Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия реализации и защиты прав воспитанников детского дома

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях всех видов и типов, не сокращается, несмотря на все принимаемые государством меры по внедрению других форм устройства детей, лишённых родительского попечения. По данным Госкомстата в 2004 году их количество составило 186 тысяч человек. В 2003 году из 142,1 тысячи детей, нуждавшихся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Обеспечение прав ребёнка, лишённого попечительства, и его защита: теоретические основы проблемы
    • 1. Права ребенка как категория правовая и педагогическая: история вопроса
    • 2. Особенности детского дома как воспитательной системы, способной к реализации и защите прав детей
  • ГЛАВА II. Эмпирическое исследование комплекса педагогических условий, обеспечивающих реализацию и защиту прав ребенка в детском доме и вне его
    • 1. Моделирование комплекса условий, наиболее полно обеспечивающих реализацию и защиту прав ребенка в воспитательной системе детского дома
    • 2. Анализ процесса и результатов опытно-экспериментальной работы, реализующей защиту прав детей

Педагогические условия реализации и защиты прав воспитанников детского дома (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное состояние общества, характеризующееся длительной социальной и экономической напряженностью, оказывает негативное влияние на положение детей в наименее обеспеченных и неблагополучных семьях, следствием чего становится либо добровольный уход их из семьи, либо принудительное лишение родителей их прав на ребёнка и помещение последнего в учреждение интернатного типа.

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях всех видов и типов, не сокращается, несмотря на все принимаемые государством меры по внедрению других форм устройства детей, лишённых родительского попечения. По данным Госкомстата в 2004 году их количество составило 186 тысяч человек [197, С. 17]. В 2003 году из 142,1 тысячи детей, нуждавшихся в устройстве, в интернатные учреждения было определено 39,3 тысячи человек (27,7%) [172, С. З]. В 2002 году эти цифры соответственно составили: 140 тысяч детей, 37,2 тысячи человек (26,6%) [31, С.7]- в 2001 году — 140,1 тысячи, 36,1 тысячи (25,8%) [32, С.8]. По Ивановской области процент детей, определённых в интернатные учреждения, от общего числа детей, оставшихся без попечения родителей, в 1999 — 2001 годах составил 33,6% - 35,2% [6, С.16]. На 01 января 2004 года в детских домах и школах-интернатах Ивановской области воспитывалось более 2,5 тысяч ребят (36% от общего числа детей, оставшихся без родительского попечения) [119, С.12].

Эти обстоятельства заставляют общество акцентировать внимание на проблемах защиты прав детей и актуализируют проблемы социальной педагогики.

Социальная педагогика как отрасль научного знания наиболее активно стала развиваться только в последние десятилетия, однако сущность её уже рассматривалась в работах Ф.В. А. Фребеля, Ф.А. В. Дистервега, П. Наторпа, К. Н. Вентцеля, С. Т. Шацкого. Методологические основы современных социально-педагогических исследований заложены в трудах В. Г. Бочаровой, Б. З. Вульфова, М. А. Галагузовой, А. В. Мудрика, В. А. Сластенина и других.

Как показывает анализ социологической и психолого-педагогической литературы, наименее активно исследуются вопросы социального воспитания детей в учреждениях интернатного типа, хотя органы опеки и попечительства, международные и отечественные правозащитные организации бьют тревогу по поводу неблагополучия в сфере работы с этой категорией детей.

Анализ подходов к модернизации системы воспитания детей, лишенных попечительства родителей, показывает, что главным ориентиром преобразований являются принципы, сформулированные в правовых актах: Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, других документах международного характера, а также в Конституции Российской Федерации и федеральных законах, призванных обеспечить соблюдение и защиту прав ребенка на свободное развитие как полноценного гражданина своей страны. Однако между декларированием принципов и их реальным воплощением в воспитательной практике всё более остро обнаруживаются противоречия. Назовём некоторые из них, обосновывающие постановку данного исследования.

1. Противоречие между потребностью общества в личности, сформировавшейся на принципах демократического, правового государства, и недостатком условий для её становления в традиционном, сохраняющем в повседневной практике авторитарные тенденции педагогическом процессе;

2. Противоречие между складывающейся гуманитарной педагогической парадигмой и фрагментарностью внедрения идей личностно-деятельностного подхода в воспитательную практику учреждений интернатного типа;

3. Противоречие между наличием научных предпосылок развития правосознания личности и отсутствием целостной концепции воспитательной системы, ориентированной на развитие механизмов защиты ребёнка в условиях нарушения его не столько общегражданских, сколько личных и коммуникативных прав.

Исходя из обозначенных противоречий, проблема исследования формулируется следующим образом: при каких условиях возможна целенаправленная подготовка воспитанников детского дома к реализации и защите своих общегражданских, личных и коммуникативных прав? В теоретическом плане это проблема обоснования подхода к организации особой воспитательной системы, направленной на оказание педагогической поддержки личности в становлении её как субъекта права. В практическом плане — это проблема обоснования комплекса условий, обеспечивающего направленное формирование у детей субъектного опыта отстаивания и защиты своих общегражданских, личных и коммуникативных прав.

Объект исследования: процесс правового воспитания детей, проживающих в детском доме.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающий реализацию и защиту общегражданских, личных и коммуникативных прав воспитанников детского дома.

Цель исследования: выявление педагогических условий, обеспечивающих реализацию и защиту общегражданских, личных и коммуникативных прав воспитанников детского дома.

Основная гипотеза исследования: процесс воспитания детей в детском доме, направленный на реализацию и защиту общегражданских, личных и коммуникативных прав воспитанников, будет успешным, если он обеспечивается педагогически, то есть:

— в создаваемой воспитательной системе детского дома будет выделено в качестве приоритетного направления обеспечение правового воспитания и накопление воспитанниками субъектного опыта по реализации и защите своих общегражданских, личных и коммуникативных прав;

— ориентировочной основой деятельности педагогического коллектива станет формирование и развитие компонентов подготовки воспитанников к реализации и защите общегражданских, личных и коммуникативных прав как внутри детского дома, так и вне его.

Частная гипотеза исследования: успешное функционирование разработанной педагогической модели воспитательной системы детского дома возможно в комплексе педагогических условий, включающем: 1) освоение воспитателями идей и технологий личностно-ориентированного педагогического процесса- 2) введение в критерии оценки результатов воспитания показателей личностного роста воспитанников- 3) введение в систему коллективных творческих дел и организационно-деятельностных игр сюжетов, образующих проблемное поле правового взаимодействия, моделирующего коллизии нарушения прав ребёнка и выходы из сложных ситуаций- 4) стимулирование развития субъектного опыта воспитанников в области реализации и защиты своих прав через включение в рефлексивный анализ процесса и результатов деятельности и общения- 5) взаимодействие коллектива детского дома с социумом в правовом воспитании и обучении воспитанников.

В соответствии с поставленной целью, предметом исследования и выдвинутыми гипотезами были поставлены и решались следующие задачи:

1. На основе историко-теоретического анализа воспитательных систем интернатного типа, накопленного историей и практикой социального опыта правового воспитания детей и защиты их прав, выделить основные концептуальные идеи исследования, имеющие теоретическую и практическую значимость.

2. Разработать, экспериментально построить воспитательную систему детского дома, направленную на подготовку воспитанников к реализации и защите своих общегражданских, личных и коммуникативных прав.

3. Сформулировать и экспериментально обосновать компоненты подготовки воспитанников к реализации и защите своих общегражданских, личных и коммуникативных прав.

4. Выявить и обосновать педагогические условия, способствующие развитию высокого уровня подготовки воспитанников к реализации и защите своих общегражданских, личных и коммуникативных прав.

Методологическую основу исследования составили: философская трактовка человека как активного субъекта, познающего мир и самого себя (Ш.А. Амонашвили, В.И. Слободчиков) — теории личностноориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская) — педагогика и психология ненасилия (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) — теории педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А. К. Маркова, В.А. Сластенин).

В нашем исследовании мы опирались на современные педагогические концепции: о роли детских общественных объединений в социализации детей (Н.Ф. Басов, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, И. И. Фришман, Е. Е. Чепурных и другие) — о взаимодействии взрослых и детей в педагогическом процессе (JI.B. Байбородова, Б. З. Вульфов, О. С. Газман, И. П. Иванов и другие) — концепции воспитательной системы школы (В.М. Басова, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н.Л. Селиванова).

Кроме того, в соответствии с задачами исследования, роль методологической основы выполняли международные и российские документы по вопросам прав детей (Декларация прав ребёнкаКонвенция ООН о правах ребенкаДекларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровняхСемейный и Гражданский кодексы Российской ФедерацииФедеральные Законы «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 13.01.1996 года № 12-ФЗ с ' последующими изменениями и дополнениями, «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года № 124-ФЗ, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 года № 120-ФЗ и другие), а также законодательные акты Ивановской области («О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» от 14.03.1997 года № 7−03- «О защите прав ребёнка» от 06.05.1997 года № 9−03 и другие).

Отдельные аспекты основополагающих методологических подходов, использованных при подготовке данной работы, получили разработку в диссертационных исследованиях. Рассмотрение ребёнка, как субъекта воспитания, поиск путей и форм реализации гуманистических идей на практике освещены в педагогических исследованиях (М.Н. Берулава, Р. А. Валеева, В. В. Горшкова, Н. М. Магомедов, М. А. Молчанова, З. Г. Нигматов, В. Г. Пряникова, Н. Д. Соколова, Т. В. Цырлина, Е. Н. Шиянов, Т.В. Шуртакова).

В диссертациях анализируются также такие теоретические и практические вопросы: социально-педагогические условия реализации прав ребенка в школе (В.А. Шеланков), диалог как средство формирования межличностных отношений учителя и учащихся (А.А. Шибаева), договор как средство гуманизации отношений в процессе педагогической поддержки ребенка (С.М. Юсфин), реализация и защита прав детей в условиях школы (Л.Г. Осипова) и общественного объединения (Л.Н. Крупинина).

Психолого-педагогические аспекты защиты прав детей, проблемы ненасилия в образовательном процессе поднимают С. Л. Братченко, Т. П. Калиновская, А. Г. Козлова, А. А. Макареня, Н. Г. Милованова, Л. Б. Морозова.

Различные аспекты игровой деятельности в современных условиях исследуются Н. П. Аникеевой, А. А. Вербицким, В. Я. Платоновым, Г. П. Щедровицким.

Обучение детей правам человека является предметом исследования в работах Т. В. Болотиной, В. М. Обухова, С. В. Федотовой.

Проблемы воспитания и развития детей в интернатных учреждениях, особенности воспитательной системы детского дома изложены в исследованиях Т. Т. Бурлаковой, Н. П. Ивановой, Б. А'. Кугана, B.C. Мухиной, В. А. Поварницыной, Л. К. Сидоровой, но в них не рассматриваются вопросы реализации и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Общие проблемы законодательства о правах детей в России рассматривают в своих исследованиях В. В. Бараташвили, О. И. Волжина, Е. И. Куприянова, Н. Н. Приходько, Е. Н. Феоктистова. Они дают юридическую оценку норм российского права в соответствии с международными декларациями.

Научные исследования А. Д. Артемчук, И. Л. Баушевой, С. А. Беличева, Е. Ф. Буяновой, Н. Ф. Велихановой, О. В. Зыкова, И. В. Павлова, В. И. Силенкова, Н. Л. Хананашвили посвящены проблемам детской преступности, работе с детьми отклоняющегося поведения, ювенальной юстиции.

Как свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, нет отдельного исследования по проблеме реализации и защиты прав детей в детском доме, хотя имеющиеся работы составляют для этого серьезную научную источниковедческую базу.

Поднимаемая в данном исследовании проблема имеет междисциплинарный характер, поскольку рассматривается на стыке педагогических, юридических и социальных наук.

Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических, эмпирических и праксиметрических методов исследования.

Теоретические методы: теоретический анализ и синтез философской, исторической, социально-педагогической, психолого-педагогической литературы для выявления основных тенденций и направлений исследования проблематики в пределах объекта исследованиямоделированиеэмпирические методы: включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, метод самооценки, рейтинг, констатирующий и формирующий экспериментпраксиметрический метод — изучение и обобщение опыта практической деятельности педагогов и воспитанников детского дома и продуктов их деятельности.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации: «Педагогические условия реализации и защиты прав воспитанников детского дома».

Исследование проводилось поэтапно с 2000 года по 2005 год. Основная экспериментальная база — областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ивановский детский дом № 3 г. Иваново.

Кроме того, часть информации получена в интернатных учреждениях г. Иваново и Ивановской области. Дополнительная информация получена путём опроса слушателей курсов повышения квалификации Ивановского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

1-й этап — поисково-теоретический (2000 — 2002 гг.). Изучение педагогической, психологической, юридической литературы, посвящённой различным аспектам реализации и защиты прав детей, социальным проблемам детства, воспитательным системам образовательных учрежденийзнакомство с тематически близкими исследованиямиопределение базы исследования. Проведение пилотажного эксперимента, позволившего уточнить общий замысел работы, внести в соответствии с этим необходимые коррективы в педагогический процесс детского дома. Это позволило обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулировать его гипотезу. Результатом этого этапа явилось также определение методологических и теоретических оснований, понятийно-терминологического аппарата, методик исследования и разработка его программы.

2-й этап — экспериментальный (2002 — 2004 гг.). В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом теоретических источников, новых публикаций и исследований по близким проблемам, уточнялась гипотеза, конкретизировались педагогические условия, препятствующие и способствующие реализации и защите прав воспитанников в детском доме, их подготовке защищать свои прававносились коррективы в содержание, формы и методы работы педагогического коллектива детского домаанализировались, систематизировались, обобщались полученные данныепубликовались материалы исследования. Результатом этого этапа стало выявление и обоснование педагогических условий, обеспечивающих реализацию и защиту прав воспитанников, способствующих подготовке детей к защите своих правформулирование, экспериментальная проверка и обоснование системы критериев, позволяющих диагностировать личностный рост воспитанников.

3-й этап — заключительный (2004 — 2005 гг.). Продолжение опытно-экспериментальной работытеоретическое оформление результатов экспериментальной работыобработка, обобщение и обсуждение результатов исследования, их интерпретациялитературное оформление диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью теоретико-методологических позиций, определивших научную базу теоретического анализа проблемыиспользованием комплекса методов, адекватных цели и задачам исследованияаргументированием научных положений и выводов, сформулированных на каждом этапе работы, их обоснованием с использованием как специальных работ по данной проблеме, так и фрагментов собственного исследованиясочетанием количественного и качественного анализа эмпирических данныхтщательностью педагогического анализа эмпирического материала.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— разработана модель воспитательной системы детского дома, обеспечивающая правовое воспитание и накопление воспитанниками социального опыта, позволяющего осуществлять реализацию и защиту своих общегражданских, личных и коммуникативных прав, и обоснована её позитивная роль в подготовке детей к реализации и защите своих прав;

— определены критерии подготовки воспитанников к реализации и защите своих общегражданских, личных и коммуникативных прав;

— выявлена и обусловлена совокупность педагогических условий, способствующих развитию высокого уровня подготовки воспитанников к реализации и защите своих общегражданских, личных и коммуникативных прав;

— определены возможности использования коллективных творческих дел и организационно-деятельностных игр в подготовке детей к реализации и защите своих общегражданских, личных и коммуникативных прав.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные в нём теоретические материалы и методические рекомендации могут быть использованы в массовой практике работниками детских домов и школ-интернатов, способствовать повышению эффективности педагогического процесса в данных учреждениях, повысить степень защищённости детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, их социальную адаптацию. В ходе исследования были обеспечены благоприятные условия для общеличностного развития воспитанников детского дома. Разработанная автором программа курса «Права ребёнка, их реализация и защита» и составленный понятийно-терминологический словарь могут служить пособием для самообразования всем, кто занимается проблемами защиты прав детей, использоваться в системе повышения квалификации работников интернатных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на международных научнопрактических конференциях в Иванове (2003), Полтаве (2004), вузовских научных конференциях (2003, 2004, 2005). Автором была проведена экспериментальная работа с педагогами и воспитанниками ОГОУ Ивановского детского дома № 3 по построению воспитательной системы детского дома, которая способствует подготовке детей к реализации и защите своих прав как в самом детском доме, так и после выпуска воспитанников из него. На базе детского дома были организованы семинары, мастер-классы для студентов, педагогов и руководителей детских домов и школ-интернатов города и области. Материалы исследования внедрялись в процессе управленческой деятельности автора в качестве заместителя директора детского дома № 3 по учебно-воспитательной работе, методиста детского дома и городского учебного научно-методического центра работников образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обеспечение правового воспитания и накопления воспитанниками субъектного опыта по реализации и защите своих общегражданских, личных и коммуникативных прав рассматривается как приоритетное направление воспитательной системы детского дома, обеспечивающей позитивное влияние на подготовку воспитанников к реализации и защите своих прав.

2. Формирование и развитие компонентов подготовки воспитанников к реализации и защите общегражданских, личных и коммуникативных прав как внутри детского дома, так и вне его, является ориентировочной основой деятельности педагогического коллектива.

3. Успешное функционирование педагогической системы, направленной на правовое воспитание и накопление воспитанниками социального опыта, позволяющего осуществлять реализацию и защиту своих общегражданских, личных и коммуникативных прав, обеспечивается комплексом педагогических условий:

3.1. Освоение воспитателями идей и технологий личностно-ориентирован-ного педагогического процесса.

3.2.

Введение

в критерии оценки результатов воспитания показателей личностного роста воспитанников.

3.3.

Введение

в систему коллективных творческих дел и организационно-деятельностных игр сюжетов, образующих проблемное поле правового взаимодействия, моделирующего коллизии нарушения прав ребёнка и выходы из сложных ситуаций.

3.4. Стимулирование развития субъектного опыта воспитанников в области реализации и защиты своих прав через включение в рефлексивный анализ процесса и результатов деятельности и общения.

3.5. Взаимодействие коллектива детского дома с социумом в правовом воспитании и обучении воспитанников.

Поставленные задачи исследования обусловили структуру работы: введение, глава I «Обеспечение прав ребёнка, лишённого попечительства, и его защита: теоретические основы проблемы», в которой рассматриваются вопросы: права ребёнка как категория правовая и педагогическая: история вопросаособенности детского дома как воспитательной системы, способной к реализации и защите прав детейглава II «Эмпирическое исследование комплекса педагогических условий, обеспечивающих реализацию и защиту прав ребенка в детском доме и вне его», посвящённая вопросам: моделирование комплекса условий, наиболее полно обеспечивающих реализацию и защиту прав ребенка в воспитательной системе детского домаанализ процесса и. результатов опытно-экспериментальной работы, реализующей защиту прав детейзаключение, библиография. Объём диссертации 164 страницы, включает 5 схем, 10 таблиц, 1 рисунок. В приложениях к диссертации приводятся материалы, используемые в практической работе.

Результаты исследования показывают, что у большинства воспитанников наблюдается стойкая положительная динамика по всем показателям. Ребята настроены на позитивное восприятие себя и окружающих, стремятся к развитию внутреннего контроля, преодолению отношений ведомости при общении с другими людьми, лживости и эскапизма. Воспитанники готовы к конструктивному решению проблем, о чём свидетельствует высокий уровень адаптации и эмоционального комфорта.

Подготовка воспитанников к реализации и защите своих прав обусловлена повышением уверенности в собственных силах, снижением тревожности, овладением способами делового общения, преодолением конфликтности, агрессии. Для изучения этих процессов использованы методики: «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша [144, С.126−131], вопросник «Басса-Дарки» (диагностика состояния агрессии у подростков) [144, С.167−172]. В работе со старшеклассниками использованы методика Ч. Д. Спилберга, адаптированная IO.JI. Ханиным (для определения уровня тревожности) [144, С.234−237] и вопросник КОС (оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации) [144, С.245−248].

Результаты исследований показали, что уровень общей тревожности снижается у воспитанников уже после первого месяца пребывания в учреждении. У младших школьников этот процесс происходит быстрее, чем у подростков, что объяснимо, по нашему мнению, меньшим негативным опытом общения с взрослыми и сверстниками. Показатель тревожности зависит и от времени пребывания ребёнка в асоциальной среде.

Из всех показателей тревожности у младших школьников: общая, школьная, самооценочная и межличностная, наиболее длительно сохраняются высокие показатели школьной тревожности. Самооценочная и межличностная тревожности во многом определяются выше отмеченными обстоятельствами.

Подростки при определении в детский дом имеют высокий индекс агрессивности и враждебности, что является реакцией на изменение условий жизни, изъятие из привычного уклада. Ребятам присущи все виды агрессии: физическая, косвенная, вербальная, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины. Коррекция агрессивного и враждебного поведения занимает различное время и зависит от их вида, степени выраженности, а также от общих мотивов поведения личности.

К моменту выпуска ребят из детского дома у 80% уровень тревожности соответствует норме, у 20%) — этот показатель несколько выше. Уровень агрессивности превышает норму не более, чем у 10%). 70%) выпускников имеют показатели коммуникативных и организаторских склонностей на среднем и выше среднего уровне, низкий уровень отмечается в 10%) случаев.

Проведённые опросы показали, что все воспитанники выпускных групп (45 опрошенных в возрасте 13−17 лет) знают основные положения действующего законодательства: возраст совершеннолетия, достижение уголовной ответственности, ответственность за курение и употребление алкоголя, самовольные уходы из учреждения. 93% выпускников (в Ивановском детском доме № 1 — 69%- в международной школе-интернате 78%) ответили, что знакомы со своими правами, 7% (23% и 18%) — недостаточно знают права, предоставленные им государством, 0% (8% и 4%) — не знают о своих правах.

В то же время ответ «лучше быть бедным, но честным» выбрало лишь 87% ребят (в Ивановском детском доме № 1 — 71,2%- в международной школе-интернате — 73,1%), 11% ради денег могут пойти на обман (19,9% и 20,1%), 2% готовы совершить преступление (8,9% и 6,8%). Из результатов видно, что большинство воспитанников усвоило существующие правила поведения и предпочитает решать свои проблемы законными способами, хотя не всегда верными с моральной точки зрения. Тринадцати процентам ребят, выбравших второй и третий варианты ответа, соответствует 9% ответивших на вопрос «Перед кем ты чувствуешь ответственность?» — «не знаю» (Ивановский детский дом № 1.

— 24,5%- международная школа-интернат — 23%). 91% опрошенных (75,5% и 77%, соответственно) испытывают ответственность: перед государством — 53% (34,5% и 35%), собой — 27% (24% и 21%), родителями — 11% (17% и 21%).

Изучая психологический настрой на самостоятельную жизнь, выяснили, что 31% ребят (Ивановский детский дом № 1 — 22%- международная школа-интернат.

— 23%) смотрят в будущее с уверенностью, 59% (48% и 51%, соответственно) спокойно, без особых тревог, 7% (19% и 18%) — с тревогой, озабоченностью, 3% (11% и 8%) — затруднились дать ответ. Отметим, что у выпускников эти показатели выше, чем у ребят предвыпускных групп: 39% выпускников (23% и 25%) уверены в будущем, 57% (52% и 53%) спокойны, испытывают тревогу — 4% (25% и 22%) — тогда как в предвыпускных группах тревогу испытывает 10% ребят (31% и 29%). О позитивном настрое на будущее свидетельствует наличие у 96% ребят мечты (81% и 87%), хотя лишь 63% из них считают её осуществимой (39% и 47%), 24% (27% и 29%) — затруднились ответить, а 13% (34% и 24%) считают свою мечту неосуществимой. Положительные результаты подготовки воспитанников к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома, наличие у них установки на реализацию и защиту своих прав подтверждают ответы ребят на вопрос: Готовы ли вы к самостоятельной жизни? (таблица 10).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Длительно сохраняющаяся социально-экономическая напряжённость в России привела к ухудшению положения части населения страны. Среди наименее защищённых категорий населения оказались дети. Возросло число детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (дети вынужденных переселенцев, дети, проживающие в районах вооружённых конфликтов, и другие категории), в том числе детей, лишённых родительского попечения. Это обстоятельство требует акцентировать внимание общества и государства на проблемах реализации и защиты прав детей.

Построение правового демократического государства ставит перед образовательными учреждениями задачу: формирование правовой культуры граждан, способных осуществить свои права на практике. Выполнение данной задачи в детском доме, как образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлено созданием необходимых условий, обеспечивающих организацию особой воспитательной системы, направленной на оказание педагогической поддержки личности в становлении её как субъекта права, а также направленное формирование у детей субъектного опыта отстаивания и защиты своих общегражданских, личных и коммуникативных прав.

Проблеме выявления этих условий и проверке их эффективности как обеспечивающих подготовку воспитанников к реализации и защите своих прав и было посвящено данное исследование.

Анализ состояния проблемы исследования в теории и практике воспитательного процесса, опытно-экспериментальная работа и её результаты позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Одной из актуальных и недостаточно разработанных проблем социальной педагогики является модернизация системы воспитания детей, лишённых попечения родителей, находящихся в учреждениях интернатного типа, на принципах, обеспечивающих соблюдение и защиту прав ребёнка на свободное развитие. Основанием для её постановки является, с одной стороны, востребованность в её решении теорией и практикой. С другой стороны, наличием в философии образования, педагогической психологии, социальной и общей педагогике, а также в передовом педагогическом опыте конструктивных идей, подходов, авторских проектов, позволяющих обосновать постановку проблемы и предложить её решение, проведя опытно-экспериментальную работу.

2. Признание главными ориентирами преобразования воспитательной системы детского дома принципов, закреплённых в международных и российских правовых актах, обеспечивающих наилучшие условия для жизни и развития детей, означает, что обеспечение правового воспитания и накопления воспитанниками субъектного опыта по реализации и защите своих общегражданских, личных и коммуникативных прав должно рассматриваться как приоритетное направление воспитательной системы детского дома.

3. Процесс накопления воспитанниками социального опыта, направленного на защиту своих прав, успешен, когда в основе деятельности педагогического коллектива лежит модель подготовки воспитанников к реализации и защите общегражданских, личных и коммуникативных прав как внутри детского дома, так и вне его.

Данная модель основана на органичном сочетании и взаимосвязи четырёх компонентов:

— мотивационно-аксиологического,.

— когнитивного,.

— перцептивно-аффективного,.

— поведенческого.

4. Для успешного функционирования педагогической модели, обеспечивающей правовое воспитание и накопление воспитанниками социального опыта, позволяющего осуществлять реализацию и защиту своих общегражданских, личных и коммуникативных прав, необходим комплекс педагогических условий:

4.1. Освоение воспитателями идей и технологий личностно-ориентиро-ванного педагогического процесса, что обеспечивается через изучение курса.

Права ребёнка, их реализация и защита" и работу методического объединения. Изменение стиля и характера отношения педагогов к личности ребёнка.

4.2.

Введение

в критерии оценки результатов воспитания показателей личностного роста воспитанников. Изучение процесса адаптации детей к условиям детского дома, состояния тревожности и агрессии воспитанников. Осуществление психолого-педагогической поддержки для преодоления агрессии воспитанников, синдрома «жертвы», понижения уровня тревожности.

4.3.

Введение

в систему коллективных творческих дел и организационно-деятельностных игр сюжетов, образующих проблемное поле правового взаимодействия, моделирующего коллизии нарушения прав ребёнка и выходы из сложных ситуаций.

4.4. Стимулирование развития субъектного опыта воспитанников в области реализации и защиты своих прав через включение в рефлексивный анализ процесса и результатов деятельности и общения.

4.5. Взаимодействие коллектива детского дома с социумом в правовом воспитании и обучении воспитанников.

Исследование показало положительную динамику в адаптации детей к условиям детского дома, снижение уровня тревожности и агрессии. Наблюдается повышение познавательных интересов воспитанников, развитие творческих способностей и навыков социального поведения. Отмечен стабильный и высокий уровень подготовки выпускников к самостоятельной жизни и успешный процесс постинтернатной адаптации.

В основе взаимодействия педагогов и воспитанников лежат сотрудничество и сотворчество, коллективность в принятии решений и осуществлении мероприятий.

Вместе с тем, исследование выявило негативные факторы, влияющие на успешное решение поставленных задач и осуществление намеченных условий:

1. Неравномерная система комплектования детского дома в течение всего года и направление в учреждение подростков 13 — 16 лет с устоявшимся асоциальным образом жизни, что приводит к дестабилизации детского коллектива.

2. Социальная и правовая незащищённость педагогов детского дома, в том числе от противоправных действий воспитанников и в сравнении с ними.

Таким образом, можно констатировать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены, а выдвинутая гипотеза о том, что процесс накопления воспитанниками социального опыта, направленного на реализацию и защиту своих общегражданских, личных и коммуникативных прав, будет успешным при соблюдении определённых условий, подтвердилась.

Перспективы исследования связаны с дальнейшим развитием теории и практики воспитательных систем как средства накопления и развития субъектного опыта детей и совершенствования процесса социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений, а также повышения квалификации и профессионализма педагогов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребёнка в мире //Вопросы психологии. 2002. № 1. — С. 3 — 16.
  2. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М. — Воронеж, 2000. — 314 с.
  3. В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2004. № 8. С. 79 — 84.
  4. А. Беспризорные дети // Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / Ред.-сост. B.C. Мухина.-М.: Просвещение, 1991.-С. 134- 142.
  5. Л.В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. М., 2002.
  6. Аналитический доклад «О положении детей в Ивановской области». -Иваново, 2002.-81 с.
  7. Аристотель. Политика. // История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.А. Гала-гузовой. М.: ВЛАДОС, 2000. — С. 30 — 37.
  8. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практ. руководство для отчаявшихся родителей: Пер с англ. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
  9. А.Ф. Проблемы воспитания трудного ребёнка // Архетип детства / Сост. В. П. Океанский, А. В. Тарасов. Иваново: ИвГУ, 2003. — С. 292 -297.
  10. М.К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М.: ТОО «СИМС», 1995. — С. 20 — 62.
  11. Н.Ф. История социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 256 с.
  12. В.М. и др. Воспитательная система школы: проблемы, поиски. -М, 1989.- 120 с.
  13. С.А. Детские дома // Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — http: // www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=5&f=34.
  14. А. Толерантность во взаимоотношениях детей-сирот и их сверстников // Толерантность дорога к миру, согласию, справедливости. Вып. 1. Конфликты и пути их разрешения. — Иваново, 2003. — с. 54 — 56.
  15. С.М. Оказание психологической помощи детям в условиях детского дома // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Иваново, 2001. — С. 39 — 42.
  16. К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель: Кн. для учителя: Пер. с чеш. — М.: Просвещение. 1991. — 143 с.
  17. Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. М.: АПК и ПРО, 2002.-46 с.
  18. Е. В. Ценностные основания личностно-ориентирован-ного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29 — 36.
  19. СЛ. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999. — 137 с.
  20. СЛ. Введение в гуманитарную экспертизу образования: Методич. пособие. СПб., 2003. — 56 с.
  21. Т.Т. Организация внеучебной деятельности детского дома по присвоению детьми-сиротами социальных ценностей. Тула, 2002. — 201с.
  22. М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  23. Е. Ролевые игры: дети и закон // Народное образование. 1998. № 9−10.-С. 33−34.
  24. Г. «Мой интернат мой дом» // Воспитание школьников. 2004. № 3. — С. 12.
  25. Н.Ф. Психолого-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных детей и младших подростков в условиях школы-интерната: Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Коломна, 2000.
  26. В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Медицина, 1980.296 с.
  27. Восемь воспитанников Ивановской международной школы-интерната объявили голодовку. В защиту интердома // Рабочий край. 09.01.2004.
  28. Воспитательная система школы: проблемы и поиски. М.: Знание, 1987.-76 с.
  29. Воспитательные системы в социальном институте образования / М. В. Воропаев // Образование: исследовано в мире Электрон, ресурс.: М.: OIMRU, 2000. Режим доступа: World Wide Web. URL: http: // www.oim.ru
  30. В поисках уникальной концепции ИМШИ // Рабочий край. 15.01.2004.
  31. Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2002 году. Аналитическая справка // Вестник образования России. 2003. № 16.-С. 6−15.
  32. Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2001 году. Аналитическая справка // Вестник образования России. 2002. № 16.-С. 8−17.
  33. В.А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностных отношений // Психологический журнал. 1998. № 18. С. 73 -84.
  34. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. 6. М., 1996. — С. 30 — 33.
  35. Е.О. От сердца к сердцу. Мастерская ценностных ориентации для педагогов и школьников. Метод, пособие. СПб.: «Паритет», 2003. — 160 с.
  36. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.
  37. А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 54 — 64.
  38. Голодовка в ИМШИ приостановлена // Рабочий край. 10.01.2004.
  39. B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 144 с.
  40. Д.В. Личностный рост ребёнка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования: пособие / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов. Тула, 2002. — 44 с.
  41. А.А. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. № 6.-С. 35 -40.
  42. Детские приюты // Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — http: // www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=5&f=37.
  43. С.Я. Всё начинается с детства. М.: Советская Россия, 1983.-208 с.
  44. Ф.Д. На стороне ребёнка. СПб.: Петербург-XXI век, 1997.219 с.
  45. Евангелие от Матфея 7:12 // Библия: Книги священного писания ветхого и нового завета. Канонические. В 2 т. Ленинград, 1990. — Т. 2. — С. 310.
  46. B.Г., Ситарова В. А. СПб.: «Verba Magistri», 2002. — С. 32 — 36.
  47. Жукова ЕЛО. Воспитание управление развитием школьников // Завуч. 2000. № 7.-С. 64−66.
  48. И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. СПб.: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003.- 192 с.
  49. Закон Ивановской области «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» от 14 марта 1997 года № 7−03 http: // www. kodeks37.ru.
  50. Закон Ивановской области «О защите прав ребенка» от 06 мая 1997 г. № 9−03 http: // www. kodeks37.ru.
  51. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266−1 (с изменениями и дополнениями) // Библиотечка журнала «Вестник образования». 2004. № 12. С. 2 — 62.
  52. Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ // Вестник образования. 1999. № 7. С. 4 — 24.
  53. Г. А., Куклина JI.B. Диалог взрослых и детей как средство разрушения стереотипов в практике традиционного педагогического процесса // Архетип детства / Сост. В. П. Океанский, А. В. Тарасов. Иваново: ИвГУ, 2003.1. C. 287−291.
  54. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Новая школа, 1997. — 320 с.
  55. В.В. Психология детства. Екатеринбург: «Деловая книга», 1995.-347 с.
  56. Н.П. Сиротство // Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — http: // www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=18&f=52.
  57. O.IO. Об определении интересов ребёнка как семейно-право-вой категории // Государство и право. 2005. № 11. С. 70 — 76.
  58. Т.И. Программа развития, как основа воспитательной системы детского дома // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Выпуск 2. Иваново, 2002. — С. 6 — 10.
  59. Т.И. Социальная защита детей-сирот, оставшихся без попечения родителей // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Иваново, 2001. — С. 14 — 17.
  60. Информационно-методический бюллетень по проблемам социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Иваново, 2004.- 17 с.
  61. О.А. Педагогика как любовь. М.: Российское педагогическое общество, 1995. — 133 с.
  62. В.А. Воспитай гражданина: (Записки директора школы). М.: Московский рабочий, 1987. — 144 с.
  63. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993. — 80 с.
  64. А.А. Моя семья. Записки директора сыктывкарской школы-интерната № 1 для детей-сирот. М.: Педагогика, 1990. — 24 с.
  65. Квинтилиан Марк. О воспитании оратора. // История социальной педагогики: Христоматия-учеб.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000. — С. 37 — 46.
  66. В.Е. Воспитателю о сексологии. -М.: Педагогика, 1991. 256 с.
  67. А.Г. Теоретические основы педагогики ненасилия: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. -СПб, 1997.
  68. В.В. Воспитание детей-сирот: взгляд практикующего теоретика. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 256 с.
  69. С.А. Организация воспитательной работы с детьми «группы риска» // Организация социально-адаптивного медико-психолого-педагогического сопровождения детей в учреждениях общественного воспитания. Сборник материалов. Иваново, 2003. — С. 25 — 27.
  70. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  71. Кон И. С. Ребёнок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Гл. ред. восточн. литер, изд «Наука», 1988. — 270 с.
  72. Конвенция о правах ребёнка // Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 2002. — С. 508 — 515.
  73. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации: Справочник. -М.: НИИ семьи, 1998. 215 с.
  74. Конфуций. Беседы и суждения. Глава XV. М., 1996.
  75. Концепция уехала в Москву, из Москвы пришла правительственная телеграмма//Рабочий край. 21.01.2004.
  76. Я. Как любить ребёнка. Пер. с польск. М.: Политиздат, 1990. — 493 с.
  77. И.И. Динамика развития гуманных взаимоотношений детей и взрослых в воспитательном процессе: Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Иваново, 2005. — 269 с.
  78. Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. -М.: Знание, 1971.-44 с.
  79. Н.В. Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей в условиях учреждения для детей-сирот // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Иваново, 2001.-С. 22−25.
  80. С.В. и др. Подросток на перекрёстке эпох. М.: Генезис, 1997.-288 с.
  81. С.В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. -М.: Генезис, 1997. 192 с.
  82. .В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.-метод. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 216 с.
  83. С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1989. 127 с.
  84. О., Майоров А., Золотухина В. Права детей. Личные права детей в системе образования // Народное образование. 2001. № 2. С. 26 — 38.
  85. П. А. Школа Е.С. Левицкой // Библиотечка журнала «Вестник образования». 2003. № 5. 56 с.
  86. В.И., Кузнецова С. С., Кульневич С. В. Всегда ли прав учитель. -М: Педагогика, 1990. 160 с.
  87. П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение // История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2001. — 544 с.
  88. А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы / Под ред. Б. З. Вульфова. 3-е изд. М.: Просвещение, 1986.-208 с.
  89. А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит, статьи B.C. Хелемендик. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  90. А.С. Педагогические сочинения. В 8-ми т. Т. 5. М., Педагогика, 1983 — 1986. — 384 с.
  91. А.С. Педагогические сочинения. В 8-ми т. Т. 8. М., Педагогика, 1983 — 1986. — 336 с.
  92. А.С. Сочинения. В 7-ми т., изд. 2. Т. 5. М.: АПН РСФСР, 1957- 1958.-527 с.
  93. Н.П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей / Под ред. Н. П. Майоровой. СПб.: Издательство «Образование — Культура», 2002. — 288 с.
  94. Д.Ж. Социальная экология: Кн. для учителя: Пер. с серб,-хорв. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  95. Э.Б., Ветрова Г. П. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция) // Правозащитник. 1996. № 1. С. 22 — 41.
  96. Т.А., Корягина И. И. Педагогические основы формирования толерантности // Толерантность дорога к миру, согласию, справедливости. Вып. 1. Конфликты и пути их разрешения. — Иваново, 2003. — с. 3 — 34.
  97. Т.А., Корягина И. И. Толерантность базовое умение в разрешении конфликтов // Толерантность — дорога к миру, согласию, справедливости. Вып. 1. Конфликты и пути их разрешения. — Иваново, 2003. — с. 35 — 46.
  98. И.Б., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М.: Просвещение, 1990. — 143 с.
  99. А.В. Социальная педагогика. 5-е изд. М.: Академия, 2005.237с.
  100. B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия: Ред.-сост. Н. П. Иванова. М.: АПО, 1996. — С. 29 — 39.
  101. B.C. Право // Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин М.: Юристь, 2001. — С. 785 — 791.
  102. A.M. Россия и её дети (ребёнок, закон, государство). М.: ГРААЛЬ, 2000.-238 с.
  103. Л.И., Сидоркин A.M. Воспитательная система // Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — http: // www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=3&f=76.
  104. В.П. Об исполнении законодательства по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Иваново, 2001.-С.5−11.
  105. Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001.-480 с.
  106. О положении детей в Ивановской области и обеспечении их прав (информационные материалы к депутатским слушаниям). Иваново, 2004. — 22 с.
  107. О положении детей в Российской Федерации. 2002 год. Государственный доклад. -М.: Министерство труда и социального развития Российской Федерации, 2002. 119 с.
  108. М.Н., Степанов Н. С. О педагогике субъективности // Новые ценности образования. Вып. 3 / Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1995. — С. 104 — 112.
  109. Н.Г. Психодрама: помощь детям, пережившим насилие // Педагогика. 2001. № 3. 86 — 96.
  110. И.В. Система деятельности современной школы по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних: Автореферат на соискание учёной степени доктора педагогических наук. Чебоксары, 1999.
  111. И.Е. Реализация воспитательной системы А.А. Католикова в современных условиях // Библиотечка журнала «Вестник образования России». 2004. № 8.-С. 3−8.
  112. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, J1.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  113. Педагогический энциклопедический словарь. http: // wwvv.dictionary.fio.ru/article.php?id=l 1 022.
  114. А.А. Ведомство учреждений императрицы Марии // Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — http: // www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=3&f=l 5.
  115. Платон. Протагор. Законы. Государство // Человек античности: идеалы и реальность.-М., 1992.-С. 98- 153.
  116. В.А. Воспитателю о развитии личности ребёнка. Курган: Издательское объединение «Гармония», 1995. — 64 с.
  117. Подросток и его права. Иваново: Ивановская областная организация поддержки прав осуждённых «Облака», 2002. — 28 с.
  118. Предупреждение насилия в школе // Воспитание школьников. 2005. № 7, 9, 10. 2006. № 3−6.
  119. Проблемы. Поиски. Решения. Из опыта работы в сиротском учреждении. М.: Юпитер, 2005. — 296 с.
  120. Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса: Сборник материалов научно-практической конференции / Составители: Н. Ю. Синягина, Н.В. Зайцева- науч. ред.: НЛО. Синягина. -М.:ТЦ «Наука», 2003, — 101 с.
  121. Г. Н. Педагогика совместной деятельности: проблема индивидуализации в массовой школе // Школа и открытое образование: Концепции и практика индивидуализации. Отв. Ред. А. О. Зоткин, И. Д. Проскуровская. -Томск, 2000.-С. 34−38.
  122. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования. Доклад / Под ред. Лебедева О. Е. М.: «Интернет-центр», 2003.-236 с.
  123. П. Дружный класс как маленькая планета. Пер. с англ. В. А. Светлова. СПб.: ООО «Светлячок», 1998. — 144 с.
  124. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -326 с.
  125. Развитие личности ребёнка в общности и коллективе: опыт, проблемы, перспективы: Материалы всероссийской научно-практической конференции (19 21 ноября 2002). — Тула, 2002. — 325 с.
  126. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
  127. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.-256 с.
  128. К. Эллен Вест и одиночество // Моск. психотерапевтич. журнал. 1993. № 3.-С. 60−74.
  129. К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. — 528 с.
  130. М.И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Проблема социального воспитания детей-сирот: Информационно-методический сборник. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. — 71 с.
  131. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия, Т. 1, 1993. — 608 с.
  132. Ф.М. Права человека: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во МГСА, 2003.- 100 с.
  133. А. Беспризорная Россия. Индекс. 2002. № 17. — http: // www.index.org.ru/journal/17/rudov.html.
  134. В.К. Создание условий для реализации творческих начал воспитанников детского дома // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Иваново, 2001. — С. 11−14.
  135. В.И. Воспитательно-профилактическая деятельность центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей: Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М., 1999.
  136. Сироты России: право ребёнка на семью. Материалы общероссийской конференции (Москва, 15- 19 января 2001 года).-М., 2001.-208 с.
  137. В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 216 с.
  138. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
  139. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков- Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
  140. Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 76 77. Ст. 818.
  141. Собрание узаконение РСФСР. 1926. № 82. Ст. 612.
  142. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.
  143. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 с.
  144. О.В. Менталитет ненасилия в истории русской культуры. -СПб, 2002.- 152 с.
  145. СЛ. Я учусь в американской школе // Первое сентября. 2006. № 13.-С. 13−14.
  146. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  147. С. Конвенция ООН «О правах ребёнка» // Российская юстиция. 1999. № 6.-С. 38−39.
  148. Состояние проблемы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в 2003 году // Вестник образования России. 2004. № 16. С. 3−4.
  149. Е. Воспитание в начале XXI века: тенденции развития // Воспитание школьников. 2002. № 2. С. 8 — 14.
  150. С.А. Новые технологии в работе с детьми и педагогическим коллективом // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Выпуск 2. Иваново, 2002. — С. 18−25.
  151. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973.-272 с.
  152. В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред, школе. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. -393 с.
  153. Т.В. Воспитательная система детского дома как средство социализации воспитанников // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Иваново, 2001. — С. 17 — 22.
  154. Т.В. Психологическое сопровождение коррекционно-развивающего процесса в детском доме // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Выпуск 2. Иваново, 2002. — С. 16 -18.
  155. А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей: Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 154 с.
  156. А.Н. Школьное самоуправление и его правовая основа // Народное образование. 2001. № 2. С. 120 — 127.
  157. У интердома будущее есть//Рабочий край. 13.01.2004.
  158. Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект). М.: Издательство НОРМА, 2000. — 96 с.
  159. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. нем.: В 4-х томах. Т. 1. М.: Генезис, 1998.- 160 с.
  160. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. нем.: В 4-х томах. Т. 2. М.: Генезис, 1998.- 160 с.
  161. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. нем.: В 4-х томах. Т. 3. М.: Генезис, 1998.- 160 с.
  162. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. нем.: В 4-х томах. Т. 4. М.: Генезис, 1999.- 160 с.
  163. Г. Умеют ли дети защищать свои права? // Народное образование. 1998. № 9 10. — С. 19 -23.
  164. Е.И. Подходы к осуществлению личностно-ориентированного обучения // Проблемы и перспективы социальной адаптации детей-сирот. Сборник материалов. Иваново, 2001. — С. 42 — 44.
  165. Е.Н. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2005.-366 с.
  166. Ювенальные технологии. Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска. -М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), 2002. 352 с.
  167. Языком цифр//Аргументы и факты. 2004. № 45.
  168. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 95 с.
Заполнить форму текущей работой