Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Идея нации в политической культуре Франции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, отдельно отмечено то обстоятельство, что актуальности изучения национальной идеи в политической культуре добавляет и то, что на современном этапе развития цивилизации идея эта переживает новый период подъема, обусловленный упомянутым процессом всемирной интеграции, что не может не отразиться напрямую на состоянии умов в обществе. В таких условиях очень важным становится на только… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.стр
  • Глава.
  • Формирование и эволюция основных концепций понятия «нация» во французской исторической и политической мысли. исторический аспект).стр
  • Глава.
  • Идея нации как один из центральных элементов политической культуры. политологический аспект).стр
  • Глава.
  • Идея нации как средство самоидентификации личности. (культурологический аспект).стр

Идея нации в политической культуре Франции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Идея нации, будучи одной из центральных идей политической культуры нового времени, является, таким образом, своего рода, строительным материалом для конструирования политической парадигмы современности. Это обстоятельство дает нам право говорить об актуальности изучения проблематики, вынесенной в заглавие диссертационной работы. Исследуя проявления идеи нации в политической культуре, мы сможем понять многие поведенческие мотивы, которыми руководствуется человек в своей политической активностипрояснить структуру иерархии политических и, даже, в определенной степени, политико-моральных ценностей, которая существуют в современной политической культуре, а также в иных ее типах, начиная с периода присутствия в ней национальной идеи. Кроме того, исследование политико-культурной сферы необходимо для понимания сути политических процессов в обществе, в том числе, оно является попыткой выделить субъективный фактор в функционировании мира политического.

Нация, не только, по мнению ряда историков или политологов, но и в сознании простых людей, часто выступает в роли некоего критерия достигнутого к моменту ее возникновения обществом прогресса за счет его социальной, политической, экономической и даже морально нравственной консолидации, осуществленной, собственно, именем нации. Оборотной же стороной этого процесса является способность общества аккумулировать идею нации и желание людей этой идеей руководствоваться в процессе своей жизнедеятельности. Добровольное и осознанное восприятие человеком национальной идеи, в какой бы то ни было форме, есть один из переломных этапов истории цивилизации.

Актуальности изучения национальной идеи в политической культуре добавляет и то, что на современном этапе развития цивилизации идея эта переживает новый период подъема, обусловленный процессом всемирной интеграции, что не может не отразиться напрямую на состоянии умов. В таких условиях очень важным становится на только знание принципов и традиций политической культуры и исторических и идеологических корней такого явления, как идея нации, но и понимание и прогнозирование возможных форм ее эксплуатации разнообразными политическими объединениями, вариантов включения этой идеи в качестве стержневой в идеологические доктрины различного толка.

Соответственно, основными целями данного исследования являются, в первую очередь, попытка систематизировать и осветить различные этапы и аспекты развития в общественном и индивидуальном сознании национальной идеи на примере Франции, а также определить ее место в политической культуре современной Франции.

Поскольку, и на этой точке зрения сходится подавляющее большинство сторонников политико-культурного метода, каждой стране и каждой общественно-политической системе соответствует свой определенный и в известной степени даже уникальный тип политической культуры, то наше исследование национальной идеи мы построим на анализе конкретнофактического материала. В качестве источника для получения этого материала мы избрали исторический опыт и общественно-политическую систему современной Франции, а также, ее историческое и политическое прошлое.

Подобный выбор продиктован, в первую очередь, тем, что Франция явилась именно той страной, в истории которой национальная идея впервые проявила себя на широкой политической арене. Если вопрос о времени возникновения собственно нации остается, как уже говорилось, открытым, то почти все исследователи, тем не менее, на удивление единодушно связывают возникновение и утверждение политической версии национальной идеи и в политическом процессе в целом, и в политической культуре, в частности, с революционными событиями конца 18 столетия во Франции.

Как определил один из известных исследователей французской истории Ж. Сорель: «История Франции сопряжена с историей революции, призванной ее прервать» (1). Революционный взрыв изменил самые основы жизни общества, а не просто модифицировал его политическую и социальную структурув результате этого взрыва была не только построена новая государственная организация, но изменению подверглась вся система ценностей, на которой базировалось мировоззрение человека той эпохи. Особую роль в этой новой системе заняла национальная идея. Она стала своего рода парадигмой нового общественно-политического строя, вобрала в себя и отразила процесс политического обновления общества. Французский вариант положил начало множеству разнообразных модификаций национальной идеи в ее политическом виде, большинство из которых к рубежу 18−19 веков уже сформировалось в недрах различных общественно-политических образований.

Кроме того, предлагаемый материал интересен для изучения еще и тем, что Франция обладает весьма интересной и характерной страновой спецификой, которая, конечно, имеет место и в политической культуре. В частности, специфичными чертами французской политической культуры являются приверженность традициям при постоянной смене политических режимов, трепетное отношение французов к своему историческому прошлому или же идея французской исключительности, перерастающая в своего рода франкоцентризм и культ нации. П. Гултиер писал: «Франция поставила человечество над расой, права разума над правами природы и жизни, мораль над фактом» (2). Все это делает изучение национальной идеи на французском материале не только более интересным, но и более актуальным, так как, как мы увидим позднее, определяет ее центральное положение во французском типе политической культуры.

Указанные обстоятельства способствовали, во многом, и тому, что национальная тема оказалась крайне популярной во французской исторической и политической историографии. Однако поставленные в диссертации вопросов способствуют, тем не менее, заполнению определенной ниши в исследованиях, касающихся национальной проблематики, так как, как уже отмечалось, они помогают дистанцировать комплексы проблем, связанных собственно нацией и с национальной идеей соответственно.

Если говорить о национальной идее как о предмете исследования, которая поставлена нами в центр исследования, то для правильного понимания ее сути необходимо в первую очередь некоторым образом абстрагироваться от вопроса о рождении и влиянии на жизнь общества собственно нации. На современном этапе эта тематика не менее актуальна, но, тем не менее, непосредственной задачей данного исследования является проблема несколько иная, напрямую связанная с вышеозначенной, но принципиально самостоятельная. Вынесенная в заглавие работы задача была сформулирована, исходя из необходимости как четко разграничить, что, к сожалению, делается далеко не всегда, проблемы возникновения и развития нации как таковой и комплекс вопросов, связанных с существованием так называемой «идеи нации», так и систематически проанализировать последний.

Существующее между двумя обозначенными понятиями различие носит сугубо функциональный характер. Национальная тема присутствует и в экономике, и в политике, и в культуре, и в других сферах жизнедеятельности общества, являясь при этом вполне объективной и самостоятельной гранью комплексной проблемы, а идея нации является исключительно одной из форм самосознания человека, способом его самоидентификации в обществе и, в то же время, методом коллективного осознания единства и сущности данного общества. То есть, иными словами, национальная идея может влиять на проходящие в обществе процессы хоть и объективно, но исключительно опосредовано через человеческое сознание. Таким образом, если нация есть область исследования, например, политической науки в целом, то национальная идея, — это сфера на стыке идеологии, ментальное&trade-, культуры и психологии, относящаяся скорее к политической культуре общества. Самой главной из них является стремление постичь суть идеи нации как исторической и политической реалии, что представляет определенную сложность, так как национальная идея проявляет себя на стыке идеологии, ментальности, культуры и психологии и политической культуры. Иногда она проявляется преимущественно именно в последней, но никогда не исчерпывает политической культурой свое присутствие в общественном сознании.

Более того, при том, что в настоящее время существует ряд исследователей, причем преимущественно именно политологов, нежели историков, которые вообще начисто отрицают существование феномена нации, и считают ее просто своего рода фантомом, даже они не подвергают сомнению реальность существования и силу влияния на умы национальной идеи.

Предпринимаемая некоторыми исследователями попытка развенчания национальной идеи как грандиозного мифа нового времени стала неизбежной в настоящее время, когда кардинальному пересмотру подверглась теория формаций, и историки и политологи теряются в попытках найти такое определение тому обществу, в котором мы в настоящее время существуем, чтобы оно, хотя бы в самых общих чертах, отражало бы его сущность. И все же, необходимо понимать, что подобный подход к национальной проблематике подразумевает полное право на существование идеи нации, пусть даже, в виде политического мифа.

Французский историк Р. Лакомб писал в 1937 году: «Во Франции вне государства последовательно развивалась народная воля, а потому не было необходимости сражаться за формирование нации.» (3) Разделяя нацию и национальную идею, он делал из этого весьма любопытный вывод о возможности их раздельного существования.

Если же говорить о современности, то нельзя также не отметить и весьма оригинальную точку зрения, которой в области национальной проблематика придерживается, например, завоевавший популярность своими исследованиями Э.Геллнер. В своей работе «Пришествие национализма. Мифы нации и класса» он пишет, что национальные государства действительно стали нормой политической жизни после французской революции и явили собой соединение государства с национальной культурой. В то же время, по его мнению, вопрос о нации, — это вопрос о демократии, о том, какая государственно-политическая единица может иметь свое собственное правительство. Геллнер пытается развенчать миф о национальном духе, считая саму концепцию нации грандиозным фантомом, не более чем инструментом политического и идеологического воздействия. Он пишет следующее: «Именно национальная доктрина создает нацию, это не более чем идеологическая выдумка, которая может проявить себя при любых обстоятельствах. Нации, также как государства, есть случайность, а не всемирная необходимость» (4). Появление подобной позиции является характерной особенностью современной историографии, отражающей процессы мондиализации.

Подобную радикальную точку зрения можно поддерживать или опровергать, но одно является очевидным. Идея нации живет своей самостоятельной жизнью, развивается по своим законам, применимым только для идей, которые не в меньшей степени являются общественными реалиями, чем любое другое явление, и реализуется в мире политического преимущественно в политической культуре, которая является той его областью, которая наилучшим образом способна их аккумулировать.

Кроме того, задачу данной работы, логике разрешения которой соответствует и само ее построение, можно определить и как попытку выделить основные виды национальной идеи, превалирующие во французской политической культуре, проследить хронологию их возникновения, определить существующую между ними логическую связь. В качестве таковых, автор выделяет ставшие визитной карточкой французской общественной, философской и политической мысли концепции нации как политического организма, объединяющего граждан в рамках этого сообщества, и как духовного сообщества моральных личностей.

Кроме того, и это является не менее важным для определения уникальности и обособленности такого явления, как идея нации, она достаточно условно синхронизирует свои взлеты и падения с взлетами и падениями собственно нации, хотя связь между ними, безусловно, присутствует. Проблема определения сущности и силы указанной связи также будет поднята в представленной работе, хотя центральной областью исследования останется функционирование национальной идее в сфере политической культуры.

Методологической основой данной работы является политико-культурный подход. Это также привносит в работу дополнительную научную актуальность, так как само по себе выделения политико-культурной проблематики в качестве обособленного объекта исследования, попытки ее логического структурирования и формирование понятийного аппарата есть специфическая особенность второй половины двадцатого века.

В своих попытках определить место национальной идеи в политической культуре не следует забывать и о том, что само понятие политической культуры в данный момент не имеет достаточно четкого определения, с которым бы согласились все, или хотя бы большинство исследователей. По подсчетам канадского исследователя Г. Патрика, только к 1976 году подобных определений существовало более сорока, а с тех пор их количество заметно возросло, особенно в последние годы.

В целом, было бы правомерно сказать, что само по себе выделения политико-культурной проблематики в качестве обособленного объекта исследования, попытки ее логического структурирования и формирование понятийного аппарата есть специфическая особенность второй половины двадцатого века. Причины столь сильного исследовательского интереса к области политической культуры преимущественно кроются, в тех процессах, которые в настоящее время являются определяющими в мировой политической системе, в первую очередь, в процессе всемирной интеграции.

Еще в 1926 году был создан паневропейский союз, который в скорости возглавил министр иностранных дел Франции Аристид Бриан. Этим союзом был выработан проект создания объединенной Европы, который обсуждали 27 государств и, в конечном итоге, отвергли. В конце века, наконец, пришло время для реализации этих эпохальных замыслов.

В условиях постоянного сближения национальных государств по самым различным направлениям и формирования на этой почве в сознании людей новой системы общечеловеческих ценностей, становятся актуальными поиски и новых основ для коллективного и личностного самоопределения. Сторонники политико-культурного подхода начали проводить исследования политических процессов, поставив в их центр человеческую личность со всеми ее особенностями. Предпосылкой для формирования в политической науки четко выраженного политико-культурного направления стала развернувшаяся на рубеже 50-х — 60-х годов в США так называемая «бихевиористская революция».

Бихевиаристский подход позволил лучше понять принципы функционирования политической системы через анализ мотиваций, движущих отдельными индивидами в политическом процессе. Сформированный на его основе политико-культурный метод исследования, помог выделить вопросы, касающихся и общественного сознания, в том числе, политического, и сознания отдельно взятой личности в качестве одного из базовых факторов, определяющих сущность мира политического. На более высоком уровне обобщения мы понимаем комплекс явлений и процессов, объединенных в понятие политической культуры в первую очередь как некий коэффициент, позволяющий преодолеть формально-юридический подход к политике и придающий страновую индивидуальность функционированию одних и тех же политических систем или политических режимов, а также как фактор их стабильности.

Рождение и каждое проявление национальной идеи есть один из этапов и способов познания человеком мира и самого себя. Политико-культурный подход, который является методологической базой данного исследования, позволяет не ограничивать себя при изучении политических процессов и осуществлять комплексный их анализ с использованием приемов и методов таких смежных дисциплин как культурология, социология, социальная психологиято есть, обратясь к человеческой личности как к основному объекту исследования. Используя выражение историка Ж. Дело, можно сказать, что «нация есть общность, но не общество. Она является одной из важнейших, а, может быть, наиболее завершенных общностей, созданных цивилизацией» (5) Именно под данным углом зрения явление политической культуры и получило освещение в данной работе.

Хронологические рамки данной работы определяются, в частности, тем, что, если вопрос о времени появления необходимых для формирования нации объективных условий остается открытым и, несмотря на продолжительную и бурную дискуссию по данному поводу в среде, как историков, так и политологов, сохраняет свою актуальность и по сей день, то время выхода на историческую арену идеи нации практически всеми исследователями определяется одинаково.

Это время революционных событий во Франции конца 18 века, когда национальная идея впервые перешагнула рамки философских и научных дискуссий и заняла одно из центральных мест в политической доктрине новой власти. Начиная с этого периода, национальная идея неизменно присутствовала в политической культуре общества нового времени.

Как пишет, например, мыслитель столь оригинальный, как П. Лавров, проживший долгое время во Франции, который в своей работе «Национальности в истории» пишет: «Если черта, общая столь различным партиям новейшего периода не есть элемент „национальной идеи“, то едва ли мы найдем что-либо более характерное. Но кто искал когда-либо этой черты в феодальной Франции? А нельзя же не допустить, что французская национальность была уже обособлена в период феодализма.» (6).

Таким образом, отведенный нами для исследования период занимает, примерно, около двух веков. Мы будем иметь возможность проследить, как национальная идея утверждалась в политической культуре и адаптировалась к глобальным изменениям всей политической системы, создавая все новые и новые свои модификации. Особое внимание будет, безусловно, уделено, событиям Революции 1789 года, то есть, истокам национальной идеи, и, конечно, периоду современности. Необходимость более детального рассмотрения роли национальной идеи в наши дни обусловлено тем, что современные процессы интеграции в немалой степени повлияли на изменение ее места и роли в политической культуре.

Таким образом, к середине XIX в. во Франции в политической культуре уже сформировались в качестве основных те концепции национальной идеи, в основе которых лежал принцип открытого коллективного волеизъявленияиными словами, концепция нации как политического организма и как духовного сообщества. Они имеют общую суть, заключающуюся в том, что они являются инструментом идентификации личности и общества, но разное конкретное содержание. Обе эти концепции существуют и сосуществуют в политической культуре, но, фактически, сейчас мы имеем возможность наблюдать, как двадцатый век, чем дальше, тем больше выводит национальную идею из области политической и способствует ее трактовке с позиций отдельной человеческой личности. Мы обратимся последовательно к более детальному рассмотрению обеих означенных концепций. Это тем более важно, что обращение к конкретно-историческому материалу в данном случае не ограничивает нас в выводах и обобщениях, так как французской спецификой является лишь предпочтение тех или иных концепций, а в своих проявлениях эти концепции основываются на объективных обстоятельствах, присущих всему мировому процессу.

Выбор в качестве основного предмета исследования национальной идеи определил собой отказ от чисто хронологического способа изложения материала. Обращение к нему неизбежно породило бы необходимость более конкретного, чем хотелось бы обращения к теме собственно нации, в то время как существующие в настоящее время среди ученых разногласия по вопросу о хронологии ее возникновения чересчур уж серьезны и принципиальны. Достаточно, например, упомянуть лишь о том, что верхняя граница возможного возникновения нации, по мнению различных специалистов, варьируется от времени возникновения первых государств древнего мира до девятнадцатого века и наступления индустриальной эпохи.

Научная новизна представленной работы, в частности, заключается не только в признании и доказательстве того факта, что идея нации, безусловно, является одной из исторических реалий, появление которой представляет собой следствие национального строительства в обществе. Важнейшим является то обстоятельство, что национальная идея представляет из себя нечто принципиально иное, нежели собственно нация, так как существует не во всей исторической действительности, а только в общественном сознании, причем, преимущественно, как показало наше исследование, в политической культуре. Занять там одно из центральных мест национальной идее помогло то, что она является очень мощной объединяющей силой, причем для разных типов сообществ. Фактически, если сама по себе нация является неким единым социумом, то идея нации есть средство достижения этого единства.

Теоретическая и практическая значимость работы является, на взгляд автора, многоплановой.

Основным теоретическим итогом работы является систематизация существующих во французской политической культуре концепций национальной идеи, выстраивание хронологии их возникновение и раскрытие сути существующей между ними логической связи.

Национальная идея, как было показано в работе, имеет целый ряд различных модификаций, проявляющихся в зависимости от того, какие цели преследуются процессом национальной консолидации общества, и, соответственно, какие общественные силы стоят за этими процессами. Таким образом, знание законов развития идей в политической культуре и национальной идеи, в частности, помогает прогнозировать возможное влияние национального фактора на действия людей в случае создания той или иной политической ситуации в обществе.

Идея нации показана в работе также и как инструмент политической игры. Воспользовавшись словами Д. В. Драгунского, можно сказать, что «национальная идентичность создается общими для всех наций культурными институтами, прежде всего, системой образования, средствами массовой информации и другими институтами трансляции духовной культуры, а также единообразием институциональной организации во многих сферах экономики, политики и повседневной жизни.» (7) Таким образом, столь мощная сила проникновения национальной идеи в умы людей может использоваться политиками в собственных интересах. Знание законов функционирования национальной идеи в мире политического позволяет если не исключить совсем, то сократить возможность ее корыстной эксплуатации.

Представленная работа состоит из введения, трех глав, вторая из которых является центральной по смыслу и содержанию, и заключения.

Первая глава работы представляет собой своего рода обзор основных вариантов национальной идеи, существующих в общественном сознании французов, этапов их формирования и эволюции. В качестве базовых концепций национальной идеи можно выделить три, условно называемые этнической, политической и духовной, в соответствии с ее центральным элементом. Каждая из них получит в дальнейшем более полное освещение, в особенности последние две, которые являются собственно французскими по своему происхождению.

Вторая глава диссертации является центральной по своему содержанию и крупнейшей по объемув ней дается анализ идеи нации как важнейшего элемента политической культуры общества и раскрывается суть политической концепции национальной идеи.

Попытка проследить становление понятия «нации» в системе как государственно-правовых, так и ценностных категорий своего времени и выявить степень его сопряжения с наиболее ключевыми из них является одной из важнейших задач данной работы. В первую очередь, мы попытаемся проследить развитие и утверждение вплоть до сегодняшнего дня в сознании людей таких тандемов как нация-закон, нация-государство, нация-демократия, нация-Родина и др. Очень важным для понимания всего комплекса связанных с национальной идеей проблем является, также, и аспект, связанный с непосредственным использованием идеи нации в политической борьбе, в частности, соотношение ее с концепцией политического плюрализма, изменение интерпретации в зависимости от партийной принадлежности использующих ее идеологов.

Идея нации, безусловно, в немалой степени проявила себя и в области внешней политики, а потому этот специфический ее аспект требует особого изучения. Поэтому одной из задач работы является систематический анализ характерных для французов и для Франции принципов взаимодействия с другими нациями и их представителями, как на государственном, так и на личностном уровне, в частности, проблема французских колоний. Освещена под этим углом зрения весьма популярная в обществе идея французской исключительности и мессианства, а также, обособленный комплекс вопросов, связанный с раскрытием сущности такого самобытного и противоречивого явления как французский национализм.

Фактически, если суммировать вышесказанное, то можно сказать, что задачей, поставленной в данной главе, является попытка раскрытия сущности участия национальной идеи в политической жизни общества через анализ форм, принимаемых ею в политической культуре.

В третьей главе работы идея нации рассматривается как некая база для формирования духовного единства общества и раскрывается ее огромная роль как средства самоидентификации человеческой личности.

Для наиболее полного освещения этой проблемы необходимо, во-первых, сформулировать, а, во-вторых, по возможности, ответить на целый ряд вопросов, как то: где проходит граница, разделяющая идентификацию по расовому и по национальному признакамявляется ли причастность человека к нации осознанным и добровольнымкаковы факторы осознания причастности к нации на личностном уровнеявляется ли само ее существование объективным или же можно сознательно влиять на процесс ее формированиякаково соотношение национального и нравственного и, наконец, какова диалектика взаимосвязи между национальной личностью и сообществом, именуемом нацией. Все эти вопросы являются предметом исследования в третьей главе.

Наконец, особое внимание будет также уделено специфической проблеме национальной традиции и исторической памяти, без которых немыслимо понимание законов жизнедеятельности ни одного обществаи, как отражение их повседневной жизни, затронута тема о национальном мифотворчестве.

В заключении автором подводятся итоги исследования и делаются научные и практические выводы, позволяющие определить место национальной идеи в политической культуре и хронологизировать процесс ее там утверждения.

Кроме того, отдельно отмечено то обстоятельство, что актуальности изучения национальной идеи в политической культуре добавляет и то, что на современном этапе развития цивилизации идея эта переживает новый период подъема, обусловленный упомянутым процессом всемирной интеграции, что не может не отразиться напрямую на состоянии умов в обществе. В таких условиях очень важным становится на только знание принципов и традиций политической культуры и исторических и идеологических корней такого явления, как идея нации, но и понимание и прогнозирование возможных форм ее эксплуатации разнообразными политическими объединениями, вариантов включения этой идеи в качестве стержневой в идеологические доктрины различного толка. Следует при этом также помнить, что нация в глазах большинства простых людей есть не просто некий критерий, позволяющий в исторической перспективе проследить и объяснить различия между социумами различных типов и личностями, составляющими эти социумы, но и своего рода «начало истории», точка отсчета и первая ступень прогресса.

Приведенные аргументы позволяют убедиться в безусловной важности вынесенной в заглавие темы для понимания законов и основ жизнедеятельности общества, а также актуальности ее изучения на современном этапе.

Заключение

:

134. Hoffmann S. «Thoughts on the Franch nation today’V/Daedalus N3 vol.122 Oxf.-Cambr.-N.-Y., 1993 p.78.

135. Maurras Ch. «Mes idees politiques» P. 1986 p.282.

136. Casanova A. «Ethnies, nations and independance en 1992» .//Pensee N287 Par., 1992 p.23.

137. Lefebvre H. «La nationalisme contre la nation» P.1937 p.91.

138. Цит. no Aron R. «Paix et guerre entre les nations». Par., 1962 p.735.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Actes du Simposium internationale a Rouen (nov.1992)
  2. Annales de philosophie politique. L'idee de la nation. Paris., 1969
  3. R. «L'homme contre les tyrans». N.-Y.1944
  4. R. «Paix et guerre entre les nations». Par., 1962
  5. Aulard A. «La patriotisme francaise de la Renaissance a
  6. M. «Scenes et doctrines du nationalisme». Par., 1925
  7. J. «Esquisse d’une histoire des francais dans leur volonte d’etre une nation» Par., 1932
  8. F. «L'identite de la France» v.1 Paris., 1987
  9. J.H. «The historical evolution of modem nationalism» N-Y., 1968
  10. A. «Ethnies, nations and independance en 1992».//Pensee N287 Par., 1992
  11. J. «Histoire de la pensee politique». Par., 1984
  12. J. «Les italiens qui ont fait la France».//L'histoire N211 juin 1997 12. Daudu Y. «Les francais a la une» Par. 1987
  13. J. «La Nation. La probleme de civilisation». Montreal, 1944
  14. F., Ozouf M. «Dictionnaire critique de la revolution francaise» Paris., 1988
  15. A. «Dictionnaire historique de la revolution francaise» Paris., 1989
  16. L’etat de la France Par., 1989
  17. Fontenaille «La loi des nations.»
  18. F. «La nation. Essor et declin des societes modernes». Par., 198 718. «La France et les francais». Par., 1972
  19. G. «L'idee de peuple en France 17−19s». Strasb., 1988
  20. D. «The independance of Nations». N.-Y., 1981
  21. Gaultier «L'ame francaise». Par., 1936
  22. R. «Introduction a l’histoire du nationalisme francais»//Revue francaise de science politique. Par., 1958 N3
  23. E. «Nations and nationalism». Oxford, 1983
  24. J. «La Grande nation». Par., 1956
  25. J. «Nation, Patrie, Nationalisme et Patriotisme»//Annales historiques de la Revolution francaise N206 Par., 1971
  26. J. «Diagnostic de la France». Par., 1959
  27. E. «La France». Par., 1947
  28. B. «Etat et nation en Europe au Moyen Age» //Revue historique Par., 1970 N496
  29. Guiomar J.-l. «L'ideologie nationale. Nation, representation, propriete». Vienne, 1974
  30. Guizot M. De la democratie en France Par., 1849
  31. P. «La victoire de la France sur les francais» Par., 1915
  32. D.L. «Contemporary France». Lond., 1979
  33. Hayes Carlton «Historical evolution of modern nationalism.» N.-Y., 1949
  34. L’heritage de la revolution francaise Paris., 1989
  35. S. «Thoughts on the Franch nation today’V/Daedalus N3 vol.122 Oxf.-Cambr.-N.-Y., 1993
  36. Jenkins B."Nationalism in France» Marylend., 1990
  37. H. «France between Britain and Germany’V/Journal of the history of ideas N3 June Par., 1956
  38. R. «Decline de l’individualisme?» Par., 1937
  39. H. «La nationalisme contre la nation.» Par., 1937
  40. J. «Histoire du patriotisme en France.» Par., 1968
  41. J.R. «State and nation in medieval France’V/Journal of historical sociology N3 vol.7 Oxford-N.-Y., 1994
  42. A. «La formation de l’unite francaise.» Par., 1969
  43. Marquis H."Aux origines de la Germanophobie: la vision de l’Allemand en France aux 17−18 siecles."//Revue historique. Par., 1991 N580
  44. E. «Formation et composantes du sentiment national» //Cosmopolitiques Par., 1990 N16
  45. M. «La formation morale de la France.» Par., 1949
  46. Ch. «Mes idees politiques» Par., 1986
  47. P. «La difficile dialogue du couple Etat-Nation'7/Revue des sciences morales et politiques N3 Par., 199 248. «Modem France: problems of 3 and 4 Rspubliques.» Princeton, 1951
  48. Mortelli «Comprendre la nation» Paris., 1979
  49. C. «L'idee republicaine en France.» Par., 1982
  50. E. «Q'est-ce q’une nation.» Par., 188 256. «Revue internationale des sciences sociales» N3 Par., 1971
  51. Salmon J.H.M. «Renaissance and revolt: Essays in the intellectual and social histiry of early modern France». Cambr., 1987
  52. R. «Les mots pour le prie. La vocabulaire xenophobe dans l’entre deux-guerres.» //Hommes et migrations. Par., 1992 N1154
  53. Seignobos Ch. Histoire sincere de la nation francaise Par., 1933
  54. Seton-Watson H. «Nations and States.» Lond., 1977
  55. E. «Q'est-ce que la Tiers Etat?» Par., 1888
  56. P.A. «Nationalisme, reactions identitaires et communaute imaginee.» //Hommes et migrations. Par., 1992 N1154
  57. Valette J» Wahl A."Les Francais et la France (1859−1899)» Par., 1986
  58. К. F. «Les nations et le sentiment national dans l’Europe medievale»//Revue historique. Par., janv.-mars 1967
  59. Wolfreys J."An iron hand in a velvet glove: The programme of the Franch Front National’V/Parliamentary affairs N3 vol.46 Lond., 1993
  60. M. «Апология истории» M., 1986
  61. П. «Национализм: сравнение Франции и Германии"//Вопросы социологии N½ 1993
  62. М.С. «Исторические взгляды Жана Бодена». Автореф.дисс. М., 1993
  63. Виллар Ж. и К. «Формирование французской нации» М., 1957
  64. Э. «Национализм возвращается’У/Новая и новейшая история М., 1989 N5
  65. Э. «Пришествие национализма. Мифы нации и класса» (Путь N1 1992г.)
  66. В. Собрание сочинений т.15 М., 1953
  67. Д.В. «Макрополика (заметки о детерминизме национального поведения)// Полис N5 1995г.
  68. История Франции в 3-х томах М., 1972
  69. Ю. «Чужое и свое’У/Новый мир N6 1995г.
  70. Г. В. «Особый случай корсиканской автономии'7/Полис N5 1995г. 76. Коваленко Ю. «Остров белых ворфоломевских ночей». //Известия 25.08.85
  71. И.Е. «Нация и политический национализм». //Полис N2 1997г.
  72. П. «Национальности в истории» Киев, 191 778. Мишле Ж. «Народ» М., 1965
  73. А.И. «Национализм как теоретическая проблема». //Полис N6 1995г.
  74. В.С., Смирнов В. П. «Традиции Великой Французской Революции в жизни современной Франции». М., 1991
  75. Пую А. «Концепция политического плюрализма» Спб., 1994
  76. М. Избранные сочинения М., 1963
  77. Ю.И. «Французы у себя дома» М., 1989
  78. Руссо Ж.-Ж. «Общественный договор». М., 1906
  79. А. «Проблема нации в ходе социальной борьбы в ходе революции» («Новая и новейшая история» N6 1963)
  80. Средневековая Европа глазами современников и историков. М., 1994
  81. В.А. «Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе» («Вопросы философии» N12 1990)
  82. Т.М. «Европейская идея: путь к интеграции"//Вопросы философии N5 1996г.
  83. А. «Военное строительство во Франции и России»//МЭМО N7 1993г.
  84. А. «Институты власти во Франции»//МЭМО N 8−9 1994г.
  85. Ян Э. «Демократия и национализм: единство или противоречие». //Полис N 1 1995г.
Заполнить форму текущей работой