Диагностирование прецизионных узлов топливной аппаратуры тракторного дизеля по изменению давления в линии нагнетания топлива
К основным показателям дизельного двигателя относятся мощность, крутящий момент и расход топлива. При эксплуатации со временем происходит изменение регулировочных параметров, возникают неисправности, которые сопровождаются уменьшением мощности на 10 — 20%, увеличением расхода топлива на 10−25%. Как следствие, растут эксплуатационные затраты. В литературе отмечается, что в большинстве случаев… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Состояние вопроса, научная гипотеза и задачи исследования
- 1. 1. Состояние топливной аппаратуры в условиях эксплуатации 7 техники
- 1. 2. Методы и технические средства диагностирования топливной 10 аппаратуры тракторных дизелей
- 1. 3. Выбор места установки датчика давления при диагностировании 18 топливной аппаратуры
- 1. 4. Выбор режима работы тракторного дизеля в процессе 21 диагностирования топливной аппаратуры
- Научная гипотеза и задачи исследования
- Глава 2. Теоретические предпосылки диагностирования прецизионных узлов топливной аппаратуры по изменению давления 25 в линии нагнетания топлива
- 2. 1. Анализ методов моделирования процесса подачи топлива
- 2. 2. Моделирование процесса подачи топлива с учётом износа прецизионных узлов топливной аппаратуры, вязкости и 32 сжимаемости топлива
- 2. 3. Оценка влияния прецизионных узлов на изменение давления в линии 54 нагнетания топлива
- Глава 3. Методика экспериментальных исследований
- 3. 1. Программа экспериментальных исследований
- 3. 2. Основные положения методики проведения экспериментальных 67 исследований и методика обработки полученных данных
- 3. 3. Экспериментальная установка, оборудование, приборы, 73 информационно-измерительная система
- Глава 4. Результаты экспериментальных исследований
- 4. 1. Анализ влияния параметров технического состояния прецизионных узлов топливной аппаратуры на изменение давления в линии 83 нагнетания топлива
- 4. 2. Технология диагностирования прецизионных узлов топливной аппаратуры дизельного двигателя по изменению давления в линии нагнетания топлива
- Глава 5. Оценка экономической эффективности
- 5. 1. Методика определения экономического эффекта
- 5. 2. Расчёт экономической эффективности
Диагностирование прецизионных узлов топливной аппаратуры тракторного дизеля по изменению давления в линии нагнетания топлива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К основным показателям дизельного двигателя относятся мощность, крутящий момент и расход топлива. При эксплуатации со временем происходит изменение регулировочных параметров, возникают неисправности, которые сопровождаются уменьшением мощности на 10 — 20%, увеличением расхода топлива на 10−25%. Как следствие, растут эксплуатационные затраты. В литературе отмечается, что в большинстве случаев изменение характеристик дизеля вызывается неисправностями топливной системы, на которую приходится 45−60% [18,19,23,24,29] всех отказов, возникающих в дизельном двигателе, основной причиной которых является неудовлетворительное состояние прецизионных узлов.
Анализ существующих методов и технических средств диагностирования прецизионных узлов показал, что большинство из них требуют предварительной разборки топливной аппаратуры (ТА) перед диагностированием, а трудоемкость операций возрастает при диагностировании многоцилиндровых тракторных дизелей.
Поэтому исследования, направленные на разработку методов и средств технического диагностирования прецизионных узлов ТА, которые позволяют быстро и эффективно оценивать их состояние, являются актуальными.
Цель исследования. Сокращение материальных и трудовых затрат при диагностировании прецизионных узлов топливной аппаратуры тракторных дизелей с рядными топливными насосами высокого давления (ТНВД) за счёт совершенствования метода и технологии технического диагностирования.
Объект исследования. Процессы изменения давления топлива в линии нагнетания при изнашивании прецизионных узлов топливной аппаратуры.
Предмет исследования. Закономерности изменения давления топлива в линии нагнетания в зависимости от технического состояния прецизионных узлов.
Научную новизну представляют:
— зависимости изменения давления в линии нагнетания топлива от технического состояния прецизионных узлов ТА в режиме свободного разгона тракторного дизеля;
— взаимосвязи между диагностическими и структурными параметрами технического состояния плунжерных пар, нагнетательных клапанов и распылителей.
— метод безразборного диагностирования прецизионных узлов ТА тракторных дизелей с рядными ТНВ Д.
Практическая значимость. Разработаны информационно-измерительная система (ИИС) и технология диагностирования, позволяющие проводить техническое диагностирование прецизионных узлов ТА тракторных дизелей с рядными ТНВД, которые упрощают процесс оценки технического состояния, сокращают время и трудоемкость постановки диагноза, снижают затраты на техническое диагностирование. Техническая новизна ИИС для диагностирования ТА дизельного двигателя внутреннего сгорания (ДВС), реализующая разработанный метод, подтверждена патентом РФ.
Реализация результатов исследования. Работа выполнена в соответствии с планом НИР ГНУ СибИМЭ Россельхозакадемии «Разработать технологии и технические средства для обеспечения работоспособности сельскохозяйственной техники нового поколения в производственно-климатических условиях Сибири на основе комплексного использования информационных ресурсов при технической эксплуатации машин», номер государственной регистрации 09.06.01.17.Н5.
Разработанная информационно-измерительная система и технология диагностирования топливной аппаратуры тракторных дизелей с рядными ТНВД прошли производственную проверку в условиях муниципального унитарного предприятия (МУЛ) Болотнинского района «Болотнинское автотранспортное предприятие (АТП)» и рекомендованы для диагностирования ТА дизельных ДВС в условиях эксплуатации и стационарных условиях.
Материалы исследования рассмотрены и одобрены, а исходные требования на устройство для диагностирования ТА дизельных ДВС утверждены НТС департамента АПК Новосибирской области.
Технология диагностирования ТА дизельного ДВС внедрена в учебный процесс для обучения студентов по дисциплине «Контроль технического состояния и техническое обслуживание автомобилей» в ГОУ ВПО Н111У на факультете «Технологии и предпринимательства». е.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы доложены и одобрены: на международных научно-практических конференциях: «Информационные технологии, системы и приборы в АПК» (г. Новосибирск 2009 г.) — «Новейшие направления развития аграрной науки», (р.п. Краснообск, 2010 г.) — «Актуальные вопросы научного обеспечения производства сельскохозяйственной продукции в Сибири» (р.п. Краснообск, 2011 г.) — «Актуальные проблемы сельского хозяйства горных территорий» (г. Горно-Алтайск, 2011 г.) — «Инновационные технологии сервиса транспортных средств» г. Новосибирск, 2011 г.) — на международном молодёжном инновационном t форуме в Сибири «Интерра» (г. Новосибирск, 2010 г.) — на Ученом Совете ГНУ СибИМЭ Россельхозакадемии (р.п. Краснообск, 2008;2011 гг.). Работа удостоена гранта мэрии г. Новосибирска как победитель конкурса научных работ молодых учёных (г. Новосибирск 2010;2011 гг.).
Публикации. Материалы, отражающие основное содержание диссертационной работы, опубликованы в 10 печатных работах, в том числе в одном патенте РФ на полезную модель и двух работах в изданиях, указанных в «Перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий», рекомендованном ВАК.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, общих выводов, библиографического списка и приложений. Объём работы составляет 125 страниц основного текста, 43 рисунка, 14 таблиц и приложения. Библиографический список состоит из 118 источников, из них три на иностранном языке.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1. Установлено, что до 45−60% отказов в тракторном дизеле приходится на топливную систему. Состояние ТА в условиях эксплуатации тракторов является неудовлетворительным, а существующие средства и технологии диагностирования прецизионных узлов ТА тракторных дизелей имеют недостатки, выраженные в высокой трудоёмкости диагностирования, низкой достоверности диагноза, частичной разборке элементов топливной системы.
2. Показано, что дизель при проведении диагностирования должен работать в переходном режиме свободного разгона, при котором обеспечивается полная цикловая подача топлива и его загрузка.
3. Моделированием процесса подачи топлива установлено, что при предельном состоянии распылителя и плунжерной пары давление топлива в линии нагнетания уменьшается на 40%, а износ нагнетательного клапана приводит к увеличению давления начала подачи топлива в линии нагнетания на 20%. Такое существенное изменение давления отражает тесную взаимосвязь между техническим состоянием распылителя, плунжерной пары, нагнетательного клапана с изменением давления в линии нагнетания топлива, которая подтверждается увеличением утечек топлива на 84% через образовавшиеся неплотности в прецизионных узлах в результате их износа до предельного состояния.
4. Разработана ИИС диагностирования прецизионных узлов ТА тракторных дизелей с рядными ТНВД, которая состоит из аналогово-цифрового преобразователя, персонального компьютера, датчиков, монтируемых на ДВС и ТА, коммутационных элементов и программного обеспечения. ИИС позволяет проводить исследования процесса изменения давления топлива в режиме свободного разгона дизеля и определять такие числовые параметры, как: давление начала подачи топлива, давление конца подачи топлива, максимальное давления импульса подачи топлива, длительность импульса подачи топлива, частота вращения и ускорение коленчатого вала тракторного дизеля.
5. Теоретическими и экспериментальными исследованиями определены перечень и значения диагностических параметров. Для диагностирования плунжерных пар используется значение изменения максимального давления в линии нагнетания топлива, которое не должно опускаться ниже 30 МПа. Для диагностирования распылителей используется значение максимального давления, полученное в области номинальной частоты вращения коленчатого вала двигателя, значения параметра лежат в диапазоне от 36 до 42 МПа. Диагностирование нагнетательных клапанов осуществляется по параметру изменения давления начала подачи топлива в линии нагнетания, значения параметра должно лежать в диапазоне от 0,5 МПа до 3 МПа. Значения диагностических параметров получают в режиме свободного разгона тракторного дизеля.
6. Разработанные регрессионные модели, характеризующие зависимость изменения давления топлива в линии нагнетания от состояния прецизионных узлов, в режиме свободного разгона дизеля, позволяют оценивать состояние плунжерной пары, распылителя, нагнетательного клапана с погрешностью, не превышающей 5%.
7. Разработана технология и метод диагностирования прецизионных узлов ТА тракторных дизелей с рядными ТНВД с использованием ИИС, которые позволяют снизить трудоёмкость диагностирования в 3 раза за счёт сокращения времени на проведение операций по техническому диагностированию и постановки диагноза.
8. В результате расчёта экономической эффективности применения технологии и ИИС для технического диагностирования прецизионных узлов ТА получена экономия от снижения затрат при диагностировании четырехцилиндрового дизеля в размере 260 рублей на одно диагностирование.
Список литературы
- ГОСТ 20 793–86. Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание. М.: Изд-во стандартов, 1987. — 17 с.
- ГОСТ 4749–73. Топливо для быстроходных дизелей. М.: Изд-во стандартов, 1980.-5 с.
- ГОСТ 17 510–79. Надежность в технике. Система сбора и обработки информации. Планирование наблюдений. М.: Изд-во стандартов, 1979. — 23 с.
- ГОСТ 20 911–89. Техническая диагностика. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1990. — 13 с.
- ГОСТ 23 435–79. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Номенклатура диагностических параметров. М.: Изд-во стандартов, 1979. — 8 с.
- ГОСТ 18 509–80. Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний. М.: Изд-во стандартов, 1985. — 58 с.
- ГОСТ 20 760–75. Техническая диагностика. Тракторы. Параметры и качественные признаки технического состояния. М.: Изд-во стандартов, 1975. -12 с.
- ГОСТ 20 417–75. Техническая диагностика. Общие положения о порядке разработки систем диагностирования. М.: Изд-во стандартов, 1975. — 4 с.
- ГОСТ 25 044–81. Диагностирование автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. Основные положения. М.: Изд-во стандартов, 1982. — 9 с.
- ГОСТ 24 925–81. Техническая диагностика. Тракторы. Приспособленность к диагностированию. Общие технические требования. М.: Изд-во стандартов, 1981.-14 с.
- ГОСТ 22 870–84. Техническая диагностика. Тракторы сельскохозяйственные. Правила диагностирования. — М.: Изд-во стандартов, 1984.-8 с.
- ГОСТ 22 631–77. Техническое диагностирование тракторов и сельскохозяйственных машин. Общие требования. М.: Изд-во стандартов, 1977. — 8 с.
- ГОСТ 23 603–79. Статистическая оценка нагруженности машин и механизмов. Методы выбора условий проведения испытаний. М.: Изд-во стандартов, 1979. — 13 с.* *
- Автомобильный справочник / Б. С. Васильев, М. С. Высоцкий, К. Л. Гаврилов, В. М. Приходько и др. М.: Машиностроение, 2004. — 704 с.
- Автомобильный справочник: пер. с. англ. / Г. С. Дугин, Е. И. Комаров, Ю. В. Онуфрийчук. М.: ЗАО «ОСИ «За рулем», 2004. — 992 с.
- Альт В. В., Добролюбов И. П., Савченко О. Ф. Информационное обеспечение экспертизы состояния двигателей / В. В. Альт. Новосибирск: СО РАСХН, 2001.-220 с.
- Амельченко П. А., Бычков Н. И., Козлов Е. Н., Подкидыш Ф. Г. Эксплуатация тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102. М.: Росагропромиздат, 1991. -171 с.
- Андреев Ю. В., Свистула А. Е. Быстроходные дизели производства зарубежных стран: учеб. пособие. Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, 2002. — 169 с.
- Астахов И. В. Динамика процесса впрыска топлива в быстроходных дизелях. Киев.: Бюро новой техники, 1948. — 91 с.
- Астахов И. В. Топливные системы и экономичность дизелей / И. В. Астахов, Л. Н. Голубков, В. И. Трусов. -М.: Машиностроение, 1990. 288 с.
- Ачкасов К. А., Вегера В. П. Справочник начинающего слесаря: ремонт и регулирование приборов системы питания и гидросистемы тракторов, автомобилей, комбайнов. М.: Агропромиздат, 1987. — 352 с.
- Баловнев В. И. Автомобили и тракторы: краткий справочник / В. И. Баловнев, Р. Г. Данилов. М.: Академия, 2008. — 384 с.
- Барский И. Б. Конструирование и расчет тракторов. М.: Машиностроение, 1980.-335 с.
- Баширов Р. М. Топливные системы автотракторных и комбайновых дизелей, конструктивные особенности и показатели работы. Уфа: БГАУ, 200 -156 с.
- Баширов Р. М. Основные показатели работы топливных систем автотракторных дизелей. Ульяновск, 1978. — 85 с.
- Баширов Р. М. Топливоподающие системы автотракторных дизелей. Уфа: БГАУ, 1969. — 129 с.
- Белов В. В. Снижение влияния колебаний на качество работы сельскохозяйственных агрегатов // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2000. — № 1. — С. 30−32.
- Вельских В. И. Диагностика технического состояния и, регулировка тракторов. М.: Колос, 1973. — 495 с.
- Белявцев А. В., Процеров А. С. Топливная аппаратура автотракторных дизелей: конструктивные особенности и эксплуатация. М.: Росагропромиздат, 1988.-223 с.
- Биргер И. А. Техническая диагностика. М.: Машиностроение, 1978. — 240 с.
- Бледных В. В., Северный А. Э. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: учеб. пособие / В. И. Черноиванов. — Москва -Челябинск: ГОСНИТИ. ЧГАУ, 2003. 492 с.
- Вантюсов Ю. А. Динамика механических цепей сельскохозяйственных агрегатов. Саранск: Изд-во Сарат. ун-та, 1984. — 204 с.
- Вантюсов Ю. А., Поповский А. А., Макевнин А. В. Система контроля и регистрации энергетических процессов мобильных агрегатов // Техника всельском хозяйстве. 1989. — № 3. — С. 46−47.
- Веденяпин Г. В. Общая методика экспериментального исследования и обработки опытных данных / Веденяпин Г. В. М.: Колос, 1973. — 199 с.
- Габитов И. И. Обеспечение надежности топливной аппаратуры дизелей сельскохозяйственного назначения в процессе ее эксплуатации / И. И. Габитов.- Санкт-Петербург: СПбГАУ, 2000. 317 с.
- Габитов И. И., Неговора А. В. Топливная аппаратура автотракторных дизелей / И. И. Габитов, А. В. Неговора. Уфа: БГАУ, 2004. — 216 с.
- Гольверк О. А., Бойко В. Д. Исследование эксплуатационной надежности топливной аппаратуры тракторов Т-74 // Механизация и электрификация сельского хозяйства: републ. межведомств, тематич. научнотехнич. сб. 1971. -№ 15.-С. 55−60.
- Гольверк А. А., Вагнер И. В. Методика испытаний топливной аппаратуры дизелей. Киев: Урожай, 1964. — 152 с.
- Горбаневский В. Е., Горбач Р. Н. Оборудование для испытания топливной аппаратуры дизелей. М.: Машиностроение, 1981. — 198 с.
- Гребенников А. С. Диагностирование автотракторных двигателей динамическим методом. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002. — 196 с.
- Грехов JI. В., Светлов В. А, Сячинов А. В. Автоматизированный комплекс для исследования и диагностирования топливных систем дизельных двигателей. Рабочие процессы дизелей: учеб. пособие. — Барнаул: АлтГУ, 1995.- 160 с.
- Грехов Л. В., Иващенко Н. А., Марков В. А. Топливная аппаратура и системы управления дизелей: учебник для вузов. М.: Легион-Автодата, 2004.- 344 с.
- Гурин Т. Ю. Повышение долговечности форсунок автотракторных дизелей модернизацией распылителей. Дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. Омск, 2010.
- Гуров О. Б., Змановский В. А., Стремнин В. А., Криков А. М. Диагностика и техническое обслуживание машин / О. Б. Гуров, В. А. Змановский, В. А. Стремнин, А. М. Криков // Сб. науч. тр., вып. 8, часть 2 / СО ВАСХНИЛ
- СибИМЭ. Новосибирск: Западно-сибирское книжное издательство, 1972. -182 с.
- Двигатели внутреннего сгорания: теория поршневых и комбинированных двигателей / Д. Н. Вырубов, Н. А. Иващенко, В. И. Ивин, А. С. Орлин и др. -М.: Машиностроение, 1983.-372 с.
- Диагностирование дизелей / Е. А. Никитин, Л. В. Станиславский, Э. А. Улановский и др. М.: Машиностроение, 1987. — 224 с.
- Диагностические испытания дизелей / В. М. Лившиц, А. А. Моносзон, Г. П. Бобрышев // Журнал «Автомобильная промышленность». 1998. — № 2. — С. 2326.
- Дизели: справочник / Б. П. Байков, С. М. Баранов, В. А. Ваншейдт, И. П. Воронов, Л. В. Гендлер и др.- под ред. В. А. Ваншейдта. Л.: Машиностроение, 1964. — 600 с.
- Динамический метод эксплуатационной диагностики автотракторных двигателей: научно-технический бюллетень № 5 / В. М. Лившиц. -Новосибирская область: СО ВАСХНИЛ, 1978.
- Добролюбов И. П., Савченко О. Ф., Альт В. В. Идентификация состояния сельскохозяйственных объектов измерительными экспертными системами. — Новосибирск: СО РАСХН, 2003. 209 с.
- Домников И. Ф. Техническая диагностика машин. М.: Моск. рабочий, 1978.- 152 с.
- Дролов Л. В. Исследование способа оценки технического состояния дизельных двигателей по характеристикам переходного процесса в эксплуатационных условиях. Дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. Новосибирск, 1981.
- Дьяченко Н. X. Теория двигателей внутреннего сгорания / Н. X. Дьяченко. -Л.: Машиностроение, 1974. 552 с.
- Евсиков А. В., Попов В. Я. Технология производства и ремонта топливной аппаратуры дизелей. М.: Машгиз, 1958. — 307 с.
- Ежевский А. А., Черноиванов В. И., Федоренко В. Ф. Научно-аналитический обзор (по материалам выставки «SIMA 2005») / А. А. Ежевский, В. И. Черноиванов, В. Ф. Федоренко. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005. — 224 с.
- Ждановский Н. С., Улитовский Б. А., Аллилуев В. А. Диагностика дизелей автотракторного типа. Л.: Колос, 1970. — 192 с.
- Ждановский Н. С., Николаенко А. В. Надежность и долговечность автотракторных двигателей / Н. С. Ждановский, А. В. Николаенко. Л.: Колос, 1981.-296 с.
- Загородских Б.П., Хатько В. В. Ремонт и регулирование топливной аппаратуры автотракторных и комбайновых двигателей / Б. П. Загородских, В. В. Хатько. -М.: Россельхозиздат, 1986. 142 с.
- Косенко Б. Ф., Тюркин Б. П. Тракторы: справочная книга. Л.: Лениздат, 1968.-502 с.
- Костин А. К. Работа дизелей в условиях эксплуатации: справочник / А. К. Костин, Б. П. Пугачев, Ю. Ю. Кочинев- под ред. А. К. Костина. Л.: Машиностроение, 1989. — 284 с.
- Кривенко П. М., Федосов И. М. Дизельная топливная аппаратура. М.: Колос, 1970.-536 с.
- Крохотин Ю. М. Дизельные двигатели иномарок. Отказы и неудовлетворительная работа. Причины и способы устранения. М.: Легион-Автодата, 2000 — 76 с.
- Крючков С. В. Совершенствование методов и средств контроля показателей топливоподачи при испытаниях топливных насосов тракторных двигателей. Дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. Саранск, 2006.
- Кудрин А. И. К вопросу о диагностировании топливной аппаратуры дизелей. / А. И. Кудрин. Челябинск: ЧПИ, 1974. — 106 с.
- Кулешов А. С., Грехов Л. В. Математическое моделирование и компьютерная оптимизация топливоподачи и рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания. М.: МГТУ, 2000. — 64 с.
- Купер Дж., Макпилен К. Вероятностные методы анализа сигналов и систем. Пер. с англ. М.: Мир, 1989. — 376 с.
- Кутовой В. А. Впрыск топлива в дизелях. М.: Машиностроение, 1981. -119 с.
- Кутьков Г. М. Теория трактора и автомобиля. М.: Колос, 1996. — 287 с.
- Ленин И. М., Малашкин О. М., Самоль Г. И., Костров А. В. Системы топливоподачи автомобильных и тракторных двигателей. М.: Машиностроение, 1976. — 287 с.
- Лившиц В. М. Управление технологическими процессами технического обслуживания машинотракторного парка (методы, алгоритмы, средства): научно-технический бюллетень / В. М. Лившиц. Новосибирская область: СО ВАСХНИЛ, 1987.
- Лившиц В. М. Развитие методов и средств повышения эффективности использования сельскохозяйственной техники: научно-технический бюллетень № 42 / В. М. Лившиц. Новосибирская область: СО ВАСХНИЛ, 1981.
- Лившиц В. М. Динамический метод эксплуатационной диагностики автотракторных двигателей: научно-технический бюллетень № 5 / В. М.
- Лившиц. Новосибирская область: СО ВАСХНИЛ, 1978.
- Лившиц В. М., Добролюбов И. П., Дролов Л. В. Динамический метод диагностики автотракторных двигателей. Часть 3. Методика экспериментальных исследований: метод, рекомендации. Новосибирск: СО ВАСХНИЛ, 1983. -115 с.
- Лышевский А. С. Системы питания дизелей: учеб. пособие / А. С. Лышевский. М.: Машиностроение, 1981. — 216 с.
- Лышевский А. С. Процессы распыливания топлива дизельными форсунками. М.: Машгиз, 1963. — 177 с.
- Марков В. А., Баширов Р. М., Габитов И. И. Токсичность отработавших газов дизелей. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. — 376 с.
- Марков В. А., Девянин С. Н., Мальчук В. И. Впрыскивание и распыливание топлива в дизелях. М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. — 360 с.
- Митропольский А. К. Техника статистических вычислений / А. К. Митропольский. М.: Наука, 1971. — 576 с.
- Налимов В. В, Голикова Т. И. Логические основания планирования эксперимента / В. В. Налимов, Т. И. Голикова. М.: Наука, 1980. — 64 с.
- Неговора А. В. Улучшение эксплуатационных показателей автотракторных дизелей совершенствованием конструкции и технологии диагностирования топливоподающей системы. Дисс. на соиск. уч. ст. д-ра техн. наук. Санкт-Петербург-Пушкин, 2004.
- Немцев А. Е. Система технического сервиса в АПК / А. Е. Немцев. -Новосибирск: РАСХН сиб. отд-ние СибИМЭ, 2002. 264 с.
- Николаенко А. В. Диагностика, повышение эффективности, экономичности и долговечности двигателей / А. В. Николаенко. — Л.: Колос, 1982. 257 с.
- Обеспечение работоспособности автотракторных дизельных двигателей: учеб. пособие / Б. С. Антропов, Е. П. Слабов, Ю. 3. Звонкин и др. -Ярославль: ЯГТУ, 2005. 186 с.
- Ольшевский С. Н. Комплексный контроль технического состояния ДВС по параметрам переходных режимов. Дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. Новосибирск, 2005.
- Павлов Б.В. Технический сервис в сельскохозяйственных предприятиях и организациях. Сб. статей / РАСХН Сиб. отд-ние. СибИМЭ. Новосибирск, 2005.-176 с.
- Петровский Д. И. Диагностирование топливной системы высокого давления дизелей по амплитудно-фазовым параметрам топливоподачи. Дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — Москва, 2004.
- Подлевских А. П. Разработка и обоснование параметров технологической оснастки для ремонта двигателей внутреннего сгорания. Дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. Оренбург, 2006.
- Пронин В.М., Прокопенко В. А. Технико-экономическая оценка эффективности сельскохозяйственных машин и технологий по критерию часовых эксплуатационных затрат. М.: ООО «Столичная типография». 2008. -162 с.
- Родичев В. А., Родичева Г. И. Тракторы и автомобили. М.: Агропромиздат, 1986.-251 с.
- Савченко О. Ф., Добролюбов И. П., Альт В. В., Ольшевский С. Н. Автоматизированные технологические комплексы экспертизы двигателей. -Новосибирск: СО РАСХН, 2006. 272 с.
- Сафарбаков А. М., Лукьянов А. В., Пахомов С. В. Основы технической диагностики: учеб. пособие. Иркутск: ИрГУПС, 2006. — 216 с.
- Свиридов Ю. Б., Малявинский Л. В., Вихерт М. М. Топливо и топливоподача автотракторных дизелей. Л.: Машиностроение, 1979. — 248 с.
- Системы управления дизельными двигателями: пер. с нем. / Ю. Г. Грудский, А. Г. Иванова. М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2004. — 480 с.
- Соловьев Д. Е. Разработка метода диагностирования дизеля в условиях эксплуатации с использованием неустановившихся режимов работы. Дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. Москва, 2004.
- Спиридонов С. Б. Повышение долговечности топливных насосов высокого давления распределительного типа. Дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. Омск, 2006.
- Спиридонов А. А. Планирование эксперимента при исследовании технологических процессов / А. А. Спиридонов. М.: Машиностроение, 1981. -184 с.
- Справочник по тракторам «Кировец» / М. Г. Пантюхин, JI. И. Безверхний, Н. А. Березин и др. М.: Колос, 1982. — 271 с.
- Справочник слесаря по топливной аппаратуре двигателей / А. А. Зарин, А. Э. Зарин, В. Е. Логинов и др. М.: Машиностроение, 1990. — 288 с.
- Станиславский Л. В. Техническое диагностирование дизелей / Л. В. Станиславский. Киев- Донецк: Головное изд-во, 1983. — 136 с.
- Техническая диагностика тракторов и зерноуборочных комбайнов / В. А. Аллилуев, Н. С. Ждановский, A.B. Николаенко и др. М.: «Колос», 1978. -287с.
- Тракторы «Беларус» семейств МТЗ и ЮМЗ. Устройство, работа, техническое обслуживание / Я. Е. Белоконь, А. И. Окоча, Г. В. Шкаровский и др. ПКФ «Ранок», 2003. — 257 с.
- Файнлейб Б. Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей: справочник. Л.: Машиностроение, 1990. — 352 с.
- Федотов Г. Б., Левин Г. И. Топливные системы тепловозных дизелей. Ремонт, испытания, совершенствование. — М.: Транспорт, 1983. 192 с.
- Фомин Ю.Я. и др. Топливная аппаратура дизелей: Справочник / Ю. Я. Фомин, Г. В. Никонов, В. Г. Ивановский. М.: Машиностроение, 1982. — 168с.
- Цифровой виртуальный прибор для определения технического состояния топливного насоса высокого давления дизеля / Е. А. Пучин, С. В. Данилов // Журнал «Техника и оборудование для села». 2009. — № 2. — С. 32−33.
- Чемазоков М. М. Улучшение показателей работы тракторных дизелей путем совершенствования режима настройки топливных насосов высокого давления при выполнении ремонтно-обслуживающих работ. Дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. Нальчик, 2006.
- Черепанов Д. А. Расчетно-экспериментальная модель изнашивания опор скольжения коленчатых валов поршневых ДВС. Дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. -Санкт-Петербург, 2004.
- Черноиванов В. И. Концепция развития технического сервиса в АПК России на период до 2010 года / В. И. Черноиванов. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. — 200 с.
- Шпилько А.В., Драгайцев В. И. и др. Экономическая эффективность механизации сельскохозяйственного производства. -М.: РАСХН, 2001. 346 с.
- Юлдашев А. К., Медведев В. М., Юлдашев А. А. Динамические характеристики автотракторных двигателей // Труды II Международной научно-практической конференции «Автомобиль и техносфера». Казань: изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2001. — С. 187−190.
- Mauer G.F., Watts R.J. Combustion engine performance diagnostics by kinetic energy measurement Trans ASME J. Eng. Gas Turbines and Power, 1990−112. № 3.- p.301−307.
- Mollenhauer K., Tschoeke H. Handbook of diesel engines Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2010−636.
- Delphi Diesel Systems, Publication №: DDNX125(EN) Delphi Diesel Aftermarket Operations UK, 2002 — 76.