Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Возрастные и индивидуальные различия в протекании процесса эстетического развития личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существование возрастных и индивидуальных различий в эстетических предпочтениях людей — факт широко известный и легко наблюдаемый. Эти различия постоянно становятся предметом научных и ненаучных обсуждений, споров и даже конфликтов. Психологии важно понять, чем обусловлены эти различия. В какой мере они являются продуктом личного эстетического опыта и существуют ли общие, характерные для человека… Читать ещё >

Возрастные и индивидуальные различия в протекании процесса эстетического развития личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существование возрастных и индивидуальных различий в эстетических предпочтениях людей — факт широко известный и легко наблюдаемый. Эти различия постоянно становятся предметом научных и ненаучных обсуждений, споров и даже конфликтов. Психологии важно понять, чем обусловлены эти различия. В какой мере они являются продуктом личного эстетического опыта и существуют ли общие, характерные для человека как вида, биологически предопределенные эстетические предпочтения.

Для выявления прекрасного, человек должен обладать некой особой способностью, с давних пор для ее обозначения были введены категории эстетического вкуса и эстетического идеала. С точки зрения современной эстетики и психологии — эстетический вкус это врожденная, свойственная в большей или меньшей мере любому человеку способность к эстетическому восприятию или эстетическому опыту, к суждению о прекрасном в жизни и искусстве на основе чувства удовольствия или неудовольствия. Понятие эстетического идеала обычно трактуется как воплощение идеи в образе, который обрел для человека значение желанной цели.

Эстетические вкусы и идеалы отражают «личные», или субъективные переживания, поэтому мы можем рассматривать их как часть личностносубъективного, феноменального опыта. Они могут быть рассмотрены как ментальная «внутренняя» репрезентация эстетического опыта личности. Тем не менее, по своей природе эстетические вкусы и идеалы одновременно и объективны, и субъективны.

Еще в начале XX в. Карл Юнг говорил о коллективном бессознательном, которое наследуется биологически и состоит из предсуществующих форм — архетипов. Он полагал, что архетипы — это неопределенные структуры, которые кристаллизуются в конкретную форму в результате личного опыта индивидуума. По мнению К. Юнга, каждый индивидуум наследует ранее сформированные паттерны апперцепции, которые направляют и ограничивают сознательную обработку определенного опыта. Таким образом, такие понятия, как добро и зло, смерть и бессмертие, душа и Бог, являются частью врожденной психологической архитектуры, характерной для человеческого вида. Современная психология допускает возможность того, что большая часть искусства древних эпох создавалась, чтобы выразить подобные общие духовные понятия. Возможно, что группы, которые могли создавать такие символы, умели объединяться вокруг них, потому были более сплоченными. Следовательно, имели больше шансов выжить, чем другие группы, у которых этот паттерн поведения отсутствовал.

Подобные умозрительные утверждения, пытающиеся доказать возможность существования объективных законов этики и эстетики, мало убедительны. Поиск объективных характеристик красоты, принадлежащих предмету изначально, и человеческих, субъективных реакций на них, с давних пор ведется в эстетике и искусствознании, в последнее время эта проблематика стала активно изучаться в кросскультурных психологических исследованиях.

Факт существования объективных законов красоты доказывает то, что в современных кросскультурных исследованиях обнаруживаются не только существенные различия, но и поразительное сходство эстетических предпочтении людей разных рас, воспитанных в разных культурных традициях. Интерпретируется это и как результат генетического и как следствие общекультурного сходства развития человека (Д. М. Баас, И. Л. Чайлд и др.). Таким образом, эстетическое развитие есть результат двух влияний: генетически обусловленных эстетических предпочтений и эстетического воспитания как внедрения определенных норм и ценностей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой