Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Онтологическое единство мира в философии Павла Флоренского

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реальное бытие немыслимо как само-в себе-сущее, изолированное от мира и замкнутое в себе. Со-деятельность, со-чувствие, со-переживание отражают соборность космической жизни. Для Флоренского мироздание — это органическое со-существование бытий, и отдельное существование мыслимо только как фрагмент жизни Вселенной. Переходя с онтологического на конкретно-физический план, ученый утверждает… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО МИРА В АСПЕКТАХ ВНЕШНЕЙ РЕАЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФИИ ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО
    • 1. Проблема пространства
    • 2. Проблема времени
    • 3. Проблема энергии
  • ГЛАВА II. ЕДИНСТВО МИРА В АСПЕКТЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ФЛОРЕНСКОГО
    • 1. Единство мира как гносеологический принцип
    • 2. Единство мира как этическая установка

Онтологическое единство мира в философии Павла Флоренского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Русское религиозно-философское Возрождение начала XX в. — особое явление отечественной и мировой культуры. Неповторимые имена, неординарные судьбы, оригинальные идеи, труды в различных областях — все это стало доступным после десятилетий негласного запрета. Богатейшее творческое наследие возвратилось в лоно российской духовной культуры, усилив импульс к осмыслению исторических и философских реалий и поиску новых мировоззренческих решений.

Интерес к русской философии растет. Об этом свидетельствуют возросший объем авторских и исследовательских публикаций, проведение научных конференций, в том числе международных, защита диссертаций и т. д.

В ряду отечественных мыслителей первой трети XX в. Павел Флоренский занимает особое место. Будучи физиком и математиком, философом и богословом, культурологом, художественным критиком, музыкантом и рисовальщиком, он безусловно воплощал тип универсального гения. Многосторонняя ученость сочеталась в этом человеке с духовным подвижничеством, служение науке — со священством, насыщенная трудом жизнь — с внутренней отрешенностью от мирского. Можно сказать, что Павел Флоренский подобно великим грекам — Пифагору, Сократу, Платону, не только учил философии, но всей своей жизнью доказывал Истину. В связи с этим для истории философии интерес представляет не только творческое наследие П. А. Флоренского, но и феномен его личности.

В настоящее время в науке параллельно идут два процесса: 1) стремительное расширение сферы познания и 2) все большая дифференциация научных отраслей. Чтобы уравновесить и сбалансировать эти процессы, необходимо периодически синтезировать наработанное знание в единую целостную систему. Эта сложнейшая задача выполняется в науке мыслителями универсалистского типа. Вспомним имена Платона, Аристотеля, Леонардо, Лейбница, Гете. Павел Флоренский, по нашему мнению, продолжает этот ряд общечеловеческих гениев. Перерабатывая обширные массивы знания и проявляя себя в разнообразных областях, мыслитель всегда рассматривал мир как целое, как единую картину и реальность. На всех уровнях — от философско-онтологического до нравственно-этического, — он стремился выразить восприятие единства бытия. В настоящее время — на рубеже веков и тысячелетий, — существует объективная потребность в переосмыслении накопленного человечеством знания и выработки принципиально новой мировоззренческой парадигмы. Поэтому наиболее актуальны сейчас исследования тех философских систем, которые представляют собой выражение целостного, органичного миросозерцания. Среди них, по нашему мнению, особый интерес вызывает философия Павла Флоренского.

Степень разработанности темы.

Творчество мыслителя с первых шагов вызвало обширный резонанс в культурной жизни России. Острая полемика развернулась в светских и религиозных кругах после выхода книги «Столп и утверждение Истины» в 1908 г. Ректор Московской Духовной академии епископ Феодор положительно оценил работу П. А. Флоренского, руководителем которой был крупный представитель школы русского теизма А. И. Введенский. Друзья и единомышленники мыслителя В. А. Кожевников, С. Н. Булгаков, А. Белый, В. Ф. Эрн и С. С. Троицкий поддерживали его в духовных исканиях.

В противоположность им представители «нового религиозного сознания» — Н. Бердяев, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, характеризовали Флоренского как человека утонченной культуры с «элементом утонченной упадочности».

В.В. Розанов считал Павла Флоренского человеком «даровитее, оригинальнее, самобытнее себя», утверждал, что он обладал «метафизической до рождения) опытностью», и его суждения «освещали часто целую мировую область"1. Сергей Булгаков испытывал искренние любовь и уважение к Флоренскому как к духовному наставнику.

Заслуживает внимания воспоминания А. Ф. Лосева о Павле Флоренском, его оценка онтологического символизма и магичности слова. Открытие мыслителем символико-магической природы античного мифа Лосев назвал подлинно новым, почти небывалым, внесенным им «в мировую сокровищницу различных историко-философских учений, старающихся проникнуть в тайны платонизма"2.

Русское зарубежье в лице В. В. Зеньковского, Н. О. Лосского, H.A. Бердяева и др. всегда считало П. А. Флоренского христианским софиологом, ставя его в ряд видных философов-теистов. Это представление базируется на признании за Флоренским по существу единственного авторства — книги «Столп и утверждение Истины». По объективным причинам философы, высланные из России в 20-х годах, не знали последующих работ мыслителя и эволюции его взглядов в целом. На наш взгляд, наиболее глубок в анализе идей Флоренского Н. О. Лосский. В своей «Истории русской философии» он называет его сторонником философии консубстанциальности, существовавшей задолго до христианства. Истоки ее лежат в учениях Пифагора, Платона, Плотина, признававших нумерическое (сущностное) тождество вещей и идей и онтологическое единство всего явленного в мире. В противовес теории консубстанциальности существует «философия вещи и безжизненной о неподвижности», утверждающая обособленность всех существ (вещей) и наличие только внешних связей между ними. Именно эта философия вызывала протест и критику П. А. Флоренского в научном и мировоззренческом плане. Лосский точно уловил ключевую интуицию философа — единство всего со всем;

1 Розанов В. В. Уединенное. М., 1990, с. 71.

2 Флоренский П. А. Сочинения. Т.2. М., 1990, с. 414. (см. в Примечаниях).

3 Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991, с. 216. именно она дает возможность на всех уровнях адекватно понять идеи Павла Флоренского.

Долгие десятилетия после трагической гибели мыслителя его дети, а затем внуки хранили в Сергиевом Посаде архив философа. В. конце 60-х гг. усилиями двух внуков — A.C. Трубачева (о. Андроника) и П. В. Флоренскогопоявились первые публикации. Это был прорыв. Количество статей значительно возросло в середине 80-х и в 1988 — 1993 гг. достигло пика. Вышли в свет собрания сочинений П. А. Флоренского, были сделаны комментарии и примечания практически ко всем его работам. Именно с этого времени философское наследие мыслителя стало достоянием русской духовной культуры.

В настоящее время творчество Павла Флоренского привлекает пристальное внимание исследователей как в России, так и за рубежом — в Германии, Чехии, Италии и других странах. Среди них выделим имена H.JI. Антипенко, Н. К. Бонецкой, Л. П. Воронковой, Вяч. Вс. Иванова, А. Т. Казаряна, С. Л. Кравца, П. В. Палиевского, С. М. Половинкина, А. Ф. Управителева, Мих. Хогемайстера, С. С. Хоружего и др. Однако следует заметить, что большинство исследований носит частный, проблемный характер. Наиболее изученными областями в философском наследии мыслителя являются: теория слова и имени, проблема символа и смежная с филологией тематика. Естественнонаучные проблемы, столь глубоко и оригинально осмысленные ученым, почти не затронуты в имеющейся научной литературе. Практически отсутствуют работы, дающие целостное представление о мировоззренческой концепции П. А. Флоренского. В настоящее время наиболее полный и всесторонний анализ творчества мыслителя представлен в трудах о. Андроника (Трубачева), положившего начало современному этапу исследований философии Павла Флоренского.

Научная новизна исследования.

В настоящей диссертационной работе впервые предлагается:

1) целостное и последовательное описание взглядов П. А. Флоренского на пространство, время и энергию как аспекты единой Реальности;

2) сущностный анализ всех идей мыслителя по данной проблематике и концептуальное их объединение на базе принципа онтологического единства мира;

3) естественнонаучное и философское обоснование мировоззренческой системы П. А. Флоренского.

В данном исследовании Павел Флоренский представлен прежде всего как человек синтеза, сумевший объединить и структурировать обширные массивы знания, много работавший на стыке наук и положивший начало целому ряду новых направлений. Бесспорно, философ продолжил линию мыслителей-универсалистов — Пифагора, Платона, Лейбница, Гете, которых отличает целостный подход к знанию, сакрализованное отношение к Природе, признание таинственной глубины мировой жизни. Для ученых подобного типа не существует отвлеченного теоретизирования — их знание строится на реальном опыте, на признании конкретного явления, а не подмене его теоретическими формулами. Это смелые и честные естествоиспытатели, но признающие Бога и богоносность всех явлений этого мира. Они ощущают, что Природа насквозь и всюду жива, духоносна, пронизана мистическими энергиями, и невозможно вырвать для своих целей кусок действительности, не нарушив гармонии мирового целого.

Пространство, время и энергия — это аспекты единой Реальности в понимании Павла Флоренского. Они изучаются физикой, космологией, математикой, но одновременно являются категориями философской онтологии. Их осмысление, по мнению ученого, безусловно необходимо для построения общей картины мира и осознания человеком своего места в мироздании. Можно отделить себя от мира и поместить в пустоту субъективности, что делает иллюзионизм как мировоззренческая система, а можно встать на путь единения и признать Вселенную целостным, живым и совершенным организмом, ощутив космическую соборность мировой жизни. Это путь реалистического мировосприятия, утверждает Флоренский. Осознание единства бытия формирует ответственность за мироздание и наше деяние в нем. Для человека, перешагнувшего рубеж тысячелетий, это должно стать естественным состоянием души.

Проблемы пространства, времени и энергии интересовали Павла Флоренского с юности, и на протяжении жизни он неоднократно обращался к ним, рассматривая каждый раз под новым углом зрения. В диссертации показан генезис взглядов Флоренского по данной проблематике и сделана попытка органического объединения их на основе принципа онтологического единства мира. Этот принцип выполняет роль не только мировоззренческого постулата, но и несущей методологической конструкции исследования. Показано также как работает принцип единства в выявлении мыслителем взаимосвязи и взаимообусловленности внешнего мира и внутренней реальности человекамакрокосма и микрокосма.

Ученый рассматривает пространство и время как энергетические феномены единой, совершенно организованной, динамической структурымирового Универсума. Энергию он определяет как внешний аспект Идеи, внутренним аспектом которой является сущность (усия). Энергия есть деятельность в самом широком смысле, она присуща любому виду бытия. Бездеятельное бытие не обладает статусом существования, и ему не могут быть даны какие-либо предикаты. Этот постулат античных философов П. А. Флоренский подтверждает на материале современной ему науки, рассматривая мироздание как связанную энергетическую Тотальность.

В гносеологическом плане исследование любой проблемы мыслитель начинает с формулировки базового определения, синтезирующего понятия ряда наук. Выдвигая такое определение в качестве онтологического постулата и ведущей методологемы, Флоренский строит на этом прочном фундаменте обширное здание научного исследования. Этот продуктивный ход дает именно синтез, а не эклектику, при которой механически складываются различные точки зрения. Плоскостное видение при этом сменяется объемным. Подобный дискурс прослеживается у П. А. Флоренского прежде всего в разработке проблем пространства, времени и энергии, имеющих мировоззренческий статус.

Общая цель диссертации.

Обоснование концепции онтологического единства мира Павла Флоренского на примере рассмотрения пространства времени и энергии является основной целью данного исследования.

В гносеологии принцип единства мира реализуется философом как принцип верующего разума. В этическом плане восприятие единства мира обосновывает трудовое и ответственное отношение к бытию, которое мыслитель считает основой реалистического миросозерцания.

Таким образом, единство мира в философии П. А. Флоренского мы рассматриваем прежде всего как онтологическую проблему, затем — как гносеологическую и, наконец, — как мировоззренческую. Последний аспект весьма важен для осмысления духовных реалий современности и выработки новых мировоззренческих подходов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— целостно описать идеи Павла Флоренского по проблемам пространства, времени и энергии;

— проанализировать их на основе принципа онтологического единства мира;

— показать, как восприятие единства мира формирует определенную мировоззренческую систему;

— дать теоретическую реконструкцию целостного миросозерцания П.А.

Флоренского;

— раскрыть этические аспекты реалистического мировоззрения и обосновать его перспективность для человека наступающей эпохи.

Методология исследования.

Теоретической основой диссертации прежде всего являются тексты П. А. Флоренского. Для подтверждения некоторых положений привлечены статьи и письма русских философов, а также работы современных отечественных исследователей.

Методологической основой диссертации являются: 1) имманентный анализ текстов П. А. Флоренского на основе принципа онтологического единства мира- 2) философская реконструкция целостного мировосприятия мыслителя, которая представляет собой попытку междисциплинарного синтеза в сфере гуманитарных и естественных наук.

В работе использованы также описательный, проблемно-теоретический и сравнительно-исторический методы.

Научно-практическая значимость исследования.

Данная работа способствует расширению и углублению знания философской концепции Павла Флоренского, которая занимает особое место в русской философии первой трети XX в. Идеи мыслителя, изложенные в диссертации, могут выступать в виде концептуальных моделей при анализе данных естественных наук, философской онтологии и антропологии, теории культуры, этики и других отраслей знания.

Анализ творчества Павла Александровича Флоренского, как мы считаем, может способствовать осмыслению духовных реалий современности и поиску новых мировоззренческих решений.

Материалы исследования могут найти практическое применение при разработке цикла лекций по философии П. А. Флоренского, спецкурса по истории русской философии, а также учебных курсов в сфере междисциплинарного синтеза (для освещения общенаучных проблем).

Полагаем, данное исследование может представлять интерес не только для профессиональных философов и ученых, но и для всех интересующихся русской философией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе мы попытались показать как принцип единства мира выполняет в философии П. А. Флоренского роль системообразующего фактора и онтологического ориентира, формируя мировоззрение особого типа. Рассматривая проявления внешнего мира — пространство, время, энергию — как аспекты единой Реальности, мыслитель утверждает их неразрывную связь друг с другом. «В корнях бытия — единство,"1 — эти слова Павла Флоренского можно считать методологической основой всего спектра его исследований: от физических до философских.

Пространство, утверждает мыслитель, — «своеобразная реальность, насквозь организованная, нигде не безразличная, имеющая внутреннюю упорядоченность и строение». С физической точки зрения, оно обладает кривизной, которая зависит от силового поля расположенных в нем объектов. Эта динамическая характеристика показывает пластичность пространства, его способность менять структуру под воздействием силы. С геометрической точки зрения, пространство мироздания можно представить двойным, состоящим из действительных, «лицевых», и мнимых, «изнаночных», координатных плоскостей. Они никогда не совпадают и, по существу, отделяют разные миры. П. А. Флоренский обосновывает возможность перехода в иную реальность через разлом поверхности. Эти идеи до сих пор не поняты и не приняты традиционной наукой. Наконец, с психологической точки зрения, пространство активно воспринимается человеком и передается в созидательно-творческом акте. Мы обладаем способностью к переорганизации пространства, что особенно наглядно выступает в произведениях литературы, искусства, архитектуры и т. д. В своих культурологических работах Флоренский глубоко и.

1 Флоренский П. А. Сочинения. Т.2, с. 17.

2 Там же, с. 60 разносторонне исследовал этот феномен.

Время — аспект все той же Реальности, «толщина» предмета по четвертой координате. Оно не существует отдельно от пространства, так как по сути есть разворачивание предмета как качественной определенности. Павел Флоренский рассматривает время с различных позиций, развивает новые, эвристические подходы. Он говорит о субстанциальной природе времени, его материальной реальности («осевшие века, окаменелое время»), о связи состояний вещества и времени. С другой стороны, мыслитель развивает идею о пластичности временного потока, его податливости воздействию человеческого сознания, которое с энергетической точки зрения также является силовым потоком. Мы можем ускорять или замедлять время, делать его более или менее ёмким активностью своего сознания, работой духа. Безусловно, эти неординарные идеи находятся на стыке традиционного и эзотерического знания.

Закономерен вывод П. А. Флоренского о необходимости четырехмерного рассмотрения любого объекта нашей реальности. Предмет, взятый лишь пространственно, без учета времени, далек от реального образа действительности. Время есть атрибут жизни и движения, поэтому оно суть энергетический феномен. Структурно время организовано как собственное время вещи, которое можно познать только изнутри, войдя в него. Затем оно включается в родовое время, далее — во время мега-объектов и так далеевплоть до Времени мироздания. Павел Флоренский пишет о бесконечно сложном, ритмическом узоре Вселенной, слагаемом мириадами индивидуальных ритмов.

Понятие энергии раскрывается мыслителем как внешняя сторона любого бытия, которая служит «его обнаружению, явлению, раскрытию"1. При этом сущность, или усия, рассматривается как внутренняя сторона бытия. Энергия и сущность «суть в единстве первоначальном"2, но неслиянны. Энергия существа есть проявление жизни, утверждает П. А. Флоренский, — «всякое бытие имеет.

1 Флоренский П. А. Сочинения. Т.2, с. 285.

2 Там же, с. 285. свою энергию и только у небытия её нет"1.

Реальное бытие немыслимо как само-в себе-сущее, изолированное от мира и замкнутое в себе. Со-деятельность, со-чувствие, со-переживание отражают соборность космической жизни. Для Флоренского мироздание — это органическое со-существование бытий, и отдельное существование мыслимо только как фрагмент жизни Вселенной. Переходя с онтологического на конкретно-физический план, ученый утверждает энергийную насыщенность мирового Целого, его не-пустоту, где влияния «вещей-существ-душ» идут со всех сторон. Открытие поля обосновало этот древне-античный взгляд как научную истину. Сама материя трактуется сейчас как сгущенная энергия, структурированная определенным образом. Павел Флоренский разделял эту позицию как физик и как философ, т.к. в ней присутствует близкая ему идейно интуиция оккультического монизма: «Материя есть оплотненный дух, дух жев той или иной мере разреженная материя"2. Это вновь доказывает единство мира и сущностную взаимосвязь пространства, времени и энергии.

Бесспорно, что в основе любого мировоззрения лежат онтологические постулаты. А мировоззрение детерминирует любую деятельность и жизнь человека в целом. Определяя, что такое мир и что такое он сам, человек выбирает способ существования в этом мире. Онтологическое единство всего сущего означает для Павла Флоренского единство и подобие внешней реальности и внутреннего мира человека — макрокосма и микрокосма. «Отовсюду из частей мира струятся к нам влияния, и в теле своем мы воспринимаем весь космос"3. Верно и обратное: происходящее внутри нас имеет отзвук в пространстве Мироздания. Осознание этого с необходимостью влечет выработку этической позиции. Трудовое, ответственное и уважительное отношение к действительности характеризует реалистическое мировосприятие. Оно было присуще древнему, античному и, во многом, средневековому.

1 Флоренский П. А. Сочинения. Т.2, с. 285.

2 Игумен Андроник (Трубачев). Примечания, с. 421.

3 Священник Павел Флоренский. У водоразделов мысли. Часть вторая, с. 187. человеку. Он не отделял себя от Природы, не противопоставлял ей свои интересы, а любил и преобразовывал в теургической деятельности.

Кризис, в который зашла современная технократическая цивилизация, во многом объясняется утратой этого органичного мироощущения. Дифференциация и все большее расщепление отраслей знания — отражение в науке глобального процесса разделения, свойственного всем сферам современной жизни: от материальной до социально-политической и нравственно-психологической. «Уже давно, вероятно, с XVI века, мы перестали охватывать целое культуры, как свою собственную жизнь"1 — писал П. А. Флоренский. Он видел в этом раздроблении реальную опасность, которая приведет человечество к потере ценности и смысла существования. В конце XX столетия, на пороге нового века и нового тысячелетия, мы должны понять, что любовь и созидание — это единственный путь, оставшийся нам. Отсюда, обретение целостности на основе высших духовных ценностей, гармонизация себя и окружающей действительности, восприятие мирового Универсума как совершенного и взаимосвязного целого, а человека — как частицу его и одновременно микрокосм, — вот главные составляющие будущего реалистического мировоззрения. Воплотить его в жизнь стремился Павел Флоренский — как ученый и как человек. Флоренский П. А. Сочинения. Т.2, с. 345.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.А. Сочинения. Т.1. Столп и утверждение Истины. М., 1990.
  2. П.А. Сочинения. Т.1 (2). М., 1990.
  3. П .А. Сочинения .Т.2. У водоразделов мысли .М ., 1990.
  4. П.А. Автобиография // Наше наследие. 1988, № 1.
  5. П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.
  6. П.А. Автореферат // Вопросы философии. 1988, № 12.
  7. П.А. Время и пространство // Социологические исследования. 1988, № 1.
  8. П.А. Иконостас. М., 1995.
  9. П.А. Имена//Социологические исследования. 1988, № 6- 1989, № 2−6- 1990, № 2,4,5,7,8,10,11.
  10. Ю.Флоренский П. А. Культ, религия, культура // Богословские труды. Сборник 17. 1977.
  11. Н.Флоренский П. А. Космологические антиномии Иммануила Канта // Богословский вестник. 1909.Т.1, № 4.
  12. П.А. Мнимости в геометрии. М., 1991.
  13. О.Флоренский П. А. Общечеловеческие корни идеализма. Философские науки. 1990, № 12- 1991, № 1.
  14. П.А. Письма из Соловков // Наше наследие. 1988, № 4.
  15. Священник Павел Флоренский. Имена. Кострома, 1993.
  16. Священник Павел Флоренский. Сочинения в четырех томах. Т.1. М., 1994
  17. Священник Павел Флоренский. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992.
  18. Священник Павел Флоренский. У водоразделов мысли. Часть вторая // Символ. Париж, 1992, № 28.
  19. П. Павел Флоренский и Сергей Булгаков // Философские науки. 1990, № 7.
  20. Агни йога. Издание в шести томах. М., 1992.
  21. Андроник (Трубачев) Основные черты личности, жизнь и творчество священника Павла Флоренского // Журнал Московской патриархии. 1982, № 4.
  22. Л.Г. О воображаемой вселенной Павла Флоренского // Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. М., 1991.
  23. А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
  24. Н.К. «Магичность слова» и «Имяславие как философская предпосылка» П.А. Флоренского // Studia slavika, Academia Kiado. Budapest. T.34.
  25. C.H. Свет Невечерний: созерцания и умозрения. М., 1994.
  26. В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.
  27. В.И. Размышления натуралиста. М., 1977.
  28. И.А. Время, вечность, момент // Вестник МГУ. Серия 7: Философия. 1993, № 5.
  29. Э.И. Философия камня. Минск, 1997.
  30. Л.П. Магия биополя: Энергоинформационное лечение. М., 1994.
  31. А. П. Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. М., 1989.
  32. A.B. Сознание и мышление. М., 1994.
  33. В.И. Экология человека. Проблемы и перспективы // Экология человека. Основные проблемы. М., 1988.
  34. В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.
  35. СЛ. О красоте духовной. М., 1990.
  36. А.Ф. В поисках смысла. М., 1990.
  37. А.Ф. Термин «магия» в понимании П.А. Флоренского // Флоренский П. А. Сочинения. Т.2.1990.
  38. Н.О. История русской философии. М., 1991.
  39. С.С. Бердяев и Флоренский о смысле исторического // Вопросы философии. 1991, № 3.
  40. Флоренский: философия, наука, техника. Сборник. Л., 1989.
  41. о. Павла Флоренского (Публикация писем и документов) // Север. 1990, № 9.
  42. Патанджали Шримат. Йога сутра // Ступени.С.-Петербург, 1991, № 3.
  43. В.И. Вернадского и П.А. Флоренского // Новый Мир. 1989, № 2.
  44. Платон. Диалоги. М., 1986.
  45. С.М. П.А. Флоренский: Логос против хаоса. М., 1989.
  46. В.В. Уединенное. М., 1990.
  47. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
  48. Русская философия. Словарь. М., 1995.
  49. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. JL, 1989.
  50. A.C. Павел Александрович Флоренский //Социологические исследования. 1988, № 1.
  51. А.Ф. К будущему цельному мировоззрению. (Религиозное миросозерцание П.А. Флоренского). Барнаул, 1997.
  52. А.Ф. Несколько слов о мировоззрении П.А. Флоренского // Философские науки. 1990, № 12.
  53. Философы России XIX-XX столетий (биографии, идеи, труды). М., 1993.
  54. С.С. Обретение конкретности // Флоренский П. А. Сочинения. Т.2. М, 1990.
  55. Чаттерджи Брамана. Сокровенная религиозная философия Индии. Харьков, 1991.
  56. Шапошников J1.E. П. А. Флоренский и современное православное богословие // Философские науки. 1987, № 5.бО.Эйнштейн А. Сущность теории относительности. М., 1955.
Заполнить форму текущей работой