Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка состава низколегированного износостойкого чугуна и технологического процесса производства монометаллических гильз цилиндров автомобильных двигателей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель настоящей работы заключалась в разработке состава низколегированного износостойкого чугуна и технологического процесса получения из него отливок монометаллических гильз цилиндров автомобильных двигателей. При этом определяли рациональное содержание углерода, кремния и легирующих элементов, величину модифицирующей добавки, создавали адекватную математическую модель, позволяющую прогнозировать… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Условия работы гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания
    • 1. 2. Влияние структуры и свойств чугуна на износостойкость гильз цилиндров
      • 1. 2. 1. Процессы изнашивания пары трения «гильза цилиндра — поршневое кольцо»
      • 1. 2. 2. Абразивный износ чугунов
      • 1. 2. 3. Антизадирные свойства чугунов
      • 1. 2. 4. Коррозионная стойкость чугунов
      • 1. 2. 5. Износ чугунов при сухом трении и в присутствии смазки
      • 1. 2. 6. Опыт ЗИЛа по применению износостойких чугунов
    • 1. 3. Основные требования к структуре чугуна для гильз цилиндров и особенности кристаллизации половинчатых чугунов
    • 1. 4. Выбор легирующих элементов и определение химического состава чугуна
    • 1. 5. Характер распределения легирующих элементов между структурными составляющими чугуна
    • 1. 6. Графитизирующее модифицирование половинчатых чугунов
    • 1. 7. Выводы
    • 1. 8. Задачи исследования
  • Глава 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИИ
    • 2. 1. Материал исследований
    • 2. 2. Получение остаточной эвтектической жидкости
    • 2. 3. Оценка износостойкости чугунов
    • 2. 4. Микрорентгеноспектралъный и рентгенострук-турный анализы
    • 2. 5. Определение обрабатываемости и металлографическое исследование чугуна
  • Глава 3. ЗАВИСИМОСТЬ СТРЖГУРЫ И СВОЙСТВ ЧУГУНА ОТ ХАРАКТЕРА ПРОЦЕССОВ МИКРОЛИКВАДИИ
    • 3. 1. Влияние содержания кремния, хрома и ванадия на микроликвацию легирующих элементов, структуру и свойства чугуна
    • 3. I.I.Зависимость структуры и свойств чугуна, а также микроликвации хрома и ванадия в отливках гильз цилиндров от химического состава сплава
      • 3. 1. 2. Зависимость структуры и свойств чугуна, а также микроликвации хрома и ванадия в кольцевых образцах от химического состава сплава
      • 3. 1. 3. Анализ полученных результатов и выбор дальнейшего направления исследований
      • 3. 2. Влияние концентрации углерода, кремния, хрома, ванадия и модифицирования на структуру и свойства чугуна
      • 3. 2. 1. Влияние состава чугуна на его структуру и свойства в отливках гильз цилиндров
      • 3. 2. 2. Влияние состава чугуна на его структуру и свойства в кольцевых образцах
      • 3. 2. 3. Анализ полученных результатов и выбор рациональных пределов варьирования факторов
      • 3. 3. Выводы
  • Глава 4. ОСОБЕННОСТИ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ И
  • СТРУКТУР00БРА30ВАНИЯ ЧУГУНА
    • 4. 1. Процессы кристаллизации и структурообразования в половинчатых чугунах
    • 4. 2. Рентгеноструктурный и микрорентгеноспект-ральный анализ фаз и структурных составляющих
    • 4. 3. Исследование структуры медленно охлажденных чугунов и определение устойчивости карбидной фазы
    • 4. 4. Ликвация легирующих элементов в остаточную эвтектическую жидкость
    • 4. 5. Влияние модифицирования
    • 4. 6. Определение природы оторочек вокруг карбидов
    • 4. 7. Выводы
  • Глава 5. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПОЛУЧЕНИЯ ОТЛИВОК ШЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ
    • 5. 1. Склонность чугуна к образованию усадочных дефектов
    • 5. 2. Исследование обрабатываемости чугуна
    • 5. 3. Исследование усталостной прочности чугунов
    • 5. 4. Выводы
  • Глава 6. ПРОМЫШЛЕННОЕ ОПРОБОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 6. 1. Опытно-производственные плавки гильз
    • 6. 2. Эксплуатационные испытания гильз
    • 6. 3. Выводы

Разработка состава низколегированного износостойкого чугуна и технологического процесса производства монометаллических гильз цилиндров автомобильных двигателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года, принятых ХХУ1 съездом КПСС, особое внимание обращено на рациональное использование производственного потенциала страны, всемерную экономию всех видов ресурсов, повышение технического уровня и улучшение.

В автомобилестроении одной из важнейших задач является повышение надежности и долговечности двигателей, что в значительной степени зависит от характера и темпа изнашивания их деталей, в частности гильз' цилиндров. Срок службы указанной детали в основном определяется износом рабочей поверхности цилиндра, в свою очередь зависящим от свойств материала, условий трения и других факторов.

Как показал анализ деталей после эксплуатации, на рабочей поверхности цилиндров, особенно в их верхней части, имеют место различные виды разрушений, связанные с протеканием процессов изнашивания в условиях граничной смазки и повышенной температуры при наличии образивных частиц пыли, а также продуктов сгорания.

В этих условиях материал цилиндров должен обладать высокими антиизносными и антизадирными свойствами. Особенности массового производства требуют, чтобы сплав, из которого изготовлены гильзы цилиндров, кроме достаточно высокой износостойкости обладал хорошими литейными свойствами и удовлетворительной обрабатываемостью, а также имел невысокую стоимость и обеспечивал ремонтно-пригодность детали.

Для того чтобы в первую очередь удовлетворить требования к ресурсу двигателей, на ряде заводов (ЗИЛ, ГАЗ, УМЗ) идут по пути качества выпускаемой продукции, в том числе и автомобилей топлива и масла тязготовления комбинированных гильз цилиндров. В этом случае сначала изготавливают гильзу из низколегированного чугуна марки СЧ 20 I, а затем в верхнюю, наиболее изнашиваемую зону детали, запрессовывают вставку из высоколегированного чугуна типа «нирезист» [^б] •.

Как показал опыт производства и эксплуатации двигателей, такие гильзы хотя и обладают повышенной износостойкостью и удовлетворительной обрабатываемостью, однако, весьма дороги и трудоемки в изготовлении и, кроме того, неремонтнопригодны. Поэтому проблема изыскания состава износостойкого чугуна для изготовления монометаллических гильз, имеющего удовлетворительную обрабатываемость, неплохие литейные свойства и сравнительно невысокую себестоимость, в настоящее время является весьма актуальной.

Вопросы повышения износостойкости чугунов постоянно привлекают к себе внимание литейщиков. Они нашли отражение в работах Н. Н. Александрова, К. П. Бунина, Н. Г. Гиршовича, Д. П. Иванова, А. Е. Кривошеева, Я. Н. Малиночки и др. В монографиях Н. Г. Гиршовича, Е. Пивоварского, В. П. Гречина, М. М. Тененбаума, В. Е. Канарчука, И. М. Любарского и Л. С. Палатника, М. М. Хрущева и М. А. Бабичева рассматривается влияние структуры и свойств чугуна на величину износа при различных видах трения. Однако сложность и специфичность механизма изнашивания реальных деталей часто не позволяют оценивать пригодность материала в тех или иных условиях эксплуатации только по результатам длительных лабораторных испытаний на машинах трения. Последнее обусловлено тем обстоятельством, что в ходе эксплуатации величина износа определяется соотношением и интенсивностью различных, подчас одновременно протекающих процессов абразивного изнашивания, схватывания, окисления, коррозии и др. При исследовании же на машинах трения имитируется, как правило, лишь один вид износа, задаваемые при этом нагрузки обыгчно не соответствуют усилиям, действующим на детали в реальных условиях.

Следует отметить, что практически все рекомендации по повышению износостойкости гильз цилиндров, приведенные в литературе, были в той или иной степени проверены на ЗШГе в условиях опытной эксплуатации двигателей. Все они, к сожалению, по тем или иным причинам не принесли ожидаемого результата. Поэтому выбор комплекса свойств, по которым следует оценивать пригодность износостойкого чугуна в качестве материала для изготовления монометаллических гильз, должен был базироваться на анализе результатов ранее проведенных испытаний.

Предмет исследования. В работе исследована составная часть проблемы управления формированием структуры чугуна при литьерегулирование интенсивности процессов графитообразования и микроликвации элементов.

Цель настоящей работы заключалась в разработке состава низколегированного износостойкого чугуна и технологического процесса получения из него отливок монометаллических гильз цилиндров автомобильных двигателей. При этом определяли рациональное содержание углерода, кремния и легирующих элементов, величину модифицирующей добавки, создавали адекватную математическую модель, позволяющую прогнозировать свойства чугуна и управлять ими, разрабатывали рациональную литниковую систему, обеспечивающую получение качественных отливок.

Основная научная задача, которую необходимо было решить, состояла в выявлении закономерностей влияния содержания углерода, кремния, хрома, ванадия и модифицирования на процессы графитообразования и микроликвации кремния, хрома и ванадия в жидкой фазе при кристаллизации чугуна, их влияния на возникающую микронеоднородность распределения данных элементов в объеме эвтектической ячейки и изучении особенностей формирования в этих условиях" структуры и свойств чугуна.

Цель и задачи настоящего исследования определены в соответствии с «Основными направлениями диссертационных исследований по литейному производству», в которых особое значение придается «.разработке литейных сплавов. с определенными рабочими.. свойствами и разработке методов управления процессом формирования отливок с использованием АСУ ТП» .

В соответствии с результатами анализа литературных данных в ходе выполнения настоящей работы необходимо было решить следующие задачи:

1) определить структуру чугуна, обеспечивающую требуемую износостойкость гильз. цилиндров двигателей в условиях серийной эксплуатации;

2) выбрать комплекс легирующих элементов, обеспечивающих получение заданного сочетания структурных составляющих;

3) разработать методику для исследования микроликвационных явлений в жидкой фазе при кристаллизации чугуна и выбрать методику для предварительной оценки износостойкости сплава в лабораторных условиях;

4) исследовать влияние содержания легирующих элементов в чугуне на. концентрацию элементов в структурных составляющих сплава и установить взаимосвязь процесса микроликвации элементов с формированием структуры и свойствами чугуна (износостойкостью, твердостью, пределом прочности при растяжении, склонностью к от-белу, усталостной прочностью);

5) разработать технологический процесс получения отливок гильз цилиндров и произвести его промышленное опробование;

6) определить в ходе стендовых и эксплуатационных испытаний гильз цилиндров, изготовленных из разработанного чугуна, его фактическую износостойкость и одновременно оценить таким образом адекватность выбранной для ее предварительной оценки методики.

Основным методом решения поставленной задачи явились теоретический анализ и экспериментальное исследование в лабораторных и цеховых условиях влияния содержания углерода, кремния, хрома, ванадия, графитизирующего модифицирования и скорости охлаждения чугуна на микроликвацию кремния, хрома и ванадия в жидкой фазе при кристаллизации сплава, микронеоднородность концентрации этих элементов в структурных составляющих чугуна, его структуру и свойства, а также анализ внутренней связи между структурой и свойствами чугуна.

Новыми научными результатами, полученными в работе, явились:

— установление закономерностей влияния графитообразования и микроликвации кремния, хрома и ванадия на структуру и свойства половинчатого чугуна, легированного этими элементами;

— разработка методики и исследование ликвации кремния, хрома и ванадия в жидкой фазе сплава при его кристаллизации;

— уточнение механизма влияния кремния, хрома и ванадия на процесс образования карбидов типа МвуС^;

— выявление и анализ взаимодействия кристаллизационных факторов, связанных со скоростью охлаждения и процессом микроликвации, и его влияния на структуру чугуна.

Основные положения, выдвигаемые для защиты.

1. Установление закономерностей зависимости износостойкости чугуна и его стойкости к схватыванию от структуры сплава.

2. Разработка состава чугуна для изготовления монометаллических гильз цилиндров двигателя, удовлетворяющего требованиям, предъявляемым к гильзам с нирезистовой вставкой.

3. Раскрытие механизма особенностей формирования структуры комплекснолегированного чугуна и разработка на этой основе технологических параметров, обеспечивающих получение требуемых свойств.

Практическая ценность работы заключается в определении состава износостойкого чугуна, создании программы для ЭВМ, позволяющей прогнозировать свойства сплава и регулировать их, а также разработке основных технологических параметров получения из синтезированного чугуна высококачественных отливок.

Широкое внедрение указанного чугуна позволит сократить расход дефицитных и дорогостоящих никеля и меди, уменьшить трудовые и энергетические затраты на изготовление деталей и получить только на ЗИЛе экономический эффект в сумме 340 тыс. руб. в год.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Изучены особенности и выявлены закономерности процессов карбидои графитообразования в низколегированных хромо-кремнист ованадиевых чугунах в зависимости от кинетических и термодинамических факторов процесса кристаллизации.

2. Установлена взаимная зависимость характера протекания графитообразования и микроликвации хрома и ванадия, позволяющая регулировать структурообразование и формирование свойств чугуна в литом состоянии. Показано, что при скорости охлаждения 42°С/мин и наличии в структуре 5% и более графита концентрация хрома и ванадия в карбидах будет соответственно в 6,0 и 13,0 раз выше чем в среднем по сплаву, что обеспечивает получение структуры и свойств чугуна, полностью удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к материалу гильз цилиндров двигателей автомобиля.

3. Теоретически обоснован и экспериментально подтвержден наиболее рациональный состав хромокремнистованадиевого чугуна для изготовления монометаллических гильз цилиндров двигателей автомобиля. При этом заданная структура и свойства чугуна достигаются в литом состоянии при наличии в сплаве 3,0. 3,2% С- 3,7. 4,0% Si — 1,6. 1,8%Сг — 0,1. 0,2% V и обязательном модифицировании расплава 75%-ным ферросилицием в количестве 0,3. 0,6%.

4. Исследован механизм и установлены зависимости влияния содержания кремния, хрома и ванадия в чугуне на процесс образования в его структуре карбидов тригонального типа, обеспечивающих повышение износостойкости хромокремнистованадиевого чугуна. Показано, что хром и ванадий взаимно усиливают процесс микроликвации карбидообразующих элементов, приводящий к увеличенига содержания данных элементов в карбидах и образованию карбидов типа МвуС3. Кремний способствует образованию тригона-льных карбидов в результате усиления процессов графитообразо-вания и микроликвации хрома и ванадия.

5. Установлено, что даже при одинаковом содержании хрома и ванадия в карбидах цементитного и тригонального типа, триго-нальные карбиды более компактны и вследствие этого имеют микротвердость в среднем на 0,75 ГПа выше, чем карбиды цементитного типа.

6. Показано, что при небольших скоростях охлаждения хро-мокремнистованадиевого чугуна (до 42°С/мин) ведущую роль при кристаллизации играют термодинамические факторы, связанные с развитием процессов микроликвации хрома и ванадия, а при более высоких скоростях охлаждения чугуна (до 700°С/мин) — кинетические факторы, приводящие к подавлению процесса микроликвации этих элементов.

7. Разработан алгоритм сплава и рабочая программа для ЭВМ, позволяющие не только прогнозировать износостойкость, твердость и прочность чугуна применительно к отливкам гильз цилиндров автомобильных двигателей, но и давать рекомендации по доводке жидкого металла.

8. Изучены литейные свойства чугуна и разработан технологический процесс получения литых заготовок монометаллических гильз цилиндров автомобильных двигателей из хромокремнистова-надиевого чугуна. По разработанной технологии изготовлена и поставлена для эксплуатации на автомобили опытно-промышленная партия гильз цилиндров из комплекснолегированного чугуна.

9. Определено, что износостойкость разработанного чугуна в условиях, характерных для гильз цилиндров автомобильных двигателей, не ниже чем у «нирезиста» .

10. Установлено, что применение методики предварительной оценки износостойкости чугунов по статистическому параметру распределения микротвердости его структурных составляющих значительно облегчает выбор износостойкого сплава и создает предпосылки для сокращения сроков исследований и ускорения внедрения их результатов в производство.

11. Внедрение результатов работы позволит только на ПО ЗИЛ получить годовой экономический эффект в размере 340 тыс. руб за счет сокращения расхода дефицитных и дорогостоящих никеля и меди, снижения трудовых, материальных и энергетических затрат.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официально-документальные материалы
  2. Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года. В кн.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с.131−205.
  3. Основные направления диссертационных исследований по литейному производству. Литейное производство, 1980,2, с.37−38.2. Материалы конгрессов
  4. . Образование различных типов графита в сером чугуне. В кн.: 35 Международный конгресс литейщиков, Киото. М.: Машиностроение, 1972, с.46−49.
  5. ., Танненбергер X. Влияние модифицирования на гра-фитизацию чистых сплавов Ft-С и hC-C-Si. Б кн.:
  6. Международный конгресс литейщиков, Детройт. М.: Машиностроение, 1967, с.46−54.
  7. Г. Связь между скоростью кристаллизации эвтектики чугуна и структурой графита. В кн.: 35 Международный конгресс литейщиков, Киото. М.: Машиностроение, 1972, с.154−159.
  8. ., Маржери Ж. К. Микроликвация в чугунах. -В кн.: 30 Международный конгресс литейщиков, Прага. М.: Машиностроение, 1967, с.63−72.3. Книги
  9. Ю.П. Введение в планирование эксперимента. -М.: Металлургия, 1969, 159 с.
  10. Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование при поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1976, 279 с.
  11. Н.Н., Клочнев Н. И. Технология полученияи свойства жаростойких чугунов. М.: Машиностроение, 1964, 171 с.
  12. Л.С. Рентгеновский микроанализ с помощью электронного зонда. Пер. с англ. М.: Металлургия, 1966, 215 с.
  13. И.Н. Металлография чугуна. Свердловск: Ме-таллургиздат, 1962, 392 с.
  14. А.А. Исследование механизма и кинетики кристаллизации сплавов эвтектического типа. М.-Л.: ОНТИ, 1935, 81 с.
  15. К.П., Малиночка Я. Н., Таран Ю. Н. Основы металлографии чугуна. М.: Металлургия, 1969, 414 с.
  16. К.П., Таран Ю. Н. Строение чугуна. М.: Металлургия, 1972, 160 с.
  17. Н.Г. Кристаллизация и свойства чугуна в отливках. М.: Машиностроение, 1966, 563 с.
  18. Н.Г. Современное состояние теории графити-зации. Л.: ЛДНТП, I960, 93 с.
  19. Справочник по чугунному литью. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Н. Г. Гиршовича. — Л.: Машиностроение, 1978, 758 с.
  20. И.Н., Масленков С. Б. Дендритная ликвация в сталях и сплавах. М.: Металлургия, 1977, 224 с.
  21. С.С., Расторгуев Л. Н., Скаков Ю. А. Рентгенографический и электронномикроскопический анализ (приложение). М.: Металлургия, 1970, 108 с.
  22. В.П. Износостойкие чугуны и сплавы. М.: Машгиз, 1961, 128 с.
  23. М.А., Пономарев Н. Н. Износ и долговечность автомобильных двигателей. М.: Машиностроение, 1976, 248 с.
  24. А.А. Геометрическая термодинамика сплавов железа. -М.: Металлургия, 1979, 231 с.
  25. И.Г. Планирование эксперимента при исследовании многокомпонентных систем. М.: Наука, 1976, 390 с.
  26. .Е. Долговечность и износ двигателей при динамических режимах работы. Киев: Наукова думка, 1978, 255 с.
  27. Н.И. Литейные свойства чугуна. М.: Машиностроение, 1968,132 с.
  28. О.С. Формирование структуры чугунных отливок. Минск: Наука и техника, 1977, 224 с.
  29. .И. Трение, смазка и износ в машинах. -Киев: Техника, 1970, 395 с.
  30. И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968, 480 с.
  31. М.А. Механизм диффузии в железных сплавах. -М.: Металлургия, 1972, 400 с.
  32. А.А., Енукидзе В. М., Школьников Э. М. Гильзы цилиндров из хромокремнистого сплава для автомобильных двигателей. М.: НИИНавтопром, 1972, 75 с.
  33. И.М., Палатник Л. С. Металлофизика трения. -М.: Металлургия, 1976, 176 с.
  34. В.Н., Федоров В. Д. Применение методов математического планирования эксперимента. М.: МГУ, 1969, 128 с.
  35. Маслен-ков' С. Б. Применение микрорентгеноспектрально-го анализа. М.: Металлургия, 1968, 110 с.
  36. Ю.А. Стальное литье. М.: Металлургиздат, 1948, 766 с.
  37. Е. Высококачественный чугун. Пер. с нем.- М.: Металлургия, 1965, 1184 с.
  38. Н.М. Карбидный анализ стали. М.: Оборонгиз, 1957, 100 с.
  39. С.А. Стереометрическая металлография, М.: Металлургия, 1976, 272 с.
  40. Ю.Н., Мазур В. И. Структура эвтектических сплавов. М.: Металлургия, 1978, 312 с.
  41. М.М. Износостойкость конструкционных материалов и деталей машин при абразивном изнашивании. -М.: Машиностроение, 1966, 331 с.
  42. У. Термические методы анализа. Пер. с англ.- М.: Мир, 1978, 526 с.
  43. М.М., Бабичев М. А. Абразивное изнашивание. -М.: Наука, 1970, 251 с.
  44. Д.Н. Роль примесей в процессе графитизации чугунов. Минск: Наука и техника, 1968, 153 с.
  45. А.Д., Якушин Н. Н. Чугуны для гильз цилиндров автомобильных двигателей. М.: НИИНавтопром, 1978, 72 с.
  46. .М., Ларин Т. В. Влияние микроструктуры чугуна гильз и поршневых колец на износостойкость. Литейное производство, 1975, № I, с. 15.
  47. Р.И. Микроликвация хрома и кремния в первичной структуре серого чугуна. Литейное производство, 1974, Л° 7, с.23−24.
  48. Влияние легирующих элементов на структуру белых чугунов/ А. Е. Кривошеев, И. А. Николаев, Л. Т. Калинина и др. -Литейное производство, 1967, № 7, с.19−21.
  49. Влияние элементов Уа и У1а подгрупп на термодинамику чугуна и его склонность к графитизации / А. А. Жуков, И. А. Вашуков, Р. Л. Снежной и др. Металлы, 1981, № 2, с.124−128.
  50. Н.Г., Иоффе А. Я. Фосфидная эвтектика, особенности строения и ее влияние на свойства чугуна.
  51. В сб.': Современные достижения литейного производства. М.: Машгиз, I960, с.299−308.
  52. М.А., Пономарев Н. Н., Шанин Е. И. Опыт применения нирезистовых вставок в цилиндрах двигателей. -Автомобильная промышленность, 1972, 16 8, с.3−6.
  53. А. А. Обратная ликвация кремния в чугуне.- Литейное производство, 1957, № II, с.21−24.
  54. А.А. Термодинамика микроликвации и влияние элементов на структуру нелегированного и легированного чугуна. Металловедение и термическая обработка металлов, 1979, В 6, с.20−23.
  55. Износ гильз блока цилиндров / А. В. Лакедемонский, Г. И. Пленцов, А. Д. Шерман и др. Автомобильная промышленность, 1967, № 2, с.8−9.
  56. Износостойкий марганцевый чугун / Д. Г. Громаковский, Е. В. Глобенко, Б. А. Романов и др. Литейное производство, 1976, № II, 8 с.
  57. Исследование эффективности воздействия некоторых ти^ пов модификаторов на свойства серого чугуна / Н.И.Ко-белев, А. В. Козлов, В. Д. Винокуров и др. Литейное производство, 1982, № 2, с.8−10.
  58. М.А. Влияние температуры закалки на внутреннее трение Fe-SL -сплавов. Физика металлов и металловедение, 1965, т.19, вып. I, C. III-II6.
  59. И.К., Добровольский И. И., Давыдов С. В. Влияние включений графита на износостойкость синтетического чугуна. Литейное производство, 1979, № 6, с.5−6.
  60. Ликвация легирующих примесей в сером чугуне / Н. И. Репина, И. Е. Лев, А. И. Яценко и др. Литейное производство, 1967, Jfe 7, с.21−22.
  61. Я.Н. Фазовые состояния и внутрикристалли-ческая ликвация в Fc-CSi-сшавах. Литейное производство, 1957, № 10, с.19−22.
  62. Механизмы износа и повышение сроков службы цилиндров двигателей / М. А. Григорьев, Б. И. Костецкий, В. В. Карпенко и др. Автомобильная промышленность, 1978, № 2,с.3−6.
  63. Монометаллические гильзы цилиндров из износостойкого хромистого чугуна / М. М. Левитан,.В. А. Черняйкин, И.В.Ма-ртемьянов и др. Автомобильная промышленность, 1978,6, с.31−34.
  64. В.Г. О влиянии графитовых включений на износостойкость чугунных подшипников скольжения. Литейное производство, 1980, Jfc II, с. 17−18.
  65. Оценка износостойкости деталей поршневой группы / В. А. Васильев, В. Н. Иванов, А. Г. Османцев и др. В сб. Тез.докл. I Всесоюзной конференции «Предприятие-ВУЗ» М., 1980, ч.2, с.51−52.
  66. Распределение легирующих элементов в фосфористых чугунах / Б. М. Гринберг, Л. К. Гущина, А. А. Жуков и др. Литейное производство, 1978, J& 3, 8 с.
  67. Е.М. Исследование износа чугуна при возвратно-поступательном движении. В сб. Докл. Всесоюзной конференции по трению и износу в машинах. М.: АН СССР, 1930, с.143−163.
  68. Е.М., Снигирь А. Н. Исследование процесса эвтектической кристаллизации сплавов системы железо-углерод-кремний-церий. Докл. АН СССР, 1982, т.268, 3, с.614−617.
  69. Г. И., Жуков А. А. 0 гетерогенизации феррита в кремнистых чугунах. Металловедение и термическая обработка металлов, 1978, № 7, с.28−31.
  70. Г. И., Жуков А. А., Болховитина Н. А. К вопросу о гетерогенизации растворов в легированных Ft-С-сплавах. Изв.вузов. Черная металлургия, 1980, № II, с.24−26.
  71. Г. И., Кабинов Д. А., Жуков А. А. Об износостойкости высокопрочных чугунов с повышенным содержанием кремния. Литейное производство, 1979, № 10, с.26−27.
  72. Е.З., Хохлов С. Ф. Установка для рентгенографического исследования жидких тугоплавких металлов. -Украинский физический журнал, 1964, т.9, & 4, с.440−444.
  73. Технологические и теоретические основы получения износостойких отливок из чугуна в кокиль / Васильев В. А., Налетов А. С., Перегудов Л. В. и др. В сб. Тез.докл.
  74. Всесоюзного съезда литейщиков. Минск, 1978, с.20−22.
  75. М.М., Бабичев М. А. Сопротивление абразивному изнашиванию чугунов различного состава и структуры. -В сб. Трение и износ в машинах. Харьков-Москва, АН СССР, 1955, с.82−90.
  76. Чугун с вермикулярным графитом для гильз цилиндров двигателей типа Д50 / Ф. К. Бобылев, А. С. Глинкин, Н. Н. Александров и др. Литейное производство, 1976, № II, 8 с.
  77. А.Д. Анализ формы эпюры износа гильз цилиндров. Автомобильная промышленность, 1969, № 7, c. IO-II.
  78. Эвтектики хромистых чугунов / В. С. Лучкин, А. Г. Леско, И. В. Малин и др. Литейное производство, 1980, J6 II, с.3−4.
  79. Aleksandrow П.Н., Kulikow W.I. IFiektore wlasnosa zeli-va odpornego na korozje izaroodpornego. Przegled Od-lewnictwa, 1967, Jfl 11, s. 344−349.
  80. Charbonnier J., Margerie J.C. Etude des microsegrega-tion dans une fonte mecanique de haute resistence. -Fonderie, 1963, № 207, 161−175.
  81. Charbonnier J", Margerie J.C. Microsegregation dans les alliges Fe-C du tupe ^onte". Fonderie, 1967, N2 259, 333−34.
  82. Gundelash K.B., Scholz W.G. Phosphid-Eutekfcikum im mo-lybdan und/oder Chromaltigen grauen Gusseisen. -Giesserei-Praxis, 1974, NM, s. 1−11.
  83. Hamaker J.C., Wood W.P., Rote F.B. Internal Porosity in Gray Iron Casting. AFS Transaction, 1952, N? 60, p. 401−431.
  84. Lamb A.D. Wear-resistance of cast iron. The British Foundryman, 1976, v, 69, № 11, p. 279−289.
  85. Montgomery R.S. Run-in and glase formation on gray cast iron surfaces. Wear, 1969, v. 14, p. 99−105″
  86. Rote F.B., Wood W.P. Segregation of molybdenium in phosphor ous-Ъearing alloyed gray cast iron. ASM Transaction, 1945, v. 35, P.' 402−433″
  87. Wiborg Т., Erikson I., Tjaernes A.' Wear resistance of cast iron cylinder matirials. Stjrfperitidence,' 197^, v. 40, № 4: p" 71−81 •5. Диссертации
  88. Н.А. Разработка и исследование стабильно половинчатых чугунов с повышенным содержанием хрома и кремния. Дис.. канд.техн.наук. — М., 1983, 188 с.
  89. .М. Исследование процессов формирования фос-фидной эвтектики в серых чугунах и ее влияние на износостойкость. Дис.. канд.техн.наук. М., 1977, 193 с.
  90. Лев И. Е. Исследование химической неоднородности чугуна, возникающей в процессе кристаллизации. Дис.. докт. техн.наук. — Днепропетровск, 1970, 439 с.
  91. В.Л. Исследование влияния фосфора и некоторых легирующих элементов на микроструктуру и износостойкость белого чугуна в наплавке толкателей автомобильного двигателя. -Дис.. канд. техн. наук. М., 1981, 183 с.
  92. Г. И. Влияние структуры графита на износостойкость серого чугуна. Дис.. канд. техн. наук. — М., 1959,136 с.
  93. В.А. Исследование строения карбидной фазы и ради-ационно-термическая обработка чугунов. Дис.. докт.техн.наук. М., 1965, 183 с.
  94. А.Д. Сравнительное исследование износостойкости перлитных и аустенитных чугунов. Дис.. канд.техн. наук. — М., 1965, 173 с.
  95. А.И. Влияние технологических факторов на формирование усадочных дефектов и получение плотных отливокиз серого чугуна. Дис.. канд.техн.наук. -М., 1983, 212 с.
  96. .Н. Исследование влияния фосфора на свойства чугуна втулок судовых дизелей. Дис.. канд.техн.наук.- М., 1970, 237 с.
  97. Каталоги промышленного оборудования и изделий
  98. Установка ДТА-5 / Инф. листок, ИМЕТ им. А. А. Байкова АН СССР. М., 1982, № 90, 4 с.
  99. Нормативно-технические документы
  100. ГОСТ 1412–79 Отливки из серого чугуна с пластинчатым графитом. Общие технические условия. М.: Издательство стандартов, 1980, 6 с.
  101. ГОСТ 1415–78 Ферросилиций. Технические условия. М.: Издательство стандартов, 1978, 6 с.
  102. ГОСТ 4757–79 Феррохром. Технические условия. М.: Издательство стандартов, 1979, 10 с.
  103. ГОСТ 4760–49 Феррованадий. Технические условия.-М.: Стандартгиз, 1950, 4 с.
  104. ГОСТ 8002–74 Воздухоочистители. Методы стендовых безмоторных испытаний. М.: Издательство стандартов, Переиздание, 1980, 30 с.
  105. ГОСТ 11 849–76 Отливки из коррозионностойкого и жаропрочного чугуна. Общие технические условия. М.: Издательство стандартов, 1977, 10 с.
  106. ГОСТ 14 846–81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний. М.: Издательство стандартов, 1982, 53 с.
  107. ГОСТ 17 534–72 Надежность изделий машиностроения. Метод измерения износа по глубине вырезанных лунок. М.: Издательство стандартов, 1972, 12 с.
  108. ГОСТ 24 806–81 Отливки из чугуна. Методы испытаний на растяжение. М.: Издательство стандартов, 1981, 5 с.
  109. РТМ 37.001.013−75 Методика ускоренных стендовых испытаний автомобильных двигателей на износостойкость. М.:
  110. Минавтопром, 1975, 26 б. 8. Отчеты
  111. Износостойкость монолитных гильз цилиндров двигателя
  112. ЗИЛ-130 из различных материалов в условиях рядовой эксплуатации (первый этап). Отчет о научно-исследовательской работе по теме № 66−6801, ЗИЛ. per. № 68−910, арх. № 2792. — М.: 1968, 60 с.
  113. Износостойкость монолитных гильз цилиндров двигателя ЗИЛ-130 из различных материалов в условиях рядовой эксплуатации (второй этап). Отчет о научно-исследовательской работе по теме № 66−7103, ЗИЛ. per. № 71−644,арх. № 3016. М.: 1971, 51 с.
  114. Износостойкость монолитных гильз цилиндров двигателя ЗИЛ-130 из различных материалов в условиях рядовой эксплуатации (третий этап). Отчет о научно-исследовательской работе по теме № 66−7200, ЗИЛ. per. № 72−946,арх. В 3169. М.: 1972, 57 с.
  115. Предварительные результаты оценки износостойкости опытных монолитных гильз цилиндров двигателя ЗИЛ-130 с газовым азотированием рабочей поверхности. Отчетная записка, ЗИЛ. per. № 322−77. — М.: 1977, 24 с.
  116. Расчет поправок при проведении количественного микрорент-геноспектрального анализа. Технический отчет, ЗИЛ. per. № 70−225, арх. № 2839. — М.: 1970, 21 с.
  117. Результаты эксплуатационных испытаний монолитных гильз цилиндров дет. I30-I00202IA2 из легированных чугунов. -Отчетная записка, ЗИЛ. per. № 1576−79. М.: 1979, 21 с.
  118. Ресурс двигателя ЗИЛ-130.- Отчет, ЗИЛ. per. № 64−971, арх. № 2375. М.: 1964, 50 с.
  119. Создание нового легированного чугуна для монометаллических гильз цилиндров двигателей ЗИЛ-130. Отчет, НАМИ, per. J6 II048A. — М.: 1980, 74 с.
  120. Московский автомобильный завод игл. И. А. Лихачева (производственное объединение ЗИЛ)
Заполнить форму текущей работой