Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности освоения базовых компонентов культуры в системе дополнительного образования детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Указанная ориентация предполагает не столько изучение (получение информации, знаний), сколько освоение (получение ключей к знаниям и опыта в основных видах человеческой деятельности) культуры. Важно видеть эти «ключи» не только в специально смоделированной деятельности воспитывающего характера, но и в спонтанной, никем не управляемой каждодневной жизни ребенка, что поможет «встраивать» его опыт… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ БАЗОВЫХ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ ДЕТЬМИ
    • 1. 1. Методологические подходы к освоению базовых компонентов культуры личностью через образование
    • 1. 2. Теоретические основания освоения базовых компонентов культуры в современном обществе
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ БАЗОВЫХ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
    • 2. 1. Исходное состояние проблемы и концептуальная модель процесса освоения базовых компонентов культуры в системе дополнительного образования детей
    • 2. 2. Основные пути освоения базовых компонентов культуры в образовании
  • Выводы по 2 главе
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ «ОСВОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»
    • 3. 1. Программа «Освоение культуры детьми, подростками и молодежью в системе дополнительного образования»
    • 3. 2. Содержание, ход и результаты эксперимента
  • Выводы по 3 главе

Особенности освоения базовых компонентов культуры в системе дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указывается на необходимость усиления воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.

Вхождение России в мировое образовательное пространство определило важные тенденции реформирования и развития системы образования. Изменения, происходящие в образовании России, заключаются не только в развитии многоуровневой системы общего образования, в обогащении его современными информационными технологиями, в усилении гуманитарной направленности основного образования, но и в повышении роли дополнительного образования.

Трансформация системы ценностей, утрата идеалов, сложные социальные, экономические и политические процессы породили ситуацию экзистенциального хаоса и вакуума смыслообразующих идей, вызвали изменения ценностных ориентации молодежи, что ведет к необходимости не только давать знания о мире, но и создавать модели поведения, общения, жизнетворчества. Эта ситуация выводит проблему целостного освоения культуры детьми, подростками и молодежью в системе дополнительного образования детей в разряд образовательных проблем, призванных решать задачи общенационального значения, а также делает необходимым изучение жизненного пути юной личности, овладевающей мировой культурой.

Все многообразие социо-культурной информации может быть передано новым поколениям только в своем единстве, как единая субстанция и только после этого расшифрована как дифференцированные знания в разных областях культуры. При этом генеральная линия единства должна быть постоянно равнодействующей всем направлениям познания и распредмечивания культуры.

Культура есть целостный организм, развивающийся по своим законам, еще не до конца известным науке. Ребенок и общество на ранних этапах развития постигают культуру не рефлексивно-изучающе, а целостно, проживая ее в свернутом виде: игра у ребенка, ритуалы у первобытных обществ. По мере взросления человека и общества единая картина мира распадается на великое множество «картин» сообразно нашим установкам. «Мозаичность» этих картин обуславливается разным уровнем знаний в отдельных отраслях.

Личностная ориентация современной педагогики предполагает не столько изучение систематических курсов, сколько помощь учащимся в создании собственной стратегии и программы освоения всей человеческой культуры, в нахождении ключей к знаниям [Бондаревская Е.В., 1998; Газман О. С., 1989; Кла-рин М.В., 1997; Тубельский А. Н., 1989; Ямбург Е. А. 1996]и др. Школьно — поурочная система слабо ориентирована на такой тип образования. Внешкольная педагогика, основанная на свободе выбора курсов и педагогов, наилучшим образом приспособлена к работе, направленной на раскрытие индивидуальности учащихся. Необходимо изучить механизмы её функционирования, требующие особого содержания, представленного базовыми ценностями культуры.

Анализ литературы, направленной на изучение дополнительного образования, позволяет сделать вывод, что проблема освоения культуры личностью в дополнительном образовании детей предполагается, но ставится в аспектах различных видов деятельности. Как самостоятельная, актуальная для всех направлений деятельности дополнительного образования проблема освоения культуры разрабатывается недостаточно.

Проблема данного исследования может быть сформулированна следующим образом: в чем состоит процесс целостного освоения базовых компонентов культуры растущей личностью и каковы возможности воздействия на этот процесс через систему дополнительного образования детей? Анализ состояния педагогической науки и практики позволил выявить следующие пути решения данной проблемы, которые прослеживаются в основных тенденциях современного образования: а) поворот к экзистенциальному пути развития ребенка, б) поворот к культуре как субстанции, питающей ребенка. При этом возникают следующие противоречия:

1. Между предметным обучением в школе, ведущим к сегментарной (мозаичной) картине мира, и необходимостью создания целостной картины мира для подлинного сотворчества с природой, культурой и самим собой.

2. Между возрастным подходом в учреждениях образования любого типа (дошкольное, начальное и т. д.) и необходимостью получения ребенком, подростком, молодым человеком помощи в целостном освоении мира на всех этапах своего развития по схеме «домашний педагог» (аналогия «домашний врач»).

3. Между образовательной, развивающей функцией системы дополнительного образования и свободным, осознанным выбором необходимой образовательной услуги ребенком и его родителями.

4. Между естественно-временным протеканием процесса общения педагога и ребенка (с убыстрением и замедлением, отступлениями и прерывностью процессов соразвития и сотворчества) и необходимостью организовывать деятельность в рамках предзаданности и ограничений, основанных на механистических принципах «последовательности действий», «непрерывности процесса» и т. д.

5. Между многовекторностью социального заказа, многообразием функций и большим числом факторов для управляющего объекта.

6. Между движением личности от духовных пластов культуры к деятель-ностным и развитием образовательного воздействия от деятельности к духовности.

Анализ противоречий выявляет поле специфики освоения культуры через систему дополнительного образования детей. Именно дополнительное образование является наиболее оптимальной формой развития названных выше тенденций, так как имеет ряд преимуществ: а) свободу выбора ребенком вида деятельности и педагога, б) свободные формы обучения, в) возможность создания среды деятельности, общения и социально — нравственного выбора. К сожалению, потенциал дополнительного образования используется недостаточно по причинам: 1) не сформировавшегося общественного заказа- 2) неумения работать в новой, провозглашенной, но не освоенной в широкой практике педагогической парадигме- 3) научной не разработанности основ функционирования и развития системы. Наши исследования лежат в рамках экзистенциальной сущности образования.

Актуальность данной работы, таким образом, определяется: 1. Объективной значимостью внешкольной работы в развитии ребенка. 2. Наличием минусов в системе дополнительного образования детей. 3. Научной неразработанностью внутренних механизмов освоения культуры в дополнительном образовании.

Цель работы — раскрытие содержащегося в системе дополнительного образования детей потенциала для освоения детьми, подростками и молодежью базовых ценностей культуры, простраивание вектора и разработка концептуальной модели целостного освоения культуры через систему дополнительного образования.

Объектом исследования являются процессы целостного освоения культуры детьми в системе дополнительного образования.

Предмет исследования — педагогические условия, обеспечивающие освоение базовых компонентов культуры средствами дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что освоение культуры средствами дополнительного образования будет успешным, если:

1. Образовательный процесс будет выстроен на основе совместного проживания нравственных истин, ценностей и смыслов педагогом и воспитанниками через сотрудничество и сотворчество.

2. В условиях проживания базовых ценностей культуры дети, в соответствии со своей творческой индивидуальностью, сами будут творить элементы новой культуры, выступать соавторами содержания образования.

3. Учреждение дополнительного образования возьмет на себя функцию создания в отдельно взятом населенном пункте динамично развивающейся поликультурной воспитывающей среды.

4. Одной из ведущих ценностей дополнительного образования станет не только культурная, но и природная среда. Развитие ребенка может быть поддержано дополнительным образованием детей только в рамках целостного, природосообразного процесса освоения культуры.

Задачи исследования:

1. Проследить целостный процесс «вживания» личности в культуру.

2. Изучить состояние проблемы в теории и на практике.

3. Выстроить вектор развития целостного освоения культуры через систему дополнительного образования детей.

4. Создать концептуальную модель освоения культуры детьми, подростками и молодежью средствами дополнительного образования.

5. Разработать программу и провести эксперимент по практическому применению основных подходов к созданию условий для целостного освоения культуры детьми, подростками и молодёжью в рассматриваемой сфере образования.

Методологическая и теоретическая основа исследования: Методологическую базу исследования составили концепции русских философов B.C. Соловьёва, Н. А. Бердяева, М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, В. С Библера, Э. В. Ильенкова, И. С. Кона, М. К. Мамардашвили, исследования Э. Ласло, П. Ленгланда, И Хейзинги. В педагогической теории основой нашего исследования стали взгляды Л. Н Толстого, Я. Корчака, труды А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ю. П. Азарова, Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, В. В. Давыдова, И. П. Иванова, М. В. Кларина, В. Т. Фоменко, Г. П. Щедровицкого, Щурковой Н. И., Е.Я. Ямбур-га, опыт Ш. А. Амонашвили, А. В. Апраушева, Б.П. и Л. А. Никитиных, А.Н. Ту-бельского, А. И. Шевченко, М. П. Щетинина.

Методы исследования: анализ проблемы исследования и педагогического опыта, синтез и моделирование собственного опыта, включенное наблюдение процесса работы с внутренним пространством подростков, изучение продуктов детского творчества, педагогический эксперимент.

Этапы исследования:

1 этап 2000 — 2002 г. г. — подготовительный. На данном этапе определялись и уточнялись тема исследования, уровни её изученности в науке, проводился сбор фактического материала, создание первичного варианта концепции «Освоение культуры».

2 этап 2003 — 2005 г. г — основной. На данном этапе разрабатывалась концептуальная модель освоения детьми базовых ценностей культуры в системе дополнительного образования детей, велась экспериментальная работа, обработка полученных данных.

3 этап 2006 — 2007 г. г. — завершающий. Проводилась работа непосредственно над текстом диссертации, результаты активно внедрялись в практику дополнительного образования детей.

База исследования:

Клуб юных историков — краеведов Ростовского городского Дворца пионеров (ныне Дворец творчества детей и молодёжи), Дом пионеров пос. ХБК (в настоящее время не существует), Артёмовский дом творчества, Детский экологический центр г. Шахты.

Эмпирическим объектом исследования стали 5000 детей, 400 родителей и 700 педагогов.

Теоретическая и научная новизна состоят в том, что:

1. Осуществлена попытка перевода общих положений философских и педагогических концепций в русло практики дополнительного образования, что обогащает методологию педагогики в целом.

2. Поставлена проблема целостного освоения культуры, вскрыт потенциал постижения её духовных ценностей в дополнительном образовании детей.

3. Разработана концептуальная модель освоения культуры средствами дополнительного образования включающая, деятельность детей и взрослых, взаимодействующих в режиме диалога, открытых целей и перспектив- «стержнем» модели определен социально-нравственный выбор.

4. Выявлены педагогические условия, при которых происходит осознание пространственно-временной предзаданности, путей свободного выбора и жиз-нетворчества. Разработаны и опробованы методы работы со своим внутренним пространством и поиска истин, доступные подростку.

5. Расширено понимание процесса вживания в культуру за счет введения в этот процесс экологических смыслов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработана и экспериментально апробирована программа, направленная на целостное освоение природы и культуры детьми, подростками и молодёжью с различными социальными, творческими и физическими возможностями, которая может быть адаптирована к различным типам учреждений дополнительного образованияэкспериментальная часть исследования может побудить к инновационной деятельности учреждения дополнительного образования;

— разработаны блоки для создания целостной концепции освоения культуры детьми, подростками и молодежью: программа социально-педагогического комплекса рабочего поселка и творческой площадки на базе учреждения дополнительного образования детей, объединяющая усилия всех социальных институтов микросоциумапакет элективных и пропедевтических курсов для всех возрастных ступеней основного образования, вводящих в проблематику целостного освоения культуры;

— разработаны методы проектирования и определения качества личностного развития учащихся в дополнительном образовании, методы защиты интересов развития юной личности как интересов развития культурыметоды воспитания свободной личности, приемы рассмотрения практической деятельности в объединении учреждений дополнительного образования детей через призму нужд каждого члена объединения.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов, полученных в ходе исследования, обеспечены методологическими и общетеоретическими подходами к исследуемой проблеме: логикой исследованияприменением комплекса научных методов, адекватных цели и задачам, объекту и предмету исследованиядлительностью практической и экспериментальной работы и распространяемостью концептуальных подходов автора в условиях школ, внешкольных и дошкольных учреждений, лицеевсоответствием таким критериям, как непротиворечивость и проверяемость результатовположительной оценкой учащихся, выпускников, родителей, педагогов-практиков, рецензентов разработок, журналистов обобщавших практический опыт, участников конференций, семинаров, круглых столов и т. д.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основной метод постижения базовых ценностей культуры, её смыслов и истин в системе дополнительного образования детей состоит в создании ситуаций, обеспечивающих совместное «проживание» детьми и педагогами состояний и опыта через внутреннюю рефлексию и самоосознание.

2. Дополнительное образование детей обеспечивает условия для вовлечения их в реальную, как и игровую, предметную, эстетическую, нравственную, духовную, деятельность для придания ей подлинно поискового, творческого характера.

3. Процесс освоения базовых компонентов культуры в дополнительном образовании достигает оптимального уровня в условиях реализации концептуальной модели, предусматривающей создание единой цепочки: воспитание —" образование —> саморазвитие —> производство (как реальная предметная деятельность).

4. Освоение базовых компонентов культуры детьми является полноценным, продуктивным, если учреждения дополнительного образования детей выступят в роли центров, созидающих динамично развивающуюся поликультурную среду.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в выступлениях и обсуждениях на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета психологии Южного федерального университета (г. Ростов — на — Дону 2003 — 2008 г. г.), в выступлениях на межрегиональных, областных и университетских научно-практических конференциях, на городских семинарах, круглых столах, учебах актива, на радио и телевидении, в учебном процессе на филологическом факультете Южного федерального университета при чтении курсов «Образование в современном мире» и «Дидактика», в работе классных руководителей, в индивидуальной работе с учащимися в лицее «Дон — Текс» и средней школе № 38, в изучении народной культуры и в индивидуальной работе с детьми в детском саду № 37 г. Шахты.

Публикации. По теме диссетации опубликовано 11 научных работ общим автоским объёмом 2,66 усл. п.л.- из них 1 статья — в журнале, рекомендованном ВАК РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций — 0,3 усл. п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех главзаключения, включающего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемыбиблиографии, состоящей из 246 источников, в том числе 3 — на французском языке- 10 приложений. Работа иллюстрирована 7 рисунками и 8 таблицами. Основной текст диссертации составляет 164 страницы.

Основные выводы. Проведенное нами исследование выполнило свою цель: раскрытие потенциала содержащегося в системе ДОД по освоению детьми, подростками и молоделсью базовых ценностей культурыпростраивание вектора целостного освоения культуры через систему дополнительного образования.

Система дополнительного образования снимает противоречие между предметным обучением в системе основной школы и целостным освоением природы и культуры личностью. Но для решения этого противоречия само дополнительное образование должно претерпеть изменения экономического положения, организационно-правового статуса. На этом базисе провозглашенные принципы открытости систем, диалоговости, личностного и синергетического подходов, природной и культурной сообразности и т. д. должны обрести реальные механизмы действия.

Некоторые из таких механизмов найдены нами в ходе исследования. Противоречия между единым путем развития личности и возрастным подходом основной школы от детского сада до ВУЗа, (где теряются, не востребованные новообразования возрастных и образовательных этапов) снимаются созданием разновозрастных коллективов. Здесь возможно пребывание юной растущей личности от дошкольного детства до этапа полной подготовленности молодого человека к самостоятельной социальной и духовной жизни. Возможна естественная передача опыта от одной возрастной категории к другой.

Молодежь 18−27 лет так же должна учитываться в системе развития и деятельности: для прохождения последних этапов социализации и начал духовного и культурного преобразования мира. Особую роль должна играть работа с молодой семьей (от эмбриональной педагогики до дошкольного детства), т.к. именно на этом этапе закладываются все достижения и просчеты семейного воспитания. Здесь снимается противоречие между развивающей функцией образования и сложностью осознанного выбора дополнительных образовательных услуг.

Противоречия между естественно-временным протеканием процесса общения и деятельности и необходимостью быть структурной единицей административного подразделения снимается переводом всей административной системы на обслуживание интересов конкретного ребенка — получателя услуг и конкретного родителя — заказчика услуг. Перевод этот необходимо осуществлять через экономико-правовые рычаги, но моделирование через принципы синергетики и смыслообразования. С позиций смысла не могут существовать в одной системе различные базисные подходы.

Указанная ориентация предполагает не столько изучение (получение информации, знаний), сколько освоение (получение ключей к знаниям и опыта в основных видах человеческой деятельности) культуры. Важно видеть эти «ключи» не только в специально смоделированной деятельности воспитывающего характера, но и в спонтанной, никем не управляемой каждодневной жизни ребенка, что поможет «встраивать» его опыт в организованную деятельность и отслеживать влияние педагогических воздействий на его жизнь. Создание единой картины мира проходит через этапы хаоса, метаний, смены точек зрения и позиций подчас на прямо противоположные. Это не «издержки», а закономерности поиска пути растущей личностью. Эти закономерности должны учитываться системой образования так же как внутреннее время личности с дискретностью и аберрацией, право на ошибку, на зарабатывание личного опыта. И вместе с тем право на достойную среду развития. Практика социально-нравственного выбора видится нам смыслообразующим стержнем освоения культуры и основным ключом к постижению законов мироздания.

Так как раскрытием всех законов мироздания является Истина и Любовь все «не-любовное» на поверку оказывается «не истинным», а не истинное разрушительным не только для физической и духовной природы человека, но и для самой возможности Быть в Бытии.

Культурные коды человечества — это опыт возможностей Быть в Бытии. Образование — раскрытие, распредмечивание этих кодов для новых поколений.

Практические рекомендации. Полученные результаты рекомендуется использовать в учреждениях дополнительного образования детей, в курсах педагогики ВУЗов, в системе повышения квалификации работников образования.

Определены перспективы дальнейшей работы. Для продолжения работы над концепцией необходимо: изучение общекультурного компонента для различных видов учреждений дополнительного образования детей, описание особенностей целостного освоения культуры и природы всеми возрастными группами, основываясь на опыте творческого объединения юных «Освоение культуры», проведение эксперимента по установлению границ применения предложенной концепции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Ростов-на-Дону: РГУ, 2003. 260 с.
  2. И.В., Ермаков П. Н., Рудакова И. А. Смыслоцентризм в педагогике. Ростов-на-Дону: РГУ, 2006. 256 с.
  3. Н. Куда плыть кораблику? // Поле зрения, 6.01.94. С. 2.
  4. В.В. Модернизация системы дополнительного образования, как фактор общественно-демократического развития в обществе. // Образование и детское движение. Материалы конференции. Ростов-на-Дону: МОиПО, 2003. 37 с.
  5. М. Наедине с собой. Ростов-на-Дону: Кн. Изд — во, 1991. 176 с.
  6. .С. Детская картинная галерея. М.: Советский художник, 1979. 191 с.
  7. Ю.П. Искусство воспитания. М.: Просвещение, 1985. 448 с.
  8. Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983. 208 с.
  9. А.В. Рукотворение «души». М.: Знание, 1986. 96 с.
  10. М.А. Историческое сознание как проблема историографии. // Вопросы истории. 1982. № 12. С. 17−23.
  11. БаргМ.А. Эпохи и идеи. М.: Мысль, 1987. 348 с.
  12. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
  13. В.Г. Мир детской речи. // Педагогика. 2005. № 1. С. 114.
  14. В. Неслучайная встреча друзей. // Пласт, 11.11.2002.
  15. К.Ф. Мифы древнего мира. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 720 с.
  16. И.Г., Шкуратов В. А. Проблемы исторической психологии. Ростов-на-Дону: РГУ, 1982. 224 с.
  17. Н.А. Природа и свобода. // Русский космизм. М.: Педагогика, 1993. С. 179- 185.
  18. Н.А. Самопознание. Ленинград: Лениздат, 1991. 397 с.
  19. Э. Трансанционный анализ и психотерапия. СПб.: Братство, 1992. 224 с.
  20. Р. Развитие я — концепции и воспитание. М: Прогресс, 1986. 422 с.
  21. Бестужев-Лада И. В. История твоих родителей. М.: Просвещение, 1988. 112 с.
  22. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. 339 с.
  23. Библия. М.: издание Московской патриархии, 1983. 1372 с.
  24. М.М. Международная охрана культурных ценностей. М.: Международные отношения, 1979. 191 с.
  25. А.В. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
  26. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика. Ростов-на-Дону: Учитель, 1998. 560 с.
  27. Ю.В. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. 495 с.
  28. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.
  29. Р.А. История слов в истории общества. М.: Просвещение, 1971. 270 с.
  30. Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры. М.: Владос, 2002. 192 с.
  31. В.И. Несколько слов о ноосфере. // Русский космизм. М.: Педагогика, 1993. С. 303−312.
  32. Вернадский В. И Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 520 с.
  33. В. На празднике книги и творчества. // Донская радуга. Март 1993. № 12. С. 2.
  34. Восток-Запад. / Под ред. Рожанский Л. Ш. М.: Наука, 1982. 293 с.
  35. Всеобщая декларация прав человека. // Гуманитарная сфера и права человека. М.: Просвещение, 1992. С. 14- 19.
  36. Выготский JI. C Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  37. Э.Л. Активность одарения. // Ленинское знамя, 25.09.1990. С. 2.
  38. Э.Л. Как сохранить и укрепить в ребенке желание жить // Поле зрения. Уроки 1−2 15.03.92. № 31, урок 3 29.02.92. № 41, уроки 4−5 14.03.1992. № 51. С. 2.
  39. Э.Л. Новое в практику. // Ленинское знамя, 1.09.1987. С. 3.
  40. Э.Л. Съезд творческого союза учителей СССР. // Комсомолец, 2.06.1989. С. 2.
  41. Э.Л. Урок вне расписания // Ленинское знамя, 4.09.1991. С. 2
  42. Э.Л. Хочешь стать академиком? // Ленинское знамя, 1.05.1991. С.З.
  43. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы. // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. 278 с.
  44. О.С., Матвеев В. В. Педагогика в пионерском лагере. М.: Педагогика, 1982. 96 с.
  45. П.Я. Введение в психологию. М.: Университет, 1983. 329 с.
  46. Гачев Г Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988. 448 с.
  47. Г. Библейский справочник. Канада: Торонто, 1989. 863 с.
  48. Г. Библейские истории. М.: Политиздат, 1989. 318 с.
  49. В.П. Методика работы педагога дополнительного образования. М.: Владос, 2004.160 с.
  50. .Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1980. 335 с.
  51. Е.В. Развитие профессионально-значимых компетенций, как фактор повышения качества дополнительного образования. // Управление качеством. Ростов-на-Дону: МО и ПО РО, 2005. С. 9 12.
  52. А.В. Искусство истории. М.: Современник, 1980. 288 с.
  53. А.В. Что такое история. // Философские проблемы исторической науки. М.: 1969. С. 11−15.
  54. А.В. Эстетика истории. М.: Наука, 1974. 128 с.
  55. JI.H. Ритмы Евразии. М.: Экопрос, 1993. 576 с.
  56. Н.А. Воспитание основ экологической культуры. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2002. 138 с.
  57. В.В. Научное обеспечение образования. // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. 278 с.
  58. Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.: Педобщество России, 2000. 63 с.
  59. Декларация прав ребенка. // Гуманитарная сфера и права человека. М.: Просвещение, 1992. С. 95 98.
  60. Детство. Альманах № 1. СПб.: Акцидент, 1998. 176 с.
  61. С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: 1999. 178 с.
  62. Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования. СПб.: Каро, 2005. 160 с.
  63. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. 207 с.
  64. Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедев О. Е. М.: Владос, 2003. 220 с.
  65. Древнеиндийские афоризмы (из Упанишад). М.: Наука, 1966. 96 с.
  66. Е.Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. М.: Владос, 2002. 349 с.
  67. Г. А. История религий. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1997. 320 с.
  68. .Л. Как стать умным? // На путях к новой школе. 1990. № 4. С. 3 -7.
  69. Е.М. Очерки методологии истории. М.: Наука, 1980. 247 с.
  70. Журнал юных «Встреча» № 1. Шахты: Русский медведь, 1992. 68 с.
  71. Журнал юных «Встреча» № 2. Шахты: Русский медведь, 1993. 56 с.
  72. В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. 96 с.
  73. И.А., Кукушин B.C. и др. Коррекционная педагогика. Ростов-на-Дону: Март, 2002. 304 с.
  74. Закон Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в РФ. // Сборник законодательств. 2002. № 31. С. 3 7.
  75. Закон Российской Федерации об образовании. // Российская газета. 1992. № 172. С. 2 4
  76. Золотухина-Аболина Е. В. Философия обыденной жизни: экзистенциальные проблемы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. 140 с.
  77. Т. Чтобы не гас огонек. // Ленинское знамя. 22.11.88. № 224. С. 2.
  78. М.В. 5 шагов к себе. М.: Просвещение, 1992. 173 с.
  79. Е.М., Ибрагимова Г. И. Из истории одной педагогической идеи. // Педагогика. 1996. № 6. С. 85.
  80. В.Г. История этики средних веков. Л.: ЛГУ, 1984. 279 с.
  81. И.П., Воспитывать коллективистов. // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1987. С. 363−441.
  82. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с.
  83. Е.Н. Искусство общения. // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1987. С. 205−271.
  84. Искусство и школа. / Составитель А. К. Василевский. М.: Просвещение, 1981.288 с.
  85. К 50-летию ЮНЕСКО. // Педагогика. 1996. № 6. С. 3 7.
  86. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. 206с.
  87. Г. А. Факторы формирования правовой культуры учащихся средних городов Юга России. // Автореферат дис. к.с.н., Ростов-на-Дону, 2001. 20 с.
  88. В .Ж., Ковальсон М. Я. Теория и история. М.: Политиздат, 1981. 288с.
  89. А.И. Педагогические условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования). // Автореферат дис. к.п.н., Ростов-на-Дону, 1999. 20 с.
  90. И.Е. Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка-дошкольника в театрализованной деятельности. // Автореферат дис. к.п.н., Ростов-на-Дону, 2005. 21 с.
  91. М.В. Инновации в обучении. М.: Наука, 1997. 223 с.
  92. В.О. Русская история. М.: Независимая газета, 1992. 192 с.
  93. Р.Д. Идея истории. М.: Наука, 1980. 495 с.
  94. Кон И. С Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
  95. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. 270 с.
  96. Конвенция о правах ребенка. // Гуманитарная сфера и права человека. М.: Просвещение, 1992. С. 95 98.
  97. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека. // Сборник законодательств. 1998. № 52. С. 23 34.
  98. Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года. //Народное образование. 2006. № 2. С. 7 11.
  99. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Вестник образования. 2002. № 6. С. 11 40.
  100. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию. // В.И. Данилов-Данильян, К. С. Лосев. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: 2000. С. 187−202.
  101. Коран. Перевод Крачковского И. Ю. М.: Наука, 1990. 512 с.
  102. Т.И. Управление воспитательными системами в целостном образовательном процессе. // Управления качеством. Материалы конференции. Ростов-на-Дону: МОиПО РО, 2005. С. 6 9.
  103. Я. Избранные педагогические произведения. М.: Педагогика, 1979. 474 с.
  104. Е. Дорогу юным. // Поле зрения. 16.05.2003. С. 2.
  105. А.А., Кроник Е. А., В главных ролях: Вы, Мы, Ты, Я: психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989. 204 с.
  106. А.В. Профессиональное самоопределение личности в условиях предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования. // Автореферат дис. к.п.н., Ульяновск, 2004. 20 с.
  107. B.C. Учителю физики о воспитании. Ростов-на-Дону: Гинго, 1999. 190 с.
  108. Ш. Куликова Ю. Поиск пути. // Сборник тезисов призёров конференции ДАНЮИ. Ростов-на-Дону, 19−21 марта 2004. С. 67−68.
  109. И.Э. Педагогические условия формирования основ категориального видения картины мира у старших дошкольников. // Автореферат дис. к.п.н., Ростов-на-Дону, 1998. 21 с.
  110. И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры дошкольников в субкультуре детства. // Автореферат дис. к.п.н., Ростов-на-Дону, 2004. 19 с.
  111. Ю.Н. Грамота рационального природопользования. Ростов-на-Дону: Книгиздат, 1979. 128 с.
  112. Ю.Н. Основные экологические законы. Теберда -Черкесск: НАЭП, 1988. 16 с.
  113. Ю.Н. Основы всеобщей экологии. Ростов-на-Дону: РГУ, 1992. 144 с.
  114. О.А. Феномен детства и творчества в содержании повышения квалификации дошкольных работников. // Автореферат дис. к.п.н., Ростов-на-Дону, 2005. 22 с.
  115. С. О фантастике. // Поле зрения, сентябрь, 1993. С. 3.
  116. Ю.А. Историческое сознание и научный метод. //Философские проблемы исторической науки. М. 1969. С. 17 — 23.
  117. ЛевиВ.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1991. 256 с.
  118. З.В. История отечества для детей. М.: Владос, 1996. 176 с.
  119. А.И. Избранные психологические произведения. В 2-х томах М.: Наука, 1983. Т. 1. 392 с.
  120. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. М.: Наука, 1983. Т. 2. 320 с.
  121. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982. 191 с.
  122. Д.С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. 256 с.
  123. Д.С. Прошлое будущему. Л.: Наука, 1985. С. 13 — 147.
  124. Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. М.: Владос, 1999. 239 с.
  125. А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. Книга 1. М.: Русский раритет, 1997. 576 с.
  126. А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. 336 с.
  127. А.Ф. Страсть к диалектике. М.: Советский писатель, 1990. 320 с.
  128. Юй. Древнекитайская философия. // Современная философия: хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. С. 358 359.
  129. А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. // Хрестоматия по общей психологии. М.: МГУ, 1979. С. 193 207.
  130. З.Н. и др. О культуре русской речи. М.: Знание, 1987. 176 с.
  131. А.С. О коммунистическом воспитании. Баку: Облиздат, 1953. 536 с.
  132. М. Начало всегда исторично, то есть случайно. // Знание — сила. 1991. № 10. С. 8 14.
  133. О.В. Из всех оппозиций самая грозная оппозиция взрослым. //Комсомольскаяправда. 29 октября 1991. С. 3.
  134. Г. Танаис таинственный материк из прошлого. // К вашим услугам. Февраль, 1997. С. 2.
  135. О.П. Педагогические условия творческого саморазвития личности учащегося в учреждении дополнительного образования (на материале деятельности дизайн-студии). // Автореферат дис. к.п.н., Ростов-на-Дону, 2003. 23 с.
  136. Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования. М. — Л.: 1925. 339 с.
  137. Г., Мелхорн X., Гениями не рождаются: Общество и способности человека. М.: Просвещение, 1989. 160 с.
  138. Р. Лист: детское производство. // Деловые ведомости, 1996. № 25. С. 3.
  139. А. Свет миру (евангельская история для детей). М.: Сенектика, 1991.96 с.
  140. А. Сын человеческий. М.: Вита, 1991. 336 с.
  141. Е. Педагог — работа грязная. // Поле зрения. 18.04.2000. С. 2.
  142. Е.Г. Введение в естествознание. М.: Паломник, 2001. 271 с.
  143. А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981. 176 с.
  144. А.В. Время поисков и решений. М.: Просвещение, 1990. 191 с.
  145. А.В., Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры IX—XVII вв.. М.: 1984. 258 с.
  146. На пути к новой школе./ Э. Р. Гречкина, Х. Й. Лийметс и др. М.: Просвещение, 1988. 224 с.
  147. Национальная доктрина образования РФ до 2025. // Бюллетень образования. 2000. № 11. С. 11−15.
  148. .М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
  149. .П. и JI.A. Мы и наши дети. Ростов-на-Дону: Молот, 1991. 216 с.
  150. С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995. 160 с.
  151. Новая философская энциклопедия. Том 2. М.: Мысль, 2001. С. 300 — 310.
  152. Образование в поисках человеческих смыслов. / Ред. Бондаревская Е. В. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. 216 с.
  153. Общая психология. / Ред. Петровский А. В. М.: Просвещение, 1986. 464 с.
  154. А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. 112 с.
  155. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. 607 с.
  156. Платформа клуба «Единомышленники». // Рабочая доблесть, 14.04.1989. С.З.
  157. По Тихому Дону. Сборник. М.: Искусство, 1997. 167 с.
  158. M.JI. Терапия поведением. Самара: Бахрах, 1997. 240 с.
  159. Положение об учреждениях дополнительного образования. М.: Просвещение, 1997. 16 с.
  160. После фестиваля. // Поле зрения. 19−25.03.2006. С. 2.
  161. Постановление Государственной Думы РФ «О необходимости усиления мер по социально-правовой защите детей и молодежи». // Сборник Законодательств. 1998. № 52. С. 5 12.
  162. Н.А. Концептуально-методологические основания, генезис и функции форм современного гуманитарного познания (дисс. к.ф.н.). Ростов-на-Дону, 2003. 21 с.
  163. З.И. Региональный подход к реализации воспитательной деятельности детской организации. // Образование и детское движение. Материалы конференции. Ростов-на-Дону: МОиПО РО, 2003. С. 10 12
  164. Практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979. 302 с.
  165. Принципы жизни. Сост. В. Ф. Чеснок. Ростов-на-Дону: РГУ, 1990. 48 с.
  166. Программа развития образования в РФ. // Вестник образования, 2000. № 12. С. 7−13.
  167. А.П. Методика исторического исследования Ростов-на-Дону: РГУ, 1971.468 с.
  168. А.П., Данилевский И. Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М.: Высшая школа, 1986. 208 с.
  169. Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ, 1984. 288 с.
  170. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 240 с.
  171. А.И. Историческое познание. М.: Политиздат, 1982. 303 с.
  172. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. 143 с.
  173. Русские веды. Спецвыпуск журнала «Наука и религия». / Составитель А. И. Асов. М.: Китежград, 1992. 368 с.
  174. Русское православие: вехи истории. / Ред. Клибанов А. И. М.: Политиздат, 1989.719 с.
  175. Ю. Союз союзников. // Перемена, 1989, № 1. С. 1 — 2.
  176. A.M. Ключевые компетенции как показатель качества содержания образования: история и современное состояние. // Качество и результативность дополнительного образования как цель модернизации деятельности УДОД. Ростов-на-Дону, 2004. С. 12- 16.
  177. В. Реорганизация управления образованием и наукой. // Alma mater. 2004. № 3. С. 5−7.
  178. Е.Ю. Город мастеров. М.: Педагогика, 1984. 128 с.
  179. Л.В. К тайнам мысли и слова. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
  180. A.M. Историография. М.: Высшая школа, 1978. 256 с.
  181. Сборник творчества юных «Лист». Шахты: Русский медведь, 1995. 32 с.
  182. В.Д. Быть собой М.: Знание, 1989. 80 с.
  183. И.Н. Философия гуманизации как научно-теоретическая основа совершенствования деятельности системы ДО Д. // http // vidod.edu.ru.
  184. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989. 476 с.
  185. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1982. 1600 с.
  186. С. Л. Воспитание по Иванову. М.: Педагогика, 1989. 352 с.
  187. B.C. Смысл любви. // Русский космизм. М.: Педагогика, 1993. С. 97−103.
  188. С.М. Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989. 768 с.
  189. Сомадаева. Океан сказаний, кн. 1. М.: Наука, 1983. С. 13−61.
  190. Е.Н. Основные направления развития современного дополнительного образования в России. // Образование и детское движение. Ростов-на-Дону: 2003. С. 3 9.
  191. Е.Н. Детское движение в современном обществе. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1993. 118 с.
  192. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с
  193. О.Г. Взаимодействие учреждения дополнительного образования детей и школы в развитии социокультурных компетенций учащихся (дисс. к.п.н.). Ростов-на-Дону, 2007. 235 с.
  194. В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979. 393 с.
  195. В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1, М.: Педагогика, 1979. 560 с.
  196. Сухотин А. К Превратности научных идей. М: Мол. гвардия, 1991. 271 с.
  197. Теория и практика интеграции общего и дополнительного образования. Красный Сулин: Досуг, 1999. 116 с.
  198. В.Н., Кель О. С. Игра, творчество, жизнь. М.: Просвещение, 1966. 304 с.
  199. С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986. 576 с.
  200. JI.H. Избранные философские произведения. М.: Просвещение, 1992. 528 с.
  201. А.Н. Школа самоопределения: шаг первый. М.: Просвещение, 1989. 178 с.
  202. В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу. Т. 1. М.: Философское общество, 1990. 236 с.
  203. Учение Христа, изложенное для детей (составил Л.Н. Толстой). М.: Апрель, 1911. 120 с.
  204. Учреждения дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель. М.: Просвещение, 1996. 160 с.
  205. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» ст. 72. // Собрание законодательств. 2002. № 2. С. 27 32.
  206. В.Ф. Но я верю, взлечу все равно. // Поле зрения. 11.02.02. С. 2.
  207. Философская энциклопедия. Т.З. М.: Советская энциклопедия. 1964. С. 34.
  208. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 271.
  209. В.Т. Исследование структуры урока. Душанбе: Ирфон, 1969. 155 с.
  210. В.Т., Абакумова И. В., Бондаревская Е. В. и др. Современный образовательный процесс: содержание технологии, организационные формы. Ростов-на-Дону: ЮО РАО, 1996. 62 с.
  211. А.Б. Теоретические основы формирования и развития дополнительного образования детей. // http // vidod.edu.ru.
  212. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  213. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989. 272 с.
  214. Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: Прогресс, 1992. 464 с.
  215. И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. М.: Просвещение, 1992. 160 с.
  216. Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке. // Русский космизм. М.: Педагогика, 1993. С. 332−345.
  217. A.M. Педагогика, рожденная жизнью. М.: Просвещение, 1988. 208 с.
  218. И.С. Воспитание нравственных ценностей студентов в процессе общественно-педагогической деятельности (на материале педагогического университета). // Дисс. к.п.н. Ростов-на-Дону, 2004. 20 с.
  219. М.О. Актуальные системы развития системы дополнительного образования. // Инновации в образовании, 2002. № 4. С. 31 — 34.
  220. Е.Б. Цивилиография. М.: Междунар. отношения, 1996. 338 с.
  221. Т. Дети авторы. // Южная Россия. 20.05.05 — 12.06.06. № 3. С. 3.
  222. С. О трудностях религиозной жизни в детстве и юности. // Педагогика Российского зарубежья. М.: Институт практической психологии, 1996. С. 344.
  223. С.Н. Коммуникативная компетентность как компонент психолого-педагогической культуры педагога дополнительного образованияю. // Автореферат дисс. к.п.н. Ростов-на-Дону, 2003. 18 с.
  224. С.Т. Избранные педагогические сочинения. Т.2. М.: Педагогика, 1980. 416 с.
  225. С.С. Открытая модель образования/синергетический подход/. М.: Магистр, 1997. 48 с.
  226. Школа на пороге XXI века. Ред. Сухариев С. К. Ростов-на-Дону: РГУ, 1998. 91 с.
  227. С.А. Лето. М.: Магистр, 1993. 144 с.
  228. Е. Встреча. // Поле зрения. 28.11.92. С. 2.
  229. Г. П. Педагогика и логика. М.: Педагогика, 1993. 270 с.
  230. М.П. Объять необъятное. М.: Просвещение, 1992. 160 с.
  231. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1976. 351 с.
  232. Н.Е. Когда урок воспитывает. М.: Педагогика, 1981. 128 с.
  233. Экологическое образование школьников. / Ред. Зверев И. Д., Суровергина И. Г. М.: Педагогика, 1983. 160 с.
  234. Экология в образовательном пространстве Ростовской области. / Ред. Дятлова О. В. и др. Ростов-на-Дону: МО и ПО РО, 2003. 80 с.
  235. Юнг К. Проблемы души нашего времени. СПб: Питер, 2002. 352 с.
  236. В.П. Социальное время Ростов-на-Дону: РГУ, 1980. 160 с.
  237. Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1996. 352 с.
  238. Ю. Простор. // Русский космизм. М.: Педагогика, 1993. С. 358.
  239. Dirige par Gilles Brougere «Le jouet», Paris, 1992. 216 p.
  240. John Bright «Lexode des cerveaux». // Тексты социо-культурной направленности на французском языке. Ростов-на-Дону: РГУ, 2000. 32 с.
  241. Michaud G., L’enseignement superieur en France. // Guide de civilization. Paris, 1976.38 р.
Заполнить форму текущей работой