Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности боевого расчета командного пункта района ПВО к профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практические рекомендации: в ходе формирования готовности специалиста к деятельности создавать модели возможных ситуаций и действий, по психологической структуре идентичных совершаемым в реальной обстановкеразработать систему действий для тренировки у обучаемых внимания, восприятия, памяти и мышленияотдельно и системно отрабатывать действия по решению сложных профессиональных задач в условиях… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИИ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БОЕВОГО РАСЧЕТА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Формирование готовности расчета к выполнению боевой задачи как фактор повышения эффективности 14 групповой деятельности
    • 1. 2. Сущность и содержание готовности специалиста, 34 расчета к деятельности
    • 1. 3. Анализ деятельности специалиста, боевого расчета командного пункта района ПВО
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БОЕВОГО РАСЧЕТА КОМАНДНОГО ПУНКТА РАЙОНА ПВО К ПОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Состояние существующей системы формирования готовности расчета к выполнению боевой задачи
    • 2. 2. Разработка и обоснование научно-методического аппарата оценки индивидуальной и групповой готовности к деятельности
    • 2. 3. Эффективность выполнения расчетом боевой задачи как характеристика индивидуальной и групповой готовности к деятельности
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БОЕВОГО РАСЧЕТА КП ПВО К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Совершенствование управления процессом формирования готовности расчета к деятельности
    • 3. 2. Развитие профессиональных способностей специалистов как фактор повышения его готовности к деятельности
    • 3. 3. Методика формирования готовности расчета к деятельности
  • ВЫВОДЫ

Формирование готовности боевого расчета командного пункта района ПВО к профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях роль авиации в достижении целей войны значительно возрастает. Так, например, во время конфликта в зоне Персидского залива из 43 суток активных боевых действий коалиционной группировки Многонациональных сил воздушная наступательная операция в форме внезапных и продолжительных массированных ударов проводилась в течение 39 суток, а в течение времени проведения сухопутной операции (оставшиеся 4 суток) авиация осуществляла непосредственную поддержку войск. Следовательно, необходимость поддержания обороноспособности страны на должном уровне предопределяет наличие системы эффективной противовоздушной обороны.

Основу противовоздушной обороны РФ составляет район (соединение) ПВО. Опыт боевого применения соединений ПВО свидетельствует, что выполнение боевой задачи в значительной степени определяется работой боевых расчетов командных пунктов (КП)* и во многом зависит от личных качеств, профессиональной и психологической подготовленности, готовности к деятельности в экстремальных ситуациях офицеров боевого управления, их слаженности и сплоченности.

Совершенствование организационной структуры ВС РФ, поступление на вооружение современных автоматизированных систем управления войсками и оружием выдвигают более жесткие требования к уровню профессиональной компетентности специалиста, настоятельно требуют новых подходов к формированию его профессионализма с помощью эффективных, современных и рациональных технологий.

Здесь и далее словосочетания «боевой расчет КП», «боевой расчет», «расчет» употребляются как синонимы.

Под технологиями обучения понимается комплекс учебно-воспитательных, организационно-методических и иных мер, способствующих переходу от репродуктивного типа обучения к продуктивному творческому и охватывающих как всю систему подготовки специалистов, так и локально ее важнейшие элементы.

Исследование показало, что деятельность специалистов боевых расчетов** является разновидностью операторской деятельности и осуществляется в условиях постоянного воздействия различных факторов сложности ситуаций: опасности, внезапности, новизны обстановки, негативной эмоциональной реакции других членов расчета, дефицита времени, высокой интеллектуальной сложности деятельности, высокого темпа действий и необходимости совмещения нескольких деятельностей. В связи с тем, что пиковое увеличение либо комплексное воздействие факторов сложности могут привести к восприятию индивидом ситуации как экстремальной, остро возникает проблема выявления, оценки и развитая не только профессиональных знаний, навыков и умений, но и способностей и профессионально важных качеств, формирования толерантности к воздействию стресс-факторов. Установлено, что недостаточная психологическая подготовленность специалистов приводит к срыву выполнения ими боевой задачи, сводит на нет их профессиональные, знания, умения и навыки. Успех деятельности специалиста в условии воздействия факторов сложности во многом зависит от его готовности к такой деятельности.

Проблема готовности к деятельности как активно-действенное состояние личности изучалась в работах М. И. Виноградова, Н. В. Голикова, М. И. Дьяченко, Е. П. Ильина, Л. А. Кандыбовича, Б. Ф. Ломова, В.А.Поно-моренко. В. Н. Пушкина, Л. С. Нерсесяна, А. А. Ухтомского и других.

Здесь и далее словосочетания «'специалисты боевого расчета», «оператор расчета», «офицер боевого управления» употребляются как синонимы.

Исследование социально-психологических явлений, сплочения воинских коллективов и разработку вопросов подготовки их к деятельности проводили А. В. Барабанщиков. С. А. Багрецов, В. В. Белоухов, А. Д. Глоточкин, I .А.Давыдов, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. И. Китов. В. Н. Ковалев, А. В. Козубовский, А. В Липницкий, С. И. Макшанов, А. М. Морозов, М. Л. Новожилов, А. Н. Печников, С. И. Съедин, Ю. А. Шарапов, А. П. Шарухин, В. И. Хальзов и другие.

Анализируя состояние научной разработанности проблемы и практики формирования готовности боевых расчетов к деятельности, необходимо отметить, что ее главные аспекты не учитывают особенностей поведения индивидов в напряженных ситуациях и их взаимного влияния друг на друга. Формирование готовности специалиста к деятельности направлено главным образом на совершенствование его профессиональной подготовленности, при этом не в полной мере учитывается взаимосвязь и влияние всех компонентов в структуре индивидуальной готовности к деятельности — профессинально-психологический отбор ориентирован на оценку наиболее ярко выраженных характеристик, которые не всегда отражают способность к деятельностисуществующие методики оценки позволяют судить о достигнутом уровне подготовленности как специалиста, так и расчета, но не позволяют оценить способность специалиста, расчета к выполнению функциональных обязанностей в экстремальных ситуациях, их готовность к деятельноститакже недостаточно исследована проблема формирования устойчивых к воздействию факторов сложности коллективов.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется недостаточностью разработанности некоторых главных аспектов формирования готовности к деятельности в экстремальных ситуациях в воекно-педагогической литературе. Кроме того, в работе предпринята попытка переосмысления таких проблем, как: создание оптимальных условии для повышения боевой готовности войск ПВОповышение эффективности деятельности боевых расчетов КГ1 в экстремальных ситуацияхразработка путей и методов комплектования совместимых расчетов и подготовки их к деятельности в условиях жестких психологических тре бований и этим вносит вклад в общую военную педагогикуповышение результативности военно-педагогической работы в ВУЗах при подготовке курсантов и слушателей к деятельности в экстремаль ных ситуациях.

Объект исследования: процесс формирования готовности боевого расчета командного пункта (КП) к деятельности.

Предмет исследования: сущность, содержание, условия и пути формирования готовности боевого расчета КП к деятельности.

Цель исследования: на основе анализа особенностей деятельности боевого расчета КГ1 района ПВО в боевых и учебно-боевых ситуациях научно обосновать теоретические и практические положения, а также педагогические условия и пути формирования его готовности к деятельности.

Гипотеза исследования: использование системы целенаправленного формирования профессиональных способностей, качеств и готовности специалистов боевого расчета KII к деятельности, слаживания и сплоче ния расчета позволяет повысить эффективность выполнения боевой задачи.

Исходя из выдвинутой гипотезы, решались следующие задачи иссле дования: проанализировать особенности профессиональной деятельности специалистов боевого расчета командного пункта района ПВОраскрыть структуру индивидуальной и групповой готовности к деятельностиисследовать основные условия и экспериментально проверить пути и методы формирования готовности боевого расчета к деятельностиустановить зависимости, влияющие на процесс подготовки специалистов к деятельностиразработать методику оценки готовности боевого расчета выполнить задачи боевого дежурства на основе усовершенствованного научно методического аппарата оценкиразработать и экспериментально проверить пути и методы формирования готовности специалиста к деятельности для повышения ее эффектиеностисформулировать педагогически обоснованные рекомендации по формированию готовности специалистов, расчетов к деятельности.

Поставленные задачи определили комплекс методов исследования: анализ литературы по проблеме исследованиянаблюдение за деятельностью специалистов, расчета в ходе выполнения задач боевого дежурства: наблюдение за организационно-педагогической деятельностью командования района ПВО, направленной на подготовку расчета к дея тельностианализ документов и результатов деятельности специалистов и расчета, экспертная оценка и самооценка готовности специалистов к деятельностиизучение индивидуально-психологических характеристик специалистовметод опроса (индивидуальные и групповые беседы, интервью, анкетирование) — педагогическое моделированиепедагогический эксперимент (констатирующий и формирующий) — метод математической статистики.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения философии, психологии и педагогики в области теории познания, формирования и развития личности и социальной сущности человека, разработанные в трудах А. Г. Здравомыслова, Т. А. Ильиной,

Е.Л.Климова, Я. А. Коменского, М. Я. Лернера, Д. Локка, И. Г Л 1есталоцци,

A.С.Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и других. Научно-теоретической основой исследования послужили работы следующих авторов: Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько,

B.Ф.Венды, II Я. Гальперина, Н. М. Гриценко, Дж. Гласса, М. И. Дьяченко, В. В. Карпова, Н. В. Кузмииой, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. Г. Мордковича, А. В. Петровского, К. К. Платонова, Л. С. Рубинштейна,

A.Л.Свенцицкого, В. Я. Слепова, В. М. Теплова, В. В. Шпалинского,

B.И.Хальзова, В. А. Ядова, Е. А. Якубы, В. А. Якунина, Л. А. Ясюковой и других.

Некоторые подходы к формированию готовности к деятельности специалистов представлены в выводах специальных исследований

C.А.Багрецова, В. В. Белоухова, В. Н. Бешенцева, А. В. Козубовского,

A.В.Липницкого, С. И. Макшанова, Н. И. Минко, А. М. Морозова,

B.С.Олейникова, А. Н. Печникова, А. Б. Трофимова, А. П. Шарухина, Ю. А. Шаранова и других, изучение которых способствовало более глубокому осмыслению проблемы.

Общей концептуальпой основой исследования является социально-личностно-деятельностный подход к формированию готовности к деятельности.

На защиту выносятся: теоретические положения, составляющие сущность и содержание процесса формирования готовности боевого расчета к деятельности как целенаправленного развития профессиональных способностей, качеств, а также готовности к деятельности специалистовсоциально-психологической коррекции специалистов боевого расчетаслаживания и сплочения боевого расчета (формирование общности ценностных ориен-тацийдостижение единства в межличностных отношенияхсовершенствование и развитие функционального взаимодействия) — методика опенки готовности специалиста, расчета к деятельности как последовательность выявления структуры и оценки показателей готовности специалиста, расчета к деятельностиобоснование критериев показателей их готовности к выполнению боевой задачиопределение оценочного выводарекомендации по формированию готовности к деятельности специалиста, расчета как развитие профессиональных способностей оператора на основе методики целенаправленного формирования структуры личности, оптимальной для определенного топа деятельностиметодики боевого слаживания и сплочения расчета .

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, системным подходом и характером методики исследования, использованием средств математической статистики для оценки достоверности полученного результата.

Научная новизна и личный вклад автора состоят в следующем: уточнены теоретические положения, составляющие сущность и со держание процесса формирования готовности расчета к выполнению боевой задачи, структура индивидуальной и групповой готовности к профессиональной деятельности: выявлены основные особенности личности специалиста боевого расчета КП, определяющие его способность к деятельностиустановлено критическое соотношение в расчете устойчивых и неустойчивых специалистов, при котором расчет в целом сохраняет устойчивость в условиях воздействия факторов сложности ситуацийвыявлены основные факторы, влияющие на готовность специалиста, расчета к деятельностиразработана педагогическая система формирования готовности боевых расчетов КП как: педагогическая технология проблемно-игрового типа формирования готовности специалиста к деятельности fc экстремальных ситуацияхметодика боевого слаживания и сплочения расчетаразработана методика оценки готовности специалиста, боевого расчета к деятельности.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее ре зультаты позволяют внедрить педагогическую проблемно-игровую технологию формирования готовности специалистов к деятельности, а также программу боевого слаживания и сплочения расчетов и таким образом повысить эффективность их деятельностииспользовать методику оценки групповой и индивидуальной готовности к деятельности для прогноза эффективности выполнения боевой задачи расчетом КП.

Апробация результатов исследования осуществлялась в Санкт-Петербургском высшем училище радиоэлектроники ПВО, войсковых частях 10 953, 20 032, 17 646, а также в процессе проведения НИР «Образование», на НПК СПВУРЭ ПВО в 1996 и 1997 годах, на заседа нии кафедры психологии и педагогики Академии МВД, на международных научно-практических конференциях академии МВД России в 1997 году, шестой межвузовской ВНК СПВЗРКУ ПВО СВ в 1997 году.

Исследование проводилось с 1992 по 1997 год на базе трех КП войсковых частей, СПВУРЭ ПВО. После разработки концепции, гипотезы и методического замысла, технологии формирования готовности специалиста боевого расчета к деятельности и рекомендаций по сплочению и боевому слаживанию расчета командного пункта на основе изучения условий и особенностей их работы в 1993 1995 годах, была проведена оценка эффективности рекомендаций на базе KII войсковых частей 10 953, 20 032, 17 646 и СПВЭУРЭ ПВО в 1996 и 1997 годах.

Методический замысел: на первом этапе экспертами (88 руководителей, специалистов боевого расчета и преподавателей СПВУРЭ ПВО) из общего перечня качеств, состоящих из ! Н> пунктов, были выбрани lis профессионально важных (I1BК), различными методами лонгитюдного исследования изучены индивидуально-психологические характеристики 68 специалистов и 96 курсантов, оценены их ГШКна втором этапе проведено исследование особенностей деятельности специалистов, и выделено ядро свойств, определяющее способность к деятельности в экстремальных ситуациях, и разработана педагогическая тех" нология типа, позволяющая целенаправленно развивать способности и формировать ПВКТ которые определяют профессиональную пригодность специалистана третьем этапе проводилась оценка эффективности разработанной педагогической технологии проблемно-игрового типа методом корреляционного дисперсионного анализа динамики развития ПВК и анализа успешности деятельности 68 специалистов и 98 курсантов СПВУРЭ ПВО: на четвертом этапе по разработанной методике была проведена оценка готовности специалистов, боевых расчетов войсковых частей 10 953, 17 646 к деятельности. Достоверность научно-методического аппарата оценки готовности к деятельности оценивалась по коэффициенту-корреляции полученных оценок и результатов деятельности в особых случаях боевого дежурства: на пятом этапе, после внедрения рекомендаций по формированию готовности специалистов к деятельности, была оценена ее эффективность. Оценка проводилась методом дисперсионного факторного анализа динамики их профессионально важных качеств и свойствна шестом этапе, после проведения мероприятий боевого слажива-ния и сплочения расчетов, была оценена их готовность к деятельности и, таким образом, выявлена эффективность рекомендаций.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

Эффективное формирование готовности специалиста к деятельности в напряженных ситуациях возможно при учете взаимосвязи наиболее важных свойств личности, пониманию ее психологической сущности.

При рассмотрении влияния структурной организации свойств на проявление способностей можно сделать следующие выводы:

ГТГ" -Г"* Т ' Л Л*/- (ИТ 111 ' I '/Л /ТТТ+ЧЛ П '1Г11 F 1 г p/l г Т'ТП 11 vу1 ounanriLnahu ciDipd. yiv^nri"ji и дд^/a a in. j/ii'|". j/hn i-om^li uinLinyет о том, что роль отдельных личностных свойств в освоении деятельности неодинаковамаксимальное влияние оказывают характеристики, имеющие наибольшее число взаимосвязейхарактеристики, занимающие центральное положение в структуре способности, определяют перспективы профессионального роста, но могут быть скрыты другими, более ярко выраженными. Ярко выраженные некоторые характеристики успешных операторов зачастую не определяют их возможности к деятельности.

Формирование готовности оператора — это образование тех необходимых мотивов, установок, опыта, придание его психическим процессам и свойствам таких особенностей, которые обеспечивают возможность эффективно действовать в экстремальных ситуациях. При этом особенно важно сформировать эмоционально устойчивую, целостную личность на основе внедрения проблемно-игровой технологии обучения.

Можно отметить, что:

Г) описанная проблемно-игровая технология обучения на основе поэтапного формирования умственных действий и понятий наряду с разработкой внешних сторон процесса обучения позволяет обратиться к его внутренней сущности — психологическим закономерностям усвоения знаний, превращения их в знания и умения и формирования у обучаемых требуемых качеств;

2) проведение занятий по новой методике повышает самостоятельность действий обучаемых, активизирует их творческие способности и инициативу;

3) в результате учета психологического состояния оператора в ходе обучения не происходит снижения психологических защит, накопления усталости, истощения и измождения;

4) использование YTK и поэтапного овладения действиями способствует одновременному получению теоретических и практических знаний, навыков и умений, что сокращает время обучения;

5) проблемно-игровая технология обучения позволяет повысить воспитательное значение обучения. Самостоятельное составление ООД приводит обучаемых к правильному и быстрому решению поставленных задач, что вызывает интерес к обучению" стремление к самосовершенствованию,

Применение в учебно-воспитательном процессе проблемно-игровых технологий обучения позволяет осуществлять целенаправленное формирование знаний и умений, вырабатывать и развивать у обучаемых профессионально важные качества и способности.

Каждый специалист выполняет свои функциональные обязанности, и от качества их выполнения зависит успех деятельности расчета в целом, однако существует возможность перераспределения нагрузки. Следовательно, согласованность усилий, взаимодействия номеров расчета, что в конечном счете и есть сплоченность, во многом определяют эффективность деятельности, однако в зависимости от типа решения групповой задачи могут возникнуть негативные эмоциональные реакции членов расчета, что может повлиять на результаты совместных действий. Межличностные отношения несколько нивелируются системой коммуникаций преимущественно централизованного типа,

В ходе боевой работы решаются как делимые, так и неделимые задачи. Необходимость решения разнообразных неделимых задач предполагает координацию усилий и интенсивное общение специалистов расчета, что способствует ускоренному формированию группы в единое целое, сплочению расчета.

Ответственность за решение всех задач возлагается на руководителя, который выслушивает предложения, но решение принимает лично и несет за него полную ответственность. Принятое решение должно быть выполнено независимо от мнений остальных членов, поэтому руководитель осуществляет жесткий контроль за выполнением решений, что в условиях скоротечности современного боя затруднено. Следовательно, важную роль играет взаимное доверие и доброжелательность в расчете. Хорошие эмоционально-межличностные взаимоотношения между специалистами расчета благоприятствуют успешной деятельности.

Анализ групповой деятельности расчета свидетельствует о том, что за период с 1995 по 1997 год случаев невыполнения боевой задачи не было. Следовательно, проведенные мероприятия боевого слаживания и сплочения расчета обеспечили поддержание состояние групповой готовности на требуемом уровне.

Таким образом, внедрение системы целенаправленного формирования профессиональных способностей, качеств и готовности к деятельности на основе разработанной педагогической технологии проблемно-игрового типа, а также системы слаживания и сплочения расчета позволило повысить эффективность выполнения боевой задачи по критерию успешности деятельности.

Практические рекомендации: в ходе формирования готовности специалиста к деятельности создавать модели возможных ситуаций и действий, по психологической структуре идентичных совершаемым в реальной обстановкеразработать систему действий для тренировки у обучаемых внимания, восприятия, памяти и мышленияотдельно и системно отрабатывать действия по решению сложных профессиональных задач в условиях, моделирующих реальные. Избранная модель должна психологически соответствовать той, с которой оператор столкнется в реальной обстановкеобеспечить формирование не только автоматизированных действий, но и психологических механизмов, которые способствуют активизации свойств психики, осуществляющих адаптацию организма к любым условиям деятельностиформировать целостную структуру личности, оказывая воздействие на недостаточно выраженные качества, которые определяют успешность деятельностиразработать комплекс мероприятий формирования устойчивости к стрессу, проводимых по индивидуальному плану в часы подготовки к боевому дежурствув процессе подготовки прежде всего создавать условия для тренировки внимания, восприятия, памяти и мышления. Особое внимание уделять отработке действий, с помощью которых выполняются сложные профессиональные задачи в реальной обстановкеформировать не только автоматизированные действия, но и те психофизиологические механизмы, которые активизируют свойства психики, осуществляющие адаптацию индивида к условиям трудаформировать готовность боевого расчета к деятельности, как целенаправленное слаживание и сплочение боевого расчета, что предполагает наличие общности ценностных ориентаций, достижение единства в межличностных отношениях, совершенствование и развитие функционального взаимодействия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Деятелность и установка. М.: Издание МГУ, 1979. — 151 с.
  2. Ю.К. Оптимизация процесса обучения, общедидактический аспект. М: Педагогика, 1977. — 254 с.
  3. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические рекомендации // Московский горн, ин-т усоверщ. учителей. М.: В.И., 1982. -92 с.
  4. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  5. А.В., Глоточкин А. Д., Феденко Н. Ф., Шелят В. В. Проблемы психологии военного коллектива. М.: Воениздат, 1973.- 105 с.
  6. А.В., Короткое Э. Н. Ф.Энгельс об интеллектуальной подготовленности офицерского состава. М.: Изд-во ВПА, 1984.- 58 с,
  7. А.В. и др. Проблеммы психологии воинского коллектива. М.: Воениздат, 1973. -151 с.
  8. С.А. Оценка относительной эффективности груповой деятельности расчетов АСУ с помощю математического моделирования j Математические модели и моделирование групповой деятельности. -М.: МАИ, 1985. 197 с,
  9. С.А., Любивая Г. В. Оценка меры близости ответа обучаемого и эталона в контролирующих процедурах АОС. Л.: Изд-во ПВУРЭ, 1989. -217 с.
  10. Берговой Г Т и др. Деятельность космонавта в полете и повышение ее эффективности. Мл Машиностроение, 1981. — 264 с.
  11. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психол.-пед, обеспечения техн. обучающих систем / Воронеж, Изд-во Воронеж, ун-та, 1977, 304 с.
  12. Беспалько В, П. Программированное обучение: Дидактические основы, М.: Высшая школа, 1970. — 300 с.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии, М.: Педагогика, 1989. — 190 с,
  14. В.М. Избранные работы по социальной психологии / Ред. Е. А. Будилова, Е. И. Степанова / Рос. акад. наук ин-т психологии. -М: Наука, 1994. 399 с,
  15. В.Н., Макшанов С, И, Инженерно-психологическое обеспечение боевой деятельности в подразделениях РТВ ПВО. СПб.: СПВУРЭ ПВО, 1995. — 54 с.
  16. А.А. Восприятие и понимание человка человеком. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 199 с,
  17. В.А. Дидактические особенности управления качеством подготовки специалистов в высшей школы США. М.: 1982. -208 с.
  18. В.Г., Печников А. Н., Полов С, А. О педагогической целесообразности использования различных видов автоматизированных систем обучения // Педагогические и психологические аспекты компьютеризации образования. Рига., РПИ, 1988, — С 33−35.
  19. В.Ф., и др. Теория и эксперимент в анализе труда операторов. М., Наука, 1983. — 332 с,
  20. В.Ф. и др. Организация труда операторов / Инж.-психол. проблема. М.: Экономика, 1978, — 223 с.
  21. В.К. Психология эмоциональных явлений, М.: Издательство МГУ, 1976. — 151 с.
  22. Военая инженерная психология / Под общ. ред. В. Ф, Ломова, А. А. Васильева, В. В. Офицерова. М.: ВИ МО СССР, 1970. — 275 с,
  23. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М: Просвещение, 1973. -285 с.
  24. Вопросы оптимизации системы отбора и подготовки военных специалистов И Темат. научн.-техн. сб. МЗ. Киев: Издательство КВИРТУ ПВО, 1981. — 214 с.
  25. Вяткин Б. А, Управление психологическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 203 с.
  26. С.И. Физиология человека и животных. 4-е изд.
  27. ГТАШАМпК Т> ПЛП ЛЛ • ТТЛПГАТТТ «*V-r"T> #4 ** VJ ! 1, НИП гг тттт^лттл» лnypCpcLvj. п. i>i. ri^aLuiovihu ОЫч^шчхл tiiivvfjiti. , — U>Q
  28. П.Я. Введение в психологию. М.: Из-во Моск. унта, 1976.- 150 с,
  29. П.Я., Кобыляцкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Из-во Моск. ун-та, 1976. — 101 с,
  30. А.Д. Состояния психической готовности в экстремальных ситуациях. Л.: Издательство ЛГУ, 1972. — 27с.
  31. В.А. Актуальная газетнея лексика: Немецко-русский словарь-справочник. -2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1994.- 159 с,
  32. А.И. Психологические факторы операторской деятельности. М.: Наука, 1988. — 196 с,
  33. Ю.Н. Удовлетворение деятельностью в связи с качествами личности: Автореф. дис,. канд. пед. наук. М., 1971. 10 с.
  34. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб. Изд-во СПбГУ, 1992. — 152 с.
  35. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 477 с.
  36. Н.К. Методология и методы исследования в педагогике. Мл Знание, 1966. — 62 с,
  37. Голубева Г, А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания в социалистическом обществе: (Социал.-филос. анализ). -М.: Высш. шк, 1989. 158 с.
  38. Ф.Д., Матова М. А., Розенблат Б.Ш, К характеристике психологических состояний человека в усложненных условиях деятельности / Вопросы психологии. 1971. — Nq 2. — С, 88 — 97,
  39. Ф.Д., Лебедев В. И., Психологические аспекты труда операторов. М.: Медицина, 1975. — 207 с.
  40. P.M. Элементы практической психологии, 2-е изд., испр. и доп. — Л.: 1988. — 560 с.
  41. Н.Н. Управление социалистическими промышленными объединениями и предприятиями.- М.: Прогресс, 1974. Т. 2.- 366 с.
  42. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 272 с.
  43. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 239 с,
  44. Г. А. Теоретические основы формирования и развития общественного умения решать задачи у учащихся средней школы: Ав-тореф. дис. докт. пед. наук. Челябинск, 1997. 36 с.
  45. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Прогресс, 1979.- 128 с,
  46. Н. Прикладной регрессионный анализ. М.: Статистика, 1973. 386 с.
  47. Т.А. Педагогика: Курс лекций- Мл Педагогика, 1984. — 495 с.
  48. Т.А. Педагогика. Учебное пособие для с-туд. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1968. -572 с.
  49. Информационный бюллетень Nq53: Моделирование деятельности военного специалиста. Л.: ВИКИ им. А. Ф. Можайского, 1987. -164 с.
  50. Карпов В. В, Психолого-педагогические основы многоступень-чатой рофессиональной подготовки в вузе j Исслед. центр по пробл. управления и качества подгот. специалистов высш. шк, С-Пб: С-Петерб. Электротехн. ин-т, 1992. — 310 с.
  51. .Ф., Трофимов А. Б. Информационно-педагогические технологии: Монография. СПб.: МАИЭБ, Санкт-Петербургская академия МВД России, АНИЦ, 1997. -140 с.
  52. В.Я. Формирование культуры порфессионального общения у курсантов училищ МВД РФ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1994. 16 с.
  53. Т.А. О социально-психологических проблемах удовлетворенности трудом. Таллин, АН ЭССР, 1974. — 134 с.
  54. И.И. Научно-педагогические основы воспитательной работы в высшей школе. Одесса, 1974. — 152 с.
  55. А.Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1970. 390 с.
  56. В.И. Мотивы поведения и деятельность. М.: Наука, 1938.-193 с,
  57. В.И. Социологический воинский коллектив. М.: Воениздат, 1970. — 157 с.
  58. В.И. Эмоциональная устойчивость воина и пути ее формирования. М.: Из-во В, А им. М .В.Фрунзе, 1972. — 36 с.
  59. Ковалев В И, Роль советского воинского коллектива в формировании морально-боевых качеств личности- Автореф. дис.. канд. фи-лос. наук. М, 1971. 31 с.
  60. А.Б. Функциональное состояние человека-оператора, Оценка и прогнозирование / Проблемы косм, биологии. 1988. — - С 46−51.
  61. Количественные методы в социологии. М.- Наука, 1996,356 с,
  62. Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. А. Ф. Смирнов. М: Наука, 1988. — 384с.
  63. Коница П, Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи // Вопросы философии. 1971. -№ 7. С, 16−24.
  64. Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров: Пер. со второго америк. изд./ Под общ. ред. И. Г. Арамановича. М.: Наука, 1974. — 831 с,
  65. Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Наука, 1976. — 191 с,
  66. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1985. -815 с.
  67. В.А. Психология. М: Просвещение, 1986. -336 с.
  68. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс" — „Энциклопедия“, 1994. — 576 с,
  69. М.П. Некоторые психологические особенности использования опросников / Личность в системе общественных отношений. М.: Наука, 1982. -192 с.
  70. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. М.: „Ось — 89″, 1997. — 208 с.
  71. Н.В., Якунин В. А. Эксперимент // Методы системного педагогического исследования, Л, — Изд-во ЛГУ, 1980, — С. 115 — 128,
  72. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности: Метод, пособие/ Научно-исследовательский центр развития творчества молодежи. Рыбинск, 1993. — 54 с,
  73. Л.Н. Психологическая готовность офицера к боевой деятельности. Л: Изд-во ЛВВПУ им, Ю. В. Андропова, 1957, — 27 с.
  74. .В. Методика оценки интелектуалиных особенностей военнослужащих для рационалыного распределения по специальностям /Военно-медицинский журнал. 1987. — К“ 12. — С 24−29.
  75. Г. Ф. Индивидуальное обучение слабоуспевающих школьников //Советская педагогика. 1987, — Ш2, — С, 40−45.
  76. Ф.Г. Курс образования в современном мире: Системный анализ. Пер. с англ, М: Прогресс, 1970. — 261с.
  77. О.М. Психолого-педагогические основы тактических игр и учений в ВУЗах внутренних войск МВД России, Спб.: Из-во СПВВКУ ВВ МВД России, 1995, — 15 с,
  78. Лебедев В, И. Личность в экстремальных условиях, М.: Прогресс, 1989.-304 с.
  79. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, 2-е изд. -М.: Политиздат, 1977, 304 с.
  80. А.Н. Проблемы развития психики, 4 -е изд.- М: Прогресс, 1977.- 584 с,
  81. Леонтьев А. Н, Лурия А. Р, О диагностике психологического исследования школьников // Советская педагогика, 1968, — № 7, — С 4651.
  82. А.В. Сплочение боевых расчетов Войск ПВО: Ав-тореф. дис.. психол. наук. М., 1991. 20 с,
  83. .Ф. Военная инженерная психология, М.: Военяздат, 1970. -398 с.
  84. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с,
  85. .Ф. Человек и техника. М.: Сов. радио, 1966. — 446 с.
  86. .Ф. О путях построения инженерной психологии / В сб.: Инженерная психология. М.: Наука, 1977. -24 с.
  87. ПО, Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод / Пер. с англ. Ю. Н. Благовещенского. М.: Мир, 1967. -144 с,
  88. Макаренко А. С, О воспитании / Сост. В. С. Хмелендрик, М.: Прогресс, 1988. — 256 с.
  89. С.И., Юрченко А.В, Психологическое обеспечение боевого дежурства. Л.: Изд-во ЛВПУ им. Андропова, 1988. — 53 с.
  90. В.Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов-летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки: Автореф. дис.. канд. пед, наук (по психологии). Л., 1964.28 с.
  91. В.Л. Методы психофизиологической саморегуляции в летной практике. Кировоград, Из-во КВЛУ ГА, 1988. — 88 с.
  92. В.Л. Теории и концепции обучения. Л.: Б.и., 1980,20 с.
  93. В.А. Проблема исследования профессионализации операторов АЭС // Вопросы психологии.- 1996, № 4 — С, 63−71.
  94. Н.А. О концепции формирования умственных действий//Вопросы психологии. 1960. — М>1 -С, 157−164.
  95. Методы социальной психологии } Под ред. Е. С. Куэьмина, В. Е. Семёнова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.- 175 с.
  96. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда/ Под ред. А. А. Крылова, Л.: Изд-во ЛГУ7, 1975, ч, 2, -С. 1−160.
  97. Методы научно-педагогического исследования: Сб. статей / Под. ред. чл. корр, АПН СССР Ю. К. Бабанского и д-ра пед. наук В, С, Ильина, Роетов-н/Д, 1972. — 165 с,
  98. Д.М. и др. Основы методики военно-научного исследования, М.: Воениздат, 1969. — 215 с,
  99. Д., Голантер Э., Прибрам К, Планы и структура поведения/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1965, — 238 с,
  100. Л.И. Теоретические основы формирования содержания педагогического образования (на материале подготовки учителя начальных классов): Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 1997, 35 с,
  101. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования У Под ред. Е. Э. Смирновой. Л: Изд-во „Ленинградская пресса“, 1984.- 174 с.
  102. В.Г. Общественная активность молодежи, М.: Мол. гвардия, 1970. — 175 с.
  103. В.Г. Перестройка и социальная активность трудящихся. М.: Ин-т социологии, 1990. — 49 с.
  104. А.С. Анализ иерархического строения групповой активности. // В кн.: Психологическая теория коллектива. М.: Прогрес, 1981,-С, 6−44.
  105. С.Е. Педагогические условия формирования психологической готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Томск, 1997. 18 с,
  106. Немоа Р. С, Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. — 200 с.
  107. Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В. Б. Богословский, А. А. Степанов и др./ Под ред. В. В. Богословского и др. 3-е изд. перераб, и доп. М.: Просвещение, 1981.-386 с,
  108. О системном подходе в исследовании проблемы „Коллектив и личность“: Сб. статей / Научн. ред. чл.-корр. АПН СССР А. А. Бодалев и др. М., 1977. — 54 с.
  109. От Выготского к Гальперину: Теория и метод планомерного формирования в истории отечественной психологии / Сборник к 100-летию со дня рождения Л. С. Выготского / М.: Фолиум, 1996. — 80 с,
  110. B.C., Пономоренко А. В., Щеглов А. В., Акмеоло-гические проблемы воспитания профессиональной нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел России. Спб.: Из-во Санкт-Петербургского юридического института, 1996, — 226 с.
  111. B.C. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудника органов внутренних дел России: Ав-тореф. дисс,. доктора пед. наук, СПб., 1993. 34 с,
  112. Опыт компьютерной педагогической диагнозтики творческих способностей/ Под ред. В. И. Андреева. Издательство Казанского университета, 1989. — 141 с,
  113. Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ / Инженерно-психологическое проектирование взаимодействия человека с техническими средствами / Под ред. В. Н. Четверикова. М.: Высшая школа, 1990. — 127 с.
  114. Основы психологии и педагогию! высшей военной школы /
  115. А Г и^пач^ла ЛГ rrrD I ОС'»" 'itS i 1ид ред, чишапипа. it iv/ 1 l, i.'ui, — Juo (.-,
  116. Папкин А, И. Уровень развития межличностных отношений и его учет в практике управления группами// Социалько-психологичеекйе проблемы руководства и управления коллективами, М, — Наука, 1974, -С 34−65.
  117. А.И. Психологическое исследование проявления эмоциональной идентификации личности в коллективе: Автореф, дисс.. канд. пед. наук. М., 1975. 20 с,
  118. П.А. Кадры управления производством. Деятельность, формирование. М.: Экономика, 1985. — 160 с,
  119. В.Е. Формирование профессионально-личностной устойчивости будущего учителя в процессе обучения в Вузе: Автореф. дисс,. канд. пед. наук. Белгород, 1997. 17 с.
  120. В.Д. Твои возможности, человек! 5-е издание, пере-раб. и доп. М: Знание, 1986, — 270 с.
  121. Педагогика / Под редакцией Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. -М.: Педагогика, 1984. 386 с,
  122. А.В., Шпаленский В. В. Социальная психология коллектива. М: Просвещение, 1978, — 138 с,
  123. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  124. А. В. Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: «Просвещение», 1978. — 176 с.
  125. В.Н., Филатов М. М. Уровень готовности к экстремальному действию человека-оператора и некоторые проблемы инженерной психологии// Физиология труда, М, — Изд-во МГУ. -С.15- 20.
  126. Пушкин В. Н, Нерсесян Л. С. Железнодорожная психология, -М: Транспорт, 1972. 239 с.
  127. Рабочая книга социолога. М.- Наука, 1977, — 506 с.
  128. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. -1989, -Т. 1 488 е., Т. 2 — 328 с,
  129. Руководство по боевой подготовке Войск противовоздушной обороны.-М: ВИ, 1990. 175 с,
  130. Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1962. — 501 с.
  131. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960.- 254 с.
  132. Г. Стресс без дистресса. М: Прогрес, 1982. — 174 с.
  133. А.Л. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 175с,
  134. Е.А. Влияние межотраслевых связей на производительность труда: Автореф, дис,. канд. экон, наук. М., 1975, 21 с,
  135. В.Я. Принципы и методы обучения и воспитания советских военных моряков. Петродворец.: Изд-во ВМУРЭ им. А. С. Попова, 1982. — 125 с,
  136. В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. для учителя. М: Педагогика, 1992, — 159 с.
  137. Словарь русского языка. В 4 т / Под ред. А. П. Евгеневой 3-е изд. М.: Русский язык. 1988, — 800 с,
  138. В.В. Некоторые принципы построения модели специалиста. М.: НИИВШ, 1977. — 66 с,
  139. Н.Ф. Методика составления обучающих программ. -М: Изд-во МГУ, 1980. -46 с.
  140. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ. 1984. -344 с,
  141. .М. Избранные труды: В 2 т. / Ред.-сост, и авт. ком-мент. Н. С. Лейтес и др. / М.: Педагогика, 1985. Т-1 — 329 е., Т-2 — 359 с,
  142. Трофимов А. Б, Дидактические возможности компьютерных технологий обучения курсантов в высших военно-учебных заведениях МВД России: Дис.. канд. пед. наук, Спб., 1995. С, 195.
  143. Л.И., Лукошкин А. Н. Психология и педагогика работы комсорга. 3-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1984. — 206 с.
  144. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: 1988. -Т. 1 — 416с, Т. 2 — 496 с,
  145. . Е.А. Формирование готовности педагога к экспертной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук, Новгород, 1997. 19 с,
  146. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: Сб. статей / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Из-во Моск. ун-та, 1968. — 135 с,
  147. Философский энциклопедический словарь/ Ред. коллегия С. С. Аверинцев и др., М.: Советская энциклопедия, 1989. — 840 с.
  148. Хальзов В, И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск: Автореф" дис" «,. докт. пед. наук. Л.» 1991. 32 с.
  149. Хальзов В. И, Шаранов Ю. А. Практикум по конфликтологии" Спб", Из-во Санкт-Петербургского юридического института, 1993.- 81 с.
  150. Шаранов Ю.А." Минко Н. И" Многонациональный воинский коллектив и основные направления его сплочения в свете решения XXVII съезда КПСС/ Под общ. ред" Е. А. Соколова. Новосибирск, Из-во НВВКУ МВД СССР, 1987. — 95 с.
  151. А.П. Единство военно-педагогической теории и практики необходимое условие совершенствования воспитательной деятельности офицерского состава полка- Дис, . канд. пед, наук. М., 1992. С, 257,
  152. .Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. М": Изд-во ВПА им" В. И. Ленина, 1989. — 63 с.
  153. И.В. Комплексное использование технических средств обучения и новых информационных технологий как фактор интенсификации учебного процесса- Автореф. дис.. канд.пед. наук. Саратов, 1997. 22 с.
  154. А.Г. Психологические методики изучения личности и коллектива в войсках и органах МВД СССР. Ч I. Бланки методик: Пособие/ МВД СССР, ВПУ им, 60-летия ВЛКСМ, Л.: 1990, — 75 с.
  155. Юрченко Я. Я, Педагогические основы укрепления воинской дисциплины: Автореф. дис,. докт. пед. наук. Л., 1971. 34 с,
  156. П.А. Теория и практика модульного обучения. -Каунас, «Швиеса», 1989. 359 с.
  157. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара, Изд-во Самар. ун-та, 1995. — 328 с,
  158. Якуба Е, А. Социальная активность специалиста: истоки и механизмы формирования. Хрьков, Выща школа, Изд-во при Харьк. гос. ун-те, 1983. — 216 с,
  159. В.А. Обучение как процесс управления. Л.: Изд-во ЛГУ7, 1988. — 160 с,
  160. В.А. Педагогика: теория обучения / УчеЪн. пособие / Санкт-Петерб. гос, ун-т., 1993. 81с,
  161. В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов / Учебное пособие } ЛГУ им. А. А. Жданова, -Л., ЛГУ, 1986. 43 с.
  162. Ясюкова Л. А, Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии. 1990. — М?5. — С, 72−80.
  163. Studiengang PSdagogik / Inform mappe das Universitat Bimdeswer / Gambure. 1992. S. 4−6.
  164. Studiengang Polit i к wissenseh aft / Informappe das Universitat Bimdeswer / Gamburg, 1992. S. 8- 10.
  165. Studiengang Beiriebswirtsehaftslere / Informmappe das Universitat Bimdeswer / Gamburg, 1992. S. 12−14.
Заполнить форму текущей работой