Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Региональная экономическая политика в условиях рыночной трансформации: На примере отрасли агропромышленного комплекса Воронежской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования состоит в решении важных теоретико-методологических и организационно-методических проблем управления регионом, отдельной отраслью, включающих в себя анализ, прогнозирование, программирование экономического развития. В процессе исследования получены следующие наиболее важные научные результаты: уточнено понятие региональной политики, систематизированы цели и задачи… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
    • 1. 1. Цели, задачи, средства и особенности региональной экономической политики
    • 1. 2. Анализ зарубежного опыта регионального планирования
    • 1. 3. Государственное регулирование региональной экономики: теоретический аспект
  • 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОТРАСЛИ-РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ АПК ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)
    • 2. 1. Оценка социально-экономического положения региона
    • 2. 2. Анализ молочной отрасли Воронежской области и перспектив ее развития
    • 2. 3. Анализ региональной целевой программы развития молочной отрасли
  • 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ В АДМИНИСТРАТИВНОМ РАЙОНЕ
    • 3. 1. Модель управления сельским хозяйством административного района в рыночных условиях
    • 3. 2. Организация информационно-консультативной службы агропромышленного комплекса региона
    • 3. 3. Экспертиза и отбор региональных инвестиционных программ

Региональная экономическая политика в условиях рыночной трансформации: На примере отрасли агропромышленного комплекса Воронежской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях рыночной трансформации экономики возрастает роль регионов в формировании гибкой экономической политики, от степени адаптивности и уровня которой зависят состояние, темпы и перспективы развития как региональной, так и национальной экономики. Развитие микрои макроэкономического уровней хозяйствования происходит на заданных правилами «игры» условиях «трансформации». Однако для получения мультипликативного эффекта региональная экономическая политика должна учитывать как региональные особенности, в частности, конкурентные преимущества сфер и отраслей регионального хозяйстваконкурентоспособность основных, как правило, бюджетообразующих предприятийрыночное воздействие субъектов внешней экономической среды, так и особенности стратегии развития экономики России, задающие ограничения на траекторию и условия функционирования регионов.

В истории развития мировой экономики региональная экономическая политика прошла определенные этапы развития. Знание этих этапов и опыта регионального планирования приобретает большое значение для России, поскольку в практике отечественного регионального планирования до сих пор доминируют программы реализации тактических и оперативных мер по решению достаточно важных, но локальных задач социально-экономического развития региона. Такой подход приводит к неустойчивому и неравномерному развитию регионального хозяйства, порождает конфликт экономических интересов субъектов рыночной экономики, характеризуется расхождением логики планируемых и реальных процессов развития реального сектора экономики и удовлетворения социальных потребностей населения, в первую очередь муниципальных образований.

Неустойчивое состояние муниципального уровня управления в Россииосновы региональной экономики, является реальной угрозой для ее развития и фактором сдерживания экономического развития страны в целом.

Исходя из этих представлений в основу научной гипотезы диссертационного исследования положено предположение о том, что системообразующими принципами конструирования региональной экономической политики трансформационного периода является адаптированный к новым условиям хозяйствования отраслевой («локомотивный») принцип развития и принцип «ведущего звена» в контексте муниципального уровня управления.

Агропромышленный комплекс (АПК) большинства регионов, традиционная отрасль экономики России, находится сегодня в кризисном состоянии. Воронежской область не является исключением. В переходный период особенно неблагоприятная ситуация сложилась в молочной отрасли: объемы производства снизились вдвое и более. Чтобы вывести отрасль и экономику региона из кризиса, нужны эффективная экономическая политика и интеграция в использовании потенциала регионального и муниципального уровней управления. Объективно необходима разработка научно-методических подходов к управлению и структуризации трансформационных процессов в регионе, что и предопределяет актуальность темы диссертации.

Теоретические и прикладные аспекты региональной экономической политики отражены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Артоболевского С. С., Бялковской С. С., Гранберга А. Г., Лариной Н. И., Бауман Л. А., Морозовой Т. Г., Полянской Е. Е., Тамбовцева В. Л., Трещевского Ю. И., Карпова Л. Н., Ушачева И. Г., Чиркина В. Е., Армстронга Н., Тейлора Дж., Ламбой Дж., Дейка Й Ван, Остерхавена Я., Ламперта X., Макинтайра Р., Хейде’Х. и др.

Проведенный анализ литературных источников показал, что теория и методология региональной экономической политики, включая формирование региональных программ реформирования отраслей экономики, недостаточно учитывают организационно-экономические особенности механизмов управления.

Существенные затруднения в практическом применении теоретических основ региональной экономической политики развития отраслей народного хозяйства вызывает недостаточность методических разработок в области внутрихозяйственного программного планирования и управления реализацией программ, анализа экономического положения отраслей региона, использования продуктивных моделей их управления. Все это определяет необходимость углубления исследований в области регионального планирования с учетом отраслевого и территориального факторов.

Работа выполнена на кафедре менеджмента и экономики отраслевых производств Воронежского государственного технического университета в рамках научного направления кафедры ГБ 01.51 «Эффективный менеджмент и развитие субъектов хозяйствования в условиях конкурентной среды».

Цель и задачи исследования

Целью диссертащшнной работы является комплексное исследование теоретических основ и разработка организационно-методических положений региональной экономической политики, обеспечивающих решение прикладных задач планирования и управления отдельной отраслью региона и муниципальным районом.

Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи: уточнить понятие региональной политики, систематизировать цели и задачи региональной экономической политикипроанализировать опыт регионального планирования стран с рыночной экономикой, выделив подходы, методы, направленияоценить существующие методики и разработать методику анализа экономического состояния молочной отрасли на уровне регионаразвить методологию планирования и управления развитием молочной отрасли региона на основе целевых программпроанализировать зарубежный и отечественный опыт функционирования муниципальных органов управления АПК, определить цели и задачи информационно-консультационного их сопровожденияобосновать и разработать организационно-экономическую модель управления сельским хозяйством в муниципальном районеразработать методику экспертизы и отбора инвестиционных программ и проектов.

Объектом исследования является молочная отрасль Воронежской области, на примере которой изучались особенности формирования экономической политики региона, а также апробировались разработанные соискателем модели и методики управления и анализа.

Предмет исследования. Предметом исследования является совокупность средств, инструментов, механизмов и методов, используемых в региональном планировании и управлении, являющихся сутью региональной экономической политики.

Теоретической и методологической основой проведенных исследований являются научные труды отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики, экономического районирования, менеджмента, в том числе по проблемам анализа, регионального стратегического планирования, программно-целевого метода планирования и управления. Нормативную базу диссертации составляют отдельные Законы РФ, Воронежской области, Постановления правительства РФ по вопросам управления региональной экономикой. В процессе проведения исследований применялись методы статистического, математического, логического анализа. Аппарат исследования включает общенаучные методы, такие как исторический и логический подход, анализ и синтез, сравнение, системность и комплексность.

Информационную базу исследования составили статистические данные о состоянии и динамике параметров развития исследуемой отрасли АПК, а также данные, опубликованные Госкомстатом России и Воронежским областным Комитетом государственной статистики.

Обоснованность и достоверность разработанных методик и моделей подтверждается их логическим построением с использованием обоснованных гипотез и допущений, применением в практике хозяйствования и управления.

Научная новизна исследования состоит в решении важных теоретико-методологических и организационно-методических проблем управления регионом, отдельной отраслью, включающих в себя анализ, прогнозирование, программирование экономического развития. В процессе исследования получены следующие наиболее важные научные результаты: уточнено понятие региональной политики, систематизированы цели и задачи региональной экономической политики в контексте их соответствия или адаптации к новым условиям социально-экономического развитияобобщен опыт формирования региональной политики в развитых странах, выделены подходы и методы, приемлемые для российских регионовразработана методика анализа экономического состояния молочной отрасли в регионе, на основе которой выявлены и сформулированы ключевые проблемы отрасли, определены экономические пути и организационные механизмы их решения, отличающиеся возможностью адаптации к изменениям внешней среды ее функционированияпредложена методика анализа целевых программ, позволяющая оценить качество и эффективность программы, выявить существующие недостатки и предложить варианты их устраненияразработана модель функционирования управления сельского хозяйства в муниципальном районе, отличительной чертой которой является синтез локальных функций, комплексный подход к их реализации и идентификация приоритетов деятельности органов власти в рыночных условиях хозяйствованияпредложен организационный механизм создания информационно-консультационной службы управления сельского хозяйства в муниципальном районе, позволяющий использовать диверсифицированный подход к управлению агропромышленным комплексомразработана методика экспертизы и отбора инвестиционных программ и проектов, отличающаяся применением принципов единства и эффективности в процедурах критериальных и экспертных оценок.

Практическая значимость работы. Практическая ценность полученных в работе результатов состоит в разработке научно-методических подходов: к оценке экономического положения региона, отдельной отраслик анализу и оценке региональных целевых программк экспертизе и отбору инвестиционных программ и проектов. Разработанная модель функционирования управления сельского хозяйства может быть применена непосредственно в практике управления любого муниципального района и при изучении теории оптимального функционирования отраслей материального производства региона.

Апробация результатов исследования. Основные положения, разработанные в диссертации, включены в Программу развития животноводства Воронежской области, в Областную целевую программу действий органов исполнительной власти по развитию молочной отрасли Воронежской области на 20 032 005 годыобсуждались на научных конференциях Воронежского государственного технического университета.

На защиту выносятся следующие положения, полученные в результате проведенного исследования: подходы и методы формирования региональной экономической политики, направленные на поэтапное развитие, структурный анализ и планирование экономики регионаметодика анализа экономического состояния молочной отрасли в регионе, включающая анализ производства молока, технического состояния хозяйств, анализ переработки и сбыта молочной продукции, выявление проблем и формирование механизма их решенияметодика анализа региональной целевой программы, позволяющая оценить программу и предложить вариант ее оптимизациимодель функционирования управления сельского хозяйства в муниципальном районе, позволяющая выполнять функции государственного контроля, практическую реализацию государственной аграрной политики, решение региональных аграрных проблем, поддержку товаропроизводителей и других субъектов рынкамеханизм организации информационно-консультационной службы в регионе, содействующей эффективному управлению агропромышленным комплексомметодика экспертизы и отбора региональных инвестиционных проектов и программ.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 научных работ. В работах, опубликованных в соавторстве, лично соискателем предложены: в [2] — направления деятельности органов управления сельского хозяйства в условиях рынка, новые источники финансированияв [4] - методика анализа отрасли животноводства, оценка экономической эффективности программыв [5] - направления развития животноводства Воронежской области.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 118 наименований, и четырех приложений. Основное содержание работы изложено на 157 страницах компьютерного текста и включает 12 рисунков, 20 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы и внести конкретные предложения:

1. Установлено, что объектом региональной политики большинства стран рыночной экономики являются различные региональные (пространственные) неравенства (различия в темпах экономического развития отдельных регионов, в уровне и условиях жизни, в занятости и безработице, в темпах экономического развития отдельных регионов, в условиях поддержки и развития предпринимательства и т. д.). Одной из главных целей региональной политики является минимизация этих неравенств.

2. Проведенные в диссертационной работе исследования позволили идентифицировать основные цели и задачи региональной политики, эффективной формой реализации которой являются диверсифицированные региональные программы.

3. Анализ опыта регионального управления стран с рыночной экономикой показал, что в отдельных странах существуют разные принципы разделения властями (центральными и региональными) функций в сфере региональной-политики, специфические схемы сочетания макрои микроинструментов.

4. В результате исследования выявлено, что для отрасли молочного животноводства характерны имманентные особенности, которые выгодно отличают ее от других отраслей животноводства и делают перспективной и социально важной как в период рыночной трансформации, так и в последующие периоды.

5. В ходе исследования выявлено, что основное влияние на состояние молочной отрасли в Воронежской области оказывают денежные доходы населения, структура потребления им молочной продукции, эффективность управления и финансовое состояние предприятий молочной отрасли.

6. Анализ молочной отрасли показал, что перед сельхозпредприятиями области на сегодняшний день стоят следующие проблемы: оборудование отслужило 2−3 нормативных срока, пришло в негодность, не подлежит ремонту и требует полной замены. Простая замена оборудования не даст нужного эффекта. Как правило, целесообразно модернизировать весь комплекс с изменением технологии содержания скота и организации трудаплеменное животноводство является основой развития и эффективности для производителей молочной продукции и его главной задачей является повышение племенных и. продуктивных качеств животных разводимых пород крупного рогатого скотапродолжаются процессы экспансии московских компаний на областном рынке как путем активной сбытовой политики, так и посредством скупки контрольных пакетов региональных предприятий-производителейв области сложилась неблагоприятная структура ассортимента готовой молочной продукции, в результате чего платежеспособный спрос на производимую продукцию снизился, что приводит к значительному оттоку финансовых средств из областииз-за низкого качества молока молокоперерабатывающие предприятия области производят цельномолочную продукцию со сроком хранения, не превышающим 3-х дней, реализуют ее, в основном, на внутриобластном рынке и лишь незначительная ее часть (10 -15%) реализуется за пределами области.

7. В ходе исследования определены основные направления действий органов исполнительной власти по развитию молочной отрасли Воронежской области, разработана целевая программа развития молочной отрасли АПК Воронежской области на 2003;2005 годы. Основными задачами программы являются: увеличение объемов, качества и степени переработки молока, расширение ассортимента и организации выпуска высокотехнологичной продукции с длительным сроком храненияувеличение доходов предприятий за счет освоения рынков сбыта других регионов.

8. В процессе проведения исследований программно-целевого метода планирования и управления были выделены и обоснованы свойства региональных целевых программ. Анализ областной целевой программы на соответствие этим свойствам выявил существующие в ней недостатки, на его основе предложены варианты дополнения программы.

9. В условиях рыночной трансформации происходит реформирование всего аппарата управления агропромышленным комплексом (АПК). В связи с этим целесообразно создание в муниципальном районе на базе районного управления сельского хозяйства сельскохозяйственного органа, который выполнял бы три основные функции: организации государственного контроля и реализации в жизнь государственной аграрной политикирешения региональных аграрных проблемоказания помощи товаропроизводителям и другим субъектам рынка по их заявкам.

10. Оказание товаропроизводителям услуг в сфере консультационно-информационной деятельности, предполагает организацию информационного обеспечения процессов управления. С этой целью разработан механизм организации информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса региона.

11. Важнейшей задачей регионального управления является эффективный отбор инвестиционных программ и проектов, финансируемых из бюджетов региона и муниципальных образований. В диссертации разработана методика экспертизы и отбора региональных инвестиционных программ. Предлагаемая система оценки нацелена на решение следующих задач:

— приведение поступающих предложений соискателей бюджетного финансирования к единому стандарту;

— оценка различных проектов по единой шкале критериев, которые охватывают ключевые аспекты эффективности и значимости с точки зрения региональных интересов;

— повышение эффективности работы экспертов (приведение процесса экспертизы к стандартным процедурам значительно сократит время на рассмотрение проекта и принятие по нему решения, неизбежно произойдет повышение ответственности экспертов, так как каждому эксперту необходимо письменно засвидетельствовать принимаемое решение).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Armstrong N., Taylor J. Regional Economics and Policy. — L.: Harvesyer Wheatsheaf, 1993. 397 p.
  2. Lambooy J.C. Service Activities and Regional Development. Regional Development Strategies and Territorial Production Complexes // Nederlandse Geografische Studies.-Amsterdam, 1991, № 130.
  3. A.M., Козлов Л. А., Крючков В.H. Моделирование экономических программ. М.: статистика, 1980.
  4. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности /Под ред. Стра-жева В. И. Мн: Вышэйш. шк., — 1997.
  5. Ф. Франция: государственная система. М.: Международные отношения, -1994.
  6. С.С. Региональное развитие в Великобритании. М-: Высшая школа, — 1983.
  7. Д. Регион и федеральный центр: проблемы взаимоотношений // Проблемы теории и практики управления, 1999, № 3
  8. Ю.А. Оперативный анализ результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий. М.: Финансы и статистика, — 1982.
  9. Р.В. Американский федерализм и местное самоуправление // Федерализм и региональная политика: Проблемы и зарубежный опыт. Сборник научных трудов. Вып.1. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, — 1995.
  10. Ю.Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика. — 1997,416 с.
  11. П.Баклаженко Г., Концепция хозяйственного управления АПК // АПК: экономика, управление. 1998, № 6.
  12. С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития. М.: Финансы и статистика, -1984.
  13. С.В. Реконструкция ферм крупного рогатого скота. М.: Рос-сельхозиздат, 1987,-232 с.
  14. М.Буздалов. И. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития. М.: Наука, — 1993,270 с.
  15. В.П., Карасик Ю. М. Развитие селекции и совершенствование племенного дела в животноводстве. Киев: «Урожай», 1986, — 71 с.
  16. B.C. Программно-целевые методы в планировании промышленности. М.: 1988.
  17. P.P. Центры региональной политики в США // Федерализм и региональная политика: Проблемы и зарубежный опыт. Сборник научных трудов. Вып. З Новосибирск: ЭКОР, — 1996.
  18. Вопросы программно-целевого планирования. Новосибирск: Наука, 1975.
  19. А.Г. Региональная экономика и региональная наука в Советском Союзе и России // Регион: Экономика и социология. 1994, № 1.
  20. В. Модернизация экономической политики в странах Западной Европы // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 3.
  21. А.И. Рациональное использование кормов. М.: Росагропром-издат, 1990, — 252 с.
  22. Дейк И Ван, Остерхавен Я. Прошлое, настоящее, будущее голландской региональной политики // Регион: Экономика и социология. 1995, № 2.
  23. Й. Ван, Пелленбарг П.Х. Региональные проблемы и региональная политика в Нидерландах // Региональные исследования и территориальное развитие в Нидерландах. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, — 1995.
  24. М. Государственное управление: проблемы и перспективы // Проблемы теории и практики управления, 1999, № 6.
  25. А. Межбюджетные отношения в РФ: обеспечение единства интересов центра и регионов // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 4.
  26. Н. Обоснование выбора экономической стратегии региона // Проблемы теории и практики управления, 1998, № 3.
  27. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. — М.: Прогресс, 1966, 660 с.
  28. Ю.С. Основы молочного и мясного скотоводства. М.: Агропромиздат, 1985, — 349 с.
  29. О.В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивости развития АПК России. Волгоград, — 1995.
  30. В. Б. Дервиш А.В. Кормление сельскохозяйственных животных. -Минск: Ураджай, 1991, — 200 с.
  31. В. Основные принципы стратегии социально-экономического развития России // Проблемы теории и практики управления, 2001, № 5
  32. В.И., Кожухарь П. В. Программно-целевой подход и перспективное народнохозяйственное планирование. Кишинев, 1973.
  33. С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М., 1994. — 179 с.
  34. В. Формы и методы государственного управления // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 2
  35. Комплексные программы. Вопросы разработки и использования. М., 1978.
  36. Е. Особенности регионального и муниципального управления // Проблемы теории и практики управления, 1999, № 5
  37. В. О стратегии устойчивого функционирования региона (опыт Владимирской области) // Проблемы теории и практики управления, 2001, № 3
  38. В. Государство и экономика: меняющееся равновесие // Проблемы теории и практики управления, 2002, № 3
  39. X. Социальная рыночная экономика: германский путь. М.: Дело,-1994.
  40. Н.И. Задачи и методы региональной политики в странах рыночной экономики // Регион: Экономика и социология. 1994, № 4
  41. Н.И., Бауман Л. А. Региональная политика субъектов федерации: Региональная политика в Европе: Методическое пособие по спецкурсу. -Новосибирск: НГУ, 1994, 55 с.
  42. В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал -1993, № 9.
  43. М.Я., Панченко А. И. Комплексные программы в планировании народного хозяйства. М.: Экономика, — 1973.
  44. А.Я., Новиков А. В., Смирягин Л. В. Региональная стратегия России // Регион: Экономика и социология. 1994, № 3.
  45. В.В. Информационно-консультационная служба АПК России. -М.: Минсельхозпрод, 1998, № 3−4.
  46. А. Рыночная экономика бессильна без патроната государства // Проблемы теории и практики управления, 1998, № 6
  47. Д. Региональная политика как фактор экономического роста // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 1
  48. Г. И. Система управления агропромышленным комплексом в переходный период. М.: АгриПресс, 1998. — 297 с.
  49. Г. И. Экономический механизм государственного регулирования межрегиональных продовольственных связей // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998, № 2.
  50. Р. Местные власти стимуляторы малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 3
  51. В. США в 2002 г.: уроки роста и рецессии // Проблемы теории и практики управления, 2002, № 3
  52. С. Уроки западного регулирования для России // Проблемы теории и практики управления, 2001, № 4
  53. Методика по разработке инновационной программы «Развитие молочного скотоводства Острогожского и Павловского базовых районов Воронежской области» с обеспечением их кормовой базой на 2005−2010 года". М.: 2002, -32 с.
  54. Методические указания по разработке комплексных целевых программ развития промышленности городов. М.: ИЭП г. Москва, — 1983.
  55. Методические указания по разработке региональных комплексных программ. М., 1979.
  56. И. Информационно-консультационное обслуживание сельхозтоваропроизводителей // Экономика сельского хозяйства России. 1998, № 6.
  57. Модель формирования и функционирования управления сельского хозяйства муниципального района в рыночных условиях. М.: 2002, — 32 с.
  58. Обзор экономической политики России за 1998 год. — М.: РОСПЕН, -1999.72.0бластная целевая программа действий органов исполнительной власти по развитию молочной отрасли Воронежской области на 2003−2005 годы. Воронеж: 2002, — 63 с.
  59. К. Система местного управления в регионах России и опыт развитых стран // Проблемы теории и практики управления, 1999, № 5.
  60. А.Н. Анализ социально-экономического развитая региона (на примере Воронежской области). Сборник научных трудов. Воронеж: ВГЛТА, -2003.
  61. А.В., Беспалов В. А. Управление сельскохозяйственным производством. М.: Колос, 1995. 272 с.
  62. Повышение продуктивных и племенных качеств сельскохозяйственных животных: сборник научных трудов. Ставрополь: ССХИ, 1989, — 103 с.
  63. Положение о порядке разработки и реализации на территории Воронежской области комплексных целевых программ. // Коммуна № 153, 15.10.2002.
  64. Е.Е., Тамбовцев В. Л. Экономическая теория местного самоуправления. М.: МГУ, — 1997.
  65. Н.А. Аграрный потенциал России: перспектива развития. М.: Экономика, -1998.
  66. Программа экономического и социального развития Воронежской области на 2002−2006 годы.
  67. Программа стабилизации отраслей животноводства Воронежской области. М.: 2002, 93 с.
  68. Программно-целевой подход в планировании развития отраслевых комплексов. Новосибирск: Наука, 1979.
  69. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы развития российской экономики/ Рук. авт. колл. Д. С. Львов. М.: Наука, — 1993.
  70. Региональное программирование в развитых капиталистических странах. М.: Наука, 1974, 326 с.
  71. Региональное программирование в развитых странах /Под ред. Л. Н. Карпов.-М.: Наука, 1974, 168 с.
  72. Региональное программное планирование: вопросы теории и практики, /отв. ред. Шнипер Р. И., Новосибирск: Наука, 1981, 287 с.
  73. Региональные исследования за рубежом /Под ред. Павлова К.- М.: Наука, 1973, 290 с.
  74. Региональные комплексные программы и методы их разработки: сборник научных трудов. /Под ред. Маршаловой А. С., Новосибирск, 1980,170 с.
  75. А.Е. Теория и практика управления АПК. Минск, 1999. — 224с.
  76. H.A. Экономический анализ деятельности перерабатывающих предприятий АПК. М.: Агропромиздат, — 1990.
  77. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: «Экоперспектива», — 1997.
  78. Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности. Мн.: Институт современных знаний, — 1996.
  79. Г. В., Мисуно А. А. Резервы повышения эффективности сельскохозяйственного производства: методика выявления и подсчета. Мн.: Урад-жай, — 1990.
  80. Г. В., Мисуно А. А., Мисевич И. В. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий. Мн.: Ураджай, — 1987.
  81. В.Е. Современные тенденции региональной политики в России // Регион: Экономика и социология. 1995, № 3.
  82. Д., Трещевский Ю. Постановка целей государственного регулирования основа экономической политики // Проблемы теории и практики управления, 1998, № 3
  83. П.Е., Ораевская Г. А. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий: Учебник для вузов. М.: Финансы и статистика, — 1991.
  84. ., Козлов В. Роль и место информационно-консультационной службы в системе АПК региона. // АПК: экономика, управление. 1998, № 11.
  85. B.C. Организационно-правовой механизм районных агропромышленных формирований //АПК: экономика, управление. 1998, № 9.
  86. Социально-экономическое положение России. № 12 М.: Статистика, — 2002.
  87. В. Роль государства в реализации приоритетов социально-экономического развития США // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 5
  88. В. Экономика США в начале XXI века // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 3
  89. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: введение в теорию, практику и политику. — СПб.: Экономическая школа, 1995.
  90. А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики. 1998, № 3.
  91. Управление в XX веке: итоги и перспективы // Проблемы теории и практики управления, 1999, № 1.
  92. И.Г. Управление агропромышленным комплексом. М., 1985.-336 с.
  93. И.Г. Формирование рациональных систем управления в АПК. М.: Экономика и информатика, 1999, — 368 с.
  94. О государственной регистрации юридических лиц: Федеральный закон РФ от 21.03.2002, № 31-ФЗ // «Российская газета», № 53,26.03.2002
  95. X. тер. Пространственной планирование в Нидерландах: Много актеров на большой сцене // Региональные исследования и территориальное развитие в Нидерландах. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, — 1995.
  96. М.Ю. Производство молока и мяса в специализированных молочных и мясо-молочных хозяйствах. М.: «Колос», 1970.
  97. . Развитие и регулирование аграрной экономики США на рубеже веков // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 4
  98. В.Е. Современное федеративное государство. М.: МНИМП, — 1997.
  99. В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. -М.: ИНИОН РАН, 1995.
  100. С.М. Региональная политика России: состояние и перспективы // Регион: Экономика и социология. 1994, № 2
  101. Г. И. Аграрная политика и аграрные отношения в России в XX веке. М.: Наука, — 2000.
  102. Экономико-математические методы в анализе хозяйственной деятельности предприятий и объединений. М.: Финансы и статистика, — 1982.
Заполнить форму текущей работой