.23
  155. С.Н. Учить активному познанию. // Биология в школе. 1990. 5. с.36
  156. Е.А. Исследовательский принцип в обучении. // Биология в школе. 1995. 2. с. 19
  157. А.В. Весенние явления в жизни растений // Биология в школе. 1994. l.c.63
  158. С.В. Опытническая работа учащихся на учебно-опытном участке. М.: Просвещение. 1991. с.27
  159. В.А. Ученический кооператив «Малая Тимирязевка». // Биология в школе. 1990. 6.
  160. Э.А. Формирование технологической культуры школьников: состояние и перспективы. // Перспективы развития общего среднего образования. Сб. научных трудов. М.: ИОСО РАС. 1996. с. 160.
  161. П.Р. О содержании учебного предмета «Технология». // Перспективы развития общего среднего образования. Сб. научных трудов. М.: ИОСО РАО. 1998. с. 160
  162. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. с. 544.
  163. Г. В. Организационно-педагогические и методические проблемы технологической подготовки сельских школьников и пути их решения. // Перспективы развития общего среднего образования. Сб. научных трудов. М.: ИОСО РАО. 1998. с. 160
  164. Л.П. Основные направления развития экологического образования в начальной школе. // Перспективы развития общего среднего образования. Сб. научных трудов. М.: ИОСО РАО. с. 160
  165. Н.В. Разработка многоуровневых дидактических материалов для технологической подготовки школьников по специальностям растениеводства. // Перспективы развития общего среднего образования. Сб. научных трудов. М.: ИОСО РАО. 1998. с.160
  166. Д.Б. Избранные психологические труды. М. 1972. с.514
  167. Е.Н. Год работы двадцати школ по программе межшкольных связей по интернет. // Перспективы развития общего среднего образования. Сб. научных трудов. М.: ИОСО РАО. 1998. с. 160.
Заполнить форму текущей работой