Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия организации процесса формирования культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретические основы исследования составили положение о культуре как социальном явлении, содержанием которого является деятельность личности и общества (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, О. С. Газман, С. И. Гессен, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Л. Соловьев и др.), о природе социализации (Е.В.Бондаревская, И. Д. Демакова, А. В. Мудрик, Л. И… Читать ещё >

Содержание

  • Введение с
  • Глава I. Историко-педагогические и теоретические предпосылки формирования культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 1. Анализ теоретических подходов к феномену с 15 культуры
    • 1. 2. Двигательная активность как составляющая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. С. 24 физического воспитания и особенности детей
    • 1. 3. Основные подходы к организации двигательной активности в образовательном процессе дошкольного учреждения
  • Глава II. Разработка модели формирования культуры двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 1. Обоснование средового подхода к организации модели ^ ←9 образовательного процесса детского учреждения
    • 2. 2. Описание модели образовательного процесса, направленного на формирование культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 3. Организационно-педагогическое обеспечение формировани культуры двигательной деятельности в образовательном процессе детского учреждения
  • Глава III. Эмпирическое исследование эффективности образовательного процесса, направленного на формирование культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. С
    • 3. 1. Диагностика проводимого экспериментального исследования
    • 3. 2. Методическое обеспечение формирования культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
    • 3. 3. Динамика формирования культуры двигательной деятельности детей в образовательном процессе детского учреждения

Педагогические условия организации процесса формирования культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обращение к проблеме здоровья ребенка не является чем-то новым в отечественной педагогической и медицинской науке. Об этом свидетельствуют труды многих ученых (А.Н.Амосова, Ю. А. Андреева, П. П. Блонского, И. И. Брехмана, А. Г. Болотова, С. Г. Зыбелина,.

В.П.Казначеева, В. П. Петрова, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского и др.). Еще П. Ф. Лесгафт подчеркивал, что проблема сохранения и укрепления здоровья не столько медицинская, сколько медико-педагогическая. Разработка решения, которой связана с разработкой системы воспитания физической культуры детей под руководством медицинских работников и осуществление реализации медико-педагогического контроля [98, 112].

Проблема сохранения здоровья во все времена привлекала внимание ученых, но в эпоху быстрых изменений в образе жизни человека, вызванных научно — технической революцией, стала особенно важной. В настоящее время в мире, в частности в России, возникла ситуация, в целом благоприятствующая решению проблемы здоровья и индивидуального развития детей.

Рассматривая культуру как условие человеческой деятельности (Б.Г. Ананьев, А. В. Визина, JI.C. Выготский, С. И. Гессен, и др.), ее способ и результат (И.И. Зарецкая, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Н. Крылова, А. И. Савостьянов и др.), как среду деятельности личности (С.Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, И. Д. Фрумин, Д. П. Эльконин и др.). Современные педагоги и психологи отмечают недостаток в организационнопедагогических подходах и технологиях, формирующих культуру личности ребенка. Применительно к детям старшего дошкольного возраста культура может быть представлена богатым общественным опытом, накопленным в процессе деятельности социокультурных учреждений. Формирование культуры личности и общества в целом как социальноценностного явления не должно ограничиваться рамками образовательного учрежденияоно требует создания социо-культурной среды на основе налаживания систематических связей с социокультурными учреждениями. Вместе с тем раскрыть возможности формирования культуры в образовательном процессе дошкольного учреждения, построенного на основе взаимодействия социокультурных учреждений, не позволяют их разобщенность, недостаточная скоординированность и доступность использования их опыта.

Естественной потребностью ребенка является двигательная деятельность, в процессе которой происходит освоение опыта общества, как его культуры. При этом важно создание и использование социокультурной среды, .в которой будет организована разнообразная двигательная деятельность. Взаимодействие социокультурных учреждений в образовательном процессе дошкольного учреждения дает возможность создать условия для развития личности ребенка старшего дошкольного возраста. Накопленный в истории общества опыт в овладении двигательной деятельностью, учет ее универсальности в решении задач воспитания и обучения детей позволяет рассматривать этот вид деятельности в контексте культуры вообще как социального процесса, в котором особыми средствами создается возможность развития индивидуума, т. е. личности.

Сегодня в дошкольном образовании используются программы по физическому воспитанию (их более 10), в которых представлена двигательная активность как средство физического воспитания («Физкультура от 3−17» (1998) В. П. Щербакова, «Физическая культура-дошкольникам» (1998) Л. Д. Глазыриной и др.). Они направлены на сохранение и укрепление здоровья детей («Театр физического оздоровления» (1999) Н. Н. Ефименко и др.), воспитание здорового образа жизни («Детство» (2000) Т. И. Бабаевой и др.), организацию физкультурпооздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения («Здоровье» (1999) В. Г. Алямовской, воспитание культуры движений «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми с 4−7 лет» (2000г.) В. Т. Кудрявцева и др).

Однако в существующих программах двигательная деятельность не рассматривается авторами с позиции личного опыта ребенка, что представляется нам особенно актуальным и важным. Опыт личности, ее деятельность направлены на освоение, присвоение социально-ценностного опыта общества, его культуры, на этой основе происходит формирование культуры личности.

Процессы формирования культуры двигательной деятельности у ребенка особенно актуальны в старшем дошкольном возрасте. Этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоционально-чувственной сфер, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей. В период старшего дошкольного возраста появляются необходимые новообразования физического, психического, нравственного порядка (И.А.Аршавский, Н. А. Бернштейн, Л. И. Божович, Н. А. Ветлугина, JI.C. Выготский, А. В. Запорожец, B.C. Мухина, Л. Ф. Обухова, Е. А. Флерина и др.). Именно это обусловливает важность и необходимость разработки педагогической теории и практики в выявлении механизма формирования культуры двигательной деятельности ребенка в образовательном процессе дошкольного образования.

В педагогической литературе последних лет появились диссертационные исследования, посвященные проблемам физической культуры и оздоровления детей: Т. Е. Абрамовой (2002г.), Е. Д. Висангириевой (2003г.), И. О. Гариповой (2005), И. Л. Грошевой (2003г.), Б. Б. Егорова (1999) Л. П. Лосевой (2002г.), Т. Ю. Нестерюк (2000г.) О. С. Филипповой (2000г.) и др. Данные авторы вносят значительный вклад в решение проблемы исследования в целом. Вместе с тем проблема формирования культуры двигательной деятельности на основе взаимодействия образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения и социокультурных учреждений недостаточно изучена, особенно для детей старшего дошкольного возраста, что делает наше исследования актуальным и своевременным.

Рассматриваемая нами теория культуры двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста нуждается как в дальнейшем теоретическом анализе концептуальных положений, развитии представлений о структурно-функциональном составе образовательного процесса, так и в получении новых эмпирических данных, позволяющих конкретизировать проблематику институционального влияния среды. В частности, проблема институционального интегрированного влияния среды на формирование культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в педагогической науке не нашла своего целостного разрешения.

Двигательная активность, ее влияние на формирование и развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста рассматривается в работах ученых Е. А. Аркина [10], И. А. Аршавского [11], В. К. Бальсевича [18,19], В. Н. Бернштейна [21,22], А. В. Запорожца [62], Ю. Ф. Змановского [66,67], Э. Я. Колидзей [77], В. Т. Кудрявцева [85,86], П. Ф. Лесгафта [97,98],.

A.А.Маркасяна [109], М.А.Руновой[148,149], Э.Я.Степаненковой[170],.

B.Г.Фролова[181], Д. П. Эльконина [192] и др. Вместе с тем опыт общества, представленный ими в формах и способах двигательной деятельности как феномене культуры и образования, рассмотрен недостаточно.

Опыт общества в рассмотрении физической культуры как составляющей культуры личности дает нам возможность рассматривать двигательную деятельность как культуру общества. С нашей точки зрения, формирование культуры двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста можно реализовать путем создания педагогических условий в образовательном процессе дошкольного учреждения, включающих в себя разработку модели взаимодействия социокультурных институтов с дошкольным образовательным учреждением.

Необходимость изучения педагогических условий организации процесса формирования культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с новых теоретико-методологических позиций обусловлена рядом противоречий: между социальным заказом общества на воспитание здорового ребенка и технологической неподготовленностью образовательного процесса в области физического воспитаниямежду содержанием образовательного процесса и недостаточной разработанностью подходов к формированию культуры у детей старшего дошкольного возрастамежду открытым характером дошкольного образования и недостаточным использованием опыта работы социокультурных учреждений в формировании культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возрастамежду необходимостью создания педагогических условий организации процесса формирования культуры двигательной деятельности в дошкольном образовании и их отсутствием в большинстве образовательных учреждений.

С учетом выявленных противоречий был сделан выбор исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы необходимые педагогические условия эффективной работы по организации процесса формирования культуры двигательной деятельности и поиск средств овладения ею в среде жизнедеятельности ребенка старшего дошкольного возраста.

Данная постановка проблемы характеризует тему исследования как соответствующую запросам и современным тенденциям развития педагогической науки, которые отражают новые отношения к личности ребенка, признают приоритетным устойчивость ее социальных качеств.

Такой подход к проблеме определил выбор объекта и предмета исследования.

Объект исследования — становление и развитие культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования — особенности формирования культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социокультурными учреждениями.

Цель исследования — разработка педагогических условий формирования культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Гипотеза исследования состояла в том, что формирование культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при реализации педагогических условий:

— уточнения содержания, структуры культуры двигательной деятельности в соответствии с возрастными особенностей детей старшего дошкольного возраста;

— определения целей и задач образовательного процесса по обеспечению продуктивного взаимодействия дошкольного учреждения с социокультурными учреждениями среды жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста;

— разработки программно-методического обеспечения реализации условий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ).

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1. Определить понятие «культура двигательной деятельности детей».

2. Проанализировать существующие теоретические подходы к формированию культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить содержательные характеристики культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Обосновать подход к проектированию процесса формирования культуры двигательной деятельности, выявить критерии оценки и уровни овладения ею детьми старшего дошкольного возраста.

3. Разработать и экспериментально апробировать модель образовательного процесса, направленного на формирование культуры двигательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, включающего взаимодействие с другими социокультурными учреждениями.

4. Определить педагогические условия для включения социокультурных учреждений, обеспечивающих формирование культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в образовательный процесс дошкольного учреждения.

5. Разработать программно-методическое обеспечение реализации педагогических условий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: 1) теоретический анализ и обобщение литературных материалов философского, психолого-педагогического, анатомо-физиологического, общепедагогического направлений, анализ программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста- 2) анкетирование, опрос, беседа- 3) констатирующий и формирующий эксперимент.

Методологическими основами исследования являются онтологический и аксиологический подходы к анализу культуре двигательной деятельностиидеи гуманной педагогикисистемный подход к развитию ребенка в образовательном процессепредставления о роли двигательной деятельности и ее результатах в развитии личностиположение о значении двигательной деятельности в физическом, психическом и социальном развитии ребенкасредовый подход в воспитании.

Теоретические основы исследования составили положение о культуре как социальном явлении, содержанием которого является деятельность личности и общества (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, О. С. Газман, С. И. Гессен, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Л. Соловьев и др.), о природе социализации (Е.В.Бондаревская, И. Д. Демакова, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, В. А. Сластенин и др.) — о системном подходе к организации образовательного процесса (Ю.К.Бабанский, С. И. Гессен, В. В. Давыдов, Ф. Ф. Королев, А. Н. Новиков, М. М. Поташника, М. В. Рыжаков, Ю. П. Сокольников, В. И. Слободчиков и др.), о месте двигательной деятельности в развитии ребенка (Е.А.Аркин, И. А. Аршавский, Н. А. Бернштейн, А. В. Запорожц, Ю. Ф. Змановский, Б. П. Эльконина, ЭЛ. Колидзей и др.) — о возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста (Е.А. Аркин, Л. И. Божович, Л. С. Выготский,.

A.В.Запорожец, М. Ю. Кистяковская, B.C. Мухина, Д. П. Эльконин и др.) — об организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях (В.Г.Алямовская, Ю. Ф. Змановский, Б. Б. Егоров,.

B.Т.Кудрявцев, Т. И. Осокина, А. В. Кенеман, М. А. Рунова, А. И. Савостьянов, Э. Я. Степаненкова, В. Г. Фролов, Д. В. Хухлаева и др.).

Опытноэкспериментальной базой исследования явились детские дошкольные учреждения г. Сарапула Удмуртской Республики (№ 42, № 35, № 13, № 5, детский санаторий № 1 «Рябинушка»). В эксперименте приняли участие около 217 детей, 70 педагогов, 200 родителей, 40 медицинских работников, 30 руководителей спортивных структур города, 100 студентов педагогического колледжа г. Сарапула У.Р.

Исследование проходило поэтапно с 1999 по 2005 гг.

Первый этап (1999;2000 г. г.) — изучение состояния проблемы с целью определения методологических подходов к исследованию, на основе которых был разработан план проведения опытноэкспериментальной работы, отобраны и разработаны методики исследования.

Второй этап (2000;2001 гг.) — анализ различных моделей образовательного процесса в ДОУ, уточнение гипотезы исследования и плана опытно-экспериментальной работы, диагностика развития детей старшего дошкольного возраста и оценка состояния их здоровья.

Третий этап (2001;2003 гг.) — разработка программно-методического обеспечения и опытно-экспериментальная работа по созданию педагогических условий, направленных на формирование культуры двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Четвертый этап (2002;2005 гг.) — анализ полученных данных, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, оформление материалов исследования. Научная новизна исследования состоит в том, что сформулировано понятие «культура двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста" — выявлены и описаны принципы и педагогические условия организации образовательного процесса, направленного на формирование культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возрастаразработана и обоснована модель, включающая взаимодействие социокультурных учреждений в образовательный процесс дошкольного учреждения и социокультурных учреждений (педагогический колледж, детская-юношеская спортивная школа и др.) в целостном образовательном процессерасширены представления о способах, средствах и методах формирования культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраставыявлены и разработаны критерии и уровни сформированности культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможности и целесообразности формирования культуры двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста как компонента общей культуры в условиях образовательного процессав разработке модели образовательного процесса, предполагающей взаимодействие социокультурных учреждений и ДОУв определении механизма формирования культуры двигательной деятельности с позиции средового подхода к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Положения, выносимые на защиту.

1. Содержательной характеристикой культуры двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста является интегративность как результат взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социокультурных учреждений, в содержании деятельности которых представлен социальноценностный опыт двигательной деятельности, накопленный в обществе.

2. Формирование культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста возможно в образовательном процессе дошкольного учреждения в условиях скорректировали ости целей и задач взаимодействия социокультурных институтов с дошкольным учреждением, на основе социально-ценностного опыта двигательной деятельности.

3. Успешность формирования культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста реализуется при условии включения социокультурных институтов в образовательный процесс дошкольного учреждения, на основе использования общих педагогических принципов: синтеза деятельности ребенка, культуросообразности, преемственности, целостности образовательного процесса, природосообразности.

Достоверность обеспечена междисциплинарным подходом к изучению предмета исследования, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных поставленным задачам, широтой выборки, статистической значимостью экспериментальных результатов, вариативной проверкой основных положений и выводов в массовой практике.

Практическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании целесообразности подхода к формированию двигательной культуры детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе на основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социокультурных учреждений. Разработанные в ходе исследования критерии оценки уровней развития культуры двигательной деятельности детей, формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социокультурных учреждений могут быть использованы в организации оздоровительно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов исследования проводилась в ДОУ №№ 42, 35, 13, 5, детском санатории № I «Рябинушка», детском доме № I г. Сарапула, в ГОУ СЗУО ДОУ № 2281 г. Москвы. Основные положения диссертации использовались при разработке курса «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» для студентов педагогического колледжа г. Сарапула (Удмуртия). Материалы диссертации докладывались на научно-практических конференциях: «Модернизация образования как фактор развития общества» (г. Сарапул, 2001 г.), «Теория и практика среднего специального образования Удмуртии» (г. Сарапул, 2002 г.), «Здоровьесберегающее пространство Детства» (г. Сарапул, 2000 г.). Основные положения диссертации обсуждались и получили одобрение при проведении семинарских и лекционных занятий по спецкурсу для слушателей программы «Синтез искусств в эстетическом воспитании дошкольников» при АПК и ППРО (2000 г.), на республиканском семинаре «Теория и практика физического воспитания» (г. Сарапул, декабрь 2002 г.), на педагогических совещаниях в ДОУ г. Сарапула. Положения диссертационного исследования о моделировании среды формирования культуры двигательной деятельности вошли в «Программу развития физической культуры и спорта г. Сарапула» (Удмуртская Республика). Результаты исследования использованы в разработке авторских учебных программ для студентов педагогического колледжа г. Сарапула (Удмуртия), при создании рабочих программ «Осинка» (для детского учреждения с приоритетным направлением физкультурно-оздоровительной работы по профилактике нарушений осанки) и «Летний оздоровительный отдых» (для организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в летний период). Диссертационные положения о культуре двигательной деятельности и ее диагностической оценке апробировались автором на Городском конкурсе детских образовательных учреждений г. Сарапула. Результаты исследования внедряются в практику деятельности ДОУ № 2281 г. Москвы. Результаты исследования отражены в публикациях, объемом — 1,7 п.л.

Структура и объем диссертации

: общий объем 179с., состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения (14шт.), словаря терминов, 14 диаграмм, 3 таблицы.

Выводы по главе III:

Таким образом, организация продуктивного взаимодействия социокультурных учреждений среды жизнедеятельности ребенка старшего дошкольного возраста, в нашем исследовании выражена в том, что результатом образовательного процесса ДОУ является принятие детьми ценностных отношений к двигательной деятельности как деятельности самого ребенка. Социально — заданная взрослыми деятельность принята детьми. Результатом такого принятия является развитие у детей личностных качеств, которые отражают формирование уровней культуры двигательной деятельности.

В результате организованного образовательного процесса, включающего взаимодействие социокультурных учреждений, изменилась деятельность детей, как по содержанию, так и по формам. Двигательная деятельность детей в модели образовательного процесса наполнена новым содержанием, поэтому стала разнообразной, интересной и, как результат, предпочитаемой детьми, о чем свидетельствуют результаты исследования. Результатом образовательного процесса, включающего взаимодействие социокультурных учреждений, являются позитивные изменения в здоровье детей.

Таким образом, культура двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста может быть рассмотрена как путь сохранения и укрепления здоровья.

Таком образом, можно сделать вывод об эффективности и целесообразности мероприятий, проводимых в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что формирование культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста возможно в образовательном процессе ДОУ, построенном на включении в его содержание деятельности социокультурных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе эксперимента, направленного на формирование культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, нами была построена и описана модель образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, опирающаяся на средовый подход. На основе среды жизнедеятельности ребенка в детском учреждении развернут образовательный процесс, включающий взаимодействие социокультурных учреждений. Объединенные в модель образовательного процесса социокультурные учреждения интегрируют своё содержание работы с дошкольным образовательным учреждением.

Проанализировав теоретические подходы к формированию культуры двигательной деятельности, мы выявили, что ее содержательной характеристикой для детей старшего дошкольного возраста является социально-ценностный опыт общества, представленный в образовательном процессе содержанием работы социокультурных учреждений.

Период старшего дошкольного возраста содержит необходимые новообразования физического, психического, нравственного порядка, которые обусловливают важность и необходимость формирования культуры двигательной деятельности ребёнка в образовательном процессе дошкольного учреждения. Одним из таких новообразований становится культура двигательной деятельности.

Формирование культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения возможно при организации следующих педагогических условий: готовность педагогического коллектива, лиц, представляющих социокультурные учреждения, к освоению нового содержания образовательного процессаоткрытость дошкольного учреждения окружающей социальной среде и изменениям в обществевключение социокультурных учреждений в пространство жизнедеятельности ребенка и его родителейуниверсальность двигательной деятельности. Обоснованная сконструированная экспериментально апробированная модель образовательного процесса доказала свою эффективность, опираясь на основные принципы организации образовательного процесса, которыми являются:

— целостность образовательного процесса;

— преемственность;

— синтез деятельности ребенка;

— культуросообразности;

— природосообразность.

Реализованные в ходе эксперимента педагогические условия организации образовательного процесса, направленного на формирование культуры двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, позволили разрешить следующие противоречия: между социальным заказом общества на воспитание здорового ребенка и технологической неподготовленностью образовательного процесса в области физического воспитаниямежду содержанием образовательного процесса и недостаточной разработанностью подходов к формированию культуры у детей старшего дошкольного возрастамежду открытым характером дошкольного образования и недостаточным использованием опыта работы социокультурных учреждений в формировании культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возрастамежду необходимостью создания педагогических условий организации процесса формирования культуры двигательной деятельности в дошкольном образовании и их отсутствием в большинстве образовательных учреждений.

Обобщение и анализ результатов теоретического и экспериментального исследования позволяют считать его завершенным и сформулировать следующие выводы:

1. Содержательной характеристикой культуры двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста является развитие таких качеств личности ребенка как самостоятельность и активность, произвольность в выполнении двигательной задачи, интерес к двигательной активности, формирование и развитие которых осуществляется в процессе освоения детьми социально-ценностного опыта двигательной деятельности, накопленного в обществе, как элемента его культуры.

2. Освоение детьми социально-заданной деятельности как опыта общества в разнообразных формах двигательной активности позволяет детям моделировать пути решения проблем здоровья, развития как личности.

3. Создание модели образовательного процесса позволило организовать продуктивное взаимодействие. В результате включения в процесс целеполагания педагогов и общественности, как его субъектов, были скорректированы цели, задачи образовательного процесса, разработаны педагогические условия, что обеспечило процесс формирования культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Наиболее эффективным подходом к модели образовательного процесса дошкольного учреждения, направленного на формирование культуры двигательной деятельности, может быть рассмотрение среды жизнедеятельности ребенка, где дошкольное и социокультурные учреждения представлены единством подходов и средств воспитания культуры общества.

5. Созданное программно-методическое обеспечение для образовательного процесса, включающего взаимодействие ДОУ и социокультурных учреждений, позволило реализовать педагогические условия и подтвердить их эффективность для процесса формирования культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

По показателям результата диагностики и математической обработки данных по t-критерию Стьюдента на начало и окончание эксперимента выявлены значительные различия (до и после эксперимента) у детей экспериментальной группы (р< 0,01) в развитии самостоятельности и активности, творчестве и произвольности выполнения двигательной задачи, интересе, физической подготовленности детей, что свидетельствует о качественном сдвиге как результате процесса формирования культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Данные показатели отражают развитие детей и подтверждают гипотезу исследования.

Таким образом, модель образовательного процесса в ДОУ, включающая взаимодействие социокультурных институтов, в содержании которых накоплен разнообразный социально — ценностный опыт двигательной деятельности в обществе, имеет положительный результат в формировании культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Данное исследование позволяет в достаточной степени варьировать образовательный процесс с учётом особенностей детей старшего дошкольного возраста и среды их жизнедеятельности.

Наше исследование не охватывает всех аспектов педагогических условий, направленных на формирование культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В качестве проблем, требующих дальнейшего изучения может быть создание научнопрактических разработок по проблеме формирования культуры двигательной деятельности у детей на следующих этапах образования. Плодотворными могут стать попытки проектирования модели образовательного процесса, включающего взаимодействие социокультурных институтов, с различными типами детских образовательных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П., Зулина Н. И. Основы оздоровительного обучения //Сборник материалов науч.-прак. конференции: Актуальные проблемы в образовании. — Новосибирск: ГПУ, 2004. — 67с.
  2. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.-335с.
  3. Г. Теория личности. Пер. с анг. КСП + М.: Ювента, 1999. -464с.
  4. Аль Маудури. Мы и западная цивилизация.- М.: Твис, 1993. -143с.
  5. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.-320с.
  6. Амосов А. Н. Омолаживание через физические нагрузки. Киев: Байда, 1995.-40с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.- 164с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. -288с.
  9. Ю.А. Три кита здоровья. М., 1991. — 211с.
  10. Е.А. Вопросы советского дошкольного воспитания // Сборник статей. Под ред. чл.- кор. АПН А. П. Усовой. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1950. — 146с.
  11. И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. Л., 1975. — 78с.
  12. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996. — 597с.
  13. А.Г. Содействие ребенку развитие личности. // Новые ценности образования. — 1996. — № 6- 55с.
  14. Ю.К. Передовой опыт учителя и педагогическая наука. \Советская педагогика, 1977. № 11 — С.42−49.
  15. Базовая культура личности СБ. науч. труд. /Под ред. О. С. Газмана, Л. И. Романовой М.1989. 12с.
  16. Бакурадзе А. Б. Значимая и конкретная цель-лучший мотивационный фактор.//Директор школы, 2003. № 10.—С. 12−13.
  17. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. К.: Здоров’я, 1987. 224с.
  18. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической культуры 1995. -№ 4. С.2−7.
  19. Л.Я. Личностные потребности М., 1984. С. 120
  20. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Физкультура и спорт, 1966. 198с.
  21. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М.:ФиС, 1990. 176с.
  22. В.П.Беспалько Психологические парадоксы образования. //Педагогика, 2000. № 5 — С. 13−20.
  23. П.П. Дошкольный возраст. Избран.пед.произв.М., 1961. -423с.
  24. М.Л., Курина И. Б., Сагайдачная Е.А.Современные методы оздоровления дошкольников. М., 2001. 154с.
  25. А.А. Субъективное пространство мира. М., 2000. 179с.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Просвещение, 1968. 463с.
  27. А.Г. Здоровье человека в нездоровом мире. СПб.: Питер. 2003.-480с.
  28. Е.В. Вариативность стратегии личностно-ориентированного воспитания. \ «Инновационная школа», 2000. -№ 1, С. 19−26.
  29. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в измененных социальных условиях. Рн Д., 1995.-708с.
  30. Булкин В. А. Современные проблемы, концепции физической культуры и спорта детей и юношества //Современные проблемы теории и практики физ. культуры, взгляды, идеи, концепции: Сб. науч. тр., СПб., 1996−1997.-С.37−39.
  31. А.Н., Киселев В. А. Мир культуры и культура мира. Новосибирск: Сибирская государственная академия путей сообщения, 1996. 152с.
  32. И.М. Человек телесный в социокультурном пространстве и времени. Очерки социальной и культурологической антропологии. Москва: Физкультура, образование и наука, 1997. -209с.
  33. И.Е. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения- Учебное пособие. Мн.: Уж’версггэцкая, 1997. 160с.
  34. Венгер J1.A. Психологическая характеристика деятельности ребенка. М., 1968. -234с.
  35. Веннецкая О. Е Образовательные технологии в профессиональной подготовке будущих учителей: Постановка проблемы. Сборник научных трудов аспирантов и соискателей АПК и ПРО, 4−6 апреля 2000 г. М.: ПАИМС, 2000. — Ч. Ш (Статьи и тезисы) — 73 с.
  36. О.Е. Физическое воспитание: взаимодействие педагогического колледжа с детскими образовательными учреждениями. //Начальная школа «плюс До» и" после"ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал № 10- 2002. 80с.
  37. К.Н. Рецензия на работу В.В.Зеньковского «Принцип индивидуального в психологии и педагогике» // Свободное воспитание. М., 1912. № 9-С.29−42.
  38. В.И. Размышления натуралиста. В 2 т. М., 1977. 214с. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье,-Киев: Радянська школа, 1987. — 126с.
  39. В.М., Филин В.П.Разработка возрастных основ физической культуры. \Физическая культура. 1999.- № 1−2 С.23−28. Волошина H.JI. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учеб.-мет.пособие.-М.:АРКТИ, 2005. — 108с.
  40. Л.А. Основные эстетические категории Аристотеля. М.: Высшая школа, 1975.- 203с.
  41. Воспитательное пространство как объект педагогических исследований Под редакцией Н. Л. Селивановой отв. редактор Л. И. Новикова, Е. И. Соколова, Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2000. — 248с.
  42. Л.С. Проблемы культурного развития ребенка \Вестник Московского университета, Серия 14, Психология 1991. № 4 -23с.
  43. Л.С. Лекции по педалогии. Ижевск: Издат. дом «Удмуртский университет», 2001. 304с.
  44. П.Я. Психология как объективная наука //Избр. Псих труды /Под ред .А. И. Подольского. М.: Ин-т практ. психол- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -212с.
  45. И.О. Педагогические условия реализации семейных традиций физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф.дисс.канд.пед.наук.-М., 2005. -22с. Геллерштейн С. Г. Психология движений Вестн. Моск. Ун-та.
  46. Сер. 14, Психология. 1992.- № 1-С.61−70.
  47. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Отв. ред. И сост. П. В. Алексеев.- М.: «Школа-Пресс», 1995.-448с.
  48. Я.Г. Врачебные наставления для немощного или руководство к благоразумному поведению себя в болезнях и выбору для пользования оных врача. СПб.: Академия наук. 1821. -102с.
  49. В.В. О перспективах теории деятельности //Вестник Московского Университета. Серия 14, Психология 1993. № 2.
  50. И. Д. Воспитательное пространство Корчаковского лагеря: функции и возможности. Калуга, 2000. 216с.
  51. Демокрит и Левкипп. Учение о методике познания. Физика. Психология и физиология. Этика //Деторин А. Книга для чтения по истории философии. Т.1., М., 1924. С.22−51.
  52. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. /Под редакцией Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько Минск: «УшверЫтэцкае», 1997. 237с.
  53. А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 176с.
  54. . М., 1990. 201с.
  55. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно- правовых документов и программно- методических материалов. М.: «ГНОМиД», 2001. -472с.
  56. .Б. Основные принципы оздоровительно-воспитательной работы в детском саду(по системе Змановского Ю.Ф.)// Материалы Междисциплинарной научной конференции аспирантов и соискателей АПКиПРО.1999. М. — 100с.
  57. .Б. Педагогические основы оздоровительно-воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях санаторного туберкулезного детского сада. Автореф.дисс. канд.пед.наук- М., 1999.-23с.
  58. .Б., Малова Г. П. Развивающая педагогика оздоровления: Как начать эксперимент? Методические рекомендации М., 2003. -146с.
  59. А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.2. Развитие произвольных движений. М.: Педагогика, 1986. — 296с.
  60. М.Д. Великий русский хирург Н.И.Пирогов. Иваново: Облгиз. 1950.-235с.
  61. Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в детском учреждении // Дошкольное воспитание 1993. — № 9 -С.93−95.
  62. Змановский Ю. Ф, Здоровый дошкольник //Дошкольное воспитание- 1995. -№ 5 с. 11−17
  63. С.Г. Избран, произ-я. М.: Медгиз. 1956. 33с.
  64. М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений
  65. М.: Политиздат, 1988−319с.
  66. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991. — 208с.
  67. А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1985.- 178с.
  68. Л.П. Деятельность как педагогическое явление. М.:Советская педагогика 1984. № 2 — 135с.
  69. Г. С. Материалы к лекциям по общей культуре// введение в общую теорию культуры. Культура и современность. М. 1993. -212с.
  70. А.Г. Личность и пути ее формирования, М.: «Знание» 1971.- 30с.
  71. Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебн. пособие для студ. высш. и сред.пед.учеб.заведений/ Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М.М.Самодурова- под ред.С. А. Козловой.-М.:Издательский центр «Академия», 2002. 320с.
  72. Э.Я. Двигательная деятельность ребенка в пространстве его отношений с действительностью. Балашов: Из-во БГПИ, 2000.- 140с.
  73. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973. 154с.
  74. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Уч. педгиз, 1955.-201с.
  75. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года Национальная безопасность и геополитика России. Спец.выпуск. 2001.- № 2(3).
  76. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях //Советская педагогика 1970. № 9- С.21−25.
  77. Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск.- М.: Политиздат, 1990. 493с.
  78. Н.И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М., 1996. -265с.
  79. Н.Б. Культурология образования М.: Народное образование 2000. 272с.
  80. В.Т. Развивающее детство и развивающее образование культурно-исторический подход 4.1,11. Методологические проблемы развития. Дубна. 1997. 254с.
  81. В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) Программно- методическое пособие. М.: Линка- Пресс, 2000. 293с.
  82. В.Т., Б.Б.Егоров Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление. Монография.-М.: Институт ДО и СВ РАО, 2003. -153с.
  83. Л.М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования. //"Перемены" 2001.- № 2- С. 149.
  84. Лао- Цзы. Дао де цзин. Киев, 1993. — 273с.
  85. А.П. Закаляйтесь на здоровье. М.: Медицина. 1991. 159с.
  86. А.А. Культура и языки народов России, стран СНГ и Балтии: Учебно справочное пособие М., МПСИ, Из-во «Флинта», 1998.-312с.
  87. А. А. Деятельный ум. (Деятельность, знак, личность.) М.: Смысл, 2001.-392с.
  88. А.Н. Анализ деятельности \Вестник Московского университета- серия 3 Психология, 1983. С. 19−25.
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М., Политиздат, 1975.- 265с.
  90. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей. \ Психол. журн. 1992.- № 12-С.107 117.
  91. П.Ф. Избр. педаг. соч. в 2-х т., T. l, М. Изд-во Академия педагогических наук РСФСР, 1951. 334с.
  92. П.Ф. Руководство по физ. Образованию детей школьного возраста // Собран, пед. соч. в 5-т., т.1. М.: Ф и с, 1951. 444с.
  93. П.Ф. Избранные педагогические сочинения./ Сост. И. Н. Решетень. -М.: Педагогика, 1988. -400с.
  94. Р. Культурологические основания личности. Человек и социальная среда, /Сборник переводов, Вып. 2.-М., 1992. С. 47.
  95. М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. 276с.
  96. Лисицин Ю. П. Концепция факторов риска и образов жизни МО.П.ЛисицинЗдравоохранение Р.Ф. 1998. № 4- С.49−52.
  97. A.M. Проектирование содержания образования. М., 2004. -226с.
  98. М.В. ПСС, Т.7.-М.-Л., 1957.- 356с.
  99. Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. — 288с.
  100. Л.И. Введение в социологию физической культуры и спорта (курс лекции) М.: РГАФК, 1998. 121с.
  101. А.С. Собр. соч. В4-хт.Т.2, М. 1987. 265с.
  102. С.В. Физкультурная деятельность как основаформирования физической культуры Авт.рефер.канд. пед. наук СПб., 2000.-21с.
  103. Ю.С. Педагогика среды: на пути к воспитательному пространству // Воспитательное пространство, как объект педагогического исследования Калуга НЦСПВ Институт образования и педагогики РАО, 2000. 248с.
  104. А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. М.: Медицина, 1969. С.5−13.
  105. Маркарян Э.С.О генезисе деятельности и культуры. Ереван, 1973.-254с.
  106. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивов ученика. М., 1990. 123с.
  107. К. Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2-х т. 1 М., 1978.-431с.
  108. Л.П. Опыт анализа и систематизации форм и функций физической культуры и спорта. 1984. 149с.
  109. Материалы Древней Греции. М., 1995. 208с.
  110. Международный терминологический словарь «Санитарное просвещение» ЦНИИСП. Ин-т музея гигиены ГДР.- М.: Медицина, 1981.-234с.
  111. В.И. Проблемы теории культуры М., 1977. 218с.
  112. B.C. Интегративная индивидуальность. М.:Педагогика, 1986.-97с.
  113. Методология системного подхода в педагогике.// Обзоры по инф. обесп.-ю пед. программ и основным направлениям развития пед. науки и практики. М., Вып. З (33)., 1989. С.1−56.
  114. Мид М. Культура и мир детства. Избр. произв./ Пер. с англ. М.: Наука, 1988.-312с.
  115. С.В. Проблемы моделирования спортивнойдеятельности. М.: Ф и С., 1998. 182с.
  116. А.В. Социализация и воспитание. /М.: Сентябрь, 1997. -96с.
  117. B.C. Возрастная психологи: Учебник. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. 185с.
  118. Г. Г. Эволюция научных представлений об объекте и кризис общественной теории физического воспитания //Теория и практика физической культуры. 1998. № 9- С.40−43.
  119. Я. 3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. М.:Просвещение, 1986. 121с.
  120. А.Н. Проектирование педагогических систем //Специалист.-1998. № 5 — С.23−28.
  121. Новиков Б. И. Экспериментальное исследование состояние психической готовности футболистов к соревнованию, автореф.диссер.канд.пед.наук. 1990.- 20 с.
  122. Л.И. Воспитание как педагогическая категория. М.:"Педагогика", 2000. № 5 — С.28−35.
  123. Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. 98с.
  124. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.М.:Триола, 1995. 215с.
  125. Общество и проблемы здоровья сегодняЛ Т. В. Карсаевской, К. Мишкинис, Г. М. Соловьева // Народное образование. 2004. № 6-С.16−19.
  126. Ю.М. Научение. М., 1997. 154с. г"*
  127. Оценка физического и нервно психического развития детей • раннего и дошкольного возраста. /Составители Н. А. Ноткина,
  128. JI.H. Казьмина, Н. Н. Бойнович. СПб.: «Акцидент» 1998. — 32с.-ил.
  129. П Педагогические воззрения Платона и Аристотеля /Под ред.Ф. Ф. Зелинского Пг., 1916. — 103с.
  130. Педагогическое наследие Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Пестолоцци И. Г. /Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. -М.:Педагогика, 1987. -416с.
  131. М.К. Язык- знак культуры. М.:Наука. 1991. 165с.
  132. Н.И. Некоторые проблемы функционирования и Ф развития теории физической культуры. //Теория и практикафиз. культуры 1996. № 5 — С.55−58.
  133. М.М. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие /Под ред. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. -448с.
  134. Принцип развития в психологии./Под ред. Л. И. Анцыферовой М., 1978.- 171с.
  135. Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2001−2004гг. Ижевск, 2001. 320с.
  136. Т.И. Технология формирования культуры ЗОЖличности студента в условиях нобразования консультативно-оздоровительного центра Вуза. Автореф. диссер. канд. пед. наук. Ставрополь, 1999. 18с.
  137. Психология отношений под ред. Бодалева А. А. /Вступительная статья А. А. Бодалева М.: Из-во «Институт практической психологии» Воронеж, Серия «Психология Отечества», Из-во НПО «МОДЭК», 1998. — 368с.
  138. А. А. Психология педагогической деятельности
  139. Проблемный анализ): Учеб. Пособие. Ижевск: Изд.-во Удм. Ун.-та, 1994. 83с.
  140. А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психологическая педагогика СПб.: Питер., 2000. 432с.
  141. В.П. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии, 2000. № 121-С. 12−31.
  142. Рубинштейн C. JI Основы общей психологии (Серия «Мастера психологии) СПб.: Питер Ком, 1999. — 720с.
  143. C.JI. Принципы и пути развития психики М. 1959. -355с.
  144. М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей.- М.:Мозаика- Синтез, 2004. -256с.
  145. М.А. Педагогические условия оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста» Автореф. диссерт. канд. пед. Наук. М., 1988. 18с.
  146. Руссо Ж Ж Человек, будь человеком СПб, 1912. — 59с.
  147. М.В. Образование как сложная нелинейная самоорганизующаяся система. // Стандарты и мониторинг в образовании. № 1,2000.- С.48−55.
  148. А.И. Природосообразность основа формирования духовного мира ребенка. // Научные проблемы развития образования в XXI веке. Т.З., 2004- С.68−71.
  149. А.И. Природосообразность как проблема формирования духовного мира ребенка. // Школа. 2005. № 2(65)-С.4−6.
  150. А.И. Развивающие игры для детей. // Здоровье детей 2005.- № 5- С.24−27.
  151. Е.А. Воспитание волевых качеств у старших дошкольников при выполнении физических упражнений. Афтореферат диссер.канд.пед.наук. М., 1988. 23с.
  152. А.В. Здоровье человека- социальная ценность. М., Мысль 1989.- 270с.
  153. H.JI. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика, 2000. № 6 — 35−39с.
  154. Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен. Педагогика, 2002. № 1 — С.32−38.
  155. Сеченов И. М. Учение о несвободе воли с практической стороны
  156. Избранные философские и психологические произведения. М.: Изд- во АН СССР, 1952. 342с.
  157. В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений В. А. Сластенин,
  158. И .Ф.Исаев, М. И. Мишенко А.И., ШияновМ.: Школа-Пресс, 1998. -531с.
  159. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. -№ 6 С. 12−25.
  160. Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI-VII симпозиумов ПИ РАО /Под ред. А. А. Бодалева, В. Э. Чудновского, НЛ. Карповой, Г. А. Вайзер Самара: Издательство"НТЦ" 2002. -422с.
  161. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. / Автор составитель Бычкова С. С. М.: АРКТИ, 2001.-64с.
  162. Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. 64с.
  163. Е.Г. Проективные методы исследования личности. М., 1980. 143с.
  164. Ю.П. Всеобщая педагогическая теория. Системноепонимание педагогической действительности: Учебное пособие. -Чебоксары: ЧГГГУ им. И. Я. Яковлева, 2001. 32с.
  165. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М., 1986.- 158с.
  166. Сократово учение по Ксенофонту в виде разговоров: В 4-х кн. / Пер. с греч. И.Ситайским.-М., 1857.- 416с.
  167. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания.- М.:Изд.дом «Воспитание дошкольника», 2005. 96с.
  168. Тартанг Тулку Жест равновесия. Киев, 1994. 256с.
  169. JI.H. Антология гуманной педагогики. Переиздание. М.: Издательский дом Шалва Амоношвили 2002. 224с.
  170. Туник Е.//Школьный психолог"Креативность". 2004. № 1- С.12−4.
  171. Г. А. Дошкольная психология: Учебн. Пособие для студентов сред. Спец. учеб. Заведений. 5-е изд, стереотип. М.- Издательский центр «Академия», 2001. — 336с.
  172. Учитель как взрослый. /Д.Фрумин // Народное образование 2004. -№ 4-С. 45−47.
  173. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. СПб. 1998.- 118с.
  174. К.Д. Пед.соч.: Т.1. М., 1988. 287с.
  175. Дж. Конфликт ценностей // Перспективы гуманитарного образования в школе. М.-1992. — 102с.
  176. Филиппова С. О Культура здоровья дошкольника //Дошкольная педагогика. 2001. № 1 — С.4−6.
  177. Философский энциклопедический словарь М.: Советская Энциклопедия, 1983. 834с.
  178. Фролов В. Г. Физкультурные занятий, игры и упражнения на прогулке. М.1986. 165с.
  179. В. Д. Философия образования и образовательныеполитики. М., 1993.- 222с.
  180. Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности. // Вопросы психологии № 1, 2001. С. З
  181. С.Т. Избр.пед.соч. 1 т.М.1980. -306с.
  182. Я. Элементарные понятия социологии М., 1969. 44с.
  183. Школа 2100 / Образовательная система «Школа 2100"Педагогика здравого смысла .М.:Из-во Баласс, 2003. С. 35.
  184. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирные исторические перспективы Пер. с нем. С. Э. Борович.-Минск. ООО «Поппури», 1999. 720с.
  185. В.А. Моделирование и философия. Москва-Ленинград. Наука. 1966, — 302с.
  186. И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагогов и учащихся в современной школе. М: «Сентябрь» 1988. -67с.
  187. Д.Б. Детская психология. М., 1960. — 265с.
  188. Д.Б. Избранные психологические труды М. 1989. 517с.
  189. Энциклопедия Народы России. Гл. ред. В. А. Тишков. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. -456с.
  190. Э. Детство и общество.-СПб, 1996. 76с.
  191. В.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и социальных установок \ Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979. — С.62−70.
  192. Якимова А. в работе «Формирование культуры двигательнойдеятельности у студентов Вузов с учётом профиля специальности» Атореф.диссерт. канд. пед. наук. Краснодар 2004. 14с.
  193. Л.Р., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3−7лет. //Пособие для педагогических училищ.: В 3-х ч. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 320с.
  194. Е.А. Школа для всех: адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1996. 352с.
  195. Ю.А., Ананьев Н. А. Школа здоровья, 1994. — № 1— С.2−8.
  196. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365с.
  197. Hamm Brucher. Aufbesuch ins jahr 2000 oder Erziehung ins Teshnischer Zeitalter Rowohlt, 1987.
  198. Lempert W. Moralishes Denken. Seine Entwisklung jenseits der Kindheit und seine Beenflussbarkeit in der Sekundarstufe // Essen: Neue Deutsche Schule, 1988.
  199. Oser F./ Alport W. Moralische Selbstimmung. Modelle der Entwicklung und Erziehung im Wertebereich. Ein Lehrbuch. Stuttgart: Klett, 1992.
  200. Rogers C. A wau of being. Boston: Houghton Mifflin, 1980.180
Заполнить форму текущей работой