Коммуникативно-информационная природа формирования имиджа государственного органа
Дзялошинский И. М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. М., 2002; Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Материалы научно-практической конференции. Часть I, II. М., 2005; Засурский И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М., 2001; Киричек П. Н. Социология публицистики. Саранск, 1998; Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 1993… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Коммуникативная природа имиджа власти и методология его исследования
- 1. 1. Сущностные черты имиджа органа государственной власти
- 1. 2. Методологические подходы к решению задач исследования
- Глава II. Социалъно-ииформациологический анализ технологии формирования имиджа
- 2. 1. Принцип идентичности в информационно-коммуникативной деятельности государственного органа
- 2. 2. Состояние имиджа правоохранительного госоргана
- 2. 3. Общественное мнение и массовые коммуникации как средства формирования имиджа
- 2. 4. Основные принципы и меры формирования положительного имиджа милиции
Коммуникативно-информационная природа формирования имиджа государственного органа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В условиях формирования информационного общества, повышения интенсивности информационно-коммуникативных отношений в социуме вообще, а также между субъектами политики и народом, возрастает роль имиджа властных органов. От него в большой степени зависит доверие граждан к органам государственной власти, а, следовательно, и процесс легитимации принимаемых властью решений, действий, методов и принципов управления страной.
Традиционно имидж понимается, во-первых, как образ, имеющий характер стереотипа в массовом сознании, и, во-вторых, как эмоционально-психологически окрашенный образ. То есть имидж — это совокупность определенных черт личности, коллектива, органа власти и так далее, сформированных в массовом сознании, в данном случае, двойственного характера. Здесь объективно присутствует, проявляет себя и третья сущностная сторона — коммуникативно-информационная, отражающая результат взаимодействия между объектом и субъектом процесса формирования имиджа с помощью информации. Отсюда потребность в новых методологических подходах, критериях оценки, в исследовании механизма формирования имиджа государственных органов, что делается в том числе и с помощью средств массовой информации.
В настоящее время, по данным социологических исследований, доверие к федеральным институтам имеет положительную тенденцию, но остается критическим, то есть ниже допустимых 30%. Рейтинг доверия Президенту РФ, напротив, довольно высок, что свидетельствует об отсутствии прочной «вертикали» и «горизонтали» власти. В этих условиях в фокусе общественного мнения возрастает значение таких качеств субъектов государственной власти, как их имидж, авторитет.
Министерство внутренних дел (МВД) является субъектом государственного управления и субъектом общественного мнения, но одновременно — оно и объект общественного мнения. Такое единство управленческих воздействий и восприятия субъекта управления обусловлено «законом взаимодействия» (В.М.Бехтерев), согласно которому «все управление. основано на взаимодействии управляемых и управителей"1. МВД и его структуры — один из самых коммуникативных по своей природе государственный орган, поскольку его работники находятся ежедневно в контакте с населением. Однако «объективная оценка показывает: в рейтинге доверия милиция находится на одном из последних мест среди других правоохранительных органов, государственных и общественных институтов"2. Это говорит о том, что формирование положительного имиджа милиции как средства повышения доверия народа к ней, актуализируется настолько, что уже выходит за рамки интересов самого Министерства, ибо речь идет о решении конституционной задачи — защиты прав и свобод личности, построения правового и социального государства, в котором все граждане были бы равны перед законом.
Состояние преступности, размах коррупции и других отрицательных явлений, правовой нигилизм населения, госслужащих — имеют много причин, но это результат деятельности и правоохранительных органов, в том числе и милиции. Наведение правового порядка — самый актуальный запрос населения, а его состояние — один из основных показателей реального и запрашиваемого имиджа милиции. По результатам опроса «Левада-Центр» 75% членов российского общества испытывают страх перед людьми в милицейской форме3. Причина — боязнь стать возможной жертвой произвола и беззакония самих милиционеров.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена: — во-первых, тем, что в условиях открытого демократического общества сила и страх не являются средством решения социальных проблем, на их место.
1 Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Петроград, 1921. С. 375.
2 Российская газета, 2006 г., 18 февраля.
3 Ильичев Г. Половина жителей городов боится произвола милиции. Известия, 2005 г., 29 января. встает" высокий авторитет и положительный имидж государственных органов, отвечающих за справедливый, законный порядок в стране;
— во-вторых, необходимостью решения фундаментальной для науки и судьбоносной для страны проблемы — изменения отрицательного образа милиции на положительный;
— в-третьих, острой потребностью в научном осмыслении механизма и выработке подходов, позволяющих сменить тенденцию в формировании имиджа милиции с негативного на позитивный;
— в-четвертых, практической значимостью формирования положительного имиджа данного государственного органа, обусловленной решением повседневных проблем граждан и положениями Конституции РФ о защите прав и свобод личности.
Степень научной разработанности темы. В плане научной разработки имиджа как явления к настоящему времени появилось немало работ, утверждается наука — имиджелогия. Тем не менее, она исследует преимущественно имидж индивида, личности (государственного деятеля, кандидата в депутаты, руководителя и тому подобное). Теоретическую основу формирования имиджа государственного органа составляют труды, исследующие проблемы власти и ее коммуникативных связей с народом, особенно в условиях информационного общества1.
В изучении сущности и функций власти, ее взаимодействия, прежде всего в послереволюционный период, в период реформ, существенную роль сыграли.
1 Винер Н. Человек управляющий. СПб, 2001; Гроф С, Ласло Э., Рассел П. Революция сознания. Трансатлантический диалог. М., 2004; Илларионов С. И. Власть информации. М., 2003; КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000; Луман Н. Власть. М., 2001; Московичи С. Век толп. М., 1996; Серван-Штрейбер Ж.-Л. Власть информации. М., 1973; Стиглиц Д. Глобализация: тревожные тенденции. М., 2003; Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2003; Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004; Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб, 2000; Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992; Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004. труды отечественных ученых1, что позволило обосновать значение авторитета власти, доверия к ней со стороны народа в русской истории, проявление этих качеств в процессе формирования имиджа государства и его деятелей в России.
Важное значение в научной разработке проблем имиджа института государственной власти имеют работы кафедры информационной политики РАГС, разрабатывающей теоретические основы и прикладные аспекты новой науки — социальной информациологии, и в ее контексте — научные основы информационной политики, управления информационными процессами, массовой и социальной коммуникации, социального и коммуникативного психоанализа информационно-коммуникативных отношений, методологии информационно-аналитической деятельности2.
Проблемы имиджа власти, государства, партий и политических деятелей рассматриваются с позиции отечественной политологии, позволяющей.
1 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990; Гумилев J1.H. География этноса в исторический период. Л., 1990; Зиновьев А. А. Русская трагедия. М., 2005; Ильин ИА. Собрание сочинений в 10-и томах. М., 1991; Ключевский В. О. Русская история. Соч. в 9-и томах. М., 1989; Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991; Панарин А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998; Панарин А. С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2004; Уледов А. К. Структура общественного сознания. М., 1968; Уледов А. К. Психосоциология как интегративная отрасль научного знания. М., 1995; Федотов Г. П. Судьба и грехи России (Избранные статьи по философии русской истории и культуры). СПб, 1991; Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. М., 1991, и др.
2 Воробьев В. В. Информационный менеджмент. М., 2005; Идеология и практика информационной политики в современном российском обществе / Под общей редакцией С. Г. Маслюка. М., 2004; Информационная политика / Под общей ред. В. Д. Попова М., 2003; Массовые информационные процессы в современной России / Отв. ред. А. В. Шевченко. М., 2002; Массовая коммуникация в структуре социальной информациологии /Отв. ред. Е. П. Тавокин. М., 2005; Маркелов К. В. Информационная политика и общественный идеал. М., 2005; Маркелов К. В. Информационно-аналитическая деятельность на государственной службе. М., 2004; Попов В. Д. Информациология и информационная политика. М., 2001; Попов В. Д. Тайны информационной политики: социальный психоанализ информационных процессов. М., 2004; Попов В. Д. Журналистика как политическая наука/ Социология власти, № 6, 2003; Попов В. Д. Социальная информациология — наука XXI века (проблемы становления и развития). М., 2004; Силкин В. В. Информация и коммуникация в системе государственной службы (социально-информациологический анализ). Саратов, 2005; Тавокин Е. П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. М., 2005; Шевченко А. В. Информационная устойчивость политической системы. М., 2004, и др. применить теорию политической коммуникации к исследуемой проблеме1.
В теоретико-прикладном, инструментальном плане научную основу исследования составили работы в области журналистики и политической массовой коммуникации, способствовавшие более глубокому использованию социально-информациологического подхода3.
Безусловно, особый интерес для нас представляют научные труды, непосредственно исследующие проблемы имиджа, особенно с позиции социальной психологии, поскольку в его структуре доминирует синтез.
1 Анохин М. Г., Комаровский B.C. Политика: возможность современных технологий. М., 1998; Капко А. С. От культуры войны к культуре мира. М., 2002; Комаровский В. С. Государственная служба и СМИ (курс лекций). Воронеж, 2003; Макаревич Э. Ф. Общественные связи. М., 1998; Митрошенков О. А. Политическая эпистемология. М., 2004; Новопашин А. П. Коммуникация и власть. Тюмень, 2004; Нисневич Ю. А. Информация и власть. М., 2000; Политология / Под общей ред. B.C. Комаровского. М., 2001; Политическая коммуникация: Учебн. пособие для студентов вузов/Под ред.А. И. Соловьева. М., 2004; Пушкарева Г. В. Политический менеджмент. М., 2005; Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2005; Тимофеева J1.H. Власть и оппозиция: взаимодействие и взаимоограничение, взаимоконтроль, коммуникация. М., 2004; Управление общественными отношениями / Под общей ред.В. С. Комаровского. М., 2003; Шестопал Е. Б. Личность и политика. М., 1988, и др.
2 Дзялошинский И. М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. М., 2002; Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Материалы научно-практической конференции. Часть I, II. М., 2005; Засурский И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М., 2001; Киричек П. Н. Социология публицистики. Саранск, 1998; Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 1993; Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2004; Средства массовой информации постсоветской России /Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2002; Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М., 2000; Она же. Профессия журналиста. М., 2003; Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. М., 2004; Фролова Т. И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге. М., 2003; Шкондин М. В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). М., 2000, и др.
3 Борисова Е. А. Эффективные коммуникации в бизнесе. СПб., 2005; Бориснев С. В. Социология коммуникаций. М., 2003; Головко Б. Деловые издания: информационный менеджмент массовой коммуникации. СПб., 2005; Грачев М. Н. Политическая коммуникация: базовые модели. М., 2002; Дьякова Е. Г. Массовая коммуникация и власть. Екатеринбург, 2002; Киселев А. Г., Коновченко С. В. Информационная политика в России. М., 2004; Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997; Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2003; Василик М. А. Основы теории коммуникации. М., 2003; Политическая коммуникация в постсоветской России: проблемы формирования и парадигмы развития. М., — Улан-Удэ, 2003, и др. социального и психического1.
Вместе с тем практически отсутствуют фундаментальные научные работы по имиджу государственных органов, очевидно из-за того, что особенность данного объекта научного анализа требует, кроме традиционных, особых методологических подходов и практических информационных технологий, которые пока еще находятся в стадии разработки.
Цель исследования — изучение глубинных причин и механизмов состояния и формирования имиджа милиции, разработка возможных информационно-коммуникативных технологий его позитивной трансформации.
Теоретические задачи исследования:
— развить концепцию формирования позитивного имиджа государственного органа на основе выявления сущностных черт имиджа и наиболее адекватных методологических подходов;
— применить теоретические положения о коммуникативной природе власти и власти как средства коммуникации, о кодах власти, медийных кодах (Н. Луман), концептуальные положения о «коммуникативном сообществе», «коммуникативном действии», «коммуникативной компетентности» (Ю. Хабермас) к выявлению глубинных причин, механизмов и перспективных технологий формирования имиджа МВД, милиции;
— апробировать социально-информациологический подход к решению проблемы имиджа власти.
Прикладные задачи исследования:
— определить отношение населения к данному государственному органу на основе рейтинга доверия, замеров общественного мнения, анализа.
1 Адаир Д. Психология власти. М., 2004; Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология политической рекламы. Калуга, 2002; Виртуальная реальность, философские и психологические проблемы / Под ред. Н. А. Носова. М., 1997; Имидж госслужбы. Сборник научных трудов. М., 1996; Менегетти А. Психология лидера. М., 2004; Миндел А. Лидер как мастер единоборства. М., 1993; Ольшанский Д. В. Основы политической психологии. Екатеринбург, 2001; Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. М., 2002; Психология госслужбы. Очерки по социальной психологии. М., 1997; Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. Часть I, II. М., 1993; Психологические исследования дискурса. Сборник научных трудов / Отв. ред. Н. Д. Павлова. М., 2002; Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб, 2002, и др. деятельности медиакратии;
— провести с помощью методологических подходов диагностику реального имиджа (Ир) по результатам социологических исследований и публикаций в прессе;
— выявить главные черты желаемого, запрашиваемого населением, имиджа данного государственного органа (И3);
— осуществить сравнительный анализ реального и запрашиваемого имиджа и обозначить доминанты проектируемого имиджа (идеального по сути — Ип), на основе изучения базисных интересов, принципов, кодов поведения;
— оценить действенность наиболее значимых коммуникативных каналов, технологий, средств воздействия на сознание и психику людей, их эффективность в плане формирования имиджа;
— сформулировать принципы информационной политики в части создания положительного имиджа милиции.
Объект исследования — имидж государственного органа (на примере Министерства внутренних дел РФ и его структурных подразделений).
Предмет исследования — коммуникативно-информационная природа, механизмы, коды, технологии формирования имиджа государственного органа.
Эмпирическую базу исследования составили: публичные выступления руководителей страны, оценки аналитиков, политтехнологов и политологов в научных трудах и публикациях в СМИ, результаты социологических исследований ИКСИ РАН, Социологического центра РАГС, Фонда общественного мнения, РОМИР-мониторинг, статистические данные о развитии системы СМИ в России.
Теоретико-методологической основой является синтез методологических подходов, позволивших выявить сущностные черты имиджа и процесса его формирования на стыке наук философии, политологии, журналистики, социологии, социальной психологии, что дало возможность применить дополнительные теоретические положения и концептуальные аргументы, обусловленные спецификой объекта и темой исследования. В основе данной специфики лежит единство информации и коммуникации, рассматриваемое с позиции науки — социальной информациологии, с применением информациологического подхода, направленного на анализ коммуникативно-информационной составляющей имиджа государственной структуры.
Положения, выносимые на защиту:
1. В настоящее время существует противоречие между активной пропагандой в средствах массовой информации (СМИ) и массовой коммуникации (МК) положительного образа работников правоохранительных органов, особенно милиции (героизация и формирование имиджа как отражение их практической деятельности в процессе повседневной социальной коммуникации и получаемой при этом информации). То есть информационный образ милиционера на телеэкране не идентичен его образу в общественном сознании. Это актуализирует проблему информационной идентичности общественного сознания и социальной аномии в обществе — медийной политике.
2. Для осуществления изменения негативного имиджа милиции, всей системы правоохранительных органов на положительный, требуются дополнительные научные подходы, опора на новые, современные отрасли знаний, гуманитарные и информационные технологии, отражающие тенденции и закономерности развития информационно-коммуникативных отношений в обществе.
3. Применение теории о коммуникативной природе власти и власти как средстве коммуникации, о взаимосвязи кодов власти и медийных кодов (Н. Луман), теории коммуникативного дейтвия (Ю. Хабермас), факта формирования новых видов власти — информационной (Э. Тоффлер), «духовной власти» и феномена «социальной аномии» (А. Панарин) позволяет выявить коммуникативно-информационную природу имиджа данной государственной структуры и адекватные механизмы ее проявления, возможные средства политической коммуникации, информационные технологии в достижении тождества между кодами власти, медийными кодами (кодами медиакратии) и кодами демократии (то есть кодами народовластия).
4. Системный и социально-информациологический подходы в решении проблемы имиджа государственного органа позволяют сформировать концептуальное поле имиджа, вскрыть множество коммуникативных связей в обществе, их объективное и субъективное проявление в достижении идентичности между имиджем реальным (Ир), имиджем проектируемым (И&bdquo-) (например, политгехнологами) и имиджем запрашиваемым (Из) населением, массовым сознанием, институтами гражданского общества.
5. Коррекцию имиджа государственного органа необходимо осуществлять на основе единства теории и практики, принципа идентичности, опираясь на синтез наук: философии, политологии, журналистики, социологии и социальной психологии, социального и коммуникативного психоанализа, учитывая особенности социальной информациологии, позволяющей вскрыть единую информационно-коммуникативную линию, связь между имиджем реальным и проектируемым и выявить соответствующие медийные и другие технологии, способы достижения цели. Фундаментальной основой этой связи являются требования объективных общественных законов, состояние общественного бытия и общественного сознания, практика политического управления, действенность государственной информационной политики, обеспечение прямой и обратной зависимости всех элементов информационно-коммуникативного поля формирования имиджа.
6. Дальнейшая разработка современной теории и практики формирования имиджа государственного органа (на примере МВД, милиции как одного из самых коммуникативных по своей природе институтов власти) и реализация научных исследование руководителями, специалистами этих ведомств необходима для осуществления их реальной, а не виртуальной борьбы с преступностью, коррупцией, защитой собственности граждан, прав личности, психического, духовного оздоровления общества, устранения разрыва между активной законотворческой деятельностью, специализированным и массовым правовым сознанием, восстановления просвещенческой, образовательной функции журналистики, средств массовой информации и коммуникации.
Основные результаты исследования и их научная новизна:
1. Доказано, что в сущности имиджа, кроме традиционных его черт (как стереотипа в массовом сознании, эмоционально окрашенного образа).
Ф объективно проявляет себя, особенно в условиях информационного общества, еще одна сущностная сторона — коммуникативно-информационная, ^ отражающая характер взаимодействия, социального общения, обмена информацией между объектом и субъектом процесса формирования имиджа. В работе раскрыто объективное единство коммуникации и информации, лежащие в основе имиджа власти государственного органа.
2. Проведенное исследование подтверждает наличие противоречия между пропагандируемым в масс-медиа образом (медийным имиджем) милиционера и реальным его образом, складывающимся под воздействием самой жизни, повседневной коммуникации и сопутствующей ей информации, то есть как результат отражения общественного бытия. Для замера степени расхождения эффектов этих информационных каналов формирования имиджа ^ автором предложена формула «социально-информационной аномии имиджа милиции». Она применена к оценке деятельности в этом направлении федеральных телеканалов в сравнении с результатами социологических исследований, особенно с показателями рейтинга доверия милиции. Общий результат получился отрицательным.
3. Выявлено, что связи между сущностными чертами имиджа и практической информационно-коммуникативной деятельностью ф государственного органа развиваются эффективно, если соблюдается и * реализуется принцип идентичности. Он является критериальным принципом, позволяющим определить степень расхождения (соответствия) между имиджем реальным (Ир), имиджем идеальным, проектируемым (Ип) и имиджем запрашиваемым большинством населения (И3), а затем и принципом — критерием выбора медийных и других технологий формирования имиджа этого органа.
4. Обоснована применимость совокупности таких методологических подходов, как социально-философский, социально-экономический, политикопсихологический (включающий методологию социального психоанализа) и в особенности — социально-информациологический подход, а также менеджерский, управленческий, что позволило сформулировать «концептуальное поле формирования имиджа», которое прошло апробацию и дало положительный эффект в предвыборных технологиях.
5. Осуществлено применение концепта о «коммуникативной природе власти» и «власти как средстве коммуникации» (Н.Луман), теории коммуникативного действия (Ю.Хабермас) к обоснованию коммуникативно-информационной сущности имиджа. Доказано, что тезис об объективной взаимосвязи, об идентичности «кодов власти» и «медийных кодов» имеет фундаментальное научное значение и глубинную практическую детерминацию (то есть на уровне менталитета, глубинной психологии) в решении проблемы формирования положительного (желаемого и проектируемого) имиджа. Отсюда автор выявляет совокупность таких кодов, как код-архетип, код-символ, код-миф, код-догмат (стереотип), систему «знаков-слов» или «коды-модусы пассионарности» — совесть, гордость, жажда власти и славы, тщеславие, алчность, стяжательство, ревность, скупость и тому подобное.
6. Доказано, что масс-медиа как средства формирования имиджа государственного органа достигают желаемого проектируемого эффекта при условии идентичности между кодами власти, медийными кодами, кодами медиакратии и, в особенности, кодами ментальными или кодами менталитета (по сути, кодами народовластия). Последние определяют запрашиваемую совокупность власти и медийных кодов и степень идентичности. На основе ментальных потребностей народа формируется метакод, отражающий в себе общезначимые, интегрального характера, проблемы в жизнедеятельности социума. Метакод в теории имиджа — интегральный, обобщенный, «синтетический» образ. Это может быть «образ-слово», «слово-характеристика». Метакод есть объект дискурса, то есть диалога по общезначимой проблеме, поэтому он имеет большое коммуникативно-информационное значение в практических технологиях формирования имиджа.
7. Опора на объективное проявление суммы кодов и метакода открывает новые грани в теории и практике общественного мнения: сумма кодов дает сумму мнений или «мнение общества», метакод как носитель общезначимости — «общественное мнение», что позволяет выявить наиболее эффективные технологии формирования имиджа такого значимого для общества и по природе одного из коммуникативных государственных органов, каким является МВД РФ. Имидж милиции — своеобразный метакод, общезначимая проблема для всех страт, социальных групп, всех ветвей власти. Очевидно, не решив ее, невозможно «победить» преступность и коррупцию, построить правовое и социальное государство. Бесспорно, что среди множества всех информационных технологий наиболее актуальными и перспективными являются те, что основываются на дискурсе, то есть на общезначимом диалоге власти с народом с целенаправленным подключением к этому СМИ и МК.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его содержание, в особенности выводы и практические предложения, могут обеспечить трансформацию негативного имиджа милиции в положительном направлении. Для этого необходима смена парадигмы информационной политики МВД РФ, средств массовой информации в плане соответствия их деятельности имиджу объективно запрашиваемому и проектируемому. Следовательно, нужен специальный государственный проект, включающий в себя подготовку и переподготовку кадров в области информационно-коммуникативной, информационно-аналитической деятельности, с целью повышения их «коммуникативной компетентности».
Апробацию диссертация прошла при обсуждении, положительной экспертной оценке монографии «Коммуникативная природа имиджа власти» (М., 2004), на методологическом семинаре кафедры информационной политики РАГС, на лекциях и семинарах, на «круглых столах» специалистов, изучающих проблемы имиджа власти, сотрудников системы МВД, занимающихся аналитической, издательской и информационной деятельностью (пресс-службы и службы по работе с общественностью, издатели, журналисты).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Краткое обобщение позволяет диссертанту сделать ряд основных выводов научного и практического характера.
В научном плане:
— подтверждается плодотворность и перспективность развития и применения разработок в области науки — социальной информациологииприменительно к исследованию имиджа государственного органа (на примере Министерства внутренних дел РФ, милиции);
— социально-информациологический подход к исследованию имиджа государственного органа дает возможность вскрыть его коммуникативную природу и сделать вывод: без учета данной детерминанты невозможно переломить ситуацию, т. е. осуществить переход к положительному;
— применение теории о коммуникативной природе власти и власти как средстве коммуникации, о кодах власти и медийных кодах (Н.Луман) вскрывает глубинные причины проблем идентичности между имиджем реальным и имиджем проектируемым, эффективность применяемых информационно-коммуникативных технологий в деятельности СМИ и МК;
Список литературы
- Актуальные проблемы средств массовой информации. Методическое пособие. М.: РАГС, 1997.
- Государственная информационная политика РФ, М., 1996.
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2001,28 сентября
- Закон Российской Федерации «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» И Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, 1995, № 3.
- Законодательство Российской Федерации о СМИ. М.: «Гардарика», 1996.
- Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М.: Центр «Право и СМИ», 1999.
- Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М.: Издательство «Ось-89», 1997.
- Концепция государственной информационной политики Российской Федерации. Материалы к проекту Концепции. М., 1996,
- Концепция государственной информационной политики. Под общей редакцией О.Финько. М.: НИЦ «Инженер», 1999.
- Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 26 мая, 2004.
- Правовое поле журналиста. М.: «Славянский диалог», 1997.
- Правовое регулирование содержания сообщений СМИ и телекоммуникаций // Материалы конференции М.: Центр «Право и СМИ», 1999.
- Россия в цифрах: Краткий статистический сборник / Госкомстат России. М.: 2002.
- Lazarsfeld P., Merton R. Mass Communication of Ideas.
- Lippman W. Public Opinion. London, 1992.
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
- Адаир Д. Психология власти. М., 2004.
- Анохин М.Г., Комаровский B.C. Политика: возможность современных технологий. М., 1998.
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
- Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
- Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.
- Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Петроград, 1921.
- Биологический энциклопедический словарь. М., 1986.
- Богданов Е.Н., Зазыкин В. Г. Психология политической рекламы. Калуга, 2002.
- Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.
- Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции/ Философия эпохи модерна. Минск, 1996.
- Большой энциклопедический словарь. М., 2001.
- Бориснев С.В. Социология коммуникаций. М., 2003.
- Борисова Е.А. Эффективные коммуникации в бизнесе. СПб., 2005.
- Василик М.А. Основы теории коммуникации. М., 2003.
- Введение в теорию журналистики. Учебное пособие /Е.П.Прохоров, С. М. Гуревич, А. Х. Ибрагимов и др. М., 1980.
- Винер Н. Человек управляющий. СПб, 2001.
- Виртуальная реальность, философские и психологические проблемы / Под ред. Н. А. Носова. М., 1997.
- Воробьев В.В. Информационный менеджмент. М., 2005.
- Ворошилов В.В. Журналистика. 2-е издание. СПб., 2000.
- Выготский J1.C. Мышление и речь. М., 1934.
- Головко Б. Деловые издания: информационный менеджмент массовой коммуникации. СПб., 2005.
- Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ). 1992−2002 гг. М., 2003.
- Граждане новой России: кем себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить? (1998−2004 гг.). Аналитический доклад ИКСИ РАН. М., 2004.
- Грачев М.Н. Политическая коммуникация: базовые модели. М., 2002.
- Гроф С, Ласло Э., Рассел П. Революция сознания. Трансатлантический диалог. М., 2004.
- Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. Д., 1990.
- Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. М., 2004.
- Дзялошинский И.М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. М., 2002.
- Душков Б.А. Психосоциология менталитета и нооменталитета. Екатеринбург, 2002.
- Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и власть. Екатеринбург, 2002.
- Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Материалы научно-практической конференции. Часть I, II. М., 2005.
- Засурский И.И. Масс-медия второй республики. М., 1999.
- Засурский И.И. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. М., 2002.
- Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М., 2001.
- Зверинцев А.Б. Коммуникативный менеджмент. СПб, 1997.
- Зиновьев А.А. Русская трагедия. М., 2005-
- Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-и томах. М., 1991.
- Идеология и практика информационной политики в современном российском обществе / Под общей редакцией С. Г. Маслюка. М., 2004.
- Изменяющаяся Россия в зеркале социологии/ Под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. М., 2004.
- Илларионов С.И. Власть информации. М., 2003.
- Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1996.
- Имидж госслужбы. Сборник научных трудов. М., 1996.
- Информационная политика. Учебник / Под общей ред. В. Д. Попова М., 2003.
- Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2004.
- Капко А.С. От культуры войны к культуре мира. М., 2002.
- Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
- Киричек П.Н. Социология публицистики. Саранск, 1998.
- Киселев А.Г., Коновченко С. В. Информационная политика в России. М., 2004.
- Ключевский В.О. Русская история. Соч. в 9-и томах. М., 1989.
- Комаровский В. С. Государственная служба и СМИ (курс лекций). Воронеж, 2003. t
- Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.
- Коновченко С.В. Власть, общество и печать. Ростов-н/Д., 2003.
- Коновченко С.В. Общество средства массовой информации — власть. Ростов-н/Д., 2001.
- Курносов Ю.В., Конотопов П. Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. М., 2004.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.60. ЛуманН. Власть. М., 2001.
- Макаревич Э.Ф. Общественные связи. М., 1998.
- Маркелов К.В. Информационная политика и общественный идеал. М., 2005.
- Маркелов К.В. Информационно-аналитическая деятельность на государственной службе. М., 2004.
- Марков К.В. Общественный идеал. М., 2004.
- Массовая коммуникация в структуре социальной информациологии /Отв. ред. Е. П. Тавокин. М., 2005.
- Массовые информационные процессы в современной России / Отв. ред. А. В. Шевченко. М., 2002.
- Массовый опрос населения. Фильмы и телесериалы. Опрос населения 17.05.2002 г.
- Менегетти А. Психология лидера. М., 2004.
- Миндел А. Лидер как мастер единоборства. М., 1993.
- Митрошенков О.А. Политическая эпистемология. М., 2004.
- Московичи С. Век толп. М., 1996.
- Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2003.
- Некоторые вопросы реализации уголовной политики в современных условиях. E-mail: [email protected]
- Нисневич Ю.А. Информация и власть. М., 2000.
- Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2001. Т.2.
- Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.
- Новопашин А.П. Коммуникация и власть. Тюмень, 2004.
- Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытые спирали молчания. М., 1996.
- Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург, 2001.
- Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 2001.
- Основы социального психоанализа / Под общей ред. В. Д. Попова. М., 1996.
- Основы теории коммуникации /Под ред. профессора М. А. Василика. М., 2003.
- Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998.
- Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2004.
- Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М., 2002.
- Петров В.П. Переориентация военнослужащих на гражданские профессии. М., 1993.
- Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. Часть I, II. М., 1993.
- Политико-антропологические аспекты современного телевидения. М., 2003.
- Политическая коммуникация в постсоветской России: проблемы формирования и парадигмы развития. М., Улан-Удэ, 2003.
- Политическая коммуникация/ Под ред. проф. А. И. Соловьева. М., 2004.
- Политическая коммуникация: Учебн. пособие для студентов вузов/ Под ред.А. И. Соловьева. М., 2004.
- Политология. Учебник/ Под общей ред. B.C. Комаровского. М., 2001.
- Поляков Ю. Апогей российского масштаба. М., 2004.
- Попов В.Д. Журналистика как политическая наука/ Социология власти, № 6, 2003.
- Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М., 2001.
- Попов В.Д. Коммуникативно-ментальная идентичность в судьбе российских реформ. М., 2005.
- Попов В.Д. Социальная информациология наука XXI века (проблемы становления и развития). М., 2004.
- Попов В.Д. Социальный психоанализ в России: проблемы и перспективы. -М., 2003.
- Попов В.Д. Социология и психология власти. В кн.: Драма обновления/ Под ред. М. И. Мелкумяна. М., 1990.
- Попов В.Д. Тайны информационной политики: социальный психоанализ информационных процессов. М., 2004.
- Попов В.Д. Журналистика как политическая наука. М., 2003.
- Пригожин И., Стингере И. Порядок из хаоса. М., 2000.
- Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 1993.
- Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2004.
- Психологические исследования дискурса. Сборник научных трудов / Отв. ред. Н. Д. Павлова. М., 2002.
- Психологический словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 2001.
- Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996.
- Психология госслужбы. Очерки по социальной психологии. М., 1997.
- Психология. Словарь/ Под общей редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 2003.
- Пушкарева Г. В. Политический менеджмент. М., 2005.
- Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: энциклопедический словарь. М., 2001.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.
- Свитич Л.Г. Профессия журналиста. М., 2003.
- Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000.
- Серван-Штрейбер Ж.-Л. Власть информации. М., 1973.
- Силкин В.В. Информация и коммуникация в системе государственной службы (социально-информациологический анализ). Саратов, 2005.
- Словарь иностранных слов. М., 1988.
- Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
- Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2005.
- Средства массовой информации постсоветской России /Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2002.
- Средства массовой информации/ Под ред. проф. Я. Н. Засурского. М., 2001.
- Стиглиц Д. Глобализация: тревожные тенденции. М., 2003.
- Стратегия динамического развития России: единство самоорганизации и управления. Материалы Первой международной конференции/ Под общей ред. В. Л. Романова, О. Н. Астафьевой. В V томах. М., 2004.
- Тавокин Е.П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. М., 2005.
- Тавокин Е.П. «Системные основы государственной информационной политики» в кн. «Массовые информационные процессы в современной России». М., 2002.
- Тавокин Е.П. «Системные основы информационной политики» в сб. «Государственная информационная политика: состояние и перспективы». М., 2001.
- Тимофеева Л.Н. Власть и оппозиция: взаимодействие и взаимоограничение, взаимоконтроль, коммуникация. М., 2004.
- Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2003.
- Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. М., 2004.
- Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. М., 2004.
- Уледов А.К. Психосоциология как интегративная отрасль научного знания. М., 1995.
- Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968.
- Управление общественными отношениями / Под общей ред.В. С. Комаровского. М., 2003.
- Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
- Федотов Г. П. Судьба и грехи России (Избранные статьи по философии русской истории и культуры). СПб, 1991.
- Философия. Учебник/Под общей редакцией доктора философских наук, профессора Л. Н. Москвичева. М., 2003.
- Франк СЛ. Предмет знания. Душа человека. М., 1991.
- Фролова Т. И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге. М., 2003.
- Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004.
- Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб, 2000.
- Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004.
- Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб, 2002.
- Шевченко А.В. Информационная устойчивость политической системы. М., 2004.
- Шевченко А.В. Социально-информациологическая парадигма и информационная реальность // Государственная служба. 2004. № 6.
- Шереги Ф. Социология политики. Прикладные исследования. М., 2003.
- Шестопал Е.Б. Личность и политика. М., 1988.
- Шкондин М.В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). М., 2000.
- Эрхард Л. Полвека размышлений. Речи и статьи. М., 1993.
- Юзвишин И.И. Основы информациологии. М., 2000.