Деловая игра «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги — там и тут»
Мир денег — удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель… Читать ещё >
Деловая игра «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги — там и тут» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цели:
Познавательные: проверить и обобщить полученные знания по теме «Деньги»;
Развивающие: развить стремление к анализу полученной информации;
Учебные: практически закрепить навыки, полученные на предыдущих занятиях;
Воспитательные: формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени; воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих.
Занятие проводится в игровой форме, поскольку в классах среднего звена дети еще достаточно восприимчивы к такой форме работы, к тому же экономика для них — совершенно новый и на первом этапе не очень понятный предмет. Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области.
На подготовительном этапе формируются три команды во главе с капитанами. Каждой команде дается задание создать творческий проект — разработать собственную денежную единицу команды и дать ей название. При создании проекта ученики имеют возможность проявить и свои художественные навыки, и показать свою эрудицию.
Кроме того, каждая команда готовит для соперников два вопроса о деньгах.
Оборудование и материалы: на доске прикрепляются образцы денежных единиц разных стран; учитель готовит для оценки конкурсов денежные единицы разного достоинства: 1 «экон», 2 «экона», 3 «экона», «5 эконов». Эти денежные единицы будут вручаться командам за правильные ответы.
Ход игры Ведущий (учитель) предлагает командам занять свои места. Члены жюри (а ими могут быть и старшеклассники, и учителя истории, географии и т. п.) получают бланки своих протоколов для каждой команды, «эконы».
Ведущий объявляет начало игры «Всюду деньги, деньги, деньги…», знакомя участников с ее правилами.
— Сегодня на уроке мы узнаем, какая команда лучше всех усвоила тему «Деньги». Но прежде, чем начать нашу игру, обратите внимание на эпиграф, написанный на доске: «Они — великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота — в плодородные нивы… Они — жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…».
Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.
Наша сегодняшняя задача — расширить и обобщить ваши знания о деньгах.
Первый конкурс «Защита творческих проектов».
Каждая команда выступает с представлением разработанных ею проектов денежных единиц. Представители команд объясняют, почему они выбрали ту или иную форму денежной единицы, каков ее номинал и т. д. Здесь оцениваются оригинальность идеи, ее реальное воплощение, обоснованность выступления. В качестве примера на одной из проведенных игр были предложены следующие варианты:
Лучшее выступление оценивается в 5 «эконов». Второе место — 3 «экона», третье место — 1 «экон».
Второй конкурс «Разминка».
Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу. Здесь учащиеся проявляют не только свою эрудицию, но и умение анализировать предложенную информацию.
Вопросы для разминки:
Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?
Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.
Правильно ли утверждение, что деньги — это такой же товар, как и любой другой товар или услуга?
Ответ: Да.
Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?
Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии — раковины каури, в России — пушнина, на Аляске — золотой песок, у кочевых народов — скот?
Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.
На раскопках в Херсонесе, где до нашей эры находилось большое греческое поседение, археологи нашли клад с монетами. На одной из них был отчеканен профиль царя Креза и написано: «X век до нашей эры». Могло ли быть такое?
Ответ: Нет, монеты царя Креза относятся к VI веку до нашей эры. К тому же, тогдашние жители не знали, когда закончится их эра и начнется наша.
Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы?
Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (здесь за каждый правильный критерий можно давать по 1 баллу) Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?
Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.
Объясните пословицу «Зарыть свой талант в землю».
Ответ: Талант — крупная денежная единица в античном мире. Пословица основана на знаменитой басне Эзопа о нерадивом рабе, который зарыл доверенный ему хозяином талант в землю и не принес никакой прибыли.
Как связаны название денежной единицы Древней Руси «куна» и пушной зверек куница?
Ответ: Эта денежная единица соответствовала по стоимости шкурке куницы — одной из самых распространенных товарных денежных единиц того времени Третий конкурс «Русские пословицы».
В процессе проведения этого конкурса учащиеся имеют неоценимую возможность развивать свою речь и показать знание истории своей страны. Командам необходимо объяснить смысл русских пословиц, заменив старинные названия денег на современные. Например, «за морем телушка — полушка, да рубль — перевоз», объяснение — «за морем телушка — четвертая часть копейки, да рубль (100 копеек) перевоз», то есть где-то далеко от нас и есть товар подешевле, но вместе со стоимостью перевозки он обойдется намного дороже, чем тот, который куплен на родине.
Каждая команда получает по две карточки с пословицами по жребию.
Пословицы:
Не было ни гроша — да вдруг алтын Восьми гривен до рубля не хватает Пожалел алтын — потерял полтину Три денежки в день — куда хочешь, туда и день.
Лучше на гривенник убытку, чем на алтын стыда Сделал на пятак, а испортил на гривенник Четвертый конкурс «Пинг-понг».
Каждая команда подготовила для своих соперников два вопроса. И теперь они по очереди задают друг другу эти вопросы, как будто отдают подачи шариком пинг-понга. За каждый правильный ответ команда получает по два «экона». Первая команда задает вопрос второй, вторая — третьей, третья — первой и т. д.
Пятый конкурс «Ипподром».
Ученикам в произвольном порядке раздаются карточки, на которых есть какие-то утверждения или вопросы, на других — ответы. Ученикам надо подобрать себе пару, чтобы на заданный вопрос был подобран правильный ответ. Ученики свободно передвигаются по кабинету с целью поиска себе нужной пары. Учащиеся с вопросами — «скакуны» с ответами — «жокеи». Каждой правильно подобранной паре начисляется по два балла (по одному — каждому участнику), поскольку в парах могут оказаться представители разных команд. Такая форма игры требует большого внимания со стороны ведущего (учителя) за соблюдением дисциплины, но учащимся она доставляет удовольствие и позволяет немного подвигаться к концу урока. Время конкурса разумно ограничить 3−4 минутами (или, как вариант, оценивать только первые пять, семь правильно подобранных пар).
Карточки:
Вопросы:
1. Иена — это денежная единица страны.
2. Прямой товарообмен без участия денег.
3. Общее название ордынских денег на Руси.
4. Человек, который хорошо разбирался в монетах всех стран, знал пропорции обмена одной монеты на другую.
5. Человек, который подделывал монеты или снижал содержание в них драгоценных металлов.
6. Ввозимые в Россию из австрийских владений серебряные монеты.
7. Название денежной единицы, в название которой входит единица веса.
8. Национальная денежная единица в России появилась.
9. Первые бумажные деньги в России появились.
10. В этой стране в XVII веке губернатор приказал использовать игральные карты с его подписью в качестве денег.
11. Одалживание денег — грех, который нельзя отмолить (автор).
12. Ведение меценатской деятельности как замаливание греха в средневековой Италии (знаменитое семейство).
13. Страна, которая первой в мире стала печатать бумажные деньги.
14. Как называется коллекционирование монет.
15. Обесценивание бумажных денег, которое сопровождается ростом цен на товары Ответы:
Япония Бартер Тенге Меняла Фальшивомонетчик Иохимсталеры.
Фунт стерлингов Во времена царствования Ивана III.
Во времена царствования Екатерины II.
Канада Фома Аквинский.
Медич.
Китай Нумизматика.
Инфляция Итог урока:
— Мир денег — удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: «Деньги — очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
Жюри оценивает конкурсы и после каждого выдает командам соответствующее количество «эконов». Причем, на свое усмотрение жюри имеет право выдать дополнительное количество денег за особо понравившийся ответ или отобрать «эконы» за некорректное поведение членов команды. В конце игры подводятся итоги по количеству набранных денег.
Команда-победитель обменивает свои деньги на положительные оценки, остальные команды выбирают самых активных своих членов, принесших наибольшую пользу, и предоставляют им право также получить положительные оценки.