Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование мотивации достижения успеха при коррекции заикания подростков и взрослых

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В представленной работе экспериментальное исследование было проведено в два этапа. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, включающий в себя логопедическое обследование заикающихся подростков и взрослых (59 человек), обратившихся за помощью на кафедру логопедии МПГУ, и в последующем являющихся участниками специального курса обучения по комплексной психолого-педагогической… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
    • 1. 1. Научные направления изучения заикания в историческом и современном аспектах
    • 1. 2. Психологические особенности заикающихся подростков и взрослых. Специфика мотивационной сферы заикающихся
    • 1. 3. Анализ факторов, влияющих на продуктивность коррекционно-педагогической работы с заикающимися
    • 1. 4. Мотивация достижения и ее влияние на продуктивность учебной деятельности. Роль индивидуально-психологических факторов в формировании мотивации достижения
    • 1. 5. Пути формирования мотивации достижения успеха в процессе общепедагогической и коррекционной работы

    ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ

    ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ (АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

    2.1. Организация экспериментального исследования

    2.2. Методы экспериментального исследования.

    3.1. Результаты исследования речевых и индивидуально-психологических особенностей заикающихся экспериментальной группы до начала коррекционной работы.

    3.2. Психолого-педагогические рекомендации по формированию мотивации достижения успеха при устранении заикания у подростков и взрослых.

    3.3. Результаты контрольного экспериментального среза после специального коррекционного обучения заикающихся подростков и взрослых.

Формирование мотивации достижения успеха при коррекции заикания подростков и взрослых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одним из путей решения проблемы повышения эффективности коррекционной работы с заикающимися является совершенствование организации, содержания, средств и методов коррекционного процесса.

В работах некоторых авторов особое внимание обращено на те свойства личности заикающихся, которые непосредственно влияют на успешность коррекционного процесса (Л.З.Арутюнян, Н. М. Асатиани, В. И. Селиверстов, А.Б.Хавин). Особое внимание в этой связи уделяется фактору мотивации к преодолению заикания (Б.Адамчук, Ж. М. Глозман, Н. Л. Карпова, Ю.Б.Некрасова). Ряд исследователей отмечает, что наличие негативного опыта предыдущих попыток устранения заикания может привести к усугублению личностно-коммуникативных свойств заикающихся, проявляющихся в ряде патологических изменений: когнитивных (искаженное представление о себе и своих возможностях), эмоциональных (наличие отрицательных психических состояний, в основе которых логофобический синдром) и поведенческих (наличие стереотипов пассивно-оборонительного поведения). Наряду с этим у заикающихся может существенно меняться, так называемая, потребностно-мотивационная сфера, проявляющаяся в неверии в возможность преодоления заикания (Ж.М.Глозман, Н. Л. Карпова, Ю. Б. Некрасова, Н.Н.Станишевская). В этой связи интересны данные польского исследователя Б. Адамчука [68], указывающего на наличие стойкой мотивации к излечению лишь у 10% заикающихся, что существенно усложняет достижение продуктивных результатов их реабилитации.

Поэтому вопрос о достижении наибольшей продуктивности в работе с заикающимися так или иначе связан с активностью самих пациентов. Так, с точки зрения Н. Л. Карповой (1997), необходимо обращать внимание на уровень мотивационной включенности, как самих пациентов, так и их ближайшего семейного окружения, по данным В. И. Селиверстова (1979, 1994), учитывать индивидуальные особенности заикающихся, а, по мнению Ю. Б. Некрасовой.

1985, 1992), не только учитывать эти особенности, но и создавать, пролонгировать в процессе психолого-педагогического воздействия продуктивные психические состояния, влияющие на качество речи. В основе этих состояний лежит «мобилизационная готовность пациентов», связанная, по нашему мнению, с уровнем их мотивационного настроя на успешное преодоление заикания. В данном исследовании нами предложено понятие «мотивационный настрой» на преодоление заикания, включающее в себя желание и веру в возможность его устранения, а также осознание необходимости собственных усилий в работе над речью.

Фактор мотивации более широко рассматривается в психолого-педагогической литературе, направленной на изучение вопросов эффективности учебной деятельности (А.К.Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман и др.), где также доказывается необходимость исследования некоторых индивидуально-психологических свойств, влияющих на формирование так называемой «положительной мотивации» в процессе обучения.

Мотивация достижения успеха выступает в качестве позитивного фактора деятельности, определяющего стремление человека добиваться успехов в деятельности, что в значительной степени определяет ее продуктивность. Обращает на себя интерес исследователей к проблеме поиска путей формирования мотивации достижения успеха в ходе общепедагогической и коррекционной работы. В общепедагогической литературе описываются не только условия, способствующие формированию мотивации учебной деятельности, но и способы воздействия на мотивацию достижения путем формирования адекватных личностных свойств (Л.Е.Матузов и др.). В литературе, посвященной коррекционному обучению заикающихся, большее внимание уделяется созданию «психологической почвы», способствующей повышению их мотивационной включенности в процесс коррекционного обучения (Н.Л.Карпова и др.). В то же время свойства личности заикающихся подростков и взрослых, влияющие на формирование мотивации достижения успеха при коррекции заикания, недостаточно изучены, и, как следствие, их учет в процессе коррекционной работы является неполным.

В связи с этим изучение психолого-педагогических основ формирования мотивации достижения успеха при коррекции заикания подростков и взрослых является актуальным с точки зрения выявления и учета в коррекционно-логопедической работе тех личностных свойств заикающихся, которые могут препятствовать либо способствовать результативности данной работы в целом.

Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия, способствующие формированию мотивации достижения успеха при устранении заикания у подростков и взрослых, в целях повышения продуктивности коррекционной работы?

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс формирования мотивации достижения успеха в ходе коррекционного обучения заикающихся подростков и взрослых.

Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности заикающихся подростков и взрослых, влияющие на формирование мотивации достижения успеха при коррекции заикания.

Гипотеза исследования состоит в том, что формированию мотивации достижения успеха при коррекции заикания у подростков и взрослых, с целью повышения ее продуктивности, способствуют следующие условия:

• выявление специфических для заикающихся подростков и взрослых индивидуально-психологических особенностей, выступающих в качестве значимых факторов мотивации достижения успеха в речевой и неречевой сферах деятельности;

• учет в процессе коррекционной работы разного соотношения выявленных индивидуально-психологических особенностей в структуре личности заикающихся;

• разработка комплексных логопсихокоррекционных личностно-ориентированных программ, одним из направлений которых является гармонизация тех личностных свойств, которые влияют на формирование мотивации достижения успеха.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по междисциплинарной теме исследования.

2. Определить степень выраженности заикания у обследованных подростков и взрослых.

3. Изучить индивидуально-психологические особенности заикающихся подростков и взрослых, которые необходимо учитывать с целью формирования мотивации достижения успеха в процессе коррекционного обучения:

— выявить уровень мотивационного настроя на преодоление заикания;

— определить доминирующую мотивационную тенденцию в структуре мотивации достижения обследованных заикающихся;

— изучить и сопоставить результаты исследования «неречевого» и «речевого» компонентов самооценки, полученные разными методами;

— изучить особенности «неречевого» и «речевого» компонентов уровня притязаний;

— определить особенности личностной и речевой тревожности.

4. Разработать и обосновать психолого-педагогические рекомендации по формированию мотивации достижения успеха при коррекции заикания с учетом выделенных индивидуально-психологических особенностей заикающихся подростков и взрослых.

В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:

• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

• метод констатирующего эксперимента, включающего в себя логопедическое обследование по традиционной схеме, анализ личных речевых дневников заикающихся, наблюдение, комплекс психодиагностических методик;

• методы анализа результатов экспериментального исследования (количественный, качественный, сопоставительный).

Методологическую основу исследования составляют следующие теории и концепции: диалектические принципы, рассматривающие объект, предмет анализа, задачи, методы и техники, как инструмент для анализа, обеспечивающие получение достоверных эмпирических данных путем учета взаимосвязи всех составных частей и последовательность их изменения в процессе коррекционных мероприятийтеоретические положения о строении мотивации как одного из стержневых образований личности (Б.Г.Ананьев, В. Г. Асеев, Л. И. Божович,.

A.Н.Леонтьев, В. Н. Мясищев и др.) — концепция мотивации деятельности (В.Г.Асеев, В. К Вилюнас, Е. П. Ильин, Х. Хекхаузен) и мотивации достижения (Ж.Аткинсон, Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен) — положение о комплексном и дифференцированном подходах к реализации коррекционно-логопедической работы (Л.И.Белякова, Н. А. Власова, Л. С. Выготский, Р. Е. Левина.

B.И.Селиверстов и др.) — принципы диагностики и коррекции нарушения речевого общения заикающихся, включающие синтез педагогических, психологических и психокоррекционных приемов и методик (Ю.Б.Некрасова, Е. Ю. Рау и др.).

Достоверность и обоснованность положений и выводов определяется совокупностью исходных методологических позиций, использованием комплекса взаимосвязанных и дополняющих друг друга валидных методов психолого-педагогической диагностики, соответствующих цели, задачам и логике исследования, сопоставительным анализом результатов, полученных данными методами, применением качественного и количественного анализа с использованием методов описательной статистики при обработке выявленных экспериментальных данных, экспериментальной проверкой практических рекомендаций.

Организация исследования. Исследование осуществлялось в течение 2002;2006 гг. на базе кафедры логопедии Московского Педагогического Государственного Университета и было проведено в три этапа.

Первый этап (2002;2003) включал подбор, изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследованиябыли определены сущность и содержание понятий по изучаемой проблеме, формулировалась научная гипотеза исследования, разрабатывался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга диагностических методик, позволяющий изучить особенности личности заикающихся подростков и взрослых, влияющие на формирование мотивации достижения успеха с целью повышения продуктивности коррекции заикания у подростков и взрослых.

Второй этап (2003;2005) был посвящен проведению констатирующего эксперимента с целью изучения индивидуально-психологических особенностей заикающихся подростков и взрослых посредством разработанного комплекса психолого-педагогической диагностики, анализу полученных данных, а также включал разработку и экспериментальную проверку психолого-педагогических рекомендаций по формированию мотивации достижения успеха при коррекции заикания в рамках личностно-ориентированного подхода с учетом выявленных особенностей личности.

Третий этап (2005;2006) был посвящен систематизации, обобщению полученных результатов и оформлению диссертационной работы.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором, состоят в том, что:

• показаны преимущества коррекционного обучения, протекающего на основе создания мотивации к достижению успеха;

• определены индивидуально-психологические особенности заикающихся подростков и взрослых, влияющие на формирование мотивации достижения успеха в процессе коррекционной работы;

• обоснована необходимость учета в коррекционной работе некоторых индивидуально-психологических особенностей заикающихся подростков и взрослых, способствующих или препятствующих формированию и поддержанию на протяжении курса коррекционных занятий высокой мотивации достижения успеха;

• теоретически обоснованы и реализованы в практике психолого-педагогические технологии по формированию мотивации достижения успеха при коррекции заикания не только путем создания условий для повышения уровня мотивационного настроя на преодоление речевого недуга, но и посредством учета и гармонизации некоторых особенностей личности заикающихся.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• получены новые данные об особенностях личности в структуре дефекта заикающихся подростков и взрослых, проявляющиеся в речевой и неречевой сферах;

• выделены индивидуально-психологические особенности заикающихся подростков и взрослых, которые можно отнести к значимым факторам мотивации достижения успеха в ходе коррекционной работы;

• научно обоснованы психолого-педагогические рекомендации по формированию мотивации достижения успеха при коррекции заикания подростков и взрослых.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• расширены имеющиеся теоретические представления об индивидуально-психологических особенностях заикающихся подростков и взрослых;

• выявлены сложные соотношения индивидуально-психологических и собственно мотивационных характеристик заикающихся подростков и взрослых;

• выделен ряд индивидуально-психологических особенностей, как негативно, так и позитивно влияющих на процесс формирования мотивации достижения успеха при коррекции заикания, и, как следствие, на эффективность коррекционной работы, в целом;

• теоретически обосновано интегрированное использование логопедических и психолого-педагогических технологий в процессе устранения заикания.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что:

• разработан и апробирован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга диагностических методик, позволяющий изучить особенности личности заикающихся подростков и взрослых, проявляющиеся как в неречевой, так и в речевой сферах, которые необходимо учитывать с целью формирования мотивации достижения успеха в процессе коррекционного обучения;

• разработаны и апробированы психолого-педагогические рекомендации по формированию мотивации достижения успеха при коррекции заикания в рамках личностно-ориентированного подхода, в которых нашли отражение теоретические положения диссертации;

• результаты исследования могут использоваться логопедами и специальными психологами в рамках практической работы при диагностике и составлении индивидуальных программ дифференцированного коррекционного обучения заикающихся подростков и взрослых с целью повышения его эффективности;

• результаты исследования включены в содержание учебных программ, предназначенных для студентов и аспирантов отделений логопедии по курсам: «Логопедия. Заикание», «Психолого-педагогическая диагностика», «Логопедические технологии», «Индивидуальная и групповая психологическая коррекция».

Положения, выносимые на защиту:

1. Индивидуально-психологические особенности заикающихся подростков и взрослых (мотивационной сферы, самооценки, уровня притязаний, тревожности) проявляются как в речевой, так и в неречевой сферах деятельности.

2. На формирование мотивации достижения успеха при коррекции заикания влияет не только уровень мотивационного настроя на преодоление речевого недуга, но и соотношение других индивидуально-психологических характеристик (доминирующей мотивационной тенденции, самооценки, уровня притязаний, тревожности).

3. В целях оптимизации коррекционной работы с заикающимися необходимо проводить психолого-педагогическую работу по формированию мотивации достижения успеха, направленную не только на повышение уровня мотивационного настроя на преодоление речевого нарушения, но и на коррекцию особенностей личности, существенно влияющих на этот процесс.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты, полученные в ходе исследования, обсуждались на заседаниях кафедры логопедии дефектологического факультета Московского Педагогического Государственного Университета, докладывались на международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия (Москва, 2002 г.), на 4-ом международном конгрессе по вопросам нарушения плавности речи (Канада, август 2003 г.), на межвузовских научно-практических конференциях молодых ученых МПГУ (2003;2005 гг.), использовались при подготовке и проведении лекционных и семинарских занятий со студентами дефектологического факультета МПГУ. Предложенные психолого-педагогические рекомендации были применены и экспериментально проверены в процессе коррекционного обучения заикающихся подростков и взрослых в рамках экспериментально-практической работы на базе кафедры логопедии МПГУ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 187 источников, из них 12 на иностранном языке, приложения. Общий объем диссертации 179 страниц машинописного текста, в том числе основного текста — 149 страниц. Работа иллюстрирована 1 схемой, 5 графиками, 11 таблицами и 9 диаграммами.

3.1.9. Результаты исследования уровня речевой тревожности по методике Р. Эриксона, адаптированной В.А.Калягиным-Л.Н.Мацько.

В результате проведения данной методики был отмечен высокий уровень речевой тревожности у 39 человек (66,1% испытуемых) и средний уровень у 20 человек (33,9% испытуемых). Выражать обеспокоенность качеством своей речи могут и те, у кого нет нарушений речи. По данным В. А. Калягина, тревога по поводу своей речи в норме составляет от шести до одиннадцати баллов. Как видно из приведенной ниже таблицы 11, у заикающихся она составляет в среднем 18,07±4,17 баллов, то есть примерно в 3 раза выше, чем в норме.

Причем, большинство заикающихся (66,1%), обнаруживающих высокий уровень речевой тревожности, набирают в ходе исследования в среднем 20,4±2,5 из 23 возможных (см. Таблицу 11).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе представлено психолого-педагогическое экспериментальное исследование, касающееся разработки способов повышения продуктивности коррекционной работы с заикающимися подростками и взрослыми за счет выявления и учета в коррекционно-логопедической работе тех личностных свойств заикающихся, которые могут препятствовать либо способствовать формированию мотивации достижения успеха в процессе этой работы.

По завершении данной работы, очевидно, что основная цель исследования по изучению индивидуально-психологических особенностей личности заикающихся подростков и взрослых, влияющих на формирование мотивации достижения успеха в ходе коррекционного процесса, достигнута.

В результате решения ряда экспериментальных задач посредством глубокого теоретического анализа и разработки комплекса основных и вспомогательных методов психолого-педагогической диагностики заикающихся подростков и взрослых, в целом оказалось возможным подтвердить основную гипотезу о наличии в структуре личности заикающихся пациентов разного соотношения индивидуально-психологических свойств, которые влияют на формирование мотивации достижения успеха при устранении заикания в процессе коррекционной работы, что необходимо учитывать с целью повышения продуктивности логопедической работы.

В представленной работе экспериментальное исследование было проведено в два этапа. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, включающий в себя логопедическое обследование заикающихся подростков и взрослых (59 человек), обратившихся за помощью на кафедру логопедии МПГУ, и в последующем являющихся участниками специального курса обучения по комплексной психолого-педагогической методике (системе логопсихокоррекции Ю. Б. Некрасовой, Е.Ю.Рау), а также психолого-педагогическое изучение особенностей личности заикающихся подростков и взрослых, как значимых факторов мотивации достижения успеха в процессе коррекционного обучения. Помимо анализа доминирующих мотивационных тенденций и уровня мотивационного настроя на преодоление заикания, анализировались как неречевой, так и речевой компоненты самооценки, уровня притязаний, тревожности, проявляющиеся в речевой и неречевой сферах. На данном этапе сопоставлялись результаты количественного и качественного анализа данных, собранных разными методами, что позволило соотнести индивидуально-психологические свойства личности, выявленные в процессе экспериментальной деятельности, с реальными фактами из жизни испытуемых. Данные сопоставительного анализа служили обоснованием для проведения дальнейшего коррекционного обучения с учетом дифференцированного личностно-ориентированного подхода. На втором этапе экспериментального исследования с учетом выделенных индивидуально-психологических особенностей были разработаны и экспериментально обоснованы психолого-педагогические рекомендации по формированию мотивации достижения успеха при организации дифференцированного коррекционного обучения заикающихся подростков и взрослых.

Анализ данных по результатам экспериментального исследования позволил сформулировать следующие основные выводы:

1. Анализ и обобщение данных литературы, посвященных изучению и формированию мотивации достижения успеха при коррекции заикания, показал отсутствие устоявшихся представлений о влиянии на этот процесс таких особенностей личности заикающихся подростков и взрослых, как доминирующая мотивационная тенденция, самооценка, уровень притязаний и тревожность, выступающих в качестве значимых факторов мотивации достижения успеха.

2. Проведенное нами исследование особенностей проявления заикания показало отсутствие прямой зависимости между выраженностью речевой судорожности и степенью тяжести заикания, т.к. даже при незначительном количестве запинок в предложении и сохранности многих видов речи по степени ее самостоятельности, степень тяжести заикания усугублялась выраженной степенью фиксированности на дефекте с явлениями личностной дезадаптации и, наоборот. Этот факт позволил выявить индивидуальный характер соотношения речевых и неречевых показателей в структуре данного речевого нарушения.

3. Индивидуально-психологические особенности заикающихся подростков и взрослых, влияющие на формирование мотивации достижения успеха в ходе коррекционного процесса, проявляются в речевой и неречевой сферах деятельности:

• характерное для большинства заикающихся преобладание негативной мотивационной тенденции «избегания неудачи», обусловленной боязнью негативной оценки со стороны социума, отражается в избегании и ограничении не только речевых контактов, но и приводит к отступлению от намеченных целей, избеганию целого ряда жизненных ситуаций;

• наряду с низким уровнем «речевого» компонента самооценки отмечаются особенности формирования ее «неречевого» компонента, проявляющиеся в неадаптивных чертах характера (неуверенность, нерешительность, замкнутость, осторожность) — противоречивость самооценки объясняется неадекватным отношением к собственным возможностям и тенденцией оценки себя через «призму» заикания независимо от его тяжести;

• «неречевой» и «речевой» компоненты уровня притязаний характеризуются доминированием мотива избегания неудачи, признаками неадекватности имеющимся возможностям, мотивационной неустойчивости, наличием дезадаптивных реакций в ситуации успеха-неуспеха;

• наличие речевого дефекта обусловливает отсутствие мотива достижения цели при исследовании «речевого» компонента притязаний и более низкий, по сравнению с «неречевым», уровень;

• преимущественно высокий уровень личностной и речевой тревожности свидетельствует о наличии не только боязни речевого общения и переживаний по поводу речи, но и появлении тревожности как черты характера.

4. Сопоставительный анализ индивидуально-психологических особенностей заикающихся подростков и взрослых позволил выделить 3 условные группы в зависимости от преобладания мотивационной тенденции стремления к успеху или избегания неудачи, что дает возможность применения дифференцированного личностно-ориентированного подхода в процессе коррекционной работы:

• заикающиеся с преобладанием мотивационной тенденции избегания неудачи отличаются средним уровнем мотивационного настроя на преодоление заикания с недооценкой роли собственных усилий в работе над речью и рядом неадаптивных индивидуально-психологических свойств (неадекватная самооценка, неустойчивый уровень притязаний с доминирующим мотивом избегания неудачи, высокая тревожность), что затрудняет формирование мотивации достижения успеха в процессе преодоления заикания и в связи с этим требует создания в ходе коррекционного обучения условий, способствующих замещению доминирующего мотива избегания неудачи мотивом достижения успеха, а также гармонизации свойств личности;

• заикающиеся с преобладанием мотивационной тенденции стремления к успеху отличаются высоким уровнем мотивационного настроя на преодоление заикания и более гармоничным соотношением индивидуально-психологических характеристик, что является позитивным фактом в плане формирования мотивации достижения успеха при коррекции заикания, но не отрицает необходимости поддерживать устойчивость мотива достижения успеха на протяжении всего курса коррекционной работы;

• заикающиеся с равным соотношением мотивационных тенденций стремления к успеху и избегания неудачи отличаются преимущественно средним уровнем мотивационного настроя на преодоление заикания, но более гармоничным состоянием личности наряду с несформированностью мотивационной тенденции стремления к успеху, что обусловливает необходимость актуализации мотива достижения успеха в процессе коррекционного обучения.

5. С целью оптимизации коррекции заикания у подростков и взрослых психолого-педагогическая работа по формированию мотивации достижения успеха должна включать, с одной стороны, создание оптимальных условий для повышения мотивации к преодолению заикания, а с другой стороны, гармонизацию тех индивидуально-психологических особенностей заикающихся, которые являются значимыми факторами мотивации достижения успеха (доминирующей мотивационной тенденции, самооценки, уровня притязаний, тревожности). Это возможно посредством интегрированного использования логопедических и психокоррекционных технологий в рамках личностно-ориентированного подхода.

Дальнейшее развитие проблемы может быть связано с более детальной разработкой личностно-ориентированных программ коррекции заикания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю. Психология заикания у взрослых на разных фазах процесса речевой коммуникации // Вопросы психологии. — 1976. — № 4. — С. 144−150.
  2. Н.Н. Развитие личности на ранних этапах детства / Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — С.213−222.
  3. Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. М.: МОИУУ. — 1990. — 167 с.
  4. Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи. М.: Эребус, 1993.-160 с.
  5. Н.М., Казаков В. Г. Клиническая характеристика взрослых больных с затяжным течением заикания // Невропатология и психиатрия. -1974.-Вып. 4.-С. 560−565.
  6. Н.М. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием / Н. М. Асатиани, Л. И. Белякова, И. О. Калачева и др.// Дефектология. 1978. — № 1. — С.25−30.
  7. Н.М. Клинический аспект проблемы заикания. // Клиника и терапия заикания. Сб. научн.тр. / Под ред. Г. В. Морозова. М.: Знание, 1984. -С. 5−10.
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Наука, 1977.-380 с.
  9. В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: Институт психологии РАН, 1993. — 223 с.
  10. Н.В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9−11 лет. МД-решетка Шмальта. Серия «Библиотека практического психолога», вып. 5.-М.: Когито-Центр, 1998. 36 с.
  11. А.Ф. Успешность обучения студентов медицинского ВУЗа: дифференциально-психологический аспект / А. Ф. Белов, М. М. Лапкин, И. В. Яковлева // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 1. — С.81−86.
  12. Л.И. Нарушение функциональной системы речи при заикании //Ж. Невропатологии и психиатрии. 1976. — № 10. — С.1955−1958.
  13. Л.И. Роль эмоционального фактора в центральных механизмах заикания. // Клиника и терапия заикания. Сб. научных трудов / Под ред. Г. В. Морозова. М.: Знание, 1984. — С. 106 — 120.
  14. Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания // Заикание: проблемы теории и практики: Сб. тр./Под ред. Беляковой Л. И. М.: Прометей, 1992. — С. 3−20.
  15. Л.И., Дьякова Е. А. Заикание. М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.
  16. Л.И., Лубенская А. И. Прием угашения страха речи у взрослых заикающихся // Дефектология. 1975. — № 3. — С. 86−89.
  17. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1988. — 168 с.
  18. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  19. Т.А. Психологическое исследование и коррекционная работа в системе медико-педагогического лечения затяжных форм заикания: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: АПН СССР НИИ дефектологии, 1989. — 16 с.
  20. Т.А., Рылько Г. Ф. Опыт групповой психолого-коррекционной работы со взрослыми заикающимися. // Клиника и терапия заикания. /Под ред. Г. В. Морозова.- М.: Знание, 1984. С. 173 — 180.
  21. М.И. Саморегуляция личности как показатель эффективности социальных воздействий // Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII Международному психологическому конгрессу (ГДР, Лейпциг, 6−12 июля 1980 года). -М., 1981. С.136−137.
  22. Л.В. Динамика самооценки от подросткового возраста к взрослости. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -М.: Педагогика, 1989. № 2. — С. 9 -14.
  23. Л.В. Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие. М.: Психология, 2000. — 181 с.
  24. Л.В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний. // Вопросы психологии. -1993. № 1.-С. 104−113.
  25. В.Н. Мотивация учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. / Ин-т коррекц. педагогики РАО. М., 1999. — 25 с.
  26. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 143 с.
  27. Н.А. Комплексный медико-педагогический подход к проблеме заикания. //Клиника и терапия заикания. Сб. научн.тр. / Под ред. Г. В. Морозова. М.: Знание, 1984.-С. 10−18.
  28. Н.А., Беккер К. П. Этиология заикания // Заикание. М.: Медицина, 1978. — С.33−52.
  29. Г. И. Особенности тревожности и ее коррекция у младших подростков учащихся сельских школ: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Казань, 2003. — 23 с.
  30. Г. А. Личностные характеристики заикающихся детей 6-летнего возраста // Нервно-психические и речевые нарушения: Сб.тр. Д.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982.-С.З-12.
  31. Г. А. Заикание и дизонтогенез. // Хрестоматия по логопедии. В 2 тт. Т I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 1997. — С. 549- 553.
  32. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. М.: Педагогика, 1983 г. -Т.3.-368 с.
  33. Г. Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса // Психологическая служба в вузе. -Казань: Изд-во Казанского Ун-та, 1981. С. 105−174.
  34. Т.М. Аналитическое изучение ситуаций, связанных с заиканием. Дефектология. — 1972. — № 5. — С. 23−28.
  35. А.У. Клинические особенности заикания у больных подросткового возраста. // Клиника и терапия заикания. Сб. научн.тр. / Под ред. Г. В. Морозова.- М.: Знание, 1984. С. 40−49.
  36. А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. / Ред. В. В. Давыдов и др. Ч.1.- М.: Акад.пед.наук СССР, 1977. 207 с.
  37. .М. Личность и нарушения общения. М.: МГУ, 1987. — 150 с.
  38. Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 2000. — № 6. — С.132−135.
  39. Т.О. Психология мотивации достижения: уч. пособие. М.: Смысл. Академия, 2006. — 332 с.
  40. Ю.М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. / Ю. М. Губачев, Б. В. Иовлев, Б. Д. Карвасарский Б.Д. и др. Л.: Медицина, 1976. — 224 с.
  41. И.В., Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов. JL: Медицина. Ленингр отделение. 1970. — С. 5 — 19.
  42. М.Д., Владимирова Н. М. Интеллектуальное развитие и успешность обучения // Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-248 с.
  43. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. // Теоретические проблемы в психологии личности /Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1974. — С. 145−169.
  44. В.П. Система психокоррекционной работы с заикающимися детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 18 с.
  45. .З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков. // Клиника и терапия заикания. Сб. научн.тр. /Под ред. Г. В. Морозова.- М.: Знание, 1984. С. 60−68.
  46. К.М. Одномоментный метод снятия заикания // Материалы заседания Харьковского научно-медицинского общества. Харьков, 1966. -С.306−308.
  47. Е.А. Монологическое высказывание взрослых заикающихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1994. 16 с.
  48. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 159 с.
  49. А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. /Отв. ред. К. И. Гуревич. -Таллин, 1980. С.103−104.
  50. А.В. Уровень притязаний как показатель самооценки. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии: Сборник статей. М.: Педагогика, 1989. — Вып. 1. — С. 47−50.
  51. М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз, 1962. -299 с.
  52. .В. Теория личности К.Левина. М.:Изд-во МГУ, 1981, — 118 с.
  53. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 169 с.
  54. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-480 с.
  55. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  56. В.Е. Клинико-психологические аспекты коммуникативности // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С 96.
  57. В.Г. Клиническая характеристика больных с затяжными формами заикания: Автореф. дис. канд. наук. М., 1973. — 22 с.
  58. В.Г. Психопатология и принципы терапии затяжных форм заикания у взрослых // Клиника и терапия заикания. Сб. научн.тр. /Под ред. Г. В. Морозова.- М.: Знание, 1984. С. 81−93.
  59. К.А., Морозов А. С. Опыт использования методики Хекхаузена для исследования мотивации достижения // Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами: Научные сообщения к симпозиуму. Рига, 19−21 декабря, 1974. — С. 18−20.
  60. В.А. Результаты психологического тестирования взрослых больных с заиканием // Вопросы патологии голоса и речи. М.: Педагогика, 1983.-С. 23−31.
  61. В.А. Если ребенок заикается. СПб.: Питер Ком, 1998. — 186 с.
  62. В.А., Овчинникова Т. С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. — 320 с.
  63. А.Н. Влияние организационно-деятельностной игры на уровень притязаний личности. Дисс.. канд. психол. наук.- М., 2000. 162 с.
  64. .Д. Неврозы. М.: Медицина, 1990. — 572 с.
  65. H.JI. Организация мотивационной включенности заикающихся и их близких в процесс социореабилитации // Вопросы психологии. 1994. — № 6.- С. 42.
  66. H.JI. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. М.: Флинта, 1997. — 160 с.
  67. Д.А. Потребности, поведение, воспитание. М.: Мысль, 1968. -148с.
  68. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  69. В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. 1982. — № 6. — С.35−44.
  70. Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих: Автореф. дис. .канд. психол. наук -М., 1998.-25 с.
  71. Т.В. Многомерность фактора субъективного риска (в вербальных ситуациях принятия решений) // Психологический журнал. 1998.- Т.19. № 6.- С.40−51.
  72. Т.В. Мотивационная регуляция принятия решений / Т. В. Корнилова, И. И. Каменев, О. В. Степаносова // Вопросы психологии. 2001.- № 6. С. 55−65.
  73. Кроль J1.M., Михайлова E. J1. О том, что в зеркалах: Очерки групповой психотерапии и тренинга. М.: Класс, 1999.- 240 с.
  74. Ю.И. Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений // Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями: Сб. ст. М.: Моск. НИИ уха, горла и носа, 1989. -С.20−21.
  75. Н.Н. Развитие мотивационных факторов учебно-трудовой деятельности младших умственно отсталых школьников как средствоповышения ее эффективности. Дис.. канд. пед. наук.- Екатеринбург, 2002. -148 с.
  76. Е.А. Мотивация развития коммуникативных способностей личности. Дисс.. канд. психол.наук. Новосибирск, 2002. — 215 с.
  77. Н.А. Целеполагание и некоторые его мотивационные детерминанты при неврозах // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 6. -С.76−85.
  78. К. Уровень притязаний / К. Левин Т.Дембо, Л. Фестингер и др. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 86−92.
  79. Р.Е. О генезе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи. // Симпозиум по вопросам заикания у детей: Сб. тр. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — С.3−8.
  80. Р.Е. Заикание у детей // Преодоление заикания у дошкольников: Сб. статей- под ред. Р. Е. Левиной. М.: Педагогика, 1975. — С.6−21.
  81. Н.С. Склонность к труду как фактор одаренности // Вопросы психологии труда и искусства. Труды института Психологии. Вып. 25. 1950. -С. 7−8.
  82. А.А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С.105−123.
  83. А.Н. Потребности и мотивы // Психология /Под ред. А. А. Смирнова и др. М.: Просвещение, 1967. — 356 с.
  84. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  85. А. Патология и терапия заикания и косноязычия. СПб., 1901 // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997. — С. 388−396.
  86. М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. СПб.: Наука. С-Петербург. изд. фирма, 1994. — 190 с.
  87. М.И., Фесенко Ю. А., Щугарева Л. М. Заикание: неврология или логопедия? СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2005. — 600 с.
  88. Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И. А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации // Вопросы психологии. 1986. — № 5.- С.161−168.
  89. Н.Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 576 с.
  90. А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса // Вопросы психологии. М., 1977. — № 4. — С.40−51.
  91. А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. / Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. М.: Педагогика, 1983. — 65 с.
  92. А.К. Формирование мотивации учения. / Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  93. Ю.П. Направленность личности школьника: Учебное пособие по спецкурсу. Пермь: ПГУ, 1985. — 75 с.
  94. Л.Е. Формирование положительного отношения студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями: Дисс.. канд. пед. наук. Тюмень, 2003. — 196 с.
  95. М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  96. В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. М.: МЕД пресс, 2001. — 592 с.
  97. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 253 с.
  98. С.А. Организация жизни и воспитания заикающихся дошкольников. // Дошкольное воспитание. 1973. — № 3. — С.22−25.
  99. Л.Я. Лечение заикания. Л.: Медицина, 1988. — 183 с.
  100. E.JI. Коммуникативное самосознание заикающихся и его изменение в процессе групповой психокоррекции: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1988. — 25 с.
  101. С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1975. — С. 143.
  102. Н.И. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под. ред. Н. А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971. — С. 8−31.
  103. B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. — 432 с.
  104. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 428 с.
  105. В.Н. Психология отношений. Избр. психол. труды / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Ин-т практ. психологии, 1998. — 362 с.
  106. Ю.Б. Применение комплексного логопедического и психотерапевтического воздействия при устранении заикания у взрослых: Дисс.канд. наук. М., 1968. — 167 с.
  107. Ю.Б. Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся // Вопросы психологии. 1980. — № 5. -С.32−40.
  108. Ю.Б. Реализация дифференцированного подхода к заикающимся на основе использования комплекса методик. / Некрасова Ю. Б., Горбова А. В., Pay Е.Ю. // Новые исследования в психологии. М., 1981.- № 1. -С. 90−93.
  109. Ю.Б. Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в коррекции психических состояний заикающихся. // Вопросы психологии. -1984. № 2. — С.75−81.
  110. Ю.Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии//Вопросы психологии. -1985. № 2. — С. 127−133.
  111. Ю.Б. Основные принципы коррекции нарушения речевого общения. //Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 90−95.
  112. Ю.Б. Библиотерапия в системе логопсихотерапии // Тезисы докладов научно-практической конференции «Психология педагогического общения». Кировоград, 1990. — С. 219−221.
  113. Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушениями речевого общения. // Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С. 123 129.
  114. Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Автореф. дис.. д-ра психол. наук: Рос.психол.ин-т. М., 1992. -45 с.
  115. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб.заведений. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 496 с.
  116. . Мотивация //Экспериментальная психология. Вып. V /Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. — С. 13−110.
  117. Е.В., Белякова Л. И. Обоснование принципов дифференцированного применения логопедической ритмики в коррекционной работе со взрослыми заикающимися // Дефектология. 1982. — № 1. — С. 3−12.
  118. М.Ю. Самооценка и уровень притязаний младших школьников с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 16 с.
  119. А.Б. Возникновение новой психодиагностики, некоторые симптомы и тенденции // Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С. 129−131.
  120. Ю.М. Потребность в достижении учебной деятельности // Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза: Проблемыоптимизации учебного процесса: Сборник научных трудов.- М.: ММИ, 1976-С.26−46.
  121. Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 1983. — С.23−33.
  122. А.В. Введение в психологию. М.: Изд. центр «Академия», 1995.-410 с.
  123. И.А. Комплексная логопедическая работа по коррекции темпоритмических нарушений речи у заикающихся подростков и взрослых: Автореф. канд. пед. наук. СПб., 2001. — 22 с.
  124. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
  125. Психологический словарь / Авт.-сост. Копорулина В. Н., Смирнова М. Н., Гордеева И. О. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 640 с.
  126. Психотерапия в дефектологии / Под ред. Н. П. Вайзмана. М.: Просвещение, 1992. — 128 с.
  127. Е.С. Формирование технических способностей у школьников. Минск: Нар. асвета, 1987. — 96 с.
  128. Т.А., Шляхта Н. Ф. Методы изучения и психодиагностика личности. М.: Флинта, 2000. — 264 с.
  129. Pay Е. Ю. Динамика некоторых характеристик личности в процессе психотерапии заикающихся. // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 67−72.
  130. Pay Е. Ю. Значение стресса и фрустрации в появлении и развитии невротической формы заикания // Заикание: проблемы теории и практики. М.: Прометей, 1992. — С. 51−63.
  131. Pay Е.Ю. Психолого-педагогическая система адаптации взрослых заикающихся к проблемным речевым ситуациям: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995.- 179 с.
  132. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с.
  133. А.Г. Тревожность как психологический фактор снижения эффективности военно-учебной деятельности курсантов: Автореф. дис. канд. психол. наук. Иркутск, 2002. — 19 с.
  134. Е .Н. Личностно-ориентированная психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.. канд. пед. наук /Моск.гор.пед.ун-т ком. образования Правительства Москвы. -М., 2001. 26 с.
  135. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. — С. 81−111.
  136. Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с нормой // Заикание: проблемы теории и практики: Сб.ст. под ред. Л. И. Беляковой. М.: Прометей, 1992. — С. 20−37.
  137. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 62−72.
  138. В.И. Заикание у детей. М.: ВЛАДОС, 1994. — 200 с.
  139. И.А. О заикании. СПБ., 1889. — С. 38−152 // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В.ИСеливерстова. — М.: Владос, 1997. — С. 377−387.
  140. Н.Н. Психические состояния успеха и их роль в восстановлении нарушенной коммуникации: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1993.-20 с.
  141. Словарь-справочник практического психолога/ Сост. Н. И. Конюхов. -Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 1996. 224 с.
  142. Н.Н. Психологическое исследование личности взрослых больных, страдающих заиканием. // Клиника и терапия заикания. Сб. научных трудов. М.: Знание, 1984. — С. 98 — 105.
  143. В.В. Репродуктивные образы бинокулярного зрения при нетипичных межполушарных отношениях у заикающихся / В. В. Суворова, М. АМатова, З. Г. Туровская // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 105−110.
  144. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. — 430 с.
  145. Тартаковский И. И. Психология заикания и коллективная психотерапия. М.: Гос.учеб.педагог.изд. «Полиграфкнига», 1934. 68 с.
  146. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451 с.
  147. А.А. Формирование системно-уровневой организации мотивационной сферы личности: (Психол. аспект): Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984. — 18 с.
  148. Ю.А. Повторные больные и трудные случаи заикания. / Ю. А. Флоренская, И. С. Авербух, О. Г. Архипова // Вопросы логопедии. -Харьков, 1936. Декабрь.- С. 8−32.
  149. Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А. К. Марковой, НИИ общей и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 191 с.
  150. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  151. Ю.Л. Клинические особенности заикания у юношей. // Клиника и терапия заикания. Сб. научн.тр. / Под ред. Г. В. Морозова. М.: Знание, 1984. -С.69 80.
  152. Э. Заикание. Ассоциативная афазия. -М, 1931 // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М.: Владос, 1997. — С. 407−414.
  153. А.Б. Отношение к своему дефекту индивида и его окружения (на модели заикания). Дисс.. канд. психол. наук. Л., 1974. 140 с.
  154. А.Б. Психологические концепции и понятия в изучении проблемы заикания. // Вопросы психологии. 1977. — № 3. — С. 84−92.
  155. А.Б. Индивидуально-психологические факторы в прогнозировании преодоления заикания // Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 133−135.
  156. А.Б., Дьякова Е. А. Особенности нарушения коммуникативных отношений у взрослых заикающихся и эффективность лечебно-коррекционной работы. // Дефектология. 1988. — № 3. — С. 20−24.
  157. М.Е. Логопедия. М.: Учпедгиз, 1959. — 476 с.
  158. X. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001.-240с.
  159. X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. — СПб.: Питер- М.: Смысл, 2003. — 2003. — 860 с.
  160. Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения: Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1978. — 112 с.
  161. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 85 с.
  162. С.А. Опросник мотивации достижения: новая модификация // Психологический журнал. 2000. Т.21. — № 2. — С.113−127.
  163. Шапкин С.А. VII Международная конференция по мотивации достижения // Психологический журнал. 2000. — Т.23. — № 6. — С. 102−103.
  164. Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза: Учеб. пособие. М.: МПГИ, 1986. — 99 с.
  165. В.М. Заикание. М.: Медицина, 1994. — 248 с.
  166. В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов. // Хрестоматия по логопедии. Т. I. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997. — С. 490−506.
  167. Шкуркин В. И. Потребность в достижениях и академические успехи студентов медвуза // Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы I Всесоюзн.конф. (4−6 ноября 1974 г.). Тбилиси: Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе АН ГССР, 1974. — С.301−305.
  168. Ф.Г. Клиника, этиология и терапия заикания. // Русско-немецкий медицинский журнал. 1927. — № 3. — С. 166−171.
  169. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  170. А.В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста. М.: АРКТИ, 1999. — 96 с.
  171. Allport G.W. Personality: a psychological interpretation. N.Y., 1937. — 588 Р
  172. Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. N.Y.: Van Nostrand, 1978 -405 p.
  173. Bloodstain 0. Stuttering as an Anticipatory Straggle Reaction.: Stuttering. N. Y., 1988,1−70 p.
  174. Eisenson J. A preservative theory of stuttering. // Stuttering: A Symposium. -N.Y., 1958, p.12−15.
  175. Hant J. Stammer and Stuttering Their Nature and Treatment. N. Y., 1967, 182 p.
  176. Harme C.E. Stuttering as a Cognitive-Linguistic Disorder // Nature and Treatment of Stuttering. London, 1985, p.238−251.
  177. Johnson W. et all. The onset of stuttering: Research finding and implications. -Minneapolis, 1959, p. 58.
  178. Johnson W. Stuttering a dynamiting children and adults. Minneapolis, 1958. -134 p.
  179. Lewin К., Dembo Т., Festinger I., Sears P. Level of aspiration // Personality and the behavior disorders. N.Y., 1944, p. 333−379.
  180. Low W.R. Stuttering the problem and the physicians responsibility. Canada, 1947, p. 4−9.
  181. Mahone C.H. Fear of failure and unrealistic vocational choice // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1960. Vol. 60. — P. 253−261.
  182. Riper C.Van. The nature of stuttering. N.J., 1982, p. 458.
Заполнить форму текущей работой